Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Традиции и социокультурные практики боевых искусств в японской культуре" Лестев Антон Евгеньевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лестев Антон Евгеньевич. "Традиции и социокультурные практики боевых искусств в японской культуре": диссертация ... кандидата Исторических наук: 24.00.01 / Лестев Антон Евгеньевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Казанский государственный институт культуры], 2017.- 221 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Культурно-цивилизационные истоки феномена боевых искусств в Японии

1.1 Духовно-мифологические основы зарождения боевых искусств в древнеяпонском обществе

1.2 Возникновение самурайского сословия и воинской культуры в Японии

Глава 2 Этапы и формы влияния китайских философских учений на развитие японской воинской культуры

2.1 Роль китайского фактора в формировании японской воинской этики 73

2.2 Буддизм в политической и военной жизни японского общества 95

2.3 Идейное воздействие дзэн буддизма на развитие традиции японской 114

воинской культуры

Глава 3 Развитие японских боевых искусств на рубеже XIX – XX веков 134

3.1 Эволюция системы школ боевых искусств в эпоху перемен 134

3.2 Наследие воинской культуры Японии в социокультурной жизни японского общества в XX веке

Заключение 189

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования представляется совокупностью факторов:

  1. важностью изучения культуры и ментальности восточного соседа России - Японии, являющейся одним из мировых лидеров в экономическом и научно-техническом плане. Изучение японской культуры способствует налаживанию мирного диалога1, интенсификации межгосударственных связей на всех уровнях, а также является основой для проведения культурных мероприятий в рамках программы «2018 год Японии в России». Воинские традиции оказали влияние на все стороны жизни японского общества от повседневного и делового этикета до поведения Японии на международной арене. Правительство Японии воспринимает боевые искусства не только как часть культурного наследия своей страны, но и как средство культурной дипломатии. Через знакомство с японскими боевыми искусствами люди начинают интересоваться Японией, её культурой, языком, историей, что улучшает имидж Японии на международной арене. Для России и для Республики Татарстан, в частности, где люди испытывают живой интерес к различным компонентам культуры Востока, история Японии представляет широкие возможности для изучения диалога культур с целью более глубокого понимания процессов межкультурного общения;

  2. важностью изучения взаимосвязи между сохранением традиций японской культуры и экономическим, и технологическим лидерством Японии в современном мире. Известно, что развитость культуры оказывает влияние на развитие экономической, военной и технологической мощи государства. После Второй Мировой Войны при опоре на собственные традиции стране удалось осуществить стремительный экономический и технологический прогресс. Изучение японского опыта позволит выявить ценность исторических традиций для устойчивого развития государства и применить в российских условиях;

  3. важностью изучения механизмов сохранения, трансляции и ревитализации национальных исторических традиций в условиях современной глобализации. Среди современных общемировых проблем человечества особо выделяется духовно-нравственный кризис личности в обществе. Данная проблема приводит не только к вызовам в виде мирового терроризма, но и к росту бытового насилия в современном обществе. В таких условиях боевые искусства способствуют формированию гуманно ориентированных физических и волевых качеств, необходимых для преодоления личностных кризисных ситуаций. В Японии накоплен большой опыт духовного и патриотического воспитания, который может

1 Лестев А.Е. Подводные камни российско-японского мирного договора [Электронный ресурс] //
Российский совет по международным делам (РСМД). 10 мая 2016. URL:

оказаться полезным для России. Изучение механизмов ограничения насилия, выработанных в школах боевых искусств на протяжении столетий, является также важным и актуальным для современного российского общества;

4) значимостью боевых искусств и единоборств как социально-культурного института в России (число увлекающихся данным направлением более 5 миллионов человек).

Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день влияние и значимость воинских традиций в нашей стране недооценено. Значительная часть традиционных воинских социокультурных практик (например, казачьих) в России уничтожена или находится на грани исчезновения. Восстановление их исторической основы окажет благоприятное воздействие на развитие российской культуры, государства и общества. В то же время в Японии боевые искусства сохранились и стали одним из источников её социально-экономического развития. Чтобы понять японский феномен необходимо изучить подлинную историю боевых искусств и их культурную ценность.

Степень разработанности темы. По теме исследования наиболее древней и богатой является японская историографическая традиция. Уже в начале XVIII века выходит сочинение Хинацу Сиродзаэмона Сигэтака «Хонтё бугэй сёдэн», содержащее в себе краткие жизнеописания известных мастеров боевых искусств и истории основания школ боевых искусств2. В данной работе использовался труд японского историка XIX века Рай Дзё (1780–1832) «Нихон гайси» в переводе В.М. Мендрина3. Одной из лучших работ по истории самурайского сословия является книга М. Курэ4. Книга Г. Хани5 также использовалась в данной работе, однако социологизаторские установки автора искажают суть многих исторических событий. Попытка Хани Г. представить любой вооруженный конфликт как борьбу угнетённых классов против самураев является, как минимум, неудачной. Внимательное изучение исторических событий показывает, что за крестьянскими восстаниями стояли интересы соседних феодалов или буддийских сект. Изменение социальной структуры и национального характера Японии изучено в книге Э. Икэгами6. В работах Токитсу К.7 и Табата К.8 рассмотрена особая воинская философия жизни и психология обучения.

Западная историографическая традиция ведёт свой отсчет с XVII века, когда в различных космографиях на основе донесений иезуитов приводились первые данные о Японии. Важными работами по истории японских боевых искусств являются книги американского исследователя Д. Ф. Дрэгера

2 Хинацу С.С. Краткая история воинских искусств Японии (Хонтё бугэй сёдэн): отрывок // Япония.
Путь кисти и меча. – 2002. - № 2. С. 55 – 59.

3 Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси: В 2-х тт. Т. 1. – М.; СПб.: Рос. Гос. б-ка:
Летний сад, 1999. – 480 с., Т. 2. – М.; СПб.: Рос. Гос. б-ка: Летний сад, 1999. – 384 с.

4 Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 191 с.

5 Хани Г. Японская империя. История страны самураев. – М.: Алгоритм, 2014. – 288 с.

6 Ikegami E. The taming of the samurai. Honorific individualism and the making of the modern Japan.
Harvard: Harvard university press, 1997. – 428 p.

7 Tokitsu K. The inner art of karate. Cultivating the Budo Spirit in your practice. – Boston: Shambala
Publications, Inc, 2012. – 184 p.
8Табата К. Секреты тактики: Уроки великих мастеров. – СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 182 с.

«Классические будзюцу», «Классические будо»9, «Современные будо и будзюцу». Фактически Д.Ф. Дрэгер стал одним из первопроходцев в западном мире в области изучения истории боевых искусств Японии. Также выделяется исследование французского доктора наук К. Зугари10, раскрывающее историю японского искусства шпионажа в контексте истории Японии. История, философское и культурное наследие школы боевых искусств Касима син-рю описаны в работе К. Фрайдэй11. В работе над диссертацией были использованы: П. Варли, А. Моррис, Н. Моррис «Самураи»12, Й.П. Ламерс «Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага»13, С. Тернбулл «Самураи. История японской военной аристократии»14 и Т. Конлейна «Оружие и техника самурайских воинов 1200-1877»15. В качестве одного из первых исследований в области формирования японского национального характера необходимо упомянуть книгу Рут Бенедикт – «Хризантема и меч: модели японской культуры»16. Психология японского солдата стала объектом исследования генерала армии США Ф.Б. Феллерса17. Исследованию взаимосвязи дзэн и японской стратегии посвящена работа Т. Клири18.

В Российской Империи интерес к боевым искусствам и, в частности, джиу-джитсу появился в конце XIX века и получил бурное развитие в начале XX века. Джиу-джитсу преподавали в атлетических кружках, устраивали показательные турниры, обучали полицию. Всплеск интереса вызвал активизацию книгоиздания по японской воинской системе. Первой российской стала книга капитана полиции А. А. Демерта19. В 1902 году выходит статья Л. Богословского «К вопросу о характеристике японцев: Этические основы жизни благородного сословья в Японии», в которой он затрагивает темы бусидо и харакири20. После революции 1917 года в отечественном востоковедении вопрос изучения боевых искусств и их влияния на формирование японской культуры не поднимался вплоть до 90-х годов, т.к. отношения России и Японии носили напряженный характер. Среди серьезных причин можно назвать классовую нетерпимость по отношения к воинскому сословию и запрет на практику боевых искусств в 80-х годах. В СССР первые книги по восточным боевым искусствам выходили в самиздатовском варианте. В 90-х годах в России начали издавать книги, представляющие собой либо плод фантазий автора, либо некачественные переводы и компиляции

9Дрэгер Д. Классические будзюцу. – К.: «София», 2000. – 112 с.; Классические будо. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 240 с.

