Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура : сущность и существование Тимощук Алексей Станиславович

Традиционная культура : сущность и существование
<
Традиционная культура : сущность и существование Традиционная культура : сущность и существование Традиционная культура : сущность и существование Традиционная культура : сущность и существование Традиционная культура : сущность и существование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимощук Алексей Станиславович. Традиционная культура : сущность и существование : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.- Нижний Новгород, 2007.- 402 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-9/176

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущностные основания традиционной культуры 22

1. Традиционная культура как объект и предмет исследования 22

2. Основания и детерминанты традиционной культуры 32

3. Пространство и время традиционной культуры 56

4. Метафизическая специфика традиционной культуры 61

Глава II. Ценностная характеристика традиционной культуры 75

1. Аскиологическая модальность традиционной культуры 77

2. Динамика аксиологической модальности традиционной культуры 83

3. Правовые отношения традиционного общества 97

Глава III. Эпистемология традиционной культуры 122

1. Нарратив как опыт сверхчувственного в традиционной культуре 134

2. Ритуальные нарративы как трансляторы утилитарных смыслов 141

3. Философские нарративы как трансляторы познавательных смыслов 151

4. Эстетические нарративы как трансляторы неутилитарных смыслов 161

5. Разрешение смысловых конфликтов. 168

Глава IV. Социальная память традиционной культуры 182

1. Этносоциальная память и идентичность традиционной культуры 185

2. Стратификация как способ функционирования социальной памяти 189

3. Ценностно-смысловые корреляты социальной памяти 208

3. Сакральное и профанное в социальной памяти 224

4. Традиционная культура как общество-мембрана 233

Глава V. Диалектика единства и многообразия традиционных культур 240

1. Антиномии индоевропейской традиционной культуры 245

2. Место славян в индоевропейской традиционной культуре 254

Глава VI. Статус традиционной культуры в современном мире 260

1. Постмодернизм и неотрадиционализм как пост-традиция 260

2. Традиционная культура и новации 273

Заключение 306

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. На протяжении нескольких веков страны «догоняющей» модернизации неуклонно стремятся превратиться в общество западного типа с характерными для него экономическими, идеологическими и политическими чертами. Постмодернизм провозгласил деконструкцию бытия, а вместе с ним - и остатков традиционной культуры. В связи с этим возникла настоятельная потребность в экспертизе последствий такого отрицания.

В конце XX в. стали быстро развиваться процессы интеграции мировых культур. С одной стороны, происходит вымирание традиционных культур под влиянием глобализации, культурного униформизма, а с другой - наблюдается коммуникация носителей разных культур, их культурная полифония, что, наоборот, способствует принятию инокультурных ценностей. Возник, в частности, целый комплекс проблем межкультурного взаимодействия: транскультурность, культурный плюрализм, трансляция языков культур, столкновение цивилизаций. Современное мировое сообщество стремится к поликультурности, для которой необходима выработка правильного отношения к другому, что требует понимания иных культурных моделей.

Прогнозирование бытия социума становится все более затруднительным вследствие перехода от биполярной системы к системе многополярной, где определяющими факторами выступают разнообразные традиционные культуры. Традиционные общества из объекта наблюдения все чаще выдвигаются на роль парадигмальных двигателей и творцов истории, хотя различия между культурными мирами до сих пор представляются неустранимыми. Не ясно, как эти параллельные и пересекающиеся культурные миры могут сосуществовать в новом глобальном порядке. Решение этой проблемы продиктовано всеобщими изменениями'в мировоз-

4 зрении человечества и невозможно без изучения традиционной культуры, выяснения ее сущности и существования, выдвижения типологии традиционных культур.

Сегодня мир колеблется между процветанием и нищетой, НТП и экологическим коллапсом, личностью и цифрой, бесконечным и частным. Налицо «усталая» генерация ироничных смыслов, самозамкнутость, нескончаемое ожидание «туристической» свободы, поиски подлинного, потерянного и сокровенного в киберпространстве. Поэтому в контрасте с процессами дегуманизации и глобализации, активно действующими в потребительском обществе, в последнее время все чаще происходят обращение к моделям архаических, традиционных культур, возврат к собственным корням. Традиционным культурам сегодня принадлежит важнейшая роль в межкультурном полилоге, ибо их сфера бытия оказывает воздействие на мировую культуру. Таким образом, изложенные обстоятельства придают особую актуальность исследованию сущности и существования традиционной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением традиционной культуры ученые занимаются на протяжении достаточно длительного периода времени, на разных уровнях, в различных аспектах. Вместе с тем этот процесс неоднороден и противоречив. В общественном сознании конкурируют две концепции традиционной культуры, традиционного общества, традиции1 - линейная и дискретная. Линейная парадигма характеризует развитие общества как прогресс от варварства к цивилизации (Вольтер, Л. Г. Морган, А. Р. Тюрго), развивает идею исторического прогрессивизма (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс).

1 Традиция, традиционная культура и традиционное общество существуют во взаимосвязи, подобно тому как существуют во взаимосвязи электрон, электромагнитное поле и электропроводная среда.

Дискретная парадигма рассматривает традиционные культуры как автономные, разрозненные образования. Этому направлению свойственны преодоление оценочных и этнографических характеристик традиционной культуры (Р. Арон, И. Гердер, К. Леви-Строс, К. Мангейм), апология предания, пред-рассудка (Х.-Г. Гадамер), актуализация ценностного мышления (В. Виндельбанд), метафизическая оценка традиции (Р. Генон, Т. Б. Любимова).

Дискретная и линейная парадигмы нашли свое отражение и в отечественной науке. Можно утверждать, что они до сих пор сохраняют свою конкуренцию в толковании традиционной культуры, особенно в контексте концепции модернизации общества.

По дисциплинарной степени разработанности традиционной культуры как понятия и ее отдельных аспектов лидируют социологи (М. Вебер, Л. Г. Ионин, Дж. Мид, А. Моль, У. Ростоу, А. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Е. Шацкий, Э. Шилз). Традиционное общество в контексте его модернизации стало темой исследований С. А. Ляушевой, И. Н. Полонской, М. М. Федоровой, В. Г. Федотовой, Е. Н. Шапинской, В. Н. Шевелева, Ш. Эйзенштадт.

