Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российско-американский диалог как проблема политической культуры Крашенинникова Вероника Юрьевна

Российско-американский диалог как проблема политической культуры
<
Российско-американский диалог как проблема политической культуры Российско-американский диалог как проблема политической культуры Российско-американский диалог как проблема политической культуры Российско-американский диалог как проблема политической культуры Российско-американский диалог как проблема политической культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крашенинникова Вероника Юрьевна. Российско-американский диалог как проблема политической культуры : дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 Москва, 2007 178 с. РГБ ОД, 61:07-7/488

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы, по мере утверждения Россией собственных позиций в мире, ее взаимоотношения с Соединенными Штатами последовательно усложнялись. Вместо идеологического конфликта, структурировавшего отношения между СССР и США на протяжении большей части XX века и снятого распадом СССР, противоречия сегодня разворачиваются в плоскости ценностей политической культуры.

Восприятие России в США основывается на системе либерально-демократических ценностей, формирование которых осуществлялось в ходе уникального исторического пути Америки. Убежденность и настойчивость, с которой Россия и Америка защищают свою систему ценностей, предполагают продолжение противоречий в будущем и потенциальную возможность кризисов в российско-американских отношениях.

В этой связи и в контексте общего усиления влияния цивилизационных и культурных факторов в мире, концепция политической культуры становится чрезвычайно информативным инструментом анализа российско-американских отношений. Помимо характеристики убеждений, ориентации и моделей поведения, политико-культурные ценности передают также образ мышления и действия нации, формулируют ее самоидентификацию, определяют осознанные и подсознательные верования, опасения и стереотипы относительно себя и «других». Во внешнеполитической сфере политическая культура создает призму, через которую воспринимается реальность другого государства, диктует видение «другого», определяет союзников и противников, формулирует национальные интересы, дает интерпретацию событий и оценку намерений другой стороны, обуславливает стиль коммуникаций и методы международного взаимодействия.

Степень разработанности проблемы.

Тема влияния политической культуры на российско-американские отношения лежит на пересечении нескольких обширных научных областей: теоретических в сфере собственно политической культуры, прикладных исследований в области американской и российской политико-культурной идентичности, теории международных отношений и истории российско-американских отношений. Эти научные области в целом и множество входящих в них частных тем, рассматриваются с позиций различных гуманитарных дисциплин и междисциплинарного синтеза.

Однако работ, непосредственно посвященных анализу влияния политической культуры на российско-американские отношения, крайне мало, что свидетельствует о довольно низкой степени разработанности темы. Вместе с тем, имеется значительный материал более общего характера, дающий возможность продуктивного изучения данной проблемы.

Феномен политической культуры получил категориальный статус в 1950-ые годы благодаря работам Г. Олмонда и С. Вербы, показавших ее несводимость к культуре общественного участия и выделивших ее различные уровни. Труды Г. Олмонда и С. Вербы разрушают радикальные концепции

понимания демократии, показывая, что даже в США присутствуют приходская и подданническая типы политической культуры, не меняющие демократического характера американской системы. В этой взвешенной научной оценке демократической политической культуры содержится потенциал сближения с российской политической культурой, которому в США противостоят как радиальные либералы, так и радикальные неоконсерваторы.

Современные социологические и политологические подходы к изучению политической культуры представлены работами политологов Л. Пая, Д. Каванаха, Д. Элазара, Р. Уилсона, У. Розенбаума, антрополога М. Дуглас, историка культуры К. Гиртца, специализирующегося на изучении традиций. В российской науке теоретические подходы и прикладные исследования политической культуры предлагают А. Ахиезер, Г. Ашин, А. Мельвиль, Е. Плимак, А. Панарин, В. Пантин, В. Хорос, А. Воронин, Э.Баталов, Л.Арутюнян, А.Шатилов, Б.Капустин, Н.Бирюков, В.Сергеев, А. Уткин, В. Федотова. Исследования российской политической культуры обладают необходимой глубиной проблематизации и дают описание исторических условий формирования и функционирования российской политической культуры.

Для обеспечения необходимого уровня проблематизации, внимание данной работы сосредоточено на культурно-политических ценностях США, и среди них на характеристиках, релевантных российско-американским отношениям.

