Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Евласьев Александр Петрович

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга
<
Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Евласьев Александр Петрович. Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2002.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/250-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психоанализ З.Фрейда как отражение культурной ситуации в Европе в конце XIX - начале XX века

1.1. Социокультурные предпосылки возникновения психоаналитической теории З.Фрейда

1.2. Понимание культуры и культурных процессов З.Фрейдом 27

Глава II. Психоанализ и литература 42

2.1. Психоаналитическая рецепция литературы 42

2.2. Психоаналитическая интерпретация художественной литературы 52

2.3. О восприятии психоанализа писателями первой половины XX века... 62

Глава III. Отражение психоаналитических концепций в творчестве С.Цвейга 78

3.1. Роль З.Фрейда в формировании личностной идентичности Стефана Цвейга

3.2. Психоаналитические интерпретации в новеллистике С.Цвейга 91

3.3. Суицидальность как предмет художественной практики Стефана Цвейга

Заключение 132

Библиография 143

Введение к работе

Психоаналитическая концепция австрийского врача и ученого З.Фрейда, возникшая на рубеже веков, оказала большое влияние на духовную культуру XX столетия. Философские идеи З.Фрейда, основанные на полученных результатах в области терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов, наряду с их доступностью для понимания и широкими перспективами, которые они открывают для объяснения механизмов общественной жизни, поведения людей, природы научного и художественного творчества, стали привлекательными не только в глазах ученых, но и среди творческой интеллигенции и «широкой публики» вообще. Психоанализ внес свою лепту в такие дисциплины, как культурология, этнология, социология, нашел практическое применение в уголовном праве. Литературоведение с его помощью находит новые пути интерпретации текста; многообразны также попытки обозначения путей взаимопроникновения между психоанализом и политикой. Но нигде так широко не нашел психоанализ своего отражения, как в творчестве писателей и поэтов.

Следует заметить, что рассмотрение различных аспектов концепций З.Фрейда имеет большую традицию как в зарубежной, так и отечественной исследовательской литературе.

Критическому и философскому исследованию психоаналитической теории, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии, гуманитарных науках и социальной жизни посвящены работы В.Дехорна, И.Кремериуса, Г.Маркузе, Т.Мозера, М.Ручки, И.Спектора, Ж.П.Сартра, Б.Урбана, Л.Шертока, К.Ясперса и др.

Философско-культурологическая природа классического и реформированного психоанализа, его прикладное значение так или иначе отмечаются и акцентируются в работах по истории психоанализа, выполненных западными исследователями (Ф.Александер, Р.Дадун, Э.Джонс, Ж.Марти, Э.Рудинеско и др.).

Философские интенции и компоненты психоанализа, а также его прикладное значение для гуманитарных наук (литературоведения, культурологии, этики, эстетики и др.) исследованы в работах отечественных авторов (М.Н.Афасижев, М.М.Бахтин, А.И.Белкин, Ю.М.Бородай, Б.Э.Быховский, Н.В.Ветрова, В.Н.Волошинов, А.Воронский, Л.С.Выготский, Р.Ф.Додельцев, Е.Л.Дубко, Л.Т.Левчук, В.М.Лейбин, А.Р.Лурия, В.И.Овчаренко, В.Полонский, М.М.Решетников, А.М.Руткевич, А.В.Соколов, В.Фриче, М.Г.Ярошевский и др.).

Появлению отечественных работ в области психоанализа способствуют организованные в последние годы институциональные структуры. Это Российская психоаналитическая ассоциация (1990), вошедшая в состав Международной психоаналитической ассоциации (1991); Русское психоаналитическое общество (1995); Московская межрегиональная психоаналитическая ассоциация (1995); Восточноевропейский институт психоанализа (1991); Секция психологов-психоаналитиков Ассоциации психологов-практиков (1988); Институт психоанализа Академии гуманитарных исследований (1995), а также специализированные журналы («Архетип. Философский психоаналитический журнал», «Российский психоаналитический вестник», «Человек» и др.). В качестве импульса развития отечественных психоаналитических исследований следует отметить указ Президента Российской Федерации «О возрождении философского, клинического и прикладного психоанализа» (19 июля 1996 г. № 1044).

