Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная вышивка как феномен культуры (на примере Севера и Центра Европейской части России) Валькевич Светлана Ивановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валькевич Светлана Ивановна. Русская народная вышивка как феномен культуры (на примере Севера и Центра Европейской части России): диссертация ... доктора : 24.00.01 / Валькевич Светлана Ивановна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русская народная вышивка как текст культуры 35

1.1 Русская народная вышивка: методологические истоки и культурно исторические основания 35

Выводы по параграфу 1.1 76

1.2 Особенности формирования национального стиля русской народной вышивки: геометрические орнаменты, символика и сюжеты народной вышивки Русского Севера 78

Выводы по параграфу 1.2 122

Глава 2. Русская народная вышивка севера и центра европейской части России и ее место в костюмном комплексе. Русский этнический костюм как феномен культуры 124

2.1 Ценностные и смысловые особенности костюма как феномена культуры. Символическое значение вышивки в костюме 124

Выводы по параграфу 2.1 156

2.2 Культурные и региональные особенности русского костюма. Становление женского традиционного народного костюма Владимирской губернии XVIII - начала ХХ веков . 158

Выводы по параграфу 2.2 193

Глава 3. Русская народная вышивка в контексте её культурно-исторического развития 197

3.1 Технология изготовления русской вышивки. Особенности вышивки лицевое шитье, орнаментальное шитье, холуйская строчевая вышивка, владимирская городская вышивка «белая гладь» 197

Выводы по параграфу 3.1 257

3.2 Художественные промыслы русской народной вышивки Севера и Центра Европейской части России: история и современность 260

Выводы по параграфу 3.2 296

Заключение 298

Словарь терминов 304

Библиографический список 314

Список иллюстрированного материала 351

Приложения. 375

Русская народная вышивка: методологические истоки и культурно исторические основания

Цель параграфа: Раскрыть методологические характеристики народной вышивки как феномена культуры, в связи, с чем рассмотреть русскую вышивку как феномен культуры, выделив ее особенности в контексте культурной амбивалентности, культурной символики языка и межкультурной коммуникативности. Выделить характерные черты русской народной вышивки, определив особенности орнаментального узора как языка (средства) общественной коммуникации.

Задачи:

- представить культурологический анализ русской народной вышивки как феномена культуры, определив ее вещественные и духовные признаки;

- рассмотреть особенности русской народной вышивки в ее культурной амбивалентности материального и духовного, в связи с чем обозначить данный феномен как знаково-символический культурный текст;

- выделить русскую народную вышивку как вид архитектонического искусства.

Культурный феномен русской народной вышивки: методологические основания. Русская народная вышивка занимает особое место в культуре и имеет множество значений. Характерной чертой русской народной вышивки является ее культурная амбивалентность. С одной стороны, вышивка является продуктом материальной культуры, с другой – представляет собой – продукт духовного творчества, который содержит в себе знаково-символический культурный текст. Культурный текст вышивки определяется фактором, прежде всего, ее коммуникативности. В связи с этим, необходимо, прежде всего, подчеркнуть идею культуры как коллективного феномена Ю. М. Лотмана, который считал, что коллективность культуры «есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются». Язык, являясь средством социального общения «образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу» [235, с. 2]. Русская народная вышивка имеет свой семиотический язык, свое семиотическое пространство, следовательно, и свой культурный текст, и народная вышивка как архитектонический вид искусства также имеет свой культурный текст. Культурный текст, согласно М. Бахтину - это первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины [22]. В этом смысле, с точки зрения Ю. Лотмана культура в целом может рассматриваться как текст. В связи с тем, что «само слово «текст» включает в себя этимологию переплетения, мы можем сказать, что таким толкованием мы возвращаем понятию «текст» его исходное значение»2. Таким образом, культурный текст русской народной вышивки представляет собой семиотическое пространство, которое имеет свой язык и выражает определенные смыслы, в силу чего культурный текст вышивки выступает как «закодированный текст» (Ю. М. Лотман), имеющий «свое особое внутреннее время, отношение которого к естественному способно порождать разнообразные смысловые эффекты» [235,с.4]. В этом плане вышивка как феномен культуры представляет собой язык культуры, который идентифицирует тексты различных культур и выступает как со-бытие культуры, исходя из чего русская народная вышивка, как архитектонический вид искусства, является средством диалога культур и народов.

