Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проалкогольные и антиалкогольные традиции в европейской культуре : становление и современные социокультурные практики Ловчев, Владимир Михайлович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ловчев, Владимир Михайлович. Проалкогольные и антиалкогольные традиции в европейской культуре : становление и современные социокультурные практики : диссертация ... доктора исторических наук : 24.00.01 / Ловчев Владимир Михайлович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2013.- 483 с.: ил. РГБ ОД, 71 14-7/19

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Наркотическая проблема и ее составная часть проблема алкогольная в начале XXI века в России исключительно остры. Отражая драматическую ситуацию, к алкогольной теме обращаются писатели и поэты, художники и кинематографисты. Несложное по своей структуре химическое вещество – этиловый спирт (С25-ОН) в лице своих производных – водки, абсента, самогона, вина, шампанского, пива – стало источником бесконечного числа образов и сюжетов для произведений отечественной и мировой культуры.

Обладая удивительной способностью формировать ярых поклонников и столь же яростных критиков, алкогольные изделия прочно заняли внушительное место в духовной культуре многих народов.

Сила пристрастий и антипатий к алкоголю затрудняет адекватное отражение проблемы. Ей противостоят, в частности, глубоко укорененные представления о привлекательности алкогольных моделей поведения. Показательная передовая статья из журнала «Будем»: «... на протяжении тысяч лет история человечества и культура вина идут, что называется, рука об руку». «Испокон веку человечество тянется к наполненному кубку, заглядывает в пенную чашу, припадает к искрометному бокалу», – утверждает составитель своего рода алкогольной хрестоматии.

Отечественные «алкоголеведы» не уникальны в своих подходах. В солидной книге об истории французского виноделия (автор Марсель Лашив) утверждается: «Согласно Библии, где вино упомянуто 650 раз, виноградная лоза была создана на третий день творения вместе с другими растениями (Бытие. 1:12)». То есть предыстория вина относится к периоду… до создания человека!

Если предыдущий сюжет можно назвать «извечное существование», то последующий – «извечное одобрение»: «Все писатели и историки как древнего, так и новейшего времени с восторгом относились к открытию разработки вина, которое весьма удачно названо одним из древних поэтов: наградой, данной человеческому роду за претерпенные им бедствия во время потопа».

Нетрудная, на первый взгляд, задача – найти и систематизировать в истории культуры факты за и против алкоголя – представляет большую сложность. Например, в ней проявляется обман слов, о чем писал еще Плутарх: «…разбавленное вино мы называем вином, хотя вода в нем составляет большую часть» [Плутарх. Наставление супругам. 20]. Слова Плутарха за свои почти две тысячи лет не утратили актуальности. Винопотребление Цезаря в биографии Клеопатры (изданной в наиболее престижной биографической серии «Жизнь замечательных людей») выглядит следующим образом: «…все знали, что император вообще не пьет» , и через 20 страниц: «Цезарь ел совсем мало, а пил еще меньше. Он никогда не пьянел…». Еще больше вопросов вызывает термин «злоупотребление алкоголем».

Отражение алкоголя в понятиях составляло одну сторону проблемы. Другой стороной проблемы являлось соотнесение алкоголя с прочими наркотическими веществами, вошедшими в быт современного человека. Они представляли для алкоголя своеобразное зеркало, с помощью которого можно было различить в восприятии алкогольных изделий черты общего отношения к наркотикам, и особый, культовый статус так называемого «дара Диониса». Для анализа проблемы используется следующее понятие: «Психоактивное вещество (или субстанция) – вещество, которое при приеме внутрь воздействует на психический процесс, например, познавательные функции и эмоциональные реакции». Этот термин является наиболее нейтральным и описательным для всего класса проблем, связанных с наркотическими веществами.

