Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рок-культура как современное воплощение традиции героев Доронин, Владимир Викторович

Рок-культура как современное воплощение традиции героев
<
Рок-культура как современное воплощение традиции героев Рок-культура как современное воплощение традиции героев Рок-культура как современное воплощение традиции героев Рок-культура как современное воплощение традиции героев Рок-культура как современное воплощение традиции героев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доронин, Владимир Викторович. Рок-культура как современное воплощение традиции героев : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Доронин Владимир Викторович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/109

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Рок-культура - рефлексия современности . 16

1.1. Этапы становления рок-культуры па Западе и в России (Общее и особенное). 1S

1.2. Рок-культура как традиция саморассказа . 36

Глава 2. Методологические основания исследования рок-культуры . 64

2.1. Рок как творчество . 64

2.2. Рок как поиск знания о мире . 87

Глава 3. Рок-культура в контексте героической традиции . 103

3.1. Архетип рок-героя и понятие о традиции как основы рок-культуры. 103

3.2. Основные черты героической традиции и ее связь с рок-культурой . 119

Заключение

Введение к работе

именуется рок-культурой, приобрела особую актуальность. В нашей стране, да и на Западе, научным комплексным осмыслением рок-культуры и тем, что является ее методологическим основанием, практически никто не занимался, а те исследования, которые имеются, носят фрагментарный характер. Основную часть материалов, посвященных данной теме, составляют популярные, в лучшем случае научно-популярные издания. Авторами публикаций являются люди, либо далекие от рок-культуры, либо не из научной среды. Отсюда критерии научности - проверяемость, возможность предсказания, доказательность — оказались размытыми, а главное, происходит искажение понимания рок-культуры, как явления. В связи с этим необходима концептуальная проработка ряда важных проблем. Таковыми являются: определение природы рока и осмысление сущности рок-культуры в контексте культуры в целом,

Возникает проблемная ситуация, которая выражается в противоречиях понимания сущности и природы рок-культуры. Материалы исследований в этой области требуют синтезированного, комплексного осмысления и объединения в единую концепцию.

Одной из главных отличительных черт данной работы является то, что в ней дано определение рок-культуры в целом, а не только рок-музыки. Рок-культура - явление, которое представляет собой реализацию стремления к вечности и свободе в культуре, опирающееся на ценностные ориентиры героической традиции и реализующееся в форме современного мифотворчества.

В работе над темой учитывалось, что развитие рок-культуры Запада и в России происходило разными этапами. Западная рок-культура не однородна, потому что существует Запад в лице американского континента и есть Европейская рок-культура. Европейская рок-культура основана на своей собственной национальной традиции, корни которой уходят глубоко в фольклор и язычество. Русская рок-культура в контексте мировой рок-культуры находится, в некотором смысле, особняком. У русской рок-культуры имеются общие точки соприкосновение и с Западной, и с Европейской, но особенности национального менталитета делают ее при этом самостоятельным и самобытным явлением.

Язык - это главная форма бытия культуры» поэтому рок-культура воплотилась, в большей мере, в виде сочетания поэзии и музыки. Характер культуры зависит от акцента, который делается на те или иные ее элементы. Отсюда, если эстетический стержень западной рок-культуры — это ритм, то для Европейской таковым эстетическим стержнем стало слово, В силу своих национальных особенностей Русская рок-культура стала эквивалентом слова, «пропущенного» через чувство. Ни для одного народа в мире, как для русского, не значило столь много понятие - душа. Поэтому отличительной особенностью русской рок-культуры, можно сказать, стало слово, пропущенное через ритмику чувств.

Итак, данная работа приводит рок-культуру к определенной системе, прослеживает закономерности ее развития и причину ее уникальности. Условий существования и развития системы может быть множество. Этапы развития культуры можно рассматривать как переход от одного уровня организованности к более высшему. Между ними существуют переходные стояния - хаос или кризис, которые обуславливают дальнейшее развитие культуры.

Необходимо найти источник саморазвития, выявить, что движет рок-культурой, к чему она стремится, как пытается себя реализовать и вообще существует ли в ее установке проекция будущего. Также следует определить, нацелена ли она на настоящее и содержит ли в себе проекцию прошлого.

В каждой культуре есть моменты устойчивости и изменчивости. Устойчивость характеризуется постоянством (долговременностью), а изменчивость -временностью (сиюминутностью) существования каждого отдельного ее явления. Отсюда интерес к рок-культуре с точки зрения времени: прошлого, настоящего — то есть современности, будущего и вечности.

Время сопряжено с пространством в единый континуум и, следовательно, современность, прошлое и будущее сопряжены с местом. Место (регион) в свою очередь несет непосредственную связь с традицией. Рок-культура, являясь определенной традицией, также развивается в пространстве и во времени. Отсюда можно предположить, что рок-культура -это некая рефлексия современности, и она носит неизбежный региональный характер.

Настоящее исследование находится на стыке нескольких традиций, так как рок-культуру необходимо рассматривать с разных позиций, учитывая взаимообуславливающие ее связи.

Степень научной разработанности проблемы. За годы существования рок-культуры внимание исследователей привлекали ее различные аспекты: музыковедческий, филологический, исторический, культурологический, социологический- С недавнего времени, появились

НОВЫе работы, ПОСВЯЩеННЫе ИЗучеНИЮ pOK-кулЬТурЫ С' позиции религиоведения- Однако важно отметить, что этих материалов все равно недостаточно для полномасштабного изучения такого многогранного явления, как рок-культура, и в научной литературе эта проблема по-прежнему недостаточно изучена ни в теоретическом, ни в практическом планах. Очень мало работ, представляющих рок в философском аспекте. Чаще всего рок-культура рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур, что не совсем верно, так как рок-культура сама по ссво намного шире, и считать ее одним из проявлений контркультуры можно только на начальном этапе ее развития.

