Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анджело Полициано и гуманистическое движение во Флоренции во второй половине XV века Шевченко, Ирина Вячеславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко, Ирина Вячеславовна. Анджело Полициано и гуманистическое движение во Флоренции во второй половине XV века : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/2078-9

Введение к работе

Актуальность и значимость темы исследования. Изучение истории гуманистического движения в Европе и особенно в Италии имеет принципиальное значение для решения многих важнейших вопросов истории европейской культуры эпохи Возрождения и последующих периодов истории Европы вплоть до нашего времени. Эта эпоха ознаменовалась крупными социально-политическими, экономическими и культурными изменениями во всех европейских странах и особенно в Италии, ранее других, в ХІУ-ХУ в вступишей на путь раннекапиталистического развития. Важнейшими чертами мировоззрения этой эпохи явилось создание нових представлений о человеке, становление самосознания индивида, идей антропоцентризма, отрицающих средневековые представления о микро- и макрокосме.

Итальянское гуманистическое движение, представлявшее собой сложное и многообразное историческое явление, по праву признано передовой идеологией эпохи Возрождения, главным идейным содержанием этой культуры. Гуманизм способствовал утверждению светской культуры во многом благодаря опоре на античное наследие, был теснейшим образом связан с различными сферами жизни общества: с политикой, культурой, общественным сознанием масс, системой образования, наукой, искусством. Как новое мировоззрение гуманизм носил, в целом,светский характер, развивал рационалистические элементы общественного и индивидуального сознания, имел ярко выраженнуо антидогматическую направленность.

Понимание особенностей процесса исторического развития стран Западной Европы в эпоху позднего средневековья невозможно без глубокого знания культуры Возрождения и гуманизма как

- г -

его идейной основы. Особенно актуальным представляется изучение этических концепций гуманизма, поскольку этика была главной сферой приложения сил и интересов участников гуманистического движения. Этот аспект тем более важен, что в исторической науке до сих пор не существует единого мнения о характере ренес-сансного мировоззрения и о судьбах гуманизма. Не говоря уже о крайних точках зрения, в соответствии с которыми гуманизм представлялся, с одной стороны, развитием традиций средневекового теологического мышления, с другой - решительным и полным разрывом еяредшествущей культуройиэпохой, отказом от ее ценностей, исследователи расходятся и во взглядах на такие основные характеристики гуманистического движения, как состав участников (что влияет на само определение гуманизма), идейная дифференциация, формы и степень связи с обществом, наличие кризисных явлений и

ДР.

Одна из возможностей решения этих спорных проблем - в комплексном подходе к исследованию гуманистического движения, кото-рай может быть обеспечен- благодаря использованию разнообразного источникового материала, относящегося как к гуманистическому движению в целом, так и к отдельным его представителям. Эти новые подходы можно видеть, в частности, в углубленном изучении творчества ведущих гуманистов в системе их еоцио-культурных связей. В данном случае выбран Анджело Полициано ~ крупный поэт итальянского Возрождения и оригинальный мыслитель - гуманист, интересовавшийся проблемами филологии, философии, истории, права, различными областями античной мысли, живо участвовавший в гуманистическом движении. В его творчестве нашли концентрированное выражение особенности гуманизма второй половины ХУ в. Обращение к творчеству гуманистов, и Полициано в частности, акту-

- з -ально именно сейчас, когда особое значение в жизни нашего общества приобретают вопросы этики, морали и политики, многообразнее и ярче становится спектр суждений о человеке и его деятельности.

Диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования гуманистического движения Флоренции, центра итальянского гуманизма, сквозь призму творчества одного из ярчайших его представителей - Анджело Полизано. Автор работы впервые в отечественной литературе обращается к проблемам взаимоотношения гуманистического движения и Флорентийского университета, к исследованию места и роли книгоиздательского дела в истории ренеесансной Флоренции и гуманизма. Это позволяет более полно представить сложную, многоплановую картину развития гуманистического движения последних десятилетий ХУ века.

Предмет и цель исследования. Диссертация представляет собой исследование широкого комплекса опубликованных источников по истории гуманизма Флоренции второй половины ХУ века с целью определить место Анджело Полициано в гуманистическом движении эпохи. Одна из главных целей работы - выявление связей гуманизма с другими факторами культурного развития Флоренции, а также определение значения университетского преподавания и книгоиздательского дела для гуманистического движения последней трети ХУ века.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью задачами диссертации являются: выделение характерных черт мировоззрения Полициано, определение степени влияния на него различных течений гуманистической мысли эпохи, Анализ преподавательской деятельности гуманиста по Флорентийском университете.

