Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Марханова Татьяна Фридриховна

Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.)
<
Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.) Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марханова Татьяна Фридриховна. Деятельность правителей династии Суй в период формирования централизованного государства в Китае (581-618 гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Марханова Татьяна Фридриховна;[Место защиты: ФГБУН Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук], 2017.- 196 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Экономические преобразования в период правления династии суй 16

1.1. Преобразования в области денежной системы, системы равных полей и налогообложения 18

1.2. Экономические меры укрепления централизованного государства 36

ГЛАВА 2. Административные реформы суйских правителей .72

2.1. Реформы центрального и местного управления эпохи Суй . 72

2.2. Система образования в контексте административных реформ эпохи Суй 92

ГЛАВА 3. Учения и религии эпохи суй 101

3.1. Синкретическая идеология эпохи Суй 101

3.2. Буддизм эпохи Суй 107

Заключение 134

Список использованных источников и

Литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного
исследования определяется исключительной значимостью периода правления
династии Суй в истории Китая, который не получил должного освещения в
отечественной литературе, нет ни одной специальной работы, анализирующей
этот период с точки зрения экономического, политического и духовного
развития китайского государства и общества. А между тем, деятельность
правителей династии Суй открыла новую страницу истории Китая,
положившую начало централизации государства, экономического,

политического и духовного подъема. Династия Суй не позволила Китаю развиться как два государства.

Династия Суй создала прочный экономический фундамент для строительства централизованного государства. При династии Суй Китай начал функционировать как единый организм. Единая экономическая и административная система позволила плодотворно управлять империей. Опыт правителей династии Суй оказал большое влияние на дальнейшее развитие экономики и политической ориентации Китая. Все последующие династии опирались на него. Он лег в основу традиционных систем китайского общества.

Поэтому без всестороннего и объективного понимания истории правления деятельности династии Суй, нельзя понять закономерности исторического развития Китая. Исследование данной темы во многом поможет понять современные процессы, происходящие в Китае, который сегодня демонстрирует значительные успехи во многих областях человеческой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Историографию

исследуемой проблемы можно разделить на отечественную, китайскую,

западно-европейскую и японскую. Специальных исследований династии Суй

в отечественной литературе, как было сказано выше, нет. Сведения о династии

изложены в контексте изложения общей истории Китая в учебной литературе

по истории, культуре и философии Китая. Так, имеются общие сведения о
династии Суй в учебных пособиях А.В. Меликсетова «История Китая» (М.,
2007), «История Китая с древнейших времен до наших дней» под редакцией
Л.В. Симоновской (М., 1974), в монографиях З.Г. Лапиной «Учение об
управлении государством в средневековом Китае» (М., 1985), В.В. Малявина
«Китайская цивилизация» (М., 2000), С.Л. Тихвинского «История Китая и
современность» (М., 1976), Л.С. Васильева «История Востока» (М., 2008), А.А.
Бокщанина «История Китая: древность, средневековье, новое время» (М.,
2010). Первая глава данной работы опирается на переводы А.А. Бокщанина
«Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье» (М.,
1980) экономического раздела Книги Суй. А.А. Бокщанин предоставил
перевод экономических разделов (Ши хо чжи – Записи о продовольствии и
ценностях) из так называемых династийных китайских историй – «Цзинь шу»
(История династии Цзинь), «Вэй шу» (История династии Северная Вэй) и
«Суй шу» (История династии Суй). В них описываются система
землепользования, налогообложения, пути сообщения, денежное хозяйство,
торговля, ремесла и другие аспекты экономической и политической жизни
Китая второй половины III – начала VII века. А.А. Бокщанин снабдил перевод
научным комментарием, поясняющим географические названия,

специфические китайские термины, сложные фрагменты.

Сведения об этой эпохе даются в контексте исследования религиозной традиции Китая. Так в работах Л.Е. Янгутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» (Улан-Удэ, 2007), «Китайский буддизм: тексты, исследования и словарь» (Улан-Удэ, 1998), «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма» (Новосибирск, 1995) эпоха Суй кратко характеризуется в связи с его анализом учения школы тяньтай, сформированной в этот период. Религиозным традициям этого периода также посвящены труды М.Е. Ермакова «Мир китайского буддизма: по материалам коротких рассказов IV-VI вв.» (СПб, 1994), Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае» (М.,

2001), Е.А. Торчинова «Введение в буддологию: курс лекций» (СПб, 2000),

М.Е. Кравцовой «История культуры Китая: учебное пособие» (СПб, 2001). В монографии А.В. Чебунина «История проникновения и становления буддизма в Китае» (Улан-Удэ, 2009) автор доказывает, что Вэнь-ди наряду с реформированием государственного аппарата попытался упорядочить и административный контроль над буддийской общиной, что дает возможным сделать вывод о том, что буддизм зависел от государственной власти

В китайской литературе имеются множество исследований по династии Суй. Эти исследования можно разделить на три блока: 1) работы, где детально рассматривается экономическая характеристика этой эпохи; 2) исторические исследования по социально-политической обстановке средневекового Китая; 3) исследования духовной жизни рассматриваемого периода.

