Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Перу, Эквадор, Боливия: эволюция социально-политических позиций католической церкви в 70-80-е годы Слинченко, Валерия Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Слинченко, Валерия Петровна. Перу, Эквадор, Боливия: эволюция социально-политических позиций католической церкви в 70-80-е годы : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / АН СССР. Ин-т Лат. Амер..- Москва, 1990.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/2879-2

Введение к работе

Актуальность темы. Выбор темы диссертации обусловлен значительностью той роли, которую играет католическая церковь как традиционный институт латиноамериканского общества, как оплот христианской идеологии. Учение церкви глубоко укоренилось в сознании народов континента: католицизм стал давней традицией, частью культурного облика этих народов. В большинстве стран региона для национального стереотипа поведения характерна связь представлений о социальной справедливости с идеалами христианства.

Актуальность избранной темы определяется также растущим вниманием к идейной эволюции католицизма на современном этапе при постановке проблем, касающихся развития общественного сознания в странах Латинской Америки, а также связанных с изучением процесса идентификации традиционных надстроечных структур с социально-экономическими базисными сдвигами.

Церковь опирается на устойчивую сеть своих социальных связей, у нее свой механизм воздействия на общество. Сложившаяся веками церковная иерархическая структура сочетается на данном этапе с широким распространением христианских низовых общин, базируется на многочисленных приходах и епархиях, связана с католическими учебными заведениями, клерикальными и светскими организациями. Влияние церкви сказывается на массовой базе различных политических движений.

Со второй половины 60-х годов процесс политизации католицизма в Латинской Америке начинает приобретать беспрецедентный, характер и становится одной из ведущих тем в мировой историографии. После П Ватиканского собора (1962-1965) и прошедшей под его влиянием П Генеральной ассамблеи латиноамериканского епископата в Медельине (Колумбия,1968) в истории католической церкви континента определился новый этап. Он нашел отражение во всех сферах церковной деятель-

ности и в целом, к рубежу 60 - 70-х годов, выявил различные направления в среде духовенства и верующих. Именно это было принято во внимание автором при установлении хронологических рамок данной работы.

Интерес к изучению социально-политической ориентации латиноамериканской католической церкви обусловлен и новой постановкой вопросов, связанных с общественными процессами в контексте борьбы за демократическое развитие, за совладение прав человека. Внимание к теме вызвано также тлеющими место в последние годы попытками большего перенесения внешнеполитической активности Соединенными Штатами в политико-идеологическую борьбу, в частности, в сферу христианской религии и церковной деятельности1. Следует учитывать и важность проблемы сотрудничества духовенства и католических кругов различных направлений с соответствующими политическими движениями, поскольку это один из факторов, определяющих политику союзов демократических сил.

Объектом исследования в диссертации явилась идейная эволюция католической церкви Латинской Америки в социально-политическом аспекте в период 70 - 80-х годов, выявившая в церковной среде правое (консервативное, или интегристское), центристское (либерально-реформистское) и левое ("народная церковь", теология освобождения) направления и сопровождавшаяся попытками переосмысления социальной миссии этого института. Рассмотрение в указанном ключе позиций католической церкви в трех андских странах - Перу, Эквадоре и Боливии - стало предметом исследования.

Эти страны объединяет не только географическая близость, но и сходство ряда ключевых моментов исторического развития в доколониальные времена и на современном этапе, характер экспансии католицизма в Андском субрегионе. Неизгладимый след в истории указанных стран оставили древние индейские цивилизации: в эпицентре развития и гибели по-

См.: Houtart P. Log cristianos en los ргосезоэ revo-lucionariog у en la tranaicion al зосіаіізто. -'Cristianismc y^liberacion en America Latina. Gompilador C. De Leila. -Mexico, 1984, vol.1, p.55-64.

следних находилась та часть Южной Америки, где впоследствии образовались современные государства Перу, Эквадор и Боливия. Фактором, в значительной степени определяющим здесь специфику деятельности католического духовенства, является то, что это самые "индейские" страны субрегиона (в Перу и Эквадоре индейцы составляют более 40$ населения, а в Боливии - почти две трети). Шсокий процент индейского населения обусловил распространение и устойчивость традиционных верований (древних языческих культов), частично сохранившихся до наших дней, своеобразие уклада в первую очередь сельского населения. Сходные черты просматриваются в развитии общественной мысли (например, в философии истории, утверждении индеанизма, генезисе основных идейно-политических направлений) , а также в общей политической эволюции этих стран. Так, в конце 60-х - первой половине 70-х годов именно здесь проявили себя прогрессивные.военные правительства Х.Веласко Альварадо - в Перу, А.Овандо Кандиа и Х.Х.Торреса - в Боливии и Г.Родригеса Лары - в Эквадоре. В 80-х годах в указанных странах стала утверадаться' социал-демократическая альтернатива развития.

Актуальность вопроса и отсутствие обобщающих специальных работ в советской латиноамериканистике по католической церкви Перу, Эквадора и Боливии послужили основанием для выбора темы диссертации.

Научной целью при написании диссертации явилось конкретно-историческое исследование - на примере Перу, Эквадора и Боливии - проблем, связанных с эволюцией, социально-политических позиций католической церкви. Прежде всего церковь рассматривается как социальный организм, отражающий специфику исторических условий в каждой из указанных стран, и как один из серьезных факторов их социально-политического развития. Перегруппировка социальных сил и изменения в характере политической власти в этих странах, развитие политического плюрализма в обществе внесли принципиально новые акценты в постановку проблемы "церковь - власть", "церковь -общество". Этот вопрос лег в основу построения данной рабо-

ты, так как он определяет характер социального облика церкви, ее роли в общественном развитии, а также условия, стимулирующие утверждение в церковной среде того или иного идейного направления. В рамках общей научной цели исследования автором были поставлены следующие конкретные задачи:

охарактеризовать этапы становления католической церкви в каждой из указанных стран, механизм ее воздействия на общество и специфику проявления ее социальной роли;

выявить направления внутрицерковного процесса в контексте общей социально-политической эволюции латиноамериканского католицизма в 70 - 80-е годы, сущность и базу различных тенденций в церковном движении, степень их причастности к обновлению социальной доктрины католицизма, соотношение политики церкви с установками Ватикана;

дать анализ последствий влияния на ситуацию в церкви перемен в светском обществе - как в плоскости "церковь -власть", так и в более широком плане - "церковь - верующие";

показать процесс идентификации церкви с теми или иными силами общества, проникновение католицизма и влияние церкви в сфере общественно-политических структур, а также степень проявления прогрессивного потенциала церкви в кавдой иэ названных стран;

определить перспективу общего развития существующей на данном этапе "модели" католической церкви, основываясь

на конкретно-историческом материале Перу, Эквадора и Боливии Методологической, основой диссертации послужили марксистские принципы исторического исследования с учетом более ши рокого подхода к оценке роли религии и церкви в обществе в соответствии с новым мышлением, утверждающимся в последние годы.

В связи с некоторыми аналогиями в современном развитии католицизма в Латинской Америке с религиозными движениями времен Реформации в методологическом отношении большой интерес представляют замечания Ф.Энгельса о значении религии и церкви, о регулирующей роли официальной религии в обществе, его подход к характеристике реформационных учений в средне-

вековой Европе. Принципиальное значение имеют рассмотрение католического движения как части социально-политических и идеологических процессов, определение зависимости развития религии и изменений в позициях церкви от условий общественного развития, социальной среды."Религия всегда сохраняет известный запас представлений,унаследованный от старых времен, - писал Ф.Энгельс, - так как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой. Но изменения, происходящие в этом запасе представлений, определяются классовыми,следовательно, экономическими отношениями людей, делающих эти изменения" .

Официальная религия и политическая ориентация церкви всегда были направлены преимущественно на поддержку политической линии господствующих классов, а религиозная мораль отвечала нравственным нормам привилегированных социальных слоев, поскольку, как отмечали классики марксизма, "мысли господствующего класса являются в кавдую эпоху господствующими мыслями... тот класс, который.представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила" . Например, в Западной Европе периода феодальной раздробленности церковь, по словам Ф.Энгельса, "проявляла себя в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" и ее феодальная иерархическая организация "давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах" .

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, сГЗІб-ЗІб.

