Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами Карасева, Алина Игоревна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карасева, Алина Игоревна. Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами : диссертация ... кандидата технических наук : 05.19.05 / Карасева Алина Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии].- Москва, 2013.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-5/370

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Обзор конструкций трансформирующихся изделий легкой промышленности 9

1.1. Эволюция трансформирующихся конструкций костюма 9

1.2. Обзор патентных материалов в области технических решений по созданию трансформирующихся изделий 18

1.3. Классификация конструктивных решений трансформируемых изделий и элементов изделий 37

Выводы по первой главе 47

Глава 2. Теоретические исследования методов проектирования трансформируемых изделий легкой промышленности 50

2.1. Методы конструктивных трансформаций при проектировании изделий 51

2.2 Реализация модульного метода проектирования для конструктивных решений трансформируемой ремешково-сандальной обуви 64

Выводы по второй главе 71

Глава 3. Маркетинговое исследование актуальных решений современных трансформируемых изделийлегкой промышленности 73

3.1. Планирование и подготовка маркетингового исследования 73

3.2. Маркетинговое исследование актуальности трансформируемых изделий и отношения потребителей к ним 78

3.3 Маркетинговое исследование критериев при выборе обувной и кожгалантерейной трансформируемой продукции 90

Выводы по третьей главе 101

Глава 4. Разработка и обоснование конструкции трансформируемой обуви 103

4.1. Систематизация методов визуальных трансформаций изделий 103

4.2. Разработка специализированной базы моделей - аналогов трансформируемой обуви 110

4.3 Разработка конструкторской документации на изготовление трансформируемых сапожек 117

Выводы по четвертой главе 125

Общие выводы по работе 126

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы обувная розница растет очень динамично: число магазинов внутри сетей за год увеличивается в полтора-два раза. Так, в Москве и Санкт-Петербурге доля специализированных магазинов в настоящее время превышает долю рынков. Однако в ряде регионов рынки остаются основными местами покупок. Выбирая обувь в магазине, одни покупатели наиболее важным фактором считают качество товара, другие - цену, широту предлагаемого ассортимента и пр.

Эксперты отмечают, что значимость фактора «качество товара» продолжает расти. В последние годы успех магазина, торгующего обувью, на 75-80% определяется такими понятиями как «место» и «ассортимент». Особенностью сегодняшнего рынка обуви эксперты называют значительную сегментированность потребителей по уровню покупательной способности и предпочтениям и выделяют 5 основных ценовых сегментов. Большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые и ориентирована значительная часть российских производителей. Поэтому они наиболее интенсивно развиваются, и продажи обуви здесь активно растут. Данная тенденция связана с ростом уровня дохода широких слоев населения. Важным в развитии российского обувного рынка является постепенное формирование узких сегментов продвинутых покупателей, воспринимающих обувь как предмет имиджа, демонстрацию статуса.

Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует актуальным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилистике изделий. Костюм, как элемент предметно-пространственной среды, оказывает серьезное психологическое воздействие на людей. Мода все чаще рассматривается как социальное явление, несущее на себе отпечаток времени и настроения общества.

В современных условиях получение прибыли возможно лишь в случае конкурентного преимущества перед остальными участниками рынка. Внедрение нового ассортимента, несомненно, имеет одно из важнейших значений для дальнейшего развития и повышения рентабельности продукции производителя.

Сегодняшняя ситуация такова, что небольшим количеством трансформируемых изделий можно создавать разнообразные предметные ансамбли. Одежда постоянно претерпевает изменения, становится многофункциональной, универсальной, легко модифицируемой, что экономит средства и жизненное пространство потребителя. Одежда и обувь должны быть не только эргономически, но и психологически комфортны, что предполагает выход на принципиально новые позиции при проектировании изделий.

