Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Корандей Федор Сергеевич

Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции
<
Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корандей Федор Сергеевич. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Тюмень, 2005. - 192 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕРМИНОЛОГИЯ ИРЛАНДСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА 26

1.1. Содержание и контекст «peregrinatio» 30

1.2. «Peregrinatio» и миссионерство 43

1.3. Иные паломнические практики 51

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ ИРЛАНДСКОГО «PEREGRINATIO» 62

2.1. Земная родина 64

2.2 Гиберния 73

2.3. «Terra Repromissionis» 83

ГЛАВА III. СТРУКТУРА САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 105

3.1. Субъект, центр и периферия 107

3.2. Каталог пространства 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 155

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 174

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблематика паломничеств представляет повышенный интерес для современной медиевистики, поскольку оказывается сопряженной с решением целого круга важных вопросов, таких как: появление мест новой, христианской сакральности, вытеснивших прежние языческие топосы; утверждение иного типа исторической памяти, отразившей телесно ощущаемые пункты распространения христианства; формирование этически окрашенных представлений о пространстве; начало своеобразного «духовного миграционизма», способного вызывать культурные реновации; усиление индивидуалистического начала в духовном опыте паломника и др.

Не случайно появление обобщающих работ о феномене паломничества на различных европейских языках, возникновение исследовательских центров и научных периодических изданий, специализирующихся в этой узкой сфере медиевистики, проведение международных симпозиумов и конференций по обозначенной проблематике.

В представленном проблемном поле особое место занимает изучение паломнической идеи и праксиса раннесредневекового ирландского монашества. Ирландскому «peregrinatio» оказались присущи особые «отношения привязанности» (sentimental attachment) индивида и пространства, тесно соприкасающиеся с вопросами идентичности и стереотипов восприятия общностей1. Возможно говорить об ирландской топофилии европейской культуры, обозначающей особую ментальную притягательность ее пространств и ландшафтов. Исследование

1 Leerssen J. Mere Irish and Fior-Ghael: Studies in the Idea of Irish Nationality, its Development and Literary Expression prior to the Nineteenth Century. Amsterdam, 1986; Idem. Wildness, Wilderness and Ireland: Medieval and Early - Modern Patterns in the

географической образности «peregrini» дает возможность судить об истоках феномена.

Традиционный аспект изучения пространственных представлений в средневековой культуре Ирландии со времен О'Рахилли и Рисов сводится к исследованию структуры пространства ирландской мифологии. Недавний пример - фундаментальная монография Г. В. Бондаренко, в которой утверждается приоритет именно такого прочтения. «Раннесредневековая Ирландия», судя по первым строкам введения работы мыслится как пространство мифа, но мифа, как будто не имеющего уже социального измерения, внеисторичного, как пишет автор: «По сути, миф - это и есть история, но история не для изложения в учебнике, а история для рассказа у очага или для освежающей вставки в научном докладе (почему бы и нет?)»3.

Однако, пространство культуры, конечно же, не исчерпывается определением его мифологической, символической, религиозной составляющей, мыслимой в отношениях священного и профанного, но определяется и рядом других отношений, таких как отношения власти, собственности, привязанности, освоенности и т. д4.

В нашей работе мы бы хотели показать некоторые из возможностей рассмотрения пространства Ирландии в аспекте феномена «peregrinatio» (термин в данном контексте не сводится к одному лишь значению паломничества) раннесредневекового монашества. Свидетельства о путешествиях ирландского монашества, отраженные в индивидуальном и вместе с тем детерминированном социо-культурным контекстом ракурсе

Demarcations of Civility II Journal of History of Ideas. Baltimore, 1995. Vol. 56. P. 25 - 39. Chapman M. The Celts: the construction of a Myth. N. Y., 1992;

2 O'Rahilly T. F. Early Irish History and Mythology. Dublin, 1946; Rees A., B. Celtic Heritage. L., 1976; Рис А., Б. Наследие Кельтов. M., 1999.

Бондаренко Г. В. Мифология пространства Древней Ирландии. М., 2003. СП. 4 Cohen Е. Environmental Orientations: a Multidimension Approach to Social Ecology II Current anthropology. Chicago, 1976. Vol. 17. P. 49 - 70.

литературы «peregrini», демонстрируют сложность восприятия пространства в ирландской культуре.

Создание данной работы также вдохновлялось дефицитом исследовательской традиции. Речь должна идти даже не о лакунах, но, по замечанию одного из лучших современных ученых, о поистине необозримом море средневековой ирландской литературы, по существу, недоступной и неизвестной в поле отечественной медиевистическои традиции никому кроме узких специалистов5.

Объектом исследования является раннесредневековый феномен ирландского «peregrinatio». Феномен рассматривается в совокупности его теоретического и практического аспектов, отраженных в письменных памятниках, в нашем случае, по преимуществу, созданных на латинском языке.

Предмет исследования - географическая (и обобщенно -пространственная) образность «peregrinatio», составляющая идейный каркас этого феномена.

Методология исследования. Методологический инструментарий исследования определяют принципы интеллектуальной истории, истории ментальностей, гуманитарной (или этической) географии и некот. др.

Важный для нашей работы концепт пространственной образности, разработанный рядом отечественных и зарубежных исследователей, опирается на идею устойчивости представлений, складывающихся вокруг определенного объекта местности в результате человеческой деятельности6. Под пространственной образностью понимается

5 Саги об уладах / Под. ред. Т. А. Михайловой. М., 2004. С. 6.

Замятин Д. Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира (Представление географических знаний в моделях политического мышления) // Политические исследования. М., 1998. № 6. С. 80 - 92; он же. Географические образы в гуманитарных науках // Человек. М., 2000. № 5. С. 81 - 88; он же. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб., 2003; Замятина Н. Ю. Когнитивная география // География. М, 1999. № 44. С. 16; она же. Модели

совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих реальные топосы.

Немаловажными представляются также методологические основания
такого (по преимуществу франко-германского) направления, как
имагология (imagology), разрабатывающего амбивалентные

этноконфессиональные стереотипы в структуре повествовательного дискурса. Исследования Дж. Лиррсена, посвященные образу ирландцев в средневековье, касаются в том числе, и географической образности ирландской культуры7.

Наконец, видится целесообразным введение в исследование элементов методологии так называемого «ментального картирования»8. Нас особенно интересуют как проблемы репрезентации локального пространства в сознании индивида, закономерности возникновения и строения индивидуального образа пространства, так и попытки выявления образа пространства целых социальных групп. Весьма важным в изучении теоретических установок «peregrinatio» представляется рассмотрение проблемы причастности или принадлежности индивида к тому или иному локусу, и в частности, проблемы отношения ирландских «peregrini» к

политического пространства // Политические исследования. М., 1999. № 4. С. 29-41; она же. Форпост в центре окраины. Социально-политическая контекстность географической информации // Логос. М., 2005. № 1. С. 245 - 256; Каганский В. Л. Культура в ландшафте и ландшафт в культуре // Наука о культуре. М., 1995. Вып. 3. С. 2 - 4, 31 - 67, 68 - 79; он же. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. М., 1997. № 1. С. 134 - 146; № 2. С. 160 - 169.

7 Leerssen J. The Rhetoric of National Character: A Programmatic Survey II Poetics Today.
Durham, 2000. Vol. 21. № 2. P. 267 - 279; Idem. Wildness, Wilderness and Ireland:
Medieval and Early-Modern Patterns in the Demarcations of Civility II Journal of History of
Ideas. Baltimore, 1995. Vol.56. №1. P.25 - 39.

