Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Чижов Роман Владимирович

Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества
<
Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чижов Роман Владимирович. Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества : 24.00.01 Чижов, Роман Владимирович Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества (На примере деятельности "Ярославских епархиальных ведомостей" 1860-1917 гг.) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2006 226 с. РГБ ОД, 61:06-24/109

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РЕДАКЦИОННО-АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ «ЯРОСЛАВСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»: ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ 30

1. Архиереи Ярославской епархии и «Ярославские епархиальные ведомости» . 30

2. Редакционно-авторские коммуникации в «Ярославских епархиальных ведомостях». 33

2.1. «Ярославские епархиальные ведомости» в 1860-е гг. Период редакторства А.П. Крылова 34

2.2. «Ярославские епархиальные ведомости» в 1870-1890-е гг. Период редакторства Н.Н. Корсунского. 40

2.3. «Ярославские епархиальные ведомости» в начале XX в. 45

Выводы 50

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ «ЯРОСЛАВСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ» (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА). 52

1. Структура «Ярославских епархиальных ведомостей» 52

2. Историко-культурная тематика в информационном поле «Ярославских епархиальных ведомостей» 55

2.1. Церковная археология на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» 57

2.1.1. Монастыри 57

2.1.2. Приходские храмы 60

2.2. Городская и сельская тематика в «Ярославских епархиальных ведомостях» 64

2.2.1. Города Ярославской губернии 64

2.2.2. Села Ярославской губернии 65

2.2.3. Исторические места Ярославской губернии 70

2.3. Биографика и просопография на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» 71

2.3.1. Святые 71

2.3.2. Князья 77

2.3.3. Духовенство 78

2.3.4. Прихожане 85

2.4. История духовного образования в информационном поле «Ярославских епархиальных ведомостей» 87

2.5. «Ярославские епархиальные ведомости» как археографическое издание 94

Выводы 100

ГЛАВА 3. РОЛЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 103

1. Система распространения «Ярославских епархиальных ведомостей» 103

2. Организация чтения «Ярославских епархиальных ведомостей» 105

3. Читательские стратегии в Ярославской губернии 108

3.1. «Ярославские епархиальные ведомости» в круге чтения жителей Ярославской губернии 108

3.2. Читательско-авторские коммуникации в «Ярославских епархиальных ведомостях» (читатель как автор

«Ярославских епархиальных ведомостей») 111

Выводы 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 125

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 127

Введение к работе

Актуальность темы. Вопросы консолидации культурных сообществ,
роли и места культурной составляющей в процессе формирования сообществ
различного уровня и типа заняли достаточно заметное и устойчивое место
среди прочих, актуальных для современного мира, исследовательских
проблем. Это обусловлено множеством факторов, среди которых следует
назвать динамику социально-культурной структуры современного
общественного пространства, противоречивые тенденции

размывания/ужесточения границ культурных сообществ, стремление к нахождению безусловных идентификационных «опорных точек» в условиях глобализирующегося мира и т.п. Важное место среди такого рода проблем занимает и вопрос о поддержании, консолидации профессиональных, конфессиональных и иных по типу сообществ, которые являются нередко «воображаемыми»1 сообществами. Особый интерес сегодня, в силу названных выше обстоятельств, представляют региональные культурные сообщества, которые и стали предметом нашего рассмотрения.

Одним из условий формирования, консолидации и воспроизводства

период становления и начала распространения данного коммуникативного инструмента, он играл заметную роль в консолидации, укреплении культурных сообществ. Несомненно, что это относится преимущественно к такой форме СМИ, как периодическая печать.

Среди российских региональных культурных сообществ, обладавших собственным периодическим изданием уже в XIX в., было православное духовенство, что сделало данную социально-культурную группу значимой историко-культурной моделью для рассмотрения вопроса о роли печатных изданий в консолидации культурных сообществ. В численном отношении духовенство в этот период занимало второе место после крестьян и мещан. Например, в 1876 г. во Владимирской губернии на 4200 личных и потомственных дворян приходилось 17000 человек приходского духовенства без членов семей2. Значительным был и культурный потенциал церкви. Собрания монастырей и соборных храмов включали до начала XX в. архивные документы, рукописные и печатные книги, местные реликвии — редкие иконы и произведения декоративно-прикладного искусства. Сами монастырские ансамбли и церковные здания представляли интерес своей архитектурой и внутренним декором. Однако культурный потенциал церкви был слабо вовлечен в социокультурную коммуникацию региона и оставался нереализованным до второй половины XIX в. по причине недостаточной консолидации духовенства как культурного сообщества. Консолидация региональных культурных сообществ стала возможной благодаря созданию при содействии Русской православной церкви системы местной периодической печати и сети учреждений, занимающихся культурно-просветительской работой: ученых архивных комиссий, церковно-археологических музеев и различных образовательных учреждений.

Основным церковным периодическим изданием последней трети XIX

2 Протокол годового собрания Владимирского губернского статистического комитета 28 июля 1876 г. Владимир, 1876. С. 1.

в. — начала XX в. были епархиальные ведомости. Впервые программа «епархиальных ведомостей» была составлена архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) еще в 1853 г., но только в начале царствования Александра II начался длительный процесс согласования правил нового издания в цензурном ведомстве . Особое разрешение потребовалось для публикации на страницах нового журнала исторических статей и материалов4.

В итоге программа журнала (епархиальные ведомости по содержанию публикуемой информации были именно журналом5) была представлена на утверждение Синоду лишь через 6 лет архиепископом Херсонским Димитрием (Муретовым), который являлся присутствующим (т.е. временным) членом Синода, возглавлял Комитет о сокращении переписки по духовному ведомству и пользовался некоторым расположением государственных чиновников. Он просил разрешения на издание «Херсонских епархиальных ведомостей» с середины 1860 г. (к данному сроку он рассчитывал возвратиться из столицы в Одессу — свой кафедральный город). Его ходатайство Синод удовлетворил 11 ноября 1859 г. Известный сибирский миссионер и также член Синода Ярославский архиепископ Нил (Исакович, 1799-1874), узнав о предполагаемой программе периодического издания, первым в январе 1860 г. испросил разрешение на издание нового печатного органа. 8 марта того же года разрешение было получено, а 16 апреля в Ярославской епархии вышел первый епархиальный журнал «Ярославские епархиальные ведомости» (далее ЯЕВ), опередивший выход «Херсонских епархиальных ведомостей».

Епархиальные ведомости появились раньше официального периодического издания Синода «Церковные ведомости», причем

3 РГИА. Ф. 772. Оп. 1. Д. 3692. Л. 1-73; Д. 3933. Л. 1-7.

4 Там же. Д. 4587. Л. 1-6.

5 Мохначева МЛ. Журналистика и историческая наука. М., 1999. Кн. 2. С. 85.

отдаленные епархии обзавелись своими журналами прежде столичной. Вслед за Херсонским и Ярославским изданиями ведомости стали выходить с 1861 г. в Киеве, Тамбове и Чернигове; с 1862 г. — в Калуге, Каменец-Подольске и Туле; с 1863 г. — в Вятке и Полтаве; с 1864 г. — в Полоцке и Нижнем Новгороде; с 1865 г. — во Владимире, Орле, Рязани, Саратове. К 1904 г. все епархии, кроме Туркестанской и Финляндской, имели свои епархиальные издания. Как правило, они выходили при духовных консисториях или духовных семинариях, соответственно секретарь консистории или ректор семинарии являлся редактором журнала или его официальной части.

