Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Бережная Наталья Александровна

Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца
<
Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бережная Наталья Александровна. Кальвинистская реформация в Германии: пример Пфальца: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Бережная Наталья Александровна;[Место защиты: Ивановский государственный университет].- Иваново, 2015.- 298 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Меланхтон в свете внутрибогословских споров в протестантской Германии в 1546 - 1560 гг 46

1.1. Меланхтон и Лютер 52

1.2. Меланхтон и князья после кончины Лютера 55

1.3. Религиозная ситуация в Германии в 1546 - 1560 гг 68

Глава 2. Особенности религиозного развития Пфальца в 1517 - 1559 гг .

2.1. Реформация в землях Пфальца 88

2.1.1. Реформация в Рейнском Пфальце 89

2.1.2. Реформация в Цвейбрюккене 92

2.1.3. Реформация в Верхнем Пфальце 95

2.1.4. Реформация в Нойбурге 100

2.1.5. Религиозно-политическая позиция курфюрстов Людвига V и Фридриха II 110

2.2. Правление курфюрста Отто Генриха и предпосылки религиозного противостояния в Гейдельберге 114

Глава 3. Фридрих III и кальвинистская Реформация в Пфальце .

3.1. Фридрих, пфальцграф Зиммернский: формирование властителя.

3.1.1. Зиммерн в первой половине XVI в 125

3.1.1.1. Географическое положение и векторы политики 127

3.1.1.2. Династические связи Зиммернского Дома 132

3.1.1.3. Иоганн II и его роль в политическом и культурном развитии княжества 134

3.1.1.4. Пфальцграфы Георг и Рихард: религиозный выбор в духе времени

3.1.2. Пфальцграф Фридрих: образование и социализация 143

3.1.3. Брак Фридриха и принцессы Марии Бранденбург-Кульмбахской: мотивы и обстоятельства 155

3.1.4. Жизнь при зиммернском дворе между 1537 и 1557 гг. Обращение Фридриха в евангелическое вероисповедание и последствия такого решения 162

3.1.5. Фридрих II, пфальцграф Зиммернский (1557 - 1559) 172

3.2. Гейдельбергский религиозный конфликт 1558 - 1560 гг.: теории и факты... 178

3.2.1. Кальвинистское дворянство в окружении Фридриха III: графы фон Эрбах 186

3.2.2. Хесхус и Клебитц: фигуры, знаменующие противостояние 202

3.3. Почему курфюрст Фридрих стал кальвинистом? 235

Заключение 257

Список сокращений 263

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы нашего исследования обусловлена интересом современной историографии к проблеме генезиса и распространения кальвинистского вероучения в Европе. Кальвинистская Реформация в Пфальце была хронологически первой моделью реформатской конфессионализации на территории Германии, однако начала всесторонне изучаться лишь в последние десятилетия, и еще не получила никакого отклика в отечественной исторической науке. Изучение специфики пфальцского кальвинизма позволяет по-новому взглянуть на причины и характер реформационного движения в центральной Европе.

В последние десятилетия внимание ученых сосредоточено на социальной составляющей кальвинистской доктрины, влиянии кальвинизма на общественные институты1. В середине XX в. возникает интерес к проблемам конфессионализации, под которой исследователи понимают процесс укоренения в общественном сознании и традиционных формах повседневности религиозных и социально-политических норм лютеранской, кальвинистской и обновленной католической Церквей2. Проблема кальвинистской конфессионализации - на примере пфальцской модели - была впервые поставлена в 70-е гг. XX в. Фолькером Прессом3. Тем не менее, корни кальвинистской Реформации в Пфальце не затрагивались до настоящего времени; вопрос о том, что подтолкнуло курфюрста Фридриха III к перемене вероисповедания, остался за пределами внимания ученых. Малоизученной является и сама фигура Фридриха: немецкие историки Нового времени, увлеченные национально-государственными проблемами, игнорировали поколение властителей -современников реформационной борьбы второй половины XVI в. («поколение князей

1 Ревуненкова Н. В. Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI в. СПб, 2012.;
Strohm С. Calvinismus und Recht. Weltanschaulich-konfessionelle Aspekte im Werk reformierter Juristen in
der Friihen Neuzeit. Tubingen, 2008.; Kortner U. Calvinismus und Kapitalismus. II 1509 - Johannes Calvin
- 2009. Sein Wirken in Kirche und Gesellschaft. I Hrsg. von M. E. Hirzel, M. Sallmann. Zurich, 2008. S.
201-218.; Turchetti M. Der Beitrag Calvins und des Calvinismus zur Entstehung der modernen Demokratie.
II Ibid., S. 237-266.; Ruster T. Das Brot des Lebens zwischen biblischer und kapitalistischer Okonomie. II
Calvin und seine Wirkungsgeschichte. I Hrsg. von M. Basse. Berlin, 2011. S. 143-163.

2 Прокопьев А. Ю. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация. II Конфессионализация в
Западной и Восточной Европе в раннее Новое Время. СПб, 2004. С. 2-32.

3 Press V. Calvinismus und Territorialstaat. Regierung und Zentralbehorden der Kurpfalz 1559-1619.
Stuttgart, 1970.

Аугсбургского мира»4) из-за того, что в них отсутствовал дух государственного «подвижничества», они были «узкомыслящими» религиозными государями. Единственная биография Фридриха III написана Августом Клюкхоном в конце XIX в.5, однако первая половина жизни князя, до его вступления на пфальцский престол, содержит еще много неизученных моментов.

Объектом диссертационного исследования является кальвинистская Реформация в Германии во второй половине XVI в., предметом - введение реформатского вероучения в Пфальце, при непосредственном участии княжеской власти в лице Фридриха III.

Хронологические рамки исследования ограничены 1518 - 1563 гг. - от знакомства Пфальца с идеями Мартина Лютера и становления Фридриха III как религиозного и политического деятеля (с конца 20-х гг. XVI в.) до введения Гейдельбергского Катехизиса, ознаменовавшего начало кальвинистской эпохи в истории курфюршества.

Территориальные рамки исследования охватывают немецкие территории Священной Римской империи немецкой нации, в основном курфюршество Пфальц.

Целью диссертационной работы является изучение истоков кальвинистской Реформации в Пфальце. В центре внимания - причины обращения Фридриха III в кальвинизм. Исходя из поставленной цели, сформулированы исследовательские задачи:

  1. Охарактеризовать расхождения между Лютером и Меланхтоном по вопросу евхаристии в контексте становления лютеранской доктрины.

  2. Определить отношение немецкого протестантского дворянства к «филиппистской» теологии и к самому Филиппу Меланхтону в период после смерти Лютера.

  3. Выявить основные точки эскалации внутрипротестантских разногласий в 1546 - 1560 гг. и представить позицию Меланхтона по вопросу о сближении с кальвинистами.

4 Термин принадлежит Манфреду Рудерсдорфу, см: Rudersdorf М. Die Generation der lutherischen
Landesvater im Reich. Bausteine zu einer Typologie des deutschern Reformationsfursten. II Die Territorien
des Reichs im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisierung. Land und Konfession 1500-1650.1 Hrsg.
von W. Ziegler, A. Schindling. Bd. 7. Aschendorff, 1997. S. 137-170.

