Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нострадамус и его «Центурии» в историческом контексте Сапёлкин, Андрей Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапёлкин, Андрей Александрович. Нострадамус и его «Центурии» в историческом контексте : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Владивосток, 1998.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Человека всегда отличал интерес к будущему - как своему собственному, так и к будущему того социума, членом которого на том или ином этапе истории он состоял. Подобный интерес к будущему вполне объясним и понятен. Легких времени в истории человечества никогда не было. Окружающий мир всегда представлялся крайне несовершенным, а бытие - слишком хрупким. Не то что личное благополучие - сама жизнь всегда зависела от цепи непредсказуемых случайностей. Предугадать и предупредить эти случайности, уверить себя в том, что на смену существующему порядку вещей, чаще всего тягостному и беспросветному, придет другой, гораздо лучший, - вот главный мотив обращения человека к будущему.

На протяжении тысячелетий извечную тягу человека к познанию будущего удовлетворяли всевозможные институты профессиональных предсказателей. Известные из истории древнего мира вещие сивиллы, пифии, оракулы, маги, волхвы и им подобные передали эстафету средневековым астрологам, от которых предсказательскую традицию переняли современные провидцы и визионеры, поставившие свое ремесло на «научную» основу. На сегодняшний день можно констатировать наличие явления, которому правомерно дается определение «параллельная наука». Под этим термином понимается свод знаний, подводящий теоретическую базу под иррациональные и мистические концепции мира и мирового развития. Несмотря на достаточно широкое признание в массах, параллельная наука обнаруживает один существенный недостаток: ей не хватает авторитетов. Безымянная армия оракулов и магов, а также астрологов, чьи имена история сохранила, представлена, в основном, ремесленниками, которых невозможно сделать столпами нового «научного направления». И адепты параллельной науки начинают зачислять в свои ряды всех тех, чью деятельность они могут использовать с большей или меньшей выгодой для себя. Одной из жертв этой практики стал выдающийся французский ученый-гуманист Мишель Нострадамус .(1503-1566).

Человек исключительных дарований, выдающийся медик, талантливый лингвист, незаурядный инженер, косметолог и даже кулинар, Нострадамус вошел в историю лишь как предсказатель - автор труда, получившего название «Центурии» (1555-1558). В нем, по собственным словам автора, представлены в виде зашифрованных четверостиший события человеческой истории с 1555 по 3797 г. На протяжении столетий интерес к пророчествам Нострадамуса был достаточно высок и устойчив, но в XX в. его популярность сделалась поистине феноменальной. Особую популярность имя Нострадамуса снискало в на-

шей стране, где интерес к его пророчествам приобрел в последнее время черты сенсационности и ажиотажа. Сложное время политических и экономических преобразований, переживаемых страною, с сопровождающими эти преобразования имущественным расслоением и социальной поляризацией, привело к потере основной массой населения нравственных ориентиров, и, как следствие, сказалось в разочаровании человека в окружающей его действительности. В условиях всеобщей растерянности перед настоящим, неуверенности в завтрашнем дне и страха перед будущим резко увеличился спрос на предсказательскую продукцию. Спрос рождает предложение, и вот многочисленная армия астрологов, гадателей, пророков и прочих, прекрасно улавливая потребность человека, предлагает заказчику, которым выступает как отдельный индивидуум, так и целое общество, различные варианты разрешения беспокоящих его вопросов и проблем. В руках этих прорицателей Нострадамус превратился в расхожий козырь, придающий веса и авторитета их собственным пророчествам и прогнозам.

Значительный вклад во вспыхнувшую в последние годы ностра-дамусоманию внесли и вносят средства массовой информации. Бесчисленные теле- и радиопередачи, газетные и журнальные публикации треплют и мусолят имя Нострадамуса, цитируя его в произвольных переводах и представляя как предсказателя на все случаи жизни, все страны и времена. Авторы таких публикаций - люди, как правило, некомпетентные и знакомые с предметом лишь по публикациям аналогичного свойства - приписывают Нострадамусу свои собственные мысли и догадки, а также предсказания, которых тот никогда не делал.