Вышивка, по мнению многих исследователей всегда имела несамостоятельный, подчиненный характер, ее художественные и качественные особенности сопряжены с какой–либо основной вещью: костюмом, убором, текстильной утварью: вышивка создавала образ, подчеркивала его праздничность, торжественность или трагический драматизм. В то же самое время, в ее материальном факторе, вышивка есть материальная вещь, имеющая свои качественные особенности в фактуре, шитье, особенностях технического исполнения и т.д. Таким образом, вышивка в целевом своем назначении имеет соподчиненный, компонентный характер с вещью, как основной, с одной стороны, с другой – вышивка является вещью, имеющей культурное назначение, имеющая амбивалентный характер.

С другой стороны, русская народная вышивка рассматривается как феномен культуры и представляет собой, как мы на это указывали выше, амбивалентность материального и духовного, пространственного и временного, знаково символического, явленного и не-явленного (М. Хайдеггер). К разряду явленного не-явленного можно отнести такие характеристики вышивки как феномена культуры, как этническая идентифицированность, культурная межкоммуникативность, что позволяет определить заложенные в вышивке смыслы, подтверждает ее культурную ценность как языка культуры.3 Сакральность символики в русской народной вышивке характерная черта различных этнических культур.

Информация, собранная исследователем китайской вышивки на протяжении десятилетий в XX веке повествует о том, что символы и мотивы в вышивке используются как в традиционном костюме, предметах бытого обихода, так и в церемониальной одежде китайских императоров, и для «посвящённых» в символику этих знаков-символов людей.

Самые древние известные описания вышивки в Китае относятся к 1027-771 годам до н.э. В летописях сохранились сведения о том, как создавать и носить одежду, способы украшения вышивкой. Исследование гробниц II века до н.э. указывает на существование специальных мастерских по вышиванию. Частично сохранившиеся образцы вышивок представляют собой изображения летающих драконов, разгневанных тигров, танцующих птиц, напоминающих фениксов, и других животных и птиц, а также растений и геометрических узоров. Китайские вышивки шелком были найдены русским археологом Сергеем Руденко в скифских захоронениях на Алтае. Ко II веку до н.э. была создана классификация типов традиционной китайской вышивки, имеющие свои названия. Копии этих вышивок, памятников древности, повествует исследователь, выставлены в институте изучения вышивки Сучжоу.

Особенности формирования национального стиля русской народной вышивки: геометрические орнаменты, символика и сюжеты народной вышивки Русского Севера

Цель параграфа: Представить культурологический анализ формирования и развития национального стиля русской народной вышивки

Задачи:

- выделить истоки и особенности орнаментальной народной вышивки Русского Севера и Центра России, раскрыть содержание его орнаментальной символики;

- рассмотреть культурно-историческое развитие орнаментального узора народной вышивки в его знаково-символическом содержании на примере орнаментации девичьих и женских головных уборов в северных и центральных регионах России (XVI-XVIIIвв.);

- обозначить технологию русской народной вышивки «Архаические геометрические орнаменты русской народной вышивки Русского Севера

В древнейших памятниках культуры, у народов мира имеются схематичные рисунки-графемы, которые убедительным образом повторяются и проявляют устойчивость, как в форме, так и факте своего существования на протяжении тысячелетий. Эти изображения выглядят как орнамент, но по сути своей они представляют символы, передающие определённые знания и представления людей о мире. Назначение их заключалось в передаче последующим поколениям знаний» [51, с. 296; 345].

«Одной из форм материальной культуры является одежда человека. Формы одежды с течением времени могут изменяться, но символы продолжают воспроизводиться. Информация в устной форме может достаточно сильно искажаться в силу субъективных, а иногда и объективных причин, но материальный знак более прост визуально, поэтому более устойчив для восприятия. Изображения символов связанных с объектами реального мира, таких как растения, животные, со временем утрачивают свое первоначальное значение и могут восприниматься по-разному. Но геометрические начертания не читаются по принципу ассоциации. Символ – это материальная, условно схематизированная информация. С помощью символов люди сообщали то, что не должны знать «непосвящённые»». [51, с. 295]

«С незапамятных времён одежды русских людей украшались обереговой вышивкой, то есть символами. Истоки народной вышивки на Севере России прослеживаются с XI-XIII столетий, о чём красноречиво свидетельствуют результаты археологических исследований и письменные источники» [51, с. 299]. «Вышитые русские ткани были обнаружены при раскопках захоронений в Новгородской, Псковской, Вологодской, Архангельской землях. Многие из них поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья. Те произведения художественной вышивки, которые дошли до наших дней, говорят о глубокой самобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе и богатстве технических приёмов. В музеях нашей страны хранятся изделия с художественной вышивкой предыдущих столетий. Наибольший интерес имеют коллекции собранные в северных регионах России, где проживали славяне в IX-X вв. до принятия христианства» [51, с. 293-298].