5 Kluckhohn A. Friedrich der Fromme, Kurfurst von der Pfalz. Nordlingen, 1879.

  1. Рассмотреть особенности распространения Реформации в рейнском курфюршестве в первой половине XVI в.

  2. Проанализировать социально-политическую ситуацию, сложившуюся в Пфальце на момент вступления на престол Фридриха III.

  3. Рассмотреть становление Фридриха III как личности и имперского князя, и объяснить формирование тех черт его характера и жизненных обстоятельств, которые в дальнейшем повлияли на его обращение в реформатское вероисповедание.

  4. Проанализировать ход Гейдельбергского религиозного конфликта, основные действующие лица, последствия противостояния и эволюцию религиозных взглядов курфюрста Фридриха III.

  5. Выяснить причины, которые сделали возможной победу кальвинизма в пфальцском курфюршестве.

Теоретико-методологическая база исследования строится на принципах историзма и научной объективности, позволившей изучить кальвинистскую Реформацию в Пфальце как историческое явление, оказавшее влияние на немецкую историю XVI - XVII вв. В русле системного подхода был исследован комплекс проблем, связанных с истоками кальвинистского движения. Метод системно-структурного анализа дал возможность рассмотреть протестантские религиозные дискуссии 50-х гг. XVI в. в контексте общественно-политического развития Германии после Аугсбургского религиозного мира. Сравнительно-исторический метод помог сопоставить введение кальвинистского вероучения в Пфальце и в городе Бремене, выявив общее и оригинальное в их течении, движущих силах, мотивах действующих лиц. Просопографический метод был необходим для изучения биографий пфальцских чиновников, теологов и профессоров Гейдельбергского университета, окружения Фридриха III. Метод логического моделирования позволил выстроить внутреннюю логику событий, предшествовавших решению курфюрста Фридриха ввести в своих владениях реформатское вероисповедание.

Степень изученности проблемы.

В исторической науке в настоящее время принято подчеркивать особую роль Фридриха III в истории европейского кальвинизма, его считают «отцом

кальвинистской Реформации» в Германии. Интерес к фигуре Фридриха был особенно сильным в XVI - XVII вв.: ссылаясь на рейхстаг 1566 г., признавший курфюрста «родственным членом Аугсбургского Вероисповедания», представители Зиммернского Дома пфальцских Виттельсбахов - потомки Фридриха пытались узаконить кальвинистскую конфессию на уровне Империи. С середины XVIII в. интерес к пфальцским сюжетам угасает; внимание немецкой историографии сосредотачивается на феномене возвышения Пруссии.

Тридцатилетняя война вызвала к жизни волну полемической литературы. Немецкие кальвинисты стремились доказать как легитимность статуса своего патрона, Фридриха V, так и легитимность его конфессии. Первым сочинением, рассматривающим правление пфальцских курфюрстов под кальвинистским углом зрения, стала «История Палатината»6 (1633) Даниэля Парея. От момента появления Дома Виттельсбахов историк описывает деяния и судьбы властителей, которым «Божьим промыслом» было уготовано принять «истинную веру»; тяжелое положение Фридриха V он в духе провиденциализма рассматривает как испытание свыше. Для Парея кульминацией истории Пфальца является правление Фридриха III. Обращение курфюрста в кальвинизм он оценивает как завершение Реформации, начатой Мартином Лютером.

После прихода к власти в Пфальце католического Нойбургского Дома (1685) о кальвинистских реформах на Рейне писали историки-эрудиты из других протестантских земель Германии; под их пером религиозная трактовка истории сменяется секулярной, хотя неизменно содержит дидактический акцент. Классическим для XVIII в. считается «Подробный рассказ о пфальцской церковной истории»7 (1721) саксонского профессора Бур кар да Готхелфа Струве. Сочинение Струве явилось своеобразным завершением дискуссии, развернувшейся в немецком обществе в ответ на события в Гейдельберге в 1717 - 1720 гг8. Главной задачей

6 Parei D. Historia Palatina. Francofurti, 1633.

7 Struve В. G. Ausfurlicher Bericht von der pfalzische Kirchenhistorie. Frankfurt, 1721.

8 Пфальцский курфюрст Карл Филипп (1716-1742), католик, закрыл гейдельбергскую церковь Св.
Духа, принадлежащую кальвинистам. Последовало разбирательство - сперва в камеральном суде, а
затем и на рейхстаге. Последний в 1720 г. обязал курфюрста вернуть церковь реформатской общине.
Частью этой полемики стало переиздание «Истории Палатината», предпринятое Георгом Кристианом
в 1717 г.

историк считал выяснение причин неоднократных религиозных перемен в Пфальце на протяжении XVI - первой четверти XVIII вв. Лютеранин, Струве сочувственно относился к церковным преобразованиям Фридриха III, разделяя точку зрения о необходимости объединения протестантских конфессий. По его мнению, «лютеране из-за своего пыла и личных качеств оттолкнули еще колеблющегося курфюрста»9, в то время как тот пытался сохранить мир. Сочинение Струве принято выделять в ряду трудов XVIII в., посвященных религиозной истории Пфальца, как содержащее наименьшее количество фактических ошибок. Особую ценность имеет то обстоятельство, что Струве использовал документы и письма, позже утраченные: его работа может рассматриваться как своеобразный корпус недошедших до нас источников.

В немецкой историографии XIX в. доминировало национально-политическое направление, история государства, права и отдельных институтов, к числу которых относилась и церковь. Это направление основывалось на позитивном отношении к историческому материалу и наиболее ярко проявилось в творчестве Леопольда фон Ранке. Одновременно были заложены основы системно-научного изучения региональной истории. К числу сочинений, выполненных в подобном ключе, относится «История рейнского Пфальца»10 (1845) Людвига Хойсера, в которой отражены события конца V - конца XVIII вв. Автор широко использовал критику источников. Изображая религиозные перипетии периода правления курфюрста Фридриха III, Хойсер сосредотачивается на Гейдельбергском религиозном конфликте, Наумбургском конвенте (1561) и Аугсбургском рейхстаге (1566). Именно эти события, считает он, сыграли решающую роль в утверждении кальвинистского вероучения.

Среди историков государственно-политического направления следует выделить А. Клюкхона, единственного, кто на основе доступных ему источников представил жизненный путь Фридриха III. Историк анализирует церковные преобразования Фридриха, его имперскую и внутреннюю политику. Целью Клюкхона было воссоздание портрета «героя веры - посредством отображения его

9 Ibid., S.XX3.

10 Hausser L. Geschichte der rheinischen Pfalz. Bd. 1-2. Heidelberg, 1845.

реформаторской деятельности, так сильно повлиявшей на эпоху» . Особое внимание он уделяет отношениям пфальцского курфюрста с лидерами протестантской Германии - Августом Саксонским, эрнестинскими герцогами - Иоганном Фридрихом и Иоганном Вильгельмом, Христофором Вюртембергским и Вольфгангом Цвейбрюккенским. По мнению историка, ключевую роль в обращении Фридриха III в реформатское вероучение сыграл Гейдельбергский религиозный конфликт. Клюкхон также отмечает важность послания Меланхтона (написанного им курфюрсту в ноябре 1559 г. после отставки «зачинщиков» конфликта) для религиозной ориентации курфюршества. Принятие этого документа в качестве «формулы веры» маркирует первый этап утверждения кальвинизма в Пфальце.