Многообразие и противоречия культурно-политических ценностей США является предметом исследований Р. Эллиса, М. Каммена, А. Ливена. Политико-философский подход С. Хантингтона и Р. Хофстедтера характеризуют американскую культурную идентичность в историческом контексте и в глобальном масштабе. Актуальным по сей день остается изданный в 1839 году труд А. де Токвиля «Демократия в Америке», который многие считают лучшей историей США, обратившей особое внимание на ценности политической культуры страны. Работы влиятельных историков Г. Коммаджера, Д. Бурстина, С. Хоффмана, Дж. Эллиса, Г. Вуда, Д. Гринстоуна, С. Берковича, А. Шлезингера предоставляют ценнейшие факты и комментарии для культурно-политического исследования Америки.

Отдельные важнейшие характеристики культурно-политической идентичности США описывают Л. Хартц, давший анализ либерализма, Дж. Дьюи, изучавший соотношение свободы и культуры, равенство, индивидуализм. С. Верба и Г. Оррен исследовали равноправие и справедливость. Р. Белла посвятил свои работы индивидуализму и общинной традиции, Д. Финнис - правовой традиции. Влияние протестантской религии на формирование американской идентичности исследовал М. Вебер, а среди современных авторов Н. Фелдман.

Необходимыми и чрезвычайно информативными источниками американской политической культуры служат оригинальные тексты -Декларация независимости, Конституция США, Билль о правах, Федералистские документы, и выступления президентов США от отцов-

основателей - Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, Дж. Адамса, Дж. Мэдисона, Б. Франклина - до президентов XX века. Современные особенности американской ценностной системы отслеживают А.Ливен, Дж. Миклтвейт и А. Вулдридж, X. Аллман, К. Филлинс, Т. Мэллок и С. Мэйси и другие, а также влиятельные комментаторы центральных газет, среди которых необходимо отметить Д. Брукса, Т. Фридмана («New York Times»), Дж. Хогланда, Ч. Краутхаммера («Washington Post»).

Российское видение культурно-политических ценностей США представляется работами американистов Г. Арбатова, Н. Иноземцева, А. Бовина, В. Кременюка, Э. Иваняна, Н. Шмелёва, С. Рогова, А.Уткина, Э. Баталова, А. Кокошина, А. Арбатова, Д. Богатурова и др..

Внешнеполитические ценности и подходы США на высоком уровне теоретизации разрабатывали Р. Хофстедтер, Г. Моргентау, А. Уолферс, Р. Нибёр, П. Нитце, С. Хантингтон, С. Хоффман. Радикальные право-консервативные позиции излагают Д. Фрам, Р. Перл, Дж. Муравчик, 3. Бжезинский, У. Кристол, более умеренные правые взгляды - Ф. Фукуйяма, Р. Кэйган, Дж. Голдгейер, М. Макфол и другие. Центром политического спектра являются Г. Киссинджер, Р. Хаас, Дж. Гаддис, Ч. Капчан, У. Рассел Мид и многие другие. Ближе к левому флангу находятся взгляды проповедника «мягкой силы» Дж. Найя. Крайние левые позиции в современной Америке не востребованы и остаются пустующими.

Общие законы восприятия в социальной и политической сфере разрабатывали Дж. Мид, Ч. Осгуд, Г. и М. Спраут, А. Каплан, Г. Ичхейзер, Э. Джонс и Р. Несбит, А. Роуз и другие. Основы теории массовых коммуникаций и феномена общественного мнения в начале XX века заложили известный политолог Г. Лэссуэл и политический комментатор У. Лишшагг. Наиболее близкие к теме политико-культурного восприятия во внешней политике и ценные для данной диссертации исследования провели Р. Джервис, Р. Уилсон, Ш. Розенберг, Дж.де Ривера, О. Холсти, Г. Гиман и П. Шитсли. Проблема социального стереотипа, имеющая непосредственное отношение к теме настоящего исследования, разработана У. Липпманом.

Собственно культурологические понятия «другого», «иного» и проблемы «друга» и «врага» в контексте российско-американских отношений описывают многие российские и американские исследователи. Специфика восприятия СССР в США обнаруживается в работах американских советологов. Среди глубоко идеологизированной литературы центральное место занимают многочисленные труды Р. Пайпса и 3. Бжезинского. К известным попыткам понимания советской действительности можно отнести работы А. Улама, Г. Фэйса, Р. Сервиса, Дж. Кеннана, М. Малия. Цивилизационные и культурные ценности СССР/России удачно описаны в книгах Дж. Биллингтона, К. Ламонт, Д. Хоскингса, С. Коэна, Р. Такера и других.

