Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен-Дени (40-е годы XII века) Хрипкова Елена Авенировна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Хрипкова Елена Авенировна. Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен-Дени (40-е годы XII века): автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 24.00.01 / Хрипкова Елена Авенировна;[Место защиты: Российском государственном гуманитарном университете].- Москва, 2012.- 32 с.

Введение к работе

Актуальность исследования.

С иcследованием базилики Сен-Дени связана одна из ключевых проблем истории культуры западноевропейского Средневековья – генезис готического стиля. Он сформировался в процессе перестройки аббатской церкви Сен-Дени, но его истоки и формально-символические основы многие десятилетия остаются дискуссионными вопросами в медиевистике.

Среди фундаментальных задач в этих исследованиях выделяются формирование и применение методологических подходов, позволяющих глубже и точнее интерпретировать смыслы, заложенные в визуальных образах, составляющих изобразительный декор готического собора. Развитие методологии истории искусства дает новые ракурсы понимания феноменов средневековой культуры, рассматриваемых в их сложных контекстуальных связях с многообразными реалиями жизни эпохи.

Несмотря на многолетнее изучение базилики Сен-Дени, личности и роли аббата Сугерия, существует ряд принципиально важных, но нерешенных и по сей день вопросов. К их числу относится проблема интерпретации иконографии западного фасада и особенно его центрального портала, дающего ключ не только к объяснению иконографической программы всего памятника, но и к более глубокому пониманию стилеобразующих тенденций, связанных со становлением ментальности готической эпохи. Актуальность данной работы заключается в дальнейшем продвижении к решению этой проблемы, реализованном на основе применения комплексной научной стратегии, включающей в себя иконографический анализ и контекстуальный подход, и позволившей выявить новые содержательные связи между визуальными образами, с одной стороны, и иными феноменами, составляющими сферу культурных и духовных смыслов изучаемого периода (тексты, литургия, экзегеза, субъективные интенции) – с другой.

Важно также отметить, что в отечественной историографии нет специальных исследовательских работ, посвященных этому памятнику, сыгравшему столь значимую роль в истории средневековой христианской цивилизации. В этом плане настоящая работа восполняет существующий пробел, отвечая давно назревшей потребности в развитии исследований западной средневековой художественной культуры в русскоязычной науке.

Объект исследования аббатская церковь Сен-Дени, перестроенная аббатом Сугерием в 40-е годы XII столетия в период его управления аббатством.

Предмет исследования - иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века и способы визуализации сакральных смыслов христианского учения, которые нашли свое выражение в этой программе. К важнейшим сакральным смыслам, представленным в структуре и образах сугериевской базилики, относятся типологическое соответствие текстов двух заветов, составляющих Священное Писание, а также содержание основных догматов христианского вероучения: христологического и триадологического.

Целью работы является исследование, реконструкция и интерпретация сохранившихся фрагментов иконографической программы базилики Сен-Дени XII века, выявление путей и особенностей репрезентации сакральных смыслов христианской религии в этой первой готической монументальной программе. Под процессом реконструкции в работе подразумевается поиск заложенных в программу Сугерия текстов и осмысление специфики их визуализации.

В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи работы:

1. Провести анализ концепций, идей и исследовательских подходов, существующих по данному вопросу в отечественной и зарубежной научной литературе, уточнить тематические рамки исследования.

2. Изучить вопросы, связанные с пониманием личности и роли аббата Сугерия в создании программы базилики Cен-Дени XII века, рассмотреть факторы, которые могли оказать влияние на создание этой программы, включая интеллектуально-символические представления той духовной среды, в которой рождался проект его храма.

3. Исследовать вопросы истории постройки и реконструкции базилики Сен-Дени, при этом особое внимание следует уделить современным представлениям о проекте Сугерия и вопросам сохранности дошедших до нас фрагментов реконструированной им базилики.

4. Изучить современные представления о состоянии сохранности скульптуры базилики Сугерия.

5 Рассмотреть программу скульптуры западного фасада в контексте ее связи с текстами Священного Писания и текстами аббата Сугерия.

6. Провести анализ существующих интерпретаций иконографической программы всей скульптуры собора эпохи Сугерия в ее целостной взаимосвязи.

7. Разработать и научно обосновать гипотезы, связанные с интерпретацией визуальных образов иконографической программы базилики Сен-Дени и выявлением заложенных в нее теологических, литургических и символических смыслов.

