Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Буддизм и политика в современной Мьянме Цеханова Лариса Владимировна

Буддизм и политика в современной Мьянме
<
Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме Буддизм и политика в современной Мьянме
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цеханова Лариса Владимировна. Буддизм и политика в современной Мьянме : 07.00.03 Цеханова, Лариса Владимировна Буддизм и политика в современной Мьянме (1988-2006) : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.03 Москва, 2007 246 с. РГБ ОД, 61:07-7/660

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Буддизм тхеравады в политической культуре и истории Мьянмы 23

1.1. Общие политические концепции буддизма тхеравады и их интерпретация в Мьянме

1.2. Буддийские традиции в политической культуре бирманского общества накануне получения независимости

1.3.Буддийские элементы в политическом развитии независимой Бирмы 60

Глава 2. Буддизм в политике Государственного совета мира и развития (ГСМР)1 76

2.1. Приход режима ГСВЗП к власти и его обращение к буддизму 76

2.2. Буддизм и построение общества «дисциплинированной демократии» в Мьянме

2.3. Буддийский национализм как способ консолидации общества и упрочения режима

2.3.1. Буддийская идеология современной Мьянмы - 38 «Мангала сутга» 87

2.3.2. «Буддизация» населения, или политика ГСМР в религиозном вопросе 97

2.3.3. Буддийская культура как основа мьянманской национальной идентичности: свои традиции против западных ценностей 108

2.4. Создание культа религиозного государства: современное прочтение буддийской политической традиции

2.4.1. Использование органов государственной власти для построения «идеального буддийского государства» 111

2.4.2. Политика ГСМР по отношению к сангхе 115

2.4.3. Миссионерская деятельность 126

2.4.4. Строительство и восстановление религиозных памятников 138

2.4.5. Участие первых лиц ГСМР в религиозных церемониях 143

2.5. Использование буддийских символов для борьбы с оппозицией 151

Глава 3 Буддизм и оппозиция 1б1

3.1. Приход Аунг Сан Су Чжи в политику и ее обращение к буддизму 1б1

3.2. «Социально ориентированный» буддизм: соединение буддизма и демократии в идеологии оппозиции

3.3. Буддийский способ политической борьбы 176

3.4. Политика оппозиции по отношению к сангхе 181

3.5. Использование буддийских символов в качестве «защитной» риторики 183

Заключение 186

Список использованных источников и литературы 191

Приложение

Введение к работе

Постановка проблемы. Численность населения Союза Мьянма (также известного под названием Союз Бирма) составляет сорок семь миллионов человек. Мьянма является многонациональным и поликонфессиональным государством. Страну населяют 135 различных народов и народностей, говорящих на разных языках и наречиях. В общей сложности насчитывается 125 языков. Большинство жителей Союза Мьянма (70%) - бирманцы, среди других этнических групп наиболее крупные карены, шаны, качины, чины, моны3.

Буддизм тхеравады4 - религия, которую исповедует 89,28 процента5 населения Союза Мьянма, преимущественно этнические бирманцы и моны. Помимо буддистов в Мьянме можно встретить христиан самых разных направлений, мусульман, конфуцианцев, даосов, индусов, сикхов, анимистов. Наиболее крупными группами конфессиональных меньшинств являются христиане и мусульмане, насчитывая 2,3 миллиона приверженцев христианской веры и 1,7 миллион последователей ислама6, что составляет примерно 4-5% от всего населения страны.

Впервые буддизм проник на территорию современной Мьянмы в четвертом веке до н.э7., а исповедуется с одиннадцатого века8. Историю этой

Ранее страна была известна под названием «Бирма» или «Burma» по-английски, а ее столица - «Рангун» или «Rangoon». В 1989 году новое правительство Бирмы сменило название на «Мьянма» и «Янгон» («Myanmar», «Yangon»). Так народы Бирмы называли свою страну до колониального господства англичан. В научной литературе наряду с «Мьянмой» продолжают использовать прежние названия.

Буддизм традиционно делится на два направления: махаяна и тхеравада. В махаянистских текстах тхеравада нередко именуется «хинаяной», в текстах же палийского канона этот термин не встречается. Для последователей тхеравады термин «хинаяна» имеет уничижительный смысл, подчеркивающий верховенство махаяны как «большой колесницы» («великого пути» к спасению) над «малой колесницей» («малым путем» (хинаяной)), являющимся нижней ступенью познания в религиозной системе махаяны. В 1950 г. Всемирное братство буддистов постановило использовать лишь один термин «тхеравада». Учение буддизма тхеравады сложилось на базе палийского канона и комментариев к нему. Особенность определяется отношением к Будде, Дхамме и Сангхе. См. подробно Корнев ВИ. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1987. - С 57

Department of Religious Affairs./Myanmar Ministry of Religious Affairs. -

Данные декабря 2005: христиан - 2264884 чел., мусульман - 1692898 чел., индусов - 228654 чел., Department of Religious Affairs./

Myanmar Ministry of Religious Affairs, 7 Согласно историческим хроникам, буддизм проник в Бирму после 309 г. до Н.Э. Религиозная миссия, возглавляемая Соной и Уттарой

из империи Ашоки, приехала в Монское королевство Тхатона в Нижней Бирме.

Буддизм достиг Центральной Бирмы в 1057 году н.э. в форме священного текста, представленного бирманским королем Аноратхой

после вооруженного завоевания им Тхатона. С помощью священного текста и помощью Махатхеры Арахана (также известного как Шин

Арахан), король установил буддизм в качестве основной государственной религии и с тех времен буддизм стал распространяться на

другие части Бирмы, При монархической поддержке постепенно буддизм стал доминировать над другими верованиями и практиками,

включая брахманизм и религию народа пью в Центральной Бирме. (Than Tun, U and Strachan P. Essays on the History and Buddhism of

Burma. - Whiting Bay: Kiscadale, 1988. - Cc. 23-26).

