Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Ефимова Екатерина Михайловна

Семантика картины мира якутов в традиционной одежде
<
Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде Семантика картины мира якутов в традиционной одежде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимова Екатерина Михайловна. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Улан-Удэ, 2006 143 с. РГБ ОД, 61:07-24/61

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КАРТИНА МИРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 12

1.1. Понятийный анализ термина «картина мира» 12

1.2 Традиционная картина мира якутов 24

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЯКУТОВ В КОНТЕКСТЕ КАРТИНЫ МИРА: СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 44

2.1. Типология, морфология и хронология традиционной одежды якутов 44

2.2. Семантика женской свадебной одежды XVIII - XIX веков 61

2.3. Эволюция семантики шаманского костюма якутов XVIII - XIX веков 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

БИБЛИОГРАФИЯ 96

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится исследование культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, по утверждению генерального директора ЮНЕСКО М. Боу - есть составная часть наследия, необходимого для дальнейшего развития человечества. В свою очередь, исследование семиотического выражения картины мира якутов вносит вклад во взаимопонимание и толерантность отношений различных этнических культур народов России.

Традиционная одежда является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений - картине мира.

Необходимость изучения картины мира, отраженная в традиционной одежде якутов вызвана следующими причинами: во-первых, разрушение традиционного уклада жизни народа в XX веке, вызвали на рубеже веков ответную реакцию, а именно, инновационные процессы возрождения этнического самосознания народа, интерес к его культурному наследию и древним самобытным традициям.

Во-вторых, рассмотрение традиционной одежды якутов XVII-XIX веков через призму картины мира позволяет осознать фундаментальную значимость общечеловеческих ценностей, ни в коей мере не умаляя стремление якутского этноса сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть её особенности, в том числе и в одежде.

В-третьих, необходимость культурологического изучения категорий, концептов, констант картины мира якутов XVII-XIX веков детерминируется, прежде всего, настоятельной потребностью выявления структурной взаимосвязи традиционного и инновационного, устойчивого и

исторически изменчивого в культурно-историческом наследии якутского этноса как потенциала дальнейшего развития.

Степень разработанности проблемы. К началу XXI века накоплен огромный материал по материальной и духовной культуре различных этносов.

Темы нашего исследования касаются в основном труды, систематизирующие, обобщающие понятия «традиционная культура», «картина мира» и рассматривающие значение и роль одежды в традиционной культуре. Обобщающими трудами в сфере традиционной культуры являются исследования К. Леви-Стросса, К. Юнга, М. Элиаде , в их трудах и трудах их последователей рассматриваются сгруктообразующие понятия культуры, нашедшие воплощение в трудах по

семиотике культуры Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и др. .

Мировоззрение якутов как часть истории, материальной культуры якутов впервые появились в трудах этнографов, историков, археологов. Особый вклад внесли записи путешественников и исследователей якутской истории и культуры И. Биллингс, И.Г. Георги, А.Ф. Миддендорф, Г. Миллер, Р.К. Маак, В.Л. Серошевский, Я.И. Линденау, СВ. Ястремский, В.Ф. Трощанский, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, И.С. Гурвич, И.А. Худяков, И.В. Константинов и др.".

Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. - М, 1994; Он же Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М., 2001; Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Юнг. - Киев, 1996; Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2-х. / М Элиаде. - СПб., 2000; Он же. Космос и история / М. Элиаде. - М, 1987; Он же. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. - Киев, 1998.

2 Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М, 2000; Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. - Т. 1. Статья по семиотике и типологии культуры. Мелкие заметки / Ю.М. Лотман -Таллин, 1992; Он же. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб., 2001 и др.

' Биллингс И. О якутах: журнал, или поденник, флотского капитана/ И. Биллингс // Этнографические материалы Северо-Восточной географический 1785-1795 гг. Магадан, 1978; Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одеж и пр. достопамятностей / И.Г. Георги. - СПб., 1776-1977. - Ч. IV; Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири / А.Ф. Миддендорф. - СПб., 1878. - Ч. П. -Отд. IV.; Маак Р.К. Вилюйский округ/ Р.К. Маак - М., 1994; Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - М.,1993; Линденау Я.И.

