Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историософская и социально-политическая мысль Адама Фергюсона. Шотландское просвещение (40-60-е гг. XVIII в. ) Ренев, Евгений Геннадьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ренев, Евгений Геннадьевич. Историософская и социально-политическая мысль Адама Фергюсона. Шотландское просвещение (40-60-е гг. XVIII в. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т всеобщей истории.- Москва, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-12/821-1

Введение к работе

Актуальность исследования. Теоретическое наследие Адама Фергвсона, одного из крупнейших мыслителей ХУШ века, до сих пор остается вне внимания советской историографии.Тогда как его идеи оказали значительное влияние не только на развитие исторической и социально-политической мысли Просвещения, но и стали концептуальной основой для теоретических построений многих исследователей последующих поколений. Так, его философия истории, будучи квинтэссенцией исторической мысли исторической школы Шотландского Просвещения, была полностью рецепцирована Э.Берном /cм. /, а ее основные положения в снятом виде воспроизводились в сочинениях французских историков эпохи Реставрации, Гегеля, Л.Г.Моргана и 4.Энгельса (особенно в "Происхождении семьи, частной собственности и государства") и др.; Фергвсона, вкупе с другими "философствующими историками" Просвещения Шотландии, считав! многие современные зарубежвые историки и философы (как марксисты, так и немарксисты) "идейный предшественником исторического материализма" /gg : 92/. Необычайно велико значение социальной мысли этого просветителя, особенно его анализ "пагубных для общества" последствий общественного разделения труда в современном ему обществе (выводы которого не раз и с одобрением цитировались К.Марксом), который положил основание целому направлению общественной мысли -от анализа положения частичного работника капиталистического общества и разработки проблемы "отчуждение1 в марксизме до концепции "одномерного человека" Г.Маркузе.

Исходя из этого, эта тема представляется важной и актуальной для современной историографии.

Главной целью диссертации является исследование историософской и социально-политической мысли Адама Фергюсона. Общее состояние историографии этой темы, как и уровень ис-следованности Шотландского Просвещения в целой предполагает решение следующих основных задач:

- анализ того социально-политического, экономического и идейного субстрата, в котором выросли теоретические

воззрения Фергюсона, в частности и Шотландского Просвещения в целок;

рассмотрение основных черт Шотландского Просвещения и его исторической школы, типологизация этого интеллектуального движения через исследование его истоков и генезиса;

исследование исторической теории Фергюсона, его методологических положений в этой области знания, выделение им главных оснований движения истории;

анализ фергвсоновской теории исторического прогресса, его закономерностей, главных этапов и их детерминант;

исследование концепции цивилизации этого ученого;

анализ социально-политических воззрений Фергюсона, интерпретация их через сопряжение с исторической конкретикой Шотландии и Великобритании того периода;

вывод о вкладе этого исследователя в развитие исторической и социально-политической мысли.

Научная новизна работы. Данная диссертация представляет собой первое в советской исторической науке исследование философско-исгорической и социально-политической мысли видного шотландского просветителя. Сам методологический подход работы - разработка главной тема исследования в сопряжении и через анализ исторической и идейной конкретики, в раыках которой она возникла и развивалась, в значительной степени нов и для зарубежной историографии этой проблемы, в подобном ракурсе ее еще не рассматривавшей.

Практическая значимость. Цатериалы раооты могут быть использованы в нурсах лекций по новой истории и истории политических учений, а также для дальнейшего исследования 4'Илософско-исторической и социально-политической мысли Просвещения.

Источники. В основу работы легло четыре группы источников. Первая из них - сочинения самого Фергюсона, в которой также можно выделить две группы: первая - это его известные работы, такие как "Очерк истории гражданского общества" (1767), "институты моральной философии" (1768),

"Основание моральной и политической науки" (1792); вторая - малоизвестные его сочинения, многие из которых совсем недавно введены в научный оборот: памфлеты "Размышления перед установлением милиции" (1756), "История судебных расследований по делу Маргарет и др." (1761) и др., которые в настоящей работе впервые вводятся в оборот отечественной историографии.

Вторая группа - переписка Фергюсона с Юмом, А.Смитом и др., опубликованная в изданиях их эпистолярного наследия.

Третья группа - сочинения мыслителей Шотландского Просвещения: Кеймса, Юма, Робертсона, монбоддо и др.

Четвертая группа - авторы, с кем полемизировало или чьи идеи развивало Просвещение Шотландии, - Руссо, Гельвеций, Гольбах, Декорт и др.

Историография. Историография темы весьма обширна и вклочает в себя работы историков, философов, социологов, этнологов, экономистов и политологов, зачастую противоположных направлений. В ее развитии мояио выделить два этапа. Первый - со второй половины ХУШ в. до начала XX столетия, период вхождения фергпсоновских идей в интеллектуальный арсенал многих исследователей, часто - опосредованно; само исследование его историософской и социально-политической мысли в этот период бьшо частичным, направленным только на отдельные ее элементы. Зачинателем историографии гены можно считать Э.Берка, противопоставившего эмпиризм фергюсоновской методологии "картезианству" французских просветителей / 26 :27 /, Выводы Берка развивались В.Кузеном, противопоставлявшим фергюсоновский историзм гоббсовским априорно-рационалистическим построениям /з4, I: 329 /. С большим уважением писали о Фергюсоне Сек-Си-мон, О.Тьерри, Дж.Ст.Милль, ОДонт, не раз цитировавшие его анализ положительного влияния развития индустрии на человеческую природу /см.:29: Ш; 47, I*- 36,41/ или его выводы о непереносимости на любой народ "изменений , которые в нем не развились спонтанно" / зЗі П: ч-57/.П.Іа-нэ, А.Бюэ обращали внимание на то, что существование об-

