Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный китайский художник в пространстве глобализирующегося мира (на примере творчества Хэ Долина) Ань Ци

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ань Ци . Современный китайский художник в пространстве глобализирующегося мира (на примере творчества Хэ Долина): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Ань Ци ;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 178 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Китайская культура в контексте современных культурных процессов 14

1.1. Современная культура в условиях глобализации и постмодернизма. 14

1.2. Глобализация и современная культура Китая 29

1.3. «Новая волна 85» в китайском искусстве после Культурной революции 38

ГЛАВА 2. «Сычуаньская группа» и ее место в современном китайском искусстве 53

2.1. Современное китайское искусство и художественное образование... 53

2.2. Сычуаньская академия и «сычуаньская группа»

2.2.1. Сычуаньская художественная академия 65

2.2.2. Чжан Сяоган 74

2.2.3. Чжоу Чунья 83

2.2.4. Ло Чжунли 92

ГЛАВА 3. ХЭ долин – сычуаньский художник новой волны 98

3.1. Творческая эволюция Хэ Долина в контексте развития нового китайского искусства 100

3.2. Художественная литература в творчестве Хэ Долина как окно в иные культурные миры 119

3.3. Художественно-эстетические взгляды Хэ Долина 135

Заключение 148

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что автор обращается к проблемам существования китайского искусства в современном глобализирующемся мире, когда смещаются смысловые границы понятия национального в пользу универсального и особо остро встает вопрос поисков идентичности культуры и искусства. В то же время актуальность темы объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании современной

художественной культуры Китая последней трети ХХ – начала ХХI вв. Эта тема нова для российского искусствознания, и ее исследование, безусловно, обогатит представления о китайской живописи.

Интерес к проблеме исследования обусловлен ее малоизученностью, отсутствием специальных исследований, посвященных комплексному искусствоведческому и культурологическому изучению нового явления в современном китайском изобразительном искусстве, возникшего в последней трети XX века — «сычуаньской группы». «Сычуаньскую группу» сформировали живописцы Чэнду, которые могут послужить показательным примером положения современных китайских художников в условиях мировых перемен и эволюции идейных взглядов соотечествеников.

Актуальность данной темы определяется также необходимостью осмысления роли Хэ Долина в современном искусстве и оценки его вклада в новую китайскую живопись. В работе предпринята попытка представить картину современной художественной жизни Китая и рассмотреть судьбу китайского художника новейшего периода истории Китая на примере Хэ Долина и его соратников по «сычуаньской группе».

Степень разработанности проблемы

Для исследования художественной культуры Китая последней трети ХХ – начала ХХI вв. на примере сычуаньского художественного сообщества использовались многочисленные исследования по художественной культуре Китая, истории мирового современного искусства, привлекались исследования по культурологии, истории, философии, эстетике.

Объем литературы, посвященный различным аспектам современной художественной жизни Китая, довольно значителен. Большая часть исследований проводится в Китае и Америке, поэтому основной корпус материала представлен на китайском и английском языках. Среди наиболее авторитетных китайских авторов, издававших книги по этой теме, можно назвать такие имена, как: Ли Сяньтин, Шуй Тяньчжун, Люй Пэн, Лан Шао-цзюнь, Пэн Дэ, Гао Минлу, Ван Сяоцзянь, Инь Шуанси, Фань Циань, Чжу Циншэн.

Первые китайские и зарубежные исследования в области современного искусства КНР увидели свет в 90-е гг. прошлого века. Прежде всего, следует упомянуть коллективный труд авторов во главе с именитым художественным критиком и искусствоведом Люй Пэном «История современного искусства Китая: 1979–1989»; вышедшую под его же редакцией в 2000 г. «Историю современного искусства Китая 1990-1999»; а также монографию Люй Пэна «История китайского искусства в ХХ веке» (2007). Последнюю работу можно назвать первым теоретическим трудом, в котором комплексно анализируется художественный процесс в Китае в XX столетии. Искусство 1980-х гг. рассмотрено как часть общего движения к свободе сознания, а искусство 1990-х — в его стремлении стать частью процессов глобализации.

Важным источником для написания диссертации послужили работы критика современного искусства Гао Минлу. Его работы изданы на английском

и китайском языках, в том числе: «Вывернутое наизнанку: новое китайское искусство» («Inside Out: New Chinese Art»); «История современного китайского искусства 1985-1986»; «Китайское авангардное искусство»; «Обособленные методы, обособленная современность»; «Стена — история и границы современного китайского искусства». Последняя монография опирается на подробный и точный исторический материал и представляет собой уникальную по своей форме работу по истории современного изобразительного искусства.