В основном авторы в своих исследованиях рассматривают рок-музыку не в целом, а отдают свое предпочтение изучению нескольких отдельных направлений. По мнению автора данной работы, рок-культуру необходимо, в первую очередь, рассматривать именно в целом, как одно из уникальных, сложных, многомерных и противоречивых явлений, которое преподнесла нам культура XX в. Многомерность рок-культуры заключается в том, что она проявилась в различных областях: музыке, поэзии, живописи, кинематографе и т.д. Поэтому рок-культуру необходимо рассматривать в комплексе ее различных аспектов, как это уже делали в своих работах: Е. А. Савицкая, П. Викке, Г. С. Кнабе, М. Гнедовский, А. Троицкий, А. Дидуров, А. Козлов, И. Кормильцев, О. Сурова, И. Л. Набок, Е. Овчинников, Е. В. Дуков, А. Р. Тугушева, Г. В. Шостак, А. А. Васильева, А. И. Чижова, Т. В. Чередниченко, Ф. Крамаржа, В. Н. Сыров, С. Усачева, О. Ю. Панова, Ю. В. Доманский, С. В. Свиридов, Р. Паттисон, И. Циммер, Р. Фрипп, Д. Чиарди, А. Голдман, Т. Жаспер, Б. Хеландер, Д. МакДональда, Дж. Паскаль и др.

Так, в частности, исследования Е.А.Савицкой, В.Н. Сырова носят музыковедческий характер, в которых дается подробный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходства и различия рока и классической музыки.

И.Л. Набок, Г. В, Шостак изучают в своих работах рок-культуру в рамках контркультуры либо молодежных субкультур.

Труды Г.С. Кнабе, Т. В. Чередниченко, А.И. Чижовой представляют собой культуролого-исторический подход и посвящены изучению причин зарождения рок-культуры, ее культурологических особенностей, тенденций развития.

К философски-культурологическим можно отнести работу А. Р. Тугушевой, которая предлагает рассматривать рок-культуру с позиции постмодернизма.

А.А. Васильева, С.И. Левикова, Д.В. Петрова, Г.М, Иващенко, Т.Б. Щепанская исследуют рок-культуру с социологических позиций.

Научный интерес представляет работа диакона А. Кураєва, рассматривающая рок-культуру в религиозном аспекте.

Исторический подход демонстрирует А. Козлов, который главную свою задачу видит в показе развернутой общей картины того, что произошло в мире популярных видов музыки второй половины XX столетия. Его работа представляет собой взгляд на историю рока, на все многообразие его направлений, а также на многообразие связанных с ним терминов и названий. По истории советской рок-музыки хотелось бы отметить книги А. Троицкого и Е. Федорова.

В филологическом аспекте исследователи - С. Усачева, О.Ю. Панова, СВ. Свиридов, Ю.В Доманский рассматривали текстовую составляющую рок-культуры, так называемую «рок-поэзию». Основу их материала составляют анализ непосредственно текстов песен, выявление их образности, интертекстуальности, идеологической базы и т.д. К этой области исследований можно отнести работу И. Кормильцева и О. Суровой, которая посвящена русскоязычной рок-поэзии как особому жанру.

Хотелось бы отметить, что российские исследователи большее внимание уделяют русскому року, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями. На западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво. Зарубежные исследования таких авторов, как Б. Хеландер, Р. Фрипп, Д. МакДональд посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению причин и следствий появления рока.

Фундаментальная научная проблема: героическая традиция как движущая сила в развитии рок-культуры.

Обьеісгом данного исследования является — героическая традиция, а также составляющие элементы — вечность и свобода в контексте идеалистических ценностей. Рок-культура рассматривается как творчество, критерием оценки, которого является его ценность с точки зрения вечности. Для героической традиции или, другими словами, для героики - вечность является трансцендентным, сакральным идеалом, цель его - достижение внутреннего преображения героя. Через поиск вечности в творчестве обретается свобода, а героизм здесь нужно рассматривать не в утилитарном смысле, а как процесс преодоления для достижения идеала. Рок-музыкант в этом контексте становится современным продолжателем рыцарской традиции и субъектом рок-культуры.

Предмет исследования - рок-культура. Данное исследовании делает акцент на том, что ее нужно понимать не только как музыкальное направление, а как сложное многоуровневое явление. Это целая система, которая проявляется в различных областях культуры в целом и которая сама уже оказывает на нее заметное влияние.

Цель работы заключается в раскрытии и анализе сущности рока на основе теоретического обобщения трансформационных процессов рок-культуры, с учетом исторического опыта и сложившейся практики.

Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач: - исследования и обобщения теоретических положений о рок-культуре; - выявления специфических условий, повлиявших на процессы становления и развития рок-культуры, а также раскрытия динамики изменения развития рок-культуры; выявления общих закономерностей рок-культуры России и Запада; определения рок-культуры и анализа детерминирующих оснований рок-культуры; исследовать структуру рок-культуры; определить место рок-культуры в культуре в целом и дать оценку рок-культуре как современному продолжению традиции героев, показав ее вероятные перспективы.

Гипотеза: Предполагается, что рок-культура - явление, являющееся результатом реализации стремления к вечности и свободе, с присущими ей чертами героической традиции в совокупности, которые делают ее современным мифотворчеством. Исходя из этого, рок-культура, как культурный феномен, существовал во все культурные эпохи, но имел разные формы проявления.