Среди культурологов изучением социально-организованных стереотипов занимались В. М. Каиров, Э. С. Маркарян, К. В. Чистов. Б. С. Ерасов ввел понятие «самобытность», признавая ее жизненным ядром традиционной культуры, динамическим принципом, соединяющим личность и народ с ценностями своей цивилизации.

В философии традиционная культура не была предметом собственного анализа. Ее проблемы затрагивались в основном косвенно: традиционная культура как предрассудки (Ф. Бэкон, О. Конт), как научная традиция (Э. Гуссерль, К. Поппер). Характеристику традиционного общества в связи с динамикой культур, развитием техногенной цивилизации дал В. С. Степин. Онтологическое понимание традиции развил В. А. Кутырев.

6 Эпистемологические аспекты традиционной культуры затрагивали С. С. Аверинцев, В. П. Кожевников. Российский методолог М. А. Розов занимался проблемой механизма социальных эстафет.

Историки раскрыли своеобразие типов культур (А. Тойнби), значение менталитета в культуре (М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Л. Февр). В политологии «традиционная культура» не является плодотворной категорией, за исключением работ идеолога «арктического» традиционализма А. Г. Дугина. Символикой и морфологией традиции занимался М. Элиаде. Логико-семиотический анализ сакральных текстов традиционных культур проведен в трудах Г. В. Гриненко.

Среди отечественных востоковедов следует отметить В. С. Семен-цова, который рассмотрел процесс трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавад-гиты; Т. П. Григорьеву, раскрывшую роль невербально-эстетических средств в традиционной культуре.

Представители современной этнографической школы традиционной культуры (А. С. Каргин, А. Н. Соловьева, Н. А. Хренов) осмыслили модификацию традиционной земледельческой культуры в среде культурного потребительства.

Таким образом, историографический анализ традиционной культуры показывает, что она не осталась без внимания ученых, однако ее изучение значительно отстает от разработки посттрадиционной проблематики. В отечественной культурологии, этнографии традиционная культура связывалась преимущественно с народным бытом, фольклорным самовыражением. Но это слишком узкий подход. Огромный потенциал архетипиче-ской памяти традиционной культуры становится все явственнее, что наиболее очевидно и остро проявляется в цивилизационных конфликтах, усилении традиционализма в целом.

Изучены только отдельные аспекты традиционной культуры: ее наследование, модернизация, символические связи. Кроме того, традиционная культура до настоящего времени исследуется инструментально, в связи с другими проблемами, особенно с модернизацией. До сих пор не разработаны онтология, метафизика, гносеология, антропология, аксиология традиционной культуры. Фактически только поставлена проблема, но не дана характеристика рациональности традиционной культуры. Такие темы, как типология традиционных культур, изоморфизм традиционных нарративов, социальная память традиционного общества, концепция повседневности традиционной культуры, еще ждут своих исследований. Таким образом, традиционная культура нуждается в комплексном анализе.

Объектом диссертационного исследования является традиционная культура как специфический способ организации жизнедеятельности, основанный на наследовании коллективных смыслов, ценностей, норм.

Предмет исследования - сущностные основания традиционной культуры, ее ценностно-смысловые параметры, особенности познания в ней, динамика ее бытия.

С целью изучения основополагающих принципов и форм бытия традиционной культуры была сформулирована следующая гипотеза.

Традиционная культура - это такой способ бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий. Культурные смыслы - это категория цели действия, а технология - способа действия. Внешними признаками традиционной культуры являются опора на сакральные тексты и жесткая социальная стратификация. Исторически такой тип культуры соотносился с древними цивилизационными очагами и до настоящего времени сохраняет локальное присутствие в мире. Наиболее полно признаки традиционной

8 культуры раскрываются на примере ведийской культуры как целостного образования, сохранившего многовековую преемственность.

Отдельные элементы традиционной культуры на уровне структур мышления, уклада жизни, а также фрагментов картины мира обнаруживают сходство в разных культурных очагах. Географические и временные различия не меняют, сущностных стремлений человека (быть, знать, любить). В силу единства природы человека едина и культура его потребностей. Традиционная и посттрадиционная культуры выступают правилами игры по реализации этих потребностей.

Изменение статуса традиционной культуры повлияло на ее историческую оценку. Отход от стереотипа отсталости при ее рассмотрении позволил утвердиться следующей гипотезе: традиционная и посттрадиционная культуры - это две фазы культурной динамики, которая носит волно-вой характер. Традиционная культура может менять свой ареал распространения, она не имеет жестких географических рамок. Везде, где наследование жизненных смыслов преобладает над технологией, существует традиционная культура. Она имеет не только свою географическую, но и ценностно-смысловую динамику. Иными словами, изменение географической среды влечет за собой изменение ареала распространения традиционной культуры, воздействует на ее ценностно-смысловые параметры. В такие периоды традиционная культура расслаивается, выделяется ее архаичное ядро, сохраняющее средства трансляции. От архаичного ядра отделяется реформаторская периферия, которая со временем трансформирует жизненные смыслы традиционной культуры и средства трансляции. Как следствие, изменение жизненных смыслов приводит к модификации социальной стратификации культуры, сакральных текстов, картины мира, носителей культуры.

Ядро традиционной культуры имеет аксиологический характер. Ценности формируют социальные установки, мотивационную сферу, отношение к миру, когнитивные эталоны, стереотипы сознания, национальный характер. Поэтому интегративная характеристика традиционной культуры может быть получена через изучение ценностно-смысловых параметров и их понимание во времени. Те культуры, которые наследуют сущностные элементы архаичного ядра, сохраняют традиционный характер. Преобладание центробежных процессов в периферии означает усиление посттрадиционного вектора в развитии.

Цель исследования заключается в создании фундамента аналитической теории традиционной культуры на основе изучения ее сущностных аспектов и параметров ее существования.

