Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Город и рыцарство в кастильской Эстремадуре в XIII - середине XIV вв. : По данным фуэро и актов городов Сепульведа и Куэльяр Ауров, Олег Валентинович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ауров, Олег Валентинович. Город и рыцарство в кастильской Эстремадуре в XIII - середине XIV вв. : По данным фуэро и актов городов Сепульведа и Куэльяр : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 452 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/575-1

Введение к работе

Содержание проблемы и ее анализ. История средневекового города относится к числу "вечных" проблем медиевистики. Неизменный интерес к теме обусловлен той специфической ролью, которую сыграл средневековый город в истории Западной Европы. Как известно, средневековая цивилизация, пришедшая на смену "городскому" античному миру, была прежде всего цивилизацией сельских поселений. Город оставался на втором плане средневекового общества, а городское население было немногочисленным. Вместе с тем, именно с городом был связан целый ряд важнейших процессов, изменивших лицо Европы. Эти процессы имели специфические экономические, социальные, институциональные и правовые аспекты, каждый из которых нуждается в специальном исследовании. Кроме того, нельзя недооценивать и значения местных особенностей, во многом предопределивших конкретную роль и место города в системе феодального общества. Именно поэтому предметом настоящего исследования стал один из локальных вариантов городского устройства, сложившийся на Пиренейском полуострове, который рассматривается в тесной связи с общей системой феодальных структур.

Отметим, что вплоть до рубежа 70-х — 80-х гг. XX в. сама постановка вопроса о феодальном характере системы общества и власти, существовавшей в христианской части полуострова в эпоху Реконкисты (за исключением территории бывшей Испанской марки Карла Великого — Каталонии) оставалась дискуссионной. Сравнительно недавно тезис о феодальном характере кастильско-леонского общества получил всеобщее признание. Но до сих пор остаётся непрояснённым вопрос о месте города в рамках того специфического типа феодальной системы, который сложился в государствах полуострова западнее и южнее областей, затронутых франкским влиянием.

Важной особенностью городов, располагавшихся в пределах обозначенного региона, была роль, которую играло здесь местное рыцарство. Этот слой, который в Северной Франции, Англии и Германии, являлся неотъемлемой частью сельского феодального "мира воинов и крестьян" (Ж. Ле Гофф), на Пиренейском полуострове по своему образу жизни был неразрывно связан с городом. Однако ответить на вопрос, в какой степени ему были свойственны феодальные черты, непросто. Среди множества локальных вариантов был избран тип городских поселений, характерный для испанской исторической области Эс-тремадура, расположенной южнее реки Дуэро (одноимённая провинция современной Испании с центром Сьюдад-Родриго охватывает лишь её западную часть). Города-крепости, возникшие в этой зоне, длительное время расположенной на границе христианской Испании и аль-Андалуса, по общему мнению, были наделены наиболее значительным спектром привилегий, а роль местного рыцарства была в них наиболее значимой. Сказанное характерно даже для небольших поселений городского типа. К числу последних относились и избранные в качестве объекта анализа города Сепульведа и Куэльяр, расположенные на территории современной испанской провинции Сеговия.

Хронологические рамки работы определяются периодом XIII — середины XIV вв., то есть временем, которое рассматривается абсолютным большинством исследователей как эпоха наивысшего расцвета свободных городских учреждений — консехо.

Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение места консехо — специфической пиренейской формы местного управления в системе феодального общества и власти.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— исследовать внутреннюю структуру территориальной общины как формы организации власти на местах, выявить весь спектр её властных функций и институтов;

изучить степень соответствия этой структуры признакам муниципальных учреждений;

рассмотреть формы землевладения, присущие членам консехо;

проанализировать спектр властных полномочий "сеньоров города" и рамках консехо, выявив степень соответствия их статуса общим принципам, определявшим положение феодальных сеньоров за Пиренеями;

выявить формы и степень влияния местного рыцарства на внутреннюю жизнь консехо;

определить характер местного рыцарства, выяснить вопрос о том, было ли оно особым слоем "конников-вилланов", "народным рыцарством", или же являлось низшим и наиболее массовым слоем феодальной аристократии.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней, впервые в отечественной и зарубежной историографии, систематически, в их эволюции, исследуются все элементы феодального строя в организации кастильской территориальной общины, что позволило опровергнуть утвердившийся взгляд на консехо как муниципальное учреждение. При этом коренным образом пересматривается или уточняется содержание целого ряда основополагающих понятий, относящихся к ключевым сферам жизни не только территориальной общины, но и средневекового Кастильско-Леонского королевства в целом.