Историко-церковная традиция была наследием эрудитов XVIII в., с большей опорой на источники. В рамках этого направления наиболее значимым является сочинение кальвинистского теолога Генриха Хеппе «История немецкого протестантизма в 1555 - 1581 гг.»12. Ответственность за религиозный раскол Германии и войны середины XVI в. он возложил не только на католиков, но и на ортодоксальных лютеран. Хеппе утверждал, что земли, стремившиеся сохранить «интеграционно-протестантский подход» (как Пфальц), стали подозреваться в «отступничестве от евангелического вероучения», «к учению Меланхтона относились с подозрением», равно как и к князьям, которые пытались действовать в соответствии с ним13. Фридрих III, будучи изначально приверженцем меланхтоновской традиции, пытался защитить единство протестантской Церкви.

Окончание Второй мировой войны стало важнейшим рубежом немецкой исторической науки. Наряду с традиционными направлениями возникают концепции, рассматривающие Реформацию и религиозный раскол в широком социальном контексте. Одним из первых в этом ряду стал австрийский ученый Отто Бруннер, который в 50-х гг. XX в. предложил рассматривать период между 1555 и 1648 гг. как «конфессиональную эпоху»14. Идеи Бруннера были позже развиты в работах Эрнста

1' Kluckhohn A. Friedrich der Fromme... S. П.

12 Heppe Н. Geschichte des deutschen Protestantismus in den Jahren 1555-1581. Bd. 1-4. Marburg, 1852-
1859.

13 Ibid., Bd. 1, S. 5-6.

14 Brunner O. Das konfessionelle Zeitalter 1555-1648. II Deutsche Geschichte im Uberblick. I Hrsg. von P.
Rassow. Stuttgart, 1953. S. 284-316.

Вальтера Цеедена и легли в основу понятия конфессионализапия, определение которому в 80-х гг. XX в. дали Хайнц Шиллинг16 и Вольфганг Райнхард17. В 1970 г. вышла монография Ф. Пресса «Кальвинизм и территориальное государство. Управление и центральные органы власти в курфюршестве Пфальц в 1559-1619 гг.». Автор впервые исследовал социально-политический феномен пфальцской модели кальвинистской Реформации.

Исходным пунктом рассуждений Пресса стал тезис о дворянстве как тесно связанной узами родства сословной организации - основе имперского объединения. Религиозный раскол повлек за собой размежевание среди князей, даже на уровне брачных связей. Протестантские и католические Дома Империи отныне развивались изолированно друг от друга, что усиливало религиозный радикализм и сокращало возможность компромисса. Но наряду с этим ощущалось усиление позиций династов в собственных владениях. Достижения были видны в деле институционного укрепления княжеской власти (проблема «территориального» государства): здесь историк отмечает все более успешные попытки установить жесткий контроль над сословиями, подчеркивая роль двора как не столько административного института, сколько социального. Пресс представляет картину развития пфальцских общественных структур в годы кальвинистской Реформации и показывает, как религиозные перипетии сказались на княжеской власти и политике гейдельбергских курфюрстов. По мнению историка, «для религиозной и политической судьбы пфальцского курфюршества переход Фридриха III в реформатское вероисповедание был решающим, и привел к увеличению внешнеполитической активности, которая была направлена на Западную Европу и руководствовалась в большей степени конфессиональными мотивами»18. Пресс подчеркивает губительные последствия кальвинистского курса для внутренней политики: лютеранское дворянство вышло из-

15 Zeeden Е. W. Das Zeitalter der Glaubenskampfe: 1555-1648. Munchen, 1973.

16 Schilling H. Die «Zweite Reformation» als Kategorie der Geschichtswissenschaft. II Die reformierte
Konfessionalisierung in Deutschland. Das Problem der «Zweite Reformation». Hrsg. von H. Schilling.
Giitersloh, 1986. S. 387-437.; Ders., Aufbruch und Krise. Deutschland 1517-1648. Berlin, 1998.

17 Reinhard W. Konfession und Konfessionalisierung in Europa. II Bekenntnis und Geschichte. Die
Confessio Augustana im historischen Zusammenhang. Hrsg. von W. Reinhard. Munchen, 1981. S. 165-189.;
Ders., Zwang zur Konfessionalisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters. II
Zeitschrift fur historische Forschung. Bd. 10. Minister, 1983. S. 257-277.

18 Press V. Calvinismus und Territorialstaat... S. 9-10.

под ленного патронажа Гейдельберга, разрушив политическую систему курфюршества. Следствием стал финансовый кризис. Отсутствие внутренних перспектив пфальцские властители компенсировали решительной династической, имперской и зарубежной политикой. Они стремились возглавить силы немецкого протестантизма, чтобы предотвратить внутренний паралич и взять реванш в противостоянии с Баварией. В отношении причин обращения Фридриха в кальвинизм Пресс предположил19, что определяющим фактором могло стать влияние на курфюрста кальвинистского окружения.

В последние десятилетия исследованиями особенностей утверждения кальвинизма в Германии и роли Кальвина в этих процессах занимается нидерландский профессор Вим Янсе20, на примере Бремена высказавший предположение, что ряд религиозных конфликтов 50-х-начала 60-х гг. в немецких землях был спровоцирован «эмиссарами» Кальвина, чтобы не только взять под контроль местные церковные структуры, но и подтолкнуть Меланхтона к объединению с кальвинистами.

В отечественной историографии только А. Ю. Прокопьев, рассматривая проблему кальвинистской конфессионализации в Германии, сделал акцент на введении кальвинизма в Пфальце, ставшее «точкой отсчета в истории немецкого кальвинизма»21.

Источниковую базу исследования составляют 3 группы источников:

  1. духовная литература третьей четверти XVI в. (проповедь участника Гейдельбергского конфликта, генерал-суперинтенданта Тилеманна Хесхуса22, и «Тезисы»23 его оппонента, дьякона Вильгельма Клебитца).

  2. корреспонденция представителей пфальцского курфюршеского Дома с другими княжескими Домами Империи, опубликованная Клюкхоном24.

19 Press V. Die Grafen von Erbach und die Anfange des reformierten Bekenntnisses in Deutschland. II Aus
Geschichte und ihren Hilfswissenschaften. Marburg, 1979. S. 653-685.

20 Janse W. Albert Hardenberg als Theologe. Leiden, New York, Koln, 1994.; Ders., A Lasco und Albrecht
Hardenberg. Einigkeit im Dissens. II Johannes a Lasco (1499 - 1560). Polnischer Baron, Humanist und
europaischer Reformator. /Hrsg. von С Strohm. Tubingen, 2005. S. 262-263.

