Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Курдский вопрос в политике младотурок в преддверии Первой мировой войны и курдская политика Российской империи (1908-1914 гг.)". Абак Тибет

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абак Тибет. "Курдский вопрос в политике младотурок в преддверии Первой мировой войны и курдская политика Российской империи (1908-1914 гг.)".: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Абак Тибет;[Место защиты: ФГБУН Институт востоковедения Российской академии наук], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. К истории возникновения курдского вопроса в Османской империи в XIX веке 24

1.1. Курдская окраина Османской империи: административный статус 25

1.2. Переход к политике централизации в Османской империи в середине XIX века 29

1.3. Усиление влияния шейхов в курдской среде во второй половине XIX века 35

1.4. Создание хамийдских полков и обострение курдо-армянских противоречий в Османской империи в конце XIX века 41

Глава 2. Курдский вопрос в политике младотурок в период восстановления конституционного режима (1908–1911 годы) 55

2.1. Политические цели режима младотурок 55

2.2. Сотрудничество младотурецкого комитета с армянской организацией Дашнакцютюн и отношение курдских вождей к новому режиму 58

2.3. Попытка Хусейн-паши Хайдеранлы перейти в российское подданство 90

2.4. Изменение политики младотурок в отношении курдов в 1911 году 99

Глава 3. Политика России в отношении курдов Османской империи после Младотурецкой революции 104

3.1. Внешнеполитическое положение Российской империй в начале XX века и интересы России в Малой Азии 104

3.2. Интерес России к курдским племенам и нарастание пророссийской ориентации в среде курдских племенных вождей 122

3.3. Абдулреззак Бедирхан: деятельность пророссийского курдского лидера 131

Глава 4. Изменение в национальной политике младотурок накануне Первой мировой войны 148

4.1. Эволюция идеологии младотурок в преддверии Первой мировой войны: от османизма к тюркизму 148

4.2. Возвращение младотурок во взаимоотношениях с курдами к политике абдулхамидовского режима (1911–1914 годы) 159

4.3. Российско-османские отношения в контексте курдского вопроса в северо-западном Иране 174

4.4. Битлисское восстание (1914 год) 191

Заключение 202

Список использованных источников и литературы 208

Приложение А (справочное). Копии документов на русском языке 227

Введение к работе

Актуальность темы диссертации.

Диссертация посвящена анализу эволюции «курдского вопроса» в
период после Младотурецкой революции (1908–1914 гг)1 до начала Первой
мировой войны в контексте отношений двух империй – Российской и
Османской. Учитывая обширность российско-курдских связей,

актуальность курдской проблемы в современных условиях, в диссертации
исследуется курдская политика Стамбула и Петербурга во временных рамках
перед началом Первой Мировой войны. В этот период «курдский вопрос»
уже обуславливался стремлением курдского народа к политическому

самоопределению. Он впервые приобретал международное звучание,

превращаясь в элемент международной политики соперничающих между собой государств.

Хронологические рамки исследования ограничены важным этапом
в истории Османской империи - эпохой Второго конституционного
периода2. События, предшествовавшие началу Первой мировой войны
(1908–1914 гг.), являлись, с одной стороны, итогом османской

модернизации, а с другой – результатом международного соперничества
за наследство распадающейся Османской империи. Восточные губернии,
где компактно проживало курдское и армянское население, стали ареной
политического противостояния между европейскими державами,

Османской империей и Ираном. В контексте османско-российского соперничества особое значение приобретали закавказские территории, северо-западный Иран (иранский Азербайджан) и восточные губернии Османской империи. Будучи наиболее многочисленным народом Малой Азии, курды стали важным элементом в тайной войне Стамбула и Петербурга.

Провозглашение в Османской империи Конституции в 1908 г. дало России возможность усилить свое влияние в восточной части Малой Азии. Беспокойство османской администрации на местах вызывала не только нестабильность в указанном регионе, но и контакты России с некоторыми признанными курдскими лидерами, которые активно противостояли попыткам конституционных изменений в стране. Изучение начального этапа Второго конституционного периода позволяет понять причины, повлиявшие на актуализацию «курдского вопроса» в начале XX в. В этой

В советской историографии период Младотурецкой революции определялся

периодом 1908-1909 гг см. В.И. Шпилькова. Младотурецкая революция (1908 – 1909 гг.). М. 1977.

Под Первым конституционным периодом в турецкой историографии подразумевается
режим конституционного правления, объявленный султаном Абдулхамидом II в 1876 г.
и впоследствии им же отмененный. Второй конституционный период согласно

турецкой историографии, длился с 1908 г. до распада Османской империи в 1920 г.

связи становится необходимым исследовать проблемы взаимоотношений Стамбула с курдскими племенами, раскрыть эволюцию курдской политики младотурок, выявить причины межэтнических конфликтов в юго-восточной Анатолии. С точки зрения объективной исторической оценки межэтнических конфликтов в регионе изучаемая тема приобретает особую актуальность.

Исследование показывает, что государственный порядок

современной Турции, ее политическая, интеллектуальная жизнь во многом
начали формироваться в изучаемый период. С определенными

оговорками это относится и к современному состоянию «курдского вопроса»: унитарные принципы построения турецкой нации-государства были заложены в эпоху правления младотурок.

С другой стороны, интерес к курдской истории, культуре, литературе
и курдскому языку среди османских интеллектуалов курдского
происхождения также возрос именно после 1908 г. Появление в османской
прессе многочисленных статей по курдской проблематике; первые
научные исследования, посвященные курдам, появившиеся в

исследуемый период, стали ответом на провозглашенную в первые годы младотурецкой революции свободу слова.

В диссертации автор не затрагивает события Первой мировой войны,
поскольку мировая война ознаменовала конец османской эпохи на

Ближнем Востоке. Военный период заметно отличался от мирного начала
Второго конституционного периода: в военное время отношение курдов к
«турецкому центру» принципиально изменилось, так как в этот период
мусульманское население восточных губерний столкнулось с совершенно
другими реалиями, а именно с такими, как вооруженная интервенция
«иноверных» государств, восстание армянского населения. Большую
роль стала играть уже идея джихада - «священной войны». К тому же
армянские события 1915 г., которые многими западными и российскими
историками оцениваются как геноцид, существенно изменили

политическую ситуацию и национальный состав в Малой Азии.

Как в ходе мировой, так и во время турецкой национально-освободительной войны курдские племена (также, как и власти Турции) тревожила опасность образования в восточных районах Турции армянского государства, находящегося под покровительством великих держав. В связи с этим политическая ориентация большинства курдских племен после вступления Османской империи в войну во многом определялась форс-мажорными обстоятельствами. Тем не менее система взаимоотношений курдского населения с османским правительством оформилась уже накануне войны, т.е. в период, рассматриваемый в диссертации. Выводы автора представляют особый интерес и в плане анализа причин обострения курдо-армянских межэтнических конфликтов. Именно они явились одним из катализаторов трагических событий 1915 г. в Османской империи.

Степень разработанности темы. Курдский вопрос в российско-турецких отношениях начала ХХ в. отражен в работах российского курдолога и историка М.С. Лазарева, а также американского историка М.А. Рейнольдса. М. Лазарев первым из советских историков подверг тщательному изучению важнейшие российские архивы, раскрыл взаимоотношения России с курдской племенной верхушкой и реакцию османских властей на активизацию российско-курдских контактов3. Что касается Рейнольдса, то в своей монографии, посвященной османо-российским противоречиям накануне и в годы Первой мировой войны, он подробно анализирует роль курдского вопроса во взаимоотношения двух держав4. Этой же теме посвящена и другая его работа – об Абдулреззаке Бедирхане5.

Чрезвычайно ценными являются работы российских офицеров,
чиновников и разведчиков. В конце XIX – начале XX вв. журналы
«Известия Штаба Кавказского военного округа» (далее – ИШКВО),
«Сводка сведений о сопредельных странах, добытых разведкой»,
«Сборник географических, топографических и статистических материалов
по Азии», «Известия кавказского отдела Русского географического

общества» (далее – ИКОРГО) публиковали статьи, очерки и путевые записки об этнополитической ситуации в кавказском регионе. В статьях содержатся сведения касательно российско-курдских связей, положения курдов в османских владениях.

Работы российских исследователей издавались в виде монографий
под грифом ШКВО6. Особое место среди них занимает труд

П.И. Аверьянова (русского военного и востоковеда) «Курды в войнах
России с Персией и Турцией в течение XIX столетия». Исследование
располагает ценной информацией в плане общей истории российско-

курдских отношений7.

Для кавказского наместничества и ШКВО переводились также

3 Лазарев M.C. Курдский вопрос (1891–1917). Москва: Наука, 1972; Он же: Курдистан
накануне крушения Османской империи // История Курдистана / Под ред.
М.С. Лазарева, Ш.Х. Мгои. Москва: ИВ РАН, 1999; Lazarev M.S. Osmanl
mparatorluunun flasnn Arifesinde Krdistan // Krdistan Tarihi / Editr: M.S. Lazarev &
.X. Mihoyan. eviren: . Kale. stanbul: Avesta Yaynlar, 2007.

4 Reynolds M.A. Shattering Empires: The Clash and Collapse of the Ottoman and Russian
Empires 1908–1918. New York: Cambridge University Press, 2012.

5 Reynolds M.A. Abdlrezzak Bedirhan: Ottoman Kurds and Russophile in the Twigliht of
Empire // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, Spring 2011, Volume 12,
Number 2.

6 К примеру: Термен Р.И. Отчет о поездке в санджак Хеккиари Ванскоговилайета в
1906 году. Тифлис: ШКВО, 1910; Маевский В.Т. Военно-Статистическое описание
Ванского и Битлисского вилайетов. Тифлис: ШКВО,1904.

7 Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия.
Тифлис: ШКВО, 1900.

работы зарубежных авторов и путешественников. В этом плане следует отметить очерки британского путешественника Х.Ф.Б. Линча, в которых анализировалась ситуация в восточной Анатолии в рассматриваемый период8. Обращение к данной литературе позволяет сделать вывод, что по исследуемой теме существует объемная научная база для исследования.

В современной российской и зарубежной историографии

целесообразно выделить следующие направления в исследовании курдского вопроса:

1). Труды, посвященные курдскому национальному движению в османскую эпоху.

История курдских восстаний в XIX столетии была изучена

советским курдологом Дж. Джалиле9. Главный акцент автора

сосредоточен на исследовании места и роли тех курдских вождей, которые
в разное время пытались объединить Курдистан под своей властью.
Особое внимание уделено политической деятельности эмира Бедирхан-
бея, а также его семьи. Исследованию причин возникновения «курдского
вопроса» на Ближнем Востоке и национального движения курдов в XIX -
XX вв. посвятил свою работу Американский историк В. Жваиде10.
Турецкий ученый курдского происхождения М. Малмисаниж изучил
просветительскую деятельность первых представителей курдской
интеллигенции11. Выводы автора основаны главным образом на

материалах курдских газет. В его работе показаны настроения среди курдских интеллектуалов в первые годы младотурецкого режима.

По истории курдского сепаратизма в Османской империи одной из
наиболее фундаментальных монографий является работа турецкого
дипломата и историка Б. Шимшира «Курдизм» (2007 г). Автор,
основываясь на британских архивных документах, показывает

зарождение курдского национализма начиная с XVII в.12 Американский исследователь Д. МакДауэлл, привлекая западные источники, в 1996 г. издал «Историю курдов», в которой подробно исследовал национальное

8 Линч Х.Ф.Б. Армения: Путевые Очерки и Этюды. Пер. с анг.: Е. Джунковской. Т. П.
Тифлис: Издание Торгового дома “И.Е. Питоев и К”, 1910.

9 Джалил Дж. Восстание курдов в XIX в. // Курдское движение в новое и новейшее
время/ Отв. ред. М.А. Гасратян. Москва: Наука, 1987; Celile Celil, Krt Aydnlanmas,
eviren: A. Karaba, Avesta, stanbul, 2001; Celil C. KrtHalkTarihinden 13 lginYaprak.
eviren: H. Kaya. stanbul: Evrensel Basm Yayn, 2007; Celil С Bedirhan Bey Ayaklanmas:
Dar Ucgende Usyan. eviren: F. Bulut. stanbul: EvrenselYayn, 2005; Celil C. eyh
Ubeydullah Nehrili Krt Ayaklanmas.eviren: M. Aras.stanbul:Peri Yaynlar, 1998.

10 Jwaideh W. Krt Milliyet iliinin Tarihi. eviren: . ekem,
A. Duman.stanbul:letiimYaynlar, 2004.

11 Malmisanij. Krt Teavn ve Terakki Cemiyeti ve Gazetesi. stanbul: Avesta, 1999;
Malmisanij. Diyarbekir’de Krt Ulusuluu. stanbul: Vate Yaynevi, 2010.

12 imir B. Krtlk. stanbul: Bilgi Yaynevi, 2007.

движение курдов в Османской империи и Иране13.

В монографии К.В. Вертяева и С.М. Иванова «Курдский

национализм: история и современность» (2015 г.) подробно

анализируется роль курдских элит, показана политическая деятельность
семьи Бедирханов, а также таких известных курдских деятелей, как Саид
Нурси (Курди), генерал Шериф-паша и др. Российские ученые отмечают
при этом, что в рассматриваемое время главным требованием племенной
верхушки оставалось предоставление курдским территориям статуса

автономии14.

За последнее десятилетие появились и новые исследования,

посвященные истокам курдского национализма. Так, в книге историков Х.
Бозарслана и Н. Кутлая выявлен характер османско-курдских

противоречий и показаны их итоги в конце XIX – начала XX в.15

2). Научные труды, рассматривающие политику России в отношении курдов.

