Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Старовойтова Елена Николаевна

Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе
<
Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старовойтова Елена Николаевна. Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Старовойтова Елена Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурологический понятийно терминологический аппарат в исследованиях моды на одежду как научная проблема 11

1.1 Проблемное поле дискурса моды на одежду в культурологическом контексте 11

1.2 Научные подходы и методы исследования моды на одежду 17

1.3 Опыт классификации объектов моды 23

1.4 Этимологические границы и понятийно-терминологические дефиниции моды на одежду 29

Глава 2. Феноменологический и структурно функциональный анализ моды на одежду в современном культурном знании 49

2.1. Концепт «феномен» для исследований явление «мода на одежду» 49

2.2. Структурный анализ моды на одежду в современном культурологическом знании 55

2.3 Функциональный анализ моды на одежду в современном культурологическом знании 69

2.4. Сигнальный признак моды: опыт дефинициации 72

Глава 3. Динамика моды в культурологическом контексте 85

3.1 Анализ закономерностей эволюции моды на одежду в культурологическом контексте с опорой на дефиницию «развитие» 85

Заключение 120

Словарь терминов 123

Литература 1

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы связана с современными реалиями культурных изменений, охватывающих все сферы жизни социума и напрямую связанных с модой, под влиянием которой трансформируются ценностные ориентиры, происходит регулярная переоценка и изменение актуальных культурных образов, формируется механизм культуры потребления. Несмотря на то, что мода распространилась на самые разные сферы и аспекты жизнедеятельности человека, одним из традиционных объектов моды остается одежда.

Мода на одежду как частный вариант моды в широком смысле активно влияет на современную культуру, оказывая воздействие на общественное и индивидуальное сознание. В гуманитарном знании посредством изучения моды на одежду возможен также и анализ различных аспектов взаимозависимости общества, культуры и человека, в частности - формирования новых социальных ценностей и их влияния на культуру общества.

В современной науке, когда развитие реальности опережает устоявшиеся теоретические модели и схемы, важной является разработка новых теорий и системных понятий (например «модный стандарт»), необходимых для прогнозирования текущих тенденций в культуре. В связи с этим актуально изучение феномена моды на одежду в культурологическом контексте с позиции не столько многовариантности моды, сколько её целостности. Исследователи, как правило, очень редко обозначают термин «мода на одежду» как самостоятельный. Отличительной особенностью сложившегося изучения феномена моды на одежду является отсутствие следующих факторов: культурологической методологической базы исследования; единства в терминологии; четких границ при анализе разных объектов моды и понимания взаимосвязи этих границ; констатации идейной основы модного стандарта на одежду.

Создание единого категориального аппарата является частью дискурсивной задачи, посредством которой возможно раскрытие особенностей теоретических, идеологических и технологических аспектов функционирования моды как системы культуры. В культурологическом дискурсе этот вопрос раскрыт недостаточно полно. Вместе с тем по богатству возможностей для аналитики культуры мода на одежду не уступает таким активно исследуемым предметам, как история одежды, костюм, стиль. Учитывая быструю смену модных стандартов, своевременной является постановка задачи эмпирического и теоретического исследования динамики феномена в рамках культурологической модели моды на одежду. Актуальность исследования связана также с дальнейшей разработкой единого методологического культурологического подхода к изучению моды на одежду и созданию культурологической теории моды на одежду.

Степень научной разработанности темы. Моде как феномену в широком значении посвящено много трудов западных и отечественных исследователей. При этом объект моды, как правило, не уточняется, а мода на одежду воспринимается составной частью явления «мода». Обособление моды на одежду в каче-

стве предмета научного исследования началось в начале XX века. На сегодняшний день в качестве автономной области исследования она формируется на пересечении исторических, эстетических и технологических знаний.

К классическим исследованиям западного дискурса моды относятся исследования Г. Зиммеля «Философия моды», Г. Блумера «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору», Р. Барта «Система моды», Ж. Бодрийяра «Система вещей», П. Бурдье «Кутюрье и его подпись: вклад в теорию магии» и «Высокая мода - высокая культура», Л. Свендсена «Философия моды». Каждый из ученых имеет свой взгляд на данный феномен.

Например, Г. Зиммель рассматривает моду и одежду следующим образом: мода представляется ему как форма социальной жизни, которая проявляется во всех сферах жизни общества; одежда - как проявление только одной из этих сфер. Г. Блумер пишет о моде как о «духе времени», с коллективным отбором на основе коллективного вкуса как основным принципом формирования и функционирования моды. Р. Барт первым выбирает объектом исследований не моду как процесс, а модную одежду. На основе одежды-описания из модных журналов он поэтапно раскрывает знаковую систему моды и модной одежды. П. Бурдье сосредоточивается на исследовании модной одежды в рамках высокой моды. Работа Л. Свендсена посвящена роли модной одежды в проявлении индивидуальности.