Различные аспекты развития современной культуры представлены в работах многих исследователей. Проблема статуса и развития отношений культуры, техники и искусства — у Ф. Лиотара, П. Вайбеля, И. Вигера, П. Козловски; проблема различия и повторения, как качеств современной культуры в целом — у Ж. Деррида, Ж. Делеза, У. Эко. Проблематику культурной политики в ситуации глобализации культуры рассматривают Б. Гройс, И. Ильин. Глобализационные процессы в культуре исследовали У. Бек, М. С. Каган.

Анализ литературы на русском, английском и китайском языках обозначил наличие теоретического материала различной направленности и тематики, связанной с проблемами, решаемыми в диссертации, однако комплексного изучения творчества художников сычуаньского художественного сообщества в частности и художественной культуры Китая последней трети ХХ – начала ХХI вв. в целом на сегодняшней день не существует.

В настоящее время можно обнаружить крайне мало материалов, связанных с именем Хэ Долина, при этом основная их часть сосредоточена в ресурсах Интернета и периодических изданиях. Все эти материалы отличаются узко направленной тематикой и субъективными суждениями. Среди них можно выделить следующие работы, посвященные различным аспектам творческого пути Хэ Долина: статьи китайского критика Чжу Ци «Взгляд один на один, или, насколько же далеко? Разбор новых произведений Хэ Долина» и Шао Гуэйпэна «После «шрамов», очарование «юности» в масляной живописи Хэ Долина». К творчеству Хэ Долина нередко обращаются поэты и литераторы — как, например, Оуян Цзянхэ и Чжоу Айминь. Современный китайский поэт Оуян Цзянхэ дает высокую оценку таланту Хэ Долина и определяет его совершенно особенное место в современном искусстве. Писатель Чжоу Айминь, в свою очередь, выделяет творчество художника в период «живописи шрамов» в китайском современном искусстве. Следует отметить, что все указанные работы нельзя считать комплексными исследованиями жизни и творчества представителя «сычуаньской группы» — художника Хэ Долина.

Данная диссертация является первым опытом комплексного культурологического и искусствоведческого исследования творчества художника в контексте современной культуры Китая в целом и художественной жизни провинции Сычуань в частности.

Источниками исследования в первую очередь послужили произведения художников — представителей «сычуаньской группы». Немалая их часть опубликована в интернете. Существуют и достаточно подробные каталоги

картин отдельных художников. Так, наиболее полный двуязычный каталог работ Хэ Долина был подготовлен к самой значительной персональной ретроспективной выставке 2011 года1. Однако изучение творчества художников потребовало также обращения за поиском материалов в различные музейные и частные коллекции, посещения временных выставок и мастерских самих художников.

Неоценимым подспорьем в подготовке диссертации стали многочисленные тексты интервью, которые опубликованы в различных периодических изданиях Китая.

Основными источниками сведений, касающихся жизни, творчества и художественных взглядов Хэ Долина, являются наряду с опубликованными интервью материалы из личного архива автора данной диссертации, неоднократно лично общавшейся с Хэ Долином и располагающей записями бесед.

Значимую роль для изучения творчества представителей «сычуаньской группы» сыграли многочисленные критические статьи, которые позволили представить картину художественной жизни и понять, как воспринимались художественные произведения современниками.

Объектом исследования является современная художественная культура Китая.

Предметом исследования выступает творческая эволюция современного китайского художника в контексте процессов культурной трансформации, происходившей в Китае последней трети ХХ – начале ХХI вв.

Цель исследования: на примере творчества Хэ Долина и его коллег по «сычуаньской группе» проследить особенности творческой эволюции поколения китайских художников Новой волны, выявить влияние культурных процессов, связанных с активным вхождением Китая в общемировое культурное пространство.

Задачи исследования:

рассмотреть процессы культурной трансформации в Китае в период после Культурной революции;

исследовать облик китайской культуры в контексте современных культурных процессов глобализации и постмодернизма;

проанализировать особенности художественной жизни и художественного образования в Китае в последней трети ХХ - начале ХХI вв.;

рассмотреть творчество художников «сычуаньской группы» и определить ее место в развитии китайского изобразительного искусства;

Literati, literati: He Duoling (double languaged catalogue of the He Duoling solo exhibition at Shanghai Art museum of China in 2011) - Beijing: Linsheng art Institution, 2011. 371 pp. ±ШШ: Щ%Ц-« 4Ш^МШ, 2011. 371 Ж.

изучить творческую эволюцию Хэ Долина как одного из самых ярких представителей «сычуаньской группы» и шире — Новой волны в современном китайском искусстве;

выявить связь творческой эволюции Хэ Долина с процессами культурной трансформации Китая после Культурной революции.