В этом плане следует отметить, вышеупомянутые работы М.С.
Лазарева, М.А. Рейнольдса, Дж. Джалиле, К.В. Вертяева, в которых
изложены материалы о политике России в курдских районах Малой Азии.
Привлекают внимание труды армянского историка М.Дж. Сомакиана,

который исследовал армянский вопрос в политике великих держав в начале
ХХ в16. Используя российские и британские архивные источники, он
выявил цели и задачи России в курдском вопросе, уделив при этом особое
внимание деятельности пророссийски настроенных курдских вождей. К
этому же вопросу обращался турецкий историк Суат Акгюл. Им

проведен глубокий анализ политики России в восточной Анатолии вплоть до конца Первой мировой войны17.

3).Научные исследования о положении курдов в Османской империи.
Помимо политического положения курдов в Османской империи,
основное внимание в этих работах уделено социально-экономическому
укладу курдов и образу жизни курдских племен. Последнее помогает
понять мотивацию действий тех или иных курдских лидеров в

отношении османского правительства и представителей других народов Малой Азии. Вряд ли можно не упомянуть монографию голландского

u McDowall D. A Modern History of the Kurds. London & New York: I. B. Tauris, 1996.

14 Вертяев К.В., Иванов СМ. Курдский национализм: история и современность.
Москва: URSS. 2015.

15 Kutlay N. Krt Kimlii Oluum Sreci. stanbul: Belge Yaynlar, 1997; Bozarslan H.
Trkiye’de Krt Milliyetilii: Zmni Szlemeden syana (1919-1925) // Krt Milliyet
iliinin Kkenleri / Editr A. Vali. stanbul: Avesta, 2005.

16 Somakian MJ. Empires in Conflict: Armenia and the Great Powers 1895-1920, London:
LB. Tauris, 1995.

17 Akgl S. Rusya'nin Dogu Anadolu Politikasi (1918'e kadar). Yayinlanmamis Doktora Tezi.
Ankara: Hacettepe Universitesi, 1996.

востоковеда М. ван Брюнессена, в которой автором подробно показана племенная структура курдских общин, а также категории лидерства в курдском обществе18.

Итоги исследования племенного уклада жизни курдов содержатся в работе турецкого ученого Х. Озоглу19. Особое внимание уделено автором изучению истории влиятельных курдских кланов – Бедирханов и Нехрили. Следует заметить, что в советской и российской историографии также имеются работы, посвященные исследованию жизни и быта курдов в Османской империи20.

Британского ученый и путешественник М. Сайкс в своем труде
«Курдские племена Османской империи» (1908 г.) даёт обстоятельную
характеристику положения курдов в Малой Азии. Им анализируется

социально-экономическое бытие курдов, их повседневность, а также

политическая ориентация21. Следует отметить и научные труды, в

которых исследованы политическая и административная структура

курдских регионов, а также политика османского правительства в отношении курдов22. В названных исследованиях показаны особенности во взаимоотношениях Стамбула с племенными вождями.

Объектом исследования являются политика младотурецкого

режима в отношении курдов, роль курдского фактора в российско-турецких отношениях в период 1908– 1914 гг. и его влияние на состояние этих отношений.

Предметом исследования являются:

- проблемы взаимоотношений курдских племен Османской

империи в начале XX в. с центральной властью в Стамбуле - как в результате младотурецкой политики европеизации, так и упрочнения политического и военного авторитета России в восточных провинциях

18 Bruinessen M. Aa eyh Devlet. eviren: B. Yalkut. stanbul: letiimYaynlan, 2003;
Bruinessen M. Kurdish Society and the Modern State: Ethnic Nationalism versus Nation-
building // Kurdish Ethno-nationalism versus Nation-building states: Collected Articles /
stanbul: The Isis Press, 2003; Bruinessen M. Krdistan zerine Yazlar. eviren N. Kra
vd. stanbul: letiim Yaynlan, 2002.

19 zolu H. Kurdish Notables and the Ottoman State. New York: State University of New
York Press, 2004.

20 Ментешашвили A.M. Курды. Москва: Наука, 1984; Васильева Е.И. Юго-Восточный
Курдистан в XVII - начале XIX вв. Москва: Наука, 1991.

21 Sykes M. The Kurdish Tribes of the Ottoman Empire // The Journal of the Royal
Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, July-December 1908, Vol. 38, pp.
451-486.

22 Kodaman B. Osmanh Devrinde Dou Anadolu’nun idari Durumu. Ankara: Anadolu Basn
Birlii, 1986; Klein J. Power in the Periphery: The Hamidia Light Cavalary and Sturggle over
Ottoman Kurdistan 1890-1914 (Ph.D. Dissertation). Princeton University, November 2002;
Aydoan E. ttihat ve Terakki’nin Dou Politikas. stanbul: tken, 2005.

Османской империи;

- политика Российской империи в отношении курдов Османской империи в указанный период;

- политическая деятельность видных курдских лидеров, имевших пророссийскую политическую ориентацию.

Задачи диссертационного исследования:

1) детально изучить положение курдов в Османской империи начала
XX в. и выявить принципы взаимоотношений младотурецкого
правительства и верхушки курдских племен;

2) проанализировать курдскую политику Российской империи в
изучаемый период, обратив при этом особое внимание на формы ее
взаимосвязи с внешнеполитической ситуацией;

3) проследить эволюцию взглядов младотурок в курдском вопросе в
связи с возросшим усилением влияния России среди курдских племен;

4) исследовать актуализацию курдского фактора в изучаемый
период в качестве одной из предпосылок конфронтации по линии
османско-российско-иранских разногласий в преддверии Первой мировой
войны.

Хронологические рамки диссертации охватывают первый период
правления младотурок: от начала младотурецкой революции (23 июля
1908 г.) до вступления Османской империи в Первую мировую войну (29
октября 1914 г). В это время младотурки пытались с одной стороны, провести
в стране реформы по европейскому образцу, а с другой – не допустить
окончательного распада государства. Острые межэтнические

противоречия – в первую очередь между курдами и армянами, делали
невозможным решение этой задачи. Попытка конституционных реформ на
фоне утраты балканских и североафриканских территорий, усилия

властей гибнувшей страны по сохранению ее целостности – все вместил в себя этот короткий период. В это время курдский вопрос стал одной из самых уязвимых проблем для османского государства, источником вмешательства в его внутренние дела соседних стран – России и Ирана. Поэтому изучение курдского вопроса в эпоху Второго конституционного периода ценно для понимания положения курдов в преддверии распада Османской империи, а также роли курдского фактора в региональной политике держав начала XX века.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковая база диссертации основана на архивных документах, поскольку именно они делают возможным наиболее полно раскрыть тему диссертации. В работе были использованы материалы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного военно-исторического архива(РГВИА) и Архива Османской империи при

премьер-министре Турецкой республики (BOA).

В АВПРИ содержаться документы, включающие дипломатическую
переписку МИД России с Посольством в Стамбуле и другими
дипломатическими ведомствами относительно взаимоотношений с

курдами Османской империи. Основные документы находятся в фондах Посольство в Константинополе и Политархив. Многочисленные донесения российских консульств, содержащиеся в архивах, позволяют в деталях ознакомиться с ситуацией в курдских районах накануне Первой мировой войны.

