Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телесность как социокультурный концепт Кузин Иван Владиленович

Телесность как социокультурный концепт
<
Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт Телесность как социокультурный концепт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузин Иван Владиленович. Телесность как социокультурный концепт: диссертация ... доктора Философских наук: 24.00.01 / Кузин Иван Владиленович;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Бытие как взгляд, или чувственно-телесное учреждение существования 43

Параграф 1. Смутная настоятельность телесного 43

1.1. Мифореконструкция рационализма 44

1.2. Картезианский парадокс существования 58

1.3. Связь диалектики и фундаментальной

онтологии в экзистенциализме Ж. -П. Сартра 67

Параграф 2. Герменевтика и лексематика вещно-телесного бытия 81

2.1. Грамматика и метафизика «что» 83

2.2. Грамматика и метафизика «ничто» 95

Параграф 3. Взгляд как учредитель существования 107

3.1. Понимание телесности как «мойности» через интерпретацию феноменологии Э. Гуссерля 109

3.2. Экзистенциальная ревизия трансцендентальной сферы, или реабилитация телесности 124

3.3. Взгляд как трансформированная интенпиональность и бытие вещи 134

ГЛАВА II. Бытие как тяжесть, или чувственное ускользание первоматери(и) 151

Параграф 1. Деонтологическая онтология 151

1.1. Прочь от бытия: бытие и акт-существования 152

1.2. Завязнуть в самом себе: ответственность за бытие 160

1.3. «Один в поле не воин»: прочь от себя 169

1.4. Что такое Женское? 176

Параграф 2. Сопротивление тела: перспективы преодоления 188

2.1. Ускользание реальности: от метафизической мечты к ее художественному воплощению 191

2.2. Искусство и нехватка реальности, или непросчитываемое Единство 207

2.3. Преобразование «перспективизма» живописи эпохи модерна в технологизм эпохи постмодерна 223

Параграф 3. Сокрыто-опредмеченное страдание 234

3.1. Тревога как тело свободы 236

3.2. Неорганическое тело и мир как солидарность множества у «раннего» Маркса 249

ГЛАВА III. Бытие как частная собственность, или культурные последствия спекулятивного разрыва тела и разума 263

Параграф 1. Всеобщее как трансцендентное contra частная собственность как всеобщее 266

1.1. Метафизический путь к абсолютизации частного 266

1.2. Родобытие и память 276

1.3. Господство частного и

политико-экономическая девальвация 285

Параграф 2. Частное vice versa всеобщее: ложность противопоставления..293

2.1. К перспективе «экспорта» частной собственности как универсальной ценности 293

2.2. «Слепое пятно» мышления: раздутое частное 300

2.3. Моральная проблематизация абсолютизации частного 309

Параграф 3. Трансцендентное как методологический принцип оценки культурфилософских теорий 320

3.1. Амбивалентно-учреждающая сила веры 320

3.2. Эмпирическое «небытие», или символический модус трансцендентного 332

Заключение 344

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования

Культура новоевропейской рациональности удерживала тело на периферии рефлексии, что обусловливалось тотальностью понимания бытия как сознания. Однако при такой односторонней стратегии на рациональное конструирование мира разрешить проблему сложносоставности человеческого существа (дух-тело) в полной мере так и не удалось. Изгоняемое тело вновь и вновь, нередко болезненно давало о себе знать, предъявляя себя как неистребимую часть человеческого существа. Гипостазирование одной из сторон бытия с течением времени неминуемо навлекало кризис в экзистенциальном самоощущении как отдельно взятой личности, так и различных культур в целом. Наступление подобного кризиса в западноевропейской цивилизации к началу XX в. создало предпосылки для реабилитации в социокультурном контексте проблематики телесности, маркируя собой также и смену идейных приоритетов - идея универсализма уступает свое место идее множественности.

Философия культуры, безусловно, нуждается в выработке различных теоретических стратегий, осуществляющих перевод традиционно метафизически очерчиваемой проблемы соотношения субъекта и объекта в ее собственное проблемное поле. В этой связи актуальность данного исследования состоит в том, что в нем показаны возможности аналитики тела, которая может быть востребована как в онтологическом и философско-антропологическом контекстах, так и в рамках полемики между такими направлениями, как культурный атомизм и культурный универсализм, или «методологический коллективизм» и «методологический индивидуализм». Тем самым задается еще одна из линий, способствующая формированию интегративного объяснения культурной жизни общества.

Также для современной культуры имеет большое значение установление, демонстрация и сохранение преемственности и связи с классической традицией при объяснении изменяющихся культурно-исторических форм, хозяйственно-экономических, социальных и политических потребностей и интересов действующего субъекта.

В исследовательской литературе под телесностью все чаще начинают понимать то, что накладывается на тело со стороны общества и культуры, тем самым делая тело чем-то большим, нежели просто физическое сущее. В таком контексте для гуманитарного знания при создании нового концепта важно наделить телесность более широким пониманием, включающим в себя как физические, социальные, культурные, так и метафизические

значения. В необходимости такого собирательного понятия проявляет себя стремление выражать тоску по утраченному единству мира.

Для научного знания актуальность комплексного рассмотрения телесности состоит в необходимости вернуть этимологически обусловленный, исходный смысл, заключенный в привычном для нас словосочетании «физическое тело». В повседневном словоупотреблении мы имеем дело лишь с инструментальными значениями, скрадывая ими глубокое содержание, присутствующее в древнегреческом слове «фюзис». В этой связи совершенно не случайным и объяснимым выглядит появление различных экологических движений. В том, что для нас выступает лишь как объективированное и косное, как сочетание чувственно-данных элементов, лишенных жизненного начала, помимо этого содержится отвечающее древнегреческому понятию природы значение -самопроизрастание к жизни и внутренний порыв самоосуществления. Важно показать наличие и проявление этих сторон телесности в многообразии социальных и культурных практик, в смысловом отношении отсылающих к гармонизации культуры и природы, рода и природы.

Тело, как само природное, предстает двояко: 1) как имеющее место быть, и 2) как всегда в этой своей данности произрастающее в качестве выражения самого роста. Такая пограничностъ, выступающая, с одной стороны, непосредственным, материально выраженным препятствием, некоей экзистенциальной тяжестью бытия, с другой стороны, оказывается источником формирования иного рода телесности, нежели та, которая дана, например, животному. Она одновременно и средство, и «результат» как порыв к трансцендентному. Тем самым мы либо встраиваемся в систему культуры - самонаучения ограничивать свои естественные спонтанные желания, либо послушно подчиняемся их силе, ограничивающей нас фактом внешних обстоятельств.

Учитывая сказанное, концепт телесности перестает быть простым синонимом понятия физического тела, которое также может передаваться с помощью отвлеченного существительного «телесность». Телесность как концепт синтезирует собой многообразие значений, выработанных культурами прошлого. Поэтому для теории и истории культуры очевидна необходимость определения значимости этого концепта при построении социально-философского и культурно-исторического дискурсов.

К началу XX столетия, когда все ощутимее становится потеря ориентиров, позволяющих понимать и описывать связность и единство опыта переживания мира, представляемого в том числе и через социокультурную общность, возникли культурно-исторические и философские основания для востребованности концепта телесности. В

условиях кризиса основании европейских наук остается вычленить некое экзистенциально значимое, через призму переживаний понятное понятие, которое сочетало бы в себе на уровне чувств вкус и тягу к единству, вместе с тем способное отражать собой всевозможные стороны и оттенки как мира, так и культурного становления человека. Наполнившись новым содержанием, таким «понятием» становится концепт телесности. Экзистенциальная аналитика человеческого бытия через концепт телесности предлагает путь преодоления разрыва сложносоставной человеческой природы, вновь и вновь повторяемого на разных культурно-исторических этапах.

Степень научной разработанности темы. Историографическая база

В XX в. интерес к проблеме тела резко возрос, о чем свидетельствует огромное количество философских работ и научных исследований, посвященных осмыслению данного феномена. В них тело рассматривается с самых разных сторон в различных научных областях - в астрофизике, в биологии, медицине, психологии, социологии, экономике, философии культуры, культурологии, политологии, религиоведении, социальной антропологии, философии спорта, социальной философии, философской антропологии, истории философии и т.д.

Прошедший век с полным правом можно считать веком, когда проблема телесности была переведена из маргинальных и второстепенных в одну из центральных философских проблем. Этому способствовали полученные результаты в области естественных наук, которые стремились осмыслять сами ученые, делающие прорывные и революционные открытия, такие как В. Гейзенберг, Э. Шредингер, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, что привело к попытке создать общую естественно-научную философскую концепцию, которую пытается представлять синергетика, в рамках которой проблема тела также получает свое осмысление в лице И. А. Бесковой, Д. А. Бесковой и Е. Н. Князевой.

В философии конца X1Х-начала XX вв. определяющую роль в привлечении интереса к проблемам телесности под разным теоретическим углом зрения сыграли такие направления как «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер) и феноменология. С «философией жизни» можно соотнести философские концепции, в которых тематизировалась проблема бессознательного, в частности, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Ж. Лакана, С. Жижека. Колоссальную и во многом решающую роль в разработке проблемного поля диссертации сыграл экзистенциализм в лице своих основных

представителей - С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра, Г. Марселя, К. Ясперса, М. Бубера, X. Ортега-и-Гассета, Л. И. Шестова, Н. А. Бердяева.

В феноменологии данная тема все больше становится одной из центральных. К наиболее ценным и интересным относятся исследования Г. Г. Шпета, П. Рикера, Б. Вальденфельса, Г. Шмитца, Д. Захави, Ш. Галахера, А. А. Бэлло, К. Чокана, М. Шитс-Джонстоуна, Т. Фукса, Д. Морриса, Г. Раппэ, 3. М. Какабадзе, В. И. Молчанова, Н. В. Мотрошиловой, Н. Н. Карпицкого, Д. Э. Гаспарян, О. Шпараги, И. Б. Ардашкина, Л. В. Радищевской, Я. Бражниковой.

Возрастающая концентрация философского внимания к телесной проблематике стимулировала появление большого количества культурологических исследований, наиболее интересные из которых представляют Н. Элиас, Р. Мюшембле, X. Д. Риндисхбахер, А. Крокер, Ф. Хури, X. Исида, Ю. Юаса, Ю. Нинг, М. Ямпольский, В. П. Руднев, Т. Э. Цветус-Сальхова, С. И. Виляева, Л. П. Воронкова, А. А. Иванов, М. В. Колесник, А. В. Лебедева, В. С. Вахштайн, О. Я. Власенко, Я. В. Чеснов.

Вместе с тем исследований, в которых телесность представлена не только как феномен, принадлежащий тому или иному теоретическому и практическому контексту, в том числе социокультурному, в которых раскрывалась бы ее специфика, но и как полноценный социокультурный концепт, выступающий своеобразным ключом к аналитике социальных и культурных процессов, очень незначительное число. К такому направлению среди западных философов в наибольшей степени приближается философия Ж.-Л. Нанси, а среди отечественных исследователей можно выделить В. Л. Круткина, С. А. Азаренко и И. И. Замощанского.

Элементы представляемого в исследовании социокультурного «преформизма» вещного мира мы обнаруживаем в самых разных философских традициях. Не только у родоначальника феноменологии Э. Гуссерля, существенно повлиявшего на всю философию XX в., но и у его оппонентов-последователей М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти. На более ранних этапах истории философии мы, конечно, находим схожие идеи, как в одухотворенном мире Гегеля, в характеристиках перцепирующей монады Лейбница, в скрупулезных разборах существа интенции у схоластов и в гилозоистических теориях античности.

Среди современных исследований, напрямую относящихся к тематизации проблематики телесности, в первую очередь следует отметить уже ставшие классическими работы В. А. Подороги, М. Н. Эпштейна, С. С. Хоружего, И. М. Быховской, Н. Н. Визитея и Л. В. Жарова. Поиск комплексного представления о телесности с выделением

определенной специфики вопроса предлагается в исследованиях Б. Г. Акчурина, Л. В. Зориной, Е. М. Иванова, Б. С. Шалютина, Н. А. Бугуевой, Е. А. Тарухиной, Д. Михеля, О. В. Поповой, М. А. Рябова, М. А. Степанова, В. П. Щербакова. Следует отметить ряд небольших, но содержательных работ, в которых тело рассматривается с различных исследовательских точек зрения. Это исследования В. А. Конева, Д. Ю. Сивкова, Д. Г. Трунова, О. В. Поповой, Е. В. Власовой, А. В. Дьякова, Е. В. Гутова, М. В. Колосковой, О. В. Тимофеевой и др.

Библиографическая база

Если обратиться к истокам философской постановки вопроса о теле, то в первую очередь следует заметить, что рассматривался этот вопрос чаще всего в иных номинациях и, прежде всего, проходил под рубрикой вопроса о материи. Наиболее ценными для нас являются учения о материи, сформулированные Платоном, Аристотелем, неоплатониками. В христианском средневековье метафизическое учение о материи получает экзистенциально-антропологическое наполнение в случае различения плоти и тела, чему и посвящены глубокие размышления Оригена, Тертуллиана, св. Василия Великого, св. Григория Нисского, св. Иоанна Дамаскина, при. Максима Исповедника, блж. Августина, Иоанна Скотта Эриугены, Фомы Аквинского, У. Оккама, св. Григория Паламы, Ф. Суареса.

Здесь же нельзя не отметить тот вклад, который внесла в осмысление проблематики телесности христианская философская и богословская мысль XX вв. Наиболее значимыми здесь являются изыскания (раскрывающие существо различия между плотью и телом в христианстве) В. Н. Лосского, И. Зизиуласа, И. Мейендорфа, А. Шмемана, П. Евдокимова,

A. С. Позова, С. Н Булгакова, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, В. Ф. Войно-Ясенецкого,
X. Яннараса, Р. Бультмана, Ж. Маритена, Э. Жильсона, Ж.-Л. Мариона, А. Лоргуса, Е.
Косевича.

В эпоху Нового времени философский дискурс вновь сместился в сторону метафизической и научной тематизации проблемы материи, чему были посвящены труды Р. Декарта, Ф. Бэкона, П. Гассенди, Т. Гоббса, Дж. Локка, Н. Мальбранша, Г. В. Лейбница, Б. Спинозы, Дж. Беркли, Д. Юма, Ж. О. Ламетри, Э. Б. Кондильяка, Мен де Бирана.

Для немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г.

B. Гегель) было характерно как проведение тонких различий, так и нахождение
диалектических связей между сферами чувственного и рассудочного, и на этом пути были
получены значительные результаты, помогающие лучшему пониманию всех тех нюансов,
которые возникают в процессе аналитики телесности.

Отчасти косвенное, но при этом принципиальное значение для постановки в XX в. вопроса о телесности, как одной из ключевых философских тем, имели работы Л. Фейербаха, К. Маркса, М. Штирнера и Р. Авенариуса. Не меньшее значение имеют труды мыслителей, представляющих русскую философскую традицию «серебряного века», - В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, А. Белого, С. Л. Франка, В. Н. Ильина, Б. П. Вышеславцева.

Мировые социальные потрясения и многочисленные человеческие жертвы первой половины XX в. мотивировали развитие социологических исследований сначала в сторону изучения масс и связи с этим феноменом телесности человека, а затем в сторону постановки более фундаментальных теоретических построений и обобщений, касающихся этой темы. Здесь следует упомянуть таких мыслителей как А. Франка, Л. Болтански, Р. Гугутцера, Б. Латура, Н. Лумана, К. Шиллинга, Б. Тернера, Д. Ле Бретона, Ж.-К. Кауфмана, Л. Вокана, П. Дюре.

Развитие и успехи в области биологии и медицины стимулировали более обстоятельное изучение человеческой телесности не только с узко-прикладной точки зрения, но и с философской и культурно-исторической. Здесь заслуживают внимания работы таких исследователей как К. Лоренца, Г. Глязера, Н. Шубина, К. Хэрзлика, Ж. Пиррета, А. Клинманна, Д. М. Левина, Дж. Ф. Соломона, Р. Валла, ,. С. Кона, Д. В. Михеля, В. ЛЛ Лехциера, П. ДД Тищенко, О. Е. Баксанского, К. А. Куксо, Л. А. Шевырноговой.

