Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общие тенденции и факторы эволюции социально-политических систем Северо-Восточного Йемена, X в. до н. э. - ХХ в. н. э. Коротаев, Андрей Витальевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротаев, Андрей Витальевич. Общие тенденции и факторы эволюции социально-политических систем Северо-Восточного Йемена, X в. до н. э. - ХХ в. н. э. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1998.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-7/52-0

Введение к работе

Объект исследования. Предметом настоящего исследования является эволюция социально-политических систем Северо-Восточного Йемена за последние три тысячи лет. Пространственные рамки исследования приблизительно соответствуют современной историко-географической (а также "культурно-политической") области Страна Хашид и Бакйл ( bihul Hiishid лун-Впкії [J-y ХІ,\> І% ]).

При внимательном рассмотрении выделение зтой области в качестве особой социально-политической реальности оказывается отнюдь не произвольным. Например, вплоть до настоящего времени этот ареал достаточно определенно отличается от остальных областей Йемена — прежде всего крайне развитой и прочной родо-племенной организацией его населения.

Исследование истории данного ареала показывает его исключительную древность — границы его почти точно совпадают с территорией Срсднссабенского царства (II—II! века н.э.). Крайне примечательно, что л же к эту отдаленную эпоху двумя наиболее важными "племенами" Страны Хашид и Бакил уже были как раз Хашид (s 1Ь" US-'ІГ (Яч^ЧЧЧПо*)) и Бакйл \s*b" BKL- [ЗігіПІЧПо*]}.

Однако формирование а то го культурно-политического ареала уходит в еще более глубокую древность и связано с деятельностью сабейской общины (^'b" S/F [пПЛ | НПоі 1), с центром в Марибе, на внутренней равнине, на крайнем востоке Ареала), политические лидеры которой, «пк"«р/шбы Саба', смогли создать в начале первого тысячелетия до н.э. обширимо "империю , контролировавшую (не всегда напрямую) большую часть Аравийского Юга.

Ранняя "империи" мукаррибов Саба оказалась достаточно недолговечным образованием. Уже к середине первого тысячелетия до н.э. она приходит в упадок, аффективно контролируемая ею территория сокращается на порядок. Однако, то что осталось от этой империи, оказалось образованием, как раз па редкость долговечным — на Северо-Востоке Йемена складывается достаточно устойчивый культурно-политический ареал.

Географически он охватывает полосу внутренней равнины между пустынен Рамлат-ас-Саб'атайн (Сайхад [Лф**^ ]) и восточной кромкой Йеменских гор, в основном к северу от Мариба, и примыкающую к ней северо-восточную часть Йеменского нагорья. На Западе в гарной зоне граница ареала проходит приблизительно по водоразделу между бассейном Красного моря и внутренним бассейном (исторически выступающим в качестве части бассейна Индийского океана). С Юга граница его проходит приблизительно вдоль 15 параллели с.ш.; в качестве важной точки на этой границе выступает перевал Накйл Иислих [ TiL^b (J**i ] Территория эта достаточно точно соответствует двум природно-экологическии зонам Йемена (Северо-восточному нагорью с характерными для него крайней пересеченностью рельефа и засушливостью

.?

[500-200 мм осадков г; год] и еще более засушливому, "Загорью", Машрику), что во многом и объясняет устойчивое отличие фундаментальных характеристик социально-политической организации его населения от социально-политических структур остальных южноаравийскнх ареалов.

В течение почти тысячи лет после развала ранней Сабейской
империи большинство общин данной области продолжает достаточно
устойчиво признавать религиозный авторитет сабейского

федерального" божества Алмакаха (и Аввама, его главного храма, расположенного около сабейской столицы, Мариба) и политическую власть сабейских царей в Марибе. В определенной степени унифицируется социально-политическая организация населения ареала (с сохранением, впрочем, существенных различий между "нагорным" и "равнинным" субареалами) . Это единство социально-политической организации сохраняется и после окончательной ликвидации в копне III века н.э. независимого Сабейского царства, и,, веком позже, культа Алмакаха (вместе со всеми остальными языческими культами). Социально-политические структуры ареала, впрочем, во второй половине первого тысячелетия н.э. претерпевают радикальную трансформацию, но трансформация эта, тем не менее, происходит в рамках все того же ареала.