Как уже отмечалось, наибольшему влиянию психоанализа оказалась подвержена литература. В ней изображается человек не только с его мужеством, благородством, силой духа и разума, но и с его страхами, тайными желаниями и влечениями и даже подчас животными инстинктами, с которыми порой не может совладать его сильный разум и «культурное» сознание.

Творческое наследие австрийского писателя С.Цвейга, многочисленные произведения которого относятся к разным жанрам (стихи, новеллы, романизированные биографии, эссе, пьесы, легенды, исторические миниатюры, роман), завоевало всемирную известность. «Его литературная слава, - писал Т.Манн в 1952 году, - проникла в самые отдаленные уголки земли - факт достопримечательный для немецкой литературы, обычно пользовавшейся меньшей популярностью по сравнению с французской и английской. Вероятно, со дней Эразма ни один писатель не был столь знаменит, как Стефан Цвейг» .

В нашей стране произведения С.Цвейга издавались 106 раз общим тиражом 8 миллионов 689 тысяч экземпляров на 12 языках . Первое собрание сочинений писателя было издано у нас в 1927-1932 годах. В предисловии к нему М.Горький отметил в С.Цвейге «редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника»3 и раскрыл гуманистическую основу его творчества - тонкий и бережный подход к человеческой личности, чистоту и такт в изображении интимной жизни, поэтизацию лучшего в человеке.

Исследованию творчества австрийского писателя посвящены работы таких отечественных критиков 20-30-х годов, как Н.Анисимов, Д.Горбов, В.Десницкий, Е.Книпович, Р.Миллер-Вудницкая. В 40-е годы наиболее значительными были статьи Л.Ежерец, В.Лидина, К.Федина. Современная оценка творчества писателя представлена в статьях А.Григорьева, К.Н.Грома, Н.Какабадзе, Т.Мотылевой, Е.И.Нечепорук, В.В.Овсянникова, А.Русаковой, Г.И.Сардыко, Л.Симонян, Б.Сучкова, Е.М.Тренина, Л.Юрьевой и др.

Из работ зарубежных авторов наиболее значительными являются исследования Г.Аренса, А.Бауера, К.Бека, И.Берлина, Г.Гелльвига, М.Гельбера, 1 Mann Th. Gesammelte Werke. - Berlin, Aufbau-Verlag, 1955 Bd.ll.- S. 299.

Данные показатели отражают состояние на 1971 год - «Книжное обозрение», 1971, 26 ноября, стр.10. Собрания сочинений писателя, а также его отдельные работы переиздаются у нас довольно регулярно. Среди последних изданий стоит упомянуть собрание избранных сочинений в 3 томах издательства Литература, Вече, 2001 год. 3 Горький М. Стефан Цвейг // Горький М. Собр. соч., т.1.- Л.: Изд-во Время, 1927.- с. 8.

Й.Грегора, Р.Клавитера, Й.Кремериуса, Д.Пратера, Э.Ригера, Й.Стрелки, Д.Турнера, Р.Фриденталя, Т.Хенеля, К.Целевица, Г.Цона, Р.Шпехта и др.

Однако, несмотря на большое многообразие работ, посвященных как рассмотрению прикладного значения психоанализа для гуманитарных наук, так и творческому наследию С.Цвейга, необходимо отметить отсутствие исследований, направленных на изучение проблемы соотношения творчества австрийского писателя С.Цвейга и психоаналитической концепции З.Фрейда.

Исследованию данного вопроса в трудах зарубежных авторов придавалось второстепенное значение (Й.Кремериус, Й.Спектор, Й.Стрелка, Т.Хенель, Б.Урбан), в работах же отечественных авторов рассмотрение данной проблематики носило фрагментарный характер и никогда не являлось специальной целью исследования.