Впервые ритуально-мифологическую основу комплектов традиционной одежды научно обосновал И.В. Кузнецов, посвятивший свою монографию структурной семантике одежды. Им был выделен «комплекс одежды», определены его границы, системообразующие элементы и компоненты комплекса одежды, составляющие ансамбль . Изучению религиозно-мифологического мира якутов посвящены фундаментальные исследования Н.А. Алексеева, А.Н. Гоголева, Е.Н. Романовой, Р.И. Бравиной и др.5. Авторы в своих работах определили стержневые установки традиционного мировоззрения народа, при этом особенно обращая внимание на его ментальные идеи. Разработка учёными Якутии отдельных проблем, связанных с символикой и реконструкцией

Описание народов Сибири: первая половина XVIII в. / Я.И. Линденау // Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Севера-Востока. - Магадан, 1983; Ястремский СВ. Остатки старинных верований у якутов: материальная среда / СВ. Ястремский // Известия ВСОИРГО. - Иркутск, 1897; Трощанскнй В.Ф. Эволюция черной веры (шаманизм) у якутов / В.Ф. Трощанскнй // Ученые записки Казанского унта. - Казань, 1903; Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов / А.Е. Кулаковский // Научные труды А.Е. Кулаковского. - Якутск, 1979; Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. - М., 1977; Гурвич И.С. Культура северных якутов - оленеводов (XVII-X1X вв.): к вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / И.С. Гурвич; отв. ред. С. А. Токарев. - М., 1977; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков . - Л., 1990; Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культура / И.В. Константинов // Якутия и её соседи в древности. - Якутск, 1975 и др.

4 Кузнецов И.В. Одежда армян Понта / И.В. Кузнецов. - М., 1995.

5 Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / Н.А.
Алексеев. - Новосибирск, 1980; Он же. Традиционные религиозные верования тюрко
язычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1954; Он же. Традиционные
религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. / Н.А. Алексеев. - Новосибирск,
1')75; Гоголев А.И. Модель мира в мифологических представлениях якутов / А.И.
Гоголев // Языки, культура и будущее народов Арктики. - Якутск, 1994; Он же.
Истоки мифологии и традиционный календарь / А.И. Гоголевю. - Якутск, 1993,
Романова Е.Н. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления / ЕЛ. Романова. -
Новосибирск, 1994; Она же. «Люди солнечных лучей, с поводьями за спиной» (судьба в
контексте мифоритуалъной традиции якутов) / Е.Н. Романова. - М, 1997; Она же.
«Игра» с судьбой в новогоднем ритуале ысыах («прочтение» якутских гаданий) / Е.Н.
Романова // Календарно-праздничная культура народов Зарубежной Азии: традиции и
инновации. - М., 1999. - С. 210-216; Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в
контексте традиционных верований якутов / Р.И. Бравина. -Якутск, 1995 и др.

мифологических мировоззрений саха обусловили появление работ С.К. Колодезиикова, З.С. Семеновой и др.

Проблема связи образной семантики памятников искусства и культуры с древним мифологическим сознанием, а также общетеоретические проблемы изучение костюма народов России освещены в работах Г.С. Масловой и М.А. Некрасовой . Среди культурологических работ выделяется докторская диссертация, монография Н.М. Калашниковой, в которых дан анализ языка народного костюма, обоснована типология костюма как знака, выявлены наиболее выразительные средства костюма для различных этнических групп , что несомненно является важным для изучения традиционного миропонимания и одежды якутов. Исследования М.М. Носова посвящены типологии старинной одежды, Е.Д. Стрелова - описание археологических находок одежды, Р.С. Гаврильевой - реконструкция, типологии и технологии изготовления одежды, Л.Н. Расторгуевой - особенности технологии, СИ. Петровой - особенности обрядовой одежды .

Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / С.К. Колодезников // Духовная культура в жизни этноса. - Якутск, 1991. - С. 5-27; Он же. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов: дисс. ... канд. исторических наук / С.К. Колодезников. - М, 1996; Семёнова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак / З.Ф. Семёнова // Духовная культура... - С. 27-36 и др.

7 Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири / Маслова Г.С. //
Этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1962. - Вып. 3. - С. 17-27; Она же. Проблемы и
методы изучения материальной культуры / Маслова Г.С. - М, 1969; Некрасова М.А.
Ансамбль как образная система / М.А. Некрасова // искусство ансамбля. - М., 1988;
Она же. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития
традиций / М.А. Некрасова. - М., 1991.

8 Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте традиционной культуры:
дисс.д-ра культурологии. - СПб., 1999; Она же. Семиотика народного костюма /
Калашникова Н.М. - СПб., 2000.

у Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVII - XVIII веков / М.М. Носов // Сборник научной статей. - Вып. 1. - Якутск, 1955; Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца XVII- середины XVIII века / Р.С. Гаврильева. - Новосибирск, 1998; Она же. Народные традиции и шитье современных мастериц / Р.С. Гаврильева // Проблемы народного прикладного искусства Якутии: сборник науч. тр. - Якутск, 1984; Одежда Севера [Изоматериал]: альбом / авт. сост. А.Н. Расторгуева. - Якутск, 1994; Петрова СИ. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков / СИ. Петрова. - Якутск,

Проведенный анализ научной литературы убеждает в том, что, несмотря на обилие публикаций, практически отсутствуют культурологические исследования, посвященные анализу семантики традиционного костюма якутов.