Актуальность темы диссертации определяется прежде всего необходимостью преодолевать своего рода "ведомственную разобщенность", сложившуюся в исторической науке, когда исследованием древней, средневековой и новой истории каждой страны занимаются совершенно разные ученые, при этом историками древности почти не учитываются данные по средневековой истории и наоборот. Между тем очевидно, что выявление макротенденций социальной эволюции невозможно как раз без преодоления этой разобщенности, без попыток сквозного исследования историй отдельных стран, начиная с эпохи появления первых письменных источников и вплоть до настоящего времени.

Степень изучености проблемы. Сквозное исследование социальной истории Северо-Восточного Йемена на протяжении последних трех тысяч лет оказывается возможным во многом потому, что к настоящему времени достигнуты заметные успехи в изучении социально-политических систем этого региона во все основные эпохи его истории.

Первые серьезные успехи в изучении социально-политического строя древнего Йемена были достигнуты австрийским исследователем Н. Родоканакисом, опубликовавшем и исследовавшем несколько важнейших в этом отношении текстов и предложившем первую детальную реконструкцию древнейеменских социально-политических систем'. В 1951 году все данные введенных к тому времени в научный

1 Rhodokanakis. N.. Dcr Grundsatz der Offentlichkeit in den sudarabischen Urkundcn. Wien, 1915; Katabanischc Texte zur Bodenwirtschaft I—II. Wicn, 1919-1922; «Das Offentliche Lebcn in den altcn sudarabischen Staatcn», Nicl-

оборот источников но политической организации Сабейского царства были собраны и изучены бельгийским сабеистом Ж. Рикманеом .

В 60—70е гг. значительные успехи в изучении политической организации древнейшего Сабейского царства (первая половина I тысячелетии до н.э.) были достигнуты российскими исследователями Г.М. Бауэром' и А.Г. Лундиным .

Однако решающий прорыв в изучении социально-политической организации древних йеменцев был достигнут в 1972 г. английским сабеистом А.Ф.Л. Бнстоном . До этого большая часть исследователей

sen, !>., ed., Handbuch der AltarMschen Altertumskunde. I. Die AJtambische Kiiitur. Kopenhagcn, 1927, 109-142; «Dinglichc Rechte im Alten Sudarabien»,

Wiener Zcitschrift fiir die Kunde des Morgenlandes. 37 (1930), 121-173 и т.д. Ryckmans, J.. L 'institution monarchique en Arabie Mcridionale avant L'Islam (Ma'in et Saba). Louvain, 1951)

Ълулр, Г.М., «"Мукарриб" и "царь" (К вопросу о государственном строе древней Сабы)», Вестник древней истории. 1964, № 2, 17—36; Сабейские надписи как источник для исследования поземельных отношений в Сабе "ппо\и мі/каррибов". М., 1964 (автореф.); «Некоторые социальные термины в древнейемеиских текстах», Семитские я.чыки. М., 1965, № 2/1, 313—335 и т.д.

Аундин, А.Г.. «Надписи Иада'ила Зариха сына Сумху'алай, мукарриба Саба'», Вестник древней истории. 1960, N 3, 12—22; «Список сабейских эпонимов эпохи мукаррибов Саба'», Вестник древней истории. 1961, N 4, 50-57; «О титуле mlk "царь" в Южной Аравии середины I тысячелетия до п..».». Краткие сообщения Института народов Азии. 46 (1962), 202-212; «О праве на воду в сабейском государстве эпохи мукаррибов», Палестинский сборник. 11 (1963), 45-57; «Некоторые вопросы земельных отношений в древней Южной Аравии», КСИИА. 86 (1965), 148-154; «Хронологическая схема истории древних государств Южной Аравии (сабейский эпонимат)», Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. 1 (1965), 24-26; «Новый фрагмент сабейской надписи периода мукаррибов», Палестинский сборник. 15 (1966), 47-53; «К возникновению государственной организации в Южной Аравии», Палестинский сборник. 15 (1966), 47-53; «К дискуссии о сабейском эпонимате», Вестник древней истории. 1968, N 1, 120-126; Государство мукаррибов Саба' (сабейский эпонимат). М., 1971; «Религия и организация общества в древней Южной Аравии », /7исъ.менные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. 8 (1972), 98-102 и т.д.

