Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История современного образования в Афганистане (1919 -1978 гг.) Шарифов Рахмонали Ятимович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарифов Рахмонали Ятимович. История современного образования в Афганистане (1919 -1978 гг.): диссертация ... доктора Исторических наук: 07.00.03 / Шарифов Рахмонали Ятимович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Источниковедческая база и историографические аспекты проблемы исследования 30

1.1. Источники по истории становления и развития системы образования в Афганистане 30

1.2. Историография проблемы развития образования в стране 44

Глава II. Традиционная система образования в Афганистане: генезис, становление, историческая эволюция 60

2.1. Исторические предпосылки становления системы образования Афганистана 60

2.2. Эволюция системы образования после распространения ислама 74

2.3 Особенности функционирования традиционного образования в Афганистане 97

Глава III. Становление современной системы образования в Афганистане в первой половине ХХ века в 1919-1945гг 122

3.1. Этно-социальные и политические предпосылки формирования современной системы образования 122

3.2. Обретение Афганистаном независимости и становления современной системы образования (1919-1928 гг.) 155

3.3. Формирования современной системы образования Афганистане в 1929-1945г 177

Глава IV. Развитие образовательной системы в Афганистане в 1946-1978 гг 209

4.1. Эволюция система образования в первые годы после Второй мировой Войны в 1946-1952гг 209

4.2. Расширение современной системы образования Афганистана в 1953-1963гг 226

4.3. Развитие системы образования в Афганистане в 1964-1978 гг 246

Заключение 294

Список использованных первоисточников и литературы 305

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сложнейшие и длительные
кровавые конфликты в Афганистане, приведшие к фактическому
разрушению сфер социальной жизни и соцкультурной деятельности,
неустанные усилия и попытки выхода из ных и возрождения
современных институтов, ценностей и механизмов

жизнедеятельности людей требует объективного научного

исследования структур и сфер афганского общества в ХХ - начале ХХI вв.

Исследование истории современного образования в Афганистане приобретает актуальную значимость в связи с тем, что нынешние правящие круги страны считают свою власть правопреемницей Десятилетия демократии (1964-1973гг.) и периода до 1978 года, в целом.

Система современного образования в Афганистане сложилась и
развивалась как очень сложная, многослойная и отчасти внутренне
противоречивая система, е историческая эволюция проходила под
перманентным влиянием традиционных и консервативных

социальных политических и духовно-культурных структур, норм и ценностей. Особо сильное влияние оказывал ислам, создав почти всеохватно весьма устойчивую традиционную систему образования с огромной армии богословов и мулл. Она была вынуждена включать в себя значительное число элементов традиционного образования, трансформируя и адаптируя их к нуждам современного развития.

Современная система образования в этой стране сыграла решающую роль в формировании нынешней интеллигенции, средних и верхних слоев современной элиты (как гражданской, так и военной), руководителей и активных деятелей политических партий и организаций, общественных объединений и структур гражданского общества. Их деятельность, социальная и политическая зрелость во многом отражают уровень и содержание современного образования и мировоззрения.

Тщательное историческое исследование современной системы образования Афганистана позволяет во многом выявить важнейшие

тенденции и особенности сложнейшего и противоречивого синтеза традиционных и современных структур в конкретных исторических условиях, осознать и понять потенциалы трудностей и кризисных факторов, трагических ошибок и действий.

Практическое и теоретическое изучения развития современного
образования в 1919-1978 гг. позволит выявить значимые и

созидательные элементы, апробировать и развить их в условиях начала XXI века.

Комплексное исследование системы образования в афганском
обществе, полноценное воссоздание картины е эволюционного
развития, перехода его в новое состояние представляют

определенный интерес для государственных, общественных,
научных кругов Республики Таджикистан, государств-членов СНГ с
учетом тесных связей, территориальной близости, этнической

духовно-культурной общности наших стран, необходимости развивать политические и иные отношения с этой страной, а также учитывать опыт ее развития.

Основные причины, тормозящие развитие современной системы
образования в Афганистане, помимо внутриполитического

конфликта и слабости социально-экономического сектора, нужно также искать в элементах традиционной культуры общества. Афганистан - полиэтничное государство, на его территории проживает большое количество народов и этносов, каждый из которых ведет борьбу за существование и сохранение своей культурной самобытности.

Афганские реальности свидетельствуют о том, что процесс получения традиционно-религиозного образования неуклонно продолжается до сегодняшнего дня. Поэтому понимание опыта перехода от традиционного образования к современному имеет не только исследовательскую, но и практическую значимость.

Таким образом, содержательный и предметный анализ исследуемой темы позволит выявить слабые и сильные стороны процесса перехода к светскому образованию, избежать повторения ошибок в сфере формирования и осуществления образовательной политики, поднять роль системы образования в обеспечении политического и этнического единства страны. Изучение истории

государственной политики в области образования, е поэтапного развития дат возможность оценить духовное состояние общества, в целом, процесс передачи соответствующего опыта от одного поколения другому.

Объектом исследования является изучение истории

современного образования в Афганистане в 1919-1978 гг., направлений и особенностей его исторической эволюции. В течение рассматриваемого периода происходили сложный процессы становления и медленного развития современного (по содержанию светского рационалистического) образования. Этот переход был частью общего процесса модернизации, который проходил с зигзагами и отступлениями в течении ХХ века.

Предметом исследования выступают исследование структуры,
содержания, характера направленности современной системы
образования Афганистана, а также черт трансформации

традиционного образования, государственной политики и

практической деятельности в сфере образования. Выявляются характерные черты традиционного образования, определяются основные направления развития и укрепления современной системы образования.

Территориальные рамки исследования охватывают пределы современного государства Афганистана. В этих границах существовало единое пространство традиционного образования, и осуществлялся переход к новой современной системе, которая постепенно стало общенациональной. Затрагивается вопрос развития традиционного образования в пределах исторического Хорасана как устойчивой и общей системы, влияющей на генезис и становление современной системы образования в Афганистане. Рассмотрены сравнительные результаты развития современных систем образования в Афганистане и в республиках Средней Азии бывшего СССР.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают
1919 - 1978 гг. Именно в это время происходило зарождение,
формирование и постепенное, весьма сложное развитие

современной системы образования в Афганистане. Этот

исторический отрезок был отмечен динамичным и противоречивым

развитием политической и социально-экономической жизни Афганистана, происходило становление страны как полноценного государства - субъекта в системе международных отношений.

Степень научной разработанности проблемы. В исторической
науке вопросам становления и развития системы образования
отдельных периодов в Афганистане уделено серьезное внимание
представителями отечественной и зарубежной научных школ.

Однако комплексного монографического исследования истории современного образования Афганистана в 1919-1978 гг. не было осуществлено.

В связи с необходимостью качественного выполнения поставленной исследовательской задачи и удобства анализа научной литературы, автор классифицировал ее следующим образом:

В первую группу входит литература, на которую автор опирался при написании диссертационной работы советской научной исторической школы.

При рассмотрении социально-экономических и политических условий и факторов, генезиса, становления и развития сферы образования Афганистана диссертант опирался на труды востоковедов Р.Т. Ахрамовича1, Е. Э. Бертельса2, Ю. В. Ганковского3, Г. Ф. Гирса4, Н. М. Гуревича5, В. Г. Коргуна6, В. Н. Пластуна7, Д. Я. Очильдиева8, М. Г. Пикулина, Г. А. Полякова9, Л. Б.Теплинского10, В. С. Бойко11 , А. А. Князева12.

1 Ахрамович, Р. Т. Афганистан после второй мировой войны. – М.: УВЛ, 1961.-277с.

2 Бертельс, Е. С. Афганская пресса // Библиография Востока. – Л., 1934. – Вып.V-VI. – С.9-26

3 Ганковский, Ю. В. Империя Дуррани: Очерки административной и военной системы. – М.:
Вос.Лит, 1958.–173 с.