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избр.соч. в 9-ти томах, т.2. М., Политиздат, 1985, с.42-43.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.7, с.361.

Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.495.

При сохранении воздействия религии и церкви на общественное сознание и социальную жизнь протест против существующего порядка может выражаться в религиозной форме и не быть чуждым даже секуляризации, что наблюдалось в ходе Крестьянской войны в Германии. В условиях, когда религия являлась господствующей формой идеологии, "все ... нападки на феодализм и ... на церковь, все революционные - социальные и политические - доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси" .

На современном этапе стремление части религиозных деятелей и верующих синтезировать христианство и социализм привело к попыткам соединить марксистскую терминологию с религиозными категориями, что нашло отражение в теологии освобождения, ставшей утверждаться в Латинской Америке в 60-е годы. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняемой католицизмом силой традиции, а с другой - необходимостью модернизации структуры церкви и ее социальной доктрины, подпитываемых остатками старых социальных структур, в условиях общественных сдвигов, переживаемых латиноамериканскими странами. Возникновение теологии освобождения, движения за "народную церковь" в определенной степени созвучно реформационным движениям, которые в целом "были го своему теоретическому содер нанию ... попытками бюргерства, городских плебеев и ... крестьянства приспособить старое теологическое мировоззрение к изменившимся экономическим условиям и жизненному укладу новых классов" .

Источниками при написании диссертации явились.прежде всего пастырские документы, принятые епископальными конференциями Перу, Эквадора и Боливии, заявления отдельных представителей церковной иерархии и рядового клира, документы, одобренные на международных встречах сторонников теологии

1 Энгельс Ф, Крестьянская война в Германии. Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.361; см. такке Сухов А.Д.
Религия в истории общества. М., 1979, с.72-75.

2 Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., 2-е изд., т..21, с.496.

освобождения, а также различные свидетельства о позициях духовенства указанных стран в Латиноамериканском епископальном совете (СЕЛАМ), либо в Ватикане 1. К числу источников относятся папские энциклики, выступления Иоанна Павла П, последнего папы, в ходе его поездок по странам Латинской Америки. Кроме того, были использованы подготавливаемые Ватиканом справочные данные по католическим церквам различных государств и сведения аналогичного характера, содержащиеся в других изданиях . К этому нужно добавить фактические материалы, встречающиеся в работах зарубежных исследователей .

Среди наиболее информативных периодических изданий, материалы которых послужили источниками для автора диссертации, следует назвать превде всего те, которые представляют латиноамериканскую католическую печать, - газеты "Католисисмо" (орган СЕЛАМ), "Пресенсиа" (Боливия), журналы, отражающие позиции приверженцев геологии освобождения, - "Пахшас" (Перу), "Сик" (Венесуэла), "Кристиаяисмо и сосьедад" (Мексика) и др. Помимо этого, в поле зрения автора были международные католические журналы "Энформасьон католик энтернасиональ", "Ак-

Pastoralea de loa оЬізроз lat^noamericanoa sobre cues-tiones politico-sociales. Bibliografia. Madrid, 1976, 40 p.; Loa cristianos у el socialismo. Primer enouentro latinoameri-саш. Buenos Aires, 1973» 274 p.; La Iglesia latinoaraerlcana у el aocialismo. Docuraentoa de la jerarquia у de grupoa ecle-siales. Heverlee - Louvain, 1973, 239 p., etc.

Laborem exercena. Vatican, 1981j Instryccion sobre al-gunoa aspectoa de la "Teologia de la liberacion". Vatican, 1984; Anmario pontificio. Citta del Vaticano, 1988; The Europa World Year Book. London, 1989, vol.I-II; The World of Learning, London, 1987, vol.11; Statistical Abstract of Latin America. Los Angeles, 1989, vol.27, etc.

Hiatoria general de la iglesia en America Latina. Peru, Bolivia, Ecuador. Coord, gen. E. Dussel. Salamanca (Езрайа), 197, vol.8, 533 p.; Dussel E.D. Hiatoria de la iglesia en America Latina. Coloniaje у liberacion (1492-1973). Barcelona, 1974, 467 p.; Lepeley,J. Teologia de la liberacion: un analisis tematico-cronologico. Bogota, 1986, 213 p., etc.

