Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новые религиозные движения на Украине (2000-2014 гг.) Рогатин Владимир Николаевич

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогатин Владимир Николаевич. Новые религиозные движения на Украине (2000-2014 гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Рогатин Владимир Николаевич;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2018.- 190 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. После развала СССР некоторые постсоветские страны оказались «в свободном плавании» и под натиском внутренних и внешних геополитических факторов вошли в полосу кризисного развития. К числу таких стран относится и Украина, которая в историко-культурном, экономическом и территориальном отношении неразрывно связана с Россией. Эти факторы делают особенно важным и актуальным необходимость осмысления происходящих событий в этом государстве и определения перспектив развития конструктивных дружеских отношений.

За последние более чем два десятилетия независимости Украины в ней, как и в других постсоветских странах, произошли существенные изменения в различных сферах жизни. В настоящее время на международной арене Украина стала новым очагом конфликтов и противостояния, в которых немаловажную роль играет и религиозный фактор.

Необходимость исследования развития новых религиозных движений (НРД) обусловлена и тем, что попытки этих организаций найти свое место в общественной жизни Украины порождают множество проблем и конфликтных ситуаций, связанных с противоречивым отношением НРД к законодательству страны и к другим конфессиям. В свою очередь это формирует отрицательное отношение к НРД значительной части общественности, средств массовой информации и традиционных конфессий. Нормализация религиозной жизни, благоустройство государственно-церковных и межконфессиональных отношений, преодоление острых и болезненных конфликтов возможны лишь при условии совершенствования законодательства и выработки эффективной модели взаимодействия путем объективного исследования истории, особенностей и тенденций развития НРД в целом.

Вопрос взаимоотношений государства и религиозных объединений в 2000–2014 гг. приобрел особо важную роль в связи с вовлечением в эту

сферу проблем историко-культурного характера, мировоззренческих и политико-правовых аспектов жизни общества и государства. Помимо этого, процесс демократизации государственной и социальной системы на Украине в полной мере захватил религиозную сферу жизни населения и привел к формированию принципиально новой религиозной ситуации в рамках формирующихся институтов гражданского общества. Соответственно, это обусловило кардинальное изменение отношений государства к религиозным объединениям и религии в целом. В то же время противоречивые позиции среди высшего эшелона украинской власти относительно значимости традиционных духовных факторов в цивилизационном развитии страны вело не только к искусственному расширению поля деятельности НРД в социокультурной сфере, но и к политизации их деятельности. Сложившаяся ситуация требует внимательного изучения новейшей истории НРД и их роли в социокультурных и общественно-политических процессах.

Объект исследования – история религиозных объединений на Украине.

Предмет исследования – деятельность новых религиозных движений в условиях новой общественно-политической и социально-культурной ситуации на Украине.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 2000 по 2014 г. Они обусловлены началом политизации, радикализации и милитаризации действующих на Украине НРД, которое нашло отражение во время «оранжевой революции» 2004 г. и «евромайдана» 2014 г. Вместе с тем история деятельности ряда НРД на территории Украины насчитывает более сотни лет, что находит отражение в разных исторических контекстах. Для полноты изложения материала в отдельных моментах автор диссертации выходил за очерченные хронологические рамки.

Цель данной работы – выявление места и роли НРД в общественно-политической и социокультурной жизни на Украине в 2000–2014 гг.

Реализация поставленной цели в работе предполагает решение целого ряда взаимосвязанных задач:

  1. определить современное состояние историографии исследуемой проблемы, источниковедческую базу по изучению НРД на Украине;

  2. изучить роль и место разных типов НРД в истории церковно-государственных отношений и причину их активизации на Украине;

  3. охарактеризовать формы и методы участия НРД в общественно-политической жизни и социально-политических кризисах Украины;

  4. проанализировать основные направления деятельности НРД в социокультурной сфере и выявить степень их влияния на жизнь населения Украины;

  5. выявить причины участия НРД в политических процессах, конфликтах и их роль в разрастании противоречивых ситуаций в межконфессиональной и общественно-политической сферах.