Понятие «культура» в современной науке исключительно многообразно. Автор диссертации рассматривает культуру как единство ценностей, ритуалов (обычаев) и символов. Каждый из элементов является обязательным для полноценного функционирования культуры, но в ходе анализа осуществлялся, в значительной мере, «взгляд сверху». В первую очередь рассматривалась вершина культуры, ее ценности, отраженные в произведениях литературы и искусства. Именно они обладают максимальной жизнеспособностью, транслируются в последующие века через систему образования, театрализованные постановки и экранизации, цитирование в произведениях искусства последующих веков (что особенно типично для культуры постмодернизма). Для понимания этого смыслового ядра культуры применяется понятие «Пронаркотическое культурное поле».

Степень научной разработанности проблемы исследования. Образцом комплексного подхода к материальным основам распространения алкогольных изделий являются, с точки зрения автора диссертации, исследования Ф. Броделя. Однако по отношению к историко-культурным аспектам алкогольной проблемы аналогичного исследования обнаружить не удалось. Ситуация оказывается противоречивой. С одной стороны, масса частных исследований по истории культуры, в первую очередь, биографического жанра, затрагивает отношение деятелей культуры к ПАВ. С другой стороны, попытки сквозного рассмотрения проблемы приводят к акценту либо на привлекательность алкогольных моделей поведения, либо к педалированию антиалкогольных устремлений. Выводы из таких односторонних подходов негативно сказываются на профилактике алкогольной проблемы. Они дают основания утверждать, что на Руси либо «всегда пили», либо «всегда боролись с пьянкой».

Предпосылкой объективного рассмотрения диалектики проалкогольной и безалкогольной традиции является введение нового поля исследования – зон духовной культуры, свободных от алкогольных образов (утверждающих или отрицающих потребление алкоголя).

Автору не удалось пока обнаружить в отечественной и зарубежной науке ни одного диссертационного исследования диалектики проалкогольной и антиалкогольной традиций в Европе. В этом наблюдается существенное отличие от темы «Алкоголь в российской культуре», где отдельные периоды развития проалкогольных и антиалкогольных традиций рассматриваются как составная часть алкогольного вопроса в фундаментальных диссертационных работах (например, диссертация А.Г. Быковой). Тщательно изучены алкогольные проблемы ряда российских регионов в отдельные периоды (например, историками И.Е. Алексеевым и А.Л. Афанасьевым). В данных работах рассматривается, в частности, отношение к алкоголю видных деятелей культуры российского и регионального масштаба. Проблема алкоголя вписана картину повседневной жизни больших общественных групп на протяжении существенных исторических периодов.

Первым историком алкогольной проблемы в России, в том числе ее культурных аспектов, стал И.Г. Прыжов. Главная заслуга его фундаментального исследования заключалась в доказательстве исторического характера форм алкоголепотребления, связи объемов потребления спиртного с политикой государственной власти.

Следующим этапом осмысления проблемы явилось исследование Д.Н. Бородина. Он обобщил развитие проблемы во второй половине XIX – начале XX вв., в том числе личный опыт редактирования журнала «Трезвость и бережливость».

Подъем трезвеннического движения в Германии в начале ХХ века сделал востребованным истории антиалкогольной мысли, что отразилось в монографии Й. Бергмана.

Антиалкогольный курс середины 80-х годов в СССР прошлого века стимулировал новый всплеск интереса исследователей к алкоголю и его месту в культуре. Вышедшая в 1985 году книга Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова «Пленники Вакха» осветила отношение к опьянению ряда зарубежных и отечественных властителей дум. С.Н. Шевердин поставил вопрос о месте питейной традиции в мировой цивилизации. На большом фактическом материале, в первую очередь русскоязычном, основано фундаментальное исследование А.Н. Якушева. Им предложена периодизация антиалкогольных идей. На сегодня монография А.Н. Якушева остается наиболее полным сводом истории антиалкогольной мысли.

