Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе : Сравнительно-исторический анализ Савинова, Мария Адриановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савинова, Мария Адриановна. Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе : Сравнительно-исторический анализ : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Улан-Удэ, 1998.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/230-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Одной из особенностей духовной жизни Бурятии 90-х годов является большой всплеск интереса населения к той стороне духовной жизни, которая связана с верой. В условиях радикальных социально-экономических перемен в обществе и расширения информационной открытости процесс религиозного осознания значительно ускорился. Принятие Закона о свободе вероисповедания в 1990г. явилось своеобразной легитимацией властями этого явления, следствием изменения отношения к религии со стороны государства. Духовные поиски среди населения республики идут очень интенсивно и охватили практически все его социальные слои независимо от образовшгая, возраста, пола и политических убеждений. К началу 1997г. в стране было зарегистрировано более шести тысяч организаций сектантского типа, около полутора миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет находятся в настоящее время под влиянием религиозных культов1. Очевидно, что в обществе сейчас идет ожесточенная борьба за души людей, идет интенсивная духовная обработка молодежи.

Закон о вероисповедании 1990г. открыл свободный доступ в Россию как для тоталитарных культовых новообразований, так и для тех новых религиозных движений, которые не несут в себе деструктивные черты, а имеют тенденцию утверждаться как «истинные» и занять свое место среди традиционных мировых религий. Поскольку все необычное часто вызывает у окружающих неоднозначную реакцию, нетрадиционные конфессии, в частности, движение «Харе Кришна», тоже не избежали этой участи. В средствах массовой информации оно зачастую представляется как деструктивное сектантское движение, цель которого одурманить молодежь.

Назрела необходимость определить какие из новых религиозных организаций несут в себе угрозу личности, обществу и, в конечном счете, государству, а какие призваны удовлетворить духовные потребности человека. Перед наукой стоит задача внимательно разобраться в этом явлении, глубоко и всесторонне изучить нетрадиционные религиозные конфессии и выработать по отношению к ним соответствующие рекомендации. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Бурятия, являясь самым северным монголоязычным регионом Центрально-Азиатского ареала, тоже не избежала внимания со стороны зарубежных проповеднических организаций. Причем активизация их деятельности проходит на фоне значительного роста религиозности среди молодежи. По последним данным 77% опрошенных молодых людей в республике выразили положительное отношение к религии2.

С начала 90-х годов в Бурятию, на фоне деятельности исторически зложившихся этноконфессиональных организаций, таких как РПЦ, ДПЦ,

Пвсареяко Д. Почему молодежь выбврает сопыУ/АИФ. -1997. -Jfel-2-G 11.

: Бяямаев АЛ. Молодежные оргавжицвв Реицбишкв Бурштжш ва современном этапе (1985-1995іт.) две канд. вст. в»ук. - Улаи-Уде: БГУ, 1997- С. 7».

Центральное Духовное Управление буддистов, Традиционная буддийская Саигха России, различные буддийские и шаманистские религиозные центры, стали проникать новые нетрадиционные религиозные движения (Приложения №1 -3). В настоящее время в Бурятии, главным образом в столице республики, развернули свою деятельность Бурятский проповеднический центр «Харе Кришна» и община последователей Веры бахай. Эти конфессии совершенно необычны для населения Республики. Никто прежде не распространял учение и философию этих религий на территории Байкальского региона.

Объектом исследования настоящей работы является деятельность конфессиональных организаций «Сознания Кришны» и «Вера бахай», осуществляемая с момента возникновения в рамках их традиционного ареала, а также их деятельность в Бурятии на протяжении последних десяти лет. Предметом исследования являются сами эти конфессии. Серьезное исследование этой актуальной и интересной проблемы потребовало тщательного изучения философии и концептуальных основ этих религий, что дало возможность получить более четкое представление об их основных положениях и целях.

Небезынтересными представляются вопросы о том, что в них привлекло ту часть нашей молодежи, решившую стать адептами этих религий, каковы мотивы, побудившие их остановить свой выбор на этих чужеродных конфессиях, минуя традиционные. Исследование этих вопросов представляет интерес не только для религиоведческой науки, но и для мировой истории в целом, а также для социальной психологии, философии, культурологи, отечественной истории. Состояние и степень изученности темы

