Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джон Колет : мировоззрение английского христианского мыслителя ренессансной эпохи Софронова, Лидия Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Софронова, Лидия Владимировна. Джон Колет : мировоззрение английского христианского мыслителя ренессансной эпохи : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Софронова Лидия Владимировна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 388 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-7/146

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, она посвящена анализу творческого наследия Джона Колета (1476—1519) – настоятеля собора св. Павла в Лондоне, известного теолога, реформатора, проповедника, основателя грамматической школы св. Павла. Джон Колет отнюдь не является человеком «второго плана» в английской истории раннего Нового времени. Однако в отечественной исторической науке он, заслоненный гениями Эразма и Мора, до сих пор остается мало знакомой фигурой в череде представителей английского Ренессанса. Это обедняет отечественное англоведение, поскольку специальный анализ деятельности и мировоззрения Колета содействует адекватному пониманию интеллектуальной и духовной жизни английского общества на рубеже XV–XVI вв. Во-вторых, наличие в зарубежной историографии довольно обстоятельных биографий Колета, а также трудов, посвященных отдельным аспектам его деятельности, не исключает нового изыскания в этой области. Данное исследование, выполненное в русле актуальной сегодня персональной истории, сфокусировано на мировоззрении как составной части внутреннего мира человека: на формировании его интеллектуального облика, исканиях его ума и духа, проблемах самоидентификации, целеполагании, индивидуальном выборе и инициативе. Подобный ракурс, впервые избранный в отношении интеллектуального наследия и деятельности Дж. Колета, позволяет более корректно соотнести их с традициями гуманизма, «христианского гуманизма», Реформации, избегая распространенных историографических стереотипов. В-третьих, с 1980-х гг. английская история начала раннего Нового времени была подвергнута кардинальному пересмотру в трудах ученых ревизионистского и постревизионистского направлений. Научные дискуссии в новейшей британской историографии по проблемам истории Реформации и английского гуманизма привели к значительному расширению горизонта исследований и серьезному приращению исторического знания. В свете новых научных достижений тема данной диссертации в разных своих аспектах вновь приобрела отчетливую дискуссионность.

Объектом исследования в данной работе творческое наследие Джона Колета.

Предметом исследования в диссертации выступает мировоззрение Джона Колета как совокупность его взглядов, оценок, интеллектуальных и духовных исканий, интерпретированное в связи со стержневыми течениями мысли предреформационной Англии – гуманизмом, «христианским гуманизмом» и идеологией раннего протестантизма.

Попытки адекватно определить характер и оригинальные особенности мировоззрения Колета наталкиваются на трудности понятийного порядка. Самая главная связана с неоднозначным толкованием ключевых для данного предмета исследования понятий, которые уже долгое время являются предметом научных спекуляций. Необходимо учитывать, какое содержание термина имеет в виду тот или иной исследователь, называя (или не называя) Колета гуманистом, «христианским гуманистом». Автор настоящей работы ориентируется на то осмысление этих понятий, которое характерно для современных исследований отечественных ренессансоведов. Использование понятия «христианский гуманизм» для указания на отличие северного – религиозного – гуманизма от светского (или даже языческого) гуманизма Италии представляется некорректным, поскольку паганизм последнего был преувеличен исследователями. Неэффективным следует признать и применение его для объяснения специфики отношения гуманизма к религии и к Реформации в силу многовариантности этого отношения у разных его представителей. В настоящей работе «христианский гуманизм» употребляется в более узком смысле как синоним ренессансного гуманизма эразмианского толка. Данные терминологические уточнения позволяют более корректно представить стратегию исследования.

Цель работы состоит в реконструкции мировоззрения Джона Колета и интерпретации его в общем контексте идейной жизни английского общества конца XV-первой трети XVI вв. на основе комплекса доступных ныне источников с учетом их новейших критических изданий и привлечения достижений современной историографии. Задачи исследования:

  1. Выявить содержание традиций изучения воззрений Колета в конфессиональной и светской научно-критической историографии XVII-XX вв., новейшей ревизионистской и постревизионистской историографии, в отечественном англоведении.