Экономическая ситуация династии Суй изучалась Хань Гопань «jf ^ В#&йу:2:^ІР Обзор крестьянской жизни во времена династии Тан периода Тяньбао» (Пекин, 1979). Денежно-кредитная ситуация Шести династий, а также эпохи Суй рассмотрена в работе Цюань Ханьшэня «Ф^ Ш ШИШ Средневековое натуральное хозяйство» (Гонконг, 1976). Система регистрации домашних хозяйств, а также население в эпоху Суй описана в работе Сун Цзяюй «ШШ^ШШ^ЩЫШШ% Изучение закона о переписи населения династии Тан и системы равного распределения земель» (Чжэнчжоу, Хэнань, 1988). Метрическую систему рассматривает У Чэнло «ФШМШ Китайская система мер и весов» (Шанхай, 1937), мы также использовали в работе его таблицу мер и весов периода Суй и Тан. Исследования про разновидности Танских зернохранилищ имеются у Чжан Гуна «ШШ'кМШШ ШШ Начальное исследование системы зернохранилищ при династии Тан» (Пекин, 1985), Чжоу Иляна «ШШЙІХ^ШЙ Общественное зернохранилище эпох Суй-Тан» (Шэньян, 1998), где они приходят к выводу, что зернохранилища Суй стали основным компонентом экономической инфраструктуры этого периода, предоставляя зерно крупным городам, а также

с помощью зернохранилищ предоставлялась помощь голодающим во время войны и стихийных бедствий.

Среди работ второго направления можно выделить труды Гао Минши « т$^Р\)Ж^тіХ^^ШЖШ Политический курс о правовой системе управления государством при Суй» (Тайбэй, 1991), «ШІЇІЇіШ^^МЩ Система образования эпохи Суй и государственные экзамены» (Тайбэй, 1992), «ШШШШШ Система государственных экзаменов Суй-Тан» (Тайбэй, 1999), Цэнь Чжунмяня «ШШШЙШШШШ Опровержение общераспространенной оценки периода Суй-Тан» (Пекин, 1964), «Ш>ШМі Реалистический подход к изучению книги Суй» (Тайбэй, 1974), «ШШ^І История династий Суй и Тан» (Пекин, 1982). Реконструкция бюрократической системы Суй представлена в работе Тан Чэн’е «ШХЇЇШ№Щ$з2-Щ% Исследования политических достижений Суйского Вэнь-ди» (Тайбэй, 1967), где автор подробно описывает все имена чиновников и их занимаемое положение. Ранги бюрократического аппарата Суй исследует Ван Чжунло «^ЬІИтЧІІ Шесть уложений Северной Чжоу» (Пекин, 1979). Подробный анализ Министерства Высших Дел (Шаншу шэн), Канцелярии (Мэнься шэн) и Секретариата (Нэйши шэн) рассматривается в работе Е Вэй «Щ-ЗДШШПТ# Ранний период Канцелярии при Суй и Тан» (Шанхай, 2003).

По проблеме религиозной обстановки династии Суй наибольший вклад внесли такие ученые, как Чэнь Инькэ «&Ш-5ШШ У Цзэтянь и буддизм» (Шанхай, 1980), Тан Юнтун «ШШШ:ШШ1ШШШ. История Буддизма периода Южных и Северных династий Хань-Вэй Лян-Цзинь» (Пекин, 1955), Лань Цзифу «ІШШІ№&і Об истории буддизма в период Суй» (Тайбэй, 1993), Го Пэнь «ШШШк Буддизм эпохи Суй-Тан» (Цзинань, 1980). В работе Го Пэня подробно рассматриваются отношения основателя китайской школы Тяньтай Чжи И с Чэньским двором, а также со вторым императором династии Суй Ян Гуаном.

Западная историография по проблеме династии Суй состоит из трудов американских, английских, бельгийских, французских исследователей, а также работ китайских ученых, проживающих за рубежом, среди них профессор китайской истории Университета Уэстерн Мичиган Сюн Виктор Цуньжуй, который специализируется по истории средневекового Китая. В его работе на английском языке «Император Ян в династии Суй» (Олбани, 2006) описывается политическая и экономическая ситуация при династии Суй. Эта работа заслуживает пристального внимания, так как она во многом опирается на первоисточники, среди которых самые важные для изучения этого периода Суй шу и Цзычжи тунцзянь. Автор подробно анализирует значительное количество собранных им материалов по династии Суй. Автором были переведены указы суйских правителей, также автор предоставил документы «шоуши», найденные при раскопках в Турфане и уезде Дуньхуан, что позволило сформировать полную картину учета населения династии Суй. Наиболее влиятельной работой на английском языке про Суйский период является раздел, написанный А. Райтом в Сборнике трудов под редакцией Дэниса Твитчетта (Кэмбридж, 1979). Данная работа рассматривает синкретическую идеологию эпохи Суй, где Райт утверждает, что три учения мыслились как единый комплекс. Что касается буддизма, Райт пишет, что в политике централизации власти, суйские правители утверждают должность «датун», который контролировал буддийское духовенство от имени центрального двора. В данной работе анализируется этнический состав центрального бюрократического аппарата, где большую группу занимали северяне. Экономический период династии Суй исследовали Э. Балаш «Le traite economique du "Souei-chou"» (Лэйден, 1953), Э. Пулебланк «Registration of Population in China in the Sui and Tang Periods» (Journal of the Economic and Social History of the Orient 4, 1961). Э. Балаш доказывает, что Ян-ди из-за своих военных амбиций привел экономику страны к краху. В целом, исследованиям по династии Суй посвящены труды П. Демиевиля Кэмбридж, 1986, К.

Гардинера (Колумбия, 1975), Д. Граффа (Лондон, Нью-Йорк, 2002), Ч. Хукера (Стэнфорд, 1985).