10 Зугари К. Нинпо. Ниндзюцу. Между светом и тенью. – Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2009. – 224 с.

11 Friday K., Seki H. Legacies of the sword. The Kashima-Shinryu and samurai martial culture. – Honolulu:
University of Hawai’I press, 1997. – 234 p.

12 Варли П. Самураи / П. Варли, А. Моррис, Н. Моррис. – СПб.: Гиперион, 1999. – 128 с.

13 Ламерс Й.П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага. – СПб.:
ЕВРАЗИЯ, 2012. – 352 с.

14 Тернбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 256 с.

15 Конлейн Т.Д. Оружие и техника самурайских воинов 1200–1877. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

16 Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. – СПб.:Наука, 2007. – 360 с.

17 Fellers B.F. Psychology of the Japanese soldier // CGSS Student Papers, 1930-1936. – 46 p.

18 Клири Т. Японское искусство войны. Постижение стратегии. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. – 224 с.

19 Демерт А.А. 33 боевых приёма нападения, обороны и обезоруживания по японской системе Жиу-Житсу //
РГБ Ф 1-59/136. – СПб.: Министерство Внутренних Дел, 1909. – 51 с.

20 Богословский Л. К вопросу о характеристике японцев: Этические основы жизни благородного
сословья в Японии // Известия Восточного института. – Владивосток, 1902. Т.3, вып. 2. С. 38 – 55.

иностранных книг. Первым серьезным исследованием по истории и философии боевых искусств Китая и Японии стала книга профессора А. Долина и Г. Попова «Кэмпо – традиция воинских искусств»21. В 1997 году, с выходом книги «Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу» (переиздана22 в 2010 г.), Алексей Михайлович Горбылёв открывает новый этап серьёзных исследований в области боевых искусств Японии. А.М. Горбылёв в настоящее время крупнейший исследователь истории, философии и воинских традиций Японии. Им переведено большое количество аутентичных японских трактатов, книг известных японских мастеров и специалистов в области боевых искусств. Важной исторической работой является книга А. Куланова и А. Арабаджиева об истории организации «Дай Ниппон Бутоку Кай», к сожалению, для такой серьёзной работы издательством «Вече» выбрано броское, но не отражающее сути работы название23. Среди других работ по истории боевых искусств Востока можно назвать книгу А.М. Козлова24, посвященную боевым искусствам Китая, Кореи и Японии. Однако с автором данной работы сложно согласиться, т.к. он считает каратэ в качестве традиционного представителя боевых искусств Японии. Каратэ нельзя считать традиционным боевым искусством Японии. Оно получило распространение лишь в XX веке, а до того момента было исключительно окинавским видом боевого искусства. Также стоит отметить работы украинского исследователя истории нин-дзюцу В. Момота. Определенный вклад внесли Д.И. Дубровский (профессор, д.философ.н.), который перевел книгу Фунакоси Гитина25, А.Н. Мещеряков, Н.Н. Трубникова, Ю.Л. Кужель, Н.Ф. Лещенко и А.Ю. Синицын, чьи работы содержат много полезных исторических и культурных фактов. Среди известных китаистов, затронувших тему японских боевых искусств, стоит отметить работы В.В. Малявина26 и А.А. Маслова27. Важным этапом в изучении традиций боевых искусств Востока стала диссертация Р.М. Зиганьшина «Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая»28. Идеалы бусидо были рассмотрены в работе А.В. Голомши «Духовная культура воинского сословия Японии: традиции и современность»29. Влияние боевых искусств Японии на российскую культуру и общество рассматривали в своих работах Е.Ю. Ватолина30 и Д.В. Антоненко31.

21 Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: Наука. Главная редакция
восточной литературы, 1991. – 429 с.

22 Горбылев А.М. Ниндзя: боевое искусство. – М.: Яуза : Эксмо, 2010. – 480 с.

23 Арабаджиев А.Д., Куланов А.Е. «Черный пояс» без грифа секретности. – М.: Вече, 2014. – 288 с.

24 Козлов А.М. История боевых искусств Востока– М.: Астрель: АСТ, 2008. – 398 с.

25 Фунакоси Г. Каратэ-до. Мой жизненный путь / Пер. с англ. Д.И. Дубровский, В.И. Оранский ; ред.
и послесл. проф. Д.И. Дубровский. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. – 176 с.

26 Малявин В.В. Боевые искусства: Китай, Япония. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2004. – 416 с.

27 Маслов А.А. Бусидо: кодекс чести самурая. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 284 с.

28 Зиганьшин Р.М. Духовно-религиозные основы боевых искусств традиционного Китая : дис.
…канд. филос. наук : 09.00.13 / Зиганьшин Ринат Махмутович. – М., 2006. – 148 с.

29 Голомша А.В. Духовная культура воинского сословия Японии: традиции и современность: автореф.
дис…канд. культурологии: 24.00.01 / Голомша Андрей Васильевич. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – 22 с.

30 Ватолина Е.Ю. Боевые искусства Востока как средство инкультурации личности подрастающего
поколения: На опыте трансляции традиций кэндо в России : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 /
Ватолина Елена Юрьевна. – Москва, 2003. – 222 с.

Следовательно, несмотря на наличие культурологических и философских работ по восточным боевым искусствам, в отечественной науке ощущается недостаток именно в комплексном культурно-историческом диссертационном исследовании традиций и социокультурных практик боевых искусств Японии.

Исторические источники, использованные в данном исследовании, можно условно разделить на семь групп.

Первая группа источников представляет собой средневековые воинские повести жанра гунки (военные эпопеи), описывающие политические и военные события вокруг определенной войны или мятежа. Помимо изложения исторических фактов и описания события, данные повести интересны тем, что они описывают культуру, верования, ритуалы воинов, живописно представляя социальную среду средневекового японского воинства. Первой дошедшей до нас повестью жанра гунки является «Записи о Масакадо»32, датируемая второй половиной X века и повествующая о мятеже Тайра-но Масакадо, который осмелился провозгласить себя императором. «Сказание о земле Муцу»33 датируется XI веком и рассказывает о войне полководцев из рода Минамото против народности эмиси, населявшей японские острова. Далее в хронологическом порядке идут «Записи о Трёхлетней войне в Осю»34, рассказывающие об усмирении в 1087 году полководцем Минамото-но Ёсииэ междоусобицы, возникшей при разделе уездов между братьями Иэхирой и Киёхирой. Следующий цикл повестей «Повесть о смуте годов Хогэн»35, «Повесть о смуте годов Хэйдзи»36, «Повесть о доме Тайра»37 и «Сказание о Ёсицунэ»38 охватывает собой всю историю противостояния в XII веке между воинскими родами Тайра и Минамото, закончившегося утверждением первого в истории Японии военного правительства – сёгуната Минамото. В «Повести о доме Тайра» помимо описания исторических событий в повести приводятся молитвы воинов перед битвой, рассказы о применении боевого искусства против нечистой силы, а также личные переживания и взгляды воинов на верность, долг и честь. «Записи о смуте годов Дзёкю»39 рассказывает о выступлении бывшего императора Го-Тоба против регентов дома Ходзё, захвативших власть в

31 Антоненко Д.В. Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX
– нач. XXI вв. : автореф. дис. …канд. культурологии : 24.00.01 / Антоненко Дмитрий Викторович. –
С-Пб, 2010. – 30 с.

32 Записи о Масакадо // Японские сказания о войнах и мятежах / Пер. с яп., вступ. ст., коммент. В.А.
Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2012. – С. 29 – 86.