Есть существенные достижения в изучении влияния алкоголя на общественную жизнь. Теоретико-правовые основы возникновения зарубежного и отечественного антиалкогольного законодательства изучены Н.П. Жировым, А.Г. Кирющенко и Ф.Н. Петровой. Педагогические аспекты профилактики наркотизации проработаны в фундаментальном педагогическом издании Н.А. Гринченко. Отношение библейских текстов к алкоголю проанализировано американцем С. Баккиоки и отечественным ученым И.П. Клименко. Выдающийся знаток отечественной и мировой кухни В.В. Похлёбкин создал получившие широкую известность исследования о водке и чае, чем предоставил богатый фактический материал для реконструкции как алкогольной, так и безалкогольной традиций. Обстоятельная монография И.В. Курукина, Е.А. Никулиной, посвященная отечественной питейной политике и традициям, имеет в качестве введения в тему характеристику потребления алкоголя за рубежом.

Проблемная ситуация – наличие значительного фактического материала, отражающего алкогольную тему в духовной культуре Европы и отсутствие анализа преломления проалкогольных и антиалкогольных традиций в современных социокультурных практиках.

Объект исследования – проалкогольные и антиалкогольные традиции в духовной культуре Европы.

Предмет исследования – механизмы внедрения в культуру Европы проалкогольных и антиалкогольных традиций.

Цель работы – выявить характерные черты проалкогольных и антиалкогольных традиций в духовной культуре Европы и варианты их рецепции. Путь к достижению цели автор видит через решение следующих задач:

– представить генезис проалкогольных и антиалкогольных традиций в духовной культуре Европы;

– установить роль христианства в модификации проалкогольных и антиалкогольных традиции в духовной культуре Европы;

– установить эпоху окончательного утверждения в культуре Европы пронаркотического культурного поля;

– изучить структуру и основные тенденции развития европейского пронаркотического культурного поля;

– выявить особенности развития проалкогольных и антиалкогольных традиций в духовной культуре Европы в новое и новейшее время;

– продемонстрировать влияние европейских проалкогольных и антиалкогольных традиций на отечественную культуру.

Географические и хронологические рамки исследования. В диссертации изучаются культурные феномены Европы с древнейших времен до наших дней без выделения региональных различий. В новое и новейшее время рассматривается также культура США, имеющая генетическую связь с культурой Европы.

В соответствии с принципом историзма изучение формирования пронаркотического культурного поля на материалах европейской культуры рассматривается как подготовка к изучению формирования культурного поля в России. Два крупных культурных переворота (Крещение Руси и Реформы Петра Великого) означали, в том числе, взаимодействие с иноземными моделями винопотребления (конец Х века) и с развитыми традициями табакокурения и потребления крепких алкогольных изделий (конец XVII – начало XVIII вв.).

В данные периоды пронаркотические элементы в европейской духовной культуре играли значительно большую роль, чем в российской. Их давление отражалось как в форсированном внедрении в российскую ментальность новых пронаркотических идей и образов, так и в актах государственной власти, способствующих росту пронаркотических практик (легализация курения в 1697 году).

В разделе, посвященном XIX – началу XXI века, значительное внимание уделялось диалогу российской культуры с европейскими моделями поведения.

Россия развивалась в рамках европейской алкогольной традиции, а сама культура Европы имела своим истоком античность (Древнюю Грецию и Древний Рим). Выдающаяся роль античности подчеркивается множественностью … «Возрождений». Вскоре после крушения Римской империи в V в. н.э. имело место «остготское Возрождение» в Италии. Большой след в европейской культуре оставило каролингское Возрождение конца VIII – начала IX веков. Блестящей страницей мировой культуры явился европейский Ренессанс XV-XVI веков. Античными образами пропитан великий стиль «классицизм», сформировавшийся вскоре после завершения Возрождения и доживший до «веймарского классицизма» и «наполеоновского ампира». Сконструированные в Древней Греции и Древнем Риме образы (Дионис-Бахус, Ной, эпикурейство и др.) оказали существенное влияние на эстетизацию винопития всех последующих эпох. Поэтому в диссертации античной культуре уделено особое внимание.