Методология и методы исследования

В настоящей работе различные аспекты современной художественной культуры Китая были рассмотрены с точки зрения культурологического подхода. В работе применен историко-культурный метод, позволяющий выявить влияние на процессы становления и развития современной живописи Китая в последней трети ХХ – начале ХХI вв. различных социокультурных факторов. С помощью стилистического метода были изучены художественные приемы, специфические особенности композиции, цветового решения и авторской манеры в произведениях Хэ Долина и других мастеров «сычуаньской школы». В диссертации использовался компаративный метод, позволяющий сопоставить отдельные аспекты творчества художников Китая и их соотнесенность с тенденциями общемирового художественного процесса.

Важное место в диссертации занимает биографический метод. Он обусловлен самим ракурсом исследования — задачей рассмотреть творческую судьбу современного китайского художника в контексте социокультурных изменений.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

обобщен широкий спектр историко-художественных материалов,

проясняющих процессы развития современной художественной

культуры Китая последней трети ХХ – начала ХХI вв.;

рассмотрена творческая, педагогическая и общественная

деятельность современных китайских художников — представителей

«сычуаньской группы» в контексте социокультурной динамики и

художественной жизни Китая последнего почти полувекового

периода;

выявлены и охарактеризованы художественно-стилевые особенности

живописи художников «сычуаньской группы»;

исследован процесс стилевой и тематической эволюции творчества

известного китайского художника Хэ Долина и влияние на этот

процесс социокультурных факторов;

вводится в научный оборот обширный круг источников по

современной художественной культуре Китая; в том числе более

семидесяти иллюстраций неизвестных в России произведений

китайской живописи последней трети ХХ – начала ХХI вв.;

обобщены результаты авторского исследования современных

китайских живописных полотен, представленных в различных

музейных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских

живописцев и частных коллекциях, а также интервью и личных бесед

автора с художниками.

Теоретическая значимость исследования обусловлена особым ракурсом изучения творческой эволюции современного китайского художника в контексте процессов культурной трансформации, происходящих в Китае последней трети ХХ – начала ХХI вв. Сформулированные в диссертации положения могут служить основой для последующих культурологических исследований изобразительного искусства Китая, а также применены в других областях культурологии искусства.

Практическая значимость диссертации

Материалы диссертации важны для изучения современной живописи Китая последней трети ХХ – начала ХХI вв. Материалы работы могут быть использованы в рамках подготовки обобщающих научных работ, программ и учебных курсов по культурологии, истории изобразительного искусства, художественной педагогике, а также в практике музейно-выставочной деятельности.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Использование материалов исследования может осуществляться:

на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профилей как в КНР, так и в России;

при создании учебно-методических пособий, в том числе видео- и мультимедийных учебно-методических курсов, для студентов, изучающих историю современной культуры и искусства;

в процессе исследования современной китайской культуры и творчества современных китайских художников;

при составлении альбомов и каталогов, посвященных современному китайскому искусству;

- в организации и проведении художественных выставок.
Достоверность результатов исследования обеспечивается

использованием современных научных подходов, применением методов, адекватных целям и задачам исследования, методологической целостностью работы и обширной источниковедческой базой, включающей значительный объем изобразительных, научно-исследовательских, документальных и художественно-критических источников. Достоверность результатов исследования подтверждается также их апробацией в процессе научно-исследовательской деятельности автора.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений с докладами на трех конференциях: международных научно-практических конференциях «Метаморфозы художественных форм и смыслов» (Санкт-Петербург, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 20–21 октября 2015 г. и 27–28 октября 2016 г.); международной научно-практической конференции «Судьбы и карьеры художников на рубеже ХХ – XXI вв.» (Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 7–8 ноября 2016 г.). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им.

А. И. Герцена. Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях диссертанта 2009–2016 гг. в научных сборниках (на русском и китайском языках), в том числе — 4-х статьях в научных периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации на русском языке составляет 2,1 п. л.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Глобализационные изменения вызвали бурное развитие экономики Китая, который с поразительной скоростью оказался на гребне мирового экономического развития. В последние 20 лет особенно заметно проникновение в Китай передовой западной общественной мысли, бросающей вызов традиционным представлениям. Процессы глобализации заметно повлияли на современное искусство Китая.

  2. Важной вехой в истории современного искусства Китая стала «Новая волна'85» — явление духовной жизни Китая, охватившее все виды искусства в середине 80-х годов прошлого века, когда в страну вследствие политики открытости проникла западная культура постмодернизма, и китайские художники познакомились со всем многообразием направлений, стилей и техник западного искусства.

  3. Среди современных китайских художников выделяется «сычуаньская группа». Художников-уроженцев провинции Сычуань объединяет сходный жизненный опыт: все они — выпускники первого набора Сычуаньской академии художеств, пережившие период Культурной революции. Все они стали участниками «Новой волны» и внесли важный вклад в развитие китайского искусства.

