Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субкультура новых русских предпринимателей Щекина, Елена Гербовна

Субкультура новых русских предпринимателей
<
Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей Субкультура новых русских предпринимателей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щекина, Елена Гербовна. Субкультура новых русских предпринимателей : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 166 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ЭЛИТА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1.1 Развитие представлений о предпринимательстве: классические и современные концепции 17 стр.

1.2 Ценностные регуляторы активности российской деловой элиты конца XIX - начала XX века в процессе формирования традиций и стиля жизни 45 стр.

ГЛАВА 2 СУБКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН НОВЫХ РУССКИХ

2.1. Исторические условия и структурно - системные основания формирования субкультуры новых русских предпринимателей ... 78 стр.

2.2. Ценности, образ жизни и символы субкультуры новых русских 117 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145 стр.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 150 стр.

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена исследованию субкультуры новых русских предпринимателей.

В понимании субкультуры мы опираемся на результаты исследований К.Б. Соколова, Ю.В. Осокина, Н.А. Хренова и др. Субкультура предполагает наличие целостной картины мира, разделяемой носителями субкультуры, преобразующими ее в нормы, ценности, идеалы и представления о смысле жизни, которые обусловливают определенный образ жизни.

К категории «предприниматель» мы относим субъекта активной, систематической, самостоятельной и ответственной инновационной деятельности, связанной с вложением средств и управлением капиталом и направленной на извлечение прибыли. «Новые предприниматели» в современной России - понятие, репрезентирующее специфику жизнедеятельности предпринимателей, появившихся в период перехода от советской государственно-административной экономики к рыночной.

Новые предприниматели представлены различными группами (Т.И. Заславская), среди которых мы выделяем преуспевающих российских бизнесменов, обозначаемых концептом «новые русские предприниматели», стремительно разбогатев в начале 90-х годов XX столетия, они имеют высокий уровень доходов и отличаются демонстративным потреблением. Стратегической установкой их жизнедеятельности является достижение богатства, власти, высокого социокультурного статуса. Устойчивое словосочетание (или социальную метафору - Т.В. Козлова) «новые русские» мы применяем в исследовании как синонимичное по отношению к устойчивому в языковом обращении словосочетанию «новые русские предприниматели».

Актуальность исследования

Трансформация государственного строя СССР, начавшаяся в девяностые годы XX века и последовавшие за этим социально-политические и куль-

культурные изменения радикально модифицировали социокультурную структуру российского общества, обусловили процесс активного формирования нового социального слоя - предпринимателей. Предпринимательство стало тем явлением, в котором наиболее полно репрезентированы изменения в системе базовых норм и ценностей российского общества. Это обстоятельство обусловило пристальное внимание экономических, социальных и гуманитарных наук к процессу формирования, определению. социокультурной сущности и статусной роли новых русских предпринимателей.

Актуальность изучения новой социальной группы в культурологическом ракурсе обусловлена рядом факторов, определяющих ее положение в постсоветском пространстве, в числе которых - ее существенная роль в экономике, политике и культуре. Итоги исследования могут дать основание для возможности прогнозирования позитивного культурного диалога социальных групп и слоев в российском обществе, преодоления негативного отношения большинства населения России к новым русским предпринимателям.

В постперестроечный период в России сформировался массовый стереотип восприятия состоятельных людей, отличающихся празднично-демонстративным образом жизни, особым стилем потребления, которых в штампах и клише обыденного сознания принято называть «новыми русскими». Исследование субкультуры новых русских предпринимателей позволит

Ъ і

сформировать взвешенную оценку, увидеть сложность и неоднозначность социокультурного пространства новой общности.

Актуальность исследования проблемы определяется также тем, что социокультурный опыт русского предпринимательства конца XIX - начала XX века как никогда ценен в современную эпоху. Осмысление ценностных ориентации, морально-нравственных устоев, традиций, образа жизни, а также культурообразующих функций отечественных предпринимателей рубежа XIX - XX веков помогут лучше понять картину мира новой субкультурной общности.

Актуальность исследования определена и тем фактом, что культурологических работ, посвященных изучению субкультуры новых русских предпринимателей, не имеется. Это обусловлено не только сравнительно недавним возникновением в России этого социокультурного феномена, но и незначительной доступностью соответствующей информации.

Степень научной разработанности проблемы. Новые русские предприниматели становятся объектом рефлексии со времени формирования социальной группы предпринимателей в постперестроечной России и закрепления в общественном сознании понятия, ее обозначающего.

Первые исследовательские работы, посвященные новым русским предпринимателям, появились в начале 1990-х годов преимущественно в сфере социально-экономической мысли. С 1991 года начинаются серьезные научные изыскания, связанные с формированием предпринимательства и как экономической группы, и как социальной группы в структуре российского общества. Они проводились Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, Институтом социологии РАН, Институтом системных исследований, проблем предпринимательства и маркетинга при Совете министров России и т.д.

ВЦИОМ исследовал нормативно-ценностные ориентации, культурный и инновационный потенциал новых высокостатусных групп. Кроме того, Центр предпринимательских исследований «Экспертиза» с 1992 года начал осуществлять проект «Новые российские предприниматели», цель, которого определялась изучением социального статуса того, кто пришел в бизнес в начале 1990-х годов. С 1993 года реализуются .многочисленные экономические и социологические исследования, основная часть которых представляет собой различного рода опросы, интервью, экспертные оценки. Их результаты легли в основу работ таких ведущих российских экономистов и социологов, как Т.И. Заславская, О.В. Крыштановская, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, З.Т.

Голенкова, Ю.Ю. Фигатнер, Ю.В. Хуторянский. Необходимо также назвать труды Л.В. Бабаевой, Б.В. Головачева, Л.Б. Косовой, О.В. Перепелкина А.Е., Чириковой и др., посвященные выявлению генезиса новых русских предпринимателей, созданию социального портрета. Сектор изучения элиты института социологии РАН в 1994 году проводит исследование «Молодые миллионеры», посвященные проблемам происхождения молодых предпринима-

1/1 телей, их взаимоотношения с советской партноменклатурой.

Социально-экономические аспекты нового предпринимательства рассматриваются в работах А.И. Агеева, Г.К. Гинса, А.А. Дынкина, А.В. Безго-дова. В них дается научный анализ теоретических и практических проблем предпринимательской деятельности. Необходимо особо отметить фундаментальный труд А.И. Агеева «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры» - один из первых, посвященных изучению проблем предпринимательства в постсоветской России. Автор рассматривает процесс формирования инновационно-предпринимательской деятельности и культуры новых русских предпринимателей в соотношении опыта предпринимательства западных стран с первыми шагами российского бизнеса. Исследования Г.К. Гинса «Предприниматель» и А.А. Дынкина, А.Р. Стерлина, И.В. Тулина в работе «Предпринимательство в конце XX века»шосвящены личности предпринимателя, в ^которых большое внимание уделяется мотивации предпринимательской деятельности. А.В. Безгодов, в работе «Очерки социологии предпринимательства» выявляет социологический аспект предпринимательства, обращается к генезису понятия «предприниматель», анализирует классические и современные теории предпринимательства и преломление феномена предпринимательства в массовом сознании.

Недостаток информации, связанной с дореволюционным периодом развития предпринимательской деятельности и проливающей свет на историю русских деловых людей, начал восполняться благодаря источникам, появившимся в постсоветский период. Во второй половине 1990-х годов был

опубликован ряд сборников и статей по проблеме предпринимательской деятельности в России: «Менталитет и культура предпринимателей России XVII - XIX веков», «История предпринимательства в России», «Либерализм в России». В них рассматриваются различные аспекты деятельности российского предпринимательства от периода его возникновения до революции 1917 года. В качестве одной из отличительных черт русского предпринимательства досоветского периода исследователями отмечается благотворительная и меценатская деятельность, стремление к художественному творчеству. Исследованиями этого аспекта жизни бизнес-элиты России конца XIX - начала XX веков занимаются М.Л. Гавлин, А.Н. Боханов, Н.Г. Думова и др. А. Глаголев в работе «Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - начала XX веков» рассматривает религиозные основы русского меценатства, раскрывает особенности экономической философии русского купечества и причины меценатства русских предпринимателей.