Не обошли вниманием моду на одежду и отечественные ученые. В последние десятилетия её исследованиями занимались представители различных отраслей гуманитарного знания: историки (А. А. Васильев, Д. Ю. Ермилова, Н. Которн и др.), искусствоведы (Л. Н. Картамышева, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон, Р. В. Захаржевская и др.), социологи (Л. А. Дергунова, Л. В. Петров, В. И. Толстых, М. Н. Топалов, 3. Б. Элькин, Л. И. Ятина), экономисты (Л. В. Архипова, С. О. Аничкина, Н. Т. Фролова), дизайнеры (Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева, А. Ю. Демшина), философы (Е. Я. Басин, А. Б. Гофман,), культурологи (С. Н. Иконникова, М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова и др.). Отечественный дискурс моды и моды на одежду сформировался в результате различных подходов.

В рамках исторического знания представлены два направления. Первое -объединение истории моды и истории одежды. Здесь они рассматриваются и историками, и искусствоведами как констатация факта существования того или иного вида и разновидности одежды в определенный временной промежуток в контексте общего развития культуры (Л. Н. Картамышева, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон, Р. В. Захаржевская и др.). Второе направление заключается в трактовке истории моды как истории модных домов (А. А. Васильев, Д. Ю. Ермилова).

Представители социально-психологического подхода рассматривают моду на одежду как один из психологических способов регулирования поведения и сознания индивида (Г. М. Андреева, А. В. Коваленко, Б. Д. Парыгин,

В. И. Толстых). Подход, основанный на особенностях технологического процесса и моделирования костюма, позволяет проработать вопросы конструирования одежды по законам визуального восприятия (С. Н. Беляева-Экземплярская), формообразования силуэта из геометрических структур (Г. И. Петушкова Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева, Т. С. Бастрыкина).

Философско-культурологический подход представляет осмысление общественной природы и ценностной значимости моды и костюма в жизни социума (С. Н. Иконникова, М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова и др.).

В рамках отечественного дискурса моды на одежду затрагиваются такие позиции: 1) логика процесса функционирования моды, его закономерности и динамика (Т. Л. Макарова, Е. В. Николаева, Л. В. Смурова, Н. А. Филатова), 2) теории и модели моды (А. Б. Гофман, Т. А. Гришаева, М. И. Килошенко); 3) проблема сущности моды и её ценностно-нормативной природы (Е. Я. Басин, М. Н. Топалов, 3. Б. Элькин, Л. И. Ятина). Несмотря на то, что на сегодняшний день мода на одежду получила достаточно глубокую проработку как в российской, так и в зарубежной науке в историческом, экономическом и технологических аспектах, культурологическая интенция методологии изучения данного феномена представляет собой относительно новую и мало разработанную тему.

Цель диссертационного исследования - выявить и артикулировать теоретические, методологические и технологические аспекты моды на одежду, посредством которых возможно концептуализировать модный стандарт на одежду в культурологическом дискурсе.

Задачи исследования:

  1. Очертить проблемное поле дискурса моды на одежду в культурологическом контексте и определить основания его исследовательского освоения.

  2. Провести структурно-функциональный анализ моды на одежду и определить условия возможности создания культурологической структурной модели модного стандарта.

  3. Определить наиболее значимые категориальные единицы, посредством которых возможно построение культурологического концепта модного стандарта на одежду.

  4. Рассмотреть и проанализировать вариативности функционирования модного стандарта на одежду.

  5. Рассмотреть возможность создания и использования культурологически ориентированного исследовательского инструментария для анализа наиболее значимых процессов развития и функционирования модного стандарта на одежду.

Источниковедческая база исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили обще-

культурные теоретические работы отечественных ученых: М. С. Кагана А. Я. Флиера2, Ю. В. Осокина3, М. А. Коськова4. Это позволило осознать необходимость выхода на общефилософский уровень и выявить место моды на одежду в пространстве культуры. Теоретическим обоснованием важных для исследования тем послужили работы С. Н. Иконниковой, В. М. Липской, Е. Э. Суровой, Е. Н. Устюговой. При написании работы учитывались идеи западных классиков: Р. Барта3, Л. Свендсена6.

Для понимания моды на одежду как структурной системы культуры, использовались выводы В. Е. Романова7. Для получения результатов в области динамической составляющей моды на одежду, как, самоорганизующейся знаковой системы, в диссертационном исследовании нашли применение работы Л. В. Смуровой, Н. А. Филатовой8. Построение теоретической структурной модели модного стандарта на одежду потребовало обращение к работам А. Б. Гофмана9, А. Зиновьева10, Т. А. Макаровой11. Для определения условий графического представления пространства модной одежды в пространстве культуры, использована модель пространства культуры А. С. Кармина12. В частности, его концепция помогла определить сущность основных осей графического представления моды на одежду.