К их числу прежде всего относится терминология, применяемая для описания отношений вассалитета и типов вассальных контрактов ("sennor natural", "sermorio natural", "pleito e omenaie" и др.). Впервые в отечественной и зарубежной историографии систематическому изучению были подвергнуты генезис и эволюция правовой концепции "наследственного владения" (лат. "hereditas", ст. каст, "heredad"): именно этот тип владений играл определяющую роль в системе землевладения в рамках консехо в XIII — с XIV вв. Кроме того, впервые

местное рыцарство — сословная группа, игравшая лидирующую роль в рамках территориальной общины, — рассматривается как неотъемлемый элемент феодального слоя; указывается на значение отношений классического европейского вассалитета в его среде. Получение этих данных стало возможным в результате значительного расширения круга привлекаемых источников по сравнению с традиционным. Значительная их часть ранее не привлекалась отечественными историками, а их зарубежными коллегами использовалась лишь эпизодически. Наконец, впервые само формирование сложившихся концептуальных представлений о консехо раскрывается как развитие определённого историографического мифа, истоки которого прослеживаются в общественном сознании XIX в.

Методологические основы исследования определяются авторским подходом к изучению привлекаемых источников. Каждый из исследуемых текстов рассматривается как сложная и многоплановая система, сочетающая слои и элементы разного времени, выявление которых стало одной из основных исследовательских задач. Особое внимание уделяется изучению правовой терминологии, исследуемой в контексте сложной и многоплановой эволюции, с учётом раннесредневе-ковых, а подчас — и римских или древнегерманских, истоков соответствующих политических, правовых и социальных институтов. Важную дополнительную информацию даёт также параллельное использование идентичных по содержанию текстов на латинском и старокастильском языках. Наконец, сопоставительный анализ информации источников местного (сепульведского и куэльярского) происхождения, с одной стороны, и данных, происходящих с территории других районов полуострова, а, в ряде случаев, — и запиренейской Европы — с другой, позволил более рельефно представить специфику исследуемого материала.

Практическая значимость Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при написании общих работ по истории западноевропейского средневековья, а также по истории Испании. Наряду с этим, они могут привлекаться при подготовке общих и специальных лекционных курсов и курсов семинарских занятий в высшей школе, и, кроме того, — при создании учебных пособий по истории средневековой Испании, средневекового западноевропейского городского устройства, а также военной организации этого периода (главным образом — по истории рыцарства).

Апробация работы Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры всеобщей истории ИЛИ РГГУ. Её отдельные положения излагались в виде докладов на научных конференциях: "Проблемы социально-политической и культурной истории средних веков" (СпбГУ, г. Санкт-Петербург, ноябрь 1993 г.), "Право в средневековом мире" (ИВИ РАН, г. Москва, январь 1994 г.), "Сервантесовские чтения" (ГЭ, г. Санкт-Петербург, апрель 1995 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во "Введении" исследуются основные этапы формирования современных историографігческих представлений о консехо и роли местного рыцарства в его рамках. С учётом сложившейся традиции изучения избранной тематики обосновывается структура работы, выбор объекта и критериев исследования. Здесь же даётся обзор круга привлекаемых источников и спектр используемых методов источниковедческого исследования.

В пфвой главе работы — "Консехо кастильской Эстремадуры как Форма организации местного управления в XIII — середине XIV вв." даётся характеристика леоно-кастильской территориальной общины как особой формы организации местной власти. Раскрывается факт несоответствия её основных черт признакам муниципальных учрежде-

ний. Устанавливаются механизмы включения консехо в систему феодальной власти в Кастильско-Леонском королевстве в указанный период.

Вторая глава — "Система землевладения в рамках консехо в XIII — середине XIV вв. и истоки феодальной зависимости территориальной общины." — посвящена рассмотрению системы землевладения в рамках кастильской территориальной общины. Изучение форм землевладения и их исторической эволюции позволяет выявить черты сугубой феодальной зависимости членов консехо в самих имущественно-правовых основах этого института.