  4. Хэ Долин — один из ведущих представителей «сычуаньской группы» художников. Он получил известность как один из ярких творцов «искусства шрамов» — направления, возникшего в период после Культурной революции и явившегося откликом на ее события.

  5. Творческий путь Хэ Долина во многом характерен для судьбы современного китайского художника, и главным, определяющим эту судьбу фактором становятся процессы глобализации, охватившие мировую культуру в целом и китайскую в частности.

  6. Стиль художника сформировался в период, когда искусство активно освобождалось от шаблонов китайского социалистического реализма. Его творчество подверглось сильному влиянию западного искусства и оказалось под угрозой потери национальной идентичности, разрыва с традицией и унификации на западный манер. Однако художнику удалось сохранить связь с глубинными традициями национального художественного мышления.

  7. Формально, художественный язык Хэ Долина — это язык западного реалистического искусства. Однако его произведения наполняет лиризм и символизм, свойственный традиционному китайскому искусству — «искусству образованный мужей». Хэ Долин не отказывается от традиции, утверждает ее преемственность и

непрерывность, но художник при этом не подчиняется полностью логике традиционного мышления, а создает новые выразительные средства, трансформирует, иронически переосмысливает традицию. Такой синтез традиционного и современного, китайского и западного является приметой китайского искусства эпохи постмодернизма. 8 С начала 1980-х гг. до настоящего времени китайское современное искусство прошло путь от копирования западных образцов до попыток наполнить западные формы искусства китайским по духу содержанием, в том числе создания «экспортных» художественных продуктов, понятных и востребованных на Западе. И сегодня китайские художники продолжают поиски путей воссоединения искусства Китая с национальной традицией, чтобы создать истинно национальное, специфически китайское современное искусство.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы общим объёмом 175 страниц. Приложение содержит альбом иллюстраций (77 иллюстраций) произведений современных китайских художников.

Глобализация и современная культура Китая

Обмен информацией в глобальных масштабах способствует знакомству мировой общественности с китайской культурой в одном информационном поле. Расширяется и углубляется диалог культур, кроме того, по сравнению с предыдущим периодом, растет интенсивность культурного обмена. В отношении культуры, глобализация — не однонаправленный процесс. Она подразумевает активную коммуникацию и взаимодействие различных культур с целью обогащения духовного содержания и разновекторности подобных глобальных связей. Это — непрерывный взаимовыгодный процесс, состоящий из разнонаправленных мероприятий, который заключается в глобальной интеграции, и вместе с тем сохранении многообразия региональных культур. Исходя из национальных интересов и дальновидных планов развития государств, активное участие в деятельности, связанной с культурным обменом, не должно уступать интенсивности участия в экономическом соперничестве. Кроме того, крайне важно поддерживать самобытность отдельных культур, поощрять постоянное сотрудничество и общение в сфере культуры, учитывать положительный и отрицательный опыт других государств, способствовать проведению инноваций традиционных общественных структур, препятствующих движению вперед. Это позволит Великой китайской цивилизации развиваться и процветать в будущем33.

Перемены — одна из важных составляющих нашей жизни. Благодаря различным проявлениям глобализации мир кажется все теснее и меньше; несколько миллиардов человек будто бы живут в одной «глобальной деревне». И на этом фоне одной из насущных задач до сих пор остается продвижение и развитие собственной культуры, продвижение стратегии развития с целью выхода китайской культуры на мировую арену3

В целом Китай вышел на международную арену, и теперь практически любой житель центральных городов имеет достаточное состояние, чтобы выехать за границу При всем многообразии языков английский остается общепонятным; доллар и евро стали универсальными денежными единицами. Благодаря глобализационным явлениям общение между жителями разных стран стало беспрепятственным и удобным. И хотя в основе своей все культуры различны, в повседневной жизни эти различия легко преодолимы. Вслед за ускоренным развитием экономики, Китай перестал считаться закрытой страной, и, напротив, всячески приветствует международные контакты, иностранных гостей, интересующихся культурой Китая и изучающих ее. Интенсивно проводятся мероприятия по распространению и популяризации китайской культуры за границей. Будущее человеческого общества должно стремиться к многообразию и мирному сосуществованию культур и постоянному межкультурному общению и терпимости.