8. Рассмотреть программу центрального портала западного фасада в контексте осознания ее места в ряду современных ей сложных теофанических программ.

Хронологические рамки исследования охватывают период двух последних десятилетий первой половины XII века, связанный с жизнью и деятельностью аббата Сугерия по перестройке аббатской церкви Сен-Дени, продолжавшейся до его смерти в 1151 году. Однако в процессе рассмотрения возможных влияний на создание исследуемой программы различных иконографических образцов и анализа ее места в общем культурном контексте эпохи в поле зрения попадают также памятники, относящиеся к более широкому периоду - с IV по XII век.

Степень научной разработанности темы.

Несмотря на особую роль базилики Сен-Дени в возникновении и развитии готического стиля, в русскоязычной литературе до настоящего времени нет ни одного специального исследования, посвященного этому памятнику. При этом европейские и американские ученые занимались исследованием различных его аспектов (истории, архитектуры, скульптуры и витражей) на протяжении всего XX столетия. Среди небольшого количества отечественных работ, посвященных готическому искусству, самое информативное описание базилики Сен-Дени и иконографической программы аббата Сугерия можно найти в монографии Е.П. Юваловой (2000), исследовавшей вопросы возникновения готического стиля во Франции. Изучению жизнеописания аббата Сугерия посвящено единственное русскоязычное исследование знаменитого русского историка Т.Н. Грановского (1849).

Среди первых французских исторических исследований, посвященных аббатству Сен-Дени, следует назвать сочинение настоятеля этого аббатства Жака Дубле (1625), а также работу историка конгрегации Св. Мавра Мишеля Фелибьена (1706). Среди работ XVIII века необходимо отметить посвященный истории французской монархии труд другого известного деятеля конгрегации Св. Мавра - Бернара де Монфокона (1729-1733), который опубликовал ряд важных описаний и зарисовок. Благодаря этому сегодня известно как выглядели демонтированные статуи-колонны на порталах западного фасада базилики Сугерия и некоторые утраченные панно витражей сугериевского хора. Из сочинений XIX века, посвященных этому вопросу, наибольшую известность имеет двухтомный труд Ф.Д’Эйзак (1860-1861), а среди последних исторических исследований - монография А. Ломбар–Журдан (2000) и работа Г.Шпигель (1978), посвященная исследованию традиций и текстов аббатства..

Описанию базилики Сен-Дени в XIX веке посвящена работа Ф. Гийерми (1848), в которой основное внимание уделяется королевским захоронениям, другой труд Ф.Д’Эйзак (1867), а также сочинение аббата Тестори (1870). Подробная библиография работ XIX века, посвященных вопросам реставрации базилики приведена в статье В. Кларка (1996), в которой рассматриваются вопросы изучения архитектурного наследия Сугерия.

В XX веке были изданы тематические сборники (1997, 1991, 2001, 2004 гг.), написано несколько монографий (Ж.Формиже (1960), С.М. Кросби (1987), Э.Браун 2001г.) и большое количество статей, посвященных этому памятнику.

Последовательные схемы, описывающие поэтапное изменение состояния памятника в процессе проводимых перестроек, приводятся в работе Б. Бранковича (1990). Вопросы сохранности и реставраций базилики Сен-Дени были детально изучены в работах С.М. Кросби и его ученицы П. Блам (1992, 1994, 1997, 1998), сосредоточившей свое внимание на изучении скульптурного наследия Сугерия. С.М. Кросби первый начал изучение зданий, расположенных на территории аббатства. Им написано три монографии (1942, 1953, 1987), последняя из которых остается наиболее полным археологическим исследованием этого памятника. Она затрагивает вопросы истории аббатства, реконструкции плана базилики Сугерия, состояния сохранности памятника и не потеряла своей актуальности и поныне.

Детальное изучение состояния скульптуры центрального портала было проведено С.М. Кросби и П. Блам в начале 70-х годов. Эти результаты представлены в их статье «Центральный портал западного фасада Сен-Дени» (1973). Продолжением этой работы стали исследования боковых порталов западного фасада Сен-Дени, результаты которых приведены в статье П.Блам (1986,1987). Результаты этих исследований вошли также в вышеупомянутую монографию С.М. Кросби (1987). В целом, необходимо отметить, что исследования С.М. Кросби и П. Блам сыграли определяющую роль в решении проблемы датировки скульптуры западного фасада. Полученные ими данные позволили однозначно выделить фрагменты скульптурного декора, относящиеся ко времени аббата Сугерия, и стали опорой для последующих иконографических исследований программы XII века. Дальнейшие работы в сфере уточнения датировок фрагментов хора, капителей крипты и скульптуры Королевского портала были проведены В. Кларком (1994), П. Блам (1998) и другими учеными (А.Бланк, Л.Холмс, Д. Джонсон (1992).