21 Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола 1555-1648. СПб, 2002. С. 102, см: С. 96-
108.

22 Heshusius Т. Doctoris Tilemani Heshusii Wesaliensis bekandtniss vom heiligen Nachtmal des Herrn Jesu
Christi. Magdeburg, 1560.

23 Struve B. G. Ausfuhrlischer Bericht... S. 78.

Гейдельбергский архив, как и частные архивы многих дворянских родов

Пфальца (например, графов фон Эрбах), серьезно пострадали в военных

конфликтах XVII-XVIII вв., поэтому множество писем, адресованных

Фридриху III, утрачено. Письма курфюрста и документы, вышедшие из

пфальцской канцелярии, Клюкхон собирал в государственных,

провинциальных и частных архивах по всей Германии. В диссертации также

использовалась корреспонденция Меланхтона25, Кальвина26, Морица

Саксонского27. Множество писем протестантских князей за 1555-1559 гг.

приводится в работе Г. Вольфа28.

3. мемориальная литература, посвященная Фридриху III (надгробная проповедь

надворного проповедника курфюрста, Даниэля Тоссана29 и траурная речь

профессора теологии Гейдельбергского университета Петера Боквина)30.

Выбор этих источников продиктован желанием, с одной стороны, увидеть

курфюрста Фридриха глазами его современников - родственников, советников и

теологов, проанализировать его взгляды на религиозную ситуацию в Пфальце и в

Империи, и, с другой стороны, охарактеризовать сущность богословских споров

между гнесиолютеранами и приверженцами теологии Кальвина и Цвингли накануне и

во время Гейдельбергского религиозного конфликта.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной историографии предпринята попытка проанализировать истоки кальвинистской Реформации в Пфальце. В связи с этим была реконструирована биография курфюрста Фридриха III, от его рождения до вступления на курфюршеский престол. Мы стремимся доказать, что религиозные

24 Briefe Friedrich der Fromme, Churfurst von der Pfalz mit verwandten Schriftstucken. / Hrsg. von A.
Kluckhohn. Bd. 1-2. Braunschweig, 1868-1872.

25 Philippi Melanthonis opera quae supersunt omnia. / Hrsg. von G. Brettschneider, H. G. Bindseil. Corpus
Reformatorum. Bd. VI-ГХ. Halle, 1839-1842.

26 Johannis Calvini opera quae supersunt omnia. / Hrsg. von G. Baum, E. Cunitz, E. Reuss. Corpus
Reformatorum. Bd. XVI-XX. Halle, 1877-1879.

27 Politische Korrespondenz des Herzogs und Kurfursten Moritz von Sachsen. / Hrsg. von J. Herrmann, G.
Wartenberg. Bd 3. Berlin, 1998.

28 Wolf G. Zur Geschichte des deutschen Protestanten 1555-1559. Berlin, 1888. S. 228-473.

29 Tossanus D. Leichpredig, So zu Begrebnuss des Durchleuchtigsten, Hochgebornen Fursten und Herrn,
Herrn Friderichen, diB Namens des dritten, Pfalzgrauen bey Rhein, Herzogs in Bayern, des Hey. Rom.
Reichs ErztruchsaB und Churfurstens ist gehalten worden. Heidelberg, 1576.

30 Boquin P. Oratio de vita et morte illustrissimi Principis ac Domini Friderici III. Comitis Palatini ad
Rhenum, Ducis Bavariae, S. R. Imperii Archidapiferi, Electoris. Heidelberg, 1577.

убеждения князя, сформировавшиеся в зиммернский период его жизни, явились решающим фактором введения в курфюршестве реформатской доктрины. Жизнеописание Фридриха III в изложении Клюкхона устарело: за полтора века появилось множество исследований, по-новому трактующих отдельные моменты пфальцской Реформации. В диссертации мотивы церковных нововведений курфюрста Фридриха представлены в свете новых исторических воззрений. На защиту выносятся следующие положения:

1. Кальвинистская Реформация в Пфальце утвердилась благодаря 3
обстоятельствам: экспансии реформатской доктрины непосредственно из Швейцарии,
чему на немецкой почве содействовали последователи Меланхтона, противостоянию
гнесиолютеранских и филиппистско-кальвинистских сил в самом Гейдельберге и
личной позиции курфюрста Фридриха III.

  1. Между Лютером и Меланхтоном существовали разногласия в догматических вопросах, в т. ч. в вопросе евхаристии, однако Лютер никогда не требовал от соратника отречься от своих взглядов. Участие Меланхтона в работе над предложениями Лейпцигского ландтага по религиозному вопросу («Лейпцигский Интерим») и поддержка нового саксонского курфюрста Морица дали повод гнесиолютеранам обвинить наследника Лютера в искажении его учения.

  2. С точки зрения современников, отвергнув учение Лютера о «повсеместном присутствии» Тела Христова в таинстве причастия, Меланхтон приблизился к кальвинистскому пониманию евхаристии; его молчание в ответ на предложение Кальвина объединиться было истолковано гнесиолютеранами как признание криптокальвинистского характера его теологии.

  3. Авторитет Меланхтона как лидера немецких протестантов был очевиден: князья и дворяне, городская элита и образованное население поддерживали его борьбу за единство евангелической конфессии. Вместе с тем, именно своеобразие меланхтоновской теологии («филиппизма») позволило кальвинизму распространиться на территории Германии.

  4. Массовое распространение лютеранского вероучения в Пфальце относится к концу 30-х - началу 40-х гг. XVI в., причем для местной религиозной традиции были характерны умеренные тенденции. К середине XVI в. рейнское курфюршество не

было жестко ориентирован на какое-либо одно течение протестантизма, здесь сосуществовали ортодоксальные и умеренные лютеране, сторонники Меланхтона, Буцера и Цвингли.

6. Результатом церковной политики курфюрста Отто Генриха стало
формирование в Пфальце двух влиятельных партий: гнесиолютеранской и
филиппистско-кальвинистской. Религиозное противостояние подпитывалось
социальным: курфюрст призывал на службу дворян, а отправленные в отставку
советники Фридриха II были учеными юристами из бюргеров.

  1. Мировоззрение Фридриха III, его религиозные и политические приоритеты сформировались в зиммернский период его жизни. Зиммернский двор стал для князя настоящей правительственной школой, оказав влияние на всю его деятельность.

  2. Библицизм стал одной из основополагающих черт мировоззрения Фридриха, чему способствовало множество обстоятельств, в т. ч. одиночество при католическом дворе отца и отсутствие собственных средств, не позволявшее покупать протестантские книги.

  3. На момент вступления на курфюршеский престол Фридрих не выказывал склонности ни к филиппизму, ни к кальвинизму, его религиозные убеждения изменяются во время Гейдельбергского религиозного конфликта; в 1561 г. он уже открыто выражает одобрение кальвинистскому вероучению.