Тираж епархиальных ведомостей складывался из количества подписчиков, в обязательное число которых включались все приходские храмы и монастыри епархии, и ста экземпляров, отпечатанных на разные нужды. Общий тираж епархиальных ведомостей редко достигал тысячи экземпляров, что было не так уж мало по сравнению с тиражами гражданской печати и при учете культуры чтения.

Епархиальные ведомости выпускались еженедельно, по 52 номера в год. Согласно типовой программе, они состояли из двух частей — «официальной» и «неофициальной». Официальная часть предназначалась для высочайших манифестов и повелений, касающихся церкви, указов и распоряжений Синода и епархиального начальства, для сообщений о перемещениях и вакансиях, для извлечений из годовых отчетов по консистории, семинарии и другим епархиальным учреждениям. В неофициальных отделах всех епархиальных журналов, наряду с выписками из творений святых отцов, проповедями и назидательными сочинениями, печатались местные исторические, биографические, краеведческие и библиографические материалы6.

Типовая программа опубл.: Титов А.А. Ярославские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. Список и указатель статей, помещенных в ведомостях за все время их существования. 1860-1892 гг. Сергиев Посад, 1893. С. П-Ш. См. также: Рункевич С.Г.

Для изучения роли периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества были выбраны ЯЕВ как первое епархиальное издание в России и как один из наиболее удачных опытов церковной региональной периодики (прежде всего, в плане информативности), что признали многие современники, в том числе Н.П. Лихачев, А.А. Титов и др.

Степень изученности темы. Многоаспектность избранной для диссертационного исследования проблемы, обусловила необходимость обращения к работам различной научно-дисциплинарной направленности, в которых в той или иной мере представлен релевантный для ее разработки материал - а именно, к работам по истории культуры, по проблемам функционирования средств массовой коммуникации и истории периодической печати, по культурной коммуникации, по церковной истории и этнографии, по проблемам регионалистики и истории Ярославской губернии рассматриваемого периода.

Значительное место, как существенные для диссертационного исследования, заняли работы, посвященные отечественной истории культуры в целом, ее региональным аспектам, в частности. Назовем здесь работы П.Н.Милюкова, С.В.Рождественского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, Л.Н.Модзалевского, Ю.М.Лотмана, Д.С.Лихачева, Е.Я.Александровой, В.К.Кантора, И.В.Кондакова и др

Формы и механизмы культурной коммуникации изучались отечественной школой С.Н.Плотникова, возникшей в конце 1960-х гг.7 В те

Епархиальные ведомости // Православная богословская энциклопедия. М., 1904. Т. 5. С. 451-454; Андреев Г.Л., Троицкий А.Н. Христианские периодические издания на русском языке: Библиографический обзор // Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 529.

7 Вахеметса А., Плотников С.Н. Человек и искусство. М., 1968; Социология культуры: Ежегодник / Под. ред. С.Н.Плотникова. М., 1974-1980. Вып. 1-7.

годы были определены ключевые проблемы культурной коммуникации: культурная коммуникация как создатель культурной ценности; реализация культурной коммуникации в созданном с ее помощью произведении; обеспечение посредством культурной коммуникации материальных возможностей исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; роль публики (аудитории) в восприятии произведений культуры и культурных ценностей8.

В исследованиях 1960-1970-х гг., посвященных культурно-коммуникативной проблематике, внимание уделялось, прежде всего, книжным изданиям, радио и телевидению9. В последние годы активно изучаются культурно-коммуникативные функции сети Интернет10. Периодические издания редко становятся предметом исследования культурологов и историков культуры. Например, А. Моль, введший понятие «социодинамики культуры»11 и изучавший культурные сообщества, не рассматривал периодику как один из инструментов консолидации культурных сообществ. И.В. Кондаков, изложивший историю русской культуры на основе подхода А. Моля, ограничился лишь упоминаниями самых известных периодических изданий XIX в.

С 1970-1980-е гг. отечественные социологи стали активно разрабатывать методики изучения периодики и осуществляли практические исследования . Наиболее крупные проекты по изучению периодики были

Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов, 1975. Краткий обзор исследований см.: Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. М, 1998.

10 См., например: Интернет в культурной коммуникации // КомпьютерРгісе. 2002.

№ 9. < >

1 Моль А. Социодинамика культуры. М, 2000.

Подробнее см.: Таловое В.П. У истоков социолого-журналистских исследований

в России // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5. О

развитии отечественной социологии в этот см.: Российская социология 60-х годов в

реализованы сотрудниками Лаборатории по изучению функционирования печати, радио и телевидения при Факультете журналистики Московского государственного университета под руководством Е.П. Прохорова: «Районная газета в системе журналистики» и «Таганрог»13. Другие научные центры проводили социологический анализ советских газетных изданий: «Правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета» и др.14 Итогом этих исследований стал выход коллективной монографии «Социология журналистики» под редакцией Е.П. Прохорова (М., 1981). Касаясь многих вопросов функционирования периодической печати и относя периодику к социокультурному феномену, социологи, как правило, ограничиваются в практических исследованиях современными периодическим изданиями и не выделяют культурную коммуникацию как обособленную функцию периодического издания, поскольку предметом их анализа остается массовая периодическая печать, но не ведомственная и профессиональная периодика.

В данном диссертационном исследовании представлена попытка восполнить пробел в практическом исследовании социокультурных коммуникаций на примере анализа роли периодического издания в консолидации регионального культурного сообщества.

Одной из первых отечественных теорий региональной культуры была теория «культурных гнезд» Н.К. Пиксанова, который ввел понятие «культурное гнездо» в научный оборот в своей книге «Областные культурные гнезда» (М.; Л., 1928). Он утверждал, что понятие «местного культурного гнезда» не объемлет всей местной культуры. «Культурным

воспоминаниях и документах СПб., 1999.

13 Районная газета в системе журналистики. М, 1977; Массовая информация в
советском промышленном городе / под ред. Б.А. Грушина. М., 1981.

14 «Литературная газета» и ее аудитория. М., 1978. См. также работы В.Э
Шляпентоха: Волынский М.А., Шляпентох В.Э. Тенденции развития культуры: их
изучение и прогнозирование. М., 1976.

гнездом» он называл не механическую совокупность культурных явлений и деятелей, но тесное единение их между собою, некоторое органическое слияние. Ученый делает вывод, что «культурное гнездо» в собственном смысле должно обладать тремя постоянными признаками: определенный круг деятелей, постоянная деятельность и выдвижение питомцев. Иначе говоря, «культурное гнездо» — это культурное сообщество, вовлеченное в процесс культурной коммуникации и самовоспроизводства.

Идеи Н.К. Пиксанова получили дальнейшее развитие в рамках проблемного поля провинциологии, нового комплексного направления изучения культуры15, разрабатываемого по программе «Культура российской провинции»16. В настоящее время история провинциальной культуры не только единодушно признается одним из перспективных направлений в регионалистике (регионистике) , но и наиболее активно разрабатывается в местных и центральных исследовательских центрах.

В провинциологии особое внимание обращается на региональные культурные сообщества, прежде всего, на формирование научного сообщества, занимающегося изучением местной истории и культуры. Это сообщество, по словам Т.О. Размустовой, в конце XIX в. сформировалось в «сложносоставной интегративный социокультурный феномен, что проявлялось в его институционализации, закладывании основных функций,

Беленький И.Л. «Провинция» как предмет знания и переживания. Возможна ли «провинциология» // Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской науч. конф. (Пенза, 25-29 июня 1995 г.). Пенза, 1996. Кн. 1. С. 39-54.