8 Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. М., 1990; Шенк
Ф. Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от
эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. М., 2001. № 52. С.
52 - 55; Tuan Y. F. Images and Mental Maps II Annals of the Association of American
Geographers. Oxford, Maiden, 1975. Vol. 65. № 2. P. 205 - 213.

оставляемой ими родине9. Применение данных подходов, обнаруживающее противопоставление макроуровня культуры и микроуровня человеческой индивидуальности позволяет, на наш взгляд, описать исследуемый феномен в его относительной полноте.

Цель работы. Рассмотреть феномен раннесредневекового ирландского «peregrinatio» в аспекте его пространственных представлений и географической образности.

Задачи работы:

  1. исследовать понимание терминологии «peregrinatio» в письменной традиции ирландского монашества.

  2. определить структурные установки индивидуальной географической образности «peregrinatio» в писаниях ирландского монашества.

  3. рассмотреть географический образ Ирландии через ментальные установки практики ирландского паломничества; проследить изменения ментальной структуры пространства Ирландии в период кризиса и реформы ирландской церкви.

Степень изученности проблемы: Рассмотрение феномена «peregrinatio», явившегося следствием рецепции аскетической теологии раннего монашества в ирландском социуме V - VII вв. тесно связано с любым аспектом истории первоначальной ирландской церкви. В первые века христианизации сам институт церкви на острове не мыслим вне монашества, исторический идеал которого воплощен в фигурах знаменитых святых-пилигримов: Колумбы и Колумбана, Брендана, Кольмана, Фурсея и многих других. Обычай странствия был в этот период квинтэссенцией ирландского христианства и носил поистине тотальный характер. Беда Достопочтенный в своей «Истории» с изумлением описывает неудачный опыт совместной общины скоттов и англов, которые

9 Cohen Е. Enviromental Orientations: a Multidimension Approach to Social Ecology II Current Antropology. Chicago, 1976. Vol 17. № 1. P. 55. P. 49 - 70.

«не смогли жить вместе, так как скотты летом, когда нужно было собирать урожай, уходили из монастыря и скитались по разным знакомым им местам; к зиме же они возвращались, рассчитывая на долю припасов, заготовленных англами»10. Широко известно выражение Валафрида Страбона, немецкого писателя IX в. назвавшего привычку странствия второй натурой ирландцев11.

В связи с этим, считаем целесообразным ограничить обзор историографии вопроса, в ином случае чрезмерно объемной, несколькими проблемами, связанными непосредственно со спецификой нашего исследования.

Попытки систематического описания феномена «peregrinatio», появляются в историографии довольно поздно. В числе первых важнейших работ необходимо указать на работу X. фон Кампенхаузена (1930) . Одной из центральных идей этого исследования было утверждение о том, что аскетическая идеология раннесредневекового «peregrinatio» находила в библейской традиции не только требование умерщвления плоти, но и обоснование разрыва перегрином родственных связей, что производило, по высказыванию ученого, революционный эффект в обществах, основанных на родовом принципе, подобно раннеирландскому.

В этом смысле, важны концепции «peregrinatio», основанные на анализе монашеской практики ирландских перегринов на континенте. Центральной проблемой этого историографического направления, хотя содержание данных работ этим аспектом отнюдь не исчерпывается, необходимо назвать исследование социо-культурной роли ирландского

10 Historia ecclesiastica Bedae II PL. Vol. 95. P. 179 - 180. Цит. перевод B.B. Эрлихмана по изданию: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2003. С. 117-118.

«Quibus consutudo peregrinandi iam paene in naturam conversa est». Цитата из «Vita Galli» дается no: Gougaud L. Les Chretientes Celtiques. P., 1911. P. 348.

монашества в средневековой Европе . В частности, активно исследовалась проблема миссионерской деятельности «peregrini» VI - IX вв., историографию которой, в связи с одним из сюжетов нашей работы, мы рассматриваем в первой главе.

На материале островной латинской и ирландской традиции проблему впервые раскрыла в 1960 г. Кэтлин Хьюс14. В ряде важнейших наблюдений, касающихся трансформации идеологии и практики ирландского паломничества (pilgrimage) в период «темных веков»15, К. Хьюс впервые подробно остановилась на внешнем образе и самопрезентации «peregrinatio» в ключевые моменты его истории. В частности, она отмечала складывание ясного образа и концепции аскетического, «в духе старых времен» «peregrinatio» довольно поздним периодом (IX в.), демонстрируя своеобразный культурный разрыв между практикой «peregrinatio» и культурной рефлексией на него. Работа К. Хьюс, хотя и не касающаяся непосредственно пространственной образности феномена, демонстрирует изобилие материала самой традиции, очерчивая обширный круг литературных памятников, принципиально важных в этом аспекте16.

12 Campenhausen Н., von. Asketische Heimatlosigkeit. Tubingen, 1930; Idem. The Ascetic
Idea of Exile in Ancient and Early Medieval Monasticism II Tradition and Life in the Church.
L., 1968. P. 231-251.

13 Leclercq J. Monchtum und Peregrinatio im Fruhen Mittelalter II R6mische Quartalschrift.
Freiburg, 1960. Vol. 55. P. 212 - 225; Angenendt A. Monachi peregrini. Studien zu Pirmin
und den monastischen Vorstellungen des fruhen Mittelalters. Munchen, 1972.

14 Hughes K. The Changing Theory and Practice of Irish Pilgrimage II Journal of
Ecclesiastical History. Cambridge, 1960. Vol.11. P. 143-151.

15 «Условия на континенте изменились и ирландский пилигрим (pilgrim) должен был
приспособливаться, чтобы встретиться с ними... Мотив морского паломничества (the
pilgrimage overseas), всегда заключался в совершенном оставлении земных связей среди
следования к небу, но по мере того как реализация аскетического идеала становилась
трудно достижимой за пределами острова, люди оборачивались к религиозной жизни
на родине...» (пер. наш - Ф. К.) См.: Hughes К. Op.cit. Р. 148.

16 См.: Idem. On an Irish Litany of Pilgrim Saints compiled с 800 II Analecta Bollandiana.
Bruxelles, 1959. Vol. 77. P. 305 - 331; Idem. The Church and the World in Early Christian
Ireland II Irish Historical Studies. Dublin, 1962. Vol. 13. P. 99 - 113.

Следующей работой ставшей вехой в изучении проблемы была статья Т. Чарльза-Эдвардса17. В частности, в своем исследовании связей «peregrinatio» с социальной структурой ирландского общества, он пришел к выводу о существовании двух типов островной монашеской аскезы, различение которых лежало именно в их отношении к системе родственных связей и, опосредованно, к территории, в границах которой эти отношения реализовывались. Система раннеирландского законодательства и латинская литературная традиция иногда разделяют статус «peregrinus», характеризующийся сохранением связей аскета с родной общиной и статус «deorad De» (божьи изгнанники), восходящий к пенитенциарной практике ирландского язычества и характеризующийся полным разрывом всех земных отношений18.

В силу своей систематичности и немалого эвристического потенциала, указанные статьи легли в основание целого ряда обзорных работ, посвященных исследованию темы на базе определенных литературных традиций.