33 Сказание о земле Муцу // Японские сказания о войнах и мятежах / Пер. с яп., вступ. ст., коммент.
В.А. Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2012. – С. 89 – 138.

34 Записи о трёхлетней войне в краю Осю // Японские сказания о войнах и мятежах / Пер. с яп., вступ.
ст., коммент. В.А. Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2012. – С. 141 – 170.

35 Повесть о смуте годов Хогэн // Японские сказания о войнах и мятежах / Пер. с яп., вступ. ст., коммент.
В.А. Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2012. – С. 173 – 360.; Сказание о годах Хогэн // Японские самурайские
сказания / Пер. с яп. В.Н. Горегляд. – СПб.: «Северо-Запад пресс», 2002. С. 485 – 683.

36 Повесть о смуте годов Хэйдзи / Пер. с яп., вступ. ст., коммент. и исслед. В.А. Онищенко. – СПб.:
Гиперион, 2011. – 287 с.

37 Повесть о доме Тайра / Пер. со старояп. И. Львова, А. Долин. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 768 с.

38 Сказание о Ёсицунэ / Пер. с яп. А.Н. Стругацкий. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

39 Записи о смуте годов Дзёкю // Японские сказания о войнах и мятежах / Пер. с яп., вступ. ст.,
коммент. В.А. Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2012. – С. 363 – 448.

Камакура после смерти Минамото-но Ёритомо. «Повесть о великом мире»40
затрагивает события гражданской войны между так называемыми Южной и
Северной династиями, а фактически между войсками нового сёгуната Асикага и
сторонниками реставрации императорской власти, возглавляемыми

императором Годайго. Отдельно выделяется своей тематикой «Повесть о братьях Сога»41, рассказывающая об истории мести двух братьев за смерть их отца. История братьев Сога сыграла важную роль в становлении самурайского обычая, предписывавшего отомстить обидчику своего рода любой ценой.

Вторая группа представлена сочинениями основателей школ боевых искусств, известных мастеров и теоретиков в области боевых искусств, включая каталоги мокуроку и дэнсё (документ с описанием учения школы). Данные сочинения посвящены сущности учения школы: техническим приёмам, тактике, стратегии, философии и иногда истории школы. Данная группа включает сочинения: Ягю Мунэнори42 (1571-1647), Миямото Мусаси43 (1584-1646), Котода Яхэй Тосисада44 (17 в.), Тэссю Ямаока (1836-1888) и других. Важными источниками по истории ниндзюцу являются трактаты «Нинпидэн»45 (1560 г.), «Сёнинки»46 (1681 г.) и «Бансэнсюкай»47 (1676 г.). В русском переводе существует мокуроку «Каталог искусства фехтования мечом школы Синкагэ-рю»48, написанное Ягю Мунэёси в 1601 г. и дополненноё Мацудайра Нобусада в 1707 г. В книге К. Зугари приведен документ 1565 г. о передаче учения49 от Камиидзуми Исэ-но ками Фудзивара-но Хидэцуна его ученику Ягю Синдзаэмон. В книге К. Руссо приведён полный текст свитка «Нава Сё»50 1698 г. с описанием искусства ходзё-дзюцу. Также к этой группе следует отнести сочинения мастера дзэн Такуан Сохо написанные им для мастеров боевых искусств: «Фудоти синмё року»51 и «Тайаки»52. Начиная с XIX века количество книг, написанных

40 Повесть о великом мире // Японские самурайские сказания / Пер. с яп. В.Н. Горегляд. – СПб.:
«Северо-Запад пресс», 2002. С. 5 – 484.

41 Повесть о братьях Сога / пер. с яп., вступ. ст., коммент. В.А. Онищенко. – СПб.: Гиперион, 2016. – 368 с.

42 Ягю М. Хэйхо кадэн сё (Книга о семейной традиции искусства фехтования мечом) // Научно-
методический сборник «Хидэн» (боевые искусства и рукопашный бой), выпуск 5 / Пер. с япон.,
вступ. ст. и коммент. А. М. Горбылёв. – М., 2010. – С. 4 – 174.

43 Миямото М. Книга пяти колец / М. Мусаси и др. // Искусство самурая: книга пяти колец. – СПб.:
Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. С. 19 – 91.

44 Котода Я.Т. Иттосаи сэнсэй кэмпо-сё (Руководство по изучению кэмпо учителя Иттосаи) / К. Табата //
Секреты тактики: Уроки великих мастеров. – СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. С. 29 – 35.

45 Хаттори Х. Нинпидэн. Тайная передача знаний ниндзя. – Харьков: "НТМТ", 2013. – 136 с.

46 Фудзиноиссуйси М. Сё:нинки. Записи об истинном ниндзюцу. – Харьков: Издательство "НТМТ",
2011. – 152 с.

47 Фудзибаяси Я. Бансэнсюкай (Десять тысяч рек, впадающих в море). Том Ё-нин (Сокрытие на
свету). – Харьков: Издательство «НТМТ», 2015. – 148 с.

48 Синкагэ-рю хэйхо мокуроку-но кото // Научно-методический сборник «Хидэн» (боевые искусства и
рукопашный бой), выпуск 5 / Пер. с япон. А. М. Горбылёв. – М.: А.М. Горбылёв, 2010. – С. 174 – 220.

49 Камиидзуми Исэ-но ками Фудзивара-но Хидэцуна. Хиттори Иккоку Инка Сёдэн (Одна передача
одному ученику в одной провинции) / К. Зугари // Нинпо. Ниндзюцу. Между светом и тенью. –
Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2009. С. 210 – 211.

50 Nawa Sho // Hojojutsu. The Warrior’s Art of the Rope / C. Russo. – Turin: Yoshin Ryu Editions, 2016. P.
182 – 226.

51 Такуан С. Тайное писание о непоколебимой мудрости // Книга Самурая. – М-СПб.: Евразия;
Книжный Клуб 36.6, 2008. С. 18 – 66.

носителями воинских традиций, заметно увеличивается. Сочинения

политического деятеля эпохи Мэйдзи и основателя школы Муто рю Тэссю Ямаока приведены в книге Д. Стивенса53. Сочинение Сугавара Садамото54 само по себе является ценным источником, но помимо всего, оно также содержит отрывки из более древних сочинений: «Выписки из сокровенных секретов о делах военных», «Записи устной передачи способов убийства и реанимации школы Синсин-рю», «Иллюстрированное руководство школы Син-но синдо-рю». Также в этой работе использовались труды основателя дзюдо – Д. Кано55, сочинения учеников (С. Нисио56, Н. Тамура57, М. Саотомэ58) основателя айкидо Уэсиба М., автобиография «Доронрон»59 Фудзита С., книги «Кукисин рю будзюцу»60, «Асаяма итидэн рю тайдзюцу дэнсё»61 и «Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю Будо кёхан»62. Сочинения мастеров XIX – XX веков играют большую роль в исследовании развития боевых искусств и японской культуры в данный период.

Третья группа источников – это сочинения, которые относят к «Кодексу бусидо». Прежде всего, это «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо63. В. Горбатько перевел сочинения даймё и полководцев эпохи Сэнгоку дзидай64. Следующий источник – сочинение «Будосёсинсю»65 написанное Тайра Сигэсукэ (1693–1730). В книге А. Митфорда66 приведен отрывок «из древнего японского свитка» о сэппуку.

52 Такуан С. Хроники меча Тайа // Книга Самурая. М-СПб.: Евразия; Книжный Клуб 36.6, 2008. С. 67–78.

53 Ямаока Т. Сочинения / Д. Стивенс // Меч Без-Меча. Жизнь мастера боевых искусств Тэссю. –
СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. – 256 с.

54 Сугавара С. Новый учебник по дзюдо, объясняющий сокровенные секреты (Гокуи дзукай дзюдо
син кёхан). М.: Издательский дом «Будо-спорт», 2007. – 137 с.