16 Подробнее см.: Афшни В.Ю. 10 лет программе «Культура российской
провинции» // В.О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и
историографии: Материалы науч. конф. (Пенза, 25-26 июня 2001 г.) / Отв. ред. СО.
Шмидт. М., 2005. Кн. П. С. 24-34.

17 Подробнее см.: Методология региональных исторических исследований:
материалы междунар. семинара (Санкт-Петербург, 19-20 июня 2000 г.). СПб., 2000.

форм и видов краеведческой деятельности» . Однако, она не затронула вопроса о формах и условиях культурной коммуникации, способствовавших консолидации этого сообщества. Выявление роли провинциальной периодической печати (как формы культурной коммуникации) в социокультурном развитии российских регионов остается на периферии исследовательских интересов тех, кто занимается изучением провинциальной культуры.

Роль культурной коммуникации в консолидации культурных сообществ рассматривалась также в работе Б. Андерсона «Воображаемые сообщества»19. «Воображаемыми сообществами» он назвал те сообщества, в которых невозможен контакт лицом-к-лицу. В своей монографии ученый рассмотрел только один вариант таких сообществ — нации и некоторые культурные механизмы их воображения (газета, язык, историческая и археологическая науки, перепись населения, картография, музейное дело). Разработанные автором приемы исследования механизмов воображения сообщества в основном применялись при изучении национализма и имперской идеологии20, но вполне могут быть использованы и при изучении региональных культурных сообществ.

Вместе с тем в современной историографии больше внимания стало уделяться изучению провинциального духовенства как регионального культурного сообщества. Первыми исследованиями по этой проблематике

Размустова Т.О. Исторические модели краеведения в России // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: материалы Всероссийской научно-практ. конф. (Москва, 10-11 дек. 1998 г.) / отв. ред. СО. Шмидт. М., 1999. С. 95.

19 Андерсон Б. Указ. соч.

См., например: Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2002. Т. 1-2. Оценку этой работы см. в рецензиях СЕ. Эрлиха и А.И. Богомолова: Нестор. 2005. № 1 (7): Технология власти: источники, исследования, историография. С. 429-455.

стали работы СО. Шмидта, посвященные церковно-приходским летописям как источнику по истории сельской повседневной культуры и общественному сознанию . Эта тематика в последующие годы стала разрабатываться в исследованиях В.А. Гречухина, СИ. Добренького и др. Специальные работы появились и об участии духовенства в церковно-краеведческой работе . Особенно следует отметить работы В.А. Берлинских, который попытался установить причины устойчивого интереса духовенства к историческим и этнографическим вопросам. По его мнению, «гуманитарная нацеленность полученного образования, функции регистратора течения времени в приходе (рождений, браков, смертей), наличие в приходской церкви архива — все это делало приходского священнослужителя сельским

Шмидт СО. Церковно-приходские летописи как источник по истории русской деревни // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1971. Вильнюс, 1974. С. 397-404; Он же. Сельские церковно-приходские летописи как историко-краеведческий материал // Шмидт СО. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С.136-153.

Гречухин В.А. Приходские историографы // Русская Православная Церковь: история и культура: тез. науч. конф., Углич, 24-25 мая 2000 г. Углич, 2001; Добренький СИ. Церковно-приходские летописи середины XIX — начала XX в. в российской провинциальной историографии // В.О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Материалы науч. конф. (Пенза, 25-26 июня 2001 г.). Кн. П. С. 40-44; Он же. Церковно-приходские летописи второй половины XIX — начала XX в. в региональных архивах России (на примере Государственного архива Вологодской области и Государственного архива Ульяновской области) // Тр. Историко-архивного ин-та РГГУ. М., 2005. Т. 36: Архивы Русской православной церкви: пути из прошлого в настоящее. С. 369-375.

23 См., например: Просвирнин А. Историография церковного краеведения // П-я Всесоюзная конференция по историческому краеведению, апрель 1989 г. Пенза, 1989. С. 66-68; Слуцкая СА. К вопросу о типологии епархиальных краеведческих изданий второй половины XIX — начала XX вв. // Книжное дело в России во второй половине XIX — начале XX века: сб. науч. тр. СПб., 1994. Вып. 7. С. 141-160.

историком поневоле, влияло на его мировоззрение, круг занятий. Близость и сопричастность ко всем крестьянским праздникам превращала его в определенной мере и в этнографа, превосходно знавшего все местные обычаи и обряды»24.

Безусловно, такое положение далеко не всех священнослужителей подвигало на занятие историко-этнографическими исследованиями, что признает и сам исследователь . В монографии В.А. Бердинских так и остался открытым вопрос, который будет затронут на страницах диссертационного исследования: благодаря чему духовенство включалось в культурную коммуникацию?

В Ярославской области изучение церковно-краеведческой работы духовенства было начато B.C. Денисовым с Угличского района . Исследователь не касался вопросов влияния епархиальных ведомостей на формирование краеведческих интересов духовенства.

В последнее время на особый мир русского духовенства и его роль в повседневной жизни города и деревни обратили внимание историки культуры27 и этнографы28. Они активно используют епархиальные ведомости

24 Бердинских В.А. Уездные историки. Русская провинциальная историография.
М., 2003. С. 225. Тоже см. в: Бердинских В.А. Русская провинциальная историография
второй половины девятнадцатого века. М.; Киров, 1995; Он же. Приходское духовенство
России и развитие краеведения в XIX веке // ВИ. 1998. № 10. С. 134-139.

25 Бердинских В.А. Уездные историки. Русская провинциальная историография.
М., 2003. С. 235-236.

26 См.: Денисов B.C. Роль церкви в изучении местной истории в XIX веке //
Опочининские чтения. Мышкин, 1996. Вып. 5. С. 36-42.

См.: Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века // Из истории русской культуры. М, 1996. Т. 5. С. 103-166; Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. М., 1998. Т. I. С. 166-167.

28 Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003; Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.

в своих исследованиях, хотя вопрос функционирования издания в приходской культуре оказывается за рамками изучения культурных практик и попадает в такие разделы, как «Занятость и досуг»29.

По-прежнему недостаточно внимания уделяется местным периодическим изданиям, в том числе и ЛЕВ, и в рамках краеведческих исследований. Со второй половины 80-х гг. XX в. начинается возрождение ярославского исторического краеведения: возрождаются краеведческие общества; созываются научные конференции — от уровня районных до

всероссийских ; развитие книгоиздательского дела дало за сравнительно короткий срок приток новой краеведческой литературы о городах и селах края , о деятельности местного земства, развитии научных обществ и учебных заведений32, о достопримечательностях местных музейных

29Бернштам Т.А. Указ. соч. С. 373-380.

30 См.: Современное краеведение: проблемы методики и взаимодействия: Сб.
выступ, участников обл. научно-практической конф. Ярославль. 1994; Возрождение
библиотечного краеведения: Сб. выступ, участников регион, научно-практической конф.
Ярославль, 1994; «Минувших дней связующая нить»: V Тихомировские чт. / Под ред.
A.M. Селиванова. Ярославль; 1995; Книжная культура Ярославского края: Тез. конф.
Ярославль, 1997; Страницы минувшего: VI Тихомировские краеведческие чт. / Под ред.
A.M. Селиванова. Ярославль, 1997; Русская провинция и мировая культура: тез. II межвуз.
науч. конф. Ярославль, 1998.

