Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъектная динамика культуры жизни Лысенко Елена Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лысенко Елена Михайловна. Субъектная динамика культуры жизни : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 / Лысенко Елена Михайловна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2007.- 404 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/28

Введение к работе

Актуальность исследования. В пространственно-временном континууме нового тысячелетия актуализируется необходимость осмысления культурно-исторических закономерностей и случайностей коэволюционных процессов в триаде «природа - человек - общество» Становится возможным с позиции нелинейности постигать динамику культуры жизни в поколенной структуре общества, прогнозировать способы культурной презентации молодежи как синергий-но заряженной части человечества

Налицо потребность в осознании диаметрально противоположных конструктивных и деструктивных, творческих и репродуктивных, традиционных и новаторских явлений, сосуществующих в культуре жизни и определяющих динамизм ее развития Своевременность анализируемой темы связана и с тем обстоятельством, что человечество вступило в новый этап цивилизационного развития, в котором информационные технологии становятся важнейшей составляющей жизнедеятельности человека, происходят инновационные изменения во всех сферах человеческой жизни, наблюдается ускорение эволюционных процессов и усиление внимания к повышению качества жизни в поколенной структуре общества В этом контексте культура жизни предстает как целостная, динамичная, самоорганизующаяся система, конституирующая себя в пространственно-временной развертке бытия человека

Актуальность диссертационного исследования обусловлена двойственностью процесса простирания культуры жизни С одной стороны, наблюдается обособление культур и их носителей, с другой стороны, происходит интеграция культур в единую всемирную культуру, что нацеливает человечество на формирование универсальной общечеловеческой культуры Вследствие этого нарушается реализация принципа «единства в многообразии», выводя социокультурную систему из равновесия и пробуждая в ней хаотичные процессы

В современном трансформирующемся обществе наблюдается стремление к сохранению и возрождению культурных традиций национальностей Не менее значимо осмысление субъектной динамики культуры жизни в ракурсе миграционных проблем, которые остро встают перед отдельными странами (например, перед Россией) и не касаются других демографически «спокойных районов» Приток переселенцев привносит новые культурные традиции, с которыми доминирующая «местная» культура приходит в противоречие или сосуществует

На стыке тысячелетий в связи с синергийным наложением последствий экологического, антропологического и культурного кризиса утратили свою априорность убеждения в онтологической, аксиологической и гносеологической незыблемости культуры как первопринципа человеческого бытия По этой причине распространяются пессимистические взгляды на роль культуры в истории человечества Намечаются тенденции к нивелированию духовных ценностей России, к ослаблению идентичности субъектов культуры жизни Проявления кризиса идентичности в этнонациональном плане выражаются в нивелировании духовных ценностей национальных групп, в семье - в разрушении традиционных моделей брака и рассогласовании супружеских ролей, на уровне личности - в утра-

те чувства реальности и его подмене виртуальным миром С другой стороны, налицо динамические процессы преображения культуры в иных формах и отношениях Решительные сдвиги в человеческой жизнедеятельности обусловили обращение к культурным ценностям поколенной структуры общества Историческую динамику культуры жизни усиливают креативные способности человека в творении культуры и энергетические ресурсы культуры в сотворении человека Динамические тенденции раскрываются за счет креативного потенциала субъекта культуры жизни - «человека - поколения - человечества», о чем свидетельствуют происходящие в мире культурные изменения увеличение материальных достижений, возникновение новых социокультурных сфер жизнедеятельности, расширение духовных ценностей людей В этом и заключается парадокс культуры жизни мнимая исчерпаемость и традиционность сочетаются с инновационно-стью

В молодежной среде как поколенной структуре общества наблюдаются разнонаправленные процессы Деструктивные тенденции культуры жизни подрастающего поколения связаны с негативным отношением к традиционной культуре, принятием экспансии западной культуры, удовлетворением низкопробными суррогатами В то же время среди молодежи возрастает интерес к составлению генеалогического древа семьи, к истории народа, сохранению и возрождению культурных ценностей Личность как субъект культуры жизни творчески усваивает опыт предшествующих поколений, внося собственным культурным существованием определенный вклад в гармонизацию общества, в преображение жизни Наряду с молодежной культурой появляются субкультурные сообщества, которые определяют созидающий стиль жизни будущего поколения

Формирование культуры жизни молодого поколения как субъекта культурных процессов идет в культурной образовательной среде, в связи с чем возрастает влияние социального окружения на личность Приходится констатировать, что в отдельных образовательных учреждениях до сих пор сугубо «знание-вый подход» преобладает над личностно развивающим и креативным Такая ситуация не способствует формированию у молодежи целостной картины мира, передаче культурно-исторического кода нации, не формирует чувства принадлежности молодого поколения к единому человеческому сообществу Тем не менее, российские образовательные учреждения, наряду с семьей, всегда были и остаются главными трансляторами культуры жизни, хранителями культурных традиций и социальных идеалов В настоящее время заметно возрастает статус образованного человека Увеличилось количество семей, в которых родители, имея высшее образование, систематически занимаются самообразованием и в этом служат образцом для детей Интеллектуальный фонд России продолжает приумножаться В новых условиях динамика ценностных ориентации молодежи отражает переход от направленности на общение и самоутверждение к направленности на деловую активность и принятие гуманистических ценностей Судьбоносность происходящих процессов диктует активизацию роли личностно развивающего креативного образования и ювенологической подготовки специалистов для повышения динамизма культуры жизни молодого поколения

Своевременность эксплицируемой темы обусловлена культурной практикой человеческого сообщества, наличием в культурном пространстве молодежных организаций, клубов под названием «культура жизни» Сущность этого явления достаточно очевидна, однако философско-культурологические основы искомого понятия не нашли своего теоретического осмысления Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки концепции субъектной динамики культуры жизни в системе «природа - человек - общество»

Степень разработанности проблемы. Настоящее диссертационное исследование предстает как философское осмысление процессов преображения культуры жизни в поколенной структуре общества, инициируемых креативным потенциалом каждой отдельно взятой личности и человечества в целом Исследованиями в области истории и теории культуры заложены основы для постановки проблемы диссертационного исследования и решения исследовательских задач И хотя на сегодняшний день феномен культуры кажется хорошо изученным, мало проясненными остаются онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты культуры жизни, способы преображения культуры на субъектном уровне, динамические процессы культуры жизни, связанные с закономерностями ее возникновения, распространения и передачи последующим поколениям

Сегодня возникла настоятельная потребность в разработке новых концепций осмысления роли культуры в жизни человека и человечества, в связи с чем целесообразно обратиться к субъектной культуре жизни как феномену, отражающему органическое сочетание традиций (генетической основы культуры - мема) и новаций жизнедеятельности человека Основанием философского осмысления динамики культуры жизни в проблемном поле культуры послужили философские воззрения представителей саратовской философской школы Я Ф Аскина - на культуру как диалектически развивающийся пространственно-временной феномен, В И Снесара - на закон возрастания роли культуры в жизни общества, В Ь Самсонова — на биогеофилософские концепты простирания жизни и культуры, И М Гуткиной - на культурное пространство личности, а также культурно-исторические и социокультурные исследования В В Афанасьевой, ВП Барышкова, ВН Белова, ЕЙ Беляева, АС Борщова, А В Волошинова, ПП Великого, НИ.Девятайкиной, ЕВ Листвиной, СФМартыновича, РВ Маслова, ДВ.Михеля, БИ Мокина, РА Москвитиной, СП Поздневой, В П Рожкова, В.Б Устьянцева, Т Д Федоровой, В А Фриауфа, М В Шугурова, И Я Эльфонд, В Н Ярской и др '

См Аскин Я Ф Проблема времени Ее философское истолкование М, 1966, Афанасьева В В Детерминированный хаос от физики к философии Саратов, 2001, Барышков В П Аксиология личностного бытия Саратов, 2001, Белов В Н, Рожков В П История русской философии Саратов, 2003, Беляев ЕЙ Философский анализ Теоретические аспекты Саратов, 2000, Борщов А С Человек и универсум // Человек в социокультурном мире Саратов, 1995, Великий ПП, Морехина МЮ Адаптивный потенциал сельского социума // Социологические исследования 2004 № 12, Волошинов А В Синергетическая парадигма как явление культуры рубежа ХХ-ХХІ // Синергия культуры Саратов, 2002, Гуткина ИМ Культурное пространство личности // Личность в пространстве России. Саратов, 2000, Девятайкжа НИ Мифы народов мира М, 2006, Листвина Е В Современная социокультурная ситуация сущность и тенденции

Основополагающими для анализа преображения культуры жизни стали рассматриваемые философами Древнего Востока и Античности идеи о двух главнейших сущностях - хаосе (дисгармонии) и порядке - Боге (гармонии) Культура предстает как создание артефактов для реализации жизнеобеспечивающих и защитных функций, которые активизируют систему «природа - человек - общество» Отдельные аспекты культуры субъектно-объектных отношений исследованы в трудах А Бергсона, Л С Выготского, Л Н Гумилева, В Дильтея, Г Зиммеля, Ф. Ницше, С Л Рубинштейна, 3 Фрейда, О Шпенглера Рассматриваемая диссертантом тема обозначена в антропоцентристском и экзистенциальном направлениях, в которых отражены компоненты культуры жизни человека и творческие потенции субъектов в процессе жизнедеятельности (Д Белл, А Гелен, ПС Гуревич, А Камю, С Кьеркегор, Г Лебон, X Ортега-и-Гассет, X Плесснер, НК Рерих, Г Риккерт, Ж-П Сартр, К А Свасьян, М. Хайдеггер, Й Хейзинга, А Швейцер, М Шелер, А Шопенгауэр, К Ясперс)

Для углубленного анализа вводимого понятия «культура жизни» автор обращался к различным философским направлениям, среди них

теоцентристское направление, уподобляющее культуру воплощению божественных сил в форме культовой деятельности с помощью символических образов (И А Ильин, В С Соловьев, П Тейяр де Шарден, П А Флоренский),

социоцентристское направление, представляющее культуру в формах социально обусловленной жизнедеятельности взаимодействующих субъектов (Э Дюркгейм,К Леви-Строс,К Маркс,К Поппер,ПА Сорокин),

биосферное направление, расширяющее культуру жизни человека до космических масштабов (В И Вернадский, К Э Циолковский, А Л Чижевский, Н А Умов, ПА Флоренский),

биогеофилософское направление культуры, обращающееся к коэволюцион-ным стратегиям и геосистемной целостности природы, общества и человека на ду-ховно-ноосферном и социокультурном уровне (А К Адамов, В Г Борзенков, ЛН Гумилев, И И Колисник, В Б Самсонов),

полицентристское направление, включающее разные комбинации взаимодополняющих культурно-цивилизационных подходов (Н А. Бердяев,

развития Саратов, 2001 Маслов Р В Философия телесности зеркальная сущность человека Саратов, 2004, Мартынович С Ф Явления и вещи начала философии науки Саратов, 2000, МихельДВ Тело в западной культуре Саратов, 2000, Мокин Б И Парадигма человека и смысл его бытия // Современная парадигма человека Саратов, 2000, Москвитина РА Социокультурная ситуация в российской деревне // Человек в социокультурном мире Саратов, 1998, Позднева СП Диалектика и общенаучные понятия Философско-методологический анализ категориального строя современной науки Саратов, 1987, Самсонов В Б, Колисник ИИ, Лысенко ЕМ Философия синергетики Земли Саратов, 2005, Устьянцев В Б Цивилизация, культура, человек в современных философских измерениях // Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века Саратов, 1995, Федорова ТД Архетип человека как универсальная транс-ценденталия культуры // Культура и человек в современной картине мира Саратов, 2001, Фриауф В А Философия и метафизика метаморфозы смысла // Философия Метафизика Язык Саратов, 1998, Шугуров MB Человек бытие и отчуждение Опыт антропологической герменевтики Саратов, 1999, Элъфонд И Я Образ женщины - покровительницы у французских гуманистов второй половины XVI века // Человек в культуре Возрождения М, 2001, Яр-ская В Н Время в эволюции культуры Саратов, 1989 и др

НЛ Данилевский, Ю М Лотман, О Шпенглер, А Дж Тойнби, Л А Уайт) Рефлексия представленных направлений способствовала обнаружению основной тенденции культуры жизни - стремлению к преображению посредством инициирования креативных сил ее носителей

Особое значение в разработке темы оказало обращение к трудам, предполагающим синергийное осмысление преображения культуры жизни Системное видение жизни как основа синергетической методологии подготовлено историей античной философии (Аристотель), немецкой классической философией (Г В Ф Гегель, И Кант, Ф В И Шеллинг) и применено к изучению биологических процессов Л Берталанфи Целостное развитие культуры через самоорганизацию системы представлено в работах П Тейяр де Шардена С Д Хайтун с си-нергетических позиций проанализировал эффект «самосборок и потряхивания» культуры, Дж Кальоти обосновал принцип симметрии природы и культуры, Е Н Князева и С П Курдюмов представили синергийные образцы культуры на пересечении традиций Востока и Запада В последнее десятилетие осмысление культуры с позиций синергетической методологии предложено в исследованиях устойчивости, полимодальности, неоднозначности в искусстве И А Евина, оценке «единого поля мировой культуры» по признакам архетипичности, антитетичное, голографичности и цикличности АЕ Чучин-Русова Особого внимания заслуживают исследования школы А В Волошинова, в которых поднимается центральная для синергетики проблема единства в многообразии, выявляются математические начала формообразования в архитектуре, литературе, живописи, музыке Синергийно осмысленная Р Г Баранцевым триада нелинейность-когерентность-открытость способствует исследованию культуры жизни

По мнению диссертанта, предпосылками философской рефлексии преображения в субъектной природе человека являются концепция С Л Рубинштейна, принцип деятельностной сущности человека Г С Батищева, культурно-историческая теория мышления А В Брушлинского, концепция развития Л С Выготского, психология М Коула В них обоснованы идеи постижения культуры не только через систему установления баланса когнитивных структур, но и путем присвоения орудий труда и знаковых систем, благодаря чему развиваются высшие психические функции человека как субъекта культуры жизни В последние годы отдельные аспекты понятия «культура жизни» в ее синергетической осмыслении исследовались в рамках кандидатских и докторских диссертаций по культурологии, социологии, психологии, но философско-культурологического осмысления данная проблема не получила2