55 Кано Д., Линдсэй Т. Дзюдзюцу. Древнее самурайское искусство боя без оружия // Научно-методический
сборник «Хидэн» (боевые искусства и рукопашный бой), выпуск 6. – М.: А.М. Горбылёв, 2011. С. 221–
240.; Общие сведения о дзюдо и о его ценности в деле воспитания // Научно-методический сборник
«Хидэн» (боевые искусства и рукопашный бой), выпуск 1. – М., 2010. С. 116–173.; О высшей ступени
дзюдо // выпуск 4. – М., 2009. – С. 58–63.; О функциях ката и рандори // выпуск 4. – М., 2009. – С. 86–90.

56 Нисио С. Айкидо – юрусу будо. Принцип ирими иссоку / Пер. с яп. О. Глушко. – М.: Издательство
«Эннеагон Пресс», 2011. – 208 с.

57 Тамура Н. Айкидо. Этикет и передача традиции. – К.: «София», 2002. – 176 с.

58 Саотомэ М. Принципы айкидо. – СПб.: Издательство «Папирус», 1996. – 226 с.

59 Фудзита С. Доронрон. Мемуары последнего ниндзя // Научно-методический сборник «Хидэн» (боевые
искусства и рукопашный бой), вып. 8. – М.: А.М. Горбылёв, 2012. С. 274–351.; вып. 9. С. 184–229.

Киба К. Кукисин рю будзюцу со:сё. – Харьков: «НТМТ», 2013. – 180 с.

Хидэо И. Асаяма Итидэн рю тайдзюцу дэнсё. – Харьков: Издательство «НТМТ», 2014. – 250 с.

62 Сугино Ё., Ито К. Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю Будо кёхан. Метод школы Тэнсин Сёдэн Катори
Синто рю / пер. с яп. Содрицов Я. – М.: Я. Содрицов, 2015. – 484 с.

63 Ямамото Ц. Хагакурэ. Сокрытое в листве // Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве / Ц.
Ямамото и др. – М.: Эксмо, 2007. – С. 19–267.

64 Ходзё С. Послание учителя Гокуракудзи // Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Эксмо,
2007. – С. 268–284., Сиба Ё. Тикубасё. С. 285–307., Имагава С. Правила Имагавы Рёсюна. С. 308–318.,
Асакура Т. Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. С. 319–329., Ходзё Н. Двадцать одно правило Ходзё
Суна. С. 330 – 340., Асакура Н. Сотэки Ваки. С. 341–351., Такэда С. Ивамидзудэра Моногатари. С. 352–
367., Такэда Н. Мнения, изложенные в девяноста девяти статьях. С. 368–387., Набэсима Н. Настенные
надписи господина Набэсимы. С. 388–392., Тори М. Последнее заявление Тори Мототады. С. 393–401.,
Като К. Правила Като Киёмасы. С. 402–407., Курода Н. Заметки о правилах. С. 408–419.

65 Дайдодзи Ю. Сборник наставлений на воинском пути (Будо сёсин-сю) / М. Мусаси и др.//
Искусство самурая: книга пяти колец. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – С. 93– 168.

66 Митфорд А. Легенды о самураях. Традиции Старой Японии. – М.: ЗАО Издательство
Центрполиграф, 2010. – 415 с.

Четвёртая группа источников представляет собой исторические документы: письма, законы, приказы, молитвенные обращения известных полководцев, даймё и сёгунов. В книге Й. Ламерса67 приведен перевод писем, указов и документов Ода Нобунага, его сторонников и противников, отрывки из самой ранней биографии Нобунага «Синтё-ко ки», а также свидетельства иезуитов. В статье С. Полхова есть переведенные молитвенные обращения (гамон) Такэда Сингэн, в которых он просит божеств о помощи в борьбе против Уэсуги Кэнсин68. Гамон являлись официальными документами, подаваемыми в храм от имени полководца с обязательным подношением даров.

Пятая группа источников включает в себя мифы, легенды, сказки, истории о самураях или характерных для воинской культуры мифических существах как тэнгу и каппа. Сюда же следует отнести мифологические сочинения «Кодзики»69, «Нихон Сёки»70, «Когосюи»71, а также поэтическую антологию «Манъёсю»72.

К шестой группе источников относится японская воинская поэзия жанров дзисэй73 (стихи смерти) и дока (песни пути). Множество дока содержатся в исторических источниках из второй группы. Большое количество стихотворений из аутентичных свитков дэнсё школы Касима Син-рю приведены К. Фрайдэй в работе «Legacies of the sword. The Kashima-Shinryu and samurai martial culture»74.

Седьмая группа источников – это произведения искусства, к которым относятся также оружие и доспехи самураев. В области изобразительного искусства главными историческими источниками являются гравюры муся-э историко-героической тематики, среди которых «Предания о доблестных самураях, или Повесть о великом умиротворении в гравюрах Итиюсая Куниёси и биографиях Рюкатэя Танэкадзу»75. Важным источником является каллиграфия мастеров будо.

Помимо японских исторических источников можно использовать свидетельства иностранцев, побывавших в Японии, в том числе наших соотечественников. В книге В. М. Головнина (1776–1831) «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у Японцев»76 приведено первое в европейской истории описание самурайского искусства связывания – ходзё-дзюцу.

Рабочая гипотеза состоит в том, что изучение традиций и социокультурных практик боевых искусств позволит выявить роль, место и

67 Ламерс Й.П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага.

68 Полхов, С.А. Взывая к помощи божеств: молитвенные обращения японских князей эпохи Сэнгоку /
Синто: память культуры и живая вера. М.: АИРО-XXI, 2012. – С. 117 – 129.

69 Мифы Древней Японии: Кодзики / Пер. со старояп., предисл. и коммент. Е.М. Пинус. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 256 с.; Кодзики. Записи о деяниях древности: Свитки 2-й и 3-й /
Пер., предисл. и коммент. Л.М. Ермакова, А.Н. Мещеряков. – СПб.: ШАР, 1994. – 256 с.

70 Нихон Сёки – Анналы Японии: В 2 т. / Пер. и коммент Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 1.
Свитки I – XVI – 496 с.; Т. 2. Свитки XVII – XXX. СПб.: Гиперион, 1997. – 432 с.

71 Когосюи // Синто – путь японских богов: в 2 т. Т. 2 Тексты синто. – СПб.: Гиперион, 2002. С. 71 – 100.

72 Манъёсю. Собрание мириад листьев. В 3 т. – М.: Наука, 1971. – Т.3. – 454 с.

73 Дзисэй: Стихи смерти. – М.: АСТ; СПб.: Ост, 2008. – 256 с.

74 Friday K., Seki H. Legacies of the sword. The Kashima-Shinryu and samurai martial culture.

75 Предания о доблестных самураях, или Повесть о великом умиротворении в гравюрах Итиюсая
Куниёси и биографиях Рюкатэя Танэкадзу / Пер. с яп., вступ. ст. и коммент. Е.Ю. Варшавской. –
СПб.: Изд-во «Гиперион», 2013. – 207 с.

76 Головнин В.М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. – М.:
Захаров, 2004. – 464 с.

степень влияния исследуемого явления на социальное, культурное и экономическое развитие Японии. Восстановление российских исторических традиций и их ревитализация для нужд современного общества требуют выработки определенной стратегии, базирующейся на изучении иностранного опыта. Формирование и эволюционное историческое развитие системы школ японских будзюцу происходило под влиянием различных культурных, религиозных и философских течений, которые в школах боевых искусств проходили этапы не только теоретического, но и практического осмысления, что впоследствии служило отправной точкой для создания собственных философских учений и культурных ценностей. Культурное наследие национальных школ боевых искусств может сыграть важную роль в духовном и нравственном воспитании современного общества.

Объект диссертационного исследования – история японских школ боевых искусств как феномен культуры и культурное достояние Японии.

Предмет исследования – традиции и формирование исторических этапов социокультурных практик японских боевых искусств.