Актуальность работы определяется постоянным интересом широкого круга современных исследователей к проблеме все возрастающей психологизации литературы, а также необходимостью адекватного включения психоаналитических идей в общую картину философских представлений о человеке, возрастающим интересом к психоанализу в современном российском обществе.

В России в результате изменения общественно-политической ситуации в 90-х годах XX века, повлекших за собой коренные перемены во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, культурной и др., - восприятие психоаналитических концепций получило новое содержание: на смену настороженному отношению к учению Фрейда, влияние которого многие литературные критики видели в повышенном интересе автора к «теневым сторонам психики, к нездоровому, к преувеличенной роли половых инстинктов» пришло понимание того, что «лишь благодаря ему (психоаналитическому методу - А.Е) стали понятными в нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность 1 Сардыко Г.И. Новеллистика Стефана Цвейга: Дисс.канд. филол. наук.- Горький, 1972.-253 с. всякой человеческой души» . Однако в российском контексте теоретическое наследие З.Фрейда часто понимается упрощенно. Это требует более глубокого прояснения некоторых моментов его учения, особенно тех, которые касаются трактовки природы человека и культуры.

Кроме того, актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью всестороннего изучения влияния психоаналитической теории З.Фрейда на европейскую «психологическую новеллистику», одним из ярких представителей которых был С.Цвейг.

Сегодня в рамках литературного процесса наблюдается обращение к проблемам и темам, которые уже получили свое художественное преломление в европейской новелле первой половины XX века. Сходство социокультурных условий, оживление психоаналитических установок в рамках современных художественных контекстов делают обращение к изучению влияния идей З.Фрейда на творчество Стефана Цвейга чрезвычайно актуальным.

Целью диссертации является исследование факторов сопряженности фрейдизма и художественного творчества Стефана Цвейга. Осуществление данной цели потребовало решения ряда задач: выявления социокультурных предпосылок возникновения психоанализа как особого культурного явления конца XIX - начала XX вв; рассмотрения специфических особенностей фрейдистких моделей человека и культуры, существенно повлиявших на творчество европейских писателей данного времени; исследования диалектики взаимовлияний психоаналитической и литературно-эстетической традиций в рамках европейской культуры первой половины XX века; анализа влияния фрейдизма на тематику творчества Стефана Цвейга, его художественную манеру и направления художественной саморефлексии;

Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992.-с. 89. рассмотрения суицидальности как предмета специфических художественных практик, связанных с поэтизацией смерти и танатологией.

Объектом исследования явилось отражение психоаналитических идей З.Фрейда в творчестве С.Цвейга на примере новелл писателя, вошедших как в первый сборник «Любовь Эрики Эвальд» (1904), так и в два последующих больших цикла- «Цепь» и «Калейдоскоп» (1936).

Восприимчивость С.Цвейга к идеям З.Фрейда рассматривается в диссертации с двух точек зрения. Во-первых, прослеживается роль З.Фрейда в формировании личностной и творческой идентичности С.Цвейга. Во-вторых, анализируется влияние фрейдизма на становление творческого метода художественной стилистики писателя, а также специфическую тематическую направленность его произведений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: дается комплексная оценка психоанализа как особого культурного явления, возникновение которого было обусловлено сложившейся на рубеже веков новой социокультурной ситуацией; предпринимается попытка реконструкции новой модели «культурного человека», предложенной фрейдизмом на основе ассимиляции анималистического и социального через сублимацию как технику трансформации природного в культурное; показываются основные направления воздействия фрейдизма на культурные и профессиональные установки писателей-современников З.Фрейда и особенности их объективации в художественных текстах эпохи; осуществляется анализ творчества С.Цвейга с позиций отражения в нем психоаналитических подходов; впервые рассматривается роль З.Фрейда в формировании творческой идентичности С.Цвейга; особое внимание уделяется суицидальности, феномен которой дал толчок для формирования особой художественой практики, в результате чего получил развитие новый метод создания художественной среды и персонажей; качественно изменилось отношение к культуре, что нашло отражение в произведениях художественной литературы анализируемого периода.

