Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение духовных исканий английского общества середины XIX в. в творчестве прерафаэлитов Костина Александра Константиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина Александра Константиновна. Отражение духовных исканий английского общества середины XIX в. в творчестве прерафаэлитов: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Костина Александра Константиновна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Британское общество периода завершения промышленного переворота 35

1. Меняющаяся Англия первой половины XIX в. 35

1.1.1. Урбанизация и перемены в социальной структуре общества 35

1.1.2. Лондон и его обитатели 40

1.1.3. Мой дом – моя крепость 51

2. Под лозунгом прогресса 57

1.2.1. Научные открытия и развитие наук 57

1.2.2. Всемирная выставка 1851 года 66

3. Духовная жизнь викторианцев

1.3.1. Традиционные верования 72

1.3.2. Спиритизм и искусство траура 78

4. Восприятие искусства викторианским обществом .84

ГЛАВА 2. Братство прерафаэлитов. судьба объединения 105

1. «Отцы-основатели» Братства .105

2. Братство прерафаэлитов: от создания до роспуска 121

ГЛАВА 3. Ценностные ориентиры викторианства в живописи прерафаэлитов 144

1. Социальная проблематика на полотнах художников-прерафаэлитов 144

2. Отражение гендерных отношений в изобразительном искусстве прерафаэлитов 159

3. Новое видение религиозных тем в творчестве лидеров Братства . 176

3.3.1. Эволюция религиозных сюжетов в живописи Д. Э. Миллеса .176

3.3.2. Д. Г. Россетти: от поисков искренности к культу красоты 184

3.3.3.Христианская тематика в интерпретации У. Х. Ханта 191

Заключение 205

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. В наше время наблюдается тенденция к переоценке культурного наследия: это выражается как в переосмыслении наследия «знаковых» деятелей культуры, так и в обращении к движениям, направлениям в культуре, которые ранее находились в тени. К одной из таких переосмысливаемых находок можно отнести художников, вошедших в историю под именем прерафаэлитов. Прерафаэлитизм как направление включает в себя несколько этапов, первый из которых охватывает деятельность Братства прерафаэлитов и их круга, просуществовавшего с 1848 г. по 1853 г. Причем, представители «старшего поколения» прерафаэлитов продолжали работать и после того, как объединявшее их Братство распалось. В нашей работе основное внимание будет сосредоточено на этапе возникновения и существования Братства прерафаэлитов, потому что деятельность этой творческого объединения представляется знаковой для понимания многих тенденций культурной жизни общества, вступавшего в индустриальный период.

Жизнь и творчество прерафаэлитов представляет интерес в силу того, что их творческая деятельность является своего рода поиском ответов на запросы своего времени. Эти поиски нашли отражение, в первую очередь, в тематике их работ, в их понимании задач искусства и тех требованиях, которые художник должен предъявлять к себе. Судьбы художников-прерафаэлитов представляют собой наглядный пример того, какое место занимал художник как представитель творческой составляющей среднего класса в индустриализирующемся обществе. История существования прерафаэлитского Братства приходится на начало так называемого Викторианского периода (1837–1901), времени правления королевы Виктории. Закономерным представляется обращение к деятельности одного из самых знаковых явлений викторианской культуры, Братства прерафаэлитов – общества, которое нередко называют первым авангардным движением в искусстве.

Актуальность избранной темы заключается, прежде всего, в том, что изучение этого творческого объединения, деятельности его участников позволяет осветить определенный пласт изменений в социокультурной жизни британского общества периода завершения промышленной революции. Кроме того, изучение деятельности прерафаэлитов дает возможность показать, какие задачи ставили перед собой художники с точки зрения содержательной стороны творчества, в чем они видели смысл своей деятельности, и как это вписывалось в духовную жизнь общества, в котором они жили.

Степень изученности проблемы.

Трудно однозначно ответить на вопрос, сколь основательно изучена история прерафаэлитов. Обширная литература, относящаяся к рассматриваемому историческому периоду, делится на историческую, посвященную проблемам политики и экономики, бытовой жизни, социальным процессам, и искусствоведческую, в которой рассматриваются особенности произведений искусства, жизнь и судьбы тех, кто эти произведения создавал. Избранная тема потребовала знакомства с разными сторонами жизни того

общества, в котором прерафаэлиты жили и творили. Поэтому неизбежным стало обращение к литературе, рассматривающей политическую, экономическую, социальную историю Викторианского периода и не содержащей даже упоминания о прерафаэлитах.

Знакомство с научным материалом, на котором базируется данное исследование, правомерно начать с характеристики литературы, в которой дается картина места и времени, когда существовало Братство прерафаэлитов. Обязательно следует отметить ряд работ обобщающего характера, позволяющих представить общую картину состояния английского общества XIX в.1. Поскольку политическая жизнь страны во многом определяла изменения в менталитете общества, корректировала процесс духовных его исканий, совершенно необходимо было знакомство с проблемами политической истории Соединенного Королевства2 периода первой парламентской реформы.

Для понимания рассматриваемых в диссертации проблем социокультурного развития особенно значимыми стали исследования, включающие анализ основных культурных тенденций рассматриваемой эпохи, в частности, проблеме изменения роли и места искусства и творца в жизни общества, среди которых особое место занимают считающиеся классическими монографии «Социальная история Англии от Чосера до королевы Виктории» Д.М. Тревельяна и «Век капитала» Э. Хобсбаума3, а также исследования, освещающие грани общественной и частной жизни викторианского общества, положение разных социальных групп, в том числе, людей творческих профессий 4.

Обращение к гендерной проблематике требовалось, поскольку в жизни и творчестве прерафаэлитов влияние «женского фактора» ощущалось весьма заметно. Изучению вопросов, связанных с пониманием места женщин в жизни

1 История Европы. Т.5: От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой
войны / Под ред. С.П. Пожарской, А.С. Намазовой М., 2000; Бродель Ф. Грамматика
цивилизаций. М., 2008; Осборн Р. Цивилизация. Новая история западного мира. М., 2010;
Perkin H. The Origins of Modern English Society. N. Y., 2002; Блэк Дж. История Британских
островов. СПб., 2008; Иглз Р. История Англии, М., 2010.

2 Айзенштат М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX века. М., 1997; она
же.
Великобритания нового времени. Политическая история. М., 2002.

3 Тревельян Д. М. Социальная история Англии: от Чосера до королевы Виктории. М., 1959;
Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов на Дону, 1999.

4 Best G. Mid-victorian Britain. 1851-1875. L., 1971; Briggs A. The Age of Improvement, 1783-
1867. L.; N.Y., 1979; Briggs A. А Social History of England. L., 1983; Royle E. Modern Britain: A
Social History 1750-2011. L., 2012; Landow G.P. The Power of the Press and Victorian Art
Criticism URL: (дата обращения
20.02.2016); idem. Victorian Art Criticism and the Rise of the Middle-class audience URL:
(дата обращения 20.02.2016);
Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995; она же.
«Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // Новая и новейшая
история. 1998. №4. С. 43-65; Алябьева Л. Литературная профессия в Англии 16-19 веков.
М., 2004.

семьи и общества, помогли работы зарубежных и отечественных авторов, обращавшихся к данной проблеме5.

Для лучшего осмысления прерафаэлитизма, которое было порождением урбанистического общества, неизбежным стало знакомство с исследованиями, предполагающими рассмотрение города, в данном случае Лондона, как целостного феномена6.

