Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Милкина, Екатерина Валериевна

Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций
<
Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Милкина, Екатерина Валериевна. Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.05 / Милкина Екатерина Валериевна; [Место защиты: Акад. труда и соц. отношений].- Москва, 2012.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1361

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История развития правового регулирования труда творческих работников музыкальных организаций 12

1.1. Становление российского законодательства о творческих работниках музыкальных организаций 12

1.2. Развитие законодательства о творческих работниках музыкальных организаций в советский и постсоветский периоды 30

1.3. Основания дифференциации и правового регулирования труда творческих работников музыкальных организаций 45

Глава 2. Особенности трудовых договоров, заключаемых с творческими работниками музыкальных организаций 72

2.1. Конкурсный отбор как основание заключения трудовых договоров с творческими работниками музыкальных организаций 72

2.2. Особенности содержания трудового договора, заключаемого с творческими работниками музыкальных организаций 96

Заключение 123

Библиография 129

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В процессе творческой деятельности происходит реализация способностей человека. Одним из главных видов искусства, где такая реализация воплощается наиболее ярко, является музыка.

Учитывая значение музыкального искусства в целом, можно утверждать, что сегодня музыкальные организации занимают особое место не только в культурной жизни России, но и на культурной карте мира, и, соответственно, как художественное явление требуют адекватных форм государственной поддержки. Роль музыкальной общественности в диалоге с властями многократно выросла в последние годы, поскольку на смену жесткой вертикали в управлении культурой пришла ее самостоятельность. У музыкантов появилось множество альтернативных вариантов организационно-творческих форм для своей деятельности. В связи с чем возникает вопрос, как должен регулироваться труд творческих работников музыкальных организаций, чтобы, с одной стороны, не утратить важнейшие традиции, с другой - не отстать от бурно развивающейся жизни.

В этих условиях анализ правового регулирования трудового договора, заключаемого с творческими работниками музыкальных организаций как отдельной категории работников, приобретает особую актуальность и представляет значительный научный и практический интерес. Существенное теоретическое значение проблемы при её недостаточной практической разработанности определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, в том числе, и тем, что в науке трудового права отсутствуют современные исследования, посвященные особенностям правового регулирования труда в целом, и трудового договора, заключаемого с творческими работниками музыкальных организаций, в частности.

Особо следует отметить, что, несмотря на существенную специфику, труд музыкантов, как и многих других категорий работников, не нашел отражения в разделе Х11 ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение и научный анализ формирования и развития законодательства, регулирующего порядок заключения и содержание трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций, определение правовой категории «творческий работник музыкальной организации», а также общего и особенного в правовом регулировании труда творческих работников музыкальных организаций, формулирование научных положений о соотношении единства и дифференциации в регулировании трудовых отношений с данной категорией работников.

Задачами исследования являются: выявление основных факторов единства и дифференциации в правовом регулировании труда творческих работников музыкальных организаций; отражение особенностей правового регулирования труда исследуемой категории работников; анализ содержания главного института трудового права – трудового договора и на основе этого разработка предложений по совершенствованию трудового законодательства, регулирующего труд музыкальных работников.

Объектом диссертационного исследования является трудовой договор с творческими работниками музыкальных организаций.

Предметом диссертационного исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок заключения и содержание трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций.

Методологической основой диссертационного исследования являются традиционные методы научного познания: анализ и синтез, метод перехода от общего к частному, законы логики и специальные правовые методы: контент-анализ, анализ и обобщение правоприменительной практики, технико-юридический метод и другие.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют диссертационные, монографические исследования и другие труды специалистов в области общей теории права, трудового, гражданского права и других отраслей.