Экономическое развитие, политические преобразования и межнациональные конфликты ставят перед Китаем ряд новых проблем, которые, благодаря распространению и доступности в повседневной жизни средств массовой информации, вызывают активную реакцию населения. Особенно живо отзываются на происходящие в мире события творческие люди. Искусство — это не только способ коммуникации, но и метаязык, который способен выразить то, что обычная речь передать бессильна. С начала 90-х гг. прошлого века усилилась политизация современного искусства Китая, и конфликт между творческой личностью и властью, обществом, традиционным типом мышления стал одной из ведущих тем в искусстве. Важную роль на новейшем этапе развития современного искусства играет Интернет. Технологии дали художникам возможность обращаться с призывом к огромной аудитории. Тем не менее, современные технологии, позволяющие без особенных усилий достигать эффектов, недоступных человеческим силам, отчасти потеснили реалистическую живопись, бросили вызов активному творческому началу художника. Противоречия, с которыми столкнулись традиционные ценности и институты в современном мире, вызывают соответствующую реакцию. В рамках настоящего исследования нас интересует, как на ситуацию глобализации отреагировали представители художественного мира на Западе и в Китае.

В стремительно развивающейся западной цивилизации искусство также находится в непрестанном развитии. На протяжении последнего столетия стилевые направления и течения сменяли друг друга, создавая причудливый калейдоскоп. В сравнении с западным искусством, существование китайской художественной традиции может показаться несколько статичным и консервативным. Китайское искусство формировалось под влиянием конфуцианских и даосских взглядов на мир, затем, с проникновением буддизма в Китай вплоть до конца эпохи Мин (до начала 17 в.), мировосприятие китайцев складывалось благодаря вышеназванным трем учениям и философским системам. После прихода христианских миссионеров, понятия науки и демократии постепенно становятся еще одной стороной духовной жизни Китая. Культурные контакты оказывают влияние и на художественное творчество.

Европейское искусство в своем развитии вплоть до последней трети XIX в. было тесно связано с наследием Возрождения; с его идеалом гармонии и совершенства образов. Художники, получая академическое образование, приобретали отточенную технику, но традиции ренессансного искусства несколько ограничивали и сковывали их возможности и творческую свободу. В результате протеста, «бунта» возникает «импрессионистическое» направление. С периодом, когда в Европе на смену академической школе постепенно приходит импрессионистическая манера, связан рост контактов китайской интеллигенции с европейской культурой.

«Новая волна 85» в китайском искусстве после Культурной революции

Существует несколько статей, посвященных феномену сычуаньского направления в искусстве, в которых описаны его стилевые и художественные особенности, а также духовное значение, Все это позволяет рассматривать его как отдельный феномен88.

Художники, которые будут представлены ниже, также связаны с провинцией Сычуань, всегда включаются в первые ряды при перечислении представителей сычуаньского искусства. В ряде статей даже выделяется целая «сычуаньская» группа («чуань пай»Л1Ш)89.

Как обозначено в одной из статей, к ней относятся в основном выпускники сычуаньской художественной академии, но в более широком понимании она охватывает больший регион, включая провинции Сычуань, город центрального подчинения Чунцин, а также соседнюю провинцию Юньнань. Сама Сычуаньская академия изобразительного искусства, несмотря на свое название, находится в западной части города центрального подчинения Чунцин, с 1997 г. не относящегося к Сычуани административно, но географически расположенного очень близко. С момента основания в 1940 г. Академия обладала уникальной системой всестороннего художественного образования, благоприятной академической средой, живой и свободной атмосферой студенческой активности и деятельности, выдающимися художественными достижениями, а также хорошей репутацией и мировым именем, став «яркой жемчужиной искусства верховья Янцзы»90.

Эта местность всегда находилась на расстоянии от экономического и политического центра Китая и, благодаря своей удаленности, давала большую степень свободы и богатые возможности выбора. Кроме того, уникальная атмосфера этих мест, размеренный неспешный образ жизни, отлаженный ритм событий, отсутствие бурных перемен делало ее привлекательной для творческих людей в разные времена.

В 1938 г. Ли Юсин (1905–1982), Шэнь Фувэнь (1906–2000), Лэй Гуйюань (1906–1988), Пан Сюньцинь (1906– 1985) и другие представители молодого поколения в знак возрождения Китая основали в Чэнду «Общество китайского ремесла и искусства». В 1940 г. была основана Школа искусств провинции Сычуань, директором которой стал Ли Юсин. В то время в Чэнду существовала Школа искусства «Наньхун», которая также являлась местом скопления талантов. Ван Чаовэнь (1909–2004), Чжан Дацянь (1899–1983), Сюй Бэйхун (1895–1953), Хуан Биньхун (1865–1955), Ши Янь (1904–1994), Е Чжэнчан (1909–2007), Чэн Лина и другие деятели искусства и образования преподавали в Школе, которая впоследствии была объединена со Школой искусств провинции Сычуань и переименована в Школу искусств Чэнду. Вслед за тем, когда освободительная армия Китая продвигалась на юго-запад, группа деятелей искусства в составе войск направилась из Сиани на юг, при этом часть из них составили преподаватели Военно-политического университета Северо-Западного Китая, ректором которого был маршал Хэ Лун (1896–1969). Достигнув Чунцина, эти деятели основали Народный художественный институт Юго-Западного Китая. В 1953 г. в Китае осуществлялось налаживание всей системы вузов, поэтому отделение живописи Школы искусств Чэнду и факультет изобразительного искусства Народного художественного института Юго-Западного Китая были объединены в Школу искусств Юго-Западного Китая. Слияние этих двух структур подарило не только большое количество талантов, но и сочетание специалистов и солдат армии, смесь идей западного художественного образования, традиционной культуры и революции. В 1959 г. учреждение было официально переименовано в Сычуаньскую академию изобразительного искусства.