К методологическим основаниям исследования можно отнести: единство сравнительно-исторического, генетического, историко- типологического, культурно-исторического и текстологического методов анализа. Диссертация написана на основе межпредметных подходов, что характерно для научной работы культурологического характера.

Теоретической основой стали литературоведческие работы Г.Аренса, К.Н.Грома, Н.Какабадзе, Р.Клавитера, Й.Кремериуса, Е.И.Нечепорука, Э.Ригера, А.Русаковой, Г.И.Сардыко, Б.Л.Сучкова, Е.М.Тренина, Р.Фриденталя, Т.Хенеля, Г.Цона; труды по истории психоанализа Ф.Александера, И.Великовского, Ф.Виттельса, В.Н.Волошинова, А.М.Эткинда, А.Грюнбаума, Р.Дадуна, Э.Джонса, В.М.Лейбина, Г.Маркузе, В.И.Овчаренко, А.М.Руткевича, Э.Фромма; культурологические работы А.А.Белика, П.С.Гуревича, Б.Л.Губмана, С.П.Мамонтова, Б.В.Маркова, Х.Ортега-и-Гассета, Э.А.Позднякова, К.Поппера, Ж.-П.Сартра и др.

Практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования проблемы отражения психоаналитических категорий в творчестве С.Цвейга в связи с новым этапом развития психоаналитической традиции восполнены некоторые пробелы, существовавшие в толковании, анализе и понимании влияния психоанализа на творчество С.Цвейга.

Материалы и выводы диссертации позволяют существенно расширить представления об особенностях художественного метода С.Цвейга, о влиянии фрейдизма на культурную ситуацию в писательской среде Европы первой половины XX века.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы соотношения психоанализа и литературного творчества; в курсах по истории философии, культурологии, истории европейской культуры XIX-XX веков, в спецкурсах по психоанализу и проблемам литературы XX века, в процессе практических занятий по актуальным проблемам западно-европейской литературы и по теоретическим вопросам, связанным с развитием философско-психологической прозы XX века.

Апробация диссертации и полученных в ней результатов.

Материалы диссертации постоянно использовались в преподавательской деятельности диссертанта, отдельные идеи и положения были обсуждены на Международной научной конференции «Зигмунд Фрейд в контексте австрийской и русской культур», проходившей в Московском государственном лингвистическом университете 26-28 апреля 2000 года под патронажем Общества З.Фрейда в Вене при содействии Восточно-Европейского института психоанализа (г.Санкт-Петербург), Академии гуманитарных исследований, журнала «Философские науки» и Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации. По итогам данной конференции была опубликована статья «Психология творчества»1. Диссертация была обсуждена на кафедре мировой культуры Московского государственного лингвистического университета и рекомендована к защите.

В соответствии с целью и задачами диссертация имеет следующую структуру, введение, три главы, заключение и библиография.

Во введении обосновывается выбор объекта исследования, актуальность темы, новизна полученных результатов, теоретическая значимость и практическая ценность работы, определяются цель и задачи.

В первой главе «Психоанализ З.Фрейда как отражение культурной ситуации в Европе в конце XIX - начале XX века» дается характеристика психоанализа как особого культурного явления, выделяются и подробно исследуются факторы его появления и развития. 1 см. сб. «Бытие и время психоанализа: Материалы Международной Российско-Австрийской конференции «Зигмунд Фрейд в контексте Австрийской и Русской культур». - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2000. - 100 с.

Вторая глава диссертации «Психоанализ и литература» посвящена рефлексии взаимосвязи основных положений психоанализа и литературного процесса в Европе конца XIX - начала XX вв. Особое внимание уделяется психоаналитической рецепции литературы, тому влиянию, которое произведения классической литературы оказали на становление психоаналитической теории. Главное место отводится анализу творчества Р.Музиля, Г.Гессе, Т.Манна, Г.Гофмансталя в их сопряженности с фрейдисткой традицией.