Для реализации вышеупомянутой цели в исследовании ставятся следующие задачи:

выявить сущностные основания традиционной культуры;

определить траекторию аксиологической модальности традиционной культуры;

установить роль нарративов и стратификации в наследовании ценностно-смысловых структур;

раскрыть специфику социальной памяти традиционной культуры;

- обозначить векторы культурной динамики традиционной культуры;
-определить формы модификации традиционной культуры и вы
явить оптимальную модель ее наследования;

- обозначить статус традиционной культуры в современном мире.
Методологическая основа исследования. Культурология является

синтетической, «пограничной», наукой. В диссертации использованы основные общенаучные методы постижения объекта: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, классификация.

10 Для комплексного исследования культурологических объектов в исследовании применяются методы комплексного познания гуманитарных наук: генетический, типологический, диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системно-структурный, синергетический, сопоставительный, каузальный, моделирующий, история ментальностей. Из общефилософских методов предпочтение оказывается в основном диалектическому. Кроме того, для решения поставленных задач автор обращается к частнонаучным методам: филологическому, географическому, этнографическому, социологическому.

Диссертант использует также частнофилософские методы: герменевтический, феноменологический. Герменевтический анализ основан на выделении Ф. Шлейермахером в тексте предметно-содержательного и индивидуально-личностного аспектов и их системной связи (герменевтический круг). Человек через призму этого метода берется в пространстве культуры, его личных ценностей и индивидуальных смыслов. Особенно продуктивным герменевтический метод стал при изучении сакральных наррати-вов, являющихся основой традиционной культуры.

С помощью феноменологического метода Э. Гуссерля автор смог последовательно «очищать» предмет как от установок обыденного сознания, так и от общепринятых догм. При анализе традиционной культуры этот «постигающий» метод позволил раскрыть внутренние смыслы того или иного элемента традиционной культуры.

В методологическом плане благодаря культурно-герменевтическому подходу диссертант получил возможность опираться на самопознание традиционной культуры без навязывания собственной оценочной шкалы, исходить из презумпции ее «разумности», отойти от устоявшихся дихотомий «религиозное - мирское», «духовное - телесное». Традиционная культура в диссертации анализируется с нескольких позиций: 1) сущностной (атри-

11 буты и модусы традиционной культуры, ее природа); 2) функциональной (что она дает для общества); 3) генетической (динамика и статика).

Теоретический слой оснований диссертации базируется на принципах историзма, конкретности, объективности, последовательности, системности, рациональности.

Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные изучению архитектоники традиционной культуры, Б. С. Ерасова, В. М. Каирова, Э. С. Маркарян, М. А, Розова, В. Г. Федотовой, К. В. Чистова, Е. Шацкого, Э. Шилз, Ш. Эйзенштадт. В типологии рефлективности традиционных культур автору помогли исследования С. С. Аверинцева, И. Е. Козновой.

Продуктивными для исследования стали разработки Р. Генона, Т. Б. Любимовой: выделение эзотерического ядра духовной традиции, определение ниспадающего типа развития традиционной культуры и ее метафизических архетипов. Автор вслед за В. А. Кутыревым обратил внимание на онтологические аспекты традиционной культуры. Темпоральные аспекты традиционной культуры разработаны с опорой на идеи М: Элиаде. Установить динамику аксиологической модальности традиционной культуры диссертанту позволили теоретические положения доклада Д. Равиндра Сварупы, сделанного им на Первом Международном конгрессе «Наука и религия» (Бомбей, 1989).

Идея нарратива философии постмодерна (Р. Барт, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, Ж.-Ф. Лиотар и др.) помогла диссертанту рассмотреть сакральный текст как процесс. Центрирующее значение эстетического отношения к бытию (бхакти) в эволюции ведийских нарративов было заимствовано у А. Ч. Бхактиведанта Свами. Феноменологическая концепция онтопоэзиса А.-Т. Тименецки и Г. Бэкхауса способствовала анализу эстетических средств самоконституирования традиционной культуры. Среди

12 отечественных востоковедов следует отметить В. С. Семенцова, чьи работы позволили рассматривать процесс трансляции традиционной культуры как длительную ассимиляцию, духовный мимесис, осуществляемый в ученичестве на основе сакральных текстов.

Опыт описания локальности А. А. Сыродеевой послужил эвристическим ядром анализа потоков социальной памяти традиционного общества. Концепция индолога М. Витцел мифологии Лавразии и мифологии Гон-дваны позволила провести структурное сравнение традиционных культур на предмет их единства. Существенным вкладом в диссертационное исследование стали концептуальные предложения А. В. Дахина, Л. А. Зеле-нова, В. П. Кожевникова, В. П. Петрова.

Эмпирическую основу исследования традиционной культуры составляют культурологические факты-события, факты-знания и факты-источники1. К фактам-событиям можно отнести результаты включенного наблюдения, проведенного автором во время поездок в Западную Бенга-лию и Ориссу в 2003, 2004 гг. Фактами-знаниями стали новости российских и зарубежных СМИ, позволяющие отслеживать динамику традиционных культур. Кроме того, эмпирической базой исследования послужили древние тексты: Авеста, Веды, Коран, Тора. Эти источники документируют модальность менталитета традиционной культуры, ее смысловую архитектонику. Ведийские нарративы отражают наиболее архаичный пласт мышления рефлективной традиционной культуры. Они имеют ярко выраженную утилитарную, теоретическую и эстетическую модальность, что позволяет анализировать вертикальные и горизонтальные структуры общественного сознания в традиционной культуре.

' См.: Кожевников В.П. Методологические основы культурологии. М, 1999. С. 27-28.