В работах СМ. Садкова, Г.Н Ульяновой, М.К. Шацилло исследуется тип личности, духовный облик и образ жизни предпринимателя конца XIX -начала XX веков, предпринимается философско-культурологическое осмысление менталитета новой социокультурной общности.

Культурно-исторический генезис и социокультурная специфика деятельности и жизни новых русских предпринимателей анализировались В.Е. Гимпельсоном, В.В. Радаевым, А.Ю. Чепуренко, О.В. Крыштановской, З.Т. Голенковой, А.И. Черных, Л.М. Романенко, Т.И. Заславской, В.И. Грачевым и другими. Именно эта проблема представляет огромный интерес для ученых, так как появление предпринимательского слоя значительным образом повлияло на изменение социальной структуры российского общества, его динамики и перспектив развития.

B.C. Дробышевский, Л.А. Смирнова, дополняя исторические и философские размышления предпринимателя и предпринимательства культуроло-

гическим анализом, исследуют становление предпринимательской культуры, объединяя изучение отдельных ее фрагментов в единое целое.

В современной российской литературе теория субкультур представлена проблемно-тематическим сборником научных трудов «Художественная жизнь современного общества: Субкультуры и этносы в художественной жизни» (К.Б. Соколов и Ю.В. Осокин), работами П.С. Гуревича, В.А. Гришина, С.Я. Матвеевой, Н.Д. Саркитова, А. Г. Эффендиева. Попытка выявить системообразующие элементы социокультурной жизни новых русских предпринимателей предпринимается авторами сборника «Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов» под редакцией К.Б. Соколова, в книге Н.А. Хренова и К.Б. Соколова «Художественная культура императорской России», в которых субкультуры определяются как относительно самостоятельные системы, элементы которой детерминируются вариативностью картины мира, свойственной той или иной национальной культуре.

Анализ концепта «новые русские» предпринимает в своих работах Т.В. Козлова, а сопутствующие предпринимателю концепты «деньги», «бизнес» -Ю.С. Степанов.

Эскизы образа жизни, нравов, моделей поведения.новых русских предпринимателей содержатся в ряде публицистических статей в таких газетах, как «Аргументы и факты», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и др.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие появились исследования, затрагивающие многие аспекты жизнедеятельности российских предпринимателей, новое предпринимательство как социокультурное явление остается недостаточно изученным. Феномен новых русских предпринимателей в настоящее время требует более полного и многостороннего рассмотрения не только как социологического, политического или экономического явления, но и как социокультурного.

Объектом исследования является социокультурная предпринимательская среда России конца 80-х годов XX века - первого десятилетия XXI века.

Предметом исследования выступает субкультура новых русских, по роду своей деятельности являющихся представителями предпринимательства нового типа.

Цель исследования: выявить специфику субкультуры новых русских предпринимателей, обусловленную присущей ей картиной мира, ценностно-нормативной системой, способами социокультурной идентификации, образом жизни и поведенческими моделями.

Задачи исследования определяются поставленной целью.

1. Рассмотреть социокультурный феномен новых русских в аспекте
традиции русского предпринимательства конца XIX - начала XX веков:

а) выявить социальные корни и культурно-исторические условия фор
мирования деловой дореволюционной элиты;

б) определить роль религиозной этики в становлении системы ценно
стей и образа жизни дореволюционных предпринимателей, в формировании
традиций благотворительности и меценатства.

  1. Выявить генезис новых предпринимателей и показать специфику становления культуры предпринимательства в постперестроечной России.

  2. Выявить культурно-исторические причины и условия формирования социокультурной общности новых русских предпринимателей:

а) выявить социальные группы, из представителей которых формиро
валась общность новых русских предпринимателей;

б) проанализировать динамику взаимоотношений новых русских с вла
стью и социальными группами общества, выявить их специфику;

в) определить способы и механизмы социокультурной идентификации
новых русских.