Методологическое основание: При изучении такого сложного и неоднозначного явления, как рок-культура, невозможно пользоваться каким-то одним методом, поэтому требуется комплексный подход. Методологическими принципами нашего исследования стали: диалектический метод, сравнительный, аналитический в исторической ретроспективе, интегративный, герменевтический метод, синкретический, феноменологический, комплексный, а также метод ойкуменальности, как метод понимания рефлексии культуры но поводу своей временности, проходящностн и пограничности. Изучая рок-культуру как современное продолжение традиции рыцарской героики и современного мифотворчества, нельзя было обойтись без опоры на исследования в области традиции, мифологии и лингвистики.

Новизна исследования:

Выявлено, что рок-культура до настоящего момента исследовалась в основном в публицистическом аспекте, и у нее не были определены методологические принципы. В данной' работе такие принципы были найдены, обоснованы и показаны пути их реализации.

Выявлена истинная природа рок-культуры.

Дано определение явления, которое в XX в. было названо роком.

Найдены качественные характеристики, конкретизирующие понятие рок-культуры, дающие возможность избежать искаженного о нем представления, и обозначена область его применяемости.

Выявлены особенности того, что не является рок-культурой, а схоже с ним только по внешним атрибутам.

Зафиксированы особенности взаимосвязи рок-культуры и культуры в целом, а также представлены возможные перспективы развития рок-культуры.

Автор выносит следующие положения на зашиту:

Рок-культура не является однородной по характеру. Если в рок-культуре процессы движутся к завершению, к стагнации, она является проявлением классицистской культурной программы. С позиции романтистской программы, рок-культура воплощается в бунте. Цель бунта — преображение. Свобода практически всегда реализуется через бунт, а на более тонких планах, через поиск. Одной из целей рок-культуры -требование свободы, требование получения уважения, а главное -самоуважение. Рок-культура в своем стремлении ориентированная на будущее - это проявление культуры модернизма. В эпоху постмодерна рок-культура - это рефлексия современности по поводу ее неустойчивости в данный момент.

Аксиологическим полем и одним из главных условий существования и развития культуры является движение и единство в борьбе противоположностей, то есть борьбы устойчивого момента и не устойчивого. Когда культура находится в переходном состоянии, ее выходу из кризиса может помочь обращение к фундаментальным, устойчивым основам, то есть к традиции. Рок-культура является традицией, в основе которой лежит стремление к абсолютным, вечным ценностям и таким образом противостоит ценностям временным. Противоположностью рок-культуре является то, что сиюминутно, популярно у подавляющего большинства («попса» - как жанр в современном искусстве, направленный на популяризацию, массовое признание и коммерческий успех), у которого нет направленности на ценности абсолютные и вечные, которое не может сопротивляться своей временности. Рок-культура по своей природе иррациональна и направлена на обретение духовных, а не материальных ценностей. «Попса» же, напротив, не заботится о совершенствовании, тем самым десокрализует творчество стремлением к утилитарности, массовости, конвейеру, популярности и моде. Мода трактуется как нечто подавляющее свободу, являя преднамеренность пути. Моде противоположна традиция. Традиция обуславливает устойчивость в культуре,

Таким образом, рок-культура имеет мало общего с массовой культурой, если рок-культура становится ее частью, то чаще всего утрачивает свою природу. В массовой культуре сосредоточена суетность, «стадность», безликость, представление о ней не вяжется с романтическим образом любой эпохи. Массовая культура девальвирует рок-культуру внешне схожими с ней атрибутами, но ценностные ориентиры у них различны,

3. Рок-культура связана непосредственно с традицией примордиальной. Таковыми являются доктрины Regnum — власть и знания, воплощенные в силе и доктрина Impiriurn - связь, основывающаяся на теории непроходящности и вечности (aeteraitas) аллегорического Рима. Империя -воплощение активной жизни (vita active) с ее внутренней духовностью. По Гесиоду, в мифологии существовало четыре века: «золотой» — век высших властелинов, наследников знания примордиальной традиции, символизм золота выражал идею центральности, стабильности, несокрушимости и недоступности, то есть идей «царства высшею центра мира» - Regnum; «серебряный» — век жрецов, век перехода к духовности; «бронзовый» — это люциферицеское или титаническое восстание, прометеическое стремление узурпировать олимпийский огонь, для него характерны отказ' от религиозности, гордыня, насилие и воинственность. «Последний век - это «век железный», в терминах индуистской традиции, «темный век». Появляется дссакрализованная цивилизация, знающая и прославляющая только земное и человеческое. В противовес такой форме упадка возникает идея цикла возможной реставрации, который Гесиод называет «циклом героев» или «веком героев». «Темный век» - это век потери духовности, утраты вечных ценностей, то есть эпоха деградации, когда слово «человек» больше не звучит гордо - это и есть наша современность.

В этом случае термин «герой» нужно рассматривать в узком, чисто техническом и отличном от обычного смысле. У «поколения героев» существует возможность восстановить примордиальное состояние и дать жизнь новому «золотому» веку. Но чтобы реализовать эту возможность, которая остается только возможностью, а не обусловленной естественной стадией, необходимо преодолеть стадию духовного упадка эпохи «темного века».

Рок-исполнитель, являясь субъектом рок-культуры, становится персонифицированным современным воином или героем, а стремление к свободе и вечности нужно рассматривать как аллегорический поиск святого Грааля, связанного с принципом непроходящности, вечности, спасения, победы над силами «темного века». Под понятием «вечность» также должна рассматриваться возможность обретения знания, олимпийская трансформация, приобретение достоинства как в прямом смысле, так и в аллегорическом.