Объект диссертационной работы - традиционная этническая культура народа саха.

Предметом настоящего исследования выступает картина мира якутского этноса как система знаков, овеществленная в традиционной обрядовой одежде якутов XVII-XIX веков.

Целью работы является культурологический анализ основных констант и концептов представлений якутов и их изменений, закодированных в обрядовой одежде якутов XVII-XIX веков.

Поставленная цель, с учётом объекта и предмета исследования, обусловила необходимость решения следующих задач:

рассмотреть понятие «картина мира» и основные структурные компоненты традиционной картины мира саха;

проанализировать типологию традиционной одежды якутов XVII-XIX веков;

рассмотреть семантику якутского женского свадебного костюма и одежды;

рассмотреть эволюцию семантики шаманского ритуального
костюма.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных историков, этнографов и культурологов, в которых определены подходы и принципы изучения этнической культуры (СИ. Артановский, С. А. Арутюнов и др.); традиционной культуры конкретных этносов России (Ф.М. Гармон, Н.В. Горбачева, Н.Б. Дашиева, Т.Д. Скрынникова и др.); работы, в которых авторы разработали

СПб, 1994; Она же. Обрядовая одежда народа Саха: днсс. ...канд.ист.наук / СИ. Петрова. - Новосибирск, 2002.

Скрынникова и др.); работы, в которых авторы разработали классификация и функции традиционной одежды (П. Г. Богатырев, Т.В. Козлова, М.Н. Серебрякова, Н.Ф. Прыткова и др.), а также идеи культурологов и искусствоведов, рассматривающие одежду как важнейший источник изучения культуры (И.В. Богословская, Н.М. Калашникова, P.M. Кирсанова и др.).

"Исследование картины мира опиралось на работы философов историков и культурологов (А.Я.Гуревич, Г.Д. Гачев, А.Я. Флиер). Анализ одежды якутов основывается на историко-этнографических (И.В. Константинов, А.П. Окладников, Е.Д. Прокопьева, Р.С. Гаврильева и др.) и искусствоведческих (В.Х. Иванов, З.И. Иванова-Унарова, Т.П. Тишина и др.) работах. Сравнительный анализ картины мира и одежды, основывается на исследованиях тюркской, бурятской, эвенкийской, тувинской традиционной одежды (Р.Д. Бадмаева, Д.А. Николаева, М.Б. Дагданова, Д.С. Дугаров, С.Г. Дрыганова, СБ. Самбуева, Л.В. Санжеева, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль и др.).

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи обусловили необходимость применения следующих методов: междисциплинарного, благодаря которому были обобщены данные этнографии, фольклористики; системно-структурного, позволившего выявить взаимосвязь картины мира и традиционной одежды; семиотического, давшего возможность проанализировать одежду не только с точки зрения этнографии, истории и искусствоведения, но и как специфический культурологический феномен; историко-сравнительный, способствующего поиску типологических параллелей в других этнических культурах, описательного.

Теоретико-эмпирическую базу диссертационной работы составили: труды, монографии, статьи отечественных семиотиков, культурологов и искусствоведов, историков и этнографов, посвященные

теории этнической культуры, теории и истории традиционной одежды, орнаменталистике и семантике конструктивных элементов одежды;

архивные материалы, хранящиеся в фондах Якутского научного
центра Сибирского отделения Российской академии наук и Национального
архива республики Саха (Якутия);

коллекции традиционной одежды якутов, находящиеся в
собраниях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Российской Академии наук (МАЭ), находящиеся в собраниях Якутского
государственного объединенного музея истории и культуры народов
Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМИ и КНС), Иркутского областного
краеведческого музея (ИОКМ), Читинского областного краеведческого
музея им. А.К.Кузнецова (ЧОКМ), Музея истории Бурятии им. М.Н.
Хангалова;

произведения устного народного творчества, в частности якутский
эпос «Олонхо».

