Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Афганистан: проблемы социально-экономической и политической модернизации : Первая треть XX в. Асель Мир Патанг

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асель Мир Патанг. Афганистан: проблемы социально-экономической и политической модернизации : Первая треть XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/262-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки социально-экономической и политической модернизации Афганистана (1901 - 1919 гг.)

1. Политическое и социально-экономическое положение Афганистана в начале XX века 20

2. Внешняя политика эмира Хабибуллы-хана 45

3. Зарождение демократического движения и этапы его развития 58

4. Дворцовый переворот и приход Аманулла-хана к власти 69

Глава 2. Младоафганская модернизация страны: итоги, опыт и уроки (1919-1929 гг.)

1. Завоевание Афганистаном государственной независимости 88

2. Реформы Аманулла-хана в области государственного управления, внутренней и внешней политики 106

3. Социально-экономические преобразования 120

4. Причины неудачи модернизации страны 135

Заключение 152

Список источников и литературы 161

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. История Афганистана XX века представляет собой сложный, противоречивый и драматический процесс развития, в котором имели место войны, государственные перевороты, мятежи, революции, междуусобные вооруженные конфликты. Продолжающаяся ныне гражданская война втянула страну в полосу новых тяжелейших испытаний. Война отодвинула назад решение назревших острых проблем, таких как восстановление разрушенного хозяйства, ликвидация экономической отсталости, обнищания масс, неграмотности и других вопросов социальной сферы. Главная задача, стоящая перед афганским народом, - достижение гражданского мира, без которого не могут быть решены никакие социально-экономические проблемы.

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций, содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Понятие «модернизация» в контексте настоящего исследования подразумевает комплекс политических, социально-экономических и социокультурных усовершенствований, отвечающий современным требованиям, и закрепленный правовыми государственными актами.

В истории Афганистана уходящего века одним из наиболее значительных событий было завоевание независимости в 1919 году и приход к власти младоафганского правительства во главе с эмиром Аманулла-ханом. Младоафганцы - это представители общественного движения, выступавшего за демократизацию страны, введение конституции,, за проведение социально-экономических преобразований, направленных на разрушение основ феодачьного строя и внедрение капиталистических отношений. Социальную базу младоафганского движения составляли представители образованных слоев афганского общества, в том числе часть придворной знати и высокопоставленных чиновников. Особенность младоафганского движения заключалась в том, что после завоевания независимости его представители получили возможность осуществить на практике свои реформаторские идеи.

В начале своего правления младоафганцы развернули бурную деятельность по осуществлению модернизации страны. В результате проведения реформаторской политики Аманулла-хана произошли заметные положительные перемены. Однако политика, которая была призвана способствовать бурному развитию экономики, торговли и укреплению внешнеполитического статуса Афганистана, с течением времени стала встречать противодействие общества и в конечном счете потерпела крах.

Вместе с тем, несмотря на неудачный итог модернизации страны, деятельность младоафганского правительства оказала существенное влияние на развитие Афганистана. Последующие правители страны не могли игнорировать опыт и уроки попыток модернизации, предпринятой Аманулла-ханом.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется тем, что исторический опыт модернизации Афганистана в 1919 - 1929 гг. является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической, общественно-политической, религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации.

Подходя с научных позиций, следует отметить, что события XX века в истории Афганистана изучены недостаточно, многое остается неясным к спорным, в том числе по исследуемой проблеме. Важнейшим условием для заполнения имеющихся пробелов должно быть комплексное монографическое исследование малоизученных и дискуссионных проблем истории Афганистана. К ним относится и тема настоящей работы. Следует также иметь в виду, что данная тема является актуальной вследствие того, что события, связанные с завоеванием Афганистаном своей независимости и проведением комплекса реформ правительством Амануллы-хана, имели не только внутреннее, но и большое внешнеполитическое значение.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XX века по 1929 год, являющийся одним из самых сложных и противоречивых в истории Афганистана: с одной стороны - завоевание независимости, время радикальных реформ, с другой - регресс, вызванный свержением младоафганского правительства и широкой волной народных выступлений, едва не приведших к развалу централизованного государства.

Учитывая, что причины модернизации были вызваны определенными историческими условиями более раннего периода, возникает необходимость ретроспективного анализа предшествующих событий, которые идейно и политически подготовили почву для реформирования афганского общества. Важно подчеркнуть, до прихода к власти младоафганского правительства Аманулла-хана в Афганистане были предприняты определенные усилия с целью усовершенствования политической системы и создания условий социально-экономической модернизации. Однако зависимость Афганистана от Англии, внешнеполитическая изоляция страны, умеренно-консервативная политика эмира Хабибуллы-хана не позволили провести реформы, касающиеся основ политического строя и экономических отношений. Но именно в этот период возникли и получили распространение идеи национального освобождения, патриотизма и демократических

преобразований. Носителем этих идей были младоафганцы, выражавшие интересы нарождавшейся буржуазии.

Без учета этих событий трудно объяснить цели, задачи, содержание и направленность политики младоафганского правительства во главе с Амануллой-ханом.

Состояние научной разработки проблемы. В советской научно-исследовательской литературе истории Афганистана всегда уделялось значительное внимание. В подготовленной Т.И.Кухтиной «Библиографии Афганистана» приведено свыше пяти тысяч названий книг, сборников, брошюр, статей, обзоров, нормативных актов, дипломатической документации, мемуаров, статистических материалов, газетных сообщений и т.д.'

Первыми советскими историографами были практические работники, которые по линии Наркомата иностранных дел, Наркомата внешней торговли СССР были связаны с Афганистаном. Заслуживают внимания публикации авторов, находившихся во время описываемых событий на территории страны, таких как И.М. Рейснер, Л.М.Рейснер Л. Нариманов, В.М.Примаков и др. Особенно необходимо отметить труды И.М.Рейснера, который в 1919 - 1921 гг был в Афганистане в составе дипломатической миссии России. Рейснер был не только талантливым летописцем событий, но и крупным аналитиком. Его перу принадлежит целый ряд исследований по различным аспектам политической, экономической и культурной жизни Афганистана. В своих книгах «Афганистан»2 и «Независимый Афганистан»' И.М.Рейснер провел обстоятельный анализ политики младоафганского правительства, характера проводимых им реформ, указывал на их недостаточную планомерность и последовательность. Он также проанализировал причины возникновения недовольства политикой Аманулла-хана, в числе которых главной названа экономическая.

Не утратила своего научного значения книга Л.Нариманова «Афганистан в огне гражданской войны»4, посвященная крестьянскому восстанию 1928 г. под руководством Бачаи Сакао. В ней предводитель повстанцев характеризуется агентом английских спецслужб, основная деятельность которых была направлена на сокрушение афганской независимости и создание опорного пункта для развертывания антисоветской деятельности.