Целью настоящего исследования является раскрытие исторических аспектов воинских традиций и социокультурных практик, характерных для культуры Японии, а также раскрытие многообразия культурного наследия классических школ боевых искусств Японии. Достижение данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач:

– рассмотреть проблему в контексте исторического процесса
формирования воинской культуры и воинского сословия, изучить многообразие
культурно-исторического наследия японских боевых искусств, требующее
всестороннего комплексного анализа мифологических, религиозных,

философских и культурных основ, ставших отправной точкой для формирования системы школ японских боевых искусств как культурного феномена;

– разработать и выделить основные этапы развития боевых искусств;

– проанализировать феномены традиционной японской культуры, оказавшие непосредственное влияние на становление и формирование японских боевых искусств;

– выявить причины возникновения, цели, задачи и значение системы школ японских боевых искусств для Японии;

– охарактеризовать морально-нравственные идеалы японских воинов и их культурно-историческую обусловленность;

– проследить эволюцию мировосприятия японских воинов и изменение представлений о сущности и предназначении боевых искусств;

– исследовать культурное наследие представителей школ японских боевых искусств, определить значение и место данных традиций для современного общества;

– раскрыть социокультурные функции боевых искусств в различные исторические эпохи Японии;

– оценить степень влияния боевых искусств на культурную и политическую жизнь Японии.

Хронологические рамки: в развитии боевых искусств Японии можно условно выделить четыре периода: 1) первый период (III в. н.э. – IX в. н.э.) –

зарождение первых воинских традиций, связанных с шаманскими культами; 2) второй период (X в. н.э. – XIV в. н.э.) – возвышение профессионального воинского класса, накопление знаний в области боевых искусств, тактики и стратегии; 3) третий период (XV в. н.э. – XVIII в. н.э.) – основание школ японских боевых искусств, кодификация традиций, развитие философских учений внутри школ; 4) четвертый период (XIX в. н.э. – XXI в. н.э.) – сохранение древних традиций, создание новых стилей и школ боевых искусств, ориентированных на современные требования общества, распространение японских боевых искусств в мире.

Научная новизна:

- традиции и социокультурные практики японских боевых искусств в
контексте их исторического развития впервые стали предметом
диссертационного исследования в российской науке;

- разработана новая концепция эволюционного развития японских
боевых искусств, которая в отличие от предыдущих не выводится напрямую из
аналогичных китайской или индийской традиций;

- предложена авторская периодизация основных этапов развития боевых
искусств;

- впервые рассмотрена типология древнеяпонского воина с
использованием теории архетипов К. Юнга;

- дана новая трактовка происхождения названия священного меча
кусанаги и его табуированного значения;

- выявлена культурологическая и практическая значимость
использования философских категорий «сущность» и «явление» в философии
школ японских боевых искусств;

- впервые изучен культурный механизм ограничения насилия в школах
боевых искусств и воинском сообществе;

- дополнены культурно-исторические сведения о синтоистском,
буддийском и конфуцианском влиянии на боевые искусства, а также о роли
социокультурных практик боевых искусств в создании национальной идеологии
и системы образования Японии;

- обнаружено первое описание в русской литературе методов японского
искусства ходзё-дзюцу;

- впервые обозначены функции школ боевых искусств как особого
социокультурного института в трансляции национальных культурных традиций.

Теоретическая значимость работы: результаты работы существенно расширяют представления о значимости воинских традиций и социокультурных практик боевых искусств для развития государства, общества и отдельных личностей; выявлена роль исторических традиций и социокультурных практик в процессе ревитализации этнической и общенациональной культуры; дополнены сведения о становлении, развитии, трансляции, сохранении и эволюции воинских традиций Японии; предложена интерпретация воинской культуры как особого третьего дома бытия, очеловечивающего воинов, в котором школы боевых искусств выступают в роли институтов инкультурации воинов, приобщения их к традициям и продуцирования новых культурных ценностей; теоретически осмыслены социокультурные функции боевых искусств, на основании чего сделаны практические рекомендации.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы в научной и преподавательской работе: при написании обобщающих трудов по истории и культуре Японии; при чтении курсов, написании учебно-методических пособий по культуре воинского сословия Японии, а также для проведения занятий в физкультурно-образовательных учреждениях; в деятельности СМИ и учреждений управления культурой; при психологической подготовке военных и военно-патриотическом воспитании молодежи; при подготовке к проведению совместных российско-японских культурных мероприятий; при разработке норм делового этикета и принципов менеджмента.

Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды по
истории и культуре Японии А.Н. Мещерякова77, Ю.Л. Кужеля78, Н.Ф. Лещенко79 и
А.Ю. Синицына80. Были использованы положения и теории комплексных
междисциплинарных направлений в исторической науке, включая

антропологическое направление («Martial arts studies», военно-историческая
антропология). «Martial arts studies» объединяет несколько отраслей знания для
изучения такого сложного культурного явления, как боевые искусства81. Военно-
историческая антропология представляет собой отрасль исторической науки,
которая изучает «человеческое измерение войны»82 с применением

междисциплинарного подхода. Военно-историческая антропология подходит к
изучению воина, как к представителю особого социального класса, имеющего
собственные морально-нравственные императивы, постулирующего себя как
человека уникальной культурой, с собственным социокультурным и

гуманитарным наполнением жизни. Для выявления особых морально-нравственных императивов использовались психологические концепции З. Фрейда, Ж. Лакана, Э. Фромма. Описания методов психологической подготовки основывалось на разработанной в экзистенциальной философии М. Хайдеггера и К. Ясперса категории «пограничной ситуации», применяемой для описания мотивов поведения воина в экстремальной ситуации. Теория К. Юнга была задействована для выявления древних воинских архетипов. В работе были использованы исследования и переводы А.М. Горбылёва, А.Е. Куланова, А.Д. Арабаджиева, А.А. Долина и В.В. Момота.

Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных (анализ, классифицирование, сравнение, дедукция и индукция) и специальных методов. Для выявления основных культурных течений (синто, буддизм, неоконфуцианство), оказавших влияние на формирование идеологии и мифологии школ боевых искусств, был задействован источниковедческий анализ с

77 Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. – М.: Наталис : Рипол Классик, 2006. – 736 с.;
Мещеряков А.Н., Грачёв М.В. История древней Японии. – М.: Наталис, 2013. – 544 с.

78 Кужель Ю.Л. Мир японского паломничества: Монография. – М.: ООО «Книгодел»: ГАОУ ВПО
МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, 2012. – 328 с.

79 Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – М.: Крафт+, 2010. – 352 с.

80 Синицын А.Ю. Самураи – рыцари страны восходящего солнца. История, традиции, оружие. –
СПб.: «Паритет», 2011. – 352 с.

81 Bowman P. Is Martial Arts Studies as an Academic Field? // Martial arts studies journal. – 2016. – № 8. P. 3–20.

82 Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. –
М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. С. 3.

применением герменевтического подхода к интерпретации текстов. Древняя
традиция шаманизма выявлена с использованием сравнительно-

культурологического анализа. Сравнительно-исторический метод был

использован при описании системы вассальных отношений в средневековой
Японии. Хронологический метод применён локально при описании

последовательных событий, например, при описании развития боевых искусств в XIX веке. Для описания типов школ, возникших на разных этапах истории Японии, использовался историко-типологический метод. Идеографический метод использован при описании уникальных культурных явлений. Важной предпосылкой для данного исследования был историко-психологический принцип французской школы «Анналов», предполагающий осознание и понимание эпохи исследователем, исходя из неё самой, без привнесения чуждых тому времени оценок. Школа «Анналов» повлияла и на подход к выбору исторических источников, к которым были отнесены биографии, письма, поэзия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиции и социокультурные практики боевых искусств прошли
значительный путь эволюционного развития в контексте идеологических взглядов,
теоретических учений и технических приёмов. Боевые искусства берут начало в
шаманских традициях, прежде всего нацеленных на достижение победы любой
ценой, вбирают дзэн-буддийские концепции обретения просветления и искоренения
болезней ума посредством практики боевого искусства и приходят к философскому
осмыслению боевого искусства как пути становления разносторонне развитой
личности, достижения гармонии с окружающим миром ради общего блага.

2. На теорию и практику японских боевых искусств оказали значительное
влияние различные религиозные и философские учения, которые нашли свое
отражение в тактике, стратегии, мифологии, философии школ японских боевых
искусств.

3. Сохранились до нашего времени воинские традиции, элементы и
социокультурные практики, характерные для всех исторических этапов развития
японских боевых искусств: архаичные ритуалы (например, почитание духа
основателя), методы использования средневекового оружия, философские
концепции эпохи Эдо (фудосин, дзансин), современная теория и методика
преподавания.