Проработка вариативности технологического аспекта модного стандарта потребовала культурологического анализа обширного материала журналов мод: Ателье, Журнал Мод, Искусство потребления, Лиза, Dress Code, Diana Moden, Fashion Collection, Fashion Club, Susanna Moden, Cosmopolitan, Vogue, CG Wedding, и др.; дефиле: ювелирного дома «Эстет» под названием «православный дресс-код» (30 Апреля 2011 г.), сайты: , , . Анализ структурообразующих элементов модного стандарта выполнялся с опорой на рекомендации по принципам проектирования и технике кроя Ж. Лин, К. Тэтхем, А. Ф. Бланк.

'Кагана М. С. Философия культуры. - СПб.: ИД «Петрополис», 1996. - 415 с. 2Флиер А. Я. Избранные работы по теории культуры. - М: Согласие «Артем», 2014. - 560 с.

3Осокин Ю. В. Системный подход и специфика его применения в исследованиях культуры// Системные исследования культуры: СБ. ст. - СПб.: Алетейя, 2009. - 600 с.

4Коськов М. А. Системный подход в культурологии//Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М. С. Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. - СПб. Сер. «Symposium». Выпуск №12. - С. 65

^Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - M.: Изд. им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. 6Свендсен Л. Философия моды. (Пер. с франц.). - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

Романов В. Е. Системный подход к проектированию специальной одежды. - М.. Легкая и пищевая промышленность- 1981- 128 с. g

Филатова Н. А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века: дисс. канд. техн. наук:

17.00.06/ Филатова Наталья Анатольевна. - M., 2003. - 302 с.

"Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994. - 160 с.

10 Зиновьев А. К понятию моды. О моде, определениях и теориях. // Декоративное искусство СССР. 1971 № 8.

С. 38-39.

"Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме, автореф. канд. тех.

наук: 17.00.06/ Макарова Татьяна Львовна- M. 2004 -21 с.

Кармин А. С. Культурология: уч. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 928 с.

Теоретические и методологические основы исследования.

Ведущим для исследования выбран культурологический подход. Это позволило представить моду на одежду как некую целостную систему в культуре. В рамках указанного научного подхода использованы следующие научные методы: 1. метод восхождения от абстрактному к конкретному использован для разработки классификации объектов моды; 2. метод моделирования использован для разработки структурной модели модного стандарта на одежду и представления стадий современного процесса функционирования моды на одежду в виде алгоритма модного стандарта на одежду и соответствующего ему ориентированного графа; 3. метод системно-структурного анализа положен в основу предложенной автором структуры моды, предусматривающей переход от одного структурного уровня (структура моды) к другому, более глубокому (структура модного стандарта); 4. метод научных аналогий позволил определить критерии признака, определяющего наличие или отсутствия моды на одежду; 5. структурно-функциональный метод позволил выделить элементы культуры, относящихся к моде, и выявить роль каждого из них в процессе функционирования моды на одежду; 6. аналитический метод использован для анализа динамики моды на одежду и выявления внешней и внутренней динамики моды на одежду.

Результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

  1. Выявлены разномасштабные составляющие проблемного поля дискурса моды на одежду на уровнях культуры, моды, моды на одежду, одежды.

  2. Предложена структурная модель модного стандарта.

  3. Составлен тезаурус наиболее значимых единиц категориального аппарата моды на одежду.

  4. Проведен внутрисистемный социокультурный анализ процесса развития и функционирования модного стандарта на одежду с опорой на модный концепт.

  5. Установлена необходимость самостоятельного выделения внешней и внутренней динамики моды на одежду.

  6. Предложена систематизация объектов моды.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: феномен «мода на одежду» рассмотрен как целостная система; предложен подход к исследованию динамики моды на одежду, базирующийся на динамике модного стандарта и разграничении внешней и внутренней динамики моды; выявлены структурные (статические) и процессуальные (динамические) аспекты мода на одежду; доказана эвристическая эффективность использования при анализе модного стандарта на одежду следующих дефиниций: «интегральный сигнальный признак моды», «внешняя и внутренняя динамика моды на одежду», «культурологический вектор моды на одежду», и др.; предложен исследовательский инструментарий для анализа вариативности процесса развития и функционирования модного стандарта на одежду; определены условия графического представления моды на одежду.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Генезис моды на одежду может быть дискурсивно описан посредством фиксации происходящих изменений в модном стандарте на одежду через следующие составляющие: модный концепт, базовая модель, технологические и модные характеристики одежды.

  2. Представление процесса функционирования модного стандарта на одежду в форме детализированного типового алгоритма и соответствующего ему ориентированного графа позволяет выявлять условия изменения модного концепта и демонстрирует типичные взаимосвязи отдельных стадий этого процесса.

  3. Подход к стандарту на одежду с опорой на модный концепт позволяет выделить разные виды концепта с последующим составлением на их основе характерных структурных моделей стандартов.