Источниковедческая база исследования. Проблема отбора источников информации была исключительно сложной. Мало сказать, что источники представляли собой безбрежное море. Строго говоря, они бесконечны. Каждый тип письменного, изобразительного или вещественного источника, каждый документ или предмет достоин обсуждения, независимо от того, упоминает он об алкоголе или нет. Последнее в принципе еще более важно для осмысления – данное явление не имело место, или автор считал его само собой разумеющимся (потому и не упомянул), или стремился скрыть от читателя некие неблагоприятные с точки зрения составителя явления.

Идеалом было бы вовлечение источников всех типов. Поэтому на страницах нашего исследования используются сведения из источников

А) письменных:

– сочинения историков изучаемой эпохи (Геродота, Тита Ливия, Плутарха, Григория Турского, Макьявелли, Кареля ван Мандера и др.);

– юридические документы (Законы Хаммурапи, Законы двенадцати таблиц, постановление Военно-революционного комитета);

– религиозные тексты (Библия, вавилонские гимны, публицистика М.Лютера и протопопа Аввакума);

– философские тексты (произведения Аристотеля, Платона, Лукреция, М. Монтеня, Эразма Роттердамского, Ламетри);

– произведения художественной литературы (басни Эзопа, поэзия вагантов и «Плеяды», романы Ф. Рабле, М. Сервантеса, А. Дюма, А. Конан Дойля, Г. Гессе, и многих других);

– речи ораторов и политических деятелей (Демосфена, Цицерона, Либания, Велизария, Сверрира и др.);

– драматические произведения (трагедии Софокла, пьесы К. Гольдони и Лопе де Вега);

– мемуарная литература (Б.Челлини, И.В.Гёте, И.П. Эккерман, А.П. Керн, Марко Поло);

Б) изобразительных:

– картины (И. Босха, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Рембрандта, Я. Стена, К.П. Брюллова, Д.Г. Левицкого, Андрея Рублёва, А.А. Иванова, П.А. Федотова и др.),

– гравюры (Г. Гольбейна, А. Дюрера, русский лубок XVIII века);

– фрески (Джотто, Микеланджело, Феофана Грека);

– книжная миниатюра (братья Лимбурги);

– скульптуры (Праксителя, Донателло);

– рельефы (древнеегипетских пирамид);

В) археологических (надгробие римского торговца, Турий рог из Черной могилы);

Г) эпиграфических;

Д) музыкальных;

Е) произведений киноискусства;

Ж) материалов электронных СМИ.

В центре исследования находятся литературные произведения (в том числе сочинения историков, обладающие качествами литературного произведения – Плутарха, Ксенофонта, Тита Ливия и др. и произведения изобразительного искусства. Именно эти группы источников обладают максимальной способностью аккумулировать пронаркотические образы и модели поведения и в дальнейшем транслировать их на последующие поколения и в другие этносы. Способность литературного произведения переконструировать реальность особенно велика в России. В пределах основной группы источников были выделены опорные произведения: Библия, поэмы Гомера, «О природе вещей» Лукреция, «Божественная комедия» Данте, драматургия Шекспира, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Лузиады» Камоэнса, «Слово о полку Игореве», «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, романы и повести, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, Б. Акунина, повесть «Хищные вещи века» братьев Стругацких, и ряд других.

Количественные характеристики процесса формирования пронаркотической культуры и безалкогольной субкультуры предоставляет Интернет. При всей условности и ограниченной репрезентативности проводимых там опросов, они дают существенный ориентир в определении круга источников, сопоставлении явлений по популярности и т.п.

Методологические основания исследования. Методологической основой диссертации послужили общефилософские, общенаучные и специальные методы.

Общефилософский диалектический метод позволяет рассмотреть алкогольные модели поведения в их многообразных связях (с политическими процессами, религиозными представлениями, эстетическими идеалами и т.п.) и в развитии (поступательное движение от древности через Средневековье и Возрождение к современности).