Поэтому главная цель и задача рок-культуры - найти и удержать связь этого принципа в истории, который и есть принцип вечности. Отсюда рок-культуру можно рассматривать как современное продолжение героической традиции. В ней существует тесная связь между двумя принципами - воинским и духовным, она характерна для всего «рыцарства», именно она предопределяет особенность и смысл совершаемых поступков и подвигов. ' '"

Рок-культура - это традиция, в основе которой лежат определенные знания и вечные ценности, проверенные временем. Проявления рок-культуры могут быть различны, но сама ее основа остается неизменной. Народные национальные корни - вот главная, обшая черта всей рок-культры, поэтому ее можно считать «мостом между культурами».

Реализация рок-культурой стремления к вечным ценностям ведет ее к поиску вечности через духовность, а духовность, в свою очередь, выводит на религиозность. В религии атрибутами бога являются вечное, совершенное и неисчерпаемое. В этом контексте акт создания творчества рассматривается как «чудесное» и «божественное». Творящий человек подражает богу, своеобразно стремится уподобиться ему. В этом подражательстве можно увидеть попытку обрести качества, такие желаемые и не доступные человеку, - это вечное бессмертие и свободу.

Цель рок-культуры как творчества — поиск вечных ценностей, отсутствие которых наиболее негативно проявляется в пограничных состояниях культуры.

6. Поиск вечного ведет к поиску некой изначальности, то есть через поиск более точной и емкой метафоры ищется выход к изначальности слова. Поиск изначальности - это поиск знания о мире и его тайнах, ответы на которые сохранились в языке. Текст рассматривается как зашифрованный носитель информации, отсюда знаковость и символичность рока. Рок-культура - это собирание знаний о мире в аллегориях, символах и мифах разных эпох. Можно сказать, что этому критерию отвечает любое настоящее творчество, а рок-культура - это и есть настоящее творчество. Таким образом, пользуясь терминологией Хайдеггера, «эпохе» рока - это удержание места для вечности в пространстве, в определенный исторический период.

Научно-практическая значимость нашего исследования, в первую очередь, состоит в показе ценности и истинного «лица» рок-культуры. Ценность рок-культуры заключается в том, что, каково бы ни было состояние культуры в целом - период подъема или стагнации, рок-культура всегда помогает обратиться к ценностям абсолютным, вечным, к истокам, к традиции, которые дают возможность поиска путей выхода из кризиса, дают возможность его преодоления.

Влияние рок-культуры на разные поколения людей огромно. В нее вовлечены представители различных слоев общества вне зависимости от стран и национальностей. Рок-культура не знает ни языковых, ни религиозных границ. Она повлияла и продолжает влиять на мировоззрение, формирование личности и ее качеств, задает и формирует ценностные ориентиры человека, а главное, устремляет и направляет его к абсолютным ценностям. Все это в очередной раз позволяет утверждать о важности исследований рок-культуры. В результате научного анализа нашей работы выявлены истоки и раскрыта сущность рок-культуры. Прослежены динамика и закономерности ее развития, что в совокупности позволяет объективно оценить это сложное историческое явление и подтвердить его уникальность. Многогранность и широта этого явления предполагают необходимость дальнейшего его изучения, а результаты и методы настоящей работы могут быть применены в различных областях науки, так как в рамках одного исследования целиком его охватить невозможно,

Также данное исследование может представлять интерес и для непосредственных носителей рок^традиции в качестве теоретической базы. Выводы данного исследования могут использоваться в учебных заведениях при чтении курсов по культурологии, философии, философии культуры, истории и философии науки, искусствоведению, а также при чтении спецкурсов по традициологии, субкультурам и др.

Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры философии ТюмГУ и ТГНУ. Имеется шесть публикаций по данной теме. Теоретическому исследованию предшествовала семнадцатилетняя практическая деятельность автора в этой области, которая продолжается и сейчас. ''/! -

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа, заключения и библиографии. Диссертация изложена на страницах.

Главные результаты исследования. Рок-культура нарративная традиция, продолжающая жить в форме метарассказа или саморассказа, которая несет в себе черты героической традиции и ищет связь и выход к примордиальной традиции человечества через ощущение свободы и вечности в культуре. Известный исследователь традиции, фольклора и мифологии Юлиус Эвола отмечал: «...То, что среди различных народов существовало под именем «традиция», являлось не чем-то относительным и обусловленным различными внешними и чисто историческими факторами, но всегда было связано с элементами единого знания, которое представляет собой константы». Традиция может трактоваться как синоним мудрости и знания. В традиции знание, знание дает умение, а философия изучает эту универсальную закономерность всей действительности. Следовательно, являться носителем знания - это значит уметь быть свободным от обстоятельств, иметь универсальную систему безопасности в современном обществе. Поэтому ошибочно полагать, что рок-культура является массовым явлением.

Рок-культура выражается в неком формотворчестве, следовательно, она рождает образы. Этот образ заполняет собой пространство. В таком случае рок-культура первоначально становится явлением, устанавливающим границы пространства, которое будет заполнено- Отсюда следует, что идея ойкуменальности становится одним из методов при изучении рока, в свете которой рок-культура может рассматриваться как попытка преодоления своих границ, временности и предопределенной конечности. Человек через рок-культуру «переживает свою пограничность» и, переживая ее, ведет поиск самого себя. Любое творение в рок-культуре становится как рефлексией границ пространства, в рамках которого оно находится, так и попыткой преодоления этих границ. Следовательно, рок-культура - это ощущение пограничности человека по отношению к культуре и попытка преодоления этих границ, потому что рок-культуре постоянно приходится их преодолевать, чтобы сохранять себя и вновь и вновь продолжать развиваться. Можно предположить, что рок-культура - своеобразный способ трансцендирования и попытка выхода на категории вневременные.