10. В ходе Гейдельбергского религиозного конфликта прокальвинистски
настроенные графы фон Эрбах оказывали влияние на Фридриха III: о ссоре теологов
курфюрст, находящийся в Аугсбурге, узнал из донесений своего наместника, графа
Георга.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при написании научных и обобщающих работ, чтении лекционных курсов по истории Германии XVI - первой половины XVII вв. и истории протестантского движения в раннее новое время; при подготовке специальных курсов, посвященных кальвинистской Реформации в Германии.

Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту научной специальности 07.00.03 - всеобщая история, и, в частности, следующим областям исследования: п. 4. История раннего нового времени (в ее составе Ренессанс и

Реформация); п. 12. Социальная история. История социальных процессов, институтов, структур. Динамика исторической социальности. Социум и человек; п. 13. Власть в истории. История государства и его институтов. Государство и общество. Сфера политики и политических отношений. История политической культуры. Государство, политика и человек; п. 19. Личность в истории. Персоналии; п. 22. История религии и церкви.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на Всероссийских конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения» (2004, 2006 - 2008, 2010, 2012 - 2014 гг.) и международной научной конференции «Петербургский диалог. Россия и Германия в глобальном мире» (2012 г.). Основные результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях, 3 из которых - в журналах, включенных ВАК в Перечень российских рецензируемых журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций. Общий объем публикаций 3,6 п. л.

Структура работы выстроена по проблемному принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Меланхтон и князья после кончины Лютера

Выбор этих источников продиктован желанием, с одной стороны, увидеть курфюрста Фридриха глазами его современников - родственников, советников и теологов, проанализировать его собственные взгляды на религиозную ситуацию в Пфальце и в Империи, и, с другой стороны, охарактеризовать сущность богословских споров между гнесиолютеранами и приверженцами теологии швейцарских реформаторов, Кальвина и Цвингли, накануне и во время Гейдельбергского религиозного конфликта.

В качестве ключевых источников по богословию мы используем проповедь генерал-суперинтенданта Тилеманна Хесхуса и «Тезисы» Вильгельма Клебитца, двух главных действующих лиц Гейдельбергского конфликта. «Вероисповедание доктора Тилеманна Хесхуса из Везеля о святой Вечере Господа Нашего Иисуса Христа» было опубликовано на немецком языке в 1560 г. в Магдебурге - городе на северо-востоке Германии, который традиционно оказывал поддержку наиболее ортодоксальным лютеранским теологам. В 1550 г. Магдебург, яростно сопротивлявшийся введению Аугсбургского Интерима, был осажден войсками имперского экзекутора курфюрста Морица Саксонского, и сдался только через год, на условиях сохранения евангелического вероисповедания. Таким образом, даже место издания проповеди свидетельствует о строго лютеранских взглядах ее автора. По свидетельству самого Хесхуса, которые ни один исследователь не ставит под сомнение, проповедь была написана в Гейдельберге, 1 сентября 1559 именно ее генерал-суперинтендант представил Фридриху III в качестве вероисповедания, когда курфюрст повелел обоим проповедникам изложить свое понимание проблемы евхаристии.

Текст «конфессии» Вильгельма Клебитца, обнаруженный Вимом Янсе в страсбургском муниципальном архиве и архиве города Шаффхаузен, оказался для нас недоступен. В диссертации проанализированы «Тезисы», которые дьякон сочинил в апреле 1559 г. для публичного диспута в Гейдельбергском университете (за их успешную защиту ему была присвоена степень бакалавра теологии). Эти тезисы, написанные на латинском языке, и посвященные таинству евхаристии, дошли до нас благодаря Б. Г. Струве. Они озаглавлены так: «Тезисы, в которых излагается истинный смысл Святой Вечери Господней, в соответствии с сочинениями апостолов, ученой и благочестивой традицией, и формулой Аугсбургского Вероисповедания, написанные для предстоящего в Гейдельберге диспута». Однако, по сложившейся традиции, это произведение Клебитца принято называть «7 тезисов» или просто «Тезисы».

Проповедь Хесхуса и Тезисы Клебитца являются ценным источником для осмысления собственно теологической составляющей религиозных споров 50-х гг. XVI в. между ортодоксальными лютеранами и сторонниками швейцарской Реформации. Последние в то время еще не выражали кальвинистские симпатии открыто, стремясь представить себя приверженцами Аугсбургского Вероисповедания. Эти источники позволяют воссоздать «атмосферу» Гейдельбергского религиозного конфликта, религиозно-политическую ситуацию, сложившуюся в Гейдельберге к концу 1559 г.

Еще одним важным блоком источников является корреспонденция курфюрста Фридриха, опубликованная Августом Клюкхоном в 1868 - 1872 гг. Клюкхон много лет занимался исследованиями по религиозно-политической истории Пфальца второй половины XVI в. Издание писем курфюрста и документов, вышедших из пфальцской канцелярии, за 1559 - 1576 гг. стали для него важным шагом на пути к созданию биографии первого в Германии кальвинистского князя. Клюкхон собирал корреспонденцию самого курфюрста и членов его семьи, инструкции надворным советникам, протоколы религиозных диспутов и совещаний, документы, относящиеся к «внешним сношениям» Пфальца с Францией, Англией и Нидерландами. Гейдельбергский архив, как и частные архивы многих дворянских родов Пфальца (например, графов фон Эрбах), сильно пострадали в XVII - начале XVIII вв., поэтому множество писем, адресованных Фридриху III, утрачено. Письма же самого курфюрста и документы, вышедшие из пфальцской канцелярии, Клюкхон в течение многих лет собирал в государственных, провинциальных и частных архивах по всей Германии (одно только перечисление этих архивов занимает во введении целую страницу). Однако, следует отметить, что большую часть материалов историк отыскал в саксонских архивах Веймара, Дрездена и Кобурга (герцоги Иоганн Фридрих Готский и Иоганн Вильгельм Веймарский, зятья Фридриха, являлись основными его адресатами) и в мюнхенских архивах, куда после взятия Гейдельберга были вывезены многие пфальцские документы.

Работа Клюкхона - типичное архивоведческое изыскание конца XIX в. Целью историка был сбор всех возможных источников, относящихся к эпохе правления первого курфюрста зиммернского Дома. В итоге, «Письма Фридриха Благочестивого» действительно являются гигантским резервуаром по изучению проблем, связанных с личностью и деятельностью курфюрста Фридриха, однако, работа лишена внутреннего путеводителя. Источники даны в хронологическом порядке, а не сгруппированы по проблемам. Кроме того, отсутствует их первичный анализ: введение в первом томе содержит лишь очерк биографии курфюрста и сведения о его основных адресатах. Так что, когда Клюкхон приводит некоторые письма целиком, другие же - только в кратком пересказе, мотивы его выбора остаются неясными.