  4. Внешняя динамика моды на одежду представляется таким процессом изменения модного стандарта на одежду, при котором в текущей социокультурной ситуации возникает новый модный концепт; внутренняя динамика моды на одежду является таким процессом изменения модного стандарта на одежду, при котором обязательно сохранение его концепта.

  5. Классификация объектов моды позволяет выявить основные и частные уровни их исследования: а) к основным уровням отнесены два первых уровня, на которых происходит: 1) разделение объектов на материальные, нематериальные объекты и способы действия с ними; 2) указание конкретного объекта, через который проявляется мода; б) к частным уровням отнесены последующие, на которых уточняются подвиды и разновидности объектов моды; происходит дифференциация вида объекта моды, указание его подвида, с вводом уточняющих признаков и важных качественных характеристик.

  6. Необходимым и достаточным условием фиксации эффективной графической репрезентации моды на одежду является система трех характеристик модного стандарта, представленных в качестве взаимодействующих осей координат, исходящих из одной точки: 1) когнитивность, 2) ценность, 3) регулятивность.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что предложена методологическая культурологическая стратегия исследования феномена моды на одежду, которая позволяет создать предпосылки для теоретических обобщений при дальнейших исследованиях феномена и его динамики. Предложена классификация объектов моды, которая может быть использована для создания необходимых систем классификаций. Составленный тезаурус моды на одежду создает условия для систематизации дальнейших культурологических исследований моды на одежду.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы для анализа и структурирования как новых, так и уже полученных знаний о моде на одежду с акцентом

на культурологическую составляющую модного стандарта. В практике образовательного процесса возможно внедрение предложенного автором единого категориального аппарата и принципа алгоритмического анализа процессов функционирования и развития моды. Интеграция диссертационных положений с уже существующими теориями моды создает условия для структурирования и оптимизации процесса исследования такого многогранного явления как феномен моды на одежду.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы диссертации обсуждались на конференциях: «Музей и образование: история и современность» (СПб, 2008); «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» -Второй Российский культурологический конгресс (СПб, 2008); «Студенческая английская научная конференция СПБГУ» (СПб, 2009); «Креативность в пространстве традиции и инновации» - Третий Российский культурологический конгресс (СПб, 2010); «Лучшие философские идеи улучшают Жизнь» («Best philosophical ideas improve Life») - Международный философский Форум под эгидой ЮНЕСКО (Афины, 2010); «Общество на рубеже эпох: взгляд на современность через призму социальных и гуманитарных наук» (Пермь, 2013).

Материал диссертационного исследования использовался при чтении факультативного курса «История костюма» на кафедре музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета (СПб, 2008 г.). Результаты исследования были применены при консультировании выпускников и рецензировании дипломных работ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Северо-западного института печати (Высшая школа печати и медиотехнологий) (СПб, 2014 г.).

Положения и результаты диссертации прошли апробацию во время проведения публичных лекций и выступлений в рамках художественно-исторического проекта «Калевала» (Выборг, Выборгский замок, выставка «Дни карельской культуры», 2008; Санкт-Петербург, Особняк Румянцева, 2009, выставка «Карелия русская и финская. Цветение модерна»). Основные теоретические идеи нашли свое отражение при создании сценических костюмов школьного музыкального театра (Санкт-Петербург, ГБОУ Школа «Музыка», 2016 г.).

Основные идеи, положения и результаты диссертационного исследования представлены в ряде научных публикаций в изданиях: общее количество - 11, в том числе 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура исследования. Диссертация изложена на 150-ти страницах, состоит из введения, 3-х глав, заключения, словаря терминов, списка литературы из 118-ти источников (4 - на иностранном языке), 5-ти таблиц, 11-ти иллюстраций.

Научные подходы и методы исследования моды на одежду

Вследствие вышесказанного проблемное поле культуры включает рассмотрение вопросов деятельности человека с учетом её мотивации, а также отражение абстрактно-вещественного и объективно-субъектного аспектов культуры. Именно проблематика культуры является той основой, на почве которой происходит уточнение проблемного поля моды. Последнее, в свою очередь, выстраивается с учетом ведущей особенности моды - ее краткосрочностью и непостоянством. При последовательной фиксации разных мод возникает вопрос о правомерности и условиях использования термина «динамика». Анализ динамики моды сопряжен с поиском ответов на вопросы закономерностей и цикличности в моде. Эти вопросы привлекали многих исследователей. Считается, что изменения моды в основном закономерны, хотя очень часто широкой публике и даже историку моды они могут показаться случайными. Ряд исследователей рассматривает цикличность моды как накладывающиеся друг на друга во времени и пространстве модные циклы. Однако до настоящего времени в научном языке не выработана единая трактовка понятий «цикл моды» и «цикличность моды». Кроме того, не определен критерий, позволяющий определить эту цикличность. Ответ на вопрос о закономерностях моды напрямую связан с определением динамики моды.