Суть общенаучного прагматического метода составляет логика практического вывода: информация о средстве должна соответствовать поставленной цели, которая в свою очередь, согласуется с некоторыми ценностями. В соответствии с этим ядро источниковой базы составили произведения художественной литературы, способные наиболее полно отразить связь моделей поведения людей с потреблением алкоголя, а в самом рассмотрении автор диссертации исходил из признания ценности безалкогольного образа жизни для социума.

Сравнительный метод служил прояснению сходства и особенностей процессов утверждения алкогольных образов в культуре Древнего Востока и Античности, Западной Европы и России.

Типологический метод, выявляющий общие черты в пространственных группах исторических событий и явлений, позволил выделить как однородные стадии завершения формирования пронаркотического поля XVI века для Западной Европы и первой половины XIX века для России.

Принцип историзма позволил увидеть формирование пронаркотического культурного поля в единстве процессов континуитета и разрыва.

Диссертация носит междисциплинарный характер, что требует использования методов смежных наук.

Направление исследования, в значительной мере, задал Я.И. Гилинский, постулировавший: «наркотизм как социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических и токсических средств и в соответствующих последствиях, – классический пример искусственного социального конструкта». Логика «отца отечественной девиантологии» подсказала смысловое ядро исследования: рассмотрение представления о нормальности алкоголепотребления как предмете многовекового социального конструкта. Возможность становления поведенческой нормы как искусственного социального конструкта подтверждается рецепцией важной эпохи мировой истории как социального проекта.

Контент-анализ классических текстов (произведений Д. Бокаччо, Ф. Рабле, А.С. Пушкина и др.) опирался на достижения отечественной социологической мысли.

Исследовательская работа автора данной диссертации, а также его практическая работа по внедрению элементов безалкогольной культуры опирается на представления Йохана Хейзинги, согласно которым «…человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра». Теория Й. Хейзинги способствовала осмыслению явлений культуры в аспектах свободы и удовольствия, а не только как предмет лоббирования противоборствующими сторонами, что часто отражено в отечественной публицистике.

Структурирует направление изучения культуры семиотический подход Ю.М. Лотмана: «Элементы поведения образуют иерархию: жест-поступок-поведенческий текст. Последний следует понимать как законченную цепь осмысленных поступков, заключенных между намерением и результатом». Однако последующим векам поведенческий текст раскрывается, в первую очередь, через текст литературный, поэтому первостепенное значение в качестве источников имеют для данного исследования литературные памятники: поэтические, прозаические, драматические.

Наиболее тщательной проработкой проблем субкультур в доиндустриальный период развития России отличается фундаментальное исследование Н.А. Хренова и К.Б. Соколова. Разработанная ими типология охватывает двадцать одну субкультуру. Шестнадцатая по счету вполне приложима к описанию трезвеннической субкультуры.

Для понимания условий алкоголепотребления последних десятилетий важны изыскания современных социальных философов. В. Франкл подчеркнул: «…огромное множество тех, кто, напряженно работая в течение всей недели, в воскресенье оказывается охваченным ощущением пустоты и бессодержательности собственной жизни, – день, свободный от дел, заставляет их осознать это ощущение. Такие люди, жертвы "невроза выходного дня", напиваются, с тем, чтобы спастись от ужаса внутренней пустоты». Согласно Э. Фромму, «свобода принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, которые приведут к новому рабству; либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности». Выводы В. Франкла и Э. Фромма подводят к осознанию ценности безалкогольных традиций, способствующих освобождению человека от старых (алкогольная, табачная) и новых (игромания и т.д.) зависимостей.

Высокую степень относительной самостоятельности культурных феноменов в сфере потребления алкоголя и иных наркотиков доказали изыскания Х.О. Фекьяера. Норвежский врач и психиатр установил: эйфорический эффект от потребления алкогольных изделий является не фармакологическим действием этилового спирта, а социально внушенным истолкованием).

Прикладные аспекты проблемы проясняет теория терапии творческим самовыражением М.А. Бурно.