Основные проявления и направления культуры повседневности в интересующий нас период обозначены в статье Е.В. Зброжека «Викторианство в контексте культуры повседневности»7, что позволило свободнее ориентироваться в обширном конкретно-историческом материале других работ, посвященных этой теме8.

Принимая во внимание, какое место в духовной жизни викторианского общества принадлежало религиозным вопросам, было совершенно необходимо ознакомится не только с общими тенденциями религиозной жизни того времени, но и со специфически британскими их проявлениями, в частности Оксфордское движение и деятельность Д.Г. Ньюмена9. Особый аспект

5 Например: Branca P. Silent Sisterhood. Middle-class Women in the Victorian Home. Pittsburgh,
1975; Rees B. The Victorian Lady. L.; N.Y., 1977; Lee E. Fallen Women in Victorian Art. URL:
Victorianweb.org (дата обращения: 23.04.2014); Nicoletti L. J. Downward Mobility: Victorian
Women, Suicide, and London's "Bridge of Sighs". URL: 2004/nicoletti.html (дата обращения: 12.03.2016); Репина Л. П. Женщины и
мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М., 2002; Дронова Н. В.,
Малахова О. А.
Женщина в семье в Викторианской Англии // От мужских и женских к
гендерным исследованиям: материалы междунар. науч. конф. 20.04. 2001.Тамбов, 2001. С.
18-21; Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011;
Пушкарева Н. Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история.
Ежегодник, 2007. М., 2008. С. 9-21; История женщин на Западе: в 5 т. Т 4: Возникновение
феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / Под общ ред.
М. Перро. СПб., 2015.

6 Flanders J. The Victorian City: Everyday Life in Dickens London. L., 2012; Акройд П. Лондон.
Биография. М., 2005; Он же. Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами.
М., 2014; Удэн Б. Биография города. Слава, испытания, тайны. СПб., 2009; Пикард Л.
Викторианский Лондон. М., 2011; Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году //
Новое литературное обозрение. М., 2004. № 70. 142-158.

7 Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского
государственного университета. № 35. Гуманитарные науки. Вып. 9. Культурология 2005.
С. 28-44.

8 Например: Burton E. The Early Victorians at Home, 1837-1861. L., 1972, Goodman R. How to
Be a Victorian. L., 2013, A History of Private Life. Vol. IV. From the Fires of Revolution to the
Great War / ed. M. Perrot. L., 2004.

9 Rigg J. H. Oxford High Anglicanism and Its Chief Leaders. L., 1899; Ollard S. L. A Short History
of the Oxford Movement. L., 1915; Duffy E. Hero of the Church. URL:
(дата обращения
24.11.2015); Poston L. Newman’s Tractarian Homiletics // Anglican Theological Review. Chicago,
2005. Vol. 87. No. 3. P. 399-421; Соловьева Т. Оксфордское движение: Борьба за церковное
возрождение в Англии. URL: (дата
обращения: 28.08.2015).; Маркович К. Джон Генри, кардинал Ньюмен. URL:
(дета обращения 19.08.2015)

менталитета викторианского общества представляет повышенный интерес к спиритуализму, которому не были чужды некоторые из прерафаэлитов10.

Вопрос о влиянии художественного критика Д. Рескина, бывшего долгие годы властителем дум интеллектуальных кругов во всех странах западной культурной традиции, на прерафаэлитов рассматривается (или затрагивается) многократно, в нашем случае наиболее полезными оказались следующие работах нескольких англоязычных и отечественных авторов, работавших в разное время11.

Изменение роли и места искусства на разных этапах жизни Западного общества, их связь с повседневностью также обращала на себя внимание исследователей12.

Что касается литературы, посвященной непосредственно творчеству членов Братства прерафаэлитов, то она весьма обширна: практически ни одно исследование по истории искусства не обходится без упоминания этих художников13. Прерафаэлитизм оказался в центре внимания историков искусства и критиков вскоре после признания участников Братства в художественном сообществе. Первые исследования творчества прерафаэлитов появились на рубеже XIX–XX вв. К их числу следует отнести работу «Братство прерафаэлитов: критическая монография»14 Ф. М. Форда, внука художника Ф. М. Брауна, а также работу П. Бэта «Живопись прерафаэлитов за все время ее существования»15, содержащую попытку систематизировать сведения об участниках движения прерафаэлитов. На континенте знакомство с прерафаэлитами состоялось практически тогда же, когда они получили признание у себя на родине. Поэтому заметное внимание к их творчеству было уделено немецким историком искусства Р. Мутером и французским искусствоведом Р. Сизеранном16, которые пытались определить место этого движения в общем процессе развития европейского искусства XIX в. Показательно, что вскоре после своего появления эти исследования были изданы на русском языке. Русская художественная критика также

10 Byrne G. Modern Spiritualism and Church of England, 1850-1939. Woodbridge, 2010;
Buckland R. The Spirit Book: the Encyclopedia of Clairvoyance, Channeling and Spirit
Communication. Canton, 2005.

11 Сизеранн Р. Рескин и религия красоты. М., 2007; Cruise C. Pre-Raphaelite Drawing. L., 2012;
Кар Л. де Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М., 2002; Аникин Г.В. Эстетика Джона
Рескина и английская литература XIX в. М., 1986.

12 См. например; Williams, R. Culture and Society 1780-1950. N.Y., 1960; Тернер Ф.М.
Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше. М., 2016.

13 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 3. М., 1993; Европейское
искусство XIX в. 1789-1871 / Сост. Л.С. Алешина, Ю.Д. Колпинский, Е.И. Марченко,
В.В. Стародубова. М., 1981; Арган Д. К. Современное искусство. 1770-1970. М., 1999;
Креленко Н.С. История культуры от Возрождения до модерна. М., 2014; Уайтли Л.
Английская живопись XIX века. М., 2014.

14 Ford M. F. Pre-Raphaelite Brotherhood: a Critical Monograph. L., 1920.

15 Бэт П. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. СПб., 1900.

16 Мутер Р. История живописи в XIX . Т. 3. СПБ., 1902; Сизеран Р. Современная английская
живопись. М., 1908.

интересовалась английскими прерафаэлитами. В этой связи можно назвать статьи З. А. Венгеровой и В.В. Стасова17.

На рубеже XIX–XX вв. в культурной жизни происходит переоценка ценностных ориентиров. На волне распространения фрейдизма появляются работы, очень критично оценивающие прерафаэлитизм. Показательной среди них должна быть признана книга «Вырождение»18 М. Нордау, врача по образованию. Духовный кризис «конца века» и «вырождение» культуры рубежа веков он связал, с одной стороны, с трудной обстановкой в Европе того времени, с другой стороны – с психическими заболеваниями или же предрасположенностью к ним отдельных представителей искусства. Прерафаэлиты подверглись с их богемным укладом жизни стали для автора удобным объектом самой резкой критики.

Первая мировая война разделила две исторические эпохи. Англия межвоенного времени постаралась отторгнуть свое викторианское прошлое, заметной частью которого было движение прерафаэлитов.

Возрождение интереса к прерафаэлитам началось после Второй мировой войны, когда европейцы вспоминали прошлое, а в данном случае это совпало со столетием создания Братства. Одним из интересных проявлений пробуждающегося внимания к этой тема стала монография У. Гонта «Прерафаэлитская трагедия»19. В 1960–1980-е гг. был опубликован ряд фундаментальных работ, посвященных движению прерафаэлитов в целом, его внутренней эволюции от склонного к дидактике Братства прерафаэлитов к более эстетствующим искусству младшему поколению. Особо следует отметить труды К. Вуда, У. Фредемана, Т. Хилтона 20.