13 Научная новизна исследования заключается в следующем:

обобщена эссенциалистская парадигма изучения традиционной культуры через призму социально-экономических, эпистемологических, аксиологических параметров, сделан частотный срез определений традиционной культуры; -

выявлен недостаток отсутствия типологии традиционных культур и предложена их авторская типология по признакам рефлективности, многополярности;

разработаны сущностные основания традиционной культуры, в частности, выяснено, что традиционная культура детерминирована иерархическим, эталонным, циклическим, эмоциональным, смысловым, многополярным мышлением;

дана трактовка пространства и времени традиционной культуры, осмыслена ее метафизическая специфика, предложено решение антиномии права и закона на материале традиционной культуры;

- проанализирована аксиологическая модальность традиционной
культуры, сделан прогноз ее ценностно-смысловой динамики, разработана
роль эстетического отношения к бытию в ценностно-смысловой модаль
ности традиционной культуры, дано толкование идеи трансценденции как
ценностно-смыслового полюса в рефлективной многополярной традици
онной культуре;

эпистемологическая эволюция сакральных нарративов объяснена фактом рутинизации первичных откровений и эволюцией онтопоэзиса традиционной культуры;

определена специфика социальной памяти традиционной культуры, выявлена роль нарративов-преданий и стратификации традиционного общества в трансмиссии социальной памяти традиционной культуры;

критически осмыслена роль культурных архетипов в функционировании традиционной культуры, указаны недостатки посттрадиционной инсталляции архетипов традиционной культуры;

рассмотрены антиномии реформы и модернизации традиционной культуры, охарактеризованы процессы аккультурации в реформаторском традиционализме, предложена оптимальная модель наследования традиционной культуры.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существенным критерием типологии традиционных культур является их деление по признаку рефлективности и многополярности.

  2. Мышление есть главная детерминанта традиционной культуры. Рациональность традиционной культуры складывается из иерархического, эталонного, циклического, эмоционального и смыслового мышления.

  3. В рефлективной многополярной традиционной культуре не только интеллектуальные, но и физические и эмоциональные потребности индивида получают метафизическое укоренение. В традиционной культуре не столько имя является движущим фактором онтопоэзиса, сколько невербальные эмоционально-эстетические средства.

  4. В ценностно-смысловом многообразии рефлективной многополярной традиционной культуры определяющим является эстетический модус.

  5. Сакральные нарративы выступают опорными точками духовно-символического пространства традиционной культуры. Различия между откровениями и преданиями связаны с аксиологической динамикой традиционной культуры, зазором между идеалом и практикой.

  6. Социальное памятование в традиционной культуре носит корпоративно-иерархический, ассоциативно-кластерный, мембранный характер. Этническая память в многополярной традиционной культуре выражена слабо.

  1. Многополярная традиционная культура подразумевает полифонию и диалог смыслов. Однако центром ее аксиологии, ее сущностью выступает идея трансценденции, выхода на эстетические (духовные) потребности человека Она находит свое отражение в нарративах и социальных отношениях.

  2. Бытие традиционной культуры диалектично, динамично и полиморфно. Существование Единой Традиции возможно в универсально-понятийном виде, а не конкретно-индивидуальном.

9. Традирование без реформы, посттрадирование без реформы,
контр-традирование без реформы, реформированное традирование - все
это разные варианты соотношения традиции и новации. Реформированное
традирование является наиболее аутентичным направлением по сохране
нию традиционной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане диссертация имеет значение для развития новых аналитических стратегий осмысления традиционной культуры. Если в классическом подходе личность с ее жизненными смыслами жестко зависела от объективной надындивидуальной реальности, то в неклассическом подходе значимым признается «человеческая» повседневность с ее затаенностью внутренних интенций индивида, которые в конечном счете и делают глобальную историю. Это новое синергетическое видение, согласно которому поведение системы зависит от незначительных изменений входящих в нее элементов.

Для социальной политики государства актуален вывод о том, что традиционная культура в большей степени удовлетворяет потребность человека в общении, досуге, так как человек здесь рассматривается целостно как тело-разум-душа, в то время как в посттрадиционной культуре он парциализируется до сферы соматической, интеллектуальной, что способствует деперсонализации и отчуждению индивида. Геополитика может прогнозировать поведение бинарных культурных систем, оценивать по-

следствия культур-рейдерства. В диссертации даются рекомендации по сохранению ценностно-смыслового многообразия в стране, что может способствовать устойчивости социальных институтов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по философии, культурологии, истории, социологии. Государственные эксперты в области общественных организаций могут опираться на характеристики традиционных групп, посттрадиционных течений.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались на кафедре гуманитарных дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Положения, выносимые на защиту, развивались в курсах философии, культурологии, которые автор читал во Владимирском юридическом институте, докладывались на российских и международных научных семинарах и конференциях:

- межвузовской конференции «Россия, Восток и Запад: традиции,
взаимодействие, новации» (Владимир, 1997 г.);

XIV International Congress of Aesthetics (Любляна, 1998 г.);

конференции лаборатории виртуалистики «Виртуальные реальности» (Москва, 1998 г.);

- Международной конференции «Между физикой и философией:
наука и философия» (Санкт-Петербург, 1998 г.);

- Международной конференции «Проблема человека» (Москва, 1998 г.);
-межрегиональной конференции «Русская мысль в поисках исто
рии» (Ковров, 1998 г.);

- учебно-методических сборах профессорско-преподавательского со
става Владимирского юридического института (Владимир, 2000-2006 гг.);

Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: проблемы функционирования и развития культуры» (Новгород, 2000 г:');'

Международной конференции «Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002 г.);

Ill региональной конференции «Россия и проблемы глобализации» (Нижний Новгород, 2002 г.);

ICANAS-37 Orientalist Congress (Москва, 2004 г.);

- Международной научно-теоретической конференции «Наука, ре
лигия, текст: «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», традиция и интерпрета
ция» (Владимир, 2006 г.).

Целям апробации послужило размещение монографии, содержащей основные положения диссертации, на сайте для ознакомления широкой научной общественности с результатами исследования и осуществления обратной связи.