Научная новизна исследования состоит в том, что:

систематизирован материал о традиционной одежде якутов XVII-XIX вв., хранящийся в различных собраниях России;

уточнена типология и морфология традиционной одежды якутов XVII-XIX вв.;

выявлены и обоснованы такие характерные черты как взаимозаменямость и взаимодополняемость комплектов традиционной одежды якутов;

рассмотрена эволюция семантики свадебного женского и ритуального шаманского костюмов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении культурологического анализа к целостной картине мира, её знаковом существовании и функционировании в традиционной одежде.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение в образовательной практике при разработке программ и спецкурсов «Семантика повседневности», «Культура повседневности

народов России», «История материальной культуры», при чтении лекций для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», а также для историков и искусствоведов высшего и среднего специального образования; в деятельности краеведческих, этнографических и художественных музеев, при создании историко-культурных экспозиций; а также при создании сценических костюмов для различных фольклорных и хореографических коллективов.

Апробация результатов отдельных положений диссертационного исследования пошла в виде докладов и сообщений на международной научно-практической конференции и международном симпозиуме «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002, 2004, 2006); российской научно-практической конференции «Художественное образование и культурное развитие личности» (Якутск, 2002) и студенческой научно-практической конференции «Толерантность -путь к гармонии многообразия» (Якутск, 2003).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Традиционная обрядовая одежда якутов является частью традиционной культуры, отражающей основные параметры картины мира, изменяющиеся во времени и зависящие от родоплеменной принадлежности.

  2. Анализ традиционной обрядовой одежды якутов позволяет особо выделить такие черты традиционной картины мира, как подвижность, вариативность, незамкнутость, восприимчивость к влияниям, которые позволили якутскому этносу выжить и развиваться в сложнейших климатических и хозяйственно-экономических условиях.

  3. На основании уточнения типологии, хронологии и морфологии традиционного костюма якутов можно выделить такие характерные черты, как вариативность и взаимодополняемость.

  4. Женская свадебная одежда якутов XVIII в. сохранила черты архаического представления о двухчастной структуре мира. Эволюцию

представления о мире как трехчастном можно проследить в женской свадебной одежде XIX в.

  1. Трехчастная структура мира в обрядовом шаманском костюме якутов находит отражение в своей динамической форме, т.к. шаман посредник между мирами. Кроме этого, в его обрядовом костюме воплощена идея власти над духами,

  2. В женском свадебном костюме можно проследить статичность вертикальной структуры картины мира и движение по горизонтали (временной аспект), а в шаманском - движение во всех направлениях.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложения - иллюстративных материалов.

Понятийный анализ термина «картина мира»

Понятие «картина мира» означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной. Оно содержит в себе идеальное отображение мира в виде того или иного понятия или системы, образующих глубинную онтологическую сущность, фундамент мироздания, каким он представляется на данном уровне развития знания. Его использование связано с потребностью воссоздать представления человека о мире во всей целостности и полноте, в систематизированной форме.

Культурологическая наука располагает несколькими вариантами парадигм, существующими в рамках различных дисциплин, при помощи которых возможно изучение картины мира, как мировоззрения определенной эпохи или культурной общности.

В философской концепции картины мира принципиальное значение имеет аксиологический аспект: она всегда оказывается соотнесенной с определенной исторической эпохой и мыслится как иерархическая система ценностей, норм, принципов, значимых для данного времени.

М. Хайдеггер считал, что представление мира как картины становится возможным «коль скоро позиция человека понимает себя как мировоззрение», говоря о человеке как о субъекте, на которого «в роде своего бытия и в виде своей истины опирается все сущее» [214, С. 48J. Еще более определенно, как о смысловом ядре мировоззрения, говорит о картине мира В. Дильтей. По его словам, мировоззрение представляет одну стройную систему, в которой на основе одной картины мира решаются вопросы о значении и смысле мира, и отсюда выводится идеал - высшее благо, основные принципы жизни [57, С. 22 ]. То, что в загадке жизни было беспорядочным, здесь превращается в необходимую связь проблем. По мнению философа, в каждом из типов мировоззрения определяется своя система связей, проблем и целей, чьи постоянные отношения зафиксированы в картине мира, указывающей ориентиры в оценке и понимании жизни, являясь как бы устойчивой опорой, предпосылкой, основанием знания о мире. Именно к такому пониманию картины мира как незыблемой опоры, пред-знания приходит Л. Витгенштейн в трактате «О достоверности». В «Логико-философском трактате» им впервые введен термин «картина мира».

С другой стороны, что было отмечено Э. Кассирером, «абстрактное мышление, отталкиваясь от чувственной наглядности, образности, постоянно тяготеет к нему», недоступные непосредственному чувственному восприятию явления рассматриваются по аналогии и в сопоставлении с воспринимаемыми и уже известными объектами. Образы картины мира должны быть не только понимаемыми, но и эмоционально окрашенными.