щества в концепции этого шотландского просветителя связано с инстинктивной стороной человеческой природи / 37 >П: 565-567; 5С» 321-324/, а Ч.Еллинек указывал_на первичность в ней оощества перед государством / ЗС :132-153/ К.Маркс не раз с одобрением воспроизводил фергюсоновский анализ "раздробления человека" в "коммерческом обществе" (к примеру, в "Нищете философии", 1 :134, 375 и "Капитале", 2' 277.375/, а Ф.Энгельс связывал происхождение понятия "biirgerliche Geaellschaft" с "civil society" "Очерка истории..." / 5 :243-244/. Впервые фергюсоновская теория общественного прогресса была проанализирована в диссертации русского исследователя И.В.Лучицкого, указавшего на объективную законосообразность его у Фергюсона и_.противопоставившего его в этом Локку, Вольтеру и др. / 27,1869, te I: 2-Ю/.

С начала XX в. начинается второй этап изучения теоретического наследия А.Фергюсона, отличающийся от первого более глубоким и более комплексным подходом. Этической теории этого шотландского просветителя посвящено исследование У.Канеко / 39 /, его теории общества и государства,анализу взаимосвязи индивидуального и общественного - статьи Т.Буддеберга, В.Зомбарта и др., исторической и этнотеоре-тической мысли - Ф.Ыайнеке и Л.Гумпуловича. Из всех работ этого периода особенно выделяются две, оказавшие (правда, совершенно противоположное) влияние на последующее "фергю-соноведение". Первая - книга Г.Хутэ "Понимание социального и индивидуального в ХШ веке, главным образом в исследовании общества и государства у А.Смита и А.Фергюсона" (1907); именно с этого произведения, вобравшего в себя весь предыдущий анализ фергвеонавского наследия и анализирующего истоки и влияние его мысли, начинается по-настоящему новый этап фергюсоноведения. Эта работа стала серьезным основанием для всех самых лучших исследовании, за ней воспоследовавших.

Противоположное значение имела статья А.Онкена "Адам Смит и Адам Фергюсон" (1909), автор которой, исходя из собственных пристрастий и стремясь "уличить в невежестве"

Маркса, "доказывал" фергюсоновский плагиат идеи разделения труда у А.Смита /43/. Удивительно, но это обвинение, полностью опровергаемое как анализом размышлений обоих Адамов на эту тему, так и введением в оборот новых научных данных, до сих пор воспроизводится в ряде даже самых капитальных монографий о вергюсоне /см., напр., 40 *. 119; 4В; 74/.

В исследованиях 30-40-х гг., среди которых особенно выделялась монография У.Лемана, социальная теория А.Фергю-сона была уже в целой хорошо представлена (хотя и оставался целый ряд проблем - цикличности развития, толкования отдельных этапов истории и др., по которым дискуссия продолжалась). Именно с этого периода начинаются серьезные теоретические споры вокруг политической мысли этого шотландца. При этой выпукло выделяется два подхода - исследователей марксистского и немарксистского направлений. Для обоих из них зачастую характерно толкование политической мысли Фер-гюсона из самой себя. Исследователи-марксисты часто видят в ней провозвестника теории классовой борьбы / 44 :92;2S : 169; 48 :177-178/, не находившего в "Современной ему_лейст-ьительности условий для революционного действия" / 48:301/. Исследователи другой линии считают его консервативном "защитником политического статус кво" / 41:214-215; 40:160, 139, 184 и др.), накладывая его отновение к тем или иным политическим событиям на анализ проблей современного ему общества, посредством чего острота этого анализа снимается. h при том и при другом подходе мысль Фергюсона берется вне анализа экономической, исторической, социально-политической конкретики, которая ее окружала. С чем связан и. существующий главный методологический пробел современной историографии - отсутствие должного сопряжения между исследованием исторической действительности и самой фергюсоновской мыслью,в ней выросшей, с ней связанной и на нее, в первую очередь, направленной.

В современной отечественной историографии внимание, уделяемое как Фергюсону, так и Шотландскому Просвещению, весьма незначительно. Пока в ней остается тактически не

- б -

поставлены большинство проблем, анализируемых зарубежными исследователями. Да и само количество работ по этой теме весьма мало. Среди этого немного (статьи М.Потанина, В.Аникина, диссертации И.Абрамовой), пожалуй, особо можно выделить работы Ю.Е.Лебедева, в которых предпринята попытка анализа мыслей Фергюсона в контексте шотландской исторической школы и противопоставляется тео_р_ия истории Шотландского и Французского Просвещения /26 ; 2i/.

Именно общее состояние современной историографии темы предопределило и главные задачи и методологический подход предлагаемой работы: проведение главной линии исследования через анализ политического, социально-экономического и идейного субстрата, в котором выросли фергюсоновские теоретические построения.