Дальнейшая конкретизация проблемного поля моды зависит от особенности моды как объекта научного изучения. Эта особенность характеризуется неоднозначным соотношением моды и культуры. При решении этого вопроса исследователи предлагают следующие варианты: 1) мода как совокупность форм культуры, характерных для определенного общества, класса или периода времени; 2) мода как особый тип культурных изменений и соответствующих им форм; 3) мода как фактор, вызывающий к жизни сами эти изменения и формы. Ни один из предложенных вариантов не является достаточным и исчерпывающим. Каждый из них очерчивает свою проблему соотношения моды и культуры. В первом варианте мода представляется как культурно-историческое понятие. Такую точку зрения широко используют искусствоведы, историки культуры и этнографы. В этом случае термин «мода» употребляется во множественном числе. «Моды» исследуются как конкретно-исторические формы культуры. Такой подход может подойти для анализа содержания и взаимодействия культур, для констатации факта поочередного существования то одной, то другой моды. В этом варианте динамика моды рассматривается как смена мод, являющаяся результатом изменений в промышленности, политике, бытовой и других сферах. С данной точки зрения под модой понимает «совокупный "культурный" результат действия самых различных факторов, вследствие чего мода теряет значение самостоятельного явления в контексте культуры» [3, с. 41].

Вторая точка зрения подразумевает наличие для всех «мод» неких единых специфических структурных элементов. Такая позиция удачна для культурно-исторического подхода. В ней понятие «мода» связывается с фактом изменчивости культурных форм. «В указанном значении термин "мода" выражает уже не различия в конкретном содержании тех или иных исторических типов культуры, а, напротив, фиксирует их существенную общность - их изменчивость» [там же]. В этом случае с модой отождествляются любые изменения культуры. В результате такого мнения границы моды становятся расплывчатыми и по существу совпадают с общекультурными изменениями, среди которых ученые пытаются разграничить «модные» и «не модные». В вопросе их разграничения в научной практике до сих пор не достигнуто единой точки зрения. Одни исследователи считают, что модные изменения совершаются в рамках «основного качества ("базисной модели", "стиля", "обычая")» [там же] и отличаются от кардинальных перемен в культуре. Не исключается и то, что модные изменения, накапливаясь, потенциально способны повлиять на изменения в культуре. По мнению других исследователей, к моде следует относить лишь те изменения культуры, которые не обусловлены практическими нуждами людей и характеризуются обратимостью, цикличность ради изменчивости, господство в сфере внешнего.

Такой «количественный» подход не является универсальным, потому что он оперирует неопределенными показателями. «Рассмотрение моды в качестве особого типа культурных изменений лишает смысла деление моды на традиционную и изменчивую, аристократическую и демократическую, высокую и низкую и т. п., ибо теперь речь идет не о конкретном содержании тех или иных культур и не о том, что отличает одну культуру от другой, а об особом типе изменений и форм, свойственных различным культурам и самым разнообразным их сферам» [3]. В этом варианте мода рассматривается в связи с изменениями культуры, но причины этих изменений и их механизмы выносятся за границы моды и рассматриваются как внешние факторы. Они не включаются в структуру моды. «Подобная точка зрения, ограничивающая моду исключительно областью меняющихся "форм", порождает описательность в анализе моды, делает моду, несмотря на всю ее изменчивость, явлением, по существу, мертвым, лишенным жизни и внутреннего движения» [там же]. Перенос акцента с описания изменений моды на анализ её сущности делает возможным структурный анализ моды. Такой подход позволяет отделить моду как явление от тех областей культуры, где мода проявляется (материальная или духовная культура). Это дает возможность осуществить рассмотрение моды как фактора, инициирующего изменения и формы культуры и подводящего к восприятию ее как явления системного порядка. Выработка «цельного взгляда на моду и преодоление эклектизма в ее понимании» [там же] с позиций понимания моды как системного явления создает условия для решения вопроса проблемного поля моды. Кроме того, определение его составляющих зависит от интерпретации этой системы как конкретного механизма, порождающего модные изменения и формы в культуре.

Этимологические границы и понятийно-терминологические дефиниции моды на одежду

Анализ терминов «одежда» и «костюм» наводит на мысль, что искусствоведы, историки и другие специалисты рассматривают эти термины каждый под своим углом зрения, с учётом особенностей своей науки и исходя из предлагаемых подходов к их изучению. Часто они не столько определяют термин, сколько отмечают какую-либо важную для них его сторону. По этому поводу В. М. Волкова [16] замечает, что существенная разница во взглядах на предмет «одежда» между этнографами и искусствоведами состоит в том, что первые рассматривают ее как часть материальной культуры, то есть одежда для них прежде всего вещь защитно-утилитарного назначения. А специалисты-искусствоведы находят, что одежда – образ, отражающий эстетический идеал (например, конкретной эпохи или конкретного народа), который проявляется во внешнем облике человека.

Таким образом, все исследователи отмечают, прежде всего, вещественность одежды, ее стопроцентную материальность. Что касается костюма, то, помимо материальной составляющей, некоторые исследователи [56] наделяют его самобытностью и знаковыми свойствами. Однако и в этих случаях одежда расценивается как первоисточник по отношению к костюму. Отметим, что с точки зрения культурологии и одежда и костюм относятся к материальной культуре. Но, по мнению [44], костюм менее подвержен моде, чем одежда, и ассоциируется с более длительными и значимыми изменениями, чем те, которые происходят в одежде. Исходя из этого, в дальнейшем будет использоваться именно термин «одежда». Термин «костюм» (как синоним «одежды») будет иногда применяться для разнообразия и оживления текста. Кроме этого, учитывая связь моды с ними двумя, далее будет применяться словосочетание «модная одежда».

Следующим, концептуальным и связанным с модой, но не имеющим единой научной трактовки является термин «новизна». Практически все теоретики моды, независимо от рассматриваемого ими объекта моды, выделяют понятие «новое» в качестве самой существенной черты моды Л. Свендсен [81, с. 34] видит в этом важнейшую особенность моды, он утверждает, что предмет моды в принципе не должен обладать какими-либо определенными свойствами, за исключением новизны. О своеобразном условии новизны моды упоминает А. Крёбер [50, с. 807], называя его «фактором момента». Он считает, что именно «сиюминутность» в моде важнее, чем общая эстетическая ценность. Ю. М. Лотман обозначает моду как «зримое воплощение немотивированной новизны» [54, с. 75].

Новизна часто становится синонимом свойства «модности» вещи. В условиях индустрии моды новизна-модность, сама по себе, приобретает некоторые свойства экономической категории «товар». «Новизна вполне институционально является рыночной ценностью», – делает заключение Р. Барт [2, с. 336]. Он высказывает мнение, что «модная новизна, судя по всему, имеет в нашем обществе вполне определенную антропологическую функцию, которая обусловлена ее двойственностью: она одновременно непредвидимая и систематическая, регулярная и неведомая, случайная и структурированная» [2]. Понятие новизны связывает субъективные и объективные оценки объектов моды с её участниками. То есть новизна выражает отношение участников моды к некоему продукту деятельности – модной одежде, имеющей своего идейного творца (модельера). В таком плане новизна проявляется в нескольких «масштабах»: а) субъективно-индивидуальная новизна – когда объект моды или какие-то его качества, представляются субъективно новым для одного из участников моды, но не являясь новым для других её участников. Пример 1: некий потребитель не имел опыт ношения юбки-плиссе. Пример 2: модельер впервые для создания своей модели использовал рукав кроя «реглан» – персонально для него это является новизной; б) субъективно-групповая новизна – когда объект моды или какие-то его качества являются новыми для какой-либо группы участников моды. Примером могут служить заимствования образцов из других культур или других областей культуры. Например, стиль «гранж» в одежде в начале 1990-х годов, зародился на основе очень популярного в эти годы направления музыки (Grunge), представители которой стали одеваться нарочито неряшливо; в) объективная новизна – объект моды или некоторые его качества определены как новые для всех участников моды и являются признанной инновацией (появление подлинно новых элементов или новое комбинирование старых элементов). Такой новизной обладает, например, одежда, изготовленная из полиэтиленовой пленки в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем.

Условием для возникновения субъективно-индивидуальной новизны служит, например, «Календарь событий моды» [см. Приложение 1. Таблица 1.2], предусматривающий регулярное обновление гардероба потребителя. Тем не менее, «новизну» применительно к моде на одежду следует понимать в достаточно условном смысле. Во-первых, стремление к новому может приобретать различные формы, не всякое нововведение может впоследствии приобрести статус оригинального модного стандарта. Во-вторых, то, что ново по отношению к предыдущему модному стандарту, не всегда ново по отношению к «культурной памяти» или традиции в целом. В случае, когда модный стандарт оказывается извлеченным из какой-либо традиции и перенесенным в другую реальность, происходит актуализация не атрибутивной ценности объекта, а модной – в конкретных условиях современности. Так актуализация «старого» стандарта определяет его «настоящее». Как считает А. Б. Гофман [17, с. 17], возможность такой замены объясняется спецификой социального и культурного времени в моде.