Результаты археологического изучения аббатства Сен-Дени представлены в изданном под редакцией М. Висса «Историческом атласе Сен-Дени от истоков до XVIII века» (1996).

Розыском, атрибуцией и исследованием витражей базилики Сен-Дени более тридцати лет занимался Л. Гродески (1961,1976,1986, 1995). Его работы были подхвачены рядом других ученых, особое внимание при этом было уделено отдельным сохранившимся витражным панно из окон капелл деамбулатория хора Сугерия (К. Хофманн (1968), Дж.Франк (1996,1999), М. Гавинесс (1986,1987), Дж. Гэйдж (1982).

Изучение иконографического наследия Сугерия началось задолго до окончательного прояснения ситуации с выявлением фрагментов XII века. В диссертационной работе Э. Маля «Религиозное искусство XIII века во Франции» (1899) несколько страниц уделено типологическим витражам Сугерия. К вопросу о вкладе Сугерия в обогащение и преобразование средневековой иконографии Э. Маль возвращается снова в ряде статей (1914-1915) и в своем известном труде, посвященном религиозному искусству Франции XII века (1922), неоднократно отмечая создание Сугерием новых иконографических схем. Э. Маль высказывает точку зрения, что витражи и произведения декоративно-прикладного искусства демонстрируют новый расцвет символического искусства, которое, как он считает, долгие годы находилось в забвении и было снова возвращено к жизни в перестроенной Сугерием базилике Сен-Дени.

В. Летаби (1914), возражая Э. Малю по поводу «забвения символического искусства», утверждает, что аббат Сугерий мог только систематизировать и усилить текущую традицию «типологической» символики в иконографии. Он указывает также, что художественные работы в Сен-Дени демонстрировали явное влияние византийской традиции.

Сравнительному исследованию скульптуры порталов западного фасада базилики Сен-Дени и собора Шартра посвящена работа В. Стоддарда (1952), в которой автор предлагает свою версию происхождения скульптуры Сен-Дени и Шартра, основанную на сопоставлении стилистических особенностей скульптуры и манускриптов ряда регионов Франции (Лангедок, западная Франция и Бургундия). А. Лапейр (1960) продолжает сравнительное исследование скульптуры Сен-Дени и Шартра, рассматривая влияние их западных фасадов на дальнейшее развитие монументальной скульптуры в Иль-де–Франс и близлежащих областях.

Иконографическая программа боковых порталов западного фасада базилики Сен-Дени и скульптура капителей крипты анализируется в статьях П. Блам (1986,1987,1981).

Базовыми работами, на которые опираются все последующие исследователи иконографии наиболее дискуссионного объекта программы Сугерия – центрального портала западного фасада, остаются статья С.М. Кросби и П. Блам (1973), а также статья П. Джерсон (1986,1987). Эти работы стали отправной точкой настоящего исследования. П. Джерсон была предложена интерпретация иконографии центрального портала на основании текстов Нового Завета. Для объяснения образов центрального портала она использует Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна и Апокалипсис, традиционно полагая, что визуальные образы портала представляют Страшный суд. При этом она приходит к выводу, что не существует никаких специальных законченных прототипов данной иконографической схемы, а есть лишь прототипы для ее фрагментов и отмечает, что текста Евангелия от Матфея недостаточно для объяснения ряда странных деталей иконографии тимпана, например, образа Христа в полумандорле.

К. Рудольф (1990, 2010) также отмечает недостаточность предложенных интерпретаций для полного объяснения иконографической схемы Сугерия и пытается показать связи программы центрального портала и всего скульптурного ансамбля западного фасада с идеями и произведениями Гуго Сен-Викторского. Однако ввиду отсутствия документов, подтверждающих возможные контакты аббата Сугерия и монаха аббатства Сен-Виктор, участие Гуго в создании программы базилики Сен-Дени, по всей видимости, обречено оставаться в области гипотез.

