Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Новиков Александр Сергеевич

Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века
<
Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новиков Александр Сергеевич. Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Новиков Александр Сергеевич; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Калининград, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/644

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение ятвяжской проблемы 32

1. Ятвягия: территория и население

2.Ятвяги и соседние государства в Х-XII вв 41

З. Ятвягия и её соседи в первой половине XIII в 48

Глава II. Соперничество за ятвяжские земли в 50 - 60 - е гг. XIII в 69

Глава III. Завершающий этап притязаний на Ятвягию 135

Заключение 150

Примечания 162

Список сокращений 187

Приложение I. Карта. Ятвяжские земли в XIII в 188

Список использованных источников и литературы 189

Введение к работе

Ятвягия являлась одной из древнейших балтских территорий Юго -Восочной Прибалтики. На протяжении нескольких веков земли ятвяжских племён являлись объектом притязаний соседних с ними государственных образований. Очень скоро эти притязания приобрели постоянный характер и превратились в международную проблему. Ее возникновение следует отнести к X в., когда на границах Ятвягии появились польское и русское государства, и их князья стали проявлять устойчивый интерес к ятвяжским землям. Вплоть до начала XIII в. эта проблема имела скорее локальный характер. Однако когда к прежним участникам присоединились возглавивший экспансию на землю балтов западноевропейских суверенов Тевтонский орден и переросшая из конфедерации племенных объединений в раннегосударственное образование Литва, притязания на ятвяжские земли обострились и достигла своего завершения. Их итогом стало исчезновение Ятвягии как объекта международных отношений и раздел ее территорий между соседними государственными образованиями.

Актуальность темы исследования. В XIII в. получили своё логическое завершение притязания на земли прусских и ятвяжских племён со стороны их соседей, в результате которых они вошли в состав двух возникших здесь государственных образований — Тевтонского ордена, основу которого они и составили, а также Литовского государства. Существенным элементом международных отношений данного периода оказалась проблема, связанная с землями, населёнными племенными группировками ятвягов. Частный (на общем фоне покорения прусских земель) вопрос о ятвяжских землях оказался своеобразным «оселком», на котором отчётливо проявились противоречия как в подходах различных сторон к её решению («покорение» или «обращение»), так и соперничество за политическое доминирование в Юго - Восточной Прибалтике в целом. Более того, вопрос о ятвяжских землях оказал непосредственное влияние на политическую картину Восточной Европы. Инициированная папством «проповедь креста» против

4 племён Юго - Восточной Прибалтики в середине 50-х гг. XIII в. впервые донесла этноним ятвягов до широких масс европейского населения. В итоге идея вооружённого паломничества в Пруссию стала восприниматься через призму борьбы в том числе с ятвягами, становясь символом борьбы с «язычеством» как таковым. Именно с землями ятвягов и галиндов оказались связана реализация культивировавшейся при дворе чешского короля Отакара крестоносной идеологии. Тогда же, в ходе завоевания прусских и ятвяжских земель, были заложены основы региональной политической системы, во многом определившей ход развития как орденского государства в Пруссии, так и соседних государств на несколько веков вперёд.

Таким образом, комплексное изучение политической истории ятвяжских земель позволяет определить их значение в контексте политической истории Юго - Восточной Прибалтики и Восточной Европы XIII в.

Объектом данного исследования является Ятвягия, то есть территория, населённая ятвяжскими племенами в X — XIII вв. Следует отметить, что ятвяги, в отличие от их соседей, находились на догосударственной стадии развития и не могли проводить консолидированной политики. В результате Ятвягия стала объектом воздействия со стороны её соседей и потому не может рассматриваться в качестве субъекта международных отношений. Соответственно предметом исследования является внешняя политика государственных образований, заявлявших притязания на ятвяжские земли, которая стала одним из основных факторов международных отношений не только в регионе Юго — Восточной Прибалтики, но в определённой степени в Европе в целом. Она оказала непосредственное влияние на формирование границ всех соседних с Ятвягией государственных образований.

Цель работы состоит в определении места и роли Ятвягии во внешней политике государств Восточной Европы в XIII в.