Новые религиозные течения - Вера бахай и Движение Сознания Кришны -попали в поле зрения ученых сравнительно недавно (Вера бахай - с середины XIX в., Сознание Кришны - с 60-х годов текущего столетия). И хотя к настоящему времени имеется обширная библиография, посвященная индуизму и исламу -материнским религиям исследуемых религиозных течений, приходится констатировать слабую изученность интересующей нас проблемы. Косвенно эти религиозные новообразования затрагиваются в работах Б.З. Фаликова1, З.Миркиной и Г. Померанц2, а так же упоминаются в ряде справочных изданиях3, Однако, в качестве самостоятельного объекта исследования эти вероучения не выделяются. Эти конфессии представлены большей частью листовками, буклетами, а также газетными и журнальными статьями и интервью В.Секерина, ЛЛайнера, Г.Тумаркиной, В.Еремина, Н.Требушевской, А-Климова, А-Кумани, Б.Бердыев, Л.-ХХомбоевой, Т.Бадмаева4 и др. Работы этой группы авторов носяі

1 Фалгосоа КЗ. Нвоиндуизм и тападгая культура. -№, 1994.-С149-Ш. 'МирішнаЗ.ПомерашіГ. Великие религия мира. -М.: Рипол, 1995. -С 313-314.

1 БСа-2-е яздЛМ,1?50.Т.1«.-С129; МСЭ.2-* мд^ЛС.1950.Т.1.-С895;Всемириов ішсашкьЛІ,1995^С38-39. 'СекеривВ. Провозв«сгам1ШВОво4эры//Ч«пшс1Я>*овоч>енве.-1>9«.-14с««п. Лайнер Л. Слуги единого Господа // Тайная власть. -199*. -№7.

Еремин В. Педагогика духовности // Челяфиясюп рабочий. -1996. -28 сеят.

обзорный, не совсем научный характер, поскольку написаны на основании субъективных суждений без привлечения священных текстов учений.

Б.З.Фаликов в очерке, посвященном движению Харе Кришна, единственной значительной работе, найденной нами, пишет главным образом о Шриле Прабхупаде, основателе движения, не освещая философских основ этого религиозного учения. Поскольку без глубокого и всестороннего изучения философии того или иного религиозного течения невозможно объективно судить о том, является ли оно истинным или сектантским, то этой работы, на наш взгляд, недостаточно для того, чтобы получить исчерпывающее представление о Движении Сознания Кришны.

В диссертации А.З.Бадмаева на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985-1995гг.)» посвящено несколько страниц Движению Сознания Кришны. Следует отметить несколько негативное отношение к Движению со стороны исследователя. Его критическое отношение, по видимому, сформировалось на основе публикаций середины 80-х и начала 90-х годов1, написанных в духе того времени и носящих крайне отрицательный характер по отношению к «псевдовосточным культам и мистическим группам», к коим причислялись и кришнаиты. Не имея данное религиозное течение в качестве объекта исследования, автор ограничился односторонним рассмотрением только внешней обрядовой стороны жизни адептов этой конфессии, не вникнув в суть вероучения и в смысл их ритуальной практики.

Что касается Веры бахай, приходиться констатировать, что мы не смогли найти сколько-нибудь значительных работ отечественных авторов, рассматривающих деятельность и концептуальные основы вероучения, за исключением журнальной статьи Д. Касаткина2. Следует отметить, что хотя вероучение представлено в статье обзорно и схематично, отчетливо проявилось положительное отношение автора к этой конфессии.

Изучению философских основ индуизма и ислама посвящено значительное число работ как отечественных - Г.М.Бонгард-Левин, Н.Р.Гусева, А.Я.Сыркин, Р.Б.Рыбаков, Н.М.Корабельник, А.Д.Литман, С.М.Прозоров3 и др., так и

Требушевская И. Вера бахай // Авангард. -1993. -24 марта.

Климов А. Хотелось бы верить // Труд. -1992. -19 нояб.

Куманн А. Семь храмов бахай // Наука жизнь. -1996. -10 дек.

Бердыев Б. Ашхабадские бахансты // Союз. -1990. -№37. -сент.

Гомбоева Л-Х. «Пкща для жнзнн» - для ветеранов войны н труда//Буряпа>199б. -15мая

БадмаевТ. КоммунязмваПрнре<шой//Иифориаолнс-199<.-8мая.

1 Калачев Б.Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных группах
мистиков //По нетканным законам улицы. -М., 1991.-С. 201.

Привалов К. Секты: досье страха. -М., 1987. -С.43.

2 Касаткяв Д. Бехаязм в поисках пути к истине/Материалы Улан-Удэвской общины бахая без м. и т.н.
1 Бонгард-Левни Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. -М.: Наука, 1980.

Гусева ILP. Индуизм. История формирования. Культовая практика. -М.: Наука,]977. Сыркия АЛ. Некоторые проблемы изучения упанишад. -М: Наука, 1971. Рыбаков PJ5. Буржуазная реформация индуизма. -М, 1981.