В основу диссертационного исследования положены теоретические труды следующих представителей науки трудового права: Александрова Н.Г., Аристовой С.В., Бару М.И., Бегичева Б.К., Бондаренко Э.Н., Бугрова Л.Ю., Волегова Ю.Б., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Догадова В.М., Ершова В.В., Ершовой Е.А. Каминской П.Д., Левиант Ф.М., Лушникова А.М., Лушниковой М.В., Миронова В.И., Пашкова А.С., Рабиновича-Захарина С.Л., Скачковой Г.С., Смирнова О.В., Снигиревой И.О., Таля Л.С., Толкуновой В.Н., Шебановой А.И., Штивельберга Ф.Б. и других ученых.

Нормативную правовую основу диссертационного исследования составляют Конституция РФ, акты Международной Организации Труда, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В работе также использованы акты социального партнерства в сфере труда, локальные нормативные правовые акты, судебная практика, трудовые договоры, общедоступные материалы Интернет – ресурсов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является первым комплексным исследованием, посвященным особенностям правового регулирования трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций на основе современного отечественного трудового законодательства.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические положения и практические предложения, выносимые на защиту:

  1. Сформулировано определение понятия «творческий работник музыкальной организации» как трудоправовой категории, под которой предложено понимать исполнителей музыкальных произведений любых жанров, способов и организации воспроизведения. В данную категорию включаются артисты всех музыкальных жанров, дирижеры, певцы и исполнители произведений на музыкальных инструментах, выступающие индивидуально, в качестве солистов, а также в составе камерных, симфонических и иных оркестров.

  2. Определено, что творческие работники музыкальных организаций, помимо общей трудовой правоспособности, должны обладать дополнительной специальной правоспособностью, которая выражается, во-первых, в наличии у кандидата на должность специального права занимать определенные должности в установленном конкурсном порядке; во-вторых, - специальных знаний по выбранной профессии. Сформулировано два вида квалификационных требований на замещение вакантной должности музыкального работника: первый охватывает совокупность высшего образования и общего трудового стажа. Второй, более высокий уровень, включает ученую степень и/или звание музыкального работника и стаж работы по музыкальной специальности.

  3. Обосновано, что поскольку искусство является видом деятельности, а не отраслью экономики, постольку нормы о творческих работниках музыкальных организаций следует относить не к отраслевой, а к видовой дифференциации. Определены следующие основания внутривидовой дифференциации творческого труда музыкальных работников: 1) вид творчества, в котором заняты работники; 2) режим труда.

  4. Установлено, что основанием субъектной дифференциации творческих работников музыкальных организаций является специфика их трудовой деятельности. Правовой основой для такой дифференциации выступают ст.ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351 ТК РФ, устанавливающие специальные нормы для регламентации трудовых отношений с участием творческих работников.

  5. Определено, что дифференциация правового регулирования труда творческих работников музыкальных организаций находит отражение в содержании трудового договора. Критериями для включения специальных норм в содержание трудового договора с исследуемой категорией работников являются творческий характер выполняемой ими работы и особенности организации труда.

  6. Предложено с учетом необходимости унификации терминологии действующего законодательства внести изменения в ст. 3 Основ законодательства о культуре и изложить ее в следующей редакции: «творческий работник – работник, профессионально создающий и (или) интерпретирующий культурные ценности, независимо от того является он или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников. К числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым об авторском праве, об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания».

  7. Необходимо привести наименование должностей, профессий, специальностей, с которыми связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, в соответствие с наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в , устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Соответственно, следует привести и Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником должностей работников культуры, искусства и кинематографии. в целях применения к творческим работникам музыкальных организаций специальных норм об особенностях регулирования рабочего времени и времени отдыха.

  8. Предложено изложить п.6 ч.2 ст.59 ТК РФ в следующей редакции: «По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для выполнения работ в проектах, имеющих срочный характер» в связи с тем, что творческие работники могут привлекаться на работу в проекты (антрепризы, концерты, гастроли и др.) срочного характера и заключение срочного трудового договора с ними в таких случаях оправдано.

  9. Обоснована необходимость распространения на отдельные категории творческих работников (музыкальных организаций, цирка, театра и кино) обязанности прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, для чего необходимо дополнить ст. 213 ТК РФ следующим образом: «При заключении трудового договора творческие работники организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру. В период действия трудового договора указанные работники за счет средств работодателя проходят обязательные периодические медицинские осмотры (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма».