Определенный научный интерес представляет исследование В.М.Примакова «Афганистан в огне»5. Автор, хорошо знавший

См.: Библиография Афганистана. Литература на русском языке /Сост.Т.И.Кухтина. М.,1965. Рейснер И М. Афганистан. М. 1929. Рейснер И.М. Независимый Афганистан М. 1929. Нариманов Л. Афганистан в огне гражданской войны. М. 1929 г Примаков В.М. Афганистан в огне Л. 1929

Афганистан изнутри, подробно остановился на анализе налоговой политики Амануллы-хана, считая, что налоговый пресс его правительства был не по силам крестьянам и неминуемо должен был привести к взрыву их недовольства.

Вышеперечисленные работы при всех их достоинствах имеют один недостаток: в работах, написанных простым и доходчивым языком практически по горячим следам событий, заметно ощущается информационно-публицистический подход, вызванный скорее всего тем, что в распоряжении авторов не было достаточного количества исторических источников. Кроме того, в этих публикациях отражена четко выраженная классовая позиция советского руководства.

Более обстоятельный подход, основанный на привлечении широкого
круга источников и материалов, был осуществлен в трудах, вышедших в
свет в 1960-1980 гг. Среди них коллективные работы «История
Афганистана», «История Афганистана с древнейших времен до наших
дней», «История народов Восточной и Центральной Азии», а также
монографические исследования и публикации Р.Т.Ахрамовича,
А.Х.Бабаходжаева, М.А.Бабаходжаева, Ю.В.Ганковского, Л.Р.Гордон-
Полонской, Н.М.Гуревича, А.Д.Давыдова, В.Н.Зайцева, Ш.З.Имомова,
В.Г.Коргуна, П.С.Котляра, В.Г.Кухтина, Т.И.Кухтиной, В.М.Массона,
Х.Н.Назарова, М.Г.Пикулина, Я.Д.Очильдиева, В.А.Ромодина,
А.Я.Соколова, Л.Б.Теплинского, А.Ю.Умнова Р.К.Урмановой,

Н.А.Халфина, и др.

Некоторые из перечисленных авторов непосредственно занимались
проблемами, которые рассматриваются в настоящей диссертации. Так,
В.М.Массой и В.А.Ромодин6, написали двухтомный труд по истории
Афганистана с древности до нового времени включительно.
Отличительной чертой этого фундаментального исследования является
использование обширного круга источников и литературы на русском и
иностранных языках. Авторы изучили не только причины, обусловившие
необходимость модернизации страны и развертывания

общенационального движения за независимость, но и выявили негативные
результаты непоследовательной политики младоафганского

правительства, которая, в конечном итоге, привела к падению правительства Амануллы-хана и кровавой гражданской войне 1929 г.

В.А.Ромодин опубликовал также обобщающую работу по истории Афганистана за период с середины XIX в. до первой трети XX столетия.7 Последней работой этого крупного специалиста была монография,

6 Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т.1,2. М. 1965.

См : Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана: середина XIX - первая треть XX вв. М, 1983.

посвященная истории и историографии Афганистана. Эта единственная специальная работа, рассматривающая состояние научной разработки истории Афганистана. К сожалению, автор не довел свое исследование до периода завоевания Афганистаном своей независимости.

А.Х.Бабаходжаев в своих исследованиях, посвященных борьбе Афганистана за свою независимость,9 отмечает небывалый расцвет отношений Афганистана с Советской Россией после заключения соглашений 1919 года, а затем их резкое ухудшение после падения младоафганского правительства. По мнению автора, это отразилось в активизации деятельности басмаческих формирований, сокращении торговых связей между двумя странами и оказало пагубное влияние на экономику Афганистана.

Д.Я.Очильдиев видит истоки младоафганского движения в объективных социально-экономических условиях развития Афганистана, а также в воздействии национально-освободительных движений в соседних странах.10

В трудах Ю.В.Ганковского", Х.Н.Назарова12, Р.К.Урмановой13 отмечается главным образом прогрессивность реформ Амануллы-хана. В брошюре В.Халилуллы,14 посвященной исследованию восстания Бачаи Сакао и приходу к власти его предводителя, дается достаточное подробное описание событий января-октября 1929 г. Автор приходит к выводу, что правление самозванного эмира Бачаи-Сакао является показательным для Афганистана на рубеже 20-30 годов. Этот период зеркально отразил промахи и недостатки в политике прошлых и будущих правителей страны, негативные тенденции в истории и социальной жизни Афганистана, явившиеся причиной многих кризисов и трагедий.

В целом российская историография, посвященная истории Афганистана первой трети XX в., дает достаточно полную картину событий в Афганистане, раскрывая их общественно-экономический и политический характер, исследуя предпосылки и последствия исторического процесса изучаемого периода. Однако существенным недостатком большинства этих трудов, является их четко выдержанная идеологизированность, опосредованная марксистско-ленинской теорией

См ' Ромодин В.А. Афганистан во второй половине X1X - начале XX в.: Официальная история и исторнография.М.,1990.

vCm.: Бабаходжаев А X Войнз Афганистана за независимость в 1919 году. М- 1960; Он же. Очерк социальной истории Афганистана начала XX века Ташкент, 1975.

I См.. Очнльдиев Д Я. Младоафганское движение (1900 -1929). Ташкент, 1985.
См :Ганковский Ю В История Афганистана. М. 1982.

См.: Назаров X Н. Народные и просветительско-антифеодальные движения в Афганистане (конец XIX века и начало XX века). Душанбе. 1976; Он же. Социальные движения 20-х годов в Афганистане. Душанбе,1989..

II См Урманова Р К Реформы Амануллы-хана. М. 1958.

и См.: Халилулла В. Восстание и правление эмира Хибибуллы-хана и Бачаи Сакао (январь- октябрь 1929 года) в Афганистане М.1996

развития общества. В них основной упор делается на влияние Октябрьской революции в России, мирового революционного процесса и национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Не отрицая влияния внешних факторов, все же, по мнению автора, внутренние условия играли решающую роль в осуществлении политики модернизации.

В афганской историографии изучаемая тема представлена недостаточно, поскольку основная часть трудов сравнительно молодой афганской исторической науки посвящена средневековой и новой истории Афганистана. Что же касается новейшего периода, то список научных исследований относительно невелик. Большинство работ, освещающих первый этап независимого развития Афганистана представляет собой жизнеописание монарха и его двора. В них отсутствует анализ исторического процесса и социальной природы крупнейших исторических событий.