Степень изученности проблемы. Работы, посвященные истории, социально-культурной и политической деятельности НРД на Украине в 2000– 2014 гг. фактически отсутствуют на русском языке. В украинской историографии практически не существует научных работ, в которых комплексно поднимался и исследовался бы вопрос развития НРД на Украине. Единичные обобщающие исследования, посвященные феномену НРД, преимущественно носят религиоведческий характер, в силу чего в них не уделяется должного внимания историческому аспекту.

Среди авторов, занимавшихся историческим исследованием НРД на Украине, следует отметить Н. Беликову1, В. Дворникова2, Н. Шмигельского3. Указанными авторами была предпринята попытка исторического анализа феномена НРД на Украине.

Исследования НРД религиоведческой направленности представлены следующими авторами Л. Филипович4, Н. Дударь5, В. Петрика6 и др. В работе

1 Бєлікова Н.Ю. Релігійні конфесії України (кінець 80-х – 90-і роки ХХ століття): Історія: автореф. дисертації на
здобуття наук. ступеня канд. істор. наук: 07.00.01 / Н.Ю. Бєлікова; Донец. нац. ун-т. – Донецьк, 2001. –19 с.

2 Дворников В.В. История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века : автореф. дисс. ...
канд. ист. наук : спец. 07.00.03 «Всеобщая история» / В. В. Дворников. – Воронеж, 2006. – 20 с.

3 Шмігельський М.В. Новітні християнські течії в Україні: особливості та тенденції поширення і розвитку:
монографія / М.В. Шмігельський. – Л., 2009. – 126 с.

4 Нові релігійні течії та організації в Україні / Упор. Л. Филипович. – Киев, 1997 . – 203 с.

Л. Филиппович НРД рассматриваются, как проявление части мирового религиозного процесса, которое совпало с периодом возрождения религиозной жизни на Украине. Формирование политики европейских стран в отношении НРД рассматривается в исследовании Н. Дударь. В работе В. Петрика представлены основные принципы вероучения, культовой и внекультовой практики НРД и мистических объединений на Украине.

Основной пласт историографии преимущественно представлен отдельными публикациями по изучению одного конкретного НРД. Они выполнены такими авторами: В. Мельник7, В. Докаш8, Л. Шугаева9, Н.Пилюгина10, Ю. Стельмашенко, В. Гринько, Н. Тамамян11 и др.

В первой главе диссертации историография вопроса проанализирована в соответствии с подходами к изучению этого феномена по следующим направлениям: противокультовое, антикультовое, академическое, правозащитное и прокультовое.

Во многих научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов отсутствует единодушное толкование и определение такого феномена, как НРД. Существует объяснение, относящее к числу НРД организации, которые возникли в середине прошлого века. Причины их возникновения во многом связаны с современными достижениями в науке и образовании, появлением новых технологий и сфер трудовой деятельности и возрастанием духовных запросов населения. Однако, на взгляд автора, такой подход существенно сужает содержание этого явления. Предпосылки

5 Дудар Н.П. Новітні релігійні течії: український контекст (огляд, документи, переклади) / Н.П. Дудар. – Киев:
Наук. думка, 2000. – 200 с.

6 Нетрадиційні релігійні та містичні культи України / В.М. Петрик, С.В. Сьомін; за заг. ред. В.В. Остроухова. –
Киев, 2003. – 336 с.

7 Мельник В. Малые конфессиональные объединения в Украине : на пути к церковности / В. Мельник //
Философская и социологическая мысль. – 1992. – № 8. – С. 78–94.

8 Мокієнко М.М. Особливостi трансформацii п’ятидесятницьких релiгiйних центрiв в Украiнi (1988–2004 рр.) /
М.М. Мокієнко // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. – Запоріжжя:
Просвіта, 2007. – Вип. XXI. – С. 268–274.

9 Шугаєва Л.М. Ідейно-світоглядна трансформація православного сектанства в Україні / Л.М. Шугаєва //
Збірник наукових праць Рівненського державного гуманітарного університету. Філософія. Педагогіка.
Успільство. – Рівне: Вид-во: РДГУ, 2011. – Вип. 1. – С. 46-54.

10 Пилюгина Н. Богородичный центр / Н. Пилюгина // Наука и религия. – Киев, 1991. – №8. – С. 34-42.