В третьей, завершающей, главе работы — "Местное рыцарство в системе консехо." исследуется основная функция консехо в сфере местного управления и организации феодальной власти в целом. Раскрывается подчинённость всей организации кастильской территориальной общины интересам рыцарства как главной опоры королевской власти. В связи с этим основным наблюдением, по сути дела — впервые, последовательно выявляются черты вассальных связей с сеньором в правовом статусе городских конных воинов.

Степень изученности вопроса. Современные взгляды на историю средневекового пиренейского города сформировались под воздействием историографического мифа, воплощавшего стереотипы общественного сознания XIX в. В противовес теориям о несовместимости традиционного уклада жизни пиренейских стран с концепцией личной свободы, историки либерального направления создали образ свободных городских учреждений средневековой Испании и Португалии. Родоначальником таких представлений стал португальский историк А. Эрку-лану-де-Карвалью (1810 — 1877)1. Сторонник романистического течения в историографии, последователь взглядов О. Тьерри, он связывал

1 Herculano, A. Historia de Portugal. Amadora, Т. 111.1980; Idem. Da existincia ou
rtfuexisttneia do feudalismo nos reinos de Leio, Castela e Portugal. II Idem. Opusculos.
Vol. IV. Lisboa !985 P. 269 306;;"".

формирование средневекового конссхо с преемственностью традиций "римской свободы", носителями которой считал сословие куриалов Римской Испании. По его мнению, унаследованное от античности городское устройство стало одним из основных элементов свободного, нсфеодального по характеру, средневекового пиренейского общества.

Историки-германисты середины — второй половины XIX — начала XX вв. (прежде всего — Э. де Инохоса (1859 — 1919)), в традициях своего либерального времени, не подвергали сомнению основы тезиса о нефеодальном характере пиренейских городских учреждений. В связи с этим они сохранили и термин "муниципий", понимая под ним свободный институт местной власти как таковой. Однако его свобода рассматривалась теперь как продолжение традиции народных собраний воинов-германцев, в результате развития которой и оформилось средневековое консехо — орган "непосредственной демократии"2.

Новый этап в эволюции историографического мифа связан с именем ученика Э. де Инохосы, К. Санчеса-Альборноса (1893 — 1984). Развивая концепцию свободного, нефеодального, характера средневекового общества Кастилии и Леона, он связывал такой характер с формированием в первые века Реконкисты многочисленного свободного крестьянства, ставшего основателем "сельских муниципиев"-консехо, впоследствии давших начало и свободным городским учреждениям1. Многочисленные ученики К. Санчеса-Альборноса (Л. Г. де Вальдеавельяно, Н. Гуглиельми, К. Пескадор и М. дель Кармен Карле

1 Hinqjosa, Е. de. Origen del regimen municipal en Leon у Castilla. II Idem. Estudios sobre la historia del derecho espafiol. Madrid, 1903, P. 3 — 70.

3 Sancliez-Albornoz, C. Ruina у extincion del municipio romano у las instituciones que le reemplazan. Buenos Aires, 1943; Idem. Una ciudad hispano-cristiana hace un milenio. Buenos Aires, 1947; Idem. Pequefios propietarios libres en el reino asturleones. Su realidad historica. II Investigaciones у documentos sobre las instituciones hispanas. Santiago de Chile, 1970, P. 178 - 201; Idem. El ejercito у la guerra en el reino asturleones. II Ibid., P. 202 — 286; Idem. El gobierno de las ciudades de EspaKa del siglo V al X. II Viejos у nucvos estudios sobre las instituciones medievalcs espaRolas. T. 2. Madrid, 1976, P. 1081 — 1103; Idem. Espafia un enigma historico. Vols. 1 — II, Buenos «ига, і^иимн.др.

и др.)4, продолжая традицию своего учителя, в 50-е — 60-е гг. XX в. сформировали основы современной концепции истории пиренейского города, не претерпевшую существенных изменений до настоящего времени.

