Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция славянской взаимности в России и в Чехии в 60-е - начале 70-х годов XIX века Лебедева, Ольга Вячеславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева, Ольга Вячеславовна. Концепция славянской взаимности в России и в Чехии в 60-е - начале 70-х годов XIX века : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1991.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальнооть исследования. Проблемы славянской идеологий являются иредмеїш пристального внимания исследователей. Интерес к ним никогда не имел чисто академического характера, ті исторической.литература сложились два основных подхода: о одной стороны, славянскуй идеологию и, в частности панолавизм рассматривают как совокупность великодержавных идей, утверждавших доминирующи роль России - центра "славянского мира" в историческом процессе. С другой стороны, под этими понятиями подразумевают различный теории славянского единства. Меаду полярними трактовками существует множество "промелуточних" вариантов, представляющие собой попытки систематизировать это многоплановое явление. За последние тридцать лег появился ряд трудов советских и зарубежных ученых, где исследуются его социальные, политические и идеологические характеристики. Но так и не выработалось единства взглядов по самым кардинальным проблемам относительно суцлости славянской идеологии, ее роли в системе национальных представлении. Остается открытым вопрос о терминологии, поскольку проблема имеет неустоявшийся категоричний аппарат, іісжду тем, эта крупная научная тема имеет принципиальное значение для тилологизации процесса формирования нашій, в це лам. Пересмотр идеологизированных подходов х ней является одяоД из актуальнейших задач современной славистики.

Пробле.да становления славянской идеологии в русской и чешской обще стаей., ой мысли XII века стала центральным пред-

метом диссертационного исследования. Под термином "олавян-окая идеология1* понимается система идей и представлений о единстве судеб славяноких народов, специфики их взаимоотношений и роли в мировой истории. В основе этих взглядов лежала идея славянской взаимности, строившаяая на факте общего этнояаыкового происхождения. Славянская идея, как таковая, была универсальной в силу отсутствия четких критериев и настолько отвлеченной, умозрительной, что служила материалом для построения как консервативных, так и радикальных моделей будущего. Для идеологического обоснования пагриоти-ческих действий довольно часто испольЕовалась ее "атрибутика" - символы, образы славянского-единства. Но в so se время речь шла об особом ооциашю-психологическом феномене, присущем общественному сознания всех славянских народов в XIX веке, независимо от культурно-исторических различий. Взятая в совокупности составлявших ее национально-региональных "подсистем", славянская идеология является ярким отражением национализма развивавшихся общеотв в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе было уделено периоду с конца 50-ых до начала 70-ых годов XIX века, который совпал с серьезнши изменениями в общественной жизни России я Австрийской империи, а . также о осложнившимся соложением обоих государств в Европе. Это был качественно новый этап чешского движения, для которого характерен полок методов активной политической борьбы и массовые патриотические выступления. Верхней границей исследования выбрав 1871 год, когда попытки чешской оппози-

ции осуществить федералистскую программу потерпели поражение. На шестидесятые годы приходится кристаллизация всеславянских представлений в общественной ыноли России. Поражение в Крымской войне и -проведение реформ дало импульо первым широким дискуссиям вокруг вопросов, в тон числе и ола-вянскогоф на которые раньше был наложен запрет. Логика ио-оледования диктоЕйла также необходимость обращения к материалам первой половины XIX века, раокршаащиы особенности исходных установок двух типов славянской идеологии.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является выяснение специфіки восприятия "славянства" в образованных кругах русского и чешского общества. Важно было проанализировать особенности преломления славянской идеи в сознаний народа, обладающего государственность» я народ?, вынужденного отстаивать свой полноправный статуо и национальную самобытность. Помимо общей задачи был поставлен ряд вопросов о структуре двух типов славянской идеологии, их общественных функциях. Особо была выделена проблема соответствия славянской идеологии целям политики России и чешского движения. Большой интерео представлял также текстологический анализ,- направленный на выяснение особенностей употребления терминов "панславизм", "пан-руссизм", "славянская взаимность". В соответствии с наиболее распространенным значением, эти понятия были введены в текст диссертант. Все они носят рабочий характер н были необходимы для построения общей концепции развития славянской идеологии в Чехии и в России в шестидесятые годы.

Для решения поставленных задач применялись методы, а принципы научного познания, ооновываюциеоя на конкретно-историческом изучении фактов и явлений в их диалектической взаимосвязи. Использовались различные формы анализа, позволившие систематизировать обширный источниковый материал и на атом уровне приступить к теоретическому осмысления темы. Автором были учтены методологические pas-работки в трудах основоположников научного социализма, а также опыт мировой исторической науки, в том числе и советской, в изучении вопросов становления национализма, формирования наций нового времени, в целом. *

Апробация работы. По теме диссертация были сделаны доклады на XI и ХП Ясеооюзных конференциях олавиотов (1988, 1990), на всесоюзной школе славистов в балканистов в Звенигороде (1986), а также на конференции по проблемам национализма (ИСБ АН СССР, 1989 г.), по материалам которых опубликованы тезисы. Отдельные положения диссертации обсуждались на заседании сектора новой истории народов Австрийской империи ИСБ АН СССР (1969).

Практическая значимость. Результаты исследования могут найти применение при чтении общих и специальных куроов по история южных я западных славян и России, а также при создании учебных пособий.

Постановка исследовательских задач во многом обусловила научную новизну исследования. Преодолеть сложившиеся стереотипные оценки можно только на основе сравнительного изучения широкого комплекса источников, отразивших умонастроения XIX века. При формулировании общей проблемы

'было учтено, что советская историография, гораздо в большей степени, чем зарубежная, относится о предубеждением к "панславизму". Такой односторонний подход не только обедняет представление о многообразном развитии славянской идеологии, но и не соответствует историческому наполнению этого поня-тия. В работе была предпринята попытка классифицировать это явление, подробно проследив отдельные его проявления, выделив ряд наиболее существенных признаков.

Определенная новизна исследования проявилась в постановке проблемы этнонациональных стереотипов, к которой за пооледние несколько лет приступила отечественная славистика. Результаты проведенного анализа могут существенно дополнить разработки таких важных проблем, как складывание образа России в среде зарубежных славян, представление о предназначении овоего народа, вырабатывавшееся у интеллектуальных слоев общества.

По-новому аргументированы вопросы, связанные о проведением славянского съезда 1867 г., складыванием "православной ыясоии" России в земли авотрийских славян, формированием концепции "имперского панславизма"; а также со славянским аспектом чешской борьбы за федерализацию Австрии. В диссертации предложена классификация системы славянской идеологии и этапов ее становления.

Структура. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и источников, двух приложений.

, 5