11 Тамамян Н.В. Неоіндуїзм на території України: виникнення й сучасне положення / Н.В. Тамамян //
Українське релігієзнавство. – Киев, 2006. – № 39. – С. 127-135.

возникновения НРД следует искать в XVII–XVIII вв. в эпохе Просвещения, поскольку упадок религии в обществе дал значительный толчок к ее атомизации и соответственно повлиял на распространение культовой среды и оккультных взглядов среди населения, что является характерным для Новой истории. В начале XIX в. эта среда начинает структурироваться в определенные объединения, которые сегодня относят к так называемым классическим НРД: мормоны, Свидетели Иеговы12 и т.д. Поскольку современные классические НРД возникают в XIX веке в разных странах мира вследствие сложных социальных преобразований, считаем целесообразным использовать термин НРД относительно организаций, которые образовались за последние более чем полутора столетия назад и действуют на территории Украины.

В украинской историографии нет единого термина, которым бы обозначался феномен НРД. В связи с этим параллельно используется разная терминология: секта, неорелигиозная организация, религиозное меньшинство, культ, неокульт, квазирелигия, парарелигия и т.д. К особенностям украинской терминологии следует отнести и то, что существуют разные переводы термина НРД: новые религиозные движения и новые религиозные течения.

В отношении публикаций российских авторов, которые посвящены деятельности религиозных организаций на Украине в 2000–2014 гг., наблюдается неоднозначная ситуация, поскольку преобладают публикации, которые посвящены межконфессиональным и межправославным взаимоотношениям. При этом мы видим отсутствие интереса со стороны ученых к рассмотрению проблем НРД в рамках российско-украинских взаимоотношений. Кроме того, недостаточное внимание в научном сообществе уделяется вопросам международной деятельности НРД и их вовлеченности в политику.

12 Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», признана экстремистской и запрещена на территории России.

Для объективного исследования феномена НРД автором диссертации были задействованы рекомендации и резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента, наработки научно-исследовательской лаборатории «Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт» Казанского (Приволжского) федерального университета под руководством Р.А. Набиева, отчеты и издания Французской межведомственной комиссии по надзору за сектантскими отклонениями (MIVILUDES) и Бельгийского центра информации и консультирования об опасных сектантских организациях (CIAOSN).

Источниковая база исследования. В процессе работы автором был использован обширный круг источников, представленный на разных языках: русском, украинском, французском и английском.

Источники можно охарактеризовать в соответствии с их функциональной направленностью и по принципу их генезиса.

К первой группе следует отнести официальные государственные документы, регламентирующие деятельность НРД или разъясняющие позицию государства относительно деятельности этих движений. Документы следует также разделить на подгруппы.

К первой подгруппе относятся непосредственно государственные документы Украины, а именно: законы Украины и подзаконные акты, приказы и постановления различных государственных ведомств относительно деятельности НРД. Отдельно следует отметить доклады Уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека. Эти источники освещают официальное отношение государства к той или иной конфессии, составляют нормативно-правовую базу государственно-религиозных отношений и регулируют деятельность всех религиозных конфессий Украины, в том числе и НРД.

Ко второй подгруппе следует отнести резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европарламента с соответствующими докладами и разъяснениями, ежегодные отчеты Государственного

департамента США, которые непосредственно касаются деятельности НРД

на Украине. Для более правильного понимания феномена НРД автором дополнительно были проработаны резолюции и отчеты Национальной ассамблеи Франции, отчеты и рекомендации государственным служащим Французского комитета MIVILUDES, отчеты и рекомендации бельгийского правительства13 и материалы Бельгийского центра CIAOSN14.

Ко второй группе, относятся материалы Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий (носившего разные наименования)15 и его местных органов16. Следует указать, что после постоянных преобразований и изменений данного комитета он был ликвидирован в 2010 г. по приказу экс-президента Украины В. Януковича. Документы Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий (Госкомнацрелигии) следует разделить на соответствующие подгруппы, учитывая специфику того или иного материала.

Во-первых, это статистические материалы. На Украине ведение статистического учета религиозных организаций возложено на органы исполнительной власти. Материалы, отчеты областных управлений и центрального органа по делам религий хранятся в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (ЦГАОО Украины), г. Киев (фонд 5252). Статистические отчеты представлены в шести формах.

