Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Титарева Лариса Дмитриевна

Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края)
<
Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края) Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Титарева Лариса Дмитриевна


Титарева Лариса Дмитриевна. Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края): диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Титарева Лариса Дмитриевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"].- Чита, 2015. - 158 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования женской прозы .14

1.1. Подходы и методы в изучении женской прозы как культурного феномена 14

1.2. Исследование феномена женской прозы в зарубежной и отечественной научной литературе 34

Глава 2. Женская проза как феномен современной российской культуры (конец XX-начало XXI веков) 63

2.1. Социокультурные истоки возникновения женской прозы в России конца XX-начало XXI веков 63

2.2. Забайкальская женская проза как российское и региональное культурное явление .. 100

Заключение .137

Список литературы .1

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец ХХ в. явился переходным периодом как для истории и политического строя, так и для развития культуры в России. Для культуры в переходное время есть свои преимущества и стимулы. Так, например, писатель в такие периоды приближается к осознанию процессов, трудно поддающихся пониманию при обычном историческом течении. Поэтому переходный период в истории и культуре является этапом эволюционного развития общества, его восхождения на новую, более высокую ступень развития и характеризуется противоречивым взаимодействием между предыдущей и новой стадиями эволюции.

Особенности современного мира и, соответственно, культуры в это
переходное время выразились в том, что, с одной стороны, происходят
процессы, отражающие многообразие и уникальность культур отдельных
регионов, с другой стороны, процессы, отражающие глобализацию. При этих
двух разнонаправленных течениях наблюдается преемственность,

взаимовлияние и взаимозависимость между мировой, национальной и региональными культурами. Все эти свойства культуры возможно проследить, изучая женскую прозу в России в конце ХХ – начале ХХI веков как феномен современной культуры на двух уровнях – общероссийском и региональном.

Первые женщины-авторы в России появились в XVIII веке, но русская женская проза как яркий феномен проявила себя в конце ХХ в. Отметим, что творчество женщин-авторов вызвало множество споров у современных филологов, социологов, историков, других исследователей, которые подробно изучают различные аспекты женского литературного творчества: особую женскую эстетику, женский язык, особенности женского чтения. Эти работы дают основание сделать вывод, что в женской прозе отразились те же процессы, что и в российской культуре – процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фиксации1.

Исходя из этого, можно утверждать, что такой феномен как женская
проза необходимо рассмотреть в рамках современной российской культуры.
Подобная необходимость высказывалась неоднократно различными

исследователями начиная с 90-х гг. ХХ в.

При исследовании культурных процессов всегда возникает проблема: насколько объективно и всесторонне учтены причины возникновения и дальнейшего развития изучаемого явления. Так, исследование женской прозы в литературоведении происходит в основном в русле анализа

1Зумбулидзе И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 21.

художественных текстов отдельных писательниц и изучении отечественных и зарубежных литературно-критических работ. Исследование феномена женской прозы в рамках культурологи позволит привлечь к исследованию ряд подходов и методов, которые помогут выявить и проследить причины развития такого культурного феномена как женская проза, проанализировать преемственность, взаимовлияние и взаимозависимость женской прозы как феномена культуры на общероссийском и региональном уровнях, предоставят возможность более полно и объективно отразить картину возникновения и развития женской прозы в России конца ХХ – начала ХХI веков.

Отметим, что формирование такого феномена культуры как женская
проза происходило за последние четверть века благодаря тому, что
произведения женщин выступали и выступают своеобразным отражением
культуры, через которое предстает перед читателем то, что женщина-автор
воспринимает, перерабатывает и репрезентует (это в свою очередь
отражается в сознании читателя и формирует современную культуру). Так, в
последние два десятилетия женщины-писательницы определяют лицо
российской культуры как более активная социальная группа. По
художественным произведениям и сценариям женщин снимаются фильмы
(В.С. Токарева, Л.Е. Улицкая, Г.Н. Щербакова, Р.М. Литвинова и др.). Уже
признанные женщины-писательницы становятся медийными лицами

(М.И. Арбатова, Р.М. Литвинова, Т.В. Москвитина, Т.Н. Толстая,

А.А. Смирнова и др.). Кроме того, женщины создают и наполняют информацией интернет-порталы. Таким образом, деятельность женщин-писательниц формирует общественное мнение и массовую культуру.

Итак, современная женская проза – это феномен культуры, связанный с социокультурной ситуацией, сложившейся в конце ХХ в. в России. Изучение возникновения и развития женской прозы в конце ХХ в. как феномена культуры на двух уровнях позволит рассмотреть женскую литературу как культурное явление, функционирующее внутри культурной системы эпохи, следующее традициям и задающее дальнейшие тенденции развития культуры. Все это делает актуальным культурологический аспект исследования женской прозы конца ХХ в. как отражение системных отношений в культуре и места женской литературы в ней.