Специально отметим вклад К. Пескадор, выстроившей в начале 60-х гг. XX в. целостную картину истории "народного рыцарства", и М. дель Кармен Карле. Последняя на рубеже 60-х — 70-х гг. XX в. выдвинула целостную концепцию истории пиренейских муниципальных учреждений. Сохранив тезис Э. де Инохосы о консехо как органе "непосредственной демократии", она, вместе с тем, существенно модернизировала старые германистские представления. Истоки консехо связывались теперь со свободной крестьянской общиной раннего периода Реконкисты, в свою очередь возникшей под влиянием традиции народных собраний испано-готского времени. Завершение истории свободного муниципия по-прежнему связывалось историками с противостоянием городских олигархических группировок, проявившемся в конце XIII — первые десятилетия XIV вв. Однако самые основы историографического мифа не претерпели изменений.

В значительной мере они проявляются и в трудах современных исследователей5. Однако в работах 70-х — 90-х гг. XX в. образ консехо

4 Valdeavellano, L. G. de. Origenes de la burguesia en la EspaRa medieval. Madrid,
1969; Guglielmi, N. El "Dominus villae" en Castilla у Leon. II CHE, 19 (1953), P. 55 —
103; Pescador, С La caballeria popular en Leon у Castilla. II CHE, n. 33 — 34 (1961),
P. 101 — 238; n. 35 — 36(1962), P. 56 — 201; n. 37 — 38(1963), P. 88— 198; n. 39 —
40 (1964), P. 169 — 260; Carmen Carle, M. del. Del concejo medieval castellano-leones.
Buenos Aires, 1968 и др.

5 Moxo. S. de. Repoblacion у sociedad en la Espasa cristiana medieval. Madrid, 1979;
Idem. El auge de la nobleza urbana de Castilla у su proyeccion en el ambito
administrative у rural a comienzos de la Baja Edad Media. II BRAH, T. 178 (1981), P.
407 — 516; Estepa Diez, C. Estructura social de la ciudad de Leon. (Siglos XI — XIII).
Leon, 1977; Martinez Мого, J. La Tierra de la Comnunidad de Segovia. Un proyecto
seSorial urbano. (1086— 1150). Vailadolid — Salamanca, 1985; Monsalvo Anton, J. M.
El sistema politico concejil. Salamanca, 1988; Martin Llorcnte, F. J. Regimen juridico
de la Extremadura castellana medieval: Las Comunidades de la Villa у Tierra (s. X —
XIV). Vailadolid, 1990; Powers, J. F. A Society organized for War. The Iberian
Municipal Militias in the Central Middle Ages. 1000 — 1284. Berkeley — Los Angeles
London, ! 988 к Д".

предстаёт ныне значительно более сложным, чем это представлялось ранее, и распадается на многочисленные локальные варианты. При этом, к началу 1990-х гг. классические представления о характере организации власти и общества в западных и центральных областях Пиренейского полуострова оказались полностью переосмысленными. Феодальная суть этой организации ныне уже не подвергается сомнению''. В свою очередь, это ставит проблему роли и места феодальных элементов в системе консехо, и делаег необходимым пересмотр существующих взглядов на историю территориальной общины.

Что касается отечественной историографии, то в её рамках интересующий нас комплекс проблем до начала 1980-х гг. не становился объектом специального исследования, хотя отдельные связанные с ним сюжеты (состав и структура кастильско-леонской знати, статус различных групп городского населения и др.) рассматривались широким кругом авторов. К их числу относятся основатель русской испанистики В. К. Пискорский, Н. С. Масленников (начало 1940-х гг.), Л. Р. Корсун-ский7. В начале 1980-х гг., впервые в отечественной медиевистике, с целостной концепцией истории кастильского средневекового города выступил С. Д. Червонов. Он попытался переосмыслить классические историографические представления. Следует отметить критику одностороннего представления об экономике кастильского города как исключительно аграрной. Кроме того, был подвергнут сомнению тезис о "демократичности" городских учреждений этого региона8.

6 Isla Frez, A. La sociedad gallega en la Alta Edad Media. Madrid, 1992; Moxo, S. de.
Feudalismo europeo у feudalismo espaiiol. // Hispania, n. 24 (1964), P. 8 ss.; Maravali J.
A. Estudios de historia del pensamiento espaiiol. Madrid, 1983, P. 97 — 145; Garaa de
Cortazar, J. A. La epoca medieval. Madrid, 1974; Bonnassie, P. Du Rhone a la Galice:
Genise et modalites du regime feodal. II Structures feodales et feodaiisme dans
l'Occident mediteraneen. (X — XIII siecles). Paris, 1980, P. 17 — 55 и ми. др.

7 Корсунскнй А. Р. История Испании IX — XIII вв. М, 1976; Минаков С. Т. Соци
альная структура североиспанского города в XI — XIII вв. // Классы и сословия
средневекового общества. М, 1988, С. 133— 138;

'Червонов С. Д. Землевладение и сословная структура кастильского города в XII — XIII вв. II Классы и сословия средневекового общества. М., І9ХК, С. 138 — 143;

В настоящее время сформировался широкий круг историков-пиренеистов, занимающихся отдельными сюжетами, связанными с историей средневекового города. К их числу относятся С. Т. Минаков, О. И. Варьяш, А. П. Черных, В. А. Кучумов, И. И. Шилова-Варьяш. Их исследования позволили существенно расширить представления о положении отдельных групп городского населения (в том числе — этно-конфессиональных), характере социальных движений в городе, причинах и формах участия представителей горожан в сословно-представительных учреждениях и др.9 Однако выделенный нами выше

Он же. Города Центральной Испании в XII —XIII вв. (по данным фуэрос). Авто-реф. дис. канд. ист. наук. М., 1982; Он же. К вопросу об аграрном характере кастильского города XII — XIII вв. // Россия и Испания: историческая ретроспектива. М., 1987, С. 145 — 153; Он же. О правовой основе взаимоотношений кастильских городов и королевской власти на рубеже XII — XIII вв. // Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987; Он же. Земледелие и скотоводство в кастильском городе Куэнка в XII вв. // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1982, С. 56 — 71; Он же. Ремесло и ремесленники в центральной Испании на рубеже XII — XIII вв. // Социально-политическое развитие стран Пиринейского полуострова в период феодализма. М., 1985, С. 22 — 44; Он же. Торговля в испанском городе XII — XIII вв. (по материалам фуэрос). //Проблемы истории Испании. М., 1984; Он же. Социально-экономическое развитие кастильского города XI — XIII вв. в зарубежной медиевистике. // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1981, С. 67 — 82.

9 Минаков С. Т. Восстание горожан в Саагуне в XI — XII вв. // Вестник МГУ. История. 1978. № 4. С. 71 — 80; Он же. Крупная феодальная вотчина и город в Леоне в X — XIII вв. (По документам Саагунского монастыря). Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1984; Он же. О характере городских движений XI — XIII вв. в Испании (на примере города Саагун). // Россия и Испания ..., С. 174 — 184; Он же. Социальная структура североиспанского города в XI — XIII вв. // Классы и сословия ..., С. 133 — 138. См. также: Варьяш О. И. Власть и право в средневековом городе. // Власть и политическая культура в средневековой Европе. Ч. I. М, 1994, С. 281 — 295; Она же. Иудеи в португальском праве XIII — XIV вв. // Средние века. 1994. Вып. 57. С. 94 — 108; Она же. Начала португальских кортесов. // Средние века. 1995. Вып. 58. С. 39 — 47; Она же. Португальские форалы как памятники юридической мысли. // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988, С. 106 — 116; Она же. Пвилегированные слои в раннем пиренейском городе. // Феодалы в городе: Запад и Русь. М., 1996. С. 11 — 16; Она же. Чудо и повседневность в реальности средневекового города. // Средние века. 1997. Вып. 60. С. 196 — 201; Она же. Этноконфессиональные общности и право на Пиренеях эпохи Реконкисты. // Общности и человек в средневековом мире. М. — Саратов, 1992, С. 108 — 111. См. также: Варьяш О. И., Черных А. П. Городские движения в средневековой Португалии. // Городская жизнь в средневековой Европе. М, 1987, С. 278 — 299. См. также: Черных А. П. Городские слои в политическом развитии Португалии конца XIV в. // Социально-политическое развитие .... С. 45 — 71; Он же. Кортесы и политическая практика (Коимбрская ассамблея 1385 г.). II Испания и Португалия. М., 1996, С. 11 — 20. См. также: Кучумов

вопрос о статусе местного рыцарства и его роли в системе городских учреждений10, а также о характере самих этих учреждений, к настоящему времени ещё остаётся вне специального интереса отечественных исследователей.