4 Гирс, Г. Ф. Современная художественная проза на пашту в Афганистане. – М.: ИВЛ. 1958.-183с

5 Гуревич, Н. М. Афганистан: некоторые особенности социально-экономического развития в 20-50-
е годы ХХ в.– М.:Наука, 1983.-128с.

6 Коргун, В. Г. История Афганистана ХХ века. – М.: Крафт+, 2004. -525с.

7 Пластун, В. Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока. –
Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.–711с.

8 Очильдиев, Д. Я. Общественно-политическая мысль Афганистана накануне завоевания
независимости. – Ташкент: Фан, 1972. – 165 с.

9 Пикулина, М. Г., Поляков, Г. А. Афганистан революционный. – М.: Междунар. отношения, 1981.
– 68 с.

10 Теплинский, Л. Б. История советско-афганских отношений 1919-1987 гг.–М.:Мысль,1988.-380с.

11 Бойко, В. С. Власть и оппозиция в Афганистане: особенности политической борьбы в 1919-1953
гг. – М.: Институт востоковедения РАН; Барнаул: Алтайская госпедакадемия, 2010.-391с.

12 Князев А. А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (ХХ - начало ХХI вв.)-
Душанбе: Дониш, 2004.-143 с.

Анализ работ некоторых вышеперечисленных авторов

показывает, что проблема сферы образования в Афганистане более
детально рассматривается ими. В упомянутом труде Р.

Т. Ахрамовича, рассматривается история Афганистана после Второй мировой войны, уделяется внимание и вопросам развития образования в афганском обществе.

Среди работ 80-х гг. ХХ в. примечателен труд известного
советского афгановеда В. А. Ромодина1, имеющий большое значение
для изучения преобразований в сфере культуры Афганистана в
предыдущем веке. По мнению автора, начиная со второй половины
ХIХ в., в Афганистане происходят первые попытки осуществления
процесса модернизации, прерванные агрессией английских

империалистов в 1879 г. Изучая рассматриваемые автором сегменты
сферы образования современного Афганистана, В. А. Ромодин
называет следующие истоки: начало модернизации системы
просвещения, возникновение книгопечатания и прессы, зарождения
прогрессивной идеологии младоафганцев. В работе В. А. Ромодина
на основе тщательного изучения широкого круга источников
подробно исследованы проблемы модернизации системы

просвещения в Афганистане, история и специфика формирования и начальных этапов развития афганской печати, вопросы становления и развития официальной историографии, а так же то влияние, которое оказали на эти процессы контакты Афганистана с внешним миром.

Большой интерес для нашей темы представляет исследование В.Г. Коргуна2. В его работе дан анализ особенностей процесса формирования современной афганской интеллигенции и той роли, которую она играла в развитии системы образования. Автор обратил особое внимание вопросу о предпосылках зарождения в

1 Ромодин, В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана (середина ХIХ - первая треть
ХХ в.) – М.: Наука, 1983.–189 с.

2 Коргун, В. Г. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. – М., 1983. -196 с.

Афганистане современной системы образования в первой четверти ХХ в.

В работе афгановеда В.С. Бойко1 с привлечением научно-анали
тических трудов практически всех школ мировой афганистики - от
ранних труднодоступных работ 1920-х гг. до текущих

исследовательских проектов и программ - исследуются

политическое, социально-экономическое и культурное развитие Афганистана в указанном временном отрезке.

Кроме того, советские ученые Т. И. Кухтина и Е. П. Белозерцев
более конкретно исследовали эту сферу. Первым развернутым
исследованием афганского образования в советской науке является
монография Т. И. Кухтиной2. На основе архивных и статистических
материалов в ней рассматриваются формирование и эволюция
современной системы образования со времени обретения
независимости в 1919 г. до принятия третьей Конституции
Афганистана. Автор рассматривает содержание системы

образования Афганистана, показывает численность преподавателей, школ, строительство учебных учреждений и другие мероприятия в области просвещения, выделяет характерные черты афганского светского образования. Т. И. Кухтина приходит к выводу, что в Афганистане за сорокалетний период независимости произошли существенные сдвиги в формировании системы современного образования. Автор показала плодотворность исследовательского подхода, предполагающего изучение образования как элемента общей социальной системы. Другая ее заслуга в том, что она впервые в русской историографии составила библиографию исследуемой проблемы.

1 Boyko V. Dawlat wa opposition dar Afghanistan. Kawe Verlag, Koln, 2012 (на фарси). – 589 c.

2 Кухтина Т. И. Развитие просвещения в независимом Афганистане. - В кн: Независимый
Афганистан, 40 лет независимости». Сборник статей. - М., ИВЛ, 1958. - С.104-114; е же.
Просвещение в независимом Афганистане. – М., 1960. – 131 с.; е же. К вопросу о подготовке
национальных технических кадров в Афганистане (1919-1961гг.) - В кн.: «Вопросы экономики
Афганистана». – М.: ИВЛ, 1963. – С. 125-156.

Следует отметить монографию Е. П. Белозерцева1, в которой с
учетом социально-экономических и политических условий в стране
анализируется опыт внедрения в систему просвещения страны
педагогических методов, рассматривается система подготовки
учебно-воспитательных кадров на данном этапе развития. В работе
ученого описаны история, традиции и перспективы развития

народного образования в Афганистане. Работа содержит конкретные материалы: учебные планы разных образовательных учреждений, данные о составе учащихся, уровне их общеобразовательной подготовки, о процессе ликвидации неграмотности и реформах среднего образования, о высшем педагогическом образовании в стране.

Ко второй группе относятся труды таджикских ученых Х. Назарова, Ш. Имомова, Н. Мирзоева, К. Искандарова Р. Нуриддинова, Р. Махмадшоева, Х.С. Саидова, Дж. Латипова, С. Саидмуродова, Л. Темирханова, С. Шохуморова, Р. Я. Шарифова, И. Рахматова, Г. Ибрагимовой и др.

Основатель школы афгановедов в Таджикистане Х. Назаров2 в
своем труде впервые проанализировал роль таджиков в

становлении и развитии культуры и просвещения Афганистана. Автор большое внимание уделял роли просветительской деятельности политических лидеров представителей таджиков и особому месту языка фарси (дари) в афганском обществе.

Работы известного ученого Ш. Имомова посвящены изучению и
анализу истории общественной мысли Афганистана за 100 лет с
середины Х1Х-первой половины ХХ века на основе обширного
круга источников. Автором исследуется зарождение и становление
современного образования страны, что оказало большую помощь в
раскрытии сущности синтеза традиционных современных

принципов в историческом развитии просвещения Афганистана3.

1 Белозерцев, Е. П. Народное образование в республике Афганистан. – М.: Педагогика, 1988. -125с.

2 Назаров, Х. Маоми тоикон дар таърихи Афонистон. (Вклад таджиков в истории Афганистана)
- Душанбе: Дониш, 1998. – 658с.

3 Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине ХIХ-первой
половине ХХ века. – Москва-Душанбе: Дониш, 2001. – 398 с.

В монографии профессора Н. М. Мирзоева1 показано место Таджикистана в развитии различных аспектов межгосударственных взаимоотношений, в том числе в научно-образовательной сфере, сопредельных стран Востока, где важное место занимает Афганистан.

В работах К. Искандарова, и Р. Ш. Нуриддинова2 исследуются вопросы формирования политических партий и организаций Афганистана, и роль интеллигенции в распространении передовых идей в афганском обществе.

Работа таджикского ученого Р. Махмадшоева3 посвящена этнографии и социально-экономическому положению одного из коренных и самых многочисленных народов Афганистана – таджиков и их роли в системе образования страны.

Исследователь М. Лутфуллоев4 за время работы в Афганистане в течение 5 лет (1980-1985гг.) подготовил и издал ряд учебников для начальных и средних школ. Эти труды в творчестве М. Лутфуллоева являются олицетворением национальной педагогики и охватывают широкий круг проблем афганской системы образования.

