Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Садченко Валентина Николаевна

Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.)
<
Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садченко Валентина Николаевна. Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Ставрополь, 2005 426 c. РГБ ОД, 61:05-7/514

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ВОЗЗРЕНИЯ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХП-ХШВВ 87

1.1. Религиозно-духовные тенденции развития средневекового социума на рубеже XII-XIII вв 87

1.2.Личность и воззрения Франциска Ассизского в контексте эпохи 122

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЦИСКАНСКИХ КОНГРЕГАЦИИ 170

II. 1 .Образование и структура Первого францисканского ордена 170

П.2.Устройство и функционирование Женского и Третьего францисканских орденов 202

ГЛАВА III. ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРДЕНА... 220

III. 1 .Феномен проповедничества и образы францисканских проповедников 220

Ш.2.Религиозно-социальные функции в темах проповедей «меньших братьв» 258

ГЛАВА IV. МИССИОНЕРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОРДЕНА ФРАНЦИСКАНЦЕВ 290

IV. 1 .Миссионерская деятельность миноритов 290

1У.2.Социальные функции Ордена францисканцев 330

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 378

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 393

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 394

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История и деятельность Францисканского ордена1 с давних времен привлекала внимание зарубежных историков, филологов, лингвистов, философов и религиоведов -специалистов в области Католической Церкви. Исследования по францисканской истории не утратили своей актуальности и на сегодняшний день, о чем свидетельствует широко отмечавшийся в 1982 г. восьмисотлетний юбилей со дня рождения святого Франциска. К этому событию было приурочено множество семинаров и конференций, результаты работы увидели свет в ряде тематических научных сборников: "Францисканцы и средневековый театр", "Образ Франциска в историографии от гуманистов до XVIII вв.", "Франциск Ассизский: 800 лет со дня рождения" и т. д.2

Если учесть тот факт, что Францисканский орден продолжает свое существование как реально действующая религиозная и общественная организация, то можно уверенно говорить о важности той миссии, которую он выполняет. Востребованность в деятельности такой организации демонстрируют акции проводимые францисканцами, - по поддержанию мира в современном обществе. Так, в октябре 1986 г. папа Римский Иоанн Павел II согласился председательствовать на праздновании Всемирного дня Молитвы Мира, который устроили во францисканской базилике в Ассизи минориты. Впервые религиозные лидеры буддизма, христианства, мусульманства, индуизма, иудаизма, зороастризма и представители традиционных африканских верований молились в одном месте сообща ради мира на всей земле. Активизация миссионерской деятельности францисканцев в Российской Федерации и странах СНГ, начавшаяся в 90-е гг. XX в., побуждает отечественных истори ков восполнять достаточно большие пробелы в изучении процессов возникновения Ордена и его деятельности в странах Западной Европы, в Азии и Америке, выявлять причины популярности братьев миноритов в современном им обществе, узнать, чем руководствовались последователи Франциска в своей миссионерской, миротворческой, благотворительной деятельности. С начала 90-х гг. XX в. в Москве находится миссия францисканцев - конвен-туалов, члены которой активно ведут благотворительную и просветительскую работу. При миссии существует издательство, силами которого увидели свет сборники сочинений святого Франциска, проповедей святого Антония Падуанского, сочинений Иоанна Дунса Скотта, довольно полная и объемная «Католическая энциклопедия» и множество специальной литературы.

Кроме того, исследование генезиса Францисканского ордена позволяет проследить динамику личностного фактора, выраженную в деятельности отдельных проповедников, богословов и формальных лидеров, которые оказывали значительное влияние на тактику и методы деятельности Ордена. Проблема взаимоотношений личности и корпорации, влияния коллективного сознания на отдельного человека и выявления "обратной связи" может быть прослежена на примере проповеднической тактики всего Ордена и отдельных проповедников. Сложный вопрос инкорпорирования новой организации в рамках традиционной ментальности, когда новое если не осуждается, то воспринимается весьма настороженно, раскрывается при анализе позиций Святого Престола и средневекового социума во всем его многообразии к нищенствующему Ордену, как принципиально новой форме существования и призвания монашества.