Окончание холодной войны и неопределенность будущего обусловили новую волну исследований России в США. В дополнение к вышеупомянутым исследователям, перспективы новой России рассматривали эксперты американских исследовательских центров М. Голдман, М. Мандельбаум, Д.

Сайме, Э. Качине, Д. Тренин, Л. Шевцова, А. Ослунд, М. Макфол, С. Сестанович и многие другие.

Таким образом, при слабой разработанности непосредственной темы диссертации, наличие богатейшего материала в областях исследований, составляющих ее, дает возможность предложить новую точку зрения на проблемы российско-американского диалога как проблемы политической культуры.

Ключевой для диссертации является тема диалога, которая в данном случае применяется к российско-американским отношениям с целью смягчения конфронтации их политических культур. В российской литературе вера в способность диалога как средства преодоления противоречий имеет много серьезных сторонников, начиная с B.C. Библера, А.С. Ахиезера, А.И. Уткина и других.

Основная цель исследования состоит в анализе влияния ценностей политической культуры США на восприятие американцами России и, следовательно, на российско-американский диалог. Для достижения поставленной цели в диссертации решается ряд задач:

провести анализ ценностей политической культуры США и определить истоки их формирования;

описать пути влияния ценностей американской политической культуры на формирование идей и установок в международных отношениях;

проанализировать влияние политической культуры США на отношения с СССР в рамках идеологического противостояния холодной войны;

проанализировать влияние политической культуры США на отношения с Россией в 1990-ые годы и в настоящее время;

описать трудности и перспективы российско-американского диалога как проблемы политической культуры.

Объект исследования: особенности восприятия России в США и их влияние на формирование отношений с Россией.

Предмет исследования: ценности политической культуры США как ключевой фактор восприятия российской реальности и формирования отношений с Россией, трудностей и перспектив российско-американского диалога.

Методология исследования. Широта поля исследования предполагает комплексный системный подход и использование междисциплинарных методов и методик. Общими для ряда научных областей, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к проблеме диссертации, являются компаративистские подходы. При сравнительном подходе политическая культура исследуется как фактор объяснения различий в социально-политических процессах разных стран. Культурно-исторический подход оперирует культурными ценностями, сложившимися в ходе исторического опыта страны. Социокультурный анализ заключается в выявлении определенных закономерностей между ценностями системы и характером социальных процессов в ней. При анализе политической культуры, продуктивны бихевиористский и герменевтический подходы. Бихевиоризм предполагает использование количественных методов и делает

акцент на анализе неформального политического поведения, в то время как
интерпретативистские, герменевтические подходы в исследовании

политической культуры состоят в поиске и анализе «смыслов» политической жизни.

В основу работы, как уже отмечалось, положены междисциплинарные исследования в областях культурологии, политологии, социологии, политической и социальной философии, индивидуальной психологии и психологии масс, политической и социальной психологии, истории, изучения общественного мнения. Исследование проводится согласно принципам научной объективности, системно-структурного анализа, дедукции, выявления особенностей исторических трансформаций культурного семиозиса изучаемых стран. Помимо описательного метода к характеристикам политической культуры прилагается объяснительный аналитический подход, оказывающий существенное влияние на диалог между Россией и Америкой.

Источниковедческая база включает обширный массив данных культурологических, исторических, философских, политологических, социальных, психологических и других исследований, среди которых монографии, материалы периодических публикаций и исторические документы. Используются, прежде всего, американские источники, не переведенные на русский язык. Источники с высокой степенью теоретизации совмещаются с прикладными исследованиями и эмпирическими данными, в частности, с результатами опросов общественного мнения.

Хронологические рамки исследования. Влияние политико-культурных ценностей США на американо-российские отношения рассматриваются на протяжении XX века и до наших дней. Объяснение истоков формирования ценностей политической культуры США требует обращения к началам американского государства в XVII веке и ключевым этапам его формирования на протяжении последующих веков.