В целом, рок-культуру можно рассматривать как проявление героического стремления к вечности и свободе через вечные ценности в состоянии культуры любого времени.

Рок-культура как традиция саморассказа

В данном разделе будут проанализированы высказывания рок-авторов, являющих собой непосредственное вживание в данную традицию, то, что называется «взгляд изнутри». Для большей наглядности были выбраны представители разных направлений, чтобы, несмотря на внешние между ними противоречия, выявить главное — то, что их объединяет.

Автор данного исследования согласен с мнением музыкантов итальянской группы Ataraxia, которые в одном из интервью рассуждают о связи современного творчества с фольклором и актуальностью его влияния на современную культуру и мировоззрение. Также совпадают и мнения по поводу того, что через творчество осуществляется непосредственная связь между культурами. Вот некоторые из этих высказываний.

«Мы родом из старинных городков, которые до сих пор хранят дух средневековья. Мы пилигримы, желающие продолжать память и воспоминания всех тех душ, потерянных всеми нами среди более значимых событий истории. Это поймет тот, кто когда-либо вдыхал запах и чувствовал холодную поверхность древних камней, кто бродил по улицам покинутых городов и чувствовал пульс жизни, бурлившей там века назад. Иногда мы чувствуем себя мостами между культурами древнего Средиземноморья и кельтами. Мы - граждане мира, которые несут физические и духовные знаки различных культур и мировоззрений».

Как факт, который будет иметь для нас значение в дальнейшем, хотелось бы сказать, что помимо музыкальных увлечений, данный коллектив объединил по роду деятельности разных людей: органиста церкви и служащего в доме престарелых; создателя эксклюзивной мебели из металла; историка средневековья, актера, мима и художника, а также геометра.

Темами их творчества являются мифы об исчезнувших культурах, многие из которых были высокоразвитыми с точки зрения технологий. Также в композициях заметен большой интерес к истории и религии древних цивилизаций, важную роль в которых играли магия и ритуалы. При поиске тем и образов для своего творчества Ataraxia используют высоко профессиональный подход, не ограничиваясь только чисто внешней стилизацией «под старину». Чем глубже и сложней концепция их очередной работы, тем шире спектр изучаемых областей: это и старинные костюмы, различные философские традиции, эпос. Также музыканты изучают языки как современные, так и древние. Часто композиции исполняются на нескольких языках, например, на английском и древнегреческом. В символическом плане это нужно понимать, как взаимодействие языков будущего и ирошлого-Для современного индустриального общества актуальна проблема отсутствия связи человека со своими национальными корнями и культурным наследием прошлого. Мир современного человека, несмотря на технические изобретения, еще очень далек от своего совершенства. На первое место чаще всего ставится утилитарность, комфорт и удобства, нередко в ущерб прекрасного. Современному человеку во многом стоит поучиться стремлению к гармонии, которую так могли ценить древние. Поэтому музыканты Ataraxia говорят, что в своих произведениях стараются запечатлеть и звуки моря, и океана, гармонию форм, вечность и благоговейный трепет перед прошлым, и что это очень важно для них в наступившем новом тысячелетии.

Следующий пример - коллектив из Австрии (Вена), Angizia - группа, сочетающая театральные и современные музыкальные металлические веяния. В «живом» концертном исполнении они выглядят наиболее ярко, так как их творчество - это «осенняя меланхоличная фортепианная коллекция оперных зарисовок» и театрализованный спектакль. Как писал об этой группе один музыковед «Всё пожирается пустотой времени, этого убийцы титанов, каждая река впадает в пустыню, все вещи проходят через пертурбации изменений, постепенно и бесследно исчезают или становятся историей. Обречены те, кто пытается угнаться за модой. Халиф на час становится дураком на всю жизнь. В то время как многие пытаются (тщетно) поймать некое «соответствие» моде и её новейшим веяниям, находятся и такие, кто преподносит Традицию, но в авангардном, прогрессивном ключе, само собой, Angizia, как нетрудно догадаться, как раз и относится к таковым коллективам, преподносящим виртуозную, изящную, вдохновенную неоклассическую музыку, сочетающую мужскую и женскую вокальные партии, скрипки и метал-гитары, контрабас и лидирующие фортепьянные пассажи». Так что коллектив Angizia - еще один пример того, как гармонично и актуально взаимодействуют в творчестве традиции прошлого и современности.

Очень ярко и четко расставлены акценты на тему взаимосвязи традиций и творческих приоритетов в интервью лидера и вокалистки Cadaveria, представляющей коллектив Opera IX из Италии. Она говорит: «Музыка для нас — главное. Мы очень любим литературу, особенно Данте, Бодлера, любим, читать древние легенды и мифы нашей страны, переводим древние трактаты, мы хотим возродить к жизни утерянные кельтские традиции нашей цивилизации, практические идеи гуманизма в магии. Наша лирика не только перевернутые кресты, это — «Опера мистерии». Песни затрагивают темы оккультизма, магии, язычества, древние культы и знания, дошедшие до наших времён и представляющие эпическую музыку с заметным влиянием black».