4. Существуют особые морально-нравственные императивы и
философские взгляды, отличающие воинскую культуру от других социальных
слоев японского общества. В сочинениях японских буси даются уникальные
ответы о сущности и предназначении боевых искусств как жизнесберегающего
фактора и пути самосовершенствования для достижения гармонии с
окружающим миром.

5. Боевые искусства представляются особым культурным феноменом,
оказавшим значительное влияние на развитие японской культуры и государства.
Влияние боевых искусств ощущается в литературе, искусстве, театре, кино,
повседневном этикете, принципах менеджмента и даже в политической жизни
Японии.

6. Сохранение и ревитализация исторических воинских традиций является
важной основой для устойчивого развития современного общества. Япония

успешно внедрила преподавание боевых искусств в школах и высших учебных заведениях, активно использует боевые искусства для межкультурных коммуникаций и в качестве культурного бренда своей страны.

Соответствие паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует пп.1.6. «Культура и цивилизация в их историческом развитии»; 1.8. «Генезис культуры и эволюция культурных форм»; 1.9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов»; 1.10. «Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры»; 1.12. «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре»; 1.14. «Возникновение и развитие современных феноменов культуры»; 1.15. «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества»; 1.17. «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)» паспорта специальности: 24.01.00. – Теория и история культуры.

Апробация диссертационной работы. Основные выводы и положения работы получили предварительную апробацию на международных, региональных научно-теоретических, научно-практических конференциях и съездах: «2-й Съезд молодых востоковедов стран СНГ в Баку» (2013), «Аспирантские чтения КазГУКИ» (2014, 2015), «Открытый конкурс научных работ среди обучающихся на соискание премии им. Н.И. Лобачевского» (2016), в том числе в 5 изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования по теме диссертации изложены в 11 работах. Результаты исследования внедрены в деятельность регионального отделения по Республике Татарстан Межрегиональной федерации Айкибудо для использования в практике проведения научно-теоретических семинаров, конкурсов и выступлений.

Структура диссертации состоит из введения, трёх глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникновение самурайского сословия и воинской культуры в Японии

Согласно данному источнику главным царством на японских островах было Яматай. Им правила шаманка-прорицательница Пимико (Химико), которой наследовала тринадцатилетняя девушка Иё123. Именно это царство было признано китайской династией, при этом историки склонны различать царство Яматай от Ямато, с которого и началось объединение Японии кланом Тэнно. При этом характерны различия между разными правящими династиями: если династия правительниц Яматай была представлена женщинами-шаманками, то в династии Ямато власть находится в руках мужчины-полководца. Вопрос о различиях между разными династиями необходимо разобрать подробнее, так как он ярко вырисовывает переход власти к воинскому клану.

В более примитивных верованиях и культах, сохранившихся на японских островах, система власти выстраивалась вокруг жрицы солнца (света), в то же время на её антагониста жрицу тьмы (смерти) распространялось табу, её нельзя было видеть и касаться, ей нельзя было иметь детей. Представляется, что правительницы Яматай также были жрицами солнца или прототипа богини Аматэрасу оо-миками. Возможно, шаманка-правительница вещала непосредственную волю богини.

На рубеже III-IV в. н.э. происходит смещение центра власти к новой династии, основателем которой выступил Судзин. По мнению ряда исследователей, Судзин был по происхождению тунгус, являлся правителем корейского княжества Мимана, откуда во главе племени воинов-всадников вторгся на Кюсю, затем перебравшись в район Ямато124. Увеличение количества конной упряжи и воинской экипировки в захоронениях на севере Кюсю в период кофун может быть связано именно с этим событием. Характерно также, что в Нихон сёки («Анналы Японии», 720 г.) деяния Судзина описываются как направленные на объединение государства, т.е. на захват соседних царств и подчинение племён. Жрицы все еще продолжают играть важную символическую и сакральную роль, однако полностью теряют контроль над управлением государством. Судзин поручил управление культом богини Аматэрасу своей дочери Тоёсукиири-химэ и переселил богиню из своего дворца в священную рощу. Таким образом, можно предположить, что изменение культуры японских островов, нашедшее своё отражение в погребальном обряде, было вызвано социальными изменениями, а именно возвышением племени или социальной группы с ярко-выраженной воинской идентичностью125. В свою очередь, для легитимизации своего доминирования воинству пришлось сохранить существовавшие жреческие и шаманские институты, а также вписать себя в местные мифы, обосновав свои права на власть. Первым на что стоит обратить внимание это то, что императоры являются потомками мужского божества Ниниги-но микото, посланного небесными богами для управления землей, являясь его наследниками. Подобный миф кардинально изменяет процедуру наследования власти, в результате чего наследование происходит по мужской линии, в отличие от более древних шаманских представлений, в которых мужчина получал право на власть только, «если он был близким родственником верховной жрицы или вступал с ней в брак»126.

После заката императорской династии Судзина основателем новой династии выступил Одзин, родившийся во время похода своей матери Дзингу в Корею. Исследователи считают датой рождения Одзина 346 г. н.э.127. С периода воцарения Одзина заметны еще более серьезные изменения в культуре японского общества в сторону усиления роли воинских сообществ. Сама легенда о рождении будущего императора говорит о его роли как правителя-воина, ведь свой первый военный поход он совершил еще в утробе матери. Для легитимизации своей власти в рамках общего жреческого культа Одзину также пришлось жениться на девушке-жрице128, а его мать по легендам сама обладала магическими способностями, в частности при покорении Кореи она использовала магические жемчужины прилива и отлива129. Представители новой династии сохранили существовавший культ и государственный миф, однако, покровителем императорской династии фактически стал новый бог – бог войны Хатиман. Впоследствии именно за покровительством к Хатиману обращались те, кто стремился занять трон130. В храмах Хатимана почитались император Одзин и Такэноути-но сукунэ – легендарный полководец японских войск при императрице Дзингу во время её похода в Корею, по одной из версий Такэноути мог быть отцом Одзина131. Само имя бога может указывать на то, что в его храмах покланялись душам всех погибших воинов132. Таким образом, и в ритуальной, и в политической жизни общества было установлено господство правящего воинского рода.

Период начала новой династии связывают с серьёзными изменениями, произошедшими в строительстве курганов. На смену курганам, вписанным в естественные холмы и возвышения, в форме правильного круга, ассоциировавшегося с солнцем и небесной сферой, пришли насыпные могильники, напоминающие замочную скважину133. Состав инвентаря также претерпел серьёзные изменения. На смену магическим и жреческим предметам приходят предметы характерные для воинской наезднической культуры: сбруя, сёдла со стременами, конская упряжь, а также фигурки ханива в виде коней или всадников.

Буддизм в политической и военной жизни японского общества

Не советуется симулировать опьянение»263. Сам способ и варианты симулирования болезней говорят о том, что ниндзя для того чтобы выглядеть убедительно и правдоподобно должен был, как минимум, знать симптомы этих болезней. Рекомендованный список болезней, очевидно, тоже был не случаен. С симптомами этих болезней японцы были хорошо знакомы и могли помочь страждущему самостоятельно, впустив его для этого в дом. Известный американский специалист в области истории боевых искусств Донн Ф. Дрэггер писал: «Познания ниндзя в медицине были таковы, что они стали сами себе врачами», они знали обезболивающие, лекарства от отравлений, кишечных расстройств, общих недомоганий, для обработки раны, чтобы не было заражения, использовались специальные плесневые грибки, ниндзя искусно умели ампутировать конечности, как для того, чтобы избежать плена, так и для предотвращения развития гангрены264.