К третьей группе относятся работы афганских

исследователей. Посвященные изучению истории сферы

образования в самом Афганистане начинается с 1960-х гг. Первая
работа, посвященная истории сферы образования была
подготовлена Мухамадом Захиром Паянда и Саидом

Мухаммадом Исуфали5.

Авторы раскрывают тему исключительно на основании материалов афганских первоисточников, работ отечественных

1 Мирзоев Н.М.Взаимоотношения Таджикистана и Афганистана.-Душанбе: Дониш, 1991.- 144с.

2 Искандаров, К. Политические партии и движения Афганистана во второй половине ХХ века.
Душанбе, 2004. – 496 с; Нуриддинов, Р. Ш. Эволюция формирования политической системы
современного Афганистана. – Душанбе: Ватанпарвар, 2004. – 48 с.

3 Махмадшоев, Р. Таджики Афганистана в новое время. Очерки истории хозяйства и материальной
культуры.–Душанбе: Дониш, 2001.–184 с.

4 Лутфуллоев, М. Букварь. – Кабул, 1980. – 101 с; Его же: Основы обучения на языке дари и пушту.
– Кабул, 1982. – 194 с; Его же: Букварь (для взрослых). – Кабул, 1982. – 80 с; Его же: Пособие по
изучению языка дари. – Кабул, 1980. – 80 с.

5 Поянда Мухамад Захир, Саид Мухамад Исуфали. Тарихи маарифи Афганистан (История
образования Афганистана).– Кобул, 1339 (1960). – 473 с.

историков, поэтов, видных политических деятелей. В их работе
показаны процессы возникновения первых «халкаи дарси»
(ученических классов), древнейшие методы обучения, начиная с
ведического периода. Отдельно рассмотрена эпоха

распространения ислама на территории Хорасана (Афганистан). Авторы в своей работе сделали обзор исторических сказаний. Значимость этой работы определяется, прежде всего, ее первенством и обобщающим характером (хронологический охват - с древнейших времен до 50-х гг. ХХ в.).

Среди афганских исследований следует назвать работу Д. М. Парвани1, выпущенную после 29 лети издания работы М.З. Поянда и С.М. Исуфали. Работа важна с точки зрения анализа уровня и состояния системы образования в первые десятилетия XXв. Монография Д.Р. Камгара2, как и другие работы, дает краткую историю сферы образования страны, начиная с раннесредневекового периода и до конца ХХ в. Отличительной особенностью этой работы стало изучение вопросов организации сферы образования среди афганских эмигрантов.

К четвертой группе относятся труды зарубежных

исследователей, которые диссертант широко использовал в своей работе. Л. Адамек3 освещает внешнюю политику Афганистана с начала ХХ в. до Второй мировой войны. Автор, изучая внутреннее положение Афганистана, приводит примеры о состоянии образования в стране в период эмира Аманулла-хана.

В работе Л. Пуллада4 исследована политика периода

Амануллахана и е последствия. При этом, автор широко

использовал законодательные акты и другие источники.

1 Парвани, Д. М. Инкишафи маариф-и Афганистан дар ибтидаи асри ХХ (Развитие образование Афганистана в начале ХХ в). – Кабул, 1989.-2 Камгар Д. Р. Таарихи маарифи Афганистан (История образования Афганистана). – Кабул.: Майванд, 1372, ч.2. – 249 с.

3 Adamec Ludvig W / Afghanistan 1900-1923:A.Diplomatic History (Berkeley and Los Angeles:
Univesity of Califormia Prees), 1967;

4 Poullada Leon / Reform and Rebellion in Afhanistan? 1919-1929. - Comell (Ithaca and London),
1973;

Исследователь В. Григорян1 осветил в своем фундаментальном
труде в контексте исследования важнейших тенденций социальной и
политической истории, состояние культуры и просвещения
Афганистана с периода правления эмира Афганистана

Дустмухаммад-хана и Шер Али-хана до периода деятельности премьер-министра страны Хашим-хана.

С. Невид2 в своей работе исследует политическое, социально-
экономическое и религиозное положение Афганистана в период
правления эмира Аманулла-хана. По словам автора, роль

духовенства в обществе была очень велика.

Икбал Али Шах3 в своем исследовании отмечает, что процесс модернизации в традиционном обществе Афганистана проходил через реформы.

Таким образом, несмотря на обширный круг исследовательской литературы, до сих пор отсутствует отдельное фундаментальное исследование по истории современного образования Афганистана. Недостаточно исследований, выполненных на основе аутентичных первичных документов из архивов Министерства образования и Министерства высшего образования Афганистана.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного
исследования является комплексное исследование истории

зарождения, становления и развития современного образования Афганистана в 1919-1978 гг.

Для достижения данной цели диссертантом были поставлены следующие задачи:

обобщить источниковедческие аспекты проблемы образования в Афганистане;

изучить историографию проблемы образования в Афганистане, историческую эволюцию традиционной системы;

1 Gregorian Vartan. The Emergence of Modern Afghanistan. Stanford, California. 1969

2 С. Невид. Афгнистан дар ахди мония.Вокунишхаи мазхаби ва тахаввулати ичтимоии замани
салатанати Амануллахан солхои 1919-1929 (афганистан в период Амания. Релегиозныу реакции и
социальные преобразорание во время правления Аманулла-хана 1919-1929гг.). перевод Мухаммад
Наъим Мучададии. 2-ое изд. –Кабул,1388. – 327 с.

3 Ikbal Ali Shah. The Modern Afghanistan. - London, 1938;

- исследовать особенности развития сферы образования на
территории современного Афганистана (исторического Хорасана);

- проанализировать исторические предпосылки зарождения
современной системы образования в Афганистане;

раскрыть процесс становления современного образования, его черты и особенности;

изучить этно-социальные и политические факторы содержания исторической эволюции системы образования Афганистана;

- выявить основные направления модернизации системы
образования Афганистана и е характерные особенности;

-изучить практические меры афганского правительства по улучшению качества преподавания в школах;

- исследовать взаимодействия и противостояния различных
систем образования Афганистана;

- ввести в научный оборот неизвестные до сих пор документы и
материалы архивов, учреждений образования и министерств,
обратив особое внимание на причины географически
неравномерного развития сферы образования в стране;

- выработать научно-методические рекомендации для
практического использования органами образования и
работниками сферы просвещения современного Афганистана для
оптимальной организации управления системы высшего,
среднего специального и дошкольного образования и
дальнейшего представления их в соответствующих структурах.

Эмпирическую базу исследования составили архивные

материалы Министерства образования и Министерства высшего
образования Афганистана1, Положения о министерстве

образования2, тексты 8-ой Конституции Афганистана3, решения

1Архиви Вазарати маариф, тахсилоти али, раесати план, мудирияти эхсоия 1387 (Архив Министерства образования, высшее образование, управление планирования, статистический отдел) 1387. Архиви Вазорати тахсилоти али: эхсаияи мухассилини 23 вахиди тахсили сали 1387 (Архив Министерства высшего образования: статистика обучающихся 23 единиц 1387 учебного года).

2 Низамнамаи асасии Вазарати чалилияи маариф. (Основное положение нового Министерства
образования). – Кабул, 1306.

3 Каванини асаси-и Афганистан (Основные законы Афганистана). Кабул: Вазарати адлия, 1301-
1320.

Лойя Джирга 1924 и 1926 гг.1, статьи и выступления политических
лидеров2, полевые эксперименты автора диссертации3. Эти
источники и документы дали возможность проанализировать
историю становления, формирования и развития современной

системы образования в Афганистане.

Таким образом, источниковедческая база настоящего

исследования богата и разнообразна. Изучение истории

современного образования Афганистана в условиях происходящих сложнейших трансформационных процессов потребовало глубокого изучения самого широкого круга многочисленных исторических источников.