Cadaveria так же рассуждает о том, что у Италии очень богатая многовековая история, когда люди вспоминают о ней, они говорят о ренессансе и барокко, но при этом не следует забывать о средних веках с их инквизицией и оккультизмом. Поэтому темами творчества Opera IX наряду с личными переживаниями о вещах, интересующих музыкантов, могут быть поэзия, философия, но в большей степени - религия. По мнению Cadaveria, их композиции - повествования о вере, которые часто имеют медитативный характер. Музыканты интересуются тем, что каким-либо образом связано с тёмными, необычными и неисследованными сторонами жизни. Этим и объясняется их интерес к язычеству и оккультизму. Оккультизм они считают своей верой, источником силы и путем в жизни.

Рок как творчество

Рассуждая о сущности рока, необходимо начать с того, что это -творчество, а не вид искусства. Слово «искусство» в данном случае, не вполне уместно, так как связано с греческим термином - texne. Искусство, таким образом, понимается как технология, производство, доведенное до высокого уровня «отлаженное». Поэтому в таком контексте произведение искусства становится закономерным продуктом того, кто в совершенстве овладел технологией и ее приемами. Прежде чем появиться произведению искусства, должно пройти какое-то время. Идея воплощается через длительный технологический процесс, который чаще всего абсолютно рационален и превращается в изготовление произведения искусства.

Творчество происходит от слова «творение» или «сотворение». Творению в большей степени присуще вдохновение - как момент экстаза, проявляющее свою трансцендентную сущность, чаще на бессознательном интуитивном уровне. Искусство появляется через следование правилам его изготовления. Творение появляется вопреки правилам, очень часто для него нет вообще никаких правил.

Таким образом, рождение произведения искусства подразумевает три стадии: идея — производство - воплощение. Творение призвано сократить все до минимума: идея - воплощение.

Отсюда творчество в аллегорическом смысле можно рассматривать как «чудо». Творению присущ «трансцендентный скачок» и его появлению не предшествует ремесленный этап. В этом и состоит коренное отличие «творения» от искусства, которое, несмотря на всю абсурдность и невозможность, становится целью для человека, попыткой сделать больше в жизни, чем ему дано.

Развивая эту мысль, можно сказать, что искусство — подтверждение больших способностей человека, но без претензии «на сверхчеловеческое». Чудо, подтвержденное творением, делает реальной возможность «сверхположенного» и таким образом разрушает ограниченность бытия человека. В одном из древнейших манускриптов, под названием «Пророчица Исида - своему сыну Гору», было написано: «Зная, что человек способен создавать человека, лев - льва, а собака - собаку, и если происходит нечто вопреки природе, то это — чудо, и потому оно не может продолжать существовать долго, ибо природа только услаждается природой, и победить и преодолеть природу может только природа». [26, 76] Отсюда стремление к творчеству, стремление к чуду, это стремление человека преодолеть свою природу или создать «сверхприроду», но так или иначе - стремление преодолеть границы своих возможностей. Это вера в возможность создания человеком того, на что способен только бог.

Таким образом, творение становится «вместилищем» чуда. Через творение чудо материализуется и сохраняется в пространстве. Оно сохраняется столько, сколько живет творение, столько живет и чудо, тем самым, пренебрегая законами времени.

Под словом «чудо» автор имеет в виду создание чего-то нового, чего раньше не было, чего в принципе не должно было быть, то что появилось вопреки обстоятельствам, то есть вопреки природе. Сам акт создания чуда рассматривается как «чудесное». Необходимо остановить, поймать сиюминутность времени и зафиксировать его в пространстве через создание творения. Отсюда получается своего рода хайдеггеровское «заполнение пространства», которое пустовало, покинутое богами. Творение - это сознательное сотворение «чуда», своеобразная «магия».

Магия, если коротко сказать -умение находить «общий язык» с силами (стихиями) природы и при помощи них влиять на ход ЖИЗНИ, влиять на обстоятельства. Поэтому акт творчества метафорически можно рассматривать, как магию, если взять его в контексте обуздания своих знаний, вдохновения, желания и использования этих СИЛ на создание творения Музыкант, композитор, художник Genesis P-Orridge говорил: «В любом случае, если Вы когда-либо занимались музыкой, то непременно поймете, что я имею в виду. Вначале у Вас в руках чистая кассета, или CD - неважно, то, что Вам подходит больше всего — и, в конце концов, на ней оказывается что-то, чего до Вас никогда не существовало. Просто невероятно! Этот факт уже сам по себе - потрясающая штука». [215] «Это подход живописца - у тебя есть какая-то картина, ты переписываешь ее, что-то поправляешь, переделываешь заново, пытаешься получить совершенную, кристально чистую версию чего-нибудь. И дело совсем не в попытке и не в результате, важен сам процесс исследования и изменения, ты воссоздаешь какие-то миры, образы, звуки, реакции, которые доселе не существовали. В наши дни все это возможно. При помощи новых технологий ты строишь и собираешь то, чего раньше никогда не было. В этом смысле все мы боги...». [215]

Человек, творящий, своеобразно подражает богу. В этом подражательстве можно увидеть желание уподобиться ему, то есть обрести через творчество качества, присущие богу, такие желаемые и не доступные для человека — это вечное бессмертие и свободу. Именно через творчество человеком создается собственная реальность. Стремление к потустороннему, трансцендентному, находящимися за пределами бытия, становится вызовом, брошенным богу. Человек испытывает страх от приближения к зияющей и манящей его бездне, которой является вечность. Творчество становится для человека процессом расширения границ и обретения трансцендентной глубины бытия,

В рок-культуре идет творческий поиск трансцендентных качеств. Поиск спровоцирован желанием «самому быть богом» и выглядеть своеобразным ницшеанским проектом сверхчеловека. В роке подлинное существование и «желание быть Богом» — это ницшеанская жажда власти над судьбой, жажда свободы, жажда невозможного, жажда чуда. Отсюда в рок-творчестве выражается непрерывная «аскеза отрицания», абсолютный нонконформизм, несогласие со всем псевдонозитивным, часто доходящим до крайности неприятием всего, что существует в целом и по отдельности.