В рамках поставленной цели задачами диссертации являются:

выяснить причины интереса к Ятвягии соседних государств;

определить пути решения ятвяжской проблемы, которые предлагались дипломатией сторон — участников и выяснить, какие факторы влияли на изменение их подходов;

- рассмотреть военную и дипломатическую деятельность сторон -участников вопроса, объяснить причины роста и падения их активности в различное время.

Методологическая основа диссертационной работы. В данном исследовании использовались как общенаучные методы (анализ, синтез), так и методы, применяемые непосредственно при изучении международных отношений. Это прежде всего элементы системного подхода, в соответствии с которым государства, взаимно влияя друг на друга, образуют особую систему. При этом внешнеполитическая функция служит целям функции внутриполитической, создавая условия для её реализации. Так, направленная на балтские земли внешняя экспансия соседних с ними государств должна была обеспечить их стабильное внутреннее развитие. В силу общности политических проблем прусские земли с прилегающими к ним государственными образованиями могут рассматриваться в качестве подсистемы межгосударственных отношений как отдельный политический регион. С одной стороны, он сопряжён с географическим регионом Юго -Восточной Прибалтики, но в то же время именно в силу общности политических проблем выходит за его границы.

Внешней средой для региональной подсистемы межгосударственных отношений является система межгосударственных отношений Восточной Европы изучаемого периода, включавшая в себя как государственные (Чехия, Венгрия, государства немецких земель), так и надгосударственные (Священная Римская империя, римская курия) образования. Соответственно в рамках данной диссертации связанная с ятвяжскими землями проблема рассматривается как один из компонентов существовавшей в то время системы европейских международных отношений, определявший расстановку сил не только внутри региона, но в определённые моменты оказывавший прямое воздействие на межгосударственные отношения Восточной Европы в целом.

Кроме системного подхода использовался и традиционный сравнительно - исторический подход, в рамках которого проводился анализ причин,

заставлявших различные политические силы в разное время использовать «ятвяжскуга карту» в своей внешнеполитической деятельности.

В качестве хронологических рамок работы принимаются начало XIII в. и 1283 г. Следует отметить, что вплоть до настоящего времени вопрос о хронологии ятвяжской истории не ставился вообще. А. П. Непокупный предложил разделить историю Ятвягии на три периода: «долетописный (до X в.), летописный (X - XIII вв.) и полетописный (с XIV в.), каждый из которых (за исключением первого) располагает своим кругом источников». Однако периодизация, использующая в качестве критерия источниковую базу, не учитывает специфики развития политических отношений, и потому не может быть принята для изучения политической истории. Земли ятвягов привлекали внимание их соседей уже в X в. Однако на протяжении X - XII вв. попытки подчинить их были связаны с политикой лишь двух государственных образований — Польши и Руси, и носили скорее спорадический характер. Лишь XIII в. стал переломным в истории балтских племён Юго - Восточной Прибалтики - как для пруссов, так и для разделивших их судьбу ятвягов. На этот раз они подверглись систематической экспансии (отчасти скоординированной) не только польских и русских князей, но и принципиально новых для данного региона субъектов политической жизни — Тевтонского ордена, а также этнически балтского государственного образования - Литвы, стремившихся включить их в сферу своего влияния. В результате местные племенные группировки лишились своей независимости и были инкорпорированы в соседние им государственные образования. Для русских и польских князей это было логическим продолжением той политической линии, которую они пытались проводить ещё в X - XII вв. Поэтому в качестве нижней хронологической границы изучаемого периода принимается начало XIII в., что позволяет проследить предпосылки возникновения изучаемой в данной работе политической ситуации. В качестве конечной даты принимается 1283 г., когда ятвяжский нобиль Скурдо, не желая покоряться Ордену, ушёл в Литву. Согласно «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга, этим было завершено покорение не только Ятвягии, но и всех прусских земель,

7 поэтому данная дата принимается современной историографией в качестве даты ликвидации прусской независимости в целом.