В третьей главе «Отражение психоаналитических концепций в творчестве С.Цвейга» проводится подробное исследование влияния идей З.Фрейда на творческую и личностную идентификацию Стефана Цвейга, анализируется мера воздействия психоаналитической традиции на писателя в рамках сложившейся на рубеже веков культурной ситуации, в результате которой суицидальность выделилась в особый предмет художественной практики.

В заключении излагаются основные научные результаты, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы, подводятся итоги и формулируются выводы проведенного исследования.

Социокультурные предпосылки возникновения психоаналитической теории З.Фрейда

За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра проблем. Несмотря на то, что с начала его возникновения культурологические экстраполяции психоанализа были объявлены «теорией-мифом» и «вульгарно биологизаторской концепцией», многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в некоторых исследованиях культуры. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу, а в 80-90-х годах XX века широко использовались в кинематографе.

Касаясь вопроса о влиянии, оказанном на мировоззрение Фрейда социально-культурной реальностью Вены и Австро-Венгрии в целом, следует заметить, что исследователи австрийской культуры того времени практически единодушно сходятся в том, что темы психоанализа буквально «носились в воздухе».

. Не случайно многие выдающиеся современники Фрейда, как и он сам, обращали внимание на психологические, социальные и культурные конфликты, на феномены отчуждения, на разрывы в коммуникации, на деструктивные силы, разъедающие человеческую душу.

Если посмотреть на некоторые явления в австрийской литературе, философии, даже политике конца XIX - начала XX века, то обнаруживаются многочисленные параллели психоанализу вплоть до биографического сходства жизни Фрейда с иными из его alter ego в литературе или в других областях знания. Сам Фрейд признавал, что романы Артура Шницлера представляют собой некий аналог его учения. Удивительны даже биографические совпадения с этим писателем, начинавшим как увлекавшийся гипнозом врач в клинике Мейнерта, через которую прошел и Фрейд. Подобное сходство можно проследить, сравнивая жизнь Фрейда с жизнью некоторых его современников, например, журналиста и литературного критика Карла Крауса или этнографа Фридриха С.Крауса. Последний даже способствовал появлению «Толкования сновидений» своим переводом эллинистического трактата о сновидениях Артемидора, а затем своими этнографическими исследованиями, касавшимися прежде всего сексуальных обычаев европейских народов (несколькими томами его «Antropophyteia» пользовалось первое поколение психоаналитиков).

В романах Артура Шницлера также прослеживается корреспондированность с идеями, развиваемыми впоследствии З.Фрейдом. Он занимался проблемами художественного воплощения индивидуализма, чувственных влечений, деструкции взаимопонимания. Шницлер называл Австрию «страной социальных неискренностей» и описывал мир декаданса и всепроникающей лжи. Другой автор - Ф.Маутнер - исследовал психологические механизмы языка, обнаруживая постоянный разрыв между языком и действительностью. Его идеи оказали значительное влияние на Л.Витгенштейна. У Гофмансталя, Рильке, Кафки мы обнаруживаем темы «несказанности», затворившегося в себе «Я», некоммуникабельных «людей в футляре». В «Вальпургиевой ночи» Майринка национальные и социальные миры взаимонепроницаемы, а Люцифер предстает как властитель мира «скорлуп». Рядом с недавно возникшим миром индустрии, техники, бизнеса сохранял свою силу, казалось бы, забытый и оттесненный символический универсум совсем иных эпох.

Природа языка, экспрессии, коммуникации, «порча времени», кризис человечности - вот общие темы для венских философов, литераторов и публицистов. Для всех них культура перестала выражать самое важное -способность объединять людей. В кризисе культуры обвинялись в равной степени как общество, так и человек. Причем наибольшие нарекания вызывал именно человек, который оказался неспособным жить по христианским заповедям. Наиболее полно образ такого типа личности воплотил Р.Музиль. Это живущий в «скорлупе» индивид — «человек без свойств», который является полем столкновения равно чуждых ему демонических влечений и социальных условностей. Человек-нигилист, выйдя на историческую арену, вызвал тотальное разрушение всех культурных норм, которые еще совсем недавно выглядели как «вечные».