Наиболее крупной работой официальной истории Афганистана является трехтомный труд Файза Мухам мала «Сирадж ат-таварих» (в российских публикациях эта работа переводится как «Светильник истории»), охватывающий период с середины ХУШ до конца XIX вв. Сочинение было написано по поручению эмира Хабибуллы-хана и вышло в свет в 1912-1914 гг. Третий том «Сирадж ат-таварих» целиком посвящен периоду правления Абдуррахман-хана (1880-1901 гг.) и нацелен на то, чтобы возвеличить его роль. В книге ничего не говорится о противоречивости его политики и тиранстве этого эмира. Несмотря на предвзятость оценок, эта фундаментальная работа признается российскими историками как исследование, вносящее в научный оборот важнейшие неопубликованные источники по истории Афганистана.15

Среди немногих авторов, стремившихся отойти от традиционного субъективного описания исторических событий, следует выделить работы Мир Гулам Мухаммада Губара (1895 - 1978). Важнейшей его работой является книга «Афганистан на пути истории», которая переведена на русский язык и в сокращенном варианте издана в России. Несмотря на известную публицистичность манеры изложения, в а также отсутствие в большинстве случаев ссылок на документы, работа Губара является серьезным историческим исследованием, охватывающим важнейшие вопросы социально-политической истории Афганистана.16 Как участник младоафганского движения Губар в своем сочинении отразил леволиберальные концепции реформаторов. Это сказывается в оценках

См.: РомодинВ.А. Афганистан во второй половине XIX- начале XX вв. Официальная история и историография. М , 1990 С. 40.

См.: Губар М.Г.М. Афганистан дар масир-и таварих. Кабул, 1967 (на джари); Он же. Афганистан на пути истории.М.,1987.

ряда событий 1919-1929 гг., в частности он считает, что основной причиной краха политики реформ Амануллы-хана было перерождение правящей элиты, высшего чиновничества, негативно сказавшегося на властных структурах. Исторические работы А.В.Попалзай17 и А.Хабиби'8 представляют интерес, так как в них была сделана попытка рассмотрения истории страны глазами не сторонних наблюдателей, а участников, сопричастных к событиям того времени. В фундаментальной работе Попалзая, описывающей зарубежное турне афганского короля Амануллы в 1928 г., подробно излагаются его переговоры с главами государств и принятые во время визита двусторонние соглашения. Это придает сочинению Попалзая документированность. Однако автор зачастую увлекается повествованием и подменяет исторический анализ эмоциональной оценкой.

Заслуживает упоминания еще ряд работ афганских авторов, раскрывающих основные проблемы истории страны изучаемого периода, Речь идет об исторических работах, написанных на языке пушту. В качестве наиболее полных исследований по вопросам второй англоафганской войны следует упомянуть труды Джамал уд- Дина Афгани,19 одного из идейных предшественников младоафганского движения. Ознакомление с ними показывает, что идеи борьбы за независимость Афганистана и реформирования политической системы страны зародились еще в конце XIX века. На противоположной позиции стоял историк Сайд Бахадур Шах Кака-Хейла,"0 который был ярым сторонником династии Мухаммадзаев и подвергал беспощадной критике все, что могло подорвать устойчивость существующих порядков.

Некоторый дополнительный материал для более полного и глубокого освещения новой истории афганского государства содержится в сочинениях, написанных в Иране и Средней Азии. В этом ряду хотелось бы отметить работы М.А.М. Сираджуддина Хаджи, М.А.С. Фарханга, а также сборник «Афганистан: война и политика».

Значительное внимание истории Афганистана уделяли английские
авторы. В обобщающей работе Перси Сайкса21, отражающей типичные
подходы английской историографии к трактовке исторических событий в
Афганистане, значительное место отведено новейшей истории. В оценке
англо-афганских отношений автор допускает известную

тенденциозность. Так, говоря о причинах третьей англо-афганской войны, П.Сайке объясняет ее начало желанием Амануллы-хана удержаться на

1 См.' Попалзай А.В. Зарубежные поездки Аманулла-хана Кабул, 1988 (надари). 5 См.' Хабиби А. Тарихи мухтасари Афганистан Кабул, 1967 (надари).

Афгани Д. Орват-ал-выска Кабул 1977 ( на пушту); Афгани Д.. Асар-и гозила. Кабул. 1977 ( на пушту).

Сайд Бахадур Шах К.Х. Пахтана да арих по рана ке. Пешавар. 1965 ( на пушту). 21 Sykes P. A history of Afghanistan Vol. 1-2. London, 1940

престоле и совершенно обходит вопрос о выдвинутом эмиром лозунге борьбы Афганистана за свою независимость.

Таким образом, обзор исторических сочинений по истории Афганистана показывает, что, несмотря на ряд обобщающих работ, новейший период истории изучен недостаточно глубоко, проблемы модернизации страны, особенно реформы Аммануллы-хана, нуждаются в дальнейшем исследовании с целью преодолеть однозначность оценок, показать сложность и противоречивость исторических процессов. Совершенно не случайно, что в 90-е годы в России были защищены три диссертации молодых ученых-афганцев, которые избрали темой своего исследования проблемы младоафганского движения.22

Цель исследования состоит в раскрытии причинно-следственных связей, исторической обусловленности, сущности и содержания процессов и преобразований в новейшей истории Афганистана первой трети XX века. Исходя из поставленной цели, 'определены следующие задачи исследования:

рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику Афганистана с конца XIX в. до прихода к власти эмира Амануллы-хана (1919 г.); выявить идейные истоки движения за демократические преобразования ;

изучить причины и условия возникновения, ход и итоги третьей англо-афганской войны в процессе борьбы Афганистана за свою полную независимость, показать решающее значение полного освобождения страны от политики Англии для осуществления модернизации афганского общества;

раскрыть главные направления модернизации страны, особенности и результаты политического, социально-экономического и культурного развития Афганистана с февраля 1919 года по январь 1929 года; дать оценку итогам реформаторской деятельности младоафганского правительства; выявить уроки неудавшейся попытки модернизации страны.

Объектом исследования являются исторические процессы экономического и общественно-политического развития Афганистана, а также вопросы общественного сознания, этнических, религиозных и культурных традиций афганского народа.

Предметом исследования является осуществление модернизации афганского общества правительством Амануллы-хана.

См.; Мохаммадулла Баташ. Младоафганское движение: истоки, сущность, основные этапы (1900-1929 годы). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,1995; Наиб. Государственно-правовые реформы Амануллы-хана (1919-1929 гг.). их значение для современного Афганистана (историко-теоретический аспект) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб.,1995; Задран Сахиб Hyp. Социально-политическое и экономическое развитие Афганистана во время правления эмира Аманулла-хана (февраль 1919 г. -январь 1929 г.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М, 1997.

Источниковая база исследования. Для раскрытия темы автор диссертации привлек значительную базу исторических источников. В работе использованы документы советского происхождения за период с 1919 по 1929 гг. Они печатались в годовых отчетах Народного комиссариата иностранных дел РСФСР и СССР и в «Вестнике НКИД». Взаимоотношения СССР и Афганистана получили свое освещение в многотомном документальном сборнике «Документы внешней политики СССР». Материалы по текущим событиям публиковались в советских периодических изданиях «Правда», «Известия», «Заря Востока» (Ташкент), «Правда Востока» (Ташкент) и др.