Достижения в области нейрофизиологии (исследований мозга) не остались без пристального внимания философов, представляющих аналитическое направление. Всестороннее обсуждение возможностей и перспектив создания искусственного интеллекта на основе таких достижений не могло пройти мимо возникающих в этом случае проблем, связанных с телесностью. Данное направление представляют такие мыслителями как Р. Пенроуз, Дж. Серль, Д. С. Деннет, Пол и Патриция Чёрчленды, Т. Нагель, Д. Чалмерс, Д. Хофштадтер, А. Дамазио, М. Локвуд, Дж. Нортофф, X. Пристер, Э. Томпсон. Среди отечественных исследователей в русле этого направления находятся работы Н. С. Юлиной, Д. И. Дубровского, Д. .Б Волкова, В. В. Васильева, С. В. Нагуманова, Т. В. Черниговской, Д. Н. Разеева, М. А. Секацкой, Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой.

Наибольший интерес среди множества исследований, посвященных телесности в области психологии, вызывают работы Э. Кречмера, Л. Бинсвангера, М. Босса, С. Грофа, А. Лоуэна, С. Фишера, И. Д. Рока, А. Рэдли, Б. С. Роланда, А. Ш. Тхостова, Е. Э. Газаровой, В.

Н. Никитина, В. П. Зинченко, Ю. М. Зенько, Г. Е. Рупчева, О. А. Власовой, О. А. Заржицкой.

В области исторической и философской антропологии классическими работами, значимыми для нашей темы, являются работы М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, Д. Кампера, К. Вульфа, А. Корбена, Д. Бретона, К.-М. Шеффера, М. Дери.

Большой вклад в развитие темы внес М. Фуко, раскрывший существо власти как проявление взаимодействующих сил, сталкивающихся множеств, в самых разных областях жизни общества. Важность такого анализа становится еще более ясна, если обратиться к рассмотрению понятия силы, предложенного Аристотелем и опять-таки Лейбницем. Примыкает к этому же направлению и гегелевские размышления о субстанции материи, вполне переводимые в социокультурную плоскость. Археологический дискурс Фуко нашел свое отражение в гендерных теориях, к основным разработчикам которых относятся С. Бовуар, Дж. Батлер, Л. Иригари, Р. Салецл, Р. Брайдотти, Т. Лауретис, Р. Дюпрос, К. Ленной, Г. Вис, Э. Маккарти, Т. Дашкова, И. Жеребкина, Е. Б. Станковская, С. А. Ушакин, Н. X. Орлова и др.

Представляет интерес рассмотрение телесности в эстетической сфере, в частности, определение специфики и значения тела в театре, кино, живописи, скульптуре, архитектуре, моде. Этому посвящены работы 3. Кракауэра, Р. Краусс, С. Сонтаг, П. Квятковской, Ж. Вигарелло, М. Серра, Д. Арасса, П. Франкастеля, Дж. Нейсбит, Х.-Т. Лемана, Ж. Лекока, С. Эйзенштейна, Б. А. Успенского, Б. В. Раушенбаха, О. Булгаковой, О. Б. Вайнштейн, К. Чухров, С. А. Лишаева, М. В. Острого, С. П. Шлыковой, А. С. Мухина, М. А. Нестеровой, Я. Б. Баричко, Г. И. Ревзина.

Сформировался философский подход к исследованию тела в спорте, наиболее значимые в этой области исследования представлены работами X. У. Гумбрехта, Т. Алкемайера, Э. В. Гербера, Ж. Харгривса, Ж. Хокейя, М. Месснера, К. Хинеманна, М. Дости, С. С. Стойчевой, В. И. Столярова, П. Б. Титова, М. А. Богдановой, Ю. И. Родина.

Крайне полезные и продуктивные исследования представлены в области изучения языка, где особо следует выделить работы М. Джонсона, Дж. Лакоффа, С. А. Пинкера, А. Ж. Греймаса, Т. Зимке, X. Рутрофа, Вяч. Вс. Иванова, Л. В. Карасева, Г. Е. Крейдлина, О. Б. Клевцовой, А. В. Нагорной, А. А. Романова, Ю. А. Сорокина.

Работы в области социальной антропологии, а также философское осмысление результатов данной науки, позволяют понять специфику конституирования и отношения к телу в разных культурах, осознать масштаб многообразия телесных практик, присущих разным культурам и этническим группам. Здесь необходимо указать на классиков данного

направления, уделившим достаточно внимания этим вопросам - М. Мосс, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, М. Мид, М. Дуглас, Э. Эванс-Причард, Э. Лич, Р. Куайе, Р. Жирар, Л. Дюмон, Б. Тернер, М. Физерстоун.

Невозможно переоценить тот вклад в развитии темы, который был сделан философами так называемого постмодернистского направления - Ж. Батай, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр, Р. Барта, Ж. Деррида, П. Слотердайк, Дж. Агамбена, П. Вирильо, Ж.-Ф. Лиотар, М. Энафф.

Большую ценность представляют историко-философские исследования, в которых в различных аспектах изложены учения о материи и теле в разных культурах и на разных исторических этапах. Среди западных исследователей необходимо отметить - П. Адо, Э. Р. Доддса, В. Йегера, Т. А. Слезака, Ж. Ле Гоффа, Э. X. Канторовича, Ш. Маламуда, Ф. Жюльена, К. Шмитта, Г. Башляра; среди отечественных - А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, О. М. Фрейденберг, С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, М. К. Петрова, В. В. Бибихина, Г. Д. Гачева, Поршнева Б. Ф., М. К. Мамардашвили, Э. В. Ильенкова, В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, А. В. Михайлова, Ю. А. Шичалина, Ю. М. Бородай, Т. Ю. Бородай, С. В. Месяц, И. А. Протопоповой, П. П. Гайденко, П. П. Петрова,

A. В. Смирнова, В. В. Малявина, А. И. Кобзева, А. Н. Мещерякова, А. В. Ахутина, К. А.
Свасьяна, В. П. Визгина.

Особо стоит отметить представителей петербургской философии, внесших значительный вклад в осмысление самых разных сторон рассматриваемой темы - К. А. Сергеев, Ю. М. Шилков, А. Г. Черняков, Е. А. Торчинов, М. Е. Кравцова, К. С. Питров, Б.

B. Марков, Я. А. Слинин, А. А. Грякалов, С. Н. Иконникова, В. В. Савчук, Г. Л.
Тульчинский, Е. Г. Соколов, Б. Г. Соколов, А. Н. Исаков, В. Ю. Сухачев, Р. В. Светлов, О.
А. Коваль, Н. А. Грякалов, А. К. Секацкий, Н. М. Савченкова, Ю. М. Шор, Н. В. Голик, Е.
Э. Сурова, Е. К. Краснухина.

Предмет, цели, основные задачи

Объектом исследования является тело, репрезентирующее материю в физических, метафизических и социокультурных аспектах.

Предметом исследования является телесность как смыслообразующий, социально-философский и социокультурный концепт, становящийся важнейшим инструментом понимания, интерпретации и конституирования социальной, политической, экономической и культурной практик.

Цель: исследовать проблематику телесности в контексте социокультурных процессов. Для реализации данной цели необходимо решение ряда теоретических задач. Задачи:

  1. Исследовать проблематику соотношения социокультурного и природного через призму метафизического вопроса о материи, антропологически преломляющегося в вопрос о телесности.

  2. Концептуализировать проблему телесности в свете актуальных тем современности, в частности, роли, которую играют в социокультурном пространстве такие феномены как рациональное и иррациональное, желание, свобода, собственность, идеология и вера.

  3. Обосновать положение о том, что в условиях современной культуры решение задачи концептуальной реабилитации телесности органически связанно с задачей реабилитации мифологического типа сознания как ценностно значимого момента организации социокультурной, политической и экономической жизни человека, а также как части рационально институализирующих практик социума.

  4. Выявить теоретическую и практическую актуальность применения метода мифореконструкции («мифологической вычитки») к анализу социокультурных явлений, с помощью которого можно исследовать социально-экономические, культурные и политические потребности и интересы действующего субъекта с учетом выработанного в культуре отношения к телу.

