Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Ведерникова, Маргарита Андреевна

Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века
<
Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Ведерникова, Маргарита Андреевна


Ведерникова, Маргарита Андреевна. Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века : дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Ведерникова Маргарита Андреевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012. - 319 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идентификация серебряного века отечественной культуры в контексте взаимосвязи традиций и новаций 2

1. Временные рамки серебряного века: проблемы периодизации 2

2. Специфические черты русского культурного ренессанса 2

3. Особенности взаимосвязи традиций и новаций серебряного века 2

Глава 2. Ретроспектива развития отечественного балета 2

1. Отечественный балет в контексте ментальности русской культуры 2

2. Основные тенденции развития отечественного балета 2

3. Критики серебряного века – А.Я. Левинсон и В.Я. Светлов - о «старом» и «новом» балете

Глава 3. Динамика взаимосвязи традиций и новаций серебряного века (на примере балета)

1. Взаимосвязь традиций и новаций в творчестве балетмейстеров серебряного века 2

2. Воспроизводство традиций русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров) 2

3. Русская эмиграция в Китае (на примере творчества В.К. Ижевского) 2

Заключение 2

Список литературы 2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исключительная сила воздействия балета на человека необходимо побуждает рассматривать его как уникальный социокультурный феномен, сама природа которого позволяет многократно, комплексно, полифонично воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы личности. Широкий спектр поля воздействия, высокая степень его интенсивности во многом обусловлены интегративной, синтетической сущностью балета как органического целого, составляющими которого являются хореография, музыка, живопись, литература, объективно находящиеся в гармоническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении.

Принимая во внимание тот факт, что временной отрезок конца XIX – начала ХХ веков в истории отечественной культуры получил название серебряный век и является периодом расцвета отечественной культуры, исследование русского балета в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века на современном этапе развития российского общества представляется важным и актуальным по следующим причинам:

современное общество переживает очередной рубежный период, ХХ-ХХI вв., с его ломкой общественных отношений, изменением стереотипов. Важно рассмотреть при каких предпосылках оптимально сочетались традиции и новации серебряного века;

балет, утвердивший себя и развивавшийся на лучших классических традициях искусства, нельзя не рассматривать в качестве одного из сдерживающих, эколого-культурных начал, стоящих на пути агрессии массовой культуры;

осмысление вершинных новаций русского балета в эмиграции, в экстремальных условиях, может быть важным и продуктивным сегодня, когда отечественная культура переживает глубокий кризис и необходимы срочные, эффективные меры по выводу её из кризиса;

в связи с настоятельной необходимостью дальнейшего осмысления проблемы синтеза искусств, с которой общество соприкасается всё чаще и чаще;

интенсивно протекающие в мировом сообществе процессы глобализации и интеграции объективно приводят к размыванию национальных культурных особенностей, фактической утрате доминантных черт той или иной, порой даже великой культуры; в этой связи, культурологическое исследование такого уникального явления, как русский балет, давно уже ставшего символом русской культуры, не может не быть актуальным, поскольку, чрезвычайно важно и в современных условиях, вопреки глобализации и интеграции, способствовать сохранению ментальности национальных культур, их самобытности и качественной определенности – в том числе через поддержание знаковых, символических явлений конкретных культур.

Проблема, в том виде, как она поставлена автором – русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, – еще не разрабатывалась современной наукой.

Степень научной разработанности проблемы детерминирована фактом проведения исследования на стыке нескольких научных дисциплин, что позволяет выделить три уровня данной работы:

- культурфилософский,

- исторический,

- искусствоведческий.

Многомерность, многоплановость, историческая обусловленность определяют интерес к данной теме современных представителей разных областей гуманитарного знания: культурологов, философов, историков, искусствоведов, литературоведов, политологов, социологов и пр.

Культурфилософский уровень. Понятие «культура Серебряного века» (= «русский культурный ренессанс») появилось в русской научной и художественной литературе в конце XIX века. Оно сформировалось в трудах таких деятелей культуры, как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.

Существует значительный исследовательский материал по культуре и искусству «серебряного века», рассматривающий как отдельные вопросы и проблемы, так и нацеленный на панорамный охват с выявлением внутренних, стержневых принципов функционирования культуры. К работам, претендующим на культурологическое осмысление феномена «серебряного века», можно отнести исследования И.А. Азизян, А.А. Аронова, Ю. Асояна, Л.К. Долгополова, И. Едошиной, Т. Ёлшиной, В. Кантора, И.В. Кондакова, Т.Н. Левой, А. Мазаева, Е.А. Сайко, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, В.С. Турчина, И. Фадеевой, В.П. Шестакова, А.М. Эткинда и др.

Для теоретико-методологического обоснования исследования мы опирались на труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования: С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Гречаник, А.В. Гулыги, Н.И. Ефимовой, Н.С. Злобина, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.С. Клейна, Л.Н. Когана, А.В. Костиной, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Б.С. Мейлаха, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиера, С.Л. Франка, М.М. Шибаевой и др.

Культурообразующая деятельность в ее социально-исторической процессуальности, ее парадигмальной содержательности отражена в трудах таких западных ученых и мыслителей, как М. Вебер, А. Дж. Тойнби, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.

Рассмотрению различных подходов в изучении проблемы традиции посвящены труды следующих ученых: традиции рассматриваются как «преемственность» (Э.А. Баллер, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов), как «предание» (В.В. Медушевский), как «опыт» (Э.С. Маркарян, Е.А. Семенова, К.В Чистов, Н.Г. Шахназарова), как «система представлений и ценностей» (Г.Л. Андронаки, В.В. Васильева), как «каркас» (П.А. Слепцов), как «комплекс связей настоящего с прошлым» (Е. Шацкий), как «система социальной связи людей» (В.Б. Власова) и др.

В области исследований традиций мы особо выделяем культурологическую концепцию Э.С. Маркаряна, в которой он излагает теоретические основания интегративной науки о динамике традиций, названой им традициологией.

Методология изучения диалогических связей освещается в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, Л.М. Баткина, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, Ю.М.Лотмана и других.

Г.С. Кнабе разрабатывает диалектику взаимосвязи общества и личности, находящих свое выражение в нормах, привычках, традициях, а также «в общем духовном фоне» эпохи. Взаимодействие культур и общие закономерности их становления раскрывает П.С. Гуревич.