В создавшихся условиях становится актуальным обращение к настоящему Нострадамусу - не магу и чародею, не астрологу и каббали-сту, каким представляют его адепты параллельной науки, - а ученому-исследователю, вдумчивому историку и тонкому аналитику, каковым он является в действительности. В обстановке беспрестанной спекуляции пророчествами Нострадамуса исключительно насущной сделалась необходимость выявления подлинной основы и мотивации предсказаний средневекового ученого, с тем чтобы противопоставить мутному потоку спекулятивных и зачастую шарлатанских публикаций объективное и аргументированное историческое исследование.

Кроме того, изучение деятельности Нострадамуса открывает исследователю возможность с новой точки зрения взглянуть на время, в которое жил и творил предсказатель, и по-новому оценить многие события, свидетелем или современником которых он был. Другими словами, нам открывается возможность через личность Нострадамуса изучить ту сложную и противоречивую эпоху, которая явилась переломной в судьбах Европы, ознаменовав собою переход от одной общественно-

экономической формации к другой. Введение в научный оборот новых и во многом необычных документов эпохи (в данном случае - пророчеств Нострадамуса) является еще одним актуальным требованием развития -исторической науки на современном этапе.

Степень разработанности темы. Существующая литература о Нострадамусе настолько велика и обширна, что можно уже вести речь о целой дисциплине - нострадамусологии, или нострадамусоведении. Правда, лишь очень немногие из исчисляемых сотнями работ, посвященных «провансальскому пророку» носят действительно научный характер. Большинство же из имеющихся книг содержит очень мало ценного и написано с явным расчетом на сенсационный эффект. А между тем подлинный Нострадамус все еще остается явлением во многом непознанным и неизученным.

Всю имеющуюся литературу о Нострадамусе можно разделить на две далеко не равные части, или два направления: апологетическое и критическое. Представители первого не ставят под сомнение уникальных способностей своего героя прозревать будущее и предсказывать грядущие события. Их исследования полностью подчинены одной задаче: доказать, что Нострадамус предсказал все наиболее значительные события мировой истории на довольно протяженном отрезке времени. В противоположность им представители критического направления отрицают у Нострадамуса наличие таких способностей, квалифицируя его либо как обманщика и шарлатана, либо как автора прогнозов, составленных с серьезным намерением, но оказавшихся несостоятельными.

Апологетическое направление в нострадамусоведении прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает значительный период — с середины XVI до первой четверти XIX в. Мы определяем его как период становления нострадамусоведения. В работах этого времени предприняты лишь первые попытки дать расшифровку носгра-дамусовских пророчеств и предложить разного рода комментарии к ним. Из вышедших в этот период наиболее заметны работы ученика самого Нострадамуса Ж-.Э. де Шавиньи «Комментарии г-на де Шавиньи к Центуриям и предсказаниям покойного Мишеля де Нострадамуса» (1596); Э. Жубера «Разъяснение подлинных катренов мэтра Мишеля Нострадамуса» (1656); Т. Гарансьера «Истинные пророчества, или Предсказания Мишеля Нострадамуса» (1672); Ж. де Ру «Ключ к Нострадамусу...» (1710). Всех их характеризует взвешенный подход к изучаемому явлению и умеренный тон в проявлении симпатий и антипатий, достойный эпохи классицизма.

Бурная действительность конца XVIII - начала XIX вв. притушила интерес к оккультному и мистическому. Однако после крушения им-

перии Наполеона, в условиях социального пессимизма интерес к Нострадамусу возродился снова. Вышедшая в 1840 г. книга Э. Бареста «Нострадамус» положила начало второму этапу в нострадамусоведении, приходящемуся на середину XIX - 20-е годы XX вв. Это период оформившегося иострадамусоведення, когда установился некий эталон подхода к материалу, определились методы исследования и способы трактовки, которые сделались общими для всех последующих интерпретаторов Нострадамуса. Эти методы заключаются в следующем. Толкователь берет то или иное пророчество - крайне темное по смыслу, не содержащее, как правило, каких-либо временных и географических координат, которые позволили бы однозначно соотнести его с определенным событием, - и, руководствуясь собственной эрудицией и интуицией, определяет его содержание, «угадывает», какое из исторических событий было предсказано Нострадамусом в данных строчках. Для подтверждения своей догадки толкователь начинает кропотливую работу над лексическим составом пророчества. Все «темные» слова (а таковых в любом пророчестве предостаточно) подвергаются самому тщательному разбору. Если то или иное слово не подходит по смыслу к контексту, определенному исследователем, на помощь приходят этимологические словари различных языков, в которых отыскивается слово с похожим, хотя бы отдаленно, корнем, подходящим по смыслу. Работая над толкованием пророчеств, исследователи перелистывают груду справочной литературы, исследуют новейшую и древнюю топонимику, изучают массу исторических документов, и все ради того, чтобы в четырех строчках - зачастую плохо зарифмованных и корявых с точки зрения версификации - обнаружить смысл, которого в них, возможно, и нет. Интерпретация пророчеств Нострадамуса превратилась в занятие, сходное с разрешением головоломного ребуса, а между нострадамусо-ведами установилось своего рода негласное соревнование на самое неожиданное и оригинальное толкование.