  10. Установлено, что одной из особенностей заключения трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций является прохождение ими конкурса при поступлении на работу. Учитывая значение конкурсного отбора творческих работников музыкальных организаций, предложено дополнить ст. 18 ТК РФ, сформулировав ее следующим образом: «Трудовые отношения в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. Трудовые отношения в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности также могут возникать, если уставом (положением) организации установлена возможность возникновения трудовых отношений для их замещения в результате избрания по конкурсу».

  11. Необходимо принять новое Положение о порядке проведения конкурсных испытаний творческих работников музыкальных организаций, в котором будут предусмотрены современные требования к соискателям, а также учтены новые виды творческой деятельности и устранен «идейный» компонент, поскольку с момента принятия действующего в настоящее время Положения о порядке формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов прошло около 30 лет, и за это время существенно изменились экономико-правовые отношения.

  12. Установлено, что только с творческими работниками музыкальных организаций, для которых необходимо прохождение конкурсного испытания при приеме на работу и переизбрания на должность через каждые пять лет, должен заключаться срочный трудовой договор. С иными творческими музыкальными работниками может быть заключен срочный трудовой договор только в случае, если их труд является срочным по своему характеру и по условиям выполнения предстоящей работы.

В диссертации сделаны и другие научные выводы, внесены предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего трудовой договор с творческими работниками музыкальных организаций.

Научная значимость диссертационного исследования заключается в дополнении теории единства и дифференциации в трудовом праве, развитии концепции о соотношении единства и дифференциации правового регулирования условий труда различных категорий работников на примере творческих работников музыкальных организаций. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Трудовое право России», а также чтении отдельных спецкурсов, подготовке учебно-методической литературы, в научных работах, посвященных исследованию правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Практическое значение диссертации заключается в разработке предложений по совершенствованию трудового законодательства в области регулирования трудового договора, заключаемого с творческими работниками музыкальных организаций. Результаты диссертационного исследования и предложения автора могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений». Основные положения диссертационного исследования опубликованы в научных работах.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации логически обусловлена поставленными автором целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка.

Соответствие темы диссертации и её содержания отрасли наук и специальности. Тема диссертации и её содержание соответствует юридической отрасли наук по специальности 12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения пункту 1.3 и 1.4 паспорта специальности.

Развитие законодательства о творческих работниках музыкальных организаций в советский и постсоветский периоды

В Советском Союзе организация и руководство всей музыкальной творческой деятельностью стали осуществляться государством, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества. 9 ноября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача по руководству всей системой народного образования и культуры, председателем которой был назначен А.В.Луначарский. 26 августа 1919 г. был издан Декрет СНК РСФСР «Об объединении театрального дела»1. Декрет определил место театра и эстрады в развитии советской культуры, а также организационные и экономические формы ее деятельности. Так, в п. 23 Декрета указывалось, что «всякого рода цирки, эстрады администрируются наравне с неавтономными театрами и равным образом переводятся в разряд автономных после известного стажа, длительность которого определяется Центротеатром». Автономные организации обязаны были давать ежегодный отчет Центротеатру, как о художественной, так и о материальной жизни за год.

При этом эстрады в 20-е годы прошлого века как таковой не существовало, она только зарождалась из «кафе-шантанного» и ресторанного пения. Артисты этого жанра работали в условиях суровой борьбы за существование, поскольку революционная власть не принимала «чисто развлекательного» искусства, обличая его как атрибут буржуазного наследия. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров. 9 (22) ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров был издан Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению, которая впоследствии была реорганизована в Народный комиссариат по просвещению1. Позже в эту систему под эгидой министерства культуры, осуществлявшего руководство всей сложнейшей культурной жизнью в нашей стране, вошли: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрана памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. Вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные в основу всей структуры советского государства коммунистической партией.

