Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке Уаттара, Винсент

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уаттара, Винсент. Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 1998.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Во многих африканских странах со всей остротой стоит іроблема обновления традиционной культуры. Каждый год этой теме посвящаются аюгочисленные труды. В то же время африканская культурологическая мысль еще не «работала единого мнения, поскольку авторы предлагаемых концепций принадлежат к различным философским и идеологическим школам, к различным этническим общностям. Эднако, их всех объединяет одна цель: поиск этнокультурной идентичности, путей и пособов для воссоздания национальной культуры и выработки эффективной культурной юлитики.

Поэтому в современных условиях необходимо совершенствование теории ультурно-исторнческого процесса, отражающей закономерности развития стран "рогпгческой Африки. Разработка такой теории призвана содействовать модернизации уховной культуры в Тропической Африке при сохранении ее культурного и сторического своеобразия.

Цель исследования: выявить социально-философские проблемы модернизации уховной культуры стран Тропической Африки, провести критический аналігз состояния уховной культуры и условий формирования теоретических воззрений, роли влияния нешних факторов на развитие духовной культуры.

Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

Изучить в свете работ африканских, российских и зарубежных ученых духовісуто }юру стран Тропической Африки - как необходимого условия для выявления социально-илософских проблем модернгаацин духовной культуры.

Выявить особенности духовной культуры стран Тропической Африки, и, прежде ;его, показать традиционность этой культуры, ее соотношение с мифологией и роль илософско-ндеологических концепций как мировоззренческой основы в процессе лработки механизма модернизации духовной культуры.

Критически провести анализ сложного и противоречивого процесса, в котором іаимодействуют традиционализм и современность, формируется инфраструктура далурных преобразований, создается новое информациошю-кулътурное пространство.

Рассмотреть синкретическое содержание и плюралнстичность культуры стран зопической Африки.

- Показать роль, которую должна играть инфраструктура культурной модернизации в
аданнн, распространении, образовании и сохранен культурного достояния народа.

Объект исследования: духовная культура Тропической Африки.

Предмет исследования - значение традиций в процессе формирования современной " духовной культуры Тропической Африки.

Степень разработанности проблемы. Наиболее интенсивно история африканских народов начала изучаться советскими исследователями в 50-е годы XX века. Во многом истории культурных контактов и традиционности духовной культуры посвящены работы ДА. Ольдерогге, Ю.М. Кобищанова, И.И. Потехина, Ю.А. Бромлея, Ю.К. Поплинского. В этом же направлении внесли большой вклад своими трудами зарубежные авторы, такие, как Морис Делафосс, Б. Дэвидсон, Жан Сюре Каналь, Лео Фробениус и африканские историки и культурологи: Шейх Анта Дно ла, Жозеф Ки Зербо, Али Мазруи и другие.

При рассмотрении традиционной духовной культуры стран Тропической Африки мы опирались на труды авторов, которые заложили традиции изучения философских основ африканской культуры. Таковы антропологи, этнографы, миссионеры - П. Темпельс, Э. Гернье, Ж, Баландье, М. Гриоль.

Впервые П. Темпельс подошел к характеристике африканцев как людей, способных рассуждать, философствовать, опубликовав в 1945 книгу «La philosophic Bantou» -«Философия Банту». М. Гриоль, Ж. Баландье раскрыли своеобразие социальных институтов африканского общества.

Вслед за ними современные африканские авторы уделили значительное место проблеие взаимодействия культур, сравнительному изучению цивилизаций, характеру особенностей культуры, идеологии, философии в странах Тропической Африки. Таковы труды Л.С. Сенгора, П. Хутонджи, М. Това, А. Кагами, К. Нкрума, Ж. Нбити, Ф. Фанона, Э. Блидена. Методологические недостатки некоторых из этих трудов заключаются в том, что, часто обвинм «белую науку» в европоцентризме, они впадали в «негроцентризм» (здесь можно назвать Л.С. Сенгора с его концепцией негритюда, Э. Блидена с его концепцией «африканской личности и культурного национализма»).

Российские ученые уделяют большое внимание изучению сохранения и передачи культурной информации, влиянию культурных контактов на различные сферы духовной культуры в Тропической Африке.

Ь.С. Ерасов, A.M. Мосейко, Н.С Илларионов, А.Б. Летнев, М.К. Гречко - заложили основу современной российской традиции изучения африканских социально-политичесигх институтов и культурно-философской мысли.

Также следует подчеркнуть, что весьма полезными оказались результаты, полученные М.Я. Корнеевым в работе «Африканские мыслители XX века». (С.-Петербург.