Много комплектность предметного ансамбля прочно входит в нашу жизнь. На основе сочетаний элементов одного видоизменяемого комплекта можно создать не только разнообразные, но и компактные варианты моделей. Комплектование элементов костюма и его использование превращаются в творческий процесс. Сегодня каждое отдельно взятое изделие предусматривает возможность комбинаторики, трансформации и различного сочетания элементов. Разработка многофункциональных изделий позволяет расширить ассортимент и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

К приобретению нескольких пар обуви склонны в основном женщины, так как помимо ситуационной необходимости приобретения дополнительных вещей они испытывают мотивацию следовать актуальным тенденциям. В основном это потребители в возрасте от 18 до 35 лет, занимающие активную жизненную позицию, со средним или выше среднего достатком, проживающие в крупных городах, хорошо информированные, ориентированные на приобретение товаров высокого дизайнерского качества, подчеркивающих их индивидуальность.

Таким образом вышеперечисленное свидетельствует об актуальности задачи, связанной с разработкой трансформируемых конструкций изделий.

Объектом исследования является: ассортимент трансформируемой обуви, одежды и аксессуаров.

Предметом исследования является процесс конструирования трансформируемой женской обуви.

Целью работы является создание научно обоснованной базы проектирования конструкций трансформируемой обуви с высокими эстетическими свойствами.

Для достижения поставленной цели в работе:

проведен анализ патентных материалов в области технических решений по созданию трансформируемых изделий;

проанализированы тенденции в формообразовании обуви и аксессуаров в различные исторические периоды;

проведен анализ методов формообразования, используемых в дизайнерском проектировании и обеспечивающих многовариантность, трансформируемость и технологичность конструкций;

проведены маркетинговые исследования российского рынка трансформируемых изделий;

разработана эталонная конструкторская документация, предназначенная для изготовления трансформируемой обуви;

изготовлены опытные образцы трансформируемой обуви.

Методы исследования. Основой исследования служил системный подход к формированию конкурентоспособных конструкций качественной трансформируемой обуви. В ходе выполнения работы использованы методы

социологических исследований и классификаций, основные теоретические положения технологии и конструирования изделий из кожи, дизайна. Научная новизна диссертации заключается в разработке:

- концептуального подхода к созданию трансформируемых конструкций
обуви, включающего ретроспективный обзор, патентный поиск, оценку
потребительских предпочтений, интерактивное проектирование на основе
моделей-аналогов и изготовление экспериментальных образцов;

классификаций конструктивных решений трансформируемых изделий включающих хронологию появления видов трансформации в изделиях гардероба различных исторических периодов; методов трансформаций; преобразований функций изделия и структурных связей между трансформируемыми элементами изделия; вариантов конструктивных решений трансформируемой ремешково - сандальной обуви и их выбора; концепции оптических иллюзий и визуальных трансформаций;

методики маркетингового исследования по выявлению актуальности трансформируемых изделий и проведении социологического опроса;

- базы моделей-аналогов оригинальной и концептуальной обуви.

Практическую значимость работы составляют:

результаты проведенных маркетинговых исследований потребительских предпочтений, которые рекомендуются для предприятий обувной индустрии;

систематизированная информации для моделирования и проектирования трансформируемой обуви;

возможность расширения ассортимента и повышения эстетических свойств и конкурентоспособности женской обуви за счет разработки современных многофункциональных конструкций изделий;

изготовленные образцы женской трансформируемой обуви, разработанные с учетом эстетических предпочтений потребителей.

Реализация результатов. Исследования проводились во всемирной системе объединенных компьютерных сетей - Интернет и лабораториях МГУДТ. Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи Московского государственного университета дизайна и технологии в форме двух учебных пособий под грифом УМО: «Обзор патентной литературы в области создания трансформирующихся конструкций одежды, обуви и аксессуаров», «Моделирование и конструирование изделий с использованием принципов трансформации».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи МГУДТ; Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области

технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки; XXI международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров. Выполнен грант на тему: «Разработка конструкции трансформирующейся обуви и систематизация информации проектной деятельности» в рамках научного направления вуза -«Фундаментальные и прикладные исследования в производстве изделий из кожи».

Публикации. Основные положения проведенных в диссертации исследований опубликованы в 4-х статьях, 3 из которых в списке ВАК.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов по работе, списка литературы, приложений. Работа изложена на 147 страницах машинописного текста, в том числе 80 рисунков и 6 таблиц. Библиография включает 130 наименований.

Обзор патентных материалов в области технических решений по созданию трансформирующихся изделий

В начальный период развития прототипов одежды, длившийся до V тысячелетия до н.э., когда использовались лишь природные материалы (шкуры животных, кора деревьев, волокна растений и т.д.) и основная функция одежды была защитной, уже сформировались первые приемы ее видоизменения. Например, различные способы надевания шкур: крепление на плече, продевание головы в отверстие посередине шкуры, обертывание вокруг туловища и др. Первые формы обуви были столь же примитивны: кусок кожи, обёрнутый вокруг ноги и закрепленный в нескольких местах [57].

Первый этап становления трансформируемой одежды связывают с развитием техники плетения, вязания, ткачества, широко используются такие свойства текстильных материалов, как способность изгибаться, сминаться, драпироваться, вязаных материалов - растягиваться и формоваться [57]. Для одежды народов древнего мира было характерно обертывание тела специально вытканным или связанным куском ткани, то есть драпирование. Одежда, представляющая собой целый кусок ткани различной формы (прямоугольник, эллипс), приспособлялась к изменению погоды, антропометрии, ситуации использования, социальному статусу владельца и т.д. [88]. Таким образом, одно и то же изделие могло менять размеры, форму, демонстрируя свои защитные и социальные функции.

Широко известны драпированная одежда древних греков - хитон, гиматий и хламида (рис.1 Л.), а также плащ-тебена у этрусков, стола и палла, распространенные в Античном Риме, одежда Древней Индии, почти без изменения дошедшая до наших дней [57]. Рисунок 1.1. а. - Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век;б. - Ангел в хитоне и хламиде, византийская икона, XV век. Сформировавшиеся в древности многочисленные и сложные приемы драпирования требовали большого искусства. В одежде часто применялись вспомогательные фиксирующие элементы: фибулы, заколки, пряжки, ленты, шнурки, тесьма, пояса, ремешки и т.д., ставшие прототипами современных средств крепления и фурнитуры [58].

Появление кроеной одежды - одежды с отделяемыми частями -ознаменовало следующий период развития трансформации. Долгое время рукава, воротники, левая и правая части штанин, гульфик, объемные набедренные штаны существовали как отдельные предметы одежды, которые крепились друг к другу или на теле (рис.1.2.). Считается, что членение одежды на части было заимствовано портными у изобретателей рыцарских доспехов, хотя круглые накладные воротники-ожерелья использовались еще в Древнем Египте.[58] Рисунок 1.2. Мужской костюм, середина XVII века Идея отделяемого воротника дошла до наших дней и использовалась в одежде позднего средневековья (воротник-фреза), эпохи Возрождения (воротник Марии Медичи и раф), плосколежащих широких декорированных кружевом воротниках европейского костюма XVII в. Обувь древних русских народов, по сути, была изделием комплексным. Кроме собственно обуви, носили еще внутреннюю, не предназначенную для самостоятельного ношения вне дома (мягкие кожаные, войлочные и полотняные сапоги всевозможных конструкций, кожаные чувяки - носки). В холодное время года повсеместно использовались наголенники, наколенники и набедренники, защищавшие ногу от грязи, механических повреждений и холода. В это время сумками часто служили платки, завязываемые в узел [2]. На Руси в XVIII в. к зипунам и рубахам пристегивался расшитый жемчугом и каменьями воротник, называемый обнизью. Разновидностей обнизей было много, их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще. Они отличались по размеру, цвету и декоративному решению.

На протяжении веков рождались и совершенствовались различные способы регулирования объема и формы одежды или отдельных ее частей. Большую роль в конструктивной организации костюма играли открытые или закрытые разрезы, подвязывание, шнуровка. Наиболее широко было распространено подвязывание одежды: подпоясывание столы повязкой (у римлян), широких рукавов - лентой переплетенной на груди (в Китае), регулирование длины штанов подвязками у колен (на Арабском Востоке), ширины брюк на уровне лодыжек (в Корее) и т.д.