Образцовой для таких обзорных работ может считаться, например, восьмая глава монографии Л. Байтель, построенная преимущественно на анализе ирландской житийной традиции19. Детальный анализ текстов житий приоткрывает завесу над множеством обстоятельств, детерминировавших как поведение индивидуальных «peregrini» в условиях реального паломничества или «exile», так и изображение практики в агиографическом каноне. Байтель четко отделяет феномен «эксилиатства» (holy exile) от феномена собственно паломничества, указывая на тот факт, что, в частности, К. Хьюс, пренебрегала «важностью внутреннего

Charles-Edwards Т. The Social Background to Irish Peregrinatio II Celtica. Dublin, 1976. Vol. 11. P. 43-59.

18 Op. cit. P. 57 - 59.

19 Bitel L. M. Isle of the Saints: Monastic Settlement and Christian Community in Early
Ireland. N.Y., L., 1990. P. 222 - 234.

островного (в оригинале «domestic» - Ф. К.) среди элиты и низших классов»20. В этом аспекте важен подчеркиваемый Л. Байтель момент отделения «профессионального» постоянного паломничества святых от более массового, но в меньшей степени отраженного в источниках паломничества мирян и обыкновенных монахов, а также тенденция традиции «peregrinatio» к постепенному замыканию в границах острова.

Другой, хотя и не менее классический принцип подбора источников лежит в основании работы Я.-Э. Рекдала . В рамках традиционного, в особенности для церковной историографии, аспектного исследования агиографической традиции ирландского святого Колумбы (521 - 597 гг.) Я.-Э. Рекдал анализирует известные по работам Хьюс и Чарльза-Эдвардса категории на примере конкретных памятников, образующих указанную традицию. Подобный подход позволяет рассмотреть хронологию складывания «концепта ирландского паломничества», или, другими словами, формирования его образа в культуре. Так, в частности, выводы Рекдала подтверждают тот факт, что образ «peregrinatio» Колумбы в наиболее систематической, идеализированной форме скорее обнаруживается не в раннем латинском житии VIII в. но в ирландском житии XII в.23.

Следует отметить, что и на современном этапе феноменологическое исследование ирландского паломничества во многом опирается на

l" Bitel L. Op.cit. P. 223.

21 Rekdal J. E. The Irish Ideal of Pilgrimage as Reflected in the Tradition of Colum Cille
(Columba) II Proceedings of the Third Symposium of Societas Celtologic Nordica. Oslo,
1994. P. 67-83.

22 Adomnan's Life of Columba I Ed. A. O. & M.O. Anderson. L., 1961; Herbert M. Iona,
Kells & Deny: the History and Hagiography of the Monasic Familia of Columba. Oxford,
1988; MacDonald A. D. S. Aspects of the Monastery and Monastic Life in Adomnan's Life of
Columba II Peritia. Vol. 3. 1984. P. 271 - 302; Picard J.-M. Adomnan's Vita Columbae and
the Cult of Colum Cille in Continental Europe II Proceedings of the Royal Irish Academy.
Dublin, 1998. Vol. 98. P. 1 - 23; Studies in Irish Hagiography I Ed. J. Carey, M. Herbert, P. 6
Riain. Dublin., 2001.

23 Op.cit. P. 70-71.

принципы, заложенные в указанных исследованиях, хотя проблематика и источниковая база работ отнюдь ими не исчерпываются. Об этом, например, свидетельствуют тезисы работ междисциплинарной конференции «Иерусалим, Рим, Сантьяго, Ирландия», состоявшейся в Коркском университете в июле 2000 г.24

Собственно, возможно даже говорить о преимущественном интересе исследовательского сообщества к более позднему периоду развития ирландского паломничества, генетически связанному с паломничеством современным. Обзорные исследования католического паломничества в Ирландии отводят периоду его предыстории лишь незначительное место25. Известные, и наиболее интересные в гуманитарном аспекте факты паломничества как такового - паломнических путешествий в Святую Землю26, возникновения популярнейших паломнических маршрутов и мест поклонения27, относятся уже к первым векам после водворения на острове католической Церкви (XII в.).

Вместе с тем, в работах вышеуказанного типа феномен географической образности ирландского «peregrinatio», как правило, не затрагивался. Несомненный интерес представляют работы филологического направления, и, в этом смысле, на наш взгляд, наиболее показательна дискуссия, посвященная проблеме образности некоторых произведений как ирландского эпоса так и латинской литературы («immrama» и «navigationes»), несомненно, связанных с практикой морских путешествий ирландского монашества.

24 Jerusalem, Rome, Santiago, Ireland. At University College, Cork on July 26-29, 2000.
Abstracts of Papers II ().

25 См.: Mould D. Irish Pilgrimage. N.Y., 1957; Nolan M. L. Irish Pilgrimage II Annals of the
Association of American Geographers. Oxford, Maiden, 1983. Vol. 73. P. 421 -438.

26 Esposito M. The Pilgrimage of Symon Semeonis: A Contribution to the History of
Mediaeval Travel II The Geographical Journal (Royal Geographical Society of Britain). 1917.
Vol. 50. P. 335 - 352; Rodd R. The Pilgrimage of Symon Semeonis II The Geographical
Journal (Royal Geographical Society of Britain). 1918. Vol. 51. P. 58 - 59.

Целесообразно отметить основные направления в исследовании проблемы, дискурс которой имеет тенденцию к отчетливой полюсности.

Наибольшей разработанностью отличается полемика, в последний свой период принявшая форму противостояния т.н. нативистов и антинативистов в кельтологии . Речь идет, в первую очередь, об образности преданий о плаваниях в некую страну на островах, пространство которой сочетает (в разных произведениях традиции в разной пропорции) как христианские, так и дохристианские мотивы. Полемика перемещается в этом случае исключительно в область авторских установок создателей повестей о плаваниях. Отметим, что нативисты (П. Мак Кана29) как правило, исходят из положения о дохристианском, индоевропейском, происхождении сюжетов и образов плаваний в Иной Мир кельтов; антинативисты (Дж. Карни, К. Мак Кон ) отстаивают тезис о сугубо христианском, аллегорическом характере образности морского «peregrinatio» . Отметим неослабевающий интерес к проблеме, примером которого является вышедшая в 2000 г. антология, представляющая «репрезентативную выборку прошлого и нынешнего критицизма» повестей о кельтских морских путешествиях в загробный мир -переиздание ключевых статей по проблеме с 1905 г. по наши дни .

Показательна следующая проблема, также возникающая на столь благодатном материале ирландской литературной традиции о плаваниях, и

27 Zaleski С. G. St. Patrick's Purgatory: Pilgrimage Motifs in a Medieval Otherworld Vision II Journal of the History of Ideas. Baltimore, 1985. Vol. 46. P. 467 - 485.

Бондаренко Г.В. Мифология пространства древней Ирландии. М., 2003. С. 45 - 54.

29 Мае Сапа P. The Sinless Otherworld Island in Early Irish Literature II Eriu. Dublin, 1976.
Vol. 27. P.95 - 115; idem. Celtic Mythology. Dublin, 1980.

30 Carney J. Studies in Irish Literature and History. Dublin, 1955; Mac Cone K. Pagan Past
and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1990.

1 Михайлова Т. А. «Острова за морем» или тема плаваний в Иной Мир в ирландской традиции // Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и германцев. М., 2002. С. 153 - 163.