Значительное место отводится также такому важному фактору культурной жизни эпохи Возрождения как книгопечатание, которое возникло во Флоренции в начале 70-х г.г. ХУ в. и сразу же оказалось тесно связанным с гуманистическим движением. Из-за скудности данных о начальном периоде истории флорентийского книгоиздательского дела мы не можем достаточно широко исследовать эту проблему. Но нам представляется необходимым учитывать роль этого нового в жизни Флоренции явления и попытаться определить характер и степень его взаимодействия с другими явлениями ее культурной жизни.

Теорико-што дологической- бая ой увдяетоя шдоаДОхшбг.'вошше ние закономерностей исторического, и в частности, историко-культурного развития, а также данная К.Марксом и Ф.Энгельсом общая оценка культуры Возрождения и гуманизма как ее идейной основы.

Источниковая база исследования. Настоящее исследование основано на широком яруге разнообразных источников. Их можно разделить на три крупные группы. Прежде всего, это сочинения Анд-жело Полициано и других гуманистов на латинском и итальянском языках. Сюда входят трактата, публичные речи, вступительные статьи к университетским курсам и к изданиям сочинений, комментарии, письма. Они принадлежат перу Анджело Полициано, Джовакш Пико.делла Миранд ола , КристофораДандино, Джо ванни Аргироцу-ло, Лоренцо Медичи, Бартоломео Делла Фонте. Используются также поэтические произведения Полициано - как итальянские стихи, так и латинские поэмы.

Анализируемые источники охватывает период с 1473 по 1492 гг. и позволяют проследить эволюцию идей в гуманистическом движении Флоренции второй половины ХУ века и в творчестве Анджело

Полициано, в частности. В основном, мы пользовались новыми критическими изданиями этих сочинений, но также и инкунабулами. Так, "Панепистемон" Полициано исследуется по editio prineepa 1498 г.

Вторую группу источников составляют материалы по истории Флорентийского университета в 1473-1502 г., изданные Армандо Ф. Верде в 70-е годы нашего века. Это результат кропотливейшей работы ученого по сбору самых разнообразных сведений, почерпнутых из документов, хранящихся в архивных фондах Италии. Верде провел также серьезную исследовательскую работу, систематизировав полученную информацию. Он приводит огромное количество документов, касающихся разных сторон жизни университета: статуты коллегий, списки окончивших Студио, перечни дисциплин, ежегодно предлагаемых студентам и т.д. Документальный материал публикуется на латинском языке оригинала.

Кроме того, мы пользовались биографическими и библиографическими источниками для получения данных о развитии книгоиздательского дела во Флоренции второй половины ХУ века. В них приводятся библиографические описания, в том числе и первопечатных изданий, а также биографии первых типографов и издателей. Эти материалы требовали очень внимательной и кропотливой обработки - прежде всего, фронтального просмотра справочников, которые строятся в алфавитном порядке авторов произведений, а не гас издателей. Поэтому нам приходилось отыскивать среди многочисленных изданий первопечатные книги. Помимо этого, библиографические описания часто бывают неполными, так как инкунабулы могут и не нести информации о печатнике, месте и времени выхода книги. К тому же до нашего времени многие экземпляры дошли в де-

- б -

фектном состоянии. Все это создавало трудности с идентификацией издания. Поэтому мы можем говорить об ограниченной раппрезента-тивности библиографического материала, особенно отражающего первопечатные издания. Следует отметить также, что нас интересовали книги, напечатанные именно во Флоренции, а не издания, например, флорентийских авторов в других городах.

Хотелось бы подчеркнуть, что главными нашими источниками, в том числе по истории Флорентийского университета,являются все же сочинения гуманистов 70-90-х годов ХУ века.

Степень изученности темы, гуманистическое движение во Флоренции второй половины ХУ века изучалось дс[недавнего времени только на примере отдельных его деятелей, творчество которых далеко не всегда рассматривалось в контексте культурных движений эпохи.

Анджело Полициано (1459-1494) * аркий поэт и филолог, привлекал внимание прежде всего историков литературы. В ХУІІІ веке появились первые труды о его жизни и творческом наследии. Кроме сочинения О.Менкена наиболее известные в этом отношении работы принадлежали перу А.$умагалли и А.Бонуччи.

В первые десятилетия нашего века И.Дель Лунго впервые попытался представить его не только блестящим поэтом и стилистом, но и деятелем культуры, преподавателем Флорентийского университета. Серьезным итогом первого этапа подобного подхода стал труд Дас.Б.ЕЬпсотги, в котором гуманистическая деятельность Полициано и некоторых его коллег рассмотрена достаточно широко. Эта тенденция заметно усилилась в послевоенной историографии, что было связано с углублением интереса исследователей к ренессанс-ному гуманизму в различных его проявлениях.