Что касается религиозной обстановки, бельгийский ученый Л. Хурвитц написал работу по Чжи И «Chih-i (538–597): An Introduction to the Life and Ideas of a Chinese Buddhist Monk» (Брюссель, 1960–1962), где подробно рассматривается ритуал посвящения Ян-ди в духовный сан «пуса цзе». Хурвитц делает вывод о том, что Ян-ди, несмотря на его исторический образ тирана, на самом деле был глубоко верующим человеком. О продвижении Ян-ди буддизма на Юге мы рассматриваем в работе на английском языке Яна Юнь-Хуа «A Chronicle of Buddhism in China, 581–960 A.D.: Translations from Monk Chih-p'an's ''Fo-tsu T'ung-chi"» (Сантиникетан, 1966). Исследования по буддизму в период Суй были проведены В. Цуньжуй Сюном «Sui-Yangdi and Buddhism» (2002), П. Дэмивилем «Philosophy and Religion from Han to Sui» (Кэмбридж, 1986).

Очень подробно рассматривается система образования династии Суй в работе Миязаки Ичисада «Kyhin kanjin h no kenky: Kakyo zenshi Исследование девятиранговой системы: предыстория экзаменационной системы» (Киото, 1956), где он говорит о реформах в области образования как о революционных, продуктивных, встретивших враждебность со стороны укоренившихся интересов. Исследования о переходе Суйско-Танского времени рассматривает Нумомэ Чофу «Zuino Ydaito T no Tais: Tsukurareta bkunto meikun Суйский Ян-ди и Танский Тай-цзун: тираны или мудрые правители» (Токио, 1980).

Таким образом, период Суй широко представлен в разнообразных западных, китайских и японских исследованиях. В то же время не существует специальных исследований по династии Суй в отечественной литературе. Данная работа представляет попытку комплексного исследования этого периода.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ

экономической, социально-политической и духовной деятельности

правителей династии Суй, направленной на объединение Юга и Севера Китая и создания централизованного государства. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. исследовать реформы суйских правителей в области денежной системы, налогообложения и системы распределения полей;

  2. рассмотреть деятельность суйских правителей по строительству зернохранилищ и водных каналов как необходимое условие экономического возрождения империи;

  3. проанализировать административные реформы суйских правителей в области центрального и местного управления;

  4. рассмотреть систему образования как необходимого компонента административных реформ суйских правителей;

  5. исследовать идеологическую обстановку Китая. Рассмотреть место и роль конфуцианства и даосизма в духовной жизни суйского Китая;

  6. исследовать значимость буддизма как идеологического фактора, объединяющего империю после длительного периода разобщенности.

Объектом исследования является период правления эпохи Суй в истории Китая.

Предметом исследования — экономическая, социально-политическая и духовная деятельность правителей династии Суй, направленная на создание централизованного государства в Китае.

Хронологические рамки исследования определяются временем правления династии Суй (581-618 гг.).

Территориальные рамки исследования охватывают территорию современной Китайской Народной Республики.

Источниковая база исследования представлена письменными материалами. Источниковую базу составляют Суйшу Ш^> (Книга Суй), Цзычжи Тунцзянь ШпЗИ (Помогающее в управлении всепронизывающее

зерцало), Тун Дянь ЗІ* (Общие установления правящей династии), Бэйши it it (История Северных династий).

Суйшу — историческая хроника, повествующая о деятельности императоров династии Суй и характеризующая этот период в целом. Работа по написанию книги велась в период 629-636 гг. и осуществлялась коллективом авторов во главе с Вэй Чжэном ШШ (580-643 гг.), а также Янь Шигу ШШ^ (581-645 гг.) и Кун Инда ?ЫШ (574-648 гг.). Утвержденная книга в 656 году состояла из 85 цзюаней и имела три составные части: основная летопись («бэнь цзи» или «ди цзи») — 5 цзюаней, биографии («лэ чжуань») — 50 цзюаней и трактаты («чжи» или «шу») — 30 цзюаней.

Цзычжи тунцзянь является первым сводным трудом, в котором изложена история Китая в хронологическом порядке. В нем описывается 1362 года истории страны: от 23-го года правления короля Вэйли из династии Чжоу (403 г. до н.э.) до шестого года правления Сюаньдэ (959 г.н.э.) из династии Позднее Чжоу. В книге содержится 294 цзюаней, в книгу также включены алфавитный указатель, состоящий из 30 цзюаней, и «исследование неточностей», состоящее из 30 цзюаней. Составлен под руководством Сунского ученого Сыма Гуана ЩЦ% и был выпущен в 1084 году. Цзычжи тунцзянь имеет большой охват периода Суй. Наибольшее значение этого труда заключается в том, что ее авторы Сыма Гуан и другие имели доступ к целому ряду первичных, традиционных источников, которых больше не сохранилось. По словам Дэниса Твитчетта «Цзычжи тунцзянь является одним из лучших достижений традиционной китайской историографии».

Бэйши (4bit История Северных династий), написанная Ли Яньшоу ^& Ш . Соответствующие исследования в этой работе обеспечивают реконструкцию событий при Суй и могут помочь сверить записи с Суйшу.

В данной работе также рассматриваются и ряд других традиционных источников, например, Тун Дянь, для получения информации о различных

учреждениях; до-суйские общепринятые источники по истории, такие как Вэйшу (История династии Вэй), Бэйцишу (История династии Северная Ци), Суншу (История династии Сун), Наньцишу (История династии Южная Ци), Ляншу (История династии Лян) и Чэньшу (История династии Чэнь). Также рассматриваются буддийские источники Фоцзу Тунцзи Ш1ШВ (Общие хроники буддийских патриархов) и Гоцин байлу ШШHit (Сто записей храма Гоцин), для рассмотрения религиозной ситуации.

