Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в годы президентства Г. Абдель Насера (1952-1970 гг. ) Аль-Холи Амаль Митвали Хамид Ибрагим

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль-Холи Амаль Митвали Хамид Ибрагим. Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в годы президентства Г. Абдель Насера (1952-1970 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/2942-0

Введение к работе

Актуальность избранной темы определяется растущим пониманием художественной и научной общественностью обеих стран того неоспоримого факта, что культурные ценности, созданные в процессе общения и сотрудничества мастеров культуры двух стран обогащали духовно оба народа и имеют непреходящее значение.

Поэтому ограничение связей' в области культуры, вызванное ухудшением политической конъюнктуры 70-х годов, имели временный характер, а восстановление традиционных связей не только в сфере экономической, технической и военной, но и культуры и искусства является объективной необходимостью, направленной на взаимное обогащение двух народов, имеющих огромный духовный и интеллектуальный потенциал. И, разумеется, исследование накопленного опыта, как позитивного, так и негативного, будет содействовать более рациональному использованию интеллектуальных и материальных ресурсов в будущем общении и взаимодействии художественной и творческой интеллигенции двух стран.

Пели и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в российской и египетской историографии, в диссертации поставлены следующие цели и задачи:

показать культурное наследие и тысячелетние традиции в области цирка, профессионального танцевального искусства, хореографического фольклора и музыки в Египте;

охарактеризовать уровень, достигнутый в вышеупомянутых видах искусства в Египте в период, предшествующий революции 1952 г.;

I. Африка. Культура и общественное развитие. М.. 1984. с. 137.

рассмотреть культурную политику и систему мероприятий Республики Египет в области культуры и искусства в течение первых двух десятилетий его существования;

выявить исторические корни русско-египетских связей 3 области культуры;

проанализировать характер, масштабы и итоги советско-египетского сотрудничества в развитии вышеуказанных видов культуры и искусства в Египте, определить их значение в развитии египетской культуры.

Хронологические рамки работы обусловлены тем, что именно в насеровский период, т.е. в 1952-1970 гг. были осуществлены важнейшие реформы в области культуры и искусства, которые достигли невиданного на протяжении новой и новейшей истории страны расцвета. Вместе с тем, специфика темы вынуждает автора порою делать далекие экскурсы в фараоновский Египет, к которому восходят корни не только египетской, но и европейской культур, а при необходимости вторгаться и в последующий период исторического развития страны, с целью оценить глубину осуществленных реформ.

Научная новизна исследования заключается в том, что вплоть до настоящего времени ни в российской, ни в египетской исторической науке нет ни одной работы, посвященной историй основания национального цирка, а также зарождения и становления таких видов искусств, как классический балет и профессиональное танцевальное искусство в Египте.

Практическая значимость диссертации. Полученные результаты могут, быть использованы при подготовке проектов новых соглашений по культурному сотрудничеству между Египтом и Россией, в научно-педагогической работе в учебных заведениях различного профиля - востоковедных, исторических и искусствоведческих, при составлении специальных курсов по истории египетской культуры и искусству, по истории советско (российско)-египетских культурных и научных связей, а также в исследованиях по истории египетской культуры.

Методологические и теоретические основы исследования. В ходе работы над диссертацией автор обращался к теоретическим трудам советских и российских востоковедов, специалистов по развивающимся странам - историков и культурологов. В этой связи хотелось бы упомянуть работы Л.Б. Алаева, Е.А. Амбарцу-

мова, Б.С. расова, В.Б. Иорданского, Р.Г. Іандн, А.И. Левков-ского, Л.Р. Полонской. Е.Б. Рашковского. Л.И. Рейснера. Н.А. Симонии и др. Автор опирался также на коллективные монографии, в том числе такие, как "Эволюция восточных обшеств: синтез традиционного и современного" (М., 1984); "Общественная мысль развивающихся стран" (М.. 1988).

Источники и литература. Источники диссертации подразделяются на несколько групп.

К первой группе относятся официальные публикации правительств дореволюционной России и СССР и Реопублики Египет (с 1958 по 1971 г. ОАР), опубликованные в официальных изданиях правительств (СССР и арабские страны. І9І7-І960. Документы и материалы. М.. 1961; СССР и страны Африки. М., 1977; Хартия. Каир. 1962 и др.): Для данной диссертации важное значение имеет соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Египтом, подписанное 17 октября 1957 г. , а также подписывавшиеся на его основании каждые последующие два года Комплексные планы, определяющие конкретные формы их взаимного сотрудничества в области искусства и культуры. Последнее из этой серии соглашений, предусматривающих план культурного сотрудничества на 1975-1976 гг., было подписано 3 февраля 1975 г. министрами иностранных дел Египта И. Фахми и СССР А. Громыко.

Вторую группу источников составляют сборники речей Г.А. Насера, Н.С. Хрущева, их книги, а также мемуары, интервью и выступления других советских и египетских руководителей и официальных лиц.

К третьей группе источников относятся мемуары и воспоминания крупнейших деятелей египетской культуры и искусства (Ха-сана ал-Хелва - "60 лет лицом к лицу с опасностью", 1968 г.; неопубликованная рукопись Ас-Сайида Юсуфа Хилаля "История цирка в Египте", 1971 г.; две книги мемуаров Махмуда Реда - "Танец - моя жизнь", 1962 г. и "Поклонение танцу", 1969 г. и др.

Четвертую группу источников составляют книги русских путешественников и миссионеров, изданные во второй половине XIX в.. начале XX в., в которых содержатся интересные данные, касающиеся культурных связей России и Египта (А.В. Елисеев, С.Я. Елпатьевский и др.).

I. СССР и арабские страны. І9І7-І960. М.. 1961. ее. 407-409.

Пятую группу источников составляют архивние материалы, опубликованные и неизданные (Центр национальных документов в Каире).

Характер мемуаров имеют и личные воспоминания и беседы автора,в течение длительного времени проработавшего в качестве директора каирского цирка, директора театра, а позже ответственного работника Министерства культуры АРЕ, многократно встречавшегося и беседовавшего со многими видными деятелями египетской культуры и искусства, а также со многими советскими деятелями искусства, режиссерами-постановщиками, артистами и преподавателями, которые работали в Египте. Кроме того, автор внес свой скромный вклад в развитие культурных связей двух стран в качестве переводчика, переведя ряд пьес с русского на арабский, которые с успехом шли на египетской сцене, в том числе пьесу А.П. Чехова - "Дядя Ваня" и И.В. Штока - "Чертова мельница".

К категории источников следует отнести также книги и брошюры информационного характера, посвященные важнейшим центрам египетской культуры и искусства и различным профессиональным художественным коллективам (например, Путеводитель Академии искусств, изданный в связи с 25-летним юбилеем со времени ее основания, или брошюра, посвященная Национальному ансамблю народных искусств под руководством М. Реца и др.). К этой же группе источников следует причислить и справочные издания по Египту, в которых содержатся разделы по культуре и искусству Египта, изданные в России (Объединенная Арабская Республика. Справочник. М., 1968; Арабская Республика Египет. Справочник. М., 1990).

К категории источников следует причислить и часть материалов и документов, опубликованных в египетской и советской прессе, содержащих информационный материал различного характера (гастроли художественных коллективов, участие в фестивалях культуры, конкурсах и пр.).

При разработке исследуемых проблем диссертант опирался на достижения русской дореволюционной и особенно советской востоковедной науки. Большую помощь в написании работы оказали труда российских и советских ученых - специалистов по древней истории Египта - И.В. Авциева, Т.Б. Бороздиной, И.О. Кац-нельсона, М.А. Коростовцева, Н.А. Померанцевой, В.В. Струве,

Б.А. Тураева, посвятивших древнеегипетским танцам, музыке и некоторым елементам цирка специальные работы, статьи, либо небольшие разделы, имеющие важное значение для понимания особенностей развития древнеегипетской культуры и культурного наследия египетского народа, без чего невозможно ответить на многие вопросы, на которые пытаются дать ответы современные египетские историки, культурологи и искусствоведы.

Важное значение для данной работы имеют и труды западных специалистов по древнеегипетскому искусству - Н. Гримая, А.Де-миля, Э. Дриотона , И. Лексовой, Ф. Уилксона, А. Эрмана, большая часть которых переведена на арабский язык.

В последние годы интерес к этой тематике среди египетских ученых постоянно возрастает, что привело к появлению целого ряда интересных работ, среди которых для нас наибольший интерес представляют исследования М. Азиза, Н. аль-Хамрави и В. Назыра.

Важное значение для понимания общественной жизни современного Египта имеют труды современных русских ученых по истории, экономике и политике АРЕ - Ф.М. Ацамбы, И.П. Беляева, А.З. Бгорина, B.C. Кошелева, Р.Г. Ланды, З.И. Левина, В.Б. Дуцкого, Л.И. Медведко, В.В. Наумкина, Ф.А. Ротштейна, Б.Г. Сейраняна, Л.А. Фридмана, Л.Я. Черкасского и др.

С большой пользой диссертантом использованы также достижения советских историков в области культуры и искусства Египта А.С. Алпатовой, Т. Бальтерманц, Ф.Г. Барднана, И.Р. Еолян, В. Землемерова, Н.Г. Калинина, О.В. Ковтуновича, И.М. Настич, Т.А. Путинцевой, А.С. Шахова и др.

Среди наиболее важных с точки зрения исследуемой темы публикаций западных авторов,посвященных проблемам послереволюционного развития Египта, следует отметить работы А. Абцель-Мадека, Ж. Берка, П. Ватикиотиса, Г. Вуда, А. Давиша, Дж. Ландау, Т. Литтла, М. Оустина, К. Уилока и Ф. Холлицей.

При подготовке диссертационной работы учитывались и достижения египетской исторической науки в области новой и новейшей истории. Автор использовал труды как представителей первого поколения египетских историков, выдвинувшихся в 20-30-е годы, среди которых есть ряд крупных имен, таких как М. Сабри,

I. Э. Дриотон. Древнеегипетский театр. Каир, 1967 (перевод с французского С. Окаша).

III. Горбал и М. Рифаат, получивших образование во французских и английских университетах. Однако крупнейшим представителем "национальной школы" стал непрофессиональный историк и юрист по образованию Абц ар-Рахман ар-Рафии - автор 16-томной национальной истории, охватывающей период от начала XIX в. до конца 50-х годов XX в.

Но труды ар-Рафии, как и других современных ему историков, посвящены преимущественно политической истории.

Послереволюционный период был отмечен заметным оживлением исторических исследований. Однако новый период развития исторической науки наступил лишь на рубеже 60-70-х годов и был связан с деятельностью М. Аниса и целой плеяды его учеников и коллег (А. Рамадан, Р.А. Хамиц, 0. Иса, Т. аль-Бишри, А. Дису-ки и др.).

Существенное значение при подготовке диссертационного исследования имели труды египетских авторов, посвятивших свои книги вопросам истории египетской культуры и искусства и советско-египетским отношениям, опубликованных на арабском и английском языках. Наиболее интересными в этой очень пестрой по свою/ политическим и классовым симпатиям, а также научному уровню явились произведения X. Абд Раббихи, С. Абдуна, Ф. Га-лаба, М. Галеба, А. Аль-Мааза, X. Мохи ад-Дина, Ф. Мурси, А. Сидки, Р. Сайда, М.Х. Хейкала и Аль-Хуссини.

При подготовке диссертации наиболее полезными оказались книги Фуаца Мурси и Хусейна Абд Раббихи .

Работа Мурси, написанная на основе неопубликованных и опубликованных материалов египетских и британских архивов и обширной литературы, в том числе и советской на английском и арабском языке, очень фундированная и представляет значительный интерес. Брошюра Абц Раббихи, несмотря на недостатки (неумение отделить главное от второстепенного, ненужных деталей, отсутствие продуманной системы и фрагментарность некоторых глав), тем не менее содержит важный информационный материал. Наиболее высокого уровня и интенсивности сотрудничество деятелей искусств двух стран достигло в области балета, профессиональной

  1. Ф. Мурси. Советско-египетские отношения. 1943-1956. Каир, 1977.

  2. X. Абд Раббихи. Советско-египетские культурные отношения. Каир, 1976.

народной хореографии, цирка и в несколько меньшей степени музыки, т.е. по терминологии автора, в "выразительных искусствах", в которых содержание раскрывается в танцевально-музыкальных образах, движениях, пластике и жестах, т.е. в тех искусствах, где основные средства создания художественного образа - общечеловеческие, и языковый барьер не становится препятствием во взаимопонимании.

Что касается изобразительных искусств (живопись, скульптура и графика), то практически не было какого-либо сотрудничества между двумя странами, за исключением приглашений отдельных художников, либо частных визитов.

В области драматического искусства были лишь попытки установления контактов, но инициативы, более активные со стороны России, не получили развития, главным образом, по вине египетской стороны. Абд Раббихи отмечает, что отсутствие связей в этой сфере нанесло ущерб развитию египетского драматического искусства.

Несмотря на, в целом, весьма высокий уровень и разнообразные формы культурного сотрудничества, за все время не было взаимных гастрольных поездок драматических театров обеих стран.

Был пример и неудачного сотрудничества - в области кукольного театра, что Абд Раббихи объясняет рядом причин, но главным образом тем обстоятельством, что уровень этого вица искусств в Советском Союзе был ниже, чем в некоторых странах Восточной Европы (Румыния, Чехословакия, Венгрия) .

По нашему г/нению, это вопрос спорный и автор не владеет достаточным объемом информации, чтобы судить об этом, ограничив свою задачу лишь постановкой этого вопроса, требующего серьезного исследования.

В силу всех вышеуказанных причин автор счел целесообразным посвятить данную работу тем вицам искуссти, в которых сотрудничество двух стран достигло весьма высокого уровня и оставило глубокий след в истории Египта и советско-египетских отношений.

Автор считает необходимым сделать следующую оговорку. В данной диссертации не ставилась задача осветить вопросы, связанные с развитием египетской музыки и кино, ибо они нашли достаточно полное отражение в работах, в том числе и монографических, Б.Р. Еолян и А.С. Шахова.

I. Абд Раббихи. Цит. пр., ее. 38-47; 68-69. 10