Структура работы. Настоящая диссертация строится по тематико -хронологическому принципу и состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы и приложения. Во введении дается обзор источников и литературы, определяются цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются вопросы этнической истории и исторической географии, связанные с темой работы, выясняются причины интереса к Ятвягии ее соседей, даётся краткая характеристика политического взаимодействия ятвягов с их соседями в X - XII вв., переходящая в рассмотрение начала соперничества за раздел ятвяжских земель. Вторая глава посвящена анализу проблем главного этапа притязаний на Ятвягию, когда они приобрели наибольшую остроту. В третьей главе рассматривается заключительный этап раздела ятвяжских земель, а также исторические судьбы ятвяжского этноса. В заключении подводятся итоги и суммируются выводы, сделанные в ходе изучения темы. К работе прилагается список использованных источников и литературы. Приложением к работе служит карта, отображающая этнополитическую структуру ятвяжских земель XIII в.

Ятвягия: территория и население

Прежде чем перейти к изучению политической истории Ятвягии в XIII в., следует дать представление о самой Ятвягии и ее взаимоотношениях с соседями.

Ятвяги - одна из древнейших племенных группировок юго-восточной Прибалтики, впервые упоминаемая во II в. н. э. Клавдием Птолемеем как «судины» (Еоибілюі).109 При указании тождества этнонимов «судавы» и «ятвяги» обычно ссылаются на договор, заключённый в январе 1420 г. при посредничестве германского императора Сигизмунда между Орденом и польско - литовским государством. В качестве своей составной части он содержит орденский документ 1343 г., упоминающий о «земле, называемой Судовией или Ятвягией (terram vocatam Suderlant alias Jetuen)». В другом письме Сигизмунда к великому магистру 1421 г. имеется фраза «земля Судавия и Ятвягия, что есть одно и тоже (terra Sudorum et Jacuitarum, quod idem est)».110 Согласно приводимой С. Грунау легенде, Судовия получила свое название по имени третьего сына Вайдевута Судо, получившего эту землю при разделе владений отца.111

В настоящее время существуют два подхода к объяснению исходной формы названия ятвягов. Согласно трактовке Е. Налепа, оно связано с протекавшей по древнейщей ятвяжской территории р. Ганча (в исходной форме *Antia). Производный от гидронима этноним реконструируется как *Ant-iv-ing-as. Другой подход, принимаемый большинством лингвистов, связывает название ятвягов с условно реконструируемым гидронимом *J6tva. На сегодняшний день этот вопрос нельзя считать однозначно решённым.112

На севере и северо - западе Ятвягия граничила с Надровией, на западе с Бартой и Галиндией. Ещё И. Фойгт предположил, что границей Ятвягии и Надровий являлась р. Писса, что соответствует современным данным. Согласно источникам, именно в Надровий находилось святилище Ромове, имевшее характер общебалтского (не только прусского, но и литовского) священного центра.114 Хотя подобные святилища имелись и в других прусских землях, можно предположить, что выделение надровского Ромове связано с тем, что оно было одним из наиболее значимых священных мест. Его локализация до сих пор дискуссионна,115 но сам факт наличия подобного святилища, которое могло быть местом проведения общебалтских племенных собраний, мог способствовать консолидации сил, прежде всего надровов и ятвягов.

Ятвяжские племена были известны соседям под разными именами. Земли племени ятвягов в узком смысле находились в низовьях р. Чёрная Ганча. Этноним «Судовия» использовался братьями Ордена. Под ней они понимали всю Ятвягию в широком смысле, распространяя на всю этническую группировку название её северной части, с которой непосредственно контактировали. Возможно, что обычай называть данное ятвяжское племя «судовами» они приняли от пруссов, прежде всего надровов. Северной границей между ятвягами в узком смысле и судовами была граница Сувалок - от Роминской пущи до болот и лесного массива над р. Кирсна. Условной границей между судавами и литовцами можно считать обширные ещё и сегодня лесные массивы. Вряд ли граница ятвяжских земель в широком смысле простиралась вплоть до Немана; к ним уверенно можно отнести лишь земли в нижнем течении р. Шешупе.