Becston, A.F.L., «Kingship in Ancient South Arabia», Journal of the Economic and Social History of the Orient. 15/1-3 (1972), 256-268; см. также: W'arefarc in Ancient South Arabia (2nd - 3rd centuries A.D.). London, 1976 (Qahtan: Studies in old South Arabian Epigraphy. Fasc.3); «Some Features of Social Structure in Saba'», cAbdaIIah, A.M., et a/., eds., Studies in the History of Arabia. Vol.1. Sources for the History of Arabia. Pt.l. Riyadh, 1979, 115-123; «Women in Saba'», Bidwell, R.L., and Smith, G.R., eds., Arabian and Islamic

исходила из модели древнейеменского государственного устройства, созданной еще Н. Родоканакнсом, опиравшимся во мпогом'ііа'аналогии с эллинистическим Египтом. Считалось, что в древнем Йемене преобладала регулярная государственная организация, со сложившимся бюрократическим аппаратом, формальным налогообложением, делением территории на административные единицы, возглавлявшиеся царскими наместниками и т.д. А.Ф.Л. Бистон впервые показал, что политическая организация древних йеменцев строилась на совершенно иных принципах. Государственная организация и политическая централизация были крайне слабы. Царская власть была, как правило, крайне ограничена, а решающую роль в политической организации играли скорее автономные политические единицы, обозначаемые в источниках как ша'бы (s*b/'s*b [ПоЗ^/ПоЗІ).

Вместе с тем, адекватное понимание роли ша'бов в политической организации древних йеменцев стало возможным только с 1982 г., когда французским сабеистом К.Робэиом было опубликовано исследование Lcs hautes terres du Nord-Yemen avant 1'Islanf'. К.Робэн показал, что ша'бами назывались социально-политические образования трех различных уровней, образовывавших определенную структурную иерархию. Только после этого стало возможным адекватное понимание социально-политической организации древних йеменцев. Надо отметить и работы А.Г.Лундина 70—80х гг., в особенности те из них, что посвящены изучению организации гражданско-храмовой общины сабейской столицы, Мариба7.

Studies. Articles Presented to R.B. Serjeant. London - New York, 1983, 7-13; «Free and Unfree: The Sayhadic case», Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 16 (1986), 1-6; «Habashat and Ahabish», Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 17 (19S7), 5-12.

Istanbul, 1982, 2 vols; см. также: Robin. С «Esquisse d'unc histoire de 1'or-ganisation tribate en Arabic du Sud antique», Bonnenfant, P., ed., La pciu'n-su/e Arabique d'aujourd'hui. Т.Н. Etudes par pays. Paris, 1982,17-30; «La civilisation de l'Arabie meridionale avant l'Islam», Chclhod, J., et un groupc d'auteurs, L'Arabie du Sud, histoire et civilisation. Vol.1. Lcpeupleyeminitc et ses racines. Paris, 1984 (Islam d'bicr et d'aujourd'hui, 21), 195-223; Shcba dans les inscriptions d'Arabie du Sud. In: Supplement au dictionnairc de /a Bible. Paris: Letouzey & Ane, 1996:1047-1254 и т.д.

«Городской строй Южной Аравии во II-IV вв. н.э.», Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. 5 (1969), 55-57; «Городская организация в древнем Йемене», Проблемы античной истории и культуры. Ереван, 1979. 149-155; «Ирригация в древнем Йемене. По поводу книги J.Piienne. La maitrise de Vcau en Arabie du Sud Antique. P., 1977», вестник древней истории. 1979, № 3, 179—184; «Две сабейские надписи из Мариба», ЭВ. 22 (1984), 41-47; «Deux inscriptions sabcenncs de Marib», Le Museon. 86 (1973), 179-192; « Le regime citadin dc l'Arabie du Sud

В 70-80-е гг. заметные успехи были достигнуты и в научении социально-политической истории раннссредневекового Йемена", а также в изучении^ эволюции социально-политических систем Северо-Восточного Йемена во втором тысячелетии .

Наконец, огромное значение имело развертывание в 70х годах соцноантропологическнх исследований в Северо-Восточной Йемене. В качестве первопроходца здесь выступил французский этнолог Ж.Шелход . Однако вскоре после Шелхода полевые исследования в Северо-Восточном Йемене начало значительное число антропологов из других стран мира . Племенная организация на Северо-Востоке

дих Не - Ше sicclcs dc notrc ere», Proceedings of the Seminar for Arabian Studies, 3 (1973), 26-28.