Подобное взаимовлияние субъективного и объективного отмечали также исследователи, занимающиеся проблемами синтеза знаний и формирования научной картины мира, которая в этом случае должна выполнять роль посредника между сциентистскими теориями и мировоззрением отдельного человека. Так, И. Я. Лойфман считал, что и сама научная картина мира является своего рода надтеоретической формой знания, включающей не только рациональные построения науки, но и индивидуальные представления. При определенных условиях также и теоретические концепты могут быть интериоризированы частным сознанием. Чтобы стать частью личного опыта, любая рациональная реконструкция нуждается в дополнении эмпирическими (социально-психологическими) подтверждениями.

Проблема картины мира возникает в области естественных наук и выражает характерную тенденцию к интеграции накопленного этими науками знания в единую систему. Научная картина мира вбирает наиболее существенные, философски детерминированные элементы из различных областей знания. Макс Планк вкладывал в это понятие создаваемую физикой и отражающую реальные закономерности систему представлений. Ученый подразумевал, что общая картина мира содержит лишь объективные представления об устройстве природы, исключая любой антропоморфный элемент. При этом он не отрицал существования индивидуального образа мира, возникающего у человека на основе его собственных переживаний. Эти частные представления, как считал Планк, могут быть достаточно различными, в то время как картина мира должна быть для всех людей одинакова. Требование моральной ответственности ведет к тому, что науки подвергаются мировоззренческой интерпретации и отражаются на духовно-историческом опыте [91, С. 115].

Один из вариантов исследования картины мира строится на изучении языковой и знаковой систем. Представления о мировоззрении каждого народа как о некоей системе, диктующей структурам национального языка и мышления законы воплощения «духовной силы», которые выражают свое присутствие «внутренней формой» этих структур, стало основой лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольта. Не применяя термин «картина мира» он писал: «вместе с тем все индивидуальности, входящие в данную нацию, объединены между собой национальной общностью, которая в свою очередь отличает каждую отдельную систему мировосприятия от подобной же системы другого народа» [50, С. 166], и отмечал влияние на последнюю природного окружения и жизненного уклада. В антропологию и семиотику термин «картина мира» пришел из трудов немецкого ученого Л. Вайсгербера, главы неогумбольдтианского направления в Германии. Для современной лингвистики свойственно заполнение конкретными категориями и образами проблемного поля изучения этнического мировоззрения и картин мира через язык. К лингвистическому и аксиологическому подходам в изучении картины мира близка психологическая позиция при исследовании сущностных основ культуры. В психологической концепции картины мира особенно подчеркивается ее значимость для индивида. В этом случае ее главная функция определяется тем, что картина мира осуществляет ценностную интерпретацию деятельности, задает ориентиры и модели поведения на все случаи жизни, создает систему образов - наглядных представлений о мире и месте человека в нем.

Психологическая парадигма основана на изучении национального характера. В середине XIX в. немецкие ученые Г. Лацарус и М. Штейнталь заявили об аналогии между личностью и коллективом как предметами психологии. Они предлагали изучать общество через призму социальной природы, которая и должна являться основным предметом коллективной психологии. Через социальную природу немецкие философы пытались постигать национальный дух, являющийся «идеей народа,- общное во внутренней деятельности всех индивидов».

Та же самая категория общественного сознания принимает иную форму у последователей 3. Фрейда. Во многом переработавший фрейдизм К. Юнг расширил область бессознательного до коллективного понятия и первым заявил о коллективном бессознательном. Именно в этом пространстве пребывают архетипы, являющиеся основной удерживающей силой культурной традиции. К. Юнг перемещает основные координаты культуры в область бессознательного, поскольку они часто пребывают в контрасте с обычными представлениями человека.

Традиционная картина мира якутов

Южные предки якутов отделились от тюрков Южной Сибири и переселились на Лену около X в. и после этого жили в своеобразной изоляции. Завершение этногенеза и формирования якутской культуры на Средней Лене произошло во второй половине XVI века на основе смешения пришлых и аборигенных тунгусских племен. Исторические предания якутов происхождение народа связывают с процессами переселения. Именно пришлые группы, возглавляемые Омогоем, Элляем и Улуу-Хоро, составили основной костяк якутского народа. В лице Омогоя воплотились потомки курыкан, принадлежавшие по языку огузской группе. Элляй олицетворял собой более поздних выходцев из Южной Сибири. Предания об Улуу Хоро отразили приход монголоязычных компонентов на Среднюю Лену.

В якутских преданиях XVII век описывается как эпоха войн и раздоров - кыргыс уйэтэ, эпоха междоусобиц между наследниками (братьями) Мунньан Дархана. После смерти Тыгына, где-то до 1640 года, вождя большинства якутских родов и племен, одного из знаменитых отпрысков Эллэя, в Якутском крае начинается новая эпоха - писаная история Якутии.

