Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-е-80-е годы Топоровский, Игорь Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топоровский, Игорь Владимирович. Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-е-80-е годы : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1992.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена тем, что изучение многостороннего культурного сотрудничества позволяет открыть практически не исследовавшийся ранее пласт межгосударственного диалога в Европе. Идеологическое противостояние не позволяло сделать культурные процессы предметом объективного исследования, которое раскрывало бы роль этого элемента в послевоенной системе международных отношений, в зародившемся "общеевропейском"

процессе и, в целом, в концепциях политического сотрудничества эпохи существования глобальной биполярной системы.

На современном этапе для России и других стран СНГ особое значение приобретает проблема наднациональных механизмов и структур, возникавших в рамках интернационализации культуры и складывания ее единого пространства. Это дает новый аналитический материал для изучения интеграционных процессов, тенденций

субрегионального сближения и, безусловно, паневропейско диалога, охватывающего все новые области межгосударственно сотрудничества и общественных взаимосвязей.

Особое научное значение приобретает культурні сотрудничество для изучения проблем современной европейсю идентичности и социокультурной среды. Являясь их субстанциальн выражением на уровне политической практики и общественно диалога, такой тип сотрудничества проецирует на себя объективные процессы, которые лишь в косвенном проявлении мог быть оиенены количественно и отчасти качественно. В формирован национальной культурной политики, переговорном процессе институшюналиэации, в методах, которыми правительство, либо ин структуры регулируют регионализацию, отчетливо проявляют тенденции, характерные для этно-психического слоя сознани мутаций в социокультурной среде, определяющих культури идентичность Европы. Такая же взаимозависимость характерна и д политико-этичесюи концепций, осмысливающих в современн условиях новую роль культуры, индивидуума, общественных групп образований в определении дальнейшей эволюции обществ.

Указанная тема представляет и несомненный практическ интерес. В данном случае необходимо указать два аспект Во-первых, изучение всего комплекса проблем, связанных многосторонним культурным сотрудничеством, дает возможное сформулировать основные принципы культурной политики. Э особенно характерно для России и других государств СНГ, где распадом тоталитарной системы встал вопрос об определении обще контекста отношений государство-общество-индивид в сфе культурных процессов. Таким образом, одной из важных зад построения демократически функционирующих структур и обеспечен

зновннх. гражданских прав становится разработка практических їханизінов культурной политики, призванной регулировать не только акро-, но и микропроцессы в социо-культурной среде.

Во-вторых, современный этап европейского развития отмечен :тойчивоЯ тенденцией сближения стран Центральной и Восточной Фопы с западноевропейским регионом. В вопросе не только льтурного, но и в целом гуманитарного сотрудничества іоявляется объективная тенденция расширения западноевропейского остранства с его структурами и механизмами кдо уровня внеевропейского". Поэтому перед восточноевропейскими сударстваыи стоит проблема вхождения, адаптации и аимодействия с существующими структурами, функционированию торых и посвящен анализ многостороннего сотрудничества.

Обшая цель диссертации состоит в определении основного уга "сюжетов новой для научных исследований темы огостороннве культурное сотрудничество. Автор стремился, с ной стороны, вычленить основные составляющие исследуемого эдмета, выстроить их в логической взаимосвязи различных точек ^смотрения. С другой стороны, ставилась конкретная цель ісания и анализа принципиальных тенденций, проявляющихся на гх уровнях анализируемых систем. В этом контексте было важно гдставить интегральный взгляд на проблему культурных обменов, 'анично связав ее с главными тенденциями общественного івития, с формированием европейской духовной общности іентичностью, коллективными представлениями и т.п.). На же двух уровней анализа - традиционного международно-іитического и философско-социологического, - феномен

многосторонних культурных связей получал бы новое содержание принципиальное иное осмысление, выводящее на междисциплинарны уровень оценок.

В соответствии с поставленной целью основными задачам диссертации являлись:

анализ складывания в Европе культурного пространства н базе наднациональных механизмов и системы международного права принципы его функционирования, взаимодействие с внешне политической и внутренней социальной средой; темпы формирования складывание границ;

изучение влияния интеграционных процессов на формировани зон "высокой интенсивности'* культурных обменов и корреляци национальных культурных политик; выявление связей с процессе» регионализации, диверсификации и децентрализации культурны процессов;

- описание модели государственного .контроля над культурної сферой, сложившейся в замкнутых- тоталитарных режимах; определение основных принципов ее развития, потенциальных возможностеї саморегулирования и реформирования, рассмотрение тенденци культурных процессов в идеологически замкнутых регионах;

изучение исторических процессов складывания европейскої идентичности, ее вертикальных и горизонтальных уровней, основны: параметров и особенностей; сопоставление тенденци! цивилиэаци'онного и политического развития в формировании едино! культурной общности;

.анализ социально-психологических факторов европейской циокультурной среды: сдвиги в ментальных структурах, изменение пов общественной и индивидуальной жизни, складывание ллективных представлений, характеризующих европейский уровень мопознания и оценок;

- 'определение основных тенденций политико-культурного и циально-культурного развития на краткосрочную и среднесрочную рспективу; исследование устойчивости системных и субсистемных ементов, оказывающих определяющее влияние на г эволюцию ропейского культурного пространства.

Предметом исследования диссертации являются три типа
оцессов, отражающих многоуровневость подхода к изучению данной
мы. * Во-первых, это макропроцессы интеграции и

нтростремительные паневропейские тенденции, в результате
звития / которых происходит складывание механизмов

днационального сотрудничества и структурное оформление ропейского культурного пространства. Во-вторых, в диссертации ализируются процессы микроуровня, связанные с внутренней олюцией европейских обществ в спектре от регионально-локальных самых первичных форм коллективных общностей и даже некоторых ементов индивидуального бытия. И, в-третьих, наконец, речь идет

цивилкзационном развитии Европы как совокупности циокультурных факторов в перспективе исторического прогресса.

Объектом исследования стали основополагающие наднациональные
руктуры европейского культурного пространства на уровне Совета
ропы, Европейских Сообществ, "общеевропейского процесса",
гионального. сотрудничества, составляющие взаимосвязанный и
аимодействующий комплекс, обеспечивающий практическую

ализацию многосторонних контактов. К изучению были привлечены

также и международно-правовые документы (конвенции, соглашения и т.п.). являвшиеся юридической базой наднациональной координации в сфере культурных процессов и дальнейшей стандартизации норм и принципов, унифицирующих европейское пространство. В равной степени объектом исследования стала национальная культурная политика, отражавшая эволюцию внутреннего развития общественных систем и складывание национальных и региональных типов культурного бытия.

В своих методологических принципах работа основывается на сочетании методов диалектического анализа исторического процесса с сочетанием ряда принципов позитивистской и культурфилософской школ, равно как и методов анализа различных течений исторической антропологии. На теоретическую базу диссертации большое влияние оказали работы В.Дильтея, О.Шпенглера, Й.Хейзенги, Ф.Броделя, Д.Ружмона, в которых содержатся принципы цивилизационного подходе к анализу европейского развития и устанавливаются глубинные взаимосвязи общественных основ с духовной эволюцией континента і детерминированным процессом складывания европейской общности.

Неразработанность данной темы в отечественных и і зарубежных исследованиях отражает фактическое отсутствие специальных работ, посвященных многостороннему культурному сотрудничеству. На протяжении многих лет оно входило составное частью в общие исследования по проблемам европейской интеграции, отношений Восток-Запад и восточноевропейского развития. Частичнс оно затрагивалось в исследованиях общегуманитарного аспект* европейского сотрудничества. Среди них наибольший интерес представляют работы Р.Грегуара,.> А.Форреста, Ж.Лежен, И.Лиш и др В отечественной историографии следует отметить труді Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, А.Л.Гуревича, А.О.Чубарьяна

вещавших вопросы культурной идентичности, а также работы Кашлева, являющиеся в принципе единственными по проблемам їждународного культурного сотрудничества.

Поэтому, диссертация "-в основном построена на изучении ірокого круга источников. Прежде всего это документы Совета ропы (европейские конвенции, резолюции Парламентской ассамблеи, енографические отчеты о заседаниях специализированных імитетов, .межправительственные программы, официальные доклады ірламентских групп и отдельных парламентариев, политические баты, материалы Комитета министров культуры и их европейских >нференций и т.п.). Во-вторых, к диссертации привлечены и работаны документы Европейских Сообществ последних двадцати лет і проблемам культурной политики и культурных связей. Они лючают в себя доклады Комиссии ЕС, специализированные следования независимых экспертов, проводившиеся по заказу КЕС, утреннюю документацию генерального директората КЕС по диовиэуальной сфере, информации, коммуникации и культуре. дельный массив документов связан с деятельностью Совета нистров и Европарламента. Автором собраны резолюции, отчеты по рламентским дебатам, проекты основных программ, в которых держится материал по всем областям культурной политики и льтурных обменов.

Исследования по проблемам "восточноевропейской" зоны льтурного пространства и модели складывавшихся культурных менов между бывшим СССР и восточноевропейскими странами также нованы на широкой источниковой базе. Впервые в научный оборот одятся архивные материалы и ранее не публиковавшиеся документы нистерства культуры СССР и Управления по культурным связям МИД :СР. В них содержится уникальная информация о реальном

формировании культурной политики бывших социалистических стран структуре и механизмов официального сотрудничества, методе государственного и партийного контроля над сферой культурне деятельности в ее внутренних и внешних аспектах.

Для анализа основных тенденций динамики складывай!' многосторонних культурных обменов и процессов в общественнс сознании автором привлечен широкий круг статистически материалов. Для Западной Европы - это прежде всего публикаи» "Евробарометра" - официальной социологической службы ЕС, даннь которого позволяют проследить эволюцию тенденций на протяжен^ двух последних десятилетий. В отношении бывшего СССР восточноевропейских стран использованы ранее не публиковавшее данные статистических отчетов Министерства культуры и МЩ покрывающие весь период 70-х и 80-х годов.

Хронологические рамки работы охватывают период 70-х, 80-х начала 90-х годов, который отмечен кардинальными сдвигами культурной политике европейских государств, эарождени« общеевропейского процесса, а также тенденциями определивши» качественно новый этап в духовном развитии европейских обществ.

Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отде.і общеевропейских процессов Института Европы РАН, ее основні положения изложены в двух опубликованных статьях.

Структура работы.' Диссертация состоит из введения, де; глав, приложений и библиографии.