Литовцы знали эту племенную группировку под именем «Дейнова». Это было одно из ятвяжских племён, район которого непосредственно примыкал к литовским землям и закрывал от литовцев ятвягов в узком смысле. Границей этнически литовских земель здесь можно считать р. Неман.116 Вероятно, каменные курганы на правом берегу Немана, севернее р. Мяркис, оставило одно из ятвяжских племён, которое по своей культуре было наиболее близким к литовцам. Его дальнейшая судьба не вполне ясна. Вероятно, в VIII - IX вв. оно слилось с литовцами или переселилось в южное Занеманье.117

Топоним «Полексия», появившийся в источниках XIII в., обозначал область по р. Элк, левом притоке р. Бебжа. Здесь находилась ятвяжская племенная группировка поллексиан (полешан). Пограничной зоной с запада являлся комплекс (с примыкающими к ним пущами) Великих Мазурских озёр (Мамры - Негоцин - Снярдны). Аналогичной зоной с северо - запада были Борецкая и Роминтенская. пущи, частично сохранившиеся и до наших дней. Севернее находились земли надровов, а северо - восточнее -ятвяжские земли в узком смысле. Широкую пограничную зону с востока составляли густые леса, остатки которых сохранились в виде Августовской пущи, а с юга - так называемые «ятвяжские болота», и ныне заполняющие долину р. Бебжа. С юга - запада Полексия граничила с Мазовией. В середине XIII в. граница должна была проходить вблизи притока Бебжи р. Виса.

Соперничество за ятвяжские земли в 50 - 60 - е гг. XIII в

В начале 50-х гг. вопрос о Ятвягии оказался тесно увязан с русско — литовскими отношениями. В конце 1248 г. Миндовг предпринял решительный шаг по укреплению своего положения, захватив земли своих племянников Товтивила и Ердивила. Стремясь не допустить его дальнейшего усиления, в конфликт на стороне Товтивила сразу вмешался Даниил Романович. Его дядю Выкинта Даниил и Василько «пославшима (...) во ятвязтэ и во жемойтБ ко н'Бмцемь в Ригу и Викынтъ же убТэДИ я серебромъ и дарми ятвязт> И полъ жимойти», а также обеспечили поддержку со стороны ливонского отделения Ордена. Эта усобица означала окончательную ликвидацию договора 1219 г. Однако удача оказалась не на стороне русско - жемайтской коалиции, и Товтивил посчитал для себя более выгодным уйти в Ригу и креститься. В свою очередь Миндовг также решил использовать в своих интересах ливонское отделение Ордена, обратившись к нему с аналогичной просьбой о крещении.

К этому времени политические амбиции прусского архиепископа Альберта привели его к конфликту с Орденом.309 В результате 27 сентября 1250 г. он был лишён своего поста легата в Пруссии, Ливонии и Эстляндии. Однако уже 24 февраля 1251 г. в Лионе было заключено соглашение между ним и ландмейстером Ордена в Пруссии и Курляндии, согласно которому стороны взаимно простили друг другу все обиды, и Альберт признал права Ордена на две трети земель Пруссии и Куронии вместе с их десятинами. Этим соглашением, которое утвердил папа, Ордену удалось окончательно удалить Альберта из Пруссии. Хотя в качестве компенсации он получил сан рижского архиепископа, он явно проиграл Ордену политически.310 Ещё М. Тёппен высказал предположение, что Альберт назначил Генриха епископом Ятвягии «под своей собственной либо русского великого князя Даниила защитой». В. Т. Пашуто считал, что Альберт «пытался проникнуть и в Ятвягию, пользуясь дипломатическими связями с волынскими князьями».311 Однако данная точка зрения нуждается в значительной корректировке.

Альберт действительно непосредственно участвовал в назначении епископа для Ятвягии и пытался координировать миссионерскую деятельность в том числе и на польско - ятвяжском пограничье, но его возможности (он даже находился вне Пруссии, в Любеке) " должны были серьёзно ограничиваться противодействием Ордена и польскими князьями, заинтересованных в использовании результатов работы Альберта для своих политических целей. То, что Альберт пытался использовать связи с князьями Галицко -Волынской Руси, является лишь догадкой, не находящей в источниках подтверждения.