В 50-60-е гг. ХХ столетия Сычуаньская академия изобразительного искусства вызвала сенсацию в стране благодаря своей крупномасштабной скульптуре, выполненной в подчеркнуто реалистической манере («Сбор ренты»). Эта скульптура стала революцией в истории китайской скульптуры.

В годы Культурной революции Академия продолжала свое существование, но набор студентов прекратился, а преподаватели, оставшиеся при Академии, работали в условиях тотального идеологического контроля над искусством, выполняя государственные заказы. В 1977 г. прошлого века был проведен первый после Культурной революции набор студентов, а уже в 80-е гг. ХХ века были созданы выдающиеся произведения масляной живописи и фрески. Этот период известен как «золотой» в истории Академии. Символом 80–90-х гг. ХХ столетия стали официальные «Всекитайские выставки изобразительного искусства». За эти годы во «Всекитайских выставках изобразительного искусства» участвовало более трехсот произведений Академии, при этом более сорока из них были удостоены наград различного уровня. Этот показатель один из самых высоких в стране. Лучшее произведение ректора Ло Чжунли (1948 г. рожд.) — «Отец» — стало пиком расцвета вуза.

Необходимо особо отметить, что север и центр Китая, находясь в непосредственной близости от Пекина — центра политической и партийной жизни, испытывали на себе большее влияние коммунистической идеологии и внимание со стороны правящих органов. Студенты и выпускники вузов тех мест в основном должны были ориентироваться на генеральную идеологическую линию, прежде всего выполняя государственный заказ и постоянно чувствуя усиленный контроль властных структур. В то же самое время население южных частей страны, а в особенности наиболее удаленных от политической арены территорий, могли располагать большей свободой и возможностями. Именно здесь после периода Культурной революции возникает две ведущие тенденции развития искусства — это формирование «искусства шрамов» и «деревенской живописи».

Сычуаньская художественная академия

В некоторых картинах Хэ Долина, написанных уже в XXI в., чувствуется доля юмора и иронии (напр.: «Юность 2007» (илл. 27), «Маска зайца» (илл. 41), «Зайка бежит с горы» (илл. 40 и др.). На данном этапе накопленный жизненный опыт и долгие размышления изменили его отношение ко многим вещам, заставили его многое переоценить, всё, чему он придавал огромное значение прежде, теперь почти утратило смысл. Однако то, что раньше было столь важно для него, не исчезло бесследно, но постоянно так или иначе продолжает напоминать о себе. И он, вновь возвращаясь к прежним сюжетам, развенчивает и предает насмешке весь их сложный психологизм. Ему кажется, что юные годы пусть и были столь насыщены событиями, но восприятие мира и людей было несколько наивным. Он развенчивает настроения прежних работ, называя их «героической эйфорией самовлюбленной юности». Теперь, все сильнее ощущая бесконечную сложность мира, явное противоречие между абсолютно идеальной и изменчивой реальностью. В своем творчестве он делает поворот к реализму и даже экспрессионизму. Ирония и объективный взгляд на вещи сменяют прежние «самовлюбленность и геройство», вместе с тем, появляется более тонкое понимание окружающей действительности.

Указанное выше произведение «Юность 2007» заслуженно считается одной из важных вех для современной китайской живописи, программной картиной целого поколения. Такой вывод можно сделать, поскольку эта картина вызвала взрывной, шокирующий эффект, будучи своего рода ярким проявлением эпатажа. В то время как, прибегая к новым средствам выражения, лица на картинах изображают все крупнее, манера изображения становится все более схематичной и приближенной к анимации, Хэ Долин создает свою «Юность 2007», где вместо портретов появляются ягодицы людей на фоне открывающегося весеннего поля.