Немецкий ученый Фридрих фон Бецольд, ученик Ранке, в 1882 - 1903 гг. издавший три тома корреспонденции младшего сына Фридриха III, пфальцграфа Иоганна Казимира86, критиковал Клюкхона за пренебрежение проблемами «внешней политики» Пфальца, особенно в первом томе, где собраны письма за 1559 - 1566 гг. Он считал, что его коллега предпочел изображение «церковно от исторических страниц деятельности Фридриха чисто политическим» . С нашей точки зрения, его претензии по большей части необоснованны. Хуже всего дела обстоят с корреспонденцией за 1559 - 1561 гг.: кроме переписки пфальцского курфюрста со своими советниками накануне и во время Аугсбургского рейхстага

Клюкхону удалось разыскать только письма Фридриха III и его жены к их зятьям, саксонским герцогам Иоганну Фридриху и Иоганну Вильгельму. Тематика этих писем, в основном, религиозная и семейная. Но ведь в первые годы своего правления Фридрих и не вел активной внешней политики - только с конца 60-х гг. он начинает принимать участие в судьбах единоверцев из Франции и Нидерландов (дважды, в 1569 и в 1575 - 1576 гг. курфюрст посылал войска под предводительством своего младшего сына Иоганна Казимира на помощь французским протестантам, а в 1574 г. другой его сын, Христофор, пал в битве при Моке, сражаясь в рядах нидерландских кальвинистов против испанской короны). Тем не менее, в историографии всегда подчеркивалось, что религиозные проблемы имели для Фридриха III первостепенное значение; внешняя политика, по сути, стала лишь отражением его конфессионального радикализма, продолжением религиозных баталий на полях сражений. Действительно, в «Письмах Фридриха Благочестивого» религиозная тематика превалирует над внешнеполитической. Однако, это не вина Клюкхона, а реальность политической ситуации в Империи и в Пфальце.

Религиозно-политическая позиция курфюрстов Людвига V и Фридриха II

Будучи ярким публицистом и непревзойденным оратором, Флаций быстро сделался самым опасным оппонентом Меланхтона. Разрыв между ними грозил серьезными потрясениями для евангелической Церкви - тем более что вокруг Флация постепенно начала собираться группа недовольных «новыми порядками» теологов, среди которых были такие блестящие фигуры, как Николас фон Амсдорф и Иоганн Виганд. Меланхтон, осознавая всю опасность позиции, занятой его бывшим учеником, для единства протестантских сил Империи, пытался наладить отношения. Но неоднократно встречая в ответ открытую враждебность, он и сам терял терпение. В лекции, прочитанной им в Виттенбергском университете в 1549 г., он называет сочинения Флация «явной клеветой», «которую прямо опровергает голос всех проповедующих в наших церквях» . Видно все же, что Меланхтон не стремился к конфронтации; он по большей части не вступал в пререкания с авторами памфлетов и сам никогда не поощрял выпадов, оскорбляющих его противников. Возможно, теолог надеялся, что Флаций со временем перестанет столь бурно реагировать на происходящее и не отвергнет новой попытки сближения.

Между тем в истории Империи отрезок времени от Лейпцигского Интерима (1548) до Вормского диспута (1557) был полон сложнейших политических баталий. Победа протестантов под предводительством Морица Саксонского во второй Шмалькальденской войне и заключение Пассауского мира, гибель курфюрста Морица и подготовка Аугсбургского соглашения, отречение Карла V и избрание на императорский престол его брата Фердинанда - все эти драматичные перипетии были тесно связаны с религиозными вопросами.

Для нас важно определить, каким же было место Меланхтона в этих событиях. Смерть курфюрста Морица снова поставила его перед выбором.

Нерре Н. Geschichte des deutschenProtestantismus ... S. 74 - 75. CR, Bd. VII. Halle, 1840. N. 4604. Фридрих Пфальцский настойчиво приглашал его в Гейдельберг, но, немного поколебавшись, магистр Филипп все же остается в Саксонии, тем более что с новым курфюрстом Августом у него установились дружеские отношения.

Аугсбургский религиозный мир узаконил лютеранскую конфессию, и фактически разрешил кризис в рамках имперских структур. Но он содержал в себе множество нерешенных проблем. Прежде всего, не были четко сформулированы критерии принадлежности к лютеранскому вероисповеданию. Для того, чтобы включить в договор сторонников как неизменного Аугсбургского Вероисповедания 1530 г. (версия, одобренная Лютером), так и измененного 1540 г. (версия, сочиненная Меланхтоном без ведома Лютера), было решено под представителями евангелической конфессии подразумевать лиц, исповедующих собственно Аугсбургскую формулу веры 1530 г. и «конфессионально родственных им членов». Другие протестантские вероисповедания - как реформатская конфессия (цвинглианство и кальвинизм), так и многочисленные секты - перекрещенцев, спиритуалистов и т. д. - были выведены за рамки Аугсбургского договора. Впоследствии приверженцы реформатской Церкви, ссылаясь на туманность формулировки, пытались легитимировать себя в системе Аугсбургского мира.

На рейхстаге в Регенсбурге католической и протестантской фракциям удалось договориться о диспуте, который должен был пройти в Вормсе, в сентябре 1557 г. Поэтому конец 1556 г. - 1557 г. для Меланхтона проходят под знаком подготовки к столь важному событию. Наверное, никогда еще он не был так энергичен. Консультации следуют за консультациями. Меланхтон пишет по 5-6 писем в день, стремясь выработать общую формулу будущего соглашения. Об Аугсбургском религиозном мире в XIX - XX вв. было написано множество исследований. В 2005 г. в Германии в свяи с 450-летием заключения мира прошло несколько конференций, по результатам которых вышли сборники: Der Augsburger Religionsfnede 1555. Ein Epochenereignis und seine regionale Verankerung. I Hrsg. von W. Wtist, G. Kreuzer, N. Schumann. Wrfiner, Augsburg, 2005.; Der Augsburger Religionsfrieden 1555. Wissenschaftliches Symposium aus Anlass des 450. Jahrestages des Friedenschlusses. I Hrsg. von H. Schilling, H. Smolinsky. Aschendorff, Munster, 2007. В последнем сборнике есть статья И. Дингель, где анализируется возникшее по итогам Аугсбургского религиозного мира понятие «конфессионально родственные члены Аугсбургского Вероисповедания». Dingel I. Augsburger Religionsfnede und „Augsburger Konfessionsverwandtschaft" - Konfessionelle Lesarten. II Der Augsburger Religionsfrieden 1555. Wissenschaftliches Symposium ... S. 157-176.; см. также: Scheible H. Das Augsburger Interim und die evangelischen Kirchen. II Scheible H. Aufsatze zu Melanchthon. Tubingen, 2010. S. 392-414.; Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола ...С. 51-52. Столь же активно действуют и лидеры протестантского княжеского Олимпа -курфюрсты Август Саксонский, Отто Генрих Пфальцский, Иоахим Бранденбургский, герцог Христофор Вюртембергский и ландграф Филипп Гессенский. Как никогда раньше фигура Меланхтона вписывается в круг князей и курфюрстов Священной Римской Империи. Вместе с ними он берет на себя великую миссию умиротворения Империи. То, что «доктор Филипп» выделяется как общеимперский авторитет - очевидно.