Наиболее значительными работами этого периода являются капитальные монографии аббата А. де Торне-Шавиньи (1862), А. Ле Пелле-тье (1867), Ч. Уорда (1891), Ш. Никулло (1914), предлагающие трактовки, многие из которых признаны каноническими, т. е. такими, которые считаются устоявшимися и уже не подлежат пересмотру в нострадамусоведении.

После первой мировой войны, показавшей, какие пагубные силы высвобождает научный и технический прогресс, в сознании людей появляются понятия о предопределенности бытия, о фатуме, управляющем поступками человека, о неизбежности тех или иных событий, определенных заранее неизвестной, но могущественной силой. Соответственно меняется и отношение к Нострадамусу. Теперь он воспринима-

ется ие просто как исторический курьез, а как наделенный необычайными качествами человек, сумевший прикоснуться к чему-то сверхъестественному, а его предсказания приобретают значимость роковых предначертаний, которых человек - слепая игрушка в руках Рока- изменить не в силах. Поэтому третий период в нострадамусоведении, приходящийся на межвоенное двадцатилетие, мы определяем как период мистицизма. В это время появились такие работы, как «Предсказания Нострадамуса. Откровения, касающиеся расцвета и упадка Франции» С. Лоога (1922), «Мистерия Нострадамуса» X. Вёлльнера (1926), «Конец времен» Ж. Феврана (1937), «Крушение Европы» Э. Рюира (1939), «Пророчества Мишеля Нострадамуса - истолкованные и прокомментированные» М. де Фонбрюна (1939) и другие.

С окончанием второй мировой войны начинается четвертый этап в развитии нострадамусоведения, который продолжается до сих пор. Хотя мистический подход, восходящий к предыдущему периоду, остается главенствующим в трактовке Нострадамуса, мы определяем этот период как период эклектики. Дело в том, что именно это время отмечено появлением работ самых разных планов и направлений - от остро критических и полемических до традиционно апологетических и сенсационных. Из числа последних как наиболее показательные назовем работы Р. Оклера «Закат наций» (1952), Ж.-Ш. Пишона «Нострадамус и тайна времен» (1959), И. Дюпон-Фурние «Последние дни последнего из времен» (1959), Л. Де Ла Комба «Третья мировая война согласно предсказаниям Нострадамуса» (1961).

Одновременно в этот период начинают появляться и первые работы научного плана, как, например, фундаментальный труд Э. Леони «Нострадамус. Жизнь и литература» (1961). Огромный справочный материал, подробная библиография и наличие документов эпохи делают труд Леони незаменимым в изучении предмета. В вопросе, был ли Нострадамус действительно провидцем, автор, однако, сохраняет нейтралитет, предоставляя читателю возможность самому делать выводы.

Подлинно научной работой является монография Л. Э. Ле Вера «Пророчества и загадки Нострадамуса» (1979). Категорически отказывая Нострадамусу в каком-либо даре прозрения будущего, Ле Вер первым пришел к заключению, что пророчества являются закамуфлированным описанием исторических и современных предсказателю событий. Однако работа не была доведена автором до конца. Лингвистический анализ преобладает в его монографии над историческим. Исторический же комментарий к пророчествам отличается крайней лаконичностью, и многое осталось неидентифицированным и необъясненным. Кроме того, исследователь не понял цели, которую преследовал своею пророческой деятельностью Нострадамус, увидев в ней лишь желание

последнего «одурачить» своих современников. Личность Нострадамуса и его значение как мыслителя оказались таким образом значительно обедненными.