Методологическую основу диссертационного исследования

составили общенаучные и специальные методы и принципы исторической науки: принцип историзма, объективности и системного подхода, которые определяют сущностную сторону исторического познания. Согласно принципу объективности, основное внимание уделяется конкретным историческим фактам и представлению выводов по проблеме, сформулированных на основе комплексного анализа источников. Принцип историзма позволил проанализировать внутреннюю политику, экономическую организацию и религиозную обстановку эпохи Суй в развитии и контексте времени при двух ее императорах. Согласно принципу системности, рассматриваются все элементы объекта исследования — идеи и политика двух императоров династии Суй. С помощью историко-генетического метода представляется возможным выявить причинно-следственные связи исторического развития и дать более полную характеристику этой эпохи. Историко-сравнительный метод позволяет определить традиционное и новаторское в политике, экономике и религии эпохи Суй.

Научная новизна исследования заключается в том, что ранее в отечественной историографии деятельность правителей династии Суй не становилась объектом специального изучения. Данная работа является первой попыткой комплексного исследования эпохи Суй (581-618 гг.), явившейся важнейшей вехой в истории Китая.

її

В результате исследования деятельности правителей династии Суй по объединению Китая доказано, что политика суйских правителей, направленная на централизацию государства, была успешно реализована, благодаря грамотно выстроенной стратегии, включающей в себя реализацию первоочередных задач в экономической, административной, образовательной и идеологической области.

На основании анализа источников по истории династии Суй выявлено, что экономический успех суйских правителей связан со строительством Великого канала, обеспечившего связь между Югом и Севером, и ставшим важной артерией, связывающей разрозненные экономические единицы с центром. Выстроенная система зернохранилищ, ставшая ключевым компонентом экономической инфраструктуры династии Суй, имела центрообразующую значимость, как и денежная реформа, установившая единый денежный знак, заменивший разные монеты, а также зерно, шелк, рис, соль, пеньковую ткань в качестве обменного товара.

- Доказано, что административная реформа, осуществленная суйским
двором, избежала старые формы управления, соответствовавшие периоду
раздробленности. Новая система административного управления была
ориентирована на централизованное управление и во многом опиралась на
опыт предыдущих централизованных управлений империй Цинь и Хань.

- Выявлено, что административная реформа, предполагающая
привлечение к управлению грамотных управленцев, способствовала
проведению реформ в системе образования. Новая система образования
способствовала ослаблению влияния аристократических кланов и
превратилась в важный фактор социальной мобильности.

- Определено, что в деятельности суйских правителей по централизации
государственной власти весьма важным моментом был идеологический
фактор, в котором деятельную роль играли буддизм, конфуцианство, даосизм.
Благодаря поддержке государственной власти буддизм оказался

превалирующим учением среди них. В нем суйские правители увидели соответствующие их стремлениям мотивы по объединению государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

Окончательному единению Китая способствовали следующие факторы: 1) экономическая политика; 2) административные реформы; 3) идеология.

  1. Объединению Севера и Юга Китая во многом способствовала экономическая стратегия правителей Суй, решившая в первую очередь такие приоритетные задачи как установление единой денежной системы, заменившей в одно время разные виды монет, а также зерно, шелк, рис, соль, пеньковую ткань в качестве обменного товара; установление стандартной системы мер и весов, необходимой для разработки и реализации земельных и налоговых законов;

  2. Необходимыми экономическими мерами по централизации Китая являлись совершенствование системы хранения и распределения зерна, которая сыграла решающую роль в снабжении крупных городских центров Дасинчэн и Лоян, а также в предоставлении помощи голодающим во время войны и стихийных бедствий; активное строительство, в числе которого наиболее значимым было строительство стратегического водного пути. Строительство канала имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. С сооружением канала укреплялись экономические отношения между отдаленными районами страны, облегчалась перевозка грузов, открывались новые возможности для развития торговли. Водный путь способствовал административной централизации и ускорил передачу приказов и распоряжений.

3. Принципы административных реформ суйских правителей переняли

важнейшие принципы администрирования Цинь Шихуанди, создавшего

первую централизованную империю. Они восстановили двухуровневую

систему администрирования империи; привлечение к государственному

управлению тех, кто наделен соответствующими способностями независимо

от происхождения; установление жесткой системы контроля; назначение

местных должностных лиц центральным правительством, который нанес серьезный удар по интересам аристократических семей на местах. Административные реформы суйских правителей преследовали цель консолидации власти в руках центрального правительства, смещения баланса власти между двором и бюрократией, а также между центральной и местной администрации и в пользу первых.

  1. Суйские правители понимали, что следующим важным шагом после реформ в административной системе станет совершенствование системы образования. Привлечение к административной должности вызвало потребность восстановления экзаменационной системы для претендентов на должность, введенной правителями второй китайской империи – империи Хань. Для нового административного аппарата необходимы новые люди с новым мышлением. Формирование данного мышления реализовалась в реформировании образовательной системы, что показывает проницательность и умение анализировать не только данную ситуацию, но и предвидеть будущую тенденцию в системе образования.

  2. В деятельности суйских правителей по созданию централизованного государства выступал идеологический фактор. К этому времени в Китае сложилась такая идеологическая ситуация, что одновременно существовали три учения: буддизм, конфуцианство, даосизм. Этические и социально-семейные отношения поддерживались конфуцианством; магия, мистицизм и пантеон божеств и духов даосизма относился к чувственной сфере, тем самым компенсируя сухость и рационализм конфуцианства; к буддизму относилось замаливание грехов, рождение и поддержание иллюзии о светлом будущем. Суйские правители поддержали буддизм, оказав ему большую государственную поддержку. Эта поддержка обусловила тот факт, что суйские правители увидели в учении буддийских проповедей идеи единства, тождества и гармонии, явившиеся важнейшим идеологическим орудием для объединения всего Китая.

