Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Массовые народные движения в Перу: поиски форм демократического и антиимпериалистического единства Натаров, Александр Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Натаров, Александр Николаевич. Массовые народные движения в Перу: поиски форм демократического и антиимпериалистического единства : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / ан ссср. ин-т Латинской Америки.- Москва, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-6/651-5

Введение к работе

Актуальность темы. Главный фактор, обуславливающий актуальность темы исследования, - это ее неразработанность в советской историографии.

Кроме того»речь идет об одной из так называемых "вечных" тем (насколько может быть вечным что-либо в мире, где действуют законы диалектики, для которых единственное вечное—это постоянное изменение), имея в виду, что вопросы, поднимаемые в диссертации, касаются коренных народов - этого "станового хребта Америки" (Ф.Кастро. "Вторая Гаванская декларация"). "Вечность" темы определяется тем фактом, что история этой части света на протяжении 12 (а по некоторым, пока не нашедшим достоверного подтверждения предположениям - 30-40) тысяч лет связана с индейскими обществами, в то время как присутствие здесь европейского начала измеряется, в разных регионах,'сроками около 2-5 веков, а в бразильской Амазонии по сей день всё новые и новые коренные народы впервые вступают; в контакт с; неиндейским миром. Индейская история' Америки' по меньшей мере в 23 раза длиннее индейско-европейской ее истории.

Однако то обстоятельство, что индейско-европейские полтысячелетия истории Америки являются последним по времени полутысячелетием, накладывает совершенно определенный отпечаток на этот период ее истории: этот отрезок рассматривается (особенно нами - европейскими исследователями) как преимущественно европейско-индейский, а то и просто европейский. Продолжение производства и.воспроизводства в индейских обществах своего, отличного от европейского, образа жизни'не обращало на себя внимания как на свидетельство продолжения индейской истории. Индейцы привлекали к себе внимание в этом смысле лишь пока оказывали сопротивление колонизации или когда поднимали'восстания, т.е. совершали действия, направленные на европейский компонент новой американской реальности и оцениваемые по европейским меркам как исторические события. С этой точки зрения переживаемый знне коренными народами Перу период заслуживает внимания асследователей-европейцев, поскольку он характеризуется

тем, что, начиная со второй половины 70-х я-особенно'в 80-е годы идет бурный процесс создания этими народами организаций, напоминающих по форме европейские, которые к тому же очень часто обращаются к внешнему миру на понятном ему европейском языке.

С другой стороны, тема актуальна назревшей постановкой вопроса об исторической значимости неевропейского пути развития. Признание этой значимости логически предполагает в качестве следующего шага признание общечеловеческой значимости социально-культурных достижений народов - носителей неевропейского общественного генотипа. В эпоху осознания приоритетов общечеловеческих ценностей актуальнейшей задачей становится познание разными частями человечества друг друга, дабы ценности эти богатством своего многообразия служили продуктивным ориентиром в развитии человечества.

Помимо этого в диссертации рассматриваются вопросы, касающиеся наличия в.Перу партизанских движений "Сендеро луминосо" и Революционного движения имени.Тупак Амару. Деятельность, этих организаций составляет одну из главных внутриполитических проблем нынешней Перу, что и обуславливает актуальность этих вопросов.

Хронологические рамки диссертации охватывают весь период существования изучаемых движений с момента возникновения по сей день: для движений коренных народов это 1959-1961 гг. и с 1969 г.; для "Сендеро луминосо" это период с 1970 г., но главным образом со времени начала вооруженной борьбы, т.е, с 1980 г.; для Революционного движения им. Тупак Амару - с 1984 г.

Цели диссертации состоят в том, чтобы, во-первых, впервые в отечественной историографии проанализировать деятельность движений коренных народов современной Перу; во-вторых, исследовать индейскую идеологию с точки зрения марксизма и выявить пути облегчения знакомства между различными идеологиями; в-третьих, проанализировать феномен миграции индейских общинников из сьерры в косту, создания