Э.Браун (2001), описывая иконографию центрального портала, тоже признает в нем доминирующую тему Страшного Суда, восходящую к тексту Евангелия от Матфея, но при этом отмечает отсутствие ряда характерных особенностей иконографии этой темы. В любом случае, предложенные интерпретации оставляют вопрос понимания иконографической программы открытым.

Сравнительный иконографический анализ порталов соборов Сен-Дени, Муассака и Больё проводится в работе П.Клейна (1990), в которой автор дифференцирует рассматриваемые эсхатологические программы, вводя более тонкую градацию и пытаясь отнести их иконографические схемы либо к представлению Страшного Суда, либо к репрезентации Второго Пришествия по Евангелию от Матфея. Обобщению существующих интерпретаций иконографической программы Сугерия посвящен доклад Ф. Гаспарри (2005), сделанный на коллоквиуме, организованном Институтом Франции в Париже в 2005 году.

Отдельная серия исследований посвящена изучению литургии в аббатстве Сен-Дени (Н. Расмуссен (1996), А. Вальтерс Робертсон (1984, 1991, 2002), Э. Фолей (1990) и др.).

Уникальное исследование Д.Неббиа-Далла Гварда (1985), посвящено изучению библиотеки аббатства Сен-Дени, и может служить важным источником информации по истории и состоянию хранившихся в нем манускриптов.

Последняя монография, посвященная базилике Сен-Дени и затрагивающая самые различные аспекты, связанные с изучением этого памятника, написана Э.Браун (2001).

Самостоятельную область исследований составляют работы, которые посвящены личности и биографии аббата Сугерия (Д.Жервэз (1721), О.Картельери (1898), М.Обер (1950), Э.Панофский (1946), М. Бюр (1991), Л.Грант (1998), а также вопросам влияний на него различных теологических школ и текстов (Э.Панофский (1944), О.Симсон (1956), П.Кидсон (1987), К.Рудольф (1990) и др.).

Теоретико-методологическая основа для изучения иконографической программы базилики Сен-Дени сформировалась в работах ведущих зарубежных ученых (Э. Маль, С.М. Кросби, П. Блам, П. Джерсон и др.). Предмет изучения настоящей работы относится к сфере междисциплинарных исследований, затрагивающих вопросы истории искусства, истории религии и истории. Это обусловило необходимость применения подходов и методов как собственно искусствознания, так и других гуманитарных наук, связанных с интерпретацией взаимосвязей текста и образа и извлечением смысла, заложенного в визуальных образах – фундаментальными проблемами в сфере изучения средневекового христианского искусства. В этой связи в работе использованы методы иконографического и иконологического анализа (в его представлении Э. Панофским) с элементами герменевтического и контекстуального подходов. При этом анализ и интерпретации сакральных смыслов религиозного памятника XII века базируются на результатах изучения современных ему духовных и интеллектуальных практик, связанных, прежде всего, с развитием богословской мысли, с восприятием и толкованием Священного Писания, с пониманием назначения и функций религиозного образа.

Источники исследования:

Источниковую базу данной работы составляют два типа источников. Во-первых, это вербальные источники, важнейшими из которых являются тексты Священного Писания и тексты самого аббата Сугерия, посвященные перестройке и украшению аббатской церкви Сен-Дени. Из эпистолярного наследия Сугерия первоочередное значение для решения задач исследования имеют два произведения, непосредственно посвященные описанию преобразований, задуманных им в аббатстве Сен-Дени – «De Consecratione» и «De Administratione». Для исследования вопроса биографии Сугерия и характеристики его личности источниками также являются его исторические сочинения и воспоминания его секретаря-биографа Гийома.

Во-вторых, это элементы архитектурной формы и храмовой декорации базилики Сен-Дени, сохранившиеся с XII века, фотографии которых были сделаны автором работы. В поле анализа были включены также те элементы программы Сугерия, которые известны нам из источников XVIII века, в частности из публикаций Б.де Монфокона.