Отказ от материалистического монизма в истолковании истории, подчеркнувший существенную самостоятельность явлений культуры, выдвинул проблему саморазвития проалкогольных идей и образов в мировой литературе и искусстве.

Достижения исторической феминологии, возникшей в 80-е годы в качестве особой субдисциплины, нацелили нас на тщательное изучение специфики женского потребления алкогольных изделий.

Осуществляющийся лингвистический поворот в исторической науке привлек внимание к проблеме привнесения проалкогольных смыслов в переводы классических и современных текстов.

Подходы количественной истории позволили проследить в фундаментальных литературных произведениях частоту отражения образов, позитивных, нейтральных и негативных по отношению к алкоголепотреблению.

Постмодернистский пафос, свойственный новейшим исследованиям, позволил автору диссертации не скрывать своих оценочных сужений, ибо таковые есть проявление диалектики субъекта и объекта в процессе исторического исследования.

Автор опирался также на достижения отечественной и зарубежной историографии:

– создателей обобщающих и историософских трудов: В.Ф. Асмус, Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, М.Л. Гаспаров, Л.Н. Гумилев, А.Я. Гуревич, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Л.Д. Любимов, А.Ф. Лосев, Г.П. Меньчиков, А.И. Немировский, А.Н. Чанышев, С.Н. Шевердин, Г.И. Шрамкова, Г. Боннар, Ф. Бродель, Р. Грейвс, И. Дройзен, А. Перрюшо, Д. Ревалд, И. Стоун, Э.Б. Тайлор, Л. Таксиль, А. Токвиль, В. Франкл, Э. Фромм, Д. Фрэзер, М. Фуко, К. Ясперс и др.;

– авторов более конкретных исторических изысканий: А.Л. Афанасьев, Н.И. Басовская, Д.Л.Быков, Д.В. Давыдов, Н.И. Девятайкина, А.К. Дёмин, В.Д. Жигунин, Т.П. Знамеровская, С.Г. Карпюк, Г.С. Кнабе, Н.А. Кун, М.Э. Матье, А.В. Махлаюк, Б.А. Рыбаков, А.А. Сванидзе, С.Л. Утченко, Е.А. Чиглинцев, А.С. Шофман, А.Л. Ястребицкая, Э. Бикерман, Д. Зонин, Я. Парандовский и многие другие.

Научная новизна. Впервые рассматривается распространение проалкогольных и антиалкогольных традиций в духовной культуре столь широкого региона за столь длительный период (с древнейших времен до наших дней).

Широта взгляда позволяет проследить эволюцию моделей образов жизни, отражаемую и формируемую духовной культурой, которая (эволюция) менее заметна на краткой исторической дистанции. Данная эволюция имеет ярко выраженную тенденцию на рост влияния проалкогольных традиций в духовной культуре.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современные представления о нормальности потребления алкогольных изделий (и терпимость к потреблению изделий табачных) являются социальным конструктом, формирование которого потребовало нескольких исторических эпох.

  2. Существенную роль в формировании данного конструкта сыграло пронаркотическое культурное поле и его ядро – проалкогольные традиции. Пронаркотическое культурное поле – это логическая абстракция, составляющая проалкогольную смысловую нагрузку как шедевров, так и произведений массовой культуры. Оно не является чисто логической конструкцией. Пронаркотическое культурное поле реально существует, воспроизводится, имеет тенденцию к расширению. Проалкогольная система ценностей выражается в проалкогольном поведении, в следовании алкогольным ритуалам. Внешне пронаркотическое культурное поле украшает себя проалкогольными символами.

  3. В классической (греко-римской) древности и в Средневековье пронаркотическое культурное поле отсутствовало, влияние пронаркотических моделей поведения существенно уступало современным. Целые общественные группы (добровольно и вынужденно) воздерживались от употребления алкоголя, а отдельные представители интеллектуальной элиты подчеркивали преимущества образа жизни, свободного от алкоголя. Проалкогольная традиция обладала высокой устойчивостью, наблюдалась преемственность идей и образов. Антиалкогольная традиция была прерывистой и менее влиятельной.