Первые нормативные акты о труде регламентировали порядок приема на работу женщин, малолетних и несовершеннолетних, то есть дифференциация проводилась по таким основаниям как пол, возраст, физиологические особенности организма. Вместе с тем, до 1976 г. творческие работники, в том числе музыкальных организаций, как отдельная категория в трудовом законодательстве не выделялись, но определенные положения законодательства давали им некоторые преимущества по сравнению с тем, что было до 1917 г.

В 1918 г. был принят первый кодифицированный акт трудового законодательства, который действовал на территории России - Кодекс законов о труде РСФСР2, который закрепил социальные завоевания трудящихся, достигнутые в результате Октябрьской революции.

Размеры вознаграждения за труд определялись тарифами в тарифных положениях, которые разрабатывались профсоюзами по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и утверждались Наркоматом труда.

Минимальная заработная плата определялась на уровне прожиточного минимума, устанавливаемого Наркоматом труда. Зарплата должна была выплачиваться не реже одного раза в две недели. Однако ст. 65 КЗоТ РСФСР 1918 г. устанавливался запрет на выплату каких-либо дополнительных вознаграждений (кроме оплаты сверхурочной работы), под каким бы предлогом и в какой бы форме они не производились. Таким образом, в пределах одной группы и категории работников заработная плата не могла отличаться, даже у творческих работников.

Декрет СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов)» устанавливал ставки заработной платы и условия труда . Так, оплата артистов проводилась по строго установленным тарифам — от 4,5 до 11,5 руб. за концерт/спектакль.

В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде РСФСР, который в общем виде регулировал вопросы труда работников . При этом по-прежнему в трудовом законодательстве творческие работники не выделялись как правовая категория.

КЗоТ РСФСР 1922 г., в обход существовавшему порядку найма работников через органы Народного Комиссариата Труда, в п. 9 устанавливал, что в случаях, необходимости специальных знаний, связанных с личностью приглашаемого, трудящиеся могут приглашаться на работу помимо органов НКТ с последующим их уведомлением. Таким образом, надо полагать, что уже тогда законодатель устанавливал нормы-изъятия для отдельных категорий работников, в том числе работников творческих профессий.

Основания дифференциации и правового регулирования труда творческих работников музыкальных организаций

Одной из тенденций современного трудового законодательства является усиление дифференциации правового регулирования труда. Вместе с тем отметим, что сам термин «дифференциация» в Трудовом кодексе РФ не используется, но ее применение в трудовом праве происходит путем установления особенностей регулирования труда, что свидетельствует о разграничении правовых норм на основе юридически значимых факторов в целях конкретизации общих норм трудового права применительно к отдельным категориям работников, в частности, творческим работникам музыкальных организаций.

При этом, в определенном смысле, несмотря на кажущуюся несовместимость, единство и дифференциация трудового права неразрывно связаны друг с другом. Как верно отмечал А.Е. Пашерстник, единство «трудового права не только не противоречит дифференциации правового регулирования, но, напротив, предполагает ее. Дифференциация законодательства служит средством реализации единых принципов правового регулирования, их конкретизации в разнообразных условиях»1. Впоследствии эту мысль о взаимообусловленности единства и дифференциации развил Ю.П. Орловский, который исходя из философского положения о соотношении единичного, особенного и общего, указал: «Дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда»2.

Обоснованной также представляется позиция таких ученых как Гусов К.Н., Лушников A.M., Лушникова М.В., Снигирева И.О., Толкунова В.Н., Штивельберг Ф.Б. и др., которые высказали мнение о том, что единство и дифференциация трудового права рассматриваются и как принцип трудового права, и как черта метода правового регулирования трудовых отношений1.

Единство правового регулирования труда предполагает действие норм трудового законодательства в отношении всех работников, независимо от их личности, условий труда, территории, на которой они выполняют свою трудовую функцию, и других факторов.