В ходе междисциплинарного по своему характеру исследования использован ряд теоретических концептов, сформированных в вышеназванных общественных науках. Определённой опорой для изучения заявленной темы служила работа М.С. Кагана и Е.Г. Хилтухиной, в которой ключевая социокультурная проблема Восток-Запад-Россия рассматривалась с позиции диалектики общего, особенного и единичного, что позволило авторам прийти в важному выводу: взаимодействие культур складывается на основе сочетания преемственности, заимствования и сохранения традиций и обычаев общающихся народов, освоения каждым элементов других культур. Данное обстоятельство способствует не только взаимному пониманию, но и самопознанию, активному взаимодействию художественных культур разных народов без утраты самобытности и специфичности каждой из них. Диалектический подход к взаимоотношениям культур позволяет интерпретировать их диалог как взаимодействие суверенных, равноценных и уникальных субъектов, стремящихся к достижению понимания или повышения его уровня.

Следует также выделить различные подходы к пониманию природы искусства:

историко-культурное направление, представленное О.В. Дивиденко, В.Л. Дранковым, А.Е. Ефремовым, М.С. Каганом, Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, И.А. Тэном;

теории искусства «субъективного» характера Л.С. Выготсткого, И. Гете, О.А. Кривцуна, Б. Кроче, З. Фрейда, Й. Хейзинги, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Юнга.

Проблематика танцевального искусства рассмотрена в отечественной науке в соответствии с различными подходами: философский представлен в трудах Н.И. Ворониной, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича; семиотический изложен в исследованиях Е.В. Волковой, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского; структурно-функциональный – в монографиях Г.И. Гильбурда, Е.Г. Гуренко, Б.Я. Землянского, Н.П. Корыхаловой; семантический – в исследованиях Б.В. Асафьева, Е.С. Громова, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, А.А. Фарбштейна; психологический – в работах Д.Б. Богоявленской и А.А. Мелик-Пашаева.

Исторический уровень представлен работами историко-культурного плана.

Здесь важны работы, характеризующие русскую историю дореволюционного периода рубежного времени, а также труды по истории эмиграции первой волны.

В начале ХХ века из России, которая пережила за первую четверть века три революции, три войны (русско-японскую, первую мировую, гражданскую), распад единого и неделимого тысячелетнего государства, «красный» и «белый» террор, массовый голод и эпидемии по самым приблизительным подсчетам эмигрировало 2 млн. российских граждан. Из трех эмиграционных волн, первая волна 1917-1939 гг. считается самой массовой.

При советской власти об эмигрантах старались не вспоминать. За родственниками эмигрантов следили как за социально-опасным элементом. Впервые об эмигрантах, об их вкладе в мировую культуру заговорили лишь в 90-х годах ХХ века: начинают проводиться конференции, выходит ряд обзорных работ.

Появляются работы, исследующие судьбы отечественной эмиграции на определенном регионе: Англии, Германии, Италии, Китае, Латинской Америке, Норвегии, США, Финляндии, Чехословакии, Югославии.

В эмиграции оказались представители разных профессий, всех слоев дореволюционного общества.

Уникальность балетной эмиграции заключается в том, что Россию покинула большая часть балетмейстеров, танцовщиков. Можно смело говорить о великом исходе служителей балетного искусства из русских театров. К примеру, в 1900 – 10-е годы звание балерины, высшее звание в табели о рангах балерин, получили шесть танцовщиц: А.Я. Ваганова, Л.Н. Егорова, М.Ф. Кшесинская, О.И. Преображенская, Ю.Н. Седова, В.А. Трефилова. Из этих шести балерин в СССР после 1917 года осталась лишь А.Я. Ваганова.

По истории русской балетной эмиграции нет ни одной обзорной работы, анализирующей вклад данного явления в мировую культуру. Источниками к раскрытию данного вопроса следует назвать большой пласт мемуарной литературы, работы, посвященные исследованию отдельной личности, труппы, диссертационные исследования, также посвященные отделено взятому явлению, личности.

Общая история русского балета рассмотрена в работах: Ю.А. Бахрушина, Л.Д. Блок, М. Борисоглебского, В.М. Красовской, Ю.И. Слонимского, Е.Я. Суриц и др.

Среди диссертационных работ, посвященных изучению истории русского балета, отдельного периода его истории следует отметить работы Ильичевой М.А. (СПб., 2001), Сидоркиной Т.Н. (Саранск, 2000), Смирновой Н.Р. (М., 1992), Федорченко О.А. (М., 2006).

Отдельно следует выделить работу по изучению архива, хранящегося в семье известного танцовщика и балетмейстера, эмигранта первой волны в Китай, Владимира Константиновича Ижевского. Для изучения творческой биографии В.К. Ижевского и его жены Г.И. Ижевской-Сарабун также были привлечены документы из Государственного архива Хабаровского края.

О жизни танцовщиков, балетмейстеров и педагогов «русского Китая» имеются отрывочные и схематические сведения. Среди исследователей, затрагивавших в своих работах деятельность танцовщиков и балетмейстеров в Китае Г.В. Мелихов, Н. Надзвецкая, А.А. Хисамутдинов, Ван Чжичэн и др. Из диссертационных работ особую ценность представляет исследование Черкашиной С.А.

Искусствоведческий уровень включает критическое осмысление творческих успехов деятелей балетного искусства, которое началось с рецензий балетных критиков начала ХХ века: Н.М. Безобразова, Ю.Д. Беляева, А.Л. Волынского, А.Я. Левинсона, А.А. Плещеева, А.Б. Потемкина, В.Я. Светлова, Ю.В. Соболева, А.А. Черепнина. Балетной критике серебряного века посвящены диссертационные исследования Быкова А.В. (М., 2003), Коршуновой Н.А. (М., 2010).

В искусствоведении культура серебряного века рассматривалась в трудах М.В. Алпатова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.М. Полевого.

К искусствоведческим трудам, посвященным вопросам сочетания традиций и новаций, относятся работы В.М. Гаевского, Т.В. Портновой, М.Г. Неклюдовой, Д.В. Сарабьянова и др.

Теоретические аспекты выразительных средств балета, специфики его языка и художественной формы, проблемы музыкальной и хореографической драматургии, театрально-декорационного оформления и сценографии в работах: Б.В. Асафьева, В.М. Богданова-Березовского, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова и др.

Искусство русских художников театра исследовано достаточно полно в трудах следующих авторов: В.И. Березкиным, Р.Н. Власовой, М.В. Давыдовой, Е.И. Костиной, М.Н. Пожарской, Ф.Я. Сыркиной и др.