Различные способы надевания и ношения одежды были известны еще у скифов. Известны различные способы ношения шайки с оплечьем в раннее средневековье, шапки - "треуха", завязывания галстука-кроата. С появлением вшивных рукавов применяются различные рукава к одному и тому же костюму. В XVIII в. примером вариантного решения костюма может служить короткий плащ-казак (рис. 1.З.), платье всадников-кабан и др. Плащ - казак с помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) можно было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или короткую пелерину. Пристегнув спинку к боковой части рукава, можно было спереди оставить разрезы для свободного движения рук. Рукава кабана вшитые в пройму только в верхней части и могли либо надеваться на руки, либо отбрасываться назад, застегиваясь на

Реализация модульного метода проектирования для конструктивных решений трансформируемой ремешково-сандальной обуви

Конструкции цельнокроеной обуви рассмотрены в первой главе диссертации в рамках обзора патентных материалов (см. стр. 24-27, рис. 1.19-1.23).

Особенности формообразования конструкций цельнокроеной обуви с позиций современных технических требований и моды рассматриваются в работе [3, 103].

В 1981 г. в неделе прет-а-порте в Париже коллекции Ёджи Ямамото и Рей Кавакубо вызвали шок в мире моды. Одни восприняли модели японцев как карикатуру на европейскую одежду, другие стали их горячими поклонниками, воспринимая эту одежду не как атрибут моды, а как произведение искусства, в котором выражена новая философия одежды. Тогда стиль коллекций японцев называли «destructureelook». Позднее это направление в дизайне одежды получило название «деконструктивизм». Сам термин, который широко распространился в мире моды в начале 1990-х гг., был заимствован из философии постмодернизма. М.Хайдеггер считал, что деконструкция является способом нового восприятия жизни и образом мышления новой эпохи, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма.

В области дизайна деконструкция означает критическое и ироническое отношение к правилам и авторитетам, новую интерпретацию традиций, разрушение канонов. Метод деконструкции в дизайне можно воспринимать и как разрушение привычных связей, ведущее к созданию нового образа. Разложение целостного первоисточника на элементы, оперирование фрагментом, вырванным из контекста, стало характерным признаком метода «цитат» — одного из самых распространенных в эпоху постмодерна методов создания нового. Проектирование превращается в своеобразную игру с фрагментами, когда соединяется несоединимое, рождаются парадоксы и новые образы. В дизайне одежды это проявляется в отказе от традиций: замене ансамбля комплектом (т.е. происходит переход от закрытой системы к открытой, способной к трансформации), стирании оппозиций между различными ассортиментными группами, в функциональной трансформации вещи, в отказе от канонов «хорошего вкуса». В современной моде почти не существует строгих прежде разграничений между повседневной и нарядной одеждой, отдыха и работы. Элементы профессионального костюма проникли в повседневную одежду. Традиционные вечерние ткани (бархат, атлас, парчу) активно используют в повседневной одежде, а твид, фланель, кожа и трикотаж наоборот проникли в нарядную [37].

Особый интерес представляет использование инверсии (от лат.ІпуегБІо - перестановка) - метода проектирования «от противного», метода «переворота». Он довольно часто используется при деконструкции, так как разрушает привычные приемы моделирования одежды. Вот некоторые примеры применения этого метода: одежда, сшитая швами наружу; сумки с множеством наружных карманов, но пустые внутри; двухсторонние пальто, плащи, костюмы, жилеты, сумки; превращение нижнего белья в верхнюю одежду; вынесение лейбла фирмы на лицевую сторону изделия и т.д.

Инверсия позволяет получать совершенно новые, порой парадоксальные решения. Например, воротники и лацканы располагаются внизу изделия, рубашка и галстук превращаются в юбку, брюки надеваются на руки, как кофта и др.

В 2000, 2001 гг. деконструкция изменилась в сторону большего разрушения привычных комплексов одежды: блузы, майки, куртки с одним рукавом; брюки с одной штаниной; куртки только с левой или правой половиной; куртки без спинки, со съемными рукавами; половина юбки плюс одна штанина; половина юбки; жакет, переходящий в купальник, и др.

Изменились способы ношения одежды. Сказалось сильное влияние стиля «гранж»: нарочитая небрежность, наслоение вещей с разной длиной. Таким образом, деконструкция стала отличительной чертой дизайна конца ХХ-го и начала XXI веков. Она обусловила более свободное отношение к посадке одежды па фигуре, наличие заминов, пространства воздуха между тканью и телом, что сделало одежду более комфортной. Кроме того, деконструкция разрушила устойчивые комплексы классического костюма и предложила новые способы ношения одежды [37].