В работе предполагается рассмотрение проблемы взаимоотношения проповедников и общества, в связи с чем актуальным представляется вопрос о степени и способах воздействия оратора на аудиторию. Кроме того, деятельность Францисканского ордена позволяет обратиться к примеру решения миротворческой, благотворительной и других проблем средневекового мира усилиями не только государственных структур. Активная работа братьев на этом поприще позволила западноевропейской цивилизации не только пережить критические и переломные моменты своей истории (эпидемии, неурожаи и голод, гражданские войны и семейные распри), но и привить сознанию мирян милосердное отношение к слабым, больным, прокаженным и всем низшим категориям населения, не отвергая этих из общества, а включить их Ф в него на правах большинства. Именно благодаря проповедничеству и социальным функциям францисканцев постепенно формируется новое толерантное отношение к аутсайдерам общества, что явилось прогрессивным достижением эпохи средневековья, переданным современному миру.

Историография проблемы. Интерес к Ордену начал формироваться уже с XIII в., когда францисканцы почувствовали необходимость в само-идентификации и саморефлексии. В ранний период это выражалось в форме хроник, прославляющих Орден, различных анналов и летописей о харизме Франциска и всей общины. Критические труды и исследования появляются лишь в XVII в., во многом благодаря деятельности ирландского францисканца Луки Ваддинга и издательским усилиям булландистов.4 Л. Ваддинг кодифицировал сочинения и записки св. Франциска и впервые издал их единым корпусом в 1623 г., снабдив комментариями и историческими замечаниями. Булландисты, занимающиеся собиранием и изданием документов по истории Церкви, в ходе своих изысканий обнаружили рукопись "Первого жития" Фомы Челано и опубликовали её в 1768 г. Однако, их изыскания в первую очередь могут быть отнесены к источниковедческой стороне проблемы. Что касается историографии, то обзор изученной литературы условно можно раз Ф бить на две большие группы: общие исследования и авторские работы по истории францисканства и труды по религиозной ментальносте средневековья, истории христианства и Римской Католической Церкви. В свою очередь, вполне обоснованно будет в каждом из двух направлений выделить несколько групп исследований, объединенных одной проблемой.

Религиозно-духовные тенденции развития средневекового социума на рубеже XII-XIII вв

XIII в., не без основания, считается временем наивысшего подъема средневековой цивилизации, когда с особенной полнотой раскрылись заложенные в ней возможности. Нам представляется важным и необходимым выявить несколько групп причин, приведших к появлению такого феномена в истории средневековой цивилизации как францисканство.

К первой группе мы отнесли не прямые, а косвенные условия и причины, приведшие к появлению Францисканского ордена. В XII-XIII вв. в сфере экономики происходят немаловажные изменения, которые исследователи обозначили "средневековым экономическим чудом", либо "подъемом XI-XIII вв." или же "аграрной революцией".1 Задача прокормить и удовлетворить необходимые витальные потребности, возрастающего в ходе демографического роста населения, влечет широкое использование механизмов и приспособлений в различных областях человеческой деятельности.

В связи с этим, человек означенной эпохи начинает "обретать твердую почву под ногами", т. е. растет его уверенность в завтрашнем дне, появляется ощущение некой стабильности в экономическом плане. Индивид аграрного общества всецело зависел от природно-климатических условий обитания, и Запад Европы не являлся исключением. Но все же этот прорыв позволил уменьшить указанную зависимость; к тому же, различные технические нов шества вызывали перемены не только в жизни, но и в окружающей среде. К экономическому блоку причин, приведших к появлению феномена франци-сканства в XIII в., следует отнести ещё и рост средневековых городов. Они претерпели изменения как во внешнем облике, так и во внутренней структуре: складываются новые социальные слои, развивается производственная специа gj лизация (ремесла), растет пространственная и социальная мобильность горо жан.3 Указанные опосредованные причины способствовали изменению уровня жизни, что нашло свое отражение в ересях, а потом и в учениях первых францисканцев. Францисканство зародилось в городе и именно он сделался местом пастырской активности миноритов. В своих проповедях францисканцы активно будут обращаться в основном к городским слоям населения.