32 The Otherworld Voyage in Early Irish Literature. An Anthology of Criticism I Ed. J. Wooding. Dublin, 2000.

касающаяся географической основы самого знаменитого ирландского по происхождению произведения средневековья - повести о плавании св. Брендана (Navigatio Sancti Brendani Abbatis) . Собственно, здесь можно говорить о двух историографических традициях: историко-географической, занятой поисками реальной географической основы повести, и историко-филологической, утверждавшей в дискурсе повести приоритет основы книжной и фольклорной. В свой начальный период эти традиции могли удачно совмещаться в рамках одного и того же исследования34. С упадком позитивитской методологии, так вдохновлявшей скрупулезные историко-географические (часто не вполне обеспеченные материалом исследования35), мы можем фиксировать практическое исчезновение первой традиции36. По этой же причине существенно трансформировалась историко-филологическая традиция изучения повести, акценты в которой сместились с проблемы литературного генезиса образов «Плавания» на исследование ментальной структуры ее создателей и первых читателей .

С этой точки зрения, важна работа Т. О'Лахлина38. Коренное отличие подхода Т. О'Лахлина от подхода гуманитарной географии

Burgess G. & Strijbosch С. The Legend of St. Brendan - a Critical Bibliography. Dublin, 2000.

34 Zimmer H. Brendan's Meerfahrt II ZfDA. 1889. Bd. 33. S. 129 - 220,257 - 338.

35 См.: Хенниг P. Неведомые земли. Т. П. М., 1961. С. 113 - 122.

Последний всплеск интереса к эмпирически-географической проблематике «Плавания» наблюдался в связи с плаваниями Т. Северина 1975 - 1976 гг. См.: Северин Т. Путешествие на «Брендане». М., 1983.

37 Bray D. A. Allegory in Navigatio Sancti Brendani II Otherworld Voyage in Early Irish
Literature. An Anthology of Criticism. P. 175 - 186; Bourgeault С The Monastic Archetype
in the Navigatio of St. Brendan II Monastic Studies. N. Y., 1983. Vol. 14. P.109 - 122; Carp
T. The Three Late-coming Monks: Tradition and Invention in the Navigatio Sancti Brendani
II Medievalia et Humanistica: Studies in Medieval and Renaissance Culture. 1984. Vol. 12. P.
42 - 50; Yoder E. Monks Paradise in The Land of Cokaygne and the Navigatio sancti
Brendani II Papers on Language & Literature. 1983. Vol. 19. P. 227; Wooding J. Monastic
Voyaging and the Nauigatio II The Otherworld Voyage in Early Irish Literature. P. 226 - 245.

38 O'Loughlin T. Distant Islands: The Topography of Holiness in the Nauigatio sancti
Brendani II The Medieval Mystical Tradition: England, Ireland and Wales. Woodbridge,
1999. P. 1-20;

кроется в объекте исследования. Ирландский ученый исследует прежде всего концептуальные, символические схемы, лежащие в основании систем географических образов в географических сочинениях и картографии островного средневековья, в то время как в гуманитарной географии акцент смещен на ступень ниже, к исследованию восприятия культурой объектов реального пространства. В отечественной историографии подходу Т. О'Лахлина близки работы Е. А. Мельниковой, исходящие из постулата о книжном, но не эмпирическом характере раннесредневековой географии39.

Центральная географическая концепция западного средневековья, строившаяся на библейском материале и отличавшаяся известным схематизмом, как показывает Т. О'Лахлин на примере адамнановой книги «De Locis Sanctis»40, определяла и эмпирическое восприятие пространства.

Из последних работ, посвященных близкой проблематике, укажем на монографию Дж. Франк, в которой рассматривается «визуальный аспект» воприятия сакрального в писаниях пилигримов IV в. Визуальная образность Святых Мест, как свидетельствует исследовательница, посвятившая описанию феномена немало страниц, в представлениях пилигримов была тесно связана с их библейской образностью, и, более того, зачастую даже определялась ею41.

Отечественная исследовательская традиция, в силу понятных причин, ограниченная всего несколькими общими трудами, тем не менее, демонстрирует обращение к ключевым аспектам проблемы даже в более ранний период, чем вышеуказанные главные работы западных ученых.

3 Мельникова Е. А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе. V - XTV вв. М., 1998.

40 O'Loughlin Т. The View from Iona: Adomnan's Mental Maps II Peritia. 1996. Vol.10. P. 98 - 122; Idem. An Early Thirteenth-Century Map in Dublin: A Window into the World of Giraldus Cambrensis II Imago Mundi. L., 1999. Vol. 51. P. 24 - 39; Idem. Celtic Theology: Humanity, World and God in Early Irish Writings. L., 2000.

В первую очередь, речь идет о трудах таких исследователей, как Л. П. Карсавин, в знаменитой книге 1912 г. обративший внимание, в рамках своей концепции развития монашества как аскетической идеи, на особую индивидуализацию монашеского идеала в Ирландии. Подчеркивая особую значимость монашества в «текучей социальной жизни» острова, он отмечал в индивидуальном «ироскоттском миссионерстве и пустынничестве» специфический энтузиазм отречения от мира42.

Представители петербургской школы культурно-исторического направления - О. А. Добиаш-Рождественская и М. Э. Шайтан, впервые рассмотревшие в качестве основополагающих категорий исторического процесса мировоззренческие представления и психологию частного человека, удерживаясь от широких концептуальных обобщений, показали ирландское паломничество через призму множества фактических и биографических деталей средневековых текстов43.

В годы, когда в отечественной науке официально не допускалась альтернатива социально-экономической методологии марксизма, лингвист и историк А. В. Исаченко, пребывавший как и предыдыдущие исследователи, в маргинальной области дискурса, опубликовал едва ли не единственную и до сей поры работу, где привел свидетельства возможного влияния ирландских «peregrini» на славянские общины во второй половине VIII в.44

В данный момент, характеризующийся возникновением устойчивого внимания к истории Ирландии как в массовой культуре, так и в академической среде, мы можем отметить появление ряда интересных

41 Frank G. The Memory of the Eyes: Pilgrims to Living Saints in Christian Late Antiquity. Berkeley, 2000.

Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992.

Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924; Она же. Культура западноевропейского средневековья. М, 1987; Шайтан М.Э. Ирландские эмигранты в средние века. // Средневековой быт. М., 1925.

работ и переводов, отражающих все позитивные и негативные стороны этой тенденции. В аспекте нашей темы впервые появляется перевод «Плавания св. Брендана», подготовленный Н. С. Гореловым, к сожалению, в силу своего формата, ориентированный на широкую аудиторию и лишенный критического аппарата45, но также и превосходная статья Т. А. Михайловой, содержащая ценный историографический материал46. Помимо ряда монографий последних лет, следующих в русле традиционных для отечественной кельтологии мифологических исследований47, необходимо отметить фундаментальную монографию Н. Ф. Ускова, впервые в отечественной историографии систематически рассмотревшего феномен ирландского «peregrinatio» поместив его в широчайший контекст монашеской истории германских земель раннего средневековья. Выводы исследователя об истинном содержании практики «peregrinatio» на континенте представляются весьма важными в связи с историографической традицией ирландского «миссионерства»48.

Источниковая база работы. Работа построена на анализе широкого круга источников, составленных, по преимуществу, на латинском языке в период с VI по XII вв. В аспекте исследования данной темы в письменной традиции острова не существует альтернативы свидетельствам на латыни в период до VII в., когда в текстах также находит последовательное и разносторонее воплощение ирландская письменная речь, записанная на

Исаченко А.В. К вопросу об ирландской миссии у панноннских и моравских славян // Вопросы славянского языкознания. Вып. 7.1963. С. 43 - 72.