  4. Окончательное оформление пронаркотического культурного поля приходится на последние десятилетия эпохи Возрождения (XVI век), знаковыми фигурами его утверждения являются в изобразительном искусстве Микеланджело, в литературе – Ф.Рабле. В России аналогичные явления приходятся на первую половину XIX века (знаковыми фигурами могут быть признаны А.С.Пушкин в литературе и П.А.Федотов в живописи). Таким образом, проалкогольная традиция распространила свое влияние на все сферы духовной культуры: литературу, живопись, скульптуру, чуть позднее – на киноискусство и др.

  5. Пронаркотическое культурное поле сыграло активную роль в культуре Европы в XVII – начале XXI вв. и России в XIX – начале XXI вв. путем пронаркотической реинтерпретации шедевров мировой культуры (публикация классических текстов, экранизация шедевров мировой литературы, структурирование учебного процесса и т.п.). Нынешнее влияние проалкогоольной традиции обусловлено в значительной мере тем, что шедевры культуры Древности, Средних Веков и Возрождения воспринимаются со значительной пронаркотической добавкой.

  6. Технические достижения конца XX – начала XXI вв. (Интернет, массовое распространение техники, воспроизводящей кинопродукцию) существенно расширили возможности по наращиванию пронаркотического культурного поля. Проалкогольная традиция распространяется вширь: старые легальные наркотики (алкоголь, табак) приобретают новые культурные формы влияния (специализированные театры и музыкальные группы, музеи). Новые наркотики быстро отражаются в произведениях массовой культуры.

  7. Культура Европы и России последних веков является в своей основе пронаркотической, однако с начала XIX века развивается безалкогольная (трезвенническая) традиция. В Западной Европе, особенно в Германии и Скандинавии, она достигла более высокого уровня развития, чем в России. В России она имеет боле прерывистый, «пульсирующий» характер, однако вовлеченными в трезвеннические инициативы оказываются значительно более масштабные фигуры: Л.Н. Толстой (литература), С.А. Рачинский (педагогика), Н.Ф. Катанов (этнография), А.Е. Арбузов (химия) и др.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы и положения диссертации могут быть использованы для решения широкого круга проблем в области истории, культурологии, социологии и философии.

Их целесообразно использовать при разработке учебных и учебно-методических работ по истории культуры, историографии, теории и методологии исторического исследования, социологии, политологии, конфликтологии и философии.

Данные исследования предназначены также для использования в профилактической и реабилитационной работе в антинаркотической сфере.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации прошли апробацию на методических совещаниях и конференциях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища и кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, а также в ходе работы специального семинара «Античный понедельник» кафедры истории древнего мира и средних веков Казанского федерального университета; на международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1998), на международной научно-практической конференции «XXI век: здоровый образ жизни» (Елец, 2003), на Третьем международном конгрессе конфликтологов (Казань, 2010), на VII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и её регионов» (Казань, 2011), на V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Конфликты в социальной сфере» (Казань, 2012).

Материалы исследования использованы в педагогическом процессе в Казанском высшем военном командном училище и Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Практическое использование метода демонтажа пронаркотического культурного поля многократно отражала трезвенническая пресса Европы, в первую очередь Германии и Нидерландов.

Монография автора «Алкоголь в европейской культуре» вошла в лонг-лист финалистов премии в области научно-популярной литературы «Просветитель-2013». Отзыв на данную монографию поместил берлинский общественно-политический журнал «Contact actuell».

Структура диссертации соответствует цели и задачам работы. Исследование состоит из введения, двух разделов по три главы каждый, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Каждая глава предполагает решение поставленной задачи, в комплексе они позволяют определить роль алкогольных изделий в соответствующий период мировой истории.

Похожие диссертации на Проалкогольные и антиалкогольные традиции в европейской культуре : становление и современные социокультурные практики