Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Бабанская Екатерина Александровна

Человек античного Боспора: мировоззрение и образ
<
Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ Человек античного Боспора: мировоззрение и образ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабанская Екатерина Александровна. Человек античного Боспора: мировоззрение и образ: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Бабанская Екатерина Александровна;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет - ФГАОУ ВПО].- Белгород, 2015.- 225 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мировоззрение боспорянина 27

1.1. Эллины и варвары: взаимовлияние культур на Боспоре 27

1.2. Образ жизни и миропонимание боспорян 42

1.3. Мир чувств: «человек страдающий» и «человек любящий» 73

Глава 2. Внешний облик и изображение людей на боспоре 89

2.1. Образ человека на Боспоре: становление и эволюция 89

2.2. Античная физиогномика и «идеологические» стереотипы в изобрази тельных памятниках Боспора 116

Заключение 149

Список литературы

Образ жизни и миропонимание боспорян

Методологической основой исследования для нас стал цивилизацион-ный подход О. Шпенглера69, А. Дж. Тойнби70 и др., представляющий собой комплексное, системное использование методологических средств познания, в котором именно культура является основным элементом при смене исторических циклов. Второй важнейшей методологической основой является историческая антропология71. Не менее важен в нашем исследовании и историко-кулътурологический подход, предполагающий изучение истории через рассмотрение исторических типов культур, также компаративный подход, подразумевающий сравнительно-исторический анализ культур в целом и ее отдельных аспектов. Весьма важен принцип историзма как способ изучения явлений в тесной связи с конкретными историческими условиями. Он лежит в основе практически всех исторических реконструкций.

Также необходимо обозначить, что наше историческое исследование активно использует достижения, приемы и методы, а также теоретические возможности различных гуманитарных и социальных дисциплин. Согласимся с тезисом И.М. Савельевой, что культурная история - это не междисциплинарное направление, но автономная историческая субдисциплина, которая была бы невозможна, если бы в ней активно и свободно не использовались теории других дисциплин72. Мы делаем акцент на применении «куль 69 Шпенглер О. Закат Европы. - В 2 тт. -. турной интерпретации», т.е. рассмотрении объектов через призму культуры (символов и практик), оставаясь при этом «внутри» исторической науки {методы семиотики и визуальных исследований).

Визуальные исследования, как правило, нацелены на концентрацию ученого на анализе изображения, исходя из самих изображений, т.е. с минимальным применением текстовых источников73. Мы же, в свою очередь, напротив, хотим максимально полно и максимально комплексно задействовать все основные виды источников, доступные нам; в частности, сопоставляя информацию из визуальных источников и надгробных эпитафий. «Специфика визуального поворота заключается в перемещении акцента с письменных источников на источники визуальные»74, но наша работа не сводится к анализу отдельных объектов искусства.

В исторических исследованиях, по мнению В.А. Кивельсон и Дж. Нью-бергер, можно выделить четыре основных подхода к визуальным источникам. Нас будет интересовать использование визуальных источников для извлечения информации, не зафиксированной в письменных источниках75, что обусловлено уже неоднократно поднимающейся проблемой недостатка письменной традиции на Боспоре.

Коснемся подробнее непосредственно способов получения результатов исследования - методов. В основу исследования нами был положен общенаучный метод системного анализа, который предполагает рассмотрение явлений в их взаимосвязи и развитии в совокупности всех его составляющих существенных элементов. В результате синтеза - сопоставления и сравнения источников - были сделаны основные выводы. Неотъемлемым методом является индукция - движение мысли от частного к общему. Рассмотренные нами вопросы, касающиеся образа боспорца и его внутреннего мира, в даль 73 Гайдук, В.Л. Визуальный поворот в исторической науке в конце XX - начале XXI века // "Стены и мосты"

При использовании абстрагирования - мысленного отвлечения от несущественных свойств - элементы, например, носящие лишь эстетическую нагрузку, были частично опущены для выявления признаков лишь интересующего нас содержания. Так как объект рассматривался в его историческом аспекте, то мы обращались и к периодизации, предложив свой вариант развитии культуры Боспора в его хронологической последовательности, с некоторым уточнением общепринятой даты периода расцвета.