В 1984 г. в галерее Тейт 1984 г. состоялась первая крупная выставка, посвященная прерафаэлитам, обозначившая перелом в восприятии этого феномена. В последующее годы были опубликованы многочисленные каталоги, альбомы и исследования, посвященные прерафаэлитам. Самое главное, творчество прерафаэлитов начали по-разному интерпретировать, обращаясь не только к их живописи, но и к их литературному творчеству, рассматривая их деятельность как проявление новых тенденций в культуре.

Ф. Мойл21 сконцентрировалась на исследовании преимущественно личной жизни и взаимоотношений в кругу художников, Д. Роэ рассмотрела жизнь семьи художника Д. Г. Россетти22, а работы И. Марш23 знакомят читателя с

17 Венгерова З.А. Литературные Характеристики. Т. 1-3. СПб., 1897-1907; Стасов В.В.
Искусство XIX века. URL: (дата обращения 14.12.2015).

18 Нордау М. Вырождение. М., 1995.

19 Gaunt W. The Pre-Raphaelite Tragedy. L., 1948.

20 Wood Ch. Dictionary of Victorian Painters. Woodbridge, 1971; idem. The Pre-Raphaelites.
L., 1983; Fredeman W. Pre-Raphaelitism. A Bibliocritical Study. Cambridge, 1965; Hilton T. The
Pre-Raphaelites. L., 2010.

21 Moyle F. Desperate Romantics: the Private Lives of the Pre-Raphaelites. L., 2009.

22 Roe D. The Rossettis in Wonderland A Victorian Family History. L., 2011.

23 Marsh J. Pre-Raphaelite Sisterhood. N.Y., 1985; Marsh J. The Legend of Elizabeth Siddal.
L., 2010.

«прерафаэлитками», женщинами, бывшими моделями, женами, любовницами художников-прерафаэлитов. Наиболее полным (по объему и основательности трактовок) трудом за последние двадцать лет, посвященным прерафаэлитам, признана книга «Искусство прерафаэлитов»24 Э. Преттеджон.

Среди последних публикаций стоит отметить английскую версию каталога выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард»25, в котором были учтены изменения во взглядах экспертов, рассматривающих прерафаэлитов как первое модернистское течение в английском искусстве и дающих возможность рассмотреть их работы в социальном, экономическом и религиозном контексте времени. Особое место среди работ о прерафаэлитах занимает исследование П. Джиллетт «Мир викторианского художника»26, сконцентрировавшей внимание на том, какими были викторианские художники, как проходило их обучение, как они представляли свои картины на выставках, как находили покупателей.

На протяжении почти всего XX в. движение прерафаэлитов не пользовалось вниманием отечественных исследователей. Исключением должна быть признана монография Е.А. Некрасовой об английском романтизме, в которой прерафаэлитам уделено основное внимание27. В последнее время появляются публикации, посвященные отдельным аспектам, темам и вопросам, связанным с этим движением28, издаются богато иллюстрированные, увлекательно написанные книги, энциклопедии 29.

Росту литературы, посвященной Братству прерафаэлитов, поспособствовала выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард», проходившая в 2013 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Русскоязычное издание каталога, подготовленное для выставки в Москве30, несколько отличается от английского. Это вызвано иным составом экспозиции и стремлением определить влияние творчества прерафаэлитов в русской культуре. К этому событию была приурочена публикация двух интересных изданий: специального

24 Prettejohn E. The Art of the Pre-Raphaelites. L., 2010.

25 Barringer T., Rosefeld A. Smith A. Pre-Raphaelites: Victorian Avant-Garde. L., 2012.

26 Gillett P. The Victorian Painter’s World. Glouchester, 1990.

27 Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975.

28 Кирюхина Е.М. Повседневность Средневековья в творчестве художников-прерафаэлитов //
Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2013.
№5-1. С. 383-390; Креленко Н.С. Британцы открывают кватроченто // Город и культура на
Западе и в России: Межвуз. сб. науч. тр. (материалы Международной научной конференции,
посвященной 100-летию Заслуженного профессора СГУ С. М. Стама, Саратов, 21-22 ноября
2013 г.). Саратов, 2014. С. 164-171; 28 Ципоркина И. Прерафаэлиты: от старых игр к новым
идеям // Историк и художник. 2006. № 1. С. 83-100; Чичкова М. А. Проблемы современности
в творчестве прерафаэлитов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:
История. Международные отношения. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 20-24.

29 Шестимиров А. Уильям Холмен Хант. М., 2009; Майорова Н., Скоков Г. Шедевры
мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты. М., 2008; Светлов И.
Прерафаэлиты. М., 2007; Мосин И. Г. Прерафаэлизм. М., 2006.

30 Каталог выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» / под ред. А Познанской,
Э. Смит. М., 2013.

выпуска журнала «Иностранная литература»31 и сборника «Поэтический мир прерафаэлитов»32. Эти издания содержат образцы поэзии прерафаэлитов, сопровождающиеся комментариями и интересными аналитическими статьями.

Отдельного внимания требует литература, давшая ключ к осмыслению заявленной в диссертации темы. Термин визуальный поворот (пикторальный поворот) получил уже достаточно широкое распространение. Сторонники использования визуального подхода выдвигают на первый план социальные составляющие изображенных образов. Востребованность такого подхода связана не только с тем, что исследователи ищут возможности использовать разные источники, но и с тем, что на наших глазах происходит смена парадигм: если в предшествующей традиции «мир воспринимался как книга», то в современное время «мир понимается как изображение»33.

Своего рода ориентиром для практического применения визуального подхода, стала книга Й. Хейзинги «Осень средневековья»34, автор которой извлекал сведения об особенностях определенной исторической эпохи, рассматривая скульптуры, произведения изобразительного искусства, предметы того времени.

Книга Дж. Паксмана «Викторианцы: Британия сквозь картины эпохи»35 и использованные в ней приемы, основанные на анализе визуальных источников, помогли найти подходы к осмыслению прерафаэлитских картин.

Завершая обзор историографии рассматриваемой темы остается признать, что внимание к деятельности прерафаэлитов проявляли преимущественно историки искусства и историки литературы. «За кадром» остаются те возможности, которые история прерафаэлитов представляет собой в качестве одного из феноменов социокультурной истории викторианского общества.

Цель настоящего исследования состоит в изучении деятельности Братства прерафаэлитов и примыкавших к нему художников, в которой нашли отражение изменения в духовной жизни трансформировавшегося британского общества середины ХIХ в.

Для этого потребовалось решить следующие задачи:

- дать общую характеристику социально-экономического и политического состояния Великобритании середины ХIХ в., проследить изменение облика страны и городского пространства под влиянием индустриальной революции;

31 Литературный гид «Прерафаэлиты: мозаика жанров» // Иностранная литература. М., 2013.
№5.

32 Поэтический мир прерафаэлитов / сост. Бородицкая М. Я, Кружков Г. М., Синицына О.В.
М., 2013.

33 Гайдук В. Л. Визуальный поворот в исторической науке в конце XX - XXI века // «Стены и
мосты» - II: междисциплинарные и полидисциплинарные исследования в истории: материалы
Международной научной конференции, Москва, РГГУ, 13-14 июня 2013 г. М., 2014. С. 149.

34 Хейзинга Й. Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм
мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1997.