31 См.: Морозов СИ. Любим: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, 1988;
Конюшев КВ. Тугаев: Исторический очерк. 2-е изд., исправл. и доп. Ярославль, 1989;
Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1991-1993. Вып. 1-2; Яковлев В.И.
Гнездо отцов: поместья и судебные процессы дворян Некрасовых во второй половине
1730 — начале 1860-х гг. Ярославль, 1996; Ярославский район: страницы истории.
Ярославль, 1997-1998. Ч. 1-2.

См.: Ермолин Е.А, Севастьянова А.А. Воспламененные к отечеству любовью: Ярославль 200 лет назад: культура и люди. Ярославль, 1990; К 100-летию Ярославской губернской ученой архивной в комиссии: Тезисы выступ, на расширенном заседании науч. совета архив, отд. облисполкома / Под ред. B.C. Флерова. Ярославль, 1990; Имени

коллекций33.

Усилия местных исследователей способствовали возрождению повременных изданий научного характера34. Появились добротные публикации отдельных документальных памятников и целых комплексов архивных документов . Особо следует отметить внимательное отношение к трудам предшественников: переиздаются работы местных историков , составляются и издаются биографические и библиографические указатели37.

Демидова: Ярославский университет в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1995; Волкова Т. И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии. Ярославль, 1998.

См.: Лобашков A.M. История ссыльного колокола. Ярославль, 1988; Экспонаты музея рассказывают: Научно-популярные очерки / Сост. Д.Ф. Полознев. Ярославль, 1989; Клады земли ярославской. Ярославль, 1995.

34 См.: Ярославская старина: Исторический журнал. Ярославль, 1994-1997. Вып. 1-4.

См.: Ярославский архив дворян Викентьевых XVII века: Сб. документов / Сост. В.Н. Козляков, научн. ред. А.А. Севастьянова. Ярославль, 1989; Ярославская старина: Из архива русской провинции / Сост. В.Н. Козляков. Ярославль, 1992; «Вглядись в минувшее бесстрастно...». Культурная жизнь Ярославского края 20-30-х гг.: Документы и материалы /Под ред. A.M. Селиванова. Ярославль, 1995; Ярославский архив: Историко-краеведческий сборник. М; СПб., 1996; Писцовые материалы Ярославского уезда. XVI век. СПб., 1999.

36 См.: Трефолев Л.Н. Исторические произведения / Сост. И.Л. Шаматонова. Вступит, ст. М.Г. Вамяшовой. Ярославль, 1991; Тихомиров И.А. Граждане Ярославля: из записок ярославского старожила. Ярославль, 1998.

См.: Ярославские краеведы: Библиографический указатель, аннотированный. / Сост. В.П. Алексеев. Ярославль: Яросл. ист.-архит. музей-заповедник, 1988-1989. Ч. 1-2; Астафьев А.В., Астафьева. Н.А. Писатели Ярославского края / Вступ, ст. В.Г. Лидина. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль, 1990; Научно-издательская деятельность государственных музеев Ярославской области: Библиографический указатель литературы за 1989-1993 гг. Сост. А. Кузнецова. Ярославль, 1995; Краеведческие издания Ярославской области за десять лет (1986-1995 гг.): аннотированный библиографический указатель // Ярославская

Новые центры краеведения возникли в «малых» исторических городах области, как правило, имеющих богатый опыт изучения местной старины — дореволюционный, а также 20-х гг. XX в. — «золотого десятилетия» советского краеведения. В их числе Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Мышкин . В Ростове с начала 90-х гг. издаются собственные серии научных трудов; в Мышкине проходят Опочининские чтения, посвященные изучению местного «культурного гнезда», связанного с родом дворян Опочининых39.

Постепенно возрождается в крае и традиция участия церкви в историко-культурных изысканиях40. Богатейшее наследие Ярославля, выдающиеся памятники ярославской религиозной архитектуры, живописи и книжности и даже сама религиозная жизнь ярославских прихожан в последнее время стали привлекать внимание исследователей, как и в XIX в.41

старина: Исторический журнал. Ярославль, 1996. Вып.З. С.124-156; Марасанова В.М., Фе-дюк Г.П. Ярославские губернаторы. 1777-1917: Историко-биографические очерки. Ярославль, 1998.

См.: Старина и святыни города Романова / Сост. А.Л. Беляков, А.Ю. Плотников. Ярославль, 1991; Старый Рыбинск: История города в описаниях современников XIX-XX вв. / Отв. ред. и авт. предисл. Э.Г. Истомина. Рыбинск, 1993. Конюшев КВ. Тутаев (Романово-Борисоглебск): Книга краеведа. Ярославль, 1993; Кисселъ Ф.Л. История города Углича / Вступит, ст. В.Л. Ерохина; Коммент. А.Д. Горстки, 2-е изд., репринт, и доп. Углич: Углич, ист.-худож. музей, 1994; Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича / Вступит, ст. В.А. Колгановой; Отв. за вып. В.И. Прохин. 2-е изд., репринт, и доп. Углич: Углич, ист.-худож. музей, 1995; Тутаев (Романово-Борисоглебск): Документы, материалы, публикации по истории города. Рыбинск, 1998.

39 См.: Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1991-2003. Вып. 1-14; История и
культура Ростовской земли: материалы конф. Ростов, 1993-2004. [Вып. 1-9]; Опочининские
чтения. Мышкин, 1991-2000. [Вып.1-9].

40 См.: Николо-Улейминский монастырь / Углич: Изд. м-ря, 1995; Вахрина В.И.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Ростов, 1994.

41 См., например: Синицына Е.В. Архиепископ Антоний Знаменский, собиратель и

ЛЕВ широко использовались и используются историками, искусствоведами и библиографами в качестве основных источников42.

Проблема изучения роли ЛЕВ в организации историко-краеведческой работы в Ярославском крае лишь обозначена в современной историографии43. В одной из работ по этой проблематике обращается

исследователь ярославских рукописей // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1990. С.82-93; Она же. Рукописная библиотека Спасо-Ярославского монастыря // Книжные центры Древней Руси XI-XV вв. СПб., 1991. С.62-77; Атуелл К. Религиозная жизнь прихожан Ярославской епархии в XVIII веке // История и культура Ростовской земли. 1995. Ярославль, 1996. Вып. 5. С. 160-168; Виденеева А.Е. Ярославский Казанский монастырь в первой половине XVIII в. // Страницы минувшего: VI Тихомировские краеведческие чтения / Под ред. A.M. Селиванова. Ярославль, 1997. С. 84-86; Боченкова И.Д. Самосожжения в русском расколе конца XVIII в. (по документам Ярославского наместничества) // Там же. С. 86-88; Тимченко М.Ю. Из истории библиотеки Ярославской духовной семинарии XVIII-ХГХ вв. // Там же. С.89-91; Герасимова Н.Е. Ярославское училище девиц духовного звания // Там же. С.102-104; Шустрова И.Ю., Полетаева О.А. Семья и быт православного духовенства по документам духовных ведомств конца XVIII-ХГХ вв. // Там же. С. 106-108; Шабасова О.И. Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII — начало XVIII вв.). Автореф. дисс.... канд. ист. наук. Ярославль, 1998; Юрьева ТВ. Канонизация ярославских святых в культурно-типологическом аспекте. Автореф. дисс. ... канд. культурол. наук. Саранск, 1998.

42 См., например: Денисов В.В. Монастыри и культура Угличского Верхневолжья. Углич, 1998; Вдовиченко М.В. Шестистолпные храмы XVII века // <>; и др.