ими там так называемых региональных-ассоциаций мигрантов, а также ассоциаций сателлитов в общинах съерры- и взаимодействия между ними; в-четвертых, исследовать партизанские движения "Сендеро луминосо" и Революционное движение им. Тупак Амару, их социальные корни, истории возникновения, идеологию, стратегий и тактику, методы борьбы и.т.д.; в-пятыХ, выявить позитивное содержание изучаемых движений.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в советской историографии комплексным исследованием движений коренных народов современной Перу и партизанских движений "Сендеро луминосо" и Революционного движения им. Тупак Мару,- в котором сформулированы выводы о наличии в Перу двух типов общества: креольского, тяготеющего к западной социально-культурной традиции, и индейского, являющегося носителем социально-культурного генотипа неевропейского пути развития; показано, что речь идет о разных способах производства материальной жизни, разных общественно-исторических формациях, т.к. у этих обществ на нынешнем отрезке их развития разные материальные общественные отношения, доминирующие в базисе: соответственно экономические и семейно-родовые. В работе творчески развиты взгляды Ф.Энгельса на идеологию применительно к мировоззрении, коренных народов Америки и намечены пути, облегчения знакомства между различными идеологиями.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы углубляют наши представления о содержании и . закономерностях развития исследованных массовых народных движений. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при Подготовке фундаментальных исследований и лекционных курсов по новейшей истории стран Латинской Америки, проблемам революционно-освободительного движения в регионе, а также по исторші и проблемам международного антиимпериалистического и демократического движения.

Методологической основой диссертации является идеология марксизма и ее метод - диалектический материализм. В 'исследовании практически применен ленинский методологичес-

кий принцип "раздвоение единого и познание противоречивых частей его"1, что проявилось, в частности, в выделении в движении коренных народов автохтонного субстрата и черт (форм, средств и т.п.),.заимствованных у западной социально-культурной традиции.

Указание К.Маркса на то, что "семья... была единственным социальным отношением" в первобытном родовом обществе подтолкнуло мысль автора в направлении вывода о том, что все известные истории общества имели два типа материальных общественных отношений, составляющих их базис: семейнс-родовые и экономические. Выводы перуанских ученых Т.Альтамирано, Х.Матоса Мара и А.Кихано о доминирущей роли семейно-родовых отношений в индейском обществе современной Перу позволили прийти н заключению,, что даже при наличии в современном индейском обществе Перу экономических отношений (которые, как известно, появляются с возникновением общественного разделения труда, а оно у перуанских индейцев есть) семейно-родовые отношения остаются доминирующими материальными общественными отношениями. Экономические отношения занимают господствующее положение лишь при капитализме (хотя и тут семейные отношения не исчезают, а лишь становятся подчиненными). Исходя из этих положений следует вывод, что индейское общество Перу (в отличие от креольского) не является капиталистическим. На вопрос о том, что же это за общество помогает ответить возобновившаяся в последнее время дискуссия вокруг "азиатского" способа производства, о чем подробнее см. ниже: в описании третьего параграфа первой главы.

Рассмотрение вопроса об индейской идеологии построено на развйтіш положения Ф,Энгельса о том, что "раз возникнув, всякая идеология развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке. Иначе она не была бы идеологией, то есть не имела бы дела с мыслями как с самостоятельными .сущностями, кото-

Ленин В. И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 316.

с Маркс К., Энгельс .Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 27.

рые обладают независимым развитием и подчиняются только своим собственным законам" . Энгельс отмечает в связи с этим, что общественная идеология "всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от презних времен, так как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой"2. Автор, используя эти общие положения Ф.Энгельса, рассатривает частный случай -индейскую идеологию - как самостоятельную сущность, обладающую независимым развитием, подчиняющуюся своим собственным законам и сохранящую известный запас представлений, унаследованных от прошлых времен. Так как эта независимая сущность подвергает всю совокупность существующих представлений на основе своих собственных законов дальнейшей переработке и развивается в связи с ней, оставаясь самой собой, т.е. не становясь менее индейской, указано на несостоятельность взгляда, в соответствии с которым лишь забвение собственной идеологии и переход на позиции марксизма принесет индейским народам освобождение. Однако знакомство индейского мира с марксизмом весьма желательно .(и желаемо самими индейцами), и в связи с этим в диссертации намечены пути облегчения этого знакомства. В основу здесь положено положение К.Маркса о том, что "теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad bominem, а доказывает она ad hominsm,. когда становится радикальной. Быть радикальной - значит понять вещь в ее корне. Но. корнем является для человека сам человек"3. В диссертации осуществлена разработка путей доказательства марксизма ad hominen применительно к индейскому, миру, в частности Перу.

Источники, использованные в диссертации можно разделить на 6 групп: официальные документы, труды лидеров движений коренных народов Перу и индейских идеологов, доку-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 313.

Там же. - С. 315.

Там же. - Т. I. - С. 422.

менты индейских движений и организаций "Сендеро луминосо", периодика, статистика, справочная литература.

Движения коренных народов изучены на основе материалов журнала Межамериканского индеанистского института "Америка индихена" , его ежегодника "Ануарио индихениста"^ и информационного бюллетеня "Нотисьяо индихенистас де Америка" (в англоязычном варианте - "Индиан. ньюс оф де Амери-Kac")d'j материалов журнала Амазонского центра антропологии

Ыога Bernasconi С. Reflexiones acerca del problema territorial de las oomunldades indigenas de la Amazonia // America Indigena. - Mexico, 1983. - V. XLIII. - II 3« - P. 569-584; Smith R.C. La ldeologia liberal у las oomunldades Indigenas en el Peru repuhlicano // Ibid. - P. 585-600; Wise M.R. Lenguaa indigenas de la Amazonia peruana: histo-rla у eetado preaento 11 Ibid. - її 4. - P. 823-848; Moore T.R. El ILV у una ^tribu reciSn encontrada": la experien-cia amarakaeri // Ibid. - 1984. - V. XLIV. - N 1. - P. 25-48; Berdichev/sky B. Del indigenlsmo a la indianidad у el surgimiento de una ideologia indigena en Andinoamerioa // Ibid. - 1986.- - V. X1VI. - II 4. - P. 643-658; Soils G. Re-v±talizaoi6n de lenguas en su contexts social // Ibid. -1987. - V. XLVII. - N 4.- - P. 647-651; Regan J. Meslanismo cocarna: un. movimiento da гевів.-tenoia en la Amazonia, peruana // Ibid. - 1988. - V. XLVIII. - N 1. - P. 127-138; Mar-zal М.Ы. Lob oaminos religiosoa de loa inmigrantes en Lima. El case de una parroquia del Augustino // Ibid. - P. 139-164.

o-

Conclusiones del XVIII Congreao de la Federaci&n. de Oomunldades Hativas Yanasha - EECOKAYA, Peru. // Anuario Indigents ta. - Mexico, 1986. - V. XLVI. - P. 103-104; Peru.: Decreto Supremo Hum. 009-87-SA // Ibid. - 1987. - V. XLVII.

- P. 139-145.

* FECOHAU organiz& ourso зоЬгь agrioultura II Ilotioias In-digenistaa de America. - Mexico, 1983. - И 24 (Diciembxe).

- P. 12; band and freedom is the cry in the Peruvian jun
gle II Indian Hews of the Americas. - Mexico City, 1984. -
H 25-26 (January-August). - P. 14; Course on traditional
medicine in the Ucayali, Peru- II ibidem; En. las, provincias
de Ric^a у Condorcanqui nativoe electos en las municipali-
dadea // Nofcicias. Indigenistaa de America. - 1986. - К 33«
(Septiembra-diciembre) - P. 5; Pronunciamiento de la
AIDESEP: Postura acerca de leyes у proyectos de coloniza-
сібп amaz6nica // Ibid. - 1987. - -H 34 (Enero-abril). - P.
15; V Asamblea General: Conseco. Mimdial de Pueblos Indige
nas II Ibid. - її 35 СЫауо-agpsto). - P. 9-Ю; Dialogo: or-
ganizaciones indigenas-gobierno. Nuevos Rimanaouy en la .-
selva // Ibid. - H 36 CSeptiembre-diciembre). - P. 4.

и практического применения "Амасоюія перуана"х; газеты Перуанской коммунистической партии. "Унидад" ; выступлений в печати индейских лидеров Р.Касанто Шингари3 (кампа), Э. Нугкуага Иканана4 (агуаруна). и Х.Руиса Сааведры5 (напуру-на - кечуа реки Напо). Позиции индейских идеологов и орга-