Особое место занимает универсальный диалектический метод, основанный на принципах всеобщей связи и развития, который является своеобразной стратегией научного исследования.

Среди методов исторической науки, в первую очередь, использовался сравнительно-исторический метод: в работе проводится ряд параллелей -аналогии использования образа человека в местном искусстве с общеэллинскими тенденциями. Недостаток этого метода - излишнее внимание к контексту76. Есть и разные классификации типов сравнения77.

Второй, не менее важный метод - историко-генетический, дающий возможность проследить истоки изучаемого явления и его происхождение -преемственность греческих традиций.

Также использовались методы: типологический (выявление использования типовых формул в эпитафиях), формально-стилистический (описание художественной формы надгробных стел, с учетом как внутренней организации произведения, так и его внешнего облика) и семиотический. Последний, в частности, предполагает исследование произведений искусства как знаковой системы, выявляя «язык», при помощи которого до зрителя доносится содержание художественных произведений. Его использование позволило

Важно отметить просопографический метод как анализ персоналий и выявление определенного круга лиц. Он позволил нам поставить ряд типовых вопросов о смерти, браке, месте жительства, роде деятельности, видах досуга и т.д.

Применительно к памятникам изобразительного искусства также применялись иконографический и иконологический методы для исследования различных сюжетов и мотивов с целью определить их значение и смысл в контексте данной культуры и выявить отраженные в них черты миропонимания.

В своем исследовании мы постарались хотя бы частично привлечь и методы современной психологии. Культурно-историческая типология личности строится на ее статистически преобладающих характеристиках78. Поэтому на данном этапе наша работа сводится к попытке представления культурно-исторического типа личности боспорянина.

Мир чувств: «человек страдающий» и «человек любящий»

Так, сравнение, например, антропоморфных изображений показывает, что боспорские надгробия по внешнему виду и содержанию изображений сильно отличаются как от греческих, так и от скифских стел. Последние воспроизводили образы родоначальников, военных вождей, в то время как антропоморфные надгробия, судя по всему, ставились над погребениями рядовых граждан. Примечательно, что подобные тенденции характерны в Северном Причерноморье лишь для Боспора. Что касается Ольвии и Херсонеса, то там мы встречаемся с работой мастеров, всецело связанных с греческими традициями, вероятно, и непосредственно мастеров-греков. Вероятно, здесь не только складывается более ранняя местная традиция в искусстве, но и формируется самобытное мировоззрение. Стремление воспроизводить этнический тип может служить, на наш взгляд, свидетельством самосознания боспорцев и рассматриваться как первые попытки определения себя ни к грекам, ни к варварам, а к особой этнической группе.

В первые века нашей эры о контактах боспорян со скифами судить уже намного сложнее, в связи с агонией скифской культуры, локализацией скифов в степном Крыму в рамках Позднескифского царства, с одной стороны, и изменением самой античной культуры, которая стала в этом регионе неким симбиозом, с другой. Для нас эти взаимодействия и взаимовлияния являются еще одним косвенным доказательством (подтверждением) симбиоза в мировоззрении и культуре боспорян. Но в дальнейшем еще предстоит специальное изучение развития периферийной античной культуры, выявляя родство и различия с основным потоком греческой культуры.

Анализируя изобразительные источники, стоит напомнить, что значение и роль вещи в различных культурах неоднозначно. Мы могли видеть, что такое вещь в античности и для античности. Основная черта античности как цивилизации в том и состоит, что суть своего мировоззрения, концепцию своей культуры она формулирует в вещи. Идеи культуры, развивающиеся воззрения, мифологемы доходят до материального воплощения и уже здесь достигают некого единства смысла и образа266. Некое представление о роли вещи в варварском мире в отечественной историографии также сложилось. Сложность, с которой сталкиваемся мы, заключается в попытке правильной интерпретации - использует ли местная культура вещностный язык греков или варваров или предлагает свою модель форм и образов.