Психоаналитическая рецепция литературы

Связь между психоанализом и литературоведением начинается непосредственно с момента возникновения психоанализа. Начало такого взаимопроникновения можно отнести к тому периоду времени, когда Фрейд стал использовать свои литературные пристрастия в качестве материала для самоанализа. Многие ключевые понятия философии Фрейда имеют литературное или литературоведческое происхождение. В произведениях Фрейда можно обнаружить ссылки на Аристотеля, Гете, Грильпарцера, Гейне, Гофмана, Келлера, Ибсена, К.Ф. Мейера, Ницше, Шопенгауэра, Шекспира, Софокла, Стриндберга, Золя и других писателей. П.Брюкнер в своей работе подробно рассматривает литературу, прочитанную Фрейдом. Фрейдовскому кругу чтения уделяет большое внимание также и И.Спектор . Фрейд был широко начитанным человеком, чья восприимчивость к современным ему литературным и научным произведениям позволяет заключить, что он был поистине «дитя своего века» .

Будучи лучшим учеником венской гимназии, он овладел греческим и латынью, читал по-древнееврейски, по-французски и по-английски, самостоятельно выучил итальянский и испанский языки. Одним из его любимых писателей был Гете, которого он постоянно перечитывал, и у которого извлек немало полезных сведений при разработке отдельных деталей своей теории бессознательного. Фрейд благоговел перед памятниками античного искусства и искусства Возрождения. Среди тех, кому он «наиболее обязан», - Гомер, Софокл, Шекспир, Сервантес, Гете, Мильтон, Гейне.

В 1907 году в письме антиквару Хинтербергу он называет «десять хороших книг, которые приходят в голову без особых раздумий»: Мультатули «Письма и сочинения», Киплинг «Книга джунглей», Анатоль Франс «На белом коне», Золя «Плодовитость», Мережковский «Леонардо да Винчи», Г.Келлер «Люди из Селдвила», К.-Ф. Мейер «Последние дни Гуттена», Маколей «Эссе», Гомперц «Греческие мыслители», Марк Твен «Скетчи».

Анализ цитат, используемых З.Фрейдом, позволяет вычленить мощные культурные основания, на которые опираются его работы. Если не брать во внимание цитаты «технического» плана, т.е. выдержки, часто значительные, из работ, с помощью которых Фрейд подтверждал и иллюстрировал свои выводы (таковы цитаты из Робертсона Смита или Аткинсона в «Тотеме и табу», Густава Ле Бона в «Массовой психологии и анализе собственного Я», Селлина в «Моисее и монотеизме» и т.д.), можно выделить два типа риторического цитирования. В рубрику «поэтических» попадают цитаты, взятые непосредственно у кого-нибудь из поэтов, имена которых могут упоминаться в тексте или примечаниях. Здесь мы находим знаменитое «общество Фрейда»: Гете, Шекспир, Вергилий, Шиллер, Гейне. Их произведения и идеи использовались З.Фрейдом при разработке проблем Жизни, Смерти, Эроса, Судьбы. Особое место у Фрейда занимает фигура Платона, его учение о припоминании (анамнесисе), метемпсихозе, половом изоморфизме. Так, в конце книги «По ту сторону принципа удовольствия» приводится отрывок из «Пира» Платона, где последний характеризует бисексуальность, перед проблемой которой без надежды на прояснение остановилось исследование Фрейда. В том же тексте в заключении двумя страницами ниже, цитируются стихи поэта Рюккерта.