Кроме того, содержание диссертации нашло отражение в опубликованных, в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК, работах автора. Всего по теме диссертации опубликовано 45 работ общим объемом 35,2 п.л.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследова
ния. Работа состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического
списка из 380 наименований, в том числе 38 - на иностранном языке, и
приложений. Общий объем диссертации составляет 400 страниц компью
терного текста. : ' ';

Основания и детерминанты традиционной культуры

Итак, мы обозначили конуры ТК. Однако одна из задач предполагает создание ее типологии. Чтобы разобраться в ТК, нельзя «складывать в один стог» исламскую цивилизацию, селькупов, индусов, Китай, Японию, Мексику, аграрную Россию и т.д, так как в этом случае невозможно выделить никаких геополитических стратегий. Не случайно Н. Н. Моисеев подчеркивает, насколько отличаются между собой традиционные общества: «Сколь не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого: как, например, неоднородна мусульманская цивилизация! Арабский Восток, Иран, Турция, Малайзия - все это разные миры»1. С. Хантингтон по этой причине вообще открестился от ТК: «Традиция слишком разнородна, чтобы ее можно было использовать как продуктивную аналитическую концепцию»2.

Таким образом, существует проблема выявления специфики традиционных культур. Мы не романтизируем традицию вообще, как, например, это делает В. А. Кутырев. В книге «Культура и технология: борьба миров» он ставит традицию в один смысловой ряд с такими категориями, как «субстанция», «качество», «абсолют», «универсалии» и указывает на ближайший русский аналог - «обычай, быт, бытие». Традиция означает сохранение сущности, преемственность. В. А. Кутырев выводит проблему ТК на антитезу онтологии и диалектики: «Оппозицией бытия является ничто. Оппозицией вечности является время. Оппозицией традиции является новация... Традиции включены в поток времени, но по своей бытийной сущности есть то, что не развивается»1.

Возникают вопросы: можно ли быть и не меняться; если происходит изменение, то где бытие? Напрашивается аналогия с Каббалой, где бытие «мерцает»: каждый миг оно уничтожается и появляется вновь. Полагаем, что онтология и диалектика не противопоставлены, а дополняют друг друга: ничто - есть потенциальное бытие, время - модальная вечность, новация - конфигурация традиции. Столкновение субстанции и процесса, бытия и становления, модуса бытия и бытия есть пример бинарной логической клетки, в которую человек сам себя загоняет. Бытие человека - это пример соединения несовместимостей: бытия и становления, идеального и материального, традиции и новации. ТК транслируется живыми людьми, поэтому возможно логически невозможное: одновременное существование и сохранение идентичности и новации, прошлого и будущего, индивидуального и универсального.

В функциональном смысле традиция может быть тождественна бытию, но в аксиологическом - значительно отличаться. Традиции бывают негативными, античеловеческими, разрушительными. Мы не можем назвать ни одной ТК, которая сознательно от начала до конца была бы негативной, однако на определенных этапах ТК могут представлять угрозу для человека (ТК ацтеков, традиционализм национал-демократов Германии, культура самураев Японии).

Как было отмечено, ТК очень разнообразны: существуют ТК якутов, американских индейцев, угров, Таиланда и т. д. Универсальным для всех ТК является онтологизация рекуррентности, сакрализация почвы. В традиционном обществе человек не соотносит ожидаемые результаты своих действий с затратами усилий и средств для их достижения. У него есть время созерцать, он готов вкладывать время во внешне неприбыльные сферы деятельности. В обществе потребления некоммерческая сфера подвергается рационализации и макдоль-надизации2. В ТК, напротив, церемониям, ритуалам и прочим внеэкономическим коллективным действиям отводится ведущее место.

Несмотря на этот очевидный факт бытия ТК, следует обращать внимание на существенные в них различия, так как они дают нам разнообразие эволюции, культурных стратегий, этических линий поведения. Первое концептуальное различие заключается в степени рефлективности3 культурной практики повто зо рения.

В ТК аборигенов Австралии, Папуа Новой Гвинеи, экваториальной и южной Африки, Амазонки и т. п. социальное действие лишено теоретической концептуализации, основано на магической солидарности с явлениями природы и природными видами (тотемизм)1. Любое отклонение от установленного порядка табуируется: мы живем так, как жили наши отцы. Табу - это точка разрыва социальной ткани , допредикативный арест социального прецедента. Нам могут возразить, что наличие сознания уже подразумевает некоторую форму рефлективности, однако, когда мы говорим о дорефлективных традиционных культурах (ДТК), то имеем в виду, что культурные практики транслируются в них как коллективные бессознательные комплексы, неконцептуализированные когнитивные образцы. Далее в работе раскрывается концепция эволюции рефлективности в ТК. Рефлективность последовательно очищается по мере перехода от обыденных, утилитарных установок сознания к теоретическому и эстетическому созерцанию.

Традиционные культуры рефлективного типа (РТК) не только онтологи-зируют рекурренцию культурной практики, но и концептуализируют ее в определенные идеальные структуры. Эталоном выступает не столько повторение, сколько соотнесение с культурным идеалом, передача которого занимает значительное время ТК. Обычно такой культурный идеал имеет конкретное знаковое оформление и предстает как сакральный нарратив (Веды, Авеста, И Цзин, Тора, Коран, Библия, Кодзики и т. д.).

Монументальным трудом, синтезирующим событийный уровень РТК, стала концепция А. Тойнби. Английский интеллектуал смело преодолел междисциплинарные границы и сделал панорамный срез бытия культуры последних двух тысяч лет. Его макроисторическое видение внесло различие в понимание цивилизационных процессов, защитило самобытность ТК перед натис 31 ком культурного империализма. В своей мессианской и миссионерской работе

А. Тойнби, однако, сам оказался жертвой западной поляризации мира религии и секулярного мира, добра и зла, Бога и дьявола: деградация культуры есть искушение дьявола1. Проблема экологии мировой культуры и спасения человека может иметь неожиданное решение в снятии такой поляризации.