См Александрова НХ Особенности субъектное ги человека на поздних этапах онтогенеза М, 2001, Асмолов А Г Историко-эволюционный подход в психологии личности М , 1996, Бачков ИВ Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии М, 2002, Глуханок Н С Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации Екатеринбург, 2001, Дерябо СД Феномен субъективизации природных объектов М, 2002, Некрасова ЕВ Пространственно-временная организация жизненного мира человека. Барнаул, 2005, Кирбаба Ю В Генезис синергетической парадигмы культурологические аспекты Саратов, 2004, Куланова ТВ Ценностная структура массового сознания молодежи в транзитивном обществе Саратов, 2005, Ладухина MB Культура как «вторая» природа опыт культурологического анализа Саратов, 2005 и др

Можно констатировать, что на сегодняшний день человек как субъектный представитель поколенной биопсихосоциальной структуры изучен недостаточно глубоко В связи с отсутствием четкого видения субъектной динамики культуры жизни в философии культуры обнаруживается целый ряд противоречий между

постепенной, линейной динамикой эволюционных процессов и скачкообразными нелинейными изменениями культуры жизни субъектов,

универсальной закрытостью одних культурных сообществ и поливариативной открытостью других,

- выводами некоторых философов о смерти культуры при сохранении ее субъектных носителей и убежденностью их оппонентов в креативном характере культурного преображения,

восприятием диады «человек - человечество» как синергийного приумножения культуры отдельных личностей в культуру поколений общества и противоположной точкой зрения на оппозицию «человек - человечество»,

недостаточной разработанностью темы молодежной субкультуры в связи с коротким сроком ее философско-культурологического осмысления и многовековым опытом бытийной оценки культуры подрастающего поколения,

культурно-историческими традициями поколенной структуры народа и преображенными, динамичными ценностями молодого поколения,

сложившимся видением субкультуры как культуры второго порядка и обнаружением в субкультуре нормотворческих потенций культуры жизни,

традиционной практикой образования подрастающего поколения как абстрактного субъекта культуры жизни и реальным системным протеканием культурных процессов в рамках оппозиции «человек - человечество»,

ориентацией социальных институтов на стереотипы линейного стабильного развития и открытыми динамичными неравновесными культурными системами настоящего и будущего

Разрешение указанных противоречий в условиях обновляющегося российского общества позволяет концептуально обосновать динамизм культуры в культурно-исторической экспликации жизни поколенной структуры человечества Необходимость философского осмысления субъектной динамики культуры обусловила выбор темы, цели и задач исследования

Объект исследования - субъектно-объектный динамизм культуры жизни в системе «природа — человек — общество».

Предмет исследования — субъектное образование и развитие личности на основе культурно-ценностных отношений между поколениями в жизненной диаде «человек - человечество»

Цель исследования - философско-синергетическое осмысление межпоколенной динамики культуры жизни с устремленностью личности к субъектной творческой самоактуализации в историческом контексте эволюционного развития культуры человечества

Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) выработать эволюционно-синергетический подход к пониманию субъ-ектно-объектных основ культуры человеческой жизни,

  1. обосновать принцип динамизма культуры жизни в контексте нелинейного развития личности как субъекта истории,

  2. раскрыть эволюционизм и скачкообразность процессов развития био-психо- социо- духовных основ культуры человеческой жизни,

  1. охарактеризовать концепт жизненного пути человека при развертке культуры многомерного человеческого бытия,

  2. осмыслить роль культурных ценностей жизни в личностном развитии молодежи как субъекта межпоколенной структуры человечества,

  3. рассмотреть архетип молодежной субкультуры в ракурсе социокультурных тенденций субъектного преображения подрастающего поколения,

  1. эксплицировать смысл динамизма молодежной субкультуры как порождения бинарной оппозиции «культура - контркультура»,

  2. оценить роль креативного личностно развивающего образования в формировании ноосферной культуры жизни

Концептуально-методологические основы исследования. Выбор фундаментальных философских теорий, психологических концепций, культурно-исторических представлений и педагогических разработок позволяет по-новому рассмотреть проблемы субъектной динамики культуры жизни в сотворчестве поколений Для описания феномена человека как носителя культуры жизни обобщены взгляды сторонников психоаналитической теории 3 Фрейда, А Адлера, К Юнга, Э Фромма, социокультурной концепции К Хорни, эпигенетической теории Э. Эриксона, культурно-исторической концепции Л С Выготского, концепций единства личности, сознания, деятельности (К А Абульханова, Б Г Ананьев, А Г Асмолов, А Н Леонтьев, В И Слободчиков), субъектной активности личности и личностного смысла жизнедеятельности в выборе стратегий жизненного пути и культурных ценностей (ДА Леонтьев, А Маслоу, А В Петровский, В А Петровский, С Л Рубинштейн, В Франки), «антропологической культурной ветви» (А Гелен, X Плесснер, М Шелер), феноменологии сознания «жизненного мира» (Э Гуссерль, Э Холенштайн), экзистенционалист-ского объяснения человеческого «Я» (ЖП Сартр, С Кьеркегор, X Ортега-и-Гассет, М Хайдеггер) В рамках характеристики субъектных носителей культуры поднимается вопрос о человеке как высшей ценности, о его неоднородности, полярности, незаконченности как предпосылках самодостраивания, самовосхождения к максимуму возможностей, о субъектной сущности человека как автора своего жизненного пути и культуры жизни (Н А Бердяев, М К Мамардашвили, Ж П Сартр, С Л Франк, В Франкл, М Хайдеггер, К. Ясперс) В процессе осмысления субъектных критериев культуры жизни автор обращался к концепциям, характеризующим молодежь через систему понятий социальное сообщество (Р Мертон, В Н Боряз, С Н Иконникова), поколенная структура (К Мангейм, Ш Эйзенштадт, Т Парсонс), группа потребителей жизненных благ (Т Адорно, Г Маркузе, П. Уиллис, Д Фиске, С Фрис), субкультурная общность (Д Доунс, П Коен, К Г Мяло, Д.В Петров, П Уиллис, Р Хограт), общность, объединенная смысловыми и стилистическими характеристиками, воплощенными в культурных практиках (A Batmet, D Muggleton, Н. Pilkington, R Johnson)