Б1 Catollcismo. Bogota; Presencia. La Pez; Paginaa. Lima; Sic. CaracasjCriatianismo у aociedad. Mexico, etc.

тгаалите католик дан ле монд" и некоторые другие, а также ряд ведущих изданий Перу, Эквадора и Боливии - газеты "Ре-публика", "Комерсио", журнал "Вистасо", печать коммунистических партий, указанных стран .

Значительная информация документального и хроникального характера, обзорные материалы даются бюллетенями "ЛАДОК" и "АЛАН", "Латинамерика пресс" и рядом других , а также крупнейшими латиноамериканскими и западноевропейскими газетами и журналами; "Диа", "Эксельсиор", "Тъемяо", "Пайс", "Нуэва сосьедад", "Монд", "Монд дипломатик", "Эспри", "Сашг-енца" и др.

Характеризуя научную литературу по теме диссертации, следует отметить преаде всего работы советских ученых-лати-ноамериканистов, относящиеся непосредственно к объекту исследования, - И.Р.Григулевича и В.П.Андроновой, а также публикации по католицизму и католическому движению в целом и других авторов - М.В.Андреева, А.В.Белова, Л.Н.Великовича,

~ Information catholique Internationale. Paris} L'Actu-alite catholique dans le raonde. Paris, etc.

?

LADQS. Bimonthly publication of Latin America documentation. Lima, Waahington; Latinamerica press. The English language publ. of Notfcias aliadas. Lima; ALAI. Montreal; The Andean Report. Lima, etc.

-, El Dfa. Mexico; Excelsior. Mexico; El Tiempo. Bogota;

Б1 Pais. Madrid; Kueva sociedad. Caracas; Le Monde. Paris;

Monde diplomatique. Paris; Esprit. Paris; Sapienza. Milano,
etc.'

Григулевич И.P. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. М., 1972, 412 с: его же. Церковь и олигархия в Латинской Америке. І8І0-І959. М., 1981, 328с; его же. Латинская Америка: церковь и революционное движение. I960 - начало 1980-х годов. М., 1988, 174 с.

Андронова В.П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972, 154 с; ее же. Буржуазно-реформистский вариант националистической тенденции в католицизме. Левонациона-листические радикальные течения в католицизме. - В кн.: Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976, С.І56-І70; ее же. Идеология современного христианского движения. - В кн.: Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983, с.228-256; Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке (середина 60-80-х годов). - Автореф. лис. ... докт.ист.наук. М., 1988, 46 с.

В.И.Гараджи, Н.А.Ковальского, И.А.Крывелева, С.Г.Лозинского, С.П.Мамонтова, М.П.Мчедлова, Ф.Г.Овсиенко, Н.Н.Поташинской, С.И.Семенова, К.А.Хачатурова .

При написании диссертации ее автором были привлечены работы советских исследователей, содержащие анализ философских основ католицизма, теологии освобождения в Латинской Америке, - Э.В.Деменчонка, З.А.Заритовской, А.С.Попова, А.А. Радугина и др.

С точки зрения оценки в целом общественных процессов в Латинской Америке и, в частности, в Перу, Эквадоре и Боливии в 70 - 80-е годы, общие ориентиры для автора диссертации определил ряд фундаментальных советских исследований по социально-политическим и идеологическим проблемам континента, а также страноведческие работы Ю.А.Зубрицкого, Е.Х.Гаврило-вой.А А.А.Истомина, Г.Е.Жучковой, Л.В.Пегушевой .

Андреев М.В. Критика идеологии современного клерикализма. М., 1982, 63 е.; Белов А.В. Клерикальный, антикоммунизм: идеология, политика, пропаганда. М., 1987, 256 с; Га-радна В.И. Богословская мистификация социальной революции. М., 1974, 63 с; Ковальский. Н.А. Католицизм и мировое социальное развитие. М., 1974, 183 с; Крывелев И.А. История религий. Очерки. М., 1988, т.1, 446 с: Лозинский С.Г. История папства, 3-е изд. М., І986, 380 с; Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987, 256 с. и др.