  5. Проследить динамику и определить специфику практик «подчинения» тела на разных исторических этапах и в различных культурных и социальных средах (искусстве, политике, экономике и т.д.), чтобы с учетом данного факта оценить характер культурной адаптации индивидуума и способы построения культурных моделей телесного поведения в социальном пространстве.

  6. Через концептуализацию телесности проанализировать возможности экстраполяции метафизической проблематики соотношения всеобщего и частного в социокультурную плоскость (соотношения рода и частной собственности), на основании чего выйти на определение значимости трансцендентного в процессе формирования культуры и в построении социального мира.

  7. Установить основные дескриптивные характеристики телесности как знака трансцендентного начала (не ограничиваемого смыслом внеположности друг другу частных явлений), закрепляющего свою эмпирическую доступность в символической форме и конституирующего социокультурную реальность.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Очерчены границы содержания телесности как фундаментального социокультурного концепта.

  2. Обоснован метод мифореконструкции (мифологической вычитки) в качестве конструктивного элемента понимания концепта телесности, с помощью которого переопределяется статус вещного мира в его обращенности к человеку, а также осмысляется концептуальная значимость феномена телесности для понимания социокультурных процессов.

  3. Сформулирован «принцип трансцендентного», представленный в качестве методологического основания построения и верификационного инструмента оценки теорий культуры и негативных тенденций, намечающихся в обществе и культуре.

  4. Произведено социокультурное транскрибирование метафизической аналитики соотношения понятий «всеобщее» и «частное», благодаря чему были охарактеризованы приоритеты в применении к описанию реалий культуры «принципа трансцендентного».

  5. В контексте концептуализации телесности проведенный анализ методологических и инструментальных констант художественных практик ренессансной и новоевропейской культуры позволил установить, что процесс преобразования приема {средства) прямой перспективы в содержание (сообщение) коррелирует с процессом эстетизации техники, вследствие чего была определена органичность и логичность связи между классическим искусством и современными технологиями, а также культурно-значимый смысл понимания тела как границы.

Методология и методы исследования.

Методологический инструментарий, задействованный в исследовании, включает в себя прежде всего обращение к основополагающим стратегиям, выработанным в области гуманитарных наук. В первую очередь к ним можно отнести метод сравнительного анализа, подход, основанный на проведении культурных и исторических параллелей, а также ряд философских методов, сложившихся в рамках отдельных философских направлений, в первую очередь XX в., таких как дескриптивный, номотетический и идиографический.

Эпистемологический анализ включает в себя диалектический ресурс и феноменологический метод, из симбиоза которых вызревает экзистенциальная стратегия,

во многом задающая тон всему исследованию. Также продуктивность исследования была обеспечена марксистским анализом социальной действительности, теоретическими подходами понимания человека и культуры, сложившимися в философии жизни, философской антропологии, философском психоанализе, мифологической критике. Методологическая линия, выбранная автором, позволила найти возможности соотнесения этих разнообразных позиций с классическим контекстом метафизически формулируемых вопросов, затрагивающих онтологический статус материи, вещи и мышления. В этой связи существенное значение для проведения работы имел историко-философский метод, а также привлечение методологического инструментария семиотики культуры и искусства.

Первостепенное и определяющее значение в проведении исследования сыграл философски рефлексированный метод текстологического анализа. Данный метод применялся как на основе уже сложившихся классических принципов его реализации, включающих в себя подходы герменевтического и лингвистического толка, так и на основе применяемого в исследовании метода, обозначенного как метод мифологической реконструкции, или метод мифологической вычитки.

Оправданность применения подобного метода обусловлена тем, что миф обнаруживает себя как обратная сторона рациональной мысли, как обязательный аспект ее свершения, т. е. он включает в себя чувственный, телесный аспект жизни. В нем сочетается и то, и другое, точно также, как в нем сочетаются трансцендентное и конкретно чувственно данное.

Элементы деконструктивной организации содержания в мозаичную композицию позволили обращаться к различным областям социокультурной реальности, свободно переходя от одной к другой, варьируя и соотнося их между собой, и складывая их в объемный, многоуровневый, метафизически сцементированный пазл. Представленная постструктуралистская рецепция классических философских вопросов занята своеобразным прядением нитей, которыми сшиваются в единое смысловое полотно разрозненные подходы к проблеме телесности. Разнообразие и множественность этажей социальных и культурных контекстов представляет единое здание, которое вместе с тем не вторгается всей своей подавляющей монолитностью в пребывающее в согласованности отдельно взятое пространство, в котором возможно переходить с этажа на этаж, не застывая в единственно данном положении. Сами этажи оказываются подвижными элементами, раскрывающими смысл построения, как в игре-головоломке «пятнашки» (изобретенную Ноем Чепмэном), тем самым превращая данное здание в живую

ризоматическую структуру, разрастающуюся, но не утрачивающую при этом своей стройности и целостности.

Использованный онтологический анализ открывает возможности рассмотрения общего начала, как трансцендентного, но имманентно наличествующего, прошивающего собой каждую часть, не лишая ее при этом собственного локуса. Подобное начало, мерцающе обозначающее себя в качестве трансцендентного, имманентно дает о себе знать посредством концептуально разрабатываемых социокультурных и метафизических понятий, «смысловым ядром» которых становится концепт телесности, передающий эту трансцендентно-мерцающую природу бытия.

Результаты исследования:

  1. Установлены степень и характер востребованности концепта телесности в культурфилософском дискурсе.

  2. Определены внутренне подвижные границы концепта телесности, прямо не отсылающие к значению физического тела.

  3. Выявлен широкий и интегральный спектр смыслополагающих для культуры значений концепта телесность.

  4. Обоснована эффективность применения метода мифореконструкции при осуществлении аналитики разнообразных социокультурных явлений.

  5. Исследована на основе анализа концепта телесности культуробразующая специфика соотношения категорий «всеобщее» и «частное».

  6. Проанализированы возникшие нарушения в ценностной иерархии европейской культуры, на основании чего показано, как на основании концепта телесности и «принципа трансцендентного» может быть создан эвристический фундамент для предотвращения возможных культурных конфликтов.

  7. Сформулированы принципы коррекции и преодоления культурных аберраций в отношении к телу, обусловленных господством новоевропейской парадигмы сознания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В культурном пространстве сложилось схематическое различение е

понимании телесности, которое производится, с одной стороны, на основании парадигмы мифа, с другой - на основании парадигмы науки. Мифос представляет собой личностно-культурное событие, которое наделено энергией адекватно передавать идею живой материи (вещности), и выступает в качестве феномена-репрезентанта понимания концепта

телесности. На этом основании метод мифореконструкции рационализма (мифологической вычитки) в состоянии выявлять черты мифологического отношения к миру в средоточии самой рациональности, претендующей на чистоту внетелесного восприятия.

  1. Экзистенциальная транскрипция телесности содержит отсылку к метафизическому принципу существования тела, когда при любом воплощении тело всегда остается недоопределенностью, включающей в себя некий зазор, горизонт и перспективу. Тело постоянно достраивается, и в результате такой открытости создаются предпосылки и для его виртуализации, и для его технически оснащенного преобразования. Ускользание тела от самого себя лежит каждый раз в событии самого его воплощения. В этом модусе существования тело определяется как живая (кинестетическая) «субстанция».

  2. В понятии телесности мы имеем дело не со статически понятым телом (хотя бы оно и было живым), а с телом, пребывающим в многообразии культурных практик. Таким образом, телесность - это то, что обнаруживает себя на границе, в переплетении не только тел, но и сознаний. Тело-практика (телесность) - это не просто моё тело, а такое тело, благодаря которому ко мне получает доступ нечто телесно иное, а именно «взгляд», приходящий извне, «входящий» и «обустраивающийся» во мне. Это движение-вхождение в меня телесности для классического новоевропейского типа сознания утратило свою силу, перестало быть для него носителем экзистенциального напряжения. Тело-практика, превращаемое в отвлеченно фиксируемое статуарное положение вещей, лишается того хиазматического существа дела, нерефлективное понимание которого было так естественно для архаических и традиционалистских культур.