Интерес представляют труды, в которых рассматривается творчество отдельного художника-декоратора: А.И. Бассехес, Д.З. Коган, М.С. Коноплева, С.А. Онуфриева, И.Н. Пружан, Г.И. Чугунов, М.Г. Эткинд и др.

К музыкальной драматургии балета в связи с творчеством того или иного композитора обращались И.Я. Вершинина, Б.М. Ярустовский, И.В. Нестьев, Л.В. Карагичева и др. Отдельные статьи о балетном творчестве есть в сборнике: «Из истории музыки ХХ века» (М., 1971), «Музыка и жизнь» (вып. 1., Л., 1972; вып. 2., М., 1973), «Музыка ХХ века» (М., 1977) и др.

Драматургии балетного театра посвящены труды В.В. Ванслова, П.М. Карпа, Ю.И. Слонимского и др.

Особенности педагогики и исполнительства в балете рассматриваются в работах А.Я. Вагановой, А.Л. Волынского, А.П. Глушковского, А.М. Мессерера, К.С. Станиславского и др.

Объект исследования: Русский балет как уникальное историко-культурное явление.

Предмет исследования: Русский балет серебряного века в контексте взаимосвязи традиций и новаций.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе взаимосвязи традиций и новаций русского балета в контексте истории отечественной культуры.

Данной целью обусловлены следующие задачи исследования:

- обосновать временные рамки серебряного века;

- установить характерные черты, присущие культуре серебряного века;

- рассмотреть основные этапы развития балетного искусства на фоне панорамного осмысления отечественной культуры серебряного века;

- указать степень воздействия традиций на становление культуры серебряного века, а также взаимовлияние традиций и новаций как на отечественную культуру в целом, так и на балетное искусство, в частности;

- рассмотреть отечественный балет в контексте ментальности русской культуры, взяв за основу доминантные черты отечественной культуры, предложенные профессором А.А. Ароновым;

- показать на конкретных примерах взаимосвязь традиций и новаций в творчестве балетмейстеров серебряного века;

- установить основные балетные школы-студии, плодотворно работающие в эмиграции в период 1917-1939 гг., явившиеся трансляторами традиций отечественной школы классического танца;

- уделить особое внимание изучению деятельности хореографических коллективов, трупп, их вклада в развитие отечественной культуры серебряного века;

- рассмотреть судьбы конкретных творческих личностей в контексте взаимосвязи традиций и новаций: танцовщиков, хореографов, педагогов, декораторов, композиторов и др.;

- ввести в научный оборот ранее неопубликованные материалы по творчеству представителей серебряного века: В.К. Ижевского и Г.И. Ижевской-Сарабун.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает историю русского балета с момента его появления в XVII веке и до 1939 года, когда по мысли диссертанта произошло окончание серебряного века.

Территориальные рамки исследования обширны, затрагивают Российскую империю, затем, после 1917 года – Западную Европу, США, Китай.

Материал исследования составили научные работы по искусствоведению, культурологические исследования, тексты современной философии, литературоведческие работы, касающиеся взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, а также исследования в области истории отечественной культуры, теории и истории русского балета. Из ранее неопубликованных материалов, диссертантом рассмотрен архив танцовщика, хореографа, педагога серебряного века – В.К. Ижевского: автобиография, надиктованная В.К. Ижевским на 17-ть аудиокассет, фотоматериалы, афиши, связанные с работой В.К. Ижевского и его супруги Г.И. Ижевской-Сарабун в Китае.

Теоретико-методологические основы исследования. Выбор методологических основ определился объектом, предметом, целью и задачами исследования.

Поскольку русский балет выступает как феномен русской культуры, то в качестве исходного методологического основания диссертационного исследования выступил генетический метод, который позволил проанализировать интересующий нас объект с точки зрения его возникновения и развития (Г. Спенсер, А. Тойнби, Э. Тайлор, О. Шпенглер).

При изложении тенденций развития русского балета в их хронологической последовательности использовался диахронический метод (Д. В. Разумовский, И. А. Гарднер).

В сравнительно-историческом анализе конкретной области русского и мирового балета в определенном временном интервале, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий, в данной работе использовался компаративный метод (П. Сорокин).

Проблема историко-культурных трансформаций в различных аспектах рассматривается в работах отечественных культурологов, среди них особенно важной является концепция культурогенеза, разработанная А.Я. Флиером, которая позволяет рассмотреть русский балета в исторической ретроспективе.

Вспомогательным, но принципиально важным для нашего исследования методом явился биографический метод (М.А. Рыцарева).

Важными для диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, искусствоведов, раскрывающие:

- общенаучные основы системного анализа (И.В. Блауберг, Л.Ф. Берталанфи, И.Р. Матвеев, Ю.Н. Пригожин, В.Н. Садовский, Ю.П. Сурмин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин);

- системный подход в исследованиях культуры и искусства (А.А. Аронов, Н.И. Ефимова, В.С. Жидков, Л.С. Зорилова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, А.В. Костина, Э.А. Орлова, Ю.В. Осокин, К.Б. Соколов, Т.Н. Суминова, П.Ю. Черносвитов);

- аксиологию художественной культуры (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, Э.В. Махрова, Л.М. Мосолова, А.Я. Флиер, Ю.У. Фохт-Бабушкин);

- эволюционную теорию культуры (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Б. Малиновский, Э.С. Маркарян, Л. Морган);

- циклические и волнообразные концепции социокультурной динамики (Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Дж. Вико, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, Н.Д. Кондратьев, А. Моль, В.М. Петров, П.А. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, Й. Шумпетер);

- типологию культурно-исторических эпох (М.С. Каган, И.В. Кондаков, О.Я. Кривцун, Л.В. Китайчик, Г.Ю. Стернин, Е.Н. Устюгова).

Характер исследования определяется как междисциплинарный, который предполагает использование знаний, источников из смежных областей: культурологии, искусствоведения, истории, философии.