Динамика аксиологической модальности традиционной культуры

Цикличность программирует человека: «продолжай крутить колесо дхармы»2. Быть подчиненным жестким правилам и нормам своего окружения, в котором суждено жить от рождения до самой смерти, необязательно плохо: культура предлагает свои, весьма немногочисленные, но испытанные многими поколениями, образцы решения типичных проблем бытия. Вследстие устойчивости циклов, существование человека в традиционном обществе достаточно комфортно, его будущее гарантированно и предсказуемо3. ТК консервирует время через пускание его по кругу, в то время как посттрадиционная культура -это культура «отложенного» времени, времени-ускорения. надысторичности времени в ТК говорит мидиевист А.Я. Гуревич: «Нет представления о непрерывно текущем потоке времени, оно дискретно, преры висто. Время эпоса - время шахматных часов»1.

Постнеклассическое мышление сохраняет циклическую повседневность (будни - выходной, год - отпуск), но при этом политика, наука, техника, экономика, искусстов задают направление неуклонного линейного восхождения к новым достижениям демократии, выход на более высокий уровень познания, новые информационные технологии, ультрасовременные образцы бытовых устройств, непохожий вкус, небывалые скидки, авангардное кино и еще больше товаров и услуг с маркировкой «NEW!» «Максимум удовольствия каждую секунду!» «Лови момент! Время - деньги!» Посттрадиционная культура устремлена вперед, находится в состоянии постоянного обновления жизненных смыслов и технологий. Такое общество можно в полной мере назвать новацион-ным, так как оно «Бременится из будущего, из сознания своего неограниченно идеи в социальном развитии России. С. 82.

Основой новационного общества выступают идеология потребления, вера в бесконечный прогресс, безграничная проектность. Темпы его развития позволяют говорить о скором создании абиотической реальности как новой среды обитания для людей. Гиперускорение приобретает постчеловеческий характер, а искусственная техническая среда все больше подменяет общение людей на обезличенный информационный обмен. Массовый всплеск футуристических настроений (поколение NEXT) вызывает быстрое обесценивание традиции как способа бытия: завтрашнее будет стоить дешевле сегодняшнего, достигнутое не имеет ценности, важно движение вперед.

Термин «эмоциональное мышление» мы будем использовать в качестве характеристики рациональности, опосредованной чувствами, настроениями. Это состояние следует отличать от клинической подверженности депрессивным состояниям, аффектам.

ТК - это культура передачи настроения, эмоций. В ней сфера эмоций является доминатной. Например, в Китае много внимания уделяется цивилизованному выражению чувств в правильное время и в правильном месте. Конфуций говорил о том, что у человека открыто пять каналов эмоционального обмена с миром: между родителями и детьми, господином и слугой, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями.

В принятии решений человек конфуцианской этики руководствуется «сердечным мышлением». Когда Конфуций услышал, как молодого человека назвали «честным» за то, что он донес на своего отца, укравшего овцу, он горестно вздохнул и сказал: «Подлинно честный человек не таков. Отец скроет пре 1 См.: ГуревичА. Я. Указ соч. С. 123.

А. Ф. Лосев, описывая бытие мифа, по сути, характеризует эмоциональный характер мышления в ТК: «...в основе мифа лежит аффективный корень, так как он всегда есть выражение тех или других жизненных и насущных потребностей и стремлений. Чтобы создать миф, меньше всего надо употреблять интеллектуальные усилия»2.

Индийская культура также образована согласно «главенству сердца». Объекты культуры кодируются с тем или иным доминирующим настроением. В древнеиндийской эстетике разработано учение о 12 расах - эмоциональных отношениях. Существуют пять основных рас: нейтральные отношения, отношения слуги и господина, дружеские отношения, родительские отношения и супружеские отношения и семь косвенных рас - гнев, удивление, юмор, рыцарство, сострадание, страх и потрясение. Взаимоотношения полов основаны на тонких сентиментах: «...в традиционных обществах, в частности, в индийском, женщина настолько привыкла к мужскому господству, что покорность ему вызывала чувство радости. Покорность обозначилась как особая форма согласия, что свидетельствует о богатстве и многообразии способов его формирования в человеческих взаимоотношениях»1.

Индийская диетология основана на смешении вкусов, рас. Удовлетворение от пищи достигается не через питательность, а через комбинацию 6 вкусов: сладкого, горького, соленого, вяжущего, острого, кислого.

Литература в ТК не подлежит оценке с точки зрения исторической точности, достоверности повествования. Она воссоздает героические образы с дидактической, а не эпистемологической целью.

О. И. Генисаретский указывает на сущность эмоционально-образного традирования культуры: «Традиция суть трансляция субъективности. Даже когда мы имеем дело с традициями достаточно древними, речь вовсе не идет о трансляции бессодержательных, личностно нейтральных форм, объективиро 1 Конфуций. Указ. соч. 13.18.

В. А. Кутырев связывает изначальность, сущностную доисторичность ТК с ее до-рассудочностью: «Это способ жизни, складывающийся объективно и стихийно, по типу природного процесса, хотя по содержанию он не обязательно связан непосредственно с природой... Дух не сводится к разуму, в нем есть сфера бессознательного, сфера верований, переживания красоты, любви, ненависти, пассионарности или апатии....Традиции, если не прямо антиразумны, то обязательно аразумны, мифологичны, магичны, догматичны, получены через откровение и переживание, в опыте непосредственного общения по принципу «делай как я» (Гуру, Учитель, Авторитет, Предание), без всякого обоснования своей целесообразности. Это «почва», коллективное и личное бессознательное в чистой или сублимированной форме, из которой произрастают наши мысли и которая является органической частью живой культуры»1.

Антиподом эмоционального мышления ТК является мышление инновационной культуры, становление которого проходило в несколько этапов. Обновленческий оптимизм Возрождения сменился угрюмостью барокко с его эмоциями страха, растерянности, трагизма, потерянности, меланхолии. Лишь к эпохе Просвещения Европа выходит из депрессивного состояния и начинает формироваться новый тип эмоциональности - прагматический.

Эстетические нарративы как трансляторы неутилитарных смыслов

Осуществив реверсию понятий, приходим к выводу, что не менее сильным является и воздействие хронотопа на культуру. В классической европейской физике эта тема разработана слабо. Хронотоп - нерегистрируемая субстанция, фон происходящего. Воздействие времени как имплицитного фактора, структурирующего бытие, есть скорее тема традиционных философий Индокитая. В европейской гуманитарной науке много исследование по поводу влияния географических факторов на культуру, мышление, язык (Ш. Л. Монтескье, Л. И. Мечников, В. И. Вернадский), организующем воздействии времени на культуру (К. Ясперс, Л. Н. Гумилев). М. М. Бахтин придал натуралистическому понятию А. А. Ухтомского «хронотоп» ценностно-смысловой характер и впредь время и пространство стало участовать в культурном строительстве. Это не просто формы трансцендентальной апперцепции И. Канта, а живая культурно-историческая реальность1. Оживленность времени и пространства в художественной культуре исследовал и В. Кругл иков2, В. По дорога3.

Традиционалист Р. Генон изучал ТК как разворачивание сакрального времени и пространства. Он показал, каким образом социальная и коммуникативная сущность традиционного пространства и времени скрыта в сакральных символах (Царство количества и знамения времени, 1945). Кроме того, он первым предложил термин «традиционное общество» и высказывал гипотезу о существовании «интегральной традиции».

Опираясь на метод метафизики, Р. Генон полагал, что всякий феномен имеет основание в духовной реальности, независимо от того, как он выглядит с точки зрения обыденного или научного опыта. Он понимал традицию не как наследуемые культурные формы, а как некую вписанность в силовые линии

Единого Смысла. По его мнению, чем ближе к исходному смыслу располагается фаза культуры, тем большей степенью реальности она обладает. Согласно данной трактовке кризис ценностей современного человека, хаос в общественной стабильности, разлад в микросоциуме и прочие тенденции деградации есть та же самая Традиция, но в ее потенциальной фазе. При сумме всех беспорядков порядок в системе сохраняется. Традиция не исчезает, ее перестают замечать. На виду остаются только телесность и потребление. Люди перестают руководствоваться традиционными ценностями, и их ментальность задается исключительно прагматическими целями. Полная внешняя анархия и смерть Традиции есть ее точка перехода в новый цикл. Конец света наступает с космической периодичностью, принося конец иллюзии отклонения от единой Традиции.

Прогрессивистской концепции истории Р. Генон противопоставляет прогрессирующее затемнение истинного знания. Он подчеркивал, что в кризисные эпохи частично происходит откат к Традиции, и средневековье - это последний тому пример. В странах Востока и Запада вплоть до указанного периода еще присутствуют следы «священных наук», «священных искусств», являющиеся областью приложения метафизического знания.

Возрождение заимствует от греко-латинской цивилизации внешние формы, которые уже там перестали функционировать как традиционные: священная наука трансформируется в эмпирический метод, метафизика - в рационалистическую философию. Постепенно остается только профанное знание науки и философии, ограниченное и противоречивое. Следы традиционных знаний в остаточной форме разбросаны по всему миру в некоторых духовных учениях и религиях. Лишь Восток долгое время сохранял посвященческий характер передачи знаний. Р. Генон понимает Восток не географически, а ценностно, как место сохранения Традиции. Именно этим объясняет он притягательность Востока для современных искателей истины - их влечет жажда контакта с живой Традицией. Веды, согласно Р. Генону, представляют первоначальное знание о Традиции, поэтому ведийская космическая хронология - это точный инструмент познания, с помощью которого открываются гораздо более далекие горизонты, чем с привычной исторической точки зрения. Истинная ВК всегда в полноте сохраняет содержание Традиции независимо от своего географического местопребывания. Поддержание Традиции среди людей посредством непрерывной цепи учителей есть ее миссия и основание бытия.

Топос закладывает мироощущение, обусловливает дискретизацию мира, обеспечивает ритмизацию деятельности человека. Время представляет своих культурных героев для сублимации биологического субстрата. ТК отражает идею воплощения абсолютного хронотопа в относительный для эволюции индивидуальности. При этом «уровень, в котором субъект вступает в общение на началах жизни в абсолютном хронотопе, на началах глубинного общения, может и должен быть хранителем безусловно ценностного потенциала. И этот потенциал тогда может быть низводимым на иные уровни или ярусы личностного мира, где субъект совершает деятельность либо вступает в отношения в пределах обычных, условных хронотопов»

Время в ТК локально, единого времени нет, так как нет расписания автобусов и поездов. Время не пересчитывается в денежные единицы. Жизнь традиционного общества проходит в священном времени, как это превосходно воспроизвел М. Элиаде: «Труд, ремесло, война и любовь - все это были таинства. Повторение того, что пережили боги и герои, придавало человеческому существованию священный аспект, дополняющийся священной природой, приписываемой жизни и космосу. Открываясь, таким образом, Великому Времени, священное существование, каким бы бедным оно зачастую не было, тем не менее было богатым по своему значению: во всяком случае, оно не находилось под тиранией времени»2. Далее румынский ученый пишет о власти времени над индустриальным человеком, который сейчас, как никогда, ощущает себя узником повседневной работы, так как он контролируется временем работы. Современная цивилизация изобрела уничтожающее количество способов ухода от времени в часы досуга. Тогда как в ТК каждое занятие было способом жизни в священном времени и уходом от имманентного времени.

Аналогично можно сказать и о пространстве. Находясь в одном пространстве, человек ТК соотносился со священной географией. Каждое событие имело референта в сакральном времени и пространстве. Сейчас же мы имеем повседневное рутинное пространство и развитый туристический досуг по его смене.

Культура появляется в определенном сегменте хронотопа. Экстремальные условия хронотопа не благоприятны для РТК. Все известные развитые ци-вилизационные очаги расположены в благоприятных природных условиях: Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Эллада, Китай, Мезоамерика, Перу. Существуют и другие примеры, когда наличие благоприятных природных условий не дает цивилизационного скачка: Австралия и Океания, Южная и экваториальная Африка.