Отдельно следует сказать о рубеже нашей эры, сложном периоде, когда Боспорское царство оказалось как бы зажато между двумя главными противостоящими друг другу силами - Римской державой, ставшей мировой империей в конце I в. до н.э., и иранским миром кочевников совместно с иранским по духу и эллинистическим по характеру Парфянским царством267. Новая обстановка, безусловно, не могла не повлиять и на культурную жизнь боспо-рян.

Сів. н.э. мужчины-греки Боспора начинают интенсивно перенимать кочевнический (аланский) костюм. В свою очередь, номады закупают у боспорских купцов готовую одежду (Страбон, XI, 2, 3), заимствуют у греков сам термин «хитон», некоторые термины из народных игр и эпические сюжеты268. Среди варварских изделий наиболее эллинизированными по стилю оказываются многочисленные золотые бляшки: не только стиль, но и в значительной мере сюжеты изображений на них не скифские, а греческие. Это и изображения божеств в антропоморфном облике, и «сцены из скифской жиз 266 Савостина, Е.А. Античность и варвары: возможность сопоставления культур // Материалы III археологического семинара: Античная цивилизация и варварский мир. Ч. П. Новочеркасск, 1993. - С. 164.

Развитое греко-римское искусство почти не оказало влияния да степное аланское, ориентированное на образцы далекой восточной прародины, за исключением ремонта отдельных драгоценных вещей (фалары) и воспроизведения обветшалых реликвий (чаши). Однако в городах боспорские мастера были вынуждены отчасти переключиться на новые «варварские» сюжеты (изображение скачущего «катафрактария» с копьем в Танаисе и Илурате и всадника с плетью на надгробии Перигена, сына Асклепиада в Эрмитаже; роспись в пантикапейском «склепе Анфестерия» и др.)270.

В отношении вопроса о "боспорском стиле" мы полностью согласимся с Е.А. Савостиной, которая не связывает его с определенным сюжетным типом изображения либо только с определенными принципами пространственной.

Интересно отметить, что в варварском искусстве рисунки, со временем потерявшие отчасти свой религиозный смысл, продолжали оставаться декоративными элементами и сохранились частично в силу традиции, а частично потому, что они продолжали доставлять эстетическую радость. В область графических изображений был привнесен эстетический элемент, что привело к развитию более сложного стиля. И это также повлияло на формирование боспорского стиля272.

Расписные боспорские склепы отражают быт и верования боспорцев и соседних туземных народностей, вошедших в состав Боспорского государства. Заслуживают также безусловно глубокого влияния превосходные надгробные стелы Боспора, художественно и реально отображающие быт боспорян в поздне-эллинистическую эпоху. Ни в Ольвии, ни в Херсонесе мы не видим такого богатого расцвета скульптурных рельефов, такого разнооб 269 Перееодчикоеа, Е.В. Скифский звериный стиль и греческие мастера // Античная цивилизация и

Если высшей знати Боспора, окружавшей царский двор, были доступны мраморные саркофаги, мраморные статуи и мраморные привозные стелы, то среднее по своей зажиточности торговое население Боспора предъявляло спрос прежде всего на простые надгробные стелы из местного известняка, с высеченным на них именем умершего и его изображением в кругу семьи с чадами и домочадцами273. (Рис. 9).

Основной интерес этих памятников заключается в местном своеобразии, в творческой оригинальности и самобытности боспорских живописцев. Напомним, что боспорскую живопись нельзя рассматривать, как чисто греческое искусство, весь многовековой путь ее развития неразрывно связан с историей местного общества и его культуры274.