Методологическую основу диссертации составили принципы
историзма и объективности, предполагающие изложение

исследуемого материала строго в соответствии с историческими фактами и реалиями исторических событий. Применение принципов системного подхода и комплексного анализа, а также специальных проблемно-хронологических, сравнительно-исторических методов исследования в сочетании с такими общенаучными методами, как аналогия, синтез, обобщение, общереагирование, типологизация, позволили воссоздать историю сферы образования Афганистана как структурного элемента афганского социума.

В методологическом плане перед диссертантом стояла задача диалектического сочетания конкретного исторического материала с теоретическими, концептуальными установками, с тем, чтобы выявить логическую завершенность исторических процессов.

Научная новизна диссертационного исследования

заключается в том, что впервые в качестве научной проблемы
исследуется история современной системы образования

Афганистана в относительно длительный и переломный период истории этой страны период современного независимого развития (1919-1978 гг.), в результате чего восполняется существующий в историографии Афганистана пробел:

1 Руйдади Лойя Джирга дарусалтана 1303. С. 13 -21.

2 Автобиография Абдурахман-хана эмира Афганистана / Издано Султаном Магомет-ханом; пер. с
англ. М. Грулева в 2-х томах. – СПб.: В. Березовский, 1901. – Т.1,2. Шах Вали. Мои воспоминнания
(пер. с фарси). – М.,1964; Банияи устод Бурхониддин Раббони раиси чумур дар аввалин хатмашии
давлати исломи дар соли 1311 (Выступление Бурханиддина Раббани – президента Афганистана в
начале провозглашеия исламского государства в 1992 г.

3 Дневник автора, август-сентябрь, 2015. – 45 с.

- по-новому научно обоснованы и интерпретированы ранее
известные понятия «традиционное образование», «смешанное
образование», «современное образование» и др.;

- выявлены и введены в научный оборот понятия о предпосылках
и компонентах генезиса и формирования системы образования в
современном Афганистане, ранее не включенные в программу
научных исследований по политическим соображениям;

- с использованием новых комплексных методов системного и
ретроспективного анализа реконструирована картина
трансформации и эволюции системы образования в Афганистане;

- впервые показано влияние традиционных форм образования на
развитие новой системы образования, и на этой основе выявлено
значение таких институтов образования, как реформированные
школы, смешанные образовательные учреждения;

с учетом высокого уровня религиозности населения страны выявлена роль частных смешанных школ в развитии образования в Афганистане;

впервые автором научно аргументированы пути развития системы образования в современном Афганистане;

- впервые автору удалось раскрыть форму обучения в выездных
школах для детей кочевников Афганистана.

Диссертант выносит на защиту следующие положения:

1. С возникновением первых государственных образований на
Востоке, сфера образования стала предметом пристального
государственного внимания. Основными источниками

формирования сферы образования выступали религиозная система и потребности господствующей элиты. Они определяли основные компоненты сферы образования, его содержание, методику обучения. Основные образовательные центры существовали при храмах, святилищах, монастырях. Динамика образовательной системы определялась особенностями той религии, которая в тот или иной момент занимала доминирующие позиции в государстве. Вместе с тем, интересы государственного управления накладывали на содержание образования унитарно-прагматический след. В результате взаимодействия указанных факторов в период до

распространения ислама образование сочетало узкопрактическую подготовку (счет, письмо) с обучением, направленным на общее развитие и совершенствование личности (занятия спортом, гуманитарными и естественными науками);

2. Распространение ислама на территории современного
Афганистана двояко отразилось на состоянии сферы образования. С
одной стороны, наблюдалась явная деградация системы образования.
С другой стороны, предписания ислама познавать мир,
формирование единого культурного и образовательного
пространства способствовали укреплению и обогащению
образовательного потенциала. Привлечение к управлению
государства местных династий крайне благоприятно сказалось на
развитии сферы образования;

3. Складывание новоперсидского языка дари (фарси)
способствовало развитию сферы образования. Этот язык стал
преимущественной основой реального образования,
интеллектуального багажа учащихся. Арабский, как язык
Священного писания, осваивался, главным образом, формально,
имея ограниченное применение в качестве сакрального языка;

4. Исламские школы и университеты за короткий срок
превратились в средоточение мировой науки, долгое время играли
главную роль не только на Востоке, но и Западе. Они смогли развить
все позитивные стороны религиозного традиционного образования
Востока, превратить его в сокровищницу мирового образования;

5. Выявлены характерные черты образовательных учреждений
традиционного типа в Афганистане;

6. Возникновение на территории современного Афганистана
государства Дуррани способствовало развитию языка пушту, но
пагубно сказалось на состоянии системы образования непуштунских
народов, в первую очередь таджиков, аймаков, хазарейцев,
кизилбашей и др.;

7. В период правления Шер Али-хана проводилось упорядочение
традиционной системы образования, а также предпринималась
попытка создания современной светской системы образования
европейского типа. Эти усилия потерпели неудачу как в связи с
внутренними сложностями, сопротивлением традиционалистских
слоев общества, так и из-за британской агрессии 1878-1880 гг.;

8. Европеизация, развернувшаяся на начале XX века при
Хабибулла-хане, объективно вела к зарождению современного
образования. Лицей «Хабибия» (основан в 1903 г.) и военное
училище «Харбия» (1909 г.) положили начало появлению
образования современного типа;

9. С образованием независимого афганского государства в 1919 г.
в период правления Амануллы-хана начался новый этап становления
основ современного образования, что находило свое практическое
выражение в деятельности новых образовательных центров. Смена
правительств лишь переставляла приоритеты, концентрируя усилия
на тех или иных направлениях;

10. Выявлены основные препятствия на пути модернизации
сферы образования;

Научно-практическая значимость исследования заключается в
том, что оно вносит существенный вклад в историческое изучение
образовательных систем, представляет собой модельное

исследование, позволяющее использовать его методологическую и
логическую основу для проведения исследований на ином
фактическом материале (теме, хронологическом периоде,

географической локализации). Фактический материал и выводы,
сделанные на его основе, могут быть использованы в практической
деятельности работников Министерства образования,

преподавателей высших и профессиональных учебных заведений, управляющих и директоров школ и лицеев, руководителей школ различных ступеней, детских садов, учителей и учащихся педагогических специальностей Афганистана и Таджикистана. Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории Афганистана и т. д.

Выводы могут помочь в проведении реформ в области образования, а также в процессе ликвидации неграмотности в Афганистане, тем более, что такая работа в стране с низким уровнем грамотности и образования весьма сложна, кропотлива и длительна.

Научно-практическая значимость исследования возрастает в связи с тем, что Афганистан пока не обладает достаточным количеством специалистов в области исторической науки. Немногочисленные афганские историки уделяют основное внимание проблемам общего развития страны, политической и экономической истории и пока почти не приступали к изучению отдельных аспектов богатой и

насыщенной истории Афганистана. Поэтому, на наш взгляд, любое
исследование, раскрывающее вопросы становления сферы

образования имеет большую познавательную ценность и практическую применимость.

Апробация работы. Материалы диссертации были использованы при подготовке монографии, учебных пособий по истории Афганистана и обновлении лекционных курсов по новейшей истории стран Азии и Африки, а также при разработке спецкурсов для студентов исторического факультета Таджикского национального университета. Работа была обсуждена на кафедре новой и новейшей истории зарубежных стран 28 марта 2018 г. (протокол № 10) и рекомендована к защите.

Результаты исследования нашли отражение в опубликованных диссертантом монографиях и в 18 статьях общим объемом 35 п. л., а также в книгах и брошюрах по вопросам сферы образования Афганистана.

Структура исследования соответствует его цели и основным задачам. Работа состоит из введения, четырех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Источники по истории становления и развития системы образования в Афганистане

Многогранность и многоаспектность темы об истории современного образования, необходимость её исследоания в тесной связи с важнейшими тенденциями и факторами социально-политического и социокультурного развития Афганистана на протяжении почти 100 лет объективно и закономерно потребовали привлечения обширного круга разнообразных источников и исследовательской литературы, научный обзор которых является целью данной главы диссертационной работы.