Обзор источников. Поблематика исследования предопределила основное внимание к источникам местного происхождения. К их числу относятся прежде всего актовый материал, относящийся к истории Се-пульведы и Куэльяра". В общей массе сепульведских и куэльярских документов, сохранившихся в местных и национальных собраниях, особенно важные для нас сведения содержатся в 152 актах (из них 44 — по истории Сепульведы), написанных на латинском и старокастильском языках, большинство из которых относится к XIII — середины XIV вв. По характеру и происхождению все имеющиеся в нашем распоряжении документы можно разделить на три группы: акты, изданные местными церковными учреждениями или адресованные им (дарственные

B. А. Кортесы Арагона и Каталонии: генезис и специфика. II Проблемы испанской
истории. 1992. С. 146— 159; Он же. Постоянные депутации арагонских и каталон
ских кортесов в XIII — XV вв. // Испания и Португалия ..., С. 21 — 39; Он же.
Становление сословно-представительной монархии в Арагоне и Каталонии в 12 —
15 вв. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1990. См. также: Шилова-Варьяш И. И.
Испанцы XIV века: жизнь среди опасностей. // Вопросы истории. 1997. № 4. С. 156
— 159; Она же. (вст. статья, перевод и комментарии). Книга Сунны и Шары мав
ров. М., 1995; Она же. Королевская власть и право иноконфессиональных общин в
Арагоне XIV — XV вв. (на примере права мусульман). // Средние века. 1997. Вып.
60. С. 240 — 253.

10 Единственным исключением из общего правила выглядят работы В. А. Ведюш-кина, но они касаются более позднего периода — рубежа средневековья и начала нового времени. См.: Ведюшкин В. А. Дворянские братства в Кастилии в XVI — XVII вв. // Общности и человек ..., С. 139 — 141; Он же. Дворянство в борьбе за власть в кастильском городе XV — XVI вв. // Власть и политическая культура ...,

C. 348 — 355; Он же. Дворянство в кастильских кортесах (XVI — начало XVII вв.).
// Социально-политическое развитие развитие стран Пиренейского полуострова в
период феодализма. М., 1985, С. 98 — 110; Он же. Дворянство в социальной
структуре Кастилии (вторая половина XVI — первая половина XVII в.). Автореф.
дис. канд. ист. наук. М., 1987; Он же. Представления о знатности в испанских
трактатах конца XV — начала XVII в. // Господствующий класс феодальной Ев
ропы. М., 1989, С. 181 — 195 и др.

" Ubieto Arteta A. Coleccion diplomatica de Cuellar. II Publicaciones historicas de la Exma. Diputacion provincial de Segovia, VI. Segovia, 1961; Apendice documental. II Saez, E. Los fueros de Sepulveda. II Ibid., I. Segovia, 1953, P. 169 ss.; Idem. Coleccion diplomatica de Sepulveda. // Ibid., V. SegoWa, 1956.

церквям и монастырям, составленные как монархами, так и частными лицами; акты, регламентирующие внутреннюю жизнь названных учреждений; королевские грамоты, фиксирующие привилегии отдельных местных церковных институтов; папские буллы начала XIII — XIV вв., послания сеговийских епископов и их представителей); акты, изданные монархами, сеньорами и их должностными лицами и адресованные консехо; акты, изданные самими общинами и фиксирующие решения общинных сходов.

Круг использовавшихся нами источников включает также памятники местного права. Речь идёт о трёх фуэро Сепульведы: кратком латинском (1076 г.), его частичной старокастильской версии, а также о так называемом "пространном фуэро" XIII в., принадлежащем к так называемому "семейству фуэро Куэнки". Местное право Куэльяра представлено "Королевским фуэро", памятником рецепции римского права, пожалованным городу в 1256 г.12

С целью получения дополнительных данных интересующего нас характера, наряду с упомянутыми, активно использовались также другие источники разных типов и происхождения. К ним относятся:

Памятники права V XIV вв.: законодательство вестготского короля Эйриха (так называемые "Fragmenta Parisina", V в.), "Вестготская Правда" (содержит законы испано-готских королей конца V — начала VIII вв.) и её старокастильская версия, созданная по указанию Альфонсо X в середине XIII в.; "Старое фуэро Кастилии" (середина XIV в.) (вобрало пласт феодального обычного права более раннего времени). Наконец, ранние местные фуэро (Сан-Садорнина, Бербехо и Баррио (955 г.), Кастрохериса (974 г.) и Леона (около 1020

|! Saez, Е. Los fueros de Sepulveda. II Publicaciones historicas de la Exma. Diputacion provincial de Segovia, I. Segovia, 1953; Fuero Real. II Opusculos iegales del Rey D. Alfonso el Sabio. T. II. Madrid, 1836.

г.)), а также пространные фуэро Куэнки, Алькалы-де-Энарес, Ледесмы, Саморы и Саламанки (XII — XIII в.)13.

Документальные источники VIII XV вв.: ранние астурийские документы (VIII — начало X вв.), кастильские, леонские и наваррские акты рубежа X — XI вв.; документы IX — X вв. из архивов церковных учреждений: кафедрального собора св. Марии (Леон), монастырей Са-агун, св. Марии в Дуэньяс, св. Спасителя в Онье и др.; документы эпохи Фернандо III Святого (XIII в.), а также акты местных архивов городов Риаса (Кастилия) и Альба-де-Тормес(Леон)14.

Нарративные источники V XIV вв.: латинские хроники и исторические сочинения Идация Лемикийского (V в.), Иордана (VI в.), Исидора Севнльского и Юлиана Толедского (VII в.); "Сарагосский хроникой", краткие астурийские хроники конца IX в. ("Альбельдская хроника" и "Хроника Альфонсо III"), "Хроникой Сампиро" (XI в.), "Хроника Родриго" и "История Пелайо" (XII в.)-, "Латинская хроника королей Касталии", и историческое сочинение "Об испанских событиях" Родриго Хименеса де Рада (XIII в.); старокастильские хроники XIII

" El Codigo de Eurico. II Estudios visigothicos. Roma — Madrid, 1960; Lex Visigothorum. II MGH: Leges, I; Fuero Juzgo en latin у castellano. Madrid, 1815; EI Fuero Viejo de Castilla. Valladolid, 1975; Fuero de San Sadomin, Berbeja у Barrio. II Musoz у Romero, T. Coleccion de fueros municipales у cartas pueblas de los reynos de Castilla, Leon, Corona de Aragon у Navarra. T. 1. Madrid, 1847; P. 31 — 32; Fuero de Castrojeriz (a. 974).// Ibid., P. 37 — 42; El Fuero de Leon. II AHDE, n. 15 (1944). P. 485

— 498; Fuero de Cuenca. Formas primitiva у sistematica. Madrid. 1935; Fueros
castellanos de Soria у Alcala de Henares. Madrid, 1919; Fueros leoneses de Zamora,
Salamanca, Ledesma у Alba de Tormes. T. I: Textos. Madrid, 1916.

14 Floriano, A. Diplomatica espasola del periodo astur. Estudio de las fuentes documentales del reino de Asturias (718 — 910). T. 1 — 2.0viedo, 1949 — 1951; Соїессібп de documentos de Sancho el Mayor. II Perez de Urbel, J. Sancho el Mayor de Navarra. Pamplona, 1950, P. 344 — 454; Apendice documental. II Perez de Urbel, J. Sampiio, su cronica ..., P. 445 — 478; Documentacion de la Catedral de Leon (siglos IX

— X). Salamanca, 1981; Coleccion diplomatica del monasterio de Sahagun (siglos ЇХ у
X). Le6n, 1976; Documentos referentes a! order, judicial del Monasterio de Otero de las
Dueiias. II AHDE, n. 44 (1974), P. 625 — 674; Coleccion diplomatica de San Salvador
de Oiia (822 — 1284). T. 1 .Madrid, 1950; Becerro Gotico de Cardesa. II Fuentes para la
historia de Castilla. T. 3. Silos, 1910; Cartulario de Albelda. Valencia, 1960; Gonzalez,
J. Reynado у diplomas de Fernando III. T. 3: Documentos (1233 — 1253). Cordoba,
1986; Coleccion diplomatica de Riaza. II Publicaciones historicas ... V. Segovia, 1959;
Documentacion medieval del Archivo municipal de Alba de Tormes. Salamanca. 1982.