Степень изученности и состояние проблемы. Проблема

исследования женского творчества связана с развитием феминизма и берет
начало в США в 1960–1970-е годы в трудах американских исследовательниц:
Э. Шоуолтер, С. Гилберт, С. Губар, Э. Моэрс, Н. Миллер, А. Колодны.
С 1990-х годов за рубежом появляются статьи, монографии и сборники,
посвященные развитию женской прозы в России (Дж. Андрев, Б. Хельдт,
К. Келли, Э. Нитраура, Б. Сатклиф, М. Рюткенен и др.). Позднее и
российские исследователи при изучении культурных и социальных
процессов начали активно использовать гендерный подход. С точки зрения
методологии и изучения причин возникновения феномена женской прозы в
конце ХХ в. особенно ценны исследования Н.М. Габриэлян,

И.А. Жеребкиной и Е.И. Трофимовой. Так, Н.М. Габриэлян и

Е.И. Трофимова высказывают мысль о том, что современное женское движение является «спасательным кругом» для современной культуры и общества, а «женская проза» является феноменом, отражающим этот процесс.

На современном этапе исследования женской прозы в литературном
процессе России конца ХХ в. постепенно разворачиваются к творчеству
отдельных авторов, к особенностям «женского письма» и женской
литературной традиции, например, исследования О.А. Бычковой «Проблемы
симулякра в постмодернистской литературе: на материале произведений
А. Битова, Т. Толстой, В. Пелевина» (2008), Ю.Л. Высочиной

«Интертекстуальность прозы Татьяны Толстой: на материале романа "Кысь"» (2007 г.), А.Т. Давлетьяровой «Особенности синтаксиса предложения в прозе русского постмодернизма: на материале произведений С. Соколова, Т. Толстой и В. Сорокина» (2007), Ду Жуй «Фольклоризм прозы Татьяны Толстой» (2009), Н.В. Лукиной «Смысловая структура метатекста: на материале творчества Т. Толстой» (2011), Е.А. Меркотун «Поэтика одноактной драматургии Л.С. Петрушевской» (2009), Н.В. Перепелицыной «Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв.: на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды» (2010), Е.А. Плотникова «"Настоящие сказки" Л.С. Петрушевской в контексте традиционной культуры» (2011) и т. д.

Впервые женскую прозу как явление предложила рассматривать в своем диссертационном исследовании «Женская проза конца 1980-х – начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)» (2001 г.) Т.А. Ровенская.

Общие особенности, вопросы возникновения и развития женского литературного творчества разрабатывались в диссертациях Е.В. Широковой «Художественные эксперименты в русской женской прозе ХХ в. (поэтика языка и времени)» (2005), Н.В. Воробьевой «Женская проза 1980–2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика» (2006), Е.Г. Кошкаровой «Идейно-художественный диапазон "женской темы" в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики» (2006), Г.А. Пушкарь «О категории "гендер" и гендерных исследованиях. Художественная оппозиция феминность/маскулинность в современной женской прозе. Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе. Уровни гендерных художественных конфликтов» (2007).

Однако невзирая на многочисленные исследования российской женской прозы, данный феномен продолжает оставаться в центре внимания литературоведов и культурологов. Это связано с тем, что ни в одной научной работе комплексно не изучены социокультурные причины возникновения женской прозы в конце ХХ – начале ХХI веков. Так, З.Р. Хачмафова прямо указывала на необходимость изучения женской прозы в общекультурном

контексте2. Н.М. Габриэлян утверждала, что женское творчество необходимо изучать как феномен в целом3. Т.А. Ровенская писала, что женская проза – составная часть самобытной феминной культуры4. То, что женская проза имеет свою специфику, и ее исследование будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле культурного процесса, отмечала И.Г. Зумбулидзе5.

Изучение возникновения и развитие женской прозы на региональном уровне, т. е. в контексте развития Забайкальской культуры, особенно актуально в связи с тем, что подобных исследований не проводилось. Отметим, что в Забайкалье с конца 1980-х гг. появляется плеяда женщин-писательниц (Г.Д. Ахметова, Д.Б. Батоболотова, Е.С. Ерофеева, В.В. Измайлова, О.М. Коваленко, Е.Ф. Куренная-Берцик, Л.В. Мутовина, А.Г. Озорнина, Е.В. Стефанович, О.В. Стефанович, М.А. Тимошенко, Д.-Х. Цынгуева, В.С. Трухина и др.). Это свидетельствует о том, что женская проза возникла и развивалась в российской культуре повсеместно. Поэтому для полного раскрытия женской прозы как феномена российской культуры необходимо также провести исследование развития женского литературного творчества на региональном уровне.

Таким образом, несмотря на многочисленные работы, в которых женская проза рассматривается на примере творчества женщин в литературоведческом контексте, данное явление требует осознания в системе российской культуры, для чего, в первую очередь, необходимо выявить факторы социокультурного развития как условия формирования женской прозы в России в 1990-е годы, во-вторых, изучить процессы возникновения и развития женской прозы на региональном уровне (на примере Забайкальского края), проследить взаимосвязь на двух уровнях культуры – общероссийском и региональном, что позволит наиболее полно исследовать данный феномен.

Объект исследования – женское литературное творчество в контексте социокультурных изменений в России.

Предмет исследования – женская проза как феномен современной российской культуры.

Цель исследования – определение влияния социокультурных процессов на развитие женской прозы в конце ХХ – начале ХХI веков как культурного феномена (на примере Забайкальского края).