4 страны невозможно представить без буддизма, который воздействует на все стороны мьянманской жизни, так как он является своеобразным фундаментом, на котором стоит все общество, образом жизни.

С древних времен буддизм в Мьянме является существенным фактором внутриполитической жизни: ему привержены все политические силы, за исключением конфессиональных меньшинств. Он не только оказывает влияние на формирование их мировоззрения, их действия, но и, зачастую, им манипулируют в своих интересах различные социальные и политические силы.

В современной мьянманской политике после 1988 года, когда в антиправительственных выступлениях активное участие принимали монахи, буддизм приобрел более заметную роль. В настоящее время неконституционно правящий военный режим Государственного совета мира и развития (ГСМР) все больше прибегает к мьянманским культурно-религиозным стереотипам, издавна существовавшим под эгидой тхеравадинского буддизма, с целью наладить диалог с собственным народом и обеспечить социально-политическую стабильность ради развития страны. Провал программы "Бирманский путь к социализму" в 1988 году означал отказ Мьянмы от социалистической ориентации, но он ни в коем случае не привел к образованию идеологического вакуума. Как объясняют сами руководители государства, «в связи с тем, что армия отказалась от политики партии (ПБСП - Л.Ц.), она обратилась к буддизму, потому что буддизм представляет собой нейтральную основу, независимую от партии или правительства... единственный оригинальный «-изм», который никогда не может быть побежден всякими новыми «-измами»9. Для придания власти политической легитимности, укрепления своих позиций военный режим активизировал связи с монашеской общиной - сангхой, взяв на себя роль покровителя и защитника буддизма, какую традиционно играли правители Бирмы.

Цит. по: Houtman G. Mental Culture in Burmese Crisis Politics. - ILCAA Study of Languages and Cultures of Asia and Africa Monograph Series 33, Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa,1999. -Pp. 121...266

Демократическая оппозиция в лице Национальной лиги за демократию (НЛД), возглавляемой До Аунг Сан Су Чжи, также использует традиционное средство бирманской политики - буддийскую составляющую - в своей политической риторике, а также монашество для привлечения народных масс на свою сторону.

На протяжении двадцати лет в Мьянме наблюдается противостояние двух основных политических сил - ГСМР и НЛД, которые пытаются достичь одинаковую цель - овладеть властью, при этом буддизм является лишь средством к ее достижению. Обе стороны пытаются создать из буддизма свою специфическую целостную государственную идеологию и оправдать свои притязания на политическую легитимность.

Сказанное выше позволяет говорить об актуальности предпринятого исследования.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1988 г. по 2007г. Выбранный период исследования объясняется приходом к власти в 1988 году нового военного режима Государственного совета по восстановлению законности и правопорядка, который находится у государственного руля и по сей день.

Объектом диссертационного исследования является связь между буддийской тхеравадинской религиозной традицией и внутренней политикой в условиях политической обстановки в современной Мьянме. Внешняя политика затронута фрагментарно, в качестве одного из аспектов миссионерской деятельности.

Предметом исследования являются способы, средства и методы с использованием элементов доктрины и практики буддизма тхеравады в целях легитимации политической власти в современной Мьянме, а также политическое противостояние правящих кругов и демократической оппозиции.

Цель исследования состоит в выявлении механизма практического использования буддийской религии военным правительством ГСМР, а также

в рассмотрении политико-религиозной риторики лидера демократической оппозиции. При этом, для более глубоко понимания и осознания основных двух целей особое внимание уделяется изучению характера взаимоотношений современного государства и религии на основе моделей и концепций власти буддийской политической традиции.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда исследовательских задач, сгруппированных в три тематических блока в соответствии с общей логикой диссертационного исследования:

1. Концептуальный блок:

очертить концептуальные основы моделей власти в буддийской политической традиции;

выявить специфические черты модели традиционной «классической» легитимности;

рассмотреть социально-политическое значение практики медитации випассаны;

изучить буддийскую политическую традицию в истории Бирмы.

2. Блок анализа механизма практического использования буддийской
доктрины и практики военным режимом:

рассмотреть причины обращения военного режима ГСМР к буддизму;

оценить процесс демократизации в контексте буддийской традиции;

показать, как используется буддийский национализм в качестве способа консолидации общества и в данном контексте рассмотреть государственную идеологию, политику ГСМР в национальном вопросе и шаги по укреплению мьянманской национальной идентичности;

проанализировать круг мероприятий по созданию культа религиозного государства в современной Мьянме и в данном контексте:

изучить деятельность органов государственной власти по обеспечению связи между правительством и буддийской монашеской общиной (сангхой);

проанализировать политику ГСМР по отношению к сангхе, в данном контексте также рассмотрев участие буддийской общины в политической жизни и определив ее политическую ориентацию;

выявить цели и задачи правительства при ведении миссионерской деятельности;

оценить деятельность военного режима по строительству и восстановлению религиозных памятников;

показать характер и цели участия правящей элиты в религиозных церемониях;

рассмотреть использование некоторых буддийских символов правящим военным режимом для борьбы с оппозицией.

3. Блок анализа религиозной риторики лидера демократической оппозиции До Аунг Сан Су Чжи как метода политической борьбы:

рассмотреть роль и место буддизма в приходе До Аунг Сан Су Чжи на политическую арену современной Мьянмы;

изучить политические взгляды До Аунг Сан Су Чжи, идеологию и методы борьбы оппозиции;

выявить характер взаимоотношений с сангхой и политику демократической оппозиции по отношению к монашеской общине;

проанализировать использование буддийских символов для разработки ответа на выпады правительства в адрес оппозиции.

В методологическом плане диссертант опирался на культурно-цивилизационный подход, пытаясь найти объяснение тем или иным внутриполитическим концепциям и практическим мероприятиям военного режима Государственного совета мира и развития, а также политической риторике НЛД в особенностях мьянманской буддийской цивилизации.