В РГВИА хранится богатый материал по курдскому вопросу в
Османской империи. Фонд Главное управление Генерального штаба
(ГУГШ)
содержит официальную переписку, письма, донесения военных и
дипломатических представителей России, инструкции военного

ведомства. Однако в отличие от АВПРИ, материалы РГВИА носят более прикладной характер. Кроме того, среди них можно найти большое количество донесений разведывательного характера.

Османский архив при управлении делами премьер-министра Турции
(ВОА) имеет большое количество материалов об истории османско-
российских отношений в Малой Азии, положении курдских племен,
деятельности курдских племенных вождей. Наиболее используемым

фондом в данной работе является Политический архив при управлении
внутренних дел Османской империи, (DH.SYS).
Он включает в себя
материалы о взаимоотношениях между курдами и армянами,
политической и социально-экономической ситуации в восточных
губерниях Османской империи, настроениях племенной верхушки

курдов, а также отчеты османских губернаторов по курдскому вопросу.

Научная новизна диссертации. В настоящее время крайне мало
работ, в которых «курдский вопрос» изучается одновременно на основе
архивных источников разных стран. Поэтому для комплексного изучения
данной темы в диссертации впервые была использована обширная база
новых российских и османских архивных материалов. Был сделан вывод,
что противоречия во взаимоотношениях между Стамбулом и

Петербургом непосредственно влияли на судьбу курдских племен.

Методология и методы исследования. В ходе работы автор
использовал сравнительный исторический метод, руководствуясь

принципом проблемно-тематического подхода в контексте исторической эпохи. Сведения, полученные в результате исследования, анализировались и сопоставлялись друг с другом, чтобы создать максимально объективный и достоверный текст.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данной диссертации могут быть в дальнейшем использованы при изучении периода младотурецкой революции, проблем межэтнических

отношений в Османской империи, а также политики Российской империи на Ближнем Востоке.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите Центром изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН. Выводы, изложенные в диссертации, были представлены на следующих мероприятиях и конференциях:

-Абак Т. Политика младотурок в курдском вопросе в первые годы их правления // Лазаревские чтения, ИВ РАН, 14.05.2012 (Россия, г. Москва)

-Abak T. Russian-Kurdish Relations 1908-1914 // The Caucasus at Imperial Twilight: Nationalism, Ethnicity & Nation-Building (1870s-1920s) // Tbilisi, Republic of Georgia, June 5-9, 2013 (Грузия, г. Тбилиси)

-Abak T. Krt-Ermeni Iliskileri ve Ittihat ve Terakki`nin Siyasal Dnm 1908-1914 // Kadim Dostluun Yz Yllk Amaznda Trk-Ermeni likileri Uluslararas Sempozyumu, 8-10 Nisan 2015 (Турция, г. Анталия)

С учетом проведенного исследования, на защиту выносятся следующие положения:

- Курдский вопрос, как политическая категория, обусловленная
соперничеством и интересами иностранных держав с вовлечением в них
курдских политических элит, выступавших под различными

политическими лозунгами, впервые стал объектом международной

политики в период после младотурецкой революции, рассматриваемый в диссертации.

– Проводимая пришедшими к власти в 1908 г. младотурецкими руководителями политика централизации управления страной была изначально обречена на провал, так как разнородные народы империи уже утратили способность совместного проживания в рамках единой империи.

– Петербург сумел распространить свое политическое влияние и в курдском регионе Османской империи с учетом перемещения центра тяжести российской внешней политики на Ближний Восток после заключения англо-российского договора 1907 г. и подчинения северных и северо-западных районов Ирана.

– Попытки проведения захватившим власть в стране младотурецким
комитетом «Единение и прогресс» комплекса реформ по европейскому
образцу вызывали активное противодействие вождей сильнейших

курдских племен. Большинство курдских лидеров и нотаблей,
воспользовавшись дарованными ранее султаном Абдулхамидом

привилегиями, опасались, что ввиду действий и нововведений младотурок они потеряют свое преимущественное положение в социальной структуре и иерархии региона. В силу этого, некоторые из них искали

покровительства у царских властей на Кавказе. Россия через ШКВО в Тифлисе и свои дипломатические представительства в Западном Иране, как и восточных губерниях Османской империи, сумела заручиться поддержкой части оппозиционно настроенных к Стамбулу курдских вождей на случай возможной войны с Османской империей.

– Оценивая перспективы возможной войны с Османской империей, Россия в соответствии с указаниями российского наместника на Кавказе И. И. Воронцова–Дашкова активизировала свою разведывательную деятельность на Ближнем Востоке, в частности в Восточной Анатолии, стремясь тем самым обеспечить лояльность курдских племен, или хотя бы их нейтралитет, в случае войны.

– Войны за независимость балканских народов (1912–1913 гг.) нанесли серьезный удар по младотурецким планам «османизма» как единой национальной доктрины Османской империи. Утрата Балканского полуострова означала для османских властей крушение идеала слияния разных по конфессиональной принадлежности народов под властью Стамбула. После Балканских войн, если не учитывать оставшееся армянское и малочисленное несторианское население, империя перестала быть гетерогенной и многоконфессиональной, она становилась мусульманской. В такой ситуации потерять поддержку курдов или дать повод к их восстанию было недопустимым с точки зрения будущего существования империи.

– Накануне Первой мировой войны и Россия, и Османская империя
были нацелены на использование курдов в назревавшей войне друг
против друга. В османско-иранских пограничных районах с одной
стороны османские, с другой – русские эмиссары также установили
близкие отношения с племенными вождями. Антиосманская пропаганда
Петербурга столкнулась с панисламской и антирусской пропагандой. В
результате взаимоотношения двух государств сильно обострились. К
октябрю 1914 г. в Закавказских районах, Западном Иране и в Северо
Восточной Анатолии уже возникли предпосылки для вооруженной
конфронтации России и Османской империи.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена
целями и задачами исследования, опирается на проблемно-

хронологический принцип и состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Переход к политике централизации в Османской империи в середине XIX века

Первая половина XIX в. запомнилась в Европе революциями, мятежами, формированием новых национальных государств и великими научными открытиями. В Османской империи XIX в. был отмечен национальным движением подвластных туркам народов и тщетными попытками правящей элиты догнать Европу в военном и экономическом отношении. Османские султаны, с одной стороны, старались предотвратить распад империи, с другой же – модернизовать и реорганизовать ее государственный строй. Это был период реформ и попыток централизации управления государством, что больше всего коснулось восточных губерний. Суть османской политики централизации заключалась в установлении государственного контроля на периферии и над местным населением. Для этого, в первую очередь, нужно было упорядочить налогообложение и рекрутирование в армию, а также создать эффективный бюрократический аппарат. Главным инициатором такой политики стал султан Махмуд II (1808–1839), который проводил радикальные военные, административные и финансовые реформы. В самом начале его правления между центральным правительством и рядом периферийных элит Османской империи был подписан «Договор об альянсе» («Сенеди-Иттифак»), который разграничивал полномочия центральной и переферийной власти империи49. При этом, последующей целью Махмуда II была централизация страны по примеру европейских государств и, прежде всего, Франции, т. е. соединить все территории империи под единой и непосредственной политической, экономической и военной властью Стамбула. Новый курс затрагивал, в первую очередь, курдские племена, чей полунезависимый статус делал весьма условным их подчинение Стамбулу.

Следует отметить, что до этого времени восточные губернии Османской империи пребывали в состоянии феодальной раздробленности, в регионе господствовали многочисленные курдские племенные вожди, эмиры, религиозные шейхи и мелкие разбойничьи отряды. Столкновения между ними и грабежи были обычными явлениями50.

Наиболее сильными среди курдских эмиратов являлись Бабан, Соран, Бахдинан (захвачен эмиратом Соран в 1834 г.), Ботан (Бохти) и Хаккяри51. Несомненно, что такие полунезависимые образования внутри страны были неприемлемы для Порты, стремившейся к укреплению административного аппарата в провинциях, чтобы предотвратить дальнейшую суверенизацию курдских эмиратов, угрожавших целостности страны, а также модернизировать империю по примеру централизованных европейских государств52.

Начиная с 30-х гг. XIX в., в результате нескольких военных экспедиций почти все курдские эмираты были ликвидированы силами правительственных войск под командованием губернатора г. Сиваса Рашида-паши53. Особую важность имела ликвидация таких эмиратов, как Бабан и Соран, расположенных вдоль османско-иранской границы и ставших первой целью военных экспедиций Махмуда II. Одновременно с этим, османские власти вынуждены были бороться с мелкими восстаниями местных курдских шейхов и их сторонников, воспринимавших политику централизации как покушение на свои законные права. Восставшие стремились сохранить свою власть на местах и наследственные привилегии, дарованные им Стамбулом еще в XVI в.

Успешно борясь с восстаниями курдских вождей и эмиров, османские власти сумели одержать победу в восточных губерниях, что, по словам американского курдолога В. Жвайде, являлось «вторым завоеванием Курдистана османским государством»54. Изменение в государственной политике означало конец прежней административной системы Османской империи, где местным элитам предоставлялось право автономно управлять своей территорией. Вслед за этим началась эпоха реформ, которые должны были прочно привязать регионы к центру. Это ухудшило отношения курдских племен со Стамбулом, и также снизило лояльность курдской элиты по отношению к центральной власти.

В 40-е гг. XIX в. почти все полунезависимые курдские эмираты в Малой Азии были окончательно ликвидированы. После устранения наиболее влиятельных курдских вождей в регионе осталась единственная сила, имевшая военный и экономический потенциал и способная противостоять центру, – эмират под управлением Бедирхан-бея. Находившийся в районе Ботан (юго-восточная часть Анатолии, центром которой являлся г. Джизре, расположенный к западу от г. Хаккяри), этот эмират был образован в 20-е гг. XIX в. во главе с эмиром Бедирхан-беем. Надо отметить, что, хотя упомянутый курдский бей до настоящего времени большинством курдов считается одним из самых значительных героев курдской истории, поднявшим флаг «курдизма», в первые годы своей власти он установил вполне верноподданические отношения со Стамбулом, поддержав его в период военной кампании против других курдских княжеств. К тому же Бедирхан-бей в 1838 г. оказал военную помощь правительству против войск одного из влиятельных курдских шейхов – Саида-бея55. Благодаря своей лояльности Бедирхан сумел воспользоваться поддержкой султана, начав расширять свое влияние и контролируемую им территорию. К началу 40-х гг. XIX в. ему удалось сделать Ботан центром власти в регионе, которому подчинялись все крупные окрестные племена56. Авторитет курдского лидера был настолько велик, что такие значительные города, как Диарбекир и Мосул, а также приграничные с Ираном районы в юго-восточной части страны фактически находились под контролем Бедирхана. Кроме того, он создал армию из лучших воинов подконтрольных племен и установил исключительный порядок, жестко пресекая любое проявление беспорядка57. Следует, однако, отметить, что эмир Ботана не рассматривал цель создания независимого курдского государства: многие иностранные современники, посетившие Бедирхана, в своих записках отмечали его лояльность к турецкому султану58. Можно истолковать это и так, что Бедирхан стремился к основанию своего эмирата, который будет пользоваться покровительством Османской империи, а взамен (в случае необходимости) будет оказывать военную помощь центру, как это было до середины XIX в.

С точки зрения османской власти, укрепление суверенитета эмирата в пределах восточных губерний было недопустимо, поэтому еще в начале 40-х гг. XIX в. была запланирована реорганизация административной структуры провинций, таких как Диарбекир и Мосул, входивших в сферу влияния эмирата Бедирхана59. Стамбул старался разделить подконтрольную Бедирхану территорию, однако этот проект не был реализован, так как Османская империя оказалась в критическом положении в связи с наступлением египетского наместника Мухаммеда-паши, которое закончилось предоставлением Египту автономного статуса (1841 г.).

Как было сказано выше, начиная с XIX в., Османская империя входила в эпоху реформ и централизации. Вступив на престол в 1839 г., новый султан Абдулмеджид I продолжил реформы своего отца. Самым важным событием этого периода стало объявление 3 ноября 1839 г. «фирмана танзимата» (указа о реформах). Согласно данному указу, в политической и социально-экономической сферах предусматривались серьезные изменения. Суть указа заключалось в положении, в соответствии с которым взаимоотношения между мусульманами и немусульманами определялись на основании закона60. Тем самым отношение к немусульманскому населению должно было стать более справедливым, поскольку отныне все жители империи считались равными перед законом, несмотря на вероисповедание.

Сотрудничество младотурецкого комитета с армянской организацией Дашнакцютюн и отношение курдских вождей к новому режиму

Когда младотурки пришли к власти, государственная власть в восточных губерниях была представлена достаточно номинально. Так, А. Тыркова, русская журналистка, современник того периода, называя курдских вождей «феодальными беями», сообщала, что с курдов невозможно было даже собирать налоги156. В начале XX в. курдское население в восточных губерниях по численности превышало другие этнические группы157. Как было указано в первой главе, курды доминировали не только по плотности населения, но и по своему влиянию в регионе, поскольку, не будучи подконтрольными центральному правительству, они пользовались полной автономией в управлении своими общинами158. Единственным союзником нового режима в регионе являлся армянский революционный комитет Дашнакцутюн, который был образован в 1890-х гг. с целью провозглашения армянского автономного управления в восточных губерниях Османской империи159. Младотурецкий КЕП и армянский Дашнакцутюн, начавшие сотрудничать против абсолютистской монархии еще в рядах оппозиции, после революции 1908 г. сошлись в том, что остатки старого режима, прежде всего власть хамидийских вождей, должны быть ликвидированы, и должен быть решен земельный вопрос, связанный с незаконным отъемом земельных наделов у армянских крестьян в Восточной Анатолии. В 1909 г., после аданских межэтнических столкновений, приведшим к большим жертвам среди армянского населения, были проведены два собрания, где участвовали высокопоставленные лица обоих комитетов: Мидхат Шюкру-бей (1872–1956) – секретарь центрального комитета КЕП, доктор Назым-бей (1870– 1926) – один из основателей КЕП, Карекин Пастырмаджян (1872–1923), эрзерумский депутат Дашнакцутюн в 1908–1912 гг. и Ваан Папазян (1876–1973) – депутат от Дашнакцутюн в 1908–1912 гг. В итоге они договорились, в первую очередь, обеспечить равноправие всех народов империи, реформировать административные единицы империи в либеральной манере и совместно противостоять сторонникам старого режима и всем реакционерам160. Такое заявленное сотрудничество между младотурками и армянами вызвало резкое недовольство среди курдских вождей и различных мусульманских групп и объединений161. Курдско-мусульманское население восточных губерний империи, отрицая идею равенства между мусульманами и немусульманами, не принимало декларируемого конституцией равного статуса армян и мусульман перед законом162. Таким образом КЕП, сотрудничая с Дашнакцутюн, совершил резкий поворот от политики заигрывания со сторонниками старого режима на востоке страны.

Члены Дашнакцутюн в восточных губерниях поддерживали новый конституционный режим. В телеграмме, отправленной из Битлисской губернии в МВД империи от 12 мая 1910 г., говорится, что представители Дашнакцутюн ведут конституционную пропаганду с целью курдско-армянского примирения, при этом содействуют развитию просвещения163. В Ванской губернии армянские революционеры – союзники младотурок, тоже выступали за укрепление нового конституционного режима. В своем донесении губернатор Вана сообщал следующее: «Местное отделение Дашнакцутюн работает на благо конституции. Конституционные права и полномочия разъясняются армянам. Они (Дашнакцутюн) в конце периода деспотизма Абдулхамидa II получили свою легитимность благодаря защите конституции, которая является гарантией жизни и имущества (армян). Любое событие против конституционного строя для армян окажется наиболее губительным»164.

В армянской газете «Дрошак» (№ 4, 1909 г.) дашнаками (членами комитета Дашнакцутюн) было написано, что благодаря младотурецкой революции 61-я и 23-я статьи Берлинского трактата потеряли силу и, соответственно, армянский и македонский вопросы больше не международные проблемы, а внутренние дела Османской империи165.

При этом армянские революционеры комитета Дашнакцутюн в Стамбуле в 1908–1909 гг. организовывали также митинги протеста против царской монархии в России166. В это время российское правительство преследовало революционные движения во всех краях империи, в том числе и на Кавказе167. Сотни армянских революционеров, боровшихся против самодержавия, подвергались арестам. Особенно при премьер-министре П. Столыпине деятельность Дашнакцутюн подавлялась в закавказских территориях. Несомненно, публичные призывы и протесты османских армян, и при этом их сотрудничество с младотурками, вызывали определенные опасения в Петербурге168.

Самым важным обещанием младотурецкого правительства армянам было решение земельного вопроса. Дело в том, что в результате эмиграции многих армян в разные страны, в первую очередь в Россию, их оставшиеся земли и имущество были конфискованы и захвачены курдскими племенами, либо переданы мусульманским переселенцам из Балкан и Кавказа. Затем, вернувшись после восстановления Конституции 1908 г., большинство армян169, имевших на руках свидетельства о владении земельными участками и имуществом, потребовали возвращения своих земель170. Курдские вожди и мусульманские переселенцы отказались от возвращения упомянутых земель прежним владельцам171. Однако правительству нужно было решить эту уже укоренившуюся проблему. Об этом говорится в распоряжении МВД от 25 мая 1910 г.: «Раньше часть армян, в связи с известными событиями, происходившими в этих местах, бросив свою недвижимость и покинув земли, переселилась в зарубежные страны. Часть же армян успела продать свои земельные участки и имущество... Однако после провозглашения конституционного строя часть из них стала возвращаться либо собиралась вернуться. В связи с этим регулярно поднимался вопрос о необходимости возврата земель их прежним владельцам. Определенное количество данных земель находилось в собственности государства, другая же часть считалась брошенной прежними владельцами, а еще одна часть – продана новым владельцам. При этом определенное количество государственных и брошенных земель были переданы (мусульманским) переселенцам. Правительство, чтобы избежать межэтнических столкновений, старалось решить земельный вопрос как в интересах армян, так и в интересах курдов, которые также исконно проживали на этих территориях. В связи с этим, чтобы выплатить компенсации армянам за земли, переданные мусульманским переселенцам из других регионов, были направлены распоряжения в губернии Мамуретулазиз, Сивас, Эрзерум, Диарбекир и Битлис с целью произвести оценку стоимости данных земельных наделов. В результате проведенных расчетов общая стоимость наделов составила 6 546 158 лир. Земельный вопрос, ставший очень серьезным в Курдистане, нуждается в серьезном к нему отношении. Поэтому необходимо было выплатить компенсацию старым хозяевам этих земель. Для этого требовалось создать специальные земельные комиссии, составленные из надежных служащих под начальством губернаторов с целью проведения выплат, и навсегда решить земельный вопрос»172.

Следует заметить, что вопрос компенсации создал для младотурок много новых проблем. По словам заместителя губернатора Битлиса, некоторые армяне, услышав, что правительство собирается выплачивать компенсацию за земли тех, кто раньше бежал в Америку и другие страны, и чьи земельные участки находятся в государственной собственности, начали подавать повсюду встречные иски, что косвенно давало почву для дальнейшей эслакации армяно-курдского противостояния173. Действительно, проблема существовала уже в течение длительного времени, и губернатор Битлиса 8 ноября 1910 г. направил в Стамбул проект земельной реформы. В нем говорилось, что во времена Абдулхамида II направляемые в восточные губернии чиновники, используя собственное положение, запугивая местное крестьянство военно-полевыми судами, обвинениями в дезертирстве и т. д., присвоили себе их земельные наделы. Что касается решения вопросов землепользования, то предлагалось создать мобильные полевые суды для решения подобных исков174. Безусловно, курдские вожди негативно отреагировали на попытки губернатора, что было замечено и иностранными наблюдателями. В телеграмме от 8 января 1911 г., направленной из ШКВО в генеральный Штаб касательно событий в Малой Азии, сообщалось, что отношения между курдами и армянами снова ожесточаются, и причиной тому служат земельный вопрос и якобы проармянские действия Битлисского губернатора-младотурка и, следовательно, противника курдов и старого режима. Далее российские военные пришли к выводу, что земельный вопрос еще долго будет оставаться фактором конфликта между курдами и армянами175.

С целью разрешения этого вопроса, договорившись с Дашнакцутюн, КЕП созвал местные комиссии по проведению земельной реформы и урегулированию курдско-армянских споров. Кроме того, в Государственном совете и МВД был разработан законопроект о процедуре, касающейся подданства, земель и имущества возвратившихся из эмиграции армян176.

Интерес России к курдским племенам и нарастание пророссийской ориентации в среде курдских племенных вождей

Северный Кавказ, а потом и Закавказье, еще в XIX в. стали ареной русско-османского противостояния, которое не прекращалось и после 4-х войн между Россией и Османской империей. Местное население – кавказские народы, были также вовлечены в эту борьбу. В ходе противостояния Россия и Османская империя прилагали все усилия, чтобы использовать своих единоверцев в борьбе друг против друга.

XX в. принес изменения в курдской политике России. Как уже было отмечено выше, необходимость радикального реформирования внешней политики Петербурга после поражения в русско-японской войне 1904–1905 гг. повлекла за собой пересмотр политики и на Ближнем Востоке. Разумеется, это требовало и трансформации отношений России с местными народами и этническими группами. Что касается дальнейшей судьбы Османской империи, то здесь Петербург в первую очередь начал проявлять интерес к положению курдов в Восточной Анатолии и Западном Иране. Быт, настроение и условия местного населения учитывались российскими властями намного больше, нежели это было в XIX в. Назначение на пост Кавказского наместника в 1905 г. генерал-губернатора И. И. Воронцова–Дашкова тоже в определенной степени влияло на стратегию Петербурга на Ближнем Востоке. Новый наместник верил в то, что Кавказом можно управлять лишь учитывая региональные свойства края. По его мнению, руководство из единого центра огромной империей, включавшей в себя множество разных народов, без учета местных и региональных особенностей могло привести государство к распаду372. Поэтому Воронцов–Дашков неоднократно уведомлял правительство о значении местного фактора и необходимости более самостоятельного управления Кавказом. Наместник полагал, что необходима такая местная власть, которая, обладая полномочиями министров центральной власти, могла бы корректировать начала общегосударственной политики с учетом особенностей и потребностей края373. С его точки зрения, самой большой проблемой в регионе являлись межэтнические распри, а Россия была единственной силой, которая могла препятствовать этому своим авторитетом. Очевидно и то, что революционные движения, которые в то время распространились по всему Кавказу, оказали большое влияние на восприятие событий Воронцовым–Дашковым.

Курдские племена на территориях, контролируемых Кавказским наместничеством, представляли собой неотъемлемую часть населения Закавказья. Компактно населявшие восточные губернии Османской империи, западные провинции Ирана и приграничные районы между двумя упомянутыми державами, курдские племена становились важным фактором региональной политики России. Воронцов–Дашков при этом в начале своей службы сталкивался с большими трудностями в налаживании отношений с главами курдских племен. Создание иррегулярных конных полков из курдов-суннитов и панисламистская пропаганда, как было отмечено ранее, усиливали поддержку Стамбула со стороны племенной знати курдов. Поэтому многие курдские племена враждебно относились к Петербургу. Среди части их иранских соплеменников были также сильно развиты антироссийские настроения. Иранский Азербайджан (или северо-западная часть Ирана), в котором были расположены такие административные центры, как Хой, Тебриз, Урмия, к началу XX в. стал ареной русско-османского соперничества. К примеру, на территории Макинского ханства (административная единица Хойской провинции со столицей в г. Маку.) Стамбул сотрудничал с курдами из племени шахсевен, насчитывавшего около 60 тыс. человек, 12 тыс. из которых входили в вооруженные конные отряды374. Племя было разделено на 50 различных кланов, во главе каждого находился бей, который никогда не подчинялся иранскому центральному правительству, обладая полной самостоятельностью на землях своего клана. Хорошо вооруженные курды племени шахсевен в начале XX в. организовали многочисленные набеги на жителей северо-западного Ирана. Благодаря подстрекательству Порты, нападению подвергались и русские приграничные территории, при этом иногда курды проникали даже во внутренние районы375. Что касается османско-иранских противоречий, то спор между ними по поводу западных границ иранского Азербайджана служил источником постоянной нестабильности на османско-иранской границе.

Ситуация в значительной степени обострилась, когда османские войска вторглись в персидский район Урмии (1905 г.) с целью блокировать отряды курдов, которые регулярно переходя границу, занимались грабежами в пределах Османской империи. Вслед за этим был заключен вышеуказанный британско российский договор 1907 года, согласно которому весь северный Иран вошел в российскую сферу влияния. Охватившее же всю страну и, разумеется, азербайджанские территории, персидское революционное движение послужило поводом для введения в Иран в 1909 г. российских войск, чтобы покончить с революционерами, контролировавшими значительную часть Иранского Азербайджана. В апреле российские войска дошли до Тебриза, что стало началом прочного военного присутствия России в северном Иране. В дальнейшем Петербург до 1912 г. продолжал усиливать здесь число казачьих бригад376. Надо отметить, что в 1909–1911 гг. Иран находился в состоянии анархии. Основной причиной беспорядков являлась тревога по поводу русской оккупации и непринятие новой революционной властью Ирана и меджлисом российского господства377. Впрочем, противостояние иранских революционеров и либералов с Россией закончилось тем, что последняя еще больше усилила свое присутствие.

Укрепление российского авторитета сказалось и на османских курдах. Престиж Петербурга в восточных губерниях возрос, особенно в связи со слухами об усилении военного присутствия России в соседнем Иране Несомненно, что османские власти, стремящиеся овладеть Урмийским районом, опасались этого, но были вынуждены лишь констатировать, что влияние России на спорных территориях постепенно возрастает378. Например, такие иранские центры, как Маку и Хой, прилегающие к границе с Османской империей, где находились российские консульства, представляли собой своего рода базы для военных и разведывательных операций ШКВО в Малой Азии379. Россия создала также широкую сеть консульств в Анатолии и на Ближнем Востоке: генеральное консульство в Эрзеруме, консульства в Ване, Битлисе, Мосуле и Баязиде380. Не только на практике, но и теоретически российские власти начали более основательно заниматься курдским вопросом. Русские востоковеды при поддержке Министерства иностранных дел детально изучали курдские племена, их обычаи, культуру, образ жизни, отношения с соседними государствами, в результате чего в Петербурге сформировалась школа российского курдоведения381. Как будет показано ниже, в сборе сведений о курдах самым эффективным методом оказались поездки российских военных специалистов, дипломатов и ученых по Малой Азии, где они сумели наладить контакт с племенными вождями.

Упрочнение связей с курдскими племенами обусловливалось также политикой Кавказского наместничества, в рамках которой установление тесных контактов с местным населением и заключение с ним неформальных союзов против Османской империи лежало в основе стратегии наместника России на Кавказе И. И. Воронцова–Дашкова. То, что подавляющая часть курдов являлась суннитами, не имело существенного значения для Петербурга, который прагматически использовал сложную ситуацию в юго-восточной Анатолии для реализации своих планов. Американский историк М. Рейнольдс утверждает даже о наличии у России намерений аннексировать в будущей войне против Османской империи Восточную Анатолию382. В связи с этим, сближение России с курдами расценивается им как одно из важных средств по реализации своих планов383. Одним из ярких примеров новой политики царских властей может служить проект ШКВО, предусматривавший создание иррегулярных конных отрядов из курдских племен Закавказья384. Эти подразделения замышлялись как противовес отрядам Хамидие. Хотя это проект и не был до конца реализован, само его наличие свидетельствовало о том, насколько возрос курдский фактор для России.

Российско-османские отношения в контексте курдского вопроса в северо-западном Иране

Как отмечал советский историк Б. И. Бовыкин в истории европейской дипломатии период с 1911 по 1914 г. является временем провокаций мирового конфликта556. В случае неизбежности войны России нужна была военная победа, поскольку международный престиж государства был крайне невысок ввиду внутренних потрясений, охвативших страну. Основным средством поддержания внешнего влияния по-прежнему являлась военная сила, поэтому активная внешняя политика на Ближнем Востоке с опорой на армию и флот представлялась единственным способом, для того, чтобы обеспечить порядок и внутри страны. К тому же это могло компенсировать неудачу в Русско-японской войне557. С конца 1913 г. наместник России на Кавказе И. И. Воронцов-Дашков начал открыто говорить о необходимости усиления российского влияния среди населения пограничных с Османской империей территорий. Благодаря этому, не вмешиваясь напрямую во внутренние дела соседнего государства, можно было усилить антиосманские и антигерманские настроения среди жителей юго-восточной Анатолии558.

В Петербурге вызвало серьезное беспокойство частичное восстановление прежних отношений между Стамбулом и курдскими племенами, жившими по обе стороны границы с Ираном. Чтобы не потерять поддержку пророссийски настроенных курдских вождей накануне войны Россия стала поощрять антиосманскую деятельность оппозиционных к Порте племен. Кроме османских курдов царское правительство имело довольно прочные связи и с курдами северо-западных районов Ирана, которые находились под непосредственным влиянием Петербурга. При этом значение западного Ирана в преддверии войны заметно возросло, поскольку Османская империя и Германия проводили в этом регионе активную панисламистскую и пантюркистскую пропаганду559. Еще 25 февраля 1911 г. из ШКВО в ГУШ было сообщено, что согласно распоряжению младотурецкого правительства в целях дестабилизации обстановки в иранской пограничной зоне туда направляются регулярные военные части и агитаторы560. Османские эмиссары вели среди иранских курдов антихристианскую и антироссийскую пропаганду, призывая их к «священной войне» против неверных. Постепенно такая пропаганда стала давать результаты. К примеру, многие курды из племени шахсевен – одной из сильнейших общин в Малой Азии, пообещали младотурецким агентам оказать поддержку османской армии в будущей войне с Россией561. Помимо того, крупные и мелкие курдские вожди в Урмийском округе охотно шли на сближение с Портой в надежде заключить негласный договор против России562. Не довольствуясь только агитацией, османское правительство оказывало иранским курдам помощь оружием и боеприпасами. Так, согласно российским разведывательным сведениям, в начале 1913 г. из Эрзерума в Ван было отправлено 17 тыс. ящиков патронов и ружей системы «Маузер» для вооружения курдских племен на иранской границе и в Урмийском районе563.

Помимо вышеизложенного, во взаимоотношениях Османской империи и Ирана продолжала существовать застарелая проблема – набеги на османскую территорию курдских племен северо-западного Ирана. Так как западный Иран оказался под контролем России, данная проблема стала предметом серьезного спора между Стамбулом и Петербургом. Инспектор 3-ей османской армии, маршал Осман паша, ссылаясь на набеги иранских курдов на Ванскую губернию, в своем рапорте военному министерству от 21 марта 1911 г. констатировал, что такому беззаконию способствуют продажность пограничной стражи в Иране и бессилие провинциальной администрации в самой Османской империи. В результате, по его словам, местное население нередко организовывалось в отряды самообороны, чтобы отразить набеги со стороны Ирана564. Неспособность османских военных частей, расквартированных в провинциях, самим обеспечить безопасность соотечественников была замечена и российским представителями. Некий российский разведчик весной 1913 г. описывая положение, сложившееся в пограничной зоне, отмечал, что «усиление турецких войск на границе вызывается настоятельной для турок необходимостью, так как положение для них в районе Ван-Сарай-Башкала приобретает весьма опасный характер из-за безпрерывных грабежей и нападений курдов. Смелось курдов при этом доходит до того, что они не останавливаются перед нападениями даже на те селения, в которых расположены турецкие воинскае части... Таким образом положение турецкой администрации становится весьма трудным, особенно в смысле упрочения своего потерянного влияния среди курдов. Поэтому нам не следует упускать нынешнего выгодного для нас момента, чтобы привлечь их тем или иным путем на свою сторону»565.

Османский консул в Хое и Салмасе полагал, что набеги иранских курдов инспирируются российскими агентами для организации смуты на пограничных землях566. Кроме грабежей предводители иранских курдов вели антиосманскую агитацию среди населения юго-восточной Анатолии, что, по мнению дипломатических представителей Османской империи в западном Иране, прямо свидетельствовало об участии России в дестабилизации обстановки на османско-иранской границе567. В ответ Стамбул увеличивал численность своих войск в пограничной с Ираном зоне, вооружал подконтрольные ему курдские племена, ранее состоявшие на службе в кавалерии Хамидие568. Однако эти меры не могли исправить ситуацию на границе. Более того, деятельность некоторых курдских вождей определяла политику в рассматриваемом регионе.

Исмаил Ага Симко, проживавший в м. Котуре, расположенном в Хое, был вождем курдского племени шеккак из семейства Абдеви569 и располагал серьезным влиянием над иранскими курдами. Как было ранее сказано, османские войска нередко нарушали границы Ирана, а османские эмиссары занимались проосманской агитацией среди курдов северо-западного Ирана. Поэтому России для утверждения в Иранском Азербайджане было необходимо заручиться поддержкой таких влиятельных курдских вождей, как Симко. Самому же Симко и другим курдским вождям также была необходима поддержка России в условиях постоянной межплеменной борьбы570. В подобной ситуации российская агентура на Кавказе исходила из необходимости создать из курдов, проживающих в османско-иранской пограничной полосе, своего рода буфер, чтобы прикрыть границы России со стороны Ирана571.

Начиная с 1910 г., Симко постоянно фигурировал в дипломатической переписке Петербурга и посольства в Константинополе. Наиболее всего от его набегов страдала Ванская губерния. Для того, чтобы избавиться от постоянной угрозы в лице этого влиятельного курдского лидера, османские власти решили ликвидировать его основную базу572. Но этот замысел не был претворен в жизнь в первую очередь из-за позиции Петербурга и Тегерана, не желавших допустить введения османских войск в Иранский Азербайджан. В такой ситуации Порте не оставалось ничего другого, как обязать Иран и Россию не поддерживать Симко и прервать его контакты со своими соплеменниками573. В условиях надвигающейся войны такие меры, разумеется, не привели ни к каким результатам.

Деятельность Симко даже усилилась к концу 1911 г. Он не только грабил мирное население574, но и убивал сопротивлявшихся ему крестьян575. Его нападениям подвергали иногда и курдские племена, к примеру – племя кардар. В ответ это племя напало на контролируемые Симко районы в Иране и разграбило их576. Безусловно, взаимные набеги лишь обостряли ситуацию на границе, и, как следствие, османско-иранские отношения. Еще более его деятельность осложняла османско-российские отношения, поскольку пытаясь захватить Симко, османская армия не раз проникала на территорию Иранского Азербайджана. В таких случаях сразу следовали дипломатические протесты России и Ирана577.