_. Вторым важным комплексом причин, послуживших опосредованно предпосылкой к появлению нищенствующей братии, можно считать прогресс в области образования и культуры. В университетах XIII в. теология отходит от простой библейской экзегезы, от lectio divina и обращается к знанию, создаваемому человеком на основе исследования (studium) и науки (scientia).4 В XII в. прославилась Шартрская школа, которая посвятила себя изучению классической античной культуры, в особенности Платона. "Это был род гу-манизма четырехэлементарного типа (грамматика, риторика, математика и астрономия), откуда черпались все возможные стимулы отрефлектировать христианские истины",5 - отмечают Дж. Реале и Д. Антисери. Шартрскую школу характеризует обостренное внимание к натурфилософии. К периоду XII в. Э. Жильсон относит возникновение рационализма в философском смысле слова, автором которого он считал Ибн Рушда или же Аверроэса (ум. 1198 г.).6 Кро ме того, с XII в. наблюдается очень медленное, почти незаметное движение, которое опровергало презрение к миру, contemptus mimdi. По мнению Ж. Дю-би, внимание интеллектуалов медленно переключалось на природу вещей, на физику, и оформлялась мысль о том, что Царство может быть и от мира сего. А это означало отход от грёз и обращение взгляда на материальный мир, ко л торый менял свою напряженность и темную окраску.7

В этом усложняющемся обществе в соответствии с практическими нуждами всё большее место занимала письменность. Поэтому мы гораздо детальнее информированы о религиозной истории эпохи высокого средневековья, нежели о второй половине I тысячелетия н. э. Явно заметен прогресс письменности и образования, связанный с тем, что в городе было сосредоточено торгово-ремесленное население, которое вело подсчеты и расчеты, связанные с производством и торговлей. В связи с этим требовались хотя бы зачатки образования, и городская община стала создавать школы под своим началом, со временем отняв эту прерогативу у Церкви. Следствием появления городских светских школ явилось повышение уровня информативности общества в целом, ибо горожане были мобильнее, активнее, деятельнее по отношению к окружающему миру и быстро разносили различные новости, сведения во время своих торговых операции. Но, главной ценностью остается устное слово, и XIII в. - это время расцвета проповеди. По видимому, приверженность традиции все еще преобладает в умах населения, но, в другой стороны, устное слово претерпевает изменения, что нашло свое отражение в проповеди.

В третью группу предпосылок появления миноритов на исторической арене можно выделить социальные изменения и трансформацию общества. В 90 связи с ростом городов всё более отчетливо заявляют о себе городские слои, которые требовали элементов сословного равенства, выдвигаемого сторонни ками коммун. Равенство, которого требовали приверженцы коммунального устройства, было конкретным и земным, а не духовным, какое провозглашалось в учениях раннего средневековья. Так, ересиархи X-XI вв. полагали, что иерархический порядок общества был установлен Господом, а тех, кто хотел уравнять звания, положения, состояния, полагали отступниками и еретиками., В XII-XIII вв. жители городов и представители коммун противопоста вили патриархальному и монархическому социуму средневековья иное уст ройство общества, основанного, в первую очередь, на горизонтальных связях. Желание упразднить сословные и другие различия проявили самые активные обитатели городов. Такие группы населения зачастую выходили из "popolo minuto", "homines de popolo", как это было в Ассизи, родном городке Франци ч ска Ассизского.8 Они выдвигали эгалитарные требования в борьбе, которую вели с городским патрициатом, пытались собрать всех жителей города в "коммуну" и связать их обетом взаимопомощи. Это была модель социума, образованного из "братьев" - подобие семьи. В обществе XII-XIII вв. развивается новый плюрализм, дифференцируется выбор форм жизни, рядом с монашеской и сельской культурой складывается культура городская и университетская, что способствовало большей реализации возможностей и потенций в земной жизни, повышало её ценность. Означенные изменения нашли свое отражение в демократическом устройстве францисканской общины, в учении Франциска о равенстве клириков и мирян, в обращении францисканских проповедников к мирскими земным темам.

Образование и структура Первого францисканского ордена

Образование Францисканского ордена положило начало новому периоду в истории западного монашества и знаменовало перелом в эволюции аскетического идеала христианства. Франциск возродил ранний идеал пастырского служения, являвшийся созерцательным и активным одновременно, преобразил предназначение монашества, заменив монаха-отшельника братом-проповедником, который остается в миру, чтобы среди него призывать людей к покаянию и спасению. Основа монашеской жизни - отречение от земных благ и личного счастья - стараниями Франциска, приобрела иное значение. Не было более презрения к миру, но явились жалость, сострадание и любовь.