Наиболее представительная часть боспорской скульптуры - надгробия - включает в себя и образцы искусства мастеров Эллады, и примеры локального производства. Во-первых, они показывают, что стиль памятников имеет сложный характер, в его греческую основу вплетен ряд элементов (уплощен-ность формы, двуслойность пространства и т.д.), необычных для скульптуры Эллады времени создания на Боспоре этих памятников. Во-вторых, реконструкция художественного текста стел демонстрирует его специфику. Здесь на протяжении существования Боспора отмечается ряд мифологем, свойственных архаическому, более древнему этапу развития культуры Эллады (тема пути, предстояния, загробной трапезы), но актуальных для Боспора на всей временной протяженности существования его культуры275.

Образ человека на Боспоре: становление и эволюция

Если попробовать сравнить степень влияния греческого мира на боспорских варваров различных эпох, то из двух варварских обществ, скифского и сарматского, воздействие античной культуры значительно сильнее испытало скифское. Ученые, занимающиеся этим вопросом, по имеющимся данным выявили, что наиболее ярко это воздействие проявилось в изобразительном искусстве, самым ярким и заметным проявлением которого был звериный стиль262. К тому же, нельзя забывать, что восприимчивость скифов к античному влиянию не была неизменной, а, напротив, эволюционировала -увеличивалась с течением времени. Не удивительно, что наиболее трудно определить греческое воздействие на религию и мифологию скифов.

Но в изобразительном искусстве Скифии и Боспора уже в IV-III вв. до н.э. начинает развиваться антропоморфный жанр, который несколько вытесняет звериный стиль. Антропоморфные изваяния греческих некрополей Северного Причерноморья связаны с погребениями рядового городского населения, греческого в своей основе. Большинство антропоморфных памятников все же имеет хорошо выраженные пропорции статуй-полуфигур. Этот тип скульптуры был достаточно широко распространен в эллинистической Греции263. Многие проявления и формы культуры свидетельствуют о заимствовании и подводят к выводу, что античное влияние коснулось почти всех сторон культуры, искусства и идеологии скифского общества, но вместе с тем это воздействие было весьма ограничено в социальном плане, так как коснулось в основном верхушки скифской аристократии264.

Постоянные контакты греков с населявшими окрестные территории скифами породили удивительное культурное явление - эллино-скифское искусство. Определение его как целостного художественного стиля впервые было предложено М.И. Ростовцевым. Эти художественные изделия демонстрируют технические приемы и изобразительные средства, выработанные греческой культурой, а сюжеты и мотивы связаны с мировоззрением, мифологией, религией и историей скифов265.

Так, сравнение, например, антропоморфных изображений показывает, что боспорские надгробия по внешнему виду и содержанию изображений сильно отличаются как от греческих, так и от скифских стел. Последние воспроизводили образы родоначальников, военных вождей, в то время как антропоморфные надгробия, судя по всему, ставились над погребениями рядовых граждан. Примечательно, что подобные тенденции характерны в Северном Причерноморье лишь для Боспора. Что касается Ольвии и Херсонеса, то там мы встречаемся с работой мастеров, всецело связанных с греческими традициями, вероятно, и непосредственно мастеров-греков. Вероятно, здесь не только складывается более ранняя местная традиция в искусстве, но и формируется самобытное мировоззрение. Стремление воспроизводить этнический тип может служить, на наш взгляд, свидетельством самосознания боспорцев и рассматриваться как первые попытки определения себя ни к грекам, ни к варварам, а к особой этнической группе.

В первые века нашей эры о контактах боспорян со скифами судить уже намного сложнее, в связи с агонией скифской культуры, локализацией скифов в степном Крыму в рамках Позднескифского царства, с одной стороны, и изменением самой античной культуры, которая стала в этом регионе неким симбиозом, с другой. Для нас эти взаимодействия и взаимовлияния являются еще одним косвенным доказательством (подтверждением) симбиоза в мировоззрении и культуре боспорян. Но в дальнейшем еще предстоит специальное изучение развития периферийной античной культуры, выявляя родство и различия с основным потоком греческой культуры.

Анализируя изобразительные источники, стоит напомнить, что значение и роль вещи в различных культурах неоднозначно. Мы могли видеть, что такое вещь в античности и для античности. Основная черта античности как цивилизации в том и состоит, что суть своего мировоззрения, концепцию своей культуры она формулирует в вещи. Идеи культуры, развивающиеся воззрения, мифологемы доходят до материального воплощения и уже здесь достигают некого единства смысла и образа266. Некое представление о роли вещи в варварском мире в отечественной историографии также сложилось. Сложность, с которой сталкиваемся мы, заключается в попытке правильной интерпретации - использует ли местная культура вещностный язык греков или варваров или предлагает свою модель форм и образов.

Отдельно следует сказать о рубеже нашей эры, сложном периоде, когда Боспорское царство оказалось как бы зажато между двумя главными противостоящими друг другу силами - Римской державой, ставшей мировой империей в конце I в. до н.э., и иранским миром кочевников совместно с иранским по духу и эллинистическим по характеру Парфянским царством267. Новая обстановка, безусловно, не могла не повлиять и на культурную жизнь боспо-рян.

Развитое греко-римское искусство почти не оказало влияния да степное аланское, ориентированное на образцы далекой восточной прародины, за исключением ремонта отдельных драгоценных вещей (фалары) и воспроизведения обветшалых реликвий (чаши). Однако в городах боспорские мастера были вынуждены отчасти переключиться на новые «варварские» сюжеты (изображение скачущего «катафрактария» с копьем в Танаисе и Илурате и всадника с плетью на надгробии Перигена, сына Асклепиада в Эрмитаже; роспись в пантикапейском «склепе Анфестерия» и др.)270.

В отношении вопроса о "боспорском стиле" мы полностью согласимся с Е.А. Савостиной, которая не связывает его с определенным сюжетным типом изображения либо только с определенными принципами пространственной КОМПОЗИЦИИ271.

Интересно отметить, что в варварском искусстве рисунки, со временем потерявшие отчасти свой религиозный смысл, продолжали оставаться декоративными элементами и сохранились частично в силу традиции, а частично потому, что они продолжали доставлять эстетическую радость. В область графических изображений был привнесен эстетический элемент, что привело к развитию более сложного стиля. И это также повлияло на формирование боспорского стиля272.

Античная физиогномика и «идеологические» стереотипы в изобрази тельных памятниках Боспора

На Боспоре обычай установки антропоморфных надгробий на могилах особенно широко распространился в эллинистическое время (пиком их популярности можно считать III - начало II в. до н.э.). Такое явление может иметь следующее объяснение: во-первых, антропоморфы были дешевыми и доступными памятниками, на которых детали дополнялись росписью и раскрашиванием; во-вторых, сама идея антропоморфной стелы была близка не только греческому, но и варварскому населению, органически влившемуся в этот период в состав боспорских горожан.

Возможно, антропоморфная форма надгробия, получившая широкое распространение на Боспоре в эллинистический период, в первые века н.э. потеряла свое первоначальное значение, в связи с пышным расцветом сюжетного надгробного рельефа, и пережила новое возрождение в конце П-Ш вв. н.э., когда изготовление сюжетных надгробных рельефов прекратилось или, во всяком случае, сильно сократилось287.

Четкая фиксированность образа поведения хорошего гражданина стесняла свободу развития личности, стирала разницу между индивидами, приводила к монотонности общественной жизни288.Определяющей же чертой общественного климата эпохи эллинизма были растущий индивидуализм и уход в частную жизнь.

В конце III - начале II в. до н.э. на некоторых антропоморфных изваяниях Боспора, имеющих четкие геометрические формы, свойственные античной культуре, изредка появляются такие варварские детали как застежки одежды или рельефно проработанный поясок, подобно тому как это бывало на скифских изваяниях289. Кажется справедливым предположение некоторых исследователей о том, что антропоморфные изображения по сути своей по-лиэтничны и воспринимались у многих народов как обереги, предназначенные для защиты от злых сил.

Около четверти антропоморфных изваяний были обнаружены внутри погребальных сооружений, что указывает на иной аспект их использования.

Скорее всего, в религиозных представлениях боспорян антропоморфные памятники ассоциировались с хтоническими культами и, в особенности, с обрядовыми отправлениями в честь божеств подземного мира.