«Отдалённость от государственных центров, обилие лесов, болот, отсутствие дорог, способствовало сохранению патриархальных форм быта и хозяйства, сохранению древней символики в орнаментах вышивки. Кроме того, на данной территории за последнее тысячелетие по сравнению с центральными и южными регионами было меньше военных конфликтов. Даже крепостное право обошло Север России. Самый ранний по возникновению орнамент составлялся из квадратов, ромбов, треугольников, крестов, розеток, волнистых и меандровых линий, кругов и др. В многообразной древней орнаментике чётко прослеживается определённый ряд мотивов и их сочетаний, характерных в той или иной местности. На землях Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Тверской губерний узор русской народной вышивки, кроме антропоморфных и зооморфных изображений состоял из геометрических орнаментов. Такими геометрическими фигурами украшали стенки глиняных сосудов, древнейшие изделия из камня, металла, кости, дерева. Изделия из текстиля подвержены большему распаду, нежели изделия из камня, глины, металла, поэтому не дошли до наших дней. Для людей, живших до X века, вышитые одежды были украшены геометрическими орнаментами, что являлось неотъемлемой частью духовной культуры. Об этом можно судить по вышивкам, дошедшим до нас от XVIII-XIX веков» [68, с. 65].

«Наши предки, умевшие прислушиваться к силам природы, помнившие заветы отцов и дедов и чтившие своих исконных богов, знали, как управлять силами этого мира для достижения самых разных целей. Для защиты от темных сил в каждой семье раньше от поколения к поколению передавались знания символических знаков на вышивке в одежде и предметах домашнего обихода, молитвы об обращении к добрым силами, о том, к какому божеству обратиться за помощью в каком случае, как уберечь свою семью и дом от недобрых чар, духов и чужих людей. Со сменой культур за прошедшее тысячелетие до нашего времени дошли символические знаки в отрывках, остатках древней славянской культуры, в чудом сохранившихся оберегах, амулетах, украшениях на одежде. Но даже в ХХ веке во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был опорочен свастический знак «агни», который олицетворяет священный огонь домашнего очага, служит поддержанием порядка и традиций в семье, а таже похожий на него знак «инглия» – жизнеродящий Божественный Огонь Творения, Первичная основа всего» [68, с.66; 51, с. 294].

«В исследованиях историками древних символов, в обиходе древних славян и ариев знак инглии широко использовался как оберег от сил Мрака, как символ божественной чистоты, из которой когда-нибудь родится новая жизнь, поэтому часто использовался в охранной символической вышивке на девичьих и женских нарядах. Инглией называют также и священный обрядовый огонь. По верованиям наших предков, вышитый узор приобретал священную силу, если исполнялся в строго определённых местах на одежде. Края одежды, из-под которых выходили части тела человека, принято было орнаментировать, считалось, что узоры выполняют защитную функцию и чем древнее элементы узора, тем крепче защита» [51, с. 293; 262, с. 364]. « Подтверждение этому можно увидеть в расположении геометрического орнамента с древними символами на женских русских рубахах. В обыденной жизни рубаха из льняного полотна была основной формой одежды. «Вышитые рубахи были обязательной частью приданого русской девушки. На севере полагалось давать в приданое не менее десяти рубах, а у более зажиточных крестьянок и до тридцати, а иногда до пятидесяти» [39, с. 151]. Это было возможным, поскольку «…Олонецкие земли уже в XVII веке образовывали центр производства текстиля. Для Поморья крупнейшим центром продажи олонецкого текстиля и льна являлся Сумской острог»» [68, с. 69; 51, с. 294].

«Орнаментом украшали ворот, грудь, широкую кайму на подоле рубах и особенно рукава. В старинных рубахах узор покрывал весь рукав, а в тех, что вышивались в более поздние века, украшались символами только оплечье, запястье и ластовица под мышками.

Окружая руку символами, человек хотел оберечь её от «недоброго», увеличить силу и ловкость, обеспечить успех в различных действиях, почитание своеобразного орудия труда (Рис. 32; 33; 68; 69). Именно в этом заключался магический смысл символического узора.

С течением времени в разных районах выработались излюбленные типы узоров со своими особенностями шитья. Одними из самых распространённых видов шитья на русском Севере были набор («брань»), роспись, счётная гладь, шов по письму, тамбур по сетке, золотое шитьё» [68, с. 70].

«В Тверском государственном объединённом музее есть немало предметов одежды с традиционной русской народной художественной вышивкой, содержащих обереговые символы. Среди них женские головные уборы «сорока» Максатихинского, Весьегонского, Ремешковского уездов XIX в.» [68, с. 71; 51, с. 294] (Рис.70-77).

Культурные и региональные особенности русского костюма. Становление женского традиционного народного костюма Владимирской губернии XVIII - начала ХХ веков

Цель: Рассмотреть региональные культурно-исторические особенности формирования русского традиционного народного костюма и технологии вышивки в контексте русских народных промыслов.

Задачи: выделить культурные и исторические основания формирования и в развития русского традиционного народного костюма;

- обозначить особенности русского традиционного народного костюма в регионах Центральной России: Владимирском, Ивановском, Шуйском;

- раскрыть место и значение вышивки в региональном традиционном русском народном костюме;

- рассмотреть технологии изготовления вышивки;

- обозначить эстетические особенности вышивки в региональных промыслах.

«Русский народный костюм входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры и как знак и как символ ее художественно-творческого выражения. Традиционный народный костюм, изначально связанный с трудовой деятельностью человека и обрядовым строем жизни, отражает русскую действительность в форме художественных образов, представляя одновременно материальную, духовную и социальную культуру народа.

Образ костюма включает материал, крой, силуэт, форму, колористику, орнаментику и отражает возрастные особенности владельца костюма, его социальное, имущественное, семейное положение, место проживания, эстетические предпочтения. Культурное значение традиционного народного костюма заключается в его коммуникативной межкультурной функциональности, обеспечивающей коммуникативные культурные связи поколений в транслировании посредством невербального языка духовных ценностей и смыслов, мировоззренческого и эстетического мировосприятия этноса» [52, с. 995]. Традиционный народный русский костюм, таким образом, представляет собой символ и образ культуры, который в определенные исторические периоды видоизменяется под воздействием различных культурных влияний и исторических событий и иных социально-экономических, географических воздействий. В предыдущем параграфе была рассмотрена и представлена общая характеристика традиционного костюмного комплекса в контексте торгово экономических и исторических влияний. В данном параграфе исследовательская парадигма будет сфокусирована на региональных особенностях традиционного костюмного комплекса, запечатлевшего исторические события и их мировосприятие народным эстетическим сознанием. Костюм в этом смысле представляет собой частицу культурно-исторической летописи, по которой можно «прочитать» событийную ленту развития русского государства. В частности, в центре исследования – анализ особенностей традиционного народного костюмного комплекса Владимирской губернии XVIII-XX вв.

«Владимиро-Суздальская Русь, объединявшая древние княжества Владимирское, Суздальское, Переславское, Муромское, Юрьевско – Страродубское, Ярополческое, в XII-XIII веках являлась не только центром, в котором закладывались основы молодой российской государственности, но одним из крупнейших географических и политических образований Европы, у которого были торгово-экономические связи с западноевропейскими и восточными странами.

В XIV-XV вв. в результате войн и постоянных набегов крымских и ногайских татар, происходит массовая миграция на север южнорусского населения, которое только в XVI столетии постепенно возвращается обратно» [52, с. 996; 166]. «В результате миграционных процессов происходит следующее: между Окой и Волгой, т.е. на территории будущей Московской губернии и вокруг неё сконцентрировалась основная масса южнорусских беженцев. Они оставались там не менее столетия и жили в тесном общении с исконным севернорусским населением Московского междуречья. Таким образом, происходит смешение южнорусского (миграционного) народного потока с местным северорусским населением, в результате чего между Окой и Волгой возникла этническая общность, которую обычно называют средне русской» [52, с.996]. В исторической литературе существует мнение, что этническим основанием русской этнической общности является смешение славян и финно-угорских племён. Однако, как замечает историк Д.К. Зеленин пишет: «…с этой точкой зрения нельзя согласиться. Хотя и не вызывает сомнений, что русский народ, так же как и все народы на земле, смешанного происхождения, однако пока у нас нет никаких оснований считать, что в образовании русского народа финноязычные элементы играли значительную роль» [166, с. 33]. «Массовая ассимиляция финноязычных групп началась значительно позже того исторического времени, к которому русская народность уже сформировалась. Все эти изменения не могли не отразиться в одежде, костюмном комплексе.

