Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование идеологи раннего консерватизма в Великобританиив 1714-1760 гг. Ковалев Максим Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалев Максим Александрович. Формирование идеологи раннего консерватизма в Великобританиив 1714-1760 гг.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Ковалев Максим Александрович;[Место защиты: ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук], 2017.- 340 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философские основы раннего консерватизма .50

1. Исторические предпосылки «оппозиционного торизма» .-

2. Мировоззренческие и гносеологические предпосылки 61

3. Этические и эстетические принципы .74

Глава II. Политические концепции идеологов партии тори 99

1. Представления о политическом идеале -

2. Модели политической системы 111

3. Проекты преобразований 127

Глава III. Социальные представления торийских интеллектуалов .145

1. Социально-экономические взгляды -

2. Религиозный и национальный вопросы .160

3. Исторические взгляды .177

Глава IV. Социальная критика в художественных произведениях тори 197

1. Сатирическая направленность в литературном творчестве Дж. Свифта .-

2. Социальная критика скриблерианцев (А. Поуп, Дж. Гей, Дж. Арбетнот) .228

3. Социальные предпочтения Г. Филдинга и Т. Смоллетта .247

4. Пространство индивидуального поиска: Дж. Литтлтон, Р. Гловер, С. Джонсон .276

Заключение .295

Список источников и литературы .303

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Хорошо известно, какую важную роль играет в политической жизни современных демократических государств двухпартийная система. Своими истоками она обязана Великобритании. Между тем, в зарубежной и отечественной историографии до сих пор не утихают споры по поводу времени возникновения партий и становления двухпартийной системы. В этой связи обращение к истории одной из партий, тори, в период формирования ее идеологии (раннего консерватизма) в первой половине XVIII века представляется актуальным.

Актуальность темы обусловлена также широкой распространнно-стью консервативной идеологии в современной политической жизни. Принцип сохранения традиционных порядков и ценностей, сформулированный в виде политической идеологии более двухсот лет назад, остатся востребованным по сей день. Но будучи разбитым в настоящее время на множество отдельных течений и национальных типов, консерватизм нуждается в более точном определении его фундаментальных основ. В то же время определение специфических черт консерватизма остатся проблематичным.

Определение содержательного характера консервативной идеологии неотделимо от изучения его генезиса, процесса формирования структуры и основных элементов. Принципы классического консерватизма были сформулированы британским политиком Э. Брком в «Размышлениях о революции во Франции» (1790 г.). Появление данного труда стало результатом сложных интеллектуальных и политических процессов, протекавших в Великобритании в XVIII веке.

Обращение к идеологии партии тори в указанный период требует также выяснения соотношения понятий «консерватизм» и «Просвещение». С одной стороны, эта идеология, как и любая другая, явилась продуктом просветительского рационализма и отвечала на выдвинутые им интеллектуальные запросы. С другой стороны, содержательная сторона консерватизма в значительной мере оппонировала его наследию, причм не отдельным идеям, а Просвещению в целом, как феномену.

История консерватизма, включая его возникновение и развитие, а также деятельность главных теоретиков хорошо изучены в зарубежной историографии. Однако его генезис рассматривается либо в процессе партийно-политической борьбы, либо через интеллектуальные биографии его основателей (главным образом, Э. Брка). Составные элементы, характер их взаимосвязи, а также этапы складывания консервативной идеологии изучались в философских и политологических рабо-

тах, носящих обобщающий и теоретический характер1. Нам представляется более плодотворным применять подобные подходы непосредственно к историческому материалу, касающемуся возникновения данного политического течения. В то время, как история просветительского движения в Британии на сегодняшний день изучена вполне удовлетворительно, проблема формирования консерватизма остается неисследованной.

Объектом исследования выступает внепарламентская оппозиция первой половины XVIII в., представленная партией тори, частью якобитов и «патриотическими вигами»2. Учитывая условность обозначения политических фракций в изучаемую эпоху, все представители оппозиции вигскому правительству, утвердившемуся в Англии с 1714 г., именуются в работе «тори».

Предметом исследования является совокупность взглядов просветителей Великобритании, объединнных принадлежностью к представителям оппозиции олигархическому правительству. Для обозначения подобных воззрений используются понятия «ранний консерватизм» и «предконсерватизм».

Хронологические рамки исследования – период политической гегемонии вигов в эпоху Георга I и Георга II Ганноверов. Нижняя граница – вступление на престол Георга I Ганновера, способствовавшее резкому ослаблению королевской власти и «земельного интереса» в стране. Верхняя граница периода совпадает с вступлением в 1760 г. на престол Георга III, в значительной мере опиравшегося на идеи торий-ской оппозиции. Изучаемый период подразделяется на два этапа, рубежом между которыми является отставка премьер-министра Р. Уол-пола (1742 г.), создавшего режим «вигской олигархии».

Географические рамки исследования включают три королевства Великобритании: Англию, Шотландию, Ирландию. Подобный подход обусловлен не только шотландским и ирландским происхождением значительного числа авторов, но и использованием мыслителями подходов, выработанных в различной культурной среде.

В качестве основной проблемы исследования выдвигается процесс трансформации политической традиции торизма (как устойчивой позиции некой политической фракции по ряду вопросов) в идеологию консерватизма (как общественно-политической концепции с присущим ей универсализмом). Предпосылки, этапы и направления данного процесса и составляют содержание научной проблемы.

1 См. напр.: Мангейм К. Консервативная идеология // Социологические иссле
дования, 1993, № 1. С. 126-138.

2 Hassall A. Life of viscount Bolingbroke. – Philadelphia, 1889. P. 145-146.

Цель исследования – проанализировать данный процесс в его поступательном развитии при помощи установления связей между идеями и концепциями отдельных мыслителей.

Задачи исследования:

- выявить предпосылки складывания раннего консерватизма начала
– середины XVIII в., включающего философские и морально-
этические взгляды торийских интеллектуалов, а также воззрения чле
нов партии тори предшествующего периода;

- исследовать представления ранних консерваторов об идеальных
политических моделях, программах преобразований, политической
элите, стратегии политической борьбы;

- проанализировать взгляды ранних консерваторов на религию,
экономику, национальные отношения, а также их трактовки историче
ского развития общества;

- рассмотреть критику торийскими авторами общественно-
политических реалий изучаемой эпохи на материале их художествен
ного творчества с целью углубления представлений о социальных и
политических предпочтениях авторов.

Характеристика источников

Использованные источники можно разделить на несколько основных групп. Первая группа – официальные документы. К ним относятся законодательные акты: Хабеас Корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Трхгодичный акт 1694 г., Акт об устроении 1701 г., Акт об унии 1707 г., Семилетний акт 1716 г., Акт о цензуре 1737 г.3

Наиболее многочисленную группу источников составляет публицистика: теоретические трактаты и эссе на различные темы, авторами которых являлись представители «раннего консерватизма». Крупное философское произведение о человеческой природе принадлежит философу Д. Юму4. Общественно-политической тематике посвящены трактаты Д. Юма и Э Брка. Работа Э. Брка «Защита естественного общества…», несмотря на памфлетную форму, является полноценным философским трактатом5. Фундаментальное произведение на тему этики «Теория нравственных чувств…» принадлежит перу ученика

3 Конституции и законодательные акты буржуазных государств в XVII-XIX вв.
– М., 1957; The Licensing Act. URL: (Дата обращения: 10.11.2016).