Методы исследования. В диссертации использовано несколько групп научных методов, адекватных объекту и предмету исследования, а также сложности и многоаспектности изучаемого феномена. К первой группе методов относятся следующие: анализ исторической, культурологической, искусствоведческой, историко-художественной, филологической, мемуарной литературы. Сопоставление источников по важнейшим содержательным акцентам. Вторая группа методов включает в себя: реконструкцию и моделирование конкретных исторических событий и явлений с позиций системного подхода. При этом строго соблюдаются принципы объективности и историзма в подходе к явлениям культуры.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы взаимосвязи традиций и новаций русского балета серебряного века как ранее неизученной и состоит:

- рассмотрен серебряный век во временных рамках 1890-1939 годы, с акцентом на 1907-1914 годы, как на апогей развития русского культурного ренессанса;

- выявлены и обоснованы характерные черты отечественной культуры серебряного века;

- выявлены и обоснованы основные тенденции развития отечественного балета;

- определено влияние традиций на становление культуры серебряного века, а также взаимовлияние традиций и новаций как на отечественную культуру в целом, так и на балетное искусство, в частности;

- раскрыты новации русского балета серебряного века в контексте взаимосвязи с традициями русской школы классического танца;

- рассмотрена история русского балета на фоне доминантных черт отечественной культуры;

- показана на конкретных примерах взаимосвязь традиций и новаций в творчестве балетмейстеров серебряного века;

- установлены основные балетные школы-студии, плодотворно работающие в эмиграции в период 1917-1939 гг., явившиеся трансляторами традиций отечественной школы классического танца;

- рассмотрена деятельность хореографических коллективов, трупп, а также их вклад в развитие отечественной культуры серебряного века;

- установлен вклад в создание, становление, развитие отечественного и мирового балета конкретных творческих личностей: танцовщиков, хореографов, педагогов и др.;

- введены в научный оборот ранее неопубликованные материалы по истории отечественного балета (творческие биографии В.К. Ижевского и Г.И. Ижевской-Сарабун).

Теоретическая значимость определяется тем, что объективные закономерности и тенденции, характеризующие специфику взаимосвязи традиций и новаций русского балета, выявлены и рассмотрены на фоне истории русской культуры 1890-1939 гг.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать его результаты при разработке общих вопросов истории культуры, при осуществлении частных культурологических, филологических, культур-философских и искусствоведческих исследований. В том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы: в учебном процессе высших и средних учебных заведений; войти в содержание учебных изданий по общеобразовательным и специальным дисциплинам: культурология, история искусств, история балета и др.; в качестве теоретических основ для создания современных хореографических коллективов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвящённое изучению русского балета в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, соответствует следующим позициям паспорта специальности 24.00.01 – теория и история культуры (культурология): п. 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п. 10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры; п. 13. Факторы развития культуры; п. 14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; п. 15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; п. 16. Традиции и механизмы культурного наследования; п. 17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство); п. 28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Временными рамками серебряного века является диапазон с 1890 по 1939 годы: 1890-1917 годы – реализация серебряного века в России; 1917-1939 годы – воспроизводство отечественной культуры в условиях эмиграции, продолжение серебряного века. Апогей серебряного века - 1909-1914 годы, где центральное место отведено русским сезонам С.П. Дягилева.

2) Эпохе серебряного века присущи уникальные, ярко выраженные именно в данном периоде отечественной культуры характеристики:

- возвращение к «русской античности» на новом смысловом уровне, отразившемся во всех слагаемых целостного культурного процесса;

- стремление к синтезу искусств;

- достижение оптимального сплава традиций и новаций;

- сближение элитарной культуры и культуры низов;

- яркое проявление русской интеллигенции;

- формирование так называемого «ренессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон;

- расцвет меценатства в сфере культуры – «золотой век русского меценатства»;

- беспрецедентное в истории России число прорывов, значимых для мировой культуры;

- исключительная роль книги и периодики.

3) В истории отечественного балета нашли свое отражение восемь доминантных черт, присущих ментальности русской культуры, указанных в трудах профессора А.А. Аронова («История русской культуры: узловые вопросы» М., 1999):

- неразрывная, органическая связь отечественной культуры с христианством, а конкретно – с православием;

- объективное сохранение, наследование многих элементов языческой культуры и как следствие – создание ряда спектаклей на языческую тематику;

- народность;

- развитие культуры, а вместе с ним и балета рывками (= толчками);

- лояльный, гуманный характер отечественной культуры, проявляющий себя во взаимоотношениях с другими культурами;

- существование в русском балете такого явления отечественной культуры как «полярности»;

- проявление милосердия (благотворительности) в деятельности русских танцовщиков, балетмейстеров, а также в деятельности меценатов сцены;

- историческое формирование отечественной культуры на особом социо-этно-культурном пространстве, принадлежащем к Европе и Азии, что отразилось на репертуаре русской балетной сцены.

4) В аспекте взаимосвязи традиций и новаций важное место занимает триада: традиция – новация – обогащенная традиция, по принципу которой реально происходит прогрессивное движение отечественной культуры. Отрицание традиций иллюзорно: традиция, цикличная в своем развитии, зарождается, формируется, активно функционирует и взаимодействует с новациями, разрушается, отмирает или трансформируется, возрождается в виде обогащенной за счет новаций традиции. Уникальность русского культурного ренессанса – в количественном и качественном преобладании новаций (по сравнению с другими эпохами). Никогда еще в русской культуре и искусстве проблема традиций и новаторства не стояла столь остро, а используемые традиции не отличались таким многообразием, как в период серебряного века. Но традиции, из какой бы эпохи они не заимствовались, носили яркий, новаторский отпечаток творческой индивидуальности автора. Прошлое прослеживалось через призму современности. Зачастую, традиции и новации настолько тесно были связаны друг с другом, что относились к одному и тому же течению или направлению, к одному и тому же художнику и мыслителю, нередко к одному и тому же произведению.

5) Традиция балета главным образом заключена в классическом танце, а привлечение к нему движений из акробатики, гимнастики (что впервые произошло в эпоху серебряного века), способствуют новаторскому движению вперед. Отказ от классического танца неминуемо ведет к утрате балета как вида искусства. Как показало исследование, хореографы серебряного века, развивая балетное искусство, вырабатывали художественные методы, создавали спектакли, даже самые новаторские, опираясь на принципы построения классического балетного спектакля. Одни - развивали их, другие – проявляя бунтарский нрав, противопоставляли свои новации принципам построения классического спектакля. Но диалог с классикой балетного прошлого не прерывался.

6) Культурный ренессанс Русского Зарубежья наиболее ярко проявил себя в области балета: торжество Фокина, театрально-декорационного искусства, балетной музыки русских композиторов. Балет как синтетический вид искусства, основными компонентами которого являются музыка, хореография, сценография, в эпоху серебряного века пережил подлинный расцвет за счет обогащения каждого из компонентов крупнейшими творцами своей области.