35 Paxman J. The Victorians: Britain through the Paintings of the Age. L., 2010.

рассмотреть основные тенденции развития духовной жизни британского общества середины XIX в., включающие рост научных знаний и изменения в идейно-религиозной сфере;

показать состояние художественной жизни рассматриваемого периода, изменения в социальном статусе художников и восприятии обществом роли искусства, влияния художественной критики;

создать просопографический портрет группы художников, составивших Братство прерафаэлитов, рассмотреть пути их творческого становления и понимания ими своих профессиональных задач;

определить степень новизны художественной программы прерафаэлитов, приемы и методы, которые они использовали для воплощения своих взглядов, и их сопоставимость с ценностными ориентирами викторианского общества;

охарактеризовать круг тем и подходов к ним, привлекавших внимание художников, принадлежавших и примыкавших к прерафаэлитскому Братству, степень их соотнесенности с проблемами современной им общественной жизни;

- установить значение религиозного и дидактического контекста в
творчестве художников-прерафаэлитов, проследить корреляцию религиозной
тематики в их работах с представлениями о задачах современного искусства и
миссии художника.

Объектом исследования является первый этап движения прерафаэлитов, включающий в себя Братство прерафаэлитов и его окружение, в контексте духовного развития английского общества середины XIX в.

Предметом исследования выступает идейное наследие участников Братства прерафаэлитов и художников их круга.

Хронологические рамки исследования в узком смысле ограничены 1848– 1853 гг. (периодом существования Братства прерафаэлитов), хотя потребности исследования потребовали знакомства с общественными процессами, предварявшими возникновение Братства и тем, что последовало непосредственно за его распадом. Поэтому в работе затрагиваются события и явления английской общественной и культурной жизни со второй четверти XIX в. до середины 1850-х гг.

Методологическая основа исследования. Исследование базируется на принципах историзма, системности и научной объективности. Опора на эти принципы позволяет провести анализ творчества художников-прерафаэлитов в контексте эпохи, увязать их деятельность с узловыми духовными и социокультурными проблемами развития британского общества, с основными тенденциями Викторианского периода британской истории.

Исследование осуществляется на междисциплинарном уровне, на стыке истории и истории искусства. Специфика темы повлияла на выбор методов исследования. При этом в работе использован метод просопографии, который позволяет составить общую характеристику группы лиц, бывших единомышленниками и принадлежавшими к одной сфере деятельности, объединенных общими устремлениями и программой действий. Проблемно-хронологический, компаративный и историко-типологический подходы

использованы для анализа наиболее значимых и характерных составляющих текстовых и визуальных произведений прерафаэлитов и художественных критиков рассматриваемого периода. Применение метода герменевтики позволило взглянуть на творческую деятельность Братства прерафаэлитов в культурно-историческом контексте Викторианской эпохи. Среди использованных методов искусствоведения наиболее важен метод иконографии, благодаря которому стало возможно который изучить и истолковать символическую составляющую картин прерафаэлитов на религиозные и морализаторские сюжеты.

Благодаря использованию перечисленных методов и приемов стало возможным исследовать и систематизировать факты, события и процессы, связанные с деятельностью творческого объединения художников, вошедших в историю под именем прерафаэлитов.

Источниковую базу исследования составили материалы разного характера. При написании диссертации необходимо было изучение работ, посвященных религиозной тематике таких, как «Природная теология» У. Пейли36, «Пережитки естественной теории сотворения мира» Р. Чемберса37. Важно было также изучить сочинения Ч. Дарвина38, ознакомиться с автобиографией Д.Г. Ньюмена «Apologia pro Vita sua»39.

Осмысление творчества прерафаэлитов было бы невозможно без обращения к работам Д. Рескина, чьи взгляды сыграли важную роль при становлении прерафаэлитской эстетики и ценностных ориентиров викторианства40.

Среди обширного публицистического наследия Ч.Диккенса важным было знакомство с его статьей «Старые лампы взамен новых»41, которая является ярким образцом критического восприятия прерафаэлитизма периода становления этого движения в искусстве.

Основная часть доступных источников личного характера была опубликована на рубеже XIX-XX вв. Это дневники, письма, воспоминания. Принимая во внимания, что люди викторианской эпохи любили и умели писать письма, именно эти свидетельства, фиксирующие настроения, размышления, отношения в кругу прерафаэлитов, представляют особую ценность. В этой связи следует отметить сборник «Прерафаэлитские дневники и письма», в

36 Paley W. Natural Theology or Evidences of the Existence and Attributes of the Deity collected
from the appearances of nature. N.Y., 1879.

37 Chambers R. Vestiges of the Natural History of Сreation. N.Y., 1845.

38 Дарвин Ч. Воспоминания (Автобиография) // Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. М., 1959.

39 Newman J. H. Apologia pro Vita Sua. L., 1912.

40 Ruskin J. Lectures on Architecture and Painting Delivered at Edinburgh in November 1853.
L., 1855; idem. The Awakening Conscience // Works of John Ruskin. Vol. 12. L., 1904. P. 333-
335; Рескин Д. Искусство и действительность. М., 1910; он же. Лекции об искусстве. М.,
2008; Рескин Д. Сезам и Лилии. М., 1901; Ruskin J. The Storm Cloud of the XIX-th Century.
URL: (дата
обращения: 02.11.2015).

41 Диккенс Ч. Старые лампы взамен новых // Иностранная литература. М., 2013. № 5.

который вошли избранные письма Д. Г. Россетти, датированные 1835–1854 гг.42, дневник Ф. М. Брауна (1844–1856)43 и дневник Братства прерафаэлитов44.

Для публикации в «Прерафаэлитских дневниках и письмах» У. М. Россетти отобрал 24 письма художника и поэта Д. Г. Россетти. Однако в совокупности с другими изданиями, как то: письма 1836–1881, переведенные на русский язык45, и письма из собрания Д. К. Трокселл46 имеется возможность составить представление о том, как проходило становление личности художника. Но самое главное – переписка Д. Г. Россетти отражает понимание интеллектуальной жизни Викторианского периода. Особенно примечательно издание «Трое Россетти», в котором собраны письма разных лет, адресованные художественному критику Джону Рескину, а также коллегам по кисти У. Х. Ханту и У. Б. Скотту и ответы адресатов. В совокупности письма позволяют составить представление об отношениях, царивших в кругах прерафаэлитов и их единомышленников.

Воспоминания У. Х. Ханта «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов»47, написанные много лет спустя, конечно, отражают итоговое, отредактированное временем восприятие художником того, что было пережито им в молодые годы. Эти воспоминания дают очень субъективную картину прошлого, что по-своему интересно.

В конце XIX – начале XX вв. были опубликованы воспоминания, принадлежащие перу родственников и друзей прерафаэлитов: биографии Ф. М. Брауна48, Д. Г. Россетти49, Д. Э. Миллеса50, которые наряду с описанием жизней художников включают в себя авторские комментарии к картинам, отрывки из прессы, фрагменты переписки и записей из дневников.

Понять мировоззренческие позиции прерафаэлитов позволяет знакомство со статьями из журнала «Росток»51, издававшегося Братством в 1850 г. В «Ростке» были опубликованы эссе скульптора и эссеиста Д. Л. Таппера и собрата Ф. Д. Стивенса. Дополняет представление о программных установках

42 Rossetti D. G. Some Early Correspondence of Dante Gabriel Rossetti, 1835-1854 // Pre-raphaelite
Diaries and letters. L., 1900. Р. 3-50.

43 Brown F. M. Ford Madox Brown Diary 1844-1856 // Pre-Raphaelite Diaries and Letters.
L., 1900. Р. 51-204.

44 Rossetti W. M. P.R.B. Journal // Pre-Raphaelite Diaries and Letters. L., 1900. Р. 205-305.

45 Россетти Д. Г. Письма 1836-1881. СПб., 2005.

46 Troxell J.C. Three Rossettis: Unpublished Letters to and from Dante Gabriel, Christina, William.
L., 1937.

47 Hunt W. H. Pre-Raphaelitism and Pre-Raphaelite Brotherhood. Vol. 1. N.Y., 1914.

48 Ford M. F. Ford Madox Brown. A Record of His Life and Work. L., 1896.

49 Rossetti D. G. His Family-Letters with a Memoir by William Michael Rossetti. Vol. 1. Boston,
1895; Stephens F. G. Dante Gabriel Rossetti. L., 1894.

50 Millais J. G. The Life and Letters of Sir John Everett Millais, President of Royal Academy.
Vol. 1. N.Y., 1899.

51 The Germ: Thoughts Towards Nature in Poetry, Literature and Art being a Facsimile Reprint of
the Literary Organ of the Pre-Raphaelite Brotherhood, Published in 1850 URL:
(дата обращения 15.02.2016).

Братства прерафаэлитов статья У. М. Россетти «Прерафаэлитизм»52, опубликованная в 1851 г.

При написании диссертации были изучены статьи из газет и журналов разных лет. Среди интересующих нас статей, в первую очередь – художественная критика и обзоры выставок, публиковавшиеся в журналах «Blackwoods Magazine» и «Crayon»53. Из британской прессы XIX в. можно почерпнуть сведения о различных событиях общественной жизни54.

Получить представление об облике Лондона середины XIX в. помогли путеводители по Лондону 1850 г. и 1851 г.55, рассказывающие о достопримечательностях, маршрутах омнибусов и поездов, что позволяет составить представления об облике и ритме жизни викторианского Лондона. Среди прочих разделов имеется глава «Для художника и знатока», содержащая сведения о художественных школах, галереях и музеях.

Особое место следует отвести визуальным источникам. Иллюстрации и картины Викторианской эпохи помогают составить более отчетливое представление о жизни города. Что касается работ прерафаэлитов, наиболее значимыми в контексте диссертации представляются полотна, посвященные современной им жизни и насущным, обсуждаемым проблемам общества, таким как труд, эмиграция, положение женщин в общества, а также картины, предлагающие новые трактовки библейской тематики.

Научная новизна исследования. Впервые в данном исследовании предпринята попытка изучить историю Братства прерафаэлитов в широком историческом контексте, связать художественное творчество группы живописцев с теми социокультурными проблемами, которыми жило британское общество периода завершения промышленного переворота. Результаты исследования позволяют на конкретном материале проследить, как представители одной из творческих профессий, художники, приспосабливались к меняющимся условиям, осваивали новую социальную нишу, осмысливали собственную роль и свои задачи в общественной жизни. При этом внимание сосредоточено на смысловом наполнении, которое вкладывали прерафаэлиты в свои произведения, что было свойственно ментальности викторианской духовной жизни, которую они представляли. В работе использованы

52Rossetti W. M. Pre-Raphaelitism.

URL: (дата обращения 23.11.2015).

53 Pictures of the Season // Blackwood’s Edinburgh Magazine. Vol. 68. L., 1850. P. 77-93; John
Ruskin // Crayon. Vol. 4. L., 1857.P. 329-336.

54 llustrated London News. June 2, 1849; Loudon J. C. Miscellaneous Notices Respecting the
Competition Designs for the New Houses of Parliament // Architectural Magazine. L., 1836. Vol. 3.
P. 103-108; Report of the Commissioners on the Fine Arts with Appendix. Presented to Both
Houses of Parliament, by Command of her Majesty // Paintings Westminster Review. Vol. XLIV.
N.Y., 1845. P.43-71; Conybeare W. J. Church Parties // Edinburgh Review. 1853. Vol. 98. № 200.
P. 273-342; Lord Amberley. Experiences of Spiritualism// The Fortnightly Review. Vol. XV.
L., 1874. 82-92.

55 Hogben J. Hogben’s Strangers Guide to London or a Brief Account of All Principal. L., 1850;
The British Metropolis in 1851: a Classified Guide to London, so Arranged as to Show, in Separate
Chapters, Every Object in London Interesting to Special Tastes and Occupations. L., 1851.

малоизвестные в России документальные материалы, исследования последних лет.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы и результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы социокультурной жизни викторианской Англии, для изучения истории культуры Великобритании, а также при разработке лекционных курсов, спецкурсов, посвященных социальной истории Англии и истории искусства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

перемены в социально-экономической и духовной жизни британского общества первой половины XIX в., происходившие под лозунгом торжества и благотворности прогресса, вызвали потребность обновления художественной сферы;

носителями нового понимания задач искусства стала группа художников, объявивших об отказе от академических канонов и объединившихся в творческое сообщество, названное Братством прерафаэлитов;

деятельность мастеров, объединенных программными декларациями прерафаэлитизма, представляла один из вариантов обновления искусства, проявившихся в европейской художественной жизни XIX в.;

прерафаэлиты сосредоточились на наполнении содержания своих произведений проблематикой, отвечающей доминирующим ценностным ориентирам викторианского общественного сознания;

понимание задач творчества наиболее ярко отразилось в работах прерафаэлитов, затрагивающих социальную, гендерную и морализаторско-религиозную проблематику.

Апробация основных результатов диссертационного исследования

проводилась на научных конференциях разного уровня, среди которых: международной научной конференции молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых» (Саратов, 2012–2016 гг.), международной научной конференции «Британские чтения» (Саратов, 2011, 2015 гг.), международной научной конференции «Город и культура на Западе и в России», посвященной 100-летию заслуженного профессора СГУ С. М. Стама (Саратов, 2013 г.), всероссийской и международной научных конференциях «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития» (Санкт-Петербург 2014, 2016 гг.), международной научной конференции «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросс-культурные отношения, взаимовосприятия и историческая память» (Саратов, 2014 г.), международной конференции «Россия – Британия: взаимодействие культур и социумов» (Москва, 2014 г.), всероссийской конференции «Историческое прошлое и образы в истории» (Саратов, 2014 г.), международной научной конференции «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 2015 г.). Результаты исследования отражены в 16 статьях, 3 из них опубликованы в журналах, входящих в перечень, рекомендованный ВАК Минобрнауки РФ.

Структура работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы и Приложений.

Лондон и его обитатели

Вопрос о взаимоотношениях Джона Рескина и прерафаэлитов рассматривается в работах нескольких англоязычных и отечественных авторов, работавших в разное время37. Этапной в отечественном изучении данной проблематики стала монография Г. В. Аникина38. Исследование дает картину развития эстетических идей Д. Рескина, оригинально истолковавшего переход от романтизма к реализму, взаимосвязи литературы и живописи. Относительно влияния идей Д. Рескина на прерафаэлитов автор заметил: «В искусстве прерафаэлитов… «романтический мир» соединяется с научной, натуралистической верностью деталям и фактам»39, а такой подход был свойственен для почитаемых Рескиным готических мастеров.