Одним из ключевых понятий исследования является определение социокультурного хронотопа, отражающего пространственно-временные координаты смены поколений В диссертации раскрываются культурно-исторические смыслы понятий «диалог культур» М М Бахтина, диалог как «встреча «Я» и «Ты» М Бубера, диалог культур в объективированной (внешней) и субъективированной (внутренней) форме В С Библера, «многомерность неслиянных голосов» М М Бахтина, М С Кагана, Г С Померанца, «археология культуры», «символическое ядро культуры» Ю М Лотмана, «палеонтология исчезнувшего духа» Г Башляра, анализируются проблемы исторической смены поколений и способы передачи культурного наследия (М Вебер, К Мангейм, М Мид, X Ортега-и-Гассет, Т Роззак, А Тойнби)

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования в контексте динамизма культуры жизни послужили эволюционные теории однолинейные (со стадиями развития «дикость - варварство - цивилизация»), универсальные (с указанием разноуровневого развития культуры), многолинейные (с допущениями множества равноценных путей культурного развития) Обобщая постмодернистские методологии применительно к анализу культуры, автором выявлено несколько подходов к объяснению исходного феномена феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта культурного творчества, переосмысливающий в рамках собственной культуры особенности других культур, генетический подход, позволяющий понять культуру с точки зрения ее возникновения и развития, сравнительно-исторический подход, анализирующий различные культуры в определенном временном интервале Автор остановился на выборе эволюционно-синергетического подхода к культуре, который является катализатором эволюционной истории культуры жизни.

Эволюционно-синергетический подход к обоснованию и использованию субъектной концепции преображения культуры жизни предполагает интеграцию философского, культурологического, гуманистического и естественнонаучного ракурсов изучения В рамках данного подхода предусмотрено рассмотрение многомерного культурного бытия человека, что делает возможным интерпретацию культурно-исторического феномена культуры жизни человечества на макроуровне, поколения - на мезоуровне и человека - на микроуровне Избранный подход охватывает эволюционные и революционные процессы в культуре, вертикальный и горизонтальный уровни простирания культуры жизни для объяснения качественных изменений культуры на этапе возникновения диссипативных структур В рамках подхода использовались топотемпомерные понятия цикл, бифуркация, полифуркация, хаос и детерминация, с помощью которых можно определить сущность переходных процессов в цивилизационной истории России (В Б Самсонов) и динамику культуры жизни в триаде «человек - поколение -человечество» Правомерность избранного подхода продиктована возможностью его использования для объяснения преображения культуры жизни

Философское осмысление динамики культуры жизни осуществлено с опорой на сциентистскую парадигму субъектно-объектных отношений, позволяющую исследовать сложные человекомерные системы и феномены культуры жизни, обнаруживать детерминанты и случайные флуктуации культурной эволюции,

целерациональные и иррациональные действия субъектов культуры при скачкообразном изменении культурных ценностей жизни.

В исследовании применялись методы системного и синергетического анализа культуры жизни, философской герменевтики, корреляции исторического и культурологического

Ведущей гипотезой исследования явилось предположение о непрерывном преображении культуры жизни личности в соответствии с законом возрастания роли культуры в обществе Философской рефлексией закона служит синергийное наложение двух триадных зависимостей - «образ — преобразование - образование» и «преобразование - преображение - превращенный образ» При этом субкультура представляется в качестве диссимметрии в оппозиционных соотношениях культуры (симметрии) и контркультуры (асимметрии) Креативные устремления субъектов культуры жизни служат вектором ее преображения во всех основаниях — биологическом, социальном, психологическом и духовном

Авторское обобщение философско-культурологических взглядов осуществлялось на основе культурно-исторических идей, представленных в философских трудах отечественных и зарубежных исследователей, что позволило выявить и проанализировать онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основы субъектного преображения культуры жизни

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена эволю-ционно-синергетическим и сциентистским характером философского осмысления субъектной динамики культуры жизни