Поиски художника приводят к тому, что на картине герои повернуты прочь от зрителя, и этот поворот — своего рода эпатаж, когда лица заменяются ягодицами. На наш взгляд, «поворот», изображенный на этой картине довольно значителен, это произведение сыграло решающую роль в творчестве Хэ Долина. Оно и крайне эмоционально и в нем отражается противостояние с существующей действительностью. В 2007 г. поворот, который изображает Хэ Долин, может быть рассмотрен как ирония и язвительная насмешка: четверо молодых юношей, отвернувшись от зрителя, обнажающие собственный зад — это не просто гипербола. На самом деле, нельзя ее расценивать с позиций резкого несдержанного нрава художника, но стоит на нее посмотреть сквозь призму молодости, или, другими словами, «Юность 2007» считается одной из важных вех для современной китайской живописи, программной картиной целого поколения. Если вглядываться, то здесь много противоречивого и неоднозначного: в этом нет ни эротики, ни бесстыдства, ни самолюбования, ни самоуничижение, ни закрепощенности, ни революционности. Пред нами просто предстает чья-то юность, которая выпала на XXI столетие.

Хэ Долин в своей картине «Юность 2007» представил совсем иную изобразительную манеру, другой тип повествования. В сравнении с работой того же периода «Отец» Ло Чжунли, на картине «Юность 2007» коллективное заменяет единичное, индивидуальное, вместо пожилого отца — совсем молодые юноши, вместо разработанного заднего фона — оголенные зады, вместо скрытой метафоры изображения — вызывающий эпатаж. Смещение привычного образа, разрушение зрительского ожидания — здоровое безразличие с элементами эгоизма, неприятие действительности, расходящейся с представлениями о ней.

В своих последних творениях художник непреклонно следует прежним ценностным ориентирам. На картине «Посвящение Фриде Кало – Сяо Чжай и агава» (илл. 29) изображены листья агавы, матерчатые куклы и поэтесса Чжай Юнмин. Причем в подобном сочетании нет ни доли иронии, поскольку растение агаву и таинственные фигурки в самом деле можно увидеть в мастерской мексиканской художницы Фриды Кало, и более того — в Мексике они также есть повсюду и очень популярны. Таким образом, эта картина одновременно посвящена и Фриде Кало, и современной китайской поэтессе Чжай Юнмин.

В 2008 г., став свидетелем восьмибального землетрясения в местечке Вэньчунь в провинции Сычуань, Хэ Долин создает две картины в память о жертвах бедствия – «Ты не внемлешь плачу этого мира» (илл. 31) и «Мальчик ищет свой голос» (илл. 32). В этих произведениях также чувствуется обращение к мистицизму, столь явно заметному в предшествующие этапы творчества. Кроме того, добавляется еще и внимание к реальным трагическим событиям современности. Эти картины исполнены горького сознания непредсказуемости и хрупкости жизни, и вместе с тем — необходимости и усиленных поисков духовной опоры и надежды человечества.

Следует отметить гармонию художественной манеры и внутреннего мира художника. Его произведения отличает настолько тонкое владение кистью, что в них угадываются мельчайшие движения души. В творениях последнего периода можно увидеть более свободные и широкие движения кисти, исчезают, характерные для раннего творчества короткие и изогнутые мазки. Отсюда можно сделать тонкое наблюдение: в его картинах пропадает нервное напряжение и в целом изображение становится более одухотворенным и законченным.

Выразительность и ясность, глубина и содержательность, вдохновенность и лаконизм произведений — это тайна, которую в течение многих лет исследует Хэ Долин. И чем дальше, тем более полны вдохновения, живого чувства и ясности его работы. О нем вполне можно сказать, что пусть тайна его произведений и необъяснима, тем не менее, она продолжает вдохновлять зрителей. Значительность вклада Хэ Долина в искусство состоит в том, что он гармонично отражает саму жизнь и тайну мироздания в их нераздельном единстве, и это происходит благодаря постоянному соприкосновению с прекрасным в минуты самого глубокого вдохновения.

Художественная литература в творчестве Хэ Долина как окно в иные культурные миры

Политика реформ и открытости дала Китаю возможность влиться в мировую экономику, и страна с поразительной скоростью оказалась на гребне мирового экономического развития. Глобализационные процессы затронули все сферы общественной жизни КНР, вплоть до повседневной жизни и бытовых привычек китайцев. Под влиянием глобализации значительные изменения претерпело и современное искусство Китая. В течение нескольких десятков лет после завершения Культурной революции передовая общественная мысль Запада, эстетические и искусствоведческие теории, течения и направления современного искусства активно проникали в Китай и были востребованы широкой общественностью, уставшей от шаблонного однообразия и фальши искусства социалистического Китая. Китай, который в силу исторических причин почти не знал модернизма, оказался сразу вовлеченным в пространство постмодерна. Это явление известно в истории современного искусства как «Новая волна 85», ознаменованная бумом художественных объединений и творческих групп. Тем не менее, эйфория скоро прошла, и нарастающая коммерциализация искусства, наряду с жестким контролем со стороны властей, привели к тому, что отдельные художники стали творить самостоятельно.