Задачи исследования:

– опираясь на комплексный подход, обосновать необходимые методы анализа женской прозы как социокультурного феномена;

2Хачмафова З.Р. Дискурс современной женской прозы (на материале русского и немецкого языков):

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

3Габриэлян Н.М. Взгляд на женскую прозу // Преображение (Русский феминистский журнал). 1993. № 1.

4Ровенская Т. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 80–90х годов //

Женщины и культура. 1999. № 15. С. 18.

5Зумбулидзе И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы // Современная филология:

материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 22.

– провести анализ основных исследований зарубежных и

отечественных авторов, разрабатывающих гендерный подход в

литературоведении и культурологии, а также работ, рассматривающих женскую прозу как самостоятельный феномен;

– выявить основные социокультурные истоки развития женской прозы в России конца XX – начала XXI веков (процессы эмансипации в России, преемственность женского авторства, изменения на книгоиздательском рынке);

– проанализировать развитие женской прозы как феномена современной российской культуры на примере региональной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве
теоретической основы диссертационной работы были использованы
положения о культуре как системе российских исследователей – М.С. Кагана,
Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, М.Ю. Лотмана, И.Г. Неупокоева,

А.А. Пелипенко, А.Я. Флиера, И.Г. Яковенко.

Важное теоретическое значение имели работы зарубежных и российских ученых, разрабатывающих гендерные концепции: С. Бовуар, А. Колодны, С.И. Косовски, Э. Нордгрен, И.Л. Савкиной, М. Рюткенен, Э. Шоуэлтер, Ю. Кристевой, Е.А. Здравомысловой, Н.Л. Пушкаревой, Н.П. Романовой, А.А. Темкиной, Е.И. Трофимовой др.

В исследовании были использованы идеи о культуре повседневности Ж. Бодрийяра, М. Фуко, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана.

В качестве методологической основы в диссертационной работе был применен комплексный подход, позволяющий использовать данные других наук – культурологии, гендерологии, философии.

Применение системного метода необходимо для выявления логики эволюции женской литературы в российской культуре, а также для понимания женской прозы в литературе и в российской культуре.

Исследование женской прозы невозможно без гендерного метода, в котором заложено выявление отличий в статусах, ролях и иных моментах жизнедеятельности мужчин и женщин.

Из общенаучных методов в исследовании были использованы:

– аналитический метод, который заключается в разделении объекта на составные части для исследования структуры и внутренней связи изучаемых процессов и далее объединении этих частей в единое органическое целое;

– сравнительно-исторический метод, который результативен в изучении культурных процессов в рамках того или иного эволюционного цикла. Данный метод базируется на механизме тождества и различения своего и чужого, что присуще как художественному творчеству, так и научному мышлению. В научном исследовании этот метод позволяет выявлять повторяемость разных признаков и явлений, показывая их различие и сходство.

Использование комплексного подхода и методов, при которых женская проза конца ХХ – начала ХХI веков рассматривается как социокультурный феномен, позволило выявить условия эволюции, периоды развития,

взаимовлияние исторических и культурных событий как на уровне всей страны, так и на уровне отдельно взятой территории. Привлечение системного метода и гендерных практик в теорию и методологию отечественной культурологии будет в дальнейшем способствовать развитию и расширению общегуманитарного знания.

Новизна исследования. Новизна работы заключается в том, что предлагаемый материал представляет научное исследование женской прозы в России периода конца ХХ – начала ХХI веков как социокультурного феномена, в котором:

  1. определены подходы и методы изучения женской прозы как феномена культуры;

  2. изучены и обобщены основные исследования зарубежных и отечественных авторов, разрабатывающих гендерный подход в культурологии, работы, определяющие женскую прозу как явление современной культуры;

  1. проведен анализ основных факторов развития женской прозы в России (преемственность, изменения на книгоиздательском рынке, процессы женской эмансипации) на двух уровнях – общероссийском и региональном; представлена классификация российской женской прозы в зависимости от выполняемых культурных функций;

  2. определено место женской прозы в социокультурных процессах региона (Забайкальского края), выявлены её основные характеристики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Использование комплексного подхода, системного и гендерного
методов предоставляет возможность наиболее полно выявить
социокультурные предпосылки становления женской прозы как феномена
культуры. Комплексный подход позволяет использовать данные наук, на
стыке которых проводилось исследование (культурология, гендерология,
философия). Системный метод необходим для выявления логики
возникновения и развития женской литературы в российской культуре, а
также для понимания культуры как системы и места женской прозы в
литературе и в российской культуре. Гендерный анализ позволяет получать
знание, анализировать, сравнивать, учитывая гендерную специфику
исследуемых объектов, в данном случае феномена женской прозы.

2. Становление женского литературного творчества и развитие
гендерных исследований явились динамичными процессами в культурной
жизни России последних двух десятилетий ХХ в. В начале ХХI в. женская
проза заняла прочное место в российской литературе и культуре. Поэтому
феномен женской прозы нуждается в изучении в рамках культурологии, что
позволит проследить социокультурные истоки ее становления и развития на
двух уровнях: общероссийском и региональном.

3. Развитие женской прозы в России конца XX – начала XXI веков как
феномена культуры стало возможным благодаря сложившейся в этот период
социокультурной ситуации, которая дала возможность проявиться

преемственности женского авторства, изменить книгоиздательский рынок и повлияла на дальнейшее развитие эмансипации женщин в России.

4. На возникновение и развитие женской прозы в Забайкальском крае как феномена культуры оказала влияние общая российская социокультурная ситуация, что и на развитие женской прозы в России. Процессы формирования женской прозы в Забайкалье проходили в контексте общероссийских социокультурных процессов, имея свои региональные особенности, заключающиеся в том, что, во-первых, женское литературное творчество в Забайкалье представлено на двух языках (русском и бурятском), во-вторых, в основе многих текстов, созданных забайкальскими писательницами, лежат краеведческие материалы (культура малых народов, исторические события, природа и т.д.), в-третьих, значительная часть текстов забайкальских женщин представляет собой литературу для детей.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в теоретико-культурологические исследования, рассмотрение роли отдельных явлений художественной культуры в социокультурном процессе, анализ развития региональной культуры, изучение женской прозы как феномена культуры, в том числе в методологию познания феноменов культуры. Диссертационное исследование позволяет актуализировать вопрос о месте женской прозы в культуре России и регионов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные материалы можно использовать в:

– культурной практике, как на всероссийском уровне, так и на региональном;

– культурной политике Забайкальского края, в которой одним из основных направлений должно быть развитие литературного процесса и поддержка женского творчества с учетом региональных особенностей;

– деятельности по сохранению и воспроизведению культурных ценностей, имеющих региональное и общероссийское значение.

Диссертация может являться источником достоверной информации при разработке основных и специальных курсов по теории и истории культуры, истории русской и забайкальской литературы, в работе семинаров, краеведческих конференций, написании соответствующих учебных, учебно-методических, библиографических пособий, подготовке учебных заданий по истории женской прозы и забайкальской женской прозы.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования в форме докладов были представлены на методологических семинарах кафедры философии Забайкальского государственного университета, Всероссийской научно-практической конференции «Образование через всю жизнь» (г. Чита, Читинский государственный университет, 2008), II Международной научно-практической конференции «Художественное образование: тенденции, проблемы, перспективы» (Россия–Монголия–Китай, г. Чита, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010), ХII Международной научно-

практической конференции «Кулагинские чтения» (Россия–Китай, г. Чита,
Забайкальский государственный университет, 2012), VIІI Международной
научно-практической конференции «Достижения высшей школы» (Россия–
Украина–Чехия–Казахстан–Болгария–Беларусь, г. Белгород, 2013), научно-
практической конференции «Жизнь провинции: история и современность»
(г. Нижний Новгород, 2015). Кроме того, результаты исследования были
опубликованы в журналах «Гуманитарный вектор» (г. Чита, 2010), «Ученые
записки ЗабГУ» (г. Чита, 2015) и «Женщины в российском обществе»
(г. Иваново, 2015). Материалы, представленные в работе, были использованы
для реконструкции Литературного музея Забайкалья, расположенного на базе
Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки

им. А.С. Пушкина (г. Чита, 2014). По теме исследования опубликовано 8 статей общим объемом 3,03 п.л., из них 3 статьи – в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Подходы и методы в изучении женской прозы как культурного феномена

Исследование женской прозы как феномена современной русской культуры необходимо начать с выявления научных подходов и методов.

Как известно, культура – это картина мира, состоящая из сетки образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Понимание культуры как системы лежит в основании системного подхода. Использование системного подхода дает возможность исследователю выявить место женской прозы в современной российской литературе и культуре.

Системный подход сформировался в ХХ в. на основе общих теорий систем Л. фон Берталанфи и И. Пригожина. В дальнейшем данный подход в изучении процессов культуры и литературы использовали Д.С. Лихачев, P.O. Якобсон, Ю.М. Лотман и др.

В культуре выделены три самостоятельные подсистемы: наука, идеология и искусство. На современном этапе представлений о культуре эти три подсистемы выступают наиболее значительными структурообразующими элементами культуры, придающими ей цельность. Искусство выступает важнейшим средством художественного познания реальности и не может находиться вне рамок культуры, так как искусство – это социальное явление, и должно быть осмыслено только в ее контексте. Так, искусство, являясь составной частью культуры, представляет ее целостно, ибо оно, находясь в ее центре, подобно самой культуре. Особо отметим, что искусство – это своего рода квазисубъект, в котором представлено общество в его отраженной форме, что позволяет искусству выполнять функцию «переводчика» смыслов общественного сознания в значимые для индивида смыслы. Согласимся с Ю.М. Лотманом, который утверждал, что «культура обретает свою цельность, искусство становится знаковой системой, кодом, матрицей культуры»6, а конкретные произведения, являясь произведениями искусства, отражают определенный тип сознания, характеризуют определенный культурно исторический тип человека. Искусство вбирает в себя главные концепции и идеи времени, которые в свою очередь воплощаются в оригинальных, художественно-выразительных формах. Все это создается людьми, наделенными различными способностями, заключающимися в умении мыслить и творить в форме художественных образов с помощью особых определенных средств: cловом в литературе, цветотенями в живописи, интонацией в музыке, актерской игрой в театре и кино и т. д.