Научная новизна диссертационного исследования, связанная с разработкой авторской концепции субъектной динамики культуры жизни на уровне человека, поколения, человечества, состоит в следующем

представлена авторская интерпретация культуры жизни в онтологическом, гносеологическом, антропологическом, системно-синергетическом контекстах, принципиально новым становится постнеклассическое объяснение категорий «культура жизни», «субъектная динамика», «социокультурный хронотоп»,

впервые в ракурс философского осмысления введено метарефлексивное понимание культуры жизни в триадной оппозиции «человек - поколение - человечество», включающее энергетический, информационный, нравственный, социокультурный потенциал ее субъектов,

исследована субъектная динамика культуры жизни человека в эволюционном и скачкообразном изменении культурных ценностей поколений,

обосновано использование синергийного понятия «преображение» как неотъемлемого атрибута и принципа самоорганизации культуры жизни,

в контексте авторской интерпретации концепта простирания культуры жизни раскрыты сценарии культурных контактов «сценарий поглощения», «контрволны», «преобразованной волны», «превращенной волны»,

аргументирована построенная в рамках триадной оппозиции «культура — субкультура - контркультура» классификация динамически развивающихся субкультурных сообществ агонная, алеаническая, мимикрическая, иллинская, ку-миросоздающая, сохраняющая и творящая субкультуры;

на основе понятия «социокультурный хронотоп» по заданным диссертантом критериям (степень развития национального самосознания, экологическое -антропоцентрическое сознание, логический - эмоциональный тип личности, ин-тернальный - экстернальный локус контроля) проанализировано 16 хронотопов молодежи трансформирующегося общества, в разной мере стремящихся к креативному образованию и личностному развитию,

в аксиологическом ракурсе осмыслен феномен био- психо- социо- духовных сущностных основ культуры жизни, что позволило отразить динамизм культурных ценностей молодого поколения, способы его актуализации и культурной самопрезентации

Представленное в диссертации новое философско-культурологическое видение субъектной динамики культуры позволило сформулировать положения, выносимые на защиту.

1 Субъектная динамика культуры жизни в контексте ее преображения от
ражает устремленность личности к саморазвитию и креативному образованию с
ориентиром на культурные ценности сменяющих друг друга поколений в диаде
«человек - человечество» Циклические процессы в историческом развитии че
ловечества связаны, с одной стороны, с тенденцией культуры к сохранению
культурных ценностей и традиций, с другой стороны, со стремлением молодежи
обновить традицию в соответствии с изменяющейся субъектно-объектной ситуа
цией Субъект культуры жизни проявляется в трех вариантах в «продольном
срезе» —
совокупность людей, одновременно живущих на планете (нации, госу
дарства, индивидуумы), в «культурно-историческом» — некая общность в верти
кальном временном континууме на уровне поколенной структуры общества, в
личностном аспекте - многомерная сущность, воплощающая преображенную
культуру личности с вектором творческой устремленности к самоактуализации

2 Эволюция культуры жизни осуществляется через ее субъектно-
объектное простирание в соответствии с универсальным законом возрастания
роли культуры в обществе Возрастание и простирание культуры представлено
как пространственно-временная организация жизни, имеющая биолсихосоциаль-
ную и духовную суть, детерминированную внешними (экзогенными) воздейст
виями ноосферными, межпоколенными, тендерными и внутренними (эндоген
ными) факторами, которые приводят ритм человеческой субъективности в уни
сон с ритмом процессов простирания культуры жизни Передача культурно-
исторического кода определяется потенциалом его носителей и ритмом жизни
поколений

3 Субъектная динамика культуры жизни в широком смысле - это нели
нейный процесс самопрезентации человека как биопсихосоциального существа
через поколенную структуру человечества В то же время о синергизме культуры
можно говорить как об аккумулированной в культурно-историческом коде сово
купности исторических способов человеческой жизнедеятельности, дающих на
всем простирании цивилизации системные эффекты в области телесности и мен
тальное человека, демо-, техно- и ноосферы человечества Феномен «культуры
жизни» предстает как сложная, открытая, когерентная, фрактальная, самооргани
зующаяся система, охватывающая различные субъектно-объектные отношения

взаимодействия человека с природой, обществом и социальным окружением Искомая система стимулирует творчество и способы культурной презентации поколений людей перед историей жизнедеятельности человечества.