Тем не менее папа Иннокентий IV был заинтересован в проведении активной политики в прибалтийском регионе, прежде всего ввиду опасности нового монгольского вторжения. В июле 1251 г. он издал серию булл, которыми Миндовг, «светлейший король Литвы», был взят под защиту апостолического престола, а его страна - во владение св. Петра. Епископу Кульма было отдано распоряжение его короновать." " Летом 1251 г. Миндовг вместе со своей женой Мартой был крещён, а два года спустя, в июле 1253 г. торжественно коронован в качестве короля Литвы епископом Кульма Гейденрихом. При коронации присутствовал магистр Ливонии Андреас фон Штирланд. Этим Миндовг добился от Ордена легализации своего статуса как полноправного властителя всей Литвы, которая была признана католическим государством.314

После крещения Миндовга Товтивил был вынужден бежать из Риги и вновь принять сторону Даниила. И Товтивил, и его союзник Викинт активно использовали в борьбе с Миндовгом ятвягов и жемайтов, которых нанимали за деньги. Участие ятвягов в усобице объясняется, очевидно, позицией части ятвяжского нобилитета, озабоченной чрезмерным усилением позиций Миндовга. Когда Даниил «пл'Вниша всю землю Новгородьскую», к нему должны были присоединиться и ятвяги, чему якобы помешали снежные заносы. В конечном итоге Миндовг был принужден к заключению в 1252 г. мирного договора, что временно стабилизировало ситуацию.

Практически одновременно с коронацией, в июле 1253 г. Миндовг заключил соглашение с Тевтонским орденом в Ливонии. Им братья Ордена обязывались оказывать Миндовгу «помощь против врагов наших и веры». За это Миндовг передавал «в наследственное владение» Ордена отдельные территории Жемайтии и Ятвягии: «половину Рассеуене, половину Лукове, половину Бетегалле, половину Ерегалле, половину Дейнове, всю Кулене, всю Карсове, всю Красе, всю Недерове, всю Вайце (Weyze), всю другую Вайсе (Weyse), всю Ванге». Одним из свидетелей соглашения наряду с епископом Кульма был брат Андреас."

При анализе этого акта был сделан вывод, что в его формуляре присутствуют обороты, характерные для упомянутой выше серии булл от 17 июля 1251 г. Однако некоторые обороты акта пожалования встречаются в булле, адресованной епископу Кульма, но отсутствуют в других. Кроме того, преамбула акта находит соответствия в некоторых современных ему папских буллах, а также документах папских легатов, адресованных ливонскому отделению Ордена. Отсюда следует, что при составлении договора образцом служили буллы папы, адресованные как самому Миндовгу, так и епископу Кульма, а над его редактированием трудились люди из окружения епископа Кульма и ливонского магистра. Возможно, что договор фиксировал в письменном виде уже данное ранее Миндовгом устное согласие на передачу земель.

Завершающий этап притязаний на Ятвягию

Тройден формально «нача княжити» в Литве после смерти в 1269 г. Шварна Данииловича.558 Наряду с консолидацией власти в Литве основным направлением проводимой им политической линии было распространение литовского влияния на соседние территории и активная борьба с небалтскими соседями. В результате ятвяжские земли вновь стали объектом соперничества.

В 1273 г. Владимир Василькович «затратися (...) со Ятвязи»559 и не пошел, как Лев и Мстислав Данииловичи «в помощь» Болеславу Благочестивому, воевавшему с поморским князем Варциславом.560 Можно предположить, что ятвяги стали снова совершать набеги на русские и польские земли. ' Зимой 1273 — 1274 гг. Лев, Мстислав и Владимир послали на ятвягов своих воевод, которые «взяша Злину». Летописный рассказ очень лаконичен, но обращает на себя внимание то, что ятвяги «собравшимся и не смеша битися» с воеводами князей. Летопись фиксирует уникальное событие — приезд после окончания похода к русским князьям ятвяжских нобилей, которые «мир просяче себе», получив который «рады быша Ятвязе о мир'В». ~ Поход этот был, вероятно, вызван стремлением поставить под контроль часть Ятвягии в предверии притязаний на нее польских князей и особенно Тройдена. Визит ятвяжских нобилей был вызван значительным ослаблением ятвягов и их желанием обеспечить себе прочный тыл на период борьбы с Орденом, который по мере одавления прусского восстания все более укреплялся на захваченных им землях. Характерно, что русские князья пытались теперь претендовать лишь на Злину как на наиболее близкую к русским границам волость Ятвягии. Как представляется, мир с нобилями Злины имел своим условием прекращение ими набегов на Волынь и обязательство уплачивать дань. Однако если последнее условие и было реализовано, оно осталось единовременным актом и не носило систематического характера. Во всяком случае, в источниках данных об этом нет, и вряд ли приходится говорить о долговременном подчинении ятвягов. Этому могла бы способствовать миссилнерская работа в ятвяжских землях православной церкви, но она была более чем скромной. По словам Генриха Латвийского, «русские короли, покоряя оружием какой - либо народ, обыкновенно заботятся не об обращении его в христианскую веру, а о покорности в смысле уплаты податей и денег».563 Русская православная церковь рассматривала земли балтов как свою каноническую территорию, но получала десятину как часть дани, уплачиваемой русским князьям, и потому не требовала обязательного крещения. О том, что идеи христианизации язычников - литовцев циркулировали в православной церковной среде того времени, свидетельствует некролог Владимира Васильковича.564 На границе Волыни и Литвы находился основанный Войшелком монастырь.565 Центрами православной миссии в ятвяжских землях могли быть центры колонизации -Дрогичин и Гродно, но она так и не стала существенным подспорьем в осуществлении политических планов русских князей.