Пиотровский. М.Б.. Предание о химйаритском царе Ас'аде ал-Камиле. М., 1977; Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового обшества. М., 1985; Gochcnour, D.T., The Penetration of Zaydi Islam into Early Medieval Yemen, Ph.D.thcsis, Harvard University; «Towards a Sociology of the Islamization of Yemen», Pridham, B.R., ed., Contemporary Yemen: Politics and Historical Background. London, Sydney, 1984,1-20 и т.д. 0 Ah ft Ghanim. F.CA.A.. Al-bunyah al-qabali\yah ft l-Yaman bayna 1-istimrir vca-l-t:ig/iayyur. Dimashq, 1985; AJ-qabilah wa-1-dawlah ft l-Yaman. al-Qahira, 1090; DixscJbJL, Tribes, Government, and History in Yemen. Oxford, 1989; Ohcrmcycr, G.j., «Lc formation dc I'imamt et de I'etat au Yemen: Islam et culture politique», Bonncnfant, P., ed., La peninsule Arabique d'aujourd'hui. Т.П. Etudes par pays. Paris, 1982, 31-48 и т.д.

10 CJicHvridjJij «L'Organisation socialc au Yemen», L'Ethnographic 64 (1970),
61-86; «Recherchcs cthnologiquc jvi Yemen: Problemes et perspectives»,
Objets ct Mondcs. 10/2 (1970), 119-134; «Le droit coutumier yemenite», Le
droit dans la socicte bedouine.
Paris, 1971, 427-432; «L'Ethnologie du Yemen»,
La Recherche. 41 (1974), 5-13; «La socicte yemenite ct le droit», L'Homme.
15/2 (1975), 67-86; «Social Organization in Yemen», Dirasat Yamaniyyah. 1979
N3, 47-62; «Les structures sociales ct familiales», Chelhod, J., et un groupe
d'aiiteiirs, L'Arabic du Sud: histoire ct civilization. 3. Culture et institutions du
) emen. Paris, 1985 (Islam d'hicr ct d'aujourd'hui, 25), 15-123 и т.д.

11 Adxa1_Nia Qabyala: The Tribal Concept in the Centra] Highlands of the
Yemen Arab Republic.
PhD dissertation, Department of Anthropology,
Temple University; «The Concept of Tribe in Rural Yemen», Ibrahim, S.E.,
und Hopkins, N.S., eds., Arab Society: Social Science Perspectives. Cairo, 1985,
275-285; Postal. W.. «Sozio-okonomische Aspekte der Stammesdemokratie in
Nordost-Yemen», Sociologus. 24 (1974), 1-15; Egalitat und Klassengesellschaft
in Si'idarabien. Anthropologische Untersuchungen zur sozialen Evolution.
Horn - VS'ien, 1985 (Wiener Beitriige гиг Kulturgeschichte und Linguistik, 20)
и т.д.; vora Bruck. G.. «Reconciliation ambigue: une perspective
anthropologique sur le concept de la violence legitime dans l'imamat du
Yemen», LeRoy, E., e( von Trotha, Tr., eds., La violence et I'etat, Paris, 1993,
S5-103; Dresch, P.. «The Position of Shaykhs among the Northern Tribes of

Йемена сохраняется вплоть до настоящего времени, поэтому социоантропологам удалось провести наблюдения реальною функционирования племенных институтов. Более того, комбинируя данные исторических источников и собственных полевых исследований, социоантропологам удалось реконструировать вплоть до самых подробных деталей структуру и функционирование социально-политической системы Северо-Восточного Йемена в XIX—XX вв. (до 1962 года, когда произошла Йеменская революция и началась радикальная модернизация государственных структур).

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собою первую попытку проследить общие тенденции социально-политической эволюции Северо-Восточного Йемена на протяжении всех трех тысяч лет его письменной истории. Хотя к настоящему времени уже проделана значительная работа по реконструкции социально-политических систем ареала в отдельные эпохи (первая половина I тыс. до н.э., II—III вв. н.э., раннее средневековье, XI—XVIII вв., Новое время), попыток синтезировать данный материал и выявить логику социально-политической эволюции на протяжении всего этого временного отрезка пока не предпринималось. Между тем, сопоставление социально-политических структур в различные эпохи дало возможность получить нетривиальные результаты. Так выяснилось, что реальное социально-политическое развитие ареала не укладывается в упрощенные эволюционистские схемы. Обнаружилось, например, что племенная организация в ареале пришла на смену вождестваи, а не наоборот. Племенная организация в Йемене вообще появляется достаточно поздно, в Средние века, и никак