4 Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный
на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Сочинения. В
2-х тт. Т. 1. – М., 1996. С. 53-656

5 Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2.
– М., 1996. С. 177-314; Брк Э. Защита естественного общества //
Эгалитаристские памфлеты в Англии середины XVIII в. – М., 1992. С. 41-110.

Д. Юма – А. Смиту6. Проблемам эстетики посвящено «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» Э. Брка7. Исторические исследования открывает «История последних четырх лет правления королевы Анны» Дж. Свифта. Хотя произведение написано ранее изучаемого периода (1713 г.), политические события анализируются в нм глазами непосредственного участника, что важно в связи с дальнейшей полемикой Свифта с вигами8. Схожими по замыслу являются «Письма об изучении и пользе истории» Г. Болингброка9. Фундаментальные сочинения по истории Англии написаны Д. Юмом и Т. Смоллеттом10. Обобщающие теоретические труды о религии принадлежат Д. Юму11.

Большинство теоретических вопросов нашли отражение также в небольших эссе. Значительное их число содержится в сборниках сочинений Г. Болингброка, Дж. Свифта и Д. Юма12. Отдельные работы принадлежат представителям «вигов-патриотов» – особому крылу оппозиции. Среди них: Дж. Литтлтон, У. Питт-Старший, Ф. Честер-филд13.

6 Смит А. Теория нравственных чувств. URL: (Дата обращения. 13.10.2013)

7 Брк Э. Философское исследование о происхождении наших идей
возвышенного и прекрасного. – М., 1979.

8 Swift J. The history of the four last years of the queen Anne // Swift J. Prose
works. V. 10. – L., 1902. P. 1-192.

9 Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории // Болингброк Г. Письма
об изучении и пользе истории. – М., 1978. С. 7-162.

10 Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т. 1. – СПб., 2001; Юм Д.
Англия под властью дома Стюартов. Т. 2. – СПб., 2002; Smollett T. The History
of England. From William and Mary to the death of George II. URL:
(Дата
обращения: 15.08.2013).

11 Юм Д. Естественная история религии // Юм Д. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. – М.,
1996. С. 315-378; Юм Д. Диалоги о естественной религии // Там же. С. 379-482.

12 Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. – М., 1978; The works
of the late right honorable Henry St. John, lord viscount Bolingbroke. V. 2, 4-7.– L.,
1809; Свифт Дж. Путешествие Гулливера и др. – М., 2004; Swift J. The prose
works. V. 3-4, 6, 10. – L., 1898; Юм Д. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1996;
Hume D. Philosophical works. V. 3-4. – Boston-Edinburgh, 1854; Френсис
Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. – М., 1975.

13 Честерфилд Ф. Д. С. Максимы // Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну.
Максимы. Характеры. – М., 1978. С. 227-233; Lyttleton G. Observations of the
present state of our affairs at home and abroad // Lyttleton G. The works . V. 1. – L.,
1776. P. 63-128; Pitt W. Humanity, the only true divinity. URL:
(Дата обращения 12.10.2014)

Третью группу источников составляют памфлеты и проекты. В их число входят прежде всего памфлеты Дж. Свифта, касающиеся социально-экономических проблем Ирландии14. Авторами проектов являлись Дж. Свифт и Г. Филдинг15.

Отдельную группу источников представляют заметки и документы личного характера в различной форме. «Краткие заметки к истории епископа Брнета» представляют собой публикацию помет, оставленных Дж Свифтом на полях указанной книги16. «Заметки о характерах при дворе королевы Анны» являются записями Дж. Маки, сделанными во время бесед со Свифтом17. Этические принципы английской знати отражены в корпусе «Писем к сыну» графа Ф. Честерфилда, а его «Характеры» представляют серию политических портретов известных британцев XVIII в.18

Значительную часть источниковой базы исследования составляют художественные произведения, поскольку литература являлась самостоятельной формой выражения просветительских идей. Данная группа источников включает романы, рассказы, комедии и фарсы, поэмы, стихотворные произведения, пародии.

К крупным прозаическим произведениям относятся роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», романы Г. Филдинга и Т. Смоллет-та а также философская повесть С. Джонсона19. Наряду с прозой

14 Свифт Дж. Предложение о всеобщем употреблении ирландской
мануфактуры // Свифт Дж. Путешествие Гулливера. – М., 2004. С. 675-682;
Свифт Дж. Письма суконщика // Там же. С. 118-146; Свифт Дж. Беглый взгляд
на положение в Ирландии // Свифт Дж. Путешествие Гулливера. – М., 2004.
С. 683-690; Swift J. The draper’s letters // Swift J. The prose works. V. 6. – L.,
1903. P. 1-205.

15 Свифт Дж. Предложение касательно раздачи блях нищим всех приходов
Дублина // Свифт Дж. Собрание сочинений. Т. 3. – М., 2008. С. 275-285; Field
ing H. An enquiry into the causes of the late increase of robberies & c. – L., 1751;
Fielding H. A proposal for making an effectual provision for the poor for amending
the morals and for rendering them useful members of society. – Dublin, 1753.

16 Swift J. Short remarks on bishop Burnet’s history // Swift J. The prose works.
V. 10. – L., 1902. P. 327-370.

17 Swift J. Remarks on the Characters of the Court of Queen Anne // Ibid. P. 271-288.

18 Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну // Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну.
Максимы. Характеры. – М., 1978; Честерфилд Ф. Д. С. Характеры // Там же.
С. 234-254.

19 Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера. – СПб., 1993; Филдинг Г.
История приключений Джозефа Эндруса и его друга, мистера Абраама Адамса
// Филдинг Г. Избранные сочинения. Т. 1. – М., 1954. С. 437-722; Филдинг Г.
Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс. URL:
(Дата обращения: 15.03.2014);
Филдинг Г. История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого //

большое место в просветительской критике занимали комедии и фарсы, принадлежащие перу Г. Филдинга, а также Дж. Гея20. К числу авторов поэм и небольших стихотворений относятся А. Поуп и С. Джонсон21. Широкий круг общественно-политических и моральных вопросов затрагивают стихотворения Дж. Свифта ирландского периода22. Отдельную подгруппу источников составляют литературные пародии на произведения различных жанров. Помимо Свифта и Филдинга, к данному направлению следует отнести литературные опыты Дж. Арбетнота23.

Степень изученности темы

Политическая история Великобритании XVIII века достаточно хорошо исследована, как за рубежом, так и в отечественной историографии. Однако при этом деятельность политических институтов, равно как и творчество отдельных мыслителей не рассматривались с позиции идеологии как формы общественного сознания, е генезиса, атрибутов и функций.