4 См.: Седова Ю.Г. Краеведческое движение в Ярославской губернии в конце XIX — начале XX вв. // Современное краеведение: проблемы методики и взаимодействия. Ярославль, 1994. С. 18; Размустова Т.О. Исторические модели краеведения в России // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 декабря 1998 г. в Москве. С. 95-96; Жеглявская О.В. Периодическая печать Ярославской губернии в конце XIX — начале XX вв. // Путь в науку. Ярославль, 1999. Вып. 5. С. 77.

внимание, что «среди его (ЯЕВ — Р.Ч.) авторов были, в основном, священники, выходцы из духовной среды»44.

Специального исследования, посвященного ЯЕВ и его содержанию, до сих пор нет. Выборочные биобиблиографические сведения о некоторых постоянных авторах ЯЕВ (В .И. Лествицыне, И.Д. Троицком, А.А. Израилеве) вошли в словарь-справочник В.П. Алексеева «Ярославские краеведы», вышедший в двух выпусках в 1988-1989 гг.45 Но целый ряд авторов ЯЕВ, например, С.А. Серебренников, в этом издании даже не упомянут. Краткое и совершенно недостаточное упоминание о сотрудничестве в ЯЕВ выдающегося мецената, коллекционера и исследователя местных древностей А.А. Титова приведено в книге Я.Е. Смирнова46.

Интерес к епархиальным ведомостям возник уже через 10-15 лет после их появления. В первых рецензиях на них отмечалась важная роль нового журнала «по разработке местной церковной старины» — тем более что уже в то время найти «полные экземпляры их можно только на месте и притом лишь у аккуратных приходских священников». Авторы рецензий обращали внимание на то, что объем и качество исторических публикаций «Ведомостей» сильно различались и зависели от усилий, заинтересованности и компетенции редакции47.

Традиции краеведческих изданий в Ярославле (XVIII-XX вв.) // Ярославская старина: Исторический журнал. 1994. Вып. 1. С. 5.

45 Ярославские краеведы: Библиографический указатель, аннотированный / Сост.
В.П. Алексеев. Ярославль: Яросл. ист.-архит. музей-заповедник, 1988-1989. Ч. 1-2.

46 См.: Смирнов Я.Е. Андрей Александрович Титов (1844-1911). М., 2001. С.132.

47 См.: В.А. Рец.: Двадцатипятилетие издания Подольских епархиальных
ведомостей (1861-1886 гг.). Каменец-Подольск, 1887; Указатель неофициальной части
Волынских епархиальных ведомостей за 20 лет существования (1867-1887) / Сост.
Ювеналий Тиховский. Почаев, 1888. Указатель статей, помещенных в неофициальной
части Полтавских епархиальных ведомостей за 25 лет издания, с 1863 по 1888 г. / Сост.
протоиерей Петр Мазанов. Полтава, 1888 // Киевская старина. 1889. С.264-265.

К концу XIX в. появился целый ряд указателей к епархиальным ведомостям для ориентации в их содержании48. Ростовский купец, известный коллекционер и историк-краевед А.А. Титов составил указатель содержания Неофициальной части ЛЕВ за 1860—1892 гг., в котором привел не только роспись содержания, но и сообщил сведения о деятельности редакции журнала в первые годы существования издания. Помимо собственно систематизации материалов журнала, в этом справочнике составитель, близкий к редакции ЛЕВ, раскрыл авторство ряда публикаций, хотя далеко не всех: так, в указателе не указано авторство публикаций известного палеографа, епископа Амфилохия (Сергиевского-Казанского), посвященных митрополиту Димитрию Ростовскому49.

Оценивая труд составителя по подготовке указателя к ЛЕВ, Н.П. Лихачев в рецензии отмечал: «А.А. Титов взял на себя труд общеполезный и не вознаграждаемый материально. Подобные работы у нас доселе не только не оплачиваются гонораром, но и печатаются-то обыкновенно, как и в данном случае, "коштом" составителей. Несмотря на всю необходимость указателей к "Ведомостям", много времени пройдет, думается, прежде чем русская литература будет обладать справочными книжками ко всему немалому числу этих ценных периодических изданий». Профессор Киевского университета B.C. Иконников утверждал, что данный

См., например: Николаев А.Н. Систематический параллельный указатель ко всем духовным журналам и епархиальным ведомостям. Воронеж, 1871; Извольский Д.И. Алфавитный указатель статей, помещенных в неофициальной части «Владимирских епархиальных ведомостей» за 16 лет их издания с 1865 по 1880 гг. Владимир, 1882. Полный перечень указателей епархиальных ведомостей см.: Русская периодическая печать: Указатели содержания. 1728-1995. СПб., 1998.

49 См.: Титов А.А. Ярославские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. Список и указатель статей, помещенных в ведомостях за все время их существования. 1860-1892 гг. Сергиев Посад, 1893.

справочник «несомненно принадлежит к лучшим указателям этого рода»50.

Имелись, правда, и критические отзывы на указатель А.А. Титова, отмечавшие, что указатель составлен не по тематическому, а по хронологическому принципу, широко распространенному в указателях к епархиальным ведомостям того времени. Это, по мнению рецензента, затрудняло использование указателя51. В связи с этим в приложении к диссертационному исследованию помещен составленный автором предметный указатель содержания ЯЕВ за 1860-1903 гг. — самый плодотворный для ЯЕВ период.

Биографии и научное наследие редакторов и некоторых постоянных авторов были выборочно освещены в справочных изданиях конца XIX в. К.Д. Головщикова, посвященных деятелям Ярославского края и выпускникам Ярославской духовной семинарии . Он писал об А.А. Соколове, В.И. Лествицыне и др. Фундаментальный библиографический указатель Н.Г. Огурцова также включил описание материалов ЯЕВ .

В обобщающих работах советского периода по истории журналистики епархиальная периодика долгое время игнорировалась. Об информационном потенциале этих изданий кратко упомянул С.С. Дмитриев. По его словам, они «содержат важные материалы, позволяющие судить об отношении клерикальных кругов к различным общественно-политическим вопросам, о воздействии церковных властей на крестьянские массы, особенно в периоды

Рецензию Н.П. Лихачева см.: Книговедение. 1894. № 1. С. 30. Отзыв B.C. Иконникова цит. по: Смирнов Я.Е. Андрей Александрович Титов (1844-1911). М., 2001. С. 132-133.

51 См.: Исторический вестник. 1894. № 4. С. 272.

См.: Головщиков К. Д. Очерк жизни и ученых трудов бывших питомцев Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 1893. Вып. 1-2; Он же. Деятели Ярославского края. Ярославль, 1898-1899. Вып. 1-2.

53 Огурцов Н.Г. Опыт местной библиографии. Ярославский край (1718-1924). Ярославль, 1924.

общедемократических подъемов в стране, о борьбе церкви против передовых идей и т.п.»54

В 1980-х гг. Г.М. Гиголов, анализируя церковную периодику, мимоходом упомянул епархиальные издания. Но церковную периодику он рассматривал как «немалую и весьма влиятельную силу», выступавшую в качестве «противодействия растущему напору материализма» и средства «реакционного воздействия "командующих классов" старой России на широкие слои читателей». Г.М. Гиголов отмечал, что авторы церковных периодических изданий позволяли «касаться и иногда очень откровенно самых щекотливых пунктов», хотя главной задачей церковной периодики было «сближение православия и действительной жизни»55.

Только с конца 1990-х гг. стали появляться работы, затрагивающие вопросы истории издания епархиальных ведомостей. В монографии М.П. Мохначевой «Журналистика и историческая наука» дана характеристика «Епархиальных ведомостей» как типа издания, указана специфика «дополнений к типовому набору дозволяемой для публикации информации» в разных регионах, отмечены характерные для ЛЕВ «перепечатки из столичных изданий, а также библиография новейшей краеведческой литературы»56.