  3. Экзистенциально телесность является не объектом как таковым, и даже не культурным объектом, а трансцендентальной плотью, т. е. манифестацией духа. Поэтому принципиальность разделения духа и тела оказывается во многом «условностью»1 (абстракцией или художественной «фантазией»). Тем самым, подразумевая, что радикальное различение духа и тела является интеллектуальной (рефлексивной) абстракцией, требуется исходить из «здесь и сейчас», где и когда не существует столь однозначного деления на бездуховную материю и бестелесный дух, позволяя тем самым сказать, что плоть временна, а тело вечно.

  4. Использование метода «мифологической вычитки» позволяет прояснить тезис о том, что в каждом сущем «дремлет» духовное, словно плод, пребывающий в покое утробы. Всякое сущее социо- и культургенно. Телесность не безучастна, она востребует

1 Но при всём при том условностью весьма значимой и небезразличной для осуществления смыслов и воплощения конкретной человеческой жизни и ее культурно-исторического развития.

себе ту или иную форму, которую получает во встречном движении сущих, включая людей. Телесность, или материя, как живая субстанция, органично встраивается в культурную жизнь социума, активно питая ее собой. В этой же связи телесность выступает принципом выявления и конституирования феномена множественности, так как в своем фактическом «пограничном» существовании тело всегда задает совместность бытия.

  1. Тело, как «принцип смерти» (страдания), фундирующий социокультурную размерность жизни, является символом опровержения попыток новоевропейского рационализма достичь аподиктичности и истинности познания жизни за счет элиминирования из нее вопроса о телесности, якобы лишенной подлинного статуса в бытии по сравнению с чистой мыслью. В современном концепте телесности фиксируется необходимое для современной культуры возвращение к прежним, до-новоевропейским способам отношения к миру, а именно, к культурным паттернам античности, где материальный мир (сущего) является живым космосом (гилетизм), и христианства, где мир понимается через формулу «Бог мыслит вещами»2. И еще глубже - к архаико-мифологическому строю мышления, для которого нет ничего идеального, не бывшего одновременно материальным, ощутимым вещным образом.

  2. Абсолютизация принципа частного (которым может выступить как тело, так и чистая мысль), претендующего на свою исключительность в бытии, является бесперспективной установкой при построении любой теории культуры. Условием адекватного понимания и описания антропологической и социокультурной реальности является принцип трансцендентного. Это означает, что выработанные механизмы регуляции динамических процессов культуры, теоретически укорененные в метафизических понятиях всеобщего и частного и трансформированных в социокультурные концепты, своим фундирующим основанием имеют «принцип трансцендентности», одним из сущностных знаков которого является концепт телесности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основании проведенного анализа феномен телесности получил концептуальное оформление, что позволило показать, какими отрицательными последствиями для социального организма в современных культурных условиях может оборачиваться игнорирование тела. Были даны описания проявлений соматической природы человеческой субъективности в различных областях, т. е. телесность была тематизирована как значимый факт человеческого существования как в форме экзистенциального самовосприятия, так и в

2 Флоренский П. Столп и утверждение истины. Том 1 (1-2). М: Изд-во «Правда», 1990. - С. 326.

форме культурной и цивилизационной включенности в историю развития общества. В результате разработаны методологические принципы выстраивания регулятивных схем понимания социальных и культурных практик, которые могут содействовать выявлению негативных сторон социокультурного, экономического и политического развития, являющиеся вместе с тем теоретическими стратегиями по их преодолению. Введенный в исследовании смысл категории «трансцендентного» был представлен как один из важнейших принципов осмысления социокультурных процессов и продуцирования методологических подходов в социальных и гуманитарных науках.

Результаты и материалы диссертации могут быть рекомендованы к внедрению в образовательный процесс, для разработки на их основе учебных программ и курсов по дисциплинам социального и гуманитарного профиля (культурологии, философии культуры, теории и истории культуры, социальной философии, философской антропологии, религиоведении, истории философии, политологии, экономики), а также к привлечению их для дальнейших научных разработок по данной тематике.

Исследованная в диссертации методология аналитики телесности может быть использована для выработки стратегий организации работы в системе образования, средств массовых коммуникаций, а также - продуманного выстраивания внутренней и внешней политики страны.

Апробация результатов исследования.

Всего автором опубликовано 70 научных работ. Основные теоретические положения диссертационной работы и ее результаты были представлены в «2» монографиях, «16» статьях, опубликованных в научных изданиях из перечня российских рецензируемых научных журналов ВАК РФ, в которых должны быть опубликованы научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, а также в 30 публикациях в журналах, сборниках научных трудов, материалах научных конференций.

Материалы исследования были представлены в выступлениях на научных семинарах, конференциях, конгрессах и форумах в России и за рубежом, среди которых: Всероссийская конференция «Социальный институт образования, дилетантизм и творчество» - СПб., 18 сентября 2009 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Муки социального образования»; Всероссийская конференция «Дни Петербургской философии» - СПб., 19-21 ноября 2009 г., философский факультет СПбГУ - доклад «К проблеме герменевтического истолкования «ничто»»; Всероссийская конференция «Социализация личности в глобальном мире» - СПб., 14-15 июля. 2009 г., СПбГ Политехнический

университет - доклад «Образы власти и человек»; Всероссийская конференция «Будущее философии: профессиональный и институциональный аспекты» - СПб., 15-16 октября 2010 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Возвращение к экзистенции»; Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», круглый стол: «Культура творчества и творчество культуры» - СПб., 27-29 октября 2010 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Понимание фактичности в философии Сартра»; Всероссийская научная конференция «Символические формы российской телесности» - СПб., 09 декабря 2011 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Телесная топонимика сознания и признания»; Межвузовская научная конференция «Модернизация и демодернизация в современной России» - СПб., 24 февраля 2012 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Метафизика телесности в России»; Международная научная конференция «Институты памяти в меняющемся мире» - СПб., 13-15 апреля 2012 г., философский факультет СПбГУ - доклад «К проблеме герменевтического истолкования «ничто»»; Межвузовская научная конференция «Философия телесности» - СПб., 14 июня 2012 г., философский факультет СПбГУ -доклад «Понимание фактичности в философии Сартра»; Международная научная конференция «Рубежи памяти: судьбы культурного наследия в Армении и России» - СПб., 18-20 апреля 2013 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Музей и экзистенциализм взгляда»; 52-я Международная научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире» - СПб., 18 апреля 2013 г., факультет журналистики СПбГУ - доклад «Метаморфозы и маски российских журналистов»; Второй Международный гелологический конгресс «История изучения смеха в России и СССР: научные школы и отдельные исследователи» - СПб., 15-18 мая 2013 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Трансгрессия и чувство»; Общероссийская конференция «Архетипы российской телесности» - СПб., 22 ноября 2013 г., факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена - доклад «Мифос тела»; Общероссийская научная конференция «Бессознательное начало российской телесности» - СПб., 20-21 декабря 2013 г., философский факультет СПбГУ - доклад «Тревога как тело свободы»; Международная научная конференция «Идентификация философии» - СПб., 17-18 апреля 2014 г., Институт философии СПбГУ - доклад «Мифореконструкция рационализма»; XXII Международная конференция «Универсум платоновской мысли» - СПб., 24-25 июня 2014 г., Институт философии СПбГУ - доклад «Платоновская мифология как исток и знак состоятельности философского рационализма»; IX международная Конференция Философов Славянских

Стран на тему «Философия и современность» - Польша, Наленчув, 22-24 сентября 2014 г. - доклад «Искусство и наука: ретроспекции и проекции пересечений».

Результаты исследований нашли применение при подготовке для студентов философского, экономического, исторического, восточного, математико-механического факультетов и Институтов СПбГУ лекционных курсов по «Философии», «Философии истории», «Современным проблемам философии», публикации учебных и учебно-методических пособий по философии истории и социальной философии для студентов высших учебных заведений. Также в качестве ответственного редактора были подготовлены сборники: Символические формы телесности (российские перспективы и ретроспективы). Под ред. И. В. Кузина. СПб., 2013; Архетипы телесности (российский и западный контексты). Под ред. И. В. Кузина. СПб., 2014; Метаморфозы телесности. Под ред. И. В. Кузина. СПб., 2015.