45 Плавание Св. Брендана / Пер. Н.С. Горелова. СПб., 2002.

46 Михайлова Т. А. «Острова за морем» или тема плаваний в Иной Мир в ирландской
традиции // Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и
германцев. М., 2002. С. 153 - 163.

Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000; Михайлова Т. А. Суибне - гельт, зверь или демон, безумец или изгой? М., 2000; Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и германцев / Ред. Т. А. Михайлова. М., 2002; Бондаренко Г. В. Мифология пространства Древней Ирландии. М., 2003.

Усков Н. Ф. Христианство в Западной Европе раннего средневековья. Германские земли МП - середина XI в. СПб., 2001.

основе латинского алфавита49. На протяжении всего средневековья латынь является основным языком континентального монашества, и в частности, ключевых произведений ирландских «peregrini».

Работа основана на актуальных на сей день изданиях источников50. При необходимости, детальный источниковедческий анализ исследуемого источника включен в состав главы. Во введении мы ограничимся лишь кратким очерком основных групп источников.

Памятники канонического права. При исследовании монашеской практики, в первую очередь, разумеется, необходимо обращение к нормативным актам, регламентировавшим отношения внутри монашеской общины и за ее пределами. В нашем случае рассматриваются монашеские уставы Колумбана (Regula Coenobialis)51 и Бенедикта52, часто совмещавшиеся в практике галльских обителей VII в.53 Весьма важны в аспекте исследуемого вопроса положения правила «Кейле Де» (Celi De), аскетического движения, возникшего в последний период VIII в. в

49 Рихтер М. Латынь - ключ к пониманию культуры средневековья // Одиссей. Человек
в истории. 1994. С. 150 - 157; Калыгин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М.,
1986. С. 3 - 14.

50 В ряде случаев нам приходилось опираться на классические издания, в частности, на
тексты «Patrologiae cursus series Latina» Дж. Миня. Незаменимым дополнением к ним
оказались современные электронные издания важнейших источников по истории
Ирландии, размещенные в сети Интернет в рамках проекта CELT (Corpus of Electronic
Texts), подготовленные отделением Истории Коркского Университета (History
Department University College Cork) под руководством профессора Д. 6 Коррайна .
Использование в работе оригинальной рукописи «Плавания святого Брендана», текст
которой, как показывает анализ, не носит кардинальных отличий от текста основной
версии повести, зафиксированной в издании К. Зельмера, который исследовал
традицию более чем ста известных манускриптов, связано с ее малой известностью, и
необходимостью включения данной рукописи в контекст историографической
традиции. В перспективе представляется важным исследование индивидуальных
текстологических особенностей манускрипта внутри рукописной традиции
«Плавания».

51 Sancti Columbani abbatis regula coenobialis II PL. Vol. 80. P. 209 - 224.

52 S.P.Benedicti Regula, cum commentaries II PL. Vol. 66. P.215 - 933.

53 Dunn M. Mastering Benedict: Monasic Rules and Their Authors in the Early Medieval
West II English Historical Review. Oxford, 1990. Vol. 105. P. 569.

Ирландии . Затрагивалась также пенитенциальная практика ирландского монашества55, в особенности, пенитенциалий Св. Колумбана56.

«Колумбанов корпус» (древнейшие манускрипты произведений которого относятся к VIII - IX вв.57) в его отдельных частях (также см. эпистолография и гомилетика) был предметом рассмотрения значительного числа исследователей и последней важнейшей книгой стал сборник фундаментальных статей крупнейших специалистов, изданный под редакцией М. Лэпиджа в 1997 г.58 Определяющим и на сегодняшний момент изданием сочинений Колумбана является издание Дж. Уолкера, вышедшее в 1957 г. в серии «Scriptores Latini Hiberniae»59. На нем базируется электронное издание коркского университета60, послужившее, наряду с изданием Миня 1850 г.61, основой для нашего исследования и переводов.

Кроме того, в работу включаются данные источников, отражающие канонические аспекты изменения территориального деления острова и его пространственной образности в разные периоды истории. Это памятники церковного законодательства62 а также свидетельства о решениях,

54 Gwynn Е., Purton W. The Monastery of Tallaght IIPRIA. Section С 1911. Vol. V. P. 115
-179.

55 The Irish Penitentials I Ed. by L. Bieler. Dublin, 1975.

Sancti Columbani abbatis et confessoris de poenitentiarum mensura taxanda liber II PL. Vol. 80. P. 223 - 229; Пенитенциалий св. Колумбана I Пер. В. Г. Безрогова // СВ. М, 1997. Т. 59. С. 224-232.

Важнейшими из ранних рукописей являются манускрипты туринской национальной библиотеки (G. V. 38. IX -X вв.; G. VII. 16. IX в.).

58 Seebass О. Uber Columba von Luxeuils Klosterregel und Bussbuch. Dresden, 1883;
Kenney J.F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929; Lapidge M., Sharpe R.
A Bibliography of Celtic-Latin Literature 400 - 1200. Dublin, 1985; Columbanus: A Study
on the Latin Writings / Ed. M. Lapidge. Woodbridge, 1997.

59 Sancti Columbani Opera I Ed. G.M.S. Walker. Dublin, 1957.

60 Monks Rules of Columbanus; Sermons of Columbanus; Letters of Columbanus II
f).

lx Sancti Columbani Opera II PL. Vol. 80.

62 Liber Angeli II Hughes K. The Church in Early Irish Society. L., 1966. P. 275 - 281; The

Rule of the Celi De as given by Saint Maelruain of Tallaght I Trans. E. Gwynn II

()

принятых в рамках реформаторских синодов в Ратбреасайл (1111) и Келлс (1152), содержащиеся в поздней «Истории Ирландии» Дж. Китинга .

Эпистолографические источники. В контексте исследования индивидуальных представлений монашества о «peregrinatio» особенный интерес представляет обращение к эпистолярному наследию Св. Колумбана (605-615 гг.). Анализ употребления термина и его производных в текстах Колумбана свидетельствует о широте семантики «peregrinatio»64.

При рассмотрении процессов трансформации территориального деления Ирландии мы обращались к эпистолярному наследию некоторых церковных иерархов65.

Гомилетика. Важнейшим памятником аскетической идеологии ирландского «peregrinatio» являются проповеди Св. Колумбана (604 - 613 гг.). Анализ колумбановых толкований Евангелия позволяет делать выводы о структурных установках дальнейшей географической образности «peregrinatio»66.

Анналы. Также исследовались свидетельства о паломничествах в ирландских анналах, наиболее полной и древнейшей версией которых являются «Анналы Ульстера». Свидетельства «Анналов Ульстера», как можно утверждать, отражают тенденции паломнической практики ирландцев периода раннего средневековья67.

В контексте исследования «Анналов Ульстера» привлекались сведения других ирландских анналов68.

Основной для нашей работы являлась электронная публикация издания «Анналов Ульстера»69. В основу публикации, выполненной в

63Keating G. The History of Ireland II ().

64 Sancti Columbani Abbatis et Confessoris Epistolae etc II PL. Vol. 80. P. 259 - 285; См.:
Sancti Columbani Opera/ Ed. G.M.S. Walker. Dublin, 1957.