Структурный анализ моды на одежду в современном культурологическом знании

Культурная составляющая суждений о модели моды на одежду позволяет решить вопрос о сигнальном признаке моды, который позволял бы фиксировать наличие (или отсутствие) моды в конкретный момент времени на тот или иной объект. До сих пор вопрос о сигнальном признаке моды как научной категории исследователями не поднимался. Возможно, причиной такого невнимания было мнение об его очевидности или же, наоборот, о затруднениях в определении «необходимых и достаточных признаков» моды. Такая ситуация привела к неопределенности критерия для фиксации начала существования моды на объект конкретного модного стандарта и к противоречивости логических выводов о сущности динамических и циклических процессов моды в культуре. В настоящее время актуальность постановки вопроса об определении критерия наличия моды на конкретный объект обозначилась как минимум тремя причинами: во-первых, в современном культурном пространстве сократился период существования моды, инициированной конкретным модным стандартом; во-вторых, в современных условиях функционирования моды (массовой моды), которая служит инструментарием массовой культуры, появилась потребность различать время существования самого модного стандарта и соответствующей ему моды; в-третьих, в условиях одновременного сосуществования многочисленных модных стандартов необходимо различать, как соотносятся между собой периоды инициированных ими мод.

Для определения сигнального признака моды на одежду использован метод научных аналогий - аналогия между циклом развития моды на одежду и эпидемическим процессом. В работе мы исходим из того, что процесс развития моды во многом аналогичен процессу распространения инфекционного заболевания. В культурологической практике такая аналогия не рассматривалась. Говорить об эпидемическом процессе корректно при наличии и взаимодействии трех его факторов: а) источника возбудителей инфекции; б) механизма его передачи; в) восприимчивости населения. Подобно этому, мода на одежду возникает и поддерживается при наличии трех факторов: наличия нового модного стандарта – активатора данной моды, механизма передачи информации о ней и достаточно большой востребованности данной модной одежды среди потребителей. Таким образом, мода характеризуется большим уровнем распространения объекта моды, значительно превышающим обычный уровень рациональной физиологической потребности в аналогичных объектах.

Именно условие превышения определенной нормы может считаться сигнальным признаком явления. В ситуации с модой ключевым понятием сигнального признака моды на одежду является востребованность модного стандарта, реализованного в объекте моды, поэтому понятие «востребованность одежды конкретного модного стандарта» принимается аналогом медицинского понятия «заболеваемость». Первоначально количество потребителей моды растет, потом, ввиду естественных ограничений, рост замедляется, достигая максимума, затем может падать до нуля. В цикле развития моды стремление приобретать и стремление носить модную одежду проявляются совместно – так же, как в цикле развития эпидемии одновременно существуют и люди, потенциально подверженные заболеванию, и уже заболевшие и переболевшие. Аналогия моды с эпидемией усматривается и в ограниченности периода существования: мода характеризуется резким подъемом востребованности объекта моды с последующим снижением её в относительно короткий период времени. Аналогия, как научный прием не может во всех деталях отобразить сущность моделируемого процесса (в данном случае – роста и падения востребованности модной одежды), но она способна качественно и, в общих чертах, даже количественно его отобразить. В данном случае она даёт нам возможность строить приблизительные графики изменения «v». При исследовании моды на одежду предлагается различать две количественные оценки востребованности: 1) востребованность одежды определенного модного стандарта с точки зрения процесса ее реализации Vр – величина, равная отношению числа единиц одежды данного модного стандарта, проданных за некоторый период времени, к общему числу единиц такой одежды, предназначенных для реализации в исследуемой местности; 2) востребованность одежды определенного модного стандарта с точки зрения ее потребления Vп – величина, равная отношению числа людей, купивших или готовых купить и носить одежду данного модного стандарта, к среднему числу людей определенной категории (мужчин, женщин, людей определенного возраста и т. п), проживающих на определенной территории в течение исследуемого периода времени.

Количественно востребованность выражается относительной величиной v (в процентах), которая равна отношению числа потребителей моды (ПМ) к сумме числа потребителей моды и числа потенциальных потребителей модной одежды (ППМ) в течение конкретного модного сезона: v = ПМ / (ПМ + ППМ), где, ПМ – «потребители моды» – совокупность двух групп людей: 1) потребители, которые имеют одежду данного модного стандарта и активно использующие её в своем поведении; 2) потребители, которые по тем или иным причинам такую одежду не имеют, но хотят ее иметь и активно использовать; ППМ – число потенциальных потребителей модной одежды.

Численность потребителей первой группы отражает главным образом экономический аспект моды – фактический (состоявшийся) спрос на одежду данного модного стандарта. Численность второй группы связана с социально-психологической функцией моды – с перспективным (но отложенным) спросом на данную одежду. На восходящей ветви цикла развития моды на одежду численность потребителей первой группы возрастает (по мере роста числа сделанных покупок этой одежды). Численность потребителей второй группы может вначале возрастать (за счет реализации отложенного спроса), а затем уменьшаться (при насыщении рынка данным видом модной одежды).