Освоение этого района Сибири казаками началось с 1619 г. В 1620-х гг. первым достиг Лены промышленник П.Д. Пенда. В 1629 г. С. Новицкий выделил особую группу из 30 человек и поручил ей проведать новые земли и тех новых землиц людей. И после безуспешных попыток ясака с местного населения в 1930 г. отряд вернулся в Туруханск, а затем Тобольск. Летом 1631 г. с верховьев Лены в самый центр Якутской земли приплыл новый отряд енисейского атамана И.А. Галкина. Собрав ясак, спустились по Лене до устья Алдана. Но включение Ленского края в состав Российского государства завершил енисейский сотник П. Бекетов. После многочисленного сопротивления «якуцких людей» в сентябре 1632 г. сотник поставил Ленский острог на территории Намского улуса. За год казаки подчинили земли 31 князца, составлявшие почти всю Центральную Якутию. В последующие годы были присоединены к «русским землям» бассейны Вилюя, Олекмы, Алдана, Май и Жиганская земля. Одновременно происходило освоение русскими районов Заполярья. До 1646 г. были поставлены три острога - Нижнеколымск, Верхнеколымск и Среднеколымск.

В административном плане с 1641 г. образовался Якутский уезд, непосредственно подчиненный Сибирскому приказу в Москве. В этот год в Якутский острог прибыл первый официальный наместник вновь присоединенных земель П. Головин. При нем острог был перенесен на «Еюков Луг», близ озера Сайсары, ставший основой города Якутска.

Якуты сохранили до XIX в. древние религиозные представления, общие для тюрков Южной Сибири. Вместе с тем в мировоззрении якутов под влиянием изменившихся условий хозяйствования возникли новые черты. Обрядовая жизнь якутов включала пережитки архаичных культов -магии, анимизма, тотемизма и культа священных животных. Обряды жизненного цикла и промысловые культы представляют собой сложный синтез архаичных обрядов и поверий, табу и примет, прагматических требований и этических норм. В последнее время наблюдается тенденция весь комплекс верований объединять понятием «шаманизм», хотя он является лишь одной из форм религий, бытовавших у народов Сибири [3, С. 7].

Одной из характерных особенностей религиозных представлений якутов в древности являлось дуалистическое мировоззрение. Равновесие Вселенной и основа жизни людей зависели от вечного противоборства злого и доброго начал. Весь мир в мировоззрении якутов выступает как результат взаимодействия изначальных противоположностей: добра и зла.

А.Е. Кулаковский приводит миф о сотворении суши: «В начале мир состоял только из воды. Суши не было. Однажды бог затеял спор с дьяволом такого рода: бог утверждал, что дьявол не может достать со дна морского земли, а дьявол хвастался, что это для него сущие пустяки. Наконец, последний решился спуститься на дно, чтобы победить бога в споре..Через три года путешествия на дно, он вынырнул, но, к великой своей досаде, увидел, что вся земля, взятая им со дна в обоих кулаках, смыта водою. А бог заметил, что под одним когтем у дьявола осталась крупица земли, которую он и скрал незаметно. Дьявол с досады снова нырнул. В это время бог создал из украденной крупицы землю величиною с постель, где лег отдохнуть и заснул. Увидев бога и поняв проделку, дьявол испустил страшный крик. При этом крике рассыпалась во все стороны земля, взятая им в рот со дна моря. Эта земля образовала горы, неровности. Дьявол послал слуг и всеми силами стали тянуть своими железными когтями сушу, на которой лежал бог. Но суша растянулась и образовалась земля». [103, С.15]. Согласно воззрениям якутов, из первичного хаоса - воды образовался структурно организованный мир Вселенной. Дальше как результат взаимодействия противоречий исходного объекта возникли самостоятельные абстрактные величины: пространство - куйаар и время - дьыл. Кроме того, разделение хаоса -воды на небо и землю - это появление первых вертикальных бинарных оппозиций: верх (небо) - низ (земля), семантически организующих и описывающих мир. Одновременно с этим возникшее первоначально как некая точка пространство начинает развертываться по горизонтали концентрическими кругами, и появляются горизонтальные бинарные оппозиции: юг - север, восток - запад, с упорядочиванием пространства складываются организующие отсчет времени оппозиционные понятия: день - ночь, лето - зима, весна - осень [94, С. 15].

Другой миф о смене дуалистического строения мира тройственным сохранился в олонхо: «В незапамятной древности однажды из-за обладания лучшими странами разгорелась большая война между тремя союзами племен - Юрюнг Аар Тойона, Улуу Тойона и Арсан Дуолайа. Война была длительная, разрушительная. «Все страны, окутанные мраком, освещенные заревом пожаров, стонали, истекая кровью, как живые существа. Близился конец мира». Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор о разделении вселенной на три отдельных мира и заселении каждого из них. Верхний мир был заселен племенами Юрюнг Аар Тойона и Улуу Тойона, средний - тридцатью пятью племенами, в числе которых якуты - ураанхай саха, а нижний мир был отдан племенам Арсан Дуолайа» [225, С. 107-108].

Типология, морфология и хронология традиционной одежды якутов

Традиционный костюм якутов - это часть материальной культуры. В условиях Крайнего Севера одежда должна была отвечать климатическим требованиям, быть функциональной. Материалом для шитья одежды служили выделанная кожа, ровдуга, различные меха. Украшали одежду вышивкой бисером, цветными нитками, аппликацией, нашивали металлические бляшки. Крой и декор одежды соответствовал социальному положению человека и зависел от функции. Одежда должна была соответствовать определенному ритуалу, т.к. была частью этого ритуала. Весь комплекс представлений о мире был воплощен в одежде.

Изучение якутской одежды можно разделить на три периода. Первый период с конца XVII до начала XX в. можно назвать этнографическим. В этот период путешественники и этнографы описывали внешний вид якутов, не останавливаясь подробно на одежде. Тем не менее, ими оставлен ценный материал свидетельства современников. К XVII в. относится описание одежды якутов голландского купца И. Идеса в записках о русском посольстве в Китае (1692-1695) [81, 1967].

К XVIII в. относятся описания путешественников: И. Страленберга, участника экспедиции Д.Г. Миссершмитдта (1720-1727); И. Гмелина и Я.И. Линденау, участники II Камчатской экспедиции [113, 1983]; И. Биллингса, участника Северо-Восточной географической экспедиции Биллингса-Сарычева 1785-1795 гг. [18, 1978]; И.Г. Георги [42, 1776-1777] и П.С.Палласа[1778].

В XIX в. информация о якутской одежде содержится в источниках двух типов: к первому типу относятся опубликованные отчеты и письма: статья Ю. Джулиани в журнале «Сын Отечества» [56, 1836]; А. Уклонского в журнале Министерства внутренних дел [1841]; Н.С. Щукина «Поездка в Якутск» в журнале Министерства внутренних дел [1855, 1854]. Ко второму типу относятся исследования членов научных экспедиций Академии наук и Императорского русского географического общества: И. Булычева [26, 1856]; Проскурятова в этнографическом сборнике [1864]; материалы экспедиции А. Миддендорфа по Северу-Востоку Сибири [129, 1878], экспедиции Р.К. Маака в Вилюйский округ Якутской области [121, 1887]; В.Ф Трощанского [210, 1886-1888]; В.Л Приклонского [1887]; М.С. Вруцевича [35, 1891]; опыт этнографического исследования политссыльного В.Л Серошевского [198, 1896]; участника Сибиряковской экспедиции В.И. Иохельсона и В.М. Ионова.

К началу XX в. относятся исследования: Е.С. Ромодановской, В.Н Васильева, Э.К Пекарского, Н.А. Попова. В дореволюционный период особое место занимают фундаментальные труды А. Миддендорф, Р.К. Мака, В.Л Серошевского, Э.К Пекарского.

В советский период началось изучение накопленного материала из музейных коллекций и археологических раскопок, архивов, сведений устного народного фольклора. Это исследования Г.А. Попова, С.В Шрейбера, М.М. Носова, СИ. Боло, Е.Д Стрелова, Г.Ф. Миллера, С.А. Токарева, А.П. Окладникова, В.П. Дьяконовой, У.М. Поляковой, Л.И Якуниной, И.Д. Новгородова, И.Г. Березкина, Г.М. Василевич, И.В. Константинова, Н.И. Каплан, В.Ф. Иванова, М. Осиповой, И.С. Гурвич, П.С. Софронеева, Н.М. Калашниковой, Г.А. Плужниковой, А. Зверевой.

Более детальному изучению элементов традиционной якутской одежды посвящены некоторые работы, например, Н.Х. Дьяконова рассмотрела обувь, Л. Чубарова - варежки, С.Н. Баснаева - одежду ысыаха. Изучением техники и технологии изготовления одежды якутов занимаются мастерица Е.Е. Аммосова, технолог Л.Н. Расторгуева. Ювелирное искусство якутов исследуют К.Д. Уткин, Ф Зыков, А.И. Саввинов, орнамент - Т.П. Тишина, И. Потапов, А.И. Гоголев, З.Ф. Семенова, Б.Ф. Неустроев.