Зарубежная историография

Среди обобщающих трудов по политической истории Великобритании XVIII в. нужно упомянуть: «Господство вигов. 1714-1760»

Филдинг Г. Избранные сочинения. Т. 1. – М., 1954. С. 280-436; Филдинг Г.
История Тома Джонса, найдныша. – М., 1973; Филдинг Г. Амелия. URL:
(Дата обращения: 15.03.2014);
Смоллетт Т. Приключения Родрика Рэндома. URL:

[Дата обращения:

25.01.2014]; Смоллетт Т. Приключения Перигрина Пикля URL:

[Дата обращения: 25.01.2014] ; Smollett T. The
adventures of Ferdinand count Fathom. URL:

(Дата обращения: 25.01.2014); Johnson S. The history of Rasselas, prince of Abissinia. URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (Дата обращения: 27.01.2014).

20 Филдинг Г. Комедии. – М., 1954; Филдинг Г. Фарсы. – М., 1980; Гей Дж.
Опера нищего // Английская комедия XVII-XVIII веков. Антология. – М.,
1989. С. 511-575.

21 Поуп А. Опыт о человеке // Поуп А. Поэмы. – М., 1988. С. 141-190; Pope A.
Moral essays. URL: (Дата обращения:
28.01.2014); Pope A. The Dunciad. URL: (Дата обращения: 29.01.2014); Johnson S. London. A poem in imitation of the
satire of Juvenal. URL: (Дата обращения: 2.02.2014); Johnson S. The vanity of human
wishes. URL: 2.02.2014);

22 Swift J. Poetical works. V. 3. – Boston, 1858.

23 Arbuthnot J. Miscellaneous works. V. 1-2. – L., 1751.

Б. Уильямса24, «Историю Англии английского народа» Д.Р. Грина25,
«Историю Англии» А.Л. Мортона26, «Историю Великобритании» под
редакцией К.О. Моргана27. Отдельные аспекты партийно-

политической борьбы затронуты в работе Дж.М. Тревельяна «Социальная история Англии»28. Коллективный труд по истории Шотландии под редакцией Дж. Уормальда дает представление о деятелях шотландского Просвещения29.

Важное место в зарубежной историографии занимают труды, посвященные отдельным представителям раннего консерватизма. Идейное наследие Г. Сент-Джона, виконта Болингброка вызывал интерес исследователей, начиная с XIX века. Его общественно-политические взгляды рассмотрены в трудах Т. Макнайта, Р. Харропа, Р. А. Баррела, А. Хассала, Дж. Коллинза30. Ряд авторов, таких как У. Сичел, Дж.Дж. Батлер, Дж.М. Робертсон, И. Крамник, А. Петит, расширили тематику, изучая творчество виконта в социально-историческом контексте31.

В работах о Д. Юме затрагиваются все основные стороны его философии: гносеология, этика, эстетика, экономические и общественно-политические взгляды, точка зрения на религию. К наиболее значимым исследованиям нужно отнести труды Дж. Х. Бртона, Т.Х. Хаксли, У. Найта, Ф. Йодля, Дж. Орра, Ч. Хендела, К. В. Салмона, Д. Форб-са, К. Мосснера, Л. Помпы32. Учение А. Смита о морали изучалось

24 Williams B. The Whig supremacy. 1714-1760. – Oxf., 1952.

25 Грин Д. Р. История Англии и английского народа. – М., 2014.

26 Мортон А. Л. История Англии. – М., 1959.

27 История Великобритании / Под ред. К. О. Моргана. – М., 2008.

28 Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от
Чосера до королевы Виктории. – М., 1959.

29 Scotland. A history / Ed. by J. Wormald. – Oxford, 2005.

30 Macknight T. The life of Henry St. John, viscount Bolingbroke, secretary of state
in the reign of queen Anne. – L., 1863; Harrop R. Bolingbroke. A political study and
criticism. – L., 1884; Barrell R. A. Bolingbroke and France. – Uuniversity Press of
America. – 1988; Hassall A. Life of viscount Bolingbroke. – Philadelphia, 1889;
Collins J. Bolingbroke. A historical study. – New York, 1886.

31 Sichel W. Bolingbroke and his times. V. 2. – L., 1902; Butler G. G. The tory tradi
tion: Bolingbroke – Burke – Disraeli – Salisbury. – L., 1914; Robertson J. M. Bol-
ingbroke and Walpole. – L., 1919; Kramnick I. Bolingbroke and his circle. The poli
tics of nostalgia in the age of Walpole. – Cornell, 1992; Petit A. Illusory consensus.
Bolingbroke and the polemical response to Walpole, 1730-1737. – Associated Uni
versity Press, 1997.

32 Burton J. H. Life and correspondence of David Hume. V. 1. – Edinburgh, 1846;
Huxley T. H. Hume. – N.-Y., 1879; Knight W. Hume. – Edinburgh, London. 1886;
Orr J. David Hume and his influence on philosophy and theology. – Edinburgh,
1903; Hendel Ch. W. Studies in the philosophy of David Hume. – Princeton, 1925;

Дж. Фаррером и У. Хрстом в контексте его биографии33. Дж. Рей Р.Б. Хэлдан, акцентируют внимание на идейных расхождениях Смита с Юмом34. В работе У.Х. Крейга Ф. Честерфилд изучался не только как создатель педагогической теории, но и как политический деятель35.

Сочинения, посвящнный Э. Брку как основателю классического консерватизма, носят характер серьзных теоретических обобщений. Таковы исследования Дж. Прайора, Дж. Морли, Б. Ньюмана36. Особенностям политического дискурса Брка посвящены сочинения О’Гормана, И. Крамника, К. Б. Макферсона, Ч. Рейда37. Данные авторы сделали ряд важных выводов, касающихся процесса генезиса британского консерватизма.

Жизненный и творческий путь Дж. Свифта хорошо изучен в англоязычных странах. В исследованиях отражены основные направления его деятельности, проанализированы литературные произведения, обобщены политические взгляды. Среди наиболее авторитетных исследований о Свифте следует упомянуть биографические работы Л. Стефена, Дж. Форстера, Х. Крейка, И. Тэна38. Подробный анализ сочинений сатирика присутствует в трудах Дж. П. Мориарти, Дж.Ч. Коллинза, Х. Дэвиса39. Р.И. Кук акцентирует внимание на дея-

Salmon C. V. The central problem of David Hume’s philosophy. An essay towards a phenomenological interpretation of the First book of the treatise of human nature. – Freiburg, 1929; Forbes D. Hume’s philosophical politics. – Cambridge, 1985; Mossner E. C. The life of David Hume. – Oxf., 2001; Pompa L. Human nature and historical knowledge: Hume, Hegel, Vico. – Cambridge, 2002; Йодль Ф. История этики в новой философии. Т. 1. – М., 1896; Йодль Ф. Юм, его жизнь и философия. – М., 2011.

33 Farrer J. A. Adam Smith. – N.-Y., 1881; Hirst F. W. Adam Smith. – L., 1904.

34 Rae J. Life of Adam Smith. – L., N.-Y., 1895; Haldane R. B. Life of Adam Smith.
– L., 1887.

35 Craig W. H. Life of lord Chesterfield, an account of the ancestry, personal charac
ter & public services of the fourth earl of Chesterfield. – L., 1907.

36 Prior J. A life of Edmund Burke. – L., 1891; Morley J. Burke. URL: (Дата обращения. 9.11.2014); Newman B. Edmund Burke. – L., 1927.