Для того, чтобы представить обоснованную точными сведениями авторскую точку зрения, в диссертации были привлечены ранее не использованные источники на языках пушту и дари. Источники на языках народов Афганистана изучены слабо и привлекались в незначительной мере, так как они являются труднодоступными для историков, особенно в нынешних условиях. Из этой группы источников в работе использованы законодательные акты младоафганского правительства, касающиеся внутренней политики, и международные договоры.

Значительный объем сведений содержат материалы периодической печати Афганистана. В диссертации использованы материалы газеты «Сирадж ал-Ахбар», которая издавалась с 1911 по 1919 гг. идейным вдохновителем младоафганцев Махмудом Тарзи. Эта газета служит важным источником для изучения идеологии младоафганцев, истории и культуры афганского народа. Другим периодическим органом, отражавшим взгляды лидеров младоафганского движения и деятельность правительства, была газета «Аман-и афган». Кроме названных изданий автором были использованы отдельные публикации газет «Анис», «Афган», «Аман-и Афган», «Бидарб», «Ватан», «Вахдат», «Ситара - и Афган», «Тулу - и Афган», «Иттихади Машрики», «Иттифаки ислам», выходившие в изучаемый период в Кабуле, Герате, Кандагаре, Джелалабаде.

Немаловажным представляются также автобиографические труды и воспоминания. Некоторые из них переведены на русский язык с дари, фарси и английского языков. Это прежде всего автобиографическая книга эмира Абдуррахман-хана2^ а также воспоминания Файз Мухаммада24 и Шах Вали-хана.25

Что же касается западных источников, то здесь прежде всего надо отметить немногие мемуары специалистов и военных, прежде всего англичан. Среди подобных изданий следует упомянуть воспоминания

См.: Автобиография Абдуррахмана-хана, эмира Афганистана. Пер с английского Т 1-2. СПб.,1902. 24 См : Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже. Пер. с дари. М., 1988. См.: Шах Вали Мои воспоминания. Пер с фарси. М , 1960.

Р.Уарбартона, К.Дали, Дж.Грея, Е.Торнтона. К сожалению, этим работам присущ ряд недостатков: отсутствие социального и классового анализа излагаемых событий, а также некоторая тенденциозность, проявляющаяся прежде всего при упоминании документов, касающихся истории англоафганских войн и связанных с ними дипломатических действий со стороны Англии.

Использованные в работе источники позволили автору успешно решить поставленные в диссертации задачи и сделать аргументированные выводы.

Теоретико-методологическую основу исследования составила совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию развития исторического процесса, использование сравнительного анализа исторических источников, позволяющего выявить объективную картину явлений и событий.. Все проблемы истории Афганистана рассматриваются всесторонне, с учетом конкретно-исторических условий внутреннего и международного характера, особенностей национального мировосприятия и обычаев народов Афганистана. Важным компонентом методологии изучения данной проблемы является учет исламского фактора, законов шариата - свода мусульманских правовых и теологических нормативов, определяющих образ жизни, быт, мышление и поведение людей.

Новизна исследования заключается в том, что в нем дан всесторонний анализ исторических условий, подготовивших эпоху реформ в Афганистане в 1919-1929 гг. В результате изучения внутренней и внешней политики эмира Хабибуллы-хана, автор пришел к выводу, что в передовых слоях афганского общества, включая отдельных представителей знати, возникла идеология обновления страны, которая стала идейно-политической платформой деятельности младоафганского правительства во главе с эмиром Амануллой-ханом. Элемент новизны исследования состоит в том. что и в первое десятилетие XX века были предприняты определенные, хотя и весьма ограниченные меры по централизации системы государственного управления по укреплению боеспособности вооруженных сил.

В работе предпринята попытка комплексного исследования модернизации страны в 1919-1929 гг., учитывая, что в русской и афганской историографии эта проблема рассматривалась чаще всего в общем плане. Социально-экономические, политические, правовые, этнические, религиозные, ментальные аспекты в большинстве случаев не изучались во взаимосвязи, взаимовлиянии и в системе противоречий. В диссертации автор старался восполнить это упущение, а также преодолеть свойственный советской научной литературе идеологизированный подход к оценке реформ Амануллы-хана. Учет всех факторов, влиявших на

проведение политики модернизации, позволил глубже осмыслить противоречия реформаторского курса эмира Амануллы-хана, выявить объективные и субъективные причины падения младоафганского правительства. С точки зрения современного положения Афганистана анализ допущенных ошибок и просчетов в процессе реформирования является ценным историческим уроком.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее основные положения и выводы помогают глубже осмыслить и реально оценить сложные социально-политические процессы, сущность этнических, религиозные и других явлений, происходящих в современном Афганистане. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания новейшей истории стран Востока, в частности, при изучении истории Афганистана с начала XX века до конца 20-х годов, а также социальных, политических и идеологических проблем в странах и Востока в целом. Проведенное исследование призвано помочь специалистам в более углубленном исследовании новейшей истории Афганистана.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории Института молодежи и рекомендована к защите. Отдельные фрагменты исследования опубликованы в периодической печати.

Структура диссертации определена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Политическое и социально-экономическое положение Афганистана в начале XX века

Стремление к объединению всех афганцев в едином независимом государстве зародилось еще в ХУ1-ХУП вв., в огне войн с иноземными угнетателями. Однако только к середине ХУПІ в. возникли условия для образования независимого афганского государства - империи Дурани (1747-1818гг.). Держава Дурани впервые на короткий исторический период объединила в одном государстве практически всех афганцев. Но к концу XIX века на обломках этой империи вокруг Кабульского эмирата создается централизованное государство Афганистан. Осуществляя объединение афганских земель, эмир Абдуррахман-хан26 (1880-1901 гг.) сумел путем военных кампаний сломить сопротивление некоторых афганских племен, завоевать Хазараджат, а также покорить Кафиристан, населенный племенами дарского происхождения. С помощью силы и подачек местным ханам эмир подчинил Кабулу независимые и полузависимые ханства узбеков, туркмен и ваханцев на севере. Закрепление этого пестрого этнического состава населения было осуществлено установлением государственных границ Афганистана. В 1873 году Россия и Англия согласились признать реку Аму-Дарья государственной границей Афганистана на севере, в 1893 году была установлена линия размежевания афгано-британских интересов на юго-востоке (так называемая «линия Дюранда»), а в 1905 году осуществлено афгано-иранское размежевание (так называемая «линия Макмагона»).