Звеном связи между культурой и искусством выступает художественная культура (М.С. Каган, Л.Н. Коган и др.). Так, М.С. Каган определяет художественную культуру как «слой культуры, кристаллизирующийся вокруг искусства для обеспечения максимально эффективного с точки зрения общества и каждого конкретного социума протекания художественной деятельности»7. Художественная деятельность, в свою очередь, – один из видов человеческой деятельности, с помощью которой происходит сопряжение природы, социума, индивида и культуры. Отсюда культура представляет и характеризует, во-первых, индивида как субъекта деятельности, во-вторых, создаваемую человеком предметную среду как материальную, так и духовную.

С точки зрения системного подхода «культура есть система всеобщих принципов смыслообразования и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия»8. Обобщая рассматриваемое понятие А.Я. Флиер дополняет: «Можно сказать, что культура – это система упорядоченности в

Исходя из данного определения, А.Я. Флиер выстроил иерархическую систему функций культуры разных уровней. Первой он выделил функцию обеспечения оснований для социальной интеграции людей, которая считается универсальной. Второй уровень предлагаемой им иерархии занимают функции культуры, которые обеспечивают основные формы совместного существования различных сообществ. Третий уровень функций культуры обеспечивают основные средства совместной жизнедеятельности людей10. Рассмотренная иерархическая система функций не включает всех возможных функций культуры, так как до сих пор нет единого мнения о том, какие функции культуры следует считать главными, на основании какого принципа надо строить их иерархию. Но культурологи единодушны в одном – функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей. Так, Н. Багдасарьян выделила следующие функции культуры: – преобразующая функция культуры – заключается в освоении и преобразовании окружающей действительности; – защитная функция культуры – является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной; – коммуникативная функция культуры – формирует условия и средства человеческого общения с помощью знаков и знаковых систем;

Исследование феномена женской прозы в зарубежной и отечественной научной литературе

Революция 1917 г. многое изменила в социальном положении женщин, что привело к массовому использовании женского труда во всех сферах деятельности. Это потребовало законодательного закрепления равных прав с мужчинами. Конституция РСФСР126 1918 г. в четвертом разделе «Активное и пассивное избирательное право» впервые в истории установила равные права мужчин и женщин, что, несомненно, явилось важным шагом в эмансипации женщин в России. Далее, в первые годы после революции были приняты законы, охраняющие женский труд и материнство. В ноябре 1918 г. прошел I Всероссийский съезд работниц. В декабре 1918 г. была создана Комиссия по пропаганде и агитации среди женщин, которую возглавила И.Ф. Арманд. Позднее женские организации преобразовались в женотделы и стали частью борьбы за идеи социализма, что привело к поглощению частных вопросов женских прав общими идеями социалистического государства.

В 1930-е годы женский вопрос был признан решенным. На первый план вышли производственные функции женщин. Произошло огосударствление общественной жизни, что, в конечном итоге, не допускало деятельности каких-либо самостоятельных организаций, в том числе и женских.

В годы Великой Отечественной войны женщины были вынуждены заменить в народном хозяйстве мужчин. Советские женщины освоили профессии тракториста, комбайнера, механика. Свыше 200 тыс. стали бригадирами и председателями колхозов, более 1 млн. женщин приняли непосредственное участие на фронтах войны и в партизанских отрядах127. После победы разрушенная экономика и возникший послевоенный дефицит мужчин отодвинули вопросы эмансипации на задний план. Семейные отношения стали снова актуальны, женщины уступили мужчинам рабочие места и возвратились к традиционным ролям – жен, матерей, домохозяек. Так, коэффициент суммарной рождаемости в середине войны составлял 1,72 рождения на одну женщину, а уже в 1950 г. вырос до 2,89128. С 1960-х годов женское движение было представлено в русле официальной государственной политики, что имело положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, законодательно было регламентировано равноправие полов. С другой стороны, государство установило контроль во всех областях деятельности, в том числе и в решении женских вопросов. В итоге, это привело к формальному установлению равенства между мужчинами и женщинами. Советские женщины оказались под гнетом двойных обязанностей: профессиональных и домашних. Как отмечала в своем диссертационном исследовании Г.А. Ельникова: «Идея равенства полов не стала органической частью культуры советского общества, практически не подверглись изменениям традиционные гендерные стереотипы. Более того, был создан миф о достигнутом равенстве полов, который и сегодня препятствует осознанию всей глубины проблемы подавления женщин»129.

Женское движение постепенно возродилось снова в виде женсоветов, зависящих от местных партийных органов. В 1970-е годы произошло уменьшение государственного контроля, и, вдохновленные второй волной феминизма и демонстрациями во Франции, российские женщины, поднимают проблемы совмещения у женщины ролей матери и работницы, снова объединяются и выступают с правозащитными обращениями. В это время активно работали женские организации, входящие в состав государственной системы управления. Кроме того, в Ленинграде женщины создали группу, которая действовала в рамках диссидентского движения и издавала независимый феминистский журнал «Мария». Позднее деятельность ленинградской группы была приостановлена государством, участницы эмигрировали или были осуждены.