Как справедливо, на наш взгляд, отмечает Г.С. Скачкова, «показателем единства трудового права является наличие самого Трудового кодекса Российской Федерации - единого кодифицированного акта, закрепляющего в ст. 1 единые цели и задачи трудового законодательства, распространяющегося на всю территорию России и на всех работников, независимо от того, где бы и в качестве кого они не работали. При этом не имеет значения ни вид трудового договора, ни характер выполняемой работы, место работы, условия труда, организационно-правовая форма и форма собственности на имущество работодателя» .

Дифференциация же предполагает наличие специальных норм, распространяющих свое действие лишь на определенные категории работников. Так, В.М. Догадов обращал внимание на непозволительность применения общих правовых норм ко всем работникам без учета особенностей осуществления ими трудовой деятельности. Он полагал невозможным одинаковое применение норм трудового законодательства ко всем категориям субъектов трудовых отношений. Своеобразие условий применения наемного труда, по его мнению, предопределяет необходимость допускать изъятия и отступления от предусмотренных трудовым законодательством норм, «применяя к ним эти положения не полностью, а лишь в некоторых частях»1. П.Д. Каминская также высказывала мнение о том, что «многообразие хозяйственных форм, начиная от натуральных крестьянских хозяйств до промышленных предприятий с высокоразвитой техникой и строгим разделением труда вызвало необходимость в дифференцировании правового регулирования условий труда в различных отраслях народного хозяйства при сохранении единства трудового законодательства»2.

Использование принципа дифференциации в современном трудовом праве позволяет объективно учитывать специфику каждого конкретного вида труда с целью наиболее эффективного обеспечения интересов его субъектов, что имеет большую теоретическую и практическую значимость в условиях формирования рыночных отношений, цивилизованного рынка труда.

И.Я. Киселев, прогнозируя развитие трудового права, справедливо отмечал, что «предполагаемое расширение предмета трудового права неизбежно приведет к значительному усилению его дифференциации»3. И с этим трудно не согласиться, поскольку, действительно, в современных условиях на основе государственной и частной форм собственности осуществляют деятельность различные по своему статусу наниматели, отличающиеся организационно-правовыми формами, территориальным расположением, отраслевой принадлежностью и т.п.

Такое разнообразие сфер труда, его характера и условий применения вызывает, в свою очередь, неизбежные изменения правового положения его участников, приводит к дифференциации, которая проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, несовершеннолетних, лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, работников, занятых в непроизводственных сферах и др.).

Тенденция расширения оснований дифференциации непосредственно проявляется, например, в том, что Трудовой кодекс РФ, по сравнению с ранее действующим КЗоТ РФ, существенно расширил круг субъектов, чей труд подлежит специальному регулированию. Так, он впервые выделил в особую категорию - творческих работников, к которой относятся и музыкальные работники, хотя и уделил им всего лишь по одному абзацу в нескольких статьях (ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351 ТК РФ). При этом ни одна из указанных статей не устанавливает исчерпывающего перечня особенностей регулирования творческого труда. Более того, законодатель прямо допускает возможность расширения такого перечня за счет других нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов и даже трудовых договоров (ст. 351 ТК РФ), что, полагаем, прямо противоречит ст. 252 ТК РФ, которая, перечисляя источники правового регулирования, не упоминает трудовые договоры.

Конкурсный отбор как основание заключения трудовых договоров с творческими работниками музыкальных организаций

Возникновение трудового правоотношения музыкального работника с организацией культуры не является одномоментным актом, а носит динамично-процедурный характер с определенными стадиями развития применительно к последовательно совершенным юридическим актам, совокупность которых в науке трудового права принято определять понятием сложного фактического состава.

Сам сложный фактический состав содержит не только ряд самостоятельных юридических актов, но и дополняется еще включением процедуры избрания претендента по конкурсу, необходимость проведения которого предопределена спецификой труда творческих музыкальных работников. Переизбрания и конкурсы дают возможность в процессе творческого соревнования отстаивать право на то положение в коллективе, которое соответствует дарованию, профессиональному уровню, опыту и художественному мастерству каждого творческого работника. Так, В.Н. Смирнов полагал, что конкурс - это особый исключительный порядок подбора кадров, отражающий повышенные требования к лицам, как состоящим в трудовых правоотношениях, так и претендующим на замещение определенных должностей1.