Таким образом, Афганистан вошел в XX век как единое централизованное государство. Однако дальнейшее историческое развитие страны происходило в чрезвычайно трудных условиях. Оно сковывалось политическим и экономическим гнетом британского колониализма, удерживавшего Афганистан в состоянии изоляции от внешнего мира.27

Абдуррахман-хан скончался 1 октября 1901 года. Новым эмиром был объявлен старший сын Абдуррахман-хана Хабибулла-хан. Его власть была признана во всем Афганистане. Несмотря на это, внутреннее положение в стране в первые годы правления Хабибуллы-хана было неустойчивым, а его власть непрочной. В ущерб интересам своих собственных сыновей он вынужден был признать право престолонаследования за своим братом Насруллой-ханом, пользовавшимся большим авторитетом у высшей знати и в религиозных кругах. Насрулла-хан оказывал большое влияние на эмира при решении многих политических вопросов. В то же время некоторые сановники считали Насруллу-хана соперником Хабибуллы-хана в борьбе за власть, и, по-видимому, у эмира тоже были основания опасаться своего брата. Новому эмиру угрожали дворцовые интриги и несколько других претендентов на трон. Весной 1902 года был раскрыт очередной дворцовый заговор, заставивший эмира принять систему мер с целью Закрепления своего положения и предотвращения попыток переворота. Вскоре после этого Хабибулла-хан, обещавший при вступлении на престол отменить систему сыска, восстановил в правах тайную полицию и систему внутреннего надзора.

Но главное внимание эмир уделил укреплению государственного строя посредством проведения ряда реформ по централизации системы властных структур.

В политическом отношении Афганистан представлял собой абсолютную монархия во главе с эмиром, обладавший неограниченными полномочиями. Он имел титул «Сирадж ал-миллат ва-д-дин» («Светоч нации и религии»). Как полновластный самодержец эмир осуществлял руководство внешней политикой Афганистана, единолично утверждал и смещал наиб ал-хукумов (наместников) и хаким-каланов (генерал-губернаторов) провинций, производил назначение на все другие важнейшие административные, военные и придворные должности как в центре, так и на местах, утверждал смертные приговоры и имел право помилования.

Верховное командование всеми вооруженными силами также находилось в руках эмира. При Хабибулле-хане функции аппарата верховной власти и общее управление страной осуществлял дарбар (совет знати). Это был совещательный орган, состоявший из представителей крупных сановников. Дарбар обсуждал текущие дела управления. Наиболее почетными членами дарбара были ближайшие родственники эмира: его брат Насрулла-хан наиб- ас-салтан; наследник престола Инаягулла-хан муин-ас-салтан; сыновья эмира: Аманулла-хан Айн-ад давла и Хаятулла-хан Наиб-ал-хукума и другие. Заседания дарбара происходили почти ежедневно.

Дарбар состоял из нескольких канцелярий. Канцелярии эти назывались дафтарами и возглавлялись государственными секретарями (ишик-агаси). Главными дафтарами были личная канцелярия эмира -дафтар-и-инша во главе с сардаром Нек Мухаммад-ханом; военная канцелярия - дафтар-и низами под руководством сардара Мухаммад Сулейман-хана; гражданская канцелярия - дафтар-и мульки, которую возглавлял Али Ахмад-хан; канцелярия иностранных дел - дафтар-и дувал-и хариджа во главе с Мухаммад Азиз-ханом. Важнейшей функцией этих канцелярий была подготовка докладов, справок и т.п.

Административное управление государством было сосредоточено в двух основных ведомствах - мульки (гражданском), которое возглавлял Насрулла-хан, и низами (военном), которым руководил наследник престола Инаятулла-хан.

В административном отношении вся страна была разделена на четыре вилаята, или наместничества: Герат, Туркестан, Катагано-Бадахшан и Кандагар. Кроме того, имелись две провинции, или губернии (хаким-калан): Восточная (Самти машрики) и Южная (Самти джануби); отдельную административную единицу составлял город Кабул с окрестностями (шашкрухи), которым от имени эмира управлял генерал-губернатор (лойнаиб). Существовали кроме того, отдельные хукуматы: Газни, Фарах, Бехсуд-и-Хазара.

Аппарат управления на провинциальном уровне включал представителей военно-административной и судебной власти. Низшей административно-территориальной единицей, состоявшей обычно из нескольких деревень, были налоговые округа - тажилдарства (фауджарства) или болаки. Важным органом провинциального самоуправления являлось махкама-и кутвали (полицейское управление), которое возглавлял кутвал (полицмейстер).

В сельских районах, в деревнях (кария) сохранилось местное самоуправление с присущими ему общинными институтами. Во всех вилаятах, хукуматах, махалах, болаках и отдельных крупных населенных пунктах функционировали шариатские суды - маха кеми шари-и. Руководство судами было строго централизовано. Все чиновники суда (казии), их заместители (муфтии, мухариры, катибы) назначались только эмиром, наследником или Насрулла-ханом.

Судебные органы не только строго следили за выполнением жителями страны требований шариата и осуществляли суд по уголовным, гражданским и религиозным делам, но и вели негласный надзор за деятельностью всех провинциальных чиновников и докладывали в столицу обо всех делах, которые затрагивали интересы государства.

В каждой провинции имелся также чиновник тайной полиции. Он имел своих агентов во всех провинциальных учреждениях и населенных пунктах.

Несмотря на централизацию системы государственного управления и опору на представителей правящей династии, эмир не мог чувствовать себя в абсолютной безопасности. В верхних слоях общества, в том числе в дворцовых кругах, росло недовольство внутренней и внешней политикой эмира. Главной побудительной причиной брожения была зависимость страны от Великобритании и примиренческое отношение эмира к английским колониальным властям. Патриотические чувства выражали не только образованные слои населения, но и массы крестьян и других социальных групп. С целью снизить напряженность в обществе и создать иллюзию коллегиальности управления в 1904 году Хабибулла-хан учредил

Государственный совет, в который вошли видные представители знати. Государственный совет не обладал законодательной властью и наряду с дарбаром осуществлял функции совещательного органа.

Это нововведение не успокоило оппозицию. В 1909 году после раскрытия заговора конституционалистов эмир сделал еще одну уступку: в составе Государственного совета появилась нижняя палата. В результате этого расширилась представительство феодальной знати в совещательном органе государства.

Зарождение демократического движения и этапы его развития

Основы демократии в странах Запада, стали складываться с зарождением капитализма. «Великая хартия», «Парламент», «Оксфордские законы» и «Золотая булла» - все это было прообразом современной западной демократии. Наконец, провозглашение прав парламента в ХУЛ веке в Англии заложило основы британского конституционализма, а французская революция в ХУШ веке завершилась принятием Декларации прав человека.

В основных странах Востока с появлением капиталистического хозяйства в XIX веке началось реформирование общественно-политической жизни, возникли зачатки демократии. В Турции осуществлялась программа реформ Рашид-паши69 и Мидхат-паши/0, в Иране - Мирза Таги-хана.71 Они завершились изданием конституционных указов султана Хамида Второго (1908 г.) и Музаффарэдцина Каджара (1907 г.).