Особенностью частных погребений, особенно в эллинистическо-римский период, была героизация умерших - не только выдающихся личностей, но и простых смертных. Героизация умерших была не только ритуалом, в известной мере традиционным, она становится способом преодолеть скорбь, сохранить память внутри семьи в течение нескольких поколений290.

По-видимому, в изображениях преобладают не индивидуальные особенности лиц, а общие, типичные черты как женщины, так и мужчины. Но несмотря на это, в боспорских статуях явно выражены реалистические черты - яркая характеристика этнического типа и индивидуализации лиц291.

В искусстве эллинистического периода много внимания уделялось изображению детей. Мастера достигли значительных успехов в создании реалистического образа ребенка со всеми внешними особенностями его возрас 289 Молева, Н.В. Антропоморфные памятники в погребальном обряде на Боспоре // Боспорские исследования. Вып. П. - Симферополь. - 2002. - С. 104. Хотя экономическая мощь Боспора в Ш-П вв. до н.э. начинает ослабевать, но общее благосостояние еще держится на высоком уровне. В связи с этим вполне понятно то идиллическое спокойствие, которым веет от бытовых сцен на стелах - надгробие Дасхи (Рис. 8) и надгробие Феофилы (Рис. 9); надгробие Хрестиона с изображением собаки)293.

В позднеэллинистическую эпоху II-I вв. до н.э. появляются фигурные изображения, которые сосредоточиваются, главным образом, на люнетах. Изображаются мифологические сюжеты или покойник и его домочадцы. В эпоху позднего эллинизма исполняются рельефные надгробия. Как сюжеты, так и стиль имеют своим истоком греческую надгробную скульптуру из Малой Азии, северо-восточной части Балканского полуострова и прилежащих центров.

Исполнение надгробий этого времени весьма и весьма тщательное. Скульпторами воспроизводились не только все детали женского и мужского костюмов, вплоть до пуговицы, на которую застегивается камзол мужчины, но особенно тонко прорабатывались лица фигур и их прически. Отпечаток художественности и тщательности работы виден и в обработке самих ниш, и в равной степени и в заключенной внутри них плоскости, на фоне которой выделяются рельефные фигуры: поверхность ее хорошо сглажена и выровнена. И наконец, художественно просто и беспритязательно сделано архитектурное обрамление стел. Надписи также высечены очень аккуратно и примечательны своим узнаваемым мелким шрифтом294. И даже несмотря на разнообразие, в котором перед нами предстают боспорские надгробия этого периода, в художественном смысле аналогий очень много. благосостояния и спокойствия уже нет; нет и надгробий с идиллическими сюжетами. Как верно отмечает С.А. Жебелев, «тяжелое экономическое положение Боспора в описываемое время находит отражение в археологических памятниках», а значит, находит отражение в культуре. В изображениях уже нет выражения прежнего спокойного благодушного настроения и чувства довольства. На первый план выходит изображение всадника. Работы отличаются тщательной отделкой деталей рельефа, законченностью, художественной композицией фигур, правильным художественным обрамлением295.

Еще сильнее веяния новой туземной культуры сказываются в передаче тела: узкие плечи и впалая грудь резко отличается от более коренастых торсов атлетических фигур греческой классики. Скорее всего, это портрет Неок-ла - сына Геродота, правителя Горгиппии; статуя была поставлена в 187 г. Стиль статуи близок восточно-греческой скульптуре II века. Чувствуется продолжение эллинистической традиции со свойственным ей этнографическим интересом к изображению иноземцев - в данном случае, по всей вероятности, представителя греко-синдской знати.

Исполнение надгробий позднеэллинистического периода весьма тщательное. Скульпторами воспроизводились не только все детали женского и мужского костюмов, но особенно тонкой отделке подвергались лица фигур, их прически. Перечисленные выше боспорские надгробные рельефы являются памятниками, художественно отражающими до мельчайших деталей быт своей эпохи.