Конкурс (от лат. concursus - сход, стечение, столкновение) представляет собой соревнование, имеющее целью выделить лучшего участника (лучших участников) или наилучшие показатели (результаты); это соискательство с целью получения права на заключение договора.

Проблеме конкурса применительно к трудовому праву посвящены работы таких советских ученых, как В.Н. Смирнов, Г.И. Федькин, Б.Д. Лебин, Г.А. Цыпкин, В.Г. Сойфер и др.1. Указанные авторы рассматривают конкурс как юридический факт, входящий в число элементов сложного фактического состава. Каждый из них в зависимости от характера и связи с другими элементами может порождать самостоятельные последствия либо не порождать их. Последствия, вытекающие из отдельных элементов сложного фактического состава, могут порождать отдельные права и обязанности, еще не составляющие того конкретного правоотношения, для возникновения которого необходима вся совокупность установленных нормой права юридических фактов.

Ю.Н. Полетаев выделяет следующие общие черты избрания по конкурсу: решение об избрании по конкурсу и оценка кандидатов на соответствие предъявляемым требованиям осуществляется коллегиальным органом; решение, принятое коллегиальным органом, является для работодателя обязательным, и он на основании данного решения должен заключить с избранным кандидатом трудовой договор; трудовой договор, заключаемый в результате избрания по конкурсу, носит, как правило, срочный характер; к участию в конкурсе допускаются только лица, прошедшие предварительный отбор; должность, на замещение которой проводится конкурс, должна быть никем не занята или срок полномочий по ней истекает; оценка кандидатов носит формализованный характер, т.е. форма оценки осуществляется на основе представленных кандидатом на замещаемую должность документов. В большинстве нормативных правовых актов общение кандидата с конкурсной комиссией не предусмотрено .

Однако, возникая первоначально на основании сложного фактического состава, в дальнейшем трудовое правоотношение реализуется практически только в соответствии с одним из его элементов - с трудовым договором. Действие других элементов (актов), как, например, избрание по конкурсу, прекращается в момент заключения трудового договора. Применительно к конкурсному порядку главное решающее значение придаётся не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а конкурсному правоотношению, которое предшествует возникновению трудовых правоотношений. При этом участники конкурса должны фактически соответствовать установленным обязательным квалификационным требованиям, работодатели обязаны неукоснительно соблюдать процедуру проведения конкурса, а художественный совет должен принять решение об избрании одного из нескольких конкурсантов или их неизбрании.

Следует обратить внимание на одно из существенных различий между избранием по конкурсу на замещение соответствующей должности и выборами (избранием) на должность. Конкурс является самовыдвижением. Согласно его объявлению каждый может для замещения конкурсной должности представить необходимые документы для участия в конкурсе. В то время как выборы (избрание) на должность осуществляются на основании выдвижения другими лицами или коллективами, группами людей определенного лица на выборную должность. В контексте современных трудовых отношений конкурс - один из немногих предусмотренных Трудовым кодексом РФ реальных способов оценки деловых качеств претендентов на конкретное рабочее место.

Одновременно с этим трудовой договор в результате избрания по конкурсу и в совокупности с конкурсом выступает юридической формой реализации гражданами (физическими лицами) права на труд в условиях свободы и рынка труда1.

Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ содержит всего 2 статьи (ст.ст.16 и 18), посвященные вопросу возникновения трудовых отношений в результате избрания по конкурсу. Трудовой кодекс РФ не содержит ни определения понятия «конкурс», ни процедуры его проведения. Более того, не определен круг лиц, в отношении которых конкурс может проводиться, и тех, кто может быть не допущен к участию в конкурсе. Из ст. 18 ТК РФ следует только, что избрание по конкурсу является основанием для возникновения трудового правоотношения и предшествует заключению трудового договора.