В Египте конституция была введена королем Фуадом в первой половине XX века (1923 г.), т.е. почти век спустя после реформ хедива Мухаммада Али72 (первая половина XIX века). Иран, Сирия в 1924-1925 годах также приняли конституционный режим. В Афганистане программа реформ Сайда Джамалуддина Афгани73 и эмира Шер Али-хана74 начала осуществляться сверху между 1862 и 1878 годами. Однако они были прерваны в связи с военным вторжением англичан в Афганистан.

Изоляция Афганистана от внешнего мира в начале XX века не была абсолютной. Невзирая на все ограничения и запреты, с западной границы в Афганистан продолжали поступать известия о революционных событиях в Иране, а это, естественно оказывало влияние на внутреннюю обстановку в стране. Росло недовольство широких масс населения. В ряде местностей происходили крестьянские волнения. Народные движения, особенно среди афганских племен, приобретали антианглийскую направленность. Англоафганский договор 1905 года еще более усилил народные движения. Рост национального самосознания и освободительных устремлений создавал благоприятную почву для восприятия идей, вызванных к жизни эпохой пробуждения Азии. Они проникали в Афганистан не только из Ирана, Британской Индии, но и из Средней Азии, непосредственно затронутой революционными событиями 1905-1907 годов, а также из Турции.

Однако внутренние условия Афганистана не благоприятствовали развитию массового революционного движения в таких масштабах, как в соседнем Иране.

В начале XX века в Афганистане возникло движение сторонников преобразований, получивших название младоафганцев. Сторонники реформ призывали к введению конституции, а также к борьбе за независимость страны.

Младоафганское движение было вызвано внутренними условиями страны. Экономическая отсталость, пережитки родоплеменных отношений, феодальная собственность на землю, система натуральных налогов, автократический режим эмира, произвол чиновников продолжали сковывать развитие капиталистических отношений, обостряли социальную напряженность. Политика Хабибуллы-хана не способствовала выходу страны из состояния самоизоляции. Эмир старался всеми мерами, даже в ущерб развитию торговли, не допустить проникновению в страну демократических и освободительных идей из Ирана, Индии, Турции и других стран.

Вследствие того, что пробуждение национального самосознания афганского народа представляло опасность для британских колонизаторов, власти Англии значительно активизировали свои действия, чтобы усилить изоляцию Афганистана и не допустить возникновения национально-освободительного движения в стране. С этой целью они оказывали давление на эмира, который в результате этого издал ряд правительственных указов, запрещавших ввоз в страну иностранных газет и литературу.

Однако рост патриотического сознания в стране нельзя было остановить административными мерами. Идею освобождения и демократического устройства страны стали популярными среди передовой части афганского общества.

Младоафганское движение в своем развитии прошло ряд этапов и включало в себя несколько организаций, имевших самостоятельные названия. Первый этап движения начался 11 января 1906 года. В этот день в Кабуле вышел в свет первый и единственный номер газеты «Сирадж-ал-Ахбар-и Афганистан». Ее издателем и ответственным редактором был преподаватель королевского медресе Маулави Абдуррауф-хан Кандагари. Члены организации, объединившиеся вокруг этой газеты, ставили перед собой прежде всего просветительские задачи, что и нашло отражение в названии газеты, которое переводится как «Светильник новостей Афганистана».

Второй этап движения связан с созданием организации «Ихване афган» ( «Афганские братья»), известной также под названием «Машрута» («Конституция»). Организация ставила перед собой основную задачу -борьба за ограничение абсолютной власти эмира и введение конституционного правления. Заговорщики планировали также убийство нескольких влиятельных сановников из староафганской и англофильской группировок.

Основным центром демократической оппозиции был лицей «Хабибия», представители которого наряду с проведением реформ выступали за замену абсолютистского режима конституционным. Среди этих демократов были и радикалы, требовавшие во имя достижения своих целей использовать террор и осуществить государственный переворот. Они были тесно сзязаны с иностранными преподавателями, работавшими в Афганистане, и черпали в этой среде радикальные идеи.

Лицей «Хабибия» к 1909 году превратился в центр политической деятельности. Преподаватели и сотрудники лицея установили связи с некоторыми интеллигентами, действовавшими вне лицея, а также некоторыми придворными. Либералы двора выступали сторонниками реформ в рамках существующего режима. Это, в первую очередь, государственные деятели - Мухаммад Вали-хан Бадахшани, возглавлявший группу фаворитов эмира, Мир Замануддин-хан, чиновник, Мир Яр-бек Дарвази и его старший брат, а также основные приближенные эмира -Шуджа-аддадула-хан, Сайд Джаухар шах-хан Гурбанди, Пача Мир-хан Логари, Низамуддин-хан Аргандивал, Лал Мухаммад-хан Кабули (сын Джан Мухаммад-хана, бывшего казначея). Позднее к этому центру примкнула группа молодежи - Джаухар Шах-хан, Али Мухаммад-хан, Пача Мир-хан и Мир Замануддин-хан. Они познакомились с новыми иностранными книгами и газетами, обсуждали внутренние, социальные и внешнеполитические проблемы.

Заговорщики из «Хабибии» приступили к созданию нелегальной политической партии под названием «Джамий ат-и серри-йе мелли» («Тайное национальное общество»).

Программа этого общества предусматривала замену абсолютистского режима в Афганистане конституционным строем и достижение независимости и цивилизации страны.

Партия была разделена на группы по 10 человек. Каждую из них возглавлял один из основателей общества. Некоторые из членов группы не знали друг друга. Собрания в группах сначала проводились их руководителями в вечернее время под видом вечеринки или дружеского визита. На собраниях групп принимались решения. Впоследствии нередко стали проводиться общие собрания, на которых принимались совместные решения общества.

Руководителем одной из основных групп был Тадж Мухаммад-хан Белуджи Пагмани. Одним из видных членов его группы был Джаухар Шах-хан Гурбанди, а секретарем - Мир Сеид Касем-хан Лагмани, преподаватель лицея «Хабибия».

В этот же период сформировался также кружок из числа индийских мусульман, преподавателей лицея «Хабибия», руководителем которого был доктор Абдул Гани-хан Панджаби. Членами этого кружка были маулави Наджаф-Али-хан, Мухаммад Чераг (братья доктора), маулави Мухаммад Хусейн-хан Панджаби и Амруддин-хан.

Правление общества состояло из руководителей групп и отдельных активистов. На одном из заседаний правления было принято постановление всячески побуждать эмира Хабибуллу-хана содействовать распространению культуры. При этом члены общества должны были привлекаться в качестве помощников эмира, не выдавая при этом своего членства в обществе.