65 Gilberti Lunicensis ad episcopos Hiberniae de usu ecclesiastico II PL. Vol. 159. P. 995 -
996.

66 Sancti Columbani Abbatis et Confessoris Instructiones etc II PL. Vol. 80. P. 229 - 259.

67 The Annals of Ulster I Ed. S. Mac Airt & G. Mac Niocaill. Dublin, 1983.

рамках сетевого проекта коркского университета, легло академическое издание «Анналов» Ш. Мак Айрта и Дж. Мак Ниокайлла 1983 г. с

70 Т-»

прилагающимся английским переводом . В контексте исследования «Анналов Ульстера» привлекаются сведения других ирландских анналов71. Агиографические источники. В фокусе нашего исследования находились преимущественно латинские жития, включающие в себя мотив «peregrinatio». Фигура святого-перегрина, в определенном смысле, может служить символом всей ирландской агиографической традиции. При обращении к житиям, впрочем, следует учитывать специфику жанра, который в ирландском варианте сочетает традиционность христианского канона в области формы с не меньшей традиционностью островной мифопоэтической традиции в области содержания. Наименее «фольклоризированы» и наиболее историчны латинские жития, дошедшие в ранних манускриптах. Это прежде всего житие Колумбы, написанное Адамнаном (685 - 689? гг.) и житие Колумбана, написанное Ионой (643

г.) . Историческая достоверность латинских житий, дошедших в списках позднего средневековья, и изданных Ч. Пламмером и У. Хейстом74, весьма невелика, но их сведения рассматриваются как важные элементы социокультурного контекста того или иного периода. С этой же целью

Chronicon Scotorum I Trans. G. Mac Niocaill II ().

69 The Annals of Ulster II (); Перевод
на английский язык: The Annals of Ulster II (index.html).

70 The Annals of Ulster I Ed. S. Mac Airt & G. Mac Niocaill. Dublin, 1983.

71 Chronicon Scotorum I Trans. G. Mac Niocaill II (),

72 Sancti Adamnani Benedictini Abbatis de Vita Sancti Columbae Libri tres II PL. Vol.88;
The Life of Columba, written by Adamnan I Ed.W.Reeves II (/published/L201040/index. html).

Vita S. Columbani abbatis auctore Jona monacho Bobiensi etc. II PL. Vol. 87. P. 1011 -1046; Ionae Vita sancti Columbani /Ed. B. Krush II MGH SS RG. Hannover, Leipzig, 1905. Bd. 37. S. 1-294.

74 Vitae Sanctorum Hiberniae I Ed. С Plummer. Oxford, 1910. 2 vols; Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice olim Salmaticensi nunc Bruxellensi I Ed. W. Heist. Bruxelles, 1965.

привлекаются немногочисленные ирландские жития, изданные У. Стоуксом75.

Особенный интерес в аспекте нашего исследования представляет пространственная образность латинской агиографической повести «Плавание святого Брендана», в сугубо литературной форме отражающей аскетическую практику морского «peregrinatio» ирландских монахов.

Еще исследование X. Циммера77 позволило установить, что повесть несомненно, создана на континенте в среде ирландских «peregrini». Древнейший манускрипт происходит из аббатства св. Максимина в Трире и датируется X в. К. Зельмер указал первоначальные пути распространения манускриптов из района Лотарингии, на некоторые территории Германии (р-н Австрии, Брандебурга)78.

Популярность повести в период ее первоначального распространения можно связать с ее особым значением для определенной части аудитории. Появившись в самом сердце придворного Оттоновского Возрождения, она оказалась в прямом смысле ко двору, сочетая момент необходимой религиозности с несомненным элементом развлекательности. Поэтому, например, затем, на основе латинской версии «Плавания», попавшей ко двору Генриха I, формируется англо-норманнское переложение повести, созданное трувером для развлечения двора (три манускрипта посвящаются Аделизе, жене Генриха). Его относят к периоду между 1106-1121 гг79.

75 Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxford, 1890.

76 Navigatio Sancti Brendani Abbatis from Early Latin Manuscripts I Ed., introd. and notes C.
Selmer. Notre Dame, 1959.

77 Zimmer H. Brendans Meerfahrt II ZfDA. 1889. Bd. 33. S. 129 - 220,257 - 338.

Selmer C. A Study of the Latin Manuscripts of the Navigatio Sancti Brendani II Scriptorium. International Review of manuscript studies. 1949. Vol. 3. P. 178 - 180. 79Mackley J. The Genre and Audience of the Voyage of St. Brendan II (. /medievalstudies).

Библиография вопроса (в том числе, кодикологических и палеографических исследований) огромна , но особняком в ней стоят работы К. Зельмера81. К. Зельмер стал редактором актуального издания «Плавания» 1959 г., основного для нашей работы .

Описания Святой Земли. К числу подобных произведений относится трактат «О святых местах» (De Locis Sanctis) Адамнана (6707690) важный для нас исключительно в аспекте восприятия ирландской монашеской общиной обстоятельств паломничества в его

традиционном смысле .

Монашеская поэзия. Развитие идеи «peregrinatio» в среде монашества в период VIII - X вв. рассматривается на материале литературных произведений (как континентальной, и островной, взаимопроникающих традиций). Так называемая отшельническая поэзия (hermit poetry) на ирландском языке и латинская монастырская литература являют собой пример культурной рефлексии над феноменом «peregrinatio»84.

Во втором параграфе третьей главы исследуется пространственная образность поэмы епископа Дублина Патрика (1024? - 1084) «О чудесах Гибернии» (Versus sancti Patricii Episcopi de mirabilibus Hibernie). Несмотря

Moran P. F. Acta Sancti Brendani: Original Latin Documents Connected with the Life of Saint Brendan, Patron of Kerry and Clonfert. Dublin, 1872; Kenney J.F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929; Low С. E. Descriptions and Classifications of the Manuscripts of the Navigatio Sancti Brendani (abstracts). Oxford, 1935; Esposito M. Sur la Navigatio Sancti Brendani et sur ses versions Italiennes II Romania. Paris, 1938. Vol. 64. P. 328 - 364. См. также: Burgess G. & Strijbosch С The Legend of St. Brendan - a Critical Bibliography. Dublin, 2000. и др.

81 Selmer С. The Irish St. Brendan Legend in Lower Germany and on the Baltic Coast II
Traditio. Bruxelles, 1946. Vol. IV. P. 408 - 413; idem. The Lisbon Vita Sancti Brendani
Abbatis. A Hitherto Unknown Navigatio-Text and Translation from Old French into Latin II
Traditio. Bruxelles, 1957. Vol. 13. P. 313 - 344.

82 Navigatio Sancti Brendani Abbatis from Early Latin Manuscripts I Ed., introd. and notes С
Selmer. Notre Dame, 1959.

Sancti Adamnani Abbatis Hiiensis de locis Sanctis ex relatione Arculfi episcopi galli libri tres II PL. Vol. 88. P. 779 - 815; Аркульф, en. Галльский. Рассказ о святых местах, записанный Адамнаном ок. 670 года / Изд. и перев. И. Помяловского. Спб., 1898.

на то, что материал поэмы формально обнаруживает малое отношение к проблеме «pereginatio», в аспекте нашей работы поэма представляет собою значительный интерес как один из наиболее ранних географических образов Ирландии в изложении ее жителя85.

Памятники мифопоэтической традиции. Под таковыми понимаются произведения, являющиеся плодом деятельности монастырских рукописных центров раннесредневековой Ирландии, согласно господствующему в кельтологии нативисткому подходу, наследовавших поэтической традиции ученого класса, восходящей к исчезнувшему с приходом христианства друидизму. Вопрос об изначальном книжном или устном характере прозаических преданий (scela) остается дискуссионным. Мы рассматривали в нашем исследовании произведения таких жанров, как «dinnshenchas» (старины мест) и «immrama» (плавания).