37 O’Gorman F. Edmund Burke. His political philosophy . – L., 1973; Kramnick I.
The rage of Edmund Burke. Portrait of an ambivalent conservative. – N.-Y., 1977;
Macpherson C. B. Burke. – Oxford, 1980; Reid Ch. Edmund Burke and the practice
of political writing. – Dublin, 1985.

38 Stephen L. Swift. – L., 1882; Forster J. The life of Jonathan Swift. V. I-II. – N.-
Y., 1876; Craik H. The life of Jonathan Swift, dean of St.Patrick, Dublin. V. I-II. –
N.-Y., 1894; Тэн И. Критические опыты. – СПб., 1869.

39 Moriarty G.P. Dean Swift and writings. – L., 1893; Collins J.Ch. Jonathan Swift.
A biographical and critical study. – L., 1873; Davis H. Jonathan Swift. Essays on his
satire and other studied. – Oxford, 1964.

тельности Свифта как политического памфлетиста40. Р. Квинтана анализирует философские взгляды сатирика41. Другим скриблерианцам посвящены монографии Л. Стефена «Александр Поуп» и Дж. Эйткена «Жизнь и творчество Арбетнота»42.

Реалистические романы Г. Филдинга и Т. Смоллетта изучены литературоведами Ф. Лоренсом, О. Добсоном, Дж.М. Годденом, У.Л. Кроссом, Д. Ханней43. Большинство авторов также останавливаются на специфике их общественно-политической сатиры и отношениях с оппозицией. Биографии С. Джонсона написаны его младшим современником Дж. Босуэлом, известным историком Т. Б. Маколеем, а также Л. Стефеном и С. Грантом. В них уделено существенное внимание раннему периоду творчества просветителя (1740-50-х гг.)44.

Отечественная историография

Первые работы, касающиеся британского парламентаризма XVIII столетия в нашей стране, появились во второй половине XIX в. и связаны с именами Г. Вызинского, Н.А. Кареева, М.М. Ковалевского45. Основные тенденции развития политических институтов Великобритании освещались и в трудах современных историков в XX-XXI вв. Содержание и ход политической борьбы в Англии XVIII в. отражены в работе М. П. Айзенштат46. Партийно-политические противоречия а контексте складывания британского колониализма рассмотрены

40 Cook R.I. Jonathan Swift as a tory pamphleteer. – Seattle and London, 1967.

41 Quintana R. Two augustans. John Locke. Jonathan Swift. – Wisconsin, 1978.

42 Stephen L. Alexander Pope. – L., 1880; Aitken G.A. The life and works of John
Arbuthnot. – Oxf., 1892.

43 Lawrence F. The life of Henry Fielding. – L., 1855; Dobson A. Fielding. – N.-Y.,
1883; Godden G.M. Fielding H. A memoir. Including newly discovered letters and
records with illustrations from contemporary prints. – L., 1910; Hannay D. Life of
Tobias George Smollett. – L., 1887. Cross W.L. The history of Henry Fielding. V. I-
II. – New haven, 1918.

44 Boswell J. The life of Samuel Johnson. Vol. I-II. – L., 1823; Macaulay T.B. Sam
uel Johnson. – N.-Y., 1878; Stephen L. Samuel Johnson. – L., 1888; Grant F. Life of
Samuel Johnson. – L., 1887.

45 Вызинский Г. Англия в XVIII столетии. Ч. 1. – СПб., 1860; Кареев Н.А.
История Западной Европы в Новое время. (Развитие культурных и социальных
отношений.) Т. 3. – СПб., 1893; Ковалевский М.М. От прямого народоправства
к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост
государства и его отражение в истории политических учений. Т. 3. – М., 1906.

46 Айзенштат М.П. Британия нового времени. Политическая история. Учебное
пособие. – М., 2007.

А.Б. Соколовым47. В монографии Н.С. Креленко анализируются различные трактовки, которые давали мыслители XVIII века революционным событиям предшествующего столетия48.

Английское Просвещение как самостоятельная тема впервые представлено в коллективном труде «Просветительское движение в Англии» под ред. Н.М. Мещеряковой49. Работа включает в себя характеристику отличительных особенностей английского Просвещения, биографии и взгляды, как отдельных мыслителей, так и литераторов. Наиболее основательно проблематика английского Просвещения изучена в монографиях и статьях Т.Л. Лабутиной. В ряде е монографий рассмотрены различные течения общественной мысли конца XVII – нач. XVIII вв., а также жизненные и творческие пути их представителей50. Новым стало обращение к педагогической мысли раннего Просвещения, анализ которой был предпринят Т.Л.Лабутиной в монографии «Английские просветители. Взгляды на воспитание и образование подрастающего поколения»51.

Если раннее Просвещение в настоящее время хорошо изучено, то просветительская мысль середины XVIII века продолжает оставаться слабо разработанной. Ряд статей и глав Д.В. Ильина в упомянутой монографии, а также статья Е.А. Добровой «Английское Просвещение и борьба тори и вигов в 30-е годы XVIII в.»52, работы С.Б. Семнова, посвященные истории радикального движения в английском Просве-

47 Соколов А. Б. «Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в
Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке. –
С.Петербург, 2015.

48 Креленко Н. С. «Пуританская» революция и английская общественная
мысль XVII-XIX вв. Исторический миф в контексте политической борьбы. –
Саратов, 1990.

49 Просветительское движение в Англии / Под ред. Н. М. Мещеряковой. – М.,
1991.

50 Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль
английского Просвещения. 1689-1714 гг. – М., 1994; Лабутина Т. Л. Культура
и власть в эпоху Просвещения. – М., 2005; Лабутина Т. Л., Ильин Д. В.
Английское Просвещение. Общественно-политическая и педагогическая
мысль. – СПб., 2012.

51 Лабутина Т.Л. Английские просветители. Взгляды на воспитание и
образование подрастающего поколения. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academ
ic Publishing, 2011.

52 Доброва Е. А. Английское Просвещение и борьба тори и вигов в 30-е годы
XVIII в. // Из истории Просвещения: экономика, политика, идеология. – М.,
1981. С. 3-41.

щении,53 – это, пожалуй, все труды современных ученых о партийной борьбе данного периода.

Среди отдельных персоналий, исследованных историками, основное место принадлежит Г. Болингброку54. Социально-политические и исторические взгляды Дж. Свифта изучались Л.Ф. Туполевой, Д.В. Кутявиным, П.А. Пучковым55. Взгляды Д. Юма и С. Ричардсона рассмотрены в статьях В.В. Высоковой56. Бесспорный интерес вызывают статьи Е.А. Макаровой, посвященные жизни и творчеству У. Годвина57. «Письма к сыну» Ф. Честерфилда как исторический ис-

53 Семнов С.Б. Политические взгляды английских радикалов XVIII века.
Самара, 1995; он же. Радикальное движение и борьба за парламентскую
реформу в Англии во второй половине XVIII века. Самара, 2008; он же
Английский радикализм 60-70-х годов XVIII века в современной
историографии // Проблемы историографии внутренней и внешней политики
зарубежных стран. Межвузовский сб. статей. – Куйбышев, 1987. С. 32-48; он
же. У истоков английского радикализма // Из истории общественной мысли и
политических движений в новое и новейшее время. Межвузовский сб. статей –
Куйбышев, 1988. С. 4-20; он же. Английские радикалы XVIII века о монархии
и республике // Там же. С. 32-40.