Реформы Аманулла-хана в области государственного управления, внутренней и внешней политики

Непосредственным выражением верности идеологии младоафгансхого движения было новое правительство эмира Амануллы-хана, составленное из лиц, разделявших программу политических, социально-экономических и культурных преобразований. Правительство Аманулла-хана получило исторический шанс реализовать на практике свою программу модернизации страны. Если борьба против английского владычества опиралась на широкое патриотическое движение, в котором участвовали представители всех социальных слоев, то дальнейшие меры младоафганского правительства по осуществлению модернизации страны могли опираться на более узкую социальную почву. На первом этапе осуществления программы преобразований, эмир и его правительство имели большой лимит доверия, приобретенной в результате завоевания государственной независимости.117

Приобретение государственного суверенитета обеспечило изменение роли государства как во внутренней, так и во внешней политике. Государство получило возможность играть активную роль в развитии политических и экономических отношений с другими странами, исходя из своих национальных интересов.

Намечая программу реформ, новое правительство не ограничивалось попытками обновить ряд отживших социальных и политических институтов. Задача ставилась шире: осуществить глубокую трансформацию всей общественно-политической и экономической системы в направлении социального прогресса. Иными словами, политика реформ означала целенаправленную ломку феодального строя - процесс, неизбежность которого была обусловлена самим ходом исторического развития Афганистана.

Реформы первого этапа (1919-1923 гг.) можно разделить на три направления: политические, экономические и социально-бытовые.

Первым актом государственно-правовых реформ был закон 1921 года «Об управлении Афганистаном». Закон заложил основы государственного устройства Афганистана.

В основу государственного устройства был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя эта структура имела свои особенности. Взамен ранее существовавшего Совета знати (дурбара), был образован новый Особый совет, позже переименованный в Государственный совет. Этот совет состоял из назначенных эмиром членов, а также из избранных народом представителей. Государственный совет изучал законопроекты, которые затем передавались для утверждения Совету министров и на подпись эмиру. Он рассматривал также государственный бюджет, договоры и соглашения с иностранными государствами.

На местах были созданы Совещательные собрания, образованные на сочетании принципа выборности и назначения.

По закону 1921 года создавался Совет министров по главе с премьер-министром. Он подчинялся непосредственно эмиру и возглавлял важнейшие министерства: военное, внутренних и иностранных дел, юстиции, безопасности. В крупных провинциях исполнительная власть находилась в руках генерал-губернаторов.

Реформы затронули и судебную систему. Законы «О судах» и «О судопроизводстве» принципиально не изменили традиционную систему, но ограничили произвольный характер этой ветви власти в том смысле, что раньше судья считал себя полномочным в отношении определения наказания. С помощью прогрессивных законоведов во главе с Абдул Васе-ханом Кандагари эмир Аманулла-хан составил двухтомное наставление «Инструкция для судей». Благодаря этому судопроизводство было унифицировано, и названный двухтомник стал кодексом, определяющим все виды наказания в соответствии с совершенным проступком. Это было новшеством в афганской системе судопроизводства. По новому закону на судей никто не мог оказать давление, судебные заседания стали открытыми.118 Принципиальным положением судебной реформы было изъятие судопроизводства из ведения духовенства, что подрывало позиции священнослужителей.119 Общий надзор за деятельностью судов осуществляла судебная палата Государственного совета.

В числе политических преобразований наиболее существенным было принятие 10 апреля 1923 года Конституции ( «Основного закона Высокого Государства Афганистана»), которая фиксировала политическую независимость страны, объявляла эмира носителем верховной власти, провозглашала некоторые гражданские свободы. Конституция имела важное значение в развитии и упрочении национального единства Афганистана. В статье 8 Основного закона декларировалось: «Все люди, проживающие на территории Афганистана, независимо от их религиозной верований, являются подданными Афганистана». В следующей статье гарантировалось всем гражданам страны право на личную свободу. Свобода личности защищалась законом от всякого посягательства. Никто не мог быть задержан и подвергнут наказанию вне установлений шариата и положений закона. В Афганистане категорически запрещается рабство. В статье 16 провозглашалось: «Все подданные Афганистана по шариату и в соответствии с государственными законами имеют равные права и обязанности». Согласно статье 24, отменялись все виды пыток и истязаний и объявлялось о неприкосновенности жилища и переписки. Отныне не существовало языковых, расовых, религиозных и племенных ограничений. Население стало юридически равноправным.120

Благодаря Манифесту эмира, Основной закон распространился по всей стране и получил юридическую силу.

Реформы правительства Амануллы, направленные на становление и укрепление новой политико-экономической структуры, должны были также служить основой для самостоятельного развития Афганистана, установления равноправных отношений с другими странами и активного включения в международную политику.

Правительство Амануллы предприняло ряд шагов для установления политических отношений с некоторыми странами.

После того, как 28 февраля 1919 года была провозглашена независимость Афганистана, эмир прилагал большие усилия для установления и укрепления дипломатических отношений с другими странами. Прежде всего, он заявил о признании Российской Советской Федеративной Республики и положил, таким образом, начало дипломатическим связям посредством обмена официальными представителями.

27 марта 1919 года Советское правительство официально объявило о признании независимости Афганистана. 28 февраля 1921 года, несмотря на противодействие английской дипломатии, был подписан Договор о дружбе между двумя странами. Согласно этому договору, обе стороны признавали независимость друг от друга, устанавливали дипломатические отношения, должны были обменяться посольствами и консульствами, а также обязывались «не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон».121 27 ноября 1926 года был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете и взаимном ненападении («Пагманский пакт»). Председатель ЦИК СССР М.И.Калинин в телеграмме королю Аманулле от

10 сентября 1926 года следующим образом охарактеризовал значение этого соглашения: «Народами Союза Пагманский договор расценивается как могущественный фактор в деле упрочения советско-афганской дружбы в интересах мира в Средней Азии и как новое выражение неизменной дружбы, соединяющей народы Союза с народами Востока».

Через год (1927 г.) было заключено соглашение об открытии воздушной линии между Кабулом и Ташкентом. В дальнейшем отношения между двумя государствами развивались в атмосфере дружбы и доверия.

После третьей войны с Англией Афганистан приступил к установлению дружественных отношений со своим соседом - Ираном. Однако в это время политическое положение в самом Иране было очень неустойчивым: страна была оккупирована иностранными войсками. В 1920 году афганское правительство послало в Иран своего политического представителя - сардара Абдул Азиз-хана, хорошо знакомого с Ираном. В результате переговоров между афганским и иранским представителями через год было заключено соглашение о дружбе между двумя государствами (22 июля 1921 года). Его подписали: с афганской стороны посланник сардар Абдул Азиз-хан, с иранской стороны - министр иностранных дел Ирана Мирза Хасан-хан. А за год до этого (октябрь 1920 года), Моджад-оль-молык был назначен иранским послом в Афганистане.

Причины неудачи модернизации страны

В 1919 году после своего прихода к власти коорролъ Аманулла начал осуществлять широкомасштабные социально-экономические реформы. Главным направлением политики Амануллы и младоафганского правительства было разрушение основ феодального строя и проведение социально-правовых реформ капиталистического характера.