На современном этапе необходимо выделить исследования, в которых традиционная якутская одежда рассматривается как целостное явление, отражающее мировоззрение народа. Одной из первых знаковой функцией традиционной якутской одежды занималась Р.С. Гаврильева. В ее работе дается общая характеристика, состав, особенности изготовления старинной одежды саха XVII-XVIII вв. Семантике традиционной культуры якутов посвящены работы Е.Н. Романовой. Темы нашего исследования касается анализ семантики обряда ысыах, в котором важной частью является ритуальная одежда. Особенности семантики обрядовой одежды рассматривает СИ. Петрова.

Исторически достоверные образцы декоративно-прикладного искусства и одежды якутов дают археологические материалы дохристианских захоронений конца XVII - середины XVIII вв., хранящиеся в музейных фондах ЯГОМИ и КНС, НХМ, МАЭ, ГМЭ (Якутский государственный краеведческий музей им. Ем. Ярославского, Национальный художественный музей им. М. Габышева, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Российский этнографический музей). Особое место в исследовательской работе заняли иллюстративные материалы. Их комплексное исследование осуществлялось в нескольких направлениях: сбор эмпирического материала в музеях Республики Саха (Якутия) и России; работа с архивными и иллюстративными документами, историческими коллекциями костюмов и украшений в музейных собраниях

Таким образом, как в науке, так и в художественной практике был накоплен богатый материал, свидетельствующий о значительной роли предметного искусства, частью которого является костюм. По мере необходимости были привлечены результаты исследования тюркской, бурятской, эвенкийской, тувинской традиционной одежды (Д.А. Николаева, Л.В. Санжеева, СБ. Самбуева, М.Б. Дагданова, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль и др.).

Традиции шитья и украшения одежды якутов-саха складывались постепенно и в течение длительного периода претерпевали разные трансформации в зависимости от изменений образа жизни народа. Особенно строго придерживались традиций в шитье нарядной обрядовой одежды.

По половозрастному признаку традиционную одежду якутов делят на мужскую, женскую и детскую, которые не отличаются по покрою, только размерами, длиной подольнои части, декором, причем девичья одежда похожа на мужскую. Одежду пожилых и старых людей якуты не выделяли.

По характеру кроя в якутской одежде присутствуют следующие типы конструкций:

- конструкции с цельнокроеными рукавами и отрезными бочками или вставками (даба);

- конструкции с отрезными рукавами и кокеткой (пальто «бууктаах сон», безрукавка);

Одежда была нательной и верхней. Мужская и женская нательная одежда «не таиас» состояла из рубахи и нижнего белья, которое состояло натазников «сыальда» и новивиц «сутуруо». По мнению Р.С. Гаврильевой верхняя наплечная одежда якутов была двух типов. К верхней одежде относятся кафтаны, шубы, головные уборы, варежки и торбаса. В холодный период были дополнительные утепленные натазники и ноговицы.

По функциональному назначению одежда якутов, по мнению Р.С. Гаврильевой, делится на бытовую (повседневная, дорожная, промыслово-охотничья), обрядовую и праздничную [40, С. 32].

Другой исследователь якутской одежды СИ. Петрова не разделяет обрядовую и праздничную одежду, но дорожную, охотничье-промысловую и повседневную считает разными видами. К древним обрядовым видам одежды относит «хотойдоох сои», свадебную шубу «тангалаи», камзолы, кафтаны и рубахи из привозного материала. И делит обрядовую одежду на верхнюю, нижнюю и поясную. В качестве отдельного вида обрядовой одежды выделяет ритуальную, к которой относит свадебную и шаманскую. [167, С. 10-14].

Повседневная одежда якутов представлена комплектами для охоты, дороги, работы в доме и вне дома. Ее прагматическая функция выражена в конструкции и материале. Праздничная одежда предназначалась для проведения ритуалов свадьбы, Ысыаха. К этому типу одежды можно отнести погребальную.

Деление на повседневную и обрядовую одежду не касалось сакральных магических функций, т.к. и в повседневной одежде важную семантическую роль играли всевозможные обереги, талисманы. Перед походом, охотой, дальней дорогой проводились специальные промысловые обряды испрашивания благополучного исхода. В связи с этим на одежду нашивали обереги личного пользования: когти, клюв, шерсть, волос и др. На одежду обереги нашивали на видные и потайные места. Отдельный вид обрядовой одежды представляет одеяние шамана.

Похожие диссертации на Семантика картины мира якутов в традиционной одежде