7) Историческую миссию танцовщиков и балетмейстеров первой волны можно определить по двум направлениям: русские эмигранты основали новые национальные балетные школы, как это произошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, и восстановили, вывели из кризиса мировые балетные школы – Франции и Англии.

8) Постепенно в репертуаре танцовщиков и балетмейстеров первой волны эмиграции появлялись балеты на местные темы с элементами национальной (присущей региону эмиграции) музыки, в труппы включались иностранные танцовщики, в основном выращенные силами русских эмигрантов. Неизменным оставалось одно – традиция русской балетной школы, традиция как методика обучения, сложившаяся в ходе двухвекового существования.

9) Дальневосточная эмиграция первой волны тесно связана как с эмигрантскими колониями в США, Австралии, так и с колониями в странах Южной Америки, имеет общие особенности и закономерности, тесные культурные и политические связи, что подтверждают следующие факты:

- именно русские эмигранты первой волны познакомили китайцев с европейским классическим балетом;

- силами эмигрантов первой волны в крупнейших центрах сосредоточения русских танцовщиков и балетмейстеров в Харбине и Шанхае были поставлены лучшие классические и новационные балеты, привнесенные с отечественной сцены;

- большинство эмигрантов, занимавшихся педагогической деятельностью, получили образование в крупнейших русских балетных школах. В свою очередь, их ученики получили образование, в основу которого легла русская школа классического танца;

- русские танцовщики и балетмейстеры эмигранты, проживавшие в Китае, занимались активной гастрольной деятельностью, что значительно расширяет ареал распространения русской школы классической танца в Тихоокеанском регионе и сближает с подобными русскими коллективами, работавшими в США и Западной Европе.

Апробация результатов исследования

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 38 научных публикациях автора, общим объемом свыше 50 п.л. (3 монографии, научные доклады, статьи в научных сборниках и журналах, в том числе, 10 статей в трех изданиях, рекомендованных ВАК, 1 учебно-методическая публикация).

Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях Московского государственного университета культуры и искусств: на научно-практической конференции «Культура русского зарубежья» (27 февраля 2003 г.); на научно-практической конференции «Культурные ориентиры развития российского общества» (23 апреля 2003 г.); на научно-практической конференции «Этнокультурное разнообразие и проблема взаимодействия культур» (23 апреля 2004 г.); на научно-практической конференции «Творчество как социокультурное явление» (28 апреля 2005 г.); на научно-практической конференции «Россия и Европа: историко-культурные параллели» (апрель, 2006 г.); на международном «круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование ХХI века»; на международной научно-практической конференции «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире» (18-19 ноября 2009 г.); на научно-практической конференции «Инновационные модели и проекты культурного пространства» (23 декабря 2009 год); на научно-практической конференции «Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности» (25 февраля 2010 г.); на научно-практической конференции «Созидательная миссия культуры» (08 октября 2010 г.); на научной конференции в рамках года Франции в России и России во Франции «Россия – Франция: диалоги «на границах» культурных миров» (21 мая 2010 г.).

Материалы исследования были внедрены в содержание учебных курсов: «История отечественной культуры», «Экология культуры», «Историография отечественной культуры», читаемы на кафедре истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 3 от 05 октября 2012 г.).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 405 наименований, и три приложения. Общий объем работы - 372 с. (без приложений - 251 с.).

Специфические черты русского культурного ренессанса

Данный параграф посвящен проблеме периодизации серебряного века, приведены различные точки зрения по данному вопросу. Автор, опираясь на обширную фактологическую базу, доказывает, что серебряный век в отечественной культуре следует рассматривать на временном отрезке 1890-1939 гг., учитывая, беспрецедентное для мировой истории культуры продолжение расцвета на чужеродной почве, проявившееся в достижениях русских эмигрантов первой волны, в 1917-1939 гг.

Временной отрезок - конец XIX – начала ХХ века - в истории отечественной культуры получил название серебряный век и является периодом расцвета отечественной культуры. Другое, более точное название данного временного отрезка, - русский культурный ренессанс, стало известным после выхода в свет книги Н.А. Бердяева «Самопознание» (1990-1991 гг.). Русскому культурному ренессансу способствовали: буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века. Реформы разительно изменили облик России, стали мощным стимулом для развития отечественного предпринимательства; заложили основу для формирования золотого века русского меценатства. После реформ 60-70-х годов произошло коренное техническое перевооружение промышленности, рывок в развитии капиталистических отношений. Новые, современные органы самоуправления и суда также способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. - экономический подъем в России в 1890-х гг. XIX века и в период 1909-1913 гг. Огромные трудовые и природные ресурсы, приток иностранных капиталов и поощрение государства породили в 1893-1899 гг., а после некоторого спада и в 1908-1913 гг., невиданный промышленный рывок. По темпам промышленного роста Россия вышла на первое место.

Таким образом, мощными стимулами культурного роста и культурного расцвета стали экономический прогресс, рост промышленности, появление европейски образованной буржуазии, модернизация политической жизни (парламент, партии, общественные свободы). Менялась повседневность, темп и уклад жизни, быт и мировоззрение народа. Росли города. Технические новшества, ускоряли и облегчали образ жизни населения, у которых появилось свободное время. Культурные новации гораздо легче, чем ранее, находили публику, деньги, потребительский рынок. Вместе с тем, для всей русской жизни того времени, были присущи глубокие противоречия. Переломная эпоха, обогащая культуру, напоминала творцам серебряного века о грядущих социальных взрывах, переменах. Одни ждали этих перемен с радостью, другие – с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв. Первоначально термин серебряный век восходит к временам античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим периодизацию человеческой истории в соответствии со сменой богов: при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный век. Данное размежевание было отнесено и к русской культуре: «золотой век» – век Пушкина, серебряный век - культура России конца XIX – начала ХХ века. Хотя применение понятия золотой век к веку Пушкина можно оспорить, т.к. расцвет культуры проходил под давлением «николаевской ночи». Есть мнения, что русскую культуру конца XIX – начала ХХ века следует считать веком золотым. По меткому замечанию Н.А. Бердяева: «В эти годы России было послано много даров» .

Интересен вопрос, кто первым по времени применил термин серебряный век по отношению к культуре России рубежного времени. Исходя из мемуаров Сергея Маковского, первенство в использовании понятия серебряный век применительно к порубежной русской культуре принадлежит Н. Бердяеву: «Томление духа, стремление к «запредельному» пронизало наш век, "серебряный век" (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — "Золотому"), отчасти под влиянием Запада» . Но Бердяев, как уже было сказано, ввел в научный оборот другое понятие - русский культурный ренессанс. Термин серебряный век в своих работах не использовал вовсе, что отмечает и доктор филологических наук, профессор Колумбийского университета Борис Михайлович Гаспаров: «Маковский ссылается на Николая Бердяева как на источник выражения, но я его не смог обнаружить ни в одном из бердяевских текстов». В 2000 году вышла нашумевшая работа филолога-слависта, профессора Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел» , в ней сделан вывод, что первое упоминание о серебряном веке, принадлежит футуристу Глебу Мареву и что он использовал данный термин в манифесте «Конечного Века Поэзи» в 1913 году. Несколько позднее, в 1925 году, в статье сборника «Современная литература», данный термин встречается в работах литературоведа, социолога Разумника Васильевича Иванова-Разумника, скрывавшегося под псевдонимом Ипполит Удушьев (1878-1946). Третий по времени, в этой цепи, по мнению Ронена, поэт Владимир Алексеевич Пяст (1886-1940) и дата использования термина - 1929 год. На сегодняшний день это наиболее достоверная точка зрения.

На термин были и свои претенденты, один из которых - поэт, переводчик Николай Авдеевич Оцуп (1894-1958) настойчиво отмечал в своем посмертном сборнике, вышедшем в 1961 году в Париже: «Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы» . В последние годы своей жизни он был очень обеспокоен тем, что авторство переадресовывается к Николаю Бердяеву.

Особенности взаимосвязи традиций и новаций серебряного века

Красовская В.М. отмечает: «Являясь по преимуществу придворным искусством, ориентируясь в вопросах репертуара и исполнительского стиля на вкусы дворянской публики, русский балет, тем не менее, сохранил черты самобытности, которые сразу обособили его от западноевропейского балета. Поэтому и наиболее талантливые из иностранных танцовщиков и хореографов испытывали интерес к русским темам и находили благодарный материал в русских учениках. Поэтому среди привозного и заимствованного материала нет-нет да появлялись спектакли на сюжеты из русской истории, пластические зарисовки бытовых и жанровых сцен. Особенно открыто сказывался национальный стиль русского балета в интермедиях и дивертисментах, входивших в представления русской комедии, комической оперы. Характерные особенности народного плясового искусства постоянно просматривались сквозь исполнительскую манеру русских балетных актеров» .

Еще одна доминантная черта, отразившаяся не только в истории отечественной культуры, но и в истории отечественного балета: «Прослеживая в динамике путь, пройденный отечественной культурой, убеждаемся в том, что наша культура развивалась рывками (= толчками) и в этом, несомненно, заключена еще одна принципиально значимая черта. Четко прослеживается и протяженность каждого рывка во времени: время первого – X-XI вв., второго – конец XIV-XV вв., третьего – конец XVIII – первая половина XIX вв., - четвертого (пока последнего) – конец XIX – начало ХХ вв. (Серебряный век нашей художественной культуры)» .

Подобно всей отечественной культуре, русский балет развивался рывками. Балет, прейдя на русскую почву из Европы, влился в русскую культуры, став неотъемлемой его частью, откликаясь на происходящие в ней изменения. Рассматривая в динамике путь, пройденный отечественной культурой, и принимая её развитие рывками, заключенное в четырех периодах расцвета: X-XI вв., конец XIV-XV вв., конец XVIII – первая половина XIX века, конец XIX – начало ХХ века, с продолжение до 1939 гг. в культуре русских эмигрантов. Следует отметить, что балетное искусство, появившись в России в XVII веке, прошло такие же периоды расцвета, что и другие слагаемые культурного процесса как системы. На рубеже XVIII-XIX вв. балет вступил в пору своего первого расцвета. В этот период на отечественной сцене работают талантливые балетмейстеры, способствовавшие развитию балетного искусства: Дидло, Вальберх, Глушковский, Гюллень-Сор. В балет пришли отечественные композиторы – А.Н. Титов, С.И. Давыдов, обрусевшие композиторы-иностранцы – К.А. Кавос, Ф.Е. Шольц. В первой трети XIX века складывается национальная школа отечественного балета. В 1825 году открывается Большой театр в Москве. В этот период ставятся известные романтические балеты: «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Наяда и рыбак», «Катарина, дочь разбойника». Четвертый период расцвета отечественной культуры – серебряный век, максимально сильно проявился в русском балете. Лучшие мастера своего дела обогатили каждую составляющую балета:

Следующая доминантная черта, отмеченная Ароновым: «лояльный, гуманный характер отечественной культуры, проявляющий себя во взаимоотношениях с другими культурами» . Раскрывая данную мысль, Аронов пишет: «Объективная картина такова, что исторически в многовековом временном диапазоне отечественная культура никогда не была закрытой для других культур. Иное дело, что в разные времена претерпевала эволюцию степени указанной открытости … многие иностранцы, выдающиеся деятели культуры, именно на Руси, в России находили свою вторую родину, а их творчество естественно и органично становилось частью русской культуры. В этом ряду назовем династии Растрелли, Петипа, Кони, вспомним Доменико Трезини, Джакомо Кваренги, Карло Росси, Чарльза Каммерона, Аристотеля Фиораванти, Феофана Грека, Пьетро Гонзаго, Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и многих других» .

Балетное искусство появилось в России в XVII веке, и, как известно, у его истоков французские и итальянские мастера. В России плодотворно работали: - французские балетмейстеры и танцовщики: Ландэ, Ле Пик, Брессоль, Пуаро, Дидло, Блаша, Мазилье, Пером, Петипа, Сен-Леон и др.; - итальянские балетмейстеры и танцовщики: Фузано, Тонино Константини, Фабиани, Тарди, Брианца, Леньяни, Цукки, Э. Чекетти и др.

Европейские мастера нашли благодатную почву в России для применения творческих сил, многие связали свою судьбу с русским театром и реализовались главным образом на русской сцене, к примеру, Ландэ, Иогансон, Петипа. Причина, по которой русский балет не стал слепком с итальянского или французского балетных театров, кроется в сильных, богатых традициях народного танцевального искусства. Исследователь становления русской школы классического танца Н.Р. Смирнова отмечает: «Случилось так, что семена чужеродного искусства пали на благодатную почву, коей явились богатые традиции народного танцевального искусства» . Далее, продолжая размышлять на тему взаимоотношения с другими культурами, Аронов пишет: «… открытый характер отечественной культуры убедительно проявляется в способности и умении понять душу другого народа, проникнуться его сокровенными мыслями и переживаниями. Испанские мотивы в творчестве М.И. Глинки, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, «итальянская тема» в музыке П.И. Чайковского и пейзажах Сильвестра Щедрина, «французская» тема – в работах А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, К.А. Коровина – все это, а равно и многие другие шедевры – в полной мере подтверждают сделанные ранее выводы» .

Основные тенденции развития отечественного балета

Данный параграф посвящен осмыслению вопросов взаимосвязи традиций и новаций в творчестве балетмейстеров серебряного века.

Находясь в тесной взаимосвязи с достижениями, темами, образами смежных искусств, балет всегда испытывал на себе их влияния. Как ранее оговаривалось, новации серебряного века в русском искусстве формировались при повышенном интересе и возрождении традиций русского фольклора, сюжетов, образов национального и мирового культурного наследия. Не исключением стал и русский балет серебряного века. Обращение к античным образам, к мифам Древней Греции прослеживается в следующих балетах: - «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, балетмейстер В. Нижинский, 1912; - «Аполлон Мусагет» музыка и сценарий И.Ф. Стравинского, балетмейстер первого представления А. Больм, основной премьеры Дж. Баланчин, 1928; - «Персефона» И.Ф. Стравинского, труппа И. Рубинштейн, текст А. Жида, балетмейстер К. Йосс, 1934. Возрождение образов «русской античности» нашло отражение в балетах: - «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, автор либретто и балетмейстер М.М. Фокин, 1910; - «Петрушка» И.Ф. Стравинского, либретто А.Н. Бенуа и И.Ф. Стравинского, балетмейстер М.М. Фокин, 1911; - картины жизни языческой Руси в «Весне священной» И.Ф. Стравинского, либретто И.Ф. Стравинского и Н.К. Рериха, балетмейстер В.Ф. Нижинский, 1913; - русский свадебный обряд в балете «Свадебка» И.Ф. Стравинского, автор сценария и текста из сборника народных текстов П.В. Киреевского - И.Ф. Стравинский, балетмейстер Б.Ф. Нижинская, 1923; - на основе текстов русских сказок поставлен балет-пантомима «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» музыка и либретто И.Ф. Стравинского, балетмейстер Б.Ф. Нижинская, 1922; - по мотивам русских сказок поставлен балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» музыка и либретто С.С. Прокофьева, балетмейстеры М. Ларионова и Т. Славинский, 1921; - балет «Царевна-Лебедь» на музыку Н.А. Римского-Корсакова погружает в атмосферу русской сказки, балетмейстер Б.Ф. Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, 1929. Традиционалистские попытки возродить искусство ушедших театральных эпох, столь заинтересовавшие художников-мирискуссников, отразились в балетах: - «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, балетмейстер М.М. Фокин, 1907; версальские маскарады XVIII века в «Шопениане», балетмейстер М.М. Фокин, 1908; итальянская комедия масок в «Пульчинелле» И.Ф. Стравинского, балетмейстер Л.Ф. Мясин, 1920.

Восточные мотивы оживают в балетах: - «Египетские ночи» («Клеопатра») Р.М. Глиэра, автор либретто и балетмейстер М. Фокин, 1908; - в балете на сюжет сказки «Тысяча и одна ночь» - «Шахерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер М.М. Фокин, 1910. В сценариях балетов серебряного века появляются новые сюжеты и образы, почерпнутые из современной жизни: - балет «Голубой экспресс» Д. Мийо, в котором показан отдых бомонда на пляже, балетмейстер Б. Нижинская, 1924; - балет «Стальной скок» С.С. Прокофьева, где на сцене оживает индустриальная жизнь города, сценарий С.С. Прокофьева, Г.Б. Якулова, балетмейстер Л. Мясин, 1927; - балет «Игра в карты» И.Ф. Стравинского, где в основе сюжета игра в покер между несколькими игроками, либретто написано И.Ф. Стравинским и М. Малаевым, балетмейстер Дж. Баланчин, 1937.

В последних постановках дягилевского театра наметился поворот от «левых» конструктивистских и экспрессионистских спектаклей 1910-х – начала 20-х годов к классическим «вечным» сюжетам – античным, евангельским, к устоявшимся традиционным формам в музыке, хореографии, живописи и архитектуре. Подобного рода искания проявились в беспрецедентной постановке балета-притчи «Блудный сын» на одноименный библейский сюжет в 1929 году (композитор С.С. Прокофьев, балетмейстер Дж. Баланчин»). Романтическая эпоха балета, возвеличив женский танец, низвела роль танцовщика мужчины до вспомогательного значения поддержки балерины. В серебряном веке произошло возвращение на сцену танцора как полноценного партнера танцовщице. На сцене блистали Легат, Лифарь, Мордкин, Нижинский, Фокин и многие другие. Переосмысление балетов предыдущих эпох стойко сохраняется на всех этапах развития отечественного балета. Но в эпоху серебряного века обилие редакций достигает беспрецедентное количество. Яркий пример тому творчество Горского. Реформаторами балета серебряного века, балетмейстерами-протестантами выступили: Горский, Фокин, Нижинский, Нижинская, Романов, Лифарь, Мясин, Баланчин. Творчество большинства из них развивалось за границей, в эмиграции, в антрепризе Дягилева, в труппах различных театров мира, что подтверждает мысль о продолжении серебряного века силами эмигрантов первой волны до 1939 года. Исследователь творчества С.П. Дягилева А.С. Ласкин отмечает: «Вся зрелая творческая работа Дягилева, выразившаяся в его главном создании – в "Русских сезонах", представляет собой уникальный пример движения не только вслед за стремительно уходящим временем, но как бы на шаг впереди него, в постоянном предвосхищении нового искусства и новой жизни» .

Мейлах М. о новаторстве Дягилева пишет: «Суть антрепризы Дягилева, чутко откликавшегося на новые веяния в искусстве и привлекавшего лучших художников для оформления своих спектаклей, составляло художественное новаторство, стремление к синтезу искусств – музыке, танца и живописи» .

В антрепризе Сергея Павловича Дягилева за период 1909-1929 гг. работало пять русских балетмейстеров. Все они новаторы в балете ХХ века:

Баланчин Джордж (Баланчивадзе Георгий Мелитонович). Дягилев с осознанием происходящего переворота в балете говорил: «Революция, которую мы произвели в балете, касается, может быть, всего менее специальной области танца, а больше всего декораций и костюмов» . Каждый балетмейстер, в период работы с Дягилевым, перенес (переболел) увлечением изобразительностью танца, перенося, зачастую на первое место сценографию спектакля. Ориентируясь на модные течения живописи, в антрепризу приглашались крупнейшие художники своего времени.

Воспроизводство традиций русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров)

В период с 1917 по 1939 годы произошло пространственное распространение достижений в области русского балета, их воспроизводство, а также синтез другими школами балета, где отправная, исходная точка – эмиграция танцовщиков и балетмейстеров из России. К этому времени балетное искусство в странах, некогда считавшихся законодателями в области танца, пришло в упадок. Россия вернула долг тем странам, которые стояли у истоков русской балетной школы: Италии и Франции. Также русский балет, а именно, пропаганда его за рубежом, способствовали не только возрождению, но и зарождению балетного искусства в ряде стран мира. Решающее значение в области пропаганды отечественного балета за рубежом сыграла антреприза С.П. Дягилева, существовавшая в 1909-1929 гг., а затем антрепризы–преемники: труппы Базиля, Нижинской, Рубинштейн и др. Автор впервые в истории отечественного балета и культуры целостно рассматривает пространственное распространение достижений в области русского балета, их воспроизводство, а также синтез различными школами балета через призму культурной диффузии. По мере того как к середине ХХ века возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких, как Испания, Китай, Япония и Малая Азия. Во всех столицах мира в эпоху серебряного века появились школы и танцевальные студии, во главе которых стояли русские артисты балета.

Таким образом, русский балет стал как бы эпицентром возникновения и быстрого распространения классического танца во всем мире. Во всех театрах мира работали русские танцовщики, воспроизводя новационные и традиционные постановки отечественного балета. Помимо работы в театрах, открывались частные балетные школы-студии, воспитавшие огромное число кадров для мирового балета. И наконец, русские эмигранты не только основали новые национальные балетные школы, как это произошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, но и восстановили, вывели из кризиса мировые балетные школы – Франции и Англии. Поскольку в любом диалоге, воздействие испытывают две стороны, то постепенно русские танцовщики и балетмейстеры начинали испытывать на себе влияние искусства стран, где выступали. В репертуаре появлялись балеты на местные темы с элементами национальной музыки, в труппы включались иностранные танцовщики, в основном выращенные силами русских эмигрантов. Неизменным оставалось одно – традиция русской балетной школы, традиция как методика обучения, сложившаяся в ходе двухвекового существования.

В приложении первом к диссертации автором приведен материал по деятельности свыше 270 танцовщиков, балетмейстеров и педагогов серебряного века. 10. Рассмотрены судьбы конкретных творческих личностей в контексте взаимосвязи традиций и новаций: танцовщиков, хореографов, педагогов, декораторов, композиторов и др. Отдельно проанализировано творчество Анны Павловой. Балерина оказала влияние буквально на все балетные школы мира. Павлова объездила почти все государства Европы, танцевала в США, Канаде, в странах Южной и Центральной Америки, побывала в Японии и Китае, Бирме и Индии, на Цейлоне, познакомила с искусством классического танца жителей Египта, Южной Африки, выступала в Австралии и Новой Зеландии, на Яве и на Филиппинах – всего в 44 странах и в тысяче городов. Рассмотрена деятельность русских танцовщиков и балетмейстеров, эмигрировавших в Китай. Данный материал является уникальным, так как вопрос о танцовщиках-эмигрантах в Китай является малоизученным.

Сделаны следующие выводы по деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров, эмигрантов первой волны в Китай: - именно русские эмигранты первой волны познакомили китайцев с европейским классическим балетом. Современный китайский классический балет - это соединение русской школы танца с национальным танцем и национальной культурой; - силами эмигрантов первой волны в крупнейших центрах сосредоточения русских танцовщиков и балетмейстеров в Харбине и Шанхае были поставлены лучшие классические балеты, привнесенные с отечественной сцены: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Корсар», «Собор Парижской Богоматери» («Эсмеральда»), «Дон Кихот», «Раймонда», «Коппелия», «Тщетная предосторожность». А также поставлены новационные для того периода фокинские балеты «Шахерезада», «Египетские ночи», «Петрушка», «Сильфиды»; - большинство эмигрантов, занимавшихся педагогической деятельностью, получили образование в крупнейших русских балетных школах. В свою очередь, их ученики получили образование, в основу которого легла русская школа классического танца; - русские танцовщики и балетмейстеры эмигранты, проживавшие в Китае, занимались активной гастрольной деятельностью, что значительно расширяет ареал распространения русской школы классической танца в Тихоокеанском регионе и сближает с подобными русскими коллективами, работавшими в США и Западной Европе. Объединенные при помощи импресарио в гастрольные труппы, русские танцовщики разъезжали по крупнейшим городам Китая, а также по граничащим с Китаем странам, пропагандирую русскую школу балета.

Введены в научный оборот ранее неопубликованные материалы по творчеству представителей серебряного века: В.К. Ижевского и Г.И. Ижевской-Сарабун. Воспоминания Ижевский оставил в виде аудио- и дневниковых записей. Аудиозаписи, записанные в 1986 году, разделены на 17 кассет, подробно повествующих об обстоятельствах жизни (Ижевский называет «эпизоды») танцовщика и балетмейстера, а также о деятельности русских эмигрантов, русских поселенцах в Китае. Диссертантом частично расшифрован архив Ижевского. Отправлен запрос в Государственный архив Хабаровского края. Полученные из Государственного архива материалы, воспоминания Ижевского, документы, хранящиеся в семье Ижевских позволили составить творческие биографии В.К. Ижевского и Г.И. Ижевской-Сарабун. Во втором приложении к диссертации приведены копии оригиналов документов - «Биографические материалы В.К. Ижевского и Г.И. Ижевской-Сарабун (из архива семьи Ижевских)», подкрепляющие огромное значение деятельности балетных эмигрантов первой волны в Китае.

Похожие диссертации на Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века