В дизайне прием - комбинаторика, получил широкое применение в проектной практике как наиболее простой и дающий достаточно неожиданные результаты, который можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Он основан на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Например, прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену [90].

Его часто используют при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе, компоновке деталей по всему изделию, замене одних деталей другими. Например, замена воротников карманами, поясами, сумками, трансформирующимися полотнами в виде квадратов, треугольников, кругов и т.д. Этот метод с успехом используют авангардисты, так как свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда и потом найти в этом рациональное зерно решения.

Прием вставок (врезок) используется для создания сложной формы из простой. Для этого можно взять любую простую давно известную форму одежды: прямую, расширенную или зауженную книзу юбку, платье такого же силуэта, рукава, воротники, капюшоны, сумки, головные уборы. Другими словами, взять цилиндрическую или коническую форму, разрезать ее в определенном направлении (вертикально, горизонтально, диагонально, смешанно) по боковым швам, в других местах (можно соблюдать равные расстояния между разрезами или располагать разрезы в динамическом ритме). Вставить в разрезы, обработанные по краю или с контрастной подкладкой, плоские куски ткани простой геометрической формы (квадрат, прямоугольник, треугольники разной конфигурации, круг, полукруг, сектор, сегмент, трапецию). Можно вставить и сложные формы в виде цветов, листьев, бабочек, животных, рук, ног, профилей, фигур людей, неограниченно фантазируя. Число вставок может возрастать от одной-двух в боковых швах до такого числа, которое необходимо для создания определенной формы. Если использовать двух- или многоцветные ткани, ткани с контрастной подкладкой, с отворотами, то получаются интересные декоративные решения.

Актуальным являются проектирование и производство такого вида одежды, которая в определенной комбинации могла бы составить целый гардероб, предназначенный для всех случаев жизни. Причем вещи должны быть достаточно простыми, даже примитивными по форме, чтобы из них можно было составлять и простые и сложные комплекты [89]. Здесь используется один из методов комбинаторики — «из простого в сложное». В 1990 г. американские дизайнеры предложили так называемый гибкий гардероб — модную одежду из трикотажа: простые формы в виде отдельных частей комплекта (типа «труба») можно носить в любой комбинации друг с другом или с обычной одеждой. Изделия усредненного размера хорошо сидят на разных фигурах. Гамма предложенной коллекции состоит из основных цветов: черного, белого, темно-синего, красного и кораллового (рис. 2.1). чп/ч с

Маркетинговое исследование актуальности трансформируемых изделий и отношения потребителей к ним

Художественный образ в дизайнерском творчестве понимается как категория эстетической оценки его результатов, как «эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства» [92, 93,89,129].

Одним из приемов визуальной организации художественного образа является стилизация и трансформация. Стилизация позволяет выявить наиболее характерные стороны объекта. Трансформация представляется как средство, прием, способ изменения реальной формы предмета через преобразования вытягивания или сжатия, округления или геометризации, увеличения или уменьшения и т. д. В практической деятельности дизайнера одновременно используется и стилизация, и трансформация [40,89].

В теории дизайна используют два структурных принципа или метода создания художественного образа: метонимию и метафору. По принципу метонимии художник воспроизводит реальный предмет в виде линий, форм, деталей, которые способны выразить целый объект замещающей его частью. Наиболее распространенными видами замещения является отражение внешних свойств и качеств объекта, фиксирующие целостное впечатление, например, о его форме, фактуре, силуэте, пластике и т. д. Кроме того, внимание может быть сконцентрировано на его объемно-пространственной структуре, ее организации, внутренних функциональных элементах. Любое изобразительное отображение реального объекта есть его линейная или силуэтная реконструкция. Это первый уровень графической трансформации объекта. Конечный продукт метонимического отображения объекта представляет собой иконический знак, в котором объект представлен в упрощенном виде, абстрактных геометрических формах, унифицированных и агрегатированных [105]. На рис. 4.1 [77] показана метонимическая трансформация формы яблока в виде графического образа. Линейный абрис реальной формы полностью замещает реальный объект.