Так действительно ли Меланхтон лелеял мечту об объединении конфессий или, понимая несбыточность этих надежд, по крайней мере, на тот момент, лишь пытался вступить на путь сближения? К первой точке зрения склоняется Хеппе, утверждая, что диспут был призван «занять место Собора» и что в ходе его предполагалось «достичь примирения римской и аугсбургской конфессий» . Но нам ближе позиция, согласно которой Меланхтон ждал от Вормского диспута, прежде всего, достижения единства внутри протестантского сообщества по всем спорным вопросам . Недаром в этот период Меланхтон выступал против участия своих единоверцев в Тридентском Соборе, не поддержал он и идею лот

Национального Собора , опасаясь, что он обернется «софистическими диспутациями» . Пока не будут улажены внутренние разногласия - не может быть и речи о соглашении с католиками, считал Меланхтон.

В протестантской среде не было единого мнения относительно того, какая формула Аугсбургского Вероисповедания - неизменная 1530 г. или измененная 1540 г. - должна послужить основой для объединения. Изначально Меланхтон настаивал на равноправии обеих формул , в то время как ортодоксальные лютеране желали, чтобы соглашение базировалось исключительно на первой. Кроме того, ортодоксы требовали признания в качестве основополагающих документов евангелического вероучения не только «Апологии» Меланхтона, но и

Географическое положение и векторы политики

Пфальцграфиня Мария продолжала придерживаться евангелического вероисповедания при зиммернском дворе. Следует предположить, что ей удалось заинтересовать мужа религиозными проблемами, которыми дышала эпоха. Своим мягким, ненавязчивым примером Мария приучила Фридриха к ежедневному чтению Священного Писания, а спустя некоторое время, вероятно, познакомила его с Библией Лютера. Библицизм был характерен для реформационной эпохи, но для Фридриха священная книга на всю жизнь становится учителем и другом. Впрочем, если в юности пфальцграф и любил веселые пирушки, семейная жизнь довольно скоро превратила его в человека строгого, превыше всего ставящего свой долг и глубоко чувствовавшего ответственность за души своих будущих подданных. «Человек такого серьезного идейного направления, каким был Фридрих, - продолжает свою линию главный биограф курфюрста Клюкхон, -должен был прийти к осознанию необходимости основательного улучшения церковной жизни» . По всей видимости, модель обращения Фридриха Зиммернского была такой же, как у Генриха Благочестивого, герцога Саксонского: влияние жены, мекленбургской принцессы Екатерины, там сыграло решающую роль.

Свою роль мог сыграть и общий духовный климат во владениях пфальцских государей. К сожалению, у нас крайне мало информации собственно о Зиммерне. Пожалуй, только статья Г. Энгельберта дает некоторое представление о противостоянии реформационных и антиреформационных сил в окрестностях Хунсрюка. Однако, как утверждает сам автор, для первой половины XVI в. не представляется возможным отыскать конкретные имена или «говорящие» сюжеты. Поэтому он использует массовые источники: матрикулы протестантских университетов - Виттенбергского и Марбургского, а кроме того, материалы позднейших визитаций по графству Шпонхайм - курфюршеской 1556 г. и цвейбрюккенской 1560 г.

В церковном отношении большая часть Зиммерна относилась к архиепископству Майнц (архидьяконаты Кирн и Мюнстераппель), другая часть -к архиепископству Трир (деканаты Боппард и Целль, архидьяконат Карден). Автор полагает, что «учение Лютера быстро распространилось в Хунсрюке», чему в немалой степени способствовали «купцы, студенты и продавцы книг» . Естественно, Энгельберт уделяет особое внимание студентам, называя их - как и их позднейшее окружение - главными сеятелями лютеранских идей. Кроме того, сам факт отправки сыновей в Виттенберг, по его мнению, свидетельствует о сочувствии их родителей новому религиозному течению . Если в 1502, 1508, 1510 и 1511 гг. в матрикулах Виттенбергского университета Энгельберт обнаруживает по одному студенту из Хунсрюка или областей близ р. Мозель и р. Нее, то с началом Реформации ситуация изменяется. В 1518 г. в Виттенберге учились уже три студента из трирского диоцеза (причем один из Боппарда, другой из Кобленца) и один из архидьяконата Кирн; в 1519 г. - снова три студента из трирского диоцеза и один из майнцского. В 1520 г. лекции слушали два уроженца Зиммерна (из Соберсхайма и с нижнего Мозеля), в 1521 г. - четыре (из городов Крейцнах, Кирхберг, Андернах и с Верхнего Везеля) . Такое положение сохраняется до 1532 г., когда после достигнутого на Нюрнбергском рейхстаге временного соглашения между императором и евангелическими чинами, численность рейнских студентов возрастает. Поездки в Саксонию прекращаются на время Шмалькальденских войн и возобновляются после Пассауского мира. Тогда же уроженцы Зиммерна появляются и в Марбургском университете. Энгельберт уверен, что увеличение числа студентов в протестантских «академиях» прямо говорит о росте интереса к новому вероучению . К 1528 г. в зиммернском городе Крейцнах действовало достаточно образованных лютеран, чтобы францисканец Даниэль Агрикола обрушился на них в своем трактате «Обелиск»584.

Идеи Лютера, однако, проникали в Зиммерн не только из Виттенберга. Эбернбург, замок Франца фон Зиккингена, в 1521-1523 гг. становится пристанищем для многих будущих реформаторов юго-западной Германии: Энгельберт делает оговорку: не стоит и переоценивать эти настроения, «как если бы каждый виттенбергский студент непременно становился лютеранином». Ibid. достаточно вспомнить фигуры Мартина Буцера, Иоганна Эколампадия и Иоганна Швебеля. Последний на протяжении почти двадцати лет будет являться единоличным главой цвейбрюккенской церковной организации, а Цвейбрюккен станет первым пфальцским княжеством, принявшем евангелическое вероучение. Не исключено, что соседство с этой территорией даст жителям Зиммерна возможность самостоятельно познакомиться с Реформацией. Следует отметить, что общая растерянность католического клира после выступления Лютера облегчала проникновение реформационных настроений как в образованные круги, так и вглубь самой Церкви, что особенно заметно на примере майнцского диоцеза. При дворе Альбрехта Бранденбургского до 1524 г. действовали явные сторонники виттенбергского реформатора - Вольфганг Фабриций Капито и Каспар Хедий, причем первый был советником курфюрста. Когда в 1523 г. последовали первые меры против лютеран, сам архиепископ признал, что «многие священники, капелланы и проповедники принадлежали к лютеранской секте и ее учению, каковое они с кафедр публично, но с особенной хитростью, не называя себя лютеранами, стремились проповедовать и наставлять в нем свою паству» . Впрочем, и после 1524 г. в Майнце служили лояльные Реформации священники - такие как Иоганн Штумпф, друг Капито и Хедия (1515 - 1530), или Георг Артопей (1556 - 1578) из зиммернского города Крейцнах. В этой связи автор делает акцент на выборах майнцского архиепископа 1555 г. Для Энгельберта тот факт, что Рихард Зиммернский, чья верность католической Церкви была сомнительной, «проиграл» другому кандидату, Даниэлю Бренделю фон Хомбургу, всего один голос - доказывает, что среди членов капитула было немало тайных приверженцев протестантского вероисповедания586.