В начале 20-х годов афганский народ поддержал новый курс правительства. И эта поддержка способствовала тому, что эмир, несмотря на интриги из-за рубежа и происки внутренней реакции, смог достаточно успешно осуществить первый этап своих реформ с 1919 по 1924 годы.

По мере углубления политики реформ в стране возрастало сопротивление консервативных кругов, обострялось внутриполитическое положение. Модернизируя общественно-политическую и экономическую жизнь, социальную сферу, младоафганское правительство не предусмотрело меры, реализация которых давала бы выгоду многомиллионным массам крестьянства.

Продолжался процесс обезземеливания крестьян, рост торгового и ростовщического капитала способствовал обнищанию сельских тружеников. Многие нововведения в области социально-бытовых отношений религиозное крестьянство воспринимало враждебно. Недовольством крестьянских масс воспользовались консервативные феодальные элементы: крупные землевладельцы, ханы племен, высшие слои мусульманского духовенства. Муфтии, улемы, муллы и другие служители ислама потеряли прежнее высокое положение и моральный авторитет в результате того, из сферы их монопольного владения были изъяты просвещение и судопроизводство.

Положение осложнялось тем, что британские власти не могли смириться с укреплением государственности независимого Афганистана. Они использовали любую возможность для того, чтобы ослабить возрождающуюся независимую страну.

В начале 20-х годов в различных районах Афганистана вспыхивали антиправительственные выступления. Наиболее опасным стало вооруженное восстание в южной провинции Пактии., начавшееся в марте 1924 года. В нем приняли участие племена гильзаев, мангалов и джадран. Восстание возглавили муллы Абдулла-хан и Абдуррашид-хан. Общая численность повстанцев насчитывала 12 тыс. воинов.

Военные действия в Пактии продолжались четыре месяца и закончились поражением восставших. Важное значение для изменения характера боевых действий, первоначально складывавшихся в пользу восставших, имело то обстоятельство, что англичане приступили к прямому вмешательству во внутренние дела Афганистана. Они направили в Пактию своего ставленника, который выдавал себя за сына эмира Мухаммад Якуб-хана. Этот самозванец объявил себя эмиром Абдул Каримом. Распространение правительством сообщения о притязаниях на престол этого самозванца изменили соотношение сил в пользу Амануллы.141 Руководители восстания и 25 его активных участников были приговорены военным трибуналом к смертной казни, сотни человек осуждены к длительным срокам тюремного заключения.

Несмотря на то, что восстание в Пактии было подавлено, младоафганское правительство вынуждено было пойти на компромисс с консервативными элементами. В июле 1924 года в Пагмане состоялась Лоя Джирга для решения вопроса о дальнейших реформах Амануллы. Эмир вынужден был вернуть духовенству часть привилегий, главным образом, в просветительской, судебной и семейно-бытовой областях. Основные положения принятого решения состояли в следующем: вынесение наказаний по шариату; обязательное присутствие шариатских судей и муфтиев на заседаниях суда по делу государственных чиновников; восстановление прав судей выносить любые приговоры по своему усмотрению; применение смертной казни за повторную кражу; регистрация подданных производится согласно шариату; паспортная система отменяется; разрешение жениться на несовершеннолетних; мужчина имеет право одновременно иметь четырех жен; открытие школ по изучению Корана и т.д.142

Решения Лоя Джирги нанесли ощутимый згдар по итогам первого этапа правительственных реформ.

На втором этапе реформ, качавшемся в 1928 году, правительство потеряло поддержку народа вследствие того, что политика, проводимая Амануллой и его сторонниками, постепенно стала оказывать негативное воздействие на афганское общество.

Некоторые признаки напряженной обстановки в стране проявлялись уже во время заседания Лоя Джирги в августе 1928 года. Острый характер дискуссии вокруг предлагаемых законопроектов, откровенное давление Амануллы и его окружения на депутатов, слабо маскируемое нежелание депутатов поддержать реформы - все это свидетельствовало о росте политической напряженности.

Хотя на заседании Джирги были утверждены почти все предложения правительства, это вовсе не означало, что все социальные слои, представленные на Джирге, были единодушны в оценке курса внутренней политики. Все депутаты проголосовали за реформы, противоречащие интересам большинства из них. Этот факт можно объяснить тем, что противники режима ещё не достигли той степени консолидации, когда они могли бы открыто выступить как политическая оппозиция.

Вместе с тем постановления Джирги и дурбаров нельзя рассматривать как непосредственную причину или одну из причин восстания, вспыхнувшего осенью 1928 года. Они стали лишь вехой в общем процессе нарастания социально-политического кризиса, углубления и обострения классовых противоречий.

Определенное противодействие реформаторской политике Амануллы оказывали и некоторые лица из его ближайшего окружения. В нем ширились разногласия по вопросу глубины и масштабов социально-экономических преобразований, усилились политические противоречия, возросло личное соперничество различных лидеров. Радикализм реформ Амануллы увеличивал число его противников. Король попытался создать партию «Истикляль ва таджаддод» ( «Независимость и обновление») в качестве политической основы модернизации. Однако эта попытка натолкнулась на противодействие группы влиятельных лидеров младоафганского движения, придерживавшихся умеренных взглядов. Опасаясь появления оппозиции в высших звеньях государственной власти, король занялся реорганизацией правительственного аппарата. Ушел в отставку с поста министра иностранных дел «отец» и идеолог младоафганского движения Махмуд-бек Тарзи, выразивший несогласие с рядом реформ. Были уволены ближайший сторонник короля, военный министр Махмуд Вали-хан, видные лидеры младоафганцев Абдул Хади Дави и Абдурахман-хан Лоди, а также некоторые другие лица, известные своей приверженностью идеям реформации. Их место заняли люди, сумевшие войти в доверие к королю, но не имевшие определенной политической ориентации.

По мере того, как Аманулла все более склонялся к радикальным общественно-политическим переменам, нарастало противоречие в его политике. Появление же открытого сопротивления реформаторской деятельности младоафганцев свидетельствовало об общем кризисе государственной политики.

Какова же была расстановка основных классовых сил к началу открытых антиправительственных выступлений?

Экономическая политика правительства Амануллы объективно содействовала ускорению процесса первоначального накопления капитала и росту экономического влияния помещиков, связанных с рынком, а также торгово-ростовщической буржуазии. Казалось бы, именно социальные группы, заинтересованные в осуществлении реформ, должны были составить опору реформаторской власти. Однако в силу ряда причин этого не произошло.

Класс помещиков находился ещё в стадии становления. Переходя к новым формам хозяйствования, помещики не могли быстро избавиться от влияния феодальной психологии. Поэтому они и не выступали в защиту реформ, имевших антифеодальное содержание.