  1. Субъектное преображение культуры жизни личности в оппозиции «человек - человечество» — это не только разворачивающееся изменение изначально заданного, но и в русле линейного видения - исторический процесс прогрессирующих изменений - усложнения и совершенствования системы в ситуации культурной стабильности, а в русле нелинейного видения культуры жизни - это процесс наращивания конструктивных и деструктивных тенденций, динамического хаоса и возникновения нового порядка Преобразование культуры жизни происходит под воздействием внешних условий (общественно-исторического бытия) и внутренних условий (субъективного бытия личности), сохраняющих до определенного уровня самотождественность посредством культурно-исторического кода В авторской интерпретации преображение предстает как субъектно-объектное взаимодействие, в котором субъектом выступает индивидуум, оказывающий на культурно-историческую систему преобразовательное воздействие, в результате чего объект, приобретая собственную активность, становится субъектом преображения культуры жизни

  2. Субъектная модель био- психо- социо- духовных основ культуры жизни строится в соответствии с принципом континуальности, предполагая неразрывную связь, взаимопереходы биполярных оппозиций- «биологическое - духовное» и «психическое - социальное» Биологические основы культуры имеют жесткую структуру, рассчитанную на определенный отрезок человеческой жизни, а психо-социо- духовные подсистемы изменяются, упорядочиваются, что свидетельствует о тенденции к бесконечному историческому преображению в пределах существования человечества Кроме того, в историческом процессе возрастания роли культуры в обществе биологические основания культуры социализируются, социальные одушевляются, психологические одухотворяются, и тем самым поддерживается бессмертие культуры жизни человека, что является принципиально новым в осмыслении биполярного закона жизни

  3. Будучи биопсихосоциальным субъектом истории, молодежь наделена синергийными феноменами человеческой жизни Ее вхождение во взрослость происходит через периоды хаоса и порядка, эволюционные и ситуационные изменения Субкультурный хаос творит новый субкультурный «порядок», служит средством перехода на иную траекторию культуры жизни в ракурсе жизненного пути, открытость обеспечивает субкультуре постоянный приток внешних флуктуации, а ее сущность - внутренних флуктуации, которые превращают субкультуру в динамичную, неравновесную диссипативную структуру Благодаря наличию этих закономерностей возможна самоорганизация субкультуры жизнедеятельности молодежного сообщества как представителя молодого поколения

  4. Молодежная субкультура как саморазвивающаяся система, порожденная динамикой изменений в бинарной оппозиции «культура - контркультура», рассмотрена в триадном соотношении «культура - субкультура - контркультура» подобно философским понятиям «симметрия - диссимметрия - асимметрия» Динамические процессы, затрагивающие субкультуру и контркультуру молоде-

яси, как правило, не приводят субкультурные и контркультурные сообщества к устойчивым изменениям, полностью вводящим систему в состояние стабильности Творческий потенциал молодого поколения становится главным ресурсом и фактором интеграции культур, а неосубкультура представляется экзистенциальным осмыслением акмеологически настроенных и пассионарных представителей молодежной генерации Концепция преображения культуры жизни отражает феномены зарождающейся неосубкультуры ноосферного типа, ориентированной на всестороннее развитие личности

8 Образование, поддерживающее синергийное взаимодействие факторов филогенеза, культурогенеза, онтогенеза и микрогенеза, позволяет реализовывать важнейшие прогностические функции культуры жизни и влиять на формирование идеалов молодого поколения в процессе его социализации и инкультурации Ориентация образовательных институтов на стереотипы линейного развития, приемлемого для относительно стабильных систем прошлого, не отвечает реалиям трансформирующегося общества и динамике открытых неравновесных общественных систем настоящего и будущего Подобная ситуация требует нелинейного осмысления культурных традиций и инноваций, нацеленных на формирование жизненных ценностей личности с учетом субъектно-объектного творческого потенциала поколенной структуры общества и человечества, позволяет проектировать культуру жизни с позиции системно-синергетического подхода.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в использовании системно-синергетического подхода к осмыслению динамики культуры жизни на разных субъектных уровнях «человек — поколение - человечество» Новые подходы к объяснению жизни сквозь призму преображения позволяют философски рассматривать динамику культуры жизни не просто как линейное движение с заранее заданной целевой установкой и регулируемой стратегией преобразований, а как нелинейное движение, раскрывающее поливариантную модель перехода к новым возможностям за счет актуализации творческих потенций природы, человека, общества

Разработанные в диссертации концепты культуры жизни в контексте ее преображения могут быть использованы в выявлении циклов синхронизации ценностей поколений и пространственно-временных модусов простирания культуры жизни Полидисциплинарность исследования проявилась в обобщении взглядов на человека культуры в философском, историческом, психологическом, социально-культурном аспектах Это позволило интерпретировать культуру в оппозиции «человек — человечество» как саморазвивающуюся, нелинейную, неравновесную, когерентную систему преображения телесно-духовной и социально-психологической сущностей Молодежная субкультуру выступает как порождение биполярной динамики «культура - контркультура» с творческим центром, активизирующим выбор молодым поколением субкультурных ценностей с ориентацией на ценности старших поколений, преломляемых через их отвержение контркультурными сообществами В каждой из предложенных автором трактовок «культуры жизни» имплицитно содержится вектор возможных исследований субъектного динамизма культуры жизни в триаде «человек - поколение -человечество» Результаты исследования предназначены для философского ос-

мысления феномена культуры жизни молодого поколения в сохранении и преобразовании культурных ценностей старших поколений Полученные на основе философско-культурологического осмысления положения найдут применение в прогнозировании путей преображения культуры жизни в молодежной политике и личностно развивающем образовании на основе сценарного программирования