Критическое направление в нострадамусоведении, к которому примыкает и последняя работа, представлена незначительным числом авторов. Критика Нострадамуса началась еще при его жизни. В 1557 г. вышла «Первая инвектива сеньора Геркулеса Французского», автор которой возмущался попытками Нострадамуса проникнуть в «божьи тайны». В 1558 г, появилась анонимная книга «Чудовище кощунства», где Нострадамус сравнивался с Геростратом. Из ниспровергателей провансальского пророка, выдвинувшихся в XX в., можно назвать Ж. Анкета -ля, автора книги с выразительным названием «Антинострадамус» (1940), и Р. Бюске с книгой «Нострадамус, его семья, его тайна» (1950), которая оказала решающее воздействие на концепцию Ле Вера. Никакая критика, однако, не могла и не может поколебать авторитета средневекового предсказателя, поскольку широкая публика не приемлет разоблачительных работ о Нострадамусе.

Отечественное нострадамусоведение начинает развиваться в посткоммунистический период. Оно представлено небольшим числом работ самых различных направлений: научно-апологетическими (А. Пензенский), научно-критическими (Э. Берзин), мистико-апологетическими (А. Сапёлкин), откровенно шарлатанскими (В. Лаврова). Все более усиливающаяся спекуляция именем Нострадамуса и его пророчествами побудила диссертанта отойти от мистицизированно-апологетической трактовки Нострадамуса, присутствующей в его работах популярного характера, и предпринять научное исследование этого феномена.

Цель и задачи исследования. Несмотря на существующую обширную литературу, Нострадамус еще ни разу не становился объектом полноценного и безусловно научного исследования. Представители обоих направлений в нострадамусоведении подходили к своему предмету с диаметрально противоположных позиций, но добились одинакового результата: Нострадамус оказался потерян для науки. Вернуть средневекового французского ученого исторической науке и определить его место в ней - вот цель настоящей диссертационного исследования.

Для реализации указанной цели выдвигается ряд задач, которые до сих пор практически не ставились и не разрешались в нострадамусоведении. Они сводятся к следующему:

1. Уточнить биографические данные Нострадамуса, с тем чтобы отделить реальное историческое лицо от его мифологизированного двойника, созданного стараниями биографов.

  1. Определить «исгочниковую базу» прорицагельской деятельности Нострадамуса, рассмотреть ее в контексте европейской пророческой традиции.

  2. Выявить побудительные мотивы обращения Нострадамуса к пророческому жанру и определить те цели, которые он преследовал, создавая свои пророчества.

  3. Установит те реальные исторические события и знания, которые послужили ему сюжетами для пророчеств.

  4. Рассмотреть интерпретации, данные пророчествам толкователями разных эпох, с тем чтобы определить, насколько близок к истине был Нострадамус в своей догадке о повторяемости событий.

Методологической основой исследования стала концептуальная установка, данная видным российским историком-медиевистом, д-ром ист. наук, проф. А. Я. Гуревичем. Она является результатом осмысления и развития теоретических принципов, выдвинутых школой «Анналов». Согласно ей, историк обязан представлять себе модель мира и правила, в соответствии с которыми изложены в источниках факты истории. Система ценностей, взгляды автора, специфика языка и сознания его эпохи должны образовывать «канал связи», через который осуществляется диалог современности с прошлым. Предложенный проф. Гуревичем метод «расширения исторического контекста» позволяет ввести в научно-практический обиход современной исторической науки источники и памятники, до того ею игнорировавшиеся, в т. ч. и пророчества Нострадамуса.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован ряд методов: общеисторический, системный, историко-сравнительный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод реконструкции, описательный и лингво-филологический.

Для решения задач 1, 2 и 3 использовался системный метод. Жизнь и деятельность Нострадамуса рассматриваются в совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, в системе ценностей, понятий и представлений его времени.

Историко-сравнительный метод применялся для решения задачи 5, где требовалось провести сравнение различных интерпретаций, дававшихся пророчествам Нострадамуса в разное время.

Задача 4 является главной в данном исследовании, и для ее решения использовался в первую очередь общенаучный метод восхождения от абстрактного к конкретному. Пророчества Нострадамуса представляют собой абстракции, к которым сведена современная прорицателю, а также историческая действительность. Эти реальности выражены все-

возможного рода символами, аллегориями и другими способами, а также лексическими, грамматическими и синтаксическими приемами, т. е. предельно абстрагированы.

Наличие указанных приемов является одним из основных средств «затемнения» пророческого текста. Это обстоятельство обусловливает применение лингво-филологического метода при анализе пророчеств средневекового ученого. Невладение этим методом является слабым местом многих исследований, посвященных Нострадамусу, авторы которых знакомятся с предметом своего изучения по вольным или тенденциозным подстрочникам и переводам.

С помощью метода реконструкции воссоздавалась та реальность, которая послужила Нострадамусу материалом для пророчеств и побуждала к занятию прорицательством. Описательный метод применялся в составлении комментариев к пророчествам, когда необходимо было представить те реальные исторические события, которые были взяты Нострадамусом в качестве сюжетов для пророческих четверостиший.

Научная новизна исследования. Существенным недостатком работ многих авторов, бравшихся за изучение Нострадамуса, являлось то, что предсказатель «вырывался» ими из своей эпохи, рассматривался вне ее контекста и в результате получал произвольную интерпретацию, в основе которой лежало мировоззрения самого автора очередной работы. Нострадамус всегда был средством выражения взглядов того или иного исследователя. В данной работе он впервые становится ее целью. Автор диссертации рассматривает его как мыслителя, соединившего в своей деятельности две противоположные идейные концепции: идеалистическую, которая является продолжением восходящей к глубокой древности прорицательской традиции, основанной на понятии о божественном предопределении, и материалистическую, которая зиждется на разработанной еще античной исторической и философской мыслью идее циклического движения, развития по замкнутому кругу.

Источниковой базой исследования явились оригинальные тексты Нострадамуса, воспроизводимые в трех зарубежных изданиях: Е. Bareste. Nostradamus. P., 1840; Е. Leoni. Nostradamus: Life and Literature. N.-Y., 1961; The Prophecies and Enigmas of Nostradamus. Ed. and transl. by Liberie E. LeVert. Glen Rock, 1979. Ценность их заключается в том, что они воспроизводят тексты Нострадамуса без искажений и редакторской правки, которой те подвергались на протяжении веков. Из 955-ги пророческих четверостиший, объединенных в центурии, было отобрано 47 таких, которые наиболее наглядно иллюстрируют проводимую в диссертации мысль: материалом для создания пророчеств послужили

Нострадамусу реальные факты истории и современной ему действительности. В диссертации дается одновременно и французский оригинал пророчеств, и сделанный автором диссертации их русский стихотворный перевод, сохраняющий количество стоп и систему рифмовки оригинала. Оригинал в ряде случаев снабжен филологическим комментарием, объясняющим некоторые языковые и стилистические явления.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изучение феномена Нострадамуса позволяет раздвинуть рамки наших представлений о научной мысли эпохи французского Ренессанса, выявить истоки того научного направления, которое, окончательно оформившись лишь в XX в., получило называние футурологии. Опираясь на концептуальную установку античной исторической науки, выдвинувшей идею движения по замкнутому кругу, и современной ему науки, оформившей эту идею в теорию, Нострадамус оказался единственным мыслителем, который сумел практикой подкрепить теоретическое положение о повторяемости событий. В результате проведенного исследования будет доказано, что в основе предсказаний Нострадамуса лежит реалистический и вполне трезвый расчет, далекий от мистики и оккультизма.

Практическая значимость исследования определяется его актуальностью и научной новизной. Имя Нострадамуса, очищенное от того наносного, вздорного и нелепого, что наросло на него за истекшие столетия, должно занять подобающее ему место в курсах истории средних веков как имя одного из ярчайших представителей французского гуманизма.

Апробация работы. Автором настоящей диссертации опубликовано в общей сложности более десяти работ, посвященных Нострадамусу: статьи в периодических изданиях, брошюры, монографии. Основные положения представленной диссертации были изложены в двух статьях, опубликованных в научных изданиях. Диссертация обсуждалась на заседании отдела в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН (май 1998 г.).