Фридрих II, пфальцграф Зиммернский (1557 - 1559)

По просьбе мекленбургских князей Иоганна Альбрехта и Ульриха Хесхус приступил к визитации, намереваясь вслед за тем составить новое Церковное Уложение. Но оказалось, что он совершенно не понимал создавшегося в Ростоке положения. Правители Мекленбурга хотели получить новые рычаги давления на горожан за счет контроля над имуществом бывших католических церквей и монастырей. Городской совет всячески противился этому, «оттягивая» визитацию. Поддержка Университета могла бы помочь Хесхусу прийти к компромиссу, но тут его новые начинания по совершенствования нравственного облика ростокской общины дали повод для самой резкой критики. Пастор предложил отныне строго соблюдать ветхозаветное значение воскресных дней и не допускать развлечений, которые могли бы помешать посещению службы и благочестивым размышлениям. Под запретом оказались празднование свадеб, традиционные ярмарки и сопровождающие их увеселения вроде стрельбы из луков или выступлений жонглеров, пирушки, которые закатывали члены цехов и гильдий, отмечая день своего патрона . Для городского совета скандал стал прекрасным предлогом для изгнания пастора. 10 октября 1557 г. Хесхус снова был отстранен .

Впрочем, за несколько лет он приобрел большую известность, твердость, с которой он отстаивал безупречный образ жизни как единственно возможный для истинных христиан, у многих вызывала уважение. Поэтому, едва Хесхус успел доехать до Виттенберга, к нему поступили новые предложения - среди них было даже место надворного проповедника датского короля749. Меланхтон советовал подождать. Он по-прежнему желал устроить судьбу своего бывшего ученика.

Почетная должность, которая могла поставить Хесхуса на одну ступень с десятком наиболее авторитетных немецких теологов, была в его распоряжении. Меланхтон знал, что после смерти Генриха Штолля Отто Генрих предложил Марбаху самому возглавить пфальцскую Церковь, но тот отказал курфюрсту. Возможно, Меланхтон заранее обговорил со старым другом кандидатуру Хесхуса, так как именно Марбах назвал его имя Отто Генриху . Виттенбергские теологи дали Хесхусу отличные рекомендации, и в начале 1558 г. он становится профессором теологии Гейдельбергского университета, генерал-суперинтендантом и членом церковного совета.

Спустя всего два года, 16 сентября 1559, Тилеманн Хесхус лишится своей блестящей должности, а его падение обернется поражением лютеранской Церкви Пфальца. Что же произошло за эти два года?

Хесхус прибывает в Гейдельберг в апреле 1558 г., полный надежд. Он привозит письма Меланхтона духовнику Отто Генриха, Михаэлю Диллеру, и другим друзьям реформатора. Курфюрст принял его благосклонно. Однако, рассказывает К. Вилькенс, на первом же заседании Церковного совета произошел неприятный инцидент: Хесхус, очевидно, не зная, что кресло во главе стола предназначалось Отто Генриху (изначально курфюрст планировал участвовать в работе совета, но вскоре отказался от этой мысли из-за постоянных проблем со здоровьем), занял его сам, а поняв свою ошибку, наверное, впервые в жизни попытался пошутить, приведя изречение Макиавелли: «предоставьте священникам первые места, ибо они на земле вместо богов» . Эраст возмутился поведением генерал-суперинтенданта . Тогда назревающую ссору замяли, но осадок остался - и в дальнейшем Хесхус не упускал возможности резко отозваться об Эрасте и другом светском члене Церковного совета, юристе Христофоре Эхеме («Нет ничего удивительного, что юристы и лекари, которые, вероятно, не прочли за всю жизнь и трех глав из Библии, и ежедневно обременены копеечными делами, в подобных вещах городят чепуху» ). Положение осложнялось еще и тем, что оба были коллегами теолога по Гейдельбергскому университету: Эраст преподавал на медицинском факультете, Эхем - на юридическом. Они не подчинялись генерал-суперинтенданту напрямую (так как не являлись духовными лицами) - а значит, применение против них обычных методов воздействия (внушение, предупреждение, отлучение) было сопряжено с определенными трудностями. Кроме того, как мы уже упоминали, Эраст был лейб-медиком курфюрста: учитывая состояние здоровья последнего, они виделись почти каждый день - значит, с его влиянием окружающим приходилось считаться. В том же 1558 г. профессор медицины был избран ректором университета, и это осложнило и без того натянутые отношения между ним и генерал-суперинтендантом. Не будучи теологом, Эраст неоднократно высказывал свое мнение относительно той или иной религиозной проблемы -причем не только на заседаниях Церковного совета, но и публично, с университетской кафедры. Хесхус считал такое положение вещей неправильным. В скором времени генерал-суперинтендант вступил в конфликт с частью местного духовенства, одобрив проект курфюршеской усыпальницы, разработанный самим Отто Генрихом. Скульптуры херувимов по краям монумента священники посчитали «отрицанием христианских традиций», а «мифологические символы» - «новым язычеством» . Хесхусу эта позиция показалась подозрительной: в ней он увидел «кальвинистскую ненависть»755 к религиозному искусству. В следующий раз источником разногласий становится переработанная генерал-суперинтендантом «Книга песнопений» пфальцской Церкви. Соратник Марбаха, Иоганн Флиннер, в 1556 г. включил в нее сочинения Буцера и Меланхтона - Хесхус же оставил только хоралы на стихи Лютера, не сделав исключения даже для псалмов Давида, ибо их использовали кальвинисты. Вспыльчивость генерал-суперинтенданта, бескомпромиссность его суждений сделали его удобной мишенью для жалоб и нападок филиппистско-кальвинистских сил, прозвавших «насаждаемые» им порядки «саксонским папизмом» . Впрочем, в современной историографии бытует мнение, что «Хесхус не был причиной конфессионального конфликта, и даже не провоцировал его - скорее, он только сделал его явным и публичным» .

Начало евхаристическому конфликту в Гейдельберге положил спор о присвоении Стефану Сильвию степени доктора теологии . Сильвий родился в Грёнингене, маленьком городке в княжестве Ангальт. К 1559 г. магистратом нидерландского Леувардена он был приглашен на должность пастора. Так как Сильвий торопился отбыть к месту назначения, Хесхус предложил ему «готовые» формулировки тезисов для публичного диспута. Не вполне ясно, что именно взорвало начавшуюся дискуссию, но Хесхус обвинил Сильвия в «приверженности цюрихскому вероучению» и в «тайном папизме»760. Ректор Т. Эраст, пользуясь поддержкой большинства профессоров, принял решение присвоить Сильвию академическую степень, невзирая на протесты генерал-суперинтенданта. Все это происходило еще до смерти Отто Генриха (12 февраля 1559 г.).