996 г.) для выявления идеологического и философского содержания негритюда и пюфилософии. Эта работа имеет большое методологическое значение, так как в ней реодолена излишняя политизация некоторых прежних трудов, посвященных Тропической іфрнкс, отвергнуты многие идеологические стереотипы, постоянные ссылки на доклады, окуыенты съездов Компартии.

Изучение проблем культуры и истории Тропической Африки успешно существляется учеными восточных факультетов Петербургского и Московского 'ннверситетов, институтов Российской Академии наук, Кунсткамеры. В то же время могне современные проблемы модернизации культуры еще ждут своей разработки

Методологические основы исследования и его источники. В процессе иселедовашія роцесса формирования духовной культуры Тропической Африки применялись различные етоды, взятые в их взаимосвязи.

Исторический (генетический) подход позволил раскрыть динамику развития эедставленнн об африканской культуре в их хронологической последовательности - от [мых обіщгх поверхностных суждений до современного конкретного анализа своеобразия ой культуры.

В процессе исторического анализа удалось выявить смену исходных философских и нштических ориентации в оценке явлений культуры африканских народов, равнительно-историческнй подход позволил конкретно рассмотреть региональные эрмы, определившие своеобразие культурного развития различных африканских этносов юс различными языками, традициями, уровнем культуры.

Проблемно-логический метод позволил выяснить основные понятия, необходимые [я анализа разнообразного эмпирического материала, определения внутренней логики звития культуры Тропической Африки в зависимости от влияния разнообразных ікторов.

Системно-структурный подход дал возможность рассмотреть эти факторы в их аимосвязи, как элементы современной культуры (печать, радио, телевидение, атрально-зрелищные формы).

Исследование опирается їй многообразные российские и зарубежные источники, в обенности на публикации африканских авторов, многие из которых не находили своего ражения в российской литературе.

Научная новизна исследования:

- разработаны принципы нового исторического подхода к изучению социально-[лософских проблем модернюации духовной культуры в Тропической Африке;

определены возможные варианты проведения культурной политики в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур;

обоснована необходимость избежать политизации проблем культуры, приводившей к навязыванию африканским народам культурных схем и стереотипов, действующих только в развитых странах;

определено общее понятие африканской культуры с учетом воздействия на нее наследия колониального феномена, порождавшего различные мифы и формировавшего тип маргинальной личности;

выявлена роль инфраструктуры культурной модернизации, особенно радио, телевидения и печати в специфических условиях Тропической Африки.

Научно-практическая значимость работы. Основные выводы диссертации могут представлять интерес для проведения эффективной культурной политики, для наилучшего использовашы средств массовой информации в культурной модершоации, для поштасов и ученых, разрабатывающих проблемы идеологии, философии и культуры в Африке. Кроме того, содержание работы может быть полезно преподавателям, востоковедам, африканистам, историкам и философам при чтении курсов и спецкурсов и в их исследованиях.

На зашиту выносятся научные положения и выводы по следующим основным вопросам:

  1. Многочисленные труды французских, английских, немецких, бельгийских и американских авторов, характеризующие структуру африканского общества, особенности психологии, образа мысли и образа жизни народов Тропической Африки носили, по преимуществу, европоцентристский характер и потому подлежат тщательной критической оценке для отделения ценного эмпирического материала от ложных установок об «извечной отсталости» африканского населения.

  2. Колониальная Африка не знала систематической организации культуры. Разные аспекты ее проявления фиксировались в формах устной традиции, носителями которой являлись гриоты - профессиональные хранители традиции, жрецы, патриархи - традиционные главы родов, которые монополизировали ритуалы и обряды, [ разные виды искусства, обслуживали ритуальную сферу жизни общества.

  3. Этническое многообразие культурных форм не отменяет наличие общих черт в культуре Тропической Африки, что выражается в правомерности термина «африканская культура».

  4. Модернизм и традиционализм в социальной жизни интерпретируются в сфере культуры как соотношение консервативности и инновационности. Противоречивость

этих процессов проявляется в содержании мифов и моделей поведения, порожденных колониализмом и новых типов личностей, порожденных переходными формами культуры (Таблицы А и В).

Антитезой капиталистическому и социалистическому пути развития стран Тропической Африки является «просвещенный национализм», синтезирующий все африканские традиции, интеллектуальные и духовные ценности разшгчных этнокультурных обществ, а также усвоение и переработка элементов негроафриканских, арабо-мусульманских и западноевропейских культур. Успехом модернизации культуры Тропической Африки является формирование нового информационно-культурного пространства, факторами которого служат радио, телевидение, а также печать как сфера социолингвистики, ведущая к обновлению ячыка. Апробация исследования. Основные выводы и положения диссертации отражены в

[убликованных работах - книге и статье-докладе на региональной научной конференции. Структура работы. Диссертация состоит из вводной части, введения, двух глав,

ключения и списка литературы.