Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Английские утопии XVIII в. Левашева Юлия Анатольевна

Английские утопии XVIII в.
<
Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в. Английские утопии XVIII в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левашева Юлия Анатольевна. Английские утопии XVIII в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Самара, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:07-7/253

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Утопии века Просвещения 23-54

1. Гносеология и типология утопий 23-36

2. Англия в реальности и в идеалах 36-54

Глава 2. Модели идеального государства 55-117

1. Философско-моральные проекты: Юм и Годвин 55-78

2. Классические утопии Бурга и Нортмора 78-107

3. Политическая декларация Ходсона 107-117

Глава 3. В поисках совершенной личности 118-161

1. Природа человека в понимании Свифта и Дефо 118-148

2. Социальные пороки и пути их преодоления

в представлениях Филдинга и Смоллетта 148-161

Заключение 162-166

Источники и литература 167-176

Введение к работе

Человечеству свойственно мечтать, размышлять о проблемах, которые иногда связаны с его повседневным существованием, иногда далеки от него. Способность размышлять, сравнивать, делать предположения -отличительная особенность человека. Он задается вопросами, которые порой не имеют для него никакого практического значения. Эти вопросы вечны, каждое поколение людей пытается найти на них ответы, каким-то образом их решает, но на новом этапе развития истории они возникают снова. К таким вопросам мы относим вопросы, касающиеся идеального человека и идеального государства и формирующие тем самым понятие «утопия».

Утопическая литература возникла еще в античную эпоху, но широкое распространение она приобрела в новое время. Благодаря знаменитому сочинению Томаса Мора Англия стала считаться родиной классической утопии, и именно здесь этот жанр достиг подлинного расцвета. Многочисленные произведения, авторы которых продолжали классическую традицию или предлагали собственные формы утопий, издавались в стране на протяжении всего XVIII века и пользовались громадной популярностью у читателей. Это тем более удивительно, поскольку в это время Великобритания уже значительно опережала в своем развитии другие страны, и английские общественные реалии для многих современников на континенте казались недостижимым идеалом. Но то, что казалось идеальным со стороны, самим англичанам представлялось далеким от совершенства.

Интенсивное развитие буржуазной экономики, формирование новых политических институтов и отношений сопровождалось процессами социального расслоения общества, острыми социальными и политическими конфликтами, изменением моральных норм и ценностей. Эти процессы и явления требовали осмысления и оценки, побуждали к прогнозированию

4 вариантов дальнейшего общественного развития. Одной из форм этого социального анализа стали утопии. Их создателями были представители различных социальных групп, люди разных политических убеждений, философы, историки, публицисты и писатели. Но всех их объединяла приверженность идеям и концепциям Просвещения, которое в XVIII в. стало парадигмой интеллектуального и культурного развития. В создании моделей совершенного общественного устройства английские утописты исходили из идеалов и ценностей просветительского мировоззрения, перенося их в свои сочинения.

Таким образом, английские утопии XVIII в. стали своеобразной формой осмысления исторической действительности, которая особым образом отразилась в идеальных проектах. С другой стороны, утопия как попытка предвидеть будущее являлась способом разработать и внедрить в общественное сознание те культурные ценности, которые, по мнению утопистов, могли способствовать разрешению социальных и политических противоречий. Как в том, так и в другом случае изучение утопий позволяет более глубоко и всесторонне представить сложные и противоречивые процессы, происходившие в общественной жизни Великобритании на протяжении XVIII века.

Объектом исследования является общественно-политическая мысль английского Просвещения, представленная, по преимуществу, в ее философском, социологическом и политическом аспектах.

Предмет исследования диссертации - утопии XVIII века как составная часть мировоззрения и идеологии английского Просвещения.

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII в., на протяжении которого, сформировались основные идеи и концепции английского Просвещения. В первые десятилетия развитие просветительских идей происходило под непосредственным влиянием Славной революции 1688-1689 гг. и ее итогов, а конец века ознаменовался Великой французской революцией, которая вызвала кризис в просветительской идеологии. Оба

5 этих события каждое по-своему стали вехами в развитии английского и европейского Просвещения, изменив представления об идеале и оказав влияние на содержание и форму утопических сочинений.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить проявления и особенности утопической мысли в Англии в контексте тех изменений, которые происходили в общественно-политической жизни страны, а также в связи с развитием идеологии и мировоззрения английского Просвещения. Автор попыталась найти ответы на вопросы, что же такое английская утопия эпохи Просвещения, в чем ее особенности и основные черты? Какова онтология утопии, ее структура? Какие методы использовались просветителями для конструирования утопии? Оказала ли английская утопия влияние на дальнейшее развитие Англии и других стран?

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие исследовательские задачи.

  1. Дать характеристику утопии как особого способа восприятия и постижения исторической действительности и выявить ее характеристики как особого публицистического и литературного жанра.

  2. На основе анализа содержания утопий выяснить отношение их авторов к основным событиям и процессам в общественно-политической жизни Англии XVIII в.

  3. Выявить специфику проявления философских и социологических идей Просвещения в утопических проектах общественного устройства.

4. Рассмотреть различные модели идеального общества в произведениях
английских утопистов и дать типологию утопий.

Таким образом, в нашем исследовании предпринимается попытка раскрыть новые аспекты утопии как образа философского и политического мышления в общественном сознании Великобритании XVIII в.

В основе методологии лежит принцип историзма, понимаемого как необходимость рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, выявлять его генетическую принадлежность, совокупность

составляющих его элементов и степень его влияния па последующее развитие. В диссертации применялись методы текстологического и литературоведческого анализа.

Истор иография.

Можно заметить, что первыми интерес к изучению английских утопий XVIII в. стали проявлять не историки, а литераторы, и эта традиция отчасти сохраняется в современной отечественной историографии. При этом внимание исследователей в первую очередь привлекали имена знаменитых романистов Джонатана Свифта и Даниэля Дефо и их произведения.

В биографиях просветителей, опубликованных в дореволюционный период, отмечались литературные особенности их творчества, а также предпринимались попытки связать их участие в политической деятельности с теми взглядами, которые были изложены в их произведениях1.

В. И. Яковенко, например, объяснял пессимистический взгляд Свифта на природу человека его жизненной неустроенностью и разочарованием в

современной политике и политиках .

Изучение творчества Дефо и Свифта продолжилось и в советский период. Так, Свифт стал первым писателем, рекомендованным для массового издания в Советской России и в 20-30 гг. появилось несколько квалифицированных переводов «Путешествий Гулливера» и «Сказки о бочке». Этот особый интерес к его произведениям объяснил Луначарский в предисловии к одному из изданий, назвав Свифта «одним из первых критиков буржуазного прогресса и капиталистической действительности»3.

Этот тезис лег в основу оценки творчества Свифта и Дефо несколькими поколениями советских исследователей. В сборнике статей «Реализм XVIII века на Западе» отмечалось, что судьба героев их романов - это отражение реальных явлений действительности. Хотя доктор Гулливер и купец

1 Всссловский А. Этюды и характеристики. М, 1894.

2 Яковенко В. И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность // Мильтон,
Свифт, Скотт. М., 2001.

Цит. но; Муравьев В. С. Путешествие с Гулливером. М., 1972. С. 202.

7 Робинзон заброшены жизнью далеко от английской цивилизации, каждый из них по-своему является ее характеристикой. Сатирической задачей Свифта является осмеять, показать мир, по которому шествует Гулливер, во всем его порочном «великолепии». Мир Робинзона - первобытный хаос природы, мир, в который он должен принести буржуазный порядок и гармонию1.

Под этим же углом зрения рассматривались модели идеальных государств, описанных Дж. Свифтом. В статье, посвященной ему в первом томе «Истории английской литературы», отмечалось, что сатирик изобразил свой идеал в образе просвещенного монарха, уничтожившего зло, но данный идеал очень далек от действительности. Свифт, по мнению авторов издания, не видел возможности воплотить утопию «Путешествий...» в жизнь, так как люди стали испорчены и порочны2.

В дальнейшем, продолжая исследование творчества Свифта и Дефо, отечественные литературоведы стали рассматривать его на фоне событий английской истории и Просвещения в целом3.

Известный отечественный литературовед А. Аникст отметил умеренный характер английского Просвещения и его антирелигиозную направленность. Особый интерес просветителей к морально-этическим проблемам он связывал с тем, что в Англии Просвещение не предшествовало революции, а последовало за ней, поэтому перед просветителями стояла задача утверждения буржуазной морали в обществе. Исследуя проблему природы человека, просветители разработали концепцию «естественного состояния». Идея «естественного состояния» возникла в английской общественной мысли XVIII в. как альтернатива порокам современного общества.

1 Реализм XVIII века на Западе М., 1936. С.7.

2 Заблудо веки й Д. М. Дж. Свифт// История английской литературы. М. -Л., 1945. С.375.

Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. М., 1973. Аникст Л. А. История английской литературы. М., 1956. Он же. Даписль Дефо. М, 1957. Дейч А. Дыхание времени. М., 1974. Муравьев В. С. Джонатан Свифт. М., 1968. Он же. Путешествия с Гулливером. М., 1972. Іілистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. Нерсссова М.А. Даниель Дефо. М., 1960. Она же. Джонатан Свифт. М, 1967. Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. М., 1968. Он же. Путешествия Гулливера Джонатана Свифта. М., 1969.

А. Аникст справедливо отметил, что сначала просветители надеялись реализовать их идеи в существующем обществе, но потом пришли к пониманию того, что это невозможно. Идеальное общество, по их мнению, можно было создать вдали от цивилизации, вернувшись к «естественному состоянию». В романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - это жизнь одного человека на острове, а в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта - это патриархальное общество1.

И.А. Дубашинский также связывал особенности литературных и общественно-политических взглядов Свифта с историческими событиями, их породившими. По его мнению, Славная революция не разрешила всех общественных противоречий и не оправдала надежд на усовершенствование существующего политического строя, поэтому в начале XVIII в. возникла острая потребность в сатирических памфлетах Свифта. Сатирик беспощадно осуждал продажность и лживость государственных и политических деятелей, а так же отцов церкви. Этим объясняется исторический пессимизм Свифта и его поиск идеала в вымышленном мире .

Подобные идеи можно встретить у других авторов. М. Нерсесова отмечала, что идеалом для Свифта являлась как «государственная» модель общества, к установлению которого нужно стремиться, так и «естественное состояние». Но реализовать данные утопии было нельзя, так как люди порочны по своей природе и не способны воплотить в жизнь никакие светлые идеи3.

Д. М. Урнов, который занимался сравнением взглядов Свифта и Дефо, объяснял их различие тем, что первый просветитель принадлежал к аристократическому, а второй - демократическому направлениям английского Просвещения4. Их отношение к действительности отразилось в оценке природы человека. Робинзон у Дефо очень высокого мнения о

1 Аникст А. История английской литературы. М, 1956. С. 132.

Дубашинский И. Л. Памфлеты Свифта. Рига, 1968. Он же. Рождение свифтовской

сатиры //Философскиенауки. 1966.№3.

Нерсесова М.Джонатан Свифт. М., 1967. С. 6. 4 Урнов Д. М. Указ. соч. С. 56.

9 природе человека. В этом его отличие от Гулливера, который изначально негативно оценивал человеческую натуру и от путешествия к путешествию лишь подтверждал свое мнение о том, что человек по природе зол и изменить его нельзя. В свою очередь А. Зорин пришел к выводу, что Свифт не верил ни в какие утопии и создал свой идеал не для воплощения его в жизнь, а для наглядной демонстрации нелепости и абсурдности окружающей его действительности .

Таким образом, исследователи английской литературы XVIII в. в процессе анализа произведений Свифта и Дефо обратили внимание на их утопические проекты. И хотя в силу специфики подхода они делали акцент на художественных особенностях и литературных достоинствах произведений, некоторые общие наблюдения о взглядах просветителей позволили им выделить утопии как особый литературный жанр.

Своеобразным итогом этих исследований стало издание сборника «Утопический роман XVI -XVII вв.», где были представлены наиболее значительные утопические произведения указанного периода2. Наибольший интерес для нас представляет вводная статья, где была сделана попытка выделить общие характеристики утопических сочинений. Авторы взяли за основу высказывание В.И, Ленина о том, что утопия в политике такого рода положение, которое не опирается на общественные силы, а потому его нельзя осуществить ни теперь, ни в последствии. Однако утопии способны повлиять на действительность, это мечтание, которое побуждает к деятельности и приводит к определенному результату. Поэтому составными частями утопии являются критика исторической действительности и идеал, который может быть реализован на практике. Характерными чертами утопии являются идея государственности, регламентация всех сторон жизни общества,

Зорин А. Введение // Лсвидов М. Пугешествия в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в некоторых сражениях. М., 1986. СИ. 2 Утопический роман XVI-XVII вв. М, 1971.

10 обязательное образование и обучение всех детей. В утопиях выделялись два основных направления. В основе первого лежала идея развития и совершенствования уже существующих государственных институтов, в основе второго - идея возврата к «естественному состоянию».

Обращение отечественных историков к английской утопической мысли XVIII в. имело эпизодический характер: в той степени, в какой это было связано с изучением отдельных ее представителей и исследованием английского Просвещения в целом.

В.П. Волгин был, пожалуй, одним из первых историков, занявшимся изучением утопической мысли и оказавшим огромное влияние на формирование взглядов по данной проблеме. Он исследовал общественно-политические взгляды У. Годвина, одного из выдающихся английских мыслителей конца века, и на его примере рассмотрел причины и условия возникновения утопий. В.П. Волгин исходил из традиционных марксистских взглядов, его интересовала, прежде всего, социальная организация созданного просветителем идеального общества. Он подчеркивал такие черты утопии как бесклассовый характер общества, отсутствие в нем частной собственности и социальных контрастов. По мнению В. П. Волгина, идеалом Годвина являлось «уравнивание собственности», которое должно произойти мирным путем. Идеи Годвина сформировались под непосредственным влиянием Великой Французской революции, и они имели радикальный характер1.

Взгляды У. Годвина исследовали и другие историки. А.В. Чудинов также отмечал, что идеалом Годвина является общество, в котором каждый гражданин будет хороню обеспечен, не будет богатых и бедных2. В сборнике «Просветительское движение в Англии» отмечалось, что значительное влияние на Годвина оказали Юм и Берк. Вслед за ними он считал ошибочной

1 Волгин В. П. Наследие утопического социализма // История социалистических учений.
М., 1962. С. 9.

2 Чудинов А. В. У истоков революционного утопизма // Теория и практика социализма.
1991. №5. Он же. Утопии века Просвещения. М., 2000.

теорию Локка об общественном договоре. Годвин отрицал концепцию неизменности человеческой природы и считал необходимым учитывать ее влияние на политические институты, в том числе в идеальном обществе .

А.В. Чудинов дал общую характеристику утопий английского Просвещения. Он подчеркнул характерную для английского Просвещения конструктивную работу по созданию идеала общества. Деятели Просвещения подорвали христианское мировосприятие и на развалинах христианства возвели храм веры в неограниченные возможности человеческого разума. Историк отметил, что поскольку сила разума огромна, следовательно, по мнению просветителей, можно создать идеальный строй, лишенный пороков действительности, который полностью отвечал бы требованиям здравого смысла2. Наблюдения А.В. Чудинова представляют большой интерес для анализа причин возникновения утопий и связи их с просветительскими идеалами. К сожалению, свои выводы он делал на основе изучения немногих утопических произведений по преимуществу радикальной направленности.

Отдельные упоминания и замечания об утопиях можно найти в работах, посвященных английскому Просвещению. Интерес к этой проблеме отечественных историков заметно усилился во второй половине 80-х гг. Изучению характерных черт и отличительных особенностей английского Просвещения, а также наследию отдельных просветителей был посвящен сборник «Просветительское движение в Англии» под редакцией М.Н. Мещеряковой. Здесь дается оценка обстановки, в которой возникло просветительское движение, и его идейных истоков. Авторы сборника справедливо отметили, что перед просветителями стояла задача переосмысления предыдущего исторического опыта и выработки путей дальнейшего развития государства, для чего они использовали жанр утопий. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что английское

Просветительское движение в Англии // Под. ред. Мещеряковой М. Н. М., 1991. Чудннов A. D. У истоков революционного утопизма // Теория и практика социализма. 1991.№5. СЮ.

12 Просвещение - идеология буржуазии, направленная на утверждение нового общественного строя.

Попытка комплексного анализа английского Просвещения была
предпринята Т.Л. Лабутиной . Ее исследование носит политологический
характер: исследуется политическая элита века Просвещения, а также
наиболее яркие представители либерального направления Просвещения:
Дефо, ранний Свифт, Аддисон, Стиль. Подробно описываются их биографии,
социально - политические взгляды, что, безусловно, имеет для нас большое
значение. Автор специально не рассматривала английские утопии, но
отметила утопический характер многих произведений просветителей. Т.Л.
Лабутина объясняла это тем, что деятели Просвещения не видели в
общественных отношениях существенных противоречий и искренне
полагали, что добиться установления «общества благоденствия» возможно с
помощью реформ. В их произведениях можно найти конкретные

предложения по усовершенствованию существующего общества.

Н.С. Креленко исследовала философско-этический аспект английского Просвещения. Она справедливо отметила, что просветители анализировали события и итоги революции, концентрируя внимание на проблеме человека. Утопии явились итогом переосмысления революционного опыта и исторической действительности. Негативное отношение Свифта к действительности и ее порокам связано с разочарованием просветителя в природе человека, не способного воплотить в жизнь идеи, приводящие к общему благу, а не только к личным выгодам. Поэтому Свифт не создал положительный идеал, не веря в возможность его претворения в жизнь .

Среди общих работ можно назвать так же «Всемирную историю литературы» и «Историю зарубежной литературы», «Историю английской литературы», «Всемирную историю», «Эпоха Просвещения», «Историю философии», в которых рассматривается английское Просвещение и

Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М, 1994. 2 Креленко Н.С. Пуританская революция и общественная мысль XVII - XVII! вв. Саратов, 1990.

отдельные авторы .

В последние десятилетия значительный интерес к утопиям проявляют отечественные философы, которые рассматривают их как особый тип философского мышления. В работах С. С. Сизова, B.C. Штепы и других авторов ставятся проблемы онтологии и гносеологии утопий, идеала в утопических произведениях, дается классификация утопий.

С. С. Сизов отмечает, что составными частями любой утопии являются действительность и идеал, и что характерная особенность утопии заключается в том, что она превращает идеал в проект, который может быть реализован. Отличие утопии от других форм общественного сознания заключается в том, что утопичное сознание сугубо индивидуально, оно не может быть массовым. По его мнению, в центре политических утопий -идеальное государство, а в центре художественных утопий - идеальный человек2.

Аналогичные рассуждения можно найти в философском сборнике «Утопия и утопическое мышление», в котором утопия рассматривается как особый тип философского мышления, исследуется ее логическая структура, ее особенности как жанра. Причина возникновения утопии - недовольство действительностью. Характерными чертами литературных утопий являются сатира, юмор, аллегория3.

B.C. Штепа высказал оригинальную идею, что большинство утопий в Европе на практике превращались в антиутопию, то есть, в будущее, в котором никто не хотел бы жить. Исключение составляли лишь США, где начиналось строительство принципиально иной цивилизации, было воплощено на практике все то, что считалось в Европе сугубо «идеальным» и потому «отвлеченным». Американское общество возникло из утопий

Всемирная история литературы. Т. 5. М., 1988. История зарубежной литературы XVIII в. М, 1991. История английской литературы. Т. I, вып. 2. М.-Л., 1945. Всемирная история. Эпоха Просвещения. Т. 15. М., Минск, 2001. История философии. Ростов-на-Дону, 2001.

Сизов С. С. Утопия и общественное сознание. Л., 1988. С. 32. Утопия и утопическое мышление. М, 1991.

14 Европы, и, прежде всего, из английских утопий .

Отмечая значительный вклад философов в изучение утопий и утопического сознания, следует заметить, что они рассматривают эти проблемы в общих категориях, вне исторической действительности, не затрагивая конкретных произведений и оперируя социологическими терминами. В их работах содержится лишь социологическая модель, которая нуждается в конкретно-историческом наполнении.

Таким образом, за исключением отдельных публикаций и кратких упоминаний о них в общих работах английские утопии эпохи Просвещения не изучались отечественными историками. Вместе с тем, имеющиеся работы по проблемам английского Просвещения в целом, а также исследования по социологии утопий создают необходимую базу для их специального исследования.

Аналогичная ситуация сложилась и в зарубежной историографии. Хотя английские историки по традиции уделяют большое внимание изучению истории XVIII в., утопии остаются на периферии их исследований. В большинстве работ, в той или иной степени близких к теме диссертации рассматриваются либо отдельные авторы и их произведения, либо проблемы общественного сознания и идеологии в целом. Как справедливо отмечали авторы сборника «Утопии британского Просвещения», опубликованного в 1989 году, английские утопии данного периода - это «земля неизведанная», которую предстоит еще открыть и изучить2.

Единственным специальным исследованием, посвященным изучению английских утопий, в том числе и XVIII в., была работа британского историка А. Мортона3. Мортон рассмотрел утопии периода средневековья и нового времени, причем, будучи историком марксистского направления, отбирал только те, которые были близки к идеям социализма. Поэтому

1 Штепа B.C. ІШтопня. Екатеринбург, 2004. С.19. Introduction I! Utopias of the British Enlightenment. Cambridge, 1989. P. III. Мортон M. Английская утопия. M., 1956.

15 большинство утопий века Просвещения им не рассматривалось. Он справедливо отметил, что первоначально утопия была воплощением мечты, позднее она становится сложнее и разнообразнее, превращаясь в орудие социальной критики и сатиры, но в основе её лежит нечто такое, что выражает актуальные для своего времени стремления. Описание воображаемой страны зависит от вкуса писателя, однако за этим разнообразием всегда видны те беспрерывные изменения, которые отражают естественный ход исторического развития. Особенность утопий XVIII века заключается в том, что в них нет народа, а есть лишь схемы, удобные для практического применения в Англии. Поэтому английские утопии данного периода предполагали конкретные изменения в реальной жизни, в то время как во французских утопиях большое место занимала критика существующей действител ьн ости.

Большое внимание историк уделил исследованию произведений Дж. Свифта и Д. Дефо. Сравнивая Робинзона и Гулливера, он отмечал, что оба они были людьми, занимающими «среднее положение» в обществе, которые пробивались в жизнь сами, всего достигали собственными усилиями. Такой тип героя характерен для эпохи Просвещения. Робинзон олицетворял самого Дефо, а Гулливер представлял собой маску, за которой прятался автор, высмеивающий действительность. А. Мортон объяснял исторический пессимизм Свифта тем, что он принадлежал к уходящему миру, а оптимизм Дефо его верой в установившийся буржуазный порядок. В русле подобных взглядов в западной историографии возникли концепции сменяемости двух культур Просвещения, двух поколений просветителей.

Зарубежные исследователи занимались изучением и творчества У. Годвина. Р. Ноис называл его «самым радикальным из революционных философов»1. М. Батлер и М. Филп, авторы обширного и тщательно документированного предисловия к семитомному собранию сочинений Годвина, ставят его в один ряд с такими политическими радикалами, как

1 Noycs R. English Romanlic Poetry and Prose. N. Y., 1956. P. 376.

Т. Пейн и Дж. Макинтош, но все же выводят анархизм Годвина не из его мировоззрения, а из особенностей общественно-политической ситуации в Англии после 1793 г1. П. Клемент, авторитетная исследовательница творчества мыслителя, рекомендует его как выдающегося политического философа конца века .

В ряде работ английских и американских авторов дается общая характеристика английского Просвещения и его особенностей. Так, Дж. Кларк рассматривал Просвещение в неразрывной связи с английской революцией, которая, по его мнению, предопределила его специфические особенности". Революция способствовала развитию политической направленности во взглядах просветителей. Главная черта Просвещения -рационализм и тесная связь с точными науками, стремление доказать свое мнение, основываясь на их методы.

Американский ученый П. Гей указывал на неоднородность и глубокие отличия Просвещения в различных странах. Главным принципом Просвещения он считал критику, которая разрушала все старое и создавала новое . Просветительскую идеологию П. Гей противопоставлял христианскому миропониманию. Истоки просветительской идеологии он искал в идеях античности и Возрождения, в центре которых не Бог, а человек. Исследователь отметил и то, что английское Просвещение изучено хуже французского, так как оно было не политическим, а морально -этическим по направленности, а исследователи предпочитали изучать преимущественно политические аспекты Просвещения5.

Аналогичную мысль высказывают итальянский и американский историки Ф. Винтури и Ф. Мануэл, которые отметили малую изученность

Butler R. P. РЫ1р М Introduction // Godwin W. Collected novels and memoirs. Vol. 1. L,,

1992. P. 14. 2 Clemint P. Introduction II Godwin W. St. Leon. Oxford, 1994. J Clark G. The English history. Oxford, 1971.

4 Gay P. The rise of modern paganism II The Enlightenment: An interpretation. Vol. 1. N. Y„
1966.

5 Gay P. The science orfreedom II The Enlightenment: An interpretation. Vol. 2. N. Y., 1969.

17 идей английского Просвещения в целом и английских утопий этой эпохи в частности. По их мнению, английское Просвещение оказало огромное влияние на развитие общественной мысли на континенте, но оказалось в тени, а морально - этическим по направленности .

Попытку дать общую характеристику английских утопий XVIII в. предприняли составители упоминавшегося сборника «Утопии британского Просвещения»2. В предисловии они отметили, что в век Просвещения создавалось много утопий, так как утопия - это жанр, позволяющий автору донести свои взгляды до более широкого круга читателей, в отличие от политического трактата, который читает лишь определенная группа лиц.

Характерными чертами утопий данного периода является воплощение в них идей прогресса или возврата к примитивным обществам. Таким образом, появилось два вида утопий: развивающих уже имеющиеся государственные институты и предусматривающих возврат к «естественному состоянию». Обращение просветителей к идее примитивных обществ, живущих в «естественном состоянии», было вызвано быстрыми изменениями реалий окружающего их мира. Рост индустриальной цивилизации привел к увеличению пороков общества: коррумпированности государственных чиновников, социальному неравенству, значительным социальным контрастам, невежеству большей части населения страны, падению нравов. Поэтому многие просветители обратились к идее «примитивных обществ», лишенных этих пороков. Основной формой организации таких обществ, по их мнению, была земледельческая община со справедливым распределением земли и определенными элементами демократии в обществе. В то же время, регламентация жизни и поведения граждан присутствует в большинстве утопий. Общества со значительной долей регламентации жизни, по мнению авторов сборника, стали прообразом тоталитарных государств XX века3.

Manuel V. Toward a psychological history of Utopia II Utopias and Utopian thought. Boston,

1966. 1 Utopias of the British Enlightenment. Cambridge, 1989. 3 Introduction II Utopias of the British Enlightenment. Cambridge, 1989. P. XIII.

Проблемами социальной философии эпохи Просвещения занимались также философы и социологи, которые обращали внимание и на утопии1. Утопия рассматривалась ими как особый способ восприятия действительности, как стремление создать что-то новое, способное изменить сущее.

Ф.Э. Мануэл отмечал, что в основе утопии лежит осознание социального конфликта. Так, например, Т. Мор стремился упорядочить, одухотворить, стабилизировать английское общество в период «огораживаний». У Мора мечта сочетается с сомнениями в её осуществлении, в отличие от утопий более позднего времени. А. Петруччани в статье «Вымысел и поучение» рассмотрел утопию как особый способ повествования. Для утопии характерно описание реально существовавшего или вымышленного народа, как средство изложения взглядов автора на социально-политическое устройства страны. Утопия также включает очерченный круг проблем, разъясняющий, каким должно быть лучшее из государств. Характерной особенностью утопии как жанра является выдумка. Иллюзия делает невообразимое возможным, а приём путешествия позволяет обличить недостатки действительности, показать человечеству новый мир2.

К. Мангейм обращал внимание на то, что утопичным является сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием. Это несоответствие постоянно проявляется в том, что подобное сознание в переживании, мышлении и деятельности ориентируется на факторы, не содержащиеся в этом бытии. В отличие от идеологии, которая также подходит под это определение, утопия обладает преобразующим воздействием, способна изменить действительность3. Х.А. Маравалль в

The philosophy of the Hnlightcnmcnt. L., 1968. Hampson N. The Enlightenment. Baltimore,

1968. Б. Рассел История западной философии. Ростов - па - Дому, 2002.

Петруччани А. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление. М, 1991. С.

113.

Мангейм К. Идеология и утопия поучение// Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

С.114.

19 статье «Утопия и реформизм» отметил, что характерной чертой утопии является регламентация жизни ради расширения свободы человека, для полноты реализации человеческой личности. Рациональный характер утопии состоит в притязании быть умственным проектом природного порядка-Утопии - это порождение работы разума, изучающего, ставящего опыты, критикующего природу, связи между явлениями, формулирующего свои теории и свои объяснения1.

Б. Рассел подробно рассматривает характерные черты утопии, па примере утопии Платона, особо выделяя такие ее черты, как жесткая регламентация общественной жизни, большой интерес к проблеме воспитания и просвещения в обществе. Большое влияние на общественную мысль эпохи Просвещения, по его мнению, оказал либерализм2.

Интерес представляет монография французского философа Ф. Аинса «Реконструкция утопии», в которой он подробно останавливается на утопиях прошлого и настоящего, рассматривает структуру утопии, ее характерные черты, причины возникновения утопии, влияние утопий на дальнейшее развитие общества .

В диссертации также использовались работы зарубежных историков, посвященные различным проблемам истории Англии XVIII в.: начиная от классических сочинений Г.Т. Бокля, Т.Б. Маколея, Д.М. Тревельяна и кончая современными исследованиями К. Роббинс, Г. Дикинсона, Р. Экклешела, В. Богдэнора и других4.

Историографический обзор показывает, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии английские утопии XVIII в. не были предметом

1 Маравалль X. Л. Указ. соч. С. 23 І.

Рассел Б. История западной философии. Ростов- на- Дону, 2002. С. 677.

Аинса Ф. Реконструкция утопии. М., 1999. 4 Robbins С. The Eighteenth Century Commonwcalthman. Harvard, 1959. Dickinson H.

Walpole and Whig supremacy. L., 1973. Eccleshaill R. The British liberalism. L., 1986. Ray P.

The English society in the XVIII century. N. Y., 1982. George D. England in Transition.

Baltimore, 1967. Harrison J. '1'hc common people. New Jersey, 1984. Borsay P. The English

urban Renaissance. Oxford, 1989. Bogdanor V. The monarchy and the constitution. Oxford,

1995. Black J. Eighteenth century Britain 1688-1783. N. Y„ 2001.

20 специального исследования. Как правило, рассматривались отдельные произведения, относящиеся к литературным утопиям, либо утопии изучались в контексте проблем философии сознания.

Поэтому научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в историографии данная тема становится предметом специального исследования. Большая часть работ и авторов, которые анализируются в диссертации, не известны отечественной исторической науке. На основе анализа этих работ автором определены характерные черты утопии как особого способа восприятия исторической действительности, дана типология утопий, выявлены особенности утопии как особого литературного жанра. Автором исследования анализируется эволюция представлений об идеальном обществе в указанный период. Изучено и проанализировано такое важное и ранее плохо изученное направление утопического жанра, как политические утопии.

В диссертации показана взаимосвязь явлений английской действительности и утопических проектов. По-новому оценивается деятельность английских просветителей не только как философов и литераторов, по и как социально-политических утопистов. Комплексное изучение проблемы, детальный анализ фактов исторической действительности позволили сделать выводы о роли и месте утопии в общественном сознании.

Источники.

Для решения задач исследования были привлечены разнообразные по характеру и происхождению источники.

Основу источниковой базы работы составили утопические произведения английских авторов, написанные на протяжении XVIII века и опубликованные в сборнике «Утопии британского Просвещения»1. В него

1 Utopias of the British Enlightenment Cambridge, 1989.

21 вошли сочинения и достаточно известных авторов, таких как Д. Юм, Дж. Бург, и малоизвестные утопии У. Ходсона и Т. Нортмора, и анонимные произведения «Путешествие Брюса», «Найденный рай», «Новые Афины». Большинство этих утопий написано в жанрах политического памфлета или трактата и представляют собой образцы политических утопий. К этим произведениям примыкает «Исследование о политической справедливости» Уильяма Годвина, опубликованное в конце XVIII в. и отразившее в себе влияние идей и событий эпохи французской революции .

В диссертации в качестве источников были использованы романы Свифта, Дефо, Смоллетта . Это так называемые литературные утопии в художественной и аллегорической форме, с использованием в них сатиры и юмора ставили и решали те же проблемы, что и политические утопии.

Помимо утопических сочинений в диссертации были использованы и другие произведения указанных авторов, как, например, памфлет Д. Дефо «Взгляд па королевство и нацию, касающийся власти и прерогатив короля, прав, привилегий и процветания народа», «История Англии» Т. Смоллетта, «История Англии от вторжения Цезаря до революции» Д. Юма3. В этих работах нашли отражение взгляды их авторов на общие проблемы человека, общества и государства, на прошлое и будущее Англии, на современные им социально-политические события.

Большое значение для характеристики взглядов просветителей имеют произведения художественной литературы того времени: пьесы Г. Филдинга, романы Д. Дефо и Дж. Свифта. Представляется, что именно через эти художественные произведения просветители наиболее полно и открыто

1 Godwin W. An Enquiry, concerning the Principles of Political Justice and its Influence on
General Virtue and Happiness. 2 vols. L., 1793 -1796.

2 Свифт Д. Путешествия Гулливера. М, 1993. Дефо Д. Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо. М., 1999. Smollett Т. The history and adventures of an
atom. L., 1801.

3 Smollett T. The history of England the revolution in 1688, to death of George II designed as a
continuation of Hume. 5 vols. Vol. 11 - V. L., 1811. Defoe D. The judgment to of whole
kingdoms and nations concerning the rights, power and prerogative of kings and the rights,
privileges and properties of the people. L., 1710. Hume D. The history of England from the
invasion of Julius Cesar to the revolution in 1688. 8vo!s. Paris, 1789.

22 выражали свои взгляды на политику, общество, мораль, государство. Здесь содержится острая критика всех пороков современного им общества: коррупции, неравномерного представительства в парламенте, невежества, жестоких нравов, социальных контрастов.

Все эти произведения авторов утопий и их современников позволяют лучше понять и оценить характер и смысл утопических проектов, и представить их как составную часть мировоззрения этих мыслителей.

Следующая группа источников - мемуары и переписка просветителей и их современников1. Письма - важный источник для представления взглядов просветителей, их взаимоотношений с окружающими их людьми. В их письмах содержатся сведения о внутренней и внешней политике Англии, о быте и нравах того времени, об умонастроениях эпохи. Эта группа источников позволяет создать психологический портрет просветителей, точнее понять их реакцию на современные им события. В письмах отразились основные черты просветительского мировоззрения - идеалы добра, добродетели, справедливости. Они позволяют представить время, в которое были написаны, с наибольшим приближением к реальности.

Также используются произведения их современников Дж. Аддисона и Р. Стиля. Большое значение просветители придавали нравственному воспитанию современников. Они были убеждены, что в нравственном воспитании одинаково нуждаются представители всех слоев общества2. По жанру близкими к произведениям Дж. Аддисона и Р. Стиля были произведения О. Голдсмита, который критиковал пороки английской действительности, стремился изменить нравы его современников к лучшему3.

Эти и другие источники, использованные в работе, помогли расширить задачи, поставленные в начале исследования.

Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. Л., 1971. Свифт Д. Письма М , 2000. SmolleltT. Letters of Т. Smollett. Cambridge, 1926. 2 Selections from Addison's Papers Contributed to the Spectator. Oxford, 1894. P. 274.

Голдсмит О. Гражданин мира. М., 1974. С. 21.

Гносеология и типология утопий

«Утопия» - слово, возникшее от двух греческих слов, в переводе означает «нигде не существующее». Это подробное и последовательное описание воображаемого, локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы, то есть предположения, догадки, и организованного совершеннее, чем то, в котором живет автор, как на уровне институтов, так и на уровне человеческих отношений .

Неудовлетворенность человека условиями своего существования порождает в нем стремление мечтать о лучшем, проектировать модели идеального будущего. Утопии возникают, так как действительность еще не до конца определена, и мечты появляются и живут внутри нас, хотя, возможно, им и не суждено стать действительностью, но их появление связано со стремлением что-то в ней изменить.

Это стремление изменить мир к лучшему, переустроить его известно человечеству с древности. Начиная с Платона, философы осмысливали пребывание человека в социуме и пытались разработать проекты такого общественного устройства, которое соответствовало бы человеческой природе и потребностям. Изначально это социальное моделирование имело характер умственной абстракции, посредством которой его авторы проводили своего рода эксперимент над обществом в вымышленном пространстве и времени, и этот эксперимент, в отличие от иных политических проектов, не мог принести никому никакого вреда. Часто современники считали их химерой, однако многие вопросы, впервые поднятые утопистами, впоследствии нашли свое выражение в реформах и были реализованы на практике.

Но утопия - это не только мечта об идеале, по и способ познания действительности, в которой живет ее автор. Обычно познание в качестве постижения сущего противопоставляется проектированию как созданию чего-то нового, небывалого и идеалу, который характеризует не сущее, а должное и желаемое. Однако само познание не существует вне идеала знаний и идеала человеческой деятельности. Эти идеалы опосредованно связаны с социальными идеалами. Идеалы конкретно-историчны и культурно обусловлены. В европейской культуре Нового времени огромное влияние приобретает традиция отношения к знанию, согласно которой человек выступает в качестве носителя, проводника, представителя знаний, которые являются самодовлеющей силой. Человек обладает знанием, следовательно, может преобразовывать мир. Это положение легло в основу утопического сознания. Утопическое сознание отождествляет идеал и эмпирическую действительность и допускает возможность полной рационализации общественной жизни.

В утопии идеал становится проектом, утопист использует технический, инженерный подход к восприятию действительности: идеал вмещается им в определенные рамки. В реальном мире идеал не может выступать реальной целью, понимаемой как конечный результат данной деятельности. Здесь идеал выступает в качестве регулятивного принципа, обеспечивающего возможность совершенствования человеческих поступков и одновременно как критерий их оценки. В утопии происходит несовместимое с природой идеала превращение его в проект . Таким образом, утопия является не только демонстрацией идеала, но и своеобразным средством постижения действительности, однако, в отличие от научного эксперимента, утопия умственный эксперимент, цель которого продемонстрировать совершенство, в то время как в научном эксперименте подтверждается или опровергается какая-либо гипотеза.

Идеал складывается па основе ценностей общества, к которому принадлежит автор: экономических, политических, социальных реалий его времени. Ключевые идеи любой утопии неразрывно связаны с философской мыслью ее времени, литературой, религией, общественным движением. Поэтому утопию можно по праву считать средством постижения и анализа действительности. Утопическая мечта неизбежно исходит из картины современной автору эпохи, а также априорных возможностей исторической альтернативы. Только внутри определенного исторического процесса обретают реальность заявленные утопией возможности . Следовательно, если утопическая функция остается неизменной на протяжении веков, то предлагаемые модели и решения меняются, и это дает возможность историку исследовать особенности данной исторической эпохи на основании изучения ее утопий.

Философско-моральные проекты: Юм и Годвин

Дэвид Юм родился в Эдинбурге в семье небогатого дворянина 26 апреля 1711 г. Будучи младшим сыном в семье, Юм не мог рассчитывать на значительную долю наследства. Вынужденный всего добиваться сам и обладая громадным честолюбием, он решил посвятить себя литературным и научным занятиям. Как он пишет в своей автобиографии, главной целью его жизни стало изучение окружающего мира и совершенствование литературного таланта . Этот талант, а также широкий кругозор и эрудиция позволили ему проявить себя в различных сферах: философии, политических науках, истории - и везде он оставил значительный след. Его философские сочинения принесли ему славу знаменитого философа-агностика, а написанная им «История Англии» в течение полувека считалась классикой историографического жанра.

К жанру утопии Дэвид Юм обратился в процессе изучения политической философии - модной среди просветителей науки об общественном устройстве и политических системах, древних и современных. Он много путешествовал, наблюдал события в современной ему Англии и, работая библиотекарем в Обществе юристов, изучал сочинения Аристотеля, Платона, Гоб-бса, Локка, Руссо и других известных авторов. Результатом этих штудий и размышлений стали собственные достаточно оригинальные представления Юма о природе государства и его идеальном устройстве.

Как философ, Юм выводил природу государства из природы человека, которая, по его мнению, изначально противоречива. В душе каждого человека коренится доброжелательное отношение к окружающим, но люди подвержены аффектам, поступают импульсивно под воздействием своих эмоциональных ассоциаций, а потому они не способны заботиться об общем благе1. Силой, способной сдерживать человеческие аффекты и действовать на общее благо, Юм считал государственную власть.

Как историк, Юм полагал, что людям, даже когда они ещё были «дикарями», уже были свойственны элементы общественного состояния, например семья, разрастание которой приводит к возникновению общественных связей. Таким образом, общество, социальный организм возникает на основе семейных отношений, и его элементы можно найти уже в период «естественного состояния». Здесь мы видим явное расхождение Юма с широко распространенной в то время теорией Гоббса о «естественном состоянии людей», якобы предшествующем возникновению общества.

Этот общественный организм еще долгое время был лишен политической власти, которая возникла при столкновении одних сообществ с другими, вырастая из института военных вождей и постепенно приобретая монархине-ские черты . Так семейно-общественное состояние переходит в государственное. Юм оставляет в стороне вопрос об условиях, границах отчуждения при передаче власти правительству, так как, по его мнению, этот процесс происходит стихийно, с молчаливого согласия людей, привыкших подчиняться своим вождям. В основе законности существующего правительства лежит привычка .

В сравнении с теорией «общественного договора», развивавшейся в трудах других английских просветителей, модель возникновения государства у Дэвида Юма выглядит упрощенной и схематичной. Но это можно объяснить тем, что проблема возникновения государственной власти интересовала его в большей степени с точки зрения принципов ее существования, нежели механизма ее формирования, и у него общественный договор выступает как принцип регулирования взаимоотношения общества и государства. Главным здесь выступают отношения господства и подчинения, которые изначально лежат в основе государственного устройства, а не добрая воля и взаимное согласие, как это полагал, например, Джон Локк. Государственная власть, по мнению философа, должна сдерживать низменные чувства людей, поддерживать уважение в обществе к общественным институтам и праву. Государство должно поддерживать справедливость и порядок, а индивид - подчиняться ему.

Другой важнейший принцип государственного установления - принцип легитимности. Законность государственной власти обусловлена силой традиции. Любое государственное учреждение, возникшее в результате исторической эволюции, имеет право на существование и обладает соответствующими правами. В письме известному радикальному историку Кэтрин Маколей в ответ на ее упреки в консерватизме Юм так объяснял свою позицию: «Я рассматриваю все виды подразделения власти ... как в равной степени законные, если они установлены на обычае и авторитетном источнике; я не могу не считать, что смешанная монархия в Англии, какой она была оставлена королевой Елизаветой, является законной формой правления и содержит обязанность повиновения и преданности»1.

Наконец, третий принцип существования государства, или, точнее, смысл ее существования - соблюдение справедливости ради пользы и общего блага. По этому принципу Д. Юм оценивал и исторических деятелей Великобритании. Так, в его истории «Англия под властью дома Стюартов» Кромвель предстает как деспотичный политик и религиозный фанатик, но в то же время как предусмотрительный и дальновидный государственный деятель, сделавший много полезного для страны, в отличие от Стюартов .

Природа человека в понимании Свифта и Дефо

Характерной чертой века Просвещения в Англии было стремление осмыслить и активно использоваться тот интеллектуальный багаж, который был накоплен в предшествующем революционном десятилетии, осмыслить те буржуазные преобразования в экономической, социальной и политической жизни, которые произошли в жизни английского общества после Славной революции, систематизировать новые идеи и сформировать новую буржуазную идеологию. В решении этих задач принимали участие не только политические философы и публицисты, но и литераторы.

В XVIII веке в английском обществе значительно возрос интерес к литературе в целом и к отдельным ее жанрам в частности. Рост читающей публики обусловливал постоянный рост числа публикуемых книг, переводов, периодических изданий. Издавались как государственные, так и частные газеты, почти в каждом крупном городе были свои периодические издания. Возрос интерес к театральным постановкам. Посещение театра стало модным. Литература способствовала повышению образованности людей и прививала хороший вкус. Она включала людей в общественную жизнь, делала их активными участниками происходящих событий .

Многие известные писатели того времени использовали возможности литературного жанра не только для развлечения или воспитания читающей публики, но и для аллегорического изложения своих политических взглядов: для критики существующих общественных и политических порядков, для разработки проектов их реформирования, а также для изображения общест венного идеала. Так в беллетристике того времени появился особый жанр литературной утопии. Наиболее популярными произведениями этого жанра были романы Дж. Свифта и Д. Дефо, однако, были и другие, менее известные произведения.

В отличие от политических утопий, которые представляли собой более или менее четко разработанные социальные модели, для литературных утопий, характерна, прежде всего, особая форма подачи материала с использованием сатиры, юмора, аллегорий. Замысел автора - продемонстрировать идеал, прячется за вымыслом. Выдумка позволяет растворить или, наоборот, более ярко выделить социальные противоречия, которые существуют в реальной жизни.

Литературные утопии предусматривали возврат к жизни простой и патриархальной. Это утопии правителя, а не правления. В утопиях нет четкого и конкретного описания форм власти, описывается, в основном, только правитель - мудрый и просвещенный. Представителей литературного направления Просвещения больше всего интересовали вопросы нравственности и морали. В центре их внимания человек, а не формы власти. Человек все определяет, от него все зависит, его нужно воспитывать, просвещать, чтобы изменить существующий общественный порядок .

Наиболее известными литературными утопиями являются «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и « Жизнь, и удивительные приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо. Обе утопии написаны как воспоминания о путешествиях.

Джонатан Свифт родился в семье мелкого судебного чиновника, который умер еще до рождения сына. Мать, оставив ребенка на попечение дяди, уехала из Ирландии в Англию. Свифт учился в школе, затем в колледже св. Троицы Дублинского университета. Библиографы отмечают, что труды средневековых философов и богословов вызывали у Свифта раздражение, его привлекало не богословие, а история и поэзия, потому он был допущен к испытанию на степень бакалавра только по особой милости1.

Многие просветители избирали в начале своей жизни именно эту профессию, но потом меняли род своих занятий, вспомним Бурга или Дефо. Для священника у Свифта был непримиримый и противоречивый характер. Его не привлекала эта профессия, он стремился заниматься политикой. Для организации собственного дела и продвижения собственных интересов в обществе необходим начальный капитал, которого, скорее всего, у Свифта не было. Он рос без отца. Его мать была небогата, хотя стремилась ему помочь, чем могла: познакомила с влиятельными людьми в Англии.

В связи с событиями Славной революции, вызвавшей бурную реакцию в Ирландии, Свифт переехал в Англию. В 1689-99 гг. он служил литературным секретарем у Темпла. До 1713 г. он числился приходским священником Ларакара (Ирландия), но служил и в Лондоне; затем он получил постоянное место в Дублине, здесь на посту декана собора св. Патрика оставался до кон-ца жизни. Свифт умер 19 октября 1745 г.