На рис. 4.2 показан вариант графической разработки этой же темы, позволяющий более детально представить знаковую структуру на уровне семиотических и идейно-смысловых характеристик объекта. Так знак объекта в виде целостного силуэта дает образное представление о массе, кривизне, сопоставимости полученного изображения с фоном.

Другие знаковые структуры ассоциируются с внутренним строением яблока, как системы повторяющихся стилизованных овалов. Различная графическая интерпретация создает самые разные образы.

Метафора зарождается непосредственно в метонимии, переходя от уровня синтактики к более высокому художественному уровню - семантике. По выражению исследователя метафорического языка в дизайне Е. В. Жердева, «метафора становится художественным языком, благодаря которому дизайнеры могут вести диалог в материальной культуре, понимать, что говорит предмет, и создавать новые предметы, способные передавать художественную информацию потребителю». На этом уровне символ в отличие от знака, понимается как некий образ, выражаемый максимальной степенью обобщенности и экспрессии, отражающий идею общественного явления. Это, своего рода связь человека через вещь с ценностно-смысловым миром. В символе закрепляются общечеловеческие и космические представления людей [40,89].

В теории разработаны такие направления изучения метафоры, как: простой «перенос» с предмета на предмет; формально-логический перенос в области понятий; психологический перенос, понимаемый как процесс, совершающийся в области представлений; лингвистический перенос, рассматривающий метафору в области грамматики, стилистики.

В дизайне костюма антропоморфные характеристики фигуры человека изначально обуславливают формотворческий процесс. Образные ассоциации широко используют биоморфизм и флороморфизм как самые гибкие и наглядные трансформации[40]. На рисунке 4.3 представлены модели обуви дизайнера Коби Леви (Kobi Levi), олицетворяющие птиц, фрукт [79] и животных [80].

Цвет в костюме является одним из главных формообразующих элементов, с помощью которых выявляется его образно-эмоциональная характеристика [82,83]. С помощью цвета можно передать любую эмоцию, время года, характер и назначение проектируемого изделия.

Как известно, «Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии, психологии и смежных с ними наук, изучающих природный феномен цвета и совокупность данных философии, эстетики, теологии и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это «раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета (и цветовых сочетаний) на практике в различных областях человеческой деятельности». В дизайнерской практике - это «знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастов, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре»[40, 89,94].

В современной теории и практике дизайна костюма можно отметить с одной стороны интенсивный рост исследований и концептуальных установок, опирающихся на фундаментальные естественно - научные и гуманитарные исследования, которые дают методологическую основу понимания модных процессов, их взаимосвязи со всей эволюцией социума. С другой стороны адаптируются понятия, методы, подходы, наработанные в смежных областях архитектурно - дизайнерского творчества [125,129].

Художественный образ - это категория эстетической оценки результатов дизайнерского творчества, как представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности идеи. Визуальная трансформация представляется как прием изменения реальной формы предмета через преобразования: вытягивания или сжатия, округления или геометризации, увеличения или уменьшения и т. д. На основе информации о визуальных

Разработка специализированной базы моделей - аналогов трансформируемой обуви

Применительно к целям данной диссертационной работы, в качестве заинтересованных клиентов выбраны женщины 18-30 лет, активно откликающиеся на новинки ассортимента, что расширяет возможности популяризации обуви с заданными требованиями.

На основе полученных социологических исследований и возможностей высоких технологий нами разработаны ассортиментные образцы трансформируемых сапожек для женщин 18-35 лет (рис. 4.19 - 4.22) [85].

Опишем процесс формирования конкурентоспособного ассортимента женской обуви на примере отдельной конструкции осеннее - весеннего -летнего сапожка, выполненного из коричневого велюра, с зауженной носочной частью и высотой каблука 120 мм. Конструктивная основа верха -сапожек, состоящий из нескольких деталей: туфли - «лодочки» и голенища, включающего в себя 3 детали, соединяющиеся между собой застежкой -«молнией». Цвет молний соответствует цвету наружных деталей верха, подошва изготовлена из кожволона, что придает высокоэстетичный вид [115,116,125].