Но творчество бывает разное, и далеко не каждое относится к року. Отсюда требуется выяснить критерии «настоящего» творчества. Ниже предлагается авторская классификация критериев творчества. Ключевые в ней термины: «пустота», «настоящее» и «вечное». Эти термины имеют разное этимологическое значение, смысловые оттенки и в классификации выполняют взаимоисключающую роль.

Так термин - «Пустое» должен пониматься как ничего не оставляющее после себя или оставляющее, но не на продолжительное время. Применимо к термину «творение», «пустое» становится синонимом бессодержательного, ничего не выражающего, которое быстро забывается. Творение, в основе которого «пустота», подразумевает временный характер.

Рок как поиск знания о мире

После выше сказанного нам предстоит выяснить, чем же является рок по отношению к культуре в целом. Так как через призму рок-творчества преломляются все существенные моменты, происходящие в культуре, отсюда рок можно считать рефлексией современности по поводу своей изменчивости и можно назвать его одним из «индикаторов» состояния культуры.

В XX в. в культуре произошел очередной кризис, и рок своим бурным развитием отреагировал на ее неустойчивое состояние. Таким образом, это была своеобразная реакция на «культурный дефолт», бескультурье, потерю ценностных и жизненных ориентиров, профанацию знания и т.д.

Рок-культура имеет много общего с постмодернизмом, но есть между ними и различия. Общим является то, что когда в культуре намечается нестабильность, рок является напоминанием о кризисе. Через подсознательное чувство неустойчивости, рок стремится выровнять, стабилизировать, укрепить культуру, вернуть в устойчивое состояние через традицию. Когда это происходит, необходимость в роке отпадает, и он переходит в разряд классики. Но в момент очередного кризиса культуры, он опять себя проявит, только в другой форме. Главное содержание рока останется прежним - стремление к вечным ценностям и их утверждение.

Рок может проявиться в разных формах, когда появится в нем «необходимость», когда возникнет «недоверие», «неустроенность» и «неудовлетворенность» данностью. Рок как пример настоящего творчества - напоминание об ошибках культуры, напоминание об отходе от вечных ценностей. Такое явление проявляет себя на перифериях культуры. Таким образом, когда происходит стагнация в культуре, тогда и наступает момент кризиса, а на периферии проявляется андеграунд, как ответ на кризис. Андеграунд в начале, будучи всего лишь несогласием с центром, в конечном итоге должен разорвать культуру изнутри, освободив место для чего-то нового. На примере рок-культуры это как раз можно увидеть. Когда в ней наступал застой, кризис жанра, всегда появлялось что-то, что отодвигало классицизм и давало новый всплеск к дальнейшему развитию. Источником этого саморазвития являлось стремление к свободе и высвобождению от давления на рок-культуру извне. Такое стремление выражалось в несогласии и бунте против классических устоев. Как пример, новым в свое время являлось такое направление в роке, такое как панк. Оно стало реакцией на рок, который перешел в раздел развлекательного жанра, потеряв свое изначально оппозиционное значение, Панк появился как реакция на перифериях, потом сам занял то место, с чем сам боролся и сам захлебнулся в своем бунте. У панка много общего с постмодерном, оба они были агонией культуры. Панки кричали, что «будущего нет», что настоящее закончилось и его нужно уничтожить, но взамен не давали новой альтернативы. Что-то похожее происходит и с постмодерном. Такое бурное развитие рок-культуры — признак кризиса культуры в целом, стремящейся к устойчивости и традиции. - Эти пары поочередно выталкивают друг друга, потом сменяют друг друга, но вновь возникают только в другом отношении, И в то же время они не могут друг без друга существовать. Как писал Фуко в работе «Слова и вещи», «В соперничестве есть что-то от отражения в зеркале: посредством соперничества вещи, рассеянные в мире, вступают между собой в перекличку. Но в то же время борьба между ними предписывает залог движения и дальнейшего развития культуры». Мы видим, что обозначились пары, которые объединены принципом подобия и одновременно принципами симпатии и антипатии. Антипатия необходима ничуть не меньше, чем симпатия, потому что сохраняет вещи в их изоляции друг от друга и препятствует их уподоблению. Антипатия закрепляет уверенность каждого вида в необходимости его стойкого отличия от другого, тем самым становится залогом его стремления к самосохранению. Итак, по мысли Фуко, «Именно постоянное равновесие симпатии и соответствующей ей антипатии обеспечивает тождественность вещей, то, что они могут выходить друг на друга, сближаться между собой, не поглощая друг друга и не утрачивая при этом своей неповторимости», Так же происходит и с рок-культурой. Если принимать за аксиому то, что рок имеет для нас значение в первую очередь с точки зрения вечности, возникает вопрос о ее противоположности, то есть — это сиюминутность. Рок -это то, что не потеряет свою ценность с течением времени для вечности, что не станет временным. Временным характером обладает то, что востребовано только здесь и сейчас, поэтому оно сиюминутно. Когда здесь и сейчас настоящее перейдет в здесь и сейчас прошлое, следовательно, оно временно.