Целью второго типа цитирования, который можно назвать «популярным», является укоренение психоаналитических идей в культурной традиции, выраженной в афористичной форме. Здесь представлены тщательно отобранные Фрейдом фразы, заимствованные у менее «классических», более современных и близких «народу» авторов. Примером может служить Нестрой (1801-1862), названный «венским Аристофаном», знаменитый автор народных сатирических пьес, обличающих богатых и власть имущих. Легкость перехода от «поэтического» к «популярному» цитированию через различные опосредующие уровни, свидетельствует об удивительной стилистической «гибкости» создателя психоанализа, легкости его письма, за которой можно почувствовать живость и культурную укорененность его мысли. В переписке З.Фрейда время от времени встречаются ссылки на прочитанные книги, но они могли воспроизвести лишь частицу того, что он в действительности прочел. Среди множества книг, упоминаемых им, есть книги Готфрида Келлера, Якобсена, Мультатули, Ги де Мопассана, Кляйнпауля, Данте, Вазари («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»), К.Ф.Мейера, Фридъюнга («Борьба за господство в Германии»), Лайстнера («Загадка Сфинкса»), «Илиада» Шлимана.

Убеждение З.Фрейда в том, что все классические симптомы истерии и психозов, перечисленные Шарко, уже были полностью описаны за сотни лет до него в литературных произведениях различных эпох, привело венского мыслителя к интенсивному чтению литературы XVI - XVII веков. В результате у него начинает формироваться мнение, что в художественных образах отражаются устойчивые психотипы патологического характера и литературные источники могут быть проанализированы с точки зрения предложенных фрейдизмом подходов. Особое внимание З.Фрейда привлекли работы, связанные с историей инквизиции. З.Фрейда особенно поразил тот факт, что те сексуальные извращения, которые дьявол практиковал на своих поклонниках, были идентичны тем историям, которые рассказывали ему его пациенты о своем детстве.

Роль З.Фрейда в формировании личностной идентичности Стефана Цвейга

Имена Зигмунда Фрейда и Стефана Цвейга известны сегодня, пожалуй, во всем мире. Что же объединяет эти имена помимо того, что творчество этих выдающихся людей оставило заметный след в мировой культуре XX века? Гражданство ли одной страны и принадлежность к одной национальности? Или то, что они являлись современниками, вынужденными вкусить горький хлеб изгнания? Все же главным объединяющим фактором для них является эпоха, точнее дух эпохи. Это своего рода жернова, испытывающие на прочность силу, волю и талант человека. Горькая чаша изгнания и вынужденный космополитизм, хотя С.Цвейг и не любил этого слова, коснулись их обоих.

В одном из своих писем С.Цвейгу Фрейд писал: "Как я наслаждаюсь моими любимцами из числа ваших творений. "Иеремией", "Смятением чувств". Вашими погружениями в душевную жизнь демонических характеров. Как я восхищаюсь Вашим искусным языком, который облегает мысли, как прозрачная туника облегает фигуры античных статуй. С какой усладой следую я за Вашими устремлениями, чтобы в эти бессвязные времена сохранить единение мощнейших и благороднейших корифеев духа" .

"Толкование сновидений" Зигмунда Фрейда, опубликованное в ноябре 1899 года, но с символическим 1900 годом издания на обложке, представляло собой «психоаналитическую философию, вдохновившую не только Т.Манна, Р.Роллана, С.Цвейга и сотни других писателей и художников, но и ученых (включая литературоведов), а также миллионы рядовых читателей».

Стефан Цвейг, хотя и был на поколение моложе З.Фрейда, вращаясь в просвещенных либеральных кругах Вены, рано познакомился с его идеями. А сам З.Фрейд, в 1908 году письменно поздравив молодого автора по поводу выхода его драмы в стихах "Терсит", уже был с С.Цвейгом заочно знаком благодаря его ранним произведениям.

"По чтению "Ранних венков" [1906] я знаю, что вы - поэт, и потому, когда я раскрываю книгу [Терсит], эти прекрасные, роскошные, льющиеся, ласкающие мой слух стихи обещают мне час высокого наслаждения" , -замечает З.Фрейд в письме к Цвейгу от третьего мая 1908 года. С этого времени их связывает переписка. Э.Джонс подчеркивал, что среди корреспонденции, которую Фрейд получал от Арнольда Цвейга, Франца Александера, Марии Бонапарт, Луи Андреас-Саломе и Эдуарда Вейса переписка со Стефаном Цвейгом была самой обширной . Вероятно, большая ее часть была утеряна вследствие вынужденной эмиграции авторов. Опубликованные же материалы заслуживают самого пристального внимания.