В XVIII веке Владимирская губерния по своему географическому положению входила в состав Центрального района России, так называемого Промышленного Центра, в который также входили Московская, Тверская, Ярославская, Нижегородская губернии. По этническому составу населения Промышленный Центр представлял собой область преобладания средних великорусов, одежды которых характеризовались как переходные между северными и южными великорусами.

В женской одежде можно отметить больше разнообразия по сравнению с мужской. В ней несколько заметнее сказывается взаимодействие разных групп населения. Способы украшения одежды у русских крестьян были весьма разнообразны. Нарядный вид её достигался как благодаря украшениям, специально наносимым на отдельные части костюма, так и посредством сочетания разных тканей, отличающихся по цвету, орнаменту и фактуре. В этот период одежду изготовляли, как известно, их шерстяных, льняных, конопляных, хлопчатобумажных и реже шелковых тканей. Лишь у северорусских народов лён распространён значительно шире, чем конопля. У южнорусских и у других восточных славян преобладает конопля, хотя они знают и лён [52, с. 997; 166].

«Во Владимирской губернии предпочтение отдавалось изготовлению льняной ткани. Краевед И. Антонов пишет: «Широкое развитие льняной промысел получил на Пучежской земле, входящей в состав Костромской губернии (на границе с Владимирской), в XVIII веке, после выхода указа Петра I «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В связи с огромными потребностями армии и флота в полотне царь повелел увеличить посевы этой культуры. Территория Пучежского района входила в состав царского уезда, поэтому данный указ касался пучежских крестьян в первую очередь» [52, с. 997; 9, с. 5]. «Наряду с тканями естественной расцветки, широко применялись ткани гладкокрашеные или орнаментированные тканым или набивным узором. Они, как правило, были универсальным материалом, то есть шли на изготовление любой одежды.

«В основном, во Владимирской губернии бытовал женский «сарафанный комплекс с кокошником», характерный для северных великорусов». Головной убор – знаковая часть русского традиционного костюма. Помимо платков, повойников, лент, носившихся в будние дни, каждая девушка и женщина имела красивый головной убор для парадных случаев» [52, с. 998]. «Девичьими головными уборами были повязки из галуна, к концам которой пришивались ленты, ниспадавшие на спину. Повязки богато расшивались. Очелье могло быть украшено домашней вышивкой и дополнительно уплотнено полосой бересты или проклеенного холста. Позже богатая девичья лента-перевязка могла иметь очелье, украшенное жемчугом, драгоценными камнями и цветными стёклами» [352, с. 336]. «Головным убором замужних женщин был кокошник. Этот праздничный головной убор, сшитый из парчи, штофа, бархата, отделывался золотым шитьём, галуном, перламутром, жемчугом и другими материалами. Кокошник владимиро-суздальского типа, в отличие от других, локальных типов, был распространён в XVIII-XIX вв. на очень большом пространстве от Подмосковья до Поволжья, Прикамья, Приуралья. Территории, где он был отмечен, совпадали с направлениями вторичной, то есть владимиро-суздальской, а потом и московской колонизации XVI-XVII вв., и это говорит о достаточно раннем формировании его типических черт» [52, с. 1000]. Исследователь Владимирского костюма Г.А. Фёдорова пишет: «Особенностью кокошника Владимирской губернии является то, что носят его с наклоном вперёд. Именно наклонное положение кокошника позволяет острым его концам-откосам превратиться в два направленных назад рога. При этом округлая верхняя часть расположена именно спереди, а декор (жемчуг, золото, добавим: золотой галун) оказывается снизу. Кокошник в данном случае опирается на «присовокупленную» жемчужную и бисерную поднизь» [там же с. 327]. В сочетании с вышивкой на тыльной стороне головного убора особых языческих символов такой кокошник по народным представлениям должен был стимулировать новобрачную на рождение первенца (и молодуха носила кокошник с соответствующим сарафанным комплексом все время – до рождения ребёнка). Родившая женщина должна была носить двурогий кокошник только по праздникам, а состарившись, сменяла его на другой головной убор или сороку. «Языческая символика, соответствующая такому обрядовому назначению рогатого кокошника, имеется на тыльной стороне хранящегося в РЭМ (коллекция 5500 №10) убора из знаменитой коллекции Натальи Леонидовны Шабельской» [250, с. 169-173]. «Тыльная сторона головного убора в пришитом состоянии образует снизу довольно большой напуск, что позволяет надеть этот кокошник достаточно глубоко и с наклоном вперёд» [52, с. 1003; 352].