Иные нарративные источники. Имеют частное значение некоторые свидетельства крупнейших нарративных произведений средневековья, исключительно сложных в жанровом отношении, рассматриваемые нами в социо-культурном контексте исследуемого феномена. Сюда относятся широко известные произведения, в которых Ирландия и ирландцы рассматриваются, по преимуществу, с внешней точки зрения. Из них прежде всего назовем «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного (ок. 731) и региональное описание «Топографию Ирландии» Геральда Камбрийского (ок. 1188)86.

Хронологические рамки исследования охватывают обеспеченный источниками период VI - XII вв. включая в себя, таким образом, весь

84 Early Irish Lyrics I Ed. G. Murphy. Oxford, 1970.

85 The Writings of Bishop Patrick. 1074 -1084. Dublin, 1955. P. 56-71.

86 Historia Ecclesiastica Bedae II PL. Vol. 95; Topographia Hibernica, Expugnatio Hibernica
II Giraldi Cambrensis opera I Ed. J. F. Dimock. Vol. 5. L., 1861.

период раннеирландской церкви до ее фактического перехода под юрисдикцию Рима.

Научная новизна исследования заключается в приложении методов интеллектуальной и ментальной истории, интеллектуальной и ментальной истории, гуманитарной (этической) географии и ментального картирования к нарративным текстам раннесредневековой ирландской паломнической традиции, в последовательной разработке терминологии паломничества, в выявлении множественности целей ирландского «peregrinatio», не сводимого только к поиску «Небесной Родины», но включавшего в себя жажду «земной родины», обретавшей в письменной традиции характерный облик географической Гибернии и визионерской «Земли Обетованной» (Terra Repromissionis).

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории и культуре раннесредневековой Европы, и Ирландии в частности, а также для обновления ряда тем в курсах по сравнительной истории мировых религий, исторической географии.

Содержание и контекст «peregrinatio»

Св. Колумбан (543 - 615 гг.), был ключевой фигурой в распространении ирландского монашеского идеала за пределами острова, на континенте, и успешно сочетал свое аскетическое «странствие Христа ради» (peregrinatio pro Christo) с литературной деятельностью. И хотя, как писали в своем классическом труде Нора Чэдвик и Майлз Диллон, Колумбана не назовешь оригинальным мыслителем или глубоким ученым12, он остается автором уникальных по значимости произведений, в которых впервые формулируется, во всей своей особенности, программа ирландского «peregrinatio». Употребление и контекст «peregrinatio» в произведениях колумбанова корпуса, как можно предполагать, отражают значительную часть смыслов термина, существовавших в сознании ирландца эпохи «Века Святых».

Обращение к анализу употребления термина и его производных в текстах Колумбана еще раз свидетельствует о значительной широте семантики «peregrinatio». Очевидно, понятие раскрывается ирландским писателем в соответствии с логикой жанра произведения. Св. Колумбан далек от литературной неискушенности и в каждом случае он создает в соответствии со своими задачами запоминающийся, поэтически живой образ Перегрина, в котором, без сомнения, нужно видеть автопортрет самого Колумбана.

Впрочем, это не полностью верно по отношению к монашескому уставу Колумбана (Regula Coenobialis) , который менее всего оригинален и восходит к ранним монашеским уставам - Василия Великого в переработке Руфина, к уставам Пахомия и Кассиана, к предыдущим ирландским уставам14. Как и подобает такого рода документу, устав лишь однажды рассматривает перегринов в сугубо официальном контексте, напоминая монастырским экономам о надлежащем гостеприимстве15.

«Peregrini» в уставе Колумбана, также как в Уставе Бенедикта и прочих, всего лишь одна из категорий людей, с которыми населению монастыря приходится иметь дело. В данном контексте, «peregrinus» ближе всего к исконному значению слова - «чужеземец, иностранец». Однако, из текста не вполны ясны отличия упомянутых «advenientibus» и «peregrinis», и в этом случае, возможно сопоставление данного положения устава со сходными положениями устава Бенедикта.

Несомненно, важен факт, что пропитанный аскетизмом устав Колумбана, фиксировавший «суровые наказания за малейшие нарушения монашеской дисциплины»16 и отличавшийся известной неполнотой, с самого начала его внедрения сочетался в обителях с уставом св. Бенедикта. Как указывает, например, М. Данн, извлечение частей из бенедиктинского устава и соединение их с уставом Колумбана было скорее общепринятой практикой, чем исключением в Галлии VII в.17. Собственно, важную часть указанной работы составляет исследование генезиса галльских монашеских уставов этого периода, некоторые из которых, как, например, анонимный «Cuisdam Patris Regula ad Virgines», основаны именно на слиянии уставов Бенедикта и Колумбана. Не менее благосклонный к странникам устав Бенедикта, также содержащий наставления насчет приема пилигримов, обнаруживает на своих страницах указанное противопоставление (hospitibus et peregrinis) в части, касающейся трапезы аббата.

Данное место устава Бенедикта, как свидетельствует «Патрология» Миня, активно комментировалось впоследствии. В частности, если важные для нашего понимания контекста терминов «advenientibus» и «peregrinis» комментарии Хильдемара (Hildemarus Civatensis) (ум. 840?) вводят лишь территориальное разграничение между этими понятиями: «Гости... те, которые из этой же, ближайшей, области. Перегрины же - те, которые из области другой. Перегрином же называется, как сказал Кассиодор, тот кто следует далеко»21, то комментарии Бернарда из Монте-Кассино (ум. 1282) отсылают к привычному смыслу паломничества: «Пожалуй, те зовутся пилигримы, кто в монастырь или другое место стремятся ради поклонения. Гости же - те, кто прибыли в место это по другой причине» .

Шесть писем Колумбана, относимые к периоду с 605 по 615 гг., отражают непреклонную позицию «первого ирландского европейца» в вопросах, касающихся отношения римского и кельтского церковных укладов. В частности, в письмах Галльскому Синоду (602) и папе Григорию I (603), рассматривается ключевой для ирландской церковной истории вопрос о счислении Пасхи.

Земная родина

Исследовав словоупотребление и контекст термина «peregrinatio», мы обнаружили, что идеология ирландского «странничества» не содержит традиционного мотива Святых Мест, как в том случае, если бы мы говорили о паломничестве в его традиционном понимании. Путь перегрина простирается в пространстве не географическом, но метафорическом, важность оставления родины лежит не в земной цели странствия, но в факте изоляции себя в «пустыне» иной человеческой и природной среды.

При этом идеал «peregrinatio» предполагал, что территориально покидать родные места было совсем не обязательно - идеальный пилигрим был далек от мира и в собственной келье. Так, например, подобной идеей проникнуты стихи IX в., известные как «Песнь отшельника»:

«Один в моей малой келье, без единого человека окрест: такое паломничество всегда будет драгоценно для моего сердца, пока я не умру».

Географическая образность «peregrinatio» строится на ином, нежели паломничество, основании. Наше внимание уже привлекал отраженный в писаниях Колумбана образ «небесной родины». Данный образ необходимо предполагает свой антипод - «родину земную», откуда монах отправляется в путь. «Peregrinatio», таким образом, мыслится путешествием не «в», а, скорее, «из». На уровне геграфической образности, «Родина земная» -Ирландия - играет роль единственного ориентира аскетического «peregrinatio», пространство которого мыслится именно в соотнесении с островом и, более того, в оппозиций к нему. В самом раннем варианте противопоставление перегрина и земной родины определяется категориями родства, важнейшими для Ирландии периода родового строя.