Апробация исследования была осуществлена в рамках постоянно действующего текстологического семинара по «Бытию и ничто» Ж.-П. Сартра, проходившего в 2011 г. на философском факультете СПбГУ (ныне Институт философии СПбГУ), а также в ходе постоянно действующего межвузовского круглого стола «Александрийский семинар».

Разработка темы исследования осуществлялась при реализации следующих научно-исследовательских проектов: персональный исследовательский грант Администрации СПб., Минобразования РФ и РАН - № МОО-1.3К-209 - «Социальное становление субъекта»; Грант РГНФ - № 01-03-00411а - «Социальная аналитика ритма»; НИР Минобразования РФ - № 1.10.03 Ф - «Социальная аналитика современности: стратегии образования и ритмы развития»; программа Минобразования РФ «Университеты России» по теме «Философское наследие Эммануэля Левинаса: проблемы, задачи, значимость для современной мысли»; НИР Минобразования РФ - № 1.3.05. - «Меняющиеся научные парадигмы и инновационные направления в философии»; Грант РГНФ - № 08-03-00561а -«Концептуальные горизонты современности в контексте идеи профессионализма»; Грант РГНФ - № 08-03-00557а - «Концепции подобия и подражания в античной, средневековой и новоевропейской культуре»; НИР ГК - № П1171 - «Проект трансцендентальной феноменологии как конструкт новоевропейского сознания»; НИР СПбГУ «Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ» - № 23.38.96.2012 - «Иудаизм, христианство и позднеэллинистическая философия: кросс-культурные связи и аккультурационные процессы II в. до н.э. - III в. н.э.»; Грант РГНФ - № 12-03-00247 - «Социально-философская аналитика символических форм российской телесности»; Грант РГНФ - №

13-03-00449 - «Рубежи памяти: стратегии актуализации культурного наследия в Армении и России»; Грант РГНФ - № 13-03-00151 - «Образы бессмертия в современной культуре».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по 3 параграфа, разбитых на рубрики, заключения и библиографического списка отечественной и зарубежной литературы (1053 источника).

Картезианский парадокс существования

В древнегреческой культуре в отношении тела использовались два слова - сома (оюца) и демас (Ъгщ ). Первое означало (особенно в эпический период) бездушную материю, обобщенную физическую масс1 , второе - упорядоченное, сложенное тело, и нередко в качестве оппозиции «соме» под ним понималось живое тело (примечательно, что в русском языке корневая глагольная основа данного слова (8є[х - строю) отражена в слове «дом» ). Так у Гомера «слово асо/ла никогда не использовалось по отношению к живому существу; сома - это труп. .. .Для Гомера слово 8є/лад обозначало живое тело» . Примечательно, что в английском слове corpse, имеющем значение «труп», от латинского corpus сохранилось только это значение, потеряв те значения, которые были связаны и с живым телом, такие как - лицо или община. Обратную аналогию этому мы опять-таки находим в эволюции словоупотребления в древнегреческом языке, когда в послегомеровский период слово acbjua включает в себя уже все множество значений, которые в гомеровский период передавались разными словами, имеющими отношения к частям тела (лицо, ноги, руки и т.п.) .

Однако важно принять во внимание, что несмотря на то, что «сома» фактически сближалась с «гиле» (ЬХц - слово, ставшее важнейшим философским термином, обозначающим материю, первовещество), лишая тело его индивидуализированности, она тем не менее вписывалась в общекосмическое устроение, которое в целом все равно понималось в качестве одушевленного, живого нечто. Именно этот нюанс позволил в дальнейшем насыщать данное понятие персоналистическими чертами, что в полной мере проявилось уже в рамках христианской культуры. Аристотель объяснял процесс индивидуации через принцип телесности, наделив философским смыслом понятие материи (леса). Как известно, для Аристотеля кусок дерева (материал) явлен уже оформленным, но выступая именно в качестве материала он есть возможность, возможность стать, например, деревянной скульптурой. И в этом смысле, в смысле своей возможности, о нем можно будет сказать как о своеобразном «ничто» (меоне), связываемом Аристотелем с понятием материи, которая никоим образом не может считаться чистым ничто. Этот взгляд типичен для греческой мысли в целом, что было наследовано и культурой христианства.

В христианстве осмысление «ничто» было развито и доведено до своего предела тем, что были исключены всякие оговорки о существовании чистой материи (ничто), представляемой лишь в качестве мыслимого эксперимента. Вместо этого было введено понятие чистого ничто, из которого было сотворено нечто мира. Заложенная здесь проблематизация различия между материей и телесностью становится продуктивной для осмысления современного культурного контекста.

В случае с куском дерева мы имеем дело с телесностью, т. е. с тем, что по своему существу участливо, а значит, потенциально содержит в себе аспект социальной культурации. Участливость телесности заключается в том, что она стремиться к обретению своей окончательной формы, которой определено ее движение, окончательно нацеленное на форму форм, несмотря на то, что у каждой телесности есть предел своего осуществления, исходя из ограниченного набора форм, которым подлежит телесность. Камень не может принять форму человека, однако в идеале, он этого бы «хотел», и в связи с этим можно вспомнить о перцептивности монад Лейбница или более ранний взгляд на мир, предложенный Оригеной, согласно которому «если звезды одушевлены и разумны, то, без сомнения, у них есть также и некоторое преуспеяние и падение» , а значит, камень есть лишь определенная ступень падения некогда живой и свободной духовной твари .

В средневековой Европе для характеристики тела было предложено два основных наименования, отражающих два его различных и специфических качества. С одной стороны, это плоть («саркс» - оар (древнегр.); «кари» - саго (лат.), мясо), которая по-прежнему вполне соотносима с материей, надындивидуальной субстанцией, с другой организованное тело, выражающее собой душу. В последнем случае для передачи этого значения прибегали к помощи переосмысленного древнегреческого слова сома (оСОцО), которое в данных социокультурных условиях обретало несколько иные коннотации, чем те, которые доминировали в древности ; в латыни таким словом оказалось слово корпус (corpus) - фигура, живот, матка, чрево.

Таким образом, в рамках «христианской антропологии человек имеет тройственное строение (дух - душа - тело). Для наивно-языкового сознания указанную триаду заменяют две оппозиции: дух - плоть и душа - тело. Первые члены этих оппозиций (дух и душа) указывают на нематериальное начало в человеке, а вторые члены (плоть и тело) - на материальное» . То, что тело оказывается все же принадлежностью материального, хотя оно вместе с тем выступает в качестве индивидуализирующего, формального начала, представляющего человека как духовно-душевное существо (что отличает его от безличной подлинно материальной плоти), объясняется тем, что «тело как форма состоит из плоти как субстанции» .

Собственно этот фактор, в конечном итоге, почти также как и в оговоренном выше примере с древнегреческой культурой, позволяет в ряде случаев не проводить жесткого различия между телом и плотью. Это засвидетельствовано уже строфой в Евангелии от Иоанна (1:14) - «Слово стало плотию» (Лоуос; aapt, єуєуєто), имея в виду которую авторитетные богословы наделяют плоть той же характеристикой, которую мы выше приписали телу, различив тело и плоть: «"Плоть" - это последний предел вочеловечения: не только душа, но и тело "восприняты Христом". Слово "плоть" обозначает здесь именно всю человеческую природу в ее целом» . Это, безусловно, справедливо, если иметь в виду, что принципиально здесь указание на принятие Богом человеческого естества вообще, т. е., действительно, его общей всем людям материальности (плоти как временно существующей субстанции и греховности).