Полусапожки с Рисунок 4.22 Туфли - лодочки с отстегнутыми верхней и средней отстегнутыми верхней, средней деталями голенища и нижней деталями голенища Конструктивные основы трансформируемого сапожка разработаны в программе «Naxos» на Невельской обувной фабрике [86]. САПР разработана итальянской компанией «TESEO» (рис. 4.23). Современная, молодая и динамичная компания «TESEO» была первой в мире по разработке и внедрению программного обеспечения САПР для дизайна обуви на персональном компьютере [43,97,108].

Спецификации программы «Naxos» (рис. 4.24): Сканирование. Модели могут быть вставлены вручную, как обычно, или автоматически, с помощью сканера. Техника. Все технические операции с NAXOS выполняются проще и быстрее. Градирование. Функции градирования удовлетворяют проектные задачи. Параметрические структуры всегда гарантируют корректную работу даже для неопытных пользователей.

Потребление. Расчет потребности в материалах никогда не было проще. Материалы закреплены графически и с постоянной поддержкой программного обеспечения, рассчитывается потребность кожаных и других материалов.

Технические спецификации. Они полностью представляются в графическом виде. Наличие визуального редактора позволяет создавать и изменять технические карты в зависимости от потребностей.

Периферия. Функции моделировать и генерировать траекторию раскроя с ЧПУ для периферийных устройств. Многопоточность ядра Naxos позволяет работать на нескольких устройствах резки одновременно. engfeh esparto! аапсав ttaliano Customere are inform

Градирование конструктивной основы верха модели Такая обувь заинтересует женщин своим уникальным лаконичным дизайном и комфортностью, натуральными материалами [99,100,117].

Сапожок состоит из туфли - лодочки с узкой носочной частью, вшитой по канту между наружной деталью верха и подкладкой платеннои пластиковой «молнией»; первой детали голенища, так же имеющей застежки - «молнии» в нижней и верхней своих частях, образующей полусапожок -ботильон; второй детали голенища с застежками - «молниями» в нижней и верхней частях, образующей сапожок и третьей детали голенища, имеющей застежку - «молнию» в нижней своей части, образующей высокий сапожок -ботфорт. Видимые края деталей обработаны взагибку. Детали голенища дополнительно усилены межподкладкой [126,127].

При разработке конструкции следует учитывать значимые для комфортности качества обуви: использование натуральных материалов, правильный подбор задника и его материала, малая жесткость промежуточных и внутренних деталей низа обуви, соответствие полноты колодки стопе потребителя, возможность включения в конструкции обуви профилактических вкладных устройств [117-119,130].

Концепция проектирования основана на использовании колодки с высокой приподнятостью пяточной части. При разработке конструкции применены различные методы, виды и приёмы визуальных трансформаций, учтены значимые для формирования художественных качеств трансформативные свойства обуви: - сочетание цветовых решений и фактур; _ применение контрастных по цвету материалов подкладки и наружных деталей изделия; - выворачивание манжет-голенищ; - изменение линейных размеров голенища; - комбинирования деталей; - использования декоративных элементов. Экономическую выгоду трансформируемых сапожек можно получить за счет компактного хранения и транспортировки: детали голенища отсоединяемые и плоские, что позволяет использовать ту же упаковку, что и для туфель; а разнообразие предлагаемых вариантов сменных деталей подтолкнет потребителей к совершению комплексных покупок.

В результате проведения проектного эксперимента реализован замысел по созданию трансформируемых сапожек, обладающих повышенными эстетическими свойствами и совмещающих в себе 2 вида обуви: туфли, сапожки и 2 разновидности: полусапожки и ботфорты. Основные положения диссертационной работы докладывались на всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки. Изготовленные 3 пары трансформируемых сапожек были представлены на XXI международном конкурсе молодых дизайнеров обуви и аксессуаров Shoes-style 2013 и удостоены диплома финалиста и глобальной международной выставке обуви и аксессуаров Messe Dusseldorf GmbH (приложение Г).

Похожие диссертации на Разработка и обоснование конструкций изделий из кожи с трансформируемыми элементами