4. На основании выделенных системно-структурных параметров суб
культуры исследовать субкультурную специфику новых русских предприни
мателей:

а) рассмотреть систему ценностей, норм, установок, определяющих мо
тивацию деятельности;

б) дать основные характеристики повседневного образа жизни новых
русских на основе анализа жилища, одежды, досуга;

г) выявить знаковую систему субкультуры новых русских;

д) определить поведенческие модели и рассмотреть телесные образы
новых русских в контексте их ценностно-нормативных ориентации.

5. На основе анализа субкультуры новых русских подтвердить иссле
довательскую гипотезу о том, что современный период в развитии россий
ского предпринимательства не отмечен «возвращением» к национальной
предпринимательской традиции конца XIX - начала XX века.

Хронологические рамки диссертации обусловлены спецификой объекта исследования и определяются концом 80-х годов XX века - началом XXI века. С 1987 года - принятия закона о кооперации - в бывшем СССР, а затем и в России развернулась «предпринимательская революция», детерминирующая процесс формирования в России нового социального слоя - предпринимателей.

Вместе с тем представляется необходимым уделить внимание концу XIX - начала XX веков - тому периоду в истории России, когда произошел распад традиционного, аграрно-патриархального общества и началось становление нового типа индустриального общества. Именно этот период культурно-исторического процесса отличается становлением особой социокультурной общности - русской деловой элиты.

Верхняя хронологическая граница в исследовании не может быть определена, так как и новый социальный слой и его формирующаяся субкультура - явления еще не завершенные, развивающиеся.

Источники исследования. Решение задач исследования определило обращение к источникам нескольких тематических групп. Первая группа представлена законодательными и нормативными документами регулирования рыночного предпринимательства в России. Вторую группу источников составляют статистические данные, информация, полученная в результате проведения социологических наблюдений и опросов российских предпринимателей. Третья группа представлена документами личного происхождения: дневниковая, мемуарная и эпистолярная литература, дающая сведения о процессах общественной, нравственной и частной жизни дореволюционных предпринимателей. В четвертую группу входят публицистические материалы газетных и журнальных изданий, телевизионных программ, интернет-материалы серверов мира, в которых представлена повседневность новых русских: образ жизни, язык, знаки и символы. Третья и четвертая группы источников послужили основой для создания социопсихологического портрета представителя новой социокультурной общности. Пятая группа источников -художественная литература, воссоздающая образ нового русского. К шестой группе относятся вещественные свидетельства - жилище, одежда, предметы быта, репрезентирующие новых русских как представителей субкультуры.

Определенная фрагментарность в исследовании субкультуры новых русских обусловлена не столько недавним возникновением в России этого социоэкономического и социокультурного явления, сколько незначительной доступностью информации об их жизнедеятельности. В связи с ограниченностью доступа к документам личного происхождения недостаточно полно исследованным оказывается морально-нравственный аспект жизни новых русских. Кроме того, в исследовании недостаточно полно представлены статистические данные. Это объясняется тем, что существующие статистические данные фрагментарны, быстро устаревают и не могут быть на сегодняшний день в полной мере удовлетворительными. Данные массовых социологических опросов не дают реального представления о специфике бизнес-слоя в

России. Это связано с теневым характером большинства функционирующих в стране крупных капиталов, коррупцией органов власти, слабостью правового контроля над хозяйственной деятельностью и в целом негативным отношением широких слоев населения к предпринимателям и предпринимательству.

Теоретико-методологическая база исследования.

Для решения сформулированных задач исследования в работе применен интегративный анализ, который позволил рассмотреть субкультуру новых русских предпринимателей как целостную систему. Исследование процесса формирования и социокультурной динамики нового предпринимательства в пространстве постсоветской реальности, определение специфики субкультурного носителя предопределило необходимость применения приемов сравнительно-исторического и историко-типологического методов. Применение приемов системно-структурного метода позволило исследовать субкультуру новых русских предпринимателей, выделив в качестве системообразующих параметров ценности, нормы и побудительные мотивы, характер идентификации и саморепрезентации в социокультурной картине мира. Приемы семиотического метода дали возможность проследить процесс превращения артефактов субкультуры новых русских в знаковые явления - символы - и выявить их семантику, тем самым декодировать социокультурную информацию, содержащуюся в артефактах субкультуры новых русских.