Завязнуть в самом себе: ответственность за бытие

Т. е. преемственность идей осуществляется не только по линии их рационально прозрачной трансляции, но и как отклик на необоснованные должным образом положения, которые и развиваются в создаваемом новом уже рациональном пространстве. Последнее означает, что ряд идей являются как бы вычтенными из рациональных построений предшественника, однако имеют существенное значение для понимания его взгляда. Какие-то из сторон его взгляда оказываются выведенными из рациональной системы обоснования, в то время как другие стороны ею открыто представлены. Эти скрытые стороны присутствуют в самой текстуре рационального выверенного текста, но статус их имеет характер своеобразного символа веры, не подлежащего рефлексии, но определяющего возможность самой рефлексии. Одним из проявлений этого является феномен, который в исследовании называется «слепым пятном» мышления. Находясь вне сферы обоснования, мифологический способ восприятия существенно мотивирует весь рациональный строй мысли, так как лежит в существе самой мысли. Это означает, что до конца человек не знает или понимает, что не способен обосновать то, что относится к сущностному порядку его бытия. Однако он все же имеет догадку об этом, но так как это всего лишь догадка (хотя для него экзистенциально вполне убедительная), он оставляет это основание непроявленным в полной мере, иногда не решаясь на это даже перед самим собой.

Приложение данного метода к осмыслению телесности (материи) как живой сущности, представленного, например, в философии Ж.-П. Сартра через концепт «взгляд», показывает, что она (телесность) является не просто антропологически и социально значимым, но онтологически универсальным концептом. Выход за рамки первичного понимания взгляда в сугубо социальном контексте позволяет осуществить переход к более широким онтологическим допущениям и обобщениям, делающими вполне правомочным разговор об идее живого вещно-материального мира, которая и получает свое концептуализированное выражение в понятии телесности.

Тем самым создается почва для того, чтобы и саму «социальность» (интерсубъективный аспект) открывать в более глубинных слоях, нежели в привычном взаимодействии людей друг с другом. Общий смысл тех же экзистенциальных положений Сартра подводит, вроде бы, к антропологизированному пониманию социальности и культуры, подтверждением чего, в частности, оказывается рассмотрение понятия стыда, который, как очевидно кажется, возможен только перед другим человеком, а не перед бытием-в-себе (например, вещью). Однако, во-первых, вовсе не бесспорным и ясным будет утверждение, что перед вещами невозможно испытывать чувство стыда, так как в мистико-мифологическом опыте это становится достоверной реальностью. Во-вторых, уже во введении «Бытия и ничто» есть ряд тезисов, которые делают допустимой подобную позицию, несмотря на указанную выше общую концептуальную установку осознания социальности. Обнаружение такой двойственности в аналитике Сартра дает основание предполагать, что в глубинах рациональных рассуждений всегда скрывается (хотя может и проявляться) мифологический способ восприятия, который оказывается неустраним даже из строгих по видимости логических построений.

Этот возможный способ прочтения становится неплохим примером выше упомянутого метода мифореконструкции («мифологической вычитки»), суть которого как раз таки и заключается в том, чтобы в недрах любой строго рационалистичной концепции всегда можно было бы обнаружить некие точки западения, лакуны и недоговоренности, образующие параллельные линии повествования в дополнение к основной логически обосновываемой генеральной линии. В результате закладывается фундамент для раскрытия неявного смысла, сопутствующего или заключенного в главной идее. Іакои подход будет указывать на то, что никакой рационалистический проект не в состоянии в полной мере оставаться в своих рамках, так как подспудно он включает в себя как бы некий «символ веры» (мифологему), присущий автору, но оставляемый им за границами своего разбора, предпочитая иную линию, с которой он сам, в конечном итоге, склонен идентифицировать собственную позицию. Поэтому выявление и предъявление самому автору указанной параллельной линии, содержащейся в его труде, не обязательно повлечет за собой его согласие с этим. Но не исключено, что строгий текстовой анализ этого все же достигнет. И если бы такая скрытая идея была вычленена и последовательно продуманна, то и ее вполне можно было бы развивать до рационально выстроенной концепции с набором логически полученных выводов.

Традиционно такая ситуация, когда у автора находят, вроде бы, противоречия, непоследовательность, двусмысленности и недосказанности, открывающие простор для домыслов, воспринимается негативно. Однако метод мифореконструкции позволяет говорить о таких моментах, которые невозможно изжить, не в негативном ключе, а в позитивном, т. е. как о раскрытии неизбывно присутствующих и сохраняющихся в мышлении мифологических (мистических) качествах, подавляемых тотальностью того или иного рационалистического проекта. Как уже говорилось, почва здесь зыбкая, благоприятствующая резонным академическим упрёкам в мифотворчестве, ревизионизме или даже фальсификации, потому что с помощью предложенного методологического подхода у того или иного автора можно вычитывать все, что угодно, находить такие идеи, которые на поверхности самой теории явно никак не обозначены. Такую опасность, конечно, не следует сбрасывать со счетов. И все же предлагаемый нами метод ориентирован на строгое соблюдение научных процедур, подразумевающих проведение сравнительного анализа, досконального и тщательного исследования имеющихся текстов, а также учета косвенных свидетельств, что, в целом, позволяет заключать о наличии такого рода идей. Природа этих идей будет иметь характер интуиции автора, которым он попросту не нашел должного подтверждения в рамках своей логически оформившейся концепции, тем самым оставив существовать их на задворках своего мышления, на уровне не проговариваемых гипотез. Именно эти факторы порождают условия для разрастания комментаторской деятельности вокруг того или иного текста, ведущей порой к самым неожиданным открытиям и выявлению содержаний, напрямую никак не прописанных в этих текстах. И если это делается аргументированно и взвешенно, то неоправданно будет считать данный результат безосновательной интерпретацией.

Родобытие и память

И в этой инерции что-то мне принадлежащее становится естественным и само собой разумеющимся t органичным продолжением меня самого, а «я» устраняется и переходит в регистр как бы не замечаемого. Но это продолжается до тех пор пока кто-то так или иначе не проявит заинтересованность этой моей собственностью, пробуждая вновь активность участия «я». Тем самым, в понятии «моё» определяется утрата активного проявления «я», так как оно размывается, сводясь к уровню, предшествующему ему, к анонимному существованию, которое в какой-то момент было и может быть собрано и привязано к актуализирующемуся «я», самостоятельно и ответственно берущего на себя это существование.

Имея в виду этот нюанс, мы преобразуем грамматическое различие между «я» и «моё» («мойность») в более существенное терминологическое различие. При таком различении лексема «мойность» будет знаком открытой пред-положенности индивидуального, специфически предстающей как свершённая несвершённость. Такой тип существующей ориентации без «я» является почвой для воплощения индивидуальности. И в этом контексте «я» становится вторичной инстанцией, констатирующей и утверждающей своё право на «это», хотя до того оно уже было «моим», т. е. «я» осуществляет постфактум присвоение уже имеющегося, что вместе с тем не исключает возможности этого не делать. Приведем другую иллюстрацию, приближающую к сути дела.

«Я», в отличие от «мойности», очевидно, присуща активность, даже если по поводу этого «я» мы утверждаем страдательность его положения, как это происходит в случае словесного обозначения претерпевания боли. До некоторых пор «я» берет и несет на себе боль, сохраняя адекватность себе и выделенность из болевого существования, когда мы можем сказать - «я испытываю боль» (или - «мне больно», но лишь в том самом смысле, в каком говорится и «это мое», когда «я» возвращается для защиты ставшей привычной и кажущейся неотъемлемой от меня своей собственности), и в этом высказывании регистрируется наше активное принятие своего страдательного состояния. Но в какой-то момент боль становится невыносимой, тогда «я» все больше смещается в саму боль, стирается и, в конечном итоге, растворяется в ней. Здесь мы получаем распространение всего меня в боль, что равнозначно моей поглощённостью болью, за которой прекращается всякая речь и остается лишь стон. Переживание невыносимой боли снимает осуществление синтетических процедур, наличие которых позволяет вводить и использовать местоимение «я». Мое «я» в этом случае угасает, или уходит на второй план, в то время как мною целиком овладевает боль, захватывающая меня настолько, что я в ней полностью теряюсь, без возможности зафиксировать ее с помощью «я». Однако, что существенно, остается осознание, что эта растворяющая «я» боль - моя. «Я» возвращается в анонимность того существования, из которого оно в свое время собралось в единство, взяв на себя существование. Есть только боль, сплошная, всепоглощающая. Можно сказать больше, и меня нет, если под этим «меня» иметь в виду то, что обязательно отсылает к «я», берущего на себя нечто со всей ответственностью за сделанное. Здесь же (в опыте боли) нет никакого ответственного акта присвоения, здесь застигнутость и растерянность.