При этом был также использован метод сопоставления, позволивший установить сходство и различие в использовании религии в своих целях различными политическими силами. В результате сопоставления были выявлены общие черты в действиях правительства и оппозиции, а выявление общего позволяет говорить о возможности познания закономерностей в политической жизни современной Мьянмы.

При написании работы диссертант также стремился руководствоваться принципом историзма, под которым понимается объективная оценка событий и проблем в контексте времени, а не суждения, продиктованные конъюнктурными соображениями.

Степень разработанности проблемы. Буддизм привлекает пристальное внимание исследователей, его истории, концепциям, школам, роли в социальной структуре и политической жизни восточных обществ посвящены многие труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Изучение буддизма в политической жизни Мьянмы затронуто незначительно как в отечественной, так и зарубежной литературе. Объяснение кроется в специфике исторической судьбы данного государства Юго-Восточной Азии.

В то время, когда возник научный интерес к буддизму, авторы в основном уделяли главное внимание философии буддизма, а не его социальной и политической функции, т.е. связям между государством, обществом и религией. Бирма в то время находилась на периферии мирового научного знания. Бирманские исследователи не обращались к буддизму как объекту изучения, т.к. сами были буддистами и рассматривали его как систему ценностей, необходимую для существования страны. Они, главным образом, рассматривают историю буддизма, в первую очередь, в

9 средневековье. Большинство немногочисленных исследований, посвященных изучению буддизма в Бирме и его социально-политической роли, а именно, рассмотрению взаимоотношений общества и буддийской сангхи, заканчиваются концом шестидесятых - началом восьмидесятых годов двадцатого столетия.

Наиболее близко к настоящему исследованию по характеру подхода и изучаемому материалу стоит монография западного историка Г.Отмана, в которой автор анализирует использование буддизма демократической оппозицией и военным режимом в условиях политического кризиса 1988 года10.

Попыток рассмотреть конкретные практические мероприятия правительства и политическую риторику оппозиции в качестве инструмента обретения и удержания политической власти и влияния в условиях посткризисной политической обстановки современной Мьянмы еще не предпринималось.

В этой связи исследование механизма использования буддийской религии военным правительством современной Мьянмы, а также демократической оппозицией в условиях относительно стабильной политической обстановки с целью поддержания и сохранения политической легитимности своей власти, а говоря об НЛД, с целью ее обретения, представляется важным и современным.

Научная новизна исследования заключается в методологическом подходе диссертанта, сопоставляющем два противоположных буддийских взгляда на власть в современной Мьянме.

Диссертант показывает, что буддизм является той соломинкой, за которую хватаются обе политические силы, дабы добиться народного признания. В работе впервые в отечественной литературе раскрываются принципы и механизмы использования буддизма в качестве орудия политической борьбы. Комплексно исследован аспект использования религии

Houtman G. Mental Culture in Burmese Crisis Politics. - ILCAA Study of Languages and Cultures of Asia and Africa Monograph Series 33, Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa,1999

10 с целью легитимации власти в условиях современной Мьянмы. Если ранее в науке в основном уделялось внимание роли монашеской общины в деле легитимации, то данное исследование делает акцент на практических мероприятиях режима ГСМР, на его деятельности и конкретных шагах по использованию буддийской доктрины, практики и институтов в деле легитимации власти.

Также впервые рассматривается использование религиозной риторики лидера демократической оппозиции До Аунг Сан Су Чжи в качестве метода политической борьбы.

Основные источники, привлекаемые для раскрытия темы настоящего исследования можно подразделить на три группы:

1). Каноническая литература тхеравады, в частности два священных текста в составе «Типитаки» (скр. Трипитаки)11 или Палийского канона (основного канона буддизма, трактуемого как Слово Будды и его учеников) -«Дхаммапада» и «Сутта Нипата» . Они являются не только самыми популярными и часто цитируемыми буддийскими идеологами текстами, но весьма важны и для научного исследования тхеравады.

2). Программные документы военного правительства Мьянмы и выступления лидеров Государственного совета мира и развития по вопросам религии и культуры14, выступления и речи руководителей государства на сессиях ГА ООН, конференции Движения неприсоединения, отражающие стратегические цели государственного развития, а также мьянманское видение характера развития политических процессов в Мьянме; заявления мьянманских дипломатов, публикуемые в официальной периодической печати.

Поскольку древнеиндийский пали в Мьянме был и до сих пор остается языком религиозного культа, в диссертации используются в основном палийские термины, за исключением цитат из других исследований, где применяются санскритские термины. При необходимости мы дублируем палийские термины санскритоязычными с пометкой «скр.».

Дхаммапада// Буддизм: четыре благородных истины. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

Сутта Нипата// Стержень жизни: Книга о Будде и его учении. - С.-Пб.: Дхарма центр, 1997

Khin Nyunt. The opening ceremony of the Eighth Myanma Traditional Cultural Performing Arts Competitions (opening ceremony speech)// New Light of Myanmar. - 27.10.2000; Khin Nyunt. SPDC consistently undertaking tasks for preservation, safeguarding cultural heritage: National Unity being further strengthened through promotion of Union spirit, to crush subversives (opening ceremony speech)// New Light of Myanmar. -2.10.1998; State Peace and Development Council Preamble. - : Than Shwe. Address to Teachers//New Light of Myanmar. -22.02.1998

3). Речи и выступления лидера демократической оппозиции До Аунг Сан Су Чжи15, отражающие ее взгляды на вопросы религии и политики. Официальные заявления и программные документы партии имеются только в электронном варианте на сайте НЛД - .

Исследовательская литература по проблеме насчитывает около двухсот статей и монографий отечественных и зарубежных авторов. Среди освещаемых ими вопросов выделяются три крупных тематических блока. В первом блоке рассматривается социальная роль буддизма в Бирме. Из отечественных ученых данной теме уделил внимание И.В.Всеволодов в книге «Бирма: религия и политика»16, в которой автор рассматривает участие буддийской сангхи в политике (место буддийской сангхи в феодальном обществе, роль монашеских организаций в национально-освободительном движении, особенность религиозной структуры в 50-70-е годы). Главной целью его исследования было показать сангху в качестве одного из основных компонентов буддизма в неразрывной связи с социально-экономической историей Бирмы. Близко по характеру подхода И.В.Всеволодова к изучению социальной роли буддизма стоят монографии В.И.Корнева «Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии», «Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии»17, раскрывающие сущность учения тхеравады и ее культовой практики и показывающие отношения буддийской общины с государством, а также исследование А.С. Агаджаняна «Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады»18, наиболее полно раскрывающее представления о божественном, о человеке, о социальных отношениях, власти, богатстве в контексте буддийской культурной традиции. Однако данные исследования подробно не рассматривают мьянманскую специфику.

Aung San Suu Kyi. Freedom from Fear and Other Writings. - London: Viking Press, 1991; Aung San Suu Kyi. Letters from Burma. - London: Penguin, 1997; Aung San Suu Kyi. The Voice of Hope: Conversations with Alan Clements. - New York: Seven Stories Press, 1997; Aung San Suu Kyi. Heavenly Abodes and Human Development. - London: CAFOD, 1997

Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика (буддийская сангха и государство). - М.: Наука, 1978

Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии, - М.,1983; Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и

Юго-Восточной Азии. - М.,1987 18

Агаджанян АС. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. - М., 1993

12 Особым блоком следует выделить исследования, содержащие весьма

ценную для более глубокого осознания темы диссертации информацию о соседних с Мьянмой странах тхеравады. Поскольку буддизм существует сотни лет в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже в качестве господствующей религии, то весь национальный культ приобрел единую буддийскую окраску. Культурное и историческое наследие, социально-политическое развитие этих стран так или иначе связано с буддизмом, что накладывает определенный общий отпечаток на современные общества этих государств, независимо от этнических различий между бирманцами, сингалами, таи, лао и кхмерами. История буддизма тхеравады, его становление как государственной религии и его влияние на формирование образа жизни стран Южной и Юго-Восточной Азии прослеживается в страноведческих исследованиях отечественных ученых: Кожевникова В.А. «Очерки новейшей истории Лаоса», Берзина Э.О. «Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII века» и «Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках», Ребриковой Н.В. «Таиланд: общество и государство», «Таиланд. Социально-экономическая история (XIII-XVIII вв.)», «Очерки новейшей истории Таиланда: (1918-1959)», Талмуда Э.Д. «Общественно-политическая мысль Шри-Ланки в новое время», Сафроновой А.Л. «Буддизм в историко-культурной традиции Шри-Ланки», Корнева В.И. «Тайский буддизм»19. В данных исследованиях также рассматривается роль буддизма в национально-освободительном движении, идеологии и политике стран Южной и Юго-Восточной Азии. Особенно ценными оказались специальные исследования о взаимоотношениях между сангхой и государством в Шри-Ланке (Сафроновой А.Л. «Буддийская сангха Шри-Ланки. Конец XIII - начало XX в.», «Буддийская сангха Шри-Ланки: историческая эволюция и структурные

Кожевников В. А. Очерки новейшей истории Лаоса. - М: Наука, 1979; Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII

века. - М: Наука, 1995, Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. - М: Наука, 1982; Ребрикова Н.В. Таиланд: общество и

государство. - М.; Наука, 1984; Ребрикова Н.В. Таиланд. Социально-экономическая история (XIII-XVIII вв.). - М.: Наука, 1977;

Ребрикова Н.В. Очерки новой истории Таиланда: (1768-1917). - М: Наука, 1966; Ребрикова Н.В. Очерки новейшей истории Таиланда:

(1918-1959). - М.: Восточная литература, 1960; Талмуд Э.Д. Общественно-политическая мысль Шри-Ланки в новое время. - М.: Наука,

1982; Сафронова А.Л. Буддизм в историко-культурной традиции Шри-Ланки. - М.: Муравей, 2005; Корнев В.И. Тайский буддизм. - М.,

13 изменения (XVI-ХІХвв.)») и Камбодже (Бектимировой Н.Н. «Буддийская

сангха в независимой Кампучии») . Культурная, социальная и политическая

роль сангхи достаточно стандартна и предсказуема во всех странах буддизма

тхеравады.

Из зарубежных авторов, детально проанализировавших социально-политическую роль буддизма в Бирме с древних времен до середины шестидесятых годов двадцатого века, стоит упомянуть М.Мендельсона, Д.Смита, Л.Пая, М.Саркисьянца . Основное внимание они обращают на два аспекта социально-политической роли буддизма в Бирме: роль буддизма в освобождении Бирмы и развитии национального самосознания и роль буддизма и место буддийской сангхи в бирманском обществе шестидесятых годов.

Второй тематический блок составляют труды, раскрывающие ключевые проблемы политической и моральной легитимности в буддийских тхеравадинских обществах Юго-Восточной Азии. Исследования Ф.Рейнолдса, Д.Ферпосона, Д.Шобер, Л.Смита, Д.Сверера, С.Тамбайи посвящены изучению источников политической легитимности в доколониальных традиционных обществах Юго-Восточной Азии. Они рассматривают модели классической традиционной легитимности, а также буддийские и древнеиндийские концепции власти.

Сафронова А.Л. Буддийская сангха Шри-Ланки : Конец XVHI-нач.ХХ в.- М.: Наука: Вост. лит., 1993; Сафронова А.Л. Буддийская сангха Шри-Ланки:историческая эволюция и структурные изменения (XVI-ХІХвв.): Дис. д-ра ист.наук. - М., 2000; Бектимирова ШІ. Буддийская сангха в независимой Кампучии. - М.: Наука, 1981

Mendelson М. Sangha and State in Burma: A Study of Monastic Sectarianism and Leadership.- Ithaca: Cornell University Press, 1975; Smith D. Religion and Politics in Burma. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1965, Pye L. Politics, Personality, and Nation Building: Burma's Search for Identity. - New Haven and London, Yale University Press, 1962; Sarkisyanz M. Buddhist Backgrounds of Burmese Socialism//Religion and legitimation of power in Thailand, Laos, and Burma./ B.L. Smith (edt.). - Chambersburg: ANIMA Books, 1978

Reynolds F. The Two Wheels of Dhamma: A Study of Early Buddhism// The Two Wheels of Dhamma: Essays on the Theravada Tradition in India and Ceylon./ 0. Obeyesekere, F. Reynolds, B. Smith (edts) - AAR Studies in Religion, Chambersburg, Pa.: American Academy of Religion, vol.3, 1972; Ferguson J. The Quest for Legitimation by Burmese Monks and Kings: The Case of the Shwegyin Sect (1901 -20,h Centuries)// Religion and Legitimation of Power In Thailand, Laos, and Burma./ Smith L. (edt.) - Anima Books, 1978; Schober J, The Theravada Buddhist Engagement with Modernity in Southeast Asia: Whither the Social Paradigm of the Galactic Polity?// Journal of Southeast Asian Studies. -September 1995. - 26, 2; Religion and Legitimation of Power In Thailand, Laos, and Burma./ Smith L. (edt.) - Anima Books, 1978; Swearer D. The Buddhist World of Southeast Asia. - Albany: State University of New York Press, 1995; Tambiah S.J. World Conqueror and World Renouncer: a Study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. - Cambridge Studies in Social Anthropology, 15, Cambridge: Cambridge University Press, 1976

14 В данном блоке также особо следует выделить монографию западного историка Г.Отмана , в которой автор анализирует политические взгляды военного режима и демократической оппозиции на патронат буддийской религии с целью обретения политической легитимности. Автор утверждает, что в кризисной ситуации оба оппонента обратились к буддизму как политическому инструменту, чтобы обеспечить моральную, а значит, и политическую легитимность.

Кроме того, ко второму блоку примыкают работы, освещающие вопросы идеологии в современной Мьянме. Вопросы идеологии в Бирме шестидесятых годов подробно и тщательно разработаны в монографии А.С.Кауфмана «Бирма: идеология и политика», М., 1973, однако, автор не ставил целью изучение буддизма и уделил особое внимание мирской идеологии политических сил в Бирме. Что касается вопросов идеологии в современной Мьянме, то следует отметить монографии западных ученых Д.Стейнберга, М.Грейверза, бирманского ученого Шве Лу Маунга24. Авторы утверждают, что на протяжении всей бирманской истории правительства использовали национализм и буддизм в качестве инструмента укрепления своей политической и моральной легитимности.

Вопросы эффективности воздействия религиозной пропаганды на население детально освещены в монографии М.Скидмор, а также в сборнике статей под ее редакцией . Автор утверждает, что, несмотря на чрезвычайную эффективность религиозной пропаганды в деле легитимации власти военного режима, мьянманское население постепенно начинает сомневаться в искренности религиозного рвения руководителей страны, а также осознает, что они прибегают к буддизму как к средству политической борьбы.

Houtman G. Mental Culture in Burmese Crisis Politics. - ILCAA Study of Languages and Cultures of Asia and Africa Monograph Series 33, Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa.1999

Steinberg D.I. Burma: The State of Myanmar. - Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2001; Steinberg D.I. Burma's Road Toward

Development: Growth and Ideology Under Military Rule. - Boulder: Westview Press, 1981; Gravers M. Nationalism as Political Paranoia in

Burma: An Essay on the Historical Practice of Power- Surrey: Curzon Press. Second edition, 1999; Shwe Lu Maung Burma: Nationalism and

Ideology. - Dhaka: University Press Ltd, 1989 25

Skidmore M. Karaoke Fascism: Burma and the Politics of Fear. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004; Burma at the turn of the

twenty-first century./ Skidmore M. (edt.) - Honolulu: University of Hawaii Press, 2005

15 Японский исследователь Мьянмы К.Тоза показывает, как простые мьянманцы анализируют политическое использование буддизма военным режимом. Доклад А.Эллот также подчеркивает тот факт, что, несмотря на засилие правительственной пропаганды, в Мьянме появляется прослойка людей, способная критически оценивать действия военного режима.

Исследования, принадлежащие третьему тематическому блоку, охватывают круг вопросов, связанных с анализом деятельности демократической оппозиции и ее лидера До Аунг Сан Су Чжи. Исследования Г.Отмана, Б.Линтнера, Б.Мэтьюса, К.Немото, М.Оисии, Ж.Парентю, В.Стюарта28 детально анализируют причины выхода До Аунг Сан Су Чжи на политическую арену, однако, они лишь незначительно затрагивают причины ее обращения к буддизму как средству политической борьбы. Все они в той или иной степени превозносят До Аунг Сан Су Чжи, сочувствуют ей и критикуют военный режим.

Особым блоком следует выделить исследования, содержащие анализ современной политической и экономической ситуации в Мьянме. В основном, это исследования западных востоковедов Д.Стейнберга, Р.Тэйлора, Т.Вингфилда, мьянманских ученых У Тхант Мьинта и У Мья Маунга29.

В данном блоке также целесообразно отметить работы, описывающие роль армии в Мьянме, например, монографию отечественного исследователя В.А.Федорова «Армия и модернизация в странах Востока» , рассматривающую особенность становления и функционирования

Toza К. The Chicken and The Scorpion// Burma at the turn of the twenty-first century./ Skidmore M. (edt.). - Honolulu: University of Hawaii Press, 2005

Allot A. Censorship and Government Propaganda in Burma. Essays presented at the Burma Studies Group Colloquium. - Northen Illinois University. De Kalb, IL, October 1996

Houtman G. Sacralizing or Demonizing Democracy? Aung San Suu Kyi's "Personality Cult"// Burma at the turn of the twenty-first century./ Skidmore M. (edt.) - Honolulu: University of Hawaii Press, 2005; Lintner B. Outrage: Burma's struggle for democracy. - Bangkok: White Lotus, 1990; Mathews B. Myanmar's Agony: The Struggle for Democracy// The round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs,-1993. - No. 324; Nemoto K. Aung San Suu Kyi: Her Dream and Reality// Aung San Suu Kyi and Contemporary Burma./ Sugita Y. (ed.) - Osaka: Kansai Institute of Asia-Pacific Studies, 1996; Oishii M. Aung San Suu Kyi's struggle: it's principles and strategy. - Penang: Just World Trust, 1997; Parenteau J. Prisoner for peace: Aung San Suu Kyi and Burma's struggle for democracy. - Greensboro. NC: Morgan Reynolds, 1994; Stewart W. Aung San Suu Kyi: Fearless Voice of Burma. - Minneapolis: Lerner Publications, 1997

Mya Maung Totalitarianism in Burma: Prospects for Economic Development. - New York: Paragon House, 1992; Mya Maung The Burma

Road to Capitalism: Economic Growth versus Democracy. - London: Praeger, 1998; Mya Maung Facts versus Fiction: Socio-Political and

Economic Development of Burma under Military Management since 1988// The Pacific Review. - 1995. - Vol.8, No.4; Burma: Political Economy

under Military Rule/ Taylor R.H (ed.) - London: Hurst&Company, 2001; Wingfield T. Myanmar: Political Stasis and a Precarious Economy//

Southeast Asian Affairs. - 2000; Thant Myint U The Making of Modern Burma. - New York: Cambridge University Press, 2001; Steinberg D.I.

Burma: The State of Myanmar. - Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2001

Федоров B.A. Армия и модернизация в странах Востока. - М., 1999

авторитарных режимов. Отдельная глава в ней посвящена роли мьянманской армии. Роль армии в авторитарном обществе также анализирует мьянманский ученый Маунг Аунг Мьо31 и западный исследователь А.Селт32.

Полезными для более полного осознания темы выступают поучения известных буддийских деятелей: Махаси саядо относительно практики медитации и Сулака Сивараксы34 о «социально ориентированном»35 буддизме.

Богатый фактический материал, зачастую носящий уникальный характер (т.к. получен авторами в ходе полевых исследований), содержат статьи российского историка и дипломата Листопадова Н.А. в журналах

'У/Г

«Азия и Африка сегодня», «Восток» , публикации корреспондентов ТАСС, статьи ученых, принимающих участие в ежегодных конференциях по проблемам Юго-Восточной Азии, в частности, востоковеда-бирманиста Васильева В.Ф. , исследующего проблемы политического развития стран ЮВА и современной Мьянмы. Ценные данные о современном обществе получены из ежедневных выпусков мьянманских газет «о^юзэсос:» (англ.

Mayng Aung Myoe. Building the Tatmadaw: The Organisational Development of the Armed Forces in Myanmar, 1948-1998. - Canberra: Strategic and Defence Studies Centre, Australian National University, 1998

Selth A. Transforming the Tatmadaw: The Burmese Armed Forces Since 1988. - Canberra: Australian National University Strategic and Defence Studies Centre, 1996

Mahasi Saydaw. Practical Insight Meditation: Basic and Progressive Stages. - Kandy: Buddhist Publishing Society, 1984; Mahasi Saydaw. Satipatthana Vipassana Meditation: criticisms and replies. - Rangoon: Buddha Sasana Nuggaha Association, 1979; Mahasi Saydaw. Buddhist Meditation and its Forty Subjects. Rangoon: Buddha Sasana Nuggaha Association, 1978; Mahasi Saydaw. Practical Basic Exercises in Satipatthana Vispassana Meditation. - Rangoon: The Union of Burma Sasana Council, 1956

Sivaraksa S. Seeds of Peace: a Buddhist Vision for Renewing Society. - Berkeley, California: Parallax Press, 1992; Sivaraksa S. Global Healing. - Bangkok: Thai Inter-Religious Commission for Development, 1998; Sivaraksa S. A Buddhist Vision for Renewing Society. - Bangkok: Thai Watana Panich, 1981

Наряду с термином «социально ориентированный» буддизм в отечественной историографии также используется термин «социально ангажированный» буддизм. По мнению автора, оба термина правомерны, т.к. означают интерес к социальным проблемам и выработку активных позиций общественного участия.

Листопадов Н.А. Мьянма: непростое время перемен// Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №1; Листопадов

НА. В политике - жесткость, в экономике - либерализм// Азия и Африка сегодня. - 1996. - №8; Листопадов НА Мечети на фоне

пагод//Азия и Африка сегодня. - 1996. - №3; Листопадов Н.А. Загадка Су Чжи//Азия и Африка сегодня. - 1998. -№1; Листопадов Н.А.

Полвека и тысячелетие// Азия и Африка сегодня. - 1998. - №1; Листопадов Н.А. Год круглых дат и трудностей// Азия и Африка сегодня.

- 1999. -№3; Листопадов Н.А. Общество и государство в современной Бирме// Восток. - 1995. - №3; Листопадов Н.А. До Аунг Сан Су

Чжи. Политический портрет// Восток. 1997. - №1; Листопадов Н.А. 50 лет дипломатических отношений с Мьянмой (Бирмой)//

Дипломатический вестник. - 1998. - № 2, Листопадов Н.А. У Не Вин. Исторический портрет// Вопросы истории. - 1998. - № 4;

Листопадов Н.А. Тупики самоизоляции// Азия и Африка сегодня. -1994. -№ 3; Листопадов Н.А. У Ну/ЛЗосток. -1996. - №1. > 37

Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития: Материалы конференции, посвященной памяти M.C. Капицы/ Ин-т

востоковедения РАН; Редкол.: Н.П. Малетин, Д.В. Мосяков и др. - М., 1999-2005; Васильев В.Ф. Политические перспективы в Мьянме

(Бирме) (к началу переговоров между военными властями и оппозицией)// Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы

развития: Материалы конференции, посвященной памяти М.С Капицы/ Ин-т востоковедения РАН; Редкол.: Н.П. Малетин, Д.В.

Мосяков и др. - М., 2001; Васильев В.Ф. Бирма (Мьянма) на трудном пути в АСЕАН// АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. -

М.,1998; Васильев В.Ф. Авторитаризм и демократия в ЮВА/ЛЗосток. - 1997. - №1; Васильев В.Ф. Положение с демократией в странах

ЮВА на исходе XX века// Юго-Восточная Азия в 1999 г. Актуальные проблемы развития/ под ред. Малетина Н.П. и др. - М.: Институт

востоковедения РАН, 2001; Васильев В.Ф. Противоречия и проблемы бирманской «дорожной карты к демократии»// Юго-Восточная

Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития/ под ред. Малетина Н.П. и др. - М.: Институт востоковедения РАН, 2005; Васильев В.Ф.

Обострение отношений внутри и вне АСЕАН по «бирманскому вопросу» 2004-2005 гг. и новые траектории международных связей

Общие политические концепции буддизма тхеравады и их интерпретация в Мьянме

В современном буддизме тхеравады имеется несколько концепций власти, и все они связаны либо с доктринальными положениями канонического буддизма, либо с древнеиндийскими концепциями царской власти. Повышенный интерес тхеравады к власти и государству обусловлен законом каммы (скр. кармы): все учение и практика тхеравады ориентированы на улучшение каммы человека. Основным способом ее улучшения является накопление религиозных заслуг, осуществляемое через культовые и ритуальные отношения мирян с монашеской общиной. Для реализации этой религиозной идеи необходимо иметь значительное число монастырей и монахов, нормальное функционирование которых невозможно без поддержки центральной власти и контроля со стороны государства, иначе происходит вырождение тхеравады. Как отмечает отечественный востоковед В.И.Корнев, «характерно и то, что тхеравада существует только в странах, исторически находившихся под влиянием индийской культуры, и эта религия всегда была неотъемлемой частью политической системы... в тхераваде не только создаются концепции взаимоотношения религии с государственной властью, но и возвеличивается культ правителя или правительства, которое действует в интересах сангхи и религии» .

Все древнеиндийские концепции власти восходят к «Ведам», подчеркивают небесное происхождение правителей и их божественное предназначение. Как отмечает индолог Бэшем, «в глазах древних царь был вознесен намного выше простых смертных благодаря магической силе больших царских жертвоприношений. Царя облекала божественной властью церемония царского посвящения (раджасуя), которая в своей полной форме длилась более года и состояла из ряда жертвоприношений. Во время этих обрядов царь отождествлялся с богом Индрой, «ибо он кшатрий, и он же -приносящий жертву», и даже с самим высшим богом Праджапати. Он делал три шага по шкуре тигра и этим магически отождествлялся с богом Вишну, чьи три шага охватывают небо и землю».

В «Законах Ману» происхождение царской власти описывается следующим образом: «Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира)... извлекши вечные частицы Индры, Анилы, Ямы, Солнца, Агни, Варуны, Луны и Владыки Богатств... Так как царь был создан из частиц этих лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа».

В.И.Корнев отмечает следующие характерные черты индуистской концепции власти, выполнявшей идеологические и политические функции:

- «включение брахманских обрядов в политическую систему власти;

- обожествление власти монарха, который почитался аватарой или Вишну, или Шивы, или Индры с соответствующими сверхъестественными способностями и атрибутами последних;

- перенесение символов космического порядка или космографии на политическую культуру конкретного государства;

- провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания;

- использование древнеиндийских трактатов для обоснования функций монарха;

- право бога-царя на власть определялось его мощью, а не его нравственными достоинствами».

Приход режима ГСВЗП к власти и его обращение к буддизму

В результате выступлений широких слоев населения летом-осенью 1988 года, требовавших демократии в Бирме, в течение двух месяцев пали три правительства. В обстановке крайней нестабильности 18 сентября произошел военный переворот, и власть взял в свои руки Государственный совет по восстановлению законности и правопорядка (ГСВЗП) во главе с начальником генерального штаба вооруженных сил, министром обороны генералом Со Мауном. Военные подавили демократическое движение, после захвата власти заявив, что они не имеют намерения находиться у власти длительное время, а взяли ее только для того, чтобы восстановить в стране законность и порядок. Под давлением народных требований демократии они пойти на введение многопартийности, в 1990 году провели свободные парламентские выборы, на которых с подавляющем превосходством победила возглавляемая До Аунг Сан Су Чжи Национальная лига за демократию. Однако на этом развитие демократического процесса в Мъянме затормозилось: ГСВЗП отказался передать власть НЛД. Свои действия военные мотивировали тем, что в обстоятельствах крайне нестабильной политической обстановки только армия способна обеспечить единство многонационального государства, его стабильность и безопасность. Как отмечает Д.Стейнберг, «провал социализма в качестве инструмента легитимации заставил военных приравнять легитимность к самому военному правлению (подчеркнуто мною - Л.Ц.)»165. Другими словами, военные превратились из флагоносцев социализма в гарантов компетентного управления государством, причем, как они все время подчеркивают, на время переходного периода. В качестве главного гаранта государственной безопасности военные видят множество как внутренних, так и внешних угроз.

ГСВЗП также говорил о необходимости выработки и принятия нового основного закона страны, а затем уже заявлял о готовности передать власть в руки гражданского правительства. Разработкой новой Конституции занимается Национальная конституционная конференция (Национальный конвент), причем работа то возобновляется, то останавливается. Последний раз после долгого перерыва работа возобновилась 5 декабря 2005 года.

Выборы мая 1990 года в Мьянме рассматриваются НЛД в качестве справедливого основания для получения власти, т.к. на выборах этой партией было получено 82 процента мест в Национальной Ассамблее и 59, 9 процента голосов, и, как настаивает оппозиция, по демократическим стандартам, победа на выборах дает основание притязать на власть, т.к. выборы выступают одним из главных инструментов получения легитимности, наиболее важным институтом демократии. Интересно то, что подобный вопрос о легитимности был бы правомерен в условиях парламентской республики и при наличии конституции, закрепляющей данный государственный строй, однако, в 1990 году в Мьянме конституции не было, следовательно, юридически НЛД не могла претендовать на власть.

После провала на выборах, военные, стоящие у государственного руля, были вынуждены обратиться к другим способам легитимации своей власти. В условиях отсутствия основного закона страны и системы парламентской демократии ГСВЗП (с 1997 г. преобразованный в Государственный совет мира и развития (ГСМР) и возглавляемый старшим генералом Тан Шве)166 для собственной легитимации, а также чтобы усилить свою военную идеологию в условиях небезопасной, и даже враждебной, окружающей обстановки, обратился к национализму и буддизму, которые всегда выступали исключительно важными источниками легитимности для любого режима в любой исторический период в этой стране. Как отмечает западный исследователь Бирмы Д.Стейнберг, «на протяжении всей бирманской истории были использованы пять основных инструментов легитимации, чтобы легитимировать различные правительства или претендентов на власть: национализм, буддизм, социализм, военные и выборы» .

Во-первых, военный режим обратился к национализму как наиболее постоянному элементу в деле получения политической легитимности в Мьянме и непременному атрибуту политической власти. Наиболее заметную роль национализм приобрел во время борьбы за независимость, но с тех пор в той или иной степени к нему прибегали все правительства независимой Мьянмы. Несмотря на то, что правительству необходимы иностранные инвестиции, доходы от туризма, хунта постоянно и в самых нелестных выражениях объявляет злом все иностранное и самих иностранцев, которые стремятся разделить страну, эксплуатировать людей, разрушить мьянманские культурные традиции и выступают заодно с оппозицией. Особенно это прослеживается в заявлениях правительства, нацеленных против лидера демократической оппозиции Аунг Сан Су Чжи.

Приход Аунг Сан Су Чжи в политику и ее обращение к буддизму

До Аунг Сан Су Чжи родилась 19 июня 1945 года в Рангуне в семье лидера бирманской национально-освободительной борьбы генерала Аунг Сана, который погиб, когда дочери едва исполнилось два года. Всю свою взрослую жизнь Су Чжи прожила за рубежом, до пятнадцати лет получала образование в Бирме, затем она последовала в Индию за своей матерью До Кхин Чжи, которая была назначена Послом Бирманского Союза в Дели. В Индии она изучала политику в Делийском университете, но закончила свое образование в Великобритании в Оксфорде, получив степень бакалавра «философии, политики и экономики». В Оксфорде Су Чжи встретила своего будущего мужа, ученого-востоковеда, Майкла Эриса и создала с ним семью в 1972 году, родив двоих сыновей Александра и Кима.

Ее появление на национальной и международной политической арене связано с событиями, происходившими в Мьянме в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия. Она приехала в Бирму, чтобы заботиться о своей умирающей матери в марте 1988 года, в то самое время, когда возросли студенческие протесты по всей стране. Су Чжи с рядом других политиков создала Национальную лигу за демократию, став одним из ее лидеров, и: провела успешную избирательную кампанию своей партии в 1990 году, несмотря на то, что к тому времени уже находилась под домашним арестом. Ее заключали под домашний арест «без суда и следствия» в 1989-1995339, затем в 2000-2002, последний раз лидер НЛД была лишена свободы в мае 2003 года, сейчас она находится под домашним арестом, который продлили еще на один год до 27 мая 2008 года.

Очень быстро До Аунг Сан Су Чжи стала выдающимся оратором для целого поколения бирманцев, которые остро ощущали ту интеллектуальную и политическую изоляцию, в которой находилась Бирма с середины 70-х годов. Ее борьба за демократию отмечена несколькими международными наградами, в том числе Нобелевской премией мира. Стоит еще раз упомянуть, что основным источником легитимности Су Чжи является ее харизма: как дочь генерала Аунг Сана, национального героя и основателя независимого государства, она является харизматической личностью и пользуется широкой популярностью у мьянманского населения. Интересно, что на веб-сайте Национальной лиги за демократию размещена написанная Су Чжи биография ее отца под названием «Аунг Сан - национальный герой. Борец за национальную независимость» 41.

Взгляды Су Чжи на мьянманскую действительность и основные идеи относительно политического развития страны изложены в ее выступлениях, научных статьях, политических заявлениях и интервью, объединенных в следующие сборники: «Письма из Бирмы», «Свобода от страха и другие произведения», «Голос надежды: беседа с Аланом Клементсом», «На пути к истинному убежищу», «Райское жилище и человеческое развитие»342.

Поначалу Су Чжи не стремилась участвовать в политической жизни, однако, последующие события - отставка Не Вина с поста председателя Партии бирманской социалистической программы 23 июля и жестокое подавление демонстрации 8 августа 1988 года - ввергли ее в политическую пучину. Первое и единственное ее выступление состоялось 26 августа 1988 года в самом святом месте Янгона, пагоде Шведагон перед. 500 000 собравшихся граждан. В своей речи она указала на то, что как дочь своего отца она примет участие во «второй борьбе за национальную независимость»343 и будет участвовать в ней за «свободу и демократию, идя по стопам и следуя традициям своего отца»344. Необходимо отметить, что в своей первой речи До Аунг Сан Су Чжи не обсуждала проблему религии и политики и не использовала буддийские мысли, разве только, символическим стало место сбора митинга - национальная святыня пагода Шведагон. В тот момент она говорила о ценностях демократии, о человеческом достоинстве. Однако к тому времени она уже обладала большим объемом легитимности как дочь своего знаменитого отца, имеющая право стать продолжателем дел генерала Аунг Сана.