Для того, чтобы рок мог осуществлять свою идею, как стремление к свободе и к вечности, обязательно должно быть что-то, что отберет эту свободу, должен быть «враг», «соперник», в то же время уравновешивающий состояние в целом. Если этого «кто-то» не будет, то року не с чем будет бороться, не к чему стремиться, и он сам станет классикой. Противоположностью рока всегда являлось то, что именовалось «попса», выше названная ремеслом. Под этим сленговым словом подразумевается любая культурная шаблонность, творческая ограниченность, трафаретность мышления. То, что популярно, что подчиняется конъюнктуре, что является развлекательным, рассчитанным для массового потребления. То, что подвластно моде, подвластно времени, следовательно, не вечно, это то, что проходящее.

Основные черты героической традиции и ее связь с рок-культурой

«Существование в обществе групп, так или иначе замкнутых, неизбежно связано с существованием множества традиций»: процесс передачи общественного наследия - это в прямом смысле слова в какой-то степени процесс посвящения в тайну, и, если он является таковым в очень малой степени, он проходит по-разному в разных группах с включением разных элементов культуры группы или элементов иной культуры», (189, 296]

Одним из условий существования традиции является ее непрерывность: непрерывность верований, обычаев, институтов. Традиция может трактоваться как синоним коллективного опыта, мудрости, знаний. «Так, в некоторых религиозных доктринах (и не только религиозных, традиция выступает как посредник между современностью и вечностью: важна не столько давность, сколько то, что в традиции сохранились некие вечные принципы, возвещенные никогда в прошлом человечеству». [189, 336] Таким образом, становится очевидна непосредственная связь традиции с вечностью.

Например, в кельтской традиции такой принцип неразрывности видится в информативно-языковом значении знаков-символов - рун; которые выполняли еще и письменную роль. Многие исследователи кельтской традиции это отмечали. Как писал Николас Гудрик-Кларк [44, 255] «Руны были звеном, связывающим макрокосм и микрокосм арийского человека, обнаружением бога в мире. Руны возникли из первоначального отношения между человеческой душой сыновей бога и мировым духом, и они могли бы привести ищущего назад, на его космическую родину, к мистическому единству с богом». Интересно даже то, что перевод слова «руны» это игра слов означающий «скрытый», «таинственный». Гвидо Фон Лист: Древне -английское шпа - «буква», «письменность», «тайна; от кельтского reb-na, reb - «культовое действо», «обряд», «тайна», krab - «религия», «вера»; русское ет-руна — «то, что связывает»; финское runo — «эпическая песня». [44,362]

Следующий принцип непрерывности традиции и ее связи с вечностью содержится в символике Мирового древа. Нужно отметить, что «Закон вечного вращения, воплощенный в пространстве и времени, был создан атланто-нордической расой в символе Годового цикла и Мирового древа, Древа Жизни, Мы можем проследить эту изначальную концепцию во всех атланто-нордических языках и культурах». [29, 365] Характерно, что большая часть древних знаний почти у всех народов была посвящена именно Мировому древу и Божьему году. Мировое древо рассматривается как символ изначальности, как некая точка в начале рождения мира, Божий Год — закон следования этому жизненному принципу и его ритму. Мировое древо -аллегория вечного обновления, Божий Год — возможность этого обновления в природе. Современный человек, не стремящийся найти свой путь к нему, перестает понимать истинный смысл своего бытия, считает неизбежностью бессмысленную индустриализацию и укрупнение городов. Целью его жизни становиться стремление не к вечным ценностям, а к материальным, которые приводят к духовному ничтожеству и нищете. По словам Германа Вирта, причин, приводящих к такому положению вещей, они не хотят замечать. «А главная из них - в их отпадении от вечного, жизненного ритма Божьего Года. Поэтому-то они не столько живут сами, сколько их проживает нечто постороннее, чуждое; они гниют телом и душой, стареют уже в юности» [29, 367] Отсюда становится очевидным связь традиции и нарративного знания, выражающегося в определенном ритме и темпоризации. Эта смысловая составляющая связь в рунических фигурах, символике Мирового Древа и годовых циклов присутствует не только у кельтов или, например, египтян, но почти во всех традициях народов мира.

Скорректировав понимание традиции, мы подошли к истинному пониманию рок-культуры как продолжению традиции героев, которая непосредственно связана с традициями примордиальными. Связь рока с традицией примордиальной делает его нарративом, традицией саморассказа.

Ознакомившись с ранними классическими источниками литературы, посвященными рыцарской традиции, таких авторов (ХІ-ХІІвв,), как Кретьсн Де Труа и Роббер де Борон; (XIII в.) Вольфрам фон Эшенбах и Альбрехт из Шапфеибсрга; (XV в.) Томас Мэлори др., а также сопоставив полученные сведения с оценкой современных исследователей, были выявлены главные черты рыцарской героики, которые будут изложены ниже. Эти основные принципы прослеживаются и в современной традиции рок-героев.

Как писал один из исследователей Юлиус Эвола [202, 370] «Согласно нашей концепции, то, что среди различных народов существовало под именем «традиция», являлось не чем-то относительным и обусловленным внешними и чисто историческими факторами, но всегда было связано с элементами единых знаний, которые представляли собой константы». В мифологии отмечается, что существовало несколько циклов рас, которые принято считать «золотым», «серебряным», «бронзовым» и «темным» веками. Это так называемая доктрина о четырех веках. Об этом, так или иначе, говорится во всех различных традициях. То, что некогда было явным, с течением времени стало все более скрытым. Связь между поколениями и передачей знаний постепенно прервались.

Похожие диссертации на Рок-культура как современное воплощение традиции героев