Научная новизна исследования заключается в прогнозировании новой, культурно-политической перспективы развития российско-американских отношений, которая помогает прояснить противоречия между двумя странами с позиций их социокультурных ценностей. В данном исследовании впервые:

демонстрируется релевантность концепции политической культуры анализу российско-американских отношений;

выявляются культурно-политические особенности США, имеющие кардинальное влияние на восприятие России в этой стране и формирование политики по отношению к ней;

описываются механизмы восприятия в сфере внешнеполитических отношений, в частности, преломления российской реальности через призму культурно-политических ценностей Америки;

анализируется восприятие в прошлом Советского Союза и современной России в США как производное от культурно-политических ценностей Америки;

- выявляются взаимные материальные интересы России и США, которые могли бы способствовать диалогу и сближению нематериальных ценностей политической культуры обеих стран.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В глобальном контексте современных цивилизационных противоречий и в частном контексте утверждения Россией своего нового места в мире анализ российско-американских отношений с точки зрения ценностей политической культуры, сложившихся в результате уникального исторического пути каждой нации, открывает новые методологические возможности. Сближающей восприятие американской и российской политической культур мы считаем ее трактовку американскими исследователями Г. Олмонд и С. Верба и рядом российских ученых, которые связывают демократическую политическую культуру России с ее историческим опытом и ценностями.

  2. Особенности политической культуры США и России на протяжении большей части их исторического пути глубоко отличались набором основополагающих ценностей. Переход России на демократический путь развития выявил различия в понимании и функционировании либерально-демократических ценностей политической культуры - демократии, свободы, прав человека, верховенства закона, частной собственности и принципов рыночной экономики.

  3. Культурно-политические особенности США в проекции на внешнюю политику приводят к доходящей до абсолютизации универсализации собственных ценностей, к утверждению своей избранности, морального превосходства, мессианства, воинственности в риторике и действиях. С момента создания, американская демократия предназначалась не только для самой Америки, но и для всего остального мира. В институциональном смысле это утверждение верно, но оно теряет свой смысл при отказе от анализа культурной и политической среды стран, переходящих к демократии.

  4. Механизмы искажения восприятия политической культуры друг друга играют существенную роль в формировании двусторонних отношений между Россией и США. Национальное восприятие отличается не только статическим содержанием, но и динамическими процессами изменения образа мышления и рациональности. Устойчивые убеждения, верования, стереотипы, теории и идеологии структурируют и формируют реальность в жесткую систему утверждений, диктуют видение своей нации, «других», интерпретации событий и явлений.

  5. Политическое восприятие Советского Союза Америкой происходило в рамках жесткого идеологического конфликта, однако в обществе и среди специалистов существовал широкий спектр мнений об СССР. Политика США в отношении СССР являлась результирующим вектором существовавших внутри администрации идеологического консенсуса, различных тактических подходов и значимости общественного мнения.

  6. В настоящее время, в условиях утверждения Россией нового места в мире, противоречия с США разворачиваются в трех сферах: природа

политического строя России, степень влияния России на постсоветском пространстве и концепция мировой архитектоники. Восприятие новой России происходит в согласии с уже имеющимися знаниями (т.е. знаниями об СССР) в рамках американской системы ценностей политической культуры, теорий, парадигм и идеологии.

  1. Российско-американские отношения в силу противоположности политических культур подвергают проблему диалога своего рода испытанию. Так, 10. Хабермас показал на Всемирном философском конгрессе в Стамбуле (2003), что «вечный мир» И. Канта не реализовался, так как Кант исходил из идеи европейского христианского человечества, где общий культурный фон и общая рациональность делала диалог возможным. При наличии противоречий типа означенного (Россия - США) диалог затруднен и требует выяснения самих его возможностей диалога.

  2. Условия конструктивного диалога лежат за пределами политических культур и заключаются в наличии общего противника (фашизм в годы Второй мировой войны, терроризм сегодня), возможности общих проектов, где американские финансы и технологии соединятся с российскими ресурсами и образованной рабочей силой, в росте международного признания легитимности национальных интересов суверенных стран, в культурном, образовательном и научном обменах, в международных экологических, медицинских, образовательных проектах. Все эти факторы могут способствовать сближению политических культур и началу подлинного диалога США - Россия, в котором заинтересованы, но который пока не могут начать обе страны.

Практическая значимость. Данная работа освещает политико-культурную реальность США, разъясняет объективные и субъективные причины американских позиций и действий в отношении России. Результаты исследования могут быть использованы для понимания механизмов формирования американского восприятия России и воздействия на это восприятие.

Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета. Различные положения диссертации были опубликованы в шести научных статьях, в том числе в одной статье в журнале «Вопросы культурологии», рекомендованном ВАК РФ, выносились на обсуждение российских американистов и американских экспертов по России, докладывались на I Всероссийском конгрессе культурологов (Санкт-Петербург, август 2006), общероссийской научной конференции по культурологии (Москва, РАГС, ноябрь 2006), озвучивались на американских телевизионных каналах (PBS, CNBC).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Российско-американский диалог как проблема политической культуры