Источники, использованные при изучении данной проблематики, весьма обширны и различны как по своему характеру, так и по содержанию. В исследовании были использованы две категории источников: археологические и письменные.

Важная категория источников по изучению вопроса формирования и развития сферы образования в древнейших государствах на территории Афганистана - это археологические памятники. К этой категории источников относятся раскопанные останки городов, селений, замков, крепостей, могильников, храмов, культовых сооружений и другие строительноархитектурные сооружения, а также найденные в ходе археологических поисков артефакты. К числу археологических памятников древности и раннего средневековья относятся открытые артефакты в южных районах современного Таджикистана, Узбекистана и северного Афганистана.1 Данные материалы дают сведения не только о повседневной жизни, расположении и размерах владений, городах, роде занятий и верованиях местного населения. В частности получен огромный материал, свидетельствующий о том, что на протяжении длительного периода при зароастрийских и буддийских храмах существовали специальные учебные помещения, где преподавались учебные дисциплины. Большой интерес для науки представляют эпиграфические письменные документы. Это памятники на греческом, согдийском, бактрийском языках.

Важные сведения дают также и нумизматические материалы, полученные в ходе археологических изысканий. К примеру, на основе надписей на древнейших монетах от селевкидской эпохи1 до распространения ислама можно узнать не только имена правителей, религию и политическую историю древнейших государств, но также о том, как изменялись писменность и язык, что, конечно, отражается и на сфере образования.

Источниковая база исследования на основе письменных источников может быть разделена на семь основных групп.

Первую и очень важную группу источников составляют исторические хроники и летописи.

О важнейшей роли воспитания и образования в древнемиранском обществе сведения даются в труде «отца истории» Геродоте, который отмечал, что образование в обществе персов, в первую очередь, связано с зороастрийской религией, и, таким образом, корни традиционного образования можно отследить с древнейших времен.1 2

Следует особенно отметить об отношении информации к воспитанию и образованию, которая содержится в священных религиозных книгах, так как мировоззрение представителя той или иной конфессии напрямую зависит от того, как данная религия относится к феномену образования. Справедливости ради стоит сказать, что почти во всех религиях отношение к феномену образованию положительное. К примеру, в священной книге зороастрийцев «Авеста», говорится о священном долге родителей, дать образование, в противном случае это тяжкий грех.1 Об особой роли образования в зороастрийской общине до сегодняшнего дня можно узнать из этнографических материалов таких исследователей зороастризма, как М. Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи» и Дорошенко Е.А. «Зороастрийцы в Иране».1 2

Написанная на арабском языке «Краткая история афганцев»3 периода средневековья в Хорасане (Афганистане) считается основным историческим источником того времени и адекватно отражает особенности исторической эпохи. Одним из первых и ценных историографических источников по теме является монументальные труд Мухаммада Джафар ат-Табари «Таърих ар-русул ва-л-мулук» (Таърихи Табари) («История пророков и царей»)4. В данном труде, помимо подробных сведений и повествований от создания мира до событий 915 г., даются ценные и достовернные данные об основании религиозных учреждений-мечетей, религиозных центров, научных кругов и других религиозных учебных заведений (мактабов), медресе, дор-ул-хафизов, дор-ул- улумов-и о выдающихся научных и общественных деятелях эпохи, что очень важно для понимани истоков и зарождения новой исламской модели традиционной системы образования. Очень ценным является труд великого ученого и энциклопедиста Абу Али Ибни Сина “Данишнаме”(“Книга о знании”) и его произведение Автобиография”5.

Большую ценность представляют известные труды великого ученого- энциклопедиста Абурайхана Беруни “ Асар ал- бакийа -ана л-курун ал халмийа (“Памятники минувших поколенийй”) и “Ат тафхим”6 о духовной жизни.

Труд Абубакра Наршахи «Таърихи Бухоро» («История Бухары»)1 является одним из важнейших первоисточников для изучения истории традиционного образования. Здесь описываются виды мусульманских учебных учреждений: медресе, мечеть , хонака и др.

Ценнейшими сведениями и данными о традиционной (о древней и раннесредневековой доисламской) системы образования располагает гениальный эпический труд Абулкасима Фирдоуси «Шахнаме»1 2. В этом капитальном труде отмечается главную роль образования и воспитания в жизни иранских народов. Не случайно повествование в «Шахнаме» начинается с посвящения разуму.

Наиболее важными источниками явились труды арабоязычных и таджикскоперсоязычных авторов IX-XII вв., Ибн Хордадбеха3, Масъуди4, а также анонимное произведение «Худуд-ул-олам»5 и др. В них мы находим значительные сведения о политической и социально-экономической истории и культурной жизни. Они имеют особую значимость, так как в них содержаться важные сведения о том, каково было состояние образования и какое количество медресе было в городах Востока в правление того или иного правителя каким было состояние образованности в эпоху развитого средневековья, какие учебные дисциплины и программы, были в медресе.

Безусловно, самым ценным историчеким сочинением по ранним этапам становления и развития традиционной (исламской) системы образования является великий исторический труд Абулфазла Бейхаки « Тарих-и Бейхаки» («История Бейхаки» или «История Масъуда»)6. В труде дана достоверная и объективная характеристика зарождения, становления и фукционирования образовательных центров и заведений. Автор обоснованно подчеркивает, что именно Хорасан и Мавераннахр, Балх, Хутталян, Бухара, Самарканд, Мерв и другие исторические центры области были местом зарождения и становления первых специализированных учебных заведений - медресе. Он сообщает о научных и литературных кругах, учебе и образовании, роли интеллектуальных кругов в социальной и духовной жизни.

В памятнике «Маджмалу-т-таворих вал кисас» речь идет об издании книг со стороны улемов (ученых) Хорасана,а также о проблемах подготовки и обучения студентов в мусульманских учреждениях1.

«География» Хафиза Абру1 2 содержит достаточно ценные сведения о мусульманских традиционных средневековых учебных учреждениях. В историческом источнике «Рахату-с-ал-судур ва аяту-с-сурур» автор дает конкретные сведения о видах мечетей городов Хорасана (Афганистана), а также о важных научных и политических центрах региона3.

Минхадж Сирадж Джузжани в своей работе «Табакати Носири»4 даёт ценные сведения о состоянии медресе периода династии Гуридов (1147-1214гг.). Несмотря на то, что ислам на территории провинции Гур распространился намного позже, оказывается что гуридские правители-мелики построили несколько мечетей в своей столице Фирузкухе и в Бамияне. Джузджани дает сведения о методах преподавания дисциплин в медресе Гура, рассказывает о таких учителях медресе, как Фируз Аджам Мултан, и его о методах преподавания. Автор упоминает о строительстве нескольких медресе в Индии и Хорасане. В Индии, после того, как в 1206 г. Мухаммад Гур завоевал долину Ганга и основал мусульманское государство Делийский султанат, было построено несколько мечетей и медресе. Джузджани дает сведения о домашних медресе, в которых дети получали мусульманское образование, также рассказывает о местных ханаках, в которых преподавали учение суфизма. Ибн Асир отмечает, что в период династии Гуридов улемы открыли для учашихся библиотеку.

Особенности функционирования традиционного образования в Афганистане

Исторические условия оказывают значительное влияние на развитие культуры и особенно образования в Афганистане. Г осподствующей религией был и остается ислам, а ведущей системой просвещения и народного образования долгое время оставалось традиционная, веками сформировавшаяся система воспитания и обучения, которая почти полностью находилась в руках мусульманского духовенства. Роль ислама в Афганистане не менялась на протяжении истории. Ислам являлся и является одним из главных элементов афганской культуры и образования. Исламская культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, которые формировались и развивались под влиянием принципов шариата. Ислам качественно изменил древнее состояние афганской культуры.

Культура народов Афганистана во многом отличается от культур других стран исламского Востока. Афганская культура своеобразна, а причинами ее самобытности выступают этнический, исторический и экономический факторы. Однако влияние ислама в целом определяет мировоззрение и социальные нормы афганского общества.

Ислам с момента распространения в регионе играл и играет роль регулятора поведения людей. Шариат- это не только свод мусульманских правовых норм, но и всеобъемлющая система правил поведения и запретов, охватывающих частные и государственные отношения. Именно с помощью шариата ислам укоренился в повседневной жизни населения, в полиэтническом афганском обществе ислам выполняет регулятивную и коммуникативную функцию, способствуя сплочению мусульманской общины и страны в целом.

По сведениям письменных источников, традиционное образование в Афганистане (Хорасан) в Средние века имело свои особенности, которые до сих пор проявляются во многих провинциях и селениях современного Афганистана.

Например, бачахони от персид. «бача»-мальчик, «хониш» - чтение) - так называемое обучение мальчиков. В провинции Гур оно получило свое распространение с распространением ислама и продолжает своё существование. Дети, в основном мальчики, ходят в местную мечеть, при которой располагается школа, для обучения. Взрослые также при необходимости ходят в мечеть, чтобы научится читать и писать. Обязаности преподавателя выполняет обычно муллаимам, который кроме своих религиозных обязанностей обучает подрастающее и старшее поколение. Помогают ему в этом деле, кроме старших учеников, и слуги. Мулла, кроме занятий в мечети, проводит обучение на дому. Само традиционное образование (суннати) как изучение религиозных наук можно разделить на две ступени в персоязычных провинциях:

1) начальный период (мактаб при мечети или домашнее обучение при посредстве священнослужителя-мулло);

2) высшее религиозное образование (мадорис или дорул-улума).

Традиционные мусульманские школы-мактабы распространены почти повсеместно и, несмотря на активное развитие светского образования, продолжают доминировать в обществе. Функционирование такой системы обучения обычно связано с таким социальным институтом, как мечети. Традиционно мечети выполняют функции не только богослужения, места проведения советов и заседаний, регулятора общества, но и до сих пор остаются центрами обучения и образования. Они распространены во всех города и селах, зачастую на каждой улице и при большинстве из них функционируют традиционные школы, иногда они располагаются в домах местных священнослужителей: мулл, имамов, муфтиев и т. д. Учебные программы установленного образца практически не существуют.

Путешественник середины XIX в. П. И. Пашино, посетив Среднюю Азию и Афганистан, отмечал, что грамотность персидского населения не в пример кочевому населению довольно высока. Мальчиков грамоте учит мулла, девочек - 1 жена муллы. Преподавание в начальных классах - мактабах - ведется на религиозных началах и в основном на персидском языке: «Там преподают богословие, герменевтику и все относящиеся до понимания ислама науки, кроме того, арифметику и домашнюю медицину (по Авицене). География и история оставляются в стороне»1.

Однако, помимо перечисленных достоинств мусульманского образования, в данных школах наряду со знаниями в головы детей вбивается идея о превосходстве ислама над другими религиями и «неуважении к неверным», поэтому, как отмечает Шир Али-хан, основная задача властей - вырвать просвещение из рук мусульманского духовенства, которое играет главную роль не только в духовной, но и во всех отраслях общества1 2.

Еще в конце XIX в. о таких школах дают сведения английский путешественник: «Я часто видел мальчиков в возрасте от 8 до 13 лет, сидевших в мечети в ряд напротив муллы или священника. Их раскрытые книги подпирались крестообразной подставкой, а мальчики, покачиваясь взад и вперед, монотонно читали нараспев все, что они заучивали. Образование большинства их них кажется очень слабым. Они научились читать части некоторых книг и немного писать. У отдельных мальчиков, особенно у тех, кто собирался стать священником или мирзой, образование шло немного дальше. Некоторые из них занимались персидским языком, чтобы уметь хорошо и быстро написать послание; они изучили также кое-что из математики - арифметику и геометрию Эвклида»3.

Другой автор XIX в. М. Элфинстон также отмечает преобладающую роль мусульманского духовенства в образовании среди древних оседлых персоязычных народов Афганистана. Кроме того, он указывает на то, что даже пуштунские муллы все образованны, пользуются безграничным почетом, особенно в сельской местности, где они являются единственными грамотными людьми, преподают на персидском языке в школах и знают большое количество произведений персидских авторов1.

Однако, чтобы читать Коран, дети обучались в школе старому арабскому языку. Видимо, поэтому многие выпускники школ знали наизусть тексты из Корана, но обычно не понимали их смысла1 2. Поскольку среди большого числа людей, читавших по-арабски, мало кто понимал и еще меньше (если вообще они были) говорил на этом языке. Покачивание корпусом становится привычкой на всю жизнь, и очень немногие могут читать что-либо иначе, а их голоса сохраняют поющую интонацию, усвоенную в школе2.

Таким образом, следует отметить, что в рассматриваемое время персидский язык является преимущественной основой реального образования, формирующегося интеллектуального багажа учащихся. Арабский, как язык священного писания, осваивается главным образом внешне формально, имея ограниченное применение в качестве сакрального языка.

Большинство из этих школ не были пригодны для образования и ведения занятий. Детальное описание одной из таких школ начала XX в. имеется у Садриддина Айни. Школа была маленьким помещением, с недостаточным проникновением света и в ней всегда было холодно3. Иногда школы находились не при мечетях, а в специальных помещениях, причем школьные помещения со стороны улицы не имели стен, и прохожие могли спокойно наблюдать за занятиями, которые проводились под руководством мулл. Часто занятия проходили под открытым небом, в садах или при дворе священнослужителя. В таких группах численностью 5-20 человек, которые называются «халка» (по-перс. «кружок»), занятия обычно велись в теплое время года, в зимнее они опять собирались в помещениях. Непослушных и неуспевающих били прутом по пяткам. Такая форма обучения восходит к традиции, берущей свое начало в древности, когда при дворе шахов и богатых вельмож организовывались кружки преподавания наукам под руководством того или иного ученого человека.

Мактабы часто охватывали незначительный процент мальчиков школьного возраста, еще меньшее количество учащихся посещало высшие духовные школы - медресе, которые имелись только в крупных городах. Основное внимание в них уделялось различным богословским дисциплинам, мусульманской философии и литературе. Состоятельные лица обычно посылали своих детей для изучения этих наук в другие мусульманские страны.

Преподавание в мактабах и медресе на всей территории Афганистана в основном велось на персидском языке. Занятия проводились с раннего утра до полудня и затем еще несколько часов после полдня. Труд учителей-мулл оплачивался небольшими взносами родителей в соответствии с их доходами, а также тем, что им отводилось небольшие земельные наделы1.

Мулла для домашного обучение мальчиков назывался мулла или «охунд», а для девочек-«бибиотун». Мальчики обычно учились в мечетях и на дому у охунда. Вмечетях оборудовано специальная комната- хучра («комната»). Домашние школы бибиотун - это специальная хучра, в которой проходило обучение от 40 учащихся, а иногда даже более 100 учащихся девочек. Обычно количество обучаюших в зимний период намного больше, чем в летний период, и, скорее всего, это связано с окончанием полевых работ и более прохладной обстановкой, что и сохраняется до сих пор. Летом дети учатся в мактабах «муаллими», как говорят они, имея в виду современные школы, в зимний период учатся в домашних условиях в медресе. Удобнее всего было проводить занятия зимой - ввиду меньшей трудовой нагрузки населения и наличия свободного времени. В зимний период занятия проводились всего по 2 часа в понедельник,среду или воскресение.Следует отметить, что наставники домашних школ назывались «муллобача», а наставники медресе -«толиббача» или «толиб». Узбекские девочки, которые учатся в домашних бибиотунских школах, называются «мукиз», персоязычние девочки - «муллодухтар»1.

Формирования современной системы образования Афганистане в 1929-1945г

С падением младоафганского режима начинается сложный и противоречивый период политического и социального развития Афганистана. Новый политической режим во главе с Хабибулла Калакони (Бачаи Сакао) включал в себя пестрый кангломерат социальных и политических сил: лидеров восстания (Хабибулла Калакони, его брат Хамидулла, Саид Хусейн) верхушка политической элиты таджиков влиятельных мусульманских богословов и части консервативных деятелей1.

Новому режиму пришлось вести изнурительную войну с могущественными предентами на власть Али Ахмад Хасаном, Аманулла-ханом и Мухаммад-Надир- ханом и серьезной оппозиции других сил.

В таких условиях разработка и реализация какой-либо созидательной и эффективной полемики была проблематичной. И все же Хабибулла-хан Калакони сумел сформировать правительство и отчасти восстановить функционирование местной администрации.

Политический курс был довольно противоречивым: режим отменяя надоемкое по налогам крестьян за прошлые годы и установка справедливых налогов; в то же время долги крупных землевладельцев и чиновников изымались и возвращались в казну. Велась активная борьба с коррупции и несправедливости .

Было восстановлено собрания, куда вошли улама, шейхи, ханы, отдельные представители старой администрации. Был создан высший совещательный орган -"Шура-йи исламийа"(Исламский совет)

Режим в соответствии с политической идеологией закрывал школы для девушек, некоторые другие школы продолжали свою деятельность Лицееи "Амония", "Амани" и "Гази"и некоторых школ временно прекращали свою работу которые продолжали функционировать, программы были существенно скорректированы (из нее изымались некоторые современные дисциплины и иностранные языки). Но в условиях глубокого политического кризиса и недостатков финансовых средств их деятельность была фактически парализована.

Новая молодая система просвещения оказались в состояние застоя и частичной деградации.

Свержение режима Хабибулла Калакони и приход к власти Мухаммад Надир-шаха (1929-1933 гг.) в начале серьезно не изменили социальные и политическая условия: сформировав правительство из своих ближайших родственников и влиятельных деятелей рода Мухаммадзаев. Мухаммад Надир- шах направил все свои усилий на управления своей власти и господство своего клана. Он потопил в крови крестьняские движения таджиков и жестоко расправился со своими оппонентами и деятелями младоафганского режима и установил жесткий политический режим.

В провозглашенной 16 ноября 1929 г. специальной Декларации М. Надир- шах особо подчеркнул принципы своего политического курса. В этой связи он уделил особое внимание сплочению верхушки пуштунов и противников реформ Аманулла-хана.

Самой важное внимание уделялось вопросам религии и поддержки мусульманских богословов. Были оставлены без изменения восстановление и расширение режимом Бачаи Сако права и привилегии богословов, которые получили возможность влиять на решение важных государственных вопросов через Совет улемов, созданный в рамках структуры Министерства юстиции. Все положения гражданского и уголовного кодекса были приведены в соответствии нормам шариатского права. Женщинам вновь вменялось носить чадру, были закрыты женские школы и возрождена полигамия.

В Декларации и в последующее выступлениях М. Надир-шах коснулся вопроса реформ и преобразований. Вскоре после прихода к власти он сказал: «Я выступаю за определенный прогресс и культурные реформы западного толка, но я хотел бы проводить реформы не такими быстрыми темпами, как Аманулла»1. Как и других деятелей консервативного направления, он считая возможным проведения отдельных умеренных реформ на основ абсолютной властей1 2.

Однако он, по сути был против широких и прогрессивных реформ и маскировал свою позицию необходимости "разумных", "продуманных" созвучных ценностям реформ. Но вместе с тем, Надир-шах наладил сотрудничество с кругами, выступавшими против реформ Амануллы-хана: король постоянно заявлял о приверженности исламу, в правительство были введены консервативные деятели, отменены все предыдущие реформы, касавшиеся положения женщин, в том числе были закрыты все женские школы, афганские девушки, находившиеся на учебе за границей были отозваны в страну.

Надир-шах считал наиболее важными восстановление внутренней стабильности и неуклонный постепенный прогресс на её основе. Достижению этих целей должны были способствовать следующие меры. В крупных городах были сформированы Советы по примирению и прогрессу, которые должны были готовить население к будущим прогрессивным реформам и обеспечивать согласие на принимаемые правительством меры. В 1931 г. была провозглашена новая Конституция Афганистана, ст. 20-22 которой были непосредственно посвящены вопросам образования. Начальное образование объявлялось обязательным, снимались ограничения на преподавание богословия, введенные Амануллой в целях ослабления влияния мусульманского духовенства в сфере образования. Статья 21 запрещала иностранцам открывать школы или руководить ими в Афганистане, за исключением педагогов, нанятых правительством. Над системой образования устанавливался жесткими государственный контроль. Рассмотрим виды школ в системе образования, в страны в 1929-1933гг.

По мере стабилизации ситуации и усиленнии авторитарной власти вопросы образования выдвинулась в плоскости реальной политики.

В 1933-1934гг. в правительственных кругах было проведено широкое обсуждение вопросов организации образования. Важнейшими среди них были вопросы выстраивания системы общего школьного образования и языка, на котором должно проводиться обучение. По первому вопросу было принято решение, что система просвещения должна состоять из следующих ступеней: начальное образование, неполное среднее и среднее; срок обучения на каждой из них устанавливался в 4 года1. Далее следовало дипломированное (высшее) образование.

Вопрос о языке преподавания был более сложен и требовал поэтапного и осторожного решения, так как затрагивал основы существования народов Афганистана. В 1930-х гг. наблюдается повышение роли пуштунов племен в общественной жизни страны, что приводит к относительному распространению языка пушту. По замыслу политиков и идеологов режима язык пушту, должен он должен стать наряду с фарси и быть обязательным языком обучения в стране. Более того в рамках шовинистической стратегии они хотели утвердить язык пушту административным государственным языком страны. В 1931 г. писатели и ученые организовали литературное общество, издававшее ежегодник «Салнамайи Кабул» и литературно-общественный журнал «Кабул», на страницах которых освещались вопросы истории языка и литературы Афганистана. Большую роль в пропаганде языка и литературы пушту сыграло Литературное общество Кандагара, основанное в 1933 г. Оно выпускало на афганском языке журнал «Пашто». В нем, в разделе «Учитель пушту» в виде отдельных уроков размещались материалы для изучающих афганский язык. Важнейшую роль в унификации и развитии афганского литературного языка играла Афганская академия («Пушту толына») - филологическое общество, созданное на базе слияния Кабульского и Кандагарского литературных обществ. Академия развернула активную деятельность по распространению грамматики и учебников языка пушту, она переводила на пушту различные пособия, занималась подготовкой преподавателей афганского языка и издавала в учебных целях газету «Зерай». К 1938 г. Академия имела три секции: 1) языка, сочинений и переводов, 2) истории, 3) корректуры и контроля.

Развитие системы образования в Афганистане в 1964-1978 гг

Новый этап общественного политического развития и эволюции системы образования в Афганистане связан с правительство и принятие новой Конститутции 1964 года. 10 марта 1963 г. кабинет Мухаммада Дауда ушел в отставку, новое правительство было сформировано Мухаммадом Юсуфом, занимавшим в прежнем кабинете пост министра горных дел и промышленности. Новое правительство, придерживаясь разработанной в предшествующие годы программы развития экономики, подтвердило намерение осуществить второй пятилетний план. Правительство Мухаммада Юсуфа приступило к подготовке ряда реформ и объявило о намерении внести изменения в систему государственного управления, пересмотреть действующую с 1931 г. конституцию «в соответствии с требованиями современности»1. В результате работы правительственной комиссии был подготовлен проект новой конституции, утвержденный в сентябре 1964 г. Лояй Джиргой, а в октябре того же года - шахом.

Шах, по словам последнего министра информации и культуры в период его правления, во время открытия Лойя Джирги 9 сентября 1964 г. утверждал, что «он и его династия с тех времен, когда его отец в 1929 г. взял в свои руки бразды правления в Афганистане, смогли открыть путь передачи власти народу. По его словам, теперь, принимая во внимание передовые взгляды и ход развития страны, наступило время, чтобы восстановить и развивать шахский конституционный строй, который основал его отец, и государственные дела (которые, по мнению шаха, из-за вынужденной необходимости и согласно доверию народа, управлялась членами его фамилии) надо отделить от правящий династии, чтобы таким образом в стране установилась одна из основ демократии»1 2.

Назначенный премьер-министр 13 марта 1963 г. представил членов своего кабинета и начался новый период царствования Мухаммада Захир-шаха. Этот период, который продолжался десять лет, в течение которого сменилось пять премьер-министров, которые не были членами королевской династии, вошел в историю под названием «декада десятилетие демократии». В это время, помимо других направлений деятельности, основные преобразования, безусловно, были направлены на дальнейшее развитие образования и расширение просвещения.

Как уже отмечалось несмотря на важные результаты до начало 60-х годов ХХ в система образования серьезно отставало от потребностей народов страны, тем не менее, к этому времени в стране выросло поколение образованных специалистов, просветителей, которые в дальнейшем в качестве избранников общества принимали активное участие в работе государственных органах управления и учреждениях страны. Король Мухаммад Захир-шах, который скончался в августе 2007 г., указывал на роль и ценил вклад образованных людей в модернизацию страны: «Не только в нашу эпоху, но и во все времена и при всех правителях Афганистана, и в особенности в этот последний период правления, стремились каким-либо образом создавать демократию. Безусловно, обстановка в стране не давала возможности, чтобы их мечты и сердечные вожделения исполнились до тех пор, когда не наступило подходящее время. В наше время вернулись на Родину некоторые молодые образованные люди, получившие высшее образование, и они смогли продвигать эти мечты и вожделения, и таким образом мы приступили к подготовке и составлению нового Основного Закона и вступили на демократический путь, в то время как распалась третья сила и все это, по моему мнению, было верным шагом»1. Многие из этих избранных и лучших лиц, которые были воспитаны в Афганистане, приступили к составлению нового Основного Закона, в котором, среди прочего, так реформировали управление делом просвещения, что это послужило основой для расширения и популяризации просвещения в стране.

Безусловно, шаг Мухаммада Захир-шаха, передавшего государственные и руководящие посты людям, не входящими в правящую династию, ни к роду Мухаммадзаев, был очень значимым событием в политическом развитии Афганистана. Если бы шах и в дальнейшем с таким глубоким пониманием и открытостью в деле обеспечения политической и социальной справедливости предпринял последующие шаги, если бы нормальное развитие этого процесса не было нарушеногосударственными переворотами сначала Мухаммада Дауда, а затем Народно-Демократической партии, то сегодня Афганистан на Азиатском континенте был бы одним из самых стабильных государств, построенных на демократической и социальной основе. Если бы шах одобрил закон о политических партиях, открылся бы путь к формированию и укреплению цивилизованных органов власти, а независимость тройственной силы раскрылась бы в полном смысле слова. Если бы специфика конституционной системы правления соблюдалась шахом и его семейством, тогда Афганистан мог бы прочно укрепиться в направлении развития справедливого общества. В совокупности эти факторы стали бы гарантами стабильности, формирования доверия и национального единства в афганском обществе.

Далеко не весь потенциал развития, существовавший во время декады демократии, был реализован. Но в любом случае этот период в современной истории Афганистана считается важнейшим. Несмотря на забастовки и демонстрации, проводившиеся различными политическими течениями, участие в них работников системы образования(особенно в столице), просвещение бурно развивалось. Однако именно этот период не получал специального внимания историков. Рост просвещения в десятилетие демократии, различных его аспектов, точек зрения на происходившие процессы требует подробного изучения, что и является одной из задач данной работы.

Доктор Мухаммад Юсуф, новый премьер-министр страны, 28 марта 1963 г. объявил о создании комиссии по подготовке проекта Основного Закона в составе 8 человек во главе с министром юстиции Саидом Шамсуддином Маджрухом. Разработка проекта продолжалась около года. 1 октября 1964 г. Основной Закон, ратифицированный Лойя Джиргой и утвержденный королем, вступил в силу. Новый Основной Закон в сравнении как с прежними актами, так и с принятыми позже,считается самым демократичным. За всю историю Афганистана именно этот документ предоставил наибольшие возможности для развития демократических прав и свобод, в том числе для реализации права на образование.

В ст. 21 Основного Закона, посвященной вопросам просвещения, говорится: «Образование - право всех граждан Афганистана и обеспечивается бесплатно со стороны государства и граждан Афганистана. Цель государства в этой области заключается в том, чтобы достичь такого этапа, на котором для всех граждан Афганистана были бы созданы благоприятные условия для получения образования в соответствии с предписаниями Закона. Государство обязано разработать и осуществить эффективную программу для гармоничного распространения просвещения по всему Афганистану.

Руководство и контроль за образованием является обязанностью государства.

Начальное образование для всех детей тех районов, где государством созданы условия для его получения, является обязательным.

Создание и управление высшими и общими учебными заведениями является исключительным правом и обязанностью государства. Вне этого подданные Афганистана имеют право организовывать специальные школы и школы по ликвидации неграмотности. Условия создания, программа обучения и условия обучения в таких школах определяются Законом.

Правительство в соответствии с предписанием Закона может разрешить иностранным подданным создание частных школ. Этими школами могут пользоваться только иностранные граждане»1.

Обязательность обучения в начальной школе для мальчиков и девочек с 7 до 14 лет, создание и соблюдение основ равноправия и сбалансированности развития просвещения в стране являются важнейшимипринципами, закрепленными в новом Основном Законе. После утверждения нового Основного Закона был принят Закон о просвещении, на основе которого в дальнейшем формировалась политика страны в области образования. Закон о просвещении с точки зрения содержания и внешней формы был самым актуальным законом того времени в области образования, подготовившим благоприятную идейную и организационную основу для развития обучения и воспитания на принципах Основного Закона.

В 1964 г., когда новый Основной Закон был составлен и принят, делегация специалистов ЮНЕСКО в очередной раз изучила состояние образования в Афганистане и предложила долгосрочную программу его развития. В отчете миссии отмечалось, что охват детей начальным образованием составляет от 37 до 50 %, в то время как Конференция ЮНЕСКО, состоявшаяся в г. Карачи в 1960 г., рекомендовала азиатским странам-членам организации до 1980 г. создать необходимые условия для обязательногосемилетнего обучения всех детей на уровне не ниже начального образования. Позже, в 1962 г. на Токийской конференции ЮНЕСКО эта задача была пересмотрена, так как некоторые страны, в том числе Афганистан, реализацию решений1960 г. считали невыполнимой. Работа миссии ЮНЕСКО 1964 г. в стране подтвердила эту позицию. В результате, вопреки требованиям Основного Закона, на протяжении 1960-1970-х гг. только в среднем 36 % детей могли посещать начальную школу.

Недостаточность общих показателей развития системы образования не должна заслонять устойчивую положительную динамику, которую система стабильно демонстрировала на протяжении рассматриваемого десятилетия. Как говорилось в докладе Министерства образования Афганистана за 1967 г., к концу последнего года второго пятилетнего плана развития общее количество школьников на начальном этапе обучения достигла 444 240человек, из которых 39,9 % учились в пуштуноязычных школах и 60,1 % - в фарсиязычных. Доля девочек в общем массиве учащихся составляла 14,1 %; при этом в пуштуноязычных школах девочки составляли 5,3 % от всех учащихся, а в фарсиязычных - 20 % .