  2. Исследовать возможность характеристики воззрений Колета как гуманистических посредством анализа его образования, владения классическими языками, круга чтения, познавательных приоритетов, отношения к античной культуре и гуманистической традиции.

  3. Сопоставить мировоззрение Колета с «христианским гуманизмом» эразмианского толка через сравнение экзегетических позиций Колета и Эразма.

  4. Рассмотреть сходство и различие педагогических взглядов Колета и Эразма путем сопоставительного анализа сочинения Роттердамца «О способе обучения» и Колетова Устава школы св. Павла.

  5. Исследовать взгляды Колета на ключевые проблемы протестантской теологии – об оправдании верой, о благодати, божественном предопределении и свободе воли, о церковной иерархии, прерогативах папства и Соборов.

  6. Выявить специфику критики церкви Колетом, программы реформы и попытки ее реализации в рамках канониката собора св. Павла.

  7. Исследовать комплекс проблем, касающихся отношения Колета к ереси, посредством анализа его сочинений на предмет обнаружения в них гетеродоксии, выяснения характера участия Колета в антиеретических процессах в Кенте (1510-1512 гг.), верификации выдвинутых против него обвинений.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают последнюю треть XV - первую треть XVI в. Этот период, включая годы жизни самого Колета (1467-1519), является временем наивысшего расцвета гуманистического движения в Англии, установившего прочные связи с европейскими центрами ренессансной культуры. Вместе с тем, первые десятилетия XVI в. представляют собой период интенсивных духовных исканий в английском обществе, попыток реализации церковной реформы, вызревания идейных предпосылок англиканской Реформации.

Проблемы, рассматриваемые в диссертации, и ее выводы имеют важное теоретическое значение. В диссертации поднимаются вопросы, решение которых обогатит наши знания о европейском ренессансном гуманизме в целом и существенно корректируют восприятие одного из его направлений – «христианского гуманизма». Осмысление объекта исследования в контексте христианского Ренессанса значительно расширяет наши общие представления о таких феноменах европейской истории, как Возрождение и Реформация.

Методология и методы исследования определяются особенностями объекта исследования. Проблемное поле диссертации находится на пересечении исследовательских областей нескольких исторических субдисциплин: интеллектуальной истории, персональной истории, новой культурной истории. Выработанные ими методологические подходы и установки составляют методологическую основу представленной диссертации. Сложный синтетический характер изучаемого объекта обусловил востребованность в диссертации методов и наработок смежных гуманитарных наук (социопсихологии, лингвокультурологии, религиоведения и литературоведения) при естественном главенстве методов собственно исторической науки. Работа базируется на общенаучных методах исследования: совокупности принципов историзма, социальности, научной объективности. Используются также специально-исторические методы. Так, историко-генетический метод позволяет выявить истоки и проследить путь формирования мировоззрения Колета. Метод герменевтического анализа дает возможность корректной интерпретации текстов Колета как с точки зрения принадлежности к эпохе, жанру, так и как свидетельство его духовной жизни и внутреннего мира. При помощи историко-сравнительного (компаративистского) метода становится возможным сопоставить текстовые массивы Колета и других мыслителей, увидеть уникальное и особенное в мировоззрении Колета и соотнести эти результаты с иными интеллектуально-духовными традициями раннего Нового времени.