В 1980-е годы Россия находилась в социально-экономическом и политическом кризисе. Для решения проблем, вызванных реформами М.С. Горбачева, женщины начали стихийно объединяться. В 1988 г. появились первые, независимые от государства, женские организации. Количество данных объединений быстро росло. Их главными целями стали борьба за равные права женщин, за более органичную самореализацию женщин в быстро меняющихся социальных условиях, за защиту женщин, семьи и детей.

Первая волна женских организаций, возникших в 1980-е годы, состояла из спортивных клубов и различных видов культурных ассоциаций, этнических ассоциаций и «новых» профсоюзов. С начала 90-х годов особое значение получили деятельность «солдатских матерей», а затем и феминистские организации130. В 1996 г. было официально зарегистрировано около 400 женских объединений. В Москве работало около 150 женских объединений, в каждом более или менее крупном российском городе действовало по 30–40 подобных организаций131. Тринадцать женских союзов имели федеральный статус (Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Союз женщин России, Союз женщин Военно-Морского флота, Российская благотворительная организация женщин «Будущее – без СПИДа», Общероссийское движение женщин «За здоровье нации», Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей России, Союз женщин границы и др.). В этом повсеместном массовом процессе объединения женщин прослеживался рост гражданского самосознания российских женщин. К концу ХХ в. женское движение оформилось, превратилось в важный фактор адаптации российских женщин к происходящим в стране событиям.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о репродуктивной свободе, которую женщины получили благодаря развитию медицины во второй половине ХХ в. Репродуктивная свобода также выступила одним из важнейших факторов, который позволил женщинам активно участвовать в производстве, заниматься самореализацией.

Социокультурные истоки возникновения женской прозы в России конца XX-начало XXI веков

процессом в столицу ДВР прибыла группа московских писателей: С.И. Гусев-Оренбургский, А.С. Новиков-Прибой, С.Г. Скиталец, М.Г. Сивачев. Из Владивостока приезжают Н.Н. Асеев, В.А. Силлов, С.М. Третьяков, Н. Насимович-Чужак. В г. Чите они организовали литературную группу и журнал «Творчество» с целью пропаганды творчества В.В. Маяковского.

В эту группу входила Ольга Георгиевна Петровская (1902–1988) – поэтесса, драматург, переводчик, жена В. А. Силлова, который был участником «Творчества», а также редактировал журналы «Восток» (1920) и «Юнь» (1921)213. Ольга Георгиевна играла немаловажную роль в работе группы «Творчество». Как литератор она сформировалась под влиянием Н.Н. Асеева.

В 1921 г. в Чите открылось первое в Забайкалье высшее учебное заведение – Институт народного образования, где сразу был создан историко-литературный кружок. За два года своего существования кружок провел свыше 20 заседаний, на которых читали и обсуждали произведения местных авторов, делали различные доклады и сообщения литераторы П.В. Незнамов, В.А. Силлов, С.М. Третьяков, Н.Н. Асеев, А.В. Харчевников и др.214 На базе кружка в 1922 г. издается литературный сборник «Камены», где также публикуются стихи О.Г. Петровской215.

Ранее в 1920 г. в Харбине вышли сборники ее стихов «Крылья взмахнувшие» и «Зрачки весны». Кроме того, ее заметки о Чите, о создании и работе группы «Творчество», воспоминания о Н.Н. Асееве были опубликованы в 1970 г. журнале «Радуга»216. Таким образом, О.Г. Петровская оказалась одной из самых ярких женщин, которая творила в Забайкальском крае и описала в своих воспоминаниях исторические события и происходившие здесь литературные процессы в 1920-е годы.

В 1922 г. из Читы в Москву уехал Н.Н. Асеев, а через некоторое время по приглашению А.В. Луначарского, он вызвал к себе и всю группу «Творчество»217. В Москве О.Г. Петровская поступила в Высший литературно художественный институт, познакомилась со многими видными культурными деятелями: В.Я. Брюсовым, Б.Л. Пастернаком, В.В. Маяковским, С.М. Эйзенштейном и др. С. М. Эйзенштейн впоследствии снял ее в фильме «Стачка» (1925).

Кроме О.Г. Петровской исследователь культуры и истории литературы Забайкалья Н.Е. Дворниченко также упоминал среди литературного актива 1920–1925 годов других женщин: Н. Малькову, А. Литвинцеву218, а среди членов ЧЛХО – М. Соколову219, что свидетельствует о присутствии женского творчества в литературном процессе Забайкальского края рассматриваемого периода.

Литературная деятельность этих женщин вписывается в русло общего литературного процесса, проходившего в Советской России в 1920-х годах, когда женское творчество стало популярным и обыденным. Следовательно, на протяжении ХIХ в. и в начале ХХ в. возможно проследить параллели в развитии женской прозы в России и в Забайкальском крае. В то время, когда первые произведения, созданные женщинами в Москве и Санкт-Петербурге, появились в начале XIX в., в Забайкалье женское творчество представлено воспоминаниями П.Е. Анненковой, М.Н. Волконской, работами Е.О. Дубровиной. В начале ХХ в. в Чите в рамках группы «Творчество» работала О.Г. Петровская, членом ЧЛХО была М. Соколова, в общем литературном процессе участвовали Н. Малькова и А. Литвинцева. Все это свидетельствует о том, что региональные литературные и культурные процессы развивались в рамках событий российской культуры данного периода.