В этом же 1272 г. в Пруссию «с множеством воинов» прибыл маркграф Тюрингии Дитрих фон Ландсберг. Этот поход, хотя и явился серьёзным подспорьем для Ордена, не был обусловлен никакими территориальными уступками с его стороны. К этому времени положение Ордена настолько упрочнилось, что он больше не нуждался в них. Вместе с орденским отрядом Дитрих вторгся в Наттангию, где «учинил (...) такое побоище, что на будущий год они снова подчинились вере и братьям».566 Не меньшую роль в прекращении сопротивления наттангов сыграла смерть в 1273 г. их вождя Генриха Монте. Тогда же погибли вожди вармов и бартов Глаппо и Диван. «Когда же были убиты вожди и все, кем велась война, наттанги и вармийцы снова подчинились вере и братьям». В 1274 г. войско Ордена опустошило пытавшуюся сопротивляться Погезанию, «и с тех пор земля Прусская успокоилась в мире». Это означало конец прусского восстания.

В период его затухания ятвяги совершили ряд крупных набегов на Кульмскую землю. В 1269 г. они «с величайшим войском, какого никогда не видано было в Пруссии, вошли в землю Любавскую», разорив округу Торна и Кульмензее; «и вот после четырёх дней разорения упомянутой земли они ушли с огромной военной добычей: людьми, конями, скотом и людьми».569 Активизация ятвяжских и литовских набегов на орденские и польские земли вполне соответствовала политическому курсу Тройдена.

Примерно в это же время полномочия вождя всех ятвяжских земель всё больше стал приобретать Скуманд. Этому способствовала знатность его рода и связанная с этим степень влияния. В 1272 г. Скуманд повторил набег на Кульмскую земли, «разделив войско своё на две части, одна из которых выступила на Торунь, другая - на град Кульмезе, убивая, хватая и сжигая всё, что ни попадалось им на пути». Этот набег последовал вслед за прусским набегом на эту же территорию, что может свидетельствовать о коордионации действий ятвягов и пруссов. За ним последовал ещё один набег. На этот раз Скуманд «с огромным войском судовов и рутенов за 9 дней опустошил землю Кульмскую огнём и мечом». Эти «рутены» вполне могли быть из - под Гродно либо Новгородка. С этого времени набеги ятвягов на Кульмскую землю стали традиционными.572 Они могли быть согласованы с Тройденом, стремившемуся нанести Ордену максимальный ущерб и оттянуть на себя часть его сил. Об определённом военном потенциале ятвягов свидетельствуют также два их набега на область замка Бартенштайн в 1273 — 1274 гг. (второй - совместно с надровами и скалвами). Возможно, с ними также были скоординированы планы нового прусского восстания, начавшегося в 1276 г. Фактически выступили только погезане, и их выступление было быстро подавлено.574 После этого руки у Ордена в Пруссии были окончательно развязаны, и он смог приступить к завершению покорения прусских земель.

Похожие диссертации на Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века