Время знакомства Фрейда с трагедией "Терсит" С.Цвейга совпадает, в свою очередь, со временем начала знакомства Цвейга с психоаналитическими идеями З.Фрейда. В.Дехорн полагает, что "в опубликованной в 1910 году монографии "Эмиль Верхарн" наряду с идеями символистов ощутимо также и психоаналитическое влияние" . С годами это влияние заметно усиливается. Примером тому служит вышедший в 1911 году сборник новелл "Первые переживания", который имел большой успех в основанном Фрейдом психоаналитическом журнале "Имаго". Теодор Рейк писал: "При помощи Интуитивного психоанализа поэт представил нашему взору титанические борения детской души, которые остаются сокрытыми от всех взрослых, и зачастую от самого ребенка. Такими общечеловеческими, такими типичными являются образы и события книги, что снова чувствуешь себя вовлеченным в собственную борьбу и смятение того времени, которое является решающим для судеб людей" . Дружеская, но все же чувствительная критика Фрейдом портрета Достоевского, созданного Цвейгом в "Трех мастерах", не уменьшила желания писателя с восхищением и любопытством следить за развитием фрейдовской психоаналитической теории.

С течением времени за перепиской последовали неоднократные встречи двух великих австрийцев. Стефан Цвейг часто навещал Фрейда. Опираясь на материалы писем, можно сделать предположение, что начало первых контактов относится к 1924 году, когда 14-го мая Стефан Цвейг и Ромен Роллан посетили Фрейда по его личному приглашению. Последующие указанные в переписке визиты приходятся на декабрь 1925 года, 1936 год, середину 1938 года, спустя всего лишь несколько дней после прибытия Фрейда в Лондон, и на 19 июля 1938 года. С уверенностью можно сказать, что Цвейг чаще встречался с Фрейдом, чем это отражено в письменных свидетельствах и документах. Так, например, во время своей работы в психоаналитическом архиве в Вене с декабря 1929 по январь 1930 года, где Цвейг собирал материал для биографии Фрейда, он встречался не только со Шторфером и Анной Фрейд, но и с Зигмундом Фрейдом. В книге «Вчерашний мир» Цвейг упоминает о своих встречах с психоаналитиком незадолго до эмиграции последнего в Лондон. Цвейг посещал Фрейда в Лондоне по адресу Маресфильд Гарденс 20, где с десятого сентября 1938 года Фрейд нашел свое окончательное пристанище. Свидетельством их многократных встреч в Лондоне в последний год жизни Фрейда служат письма Цвейга этого периода. За время своих встреч с Фрейдом Цвейг неоднократно знакомил его со знаменитыми писателями и художниками. В середине мая 1924 он представил Фрейду французского писателя Ромена Роллана, которым Фрейд восхищался и с которым с 1923 года он состоял в переписке, а 19-го июля 1938 года он знакомит Фрейда с Сальвадором Дали. Во время встречи Дали создал на кусочке промокательной бумаги мастерский портретный набросок Фрейда. В своей автобиографии он напишет, что череп Фрейда напомнил ему улитку. В тот же день Цвейг способствовал посещению Фрейда английским писателем Эдуардом Джеймсом, желавшим получить консультацию по поводу психоаналитического лечения.

Начиная с 1925 года (именно в этом году выходит в свет "Борьба с демоном" с надписью на титульном листе "Профессору, доктору Зигмунду Фрейду посвящается"), все произведения Цвейга характеризуются психоаналитической направленностью. На данный факт указывают В.Дехорн , Р.Фриденталь2, Г.Аренс3, а также первая жена Цвейга Фредерика .