1 Barclay P., Santos Е. La oonformaoi6n de lag comunidadea amuesha (La Iegalizaoi6n de un. deapojo territorial) // Amazonia Peruana. - Lima, 1980. - H 5 (junio). - P. 43-74; Anadio M,, D'Emilio A.L. Alianza entre Іов candoshi (mura-to) del Alto Amazonas // Ibid. —1983. -Ї9 (.julio). - P. 23-36; Gray A. Los amarakaeri:una посібп de e3truotura social // Ibid. - 1984. - N 10 (narzo). - P. 47-63; Gamino A. Pasado у pre3ente de las estrategias de subsistencia in'di-gena3 en la Amazonia peruana: ргоЫешаз у posibilidades // Ibid. - P. 79-89; Adrienne Works M. El proceso de desarro-llo у la experiencia de canbio: la Bituaci6n de los agua-runas en el valle del Alto Mayo // Ibid. - P. 119-128; Uriarte L. Los nativos у au. territorio: el oaso de loa ji-varo achuara en. la Amazonia peruana // Ibid. - 1985. - V. VI. - N. 11 (febrero). - P. 39-64.

Comunidadea natives haran. congreso // Unidad. - Lima. -IT 718. - 20.XII.1979; їїасіб la Federaoi6n Hativa Amuesha // Ibid. - N 719. - 28.111.1979-9.I.1980; Llga Agrarla "Revoluoi6n Campeaina у Hativa" ooavoca a oonvenoi6n // Ibid. - IT 723. - 1-6.11.1980; ITativos ohimacos realizan. su primer congreso // Ibid. - H 732. - 2-9.IV.1980; Samuel Quiroz у el VI Congreso Campa-Ashaninka: Defenderemos nueatraa tierraa // Ibid. - II 734. - 16-23.IV. 1980; VI Congreso Campa constituye Federacion // Ibid. - N 737.-8-14.V.1980; Aniversario federacion сагарa // Ibid. - IT 789. - 28.V-3.VI.1981; Denuncian. comunldades nativaa: Transna-cionalea oonquistan. la selva // Ibid. - N 790. - 4-10.VI. 1981; Pliego da reclamoa // Ibid. - К 792. - 18-24.VI.1981; Comunidadea nativaa frente a colonizacion. de la selva // Ibid. - N 817. - 21.1.1982; Conferencia de comunidadea // Ibid. - IT 818. - 28.1.1982; Amazonas: Aguarunas. protestan // Ibid. - N 972. - 15.VIII.1985; La Amazonia lucha por un futuro mejor II Ibid. - 10.VIII.1987; Stnogenocidio e ia-juaticias entre las nacionalidades Itnicas aguaruna у huambisa // Ibid. - 6.IX.1987.

* Casanto Shingari R-. 25 aflos de experienoia organizativa en la sociedad ashaninka del. Perene // Balances amaz6nicos: Enfoques antropolSgicoa. - Iquit03, 1985. - P. 225-2.37.

* Uugkuag Ikanan. E. Experienciaa de organizacion. da los pueblos indigenas en la actualidad: El Conaejo Aguaruna у Huambisa, Amazonas - Peru // Ibid. - P. 239-253.

' Ruiz Saavedra J. La organ і яао.ібп campeaina en la regi6n de Iquitos // Ibid. - P. 255-260.

низаний почерпнуты из их книг (Р.Рейнага)х и материалов международных индейских семинаров (С.Паломино, Индейский совет Южной Америки и др.) . Кроме'того для исследования феномена миграции индейских общинников в города побережья (главным образом, в "большую Лиму") использованы данные переписи населения Перу 12 июля I98I г.^, а также данные переписи населения предместий Лимы, осуществленной Институтом перуанских исследований в ноябре 1956 г. .

Лги изучения движения "Сендеро лушшосо" обильнейшим источником зшшормации послужили материалы журнала Центра исследований и содействия развитию "Кеасер", особенно статьи Р.Гонсалеса, а также Х.М.Сальседо, А.Фавра и Х.Уррутш. В истории возникновении организации помогли разобраться исследования П.Парехи, Р.Леттса, М.Рида и А.Флореса Галин-до. По крупицам собрана информация о движении, появившаяся на страницах газет "Гранма", "Хувентуд ребельде" и журнала "Бозмия" (Куба); газет "Экспресо", "Унидад" и журнала "Ка-ретас" (Перу); газеты "Пайс" и журнала "Камбио 16" (Испания); газет "Дна", "Хорнада" и "Финансьеро" (Мексика); "Бреча" (Уругвай); журналов "Кромос" (Колумбия); "Ньюс-уик", газет "Интернэшнл геральд трибюн" (США); "Монд", журнала "Африк-Ази" (Франция); газеты "Унита" и журнала "Эвпреосо" (Италия), а также в справочниках-ежегодниках Франции и Великобритании.

