Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Свинцова Надежда Валерьевна

Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке
<
Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Свинцова Надежда Валерьевна. Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Курск, 2006. - 216 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Элита английского общества в 1688-1789 гг 24

1. Политическое устройство страны 27

2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества 51

Глава 2. «Средний класс» в Англии 1688-1789 гг 80

1. Английские предприниматели и формирование новой системы ценностей 80

2. Ценностные ориентации и образ жизни лиц «свободных профессий» 100

3. Христианское мировоззрение и англиканское духовенство 117

Глава 3. «Низы» английского общества в 1688-1789 гг 133

1. Трансформация английского крестьянства и создание новой системы ценностей 133

2. Формирование идеологии класса наемных работников 144

3. Ценностные ориентации и образ жизни представителей социального «дна» 167

Заключение 186

Список источников и литературы 191

Примечания 213

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема диалога культур уже давно стала привлекать внимание широкой общественности. От того, насколько налажен межкультурный диалог, во многом зависит сближение и нормальное взаимодействие между странами. Не случайно в последнее десятилетие выход российско-британских взаимоотношений на новый качественный уровень сопровождается оживлением культурных контактов. Современная английская культура базируется на основе, доставшейся ей от эпохи Просвещения. В то же время трансформировался психологический облик англичан, многие из тех качеств, которые сегодня воспринимаются как типично английские, были приобретены именно в XVIII в. Эпоха Просвещения создала особую идеологию, формирование которой было тесным образом связано с социальными, общественно-политическими и культурными процессами, рассматриваемыми в диссертационном исследовании. Более того, именно в XVIII в. происходило активное развитие экономических отношений и формирование той социальной структуры, базовые элементы которой и сейчас являются основой современных обществ.

Связь социального и культурного во второй половине XX в. стала одним из центральных вопросов исторической науки. Данное исследование выполнено в русле социально-структурной истории и культурной антропологии. Оно охватывает ряд приоритетных направлений новой культурной истории - историю элит, историю частной жизни, историческую психологию, собственно социальную историю - и в этом отношении его научная актуальность не вызывает сомнений.

Объект исследования - социокультурная история Англии в конце XVII - XVIII в.

Предметом исследования является образ жизни, ценностные ориентации, взаимоотношения и механизмы интеграции представителей различных общественных слоев Англии эпохи Просвещения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1688 по 1789 г..Подобная периодизация связана с принятой в англо-американской исторической науке концепцией «старого порядка» , связанной со становлением устойчивой социально-политической структуры, которая в значительной степени сохранилась до сих пор. Границами названного временного промежутка являются «Славная революция» 1688 г., которая традиционно считается началом конституционной монархии в Англии, и Великая Французская революция 1789 г., знаменующая собой создание в Европе буржуазного общества современного типа. Необходимо отметить, что указанный период в отечественной исторической науке часто называют «эпоха Просвещения» или «XVIII столетие», поэтому в настоящей работе данные понятия употребляются как синонимы.

Географические рамки. В центре внимания данной работы будут находиться социально-культурные процессы, имевшие место в Англии, без учета реалий Шотландии, Ирландии и заморских колоний.

Методологической основой работы являются принципы объективности и историзма. Принцип объективности предполагает анализ предметов и явлений как феноменов объективной действительности, исследование, свободное от доктринальной или идеологической заданности и предвзятости. Принцип историзма находит свое выражение в логико-историческом подходе, позволяющем рассматривать события и явления как феномены конкретной исторической эпохи, взятые в контексте общеисторических событий и закономерностей своего времени, показывать взаимосвязь эволюционного и революционного направлений исторического процесса, исследовать явления в их постоянном развитии и видоизменении, понимая частные факты как отражение более общих закономерностей.

Важным звеном методологической основы работы стали достижения

1 Clark J. С. D. English Society 1688-1832. Ideology, Social Structure and Political Practice during the Ancient Regime. - Camb., 1985. - P. 5.

5 представителей школы «Анналов», которые дали обоснование концепции «глобальной истории» и категории «длительной временной протяженности» (la longue duree ), или «социального времени». В рамках отказа от повествования о единичных событиях «глобальная история» предполагает, что историческая наука охватывает все стороны жизни человека и общества в их единстве, в том числе ментальные, демографические структуры, технологические приемы. Кроме этого, историческая действительность делится на несколько динамичных многоуровневых систем1.

Эти концепции могут быть обобщены в принципе системного подхода, который предполагает изучение различных элементов британской социальной системы в их совокупности и взаимоизменяемости. При таком подходе объект исследования - социокультурная история Англии эпохи Просвещения - представлен как целостный феномен, в то же время существует возможность выявить особенности и динамику развития и взаимодействия его структурных элементов.

В диссертационном исследовании был применен междисциплинарный подход, основанный на применении теоретических разработок социологии, культурологии и политологии. Понятийно-концептуальный аппарат этих наук позволяет исследовать феномены исторической действительности как элементы социально-политической и культурной систем, выявляя их особые функции в обществе и государстве в целом.

Особо следует подчеркнуть важность применения в данном исследовании концепций социального устройства и теорий элит11. На характеристике основных социологических подходов к общественной структуре следует остановиться более подробно, т. к. до сих пор в исторической науке нет единого подхода к стратификации английского общества XVIII века. Это связано также с собственно социологическим аспектом данного вопроса - отсутствием единого подхода к понятию общества вообще и его структуры. В данной работе используется

определение социальной структуры как совокупности тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

По мнению социолога Т. Парсонса, основным связующим звеном любого общества является общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. Формирование современного типа общества, для которого характерны отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы, исследователь относит к XVII - XVIII вв., приводя в качестве примера Англию и Францию XVIII столетия. Подобная общественная конструкция, по мнению Т. Парсонса, является типичной для Европы XVIII-XIX вв.2 С точки зрения П. Сорокина, социальная мобильность, как и социальная стратификация, является естественным и неизбежным явлением любого общества3. Более того, лица, занимающие высокое положение в структуре общества, как правило, обладают значительным политическим влиянием и богатством, составляя элиту общества.