Источниковая база исследования. Весь массив источников, использованный в диссертации, можно распределить на пять групп. В первую группу вошли труды, вышедшие из–под пера Дж. Колета, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы в соответствии с их жанровой принадлежностью. Колет был, прежде всего, комментатором, поэтому большую часть его творческого наследия составляют труды по библейской экзегетике: комментарии Послания апостола Павла к Римлянам, первого Послания к Коринфянам первого Послания апостола Петра. В настоящей диссертации учитывается датировка и хронология сочинений Колета, предложенная американским историком Дж. Глизоном, в частности, в отношении двух толкований Послания к Римлянам. Новая точка зрения на последовательность этих комментариев предоставляет дополнительные аргументы как при оценке метода экзегетики Колета и его влияния на библейскую филологию Эразма, так и его отношения к идеям флорентийских неоплатоников. К данной подгруппе относятся также комментарий Книги Бытия, выполненный Колетом в традиционном жанре «толкования на Семиднев» и парафраз «Иерархий» Псевдо-Дионисия. Собственные сочинения английского мыслителя представлены двумя теологическими трактатами: «О строении святого мистического Тела Христова, которое есть церковь», «О таинствах церкви». То обстоятельство, что собственные труды Колета посвящены проблемам экклесиологии, является, на наш взгляд, важным свидетельством его самоидентификации. Проповеди Колета представлены единственной сохранившейся «Соборной проповедью» (1512), содержащей исчерпывающую информацию о специфике его концепции церковной реформы. Его перу принадлежат также документы уставного характера, в частности, два варианта редакции Устава канониката собора св. Павла, дающие представления о попытке реализации проекта церковной реформы, а также Устав школы св. Павла (1518), служащий незаменимым источником для изучения педагогической и просветительской концепции Дж. Колета. Сложным в жанровом отношении является учебное пособие Aeditio, включающее, помимо Колетовой элементарной латинской морфологии, его Катехизис и «Статьи для поступления в школу св. Павла». Уникальные сведения об отношении английского мыслителя к античности, к идейным исканиям и концепции «всеобщей религии» флорентийского неоплатоника М. Фичино дает разнообразный материал маргинальных записей Колета на полях венецианского (1495 г.) издания «Посланий» Фичино. Эпистолярное наследие Колета, включающее его переписку с Эразмом, Мором, Фичино и другими деятелями эпохи, позволяет анализировать взгляды Колета и его корреспондентов, реконструировать события его жизни, выяснить характер восприятия идей и деятельности Колета его близким окружением. Первую группу источников можно дополнить двумя завещаниями Колета, актуальными сведениями о финансировании школы, управлении ею, а также имплицитной информацией о характере религиозности их автора. В своей совокупности данные этих источников позволяют выявить самостоятельную и оригинальную систему богословских, просветительских взглядов Колета, его общий умственный и духовный настрой.

Вторая группа источников образована трудами других авторов – гуманистов, протестантских реформаторов, представителей патристики, средневековых теологов, необходимыми для выявления специфики интеллектуальных вкусов и воззрений Колета различным проблемам гуманистической и реформационной идеологии. Следует отметить многочисленные сочинения Эразма: письма, в которых содержатся упоминания о Колете и оценки различных аспектов его деятельности, педагогические труды, предназначенные для использования в школе св. Павла, стихи, диалоги, богословские тексты. Большое значение для осмысления своеобразия интеллектуального облика Колета имеет привлечение произведений У. Лили, Дж. Пико делла Мирандолы, М. Фичино, Энея Сильвия Пикколомини, Лефевра д’ Этапля, а также трудов У. Тиндела, Дж. Фокса, Х. Латимера, М. Лютера, Ф. Меланхтона. Значительным подспорьем в нашей работе служат немногочисленные переводы ряда трудов этих авторов на русский язык, выполненные И.Н. Осиновским, Ю.М. Каган, Л.М. Брагиной, Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцевым, В.Д.Балакиным, Ю.Ф. Шульца, И.Л. Григорьевой, Ю.А. Голубкиным. Для контекстуализации взглядов Колета по сотериологической проблематике преимущественное значение имеют труды Августина, чаще других цитируемые Колетом, из средневековых авторов наиболее востребованы труды Фомы Аквинского. Для корректной интерпретации экклесиологических воззрений Колета привлекаются «Иерархии» Псевдо-Дионисия, который был бесспорным авторитетом для него в самых разных вопросах церковной жизни.

Третью группу источников образуют сочинения английских хронистов Р. Фабиана, Э. Холла, Р. Холиншеда, Дж. Стау и «Великой хроники Лондона». Хроники содержат незначительную по объему, но важную информацию биографического характера, позволяющую реконструировать важнейшие аспекты деятельности Колета и выявить восприятие их современниками.

В четвертой группе источников представлены документальные материалы: Акты компании купцов-мерсеров, коллекция Educational Charters and Documents, ряд документов из собрания Letters and Papers, документы по истории англиканской Реформации, изданные Ю.М. Сапрыкиным, каноны церковных соборов, в том числе, Тридентского Собора.

Пятую группу образуют тексты Священного Писания, главным образом, Четвероевангелий и апостольских Посланий. Сопоставление исходного новозаветного текста с толкованием Колета дает основания судить о его экзегетическом методе, а также более корректно определить источники его взглядов. В целом, источниковая база диссертационного исследования характеризуется наличием большого числа разнородных по жанру материалов. Их анализ дает возможность проследить истоки и эволюцию воззрений английского мыслителя в контексте современной эпохи, осмыслить единую парадигму его творчества.

Научная новизна исследования определяется следующими обстоятельствами:

предпринято исследование жизни творческого наследия мало известного у нас английского интеллектуала Дж. Колета;

привлекается новый источник – маргинальные записи Колета на «Послания» М. Фичино, опубликованные ранее, но еще не подвергавшиеся столь обстоятельному анализу;

экклесиологические взгляды Колета сопоставляются с идеями «Истории Богемии» Энея Сильвия Пикколомини;

впервые поставлены и исследуются проблемы, касающиеся специфики интеллектуального облика Колета: образование, круг чтения, познавательные приоритеты, отношение к античной культуре и гуманистической традиции;

творческое наследие Колета интерпретируется с использованием категории самоидентификации личности;

сопоставляются экзегетические подходы Колета и Эразма, что позволяет дополнить бытующее в науке мнение об идейном единстве гуманистов обоснованными аргументами в пользу серьезных различий между ними;

реформаторские идеи Колета исследуются в связи с католической реформой, а не протестантской Реформацией;

значительно дополнена и развернута характеристика педагогических идей основателя школы св. Павла;

представлен развернутый комплексный анализ историографических стереотипов («Колет – /прото-/протестант», «Колет – гуманист», «Колет – гуманист-эразмианец»), прослежены их генезис и развитие; предпринята попытка теоретически осмыслить результаты исследования мировоззрения Колета в контексте распространенных в ренессансоведении концепций гуманизма, «христианского гуманизма».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Следует отказаться от ряда интерпретаций взглядов Колета, сложившихся в историографии Нового времени. Конфессиональные версии биографии Колета, доминировавшие в британской исторической науке в XVIII –ХIХ вв. возникли под влиянием идейно-политической борьбы эпохи Реформации и продолжали развиваться, будучи элементом религиозной полемики между различными деноминациями в рамках англиканства. Распространенная с к. ХIХ в. либеральная трактовка Колета как приверженца «рационального христианства» является масштабной модернизацией его мысли и деяний в русле вигско-либеральной исторической концепции британской историографии. Ревизионистское истолкование религиозного мировоззрения Колета в новейшей историографии отражает позиции современного секуляризованного мышления и скептицизма. Характеристики Колета как гуманиста, «христианского гуманиста» ввиду различного толкования этих ключевых понятий следует признать спорными и требующими более тщательной верификации.

  2. Вопреки распространенной точке зрения, образование Колета отличалось от традиционной гуманистической программы studia humanitatis. Анализ практики чтения Колета показывает приоритетное значение для него текстов Св. Писания, апостольских Посланий, произведений патристики, ограниченное восприятие им античного наследия и предшествующей гуманистической традиции. Ключом к корректной интерпретации его познавательных приоритетов, эрудиции, мировоззрения в целом, служит самоидентификация его как клирика. Колет осознавал себя человеком церкви, радеющего за ее духовное возрождение на основе Евангелия. Главной, неоспоримой и абсолютной ценностью для него была христианская древность. Данная позиция проявилась и в Уставе школы св. Павла, гуманистическая направленность ее учебной программы не была задана Колетом изначально, но явилась результатом влияния Эразма и У. Лили.

  3. Колета нельзя считать приверженцем концепции «всеобщей религии» флорентийских неоплатоников М. Фичино и Дж. Пико делла Мирандолы. Исследование его переписки с главой Платоновской академии и маргиналий в «Посланиях» Фичино доказывает негативное отношение Колета к попыткам итальянского гуманиста встроить христианство в некую единую религиозно-философскую традицию «ученой религии». Он видел в них возрождение и пропаганду язычества. Анализ цитирования Колетом сочинений Фичино и Пико показывает, что в их трудах он оставил без внимания ключевые для гуманистов темы, отыскивая материал для толкования евангельских текстов или проповедей. Чтение Колетом «Истории Богемии» Энея Сильвия Пикколомини не является свидетельством его симпатий к ереси гуситов или доказательством его собственной гетеродоксии. Негативное отношение декана к ересям обнаруживается в его экзегетических трудах и в реальном участии в Кентских процессах против лоллардов в 1511-1512 гг. Интерес Колета к данному сочинению следует увязывать с поисками путей клерикальной реформы.

  4. Колетов способ толкования библейских текстов на основе латинской Вульгаты, без использования античного наследия и серьезной опоры на патристику при явной склонности к иррационализму не следует рассматривать в качестве образца для Эразмовых библейских штудий. Влияние гомилетической по стилю экзегетики Колета на становление метода историко-филологической критики Роттердамца переоценено исследователями.

  5. Решение Колетом богословских проблем, ставших позже ключевыми в идеологии Реформации, не дает оснований отнести его к протестантской теологической традиции. Однако ортодоксальное признание необходимости для спасения добрых дел сочетается с нетрадиционным для католицизма пониманием дел как духовно-нравственного совершенствования с целью уподобления Христу.

  6. Критика Колетом духовенства и церкви не может считаться доказательством его антиклерикализма или близости к протестантской мысли. «Соборная проповедь» (1512 г.) не содержит данных о кризисном состоянии английской церкви в начале XVI в. Реформационный проект Колета является вариацией на традиционную для XIV-XVI вв. тему церковной реформы епископалистского толка. Его попытка провести реформирование канониката собора св. Павла не нашла поддержки у церковных властей, обострив отношения с капитулом. Обвинение декана в ереси в начале 1512 г. следует признать реальным. Оно не свидетельствует о гетеродоксии его взглядов, но доказывает, что консервативно настроенная часть епископата сочла Колетов проект клерикальной реформы опасным антиклерикализмом и применила к нему испытанный метод борьбы с оппозицией.

  7. Проведенный анализ позволяет пересмотреть существующие в историографии интерпретации мировоззрения Дж. Колета. Можно утверждать, что характеристики его как (прото-)протестанта, гуманиста,«христианского гуманиста» затемняют оригинальность его взглядов. Более очевидной представляется его связь с идеологией христианского Ренессанса – широкого течения возрожденческой религиозной мысли, со свойственными ей ярко выраженной актуализацией Евангелия, творений Отцов церкви и стремлением к строгому аскетическому идеалу в духе подражания Христу.

Практическая значимость работы состоит в том, что фактологический материал, теоретико-методологические наработки и выводы автора могут быть использованы исследователями при написании научных и научно-популярных работ по различным аспектам истории Возрождения и Реформации, истории церкви, истории педагогики, а также в преподавательской работе при чтении общих и специальных курсов, в других видах учебной работы по истории раннего Нового времени.

Выводы и основные положения диссертации соответствует паспорту специальности 07.00.03 – всеобщая история, в частности, следующим областям исследования: 4. История раннего Нового времени (Ренессанс и Реформация). 19. Личность в истории. Персоналии. 20. История общественной мысли. Интеллектуальная история. 21. История культуры и образования. 22. История религии и церкви.

Апробация работы. По теме исследования опубликовано 39 научных работ, общим объемом 53,75 п.л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории и дисциплин классического цикла Нижегородского государственного педагогического университета и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора исторических наук. Основные положения работы нашли свое отражение в публикациях – монографии, ряде статей и тезисов докладов. Различные аспекты и проблемы, поднятые в исследовании, обсуждались на научных конференциях, в которых автор принимала участие: на Жебелевских чтениях в СПбГУ (Санкт-Петербург, 2000, 2005, 2007), в ИВИ РАН (Москва, 2006, 2008), на чтениях памяти профессора Н.П. Соколова (Н.Новгород, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010), на чтениях памяти профессора С.И. Архангельского (Н.Новгород, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011), на конференции «Европейский город и Реформация» (Саратов, 2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений.

Похожие диссертации на Джон Колет : мировоззрение английского христианского мыслителя ренессансной эпохи