Художественные промыслы русской народной вышивки Севера и Центра Европейской части России: история и современность

Строчевышивальный промысел в Ивановском крае XIX-XX веков. «Культура искусства художественной вышивки каждой эпохи и страны теснейшим образом связана с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Она обусловлена политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. Академик Ю.В. Бромлей выделяет «функции культуры, такие как «технические» и «специфические». «Специфические» функции культуры связаны с обеспечением отдельных видов социальных потребностей людей – это эстетическая, познавательная. Они так или иначе по мнению этнографа пересекаются с «техническими» функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно не ограничивается Например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие сферы. Академик аргументирует, что «… если этнос лишить внутренних культурных связей, то он неизбежно разрушится» [90, с. 2; 46, с. 6]. Интегрирующие этнос культурные компоненты не однородны. Они различаются не только по своим основным функциям, но и по пространственным параметрам, что придает культуре этноса своеобразную многослойность. Наиболее глубинный слой относится к общечеловеческим чертам. Он связан, прежде всего, с удовлетворением простейших потребностей людей. Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма, украшенного обереговой вышивкой» [90, с. 2-3]. «Традиционная народная одежда и предметы бытового убранства являются частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира» [104, с.556].

Для того, чтобы упорядочить многообразие видов русской вышивки создана классификация в таблицах (Приложение 1 и Приложение 2), которые могут дополняться различными региональными названиями с особенностями технологии выполнения.

«В течение многих столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские вышивальщицы бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая её. По цвету, орнаменту, виду вышивки всегда можно определить, когда и где она была выполнена.

Народное искусство Ивановской области, образованной в 1918 году из окраинных районов смежных губерний – Владимирской, Ярославской, Костромской, имеет глубокие художественно-ремесленные традиции [174]. Малоплодородные земли издавна способствовали распространению среди жителей Владимирской губернии занятий ремёслами и торговли. Близость к Москве, Нижнему Новгороду, Костроме, Ярославлю позволяла местным кустарям и торговцам быстро усваивать те новшества, которые появлялись в промыслах, ремёслах и промышленности других местностей и умело использовать их опыт. Уже в конце XVIII – начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья.

Коренные жители Ивановского края, бывшей до 1918 года Владимирской губернией, по преданию считались выходцами из новгородских земель, принесшими оттуда дух предприимчивости, склонность к промыслам и торговле [258]. Изделия художественных промыслов и ремёсел Ивановского края в XIX веке свидетельствовали о высоком профессионализме местных мастеров в обработке различных материалов, о разнообразии художественных и технических приёмов, используемых в предметах быта, одежды, декоративного убранства домов [90, с. 4].

«Особым мастерством отмечены изделия текстильных промыслов – ткачество, вышивка, кружевоплетение, которые стали преимущественной местной специальностью, достопримечательностью и гордостью края [там же]. Крестьянское домашнее вышивание в XIX веке было тесно связано с традиционным сельским бытом и продолжало традиции крестьянского искусства более ранних периодов. В городе Шуе знали и вышивали некогда архаическими счетными приемами: набором, двухсторонним швом, счетной гладью, полукрестом и др.» [90, с. 4] Искусствовед Л.И. Воронова – старший научный сотрудник института художественной промышленности, изучавшая Шуйскую вышивку по музейным образцам, пишет: «Сохранившееся в большом количестве образцы вышивки, относящейся к XVIII в., свидетельствуют о том, что в это время здесь было чрезвычайно распространено строчевое шитьё. Разновидностей строчевой техники очень много. Это различные мережки, цветная и белая перевить, белая строчка с использованием штопки и настила, белая строчевая вышивка с введением цветной обводки контуров рисунка, шов по письму, шитье по плетёной сетке, так называемое «филе», а также тонкие и сложные в исполнении ажуры» [258, с. 60]. «Все эти техники, так или иначе, присутствовали в строчевом шитье города Шуи кроме цветной перевити, образцы которой в этой местности не обнаружены, что еще раз доказывает связь с Великим Новгородом.