Рождение и выявление «я» представляет собой решимость возвыситься и взять переживаемое «моё», рассеянное в «поле» множества таких же мойностей (также тотально поглощённых болью), мнимо считающихся анонимными, ничейными, до поры до времени раздавленных, не способных подать голоса и лишенных сил вырваться к рождению в выделяющемся акте «я».

Мойность оказывается неким «полем», заполненным интенсивными существованиями «здесь и теперь», не представляющими собой субъектов, берущих на себя конституирующие функции. Такое состояние поля «здесь и теперь» является специфическим состоянием тела - телесностью, живой трансцендентальной длительностью, в нарастающем потоке которой накапливается и «прорастает» трансцендентальный субъект, в прогрессирующих и повторяющихся актах саморефлексии конституирующий временной модификат существования «я» -ретенциальную глубину «я» и предвосхищающую его бытие («я») протенциальность. Временные модусы метятся на «полевой» материи, словно зарубки, сгущая ее в отличительные профили тела, которое и присваивается крепнущим трансцендентальным «я». Однако для самого «поля» характерна интенсивность единства «здесь и теперь», без какого бы то ни было сознательно ориентированного субъекта в нём

В основании трансцендентального «я» лежит это некое не идентифицируемое, не тождественное себе как бы «я» - мойность, субстратирующая самоидентичность всякого сознательного «я». «Действительно, ничто не позволяет исключить возможность, что сознательные представления каузально зависимы от прямых идей (картезианское понятие «прямые идеи» в нашем контексте, с оговорками, можно соотнести с вводимым нами понятием «мойности», или телесности. - И.К), - даже если последние и не доходят до сознательного представления. Тогда и само cogito может оказаться результатом до-личностных процессов («прямых идеи»)»

В культурном плане значение и ценность такого понимания состоит в том, что растождествления, наблюдаемые в различного рода психических девиациях, показывают, что трансцендентальное «я» не вездесуще, оно может ослабевать и начинать терять контроль, однако при этом полного распада человека не происходит, хотя и говорят, что он личностно деградирует и утрачивает способность к ответственности. Метафорически это можно сравнить с разматывающимся клубком, в результате чего нить беспорядочно раскладывается во множество разрозненных сетей и спутанных поверхностей, но продолжающих содержать в себе то единство, которое присуще нити, как одной. Такое же сохраняющееся признание в качестве человека даруется и деградирующему человеку, показывая тем самым признающего причастным к высшему проявлению духа культуры. Причина этого лежит не в простом срабатывании психологической инерции прошлых признаний, а в действии некоего синтезирующего начала («третьей субстанции»), иного, нежели доминирующее на поверхности субъекта трансцендентальное «я».

Эмпирическое «небытие», или символический модус трансцендентного

Акт-существования есть и его не может не быть, он тотален. После смерти остается акт-существования, который с приходом смерти перестает быть взятым кем-то на себя, поэтому смерть и есть тайна в силу того, что она есть, но ее нет, она невозможна как абсолютное несуществование. Смерть есть событие встречи лицом-к-липу с другим, это другое мне неподвластно и не может быть взято мною на себя. Другое (смерть) - это никак не внешнее мое «Я» (alter ego), т. е. через мою материализацию являющееся пространственным бытием меня самого, а это именно другое. Она есть то, что отбирает у меня взятый мною некогда акт-существования. Смерть - не ничто, а тайна, разлучающая и отчуждающая меня от акта-существования, а, следовательно, это событие, показывающее возможность такого отделения в бытии, хотя пока что с потерей себя.

И все же разве смерть не поглощает и не уничтожает существующего? Во-первых, этот вопрос возникает, если членами этого отношения могут выступить сама смерть и существующий. Однако смерть не является поглощением в силу того, что она не способна уничтожать абсолютно, так как небытия нет, в которое я мог бы уйти. Поэтому смерть и предстает в этом смысле, действительно, как ее и определяет Левинас, тайной, т. е. совершенно непостижимым нечто, наносящим не мнимый, а совершенно реальный удар по тождеству и одиночеству существующего, по его властвующей связи с актом-существования, от которой существующий все время искал пути избавления, но до встречи со смертью постоянно заходил в тупики, терпя поражения, приходя каждый раз к самому себе и к своей неустранимой и непреодолимой связи с актом-существования. Все успешные предприятия существующего оказывались мнимой победой, удостоверяющей лишь одно -одиночество существующего.

Во-вторых, если понять приведенную фразу («перед лицом смерти не происходит поглощение одного члена отношения другим») как указание на отношения между мной и кем-то другим, то это будет означать, что смерть не позволяет мне отнестись к другому равнодушно, как к тому, кто меня принципиально не затрагивает в моем бытии, т. е. точно так же, как я отношусь к объектам, когда, в конечном итоге, понимаю, что через них я все равно не вырвался из оков самого себя, а, значит, только с собою, как единственно существующим, я и могу считаться. Перед лицом смерти сохраняются как мое «я», так и «другой», поэтому и лишенность (нехватка) другого (в результате его смерти) не обернется для меня одиночеством, потому что смерть другого дает мне знать о моей неодинокости в мире. Смерть другого лишний раз утверждает мое ранее состоявшееся признание другого, указывает на то, что именно благодаря другому я смог найти выход из одиночества. Парадоксальным образом в утрате другого (особенно близкого), когда я должен чувствовать всю глубину своего одиночества, я удостоверяюсь в том, что я не одинок, т. е. понимаю, что относился и воспринимал другого не как объект, а именно как другого. Таким образом, сама смерть, являясь как «другое», т. е. чем-то таинственным, не есть «другой», а есть косвенное указание и подтверждение встречи с Другим, являющимся для меня не меньшей тайной, чем и смерть.

Итак, смерть становится «имманентным» пределом для существующего, однако при этом она не выступает для него как ничто (потому что существующий знает, что после него остается мир (акта-существования)), поэтому существующий и хотел бы, ища выхода из страдания, найти свое спасение не в смерти, а в самом ничто, если ничего иного не дано. Но ничто нет, а спасение все же возможно, более того, можно сказать, что оно необходимо, ибо иначе не было бы сил для существования. И спасение - Другой, с появлением которого становится реальным время: «Когда есть отношение "я-другой", то другое отсутствует. Это не просто отсутствие, не отсутствие как чистое ничто, а отсутствие в горизонте будущего, то отсутствие, которое есть время. Вот горизонт, где в недрах трансцендентного события может конституироваться жизнь личности...»

Смерть и Другой - «имманентная» граница рефлексии, предел гипостазированного субъекта. Однако стоит вернуться к вопросу о том, какова все же последовательность событий встречи с другим: то ли страдание и смерть (другое) подводят к возможности связи с Другим, то ли первоначальная встреча с Другим (Женское) позволяет существующему переносить и страдание, и смерть в мире?

Итак, другое (смерть) и Другое (Женское) в строгом смысле не инкорпорированы субъекту, поэтому стремление к ним неосознанно в смысле содержательного представления, т. е. неизвестно заранее в чем и ком конкретно найдет свое спасение и освобождение существующий. Но субъекта пронизывает сам порыв к свободе, поэтому он представляет из себя как бы «зияющую» полноту, которой для него впоследствии и окажется Другой (Женское) и другое (смерть). Причем последовательность их появления в жизненном опыте существующего, как мы уже сказали, скорее всего, такова - сначала Другой (Женское, например, буквально - глаза матери), а после встреча со смертью. Существующий определяется по отношению к смерти (в смысле противостояния ей, т. е. предпочтение не смерти, а жизни как содержащей в себе возможность высвобождения) из предшествующего ей события встречи с Другим (Женское), несущего с собой утверждение жизни и удерживающего существующего в ней (примечательны поэтому следующие фразы: «мне без тебя не жить», «я живу ради тебя», «без тебя жизнь - не жизнь» и т. п.). Другой (Женское) не уничтожает субъекта, как это сделает последующая встреча со смертью (другое): «Мука переворачивает нам душу не только по причине невозможности сбежать от акта-существования, загнанности в него, но из-за ужаса перед угрозой оторваться от связи со светом, трансцендирование которой возвещается смертью»