Среди успешных и знаменитых современных художников Китая особое место занимает «сычуаньская группа». Она не является ни художественным направлением (так как не имеет единого стиля, манеры, эстетических установок), ни объединением: она не имеет выраженной организации или структуры. Это, скорее, круг художников-уроженцев провинции Сычуань, которых объединяет отнюдь не только география. Все они — выпускники Сычуаньской академии художеств, одной из восьми Академий современного Китая, учебного заведения, известного не только благодаря традиционно сильному преподавательскому составу, но и благодаря либеральности, которую обеспечивает удаленность от политического центра страны. Все художники «сычуаньской группы» — выпускники первого набора 1977–1978 гг. Они пережили период Культурной революции и стали свидетелями стремительного развития страны в результате политики реформ и открытости. Их творчество оказало влияние на два поколения китайских художников и до сих пор является ориентиром для деятелей искусства КНР. К «сычуаньской группе» относятся такие знаменитые художники, как: Чжан Сяоган, Чжоу Чунья, Ло Чжунли, Хэ Долин.

Хэ Долин, один из ведущих художников-живописцев Китая, известен как представитель «искусства шрамов», возникшего в период после Культурной революции, и явившегося откликом на ее события. Творческий путь Хэ Долина — это путь развития современного искусства Китая в эпоху глобализации. Несмотря на уникальность его собственной творческой манеры и ее отличие от других представителей «сычуаньской группы», всех их объединяет общность исторической судьбы, тесно переплетенной с судьбами самого китайского искусства на рубеже столетия. Все рассмотренные художники в период с середины 1980-х по середину 1990-х гг. побывали за рубежом и прожили там длительное время, изучая западное искусство (академический реализм, импрессионизм, живопись постимпрессионистов, сюрреализм, поп-арт — все то, что предшествовало эпохе постмодернизма на Западе). Все они вернулись на Родину с одной целью — посредством изучения китайской традиции найти новые формы современного искусства, соответствующие китайскому национальному духу, чтобы таким образом внести собственный вклад в историю мирового искусства.

Сейчас искусство Китая оказалось перед вызовом, брошенным глобализацией, и Хэ Долин — в числе тех художников, кто готов принять этот вызов. Вначале 1990-х гг., во время пребывания художника в США, в его творчестве произошел перелом: от безусловного восхищения западным искусством и подражания западным образцам он перешел к поискам собственной оригинальной манеры, основанной на традиционной китайской живописи. Художнику удалось 150 создать оригинальный стиль, совмещающий основы европейской академической живописи с элементами традиционного китайского изобразительного искусства. Влияние традиционных эстетических представлений заметно во всем: от особенностей техники письма, приемов композиции до образного строя, основной эстетической концепции работ — художник не стремится к точному воспроизведению окружающих предметов, материальности и конкретности, и, тем не менее, воссоздает в картине реальный окружающий мир посредством эмоций и ощущений.

Более 30 лет, прошедших с начала 1980-х гг. до настоящего времени, китайское современное искусство пережило несколько этапов развития: на раннем этапе преобладало изучение западных образцов, затем, обобщив опыт политического и экономического развития страны, а также современной литературы, художники Китая создали произведения, признанные и востребованные на Западе. На сегодняшний день, в китайском искусстве наблюдается сосуществование разных школ и стилей, а современные художники продолжают поиски форм, способных передать национальную специфику, так как только искусство, имеющее корни в национальной культуре, имеет долгосрочные перспективы.

Учитывая масштабы сотрудничества между Россией и Китаем в политической, экономической и культурной сферах, следует отметить недостаточную изученность современного искусства Китая в России. В этой области работа может продолжаться в двух основных направлениях. Во-первых, это исследования, вводящие в научный оборот как можно больше фактического материала по теме. Следует особенно отметить недостаток подобных исследований именно на русском языке: на китайском и даже английском языке подобные материалы существуют. Во-вторых, работы, содержащие описание и теоретическое обоснование процессов, происходящих в современном искусстве КНР сейчас. Значимость таких исследований трудно переоценить, ведь Китай — современная развивающаяся страна, с древними традициями и веками сложившимися эстетическими представлениями. Сейчас, когда шок от внезапного знакомства с мировой культурой прошел, и первый этап ученичества, беспрекословного подражания западным образцам остался позади, многовековая традиция начинает приспосабливаться к условиям глобализированного мира, и создает уникальные, исключительно китайские формы искусства.