54 Рубинштейн Е.Б. Лорд Болингброк: путь философа // Человек эпохи
Просвещения. – М., 1999 С. 33-48; она же. Общественно-политические
взгляды лорда Болингброка. Кустанай, 1995; Кутявин Д.В. ”Король-Патриот”
лорда Болингброка //История и историография зарубежного мира в лицах.
Вып. 7. – Самара, 2005. С. 51-59; Иерусалимская Е.В. Вклад Генри
Болингброка в общественно-политическую мысль эпохи Просвещения //
Общественная мысль в контексте истории культуры: Сб. в честь А.Э. Штекли.
– М., 2004. С. 238-25;она же. Концепция «европейского равновесия» в трудах
английского философа и политика Г. Болингброка //Британский мир. История
Британии: современные исследования. – М., 2015. С. 185-194.

55 Туполева Л.Ф. Английский просветитель Джонатан Свифт и Ирландия //
Проблемы британской истории. – М, 1984. С. 39-46; Кутявин Д.В.
«Ирландская проблема» Дж. Свифта // История и историография зарубежного
мира в лицах. Вып. 7. – Самара, 2005. С. 51-59; Пучков П.А. Социально-
политические и исторические взгляды Джонатана Свифта. Дис. к.и.н. – М.,
2011.

56 Высокова В.В. Британские интеллектуалы XVIII в. Сэмюэл Джонсон //
Британия: история, культура, образование. Ярославль, 2012. С. 64-66; она же.
Историографический и социальный контекст формирования исторической
концепции Дэвида Юма// Диалог со временем. М.,2013, вып. 45. С. 70-87; она
же. Дэвид Юм как историк// Электронный научно-образовательный журнал.
История. М., 2014. Вып. 10(33);

57 Макарова Е.А. Просветительское мировоззрение Уильяма Годвина //
Просветительское движение в Англии. Указ. соч. С. 391-423; она же.
Отношение У. Годвина к Великой Французской революции и его деятельность
в Англии в тот период// Французский Ежегодник. 1985. М., 1987. С. 245-263:

точник проанализированы в статье Л.В. Балахоновой58. Идеи основоположника классического консерватизма Э. Брка освещаются во вводной статье А.В. Чудинова к трактату просветителя «Защита естественного общества», а также в статье М.В. Белова и В.А. Витальевой59.

Ряд исследований, касающихся просветительского движения в Великобритании, принадлежит отечественным философам. Они затрагивают широкий спектр вопросов, касающихся философских, общественно-политических, этических, религиозных, эстетических, экономических взглядов Ф. Хатчесона, Д. Юма, А. Смита. Среди них работы Н.Д. Виноградова, И.С. Нарского, В.В. Васильева, М.А. Абрамова60.

Значительный вклад в изучение творчества просветителей внесли отечественные литературоведы. Джонатан Свифт как литератор исследовался, начиная с XIX века. Биографические очерки о нм принадлежат таким авторам, как В.И. Яковенко, А. Дейч, Е. Зозуля61. В фундаментальном труде Е.Д. Вургафт исследуются поэтические произведения Свифта62. Великому сатирику посвящены также две монографии А.И. Дубашинского, одна из которых исследует памфлетную литературу, другая – роман «Путешествия Гулливера»63. Знаменитому рома-

она же. Размышления о прогрессе на руинах Просвещения. Работы Уильяма Годвина 1790-1830-х гг.// Тетради Международного университета в Москве. Сб. научных трудов. М., 2007. Т.8. С.. 128-146.

58 Балахонова Л.В. «Письма к сыну» Честерфилда как исторический источник
в изучении английского менталитета XVIII в. // Проблемы повседневности в
истории: образ жизни, сознание и методология изучения. – Ставрополь, 2011.
С. 114-118.

59 Чудинов А.В. Предшественники социализма поневоле // Эгалитаристские
памфлеты в Англии середины XVIII в. – М., 1992. С. 5-40; Белов М.В.,
Витальева В.А. Эдмунд Брк – ранний идеолог Британской империи // Диалог
со временем. Альманах интеллектуальной истории. № 34. 2011. С 74-99.

60 Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. Основные теоретические
принципы. – М., 2011; Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. Этика Юма в
связи с важнейшими направлениями британской морали XVII-XVIII вв. – М.,
2011; Нарский И.С. Давид Юм. – М., 1973; Нарский И.С. Философия Давида
Юма. – М., 1967; Васильев В.В. Философская психология в эпоху
Просвещения. – М., 2010; Абрамов М.А. Шотландская философия века
Просвещения. URL: (Дата обращения.
13.03.2014);

61 Яковенко В.И. Д. Свифт. Его жизнь и литературная деятельность. – СПб.,
1891; Дейч А., Зозуля Е. Свифт. – М., 1933.

62 Вургафт Е.Д. Сатирическая поэзия Свифта. – М., 1948.

63 Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. – Рига, 1968; Дубашинский И.А.
«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. – М., 1969.

ну посвящены также работы В.С. Муравьва и Д.С. Урнова64. Крити
ческий потенциал поэзии А. Поупа исследован в монографии Т.Н. Ва
сильевой65. Творческая эволюция поэта, его общественно-
политические и эстетические взгляды рассмотрены Л.В. Сидорченко66.
Писателям-реалистам середины XVIII в. посвящн ряд работ
А.А. Елистратовой. Помимо отдельных глав о Г. Филдинге и Т. Смол-
летте в 1 томе «Истории английской литературы», е перу принадле
жат монографии «Филдинг» и «Английский роман эпохи Просвеще-
ния»67. В этих работах автор увязывает мировоззрение писателей с
классовой позицией джентри.

Как видно, в зарубежной и отечественной историографии данная тематика рассматривалась лишь по отдельным направлениям, касающимся истории партии тори, просветительского движения в Великобритании, творчества отдельных просветителей. Проблема генезиса идеологии консерватизма в англо-американской историографии увязывается исключительно с деятельностью Э. Брка. Отечественная историография отличается значительно меньшей разработанностью темы и неравномерностью в выборе персоналий идеологов консерватизма. Слабо изучено творчество Дж. Гея, Дж. Арбетнота, С. Джонсона, ряд работ Г. Болингброка, А. Поупа, Т. Смоллетта, Д. Юма, Дж. Свифта. Дж. Литтлтон и Р. Гловер остаются фигурами в отечественной науке практически неизвестными. Кроме того, изучение литературного творчества просветителей продолжает оставаться прерогативой исключительно литературоведов. Комплексного исследования формирования идеологии раннего консерватизма в Великобритании в исторической науке до сих пор представлено не было.