Среди историй об основании и происхождении школ японских боевых искусств есть и связанные с изучением китайского искусства кулачного боя и медицины. Основатель дзюдо профессор Кано Дзигоро в своей исторической статье о происхождении дзюдзюцу привел несколько наиболее интересных версий. Историю создания школы Ёсинрю профессор Кано передает следующим образом: «Этой школе начало положил Миура Ёсин, врач из портового города Нагасаки, что в провинции Хидзэн. Он стал знаменит в начальные времена правления сёгунов Токугава. Полагая, что многие заболевания проистекают из того, что люди не используют совместно разум и тело, он придумал несколько приёмов дзюдзюцу. Вместе с двумя своими учениками, которые учились у него медицине, он создал 21 способ захвата противника, а позднее нашел еще 51 способ»265. В данной истории обращает на себя внимание соседство боевого искусства и медицины, история намекает на то, что именно благодаря своим знаниям в медицине Миура Ёсин сумел придумать свои, зачастую, смертельно опасные приемы. Другая история о создании школы Ёсинрю говорит о враче из Нагасаки по имени Акияма Сиробей, который отправился в Китай для изучения медицины, где он также изучил три приема хакуда (искусство, состоявшее из ударов руками и ногами) и 28 способов реанимации человека, находящегося бессознательном состоянии. В дальнейшем он разработал 303 приема дзюдзюцу, профессор Кано так описывает момент просветления Акияма Сиробей: «Однажды во время снежной бури он увидел иву, ветви которой были засыпаны снегом. Тогда как сосны стояли прямо и ломались под натиском бури, ива поддавалась тяжести снега на ее ветвях, но не ломалась под нею. «Именно таким должно быть дзюдзюцу!» - решил Акияма. Поэтому он назвал свою школу Ёсинрю – “Школа сознания ивы”»266. Многие исследователи часто отождествляют Миура Ёсин с Акияма Сиробей, считая их одним человеком, хотя есть вероятность, что это два разных человека, т.к. в некоторых вариантах легенды Акияма Сиробей жил в XI веке267. Похожая история создания и у школы Дайто-рю айкидзюдзюцу, данная школа отличается от многих школ дзюдзюцу большим арсеналом болевых контролей и ударов в жизненно важные точки, основанных на знании анатомии. Легенды приписывают основание Дайто-рю потомку императора Сэйва – Минамото-но Ёсимицу (1056 – 1127 гг.). Ёсимицу изучал анатомию человека, определяя наиболее эффективные способы ударов, захватов и болевых приемов, по одной из версий делал он это на трупах убитых в бою воинов268.

Учение о Ки было воспринято представителями школ различной направленности: от конфуцианских мыслителей до последователей синто. Среди профессиональных врачей известен Кэйбэра Экикэн, происходивший из сословия самураев, он был классическим врачом-неоконфуцианцем, был специалистом в традиционной китайской медицине. Кэйбэра Экикэн оставил после себя значительное сочинение, известное в России под названием «Йоджокун. Уроки жизни самурая»269. Основная идея книги в соблюдении умеренности во всем и правильного отношения к телу, основываясь на учении о жизненной энергии Ки, Кэйбэра Экикен предлагает предотвратить болезни или даже исключить их, чтобы не пришлось лечить, но книга также содержит и методы лечения разных болезней. Сочинение Кэйбэра Экикэна также содержит главу, посвященную медицинской деонтологии, о призвании врача он писал: «Если человек, изучающий медицину, понимает, что он не родился с правильным менталитетом или талантом к такой работе, он должен немедленно оставить эту сферу деятельности. Человек без таланта не будет хорошо понимать Путь Медицины. Он только сделает много ошибок и причинит вред возлюбленным Небес, а это – серьезное преступление»270.

Среди современных мастеров боевых искусств есть те, кто продолжают древние традиции и те, кто создал на основе традиционных учений свои. Основатель айкидо Уэсиба Морихэй являлся последователем синкретического синтоистского учения секты Омото-кё. В своих лекциях он постоянно обращался к синтоистким текстам и историям из Кодзики, а также практике котодама (душа слов) и мисоги. При этом свои объяснения Уэсиба основывал также на учении о жизненной энергии Ки: «Айки – это меч Сусаноо, тело Ки»271. В новой философии синто, включившей элементы и понятия других учений, богу Суса-но-о в качестве символа приписывают звезды, которые символизируют науку и материальное начало. На Суса-но-о была возложена миссия развивать материальное начало и очищать возникающую при этом карму, но он отказался и был изгнан с Равнины Высокого Неба. Уэсиба Морихэй считал миссию Суса-но-о-но микото своим личным долгом, а айкидо – средством совершить это великое очищение. Уэсиба пишет: «Айкидо есть второе открытие Ама-но-ивато (каменной двери неба)»272, и еще: «открыть каменную дверь (совершить ивато-бираки) – значит создать общество, в котором тело служит средством для выполнения миссии души и духа. Упорядочивая своё дыхание, приведи под контроль свою ки и твердо встань на путь самореализации. Опираясь на него, практикуй технику такэмусу айки и заключи истинное тело вселенной в своем дыхании» 273. В словах О-сэнсэя Уэсиба мы видим идею усмирения своей природной энергии (силы), контроль над ней для развития духа. Усмирение Суса-но-о, который и представляет эту необузданную энергию, буйство природной силы, искупление вины и очищение кармы – это миссия Суса-но-о, его путь самосовершенствования и улучшения мира. Человек же, по мнению Уэсиба, способен через управление своей энергией Ки объединиться с энергией Вселенной или же в случае боевого противостояния объединиться с Ки противника, предугадывая его действия. Ученик Уэсиба, один из известнейших мастеров айкидо XX в. Тохэй Коити создал свое учение о Ки, организовал Общество КИ и разработал свой стиль айкидо. Тохэй в своих объяснениях полностью отошел от эзотерических и религиозных примеров, выделив учение о Ки в самостоятельную дисциплину. При помощи специальных техник дыхания, концентрации и правильного мышления Тохэй помогал людям избавиться от бессонницы, упадка сил, депрессии и учил их жить гармонично, продолжая тем самым многовековую восточную традицию учения о жизненной энергии

Эволюция системы школ боевых искусств в эпоху перемен

Сторонники восстановления императорской власти и изгнания иностранцев всё чаще переходили к откровенному террору, совершая нападения на чиновников бакуфу, политиков и мыслителей, известных своими прозападными взглядами, и даже планируя масштабные акции по поджогу города. Среди убитых были как сторонники Кэйки, так и, например, вассал канцлера Кудзё Хисатада –

Симада Сакон, которого зарубил самурай Танака Симпэй из княжества Сацума460. В ответ на подобные акции бакуфу учредило в 1863 году специальный отряд из ронинов, владевших боевыми искусствами, под названием Синсэнгуми (Новое ополчение), которые помогали охранять Киото. Синсэнгуми раскрыли план по поджогу Киото с четырех сторон и убийству советников сёгуна. Ворвавшись в гостиницу Икэда-я, отряд из 10 человек под командованием Кондо Исами напал на заговорщиков, в результате чего 23 человека были убиты и 7 арестованы. Синсэнгуми также не избежал раскола внутри своих рядов. В 1867 году одного из бывших командиров Синсэнгуми Ито Каситаро заподозрили в сговоре с кланом Сацума. Возвращаясь со встречи с Кондо Исами, Ито был атакован отрядом Синсэнгуми и убит, подоспевшие на место происшествия сторонники Ито также были убиты. Синсэнгуми по своей численности был небольшим отрядом, остававшимся до конца на стороне сёгуната.

Наиболее активную роль в движении против сёгуната, а впоследствии и в реформах эпохи Мэйдзи играли самураи низшего ранга, которые в обычных условиях феодальной системы никогда бы не смогли оказаться на острие политической жизни. Для этих самураев занятия боевыми искусствами были своеобразной школой духа, научившей их действовать решительно и со знанием дела.

Кидо Коин (1833 – 1877) из княжества Тёсю изучал фехтование школ Синкагэ-рю и Синдо мунэн-рю, изучал теорию военного искусства Ямага-рю, а также западную военную науку и огнестрельное оружие в школах Ёсида Сёин (1830 – 1859) и Эгава Тародзаэмон (1801 – 1855) 461. Полученные знания и опыт привели Кидо к выводу о необходимости модернизации японской армии и создании флота. Сайго Такамори (1827 – 1877), возглавлявший войска княжества Сацума в различных столкновениях от обороны Киото против войск Тёсю, до разгрома войск сёгуната, также изучал боевые искусства школ Дзигэн-рю и Якумару-рю в специальной школе для самураев готю462.

Другой деятель из Сацума Окубо Тосимити (1830 – 1878) также изучал технику школу Дзигэн-рю в готю, а также дзэн-буддизм и неоконфуцианство Ван Янмина.

Итагаки Тайскэ (1837 – 1919) из княжества Тоса изучал дзюдзюцу и когусокудзюцу (борьба в самурайских доспехах с применением оружия) школы Донтэки-рю463. Итагаки возглавлял штаб авангарда императорской армии в войне против сёгуната.

Другой представитель Тоса Гото Сёдзиро (1838 – 1897) был хорошим мастером меча. Гото был первым вассалом клана Тоса, и именно он предложил своему даймё Яманоути Ёдо план, по которому сёгун Ёсинобу должен был добровольно передать власть императору, тем самым сохранив свою жизнь и, возможно, сам дом Токугава464. Сопровождая делегацию британского посланника Генри Паркса в Киото, Гото Сёдзиро вместе с Накаи Хироси (1838 – 1894) удалось уберечь от смерти посланника при покушении двух ронинов. На узких улицах ни британский эскорт из 70 всадников, ни императорская охрана из полторы тысячи человек не успевали подобраться к паланкину Паркса, на выручку которому подоспели Гото и Накаи. С одним из нападавших схватился Накаи, который, по историческому свидетельству Эрнеста Сатова, «запутался в своих широких штанах и упал на спину. Его соперник уже собирался обезглавить его, но Накаи отвел удар, получив только легкое ранение головы, а затем поразил нападавшего в грудь. Это лишило того сил, и, когда он поворачивался к Накаи спиной, Гото поразил его в плечо; он упал на землю, а вскочивший с земли Накаи снёс ему голову»465. Второй нападавший был схвачен живым и казнён.

Ямагата Аритомо (1838 – 1922) из княжества Тёсю славился своим умением во владении копьем школы Сабури-рю. Он победил в тренировочных поединках всех соперников в княжестве Янагава, которые выходили против его копья с деревянным мечом (боккэн). Свой укол (цуки) он отрабатывал ежедневно в саду, нанося по сотне ударов в дерево466. Гото Сёдзиро, Сайго Такамори, Окубо Тосимити, Накаока Синтаро и Сакамото Рёма (1835 – 1867) договорились о необходимости свержения Ёсинобу, а также организовали антисёгунский союз княжеств Тёсю и Сацума467. Сакамото Рёма был мастером школы Хокусин Итто рю, получившим мастерский сертификат от Тиба Садакити. Недавно главой архивного отдела Национального музея в Киото Миякава Тэиити была подтверждена подлинность выданного Рёма сертификата. 15 ноября 1867 года Сакамото Рёма был убит сторонниками сёгуната468.

Победа императорских сил в «войне Босин» 1868 – 1869 гг. ознаменовала собой окончательное свержение сёгуната и восстановление императорского правления. Лидеры антисёгунского движения Сайго Такамори, Кидо Такаёси, Итагаки Тайскэ, Гото Сёдзиро и другие получили должности советников-санги в новом императорском правительстве, Гото Сёдзиро занимал пост председателя Левой палаты, отвечавшей за разработку новых законов469, а Окубо Тосимити стал министром финансов.

Наследие воинской культуры Японии в социокультурной жизни японского общества в XX веке

Среди наследия японской воинской культуры, сохранившегося в школах боевых искусств, можно выделить особую систему медицинских знаний. Эти знания применялись как для лечения, так и для выработки более эффективных методов уничтожения врага. Взяв за основу китайскую медицину и знания о лечебных растениях, японцы дополнили их уникальными знаниями, основанными на практике, полученной в военно-полевых условиях и в ходе тренировок в области боевого искусства. Наиболее полно медицинские знания мастеров боевых искусств отразились в искусстве поражения болевых точек саппо («техника убийства») и искусстве реанимации каппо. В XX веке медицинские знания мастеров боевых искусств, основанные на теории китайской медицины и подкрепленные практическим опытом использования, были переосмысленны с учётом новых знаний о строении человеческого тела и достижений европейской медицины.

Основатель дзюдо Кано Дзигоро установил для своих учеников, желающих получить звание сихана (наставника воинов), среди обязательных требований и знание медицины: «Чтобы преподавать дзюдо как систему физического воспитания и как систему приемов нападения и защиты, необходимо достичь определенного мастерства в соответствующих технических аспектах, изучить их теорию, а также получить основательные знания в таких областях знания, как анатомия, физиология, гигиена, и овладеть методами педагогики»658. Ученик Кано профессор медицины Ямада Коо в серии статей описал основные уязвимые точки организма человека, давая полное описание их анатомии, физиологии, характер и степень воздействия на них, а также способы нанесения ударов659. Всего Ямада выделил 139 уязвимых точек на теле человека660. В статье «Основные аспекты реанимации» («Каппо тайи») Ямада Коо описал способы реанимации человека при различных травмах. О каппо Ямада писал: «Каппо, что буквально означает «метод оживления», - это уникальный раздел дзюдзюцу – техника оказания экстренной помощи пострадавшему, предназначенная для немедленного применения в случае наступления мнимой смерти в результате сильного удара, сопровождающегося обмороком, удушающего воздействия на шею, нахождения [в течение некоторого времени] погребенным под землей, отравления угарными газами, потопления и т.д.»661. В 60-х годах XX века сотрудник Научно исследовательской лаборатории спорта Токийского педагогического университета, обладатель 5-го дана дзюдо профессор Асами Такааки провел серию экспериментов с участием каратистов662. В данном эксперименте каратистам с завязанными глазами наносились удары в уязвимые точки, фиксируя при этом изменения в дыхании, показания электроэнцефалограммы и электрокардиограммы663. Подобные эксперименты крайне опасны и вряд ли сегодня их кто-то отважится повторить, не столько по причине отсутствия мастеров и желающих, сколько из-за боязни университетов получить судебные иски.

Среди современных мастеров боевых искусств есть те, кто продолжают древние традиции и те, кто создал на основе традиционных учений свои. Известный мастер айкидо XX в. Тохэй Коити развил традиционную китайскую теорию о жизненной энергии. Тохэй помогал людям избавиться от психологических проблем, усталости, бессоницы, болях в спине при помощи специальных техник дыхания, ментальной концентрации и правильного мышления. По мнению Тохэя, главным было правильно направлять течение КИ в организме и при необходимости уметь её концентрировать и высвобождать. Мастера дзюдзюцу использовали свои знания анатомии, техник каппо и массажа для того, чтобы помогать людям в качестве костоправов. Среди известных на всю Японию костоправов были глава школы дзюдзюцу Ягю синган-рю Симадзу Кэндзи и сихан школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю Сугино Ёсио.

В XXI веке на японскую теорию каппо обратили внимание специалисты в области восстановительной медицины. Одна из более подробных книг по каппо была написана украинским врачом-невропатологом Денисом Александровичем Богушом – «Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых искусств».

Д.А. Богуш перечисляет следующие существующие и представляющие ценность методы: «1. Каппо–наука оживления, состоит из методов – катсу. 2. Куацу (Кюацу) – точечный массаж (для снятия острой боли и др.). 3. Аммо – древний японский метод, использующий разные способы массирования, постукивания, надавливания на точки и растирания для естественного восстановления. 4. Кэйкомаэзэнсин – точечный массаж для усиления внутреннего потока Ки, для стимуляции и оздоровления организма. 5. Сэйкоцу – первая помощь при травмах, шоке с помощью акупрессуры и акуперкуссии. 6. Сэйфуку – первая помощь рефлекторными методами в критических ситуациях. 7. Сэйтай (Сэйтайхо) – японская лечебная система, использующая точечный массаж, мануальные, дыхательные и физические упражнения. 8. Шиацу – современная терапия надавливанием пальцами и многие-многие другие» 664. В предисловии к книге Д.А. Богуша доцент кафедры спортивной медицины и валеологии Одесского государственного медицинского университета Ю.В. Метешкин высказал мнение, что кафедры спортивной медицины должны использовать многовековой опыт японских систем для подготовки первоклассных специалистов665