Революционное движение имени Тупак Амару исследовано практически целиком на материалах прессы: журналов "Каре-тас", "Кеасер", газет "Экспресо" и "Унидад" (Перу); "Гранма" и "Хувентуд ребельде", журнала "Бозмия" (Куба); газет "Диа" и "Эксельсиор" (Мексика); "Унита", журнала "Зспрес-

'Wankar. Tawantinsuyu (5 sigloa de guerra qheswaymara contra Espafla). - M&xLoo, 1981.- 375 p. a II Seminario de filosofia, ldeologia у polltica de la lTt*fftnirt*"»T Cosquin, СбгаоЬа - Argentina. 31 agosto-7 se-tiembre '86. - Lima, a.a. - 1S4 p.

  1. Perui Heohos у cifras demograficas. - lima, 1984.- 128 р.

  2. Matos Mar J. Las barriadas de Lima. 1957« - 2.-а. ed. rev. у aim. - Lima, 1977. - 293 B-

со" (Италия); газет "Пайс" (Испания); "Република" (Уругваї!); "Эспектадор" (Колумбия); "Баррикада" (Никарагуа); ежегодного справочника "Европа" (Великобритания), а также материалов ТАСС.

Историографический обзор. В советской историографии почти не получили освещения вопросы, касающиеся двияений коренных народов и вооруженных партизанских движений Перу. Проблемы, относящиеся к данной теме, исследованы в работах В.В.Витюка и С.А.Эфирова: "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М., 1987 (с. 128-130 о "Сендеро лу-миносо"); Т. Е.Ворояейкиной: Опыт единства левых сил (1980-1985). - Латинская Америка. 1986. JS 8 (с. 47-48 о "Сендеро луминосо"); Новое восстание масс. СССР на пороге третьего мира. - Век XX и мир. 1990. J6 3; Т.В.Гончаровой: Индеа-низм, - Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976; Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор. 50-60 годы XX века. М., 1979; Расово-нащюналистические концепции "самобытного развития" в индейских и афро-креольских странах Латинской Америки. - Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.,1983; Современный индоамериканизм: философия истории. - Латинская Америка. 1984. №9; Ю.А.Зубрицкого: Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., 1975; Национальные отношения. - Перу: социально-экономическое и политическое развитие (1968-1980). М., 1982; Трудности и противоречия прогрессивного пути развития Андских стран, связанные с характером и особенностями национальных отношений. - Андские страны: опыт борьбы за прогрессивный курс развития (трудности и противоречия). М., 1982; Советская индеанистика: место в латиноамериканистике и ее основные задачи. - Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы индеанистики. М., 1985; Актуальные аспекты национально-этнического развития. - Латинская Америка. 1986. № 4; Л.С.Поскониной: гл. Идеология левого радикализма. - Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.., 1983; Латинская Америка: критика леворадикальных концеп-

ций. М., 1988; И.К.Самаркиной: гл. Общинный сектор и его эволюция. - Сельские'трудящиеся в Латинской Америке. М., 1972; Община в Перу. Очерк социально-экономического'развития. М., 1974; Я.Г.Шемякина: Латинская Америка: традиции и современность. М., 1987 (гл. 2. Роль индейской традиции в истории Латинской Америки: с. 35-92).

'Зарубежная историография вопроса таклсе не очень богата. Здесь надо отметить работы по движениям коренных народов Э.Грея, Т.Мура, Р.Ч.Смита, Р.Щумейкера, .А.Чирифа, К. Рюдель, в том числе по региональным ассоциациям мигрантов -Т.Альтамирано, Х.Матоса Мара, А.Кихано, а такяе по левым партизанским движениям -. П.Парехи, М.Рида, А.Флореса Га-линдо, Р.Леттса, Р.Гонсалеса, А.Фавра, Х.М.Сальседо и X. Уррутіш.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в ряде статей и нашли отражение в выступлении на Ш Всесоюзном симпозиуме по проблемам индеанистики (Москва, декабрь 1988 г.), которое также будет опубликовано издательством "Наука" в 1991 г..