После того, как Правительство ДВР в ноябре 1922 г. объявляет о самороспуске, г. Чита перестает быть столицей. Это вызывает изменения в культурной жизни края в целом: в г. Чите закрываются газеты, уезжают многие из тех, кто был в литературном активе, вывозится типографское оборудование220. Однако активная деятельность приезжих писателей заложила основы для дальнейшего развития литературы в крае. Так, идея, высказанная еще в 1921 г. на заседаниях ЧЛХО и группы «Творчество» о создании Дальневосточной организации писателей получает свое дальнейшее развитие. В 1925 г. в г. Чите создается Дальневосточная ассоциация пролетарских писателей (ДАПП), которая в 1927 г. входит в состав Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и переименовывается в Читинскую ассоциацию пролетарских писателей (ЧАПП).

В это время, не смотря на то, что многие деятели культуры уехали из г. Читы, литературная история края продолжает развиваться. Председатель ЧАППа Г.Б. Безымянный привлекает к работе сельских и рабочих корреспондентов, из числа которых позднее формируется литература в Забайкалье, таких как К.Ф. Седых, И.С. Луговской, Н.Н. Ященко и др. Они печатаются на страницах газет «Забайкальский рабочий» и «Молодой крестьянин», «Боевая смена», «Начеку» и др. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) в г. Чите выходит газета «На боевом посту», которая объединяет авторов, пишущих о войне: К.Ф. Седых, И.С. Луговского, Г.М. Маркова, Б.А. Костюковского, И.И. Молчанова-Сибирского.

После завершения Великой Отечественной войны в 1945 г. в г. Чите на базе Читинской областной типографии (1937) было основано государственное предприятие Читинское областное книжное издательство221, благодаря чему в 1946 г. в Чите вышли литературный альманах «Забайкалье» и изданы книги Г.Р. Граубина, И. Гуро, В.В. Липатова, К.Ф. Седых, О.Р. Хавкина и многих других начинающих авторов, которые позднее вошли в забайкальскую литература, а имена некоторых авторов пользовались большой популярностью и по всему Советскому Союзу (И. Гуро, Г.Р. Граубин, К.Ф. Седых, В.В. Липатов).

После окончания Великой Отечественной войны по всей России были созданы определенные литературные зоны. Так, в Иркутске в 1935 г. была организована Иркутская писательская организация, позже переименованная в Иркутское отделение Союза писателей СССР. В Новосибирске объединение писателей произошло в 1926 г. в Сибирский Союз Писателей, который в 1934 г. реорганизован в Западно-сибирское краевое отделение СП СССР. Красноярская писательская организация открылась в 1946 г. В Омске Омское отделение СП СССР создано в 1962 г. В 1963 г. была основано Томское отделение СП СССР222. Эти зоны влияли на общий литературный процесс в стране. В Забайкалье (как и в других крупных городах) писатели объединяются под влиянием и с подачи СП СССР, который является институтом партийно-государственного руководства литературой. В свою очередь, творчество местных авторов вливается в советскую литературу и оказывает прямое влияние на ее становление и развитие.

Таким образом, в г. Чите, как и во всех регионах СССР, после завершения Великой Отечественной войны, продолжала развиваться местная литература, а благодаря возможности издаваться в регионе, литературное движение все активнее набирало обороты.

В октябре 1949 г. под председательством А.Т. Твардовского прошла учредительная конференция литераторов Забайкалья, по итогам которой была создана Читинская писательская организация. В бюро Читинской писательской организации были избраны Б.А. Костюковский, О.Р. Хавкин, Л.А. Покровская, В.Г. Никонов223.

Людмила Александровна Покровская (1903–1990) работала с 1949 г. редактором Читинского областного книжного издательства. Деятельность этой женщины оказала значительное влияние на развитие забайкальской литературы в целом. Ее литературный путь начался в 1930-е годы в Ленинградских журналах. В 1946 г. Л.А. Покровская переехала в Читу, где преподавала литературу в Читинском государственном педагогическом институте. В 1949 г., по приглашению О. Хавкина, она стала редактором в Читинском областном книжном издательстве, в котором проработала до 1958 г.224 Л.А. Покровская редактировала множество рукописей, книг начинающих авторов. Кроме того, она написала детские книги «Знаменитый пёс» (1957), «Папина кукла и вождь индейцев» (1958), сборники рассказов «Человек без улыбки» (1956), «Гость из тайги» (1959). В 1980 г. в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышел автобиографический роман Л.А. Покровской «Шагая по жизни», рассказывающий о людях и событиях двадцатых-тридцатых годов XX в.

Забайкальская женская проза как российское и региональное культурное явление

В исследовании был предпринят комплексный анализ женской прозы как феномена современной российской культуры, что дало возможность применить необходимые подходы и методы к изучению данного явления.