Новизна исследования.

Диссертационная работа представляет интегративный анализ новых русских предпринимателей как субкультурной общности.

  1. Субкультура новых русских предпринимателей впервые стала самостоятельным предметом культурологического анализа.

  2. На материале исследования обоснован концепт «новые русские», утверждение которого в массовом сознании российского общества обусловлено механизмом чувственно-рационального порождения смыслов.

  1. Субкультура новых русских рассмотрена на уровне системы ценностей и норм, определяющих цели и ожидания, специфику образа жизни, способ социокультурной идентификации.

  1. Дан анализ социокультурного пространства существования новых русских предпринимателей, принципов и форм взаимодействия с другими социальными группами. Сделано мотивированное заключение о том, что специфику их субкультурного образования определяют показное потребление и празднично-парадный образ жизни.

  2. Впервые проведен анализ повседневности новых русских: выявлена специфика жилища, одежды, проведения досуга,рассмотрена субкультурная знаковая система.

  3. В динамике формирования субкультурной общности выявлена специфика телесной культуры, обусловленная ценностно-нормативным контекстом существования новых русских и представленная в знаковых формах репрезентации телесности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в современную субкультурную картину российской действительности введен значимый системный элемент -субкультура новых русских предпринимателей, что, безусловно, дает представления о полифоничности и структурной сложности русской культуры. В исследовании представлены теоретические основания и намечены перспективы исследования субкультуры новейших русских предпринимателей, формирующейся в России в последние годы. Материалы исследования имеют значимость в разработке проблем телесности в культуре, выявлении ее аксиологических аспектов и формирования поведенческих практик.

Материалы диссертационной работы могут стать основой для подготовки и проведения специальных курсов в рамках изучения дисциплин «История культуры», «Социология культуры», «Культурная антропология» и др.;

использованы в научной работе со студентами специальностей «Культурология», «История», «Социология» и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Предприниматели постперестроечной России, выходцы из разных социальных групп, обладая высоким предпринимательским потенциалом (активность действия, образование, квалификация, социальные и политические связи и др.), являются субъектами социокультурной организации жизненного пространства.

  2. В начале 1990-х годов часть новых предпринимателей, упрочив свое положение в экономике за счет административного ресурса, образовала социокультурную общность, претендующую на статус бизнес-элиты России и получившую негативно окрашенное в массовом сознании обозначение «новые русские».

  1. Новые русские предприниматели представляют еубкультурную общность, структурообразующим элементом которой является система ценностей и норм, выражающейся в языке, символах, способах идентификации, образе жизни.

  2. Система ценностей социокультурной общности обусловлена субкультурным сознанием, транснациональной корпоративностью и ориентирована на достижение высокого социального положения, богатства и власти.

  3. Способом самоутверждения и социокультурной идентификации и одновременного дистанцирования новых русских от других социальных групп являются показное потребление и праздничность жизни, которые приобрели ритуальный статус. В процессе развития субкультуры показное потребление замыкается рамками социокультурной общности.

  4. В динамике формирования субкультуры новых русских предпринимателей образ жизни обусловливается вначале привнесенными из советского бытия, отличающегося всеобщим дефицитом, представлениями о «богатой

жизни», а затем ориентацией на роскошь русской аристократии или стандарты западной бизнес-элиты.

  1. В процессе становления субкультуры новых русских изменяются представления о социокультурном статусе и престиже, знаковыми показателями которых вначале становятся дом, одежда, машина, сотовый телефон, затем вклады в иностранных банках, виллы за рубежом, парк машин, яхта, вертолет или самолет и др.