Деменчонок Э.В. Латиноамериканская "философия освобождения". Вопросы философии, 1986, JS 10, с.132-141; его не.Проблема "освобовдения" в радикальной теологии. Латинская Америка, 1986, Я 10, с.58-70; Заштовская З.А. Современный католицизм в Латинской Америке и ""теология освобождения". - В сб.: Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М., Институт философии АН СССР, 1983, с.67-80; Попов А.С, Радугин А.А. Христианские футурологические концепции. М., 1987, 206 с; их же. Деполитизация католицизма: лозунги и реальность. Латинская Америка, 1988, № 8, с.3-Ю и др.

3 Господствующие классы Латинской Америки. М., 1978, 444 с; Идеологическая борьба в Латинской Америке и кризис антикоммунизма. М., 1986, 199 с; Капитализм в Латинской Америке: очерки генезиса, эволюции, кризиса. М., 1983, 414 с; Политическая система общества в Латинской Америке. М.. 1982, 480 с; Социальные сдвиги в Латинской Америке. М., 1985, 224 с; Средние городские слои Латинской Америки. М., 1974, 432 с; Ильин В.И. Буржуазный плюрализм: истоки и классовый смысл. М., 1983, 200 е.; Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983, 352 с; Шульговский А.Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М., 1979, 566 с; Куль-

В диссертации широко использована зарубежная литература по латиноамериканской католической церкви и католицизму в целом, в которой можно выделить прежде всего работы извест шх теологов-священников, представителей теологии освобождения - Э.Дусселя, П.Ричарда, Г.Гутьерреса, а также других, являицихся авторами исследований по истории и идеологии католицизма (в частности, А.Казановы и Ж.Гшара) .

Среди конкретно-страновых публикаций следует указать монографию Л.Пасары (Перу), написанную с позиций, близких марксистским, а также работу Дк.Л.Кдейбера (США), занимающего либерально-реформистские позиции .

Остальная часть зарубежной литературы посвящена общим вопросам эволюции латиноамериканского католицизма. В ряду исследований, отражающих убеждения прогрессивной направленности, находятся работы А.М.Эскурры, Х.Лепели, А.Гирбранта, П.Лерну, Ж.И.Фолманяа, Р.Алайсы и других, которые рассматривают идеологическую борьбу в церкви, причины возникновения и этапы развития теологии освобождения, роль церкви в демо-

тура Перу. М., 1975, 379 е.; Культура Боливии. М., 1986, 248 е.; Культура Эквадора. И., 1985, 279.с: Перу: социально-экономическое и политическое развитие (1968-1980). М., 1982, 296 с; Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1989, 189 с; Боливия: тенденции экономического и социально-политического развития, м., 1990, 180 с; Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. Ш., 1975, 191 е.; Истомин А.А. Особенности политической борьбы в Эквадоре в 1976-1984 гг.: Автореф. дне. ... канд.ист.наук. М.; 1988, 23 с. и др.

Duasel Е. De Medel^fn a Puebla. Una decada de aangre у eaperanza, 1968/1979. Mexico, 1979, 599 p.; idem. Hipote-ais^para una historia de la teologia en America Latina.^Bogota, 1986, 98 p.; Richard P. La Igleaia que nace en America Central. - Criatiaqiamq у liberacion en America Latina. Compilador С De Leila.„Mexico, 1984, p.17-54; Gutierrez G. Teologia de la liberacion. Perapectivaa. Lima, 1971, 374 p.г idem. La Verdad los hara librea. Confrontacionea. Lima,1986, 250 p. etc.

2 Pasara L. Radicalizacion. у conflicto en la igleaia peruana. Lima, 1986, 163 p.; KLaiber J.L. Religion and Revolution in Peru. 1824-1976. Notre Dame - London, 1977, 259 P.

кратических процессах в последние годы .

Другую часть работ можно отнести, с известной долей условности, к либерально-реформистскому , либо консервативному направлениям. Для большинства зарубежных публикаций в целом характерно признание церкви как едва ли не вашіейшего из социальных компонентов нации, способного стать стержнем ее обновления и построения ее будущего.