Научная новизна работы состоит в следующем:

на основании изучения текстов Священного Писания и анализа аутентичных текстов эпохи и, прежде всего, трудов аббата Сугерия автором выявлены новые смыслы и предложены новые подходы к интерпретации иконографической программы собора Сен-Дени, относящейся к XII веку;

опираясь на детальный анализ декора западного фасада и репрезентативную источниковую и историографическую базу, реализована реконструкция типологического метода, примененного аббатом Сугерием при создании иконографической программы базилики Сен-Дени;

вскрыт особый, не выявленный ранее, вклад Сугерия в создание одного из тринитарных иконографических типов;

разработана и обоснована научная гипотеза о том, что главной особенностью программы западного фасада базилики Сен-Дени, объясняющей специфические черты визуальных образов в тимпане центрального портала, стала попытка символического представления последовательных этапов Евхаристического богослужения.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, визуальные и вербальные материалы, представленные в ней, могут использоваться при составлении лекционных и интерактивных курсов разной тематики, связанных с изучением истории, культуры и искусства Средневековья, истории религии и богословия. Полученные в диссертации результаты позволяют предложить возможное решение существовавшей в течение многих лет в науке проблемы интерпретации иконографии центрального портала западного фасада собора Сен-Дени, а также ряд новых интерпретаций визуальных образов программы западного фасада в целом. Это значительно углубляет наше понимание и восприятие сложной смысловой структуры религиозных иконографических программ Средневековья, их неразрывной связи с литургией.

Несомненной практической значимостью обладает и сам факт появления на русском языке первого всестороннего исследования, посвященного памятнику, обладающему особым статусом в истории и культуре не только Франции, но и всей средневековой Европы. Оно может стать основой для знакомства с этим выдающимся памятником самого широкого круга людей, интересующихся европейской художественной культурой, подготовить их к восприятию сложных духовных феноменов.

Апробация диссертационной работы. Основные результаты исследования докладывались автором и обсуждались на следующих научных конференциях: научной конференции «Вопросы всеобщей истории архитектуры» (НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, Москва, июнь 2011 года); всероссийской научно-практической конференции «Произведение искусства как документ эпохи» (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, 23-24 марта 2011 года); международной конференции «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования» (РГГУ, Москва, 1 октября 2010 года); международной научно-практической конференции «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве» (государственный музей истории религии (ГМИР), Санкт-Петербург, апрель 2009 года); межвузовской научной конференции «Проблемы истории искусства и реставрации художественных ценностей глазами студентов и аспирантов» (РГГУ, Москва, апрель 2009 года). По теме диссертации опубликован ряд работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Иконография центрального портала западного фасада базилики Сен-Дени XII века – наиболее дискуссионного объекта программы аббата Сугерия основана, прежде всего, на текстах Священного Писания и символических образах, связанных с литургией.

2.Программа центрального портала не может рассматриваться только в контексте визуализации темы Второго Пришествия или Страшного Суда, как предполагалось ранее. Она представляет собой рационально выстроенную теофаническую композицию «синтетического» характера, которая включает в себя фрагменты различных иконографических формул. Тема Страшного Суда является всего лишь одной из иконографических линий, реализованной в этой программе.

3. Специфика типологического метода Сугерия, примененного им в центральном портале западного фасада, заключается в том, что, создавая свой вариант сложной синтетической теофании, аббат Сугерий использовал образные структуры Ветхого Завета, для того чтобы визуализировать особо важные для него смыслы, содержащиеся в текстах Нового Завета.

4. Репрезентация образа Господа в тимпане центрального портала может рассматриваться как вклад Сугерия в формирование тринитарных иконографических типов, в частности в создание иконографического типа «Трон благодати».

5. Особенность представления образа Господа в тимпане центрального портала объясняется наложением образов, иллюстрирующих следующие друг за другом части евхаристической молитвы Sanctus и Te igitur, по аналогии с тем, как это происходило в иллюминациях миссалов и сакраментариев, по которым проводилось богослужение.

6. Идея соединения следующих друг за другом композиций в миссалах и сакраментариях, иллюстрирующих ход евхаристической молитвы, не относится к числу собственных изобретений Сугерия. Она оказывается в русле уже существовавшей тенденции, проявлявшей себя на протяжении нескольких веков.

7. В тимпане центрального портала западного фасада представлена тема вневременной небесной Евхаристии и, возможно, латинский вариант репрезентации темы «Причащения апостолов», получившей с XI века распространение в программах апсид византийских, славянских и грузинских храмов.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений (легенда о Св. Дионисии, эпистолярное наследие аббата Сугерия, история строительства и реставраций базилики Сен-Дени, схематические планы реконструкций базилики Сен-Дени, диаграммы реставраций скульптуры западного фасада) и иллюстраций.

Похожие диссертации на Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен-Дени (40-е годы XII века)