В статье Д.В. Босова, посвященной «Вологодским епархиальным ведомостям», этот тип издания рассматривается как проводник либерально-консервативной или даже охранительно-консервативной официальной идеологии в целях образования и воспитания молодежи «в духе религиозно-

Дмитриев С.С. Периодическая печать как исторический источник // Источниковедение истории СССР XIX — начала XX в. М., 1970. С. 287.

55 Гиголов Г.М. Церковные издания // Литературный процесс и русская
журналистика конца XIX — начала XX века. 1890-1904. Буржуазно-либеральные и
модернистские издания. М, 1982. С.261-263.

56 Мохначева М.П. Журналистика и историческая наука. М., 1999. Кн. 2. С. 85-86.

нравственных идей (внутренней свободы) в сочетании с идеями любви к самодержавию и верноподданничеству (внешней несвободы)» . С такой точкой зрения трудно согласится, поскольку автор не учел системы распространения епархиальных ведомостей, которые почти не попадали в руки молодежи.

История издания епархиальных ведомостей затрагивается и в статье
К.Е. Нетужилова, который описал этапы разработки программы
епархиальных ведомостей, периодичность, финансирование,

распространение по подписки, тираж епархиальных ведомостей58. Однако автор совсем не рассматривал социокультурной проблематики.

Епархиальные ведомости привлекаются специалистами как источник для изучения генеалогии59.

Анализ историографии изучения епархиальных ведомостей свидетельствует о том, что это издание практически не изучено как тип и вид периодического издания. До настоящего времени нет ни одной работы об этом издании как форме коммуникации редактора, автора и читателя, и остается совершенно не определенной роль епархиальных ведомостей в

Босов Д.В. «Вологодские епархиальные ведомости» (1864-1917 гг.) как источник для изучения развития общественно-политической мысли в Вологодской губернии во второй половине XIX в. // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания: докл. и тез. XIV науч. конф. (Москва, 18-19 апр. 2002 г.). М, 2002. С.131-132.

58 Нетужшов К.Е. Становление епархиальной периодической печати в
дореволюционной России // Вестник РГХИ. 2005. № 5.
<>

59 См., например: Матисон А. В. Епархиальные периодические издания второй
половины XIX — начала XX в. как источник по генеалогии православного духовенства
России // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые
направления: Материалы XVIII науч. конф. (Москва, 26-28 января 2006 г.). М., 2006. С.
291-292.

консолидации региональных культурных сообществ.

Объектом диссертационного исследования являются «Ярославские епархиальные ведомости» как одно из наиболее информационно насыщенных и влиятельных церковных периодических региональных изданий XIX — начала XX в.

Предметом настоящей работы является влияние «Ярославских епархиальных ведомостей» на процесс формирования культурного сообщества Ярославской губернии в 1860-1917 гг.

Хронологические границы работы охватывают период издания ЯЕВ — 1860-1917 гг.

Географические рамки совпадают с границами Ярославской губернии и Ярославской епархии второй половины XIX — начала XX в. и определяются, во-первых, территорией распространения ЯЕВ по обязательной подписке, а во-вторых, географической привязкой опубликованных в ЯЕВ материалов.

Целью диссертационного исследования является определение роли периодического издания в консолидации регионального культурного сообщества на примере ЯЕВ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

рассмотреть принципы организации и функционирования «Ярославских епархиальных ведомостей» как одного из структурообразующих центров регионального культурного сообщества;

показать вклад редакционно-авторского коллектива в формирование и развитие отдельных институтов культуры в Ярославском регионе;

рассмотреть особенности организации информационно-коммуникативного поля «Ярославских епархиальных ведомостей» на протяжении издания журнала, показать его

историко-культурную динамику;

выявить читательские стратегии по отношению к «Ярославским епархиальным ведомостям», механизмы включения читателей в региональное культурное сообщества с помощью «Ярославских епархиальных ведомостей»;

показать культурное значение издательского проекта -«Ярославские епархиальные ведомости» - как первого подобного регионального проекта в российской провинции

Источниковая база исследования. Основным источником диссертационного исследования послужили комплекты ЯЕВ за 1860-1917 гг., по 52 номера в год, переплетенные, как правило, в одну книгу.

Архив редакции ЯЕВ (как и большинства епархиальных ведомостей) не сохранился. В сохранившихся личных фондах архиереев, редакторов и авторов ЯЕВ не было выявлено рабочих материалов редакции, хотя некоторые автографы авторов ЯЕВ были обнаружены. В частности, среди бумаг архиепископа Нила (Исаковича), хранящихся в собрании рукописей Ярославского областного краеведческого музея, находится отзыв на работу Г. Карцева «Житие Геннадия Костромского и Любимоградского», опубликованную в первой книге ЯЕВ60.

Для просопографического анализа редакционно-авторского коллектива в процессе диссертационного исследования были изучены работы редакторов и постоянных авторов, опубликованные отдельными изданиями и вышедшие в других периодических изданиях, прежде всего, «Ярославских губернских ведомостях», что позволило рассмотреть формирование редакторских и авторских стратегий.

В качестве дополнительных источников в диссертационном исследовании были использованы материалы фонда Главного управления по

Краеведческие записки. Ярославль, 1958. Вып. 3: Краткое описание коллекции рукописей Ярославского областного краеведческого музея / В.В. Лукьянов. С. 66. № 261.

делам цензуры, хранящегося в Российском государственном историческом архиве (РГИА. Ф. 772), которые позволяют изучить «прохождение» через цензуру вопроса об издании «Ведомостей» и утверждение их программы.

В диссертационном исследовании привлекались мемуары ярославского краеведа начала XX в. И.А. Тихомирова, содержащие упоминания о некоторых авторах ЛЕВ , мемуары СВ. Дмитриева и другие источники, позволяющие восстановить читательские стратегии и место ЛЕВ в круге чтения российской провинции.

Теоретико-методологические основы исследования.

Междисциплинарный характер темы обуславливает использование нескольких подходов: культурологического, исторического и источниковедческого. Культурологический подход к изучению периодики и культурных сообществ выражается в использовании историко-культурного метода, культурно-коммуникационных теорий, принципов действия механизмов трансляции в культуре, развития региональной культуры (работы К.Н. Пиксанова, С.Н. Плотникова, Ю.М. Лотмана, К.З. Акопяна, A.M. Левидова, Н. Лумана, И.М. Быховской, М.С. Кагана, В.К. Кантора, П.Н. Милюкова, В.Л. Рабиновича, К.Э.Разлогова, В.М. Розина, O.K. Румянцева, А. А. Севастьяновой, Е.Н. Шапинской и др.). В диссертационном исследовании использована концепция реализации культурной коммуникации в границах «треугольника» автор-образ-читатель (концепция A.M. Левидова), где под «образом» понимается результат объективации действительности в творчестве писателя и чтении автора, т.е. информационного наполнения культурно-коммуникативных связей и восприятие их в процессе создания (написания) и воспроизводства (чтения). Таким образом, данное периодическое издание рассматривается как пространство сотворчества

Тихомиров И.А. Граждане Ярославля. Из записок ярославского старожила. Ярославль, 1998. С. 78,102.

62 Дмитриев СВ. Воспоминания. Ярославль, 1999.