Эта оппозиция актуализируется также в некоторых позднейших житиях, имевших сознательную установку на воспроизведение аскетического идеала времен «Века Святых».

Ниже хотелось бы проиллюстрировать данный тезис некоторыми примерами.

Так, ирландское по языку «Житие Св. Колумбы» (521 - 597 гг.), относящееся к XI в. (Betha Coluim СШе) (с немногими латинскими вставками) начинается словами из книги Бытия (Быт. 12:1): «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе» .

Цитированное житие, перечисляющее «три образа призвания» человека к «peregrinatio» следом за изложением Кассиана (360 - 430 гг.)9 называет первым призванием - призвание «от Бога» (ex Deo): «Первый путь - вдохновение и побуждение людей Божественной благодатью служить Господу, по образцу Павла и Антония монаха и других блаженных монахов, что служили Богу в Египте». Этот вид призвания, в отличие от двух других, через человека (per hominem) и по необходимости (ex necessitate), напрямую увязывается с оставлением всякого земного родства и является основополагающим в формировании аскетической доктрины ирландского монашества10, представленной в писаниях Колумбана.

Далее в житии рассматриваются три вида «peregrinatio», в которых акцент также сделан не на географической цели путешествия, но на отношении удаляющегося в «peregrinatio», или «ailithre» (данный синонимичный термин применяется для обозначения практики в ирландской части жития) к оставляемой им родине11.

Свидетельства о необходимости прекращения родственных отношений монахом и перегрином в изобилии предоставляет агиография, полная упоминаний о суровости основателей монашеских общин к своему земному родству. Приобретает особый оттенок кажущееся на первый взгляд незначительным упоминание в «Navigatio Sancti Brendani» о том, как Св. Брендан, пришедший перед отправлением в свое знаменитое плавание в часть страны, где проживали его родители, «однако, видеть их не пожелал» (.. .demorabantur parentes ejus. Attamen noluit illos videre...) .

Необходимо указать на несомненную связь исследуемой черты ирландского аскетизма с практикой наказания в родовом ирландском обществе. В этом смысле, важны идеи Т. Чарльза-Эдвардса . Действительно, при практическом отсутствии какой-либо государственной верховной власти в раннесредневековой Ирландии, наиболее важными механизмами, регулировавшими, в том числе, и соблюдение законов и наказание преступников, оставались родовые структуры. Изгой, лишавшийся вследствие своего преступления связей с общиной, покровителями и родственниками, попадал под суд пустыни и тоска изгнанника по родине, в буквальном смысле, приобретала значение смертельной.

«Изгнание сыновей Уснеха», одна из знаменитейших эпических повестей уладского цикла, записанная в X в., и повествующая о преступной любви Дейдре и Найси, имеет основной сюжетной коллизией страдания влюбленных, вынужденных покинуть родные земли и скитаться из-за преследований короля Конхобара по всей Ирландии. Тем не менее, предполагаемая смерть от рук земляков, по мнению героев повести, менее ужасна, чем их опасные скитания на чужбине. Улады, окружающие Конхобара, призывают короля простить ослушников, следуя императиву: пусть лучше вернутся они в свою землю, чем погибнут от руки врагов14. И сыновья Уснеха, а с ними несчастные Дейдре и Найси возвращаются на родину, приняв, тем самым, свою горестную судьбу.

Субъект, центр и периферия

Важные аспекты практики паломничества в Ирландии возможно рассмотреть на примере свидетельств ирландских анналов. Известия анналов лаконичны, и, как отмечалось исследователями проблемы, «зачастую из них можно заключить лишь, что определенный человек умер, отправившись в паломничество, в определенном месте»8. Тем не менее, исследование данных анналов в сочетании с археологическими изысканиями позволяет делать выводы о расположении, устройстве и степени важности паломнических центров раннесредневековой Ирландии9.

Исследователи ирландского паломничества, сетуя на указанную лаконичность, помещают сведения анналов на периферию своих обстоятельных обзоров, предпочитая задействовать более красноречивые свидетельства агиографии10 или археологических раскопок. Между тем, немногочисленные записи анналов, касающиеся практики паломничества, уже в силу одной своей методичности открывают любопытную возможность реконструкции паломнического образа Ирландии периода VIII - XII вв. Первое свидетельство, которое возможно однозначно определить как свидетельство о паломничестве, если не считать знаменитого удаления Колумбы на остров Иону11, относится к 707 г.12 и, как представляется, важно рассмотреть феномен в рамках всего последующего «кельтского» периода ирландской церкви, ограниченного переходом островных архиепископств под юрисдикцию Рима, и захватом Ирландии норманнами (вторая половина XII в.)

Может быть, в данном случае уместно говорить о возможности построения ментальной карты ирландского паломничества, памятуя о том, «что не только индивидуумы создают свою субъективную внутреннюю картину окружающего их пространства, сведения о котором они могут получить непосредственно. Группы людей, сообщества и коллективы также создают специфические в историческом и культурном отношении представления о пространственной структуре окружающего мира» . Не говоря о фактологической, географической ценности такого подхода, в чем мы едва ли можем видеть задачу нашей нынешней работы , мы, тем не менее, видим здесь возможность комплексного описания феномена ирландского паломничества.

Практика раннесредневековых путешествий к святыням всегда оставалась в тени знаменитого «exile» ирландцев. В известных нам работах, посвященных эволюции ирландского паломничества, исследователи, как, например, М. Нолан15, ограничиваются несколькими абзацами, справедливо полагая, что пик расцвета паломнического культа святынь острова относится ко времени, далекому от раннего средневековья16. Действительно, ни одно из тройки вошедших в историю самых знаменитых, доныне почитаемых паломнических мест Ирландии, ни Кроаг Патрик (Croagh Patrick) в гр. Мэйо, ни Аббатство Св. Креста (Holy

Cross Abbey) в графстве Типперэри, ни даже Луг Дерг (Lough Derg) в графстве Донегол (известное всей Европе высокого средневековья Чистилище Св. Патрика) не упоминаются в качестве таковых в «Анналах Ульстера» исследуемого периода.

Ограничивая наш анализ свидетельствами одних «Ульстерских Анналов», мы, таким образом, будем вынуждены смотреть на паломническую карту Ирландии с определенных позиций. С особенностями происхождения «Анналов», которые частично были затронуты выше, связаны предпочтения составителей хроник (так, например, в «Анналах Ульстера» весьма редки упоминания о собственно Ульстере, северной провинции острова)17. Роль Армага (Armagh), церковной столицы Ирландии рассматриваемого периода, в создании «Анналов» совершенно определенным образом повлияла на представленную в них иерахию церковных территорий и священных мест.

К. Хьюс отмечает проявившийся интерес «Анналов» к Армагу 780 г . Несомненно, отбор материалов, помещавшихся в хронику, велся из самого Армага. Наконец, политические интересы тесно связанной с Армагом династии У и Нейлов, контролировавшей Ульстер до начала XII в., также в некоторые периоды оказывали воздействие на факт записи тех или иных событий19. Впрочем, указав на это, мы лишь фиксируем очевидный факт, что одновременный взгляд со всех сторон невозможен.