Авторам либерально-реформистской ориентации присущ в значительной степени поверхностный анализ политических процессов в обществе и различных тенденций в церковной среде, не затрагивающий их социальной сущности. Эта черта свойственна и работам исследователей правого толка, поддерживающим мысль о бесперспективности обновленческих исканий, духовенства и соответствующие ей позиции консервативного охра-нительства в католицизме.

Был привлечен также ряд исследований социологического характера, по истории общественно-политической и философской мысли 4, по проблемам социально-политического развития Перу, Эквадора и Боливии .

Ezcurra A.M. Iglesia у transicion dmocratica. Ofen-siva del neoconservadurismo catolico en America Latina. Buenos Aires, 1988, 251 p.;,Lepeley J. La Teologia de la li-beraciom un analisis tematico-cronologico. Bogota, 1986, 213 p.; Gheerbrant A. La Iglesia rebelde de America Latina. Mexico, 197О, 319 p.і Lernoux P. Cry of the people. New York, 1980, 535 p>; Pollmann J.I. Igreja, ideologia e classes sociais. Petropolis -Brasil, 1985, 208 p. etc.

Cleary E.L. Crisis and change: the church in Latin

America today. New York, 1985, 202 p.; Churches and Politics in Latin America. Ed. by D.H.Levine. Beverly Hills -London, 1979, 288 p.; The Church and Social Change in Latin America. Ed.: H.A. Land3berger. Notre-Dame - London, 1970, XIII, 240 p. etc.

Liberation south, liberation north. Ed. by M.Novak.

iYaahington, London, 1981, 99 p.; Novak M. Pree регзопз

and the common good. S.I., 1989, HI, 233 p.

Whyte J.H. Catholics in western democracies: A sta-dy in political behaviour. New York, 19.81, 193 p. і Barbier M. Religion and politique dans la репзее moderne. Nancy, 1987, 256 p.

5 ' *

Moncada Sanchez J. Reflecciones universitariaa. Quito, s.a., 86 p.; Quintero R. El Mito del populismo en el

Научная новизна диссертации заключается в предпринятом автором конкретно-историческом исследовании эволюции социально-политических позиций католической церкви указанных трех андских стран в 70 - 80-е годы под углом зрения идентификации церкви с различными политическими режимами в условиях развития идейно-политического плюрализма в обществе.Впервые рассмотрены и обобщены последствия воздействия на церковь данных стран структурных сдвигов'- как в плоскости "церковь - власть", так и в более широком плане - "церковь -верующие", проанализированы переживаемый церковью кризис, сущность позиций и социальная база различных направлений в церковном движении, степень их причастности к обновлению социальной доктрины католицизма, охарактеризованы основные тенденции в развитии католического движения.

: В советской историографии нет научных работ, специально посвященных этим проблемам в преломлении андской тематики. Как уже отмечалось выше, единственными работами, затрагивающими, в общем плане рассмотрения политической роли религии и церкви в Латинской Америке, и этот аспект, являются монографии И.Р.Григулевича и докторская диссертация В.П.Андроновой. Помимо этого, при написании диссертации был введен в научный оборот ряд источников и литература, ранее не использовавшиеся в советских публикациях.

Практическое значение диссертации состоит во вкладе в разработку проблематики, касающейся новых тенденций в развитии латиноамериканского католицизма, в частности, их роли в общественно-политических процессах в Перу, Эквадоре и Боливии, перспектив взаимодействия различных направлений в церковной среде с демократическими силами общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в вузах при чтении лекций по новейшей истории Латинской Америки, а а также организациями по связям с зарубежными странами.

Ecuador. Quito, 1980, 386 p.; Garca Belaunde D. Una demo-cracia en transition.^Ьаз elecciones региапаз de 1985. Lima, 1986, 188 p.j lopez Garcia V. Б1 problema social en el Peru. La alternative popular. Lima, з.a., 144 p.

Апробация диссертации. Данная работа представляет собой результат изучения автором избранной им теш в течение рада лет. Это нашло отражение в серии публикаций - в коллективных монографиях и сборниках, в тезисах к научным конференциям ИЛА АН СССР, а также в реферативном сборнике ИНИОН АН СССР. Работа была обсущцена и одобрена на заседании сектора Южной Америки Отдела страноведения и внешней политики ИМ АН СССР.

Структура диссертации соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.