  2. Стереотипы телесности в динамике формирования субкультуры новых русских определили специфику поведенческих моделей: на первом этапе - «наращивание мускулов», культ еды; затем строительство здорового, ухоженного тела (фитнес-клубы, диеты, сауны, процедуры омоложения и т.д.), упакованного в фирменную одежду, обувь и аксессуары, становящиеся, с одной стороны, знаковыми атрибутами новых русских, а с другой - обусловливающие процесс стандартизации поведенческих ролей.

  3. Для предпринимателей и дореволюционного, и постсоциалистического периодов показателями деловых качеств, успешности и престижа в обществе являются доход, социальное уважение и признание богатства. Однако христианские ценности для новых русских предпринимателей не стали приоритетными, а благотворительность и меценатство - внутренней потребностью. Разрыв естественной цепи воспроизводства социального слоя привел к утрате культуры и этики предпринимателей конца XIX - начала XX века. Недостаток эмоционально-психологического переживания причастности к судьбе России обусловливает отсутствие у новых русских предпринимателей переживания связи своего будущего со страной (экспортирование капиталов, недвижимость за рубежом, эмиграция и т.д.).

Апробация результатов исследования. Положения диссертации, а также отдельные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологи Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, представлялись на II Международной научно-практической

конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбовский государственный университет, 2004), региональной научно-практической конференции «Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы» (Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, 2004).

По теме диссертации опубликовано 4 статьи общим объемом 21 с. (1,2 п.л).

Структура и объем диссертации. Диссертация объемом 166 страниц состоит из Введения, двух глав и Заключения, Списка источников и литературы, включающего 200 наименований.

Развитие представлений о предпринимательстве: классические и современные концепции

Понятия «предприимчивость», «предприниматель», «предпринимательство» не обладают однозначной семантикой ни в российской науке, ни в общественной жизни России. Говоря о предпринимателях, одни имеют в виду агентов мелкого и среднего бизнеса, другие - солидных представителей «директорского корпуса», третьи - дельцов мафиозного типа, четвертые - все названные группы или каким-то образом выделяющуюся их часть. В научной литературе также встречаются разные трактовки этих понятий. Разработкой данной проблемы занимались как выдающиеся ученые Западной Европы Т. Веблен, Й. Шумпетер, В. Зомбарт, М. Вебер, Ф. Хайек, Л. Мизес, так и российские исследователи А. Агеев, А. Безгодов, Г. Гине, Т. Заславская, О. Крыштановская, В. Радаев, М. Шкаратан и другие.

Научный анализ предпринимательства, форм и способов его становления в России будет способствовать повышению степени понимания этого феномена, а значит и его социокультурному осмыслению, определению социокультурных и социопсихологических механизмов идентификации в современном обществе, организации соответствующих социальных действий и связей людей. Рассмотрение предпринимательства как особого рода не только хозяйственно-организационной деятельности, но и социокультурного способа организации пространства, самоидентификации предполагает в качестве исследовательской предпосылки необходимость определения категориально-понятийных границ изучаемого явления. Иначе неизбежны категориальная «размытость» в определениях, особенно свойственная обыденному сознанию, смешение терминов «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер» и т.п., обозначающие, по сути, разные социальные группы. Подобная категориально-терминологическая неопределенность приводит к тому, что в концептуальном плане понятие «предпринимательство» остается невыясненным.

В последние 10-15 лет изыскания в области предпринимательства в значительной мере активизировались. Это происходит прежде всего в связи с необходимостью междисциплинарного анализа феномена предпринимательства, который способен дать интегрированную историко-культурную , социальную и экономическую оценку этому явлению в современной культуре. Стала очевидной недостаточность теоретико-методологических и культурно-исторических оснований для исследования феномена предпринимательства.

Однако до сегодняшнего дня сохраняется полисемантичность самого понятия «предпринимательство» и, соответственно, сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов.

Приведем наиболее распространенные точки зрения на предпринимательство: владение капиталом (А. Смит); соединение и комбинирование факторов производства (М. Вебер); ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, принятие риска (Р. Кантильон); инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством (Й. Шумпетер). Принятое ныне в западной литературе разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую, пожалуй, наиболее удачно и полно систематизирует весь этот эклектичный набор экономических, организационных, психологических признаков социокультурного явления. В сущности же, все основные составляющие концепта представления «предпринимательство» укладываются в диапазоне от понятия «праздного класса» [7: 345] до его трактовки как «основного феномена экономического развития» [59: 235], его главной движущей силы. Концепт мы понимаем как «закрепляемое словом культурное представление с внутренней взаимосвязью слова, образа мысли («мировидения») и способа его репрезентации в сферу культурной практики» [127: 57].

Предпринимательство как феномен привлекало внимание исследователей со времен Античности. На протяжении длительного периода европейская мысль рассматривала его как второстепенное, с точки зрения интересов общества, занятие, не достойное людей с высоким социальным статусом. Такая оценка была обусловлена зачаточным состоянием рыночных отношений, в рамках которых возможности для занятия предпринимательством исчерпывались в основном сферой торговли.

Исторические условия и структурно - системные основания формирования субкультуры новых русских предпринимателей

Главным условием появления субкультуры является возникновение специфической среды, которая ее порождает, т.е. наличие субкультурной общности (или порождающей среды). Поэтому несмотря на социальную разнородность общности новые русские , необходимо отметить, что прежде всего она состоит из предпринимателей, которые очень быстро повысили материальный статус и сделали это за счет активного экономического поведения и ряда социокультурных условий.

Прежде чем анализировать субкультуру новых русских предпринимателей следует выявить социально-экономическую специфику ее носителей. Результаты исследований показывают, что сегодня в массовом сознании россиян восприятие предпринимателя и любого другого субъекта, отличающегося высоким социальным и имущественным статусом, практически не различается. Массовое сознание, как правило, зачисляет в разряд предпринимателей человека обеспеченного по внешним обывательским меркам.. Образ бизнесмена, предпринимателя формируется сегодня на основе стереотипов, отражающих в массовом сознании россиян достигнутые ими социальные позиции (богатство, власть, престиж и др.) и производные от них социальные роли (управленческие, потребительские и др.), а не специфические экономические функции. «Общепринятый, стереотипный смысл слова «предприниматель» применительно к российской действительности еще не сложился, он формируется в ходе каждодневных наблюдений, сравнения разных вариантов возникающих смыслов друг с другом и с реальностью», - отмечает в этой связи М.О. Шкаратан [192: 66].

В этих условиях исходным пунктом исследования становится определение категориального аппарата: «предприимчивость», «предприниматель», «предпринимательство». Системно-структурными элементами предпринимательства, вычленяемыми большинством исследователей, являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования; инновационный характер деятельности. Причем если понимание двух первых признаков не вызывает особых дискуссий, то третий трактуется по-разному.

Часть ученых отождествляет этот признак с инновационным типом поведения: внедрением технологических и организационно-хозяйственных новшеств, принятием нестандартных решений, творческим подходом к решению проблем, изобретательностью, находчивостью и т.п. При таком подходе различие между предпринимателями и остальными людьми определяется не соответствующей сферой деятельности и социально-экономическим статусом, а прежде всего инновационным типом личности.

Ученые, изучающие предпринимательство как специфический элемент социальной структуры общества, предпочитают более широкое толкование новаторства. Они делают акцент на «системопреобразующем, социально-новаторском характере деятельности» предпринимателей, проявляющемся в «содействии рыночной трансформации российской экономики. Такой подход позволяет считать «новаторами» всех активных участников становления, функционирования и развития рыночных отношений, независимо от типов личности и предпочитаемых форм поведения», - пишет исследователь социальной структуры российского общества Т.И. Заславская [113: 231]. Разным определениям новаторской деятельности соответствуют три разные трактовки предпринимательства и предпринимателя. В соответствии с первой - предпринимательство рассматривается как специфический тип деятельности, связанный с инновациями и риском, а предприниматель - как деловой, инициативный и творческий человек, действующий преимущественно в хозяйственной сфере. Для данной трактовки базовым понятием является предприимчивость - способность личности достигать конкретных целей за счет собственной инициативы, изобретательности, принятия нестандартных решений, готовности к риску и ответственности.