6. Буддийское влияние было сильным при жизни первого императора Суй Ян Цзяня и в жизни его близких. Находясь в качестве должностного лица при Северной Чжоу, Ян Цзянь был свидетелем усилий императора У-ди, начиная в 574 году, по искоренению как буддизма, так и даосизма. Ян Цзянь наблюдал рост недовольства среди групп, пострадавших от подавления: секуляризированное духовенство, образ жизни которых был запрещен на существование; приверженцы буддизма, для которых поддержка духовенства, пожертвование в храмы, паломничества и их надежды на спасение стало частью жизни; и, наконец, большое количество художников, ремесленников, переписчиков, поставщиков и других, чьи средства к существованию зависели от буддийских учреждений. После смерти императора У-ди в шестом месяце 578 года запрет на буддизм несколько расслабился, но он не был снят до тех пор, пока Ян Цзянь основал Суй, и буддизм был окончательно реабилитирован. При династии Суй буддизм глубоко внедрился в сознание различных слоев населения. Суйские правители увидели в нем удобное орудие влияния на широкие массы. В идее буддизма о тождестве, гармонии и единства они увидели удобное идеологическое орудие в их политике по объединению государства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертантом было введено в научный оборот целый ряд ранее не переводившихся источников на китайском, английском и японском языках. Поэтому отечественные исследователи в области истории, культурологии и религиоведения могут найти в данной работе новую информацию. Изучение деятельности суйских правителей позволяет создать теоретическую базу для последующих исследований со схожей проблемой не только в истории Китая, но и в истории других стран.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в фундаментальных исследованиях и при чтении общих и специальных учебных курсов по всеобщей истории, древней

и средневековой истории Китая. Материалы исследования также могут быть применены для создания различной справочной литературы по истории Китая.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в докладах на международных, региональных, межвузовских научных конференциях и семинарах: «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2015), «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2016), «Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин» (Улан-Удэ, 2015). По теме исследования имеется 12 публикаций, три из которых в изданиях из списка, утвержденного ВАК.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и двух приложений. В первом приложении представлены указы суйских правителей, во втором имеются таблицы, карта Великого канала и сетей зернохранилищ.

Экономические меры укрепления централизованного государства

III-VII вв. характеризуется как время становления и укрепления феодальных отношений в Китае, иначе говоря, как период раннего феодализма 1 . Это проявлялось в самых различных общественных явлениях: в образовании значительного слоя зависимых категорий крестьянства (как в хозяйствах крупных землевладельцев, так и государственно обязанных), в падении централизованной власти и политической раздробленности, в усилении междоусобиц и народных восстаний, в нашествиях и оседании в Китае иноплеменников, стоявших на более низком, чем китайцы, уровне социального развития, в натурализации экономики. Этот период можно рассматривать как время существенных перемен в жизни страны. Они затронули социальные, политические, экономические и культурные аспекты.

Бурные политические события III-VII вв. не могли не оставить глубокого следа во всех сферах общественной жизни Китая, и к новой стабилизации страна пришла совершенно иной, чем была в период длительного существования централизованного государства Хань2.

Объединению Китая после почти трехсотлетней раздробленности способствовало множество факторов. Экономические, социальные, политические и культурные различия между Севером и Югом Китая значительно смягчились и породили тягу к воссозданию государственного единства. Необходимостью воссоединения мощной китайской централизованной власти обуславливалась угрозой очередного вторжения Тюркского каганата, созданного кочевниками Центральной Азии в середине VI века. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы не позволяли развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной и сложной ирригационной системы, усугубляли тяжелое положение трудового люда. Последствия засух и наводнений требовало рабочие руки3.

Воссоединение единой китайской империи с VI в. проходило в несколько стадий. Стремление к централизации сильнее было в Северном Китае, где вчерашние кочевники, в сознании которых еще сохранялись пережитки общинной сплоченности, понимали необходимость сплоченности и самодисциплины перед массами завоеванных ими ханьцев. По существу, объединительные функции взяла на себя сформировавшаяся из «варварско-ханьских» элементов новая верхушка Китая, еще относительно сплоченная в силу пережитков общинного менталитета недавних завоевателей. Именно этот социальный слой – северная военная знать, возвысившаяся в ходе военных походов, инициировала воссоединение Китая и регенерацию китайской государственности. Началось с того, что полководец государства Северная Чжоу — Ян Цзянь (тронное имя Вэнь-ди ) к 577 г. взял под контроль весь Северный и Западный Китай и, сместив династию Северная Чжоу, в 581 г. объявил себя императором и главой новой династии Суй (581–618 гг.). Ян Цзянь принадлежал к смешанному китайско-тобийскому клану, который входил в число наиболее знатных и влиятельных фамилий царства и относился к так называемой «гуаньлунской группировке», которая объединяла аристократов Северо-Западного Китая 4 . Он перенес столицу в Чанъань – одну их двух традиционных столиц Древнего Китая – и, заключив перемирие с возникшем на Западе Тюркским каганатом, обеспечил себе свободу рук для объединения Северного Китая с Южным.