Выбор методов исторического исследования зависит от изучаемой области социальной реальности и характера представления информации в исторических источниках. В качестве основного подхода к исследованию идеологии как формы общественного сознания был избран феноменологический подход, рассматривающий сознание субъекта как целостную картину мира с собственной иерархией значений и

64 Муравьв В.С. Джонатан Свифт. – М., 1968; Урнов Д.М. Робинзон и
Гулливер. Судьба двух литературных героев. URL:
(Дата обращения: 20.04.
2013).

65 Васильева Т.Н. Александр Поп и его политические сатиры. (Поэмы 20-40-х
гг. XVIII в.) – Кишенв, 1979.

66 Сидорченко Л.В. Александр Поуп. В поисках идеала. – Л., 1987; Она же.
Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой
четверти XVIII века. – СПб., 1992.

67 Елистратова А.А. Фильдинг. – М., 1954; Она же. Английский роман эпохи
Просвещения. – М., 1966.

системой причинно-следственных связей. В рамках этого подхода всякая авторская идея должна пониматься прежде всего как независимый феномен сознания, а не как механическое отражение социальных реалий68. Большое значение в изучении торизма и раннего консерватизма имело применение концепции идеологии К. Мангейма и «теории гегемонии» А. Грамши и Л. Альтюссера69.

Среди используемых методов исследования необходимо упомянуть группу общенаучных методов: системного анализа (рассмотрение изучаемого объекта как системы, имеющей свою структуру, подсистемы, элементы), причинно-следственного анализа (обнаружение причинно-следственных связей между явлениями), структурно-функционального анализа (выявление уникальных функций для каждого элемента си-стемы)70. Широкое применение в работе находит и группа исторических методов: проблемно-хронологический, синхронный, диахронный (метод периодизации), сравнительно-исторический71.

Особо стоит выделить методы контент-анализа и художественного анализа. Первый, основанный на подсчте единиц текста, может быть использован для выяснения оценочных позиций авторов. Последний – для обнаружения информации социального и политического характера, содержащейся в их художественных произведениях72.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- дается комплексный анализ философских, общественно-
политических, исторических, религиозных взглядов идеологов партии
тори, положенных в основу раннего консерватизма первой половины –
середины XVIII в.;

впервые в отечественной науке предпринята попытка представить процесс развития раннего консерватизма в Великобритании;

исследуются литературные произведения широкого круга интеллектуалов не только как часть их творчества, но как составляющая идеологии партии тори;

68 Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории, 2001,
№ 9. С. 36-37.

69 Мангейм К. Идеология и утопия. URL: (Дата обращения. 17.05.2015); Лестер Дж. Теория гегемонии
Антонио Грамши и е современное звучание. URL:
(Дата обращения: 1.11.2015);
Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства. URL:
(Дата обращения: 8.11.2015).

70 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987. С. 165-166.

71 Санцевич А.В. Методика исторического исследования. – Киев, 1984. С. 54-56.

72 Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и
семантика художественного текста. – М., 1998. С. 308-309, 310-311.

в научный оборот в отечественной науке вводится ряд новых источников: отдельные работы Г. Болингброка, ряд сочинений А. Поупа и Т. Смоллетта, политические эссе Д. Юма, стихотворные произведения Дж. Свифта;

выявлены новые деятели просветительского движения, взгляды которых прежде не изучались (Дж. Литтлтон и Р. Гловер);

осуществлн детальный анализ взглядов мыслителей, слабо изученных в отечественной историографии (Дж. Гей, Дж. Арбетнот, С. Джонсон);

в исследовании творчества Дж. Свифта, Г. Болингброка, Д. Юма использование методов контент-анализа и художественного анализа позволило разграничить общественно-политическую позицию авторов и их субъективные мотивы и стереотипы.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведении диссертантом анализа идейных предпосылок складывания классического консерватизма. Изучаются этапы и формы данного процесса, выделяются базовые принципы новой идеологии.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке проблем английского и шотландского Просвещения, политической и партийной истории Великобритании XVIII в., при чтении лекций и спецкурсов по Новой истории; при написании обобщающих трудов, монографий, посвященных истории европейской политической мысли.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в научных статьях и представлены в докладах на научных конференциях в Институте всеобщей истории Российской Академии наук (в 2014-2015 гг.), во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (в 2014, 2015, 2016 гг.)

Содержание диссертации и выводы исследования

Структура работы соответствует поставленным задачам. Диссертация состоит из Введения, четырх глав, Заключения, библиографического раздела.

Мировоззренческие и гносеологические предпосылки

Эссе на моральные, педагогические и эстетические темы представлены главным образом в творчестве Юма. Их проблематика сводилась к следующим темам: «О достоинстве и низости человеческой природы», «О возникновении и развитии искусств и наук», «Об утончённости вкуса и аффекта», «О многожёнстве и разводах», «О норме вкуса», «О самоубийстве», «О красоте и безобразии», «О простоте и изощрённости [литературного] стиля», «О трагедии», «О красноречии», «О том, как писать эссе», «О совершенствовании в искусствах»1.

Среди исторических эссе нужно отметить обширные «Заметки об истории Англии» носят характер самостоятельного исторического сочинения. В них анализируются политические события страны со времён средневековья, принадлежат лорду Болингброку 2. «Заметки…» оформлены в виде писем, датируются 1730 г. В небольшом рассуждении «Об изучении истории» (1741 г.)3 Д. Юм пытается определить роль и характер исторического познания.

Рассуждения религиозного характера содержатся в произведениях Дж. Свифта, написанных во время его деканства в Дублине. «Письмо молодому священнику», несмотря на наставнический характер, является, по сути, рассуждением на тему религиозной веры и её соотношения с рациональным знанием4. «Аргументы против увеличения полномочий епископов арендодателей» (1723 г.) написаны в контексте внутрицерковной борьбы, в которой автор поддерживал низшее духовенство1. Той же проблеме посвящены «Размышления о двух биллях» (1732 г.), в которых содержалась критика принятых парламентом законов в интересах епископов2. В сочинении «О всеобщей ненависти, которая распространена в отношении духовенства» (1736 г.) автор пытается осмыслить итоги процесса Реформации в Англии3. Ряд эссе затрагивают непосредственно богословскую проблематику4, а также освещают полемику вокруг попыток отмены «Тест-Акта» в Ирландии, предпринятой в 1732 и 1733 гг.5 Ещё одно эссе касается пресвитерианства6.

Два эссе Болингброка, адресованных А. Поупу, опубликованных в 1752 г., также посвящены религиозным вопросам. Они отражают авторское понимание светской и духовной власти и соотношения религиозного и рационального типов знания7. У. Питт Ст. формулирует своё отношение к религии в статье «Гуманность есть подлинная вера»8. Религиозные трактаты Д. Юма дополняются небольшим эссе «О суеверии и исступлении»9, в котором он развивает мысль о классификации религиозных конфессий, основываясь на психологическом подходе.

Третью группу источников составляют памфлеты и проекты. В их число входят прежде всего памфлеты Дж. Свифта. Памфлеты «ирландского цикла» анализируют социально-экономическое и политическое состояние Ирландии и предлагают меры для решения существующих проблем1. «Письма Суконщика» были направлены против денежной аферы сквайра У. Вуда2. Изданные в 1725 г. анонимно от лица торговца мануфактурой, они повлекли за собой судебное преследование печатника Дж. Фолкнера. Относящийся к 1729 г. «Беглый взгляд на положение Ирландии» представляет глубокий анализ экономики королевства3.

К числу проектов относится «Предложение касательно раздачи блях нищим всех приходов Дублина с целью идентифицировать нищих из разных приходов» Дж. Свифта4. Ещё два сочинения, объединённых общей идеей, принадлежат другому известному сатирику Генри Филдингу (1707-1754): «Исследование о причинах недавнего роста грабежей» и «Предложение об эффективном обеспечении бедняков»5.

Отдельную группу источников представляют заметки и документы личного характера. Заметки создавались в различной форме и не всегда самими авторами. Свифт нередко оставлял пометы на прочитанных книгах. Они оставлены на издании, выходившем с 1724 г., которое получило название «Краткие заметки к истории епископа Бёрнета»6. Наибольший интерес представляют так называемые «Заметки о характерах при дворе королевы Анны»7. Они представляют собой извлечение из другого текста -«Мемуаров секретной службы Джона Маки, эсквайра». Маки – разведчик, работавший на правительство. Его «Заметки…» были составлены в ходе бесед со Свифтом и опубликованы в Лондоне вместе с мемуарами в 1733 г.

В корпусе «Писем к сыну» графа Филипа Дормера Стэнхопа Честерфилда зафиксированы этические и эстетические принципы английской знати1. Письма затрагивают широкий круг вопросов: моральных, эстетических, педагогических, придворного этикета и др. Ещё одно сочинение, играющее роль морального обобщения – «Максимы» Ф. Д. С. Честерфилда2, которое, как и письма, адресовано сыну Честерфилда. В «Характерах» приводятся психологические и политчиеские портреты современных автору государственных деятелей и известных лиц Великобритании3

Модели политической системы

Приступая к изучению проблемы, связанной с генезисом консервативной идеологии, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам феномен политической идеологии. Идеология представляет собой часть общественного сознания, которая в системной и рациональной форме выражает коренные интересы определённого класса или группы классов. Объединяя все основные формы общественного сознания, она направляет их на достижение конкретных целей1. В качестве самостоятельной реалии идеология возникает с выделением умственного труда. Общественное сознание всегда является окрашенным той или иной идеологией, поскольку последняя выражает интересы господствующих в обществе социальных слоёв2.

Возникновение идеологий современного типа, также как и появление самого понятия «идеология», связано с формированием национального государства. Данный термин появляется в работах французских учёных на рубеже XVIII-XIX вв. (де Траси, Вольней, Кабанис и др.). Необходимость появления новой формы сознания стала следствием его секуляризации, когда на место духовенства приходит класс интеллектуалов. Религиозно-мифический тип сознания уступал место светскому. Политическая идеология сделалась новым (нерелигиозным) способом формализации общественного самосознания, поскольку предполагала рационально-аналитические способ реакции общества на его проблемы. Как специфическая форма общественного сознания идеология обладает рядом характерных черт.

Идеология является: 1) сложным и многократно опосредованным отражением общественного бытия; 2) отражением, пропущенным сквозь призму классовых интересов; 3) системой взглядов; 4) руководством к действию для класса или партии1. В качестве других важных особенностей идеологии исследователи отмечают её способность «растворяться» в общественной жизни, а также семиотический характер: будучи мощной знаковой системой, она переводит структуры общественного сознания в компоненты индивидуального сознания2.

На протяжении XVIII века практически все формы сознания складывались в контексте широкого движения, получившего название «Просвещение». Помимо универсальных международных черт, к которым относятся рационализм, эмпиризм и гуманизм, Просвещение на Британских островах имело и ряд специфических особенностей. Идейная платформа и проблематика английских просветителей касалась таких вопросов, как «естественное право», «общественный договор», «разделение и равновесие» властей, «сопротивление тирании», защита частной собственности и гражданских свобод. Другой важной особенностью английского

Просвещения является его практическая направленность. Его деятели приходили в тесное соприкосновение с властными структурами. Политики в Великобритании представляли собой узкую элитарную группу, которая сотрудничала с деятелями культуры. Государственные деятели часто оказывались просвещёнными людьми; кроме того, сами интеллектуалы были вовлечены в политику, участвовали в партийной борьбе, как в парламенте, так и за его пределами, формировали общественное мнение3. Наконец, следует отметить последнюю важную особенность английского Просвещения: многообразие идейных потоков внутри него при сохранении базового ценностного единства, с чем связано также слабое влияние радикализма1. При рассмотрении просветительских политических теорий следует учитывать характеристики данного культурного контекста.

Просвещение и партийная борьба в Великобритании XVIII века стали возможными в результате революционных преобразований середины предшествующего столетия. Уже при первых Стюартах высший класс Англии становился в значительной степени открытым: Яков I и Карл I Стюарты увеличили состав палаты лордов более чем вдвое. Ещё более открытый характер носило низшее дворянство, отличительным свойством которого также становился денежный прагматизм. Крупная торгово-финансовая буржуазия ещё напоминала патрициат средневековых городов и шла на соглашательство со знатью. Средняя буржуазия и крупные арендаторы находись в ограниченной оппозиции к власти, тогда как мелкие торговцы и ремесленники были настроены более радикально2.

Революция середины XVII в. в социально-экономическом плане была ознаменована мощным перемещением собственности. Процессы, начатые ей, продолжались в эпоху Реставрации Стюартов в 1660-1688 гг., но в более ограниченном масштабе. «Компромисс 1660 года» был, прежде всего, соглашением лендлордов и верхушки городской буржуазии. Несмотря на возвращение власти земельной олигархии, последняя теперь была в значительной степени смешана с буржуазией. Реставрация характеризуется дальнейшим укрупнением земельной собственности, наступлением лендлордов на крестьянское землевладение.

Религиозный и национальный вопросы

Наиболее полно и системно позитивный этико-эстетический идеал сформулирован у Д. Юма, хотя он не создал фундаментального труда по данной проблеме. Моральные вопросы частично рассмотрены в философских трактатах1, а также в ряде тематических эссе2. На первый взгляд, этот создатель собственной моральной философии не выглядит оригинальным мыслителем. С одной стороны, он защищает предрассудки «старых тори» и обрушивается на тех, кто осмеивает разум, честь, умеренность, дружбу, брак, патриотизм3. Вместе с тем, философ разделяет популярный в том время вигский индивидуализм. Человек распоряжается своей жизнью как собственностью, т.е. вещью. Своим успехам и неудачам он обязан только личным качествам, а не Провидению4. Более того, он может покончить с собой, если сочтёт нужным: «С моей стороны не было бы преступлением изменить течение Нила или Дуная… Почему же в таком случае преступно отвести унцию крови от её естественного русла?5» Эклектическое сочетание вигских и торийских идей было характерным для XVIII века, однако значение Юма состоит именно в приведении их в концептуальную взаимосвязь. Всякая теория морали имеет своей целью формулирование социально одобряемых норм поведения. Поэтому применительно к данной проблеме в категориальном аппарате Юма ключевое значение будет принадлежать понятиям добродетели и порока. Их дефиниция осуществляется автором посредством комплекса дополнительных понятий, также сгруппированных в пары. В соответствии с юмовской теорией познания, его мораль отражает возросшую роль чувства, т.е. имеет аффективную природу. Функции разума и чувства строго разграничены: первый призван устанавливать правду и ложь, он отстранённо-объективен. Последние выделяют добродетели, достоинства, красоту, они субъективны и множественны1. Многообразие чувств заставляет человека стремиться к удовлетворениям своих потребностей. Данные стремления называются мотивами, которые призваны в дальнейшем вылиться в конкретные действия. Автор подчёркивает, что моральная оценка относится не к самому поступку, а к его мотивам. Относительная устойчивая совокупность мотивов получает наименование личного интереса2.

Необходимость сочетания личного интереса с общественным влечет за собой проблему морали. Формулой подобного сочетания и призвана стать этическая теория. Вполне ожидаемым решением данной проблемы является общественный договор как добровольное воздержание индивидов от посягательств на чужую собственность. Участники договорных отношений заинтересованы в их соблюдении, а не попрании3. Однако наивно было бы ожидать немедленной выгоды от каждого законопослушного действия: договор функционирует как система, охраняя стабильность собственности в целом4. Поскольку общество предстаёт как инструмент удовлетворения индивидуальных потребностей, эгоистическое и социальное чувство не противоречат друг другу. Добродетель тем самым отождествляется с солидарностью. Автор подчёркивает, что моральные идеи не носят врождённого характера, а являются продуктом договора5.

Прикладной характер морали особенно откровенно, даже цинично продемонстрирован в эссе «О самоубийстве»: если суицид означает выход из общества (т.е. «разрыв договора»), то его моральные санкции на такого индивида больше не действуют1. Последовательный конвенционализм находит выражение и в утверждении о наличии определённых норм даже у преступных сообществ. Они необходимы, по мнению автора, для выживания любой социальной группы2. Семья рассматривается как учреждение, главной функцией которого является рождение и воспитание детей. Забота о семье объясняется столь же рациональными мотивами3.

Казалось бы, Юм всецело стоит на позициях утилитаризма. Однако социальность у него имеет ещё одну, иррациональную основу, которая соотносится с понятием «симпатии». Желания, присутствующие у каждого человека, являются универсальными, а потому вызывают стихийное сопереживание у себя подобных4. Поэтому добродетель двояка: во-первых, она включает в себя соблюдение личного интереса, а во-вторых, соблюдение условий договора, обеспечивающего личный интерес сограждан. Несмотря на то, что частный интерес для человека важнее, своего рода маркером моральности выступает именно симпатия. Например, преступление вовсе не побуждает людей рассуждать о мотивах, а мгновенно вызывает антипатию на эмоциональном уровне5. Вывод автора лаконичен: добродетель либо полезна, либо приятна

Социальная критика скриблерианцев (А. Поуп, Дж. Гей, Дж. Арбетнот)

В средние века основная собственность принадлежала церкви и лордам, поэтому сам характер владений позволял держать народ в повиновении. В дальнейшем, с развитием промышленности и торговли, общины избавляются от политической опеки. Такую метаморфозу торийский интеллектуал, как ни странно, оценивает положительно: ведь нижняя палата образовала противовес клерикалам и светским феодалам, тем самым создав новую опору королевский власти. М. А. Барг полагал, что Болингброк ассоциировал баланс сил, сложившийся после 1688 г. с балансом, существовавшим в XVI в., т.е. до Стюартов1. Французский вариант баланса сил расценивается негативно: королевский абсолютизм, по его мнению, поглотил все сословия2. Таким образом, ни один из трёх уровней политической системы не должен переступать положенных ему границ.

Все сословия королевства имеют общие интересы, тем самым обуславливая целостность общества. Палата общин, в случае нарушения её законных прав, должна непременно отстаивать свою долю в управлении государством3. Если в XVII в., по мнению автора, британскому политическому организму угрожали притязания прерогативы, то в XVIII в. – уже коррумпированность и безответственность парламента4. Характерно, что нарушение конституции именно со стороны общин Болингброк рисует в самых мрачных тонах. Самый жестокий тиран в английской истории -Генрих VIII правил «в сговоре» с парламентом. Подобные обвинения звучат также в адрес первых Стюартов. Яков I пытался использовать партийные противоречия в духе политики «разделяй и властвуй». Его преемник Карл I вообще называется «партийцем» (“a partyman”). Именно его придворная партия спровоцировала возникновение оппозиции, что привело в дальнейшем к расколу страны на враждующие лагеря1. Чем объясняется столь негативная роль общин? Самой идеей прав человека, которая создаёт парламенту «громоотвод» от всяких обвинений в тирании. Монарх или лорды таковым не обладают, что делает их более открытыми для критики2. По-видимому, автор полагает партийность нехарактерной для нормального (т.е. «органического») состояния системы правления и выводит её из кризиса власти.

Главную опасность партий, этих «убогих червей земли»3, автор видит в том, что последние выражают частные интересы. Они могут распадаться и переплетаться бесконечно, однако, неглубоко проникая в общественную среду, не способны выражать национальные интересы4. Начав с провозглашения высоких принципов, партии в итоге выродились. Если виги распались на враждующие олигархические кланы, то тори превратились в секту, ожидающую прихода мессии5. Деление на тори и вигов, по мнению Болингброка, изжило себя, уступив место более актуальной дихотомии: конституционалистов и антиконституционалистов, «Партии Страны» и «Партии Двора» соответственно6. Именно «Страна» в его понимании остаётся центром притяжения всех национально ориентированных сил, независимо от их взглядов. Несмотря на то, что он позиционировал себя «скорее вигом»7, в принципиальном отношении оппозиция оставалась лоялистской.

Между тем, объективное замещение прежних вигов ещё не говорит, вопреки мнению автора, об идейном родстве с ними. Взамен фракционной борьбы Болингброк предлагает коалицию1, базисом которой, по-видимому, должна стать оппозиция «конституционалистов». В данном случае он опять прибегает к опыту вигов, которым во времена якобитской угрозы удавалось стать «национальной партией»2. Однако партийная коалиция должна складываться не вокруг ценностей свободы, а вокруг монарха. «Король-патриот», используя своё моральное влияние, будет опираться на широкую народную поддержку, оставляя партиям лишь вспомогательную роль. Подчиняя себе политические группировки, манипулируя ими, он сосредоточивает в своих руках все основные нити управления государством3. В качестве идеала выдвигается эпоха Елизаветы Тюдор, когда влияние фракций ограничивалось пределами дворца4. Такую теорию И. Крамник небезосновательно считает вариантом макиавеллизма5.

Таким образом, Болингброк отрицал партии как самостоятельные политические единицы, претендующие на проведение независимой политики. Он сводил их к аналогу феодальных кланов или придворных фракций эпохи средневековья, полностью зависимых от монарха. В данном отношении нужно признать определённую порочность логики виконта: критикуя партийность с позиций «политического органицизма», он трактует внепартийных «защитников конституции» по существу как новую партию, куда более принципиальную, организованную и амбициозную, нежели «денежный интерес» вигов.