Анализ закономерностей эволюции моды на одежду в культурологическом контексте с опорой на дефиницию «развитие»

Случай, когда модный стандарт не «перерастает» порог востребованности, следует расценивать как его несостоятельность, то есть, инициированная им мода не «рождается». С другой стороны, в практике моды прослеживаются случаи, когда востребованность некоего модного стандарта, в период спада не опускается до нулевой, а остается устойчивой достаточно долгое время. В этом случае, модный стандарт, получает статус «классического» (например, «классические» джинсы). Встречаются и такие исторические моменты, когда уже бывший в употреблении модный стандарт «реанимируется» в новой исторической ситуации, в таком случае говорят о вторичном, новом, периоде востребованности. В научной практике такие варианты описываются как «циклы моды». В случае одновременного сосуществования нескольких разных стандартов, картина динамики моды отличается от описанной выше: востребованность, априори, никогда не опустится ниже уровня пороговой. Однако и в первом, и во втором случае, динамика может быть описана с использованием термина «цикл».

Регламентация условий применения в научной практике терминов «цикл моды» и «цикличность моды», как и их критерии для описания динамики моды, нами не встречались. Это отсутствие привело к тому, что наблюдаются случаи, когда эти термины употребляются для обозначения как динамики одного модного стандарта на протяжении всего его «жизненного цикла», так и для временного отрезка, объединяющего несколько одновременно сосуществующих разных модных стандартов. В результате такой ситуации, трактовка динамики моды на одежду также становится двойной и несогласованной, что вносит затруднения в дальнейшие исследования. Согласно [17, с. 58] существуют различные, иногда взимоисключающие, точки зрения на характер развития и смену модных циклов, их закономерности и возможности их прогнозирования. «Даже в серьезных исследованиях модных циклов нет понимания того, что в данном случае мы имеем дело с полисемией, т.е. наличием разных смыслов и значений в выражении "модный цикл"» [там же, с. 57]. Наглядность такой неопределенности при разных подходах к исследованию модных циклов показана через условную графическую иллюстрацию (см. Приложение 2. Рис. 3.3) циклов моды и циклов востребованности двух модных стандартов с их частичным наложением. Из рисунка видно, что циклы моды и циклы модных стандартов не совпадают по продолжительности. Так цикл модного стандарта с условным обозначением «1» превосходит цикл инициируемой им моды. Кроме того, в условиях «соперничества» двух модных стандартов, цикл этой мода сокращается из-за перекрестной наибольшей востребованности модного стандарта под условным номером «2».

Условность термина «цикл» в отношении к моде на одежду подчеркивает Гофман [17]. Неоднозначна и оценка учеными характера цикличности моды. Одни отрицают существование четких ритмов в движении стандартов и объектов, возможность их точного измерения и, тем более, предсказания. Другие высказывают противоположную точку зрения: изменения модного стандарта цикличны, неуклонны и предсказуемы [там же, с. 58- 59]. В такой неопределенной научной ситуации предлагается для анализа динамики моды на одежду выделить два самостоятельных вида циклов.

Первый вид модных циклов, условно назовем их «внутренние» циклы моды на одежду, характеризуют функционирование, развитие, изменение и смену модных стандартов на объект моды. К таким циклам мы относим колебания модных параметров одежды: от узкого к широкому, от длинного к короткому (или наоборот), изменение цветовой гаммы, фактуры материала и т. п. Второй вид модных циклов - «внешние» циклы моды, относятся уже не к изменениям характеристик модных стандартов, а к уровню востребованности этих стандартов среди участников моды. Согласно [там же, с. 58] в товарах массового потребления этот цикл представляет собой разновидность жизненного цикла продукта, наделенного модными характеристиками и имеющего востребованность выше пороговой.

Учитывая, что основным критерием, подтверждающим факт развития моды, является модный стандарт, предлагается на основе модного стандарта на одежду ввести обособленные термины «внешняя динамика» и «внутренняя динамика». В таком варианте термин «внешняя динамика» моды на одежду представляется таким процессом изменения модного стандарта на одежду, при котором в текущей социокультурной ситуации возникает новый модный концепт, а, следовательно, и новый модный стандарт. Циклы этого процесса следует обозначать как «внешние циклы» динамики моды. Таким образом, внешняя динамика моды являет собой процесс исторического развития моды, сопровождающийся изменениями (вариативностью) различных совокупностей модных концептов, базовых моделей моды и образованием на их основе новых модных стандартов. Предметом исследования при анализе внешней динамики моды являются не изменение востребованности отдельного модного стандарта, а процессы образования, распространения, взаимодействия, конкуренции, циклической повторяемости совокупности разных «мод» и соответствующих им стандартов, существовавших/существующих в течение достаточно длительного периода времени.

В свою очередь, термин «внутренняя динамика» моды на одежду определяется как процесс изменения модного стандарта на одежду, при условии обязательного сохранения модного концепта без изменений. Здесь циклы моды будут обозначаться как «внутренние». Учитывая, что развитие всегда происходит во времени, а динамика любой системы связана с изменениями компонентов этой системы в течение тех или иных периодов времени, внутренняя динамика моды будет отражать процесс внутрисистемного развития одной отдельно взятой конкретной моды.