Среди причин, способствовавших объединению Китая можно также выделить интенсивные контакты между различными этническими образованиями в обеих частях страны, характеризовавшие период Южных и Северных династий. Заселение северян юга страны стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу. По словам Артура Райта, наиболее поразительной особенностью

Китая шестого века было ее культурное разнообразие, ее региональные и расовые различия и антипатии. В долине Янцзы и далее на юг характерная цивилизация развилась после китайской потери севера гуннским народам в 317 году. Сразу же после этой унизительной катастрофы, которая оставила «варваров» контролировать родину и сердце китайской культуры, многие китайцы, в частности высшего класса, бежали на юг. Там китайцы севера чувствовали себя неловко. Многие из северян надеялись возвратиться к своим домам. Но попытки объединения Китая не удавались, и, после того как прошли столетия, северные иммигранты ассимилировались на юге и приняли участие в эволюции южной цивилизации, ожидая скорое воссоединение страны и возвращения домой5. Так, ассимиляция северян на Юге Китая также явилась причиной объединения Китая.

Образование династии Суй сильно повлияло на ход китайской истории. Период раздробленности страны сменился постепенным восстановлением централизованного государства. После почти трехсотлетнего разобщения и противоборства пришло время единения и централизации. Прекращение междоусобицы вызвало мощный экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросло население. Подверглись реформам правовая, экономическая отрасль, административное устройство, идеология. Перед новой династией стояла задача по укреплению центральной власти, подъема экономики, отношений с местной знатью, созданию стабильной военно-социальной организации, совершенствования налоговой и правовой систем.

Реформы центрального и местного управления эпохи Суй .

Этот ранний из сохранившихся документ шоуши был закончен в девятом месяце 640 года. Месяцем ранее, округ Турфан был присоединен к Танскому Китаю как округ Си ЩЩ после долгой независимости от китайских властей на протяжении веков. Правительство Тан сразу же перенесло свою систему регистрации населения к этой вновь присоединенной территории. Из-за относительно ранней даты этого документа предполагается, что он был совместим с Уставом Удэ и был близок к Суйскому прототипу. Документ содержит проформы карательной статьи, которая напоминает карательные меры, принятые Пэй Юнем при Ян-ди. В Танских записях достаточно строго указываются эти меры: «Те, кто обманным путем скрывал свое истинное положение в попытке избежать налогов и трудовую повинность, будут подвержены всем налогам и трудовой повинности, независимо от срока их хозяйственной регистрации» 115 . Целью этой записи является желание воспрепятствовать обману, угрожая забрать все взносы, совершенные ранее его семьей и отменить освобождение от трудовой повинности, если таковое было предоставлено. Эта практика отмечена как «старый режим» (цзючжи, что предполагает его связь с Суйской династией.

Очевидно, что гипотетический подход, использованный в реконструкции системы регистрации домашних хозяйств династии Суй, имеет свои серьезные ограничения. Но достаточное количество доказательств указывает на ключевые функции, которые он играл в экономике: слежение за изменениями в населении и предоставление демографических данных для обеспечения функционирования системы землевладения и налогообложения.

Значительные колебания численности населения были связаны с усилением или кризисом династий. Для каждой новой династии были характерны периоды мира и спокойствия, развития культуры и увеличения числа жителей. В критические моменты существования династий наблюдались периоды голода и болезней, междоусобных войн, что сопровождалось резким снижением численности населения116.

Основой системы регистрации домашних хозяйств Суй является сохранение ценных демографических данных. Из этих данных мы можем составить динамику движения населения. В начале правления династии Суй происходил период устойчивого экономического роста и относительного процветания. Этот период сопровождался общей тенденцией к повышению количества населения в результате естественного прироста и территориальных приобретений. Согласно историческим свидетельствам, динамику населения империи Суй можно представить в виде трёх этапов: 1) население до завоевания Северной Ци в 577 году и население Северной Чжоу насчитывает примерно 11,680,000 человек. Завоевание добавило дополнительно 20,000,000 человек. При образовании династии Суй в 581 году население подошло к отметке 33,000,000 человек; 2) с завоеванием Юга в 589 году продолжался рост и население достигло 38 млн. человек; 3) с 609 года население при Ян-ди начало снижаться с 46,019,956 до 8,907,546 человек117. По словам Ду Юй Ш&: «этот год считался самым удачным при династии Суй» ш. Но этот показатель отставал от переписи династии Западной Хань, которая зафиксировала зарегистрированное население в 60 млн. человек. Эти данные государственной переписи представляют собой высший предел населения в раннем императорском Китае. В 734 году Танская перепись зафиксировала население лишь в 46,285,161 человек119. Лян Фанчжун пишет: «танское население продолжало расти, в 755 году оно составило 52,919,309 человек»120.

Благодаря таким факторам, как экономические, культурные, географические, религиозные и идеологические, а именно: поощрение земледелия, централизация управления, восстановление экономики, внешняя экспансия и освоение новых земель, развитие традиционной культуры, население Китая при династии Суй увеличивалось и до 609 года составляло 46,019,956 человек. По оценкам современных китайских ученых, династия Суй в период максимальной стабильности и наиболее прочного контроля за территорией и бюрократическим аппаратом насчитывала 56-58 млн. подданных ш . Мы можем получить представление о снижении численности населения, сравнив количество существующих домохозяйств. Количество Суйских домохозяйств составляло 8,9 миллионов в 609 году и сократилось до менее чем трех миллионов в эпоху правления Чжэньгуань (627-649 гг.) при династии Тан122. Другими словами, если число домашних хозяйств снизилось более чем на 60 процентов за десять лет, то население также снизилось с более чем 46 миллионов в 609 году до 15 миллионов при ранней Тан. Смотрите таблицу 2 в приложении 2, которая основана на материалах работы Сюна, где он опирается на официальные исторические источники Китая, среди которых Суйшу, Цзычжи тунцзянь, Тун Дянь.