Выше уже говорилось, что вокруг Франциска вскоре образовалась группа последователей. Первым был богатый гражданин Ассизи - Бернардо да Квин-тавалле, который по примеру учителя продал своё имущество, вырученные деньги раздал нищим и примкнул к Франциску.1 Позже к ним присоединились священник Пьетро Каттани, юноша Эджидио (Эгидий) и настоятель церкви Сан-Дамиано - отец Сильвестр. Уже во время ремонта церкви Порциункулы в братство вошли Саббатино, Морико, Джованни делла Капелла, Филиппо Лон-го, Джованни ди Сан Констанцо, Бернардо ди Вириданте, и к 1209 году их стало 12 единомышленников.2

Первый этап в истории францисканства, как нами полагается верным, приходится на время с момента обращения Франциска (1205/1206 г.) до 1209/1210 г., когда группу вокруг Франциска еще никто не называл Орденом. Это время часто называется "героическим периодом" в истории францисканского движения. В 5-летних религиозных исканиях спутники святого Франциска следовали по традиционному для своего времени пути: отшельничество, аскеза и искупление своих грехов. Как сообщает "Легенда трёх спутников", "всякий видевший их, изумлялся их одеждам и образу жизни, столь отличному от любого другого: они казались лесными дикарями". "Цветочки" также содержат обильную информацию о том, как первых братьев воспринимали (вернее, не воспринимали) современники. Например, когда Бернардо да Квинта-валле отправился проповедовать в Болонью, то подвергся там осмеянию и унижению, будучи забросанным грязью и камнями.4

Первые шагов напоминали привычную религиозную практику той эпохи, нацеленную на уход из мира, религиозное рвение и аскезу отшельника. По свидетельству Челано, некоторые братья привязывали себя веревками, чтобы сон не оборвал их молитву. Другие сковывали себя железными кандалами или деревянными колодками, третьи держали жесточайший пост.5 Как видим, первые шаги Франциска и его товарищей находились в русле прежних религиозный исканий, но появились и новые элементы. Так, Франциск учил своих сторонников совместной братской жизни, основанной на бедности и равенстве; выполнению любой работы и уходу за больными, в особенности за прокаженными; помогать бедным; просить подаяния; показывал им, как нужно проповедовать, призывать к покаянию и являть людям благой пример; отказываться от всякой власти и покоряться всем. Но эта практика получит большее распространение на следующих этапах эволюции Ордена, когда он расширит территорию своей миссии. В ранний период братья странствовали и вели свою деятельность лишь в Италии.

С 1209 по 1221 гг. община начинает первое движение к своему структурному оформлению, и мы можем говорить о втором этапе развития францисканского движения. История Ордена начинается с момента устного разрешения Устава Иннокентием III (1209/1210 гг.). Франциск и его товарищи не сразу определились с выбором своего служения, которое пришло к ним в 1209

(1210) гг. в итоге споров в долине Сполето, когда они возвращались из Рима, о чем подробно сообщалось выше. В указанный период аскетическая практика, которой следовали первые братья, также как и ранее сочеталась с частыми молитвами, искуплением своих грехов и оплакиванием страстей Христовых. Экклестон упоминает о брате Соломоне и его товарищах, которые были представлены архиепископу Стефану Ленгтону и присутствовали удовлетвори тельно него на обеде. Когда они возвращались в Кентербери, то шли босиком по снегу, который был достаточно глубок. После этого путешествия брат Соломон отморозил ноги и передвигался до конца жизни с большими усилиями.6 Визит к епископу, с точки зрения Экклестона, был продиктован стремлением прямо следовать указаниям Франциска, который учил тому, чтобы братья не отказывали и не пренебрегали вниманием знатных и властных лиц, поскольку не только с бедными и униженными следует делить стол, но и с сильными мира сего. Но обычно после таких приемов сам святой и его братья сильно истязали себя разными способами. Так, Бонавентура сообщает, что Франциск со своими товарищами поселился в одном заброшенном шалаше возле Ассизи после того, как Иннокентий III вербально позволил им осуществлять религиозные искания. Там они жили в согласии с обетом бедности, в большой нужде; но одновременно они молились и восхваляли Господа во всех творениях.7

Помимо традиционной монашеской практики, братья стали проповедовать покаяние, бедность и помощь всем больным и убогим. Идея увещевания появилась у Франциска в тот момент, когда во время мессы он услышал евангельский сюжет о том, как Христос отсылал апостолов проповедовать его учение. Как свидетельствует Челано, с этого момента Франциск стал с большим пылом и душевной радотью проповедовать всем покаяние.8 Из этого можно сделать предположение, что мендиканты не сразу отринули один из традици w онных принципов монашества, когда отказались от уединения и ограждения от мира внутри стен монастыря, променяв клаустрацию на активную пастырскую деятельность среди мирян. По мнению К. X. Лоуренса, братья все же отдали предпочтение миссии в миру, что коренным образом отличает миноритов от прочих монашеских орденов.9 В результате споров, Франциск избрал для религиозного братства активный образ жизни, но отшельничество по - прежнему привлекало его самого, так и многих его товарищей. Святой составил "Устав, предназначенный еремиториям" для той части общины, которая желала жить в уединении. Сам же Франциск в конце жизни удалился от управления Орденом и часто жил в различных скитах. Второй этап истории Ордена отмечен тем, что община братьев распространялась по всему христианскому миру того вре мени - от Италии до Ближнего Востока. Это вызвало необходимость дать Ор дену определенную структуру, разделить на провинции, что и было предпри нято в 1217 г. С 1221 г. начинается новая ступень эволюции Ордена, ибо с 1209 (1210) гг. община меньших братьев, жившая по Уставу, составленному св. Франциском по преимуществу из цитат Евангелий, возросла, и общих положений, отмеченных в этих правилах, было недостаточно для разрешения накапливаю щихся практических вопросов. Необходима была определенная регламентация жизни уже довольно большой монашеской братии. Тогда Франциск вместе с двумя братьями удалился в пустынь Фонте Коломбо и там составил новое "Правило".

Феномен проповедничества и образы францисканских проповедников

Выше уже отмечалось, что братья мендиканты отличались от старого монашества тем, что обратились с проповедью на народных языках к пастве. В отличие от господствовавшего положения в понимании монашеского призвания "чем дальше ты отстоишь от мира, тем ближе дорога к спасению",1 нищенствующая братия выбрала активный образ жизни в миру. Позволим себе более подробно остановиться на отличиях стиля и характера проповедничества мендикантов от старого монашества. До мендикантов прежние монашеские ордена старались не только избегать городов и городской жизни, но зачастую пренебрегали пастырством в городах. В то время как нищенствующие монахи отправились именно в это средоточие зла и пороков средневекового общества, что и вызвало любовь к ним со стороны мирян. Как отмечает Н. Ф. Усков, само понятие "городское монашество" представляется парадоксальным и внутренне противоречивым. Это противоречие коренится в изначально сложившемся антагонизме города и монаха, осмысленном в монашеской теологии поздней античности и средних веков. Вместе с тем, рост городов в высокое средневековье, с одной стороны, и развитие христианского этического идеала, с другой, подготовили рождение нового отношения монашества и города. На практике новый идеал отношений церкви и города осуществила нищенствующая братия, оформившись в начале века в ордена: "братьев-проповедников" - доминиканцев, "миноритов" - францисканцев, августинцев - еремитов, кармелитов и др. Самым заметным явлением в их деятельности, в буквальном смысле "родовым признаком", стала проповедь.221

Расцвет проповеди, как жанра, приходится на XIII в. и связан с деятельностью новых орденов, которые стали активно использовать exempla (лат. - "примеры"). Exemplum, "пример", короткая история - элемент проповеди, который играл значительную роль в разъяснении смысла сказанного и увещеваний. Еще со времен античности пример превратился в эффективный инструмент идеологического воздействия христианского моралиста на слушателей. С наступлением христианской эпохи пример сделался инструментом покаяния, которое должно свершиться немедленно после проповеди.3

Выше уже сообщалось об изменениях в обществе средневековой Западной Европы, которые затронули и стали разрушать известную патриархальность социальных связей. В силу ускорения темпов жизни, распространения университетской культуры, грамотности и образования картина жизни европейцев XIII в. медленно, но неуклонно менялась. В этих условиях традиционная проповедь, по выражению А. Я. Гуревича, оказывается неэффективной. Под традиционной проповедью имеются в виду увещевания, обращенные к пастве на латинском языке, редкое использование примеров и увлеченность сложными аллегорическими толкованиями и длинными сентенциями из Отцов Церкви. Обновлением проповеди занялись мендиканты, стараясь приспособить её к новым реалиям жизни. "До XIII века, - говорит Леку а де ла Марш, - примеры в собственном смысле слова, встречаются в проповедях редко. Реформаторами здесь явились Жак де Витри и св. Доминик. С их легкой руки "примеры" стали одной из главных частей проповеди, едва ли не самой интересной для мирян".4 Брались примеры отовсюду: из Священного Писания, из народных рассказов, из истории, из бестиариев и гербариев.

Примеры выражают изменившиеся религиозные установки: не пассивное восприятие таинств и присутствие при ритуалах мессы, как в эпоху раннего средневековья, но более непосредственное отношение к Богу, личную связь между Ним и верующим. "Пример", отмечает Ж. Ле Гофф, предполагает диалог между проповедником и верующим, между верующим и божеством. Широкое использование примеров в проповеднической деятельности явилось результатом религиозных требований народных масс в близком общении с Богом. Многие примеры могут показаться профанацией веры, а мораль, извлекаемая из них, - искусственной и грубой. На самом деле это настоящие поучения, призванные воспитывать и направлять верующих. Согласно точке зрения Н. Ф. Ускова, почувствовать значение проповеди для религиозного сознания, оценить глубину воздействия звучащего слова на невежественные массы illetirati, idiotae людям, выросшим в книжной литературе, вряд ли удастся. Да и те, кто слышал, а затем читал проповеди прославленных ораторов, признавались, что едва улавливали в них смутный образ того, о чем вещалось с кафедры. Причина крылась в том, что преобладающее большинство людей той эпохи жило в мире, в котором письменность осуществляла скорее магические и символические функции, чем практические и коммуникативные.

В среде владевшей грамотой элиты, с одной стороны, и неграмотного большинства - с другой, имела место вербальная (в письменной или разговорной форме) коммуникация, в то время как во многих социально, духовно, политически и властно значимых сферах и на уровнях коммуникации между элитой и народом доминировал символический способ сообщения. Символическая коммуникация, ориентируясь на больший круг рецепторов, чем слово, предполагала активное использование жестов, мимики, позы тела, модуляции голоса, цвета одежды и пр. Однако, вербальный способ общения ограничен речью, словом. Имея целью донести до сознания аудитории информацию, символическая коммуникация обладает более широким спектром возможностей. Янош М. Бак полагает, что в особо важных политических и идеологических "сообщениях" преобладал символический способ общения, создаю 223 щий иные коммуникационные специфические связи, в качестве примеров которых он приводит проповедь и литургию.5 Как справедливо было замечено Л. П. Карсавиным, "смеялись над Ш обыкновенными проповедями монахов с вымышленными чудесами и показыванием ложных мощей, но благоговели перед настоящими великими проповедниками. Сухое аллегорическое толкование утомляет, а примеры не дают скучать. Мало кому надоест тот проповедник, который использует примеры".6 Лучшие проповедники собирали толпы слушателей. По замечаниям Ф. Монье, "они проповедуют в церкви..., на площади; они проповедуют на вет Щ ру, под открытым небом;...они проповедуют перед аудиториями из десяти, двадцати, тридцати тысяч человек, которые заняли места накануне, ночью;... производя такое великолепное впечатление и вместе с тем наводя такой страх, что никто не в состоянии слова сказать: нужно плакать".7 Устраиваются великолепные процессии; принимаются благородные решения; свершаются удивительные обращения. Заклятые враги примиряются перед нота-рием и обмениваются поцелуями мира. Их зовут и ждут, за ними идут, питаясь лишь словом Божьим. "Они надрывают свой голос, принуждены ставить о народ с подветренной стороны, чтобы до всех долетало слово поучения".

Похожие диссертации на Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII - первая половина XV вв.)