автора, редактора, цензора и читателя. Правомерность такого подхода была обоснована в монографии М.П. Мохначевой «Журналистика и историческая наука» (М., 1998-1999. Кн. 1-2).

Исторический подход реализовался через использование историко-
описательного, историко-культурного, компаративного, системно-
аналитического, биографического и просопографического методов.
Источнико-ориентированный подход позволил использовать

источниковедческий анализ и синтез при изучении содержания «Ярославских епархиальных ведомостей». Системно-структурный подход применялся при изучении разнообразных публикаций журнала с учетом их места в объеме его материалов, динамики развития отдельных типов таких публикаций и их тематики. Использовались также методы исторической информатики: статистический анализ обработки информации и методы количественного анализа при исследовании тематики публикаций, определения их динамики (в том числе графическое представление), а так же представления динамики публикации исторических документов, результаты которых отражены в помещенных в приложении к работе таблицах и диаграммах.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые епархиальные ведомости как особый тип печатного издания рассматриваются как один из механизмов консолидации региональных культурных сообществ. Поддержка и воспроизводство культурной коммуникации сообщества раскрыты на примере не исследованного до этого в указанном аспекте источника - периодического издания «Ярославские епархиальные ведомости», через выявление специфики деятельности и взаимодействия всех составляющих данного информационно-коммуникативного механизма: редакционно-авторского коллектива, читательской аудитории, местных и общероссийских общественных организаций и других периодических изданий. Историография изучения епархиальных ведомостей свидетельствует о том, что это издание до настоящего времени оставалось практически не изученным, нет ни одной

работы об этом издании как о средстве культурной коммуникации, не изучалась его роль в консолидации регионального культурного сообщества. В процессе изучения «Ярославских епархиальных ведомостей» был выявлен корпус новых источников — раннее неизвестных исследований и публикаций, установлено авторство целого ряда статей.

В диссертационной работе автор предпринимает попытку определить перспективные направления дальнейшего междисциплинарного изучения местной периодической печати на примере епархиальных ведомостей.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и обобщении имеющихся данных о функционировании периодических изданий в региональной культуре и в расширении круга источников об этом явлении. Исследование региональной периодической печати способствует активизации исследований в области культурологии, истории культуры, истории издательского дела и журналистики, региональной истории и краеведения.

Практическая значимость. Данное диссертационное исследование приобретает особую практическую актуальность в связи с современными поисками механизмов консолидации и патриотического воспитания общества. Предметный указатель диссертационного исследования может быть использован в целях изучения памятников истории и культуры Ярославского региона, для изучения научного наследия историков второй половины XIX — начала XX в., составления историко-культурного атласа Ярославского региона, в лекционных курсах по истории отечественной культуры, историографии и издательскому делу, истории региональной культуры, при подготовке энциклопедических, и биобиблиографических изданий по истории и культуре края, в экскурсионном деле и в развитии исторического туризма в регионе.

Апробация. Основное содержание и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании сектора культурологических проблем социализации российского института

культурологии, на заседаниях семинара молодых ученых «Методология исследования и формирования социокультурных практик». Отдельные положения и результаты исследования были представлены на научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2004), конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре - шах в XXI век» (Москва, 2004, 2005), Международной научной конференции «Периодическая печать как источник интеллектуальной истории» (Пятигорск, 2006) и отражены в авторских публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, сформулированы объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, ключевые понятия, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе анализируется редакционно-авторский состав ЯЕВ. Во второй главе рассматривается изменение структуры и содержания ЯЕВ, особе внимание обращается на публикации материалов исторического отдела. В третьей главе анализируется система распространения журнала, читательский интерес и степень влияния ЯЕВ на жителей Ярославской губернии.

В заключении приведены выводы диссертационного исследования.

В трех приложениях приведены:

предметный указатель публикаций отдела исторического ЯЕВ за 1860-1892 гг., имеющий самостоятельное научно-практическое значение.

списки публикаций тех авторов, чье участие в ЯЕВ оказалось связанным с деятельностью редакторов. Эти библиографии позволяют представить тематический ряд и хронологию выхода их статей.

таблицы и диаграммы, позволяющие проследить синхронность изменений информационного наполнения журнала по его отделам, а также развитие археографической работы журнала.

Архиереи Ярославской епархии и «Ярославские епархиальные ведомости»

Согласно правилам издания епархиальных ведомостей, правящий архиерей имел право назначать и смещать редактора (с 1906 г. это право было передано Синоду) и других ответственных за издание лиц. Основываясь на этом, К.Е. Нетужилов утверждает, что «каждая епархиальная газета обладала собственными отличительными свойствами, которые в значительной степени, если не полностью, зависели от местного владыки»2. Если согласится с К.Е. Нетужиловым, тогда следует признать, что архиереи должны были сменять редакторов в случае несогласия с ними и вмешиваться в дела издания. Подобных случаев в издании ЯЕВ выявлено не было, поэтому влияние архиереев можно считать несколько преувеличенным. Хотя вопрос о том, кому принадлежит инициатива в назначении редакторов,

В частности, подобная роль губернских ведомостей рассматривается в статье: Шурупова Е. К проблеме становления исторического краеведения в Архангельской губернии: формирование локального сообщества краеведов в XIX в. // Горизонты локальной истории Восточной Европы остается открытым. Лишь однажды смена редактора неофициальной части ЯЕВ Г.Н. Преображенского совпала с переменой архиерея, что было обусловлено смертью предыдущего редактора.

Также требует специального изучения вопрос о том, как влиял архиерей на содержание ЯЕВ. Безусловно, некоторые материалы поступали в редакцию через него, о чем свидетельствует отзыв архиепископа Нила (Исаковича) на работу Г. Карцева «Житие Геннадия Костромского и Любимоградского», опубликованную в первой книге ЯЕВ .

Ярославские архиереи почти не пользовались страницами ЯЕВ для публикации своих сочинений. Исключением был архиепископ Нил (Исакович), по инициативе которого и началось издание ЯЕВ. Он возглавлял Ярославскую кафедру с 24 декабря 1853 г. до своей смерти 21 июня 1874 г.4 В этот период (преимущественно в начале 1860-х и в начале 1870-х гг.) на страницах ЯЕВ были опубликованы его поучения, исторические исследования, описания миссионерских трудов и воспоминания5. Причем, некоторые из своих работ он подписывал криптограммой «А.Н.»6. Примечательно, что архиепископ Нил был единственным правящим владыкой Ярославской епархии, который неоднократно выступал на страницах ЛЕВ со статьями, посвященными исторической тематике. Возможно, что интересы архиепископа Нила способствовали разработке этой тематики в ЯЕВ.

Что касается, других владык, то их влияние на содержание ЯЕВ было достаточно опосредованным. Больше всего публикаций выходило в ЯЕВ в связи с поездками архиереев по епархии, именовавшимися «обозрениями епархии». Большинство российских архиереев XIX в. не практиковало таких поездок. В Ярославской епархии в период издания ЯЕВ было два архиерея, которые совершали такие «обозрения епархии»: архиепископы Ионафан (Руднев) и Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Эти поездки давали возможность архиерею ближе познакомиться с проблемами рядового духовенства, с приходской и монастырской жизнью, т.е. способствовали налаживанию вертикальной (властной) коммуникации внутри епархии и, следовательно, приводили к лучшей организации епархиального управления. Публикации ЯЕВ, посвященные «обозрению епархии», придавали этим поездкам и другое значение: они способствовали налаживанию горизонтальных коммуникаций, т.е. способствовали сплачиванию духовенства епархии, информировав его о том, какие достопримечательности существуют в других приходах и монастырях епархии, как здесь была организована приходская и монастырская жизнь, как принимали архиерея и какие памятники истории и культуры ему показывали и пр. Благодаря указанным публикациям в ЯЕВ происходило формирование единого культурного пространства в рамках Ярославской епархии.