В качестве одной из отправных точек теории элит взято определение К.
Манхейма, который понимал под термином «политическая элита»
меньшинство, обладающее властью и правом на принятие решений
относительно управления государством. Именно К. Манхейм уделил
большое внимание социологическому анализу процессов трансформации
аристократических элит в демократические4. Для Англии в исследуемый
период времени элита в используемом значении термина - это депутаты
парламента, аристократия, джентри отчасти представители

предпринимательских кругов. Кроме того, практически все представители

Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. - С.85.

3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С.302-303.

4 Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное:
Социология культуры.- М.- Спб., 2000. - С. 167-222.

7 аристократии были связаны родственными отношениями и представляли собой «сообщество свойственников» , сохраняющее значительную корпоративную замкнутость.

Названные социологические конструкции и категории детализируют базовые аспекты настоящего исследования. Более того, данная диссертация примыкает по своей тематике к имагологическим и культурологическим исследованиям, которые предполагают реконструирование образов прошлого и изучение мироощущения.

Степень изученности темы.

В отечественной исторической науке вопросы образа жизни представителей различных общественных слоев Англии XVIII в. специально не разрабатывались и рассматриваемая работа восполняет этот существенный пробел.

В то же время существует большое количество работ, в которых затрагиваются отдельные аспекты исследуемой проблемы. В целом же социокультурная история Англии, несмотря на свою научную актуальность, остается до сих пор малоизученной в историографии нового времени.

В России конца XIX - начала XX в. выходят работы, посвященные политическим идеям эпохи Просвещения6. Среди подобных работ можно выделить публичные лекции профессора Московского университета Г. Вызинского «Англия в XVIII столетии» , которые охватывают широкий круг политических и культурных событий английской истории. Интерес представляют также лекции профессора М. М. Ковалевского. Он проводит мысль о зависимости общественной мысли от соответствующего

5 Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. - С.85.

6 См.: Ковалевский М. М. История политических учений нового времени.
Лекции. - Спб., 1910; Ященко А. С. Политические учения в Англии XVIII в. -
М., 1912; Быкова А.Ф. Рассказы из истории Англии XI - XIX века. - Спб,
1899.

7 См.: Вызинский Г. Англия в XVIII столетии. - Спб, 1860.

8 государственного строя и утверждает, что непосредственные идейные истоки

политических учений философов XVIII в. лежат в XVII столетии. Одной из

центральных тем курса Ковалевского является теория разделения властей и

ее место в общественной мысли Англии, а также концепция общественного

договора.

В советское время в отечественном англоведении приоритетными

были темы, связанные с революционным и рабочим движением8. Вопросы социальной и культурной истории Англии в отечественной историографии затрагивались сравнительно редко, взаимоотношения социальных групп рассматривались главным образом как классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом. Особое внимание необходимо обратить на исследование М.Н. Мещеряковой «Пролетариат Англии в процессе формирования (I половина XVIII века)», которая отличается привлечением множества оригинальных источников. Наиболее интересными для нас являются разделы, посвященные условиям труда и жизни английских рабочих. Изучением общественных движений в Англии занималась М. П. Айзенштат, которая обращала особое внимание на деятельность разнообразных религиозных, благотворительных, аболиционистских и общественно - политических объединений9. Более того, она является

См. напр.: Быков Г. Очерки по истории социальных движений в Англии (1764-1836).- М. - Л., 1934; Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII в. - начале XIX в. - М., 1962; Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии (пособие для учителя). - М., 1963. и др.

9 См. напр.: Айзенштат М. П. Политические организации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник трудов. Вып. 13.- Брянск, 2004. - С. 19-30; Айзенштат М. П. Английская пресса во второй половине XVIII в. и развитие демократических тенденций в обществе (пресса и парламент) // Европейский либерализм в Новое время. - М., 1995. - С. 53-62.

9 автором ряда работ по истории Англии XVIII-XIX вв., в том числе

обобщающего характера.

Весьма полезными для сравнительного анализа оказались труды отечественных франковедов. Вопросы изучения социальной структуры и отдельных социальных слоев в европейской истории затрагивались в работах Л. А. Пименовой, Е. М. Кожокина и других10. Среди современных исторических исследований особое внимание обращают на себя работы 3. Чеканцевой11, акцентирующие внимание на социально-психологической интерпретации исторических событий (изучение «коллективного воображаемого» как важного аспекта социальной жизни). Впрочем, социальные представления являлись объектом исследования и у Н. А. Ерофеева в работе «Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1815 - 1853 гг.»12, где этнические стереотипы выступали важным элементом межгосударственных отношений. Работа Н. А. Ерофеева является одной из первых отечественных монографий, посвященных проблемам исследования повседневной жизни и национальной психологии.

Интересным для нас исследованием явилась работа В. Г. Кинелёва и В. Б. Миронова «Образование, воспитание и культура в истории

См. напр.: Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. - М., 1987; Кожокин Е. М. Французские рабочие: от Великой буржуазной революции до революции 1848 года. - М., 1985; Гусейнов Э. Е. И д— Р. Буржуазия и Великая Французская революция. - М., 1989.

См.: Чеканцева 3. А. Устойчивые слухи в обществе как проявление «коллективного воображаемого»: Франция 1661 - 1789 годов// Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11: Всеобщая история. Современные исследования. Брянск, 2002; Чеканцева 3. А. Порядок и беспорядок. Протестующая толпа во Франции между Фрондой и Революцией. Новосибирск, 1996.

См.: Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1815-1853 гг.-М., 1982.

10 цивилизаций»13, написанная в русле цивилизационного подхода. Авторы

пытаются связать исторический прогресс с развитием художественной

культуры, образования и философии, рассматривают отдельные аспекты

трансформации системы ценностей англичан всвязи с развитием

капиталистических тенденций.

Важное значение для исследования английского общества и духовной атмосферы эпохи Просвещения имело привлечение работ по истории искусства и литературы14.

Как отдельную категорию необходимо выделить материалы диссертационных исследований15. Названные работы освещают и конкретизируют отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Мы сочли целесообразным выделить в отдельную группу
исследования отечественных ученых, которые в настоящей работе
использовались для создания исторического фона. у

Это, прежде всего, работы обобщающего характера, наиболее известными из которых являются «Очерки по истории Англии. 1640 - 1815

13 См.: Кинелев В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.,1998.

См. напр.: Английские художники от Хогарта до Тернера. - М., 1966; Янсон X. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. - Спб.,1999; Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966; Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2000 и

др.

15 См. напр.: Кирюшкина В. Р. Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского Просвещения. Дисс....канд. ист. наук. - Саратов, 1997; Креленко Н. С. Осмысление опыта английской революции XVII в в общественной мысли Великобритании XVII - XIX вв. Дисс....канд. ист. наук. - Саратов, 1993; Муравьева М. Г. Брак и семья в среде английского пэрства в XVII-XIX вв. Дисс.канд. ист. наук. - Спб., 1999; Терентьев П. Л. Внутриполитическое положение Англии и борьба партий тори и вигов в годы войны за испанское наследства 1701-1714 гг. Дисс....канд. ист. наук. - Спб., 1992.

гг.» К.Н. Татариновой и «География, история и культура Англии» Л.Е. Кертмана.

История Англии XVIII в. нашла свое отражение в комплексных исторических исследованиях. Наиболее удачным, на наш взгляд, является коллективный труд «История Европы», в котором дается обзор социально-экономического, политического и культурного развития европейских государств16. История английской политической мысли эпохи Просвещения рассматривалась в коллективном труде «История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв.», хотя вряд ли можно согласиться с высказанной там идеей об «общем ослаблении творческого потенциала английской политической мысли первых двух третей XVIII в.». Наиболее полную картину общественно-политических, этических, экономических взглядов английских просветителей дает работа «Просветительское движение в Англии». В названном труде характеризуются оригинальные концепции Г. Филдинга, Д. Мэсси, Дж. Пристли и др. в контексте социально-экономических и идеологических реалий.

В отечественной исторической науке существует значительное количество исследований, которые специально не затрагивают вопросы ценностных ориентации, социальной структуры и повседневной жизни, но раскрывают ряд важных аспектов в сфере политической, экономической, тендерной истории Англии эпохи Просвещения.111 Названные работы также использовались для создания исторического фона.

Проблемы английской истории XVIII столетия оказались в центре внимания зарубежных исследователей уже в XIX в. В XX в. появилось значительное количество исследований, которые в различной степени

16 См.: История Европы. Т. 4. История Нового времени ( XVII - XVIII вв.). -М, 1994.

12 рассматривают вопросы формирования ценностных ориентации и

анализируют повседневную жизнь англичан конца XVII - XVIII в.

Широко известная в России работа Дж. М. Тревельяна «Социальная история Англии»17 характеризуется комплексным подходом, изучением огромного количества разнообразных факторов: здесь и краткие исторические сведения, и история быта, литературы и искусства. Тревельян допускал возможность применения историком научного метода только в области отбора фактов и анализа источников.

Следует отметить широко известную в нашей стране «Историю Англии» А.Л. Мортона. Книга А.Л. Мортона, изданная в русском переводе в 1950 г., представляет собой попытку взглянуть на историю своей страны в свете марксистской методологии. Это, несомненно, привело к обостренному вниманию к социальной структуре и экономическим процессам. Анализ образа жизни и мировоззрения англичан в различные исторические периоды представлен преимущественно для иллюстрации выводов автора. Исследование очень насыщено фактическим материалом, А. Л. Мортон цитирует разнообразные источники и работы других английских историков.

Вопросы изучения жизни социального «дна» английского общества стали объектом пристального внимания европейских исследователей начиная с 1920 гг . Массовые общественные движения в Англии XVIII в. изучались преимущественно историками - марксистами19. Начало новой истории рабочего движения в Англии положила книга Э. Томпсона «Становление английского рабочего класса», вскоре появилась работа Э.

См.: Тревельян Д. История Англии. Смоленск, 2001; Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. - М., 1959.

18 См.: Leonard Е. М. The Early History of English Poor Relief. - Camb., 1900;
Marshall D. The English Poor. - L., 1926; Radzinowicz L. A History of English
Criminal Law. - L., 1948; Webb S. and B. English Poor Law History. Part I. The
Old Poor Law. - L., 1927,

19 См.: Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. 1770-
1920.-М., 1959.

13 Хобсбаума «Работные люди»20. Обе книги акцентировали внимание на повседневной жизни английских рабочих XVIII-XIX вв. и избегали традиционной политизации истории классовых отношений и классовой борьбы. Позднее эта тема постоянно развивалась в новых сочинениях ученого. В них рассматривался широкий круг проблем, касающихся положения низших слоев английского населения XVIII - XIX вв., их культуры, обычаев, морали, традиций, социальной жизни .

В 1959 г. одновременно вышли книги Э. Хобсбаума «Примитивные бунтовщики» и Д. Рюде «Толпа во Французской революции». Обе работы посвящались проблемам неорганизованного и стихийного движения народных масс в Англии и Франции доиндустриальной эпохи, исследовали причины и механизмы протестных выступлений «толпы»22. Эта тема была продолжена в их последующих совместных и индивидуальных исследованиях. В них рассматривались вопросы о народных волнениях в Европе XVIII - XIX вв., деревенских и городских бунтах, луддизме, политических беспорядках «черни» и идеологии лондонских низов. В трудах этих ученых «история снизу» приобрела солидный конкретно-исторический и теоретический фундамент, получила мощный импульс к своему плодотворному развитию23. В частности, Д Рюде в своем известном труде «Народные низы в истории. 1730 - 1848 гг.» рассматривает «толпу» в

20 См.: Tompson Е. P. The Making of the English Working Class. - L., 1963; Hobsbawm E. J. Labouring Men. Studies in the History of Labour.- L., 1964. См. напр.: Tompson E. P. Whigs and Hunters. The Origins of the Black Act. -L., 1975; Tompson E. P. The moral Economy of the English Crowd in the XVIII Century II Past and Present, - 1971. - № 50. - P. 76 - 136.

22 См.: Hobsbawm E. J. Primitive Rebels. Manchester, 1959; Rude G. The Crowd
in the French Revolution. - Ox., 1959.

23 См.: Hobsbawm E. J., Rude G. Captain Swing. - L., 1969; Hobsbawm E. J.
Worlds of Labour. - L., 1984; Rude G. Wilkes and Libert. - Ox., 1962; Idem. Paris
and London in the Eighteenth Century. Studies in Popular Protest. - L., 1970;
Idem. Protestant Punishment. - Ox., 1978; Idem. Ideology and Popular Protest. -
L., 1980.

14 качестве основной движущей силы истории, как совокупность людей,

находящихся «лицом к лицу». Он дает обзор народных волнений в Англии и

Франции, представляет свою концепцию идеологии «толпы»24. «История

английского рабочего движения» А. Мортона и Дж. Тэйта исследует процесс

зарождения английского рабочего класса, анализирует проблему

формирования идеологии этого нового общественного класса . Ч Поулсен в

исследовании «Английские бунтари» показывает широкую панораму

бунтов, восстаний, политических кампаний в Англии от средневековья до

1910 г26.

Современные англо-американские исследования XVIII в. отличаются

разнообразием подходов и кругом исследуемых проблем. В частности,

существуют работы, написанные в русле так называемой «социальной

истории» и посвященные проблемам социально-экономического и

культурного развития Англии в XVIII в27. Очень активные исследования

ведут литературоведы .

24 См.: Рюде Д. Народные низы в истории. 1730 -1848. - М., 1984.

См.: Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. 1770-1920.-М., 1959.

См.: Поулсен Ч. Английские бунтари. - М., 1987.

См. напр.: Porter R. English Society in the Eighteenth Century. (Penguin Social History of Britain).-N. Y., 1990; Porter R. The Creation of the Modern World: the British Enlightenment. - L., 2000; Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society. - Camb., 1998; Sharpe J. Early Modern England: a Social History, 1550-1760. - L., 1988; Marshall D. English People in the Eighteenth Century. - L., 1956; Yarrett D. Britain, 1688 -1815. - L., 1966; Langford P. The Eighteenth Century, 1688-1815.- N.Y., 1976; Langford P. Englishness Identified: Manners and Character, 1650 - 1850. - Ox., 2000.

См. напр.:Тигпег C. Living By the Pen. Women Writers in the Eighteenth Century. - L., 1992; Tillyard S. Aristocrats: Sarah, Emely, Louisa and Sarah Lennox, 1740-1832. Noonday Press, 1995; Doody M. The True Story of the Novel. New Jersey, 1996; Scheuermann M. Social Protest in the 18th- Century English Novel. Ohio, 1985; Jessie Van Sant A. Eighteenth - century sensibility and the Novel: the Senses in Social Context.- Camb., 1993.

15 В зарубежной исторической науке существует значительное

количество работ, которые рассматривают отдельные аспекты исследуемой в

настоящей диссертации проблемы.

Первые шаги в исследовании проблемы английского Просвещения как идейно - политического и культурного течения сделал английский ученый Л. Стефен . Ряд работ, посвященных философии и литературе, в том числе и английского Просвещения, был создан в названный период и в Германии. Одним из важнейших исследований XIX в. была работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» , основанная как на личных наблюдениях, так и на многочисленных источниках, в том числе, на парламентских «синих» книгах. В названном труде автор рассматривает процесс формирования английского рабочего класса как самостоятельного социального слоя, начиная с XVIII в. Ф. Энгельс характеризует образ жизни английских рабочих и их место в общественной структуре.

Очень скоро эти работы появились в русских переводах. В названных выше работах, кроме произведения Ф. Энгельса, подчеркивается идея о необходимости гармонии в обществе, которая может быть достигнута только при наличии стабильного легитимного правления и отсутствии ярко выраженных социальных противоречий, а Англия рассматривается как пример наличия указанных тенденций.

Богатый фактический материал содержится в созданном в конце XIX в.

-з і

труде немецкого литературоведа Г. Геттнера . Обращаясь к истории

См.: Stephen 1. History of English Thought in the Eighteenth Century. - L., 1876; Idem. English Literature and Society in the Eighteenth Century. - L., 1904.

См. напр.: Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9.; Йодль Ф. История этики в новой философии. -М., Т. 1, 1896; Виндельбанд В. История новой философии и ее связи с общей культурой и отдельными науками. - Спб., Т. 1, 1908.

См.: Геттнер Г. История всеобщей литературы. - Спб., 1898.

английской литературы с 1660 по 1770 г., автор рассматривает ее развитие в рамках просветительского течения, учитывая общий идейный климат. Подход к просветительским романам и публицистике как к своеобразному «зеркалу» политической, социальной и культурной жизни людей этой эпохи сохранился в европейской и американской исторической науке до сих пор.

Необходимо более подробно остановиться на характеристике следующих фундаментальных исследований, которые являются концептуальными в европейской исторической науке и во многом определяют направления последующих работ.

В 1927-1930 гг. вышли в свет два фундаментальных исследования Л. Нэмира, посвященные социально - политической истории Англии XVIII в32. Они касались преимущественно положения политических партий и аристократических группировок в эпоху правления короля Георга III, опирались на биографии депутатов Британского парламента и ведущих политических деятелей изучаемой эпохи33.

В 1926-1938 гг. были опубликованы три тома обширного труда Дж. Клепема «Экономическая история Британии в новое время»34, в котором опровергались утверждения об ухудшении положения английских трудящихся в эпоху промышленного переворота, снижении их жизненного уровня, обострении социальных противоречий в стране. Работы Дж. Клепема, как и Л. Нэмира, оказались в центре острых споров по

См.: Namier L. В. The Structure of Politics at the Accession of George III. 2 Vol. - L., 1927; Namier L. B. England in the Age of American Revolution. - L., 1930.

См. более подробно о Л. Нэмире: Ерофеев Н. А. Л. Нэмир и его место в буржуазной историографии // Вопросы истории, 1973. № 4. - С. 76-89; Шарифжанов И. И. Английская историография XX в. Основные теоретико -методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004. 34 См.: Klepem J. Economical History of Modern England. Vol. I, II, III.- L., 1927 - 1938.

17 политической и экономической истории Англии XVIII-XIX вв.,

продолжающихся до сих пор.

Среди исследований 1940-1950 гг. особое место занимают труды Г. Баттерфилда . Целью работы «Англичанин и его история» явилось прежде всего осуждение идеи революции и прославление британских политических традиционных ценностей компромисса и преемственности .

Для создания исторического фона в настоящей работе использовался широкий круг зарубежных исследований. Необходимо остановиться более подробно на характеристике наиболее важных из них.

Со второй половины XIX в. в европейской исторической науке появляются работы, посвященные вопросам места Англии в структуре мировой цивилизации. Так, в работе Т. Бокля «История цивилизации в Англии» страна рассматривается как идеал, где «прогресс совершался естественно-спокойным путем, без насильственных переворотов и без протекционного влияния правительства изнутри и чужеземного влияния извне»37. Французский историк, представитель культурно-исторической школы И. Тэн в своей работе «Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы» анализирует вопросы общественно-политического развития Англии и считаел английский вариант государственного устройства наиболее предпочтительным с точки зрения обеспечения бесконфликтного социального развития .

35 См.: Butterfield Н. The Engllshan and his History. - Camb., 1944; Butterfield H.
Christianity and History. - Camb., 1949.

36 См.: Butterfield H. The Englishan and his History. - Camb., 1944. - P. 7-8.

37 Бокль Г. История цивилизации в Англии. - Спб., 1895. - С. 27.

38 Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с
развитием литературы. - Спб., 1871. Кн.1. - С. 29

В конце 1920 гг. из печати выходит курс лекций, прочитанных группой профессоров Лондонского университета . В нем рассмотрены взгляды мыслителей самой разной направленности, общим для которых было то, что все они жили в «век Августа», который традиционно для историков литературы определялся хронологическими границами творчества Драйдена и Попа.

Интерес к этическим и религиозно-философским проблемам

Просвещения оставался преобладающим в западной историографии 1920-

1970 гг40. В указанный период появились работы, посвященные отдельным

представителям английского Просвещения41, возрос интерес к

экономическому развитию европейских стран в XVIII в., интенсивные

исследования ведут литературоведы42, которые в своих работах частично

затрагивают вопросы общественного устройства и проблемы исследования

духовной атмосферы Англии в указанный период. Указанные произведения

также оказались полезны для создания исторического фона настоящего

исследования.

Изучение степени научной разработанности темы позволяет сделать вывод, что в отечественной историографии социокультурная история Англии

См.: The Social and Political Ideas of some English Thinkers of the Augustian Age A. D. 1650-1750. - L., 1928.

40 См. напр.: Morrow G. the Ethical and Econoic Theories of Adam Smith.- N. Y.,
1923; Sorley W. A History of English Philosophy. - Camb., 1937. Gay P. the
Enlightenment: An Interpretation. - L., Vol. I, 1967; Redwood D. Reason, Ridicule
and Religion. The Age of Enlightenment in England, 1660-1750. - L., 1976;
Humphreys A. the Augustan World. Life and Letters in Eighteenth-Century
England, 1660-1750. - L., 1964.

41 См. напр.: Dickinson H. Bolingbroke. - L., 1970; Varey S. Henry St. John,
Viscount Bolingbroke. - Boston, 1984; Robertson C. Bolingbroke. - L., 1947;
Batler G. The Tory Tradition. Bolingbroke, Burke, Disraeli and Salisbury. - L.,
1957.

42 См. напр.: Manlove С Literature and Reality, 1600-1800. - Basingstoke, 1978;
Sambrook L. The Eighteenth Century: The Intellectual and Cultural Context of
English Literature. 1700-1789.-L., 1986.

19 эпохи Просвещения не представлена как отдельная проблема. Исследований, посвященных вопросам повседневной жизни Англии крайне мало, чаще всего в них рассматриваются отдельные аспекты политической, экономической, идеологической и культурной жизни XVIII в.

Цель исследования состоит в том, чтобы исследовать образ жизни и

ценностные ориентации представителей различных общественных слоев

Англии эпохи Просвещения.

Задачи исследования:

  1. Определить основные ценностные ориентации представителей различных слоев английского общества в исследуемый период;

  2. Рассмотреть характерные черты образа жизни различных групп английского общества;

3. Дать характеристику политического и экономического положения,
типичных представителей общественных слоев, обладающих
различным статусом;

  1. Исследовать особенности трансформации духовно-нравственного мира англичан в указанный период.

  2. Определить основные элементы социальной структуры и их эволюцию в Англии указанного периода;

Источниковая база исследования. В процессе работы над темой был использован достаточно широкий круг источников, которые по своей функциональной значимости можно разделить на ряд групп.

Первую группу источников составили публикации документов официального характера. В этой группе представлены государственные конституционные законы, сборники официальных документов43 и уголовное

43 The Statutes of the Realm. - L., 1820. Vol. VII; Cobbett's Parlamentary History. Vol. VI, - L., 1810; English Historical Documents, Gen. Ed. D. С Douglas, Vol. II. Ed. By A. Aspinal and E. Anthony Smith. - L., 1969; How They Lived. An Anthology of origin documents written between 1700 and 1815, compiled by A.

20 законодательство в форме официальных отчетов по судебным делам44. Данные документы оказались особенно полезны при рассмотрении проблем общественно-политического устройства и социальной стратификации, особенно повседневной жизни и ценностных ориентации представителей различных социальных слоев.

Вторая группа источников - материалы периодической печати. В эту группу вошли материалы журналов «Gentleman's Magazine», «Westminster Magazine» и «Annual Register», которые дают представление об умеренном направлении в мышлении англичан, взвешенной оценке событий в стране и за рубежом. Они включают разнообразную информацию от обычных рекламных объявлений и сообщений до анализа разных явлений социально-экономической и политической жизни страны. «Gentleman's Magazine» 1730-1745 гг оказался наиболее информативными для нас. Раздел «Историческая Хроника» названного издания был посвящен описанию современной внутриполитической ситуации, международным отношениям и событиям придворной жизни. «Лист рождений, свадеб и смертей» предоставлял сведения о продолжительности жизни представителей элиты, их основных занятиях и доходах. Рубрика «Банкротства» сообщала об основных видах деятельности предпринимателей, а «Цены» фиксировала стоимость важнейших товаров потребления по регионам и объемы внутренней и внешней торговли. Раздел «Объявления» информировал о ситуации на рынке труда, предлагаемых товарах и услугах. «Annual Register» предоставлял своим читателям информацию о важнейших событиях года в политической, общественной, научной и культурной жизни. В исследовании были использованы выпуски с 1760 по 1778 гг. «Westminster Magazine» 1770-1776

Briggs. V. III. - Ox., 1969; Конституции и законодательные акты буржуазных

государств. - М, 1951.

44 The Complete Newgate Calendar, Vol.III II Law in Popular Culture Collection II

; Old Baily Collections, 1660-1815 II

гг. сообщал, помимо общественно-политических событий, о культурной жизни и давал рецензии на книжные новинки. Источники данной группы оказались особенно полезны для воссоздания исторического фона исследуемых процессов.

Произведения современников составили третью группу источников. К
ним относятся произведения философского, политологического, морально -
религиозного, культурологического, социологического и

естественнонаучного характера. Эта группа представлена работами Д. Юма, Дж. Толанда, Шефтсбери, Э. Берка, лорда Болингброка и др45., которые помогли лучше понять идеологический климат и ценности Англии эпохи Просвещения, положение различных социальных групп, а также характер взаимоотношений между ними.

Четвертую группу составили автобиографии, воспоминания, дневники и переписка, без который трудно понять светскую и особенно семейную жизнь элиты и других слоев46.

Пятой группой источников является публицистика. В нее вошли работы Дж. Адиссона, Д. Дефо, Д. Свифта, С. Джонсона и др.47 Несмотря на

Шефтсбери. Эстетические опыты.- М., 1974; Shaftesbury. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times. Basil, 1790. Vol. II; Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. - М., 1981; Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. - М., 1978; Hume D. Dialoges Concerning Natugal Religion. - L., 1779; Astell: Political Writings (Cambridge Texts in the History of political Thought). - Camb., 1996; Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. -М., 1979 и др.

46 Boswell J. Life of Samuel Johnson. N. Y., 1931; The Life and Correspondence of Major Cartwright. II Ed. by his niece F. D. Cartwright. 2 Vols., - L., 1825; Diary of Sylas Neville, 1767-1788 II Ed. by B. Cozens - Hardy. - Ox., 1950; Memoirs of dr. Joseph Priestley to the year 1795 written by himself. 2 Vols., - L., 1806; Coxe

A. W. Memoirs of the Life and Administration of Sir Robert Walpole. - L., 1798.
Vol. III.; Letters of Laurence Sterne. II Ed. by L. - P. Curtis. - Ox., 1935; Papys S.
Diary. 1 ed. - L., 1825; Walpole H. Memoirs. 2 Vols., - L., 1822; Correspondence
of W. Pitt, earl of Chantam // Ed . by W. Taylor. 4 Vols., - L., 1838-1840; Disraeli

B. Selected Speeches. Vol. I. - L., 1862; Честерфилд. Письма к сыну. Максимы.
Характеры. - М., 1978; Мастера искусства об искусстве. - М., 1966 и др.

22 то, что приоритетными направлениями публицистики являлись политика и идеология, в этих источниках содержится обширный материал о самых разных сторонах жизни английского общества - проблемах взаимоотношений представителей разных общественных слоев, основах для стратификации, существующих вариантах социальной мобильности и последствиях этих мероприятий с точки зрения изменения общественного статуса лиц и т. д. Главной особенностью источников данной группы является очень высокая субъективность, во многом зависящая от общественно - политического положения авторов.

Такой вид источников, как художественная литература, составившая шестую группу, давно используются историками для постижения духовной атмосферы времени и проблем повседневной жизни. В диссертации использованы произведения Г. Филдинга, Л. Стерна, Д. Дефо, Дж. Свифта, Т. Смоллетта и др., в которых отражались социальные взаимоотношения, частная жизнь представителей различных слоев общества, их ценностные приоритеты, создавались типичные образы представителей различных социальных слоев.

В качестве дополнительных источников в настоящем исследовании использовались произведения художественной культуры - работы английских живописцев XVIII в. У. Хогарта, Д. Рейнолдса, Т. Гейнсборо и др., созданные в реалистической манере и дающие возможность реконструировать внешний облик, быт, некоторые сферы деятельности населения.

Таким образом, представленная источниковая база является, на наш взгляд, обширной и разнообразной, она позволяет решить поставленные в исследовании задачи.

47 Johnson S. The Political Writings. - L., 1968; Price R. Two tracts on civil liberty, the war with America and the debts and the finances of the kingdom. - L., 1776; Defoe D. His Life and Recently Discovered Writings. - L., 1869. Vol. 3; Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза Han.XVIII века. - М., 1987; Свифт Дж. Избранное. - Л., 1987 и др.

Научная новизна результатов работы заключается в том, что впервые в отечественном англоведении исследуется проблема ценностных ориентации и образа жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII в. В отличие от других работ, в настоящей диссертации проводится комплексный анализ образа жизни и ценностных ориентации англичан. В этом контексте на локальном уровне рассматривается трансформация идеологических и социальных установок различных социальных групп, особенности духовного климата общества, образ жизни представителей социальных групп с различным статусом. На основе фактов, неизвестных ранее исторической науке, прослеживается связь культурного сближения аристократии и среднего класса в связи с развитием капиталистического общества, исследуется формирование ценностных ориентации представителей зарождающегося класса наемных работников и маргинальных общественных слоев..

Практическая значимость исследования состоит не только в том, что в нем устранен значительный пробел в отечественной исторической науке, но и в том, что результаты диссертации могут быть использованы при подготовке отдельных аспектов истории Англии, а также при издании комплексных трудов. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке спецкурсов и при составлении учебных пособий для школ и вузов.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в ряде публикаций общим объемом 2.3 п. л. Отдельные положения работы апробированы в выступлениях на региональных и всероссийских научно-практических конференциях в Курском Государственном университете и в Курском Государственном Медицинском Университете в 2005 г., в Тульском Государственном Педагогическом Университете в 2004 г. Концепция диссертационного исследования обсуждена в ходе работы международной культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура-Образование-Человек» на базе Курского Государственного Университета в 2003, 2004 гг.

Политическое устройство страны

Государственный переворот и последовавшие за ним политические процессы, закрепившие конституционную схему государственного управления Англии, были результатом компромисса наиболее состоятельных кругов общества - земельной и финансовой аристократии. О росте влияния последней Болингброк справедливо отмечал: «Чтобы правильно судить о том, какой поворот в любом направлении во внутренних делах намечается, мы должны на будущее учитывать лишь, каково настроение двора и Банка»57.

Установившийся в стране олигархический режим основывался на избирательной системе с земельным цензом для электората, с «гнилыми» и «карманными» местечками, непропорциональным представительством в парламенте различных категорий и слоев населения, которая лишала избирательных прав не только широкие народные массы, но и значительную часть буржуазии.. В условиях существующей избирательной системы (в середине XVIII в. общее число избирателей составляло 245 тыс.; из них 160 тыс. - в графствах и 85 тыс. - в муниципальных городах), в высшем органе законодательной власти - как в верхней, так и в нижней палатах - преобладали представители аристократии. Каждый избирательный округ избирал двух депутатов, что облегчало заключение сделок между различными заинтересованными сторонами . Подобная партийная тактика все менее становилась вопросом политики и все более начинала носить характер личного стяжательства. Стало считаться вполне нормальным и респектабельным, если джентльмен «зарабатывал себе на хлеб голосованием в палате общин»59. По сведениям английского историка Уолкотта, в начале XVIII в. из 513 депутатов палаты общин около 350 человек были представителями аристократии и обозначались как лица «без занятия»60. В избирательной практике широко использовался подкуп, а коррупция в парламенте и правительстве служили дополнительной гарантией главенства в государстве дворянско-буржуазной элиты. Эти тенденции политической жизни реалистично изображались в современной им сатире, например, в знаменитой серии У. Хогарта «Выборы в парламент».

В сложившейся политической системе главенствующую роль играли представители земельной аристократии. Они были представлены не только пэрами палаты лордов, но и депутатами палаты общин, где к середине XVIII в. заседали 5 членов из рода Тауншендов, 4 Кэвендиша, 4 Йорка и другие аристократы61. Влияние земельной аристократии на политическую жизнь страны было очень велико. Дж. Свифт описывал роль аристократии в государственном управлении Англии начала XVIII в. с нескрываемой иронией: «... в состав [парламента] входит славный корпус, называемый палатой пэров, лиц самого знатного происхождения, владеющих древнейшими и обширнейшими вотчинами. Я описал ту необыкновенную заботливость, с какой всегда относились к их воспитанию в искусствах и военном деле, чтобы подготовить их к положению советников короля и королевства, способных принимать участие в законодательстве; быть членами верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию, ... эти люди являются украшением и оплотом королевства, достойными наследниками своих знаменитых предков, почести которых были наградой за доблесть, неизменно наследуемую потомками до настоящего времени» . Интересное описание палаты общин в 1770-1780 гг. дал один из биографов английского премьер-министра У. Питта - младшего, современник описываемых событий Д. Вильсон. Он утверждал, что парламент напоминал клуб близких друзей. Члены палаты общин, зная друг друга, не нуждались в том, чтобы знать кого-то еще, и выглядели так, словно собрались на прием, а не на дебаты. Немногие парламентарии выступали, круг обсуждаемых тем был очень ограничен. Палата общин олицетворяла цвет нации и являлась «лучшим клубом в Европе», а депутат оценивался преимущественно по его личным качествам, которые рассматривались с различных точек зрения. Во внимание принимались манера говорить, поведение, привычки. Депутат мог даже молчать, но тем не менее оказывать влияние.

Крупные предприниматели, хотя и признавались частью политически правящих классов, тем не менее на государственные должности не допускались. На уровне отдельных графств власть принадлежала также представителям дворянства, которые обычно занимали должности мировых судей. В крупных городах, как правило, господствовала «малая олигархия»: в Бристоле - «сахарные, табачные магнаты и работорговцы», в Гулле -«балтийские и голландские купцы», в Ньюкасле - угольные шахтовладельцы и купечество и т.д.6.

При официальном господстве земельной аристократии огромное влияние имела экономически возвышавшаяся буржуазия, так как процветание страны силами предпринимателей признавалось общим благом всеми представителями правящей элиты. Представители буржуазных кругов принимали участие в управлении государством лишь в незначительной степени, например, в случаях покупки земли и, соответственно, приобретения права на представительство в парламенте.

Английские предприниматели и формирование новой системы ценностей

Стабильность и процветание государства, как отмечали многие мыслители и общественные деятели XVIII в., зависели прежде всего от положения основной массы представителей мелкой и средней буржуазии, занятой преимущественно в сфере торговли и услуг, которая к тому же являлась носителями различных добродетелей. Так, А. Смит отмечал, что «среди них (представителей среднего класса) мы можем надеяться встретить более всего добродетелей, и, к счастью для общественной нравственности, в этой ситуации находится значительная часть человечества» . Свою точку зрения Смит обосновывал тем, что моральные поступки во многом обусловлены сословными различиями и всем существующим «порядком общества», где «простые люди» (А. Смит)-представители средней и мелкой буржуазии - вынуждены были добиваться успеха в жизни на основе личных качеств - предприимчивости, честности в ведении своих дел, трудолюбию, уважению к окружающим. Карьера и богатство зависели от «благоразумия», которое понималось А. Смитом в духе идей протестантской этики.

На начало XVIII в. основными способами первоначального накопления были торговая и колониальная экспансия, государственный долг и международные займы, налоговая система и протекционизм, которые создали реальные предпосылки для быстрого роста численности промышленников, финансистов и коммерсантов. «Славная революция» 1688 г. и последующее принятие «Билля о правах» создало благоприятные для них политические условия.

Конечно, для XVIII в. еще рано говорить о промышленной буржуазии, как об особенном социальном слое, имеющем определяющее влияние в обществе. Тем не менее, он формировался, одновременно с появлением рабочих как особой прослойки. Более влиятельной по-прежнему оставалась торговая буржуазия (10 тыс. семей), особенно купцы заморских компаний (2 тыс. семей)185.

В среде зарождающейся прослойки буржуазии наиболее состоятельными были финансисты лондонского Сити, самыми предприимчивыми-заморские купцы, но наиболее перспективными, как становилось очевидным,-промышленники, мануфактуристы. Правда, крупные предприниматели неаристократического происхождения все-таки не пользовались в обществе особым уважением: «Чиновники и дельцы из Ост-Индии, нажившие немало добра в разграбленных землях, плантаторы, надсмотрщики над неграми, торгаши с наших плантаций в Америке, не ведающие сами, как они разбогатели; агенты, комиссионеры и подрядчики, разжиревшие на крови народа в двух следующих одна за другой войнах; ростовщики, маклеры и дельцы всех мастей; люди без роду, без племени - все они вдруг разбогатели так, как и не снилось никому в былые времена» - так отзывались о них современники1 6.

Независимость «естественной аристократии» от правительств также свидетельствовала о том, что ей одной принадлежало право управлять страной, назначать и менять правителей. «Естественными аристократами» рождались, а не становились. Эта традиция оценивалась английской буржуазией двояко: с одной стороны, ей самой хотелось обладать такими же правами, а с другой, вызывал неприятие тот факт, что в Англии уже практически не осталось земель, свободных от власти аристократии.

Трансформация английского крестьянства и создание новой системы ценностей

Англия в XVIII в. была преимущественно аграрной страной, и только изменения, произошедшие в указанное время в технике и организации сельского хозяйства, а также перемены в социальной структуре в деревне создали условия для промышленной революции. Именно поэтому целесообразно начать рассмотрение низов английского общества с сельского населения.

После переворота 1688 г. исследователи часто употребляли термин «аграрная революция», подразумевая под этим расширение рынков сбыта и введение новых методов хозяйствования, приведших к резкому росту объема сельскохозяйственного производства. Все эти нововведения оказались возможны лишь при условии вложения в них крупных средств, и, соответственно, были доступны только для состоятельных владельцев крупных поместий. Вследствие этого техническая революция привела к социальной, изменившей всю структуру сельской Англии и способствовавшей дальнейшему прогрессу в технике307.

Необходимо сравнить положебние английской деревни в начале XVIII в. и во второй половине его.

В начале XVIII в. структура сельского населения выглядела примерно так:

1. Крупные землевладельцы;

2. Сельский «средний класс» - по выражению Дефо, это фермеры, жившие «сносно» (основная масса фригольдеров и йоменов);

3. Низший класс - беднота. Это - «все коттеджеры, поденщики и 4/5 фермеров-арендаторов»308.

Начало XVIII в. было периодом процветания для английских йоменов-фригольдеров; для арендаторов это тоже было неплохое время, так их состояния непрерывно росли. Фригольдеры и их семьи составляли около 1/8 всего населения страны, а зажиточные арендаторы - немногим меньше. В георгианскую эпоху сельскохозяйственных усовершенствований арендатор извлекал выгоду из капитала, вложенного в землю лендлордом, тогда как мелкий фригольдер не имел никаких финансовых ресурсов, кроме своих собственных309. В начале XVIII в. существовали и некоторые различия в политических правах сельского населения: так, фригольдер имел голос на парламентский выборах, а арендатор - нет. Впрочем, особого различия между этими категориями не было: один и тот же человек мог обрабатывать один участок земли как арендатор, а другой - как собственник.

Английское фермерское хозяйство основывалось преимущественно на семейном труде. Семья была основной хозяйственной единицей, которая опиралась на владение и использование земли. По данным Ю. Кучинского, соотношение в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции изменилось в пользу промышленности только к началу XIX в. . Люди старались использовать землю по ее прямому назначению, занимаясь сельскохозяйственным трудом. Работала вся семья от мала до велика. Если земли было очень много, нанимали работников, в основном сезонных, которые в конце всех работ после сбора урожая получали преимущественно натуральную оплату, но была и дворовая челядь, которая помогала в хозяйстве круглый год.

Похожие диссертации на Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке