Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Вебер Дмитрий Иванович

Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации
<
Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вебер Дмитрий Иванович. Немецкий орден в Ливонии от Реформации до секуляризации: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Вебер Дмитрий Иванович;[Место защиты: Ивановский государственный университет].- Иваново, 2014.- 261 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сословия как политический и экономический фактор в ливонии 41

1.1 Рыцарство 41

1.2 Церковные институты 77

1.3 Города 91

Глава II. Орден и реформация: от плеттенберга до кеттлера 106

2.1 Конфессионализация в ливонии 106

2.2 Состав ордена. Вестфальский фактор 113

2.3 Конфессионализация в ливонии и ландмайстер вольтер фон плеттенберг: 1525-1535 гг 134

2.4 Ландмайстеры герман фон брюгеней и иоганн фон дер реке 152

2. 5 Ландмайстеры генрих фон гален, вильгельм фон фюрстенберг 166

2.6 Ландмайстер готтхард кеттлер 175

Глава III. Между пруссией, польшей и московским государством: под ударом извне 187

3.1 Орден и реформация: прусское влияние 187

3.1.1 События в дерпте и риге: бланкенфельд и ломюллер 187

3.1.2 Эзельская распря 196

3.2 Орден и империя XVI в. – характер взаимоотношений 203

3.3 Начало конца: война коадъюторов 212

Заключение 237

Библиография 245

Список сокращений 261

Введение к работе

Постановка проблемы и актуальность темы. Актуальность

исследования обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, отсутствием
комплексных изысканий по истории ливонского отделения немецкого Ордена,
которые освещали бы последний отрезок его существования с середины 20-х гг.
XVI в., периода распространения Реформации и до его секуляризации в годы
Ливонской войны. Во-вторых, интенсивными научными дискуссиями по
проблемам Реформации и конфессионализации как в отношении отдельных
европейских регионов, так и земель Священной Римской империи, составной
частью которой в XVI в. оставались владения Немецкого ордена.
Использование новых исследовательских подходов делает возможным
реконструкцию социально-политической жизни Ливонии в последние
десятилетия существования Ордена и апробацию на материале этой

территории современных концепций.

Работы по истории Немецкого Ордена, как правило, строятся на прусском
материале. Не является исключением и период упадка Ордена в XVI в.
Основное внимание уделялось секуляризации духовно-рыцарской корпорации
в Пруссии и политическому курсу Альбрехта Бранденбургского, который ее
провел, будучи Великим магистром. В отношении же ливонского филиала
преимущество отдавалось внешнеполитическим коллизиям, спорам и
конфликтам с соседями – Московским государством, Польшей и Литвой.
Ливонская война рассматривалась логичным итогом политического курса
последних ландмайстеров. Социальная составляющая исторического процесса
этого региона долгое время пребывала в тени. Исследование воздействия
Реформации на сословную структуру Ливонии, на внутренний кризис Ордена
по сей день недостаточно. До сих пор практически отсутствуют труды,
посвященные деятельности отдельных ландмайстеров после смерти

Плеттенберга в 1535 г.

Объект данного диссертационного исследования – ливонская ветвь Немецкого Ордена в Ливонии в XVI в.; предмет – политика Ордена и реформационные процессы в Ливонской конфедерации в 1525-1561 гг.

Степень изученности темы. В зарубежной историографии история последних десятилетий Ордена в Ливонии впервые вызвала интерес в XVIII в. В 1701 г. в Лондоне К. И. фон Бломбергом было опубликовано одно из первых

исследований, посвященных падению Немецкого Ордена в Ливонии1.

Изложение носит описательный и дидактический характер, свойственный эпохе. В 1776 г. выходит в свет работа пастора Г. Бергмана (1749-1814)2, посвященная истории Ливонии и носившая обобщающий характер. Из всех ландмайстеров XVI в. наибольшее внимание уделяется Кеттлеру, о котором автор-лютеранин пишет с нескрываемой симпатией3.

Наиболее значительный вклад в изучение Ливонии рассматриваемого периода сделал Ф.-К. Гадебуш, издавший ряд исследований по истории Ливонии4. Его самым главным трудом является собрание исторических памятников по истории Ливонии, изданных в т. н. «лифляндских ежегодниках»5. Работа имеет большое значение как первая попытка дать критическую историю Ливонии во всей ее совокупности.

Учреждение в 1801 г. Александровского университета в Дерпте, борьба за сохранение сословных привилегий в условиях реформ и развитие позитивизма привели к оживлению историографического дискурса и публикации источников. Именно тогда начал сформировался исследовательский профиль классиков остзейской школы – Ф. Бунге и Т. Шимана. Проблемами истории Ливонии XVI в., в том числе общественной, в те годы занимался целый ряд историков6.

Начало XX в. было ознаменовано полемикой на почве подготовленного и
обработанного материала источников. Одним из дискуссионных вопросов была
политика ландмайстера Плеттенберга7. Межвоенная и послевоенная

историография уже в совершенно новых политических реалиях по-прежнему интересовалась этим вопросом8. Своеобразной кульминацией и вместе с тем

1 Blomberg K. J. v. An account

2 Bergmann G. Leipzig, 1776.

3 Berg C. Handbuch der deutschen Bildunggeschichte: 18. Jahrhundert. Vom spten 17 Jahrhundert bis zur Ordnung
Deutschlands um 1800. Mnchen, 2005. Bd. II. S. 468; Limane L. Book collector priest Gustav Bergman // Latvijas
nacionl bibliotka. Rga, 2002. P. 1-3.

4 Hausmann R. Gadebusch, Friedrich Konrad (1719-1788) livlndischer Geschichtsforscher // Allgemeine Deutsche
Biographie. Leipzig,1878. Bd. 8.

5 Gadebusch F. K. Livlndischen Jahrbcher. Riga, 1780-1783. Bd. I-IX.

6 Rutenberg O. v. Geschichte von Ostseeprovinzen Liv-, Est- und Kurland. Leipzig, 1859-60, Bd. I-II.; Richter
A.v.Geschichte der deutschen Ostseeprovinzen. Riga, 1858. Bd. I, II; Croeger C. Geschichte Liv-, Est- und Kurlands.
St. Peterburg, 1867. Bd. I, II; Schltzer K. Verfall und Untergang des Hansa und des Deutschen Ordens in den
Ostseelndern. Berlin, 1853.

7 Seraphim E. Baltische Geschichte im Grundri. Reval, 1908; Berendts A. Johannes Blankenfeld, Erzbischof von Riga,
Bischof von Dorpat und Reval // Baltische Monatschrift. 1902. Vol. 54 . S. 29-60.

8 Pistohlkors G. v. Wolter von Plettenberg. Der Ordenmeister Altlivlands im Umbruch vom Mittelalter zur Neuezeit //
Nachrichtenblatt der Baltischen Ritterschaften. 1968. № 28. S. 37-41.

опытом переосмысления деятельности этого ландмайстера стал специально посвященный ему сборник под редакцией Н. Ангерманна и И. Мисанса9.

Третье направление исследований относится к изучению Реформации в Ливонии. В первую очередь следует выделить «Введение в историю Реформации в Лифляндии, Курляндии и Эстляндии» - первое и до сего дня единственно обстоятельное исследование, посвященное религиозной жизни Ливонии интересующей нас эпохи10. К теме Реформации вернулся в цикле своих работ Й. Кулес. Его монография11 представляет собой достаточно подробное исследование Реформации в Ливонии. Однако самим орденским структурам отведено второстепенное место. Основной акцент смещен в сторону ганзейских городов Риги, Ревела и Дерпта. Орденское государство также затрагивается в работе К. Шмидта. Однако автор на нем не останавливается подробно, поскольку труд посвящен реформационным процессам в Балтийском регионе в целом12.

Четвертое направление объединяет исследования социального состава и происхождения братии Ордена, что, по мнению части историков, во многом определяло его отношения с местными сословиями13. Этот спор сместил исследовательский интерес с темы политики и государства на социальные реалии орденской жизни. К исходу XX в. он перерос в тщательное исследование социальной природы всей орденской корпорации перед началом Реформации14.

Проблемы орденской истории времен Реформации ныне стали достоянием польской и прибалтийской историографии15. Центральное внимание уделяется именно Немецкому ордену. Акцент делается, в том числе, на прусском влиянии, способствовавшем падению Ордена в Ливонии и

9 Wolter von Plettenberg und das mittelalterliche Livland / Hrsg. von Angermann N. und Msans I. Lneburg, 2001.

10 Arbusow L. Die Einfhrung der Reformation in Liv-, Est- Und Kurland. Leipzig, 1921.

11 Kuhles J. Die Reformation in Livland - religise, politische und konomische Wirkungen. Hamburg, 2007.

12 Schmidt C. Auf Felsen gest: Die Reformation in Polen und Livland. Gttingen, 2000.

13 Heinze J. Zur Genealogie des Hochmeisters livlndischen Deutschen Ordens Wolter von Plettenberg // Jahrbuch des
Vereins fr Ost-und Heimatkunde in Grafschaft Mark. Bd. 32. S. 112-114; Spiessen M. v. Die Familie von Plettenberg
in Westfalen // Jahrbuch fr Genealogie, Numismatik und Sphragistik. Mitau, 1896. S. 163-166; Klocke F. v. Westfalen
in der Deutschen Ostbewegung des Mittelalters // Westfalen und Nordosteuropa. Wieshaden, 1964; Militzer K., Fenske
L.
Ritterbrder im livlndischen Zweig des Deutschen Ordens. Kln, 1993; Mol J. A. Nederlandse ridderbroeders van de
Duitse orde in Lijfland: herkomst, afkomst en carriers // Bijdragen en Mededelingen betreffende de Geschiedenis der
Nederlanden. Utrecht, 1996.

14 Neitmann S. Von der Grafschaft Mark nach Livland. Ritterbrder aus Westfalen in livlndischen Deutschen Orden.
Kln, 1993.

15 Biskup M. Inflanty w redniowieczu. Wadztwa zakonu krzyackiego i biskupw. Torun. 2002; Kreem J. Die
Deutsche Orden und die Reformation in Livland // The military orders and the Reformation: choices, state building.
Utrecht, 2006. S. 43-59; Kreem J. Der Deutsche orden in Livland uner Hermann Brggenei: Bemerkungen zur
Regierundpraxis und Religionpolitik // Die Ritterorden im Umbruchs- und Kriesenzeiten. (Ordines Militares. Bd. XVI).
Torun, 2011. S. 303-315; Селарт А. Реформация в Ливонии и Ливонская война (1158-1582) // Балтийский вопрос
в кон. XV-XVI вв. СПб., 2010. С. 432-444.

поднимают вопрос о влиянии Реформации на падение духовно – рыцарской корпорации в этом регионе. Стоит сказать, что, несмотря на появляющийся интерес к Ордену в период Реформации в Ливонии, на сегодняшний день в зарубежной историографии, данной теме посвящены только несколько статей, главным образом, Й. Крема, ценность которых бесспорно велика. Однако отсутствует специальное исследование, посвященное данному вопросу и показывающее специфику развития Ордена в период 1525-1561 гг.

Говоря об отечественной историографии, заметим, что, к сожалению, работы по данной проблематике практически отсутствуют до сих пор.

На рубеже XIX-XX вв. вышла в свет работа Г. В. Форстена16,

посвященная изучению системы международных отношений в странах Балтийского бассейна в XV-XVI вв. В качестве дополнения к своим трудам исследователь опубликовал ряд источников17. Основное внимание уделено Московскому государству и Скандинавским странам, ливонской же ветви Немецкого ордена, отведена роль объекта во внешнеполитических отношениях того времени. Реформация Ордена упоминается, но автор не заостряет внимания на этих процессах. Исследование А. Ясинского посвящено причинам падения Ливонии в XVI в.18 Главный акцент делается на внешнеполитических факторах.

В советской историографии основной упор делался на взаимоотношениях Руси и Немецкого Ордена, особенно в XIII в.19 В постсоветской историографии интерес к ливонским событиям XVI в., предшествовавшим секуляризации духовно-рыцарской корпорации, проявился в работах А. И. Филюшкина20.

Таким образом, можно выделить несколько основных направлений исследований Ливонии и Немецкого ордена в этом регионе. В зарубежной историографии, начиная с XIX в., основное внимание уделялось написанию общих работ по истории Ливонии. Во второй половине XX в. акценты сместились в сторону изучения реформационных процессов и положению сословий и политике ландмайстера Плеттенберга. Лишь в последние годы

16 Форстен Г. В. Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI столетиях. СПб.,1884; Балтийский
вопрос в XVI и XVII столетиях. СПб., 1893-1894. Т. 1-2.

17 Форстен Г. В. Акты и письма к истории балтийского вопроса. СПб., 1889-1893, Вып. 1-2.

18 Ясинский А. Н. Причины падения древней Ливонии. Юрьев, 1898. С. 6-7.

19 Казакова Н., Шаскольский И. П. Русь и Прибалтика IХ - ХVII вв. Л.,1945; Королюк В. Д. Ливонская война. Из
истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI в. М., 1954;
Балязин В. Н., Россия и Тевтонский Орден // «Вопросы истории». 1963. № 6.

20 Филюшкин А. И. Орден раздора: кто развязал Ливонскую войну? // Родина. М., 2002. №3. С. 48-51; Он же.
Андрей Михайлович Курбский: Просопографическое исследование и герменевтический комментарий к
посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному. СПб., 2007; Филюшкин А. И. Андрей Курбский. М., 2008;
Filyushkin A. Ivan the Terrible: A Military History. London, 2008; Попов В. Е., Филюшкин А. И. Война коадъюторов
и Позвольские соглашения 1557 г. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. СПб, 2009. № , С. 151-183;
Филюшкин А. И. Изображая первую войну России и Европы. СПб., 2014.

стали появляться статьи, посвященные Немецкому ордену в Ливонии в 1525-1561 гг., однако вплоть до сегодняшнего дня отсутствует отдельная работа, посвященная влиянию Реформации на духовно-рыцарскую корпорацию на рубеже Средних веков и Раннего Нового времени. В отечественной историографии труды по данной проблематике также отсутствуют.

Текущее состояние историографии определило цель данного

исследования: анализ развития Орденских структур в Ливонии в условиях Реформации и конфессионализации на отрезке между последним десятилетием правления ландмайстера Плеттенберга и секуляриацией Ордена в 1561 г.;

Поставленная цель определила следующие исследовательские задачи:

– исследовать сословное общество в Ливонии в первой половине XVI в. как социальную среду, в которой существовала орденская корпорация;

– изучить позиции рижского архиепископства и епископальных структур в Ливонской конфедерации к 1525 г. в контексте существования двух ландсгерров - архиепископа Рижского и Немецкого ордена;

– изучить структуры орденской корпорации в условиях религиозного раскола, в том числе социальный состав орденских филиалов;

– исследовать внутреннюю политику последних ландмайстеров в отношении сословий и реформационного движения;

– проследить изменение светской составляющей должности

ландмайстеров Ордена накануне секуляризации;

– выявить воздействие внешних факторов воздействия на судьбы Ливонии и Ордена, в том числе, и в аспекте взаимоотношений и взаимовлияния Пруссии и ливонского отделения Ордена;

Источниковая база. Для решения поставленных задач привлекается комплекс опубликованных источников и неизданных архивных документов. Помимо документов, относящихся непосредственно к истории Немецкого ордена, были привлечены документы, касающиеся истории рыцарства в Ливонии, что также представляет интерес для заявленной темы исследования. Они позволяют проследить формирование этой прослойки общества, служившей опорой духовно-рыцарской корпорации в Ливонии и иллюстрируют проводимую Орденом сословную политику с целью сохранения своих позиций в качестве сюзерена. Значительная часть используемого актового материала была опубликована в XIX21. Помимо этого, был привлечен ряд документов,

21 Bunge F., Toll R. v. Est- und Livlndische Brieflade. Erste Abteilung: Die Danische und Ordenszeit. Reval, 1856-1857. Bd. I-II; Klopmann F. v. Kurlndische Gter-Chronik. Mitau, 1856-1894. Bd. I-II; Kurlndische Gter-Chronike. Mitau, 1895; Archiv des uradeligen Geschlechts Taube, sonst Tuve genannt / Hrsg. von M. F.v. Taube. St. Peterburg, 1911, 1914. Bd. I; Hansen O. Geschichte des Geschlechtes derer von Uexkll. Reval, 1900. Bd. I, II; Fircks E. v. Neue Kurlandische Gter-Chroniken. Mitau, 1900-1905; Bruining H. v., Busch N. Livlandische Gter-Urkunde (aus den Jahren 1207-1500). Riga, 1908.

освещающих социально-политические аспекты ливонского дворянства в интересующий нас период, хранящихся в различных собраниях в Санкт-Петербурге. Например, они иллюстрируют историю владений и хозяйственной жизни рода Таубе, игравшего весьма заметную роль в корпорации орденских вассалов XVI в.22 По некоторым другим родам, наряду с уже опубликованными поместными актами («Gterurkuden»), были использованы источники из Шведского государственного архива в Стокгольме (Riksarkivet)23, а также материалы Государственного исторического государственного архива Латвии (Latvijas Valsts vstures arhvs)24.

Особую важность при исследовании взаимоотношений Ордена и его вассалов представляют материалы ландтагов. Хронологические рамки опубликованных материалов охватывают период 1494-1535 гг.25 Кроме того, были использованы опубликованная часть корреспонденции синдика Риги Ломюллера с маркграфом Вильгельмом и с герцогом Альбрехта Прусского и регесты последнего26, а также ряд документов XVI в., происходящих из ливонского ареала и относящихся к истории Немецкого ордена, из собрания Археографической комиссии в СПбИИ РАН27.

Помимо актового материала были привлечены нарративные источники, представленные хрониками XVI в.

«Ливонская хроника» Б. Руссова представляет собой весьма ценный источник по истории орденских владений на этой территории, включенная в сборник Monumenta Livoniae Antiqua28. В 1876 г. Р. Хаусман и К. Хельбаум опубликовали хронику, составленную бывшим чиновником канцелярии Ливонского ордена Иоганном Реннером29. В 50-х гг. XVI в. хронист находился на службе в канцеляриях фогта Йервена и комтура Голдингена, высокопоставленных лиц в руководстве Немецкого ордена. Значительное внимание хронистов уделялось Ливонской войне как фактору, ускорившему секуляризацию Немецкого ордена в Ливонии. Т. Бреденбах полностью посвятил свою работу описанию этого события. Его «Belli Livonici…» вышла в Кельне в 1564 г. Как и многие источники этого периода, хроника была

22 РНБ Ф. 992 № 113. De kop bref op den hoff tho maydel von Johan Ensbecke an Arendt Tuwen. 19.12. 1494; РГИА.
Ф. 1062. Оп. 1. Д. 36. Копии документов Стокгольмского и Ревельского архивов о представителях рода баронов
Таубе.

23 Stockholm RA, Livonica I. vol. 5; vol. 8.

24 Riga, Hist. Staats A., Best. 5561, Fb. 4, № 142, 146, 185; Fb. 2, № 75.

25 Akten und Rezesse der livlndischen Standetage ( далее AR). Abt. 3 (1494-1535). Riga, 1910.

26 Mller U. Herzog Albrecht von Preussen und das Livland (1525-1534): Regesten aus dem Herzoglichen Archiv.
Bhlau, 1996.; Hartmann S. Regesten aus dem Herzoglichen Briefarchiv und den Ostpreussischen Folianten. Kln,
2008. Bd. III.

27 Архив СПбИИ РАН. Колл. 33. Оп. 1.

28 Russow B. Cronica der Provinz Liefflandt // MLA. Riga, Leipzig, 1847-1848. Bd. 2.

29 Hausmann R. Hohlbaum К. Johann Renner's Livlndische Historien. Gttingen, 1876.

опубликована в XIX в. в сборнике «Historiae Ruthenicae Scriptores»30. Не менее важным источником является «Ливонская хроника» Ф. Ниенштедта31.

Имеющиеся нарративные тексты во-многом тенденциозны, что характерно для данного типа источника. На характер описаний и оценки хронистов оказали влияние их религиозные и политические пристрастия. Но, тем не менее, они помогают нарисовать картину положения Немецкого ордена в Ливонии в период 1525-1561 гг.

Методология и методы диссертационного исследования обусловлены комплексом поставленных задач и спецификой изучаемого материала. Источники и литература анализируются на основе принципов системности и междисциплинарного подхода. Широко используются данные просопографии, генеалогии, геральдики, нумизматики. В процессе написания диссертационного исследования использовались такие общенаучные методы как описание, анализ, синтез и систематизация.

Постановка задач потребовала подчинить текст проблемно-

хронологическому синтезу. Вызовы, с которыми сталкивался Немецкий орден в
Ливонии, и его стремление адаптироваться к новым политическим и
религиозным условиям рассматриваются с учетом исторической

ретроспективы. Задачи исследования решаются в хронологической

последовательности.

Объект исследования обусловил широкое применение биографического и просопографического методов. Особое внимание уделяется как рассмотрению личностных связей, как в среде вассалов Ордена, так и семейно-родовых связей внутри Ордена.

Географические рамки исследования охватывают территорию

исторической Ливонии, существовавшей до 1561 г. на территории современных
Латвии и Эстонии. Она представляла конгломерацию владений Немецкого
ордена, архиепископа Рижского, епископов Эзельского, Дерптского,

Курляндского, являясь, вместе с тем, частью Священной Римской империи.

Хронологические рамки исследования охватывают 1525 -1561 гг. Начальная дата отмечена двумя важнейшими событиями. Во-первых, переходом в лютеранство и начавшейся секуляризацией Ордена в Пруссии по инициативе маркграфа Альбрехта Бранденбург-Ансбахского, что привело к рождению светского герцогства в вассальной зависимости от Польши. Тем самым воплотился один из вариантов трансформации духовно-рыцарской корпорации. Прусская модель позже стала существенным «катализатором» для

Historiae Ruthenicum Scriptores. Saeculi XVI. Berlin-S.-Peterburg, 1852. Vol. I. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1880. Т. 3.

орденского филиала в Ливонии. В тесных контактах с ней прошло правление
последних ландмайстеров Ливонии до 1561 г. Во - вторых, в самой Ливонии в
это же время Реформация одерживает решающие победы в крупных городах и
становится с тех пор важнейшим фактором не только религиозной, но и
общественной жизни. Верхняя дата определяется временем Виленского
соглашения между Великим Княжеством Литовским и последним

ландмайстером Ордена Кеттлером, предрешившим судьбу Орденских владений в Лифляндии и в Курляндии, на месте которых образовалось светское герцогство Курляндия в вассальной зависимости от Польской короны. Это событие стало последним в ряду прочих соглашений с участием воюющих держав, приведших к упразднению орденских структур.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сословное общество Ливонии первой половины XVI в. предопределяло позиции орденских структур и ограничивало возможности консолидации в рамках квазигосударственного территориального образования. Позиции отдельных сословий, городов, рыцарства, епископата в процессе длительного исторического развития достаточно укрепились, что исключало серьезные сдвиги в балансе сил.

  2. Архиепископ Рижский имел в Ливонской конфедерации весьма прочные позиции, ограничивая, тем самым, влияние Немецкого ордена. На протяжении 1525 – 1561 гг. рижский архиепископ, в особенности, после появления на этой должности Вильгельма Бранденбургского, пытался противостоять ландмайстеру как во внутри -, так и внешнеполитических вопросах.

  3. Несмотря на имеющие сложности, Орден после кончины Плеттенберга сохранял возможность продлить свое существование. К числу содействующих факторов можно отнести, в том числе и относительную закрытость орденских структур от реформационного движения до 30-х гг. XVI в. Во многом это предопределялось тесными родственными узами членов орденской корпорации с вестфальскими землями, где Реформация добилась успехов относительно позже в сравнении с другими регионами Империи;

  4. Ландмайстеры стремились избежать эскалации отношений с протестантами, которая могла бы угрожать кризисом и внутренним распадом. Была выстроена, несмотря на свою шаткость, система сдержек и противовесов, временно сохранявшая даже в условиях распространения Реформации административно-правовой каркас орденской корпорации. В Ливонии

сложилась ситуация, характерная в целом для всей Священной Римской империи.

  1. К концу существования Ордена в Ливонии уже наблюдалось превалирование светской составляющей в должности ландмайстера, что постепенно отражалось на изменении репрезентативных форм власти.

  2. Потребовалось исключительные по динамике, размаху и силе воздействия события («война коадъюторов» и Ливонская война), чтобы подтолкнуть секуляризацию Немецкого ордена. Во многом, этот удар был спровоцирован извне. Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, ставший герцогом Прусским, практиковал активное вмешательство во внутриливонские дела. Не последнюю роль в этом играл его брат маркграф Вильгельм Бранденбургский, архиепископ Рижский.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые
комплексно исследованы судьбы ливонского филиала Немецкого Ордена в
условиях распространения Реформации в 1525 – 1561 гг. Изучена взаимосвязь
политического курса ландмайстеров и поведенческой модели членов Ордена с
развитием евангелического движения. Кроме того, выявлены факторы,
способствовавшие более поздней популярности евангелического учения в
Ливонии по сравнению с Пруссией и другими землями Империи. В том числе
показано влияние родственных связей представителей ливонской корпорации с
вестфальскими дворянскими родами и сравнительно поздней модели
вестфальской Реформации. Частично были реконструированы социально-

политические биографии последних ландмайстеров Ливонии: Брюггенея, Галена, фон дер Реке, Фюрстенберга и Кеттлера. Также был проведен компаративный анализ модели Реформации и конфессионализации в Ливонии, Пруссии и землях Священной Римской Империи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения её данных и результатов в общих и специальных курсах по истории
Реформации, Прибалтики и Северной Европы, истории средневековой
культуры, страноведения, на семинарских занятиях, при составлении
хрестоматий и учебных пособий, комментировании критических изданий
памятников периода Позднего Средневековья. Помимо этого, она состоит в
возможности использования выводов и результатов работы для более

глубокого анализа не только механизмов функционирования Немецкого Ордена в Ливонии в первой половине XVI в., но и европейской Реформации и конфессионализации в её региональных особенностях. Также материал диссертации может быть полезен при подготовке экскурсионных туров по историческим местам Прибалтики.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе выступлений
автора на конференциях: «Тевтонский орден и современность» (Черняховск,
май 2010, май 2011, май 2012, май 2013), «Livonian war (1558-1582/3) and
beyond» (Тарту, декабрь 2012), «Pogranicza w perspektywie badawczej
historiografii Europy rodkowo-wschodniej» (Вроцлав, апрель, 2013), «5th Annual
Baltic military history conference» (Тарту, октябрь 2013) «Борьба за Юго-
Восточную Прибалтику в средневековье и новое время» / «Walka o poudniowo-
wschodnie ziemie nadbatyckie w redniowieczu i epoce nowoytnej» (Санкт-
Петербург, октябрь 2013) и «Исторические биографии в контексте
региональных и имперских границ» Северной Европы» (Санкт-Петербург,
октябрь 2013). Кроме того, отдельные положения диссертационного
исследования были обсуждены на коллоквиуме «Hamburgisches

Doktorandenkolloquium (Mittelalter): Neue Forschungen zur Ordens- und Hansegeschichte» (Гамбург, июль 2013). По материалам данного исследования автором опубликованы 10 статей, в том числе 5 в изданиях из Перечня ВАК.

Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.03 – всеобщая история (новая и новейшая история), в частности, следующим областям исследования: п. 4. история раннего Нового времени (в ее составе Ренессанс и Реформация); п. 13. Власть в истории. История государства и его институтов. Государство и общество. Сфера политики и политических отношений. История политической культуры. Государство, политика и человек; п. 17. Мир и война в истории. Военная история, история вооруженных сил; 22. История религии и церкви.

Церковные институты

История церковных институтов в Ливонии ведет свой отчет от времени нахождения на Рижской кафедре Альберта(1199–1229). Явившись в 1207 г. ко двору короля Германии Филиппа Швабского (1198–1208), он получил Ливонию в качестве имперского лена. Впоследствии титулы имперских князей получили также епископы Дерптский, Эзельский и Курляндский.

Тогда же возникла и воплотилась мысль об основании в Ливонии ордена в интересах распространения христианства среди местных племен. Члены новой организации, как видно из буллы папы римского Иннокентия III, именовались братьями христианского воинства (fratres Christi militiae). Они получили статут Ордена Тамплиеров, а в качестве отличительного от последних знака нашивали на белом плаще, кроме красного креста, такого же цвета меч вследствии чего получили название меченосцев. В отличие от других военно-монашеских орденов «братья воинства Христова или меченосцы не подчинялись непосредственно папе, а были обязаны в светском и церковном отношении повиноваться епископу Рижскому»179.

Епископ Альберт надеялся найти в Ордене опору своей власти180, но последующий ход событий показал ошибочность этих ожиданий. Орден выступал по отношению к нему оппозиционно практически с самого начала своего пребывания в Ливонии.

Первый ливонский ландмайстер, которым был Веннон или Виннольд Рорбах, жил в Риге, епископской резиденции, но потом переселился в Венден, ставший с тех пор центром орденского управления. В этом перемещении, как нам кажется, нельзя не увидеть стремления к независимости, особенно выразившегося в поспешности выборов братией нового ландмайстера после смерти Рорбаха, не советуясь по этому поводу с епископом. Поводом для начавшихся разногласий послужили завоеванные земли. Выделив ранее, причем крайне неохотно, в пользу корпорации треть уже покоренной территории, епископ не соглашался признать права Ордена на такую же долю в будущих приобретениях, аргументируя это тем, что не может дать того, чем сам не владеет181.

Отношения в Ливонии еще более осложнились, когда в 1237 г. произошло объединение Ордена меченосцев с Немецким орденом. Тем самым, Ливония образовывала отдельную орденскую провинцию. Ливонский ландмайстер получал утверждение в должности от Великого магистра Немецкого ордена, но ливонские братья должны были по-прежнему приносить присягу на верность и послушание не только магистру, но и главе Рижской церкви182. Со временем сложилась весьма пестрая картина владений и Ордена и епископата. (см. карта 7)

С другой стороны, власть Рижского архиепископа распространялась с 1255 г. и на Пруссию183. Но в силу инкорпорации церковных институтов (кроме епископства Вармийского) замещение вакантных епископских кафедр находилось в зависимости от Ордена. Иногда подобная сложность взаимоотношений служила причиной несогласованности при решении тех или иных вопросов. Почти невозможно было определить, кому в том или другом частном случае должен принадлежать решающий голос, что дестабилизировало внутреннюю обстановку в регионе184.

Поскольку власть ливонской ветви Ордена носила несколько иной характер, в отличие от Пруссии, ввиду позиций архиепископа, то со стороны духовно-рыцарской корпорации предпринимались попытки усилить собственное влияние. Это неизбежно приводило к столкновениям с архиепископом Рижским. Следствием этого, например, стало пребывание архиепископа Фридриха почти все время своего правления (1304-1341) в изгнании, при Папской курии, в Авиньоне.

В 1311 г. в Ливонию пребыл Франческо де Мольяно с поручением выслушать свидетельства по жалобам на Немецкий орден. Ему был предоставлен список, состоявший из двухсот тридцати жалоб. Предметом некоторых из них, например двадцать пятой, было завоевание Поморья.

До сведения папы доводилось, что братья Ордена напали на землю князя Краковского и Сандомирского, то есть короля Польского. Эта жалоба, сама по себе, не имела для духовно-рыцарской корпорации никаких последствий, но служила определенным предостережением. Ведь именно в это время был упразднен Орден тамплиеров при прямом участии римского папы. Имеются свидетельства, что планы ликвидации также имелись в отношении Немецкого ордена. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл архиепископ Рижский, пребывавщий в Авиньоне.

Противоречия между ливонским ландмайстером и архиепископом не были изчерпаны даже к концу XIV в., что подтвердили события на исходе лета 1388 г.

Десятого августа этого года Герман фон Юкскюль передал родовой замок в залог Немецкому ордену за 4000 рижских марок. Для Ордена это было стратегически важное приобретение, поскольку оно позволяло контролировать бассейн Западной Двины.

Сюзереном Германа фон Юкскюля являлся архиепископ Рижский. Тогда, чтобы избежать осложнений он предложил часть закладных денег архиепископу, как если бы они были взяты для него. Последний отказался и стал протестовать против самого факта заклада владения, пригрозив поднять этот вопрос в папской курии в случае, если вассал ему не подчинится. Тогда рыцарство коллективно объявило себя свободным от клятвы верности.

Архиепископ Иоганн (фон Зинтен) отправил жалобу в папскую курию, следствием чего стала булла Бонифация IX от 10 июля 1391 г. Согласно ей любое отторжение лена лицом или общиной без согласия господина невозможно. Но на практике зачастую встречалась иная картина. Поскольку политическая атмосфера для архиепископа была не самой выгодной, то он предпочел ретироваться в Любек, откуда уже не возвращался, поскольку позднее был направлен к патриарху Александрийскому.

Конфессионализация в ливонии и ландмайстер вольтер фон плеттенберг: 1525-1535 гг

Последние годы деятельности ландмайстера В. фон Плеттенберга интересны для нас с точки зрения воздействия Реформации как на отдельные административные округа, так и духовно-рыцарскую корпорацию в целом.

В 1525 г. после секуляризации Пруссии В. фон Плеттенберг оказался перед выбором вариантов дальнейшего существования духовно-рыцарской корпорации. Уменьшение в это время политического влияния дерптского епископа Бланкенфельда дало Плеттенбергу шансы на подавление «конфедерализма», но это не привело к превращению Ливонии в централизованное государство.

Отвечая на вопрос, почему В. фон Плеттенберг не пошел по пути секуляризации Ордена в Ливонии, следует учитывать и отношение к протестантизму самого ландмайстера, и общественно-политическую обстановку, сложившуюся в данный период, и связь Ордена с вестфальскими родами, о чем говорилось выше. Кроме того, как отмечал

Иоганн Реннер, ландмайстер В. фон Плеттенберг был последним, кто жил по орденским правилам324.

В начале января 1525 г. кёнигсбергский хаускомтур Михаэль фон Драе отправился в Венден, чтобы вернуть значительную сумму из Харриен-Вирланда и Ревеля. Она была выделена в 1520 г. Альбрехтом, тогда еще Верховным магистром, В. фон Плеттенбергу для административных нужд Ордена. Н. Ангерманн подчеркивает, что это имело большое значение для Ливонии325, которая после преобразования Пруссии в светское государство могла стать объектом прусско-польского вмешательства.

В. фон Плеттенберг, хотел использовать эту сделку в своих интересах. В связи с этим, ландмайстер спросил М. фон Драе, верны ли слухи о возможной женитьбе Верховного магистра. Он знал о тайных планах Альбрехта и недвусмысленно высказал хаускомтуру свое отрицательное мнение относительно подобного намерения326. На это присутствующий ландмаршал Иоганн Платер фон дем Броеле заявил, что для Ордена было бы лучше, чтобы Пруссия и Ливонии объединились.

В. фон Плеттенберг сослался на угрозу со стороны Московского государства. По его мнению, светское герцогство могло быть не готово к защите, что объяснялось проблемами, в первую очередь финансового характера, связанными с содержанием достаточного количества рыцарей. В таком случае нужно было бы привлекать отряды из Империи, а до их прибытия земли были бы разорены.

Он утвердился в этом мнении, увидев тщетность надежд Альбрехта на помощь со стороны Империи во время его противостояния с Польшей. Обращает на себя внимание то, что основными озвученными ландмайстером аргументами являлись исключительно военно-политические обстоятельства, а не религиозные.

О возможности изменения положения В. фон Плеттенберга можно судить не только по событиям в Пруссии, но и в самой Ливонии. В июне 1525 г. рижский синдик Иоганн Ломюллер написал докладную записку ландмаршалу Ордена И. Платеру 327. Одновременно с этим, он отправил схожее письмо Поллентцу, епископу Замландии. В обоих документах речь шла о реформе управления Ливонией. Ядром этой модели было верховенство в Ливонии Ордена в качестве носителя всей полноты власти, в том числе и духовной. Архиепископ и епископат лишались прав управлять своими землями.328

Точка зрения подкреплялась цитатами из Библии. Мысль автора сводилась к тому, что власть архиепископа и епископов была противоположна богу, поэтому он считал не заслуживающим внимания факт их более раннего присутствия в Ливонии, чем Немецкого ордена329. И. Ломюллер обосновывал свое предложение Ордену править единолично тем, что «…магистр вместе со своими гебитигерами пришли в Ливонию милостью божей, чтобы ею править, защищать и оберегать…»330. В данном случае обращает на себя внимание, что эта модель во многом расходится с прусским вариантом секуляризации и построения властных структур. Главным образом, в вопросе о характере власти. По предложению И. Ломюллера, В. фон Плеттенберг и члены Ордена, в отличие от исключительно светского герцогства Прусского, обладали бы не только светской, но и духовной властью. Автор письма недоумевал, как Орден может иметь светскую власть, не обладая, при этом духовной (позднее тон изменится в пользу Вильгельма).

Согласно точке зрения автора, изложенной в письме (сложно сказать насколько искренней), Орден являлся носителем только светской власти, не претендуя на духовную. Духовно-рыцарская корпорация продолжала именоваться «рыцарский немецкий орден»331. Однако в рецессах ландтагов неоднократно встречается титулование ландмайстера дворянством Харриен-Вирланда как: «…досточтимый великий князь, господин Вольтер фон Плеттенберг, высокочтимый магистр Немецкого ордена в Ливонии, наш сюзерен…»332. В данном отрывке примечательным является не только именование ландмайстера В. фон Плеттенберга «fursten» - термин больше относящийся к светской титулатуре. К этому времени, обращение к духовному лицу, в частности епископу или архиепископу, в подобной форме не было чем-то новым, принимая во внимание, что многие из них были владельцами достаточно обширных владений. Однако второй эпитет «hochwerdige» относился, как правило, к духовному лицу333, что говорит о том, что ландмайстер, продолжал восприниматься как глава одного из церковных институтов.

Чтобы определить какая же из составляющих, мирская или духовная, в данном случае являлась превалирующей, как нам кажется, следует обратить внимание на одно обстоятельство. К рассматриваемому времени, судя по всему, Орден перестал восприниматься в качестве коллективного сюзерена. Таковым теперь выступал только глава корпорации в Ливонии. Этот спорный вопрос об отношении к корпорации Ордена как к сюзерену возник в конце XV в., когда сословия отказались приносить клятву верности Немецкому ордену в целом, соглашаясь признать только власть магистра334. Возможно, в Ливонии и не знали о подобном опыте, В. фон Плеттенберга сословия, как видно, не обращая внимания на корпоративную структуру Ордена, зачастую обращались к ландмайстеру «frst und herr», воспринимая его как единовластного правителя. Вызывает сомнение, оказало ли это непосредственное влияние на планы секуляризации Ливонии по прусскому пути, однако предпосылки уже формировались. Идея наличия корпоративного сюзерена пришла в острое противоречие со сложившимися реалиями.

Ландмайстер готтхард кеттлер

Деятельность последнего ландмайстера в Ливонской войне и принесение присяги польской короне будет рассмотрена в следующей главе. Здесь же характеризуются отношение Готтхарда Кеттлера к евангелической вере.

Последний глава Немецкого ордена в Ливонии, как и его предшественники, происходил из Вестфалии. Но в отличие от многих семейств этого региона, его представители, за исключением ландмайстера, не вступали в Орден427.

Будущий герцог Курляндский и Семигальский происходил из ветви Ной-Ассен и Хофенштадт и был сыном Готхарда II Ней-Ассен и Сибиллы Софии фон Нессельроде428(Таблица 29). Он родился в 1517 г., и его семья изначально готовила его к духовной карьере

По этой причине он был направлен ко двору архиепископа Кёльнского, являвшегося и имперским князем, и прелатом церкви одновременно. Т. Каллмайер считает, что изначально будущий ландмайстер был вполне правоверным католиком. В подтверждение этого исследователь приводит факт его пребывания в 1537 г. в течение некоторого времени при дворе Германа фон Вида, архиепископа Кёльнского, что, по его мнению, могло повлиять на желание Кеттлера вступить в Немецкий орден431.

Будущий ландмайстер находился при архиепископском дворе в качестве гоф-юнкера в период 1537-38 гг.432 В тот момент ему было двадцать лет. Будучи при дворе архиепископа, он получил и светское образование. К тому же ввиду занимаемой должности он имел доступ к самому архиепископ

Судя по всему, пребывание Г. Кеттлера в Кёльне может в какой-то мере ставить вопрос его будущего религиозного выбора. Уже в Кёльне с его активным реформационным движением и могло состояться первое знакомство Г. Кеттлера с евангелическими идеями, подтолкнувшими позже к протестантским акциям архиепископа Германа V фон Вида, положение которого в конце 30-х – начале 40-х гг. XVI в. можно охарактеризовать как неоднозначное. Об этом говорит характер происходивших в архиепископстве событий.

При дворе Г. фон Вида будущий ландмайстер мог наблюдать нарастающую борьбу между католическим и евангелическим учениями. Напомним, именно в 1538 г. вышло в свет «Руководство христианского учения» (Handbuch der christlichen Lehre), составленное Иоганном Гроппером, каноником собора св. Гереона в Кёльне, в котором был поднят вопрос о необходимости реформ434. Как нам кажется, Г. фон Вид был не удовлетворен этой работой, поскольку вскоре им были инициированы религиозные дискуссии в Хагенау, Вормсе и Регенсбурге, проходившие вплоть до 1541 г. В итоге в 1543 г. в Кёльн был приглашен Ф. Меланхтон с целью выработки проекта реформы церкви435.

Также в 1542–1543 гг. архиепископ призвал Мартина Буцера. Последний должен был проповедовать идеи евангелической веры, в том числе и в кафедральном соборе. Проповедник стремился восстановить практику ранней церкви, сохранив в основе старую литургию и церковный устав. В частности, он совместно с Ф. Меланхтоном работал над систематизацией богословия, книгами церковной дисциплины и общих молитв, а также трактатами по рукоположению в ранней церкви.

Утверждение, что с конца 30-х гг. XVI в. идеи протестантов становятся все более популярными на территории архиепископства, подтверждается не только проводимой архиепископом линией, но и отношением к этому вопросу сословий. Результатом усиления позиций лютеран стал проведенный 23–26 июля 1543 г. в Бонне ландтаг. Присутствовавшие на нем сословия, за исключением духовенства, одобрили поддержку Реформации архиепископом436. Для архиепископа эти события обернулись отлучением 16 апреля 1546 г. и последующим отстранением от кафедры, санкционированным папой Павлом III, и в 1547 г. Г. фон Вид окончательно сложил с себя полномочия437.

Данный краткий обзор событий показывает, что в период своего пребывания при дворе архиепископа Г. Кеттлер не мог не наблюдать усиления позиций протестантов в этом регионе. Дальнейшее его знакомство с евангелическим учением продолжилось уже в Ливонии. К моменту, когда он стал главой Ордена, число сторонников протестантизма было уже достаточно велико, в том числе и среди братьев духовно-рыцарской корпорации438. Несмотря на достаточно лояльное отношение к новому учению, выбор будущим ландмайстером в его пользу, судя по всему, был окончательно сделан только в 1556 г. во время пребывания по делам Ордена в Империи. Целью той поездки была вербовка войск в связи с подготовкой в Ливонии войны с архиепископом Рижским. Вскоре после его отъезда коадъютором ландмайстера Галена был избран Вильгельм фон Фюрстенберг, сторонник антипольской партии. Сложно сказать, был ли это преднамеренный политический ход с целью удаления активного сторонника пропольской партии. Однако на самого Кеттлера поездка в Империю оказала определенное влияние. После пребывания в Виттенберге он окончательно пришел к выводу о преимуществе протестантизма в варианте Аугсбурского вероисповедания.

Еще занимая должность комтура Дюнабурга, он изъявлял желание открыть протестантскую школу, в которой изучались бы основы нового учения. С этой целью он отправил посланника к рижскому хаускомтуру Георгу фон Зиборгу, чтобы последний пригласил Давида Цитреуса из Ростока для основания протестантской школы или гимназии в Пернау439. Это послание говорит не только о склонности Готтхарда Кеттлера к новой вере, но и показывает отношение к религиозному вопросу внутри Ордена. Тот факт, что хаускомтур должен был выполнить это поручение, указывает на то, что у евангелического учения в духовной рыцарской корпорации были еще сторонники, помимо будущего ландмайстера. Однако внешнеполитическая обстановка отнюдь не способствовала реализации этих планов, даже несмотря на выбор Кеттлера главой Ордена.

О ходе Ливонской войны будет сказано в следующей главе. Важно остановиться на том, какое место занимал религиозный вопрос в процессе принятия решения о секуляризации духовно-рыцарской корпорации.

Поскольку Империя не оказала поддержки, то Г. Кеттлер решил обратиться за помощью к Польше. По словам Т. Каллмаера, его поддержали все сословия440.

Орден и империя XVI в. – характер взаимоотношений

Прежде чем продолжить освещение места Ордена в расстановке сил в Балтийском регионе в период 1525-1561 гг. и влияния внешнего фактора в лице Пруссии, рассмотрим связь Ордена в Ливонии со Священной Римской империи, поскольку это позволит увидеть религиозные и политические события в системе внутриимперских отношений.

С одной стороны они были обусловлены пополнением рядов братии представителями рыцарства Священной Римской империи, о чем уже говорилось. С другой - вассально-ленными отношениями, несмотря на то, что они носили к XVI в. в большей степени характер de jure.

Еще в 1226 г. в Римини императором Священной Римской империи Фридрихом II Немецкому ордену была выдана т. н. «Золотая булла», даровавшая ему свободу действий в Пруссии и владение захваченными землями. В следующем году император обещал принять участие в походах, снарядив на свои средства 1000 рыцарей498. В 1344/45 гг. в «райзах» принимали участие, в числе прочих, король Чешский Ян Люксембургский с сыном Карлом, будущим императором Карлом IV499.

Взаимоотношения стали осложняться в кон. XIV-XV вв., что, во многом, было связано с изменением внешнеполитической обстановки, но, тем не менее, ливонский ландмайстер впоследствии, как уже говорилось, получил титул имперского князя. О его изменившемся положении внутри сословной пирамиды империи говорит сравнение матрикул заседаний рейхстагов. Так, в матрикуле Нюрнбергского рейхстага информации об Ордене не встречается500. Он упоминается, в имперской матрикуле Вормского рейхстага от 1521 г.501 Однако, речь идет только о немецком магистре, что может говорить, о росте инкорпорации магистра во внутриимперские структуры. Именование его прелатом, подтверждает нашу мысль о двойственной природе должности магистра. Несмотря на уже имеющийся титул имперского князя, в документе он продолжает рассматриваться как духовное лицо. Обратим внимание и на факт присутствия в данном документе графов Фюрстенбергов502. Из младшей ветви этого рода происходил один из последних ландмайстеров Ливонии.

Плеттенберг желал защититься договором против слухов об Альбрехте в Ливонии. Только спустя несколько недель после заключения Краковского договора в июле 1525 г., согласно которому Альбрехт получал Пруссию в наследственный лен от польской короны, его представитель вместе с посланником Клеена были представлены на заседании кардинальской коллегии в Риме. Их целью было обсудить возможные последствия заключения этого договора для остальной братии ордена503. Кроме того, он обращался к Любеку с просьбой о поддержке и союзе, о чем свидетельствует рецесс заседания ганзейского союза в Любеке с 7 по 29 июля 1525 г504, но конкретных мероприятий не наблюдалось. Было лишь обещано, что вопрос о поддержке будет отложен до заседания городского совета.

В инструкции для посланников к императору ландмайстер резко критиковал поступок Альбрехта. Вследствии этого, существование духовно-рыцарской корпорации в Ливонии подвергалось опасности, как никогда ранее. Ликвидация Ордена на этой территории могла привести одновременно и к захвату земель внешнеполитическими противниками. Русские, по его мнению, могли выставить, усилившись, до 200000 человек. По подсчетам Плеттенберга, его силы, в лучшем случае, составляли до 4500 конницы, а если бы император оказал финансовую поддержку, то можно было бы нанять еще около 1000 всадников и 2000 кнехтов, или же подтолкнуть Пруссию к оказанию помощи Ливонии, в случае войны505.

Однако, в той ситуации ни император, ни отделение Ордена в Империи не могли призвать Альбрехта к ответу за его измену.

Несколько позже, Роберт де Граве, комтур Феллина, по заданию Плеттенберга совершил паломничество в Святую землю, посетил Папу в Риме и ненадолго задержался в Империи, по пути в Испанию. Он уверял Папу и императора в преданности Ордена в Ливонии и орденского магистра506. Не исключено, что паломничество было призвано завуалировать основную цель - найти поддержку в Империи и курии.

Отчасти это было связано с распространяющимися слухами о секуляризации не только Пруссии, но и Ливонии и приверженности Плеттенберга протестантизму. Следует отметить, что Папа Клемент VII не поддался слухам о секуляризации. Доказательством служат две папские грамоты, созвучные по своему содержанию, отправленные Клеену и Плеттенбергу от 31 января 1526 г. Ландмайстер был вызван на заседание капитула, чтобы обсудить сложившуюся обстановку. Помимо этого, Папа намеревался дать советы, касавшиеся образа действий, в условиях распространения Реформации. Папа призывал к тому «…чтобы Плеттенберг взял на себя защиту и заботу (об Ордене) после отпадения Альбрехта в Пруссии…»507. В следующем письме ландмайстеру от 9 февраля 1526 г. он даровал Ливонии свою милость, поскольку она является «…передовым фронтом против неверных…»508. Ландмайстер, возможно, мог бы ссылаться и на изначальную миссию Ордена, защиту западного христианства от язычников. В данном случае обращает на себя внимание, приведенная выше, цитата из папского послания, где он говорит о сторонниках протестантизма как о «неверующих»509. Такая позиция придавала силу идейному обоснованию существованию Ордена в Прибалтике. Напомним, что этот вопрос был поднят на обсуждение еще в кон. XIV в., что привело к последующеим дискуссиям на соборе в Констанце. Таким образом, Плеттенберг получил поддержку Рима. Клемент VII говорил о том, что будущий Верховный магистр должен быть в состоянии поддерживать надлежащее состояние военного дела Ордена. Помимо этого, реализовать задачи Ордена на вверенных ему территориях, не только защищаться от язычников и неверующих, но и приумножать христианскую веру510. Для укрепления этих позиций, видимо и был направлен де Граве. Основываясь на письмах, полученных из Ливонии, он высказал свое мнение Юргену фон Элтцу, комтуру Майнца и Дитриху фон Клеену, советнику магистра немецкой ветви Ордена. Упоминалось о том, что Плеттенберг допускал новое учение евангелических проповедников и слушал мессы на немецком языке. Опасения по поводу позиции Плеттенберга в отношении евангелической веры были переданы Клееном Вольтеру фон Кронбергу, в подробном докладе со ссылкой на известия Граве от 19 мая 1526 г511.