Структура «Ярославских епархиальных ведомостей»

Несмотря на то, что, согласно программе неофициальной части, на первом месте должны были стоять материалы и сочинения богословского характера, в практике журнала они не доминировали и появлялись лишь в виде переводов Н.Н. Корсунского творений Оригена и Климента Александрийского. В целом толкования Священного писания, публикации творений отцов церкви, статьи по догматическому богословию занимали в 1860-1892 гг. 26 % от общего числа опубликованных материалов. Они выходили очень нестабильно, что было обусловлено недостатком материала для отдела «Толкования св. писания, творения св. отцов, статьи догматического содержания»), несмотря на все усилия самого редактора Н.Н. Корсунского1.

Намного более обширным был отдел «Беседы священника с прихожанами» (впоследствии он был объединен с разделом «Слова и поучения»), где помещались многочисленные «слова», приуроченные к церковным праздникам и важным государственным и местным событиям. Примерами таких сочинений могут являться «Слова в день рождения государя императора», «Слово перед молебствием о прекращении холеры», «Слово при выпуске девиц из Ярославского женского духовного училища»,

1 Здесь и далее см. приложение 3. таблица 1 и диаграмма 1, в которых процесс информационной наполняемости отделов в динамике. «Слово в день явления Толгской иконы Богоматери» и т.д. В 1860-1892 гг. этот отдел занимал 8 % от общего числа опубликованных материалов. Это было один из самых стабильных по наполнению отделов ЛЕВ, что неудивительно, учитывая роль проповеди в приходской жизни и развитие проповеднической культуры в конце XIX — начале XX в.

Наиболее актуальным являлся раздел «Вопросы священнической практики», где сельские священники могли получить необходимые справки и консультации по вопросам канонической практики и повседневного общения с прихожанами. Здесь помещались рекомендации, как отличить «поддельные раскольнические издания богослужебных книг» от разрешенных Синодом; указывались «способы изготовления раскольниками старинных образцов» икон; печатались советы на темы: «как должно священнику исповедывать глухонемых», как давать фамилии незаконнорожденным и подкидышам, об «условиях христианского отпевания утопленников», тонкости обращения с «церковными суммами» и оформления недвижимого имущества церкви и предостережения о «неприличии ехать на лошади в церковном облачении». Этот отдел занимал менее одного процента и практически исчез к концу XIX в., что было обусловлено выходом в этом период значительного числа специальной литературы по этим вопросам.

Наиболее сложным по составу был «Отдел научно-литературный», включавший в себя самые различные, в том числе и исторические материалы. В целом отдел включал 21 % публикаций журнала за 1860-1892 гг. Эти статьи и заметки в подавляющем большинстве не носят научно-исторического или краеведческого характера, а являются скорее назидательными произведениями на темы: «Любовь императора Николая I к России», «Характеристика русского солдата и всего российского воинства»,

Подробнее см.: Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. Тула, 1879; Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003.83-117; и др. «Благородный ответ невесты жениху-нигилисту» или «Самоубийство как продукт цивилизации» и «Малая еще распространенность культуры в современном человечестве». В других случаях это были перепечатки или изложения материалов прессы («Китайская стена», «Домик Петра Великого в Саардаме», «Жертвенник в древних Афинах» и пр.). Материалы этого раздела были объединены со «Словами и поучениями» и при подсчетах во внимание не принимались.

Система распространения «Ярославских епархиальных ведомостей»

Чтобы определить роль ЛЕВ в консолидации регионального культурного сообщества, необходимо проанализировать читательские стратегии в Ярославской губернии, поскольку чтение — это не только процесс объективации действительности, изображенной в произведении, но и инструмент социального общения1. Несмотря на существование провинциальных периодических изданий уже в конце XVIII в., о формировании провинциального читателя как социокультурного явления можно говорить только применительно к XIX в. Во многом этот процесс был обусловлен сменой преобладающих форм коммуникации. Если в начале XIX в. отмечается доминирование устной речи , то в 1830-1840-х гг. устная коммуникация стала утрачивать свое значение в формировании коллективной памяти3. Этот процесс сопровождался развитием периодической печати, где, в частности, развернулись те дискуссии, которые раннее звучали в салонах. В провинции периодическая печать, прежде всего, в виде издания губернских ведомостей, первоначально получила распространение в городской среде, поскольку в официальной части она в большей степени ориентировалась на губернское и уездное чиновничество.

Следует учитывать, что Ярославская губерния является тем регионом, где раньше других губерний складывается система местной периодической печати: здесь вышел первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», здесь вышли первые губернские ведомости (в 1831 г.) и епархиальные ведомости (в 1860 г.), здесь появились первый экскурсионный журнал «Русский экскурсант».

До середины XIX в. в провинции отсутствовали периодические издания, предназначенные для духовенства. В середине XIX в. их роль выполняли те же губернские ведомости, которые бесплатно рассылались священнослужителям с 1845 г.4 «Ярославские губернские ведомости» в те годы были одними из наиболее информационно насыщенных изданий. В журнале «Современник» отмечалось, что «по разнообразию и важности помещенных в нем сведений» они «принадлежат к числу самых лучших провинциальных газет»5. Значение «Ярославских губернских ведомостей» для формирования исторической направленности ЯЕВ было чрезвычайно велико. Начиная с 1860-х гг. епархиальные ведомости стали первым провинциальным периодическим изданием, ориентированным на распространение среди духовенства.

Особенностью ЯЕВ и, скорее всего, прочих епархиальных повременных изданий заключалось в том, что их содержание не было ориентировано на поддержку стабильного спроса, поскольку все приходы в обязательном порядке должны были выписывать этот журнал. Именно это привело к тому, что тематика журнала больше зависела от редакторских и авторских интересов, чем от читательских (подробнее об этом см. в гл. 1). Никаких маркетинговых исследований редакция журнала не проводила и в целом не ориентировалась на получение прибыли6. Примечательно наблюдение А.А. Титова, что за первые годы существования (1860-1864) журнал принес небольшую прибыль: «в 4 года получилась экономия 932 р. 66 к., оставшаяся к 1864 году за всеми расходами по изданию». Эти наблюдения в большей степени характеризуют наблюдательность А.А. Титова как купца, чем финансовый оборот журнала. Но даже А.А. Титов, близкий к редакции журнала, не смог выяснить бюджет издания в последующие годы и количество подписчиков.

Подобная ситуация существовала и в периодических изданиях других епархий. Единственная публикация бухгалтерского отчета была выявлена К.Е. Нетужиловым в «Минских епархиальных ведомостях» за 1880 г. Причиной появления этого отчета стал отказ некоторых священников выписывать епархиальные ведомости, поэтому, по распоряжению Минского епископа Евгения (Шершилова), плату за подписку стали вычитать из сумм, поступающих из духовной консистории в качестве жалования священников, а для отчета в расходовании средств опубликовали «Смету расхода и прихода средств по изданию "Минских епархиальных ведомостей" за 1880 г.»9. Это начинание не имело продолжения, т.к. в том же году епископа Евгения перевели в Астраханскую епархию, а его преемник епископ Варлаам (Чернявский) не поддержал идею публикации ежегодных бухгалтерских отчетов по изданию епархиальных ведомостей.

Похожие диссертации на Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества