Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. Лепешкина, Лариса Юрьевна

Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв.
<
Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лепешкина, Лариса Юрьевна. Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Лепешкина Лариса Юрьевна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т].- Тольятти, 2011.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/526

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном обществе культура выступает как важнейший фактор устойчивого развития, поэтому сохранение культурных кодов, традиций приобретает актуальное значение. Преемственность поколений обеспечивается, в частности, благодаря восстановлению и развитию национальных обычаев и ритуалов, аккумулирующих многовековой опыт, базовые начала мировоззрения и духовности народа.

Изучение повседневной культуры на разных исторических этапах дает зримое представление о генезисе духовных ценностей общества, включая принципы коллективной взаимопомощи и поддержки. В этом случае особенно важен анализ этнических и конфессиональных особенностей обычаев и обрядов жизненного цикла в контексте общекультурного опыта. Историко-культурологическая интерпретация этих традиций предполагает поиск культурного ресурса, инноваций для развивающегося общества.

Обряды и ритуалы жизненного цикла представляют собой особый социокультурный мир народов Среднего Поволжья, выраженный в символах и знаках повседневной культуры, что обусловило необходимость их реконструкции, интерпретации и установления связей между ними в регионе.

В условиях комплексного кризиса актуальность исследования обрядов жизненного цикла, в частности, похоронно-поминальных, определяется еще и тем, что они аккумулировали и пронесли через века особые способы преодоления критических ситуаций за счет придания им иного статуса, характеризующегося возникновением иной точки зрения на саму кризисную ситуацию.

Говоря об актуальности темы, нельзя не отметить, что во многом она определяется недостаточной ее разработанностью в отечественной историографии с точки зрения историко-культурных обобщений и конкретных выводов по основным аспектам проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Основу анализа традиционных обрядов и ритуалов народов Среднего Поволжья составляют три направления исследований.

Первое направление представлено исследованиями обрядовой культуры, которое включает в себя работы историко-этнографического, философского и лингвистического характера. В частности, немаловажное значение здесь имеют работы отечественных и зарубежных историков, этнографов, археологов, философов и филологов XIX-XX вв.: В. А. Сбоева, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого, Д. Месароша, Н. В. Никольского, С. М. Михайлова, А. Фукс, А. С. Иванова, Г. И. Комиссарова, Н. Ф. Катанова, М. А. Машанова, Н. И. Ашмарина, Я. Д. Коблова, А. Сперанского, К. П. Прокопьева, Ф. Н. Никифорова, С. В. Чичериной, П. В. Денисова, А. А. Трофимова, Н. И. Егорова, Н. И. Воробьева, Г. Е. Кудряшова, В. Д. Димитриева, К. И. Козловой, Д. М. Макарова, В. Ф. Каховского, А. К. Салмина, Е. А. Ягафовой, Т. И. Ведерниковой, П. П. Фокина, В. Ф. Барашкова, Э. Л. Дубмана, Ю. Н. Смирнова, Ю. Г. Мухаметшина, Р. К. Уразмановой, А. Х. Халикова, Ф. Ш. Хузина, Г. И. Дроздовой, Л. А. Афанасьевой и др.

Второе направление включает теоретическое осмысление обрядов жизненного цикла как обрядов перехода в традиционной культуре. По сути, это направление в исследовании обрядов и ритуалов призвано объединить различные работы по погребально-поминальной практике человечества в единую систему. Значительное место здесь отведено научным трудам А. Шопенгауэра, В. Тэрнера, ван А. Геннепа, М. Бойс, Ф. Арьеса, Ю. А. Смирнова, С. А. Токарева, А. К. Байбурина, Н. Е. Мазаловой, О. А. Седаковой, В. С. Ольховского, Ю. Е. Арнаутовой, Д. С. Лихачева, А. И. Клибанова, Т. А. Бернштам.

Третье направление исследует вопросы культурной динамики и социальной сущности обрядов в советский период отечественной истории. Среди научной литературы, посвященной этой тематике, выделяются работы И. В. Суханова, Д. М. Угриновича и др.

Несмотря на обилие работ, посвященных обрядовой культуре поволжских этносов, в большей степени их можно отнести к историко-этнографическим и философским исследованиям. Вопрос же о рассмотрении обрядов и ритуалов жизненного цикла народов Среднего Поволжья как аккумулятора этнических ценностей пока еще не получил своего развития с точки зрения культурологического подхода.

Объектом диссертационного исследования является повседневная культура народов Среднего Поволжья XIX-XX вв.

Предметом исследования выступают механизмы взаимодействия культур в обычаях жизненного цикла на уровне похоронно-поминальных обрядов народов (чувашей, русских и татар), проживающих на территории Среднего Поволжья в XIX-XX вв.; культурный потенциал ритуалов и обрядов жизненного цикла.

Цель исследования состоит в определении места и роли обычаев жизненного цикла в повседневной культуре Среднего Поволжья XIX-XX вв., реконструкции похоронно-поминальных ритуалов и обрядов, их структуры, функций и семантики, необходимых для сохранения уникальности этноконфессиональной культуры региона и выработки теоретических и практических предложений по использованию культурного наследия.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- собрать архивный и полевой материал по обрядам жизненного цикла Среднего Поволжья;

- дать структурно-функциональную характеристику похоронно-поминальных ритуалов и обрядов и определить их место в повседневной культуре народов региона в XIX-XX вв.;

- рассмотреть процесс становления обрядов жизненного цикла в контексте перехода от бытия к инобытию и их значение для формирования идентичности народов региона в заявленном периоде отечественной истории;

- исследовать локальные особенности похоронных обрядов чувашей, русских и татар в XIX-XX вв.;

- определить механизмы взаимодействия чувашской, русской и татарской культур через ритуальную погребальную деятельность;

- показать семантическую наполняемость поминальных обрядов, которая обусловливает передачу этнических ценностей;

- выделить культурно-символические коды в обрядах жизненного цикла народов Среднего Поволжья (на примере похоронно-поминальных ритуалов);

- проанализировать влияние национальных культур региона на характер изменений в обрядах жизненного цикла в исследуемый период;

- провести сравнительный анализ поминального фольклора народов Среднего Поволжья;

- выявить содержание регионального опыта поведения в критической жизненной ситуации как современного культурного ресурса;

- изучить механизм включения культурных ресурсов через взаимосвязь традиций и инноваций в обычаях жизненного цикла народов Среднего Поволжья в XIX-XX вв.

Изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования. Среднее Поволжье в XIX-XX вв. предстает как пример уникального региона, в котором взаимодействие культур осуществлялось на основе обычаев и обрядов жизненного цикла с опорой на элементы традиционной повседневной культуры различных народов. Традиции, заложенные в начале XIX в., являются наследием современного общества от прежнего мира, гарантом преемственности в духовном измерении, одним из механизмов этнического самосохранения. Лучшими хранителями традиционных ценностей в силу своей консервативности выступают похоронно-поминальные обряды народов региона, которые тесно связаны с формированием принципов коллективной взаимопомощи и поддержки людей, попавших в кризисные ситуации.

Хронологические рамки исследования. XIX и XX вв. выбраны потому, что в это время наиболее отчётливо проявились глубокие перемены в социокультурной жизни народов Среднего Поволжья, в том числе в чувашских, русских и татарских обрядах жизненного цикла, получивших интенсивное развитие на основе беспрецедентной ломки традиций и включении новых элементов европейской культуры.

Территориальные рамки. Работа охватывает, в основном, Среднее Поволжье и сопряженные с ним пространства (территорию Чувашской Республики, Татарстана).

Источниковая база исследования.

1. Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): документы Российского государственного архива древних актов, содержащие информацию о развитии традиционной культуры русских и крещеных татар в Среднем Поволжье; материалы Государственного архива Самарской области, Самарского областного государственного архива социально-политической истории, позволяющие дать культурно-историческую характеристику обрядов и ритуалов жизненного цикла, включая похоронный, чувашского, русского и татарского народов в XIX в.; фонды Государственного исторического архива Чувашской Республики, Национального архива Республики Татарстан, в которых имеются некоторые упоминания о похоронно-поминальных обрядах чувашей и русских, казанских татар и татар-кряшен, проживающих в Среднем Поволжье; материалы Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук, Этнографического музея Казанского университета, Российского этнографического музея, исторического отдела Тольяттинского краеведческого музея содержат информацию о традициях русских, чувашей, татар и их обычаях и обрядах жизненного цикла.

2. Опубликованные источники.

Особую ценность представляют труды, многие из которых имеют библиографическую редкость. Это работы М. Забылина, А. С. Иванова, Н. Иванова, В. К. Магницкого, Д. Месароша, Г. Ф. Миллера, И.-Г. Георги, К. С. Мильковича, В. И. Михайлова, С. М. Михайлова, Н. В. Никольского, В. А. Сбоева, А. С. Уварова.

Научная литература. Это фундаментальные труды по проблеме таких авторов, как С. Х. Алишев, А. Н. Анфертьев, Р. Г. Ахметьянов, П. В. Денисов, В. Д. Димитриев, Л. А. Иванов, Д. М. Исхаков, Г. Е. Кудряшов, Д. Е. Рамазанова, А. К. Салмин, Р. К. Уразманова, В. И. Чичеров, С. В. Чичерина, Е. А. Ягафова, Т. И. Ведерникова, Ю. Г. Мухаметшин, Н. А. Халиков.

Одним из наиболее важных источников, где можно почерпнуть информацию по заявленной теме, являются мемориальные источники личного происхождения.

3. Полевые материалы, собранные во второй половине XX – начале XXI в. сотрудниками Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан и профессором Е. А. Ягафовой в ходе комплексных и тематических экспедиций по местам проживания чувашей, казанских татар и татар-кряшен в Среднем Поволжье.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую базу диссертации составили работы отечественных и зарубежных культурологов, историков, философов, социологов, этнографов, а эмпирическую – обширный конкретный архивный и полевой материал по ритуалам и обрядам жизненного цикла народов Среднего Поволжья. Методы исследования, используемые автором, основываются на принципе историзма, который позволяет изучить формирование традиций в процессе практически-духовного освоения региона чувашами, русскими и татарами, проанализировать составляющие этого процесса в контексте повседневной культуры Среднего Поволжья. Кроме того, для выявления культурных ресурсов автор использует синергетический метод, анализируя взаимосвязь традиций и инноваций в похоронно-поминальном обряде народов региона XIX-XXI вв. Для изучения процесса становления обрядов жизненного цикла, исторических истоков поминального фольклора народов Среднего Поволжья активно используются испытанные методы научного исследования: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, проблемно-хронологический, синхронный и др.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым историко-культурологическим исследованием обычаев жизненного цикла чувашей, русских и татар Среднего Поволжья на примерах похоронно-поминальных обрядов и ритуалов. В диссертации предпринят комплексный подход в изучении консервативных форм повседневной культуры – ритуалов и обрядов жизненного цикла, в частности, похоронно-поминальных. Непосредственная научная новизна работы заключается в том, что впервые:

рассмотрены структурно-функциональная характеристика и процесс становления обрядов жизненного цикла, применительно к похоронно-ритуальной сфере, определено их место в повседневной культуре и значение для формирования идентичности народов региона в XIX-XX вв.;

выявлены и проанализированы специфические черты и функциональные этноконфессиональные особенности, присущие обычаям жизненного цикла на примере похоронных обрядов чувашей, русских и татар в заявленном периоде отечественной истории;

в результате изучения социокультурной среды народов Среднего Поволжья определены механизмы взаимодействия чувашской, русской и татарской культур через ритуальную погребальную деятельность;

обоснована этнокультурная зависимость семантической наполняемости поминальных обрядов, выявлено принципиальное отличие культурно-символических кодов в похоронно-поминальных обрядах народов Среднего Поволжья, которое обусловливает передачу этнических ценностей;

впервые выделены и описаны основные этноконфессиональные составляющие содержания регионального опыта поведения в критической жизненной ситуации;

сделаны определённые шаги в изучении механизмов включения культурных ресурсов через взаимосвязь традиций и инноваций в обрядах жизненного цикла народов Среднего Поволжья в XIX-XX вв.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Повседневная культура, этноконфессиональное мировоззрение, семантическая наполняемость обрядов и ритуалов жизненного цикла, их культурный потенциал являются целостной системой. В этом свете оптимальными хранителями традиционных ценностей в силу своей консервативности выступают похоронно-поминальные обряды народов региона.

  2. Взаимопроникновение чувашской, русской и татарской культур в Среднем Поволжье осуществлялось и через ритуально-погребальную деятельность. Однако обычаи и обряды жизненного цикла сохраняли социокультурные особенности, являлись эффективным механизмом передачи уникальной сути этносов, их повседневной культуры.

  3. Этнокультурные взаимодействия находят свое проявление, наряду с другими факторами, в трансформациях похоронно-поминальных обрядов и участвуют в формировании синтетической повседневной культуры региона.

  4. Обряды и ритуалы жизненного цикла традиционной культуры Среднего Поволжья, которые отражаются в содержании поминального фольклора чувашей, русских и татар, тесно связаны с формированием начал взаимопомощи людей, попавших в критические ситуации.

  5. Основным культурным наследием современного общества от прежнего традиционного мира, индикатором этнической сути, гарантом преемственности в духовном измерении продолжают оставаться обычаи и обряды жизненного цикла. Поэтому в XXI в. предпочтительным механизмом передачи национального опыта является взаимосвязь традиций и инноваций, включая похоронно-поминальные обряды народов Среднего Поволжья.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области культурологии, связанные с проблемами генезиса обычаев и обрядов жизненного цикла, особенно, похоронно-ритуальной сферы. Практическая значимость исследования определяется стремлением автора представить обобщенный опыт в качестве «культурного ресурса» как основу для дальнейших исследований феномена традиционной повседневной культуры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы: во внесении корректив в теорию и практику политики в сфере культурного наследия на региональном и местном уровнях; в подготовке целевых программ сохранения и использования обычаев и обрядов жизненного цикла; в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, освещались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавательской работы на лекциях и практических занятиях.

По проблемам исследования автор выступал с докладами на международных конференциях (г. Тольятти; г. Семей, Республика Казахстан), III Российском культурологическом конгрессе с международным участием (г. Санкт-Петербург), III Всероссийской научно-практической конференции (г. Сочи) в 2008-2010 гг.

Результаты исследований были опубликованы в 16 авторских работах общим объемом 6,27 п.л.: в сборнике научных статей «Социокультурное пространство современного города», г. Казань, 2009 г.; сборнике статей «Вестник ПВГУС», г. Тольятти, 2010 г.; коллективной монографии «Картина городской жизни Тольятти: опыт комплексного научного подхода», г. Тольятти, 2010 г.; в научных журналах по списку ВАК «Вопросы культурологии», «Вестник СГТУ».

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Она показывает, на каких главных проблемах автор сконцентрировал своё внимание. Рассматриваемые вопросы отражены во введении, трех главах и заключении. Диссертация имеет перечень архивных источников и литературы. Общий объем диссертации – 222 страницы, в том числе 193 страницы основного текста, 29 страниц – список литературы и источников.

Похожие диссертации на Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья : XIX-XX вв.