Yemen», Man. 19 (1984), 31-49; «Tribal Relations and Political History in Upper Yemen», Pridham, B.R., ed., Contemporary Yemen: Politics unci Historical Background. London, Sydney, 1984, 154-174; «Placing the Blame: Л Means of Enforcing Obligations in Upper Yemen», Anthropos. 82 (1987), 427-443; «Imams and Tribes: The Writing and Acting of History in Upper Yemen», Tribes and State Formation in the Middle East. London, 1991; «Tribalism and Democracy», Chroniques Yemenites. 2 (1994), 65-79; Gerholm, Т., Market, Mosque and Mafraj: Social Inequality in a Yemeni Town. Stockholm, 1977 (Stockholm Studies in Social Anthropology, 5); Mundy, M.. «Women's Inheritance of Land in Highland Yemen», Arabian Studies. 5 (1979), 161-187; Nielsen, H.C., «Social Organization in the Suq and the Old City of San'a' al-Qadimah», Knutsson, В., et al, eds., Yemen - Present and Past. Lund, 1994 (Lund Middle Eastern and North African Studies, 1), 35-45; Stevenson, T.B.. Social Change in a Yemeni Highlands City. Salt Lake City, 1985; Varisco. P.. «Irrigation in an Arabian Valley: a System of Highland Terraces in the Yemen Arab Republic», Expedition. 25 (1983), 27-34; «Sayl and Ghay/: The Ecology of Water Allocation in Yemen», Human Ecology. 4 (1983), 365-383; Weir. Sh., «Trade and Tribal Structures in North West Yemen», Cahiers \Ui GREMAMO. 10 (1991), 87-101

не может рассматриваться в качестве пережитка первобытного "родоплеченного" строя. Количественный анализ древнейеменской эпиграфики позволил также выявить и неизвестные до того тенденции эволюции ареала в доисламскую эпоху — удалось, скажем, показать тенденцию к укреплению родовой организации, к ослаблению государственных структур и укреплению альтернативных политических институтов п конце I тыс. до н.э. начале I тыс. н.э.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она открывает новые направления исследовании социоаволюционного профиля. Вопросы, затронутые диссертантом, позволяют иначе взглянуть на традиционную арабистскую и историческую проблематику и тем стимулируют дальнейшие соцноэволюционные исследования. Это в частности касается более глубокого и последовательного сравнительного анализа социально-политических структур отдельных ареалов п различные исторические эпохи. Кроме того, диссертация может быть использована как учебное пособие для студентов и аспирантов, изучающих историю Йемена и других стран Востока.

А''РяЛ*Д!!Я_работь1. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите и публикации на заседании Отдела истории Востока 9 июня 1997 года. Основные положения работы были отражены в 57 публикациях общим объемом 84,4 п.л., в том числе в монографиях Ancient Yemen: Some General Trends of Evolution of the Sabaic Language and Culture. Oxford: OXFORD UNIVERSITY PRESS, 1995; I're-Islamic Yemen: Socio-Political Organization of the Sabaean Cultural Area in the 2nd and 3rd Centuries A.D. Wiesbaden: OTTO HARRASSOWITZ VERLAG, 1996; Сабейские этюды. Некоторые обшиє тенденции и факторы эволюиии сабейской цивилизации. М.: ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1997. Часть статей по теме диссерта-пин была написана автором на английском языке и опубликована в научных изданиях Великобритании, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Австралии, Дании, Бельгии, Норвегии, Чехии и Йеменской Арабской Республики.

Большинство аспектов проведенного исследования было апробировано в докладах, сделанных автором на Семинарах по аравийским исследования (Манчестер, 1992; Лондон, 1993; Оксфорд, 1994; Кембридж, 1995; Лондон, 1996; Оксфорд, 1997), Международных конференциях "Этносы и природа" (Попрад, Словакия, 1995), "Древняя Аравия" (Экс-эн-Прованс, 1996), "Трансформация природной среды на Ближнем Востоке" (Нью Хэйвен, 1997), "Арамейские исследования [ARAM]" (Оксфорд, 1997), Конгрессах Европейской ассоциации социальных антропологов (Барселона, 1996), Всемирной исторической ассоциации (Памплона, 1997), Ассоциации истории общественных наук (Вашингтон, 1997), Международном конгрессе азиатских и североаф-риканскнх исследований [ICANAS] (Будапешт, 1997). Некоторые положения работы легли в основу лекций, прочитанных автором в Инсти-

туте культурной антропологии Российского государственного" іуманитлр-ного университета.

Структура диссертации. Диссертация, имеющая общий объем 12,5 п.л., состоит из введения, 12 глав, ааключения, 11 таблиц, списка эпиграфических сокращений и библиографии, включающей в себя наименования около 600 публикаций на русском, арабском, английском, француском, итальянском, испанском и немецком языках.