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в программах подготовки будущих специалистов в области философии, культурологии, ювенологии Методологический потенциал авторской концепции может быть использован для категориальной проработки новых учебных курсов «Креативный потенциал триады «человек - поколение -человечество», «Актуализация культурных ресурсов в поколенной структуре общества», «Социокультурные основы преображения и преобразования культуры жизни», «Простирание культуры жизни в пространственно-временном континууме России», «Самоактуализация личности в трансформирующемся обществе», «Молодежная субкультура и контркультура», «Социокультурные типологии молодого поколения», «Ювенологические основы культуры жизни», «Системно-синергетический подход к проектированию культуры жизни» и т д На основе результатов исследования возможна разработка программ образования с учетом российской ментальносте, ее архетипа и признания молодости как животворящей силы человечества, а также в ходе подготовки специалистов по ювенологии для комплексной работы с молодежью Системно-синергетический подход к организации креативного личностно ориентированного образования позволяет объяснить специфику превращения личности из объекта преобразовательной деятельности в субъект преображения культуры жизни, то есть в самоорганизующуюся систему, обладающую творческой активностью, информационным запасом и личностным потенциалом процесса жизнетворчества

Апробация работы. Основные положения, выводы автора по общим и частным вопросам диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии и кафедры теоретической и социальной философии Педагогического института Саратовского государственного университета им Н Г Чернышевского (2000-2007), кафедры социокультурных основ образования института дополнительного профессионального образования СГУ и кафедры философии культуры и культурологии СГУ им Н Г Чернышевского, в сообщениях и дискуссиях на следующих международных, всероссийских конференциях, съездах и форумах «Философия и миф сегодня» (Саратов, 1997), «Современная парадигма человека» (Саратов, 1999); «Актуальные проблемы качественного обновления современного образования в школе и вузе» (Саратов, 2001), «Синергетика культуры» (Саратов, 2001), «Проблемы модернизации образования региональный аспект» (Пенза, 2002), «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (Саратов, 2002), «Глобальное партнерство за демократическое будущее» (Саратов-Гринвилл, 2002), «Проблемы образования и воспитания в сфере межэтнических отношений» (Саратов, 2002), «Модернизация специального образования проблемы коррекции, реабилитации, интеграции» (Санкт-Петербург, 2003), «Современные тенденции спе-

циальной педагогики и специальной психологии» (Самара, 2003), «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение задачи и перспективы развития» (Москва, 2003), «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003); «Психологические проблемы современной российской семьи» (Москва, 2003), «Образование в современном мире глобальное и локальное» (Саратов, 2004), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004), «Образование в современном мире глобальное и локальное» (Саратов, 2004), «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 2004), «Психологическая служба в вузе и школе проблема субъективности» (Рязань, 2004), «Ананьевские чтения - 2005» (Санкт-Петербург, 2005), «Психология образования - 2005» (Саратов, 2005), «Проблемы управления экономикой в трансформирующемся обществе» (Пенза, 2005), «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (Пенза, 2005), «Интеграция научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров (Челябинск, 2005), «Теория и практика национальной безопасности России в условиях глобализации» (Саратов, 2006), «Общество риска и человек в XXI веке альтернативы и сценарии развития» (Саратов, 2006), «Экология и жизнь» (Пенза, 2006), «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006), «Современное общество территория постмодерна» (Саратов, 2006), «Этнический фактор в процессе социальных трансформаций Миграционная политика» (Саратов, 2007), «Стратегии современного развития и управления общественными процессами» (Саратов, 2007), «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007); «Социокультурное пространство современной России тенденции развития» (Саратов, 2007), «Цивилизационный кризис и национальная безопасность России» (Саратов, 2007), «Формирование профессиональной компетентности в условиях современного образования» (Вольск, 2007), серии международных семинаров по актуальным проблемам образования в России и Аме-рике»(2000 - 2007) Некоторые положения диссертации были представлены в рамках проекта ПРООН по ювенальнои юстиции «Проблемы и практика формирования ювенальнои юстиции в России и Саратовской области» (Саратов, 2003), на Всероссийском совещании-семинаре заведующих кафедрами психолого-педагогического профиля педагогических вузов РФ «О совершенствовании содержания психолого-педагогических дисциплин в условиях модернизации педагогического образования» (Волгоград, 2002), научно-практическом семинаре «Защита семьи и детства в Российской Федерации (региональный опыт)» (Саратов, 2004), круглых столах в Med School, School Psychology (Гринвилл, 2002).

Структура диссертационной работы обусловлена целью философско-культурологического исследования, логикой решения исследовательских задач, спектром решаемых проблем и заданным предметом исследования. Содержание диссертации представлено на 403 страницах текста и состоит из введения, семи глав, заключения и библиографического списка, включающего 493 источника

Похожие диссертации на Субъектная динамика культуры жизни