зарубежных исследователей - У.Дж.Уилкинс, С. Джейсуал1 и др. Однако, большинство этих исследований рассматривают преимущественно философские основы данных религий, не анализируя особенности многочисленных ортодоксальных и сектантских течений внутри них. Причем отечественные исследования философии индуизма основываются большей частью на комментариях и переводах последователей школы великого индийского философа и религиозного деятеля Шанкары, которые представляют пантеистическую, «непреданную» сторону индийской традиции. Тогда как религиозное Движение Сознания Кришны основывается на «преданном», теистическом индуизме, который еще недостаточно изучен в нашей стране. За рубежом «преданная» сторона индуизма и деятельность Движения Харе Кришна исследована академической наукой более основательно - Дж.С.Джудах, Д.Л. Экк, Т.Дж. Хопкинс2 и др. - в виду того, что они имели возможность непосредственно наблюдать за рождением и становлением Движения и первыми ознакомиться с переводами ведических писаний, сделанных основателем движения, блестящим знатоком английского языка и санскрита.

Что касается философских основ ислама и Веры бахай, то, хотя последняя возникла как еретическое движение ислама, она полностью отменила или видоизменила законы и обрядовую сторону материнской религиозной традиции. Это вероучение развило свою философскую концепцию, суть которой заключается не в отрицании Откровений традиционных мировых религий, христианства и ислама, которые оно принимает наряду со своими Писаниями, а в отмене рукотворной ритуальной стороны этих религий. Религиозные положения Веры бахай еще не подвергались глубокому и всестороннему анализу отечественных религиоведов, подтверждением чему служит практически полное отсутствие фундаментальных работ по данному вопросу.

Как и в случае с Движением Харе Кришна, историческая и концептуальная сторона Веры бахай зарубежными исследователями изучена более полно и всесторонне - М. Моумен, У. М. Миллер, Дж. Д. Мартин, В.И.Джонсон, У.Гйачери3. Более или менее доступна широкому читателю только переведенная с

ИМ. Социальные ш религиозно-философские воззрения средневекового

индийского мыслителя Чайтаньи: Автореферат днс.канд.>ст.ваук. -М, 1984.

Литмав ХД. Современная андийская философия. -М, 1985.

Прозоров СМ. Ислам. Историографитсскве очерки. -М.: Натка, 1991. 1 WBUnx WJ. Modern Hinduism. -Demi, 1975.

Jaiiwal S. The Origin and Development of Valsnavlsm. -Delhi, 1967. 1 Джудах ДасС Харе Кришна и контркультура//Мои воспоминания о Шриле

Праохупаде. Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Б. м. и г. и.

Экк ДЛ. Сознание Кришны в исторической перспективе//Материалы Бурятского проповеднического

центра «Харе Кришна». Без к. и г. и.

Хопкинс ТДж. Жизненная перемена. Формирование Движения Харе Кришна в

Британской Индии//Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». Без м. и г. а. 1 Momen М. ТЪе Baoi and Baba'l Religions. -Oxford: 1981.

МШег W.M. The Baba'l Fattfa, Its History and Teachings. -South Pasadena: 1974.

Martin J.D. The Baha'U of Iran under me Islamic Republic -MEF, Vol 6,1983.

английского языка книга Дж.Э.Эсслемонта «Баха-Улла и Новая Эра1. Наиболее значимыми трудами по этой религии являются работа У.С.Хэтчера и Дж.Д.Мартина2 и очерк Н.Аккерман и Г.Хассела3, а также теологические работы Удо Шефера4, которые являются адептами этого вероучения. В силу этого данные работы не лишены некоторой тенденциозности и неизбежно несут по своей сути и направленности апологетический характер, что требует критического отношения со стороны исследователя.

Среди изданий, подготовленных представителями исследуемых конфессий, можно выделить священные писания вероучений, катехизическую литературу, труды и отдельные статьи основателей и ведущих богословов, периодические издания, а так же методические сборники, брошюры, молитвенники и песенники, выпускаемые центральными органами конфессий. В этой литературе содержится немало фактического материала, б особенности относительно вероучительных вопросов, истории возникновения и развития движений и, кроме того, она позволяет почувствовать умонастроения их последователей.

Проанализировав имеющуюся в наличии литературу, следует констатировать, что до сих пор не было проведено всестороннее, основанное на достаточном объеме первоисточников, научное исследование религиозных учений Сознания Кришны и Веры бахай. Не была достаточно подробно рассмотрена история возникновешія, деятельность, суть обрядов и конечная цель этих вероучений, особенно в национальных и полиэтнических регионах.