Народонаселение Китая в целом увеличивалось в периоды политической стабильности и снижалось (иногда резко) в периоды социальных потрясений. Основными причинами позитивного демографического развития были благоприятные природно-климатические условия, стабильное внутриполитическое положение в государстве, развитие сельскохозяйственного производства, включая возделывание риса. Когда в государстве царил порядок и процветание, отсутствовали беды и голод, население Китая продолжало расти. Однако, при кризисе и войнах ситуация с численностью населения менялась в отрицательную сторону в результате голода и стихийных бедствий, восстания крестьян, малоземелья крестьян и их разорения, попыток проведения социальных реформ у правительства, монополизации государством многих сфер жизни. В итоге происходило разрушение городов, упадок торговли и ремесла, гибель большого количества людей.

Система образования в контексте административных реформ эпохи Суй

Отличительной чертой китайской цивилизации является её синкретизм. Он максимально полно проявился в концепции «трех учений» Н Ш санъ цзяо -равной мировоззренческой и доктринальной ценности конфуцианства, даосизма и буддизма. Существует китайская пословица, «внешне китаец -конфуцианец, внутри - даос, при смерти - буддист». Вместе они называются ЩЩ

Ж жушидао — по первым иероглифам в словах «конфуцианство» ШШ жуцзяо, «буддизм» Щ Ш шицзяо и «даосизм» Ш Ш. даоцзяо. Васильев Л.С. отмечает: «конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма»190. Этические и социально-семейные отношения поддерживались конфуцианством; магия, мистицизм и пантеон божеств и духов даосизма относился к чувственной сфере, тем самым компенсируя сухость и рационализм конфуцианства; к буддизму относилось замаливание грехов, рождение и поддержание иллюзии о светлом будущем.

Вся история китайской мысли - это история её синтеза. Так, уже в конфуцианстве Сюнь-цзы Щ (ок. 313 - ок. 238 гг. до н.э.) прослеживается влияние легизма, даосизма и моизма. Учение Дун Чжуншу Ш№Ш (190/179-120/104 гг. до н.э.), самого влиятельного философа эпохи Хань, Второго Конфуция, как называли его, включает в себя элементы даосизма и натурфилософии. Один из основателей неодаосизма («учение о сокровенном», И Щ , сюанъ сюэ), Хэ Янь ЯП (190-249 гг.) предлагал «опираясь на Лао-цзы, проникать в конфуцианство», а среди наиболее комментируемых книг были как даосские, так и конфуцианские произведения: «Чжоу и», «Лунь юй», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» (первые два из них входят в состав конфуцианского Буддизм, появившийся в Китае в начале нашей эры, также не претендовал на монопольное господство истиной. Во всех странах своего распространения он включал в свой пантеон местные культы и приспосабливался к существующим реалиям. Мартынов отмечает, «хотя в идеологическом плане буддизм не встретил в Китае соперника, способного на монопольное заполнение всей религиозно-идеологической сферы, но и сам он не смог стать таким «монополистом»191.

В период Шести династий появляются представления о единстве буддизма и китайской традиции. Часто один и тот же человек мог быть приверженцем всех трех учений. Получив классическое конфуцианское образование и сделав карьеру чиновника, он рассматривался современниками как «благородный муж». Одновременно он мог заниматься даосскими практиками внутреннего самосовершенствования и алхимией, а будучи буддистом-мирянином, переводить и комментировать буддийские сочинения и участвовать в диспутах.

При династии Суй саньцзяо ИШ рассматриваются как три конкурентных, а также взаимодополняющих систем мысли. Ученый суйской империи Ли Шитянь ±Ш заявляет: «Буддизм - это солнце, Даосизм - луна, Конфуцианство - пять планет»192. Сравнивая Три учения с семью небесными телами, известных как семь светил (цияо ЛЯ) в астрономии193, Ли Шитянь ставит буддизм на первое место, а затем только следует даосизм и конфуцианство.

Конфуцианскими элементами синкретической идеологии династии Суй стали идеи, ценности, практики и ритуалы, которые возвращались к конфуцианству периода Хань и, которые пережили три века политической нестабильности и разобщенности, которая последовала за падением Хань. Райт выделяет несколько субтрадиций, которые попадают под эти элементы. В первую субтрадицию он включает сложную ритуальную символическую последовательность, которая признала бы законной императорскую власть. Эта субтрадиция призывает «освободиться от династии Северная Чжоу и объявить приход династии Суй с наименьшим нарушением космического порядка»194. Кроме того, был учрежден Отдел по ритуалу Ли-бу %Ш. Император как «Сын неба» совершал ритуальные обряды весной в пригороде. В этой же субтрадиции династия Суй приняла красный цвет и элемент огня, совершались поклонения императором духу огня. Это была еще одна символическая связь с Ханьской цивилизацией, так как правители этой династии верили в «добродетель» огня. Эти связи и тщательное соблюдение всех ритуально-символических актов Сыном Неба были важны в установлении права Суйского императора править, и особенно, чтобы утвердить его права для включения территорий государства Чэнь, где Ханьские традиции сохранялись.

Вторая субтрадиция конфуцианства, которую выделяет Райт, была в том, что касалось морали и нравственного порядка195. Советник Су Чо был обеспокоен нравственным состоянием в политической обстановке и социальных процессах. Ян Цзянь отказался от архаичных титулов чиновников, которые учредила династия Северная Чжоу. Он решительно поддерживал моральные принципы и иерархическую упорядоченность общества, которое было предписано конфуцианством. Поощрение было предложено для тех, чье поведение служило примером конфуцианской добродетели: сыновняя почтительность, послушание внуков, вдовы и вдовцы, которые не вступили в повторный брак освобождались от налогов и трудовой повинности

Буддизм эпохи Суй

Династия Суй стала важным поворотным моментом в истории Китая. Она объединила страну и провела ряд реформ. Воссоединение Китая династией Суй после его длительного периода разобщения было самым значимым достижением. Суйские правители устранили устарелые и неэффективные институты предшественников, создали фундамент централизованной империи и развили чувство общей культуры с районами, которые были долгое время политически разделены. Династия Суй сделала полную подготовку к процветанию великой империи Тан. Невозможно изучать любой аспект структуры и жизни династии Тан без достижений династии Суй.

Период правления династии Суй (581–618 гг.) был ознаменован не только экономическим оживлением, но и целым рядом реформ в таких областях, как организационная структура управления государственными делами, законодательство, административно-политическое деление государства, армия. Важнейшей заслугой династии Суй является основание системы кэцзюй, –— системы государственных экзаменов для получения учёной степени и права поступления на должность. Большое внимание в данной работе уделяется значимости и характеру институтов Суй, политических, экономических и образовательных, которые появились на свет в результате широкомасштабных реформ, введенных во время первого правления. Реформисты не ослабевали и в течение второго царствования. В некоторых областях была ясна последовательность цели реформ всей Суй. Суйские правители в своем стремлении по созданию централизованного государства четко определили главные направления. В этой деятельности приоритетными мероприятиями считали экономические преобразования. Суйские правители пытались создать такую экономическую систему, которая могла бы органически связать разрозненные царства. Среди таких мероприятий было строительство сетей зернохранилищ, демографический мониторинг, строительство Великого канала и столичных городов, введение единой денежной системы, системы равных полей и налогообложения. Все эти мероприятия не только давали возможность заложить экономический фундамент, но и способствовать экономическому могуществу империи как необходимое условие для функционирования единого государства.

Следующим крупнейшим мероприятием стала административная реформа суйских правителей. Они осознавали, что тот административно-бюрократический аппарат, который функционировал в разных китайских царствах, не был способен управлять разрозненным государством. Необходима была консолидация власти в руках центрального правительства, смещения баланса власти между двором и бюрократией, а также между центральной и местной администрации в пользу первых. В своей административной реформе суйские правители учитывали опыт прежних империй, главным образом принципы администрирования Цинь Шихуанди, создавшего первую централизованную империю. Административная система Суй, созданная Вэнь-ди была вехой в политической истории традиционного Китая. В отличие от бюрократической модели Южных и Северных династий, модель Вэнь-ди была более эффективной, лучше очерченной, синтетической системой, которая пережила саму Суй, а далее стала основой для бюрократической структуры династии Тан. Ян-ди внес ряд основных изменений в гражданскую и военную структуру, также как и отец, шел с далеко идущим влиянием на отношениях между правителем и бюрократией, а также между центральной властью и местным самоуправлением.

В реформах местного самоуправления суйские правители восстановили двухуровневую систему администрирования империи; установили жесткую систему контроля над местными чиновниками; ввели назначение местных должностных лиц центральным правительством, который нанес серьезный удар по интересам аристократических семей на местах.

В реформе образования династия Суй воплотила критическую фазу в эволюции традиционной системы образования. Были введены два эпохальных изменения в систему образования во время Суй: отмена системы девяти рангов и создание экзаменов (кэ цзюй). Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и на раннем этапе развития системы стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса. При Ян-ди в 604 году устанавливаются экзамены на степень цзиньши (высшая учёная степень в системе государственных экзаменов кэцзюй). С династии Суй начал проглядываться принцип меритократии. Этот принцип неуклонно соблюдался в период правления большинства династий. С помощью этого принципа в сферу государственного управления шел постоянный приток «свежей крови». Можно сказать, что экзаменационная система Суй создала для бедных ученых людей возможность послужить на благо государства. В результате повысился и административный уровень чиновничества.

Предпринятые суйскими правителями мероприятия в области экономики, административных реформ являются необходимыми условиями для создания централизованного государства, но не достаточными. Указанные мероприятия должны быть дополнены идеологическим фактором и главным идеологическим фактором выступил буддизм. Его идеи единства, тождества и гармонии были созвучны той эпохе. Во время первого правления буддизм с настойчивой императорской поддержкой вновь берет свои позиции как поистине вселенская религия. Во втором царствовании было мало отклонений от официальной про-буддийской политики первого правления, но все же они были. Буддизм (особенно школа Тяньтай) получали дворовую благосклонность. Двор был вовлечен в попечительство таких различных религиозных деятельностей как строительство монастырей, посвящения в духовный сан и производство священных изображений. Буддизм выступал как объединяющая сила, после длительного периода разобщенности, однако в силу сложившейся политической культуры Китая буддизм не был единственной религией, на которую опирались суйские правители. Наряду с буддизмом, идеологические функции в управлении государством исполняли конфуцианство и даосизм. Конкретное положение каждого из трех религий зависело от правителя. Вэнь-ди сыграл решающую роль в возрождении буддизма в Китае, который вышел из самых мрачных периодов в истории религии. Правители Суй также позаботились об устойчивом росте даосизма. Отношение к религии в значительной степени зависело от внутренних и внешних политических условий. Хотя центральная власть и позволяла существование различных религиозных учений на территории империи, ни одно из них не было застраховано от опалы в случае изменения обстановки.