Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеологические представления кумранской общины (Учитель праведности и кумранский мессианизм) Тантлевский, Игорь Романович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тантлевский, Игорь Романович. Идеологические представления кумранской общины (Учитель праведности и кумранский мессианизм) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Санкт-Петербург, 1993.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Ыессианско-эсхатологические представления Кумранской общины (П в. до н.э.- I в. н.э} занимают центральное место, в системе ее идеологических воззрений. Кумран явил первый из известных нам опытов мессианизма in gctu, теоретической осно вой коего гослужил синтез соответствующих доктрин, содержащихся в книгах еврейской Библии, и идей, рожденных в недрах самой секты и близких к ней в идеологическом отношении религиозных течений. Мессианско-эсхатологическая концепция кумранитов проливает новый свет на генезис атлетической теологии в Палестине, предлагает нетрадиционное решение вопроса о реализации трансцекдент ным Богом своей относительной имманентности мирозданию, содержит самобытные религиозно-этические воззрения на исторический процесс, "Конец дней" и Метаисторию. В рукописях Мертвого моря мы встречаемся с эксплицитно выраженной идеей божественного происхождения Мессии, его апофеозом, оригинальным взглядом на формы реализации им своих оотерологических функций, что по-новому осъещает происхождение и эволюцию основошлагащих доктрин пер-воначалг.чого христианства, гностических течений, сект мелхиседе-киан, сампсеев, караитов и других религиозных движений. Адекват ное отражение и интерпретация идеологических (прежде всего,мессианских) представлений, зафиксированных в свитках Мертвого горя, позволили бы также лучше понять причины возникновения ес-сейско-кумранского движения и многие коллизии его истории,определить его место в ряду неортодоксальных религиозно-политических течений, выявить некоторые аспекты взаимоотношений между раввшшстическим (ортодоксальным) и сектантским иудаизмом. Наконец, в свете идеологии Кумрана, как кажется, проясняются многие трудные для истолкования места апокрифов, псевдэгаграфов, талму дических сочинений.

К настоящему времени в кумранологии выкристаллизовалось два подхода и,соответственно, два направления в рассмотрении мессианской концепции общины, которые условно можно было бы назвать как "статический" и "эволюционный". Абсолютное большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что основные доктрины куг.-ранского мессианизма (и прежде всего, центральное, по их мнению, положение - дуализм Мессий (Помазанников),греческого

и светского), раз появившись, уже не претерпевали с течением времени существенных изменений. Лишь немногие исследователи (2.Старки, Да.Фитцмайер, Р.І^аун, А.Како, Ф.Стрикерт, Дж.фук) справедливо, на наш взгляд, полагают, что на протяжении солее чем 250-летней истории общины мессианские представления кумра-нитов качественно изменялись, и пытаются вычленить основные этапы данной эволюции. Однако, существенным недостатком предложенных к настоящему времени реконструкций развития кумран-ских мессианских воззрений является,прежде всего, то, что при определении главных этапов эволюции мессианской идеи в Кумра-не, практически не делается попыток идентифицировать исторические события, отраженные в текстах, содержащих мессианско-эс-хагологические пассажи. Это приводит к тому, что предлагаемая исследователями относительная датировка рассматриваемых рукописей подчас носит произвольный, умозрительный характер. (н.ъ.: В дошедших до нас рукописях Мертвого моря отсутствуют абсолютные и относительные датировки (за единственным исключением; CD1:5-11), намеки на исторические события носят иносказательный характер, а почти все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют под условными обозначениями). Далее, при рассмотрении эволюции мессианских воззрений .кумра-нитов не предпринимается попыток выявить роль харизматического лидера общшш, Учителя праведности, в формировании оных; не обращается также внимание на процесс "мессианизации" фигуры самого Учителя (исторического и эсхатологического, redivivus), постепенное изменение взглядов общинников на его роль и функции. Сказанное, а также то обстоятельство, что в конце 1391 года учеше-кумранологи получили возможность ознакомиться с неопубликованными рукописями (некоторые из которых содержат чрезвычайно важные для исследования идеологических (в том числе и мессианских) представлений Кумранской общины сведения), как каается, является достаточным основанием для того, чтобы еще раз обратиться к рассмотрению мессианско-эсхатологических воззрений кумранитов.

Научная новизна диссертации. В работе представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины и,в частности, дан рад юных идентификаций исторических событий, отраженных в рукописях Мертвого моря, и очождеотвлениЗ упоминаемых в них

-5-.

лиц и сект. Установление относительной (а в нескольких случаях и абсолютной) датировки ряда ключевых для данного исследования текстов позволяет автору реконструировать мессианско-эсхато-логичэскую хронологии кумранитов и представить новую концепцию эволюции их мессианских доктрин. Диссертация проливает также новый свет на отдельные обстоятельства гизни и деятельности харизматического лидера общины - Учителя праведности, его роль в создании и развитии мессианско-эсхатологических концепций сектантов, место данной фигуры в системе их идеологических представлений.

Практическая значимость. Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы исследователями, занимающимися историей Иудеи в эпоху эллинизма и ранний период римского господства, а также историей иудаизма и раннего христианства, при написании научных статей и монографий и при подготовке и чтении лекций и спецкурсов на восточных факультетах университетов.

Методологической и теоретической основой диссертации'послужили диалектический метод исторического исследования, достижения российской л мировой науки в области кумраяология, основополагающие труды по истории и культуре Иудеи в эллинистический период, а такке основные еврейские и арамейские грамматики. .

Хронологические рамки диссертации ограничиваются,в основном, эпохой эллинизма и ранним периодом римского господства в Иудее.

Апробація работы. Диссертация обсуждена на заседании сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН 5 мая 1993 г. Основные положения диссертации получили свое отражение в 'брошюре, шести статьях и пяти тезисах к докладам (общий объем - 9 а.л.),а также изложены в шести докладах, сделанных автором на заседании сектора Древнего Востока СПб.Ф Института востоковедения РАН, посвященном памяти В.В.СтруввіВ феврале 1988 года, на конференции "Страны сеЕеро-западной Африки и Красногорского региона в древности и раннем средневековье" в Институте востоковедения (Москва) в декабре 1988 г., на "У1-х Сергеевских чтениях" в Мэсковском государственном университете в январе 1989 г., на ХНУ-й годичной сессии СПб.Ф Института востоковедения РАН в марте 1989 г., на заседании сектора Древнего Востока, посвященном памяти Й.Д.Амусина, в ноябре 1990 г. и на международном коллоквиуме по рукописям

цертвогс моря в Могилянах (около Кракова) в июле 1991 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных работ.