Особенности содержания трудового договора, заключаемого с творческими работниками музыкальных организаций

Дифференциация правового регулирования труда творческих работников музыкальных организаций находит отражение в содержании трудового договора. Критериями для включения специальных норм в содержание трудового договора с исследуемой категорией работников являются творческий характер выполняемой ими работы и обусловленные этим особенности организации их труда.

Прежде чем приступить к исследованию особенностей содержания трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций, считаем необходимым провести краткий анализ общих норм, регулирующих этот вопрос, поскольку эффективное регулирование труда таких работников осуществляется не только посредством специальных норм, но и общих норм трудового законодательства.

Под содержанием трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ следует понимать сведения о сторонах договора и совокупность всех его условий, определяемых соглашением сторон в соответствии с действующим трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Они определяют права и обязанности сторон.

Анализ ст. 57 ТК РФ показывает, что содержание трудового договора можно рассматривать в различных аспектах, в зависимости от того, что следует понимать под самим трудовым договором. Если рассматривать трудовой договор, содержанием которого являются корреспондирующие друг другу взаимные права и обязанности работника и работодателя, то под содержанием трудового договора в юридической литературе и трудовом законодательстве подразумевают их совокупность. Однако анализ статьи 57 ТК РФ показывает, что используемый в ней термин «содержание» имеет несколько иное значение. Да и само понятие «трудовой договор» в этой статье используется не в смысле правоотношения, а с акцентом на обозначение документа в письменной форме, который оформляется и подписывается работодателем и работником при вступлении в трудовые отношения.

В данном случае содержание трудового договора означает структурные элементы, которые должны содержаться в документе и какие условия должны быть в нем зафиксированы. В таком же аспекте рассматривается содержание трудового договора в юридической учебной литературе: «содержание трудового договора составляет тот круг условий, на которых предполагается использование труда работника и по поводу которых договариваются стороны»1. Так, еще Н.Г. Александров указывал, что содержанием трудового договора являются его условия (совокупность всех условий, определяющих права и обязанности сторон)

Формулировка ст. 57 ТК РФ позволяет сделать вывод, что содержание трудового договора состоит из трех частей. Первая часть включает сведения, характеризующие работника и работодателя, вторая - обязательные условия трудового договора и третья - условия трудового договора, которые стороны могут устанавливать по своему усмотрению, в том числе условия, касающиеся специфики труда работников той или иной профессии.

B.C. Бердычевский справедливо, на наш взгляд, подчеркивает, что стороны не вполне свободны в выработке условий трудового договора. Трудовое право именно потому и выделилось в начале XX в. из гражданского, что законодатель счел необходимым предусмотреть определенный минимум гарантий для работников, который не может быть изменен соглашением сторон. Ограничивая свободу договора, законодатель стремится помешать работодателю, во-первых, используя свое экономическое превосходство, диктовать кабальные условия при заключении трудового договора и, во-вторых, злоупотреблять своей властью после его заключения1.

В отличие от условий трудового договора сведения несут лишь информационную нагрузку. Они вносятся в содержание трудового договора в соответствии с документами, в которых те содержатся или должны содержаться. Так, согласно ч.1 ст. 57 ТК РФ к сведениям, включаемым в трудовой договор, относятся: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя, идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), сведения о представителе работодателя, подписавшего трудовой договор, место и дата заключения трудового договора.

В то же время условия трудового договора, составляющие его содержание, оговариваются сторонами, что связано с его договорной формой. Их можно условно подразделить на непосредственные, оговариваемые самими сторонами при заключении трудового договора, и производные, предусмотренные законодательством (например, о порядке переводов, увольнении, правилах охраны труда и т.д.). Непосредственные условия могут быть двух видов: обязательные и дополнительные. Без обязательных условий трудовой договор не может существовать. Вместе с тем, для сторон, заключающих трудовой договор, все условия договора являются обязательными, т.к. они, по сути, определяют трудовые отношения работника и работодателя.

Похожие диссертации на Правовое регулирование трудового договора с творческими работниками музыкальных организаций