Необходимо упомянуть текст курса лекций американского философа Ф. Тернера «Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше», отдельные темы которого (такие как «Медиевализм и новое восприятие Ренессанса» и «Культ художника») предлагают своего рода ключи к теме нашего исследования. Достаточно выделить такую мысль: «Рескин связывал с готической архитектурой все добродетели Средневековья (в значительной степени благодаря Карлейлю) … Идеи готики помогали ему формулировать социальные идеалы Викторианской эпохи»40.

Столь подробное внимание к «месту и времени», породившим Братство прерафаэлитов, вызвано тем, что их деятельность во многом определялась внешними обстоятельствами их существования. Изменение роли и места ис 36 Кареев Н.И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. кусства на разных этапах жизни западного общества, их связь с повседневностью также обращала на себя внимание исследователей41.

Что касается литературы, посвященной непосредственно творчеству членов Братства прерафаэлитов, то она весьма обширна. Практически ни одно исследование по истории искусства не обходится без упоминания этих художников. Это работы искусствоведческого характера, где внимание сконцентрировано на анализе художественных приемов произведений изобразительного искусства, созданных прерафаэлитами. Для понимания причин, приведших к возникновению Братства прерафаэлитов, потребовалось обратиться к обобщающим работам по истории культуры и искусства нового времени42. В большинстве работ преобладает подход, который можно охарактеризовать как «жизнь и творчество», включающий этапы биографии художника и описание его работ. Ценность таких изданий несомненна.

Более подробно следует остановиться на историографии, посвященной непосредственно Братству прерафаэлитов и отдельным его участникам. Пре-рафаэлитизм оказался в центре внимания историков искусства и критиков вскоре после признания участников Братства в художественном сообществе. В последней четверти XIX в. это направление считалось одним из самых знаковых явлений в британской культуре.

К исследованиям можно отнести работу «Братство прерафаэлитов: критическая монография»43 Ф. М. Форда, внука и тезки художника Форда Мэдокса Брауна, в которой рассмотрена предыстория и собственно деятельность Братства прерафаэлитов. Автор сузил само понятие «прерафаэлитизм» путем исключения последователей (в том числе У. Морриса и Э. К. Берн-Джонса), но с другой стороны причислил к движению немецкую группу назарейцев.

Среди других англоязычных работ рубежа XIX–XX вв. следует назвать работу П. Бэта «Прерафаэлиты: их единомышленники и последователи», вышедшую на русском языке под названием «Живопись прерафаэлитов за все время ее существования»44. Фактически, это одна из первых попыток не только составить жизнеописание участников движения, но систематизировать сведения о прерафаэлитах, разделив историю движения на отдельные составляющие: Братство прерафаэлитов, романтическая традиция, прерафа-элитизм в декоративном искусстве, последователи Д. Г. Россетти и художники, испытавшие влияние прерафаэлитов в целом. Каждому из художников посвящена отдельная глава, хотя, следуя уже утвердившейся на тот момент традиции, П. Бэт практически не затронул четверых менее знаковых участников Братства, а Ф. М. Брауна отнес к создателям прерафаэлитизма.

На континенте знакомство с прерафаэлитами состоялось практически тогда, когда они заявили о себе на родине. Достаточно упомянуть восторженный отзыв Э. Делакруа об одной из картин Ханта, увиденной французским романтиком в Париже на выставке 1850-х гг. Заметное внимание творчеству прерафаэлитов было уделено в трехтомном труде немецкого историка искусств Р. Мутера, вышедшем в 1894 г. и посвященном истории живописи XIX в., который видел в прерафаэлитизме преимущественно неосимволизм45.

Французский ученый Р. Сизеранн опубликовал в 1895 г. книгу «Современное английское искусство», которая спустя несколько лет была переведена и издана в России46. «Современное английское искусство» ставило целью познакомить французского зрителя с прерафаэлитами, и интересен также взгляд на творчество этих живописцев «извне». Любопытно, что движение прерафаэлитов, по мнению Р. Сизеранна, является своего рода переходной точкой в английском искусстве, давшей начало современной живописи. Одним из принципиальных отличий от «континентального» искусства можно назвать отсутствие связи с французской школой, внимание к деталям, а не стремление к обобщению. Закономерно, что в своей монографии Р. Сизеранн обращался не к личностям художников, а к синтезу искусства, задачам, которые ставили перед собой художники, особенностям английского искусства.

Среди отечественных авторов раннего периода, касавшихся творчества прерафаэлитов, следует назвать З. А. Венгерову, известную благодаря статьям о зарубежных деятелях культуры в журналах «Вестник Европы», «Северный вестник», «Новый путь». Наиболее значимые из статей затем были помещены в трехтомном издании, получившем название «Литературные харак-теристики»47. Внимание писательницы, «восторженной поклонницы символизма», было сконцентрировано вокруг французских и английских деятелей культуры, оказавших влияние или работавших в русле символизма, в том числе прерафаэлитов, Д. Рескина. Особый интерес для нее представлял вопрос, почему столь большое влияние на деятельность прерафаэлитов, их программные установки оказали трактарианцы, и особенно Д. Г. Ньюмен. Упоминания о прерафаэлитах встречаются в статьях В. В. Стасова48, однако работ отечественных авторов, посвященных прерафаэлитизму как целому движению, не было опубликовано.

Любопытно отметить, что на рубеже XIX–XX вв. на волне распространения фрейдизма появляются резко критические работы, самой заметной среди которых является «Вырождение»49 М. Нордау, врача по образованию. В центре его внимания – культура fin de sicle (конца века), появление которой он попытался объяснить с медицинской точки зрения. Изучив творчество художников, литераторов, композиторов рубежа веков, он пришел к выводу, что на «вырождение» культуры рубежа веков повлияла, с одной стороны, болезненная обстановка в Европе того времени, с другой стороны – психические заболевания или же предрасположенность к ним отдельных представителей искусства.

Среди предтеч декаданса М. Нордау назвал прерафаэлитов, которые подверглись резкой критике с его стороны. Исследователь выделил лишь одну черту, общую, по его мнению, для всех прерафаэлитов – мистицизм, в действительности характерный даже не для Братства прерафаэлитов в целом, а для Д.Г. Россетти и отдельных представителей более поздней его фазы. Хотя некоторые факты относительно участников Братства прерафаэлитов с точки зрения современного исследователя кажутся неточными, однако «вырождение» ознаменовало начало нового этапа в изучении прерафаэлитизма.

Первая мировая война разделила две исторические эпохи, и Англия новейшего времени постаралась отторгнуть свое викторианское прошлое, заметной частью которого было движение прерафаэлитов. Висящая на стене репродукция «Пробуждения души» Х. Ханта представлена в одном из романов писательницы Вентворт как яркое свидетельство неисправимого консерватизма обитательницы комнаты. В межвоенный период интерес к прерафа-элитизму практически сошел на нет, а творчество членов Братства прерафаэлитов и их младших последователей стало считаться «банальной и незначительной» составляющей официального искусства. Р. Фрай, художественный критик и представитель группы Блумсбери, создававший картины в духе постимпрессионизма, с пренебрежением отзывался о живописи прерафаэлитах как об «архаической безделушке»50.

Возрождение интереса к прерафаэлитам началось после Второй мировой войны, когда европейцы вспоминали славное прошлое, а в данном случае это совпало со столетием с момента создания Братства. Английские музеи начали организовывать выставки, посвященные вековому юбилею движения. Одним из интересных проявлений пробуждающегося внимания стала дилогия У. Гонта о прерафаэлитах. Особенно интересна первая часть этого серьезного исследования «Прерафаэлитская трагедия»51. В. Гонт был одним из тех исследователей, которые вновь открыли творчество Братства для людей середины XX в.

Традиционные верования

Строительство началось в 1837 г. Конкурс выиграл Ч. Барри, спроектировавший новое здание Парламента совместно с О. Пьюджином. Согласно проекту, новое здание парламента должно было представлять собой «четырехугольное массивное здание с главным фасадом, обращенным к Темзе и башней высотой 170 м. в центре»39. Ч. Барри тяготел к симметрии и классическим формам, в то время как его коллега был героем нового поколения. Ч. Барри разработал планировку здания, а О. Пьюджин – интерьеры и декор фасадов, «тюдоровские детали на классическом теле». Существует предположение, что архитекторы воспринимали друг друга скорее как противники, и Чарльз Барри, считавший себя единственным достойным упоминания создателем Вестминстерского дворца, потрудился, чтобы фамилия Пьюджина не получила огласки в прессе40.

Вестминстерский дворец был современным зданием: при постройке использовались чугун, металл, системы вентиляции и отопления были созданы по последнему слову техники. Кроме того, проект Ч. Барри представлял собой общественное устройство Великобритании в миниатюре: «палата общин расположена на одном конце оси, ведущей через лобби, где избиратели могут встретиться с членами парламента, в палату Лордов, где заседают светские и духовные члены палаты. В этой палате есть специальный вход для монар-ха»41. Так были удовлетворены все требования, изложенные в постановлении.

Строительство Вестминстерского дворца, в частности внутренняя отделка, продолжалась и в эпоху правления королевы Виктории, вплоть до 1860х гг. В начале 1840-х была организована королевская комиссия изящных искусства с принцем Альбертом во главе, в которую вошли в том числе сэр Роберт Пиль и Чарльз Локк Истлейк, художник и авторитет в истории искус ства. Было решено, что оформление здания Парламента должно поддержать школу исторической живописи, а работы должны быть выполнены в технике фрески и быть не меньше 10 и не более 15 футов по самой длинной стороне.

Темы росписей должны быть взяты из истории Англии, а также английской поэзии. При выборе исполнителей предпочтение отдавалось английским подданным42. Принц Альберт полагал, что даже выставка эскизов к фрескам на подобные сюжеты должна «облагородить характер и привычки людей»43. Был объявлен конкурс и уже в 1843 г. была организована выставка, на которой было представлено 140 картонов. Победителем был признан Уильям Дайс, предложивший изобразить короля Этельберта на фреске в палате Лордов. Спустя четыре года ему было поручено создать в Вестминстере фрески, посвященные легенде о короле Артуре – любимом герое викторианцев, увлеченных романтическим прошлым своей страны.

Король Артур в Викторианскую эпоху был признан национальным героем, а время его правления, о котором известно в основном из легенд (канонизированный вариант которых дан Т. Мэллори в XV веке), считалось начальной точкой английской истории. У. Дайс, однако, выбрал не эпизоды легенды, а аллегории, отражающие достоинства рыцарства – «Религия», «Учтивость», «Щедрость», «Гостеприимство», «Милосердие», «Верность» и «Мужество», добродетели, которые высоко ценились в эпоху правления королевы Виктории.

Работа над росписями шла медленно, некоторые из работ в действительности – картины, выполненные маслом на холсте. Выбирая для оформления палаты Лордов технику фрески, члены комиссии не учли, что она не подходит для английского климата. Когда в 1861 г. умер принц Альберт, проект фактически утратил покровителя. В итоге, Уильям Дайс работал вплоть до своей смерти в 1864 г., успев завершить только пять из семи заказанных работ («Верность» и «Мужество» так и не были выполнены). Декорирование стен палаты лордов продолжалось вплоть до 1874 г., но затем было продолжено уже в XX в.44

Особой достопримечательностью обновляемого города были здания вокзалов, пик строительства которых пришелся на вторую половину XIX в.45 К 1851 г. в Лондоне действовал Юстонский вокзал, обслуживающий СевероЗападное железные дороги – конечная станция в направлении Бирмингем-Лондон. В путеводителях именно этот вокзал был указан как достопримечательность города, «самая важная станция в Англии»46.

Разработанный Ф. Ч. Хардвиком и возведенный У. Кьюбиттом в римском стиле, Юстонский вокзал казался подобным храму: вход был украшен дорическими колоннами, потолки внутри здания украшены кессонами, а зал освещался сверху посредством мансардных окон. Колонны были сделаны из цемента, но расписаны под темно-красный гранит и белый мрамор47. Среди украшений вокзала примечательны барельефы, изображающие в образах античных богинь крупнейшие города, через которые следуют поезда, отправляющиеся с этого вокзала: Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем, Карлайл, Честер, Ланкастер и Ноттингем.

Служебные помещения, предназначенные исключительно для служащих вокзала, находились на верхнем этаже и были соединены для большего удобства галереей. Поток пассажиров был сосредоточен на нижнем, первом этаже. Здание устроено так, что пассажир сначала заходил роскошно украшенный Главный зал, а затем «следовали кассы по продаже билетов, залы ожидания, бюро находок, электрический телеграф»48, – все, что могло понадобиться пассажирам перед отъездом или сразу после прибытия.

Братство прерафаэлитов: от создания до роспуска

Вместе с тем, следует признать, что это было время, так сказать, распространения культурных традиций «вширь». Ведомые целью просвещения средних классов и облагораживания, и одновременного приручения рабочих, филантропы вынимали из частных особняков сокровища искусства и культуры, чтобы вновь сделать их доступными всеобщему обозрению, на сей раз в галереях и музеях. Государственные власти вскоре взяли эту роль на себя, и в каждой столице возникли национальные галереи и музеи, скопированные позднее всеми крупными городами вообще. Поскольку умение ценить искусство само по себе считалось признаком цивилизованности, автоматически предполагалось, что знакомство с великими шедеврами окажет цивилизующий эффект на массы154.

Наряду с собственно художественными музеями были созданы новые выставочные пространства, как, например, музей декоративного искусства155 (1852), созданный под влиянием успеха Всемирной выставки, или музей восковых скульптур мадам Тюссо (1835) вместе с «кабинетом ужасов» - восковыми копиями знаменитых убийц и преступников. Для рядового британца созерцание этих коллекций было захватывающим зрелищем.

Посещать выставки и музеи считалось обязательным для людей, стремившихся занять высокое положение в обществе. Было принято говорить о литературе и искусстве. О том, что и как следовало судить, подсказывали многочисленные периодические издания. «Вероятно со времен итальянского Возрождения, художественные проблемы не вызывали столь бурной реакции со стороны разных слоев населения, в том числе весьма далеких от искусства. Периодические издания горячо и весьма темпераментно обсуждали Старыми мастерами стоинство картин, появившиеся на выставках, оценивали отношение к ним в академических и правительственных кругах. И если сам факт интереса общественности к проблемам художественной жизни роднит европейцев второй половины XIX в. с флорентийцами XV в., то общая атмосфера и то, как этот интерес проявлялся, разительно различался»156.

Уже существующие музеи также менялись сообразно требованиям времени – они окончательно перестали быть собранием редких диковинок или просто красивых произведений искусства, но стали просветительскими учреждениями, целью которых было восполнение «пробелов» в коллекциях и проведение выставок157.