Цель исследования - проследить развитие и дать анализ деятельности новых нетрадиционных конфессиональных организаций на территории Бурятии на протяжении десяти последних лет, то есть с момента появления. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- исследовать истоки и причины зарождения современных религиозных
движений «Сознания Кришны» и Веры бахай;

- проследить дальнейшее развитие их деятельности в современных
условиях;

- проанализировать концептуальные философские основы данных
конфессий;

исследовать деятельность этих нетрадиционных религиозных движений на территории Бурятии с момента их деятельности в республике;

рассмотреть и проанализировать причины и мотивы, побудившие определенную часть населения нашей республики принять эти вероучения.

Johnson V.E. ТЬе Challenge of the Baha'l Faith. WO, Vol.10,1976.

Gtachery U. Shoghi EflendL RecoUcctloni. -Oxford: 1973. 1 Эсслемонт Дх.Э. Баха-Улла в Новая Эра. New Delhi, India.: Baha'l Publishing Trust Без т.ч. 1 Хэтчер У.С., Мариш ДясД. Новая мировая религия. -СПб.: Изд. фовд Бахай Единение, -1995. 1 Лккермав П., Хассел Г. Вера бахай в Россия. Си.: Хэтчер У.С, Мартин ДжД. Укаїсоч. 4 Scbaefer U. The Light Shlnerh in Darkness, Five Studies In Revelation alter Christ -Oxford:

1977.

Источниковедческой базой данного исследования являются:

Священные Писания исследуемых вероучений: «Шримад Бхагаватам» пять томов (1,2,3 песни), «Бхагавадгита как она есть», Источник вечного Наслаждения (Краткое изложение Песни десятой Шримад Бхагаватам), Шри Ишопанишад; Откровение Бахауллы «Китаб-и-Акдас», «Послание Сыну Волка», «Сокровенные слова» на русском и английском языках, «Крупицы»;

философские трактаты древних индийских ачарьев в изложении Шрилы Прабхупады;

комментарии Шрилы Прабхупады к ведической литературе;

философские труды, речи, письма и интервью самого Шрилы Прабхупады и его первых учеников, являющихся в настоящее время инициирующими гуру;

Труды, речи, письма Абдул-Бахи и Шоги Эффенди, хранителей и главных толкователей Веры, на русском и английском языках;

брошюры, методические сборники и информационные листки, издаваемые центральными издательствами вероучений для последователей вероучений;

периодические издания вероучений;

аудиокассеты с лекциями, документы, буклеты, информационные листки, распространяемые адептами вероучений на проводимых ими мероприятиях;

В работе использованы сведения, полученные в результате личных бесед с представителями исследуемых вероучений - Сознания Кришны и Веры бахай.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор исследует деятельность и концептуальные основы Сознания Кришны и Веры бахай как нетрадиционные для населения РБ и пытается проследить их влияние на этническую культуру народов Бурятии. В частности, в исследовании выявлены философские концепции этих религиозных движений и причины их жизнеспособности в условиях нашей республики. В диссертации сделан анализ данных комплексного этносоциологического исследования. Разработка анкеты и предварительный опрос были проведены исследовательской группой под руководством профессора Н.В.Абаева. Впоследствии анкета была доработана диссертантом применительно к исследуемой им теме. Данные комплексного этносоциологического исследования вводятся в научный оборот впервые.

Методологической основой диссертации являются современные теории российского и зарубежного религиоведения, а также исследование конкретных религиозных традиций, как одного из приоритетных феноменов культуры в целом и индуистской, в частности, историко-культурологические аспекты исследования региональных традиций, вне рамок их традиционного ареала.

В диссертации наряду с применением хронологического и сравнительно-исторического методов исследования было проведено этносоциологическое исследование в форме анкетированного опроса населения.

Научно-практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения, анализ и выводы могут иметь значение при изучении историко-культурных, общественно-политических и религиозных процессов в странах распространения данных религиозных движений; при исследовании этносоциальных особенностей народов Сибири, страны и Центральной Азии в целом, а также при изучении современных культурно-религиозных процессов в Бурятии. Результаты исследования дополняют и расширяют историю религиозной жизни в мире, в стране и в республике. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по краеведению, включены в курсы лекций по всеобщей истории, истории отечества, истории культуры, религиоведения в высших и средних учебных заведениях

Апробация работы.

Основные положения исследования нашли свое освещение в докладах и сообщениях автора, сделанных на научных конференциях Бурятского государственного университета (1997-1998гг.), республиканской научно-практической конференции БИПКРО «Коммуникация, образование, культура» (февраль, 1997г.), на международной научной конференции «Мункуевские чтения-1» (июнь, 1997г.). Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр всеобщей истории и культурологии Бурятского государственного университета (октябрь, 1998 г.). По итогам обсуждения рекомендована к защите. Основные идеи диссертации отражены в публикациях автора. Общий объем публикаций по теме исследования - 2,2 п.л.