Системный метод выявил место женской прозы в современной культуре России, наряду с другими литературными явлениями и направлениями в художественной литературе конца ХХ в. Это дает основание рассматривать женское литературное творчество как часть системы современной российской культуры. Начиная с 1980-х годов вопросы возникновения и развития женской литературы в России как элемента общекультурного процесса, ее значение, причины зарождения, взаимосвязь с культурными и историческими процессами вводится в круг явлений, заслуживающих научного рассмотрения.

Использование гендерного анализа в области исследования культуры и литературных процессов позволило расширить спектр исследуемых объектов, обогатить изучение культурных феноменов рассмотрением их через призму гендерологии.

Сравнительно-исторический метод дал возможность проследить развитие женской прозы в российской культуре и доказать, что возникновение этого феномена было обусловлено особенностями сложившейся социокультурной ситуации, сравнить с зарубежной женской прозой и рассмотреть женскую прозу на двух уровнях (общероссийском и региональном) развитиякультуры.

Анализ работ по исследованию феномена женской прозы в зарубежной и отечественной научной литературе продемонстрировал то, что формирование и развитие женского литературного творчества и зарождение гендерных исследований явились динамичными процессами в культурной жизни России последних двух десятилетий ХХ в., в ходе которых было выявлено, что в начале ХХI в. женская проза стала частью российской литературы и культуры: женщины заняли свое место в литературном пространстве, имена многих из них стали известными, сформировались новые формы творческих объединений. Кроме того было выявлено, что в настоящее время являются редкими исследования, которые бы отражали и анализировали социокультурные предпосылки формирования феномена женской прозы в России в конце ХХ в., ее место и роль в отечественной культуре. Рассмотренные в диссертации работы в основном выделяют некоторые из факторов возникновения феномена женской прозы на рубеже XX и XXI веков и исследуют творчество отдельных писательниц в литературоведческом и лингвистическом аспектах. Женскую прозу как социокультурный феномен представляют в своих работах (в рамках литературоведения) Н.В. Воробьева, И.Г. Зумбулидзе, А.А. Коробейникова, Е.Г. Кошкарова, Т.А. Ровенская. О.А. Бычкова, А.Т. Давлетьярова, Т.Н. Маркова, Е.В. Широкова исследуют творчеств женщин-писательниц в контексте общих литературных процессов не разделяя художественную литературу на мужскую и женскую. Значительная часть диссертационных исследований посвящена анализу особенностей творчества отдельных писательниц: Ю.В. Алгуновой, Н.В. Каблуковой, Г.Л. Корольковой, О.А. Кузьменко, О.Е. Крыжановской, Е.В. Лазаревой, Н.В. Лукиной, Е.В. Любезной Ю.В. Павловой, Н.В. Перепелицыной, Е.А. Плотниковой, О.А. Пономаревой, Т.Г. Прохоровой, Г.А. Пушкаревой, Д.В. Рыковой, Н.В. Савицкой, С.П. Черкашиной, К.А. Щукиной др.

Возникновение женской прозы в России в 1980–1990-х годах, несомненно, было обусловлено различными культурными процессами, происходящими в российском обществе на протяжении ХХ в. Одним из таких условий формирования женского литературного творчества явилась женская эмансипация, которая привела к возможности реализации равных прав мужчин и женщин, к увеличению количества образованных женщин, к репродуктивной свободе, к женской экономической активности, к расширению профессиональной сферы и к отказу от многих стереотипов. Это обусловило то, что женщины стали более свободными, стали 139 открыто говорить и писать о героинях, пытающихся найти свое место в современном мире.

Следующим важным фактором формирования женской прозы в России на рубеже ХХ и ХХI веков стало развитие женского литературного творчества в России, которое выразилось в преемственности женского авторства и взаимном влиянии женщин-писательниц друг на друга. Женская литературная история развивалась в России скачкообразно, с временной прерывностью – конец XVIII в., 1810-е годы, 1830–1840-е годы и 1860 годы, Серебрянный век, 1980–1990-е годы и была тесно связана с историческими событиями и культурной ситуацией разных периодов. Возникновение и активное развитие женской прозы в России в начале XIX в. связано с появлением первых женщин, борющихся за право женщин на образование и профессиональную деятельность, когда происходит формирование социального женского самосознания. В начале ХХ в. после революции 1917 г. женские литературные произведения представлены практически во всех жанрах и направлениях художественного творчества. В период социалистического строя женская проза как самостоятельное явление отсутствует в российской литературе, так как интересы женщин должны были представлять государственную официальную политику, а женское творчество этого периода отражает общую тематику и проблематику литературы советской эпохи, также, как и женское движение, обслуживает в этот период интересы партии и государства. Как явление в литературе и культуре России женская проза заявляет себя с 1989 г., когда новая волна женского движения, связанная с социально-экономическими переменами, уже набрала определенную силу и имеет официальное признание. С этого времени начинают массово издаваться сборники современной женской прозы и отдельные произведения российских писательниц. Таким образом, можно сделать вывод, что периоды и глубина развития процессов эмансипации в России напрямую связаны с этапами и активностью развития женской прозы.