Ценности, образ жизни и символы субкультуры новых русских

Базовые ценности занимают особое место среди возможных критериев и стандартов, которыми руководствуется человек при вынесении своих оценок, при выборе целей и альтернатив действий. Ценности отличаются от социальных норм, которые являются договорными и внешними для личности. Люди принимают или отвергают социальные нормы, исходя из разделяемых ценностей. Если в более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, то при широком понимании ценностей к ним относят не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные предпочтения, но и стабильно важные материальные блага. Каждой субкультурной общности присуща своеобразная ценностная ориентация, избирательно выделяющая значимые события прошлого и настоящего. В постоянном общении такие воспоминания восстанавливаются и подкрепляются. Ценности людей принадлежащих к той или иной субкультуре становятся понятными лишь тогда, когда они рассматриваются внутри культурно-исторического контекста.

В этой связи необходимо отметить важность формирования субкультурного сознания: «носители субкультурного сознания, члены субкультуры -это люди, наилучшим образом «вписывающиеся» и «ощущающие себя» в данной общности, входящей в страту - «клетку» социально-демографической или социально-профессиональной структуры», - полагают авторы сборника Художественная жизнь современного общества: Субкультуры и этносы в художественной жизни под редакцией К.Б. Соколова и Ю.В. Осокина. [176: 25]. Так, например, чтобы идентифицировать себя в качестве нового русского предпринимателя, мало просто заниматься бизнесом, надо искренне принять нормы, ценности, символы, хорошо усвоить язык «делового сообщества». Поэтому далеко не все предприниматели принадлежат соответствующей субкультуре. Вообще членов субкультуры в порождающей среде может быть совсем немного, но именно они выражают ее социокультурную суть. Вот почему предприниматель, появившийся в перестроечный период развития России, которого можно называть «новым», часто является новым русским предпринимателем лишь по роду занятий, так как не является носителем субкультурного сознания рассматриваемой общности. Таким образом, предприниматель, соответствующий социально-экономическим характеристикам данной группы, не всегда может быть отнесен к собственно новым русским. Например, представители шоу-бизнеса, рекламного бизнеса, бизнеса в сфере высоких технологий. Как правило, их высокий материальный уровень обусловлен интеллектуальным потенциалом, особыми творческими возможностями, они прочно связаны с традициями того слоя общества, выходцами из которого они являются.

Определяя новых русских как очень богатых людей, важно определить параметры богатства, так как в каждом обществе складывается господствующий стереотип богатого человека. Сложился он и в постсоветской России. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН в 1997 году провел опрос экспертов (ИЗО предпринимателей, чиновников, депутатов, адвокатов, то есть групп, которые обладают высоким материальным статусом). По их мнению, «главный признак богатства - личная охрана (77%). Затем идут такие показатели, как загородный коттедж (76%), престижная квартира (75%), престижный автомобиль (71%), вклады в зарубежных банках, вертолет или самолет. Только одна треть назвала признаком богатства дорогую одежду», - отмечает исследователь показного потребления Т. Коростикова [23]. Если классифицировать символы богатства, то на первом месте оказывается недвижимость, включающая не только жилье, но и офис. На втором месте - средства передвижения, автомобили, самолеты и вертолеты. На третьем - большое количество подчиненных, включая охрану. На четвертом месте - обладание предметами роскоши (драгоценности, картины, антиквариат). На пятом - современные средства связи. Соответственно, человек, стремящийся считаться в глазах окружающих богатым, должен придерживаться стандартов, символизирующих богатство. Например, об уровне богатства можно судить по расходам на содержание прислуги. О. Хи-мич и И. Кумскова пишут: «В загородном доме, как правило, работает семейная пара - домработница, садовник. Они получают приблизительно $ 1000 в месяц. Отдельной статьей расхода идет оплата повара. Очень часто их приглашают из любимых заграничных ресторанов. Хороший повар может стоить более $ 10000. если есть - дети есть и няни. Приходится приглашать как минимум двух. Это еще $ 1500. Ни одна семья такого ранга не обходится без водителя или нескольких. Один стоит от $ 800 до 1500» [58].