Таким образом, возникает вопрос: время и пространство оказывают воздействие на ТК или ТК задает формат времени и пространства? В этом узловом моменте мы выходим на пересечение онтологии и гносеологии и давнейший спор о первичности субстанции или ее познания. Полагаем, что имеет место и то и другое и потенциальное третье. Эти два подхода схолш в подчинении субъекта властным структурам (языку, мышлению, подсознательному, социуму, хронотопу). Ситуация, однако, не настолько фатальна. Наряду с зависимостью субъекта от конкретного сегмента культуры, существует еще и возможность трансцендирования, «выскакивания» за обыденный опыт. Подобные «прорывы» в культуре будут рассмотрены в последней главе.

Сакральное и профанное в социальной памяти

Уже в средние века Мадхавачарья говорил о многочисленных интерполяциях в «Махабхарате»1. Однако, в критическом издании Сабха парвы «Махаб-хараты» Эдгертона включен именно стих с упоминанием «Рима» и «Анти-охии»2.

В Южной Индии было найдено большое количество монет с изображениями Антония Пия (86-161), Марка Аврелия (121-180), что свидетельствует о налаженной торговле с Римом. Недалеко от Салоник в Греции в 1977 г. было найдено царское захоронение, которое, по мнению большинства исследователей, принадлежит царю Филиппу, отцу Александра Македонского. Интересно оно еще и тем, что в захоронении было найдено множество артефактов из Индии. Это означает, что предпосылки к межкультурным контактам были, учитывая, что римско-эллинистический мир относится к ИЕ страте так же, как и Индия.

Удивляться тому, что Рим и Антиохия присутствуют в «Махабхарате» можно в том случае, если мы считаем, что этих городов не было во времена «Махабхараты», в то время как сам текст ее датируется II—IV вв. н.э. (хотя сюжеты могут быть и более ранними).

Параллели между Энеем и Пандавами, Турном (царь рутулов, соперник Энея) и Дурйодханой, Латином и Дхритараштрой позволяют предположить, что Вергилий был знаком с «Махабхаратой», возможно, через Египет.

Были найдены изображения этрусков и римлян со знаками на лбу, напоминающими индийские тилаки, в одеждах, подобных дхоти. Популярные в ведийский период Индии сюжеты Кришна и Рама лилы находят на древнеримских артефактах с Апеннинского полуострова - на посуде и домашней утвари. На одной из ваз, выставленной в музее этрусков в Риме, можно обнаружить сцену из «Рамаяны», где Вали похищает Тару, жену его брата Сугривы3.

Символическая характеристика вскрывает много параллелей не только kvacid granthAnprakSipanti... Madhvacarya. Mahabharataatparya-nirnaya2.3. 2Edgerton F. Rome and (?) Antioch in the Mahabharata // Journal of the American Oriental Society. 1938. № 58. P. 262-265. между древнеиндийской и греко-романской мифологией, но также с норманнской и иранской. Общность индоарийцев с древнеиранскими народами обнаруживается при сравнении Авесты с РВ. При этом часто бывает полезна и другая ИЕ мифология, в том числе славянская и скифская. На основании этого сравнения мы можем говорить об индоиранской языковой и культурной общности.

Особое значение представляет индентификация славян в ИЕ ТК. Интерес к происхождению славян неуклонно растет. Свидетельством тому является увеличение числа статей, авторских публикаций и монографий на эту тему. Положительно оценивая данную тенденцию, нельзя не отметить и рост дилетантизма в указанной проблематике. Одной из тем, подвергшейся наибольшей околонаучной и политической спекуляции, является родство ариев и славян. Вновь, как это уже было в конце XIX и начале XX вв., представители отдельных этносов, пытаясь доказать свою геополитическую значимость, выводят прародителей ИЕ семьи из своего локуса, как будто это позволило бы им претендовать на некую культурную гегемонию. Есть подобные тенденции и среди славяноязычных авторов. Украинский исследователь Ю. А. Шилов находит прародину ариев в Приднепровье1, отечественный мыслитель А. И. Асов говорит об их первоначальном расселении на Севере2, энтузиасты-археологи, делающие раскопки в Аркаиме, считают их выходцами из Южного Урала3. Среди специалистов стала даже ходить шутка: «Откуда ученый - оттуда и арии». Поэтому спорный вопрос о границах культурного влияния предков индоевропейцев не потерял своей актуальности. Он может быть решен на основании сравнения ценностно-аксиологических детерминант народов, знания о способе наследования их традиций.

Проблема генезиса славян опирается на древнейшие сведения о славянах, которые относятся к первым векам нашей эры. По свидетельству римских исто 1 См.: Шилов Ю. А. Прародина ариев: история, обряды и мифы. Киев, 1995.

Плиния старшего, Тацита и александрийского географа Птолемея, славяне, известные римлянам и грекам под именем «венедов» или «венетов», были в это время «великим народом», заселявшим обширные территории к северу от Карпат и Дуная - вплоть до Балтийского моря1. Известны также сообщения III—V вв., которые позволяют предполагать присутствие в это время славяноязычных племен на Среднем и Нижнем Дунае (Феофилакт Симокатта, Прокопий Кесарийский).

Однако, с большой долей уверенности можно утверждать, что упомянутые источники не являются древнейшими. Некоторые исследователи, занимающиеся историей праславян, находят сведения о народах, заселявших северные территории, в текстах РВ и Авесты (1-3 тыс. до н.э.)2.

Появившаяся еще в XIX в. теория об общих корнях славян и ариев (об этом говорил А. Н. Афанасьев, сравнивая обряды тех и других3), получила поддержку у многих видных ученых. Крупнейшие ученые-слависты XX в. -Б.А. Рыбаков, О. Н. Трубачев, В. Н. Топоров, И. И. Срезневский1 - признавали общность двух народов. Все эти авторы провели колоссальную работу по анализу лексики русского и НЕ языков, что позволило опереться на их фундаментальные исследования.

В приложении 2 мы приведим результаты сравнения ТК индоариев и славян. Они позволяют говорить о символической общности ариев и славян. Лингвистика свидетельствует о том, что мы едины по архаичным языковым структурам. Фольклористика позволила найти множество мифологических соответствий. Однако, с точки зрения ценностно-смыслового ядра, славяне не являются наследниками ариев.

Похожие диссертации на Традиционная культура : сущность и существование