Показательна история Национальной галереи в Лондоне, которая отражает новые веяния и изменившееся отношение к произведениям искусства и их экспонированию. В отличие от подобных крупных музеев континентальной Европы, в основе собрания Национальной галереи не лежит коллекция царственных особ. Инициатива создания музея и формирования национальной коллекции исходила от английского правительства. Двери галереи должны быть открыты, без какой-либо платы для всех прилично одетых людей всех рангов и степеней – эти идеалы были выражены членом парламента Джорджем Агар-Эллисом в 1824 г. накануне открытия галереи.

В 1823 г. была куплена коллекция банкира Джона Джулиуса Ангер-штейна, насчитывавшая 38 произведений, в том числе картины Рафаэля и «Модный брак» Уильяма Хогарта. Коллекция была размещена в доме 100 на улице Пэлл Мэлл, в бывшем доме Ангерштейна. Сохранилась акварель Ф. Маккензи, изображающая интерьеры главной комнаты особняка Ангер-штейна158 – можно заметить, что картины занимали все пространство стены от пола до потолка. Здание, в котором галерея находилась первые 10 лет представляло собой небольшой трехэтажный городской особняк, мало приспособленный для показа обширной экспозиции: он был миниатюрным по сравнению с другими хранилищами национальных сокровищ, такими как Лувр в Париже или Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Через несколько лет из-за оседания грунта, галерея была вынуждена переместиться в один из ближайших домов, в «грязный, тусклый, узкий дом, плохо приспособленный для показа сокровищ, которые в нем хранились»159. Искусствовед Г. Ф. Вааген помимо запущенности упоминал главный недостаток помещения – в нем было так мало света, «что большинство картин нельзя было рассмотреть»160.

Это были временные здания, начались дебаты о месте строительства постоянного места хранения пополняющейся национальной коллекции. В качестве вариантов были предложены центральная часть Лондона и Кенсингтон. В качестве одного из недостатков расположения музея в центре города называли загрязнение, в первую очередь загрязнение воздуха – вблизи находились печи, где сжигали уголь161, что могло бы просто испортить экспонаты. Тем не менее, строительство специального здания началось в 1832 г. на месте королевских конюшен в Чаринг-Кросс, которое скоро превратилось в Трафальгарскую площадь. Место расположения было выбрано не случайно: это был центр города, рядом располагался богатый район Вест Энда, и в то же время близко были и более бедные районы – так посетители из любых слоев общества могли посетить музей.

Согласно историку Б. Тейлору, Национальная галерея первоначально была основана для того, чтобы способствовать развитию британской художественной школы, но она должна была повлиять и на жизнь широких масс – глядя на прекрасные произведения искусства, лондонцы должны были улучшить свой вкус, получить новые знания и в целом осознать, что значит «быть членом нации»162, воспитывать национальную гордость

Новое видение религиозных тем в творчестве лидеров Братства .

Данте Габриэль в то же время делал первые зарисовки для «Благовеще-ния»83: «Дева Мария будет сидеть на кровати, но без постельного белья, это средство может быть объяснено учитывая жаркий климат; И Ангел Гавриил преподносит ей лилию. Картина будет… почти полностью белая»84. «Благовещение» представляется сопровождающей картиной к созданной годом ранее «Юности Девы Марии», поскольку некоторые детали повторяются в обеих картинах, также Д. Г. Россетти было задумано еще одно полотно, изображающее Смерть Богородицы. Согласно воспоминаниям У. М. Россетти, картина должна была по стилистике и цветовому решению быть схожей с «Благовещением», однако так и не была создана.

Вероятно, идея композиции пришла Россетти после прочтения «Священного и легендарного искусства» Анны Джемисон, в которой одна из миниатюр «Королевских песен» («Chants Royaux») описана следующим образом: «Дева, сидящая на кровати, в тревоге отшатнулась, почти теряя сознание; Ангел в темно-красном одеянии и белой тунике стоит перед ней, наполовину отвернувшись, и сжимая скипетр в руке»85

Первые работы Братства прерафаэлитов, и в особенности полотна, предназначавшиеся для Выставки 1850 г., выглядят амбициозными. Собратья буквально восприняли призыв Рескина и стремились достигнуть реалистичности практически любыми средствами: Хант предпринимал «поисковые экспедиции» в Баттерси Филдс в поисках женщины «с хорошими руками подходящей варварской смуглости»86, Джон Миллес поранил себе руку, чтобы изобразить настоящий цвет крови, а Россетти прибег к химическому экс перименту, смешал «винный спирт и хлорид чего-то»87, чтобы написать пламя на ногах Ангела.

У. Х. Хант и Д. Э. Миллес выставили свои картины в Королевской академии, а Россетти, боясь, что его работу могут не принять, переименовал «благовещение» в «Ecce Ancilla Domini!» и отправил на другую выставку. Однако, всех прерафаэлитов обвинили в «грубости, специфичности, неотесанности… с которыми они стремятся к славе»88.

«Христос в родительском доме»89 Миллеса вызвал особенную враждебность критиков и зрителей. Хотя картина была продана, в отличие от вышеупомянутых картин собратьев, «Христос в родительском доме» послужил причиной появления множества критических публикаций. Королева Виктория, заметив бурную полемику вокруг картины, приказала отправить полотно ей прямо со стен королевской академии.

Детство Христа в видении Д. Э. Миллеса представляло собой сцену из жизни простонародья. Отец с помощником «собирают» разложенную на столе дверь, маленький сын, возможно, пытаясь помочь, поранил руку о гвоздь. Мальчик, показывает свою рану и подставляет матери щеку для поцелуя. Бабушка выдергивает щипцами злополучный гвоздь, а другой мальчик, постарше, уже несет чашу с водой, чтобы промыть рану.

Картину можно рассматривать через призму символов. Рана на ладони и капли крови на ногах маленького Христа становятся символом стигмат, а гвозди и доски – провозвестниками распятия. В таком случае понятна и скорбь Девы Марии, для нее, как и для всякой матери боль ребенка – это большое горе, но она предвидит и муки, которые предстоит испытать пока еще маленькому сыну. Кажется, Джон Миллес намеренно выбрал изображение Девы Марии с Христом напоминающее восточный тип Богоматерь Умиление, который означает безграничную любовь, царящую между матерью и ребенком и символизирующую крестную жертву Христа как проявление любви Бога к людям.

Существует прочтение картины, при котором интерьер воспринимается подобием плана церкви – видом с восточного конца церкви на запад. В таком случае зритель видит перед собой не плотницкий стол, а алтарь вокруг которого стоят святые, отделенные от прихожан (отары овец) перегородкой.

Современники усмотрели в картине связь с высокой церковью Англии, тяготевшей, как многим казалось, к католицизму. На заднем плане виднеется колодец – источник, который англиканские высокоцерковники предполагали располагать в западном конце церковного пространства, рядом с входом90. Кровь Христова буквально присутствует на картине, намекая на таинство причастия, которому отдавали преимущество в Оксфордском движении.

Художественный критик Джон Рескин, на идеи которого опирались прерафаэлиты в своем творчестве, отметил несомненные достоинства картины: Д. Миллес попытался изобразить детство Христа так, как если бы оно принадлежало к реальной истории91. Но Рескин не воспринял радикальный замысел, поскольку принадлежал к низкой церкви, в то время как художник сделал акцент на высокоцерковных практиках – крещении детей и духовном перерождении через таинство крещения.

Большинство критиков оценивало произведение с позиций соответствия канонам классического искусства. Как отмечали спустя несколько лет после скандальной выставки «не было и отзвука элементарной вежливости, снизошедшей до создателя «Плотницкой мастерской», как с презрением эту картину изначально и дерзко называли»