Во-вторых, религиоведческие экспертизы и информация о деятельности отдельных объединений, содержащие разносторонние

13 Rapport fait au nom de la commission d'enquete partie I // ENQUETE PARLEMENTAIRE visant laborer une
politique en vue de lutter contre les pratiques illgales des sectes et le danger qu'elles reprsentent pour la socit et
pour les personnes, particulirement les mineurs d'ge. Chambre des Reprsentants de Belgique. – Bryusel, 1997. –
364 p.; Rapport fait au nom de la commission d'enquete partie II // ENQUETE PARLEMENTAIRE visant laborer
une politique en vue de lutter contre les pratiques illgales des sectes et le danger qu'elles reprsentent pour la socit et
pour les personnes, particulirement les mineurs d'ge. Chambre des Reprsentants de Belgique. – Bryusel, 1997. –
306 p.

14 Rapport d'activit du CIAOSN 2009–2010 / Le Centre d'information et d'avis sur les organisations sectaires nuisibles.
Bryusel, 2010. – 34 p.

15 Центральний державний архів вищих органів влади і управління України, м. Київ Ф. 5252 Державний комітет
національностей та релігій (1995 – 2011 рр.).

16 Державний архів Миколаївської області, м. МиколаївФ. № Р – 992 Виконавчий комітет Миколаївської
обласної Ради народних депутатів (20 квітня 1992 р.). Миколаївська обласна Рада народних депутатів (20 квітня
1992 р. – 14 липня 1994 р.).

сведения по вероучению, культовой практике, просветительской и иной деятельности.

В-третьих, аналитические записки, справки по отдельным вопросам, заявления и постановления Совета по делам религий при Кабинете министров Украины и Госкомнацрелигии, а также областных управлений. Эти документы дают возможность проследить конкретную деятельность органов по делам религий, процесс формирования государственной политики в отношении НРД в целом17.

Третья группа источников представлена официальными документами НРД, их доктринами, постановлениями, вероучением, конференциями и форумами. Особое место в этой группе занимают непосредственно обращения и заявления НРД. Кроме того, к этой группе относятся выступления руководителей и ведущих деятелей этих образований (в светских и религиозных СМИ, на научно-практических конференциях, торжественных собраниях и т.д.). Материалы третьей группы раскрывают сведения о внутренней жизни НРД и знакомят с позицией лидеров НРД по вопросам как внутренней, так и внешней деятельности НРД.

Указанные выше исторические источники позволяют объективно осветить тему исследования. Следует отметить, что в связи с ликвидацией Госкомнацрелигии в 2010 г. и поступления части его документов в архивный фонд расширяется доступ к значительному пласту источников по истории деятельности НРД, которые ранее были недоступны многим исследователям. Анализ новых форм отчетности также дает значительный материал для социологических и исторических изысканий по этой тематике. В то же время материалы, находящиеся в областных архивах Украины, в основном представлены уставами НРД.

17 Центральний державний архів вищих органів влади і управління України, м. Київ Ф. 5252 Державний комітет національностей та релігій (1995–2011 рр. оп. 6. Спр. 9. Протокол № 1 засідання колегії комітету та документи до нього (1 лютого 1996 р.), – 190 c.; Центральний державний архів вищих органів влади і управління України, м. Київ Ф. 5252 Державний комітет національностей та релігій (1995–2011 рр. оп. 6. Спр. 38. Протокол № 1 засідання колегії комітету та документи до нього (28 січня 1997 р.), – 238 c.

Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточностью комплексных объективных аналитических работ по данной теме, необходимостью повышения исследовательского уровня научной продукции по данной теме, а также необходимостью усиления научных подходов у практиков государственных структур, связанных с проблемами развития взаимоотношений Украины и России в последние годы.

В данной работе впервые проведен комплексный анализ истории и деятельности НРД на Украине в 2000–2014 гг.:

  1. анализ материала осуществлен во взаимосвязи причин и характера возникновения и функционирования НРД, погруженных в социокультурную и общественно-политическую жизнь, с учетом политических кризисов и конфликтного развития общественного процесса;

  2. в диссертационном исследовании впервые представлена аппроксимация статистических данных ряда общин по материалам Госкомнацрелигии и по статистическим данным НРД;

  3. осуществлено изучение истории развития НРД на Украине в сравнении со странами Европы и Российской Федерацией в контексте разных моделей государственно-конфессиональных отношений в постсоветских странах и странах ЕС;

  4. на основе анализа деятельности НРД на Украине определены каналы и уровни влияния НРД на социально-культурную жизнь государства.

В научный оборот вводится значительное количество архивных документов на украинском языке, которые ранее не публиковались и не были доступны.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В диссертационной работе автор руководствуется принципами историзма, объективности и системности. Изучение обозначенной проблемы осуществляется в рамках цивилизационного подхода. Принцип историзма позволил хронологически проследить процесс появления и развития НРД на Украине. Принцип объективности определил изучение проблемы с точки

зрения учета многообразных факторов без стереотипов и надуманных схем. При решении отдельных исследовательских задач, связанных с исследованием причин возникновения НРД на Украине, был использован метод историко-генетического анализа. При анализе истории распространения НРД на Украине был задействован проблемно-хронологический метод. Для сравнения моделей церковно-государственных отношений и политики разных стран относительно феномена НРД был использован сравнительный анализ. Принцип дополнительности был применен при распределении авторов по направлениям изучения НРД.

При использовании комплексного системного подхода были привлечены методы исследования ряда социально-гуманитарных наук: культурологии, юриспруденции, религиоведения, философии, социологии и психологии.

Эти методы позволили объективно и целостно рассмотреть предмет исследования, проанализировать общественно-политическую историю Украины.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационной работы были озвучены в виде докладов на 10 международных конференциях: Международная научно-методическая конференция «Могилянские чтения – 2012: опыт и тенденции развития общества в Украине: Глобальный, национальный и региональный» (Украина, г. Николаев, 2012 г.), Международная научно-практическая конференция «Религия и насилие» (Россия, г. Казань, 2016 г.) и др.

По теме исследования подготовлено 13 публикаций, из них четыре в журналах, рекомендованных ВАК РФ, в том числе одна монография и две публикации в изданиях, включенных в международную реферативную базу данных и систему цитирования SCOPUS и Web of Science.

Практическая значимость. В диссертации содержится ряд практических предложений, которые смогут быть приняты во внимание различными государственными органами, деятельность которых соприкасается с деятельностью НРД. Фактические данные и

систематизированные материалы будут способствовать подготовке новых трудов по всеобщей истории, историографии, государственному управлению, религиоведению, политологии, социологии и разработке спецкурсов в высших учебных заведениях.

Часть собранных и проанализированных материалов получила отражение в монографии автора «Гонения на Православие на Украине в 2014– 2016 гг.» и разработанных спецкурсах «Новые религиозные движения» и «Новые религиозные движения в современной России» на кафедре религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Несмотря на углубленные научные проработки феномена НРД в ряде исследовательских центров Запада и России, на Украине так и не сложились научные школы по изучению НРД, исследования носят спорадический характер;

  2. Украинская конфессиональная политика в отношении НРД не получила стройный системный и научно обоснованный характер и видоизменялась в зависимости от ситуативных и социально-политических влияний и предпочтений политических лидеров;

  3. Проникновение НРД на социокультурную площадку представляет широкомасштабный характер, глубина их влияния на образ жизни и формирование новации в сфере этнокультурных традиций народов страны в рассматриваемый период носит нарастающий характер;

  4. Мобилизационные ресурсы НРД для участия в социально-политической жизни и эскалации общего кризиса оказались действенными при смыкании неоязыческого и харизматическо-деструктивного характера НРД с праворадикальными политическими силами;

  5. Активизация деятельности НРД на полиэтноконфессиональном пространстве Украины сопровождается увеличением точек напряжения в социальных и межконфессиональных отношениях.

Степень достоверности результатов исследования подтверждается комплексным анализом событий и материалов, а также обширной историографической и источниковой базой.

Структура исследования соответствует поставленной цели и определенным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, перечня условных сокращений, списка использованных источников и приложений.