В тоже время следует отметить, что крупные исследования об этом гуманисте в зарубежной историографии принадлежат филологам. Традиционно творчество Полициано изучается как бы по двум линиям: поэтической, связываемой обычно с его сочинениями на вольга-ре, и гуманистической, эрудитской, отождесгйяемой с произведениями на латыни. Однако даже в тех работах, в которых исследуются оба указанных направления его творчества, не решается проблема их органической взаимосвязи. Интересной,"синтетической" в этом смысле работой явилось исследование И.Ыайер "Анджело Полициано. Формирование поэта-гуманиста (I469-I480)", опубликованное в 1966 г. Но в ней освещается лишь ранний период творчества гуманиста.

Другая линия историографии о Полициано связана с именем Э.Гарэна, который еще в 50-е годы нашего столетия начал заниматься философскими взглядами гуманиста и его окружением. Эта традиция многопланового изучения творчества Полициано основывается на восприятии его поэзии и всего интеллектуального нас*-ледзия как историческо-культурного феномена. Особенно важна общая позиция итальянского исследователя, который считает невозможным анализировать творчество гуманиста в отрыве от культурной среды Флоренции последней трети ХУ века.

Традиционно в историографии исследуются формы и степень влияния на гуманиста философов Платоновской академии, ведущего интеллектуального центра флорентийского гуманизма второй половины ХУ века. Однако предпринимались и попытки рассматривать "нетрадиционные" для историографии о Полициано сферы деятельности гуманиста, осуществленные в частности В.Бранкой в начале 80-х годов. Но и в этой комплексной по своему характеру работе

- 8 -на первом плане оказывается Полициано-филолог.

В тоже время несомненным достоинством В.Бранки является впервые собранный интересный материал о деятельности гуманиста по комплектованию флорентийских библиотек и поиску преподавателей для университета. Безусловно, это значительно расширяет представления о гуманистической деятельности Полициано. В историографии существуют работы о философских и исторических изысканиях гуманиста, о его увлечении вопросами юриспруденции, медицины, ботаники, архитектуры и даже кулинарии. Особенно важными нам представляются исследования о связях Полициано с другими видными представителями гуманистического движения эпохи. О философских аспектах творчества Полициано писал Ч.Вазоли, в частности, в статье "Полициано-маэстро диалектики", посвященной двум его вступительным статьям к университетскому курсу по логике Аристотеля, интерес гуманиста к истории выявил Н.Рабинстай в небольшом исследовании "Полициано и вопрос происхождения Флоренции", основанном на анализе его письма к Пьеро Медичи.

Некоторые исследователи акцентируют интерес гуманиста к проблемам медицины и другим естественным наукам. Можно назвать работы Дж.Нилл Коттон, которая дважды обращалась к этим сюжетам а также статью Т.Дж.Нарди о связях Полициано с Никколо Лиониче-но - специалистом по вопросам медицины и ботаники. Дк.Дель Гуэ-рра находит отзвуки интереса к естественным дисциплинам даже в поэтических произведениях гуманиста. О внимании Полициано к развитию архитектуры и к творчеству Л.Б.Альберти писал С.Грей-сон.

Ряд исследователей, специально обращаются к гуманистическому окружению Полициано, причем не только в Италии, но и за ее

- 9 -тределами. Статья К.Анджелери "Полициано и Кринито", очерк Р.Вейса "Английский ученик Полициано: Томас Линакр" важны прежде всего потому, что дают значительную информацию о преподавательской деятельности гуманиста:, о его отношениях с учениками и о европейских масштабах влияния его гуманистических идей. Университетские занятия в этой связи представляются интересной и еще не до конца исследованной сферой деятельности Полициано.

Дж.(Бумагами и А.ЬІаринони также обращались к проблеме "Полициано и Леонардо де. Винчи". Фумагалли в большом очерке "Леонардо и Полициано" пишет о взаимодействии между "натурализмом" Леонардо и своего рода "натуралистическим движением" во Флоренции, к которому, по мнению исследовательницы, наряду с Лоренцо Медичи и Луиджи Пульчк был близок и Полициано. Созвучие идей последнего теориям; Леонардо видится в особом отношении Полициано к проблеме подражания и к употреблению вольгаре. Но ее аргументы не убеждают многих коллег. В частности, Э.Биджи считает, что происхождение "натуралистических" идей этого гуманиста отлично от основ "натурализма" Леонардо и сводится к проблеме филологически-литературного эклектизма Полициано. А.Ыаринони в статье "Царство Венеры..." также пишет о глубоких различиях идей этих деятелей ренеавненой культуры Италии.

В историографии затрагивались и проблемы эстетики Полициано - прежде всего, его поэтики - на материале итальянской лирики. Д.Франкастель, А.Ферруоло, Н.Йонард пытались определить степень значимости мифа и мифологии античности для творчества этого гуманиста л его коллег, в частности, из Платоновской академии. Тат факт, что исследователи не обращались к латинской поэзии и прозе Полициано, ограничило их возможности в оценке эс-

- 10 -тетики. В отечественной литературе есть лишь одна специальная работа о Полициано, принадлежащая литературоведу Р.И.Хлодовско-му.

Анализ историографии показывает, что до сегодняшнего времени Полициано представляется исследователям либо поэтом, либо деятелем культуры и гуманистом-филологом. Только комплексное изучение его мировоззрения, по напеыу мнению, позволит определить место этого мыслителя в гуманистическом движении ЭПОХИ'И расширить представления о самом движении. Все современные исследователи согласны в том, что оно не являлось деятельностью лишь филологов-профессионалов и не исчерпывалось учеными достижениями философов Платоновской академии. Это было движение, объединявшее людей интеллектуального труда и отвечавшее духовным потребностям флорентийского общества.

Хронологические рамки диссертации. 60-90-е годы ХУ века для Флоренции, как и для многих других итальянских государств, были временем активных социально-политических, экономических, культурных и идейных изменений. В первой половине ХУ века гуманизм, следуя традициям предшествующей эпохи, нашедшим выражение в творчестве Петрарки.Боккаччо, Салютати, завоевал прочные позиции в культуре. Выдающиеся гуманисты этого периода прекрасно владели латинской стилистикой, проявляли огромный интерес к различным направлениям античной мысли и литературе древних. Во Флоренции второй половины ХУ века гуманизм достиг этапа зрелости и дальнейшей идейной дифференциации. Он характеризовался оформлением трех значительных направлений: гравданского гуманизма, неоплатонизма и направления, представленного творчеством Л.Б.Альберти и продолженного Леонардо да Винчи.

- II -

Б 6G-90-e годы ХУ века произошли изменения социально-политической ситуации в республике, которая фактически превратилась в синьорию Медичи. Город пережил мощное потрясение в 1478 г. s связи с антимедичейским заговором Пацци и Сальвиати. Лоренцо воспользовался неудачей этого выступления для укрепления своей власти.

В экономическом плане Флоренция второй половины ХУ века не была уже сталь преуспевающей, как в начале века. Курс флорина падал, банковская империя Медичи начала разрушаться, появились конкуренты на шерстяном рынке Европы, в аграрной сфере начались процессы рефеодализации. Но ресурсы еще сохранялись, что позволяло городу выдерживать нападки соседних государств и правителей, а также вкладывать финансовые средства в культуру. В последней трети ХУ века Медичи способствовали оживлению флорентийской университетской жизни, а также проводили активную деятельность, при помощи ведущих гуманистов, по собиранию публичной и личной библиотек. В 70-е годы город с энтузиазмом воспринял наступление эры книгопечатания.

Таким образом, вторую половину ХУ века, по нашему мнению, можно считать важным, законченным периодом не только в истории Флоренции, но и в развитии гуманистической культуры.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем проводится комплексный анализ культурной жизни во Флоренции второй половины ХУ вена, рассматриваются проблемы взаимодействия различных факторов культурного развития ренессансного общества, главным из которых признается гуманистическое движение. Автором предпринята попытка привлечь широкий круг опубликованных источников: нарративных, юридических, статистических и др. В

- 12 -диссертации показано своеобразие культурного развития Флоренции во второй половине ХУ века, рассмотренное сквозь призму взаимоотношений одного из ведущих гуманистов - Анджело Полициано и гуманистического движения в целом. Автором сделан перевод с латинского одного из интереснейших сочинений Полициано заговоре Пацци", который прилагается к диссертации.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты и данные могут быть использованы специалистами по истории культуры эпохи Возрождения. Выводы диссертации могут представлять интерес для изучения социально-политической и культурной истории Италии и Европы в средние века и ренессаненую эпоху. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по соответствующей тематике.

Апробация работы. По ?е.ме диссертации автор выступила с докладами на конференции " Социальная история и культура средних веков" в Ленинградском государственном университете (ноябрь 1987 г,), на научной конференции в Институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (апрель 1988, Москва), на заседании кафедры истории средних веков Московского государственного университета (ноябрь 1989 г.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории средних веков Исторического факультета МІУ 13 ноября 1990 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений, куда входят примечания к главам, список литературы и текст перевода сочинения Полициано "О заговоре Пацци".