Тонкостью и изяществом работы отличаются строчевые подзоры и другие предметы быта, относящиеся к XVIII – началу XIX веков. Тесная связь с городской средой, купеческим и дворянским бытом способствовала развитию ремесленных основ в вышивальном искусстве. Появление изделий с вышивкой было вызвано большей частью запросами представителей социальных верхов общества. Изделия этого времени отличает яркая декоративность и сложность исполнения, богатство и пышность зооморфных и растительных орнаментов, разветвленная разработка жанровых сцен. В вышивке выражено, прежде всего, исконное мастерство владимирских вышивальщиц-строчей, в ней сосредоточилось всё многообразие техник и приемов, характерных для русской вышивки Верхнего Поволжья и Севера России. Общим для вышивки Шуи, Холуя, Пестяков, Палеха, Пучежа являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. К концу XIX в. в Вернем Поволжье этот тип крестьянских вышивок почти не встречается – его вытесняют другие мотивы и приёмы под воздействием усиливающегося влияния города на сельский быт» [90, с. 5]. «Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки – одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. В отличие от домашнего кустарное льноткачество, ориентированное на потребности более широкого рынка, развивалось в двух основных направлениях: производство технических сортов ткани (грубый холст) и тонкого бельевого полотна, в том числе штучных изделий (салфетки, скатерти, полотенца). Возникновение крестьянских кустарных промыслов льноткачества было связано с историей полотняных мануфактур, которые появились на землях Ивановского края уже в 1730-х годах. В 1750-1760-х годах полотняное производство переживало большой подъём, а ткани ивановских, кинешемских мануфактур даже вывозились в Англию. В 1770-е годы появляются крестьянские мануфактуры. Наиболее крупными были ивановские мануфактуры Е. Грачева и И. Гарелина, которые даже покупали на имя своего владельца графа Шереметьева крепостных крестьян для своих предприятий. Фабриканты и купцы, занимавшиеся производством и сбытом льняного полотна, прилагали значительные усилия к организации регулярных форм производственной деятельности крестьян. Спрос на льняные ткани в Ивановском крае уменьшился в начале XIX века, так как увеличился импорт хлопчатобумажной пряжи из Англии в 1803 году и упадок московского ситцевого производства после пожара в 1812 году. Вследствие этого ситцепечатанье в Иванове и вокруг него стало «народной промышленностью».

В 1817 году в Шуйском уезде треть жителей работала на текстильных производствах. Широкое распространение фабричных хлопчатобумажных тканей [177] в сельских районах во второй половине XIX – начале XX веков было обусловлено не только модой, изменением вкусов, но и дешевизной и удобством одежды из лёгких тканей» [90, с. 5-6].

«Художественному развитию человечества свойственна некая «морфологическая пульсация»: на одних участках мир искусств постоянно расширяет свои границы за счет различных новообразований, на других происходит сжатие, сокращение системы искусств в результате отсыхания и отпадения некоторых ее ветвей» [90, с. 6; 177, с. 119]. «Строчевая вышивка, выходя за пределы семейных потребностей и приобретая форму промысловой деятельности, изменяла традиционную художественно-орнаментальную систему, усваивая вкусы и эстетические предпочтения нового потребителя на новом городском рынке сбыта. Поскольку белая строчка более всего соответствовала бельевому товару, она и получила самое широкое распространение в промысле. Но кроме мелкой строчки развивались и другие виды вышивки – свободная и счетная гладь, тамбурное шитьё. Основной средой распространения вышитых изделий было купечество, средний слой жителей городов. В соответствии со вкусами этой социальной среды ведущее место в вышивке получает растительный орнамент, наиболее ярко воплотившейся в белой гладьевой и тамбурной вышивке, но также нашедший путь и в строчевую вышивку через печатные рисунки для вышивки крестом по канве.